Как вести себя во время ссоры с ребёнком
Конфликты между родителями и детьми
В какие межличностные отношения мы бы ни вступали, рано или поздно мы сталкиваемся с тем, что наши желания и ценности не совпадают с желаниями других людей — так случается в общении с коллегами, друзьями, романтическими партнёрами. Привычные стратегии поведения во время ссоры и навык выхода из конфликта дети усваивают в самых первых своих отношениях — в семье. Всё, что ребёнок видит и переживает дома, влияет на его представления о том, что такое любовь, эмоции и границы допустимого поведения.
Иногда бывает и по-другому — ребёнок строит собственную жизнь по принципу от противного, избегая всех привычек своих родителей. Так часто бывает, если дома ребёнок пережил травматичный опыт (например, в ситуации домашнего насилия). У человека из семьи, где ссоры проходили с физической или вербальной агрессией, оскорблениями, криком или манипуляциями, появляются проблемы в карьере и самореализации.
Такому человеку будет сложно принимать самостоятельные решения — если родители всегда заставляли его что-то делать, то он привыкает, что за него всё решит другой человек (вслед за родителями эту роль начинают играть начальство, партнёр).
Если на ребёнка часто ругались, он может вырасти со страхом осуждения, который не позволяет сформироваться адекватной самооценке. Иногда в подростковом возрасте такие дети, из неприятия родительского контроля или чтобы справиться со стрессом, начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики, которые для кого-то из них затем превращаются в зависимость или приводят к рискованному и самодеструктивному поведению. Глубинная причина такого поведения кроется в том, что ребёнок не чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.
При ребёнке нежелательно ругаться на повышенных тонах, но и не стоит скрывать от детей разногласия между родителями или стараться игнорировать любые назревающие конфликты в семье.
Один из ключевых моментов, которым родитель должен научить ребёнка, — не катастрофизировать любую ссору, потому что совсем бесконфликтных отношений не бывает.
Ребёнок, взрослеющий в иллюзии, что в семье никогда не бывает ссор, не сможет приобрести навыки разрешения конфликтов и в будущем будет избегать конфликтных ситуаций и саботировать отношения, при первой же ссоре готовясь к разрыву. Идеальный (хоть и трудно достижимый!) пример ссоры между родителями должен демонстрировать спокойный, честный и конструктивный разговор, обсуждение проблемы, внимание к эмоциям обоих собеседников, поиск консенсуса и примирение. Ребёнку, который будет хотя бы иногда наблюдать такой сценарий дома, будет проще дружить, работать и любить в будущем.
💡 Причины конфликтов родителей и детей
Поводов для ссоры между ребёнком и родителем существует, наверное, столько же, сколько существует на свете семей. Часто родители ругаются на ребёнка за непослушание, когда он не соответствует их ожиданиям, когда им не удаётся привить ему какие-то важные жизненные навыки и ценности. Иногда проблемным моментом становится детская ложь — как правило, если в прошлом родители наказывали ребёнка или ругались на него за какие-то проступки, то не умея или не желая изменить своё поведение, ребёнок учится скрывать подобные вещи. Например, если родитель систематически отчитывает ребёнка за плохие оценки, которые ребёнку не удаётся исправить, велика вероятность, что в итоге ребёнок просто начнёт лгать или умалчивать о своей успеваемости в школе.
В более старшем возрасте причиной конфликтов становится уже не только родительское недовольство ребёнком, но и критика родителей со стороны детей, а также борьба за свободу принимать самостоятельные решения. Стремление оградить ребёнка от опасности часто вступает в противоречие с желаниями и устремлениями подростка. Кроме того, если дома в какой-то момент вошла в привычку ругань, разговоры на повышенных тонах и бесконечные запреты, у ребёнка накапливается обида, которая может вырваться в виде резких фраз или игнорирования родительских просьб.
В основном частые конфликты в семье происходят потому, что родитель в процессе воспитания апеллирует к собственному авторитету и стремится заставить ребёнка что-то делать вместо того, чтобы искать способ замотивировать его или договориться с ним. Родителям порой не хватает времени и возможностей, чтобы разобраться в первопричинах проблемного поведения ребёнка и вместе прийти к компромиссу.
🤔 Как решать семейные конфликты родитель-ребёнок
Как вести себя во время ссоры с ребёнком
Часто родители акцентируют внимание на личности ребёнка («ты ленивый», «ты безответственный»). Такая риторика приводит к тому, что у ребёнка страдает самооценка, ребёнок не чувствует себя любимым и вместо того, чтобы исправить своё поведение, лишь ожесточается. Лучше оценивать только поступок ребёнка («сегодня ты повёл себя безответственно», «ты сейчас ленишься»), признавая за ним право совершать ошибки и исправлять их.
Важен также тон, которым ведутся разговоры в семье. Крик допустим только при наличии реальной физической опасности — например, когда ребёнок норовит перебежать дорогу на красный свет (тогда вырабатывается рефлекс — повышенный тон родителя сигнализирует об экстремальной ситуации, когда нужно срочно сконцентрироваться). Все остальные разговоры должны вестись спокойным голосом, иначе они будут неэффективны.
Во время любой ссоры нужно понимать, чего вы хотите от своего ребёнка, чему вы пытаетесь его научить, что вас беспокоит. Эти вещи и нужно стараться объяснить ребёнку, чтобы он знал, из-за чего вы ругаетесь и что он может сделать, чтобы исправить ситуацию.
Если вы хотите научить ребёнка извиняться, вам тоже нужно извиняться в тех случаях, когда вы не правы. Необходимо избегать перекладывания вины на ребёнка — нельзя выставлять его виноватым в тех ситуациях, за которые вы сами несёте ответственность (например, обвинять ребёнка в том, что вы опаздываете на какое-то мероприятие из-за него, если к опозданию на самом деле привёл ваш неудачный тайм-менеджмент). Помимо этого, ни в коем случае не стоит требовать от детей извинений. Пользы от вынужденных, неискренних извинений ни для вас, ни для ребёнка не будет. В раннем возрасте задача родителя — научить ребёнка просить прощения, в том числе на собственном примере. Не приветствуется демонстрация родительского превосходства. Если вы хотите избежать постоянных ссор, более фундаментальной целью должно быть выстраивание равных, доверительных отношений с детьми.
Вредным паттерном в семейных конфликтах между родителями и детьми является игнорирование и замалчивание конфликта.
Если после ссоры родитель какое-то время молчит, а затем возвращается к общению с ребёнком как ни в чём не бывало, истинная причина ссоры не прорабатывается. Проблема, из-за которой случился конфликт, остаётся на месте, а негативные эмоции накапливаются, ослабляя отношения. Такая родительская привычка особенно плохо сказывается на чувствительных детях, которые почувствуют себя отвергнутыми, если родитель после ссоры будет молчать, обижаться или отталкивать от себя ребёнка, который пытается помириться.
Конечно, ни в каких ситуациях не допустимы агрессия в адрес ребёнка, физические наказания, оскорбления и обзывательства.
Как разговаривать с ребёнком, если вы чувствуете злость и обиду
Нормально, если во время семейного конфликта родитель переживает и показывает ребёнку свои эмоции — это может быть и досада, и грусть, и злость. Лучше всего честно поговорить с ребёнком о том, что вы чувствуете, не перекладывать на него вину за то, что вы переживаете и не переходить на оценку его личности. Можно описать своё состояние, стараясь говорить именно о себе — «Мне грустно», «Я сержусь» вместо «Ты меня всё время расстраиваешь».
Если вы понимаете, что не можете провести конструктивный диалог о возникшей проблеме прямо сейчас, — объясните это ребёнку, пусть даже коротко. Каждому человеку иногда требуется побыть одному, чтобы успокоиться, — роль родителя не лишает вас этого права. Но чтобы ребёнок не чувствовал себя отвергнутым, напоминайте ему, что вы любите его, что бы ни происходило, — даже если злитесь или ругаетесь, ведь люди не перестают дорожить друг другом, когда ссорятся.
Как помириться с ребёнком после ссоры
В младшем возрасте для ребёнка важен тактильный контакт. Родителю стоит подходить после ссоры первым, показывать, что сделать первый шаг — не стыдно, что обниматься — приятно. В случае конфликта с подростком нужно помнить, что запрещая что-то, желательно восполнить это лишение для ребёнка, чтобы у него не оставалось обиды. Доверительные здоровые отношения между родителями и детьми предполагают, что родитель признаёт значимость того опыта, к которому стремится его ребёнок, принимает эмоции и желания. Это не значит, что ребёнку всё должно быть разрешено, но полезно будет поговорить и принять важность тех вещей, которые вы пока не готовы позволить своему ребёнку (например, поход на вечеринку в ночное время или поездку с друзьями в другой город).
Лучшим способом будет поиск компромисса и альтернативы — например, если вам тревожно отпускать ребёнка на ночёвку к незнакомым вам друзьям, можно предложить позвать ребят к себе в гости. Также полезным будет объяснить подростку, чем конкретно вызваны ваши опасения, — разговор должен проходить в максимально спокойной обстановке, без претензий и назидательного тона.
♀️ Как быть, если после ссоры ребёнок замыкается в себе и не хочет ни о чём разговаривать
В подобном случае родителю стоит показать свою доброжелательность и готовность к примирению. Не стоит бегать за ребёнком и уговаривать его помириться. Также постарайтесь не ругаться и не раздражаться на молчание своего ребёнка. Лучше оставаться спокойным и ждать, когда ребёнок отойдёт от обиды. Но если такое поведение повторяется систематически или конфликты в семье происходят часто, и вам не удаётся выйти из порочного круга ссор и обид, — это повод для обращения к психологу. Опасно игнорировать длительное и частое молчание ребёнка, так как оно может сигнализировать о самых разных проблемах в школе, с друзьями, с кем-то из членов семьи.
Если родитель понимает, что допускал какие-то ошибки во время ссор или недоволен поведением своего ребёнка, хорошим выходом будет разговор с целью договориться о том, как вести себя дальше, чтобы не обижать друг друга. Главным принципом в любом договоре с ребёнком должна быть взаимность: если вы ждёте от ребёнка, что он будет держать своё слово, вы также должны держать своё. В целом для успешного решения конфликтов между родителями и детьми чаще всего важно доверие в отношениях. Вне зависимости от возраста ребёнка вашими лучшими союзниками станут спокойный тон, терпение, интерес к его желаниям и честная, открытая коммуникация.
Как воспитание в токсичных семьях влияет на будущее.
Токсичные семьи: 7 разрушающих последствий для детей
Все мы родом из детства. И наши психотравмы, негативные установки, проблемы во взрослой жизни тоже оттуда. Воспитание и обстановка в семье зачастую определяют судьбу ребенка. Хорошо, если ваша семья была благополучной во всех отношениях, а если токсичной? Давайте разберемся, как сказывается воспитание детей в неблагополучной семье на их будущем.
Воспитание в неблагополучных семьях — это как?
Мы привыкли думать, что неблагополучная семья всегда асоциальна. На самом деле — нет. С виду приличная семья тоже может оказаться токсичной, а значит, неблагополучной для воспитания психически здорового ребенка. А что значит воспитание? Это полезные навыки, моральные ценности, привычки, которые прививаются в каждой конкретной семье. В неблагополучной среде родители своих прямых функций и обязанностей могут не выполнять, какие уж тут ценности. Дети впитывают сплошной негатив, испытывают постоянное беспокойство, давление.
Как понять, что семья неблагополучная в прямом смысле этого слова:
Родители ведут аморальный образ жизни: страдают какой-либо зависимостью, постоянно скандалят с криками и нецензурной бранью, дерутся, приводят в дом асоциальных личностей.
Издеваются над детьми, чаще всего, физически.
Дети выглядят затравленными, агрессивны, часто попадают в плохую компанию, имеют вредные привычки.
Жилищно-бытовые условия неприемлемы для воспитания детей.
Дети плохо одеты, голодные.
Дети из таких асоциальных семей нередко идут по стопам родителей: начинают пить, воровать и так далее. Они просто не знают, что можно по-другому, не умеют. Однако из них могут вырасти и вполне нормальные люди, которым ужасно стыдно, что они воспитывались в подобных условиях. Потом они всю жизнь пытаются сбежать от своего прошлого. И, конечно, им придется столкнуться с серьезными психологическими проблемами, тревожностью, и очень постараться, чтобы не скатиться в пропасть. Ведь психика человека уже изрядно поломана.
Как понять, что семья токсичная?
Ребенок не ощущает, что дома он в безопасности. При этом он может быть хорошо одет, сыт, его мама и папа работают, со стороны семья выглядит вполне прилично и обыденно.
Родители чаще применяют не физическое, а психологическое насилие: наказывают буквально ни за что, унижают, высмеивают, лишают детей своей любви, ласки и так далее. Но телесные наказания также не исключаются, все семьи разные.
Ребенка излишне опекают, контролируют во всех сферах. На него это сильно давит, появляются психосоматические заболевания: тики, неврозы, экземы и так далее.
В токсичной семье не всегда можно увидеть неблагоприятные условия воспитания, они обычно скрыты от посторонних глаз. И только по психоэмоциональному состоянию ребенка можно заподозрить что-то неладное. Родители могут преследовать свои личные цели, воспитывая ребенка таким образом. Хотя такие методы калечат психику и могут довести ребенка до непоправимых последствий. Дети, которые выросли в подобных условиях, всю жизнь страдают от неуверенности в себе, чувства вины, ощущения ненужности. И тоже стремятся разорвать отношения с родителями.
Влияние неблагополучной семьи на ребенка и его будущее
С чем сталкиваются дети из токсичных, неблагополучных семей в психологическом плане, когда вырастают:
Низкая самооценка. Они с детства раздавлены и унижены, не понимают своей самоценности.
Повышенная тревожность, панические атаки. На фоне строгих и неадекватных наказаний, запретов, унижений у детей почти всегда развиваются подобные состояния во взрослом возрасте.
Проблемы с выражением чувств. Они не умеют распознавать свои эмоции, показывать их, не умеют говорить о любви. Могут не принимать объятия и часто боятся проявления чувств от партнера. То есть сближение для них болезненно.
Излишняя подозрительность. Неумение доверять партнеру.
Расшатанная психика, и как следствие: агрессивность, ревность, обидчивость. На фоне низкой самооценки и пережитых травм они становятся уязвимыми.
Трудности в общении с людьми. Им тяжело наладить контакт с другим человеком, это закрытые люди. Девушки замкнуты и молчаливы, им трудно открыться перед мужчиной.
Итак, женщина, выросшая в неблагополучной семье, во взрослом возрасте живет с чувством постоянной тревоги, обиды и никчемности. Часто она очень рано начинает половую жизнь, но обычно ее скоро настигают горькие разочарования в отношениях с мужчинами. Девушка из асоциальной семьи, вообще, может броситься во все тяжкие, включая проституцию. Нравственные ориентиры сбиты, такие женщины совсем не ценят себя, свое тело и жизнь в целом. У них проблемы с самореализацией и общением. Хотя наперекор судьбе они могут добиться успехов в карьере и стать успешными. Но даже в этом случае девочки из таких семей, к сожалению, чаще остальных становятся жертвами абьюзеров.
Благополучные и неблагополучные семьи как фактор воспитания играют большую роль в формировании взрослой личности. Но это не значит, что можно ставить на себе крест. Чтобы справиться с последствиями воспитания в токсичной семье, можно обратиться за помощью к психологу, а также самостоятельно покопаться в себе и отбросить родительские установки. Но для начала нужно признать сам факт, что это было с вами и вы выросли в такой семье.
Освободиться от психоэмоционального напряжения вам помогут специальные упражнения, например, такие как у нас в Летнем Лагере, который организован в Тренинговом Центре Павла Ракова. Приезжайте для полной перезагрузки. А если хотите лучше понять себя, принять и полюбить свою женскую сущность, заглядывайте в раздел «Женское предназначение».
Девушки, а в какой семье росли вы? Видите какие-то негативные последствия родительского воспитания сейчас? Поделитесь своими историями, все ответы абсолютно анонимны.
Особенности воспитания в неблагополучных семьях
Кулясова, Ю. А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю. А. Кулясова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 804-806. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9152/ (дата обращения: 30.11.2022).
Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка — главная роль семьи. Важный момент в воспитании, когда ребенок растет и воспитывается в любви и заботе близких людей. Однако не все родители стремятся оказать должного воспитания своим детям.
Исследованием проблем неблагополучных семей занимались В. М. Целуйко, А. Я. Варга, М. И. Буянова, И. Ф. Дементьева и другие. Исследователи изучали взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных.
Основные подходы к классификации типов неблагополучных семей представлены в таб.1.
Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [3, с.91].
Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети [1,с.10].
Внутрисемейная напряженная обстановка чаще наблюдается в неблагополучных семьях. У супругов отсутствуют общие интересы, взаимопонимание, нарушается ценностная ориентация, которая отвечает общественным нормам и требованиям. Из-за неблагоприятных внутрисемейных межличностных отношений нарушается психика ребенка. В неблагополучных семьях негативные последствия проявляются быстрее и чаще. Это и психические дефекты, и девиантное поведение и трудный характер ребенка [5,с.21]. Такие проблемы чаще проявляются в подростковом возрасте, когда у ребенка формируется чувство взрослости, проявляется самосознание.
В неблагоприятной психической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети с девиантным поведением. Большое число подростков из таких семей имеют отклонения в поведении от общепринятых норм. Каждый ребенок должен жить в уютном доме, полноценно питаться, получить достойное образование, не подвергаться насилию со стороны родителей. У детей существует необходимая потребность в защите, любви со стороны взрослых. Если эти нормы выполнены, то развитие ребенка протекает успешно. Дети из неблагополучных семей часто находятся в трудной жизненной ситуации и не имеют элементарных вещей для нормального существования.
Из множества разнообразных причин, влияющих на семейное неблагополучие, можно выделить следующие причины:
— На семью влияет социально-экономический кризис, который приводит к снижению воспитательного потенциала.
— Внутрисемейные отношения являются причиной психолого-педагогического воспитания.
— На воспитание детей влияет наследственность, больные родители, наличие в семье инвалидов.
На сегодняшний день семейное неблагополучие — явление распространенное. Независимо от факторов, неблагополучие семьи отрицательно сказывается на развитии детей. Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи. В данных семьях на второе место уходит воспитательная функция семьи. Дети занимают последнее место в жизни родителей. Нарушение отношений в семье и отклонение от воспитания приводят к задержке психического развития. Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на развитие и формирование личности ребенка. К ним относятся [4,с.82]:
1. В 50 % неблагополучных семей отмечается нарушение поведения: агрессивность, хулиганство, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения.
2. В 70 % неблагополучных семей встречается нарушение развития детей: низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, недоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм.
3. В 45 % неблагополучных семей наблюдаются нарушение общения: агрессивность со сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками [4,с.82].
Образовательные учреждения имеют огромный потенциал в профилактике семейного неблагополучия.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать педагогам рекомендации по работе с неблагополучными семьями.
Если педагог убедился, что ребенок проживает в тяжелых условиях, то необходимо:
1. Разъяснить родителям, что из-за конфликтной ситуации страдает ребенок, что он не должен играть роль разменной монеты во взрослой игре.
2. Если родители продолжают создавать своим детям неблагоприятную обстановку, травмирующую их психику, то детей необходимо изъять из семьи и поместить в социальные учреждения (реабилитационный центр, интернат).
3. Если на фоне семейных конфликтов у детей уже появились психические расстройства, то необходимо проконсультироваться у детского психиатра.
Семейное неблагополучие на данный момент является острой проблемой, которая отрицательно влияет на формирование личности ребенка, нарушая его права. Неблагополучные семьи, как правило, не решают самостоятельно свои проблемы по воспитанию детей. Им требуется квалифицированная помощь специалистов, таких как психолог, педагог, социальный педагог. Неблагополучные семьи нуждаются в поддержке разных специалистов, а для этого требуется разработка новых социальных программ, целью которых является предотвращение социального сиротства, бродяжничества, беспризорности.
Классификации типов неблагополучных семей
Ф. И. О. автора
Типы неблагополучной семьи
Характеристика
1. С недостатком воспитательных ресурсов.
2. Конфликтные семьи.
3.Нравственно неблагополучные семьи.
4.Педагогически некомпетентные семьи.
Семьи с низким уровнем развития родителей, неполные семьи.
Семьи с напряженной обстановкой между родителями.
У членов таких семей наблюдаются различия в мировоззрении, в принципах организации семьи, в ущербном стремление достичь своих целей по отношению к другому.
Семьи с устаревшим представлением о воспитании и развитии ребенка.
1.Семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой.
2.Семьи, где родители при внешнем неблагополучии безразличны к потребностям ребенка.
3.Семьи с нездоровой нравственной атмосферой.
Семьи, в которых родители грубо, неуважительно относятся к детям, подавляют их волю.
Семьи, с отсутствием эмоциональных контактов между родителями и детьми.
Ребенок вовлекается в аморальный образ жизни, усваивает социально нежелательные потребности.
3.Педагогически некомпетентные семьи.
Семьи с уровнем повышенной вербальной агрессии. В таких семьях ежедневно возникают семейные сцены, общаются на повышенных тонах.
Поведение членов семьи противоречит приятным в обществе нормам.
Семьи с невысокими психолого-педагогическими знаниями.
Семьи с низким социальным статусом.
Семьи со сниженными способностями к существованию, не справляются с возложенными на нее обязанностями. Процесс воспитания в таких семьях протекает медленно трудно, мало результативно, медленно.
1.Семьи с явной формой неблагополучия.
Это асоциальные проблемные семьи с аморально-криминальным поведением.
Образ жизни таких семей не беспокоит общество.
Характерная черта в такой семье — повышенная недоверчивость к окружающим.
Отличительная черта семьи — беззаботное отношение к будущему, стремление к сиюминутному удовольствию.
В таких семьях ценят прежде всего удачное достижение цели, ловкость достигнутых результатов. Члены таких семей порой легко переступают дозволенные границы.
1. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой.— Москва: Владос, 2006.— 416 c.: ил. — (Учебное пособие для вузов).— Библиогр.: с. 411–416.— Библиогр. в конце разд. — ISBN 5–691–00372–0.
2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для вузов / А. В. Мудрик.— 7-е изд., испр. и доп. — Москва: Академия, 2009.— 224 c. — (Высшее профессиональное образование, Педагогические специальности).— Библиогр. в конце гл. — ISBN 978–5-7695–5866–5.
3. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / под ред. М. И. Рожков.— Москва: Владос, 2006.— 239 c.: табл.— (Коррекционная педагогика).— Библиогр.: с. 231–236.— ISBN 5–691–00588-X.
4. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко.— Москва: Владос, 2006.— 287 c.: ил. — (Психология для всех).— Библиогр.: с. 282–285.— ISBN 5–691–01083–2.
5. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Социальная работа»: [пособие по курсу «Семьеведение»] / Т. И. Шульга.— Москва: Дрофа, 2005.— 254 c.: ил.,табл. — (Высшее образование).— Библиогр.: с. 239–251.— ISBN 5–7107–8539–3.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, воспитание детей, девиантное поведение, Классификация типов, неблагополучие семьи, неблагополучная семья, развитие ребенка.
Похожие статьи
Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних
семья, ребенок, неблагополучная семья, семейное неблагополучие, воспитание детей, отношение, отношение родителей, неблагополучие семьи, родитель, семейная жизнь.
Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных.
Неблагополучие семей можно рассмотреть самостоятельным социально-психологическим феноменом, который выступает как фактор детей с девиантным поведением. Семейное неблагополучие — комплекс причин различного характера.
Причины семейного неблагополучия | Статья в журнале.
Причины семейного неблагополучия. Автор: Гостева Анна Юрьевна.
Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов — алкоголизм, агрессия, — нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и.
Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших.
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, неполная семья, семья, ребенок, факт враждебности, уровень проявления, школьник
Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка.
Семейное неблагополучие как фактор риска совершения.
Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам
Нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявления влияния отделенных показателей неблагополучия семьи на
Традиционное семейное воспитание детей в Монголии.
Особенности взаимодействия социального педагога.
Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения.
Особенности психического развития детей в неполных семьях
Важнейшей функцией семьи — это воспитание детей.
Семьи, в которых превалирует неблагополучная атмосфера, хронические стрессы
Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития.
Приём детей из социально неблагополучных семей детским.
Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети», которые
Социально-психологические аспекты развития.
Наиболее общим признаком неблагополучной семьи с психолого-педагогической точки зрения является то, что она не способна осуществлять функции развития и воспитания ребенка. Влияние семейного неблагополучия на развитие.
Источник https://media.foxford.ru/articles/konflikty-mezhdu-roditelyami-i-detmi
Источник https://pavelrakov.com/articles/zhenskoe-prednaznachenie/kak-vospitanie-v-toksichnykh-semyakh-vliyaet-na-budushchee-detey/
Источник https://moluch.ru/archive/61/9152/