Проблемы неполных семей – помощь психолога

Проблемы неполных семей – помощь психолога

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Николаевич Толстой. Именно это изречение вспоминается при анализе неблагополучных семей. Но если рассматривать не все неблагополучные семьи, а только одну подгруппу, например, неполные семьи, то можно выделить общие проблемы для каждой семьи. К слову, неполная семья необязательно становится неблагополучной, но обо всем по порядку.

Что такое неполная семья

Неполная семья – нуклеарная семья, которая состоит из одного родителя и детей. В России неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам:

    ;
  • смерть одного из супругов.

Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы). Особое место среди внебрачной рождаемости отведено родам несовершеннолетних матерей.

Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.

Неполные семьи отличаются по типу отношений, всего их четыре:

  1. Мать не говорит об отце, делает вид, что его никогда и не было.
  2. Мать старается обесценить отца, выставить в плохом свете в глазах детей.
  3. Мать говорит об отце как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками.
  4. Если отец не ушел, а погиб, то чаще встречается идеализация его образа.

Лучший вариант – рассказать детям все как было, как есть. Не нужно навязывать им свое отношение к ушедшему супругу, свое видение и понимание ситуации. Дети вырастут и сами сделают выводы.

Не так давно западные ученые ввели новый термин – бинуклеарная семья. Так называют союзы, которые распались как брак, но сохранились как семья. То есть супруги поддерживают между собой нормальные отношения, один из них хочет видеться с детьми, а другой позволяет это делать в любое время. Специалисты считают, что такие семьи неполными являются только формально.

Хочу продолжить теорию ученых и отметить, что у нас встречаются формально полные семьи, но неполные и неблагополучные фактически, внутри семьи. Потому деление семей получается условным, как и связь состава семьи с проблемами, которые мы рассмотрим дальше.

Проблемы неполных семей

Неполные семьи сталкиваются со следующими трудностями:

  • Малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи.
  • Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок.
  • Детская безнадзорность. Найти работу, соответствующую такому описанию непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.
  • Чувство неполноценности, угнетенности у детей и родителя. со стороны сверстников в школе, детском саду, на улице.
  • Чувство вины у родителя, которое превращается в гиперопеку. И чувство вины у детей, если они видят в себе причину распада семьи.

Таким образом, неполные семьи сталкиваются с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Ситуация усугубляется еще больше, если у кого-то из членов семьи есть проблемы со здоровьем или инвалидность.

Проблемы неполных семей можно рассматривать не только обобщенно, но и отдельно с точки зрения развития детей и с позиции родителя.

Личные проблемы родителя

характеристика семьи

Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку – мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.

Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании.

Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства. Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки.

Дети из неполных семей

Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Дети страдают от последствий воспитания в неполной семье:

  • проблемы с полоролевой идентификацией;
  • девиации;
  • трудности в отношениях с мачехой или отчимом;
  • проблемы со здоровьем.

Полоролевая идентификация

Главная проблема детей из неполных семей – трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.

У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.

На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.

Чаще неполные семьи состоят из матери и детей. Давайте рассмотрим последствия воспитания без мужского примера.

Девушки страдают от неуверенности в отношениях с мужчинами, становятся жертвами, попадают в зависимости или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Американский психолог Мэвис Хетерингтон, посвятивший всю карьеру изучению неполных семей, в одном из исследований определил, что девочки, чей отец погиб, ведут себя сдержанно с мужчинами, избегают контакта. Девушки, чей отец ушел из семьи, наоборот предрасположены к контакту, флирту, общению.

Читать статью  Проблемы и их решения в семьях, где есть усыновленные дети

Что характерно для мальчиков:

  • преобладание женских черт;
  • агрессивность;
  • склонность к зависимостям;
  • нарочитая мужественность, агрессия и жесткость как форма гиперкомпенсации.

Мальчики с тремя первыми признаками нередко становятся жертвами издевательств. Мальчики с реакцией гиперкомпенсации становятся агрессорами, хулиганами, девиантами. Из-за отсутствия примера они решают действовать от противного или выбирают другие образцы мужского поведения, к сожалению, часто негативные.

Заметны и личностные психофизиологические изменения. Психологи из Лейпцигского университета провели исследование среди взрослых мужчин и женщин, выросших в неполных семьях. Вот что удалось выяснить:

  • Мужчины страдают от повышенной усталости, недоверия к миру, депрессивных расстройств.
  • У женщин наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания, слабость, нервное истощение.

Как мужчины, так и женщины подвержены стрессу, неврозам. У них наблюдается слабый самоконтроль, склонность к зависимостям, самоубийствам и смертям от передозировки.

Девиантное поведение

неблагополучная семья

Нарушение школьной дисциплины, драки, зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей из неполных семей. У девочек чаще наблюдается алкогольная зависимость и сексуальная распущенность, а у мальчиков – преступное поведение, алкоголизм. Подробнее об этом читайте в статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

«Новый папа» или «новая мама»

Третья по популярности детская проблема – взаимоотношения с «новым папой», «новой мамой» или периодически приходящими и уходящими личностями. Это тема для другого разговора, но в рамках нашей статьи стоит отметить, что последствия могут быть разными: от благополучных, когда семья становится полной, до неблагополучных последствий типа конфликтов, скандалов, насилия, жестокости.

Проблемы со здоровьем

Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще страдают острыми и хроническими заболеваниями. К причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход матери за ребенком, невнимательность (возможно, обусловленная занятостью). В неполных семьях чаще наблюдаются плохие санитарно-гигиенические условия, бытовая неустроенность, вредные привычки и самолечение.

Поддержка неполных семей

Поддержка неполных семей должна быть комплексной:

  • помощь службы занятости в трудоустройстве родителя;
  • помощь медицинских учреждений в обеспечении профилактических осмотров, патронажа;
  • помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание, обучение;
  • помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов;
  • общение с другими неполными семьями, обмен опытом, поддержка, совместный отдых, взаимопомощь.

Большая роль отводится активности самой семьи. Нужно знать свои права, ознакомиться с нормативно-правовой базой, обратиться в социальную службу. Базовая поддержка неполных семей есть в каждом городе, для этого не нужно посещать платные консультации психолога или другого специалиста. А между тем принятие и подтверждение статуса неполной семьи, отстаивание прав может решить ряд проблем. Достаточно обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.

Что касается психологической поддержки, то нужно обязательно найти единомышленников, людей с подобной ситуацией. Это нужно не только для общения и совместного досуга, но и для обмена опытом, а также взаимной помощи: посидеть с ребенком, отвезти детей в школу, встретить из школы. Если дети ходят в одно учебное заведение, то можно договориться с другими родителями и по очереди провожать детей (зависит от рабочего графика каждого родителя).

Что еще важно учесть родителям из неполных семей:

  • По возможности сохранить полноценное общение ребенка с обоими родителями.
  • По возможности поддерживать хорошие отношения с супругом. Ученые доказали, что конфликты между родителями негативно сказываются на состоянии ребенка, даже если тот может видеться с другим родителем. Ссоры бывших супругов нейтрализуют положительно влияние общения ребенка и родителя.
  • Поощрять детскую самостоятельность и инициативу, не привязывать детей к себе.
  • Не «отыгрываться» на детях, создавая из них идеального мужчину или женщину. Не проецировать на них свои отношения с супругом. Если вы видите причину развода в ребенке, или он раздражает вас тем, что очень похож на ушедшего супруга, то обратитесь к психологу. Это серьезная проблема.
  • Избегать гипер- и гипоопеки, воспитания по типу кумира семьи.

Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но только от родителя и других участников семьи зависит будущее.

Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.

Трудности возникают не столько из-за ухода родителя, сколько из-за занятости второго супруга, дефицита внимания и любви, усталости оставшегося родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделять достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.

В то же время полная, но дисфункциональная семья, где один или оба родителя не справляются с обязанностями, играют несоответствующую роль, может стать причинной неблагополучия детей, социальных и психологических проблем в семье.

«Нет полных или неполных семей, есть семьи счастливые или несчастливые», – В. В. Леонов.

Единственный ребёнок в семье: возможные проблемы

Ребенок, который растёт в семье, где у него есть брат или сестра, неизбежно сталкивается с такими понятиями как «общие игрушки», «совместное времяпрепровождение», «воспитание младших», «зависть и гордость за родных» и прочее. В условиях соперничества или поддержки со стороны родных братьев или сестёр дети приобретают ряд очень ценных и полезных качеств, которые будут им служить на протяжении всей жизни. Но как же быть родителям, если у них единственный ребёнок в семье? Каких проблем стоит ожидать? Как сделать так, чтобы ваш сын или дочь не пропустили важные этапы становления личности, которые проходят дети, воспитывающиеся вместе с братьями или сёстрами?

Единственный ребёнок в семье: возможные проблемы

Возможные проблемы

Воспитание единственного ребенка в семье – это сложный процесс. Одна из самых распространённых проблем в семьях с единственным ребёнком – детский эгоизм. Постоянное внимание со стороны родителей может сыграть плохую шутку с характером ребёнка. Привычка быть в центре внимания перерастает в жизненную позицию, которая, в свою очередь, способствует развитию нарциссизма, жадности и излишней уверенности в себе.

Читать статью  Почему портятся отношения в браке?

Единственный ребёнок в семье: возможные проблемы

С появлением брата или сестры ребёнок учится поиску компромиссов, учится договариваться, уступать. Или наоборот – доказывать свою точку зрения. В семьях с единственным ребёнком такой необходимости не возникает, и это ведёт к появлению следующей проблемы — сильной зависимости от родителей. Дети, которые растут вместе, чувствуют родственную связь друг с другом, они вместе проходят сложные этапы взросления, помогая друг другу в трудных жизненных ситуациях. Появляются первые секреты от родителей, общие планы – рождается настоящая дружба. У братьев и сестёр с большой разницей в возрасте или у единственных детей в семье такими близкими друзьями становятся сами родители. Они одновременно и наставники, и лучшие друзья, с которыми можно обсудить всё, происходящее в жизни. В этой ситуации детям сложнее социализироваться в обществе, они ещё не знают, что такое настоящая дружба, и часто чувствуют себя одинокими.

Единственный ребёнок в семье: возможные проблемы

Причины возникновения проблем

Родители должны знать проблемы единственного ребенка в семье. Малыш до семи лет – это зеркало, в котором отражается всё, что происходит внутри семьи. Поэтому главной причиной возникновения проблемы, как ни удивительно, является не сам факт отсутствия брата или сестры у ребёнка, а поведение родителей по отношению к нему.

Помните, что у детей нет цельно сформированной системы нравственных ценностей, и они принимают за чистую монету всё, что мы им показываем. Если мы из раза в раз убеждаем себя и своего ребёнка в том, что лучше него нет никого на свете, он рано или поздно начнёт и сам так думать.

Как избежать возникновения проблем?

Полностью избежать вышеперечисленных проблем не удастся, но можно максимально их минимизировать. Для этого нужно знать особенности воспитания единственного ребенка в семье.

Во-первых, постарайтесь всегда использовать здравый смысл в подходах к воспитанию вашего ребёнка. Это значит, что не нужно покупать ребёнку весь супермаркет игрушек, если он играет только одной-двумя. Не стоит постоянно внушать вашему сыну или дочери, что он или она лучше остальных только потому, что это ваш ребёнок. Не следует вызывать скорую помощь, потому что вы увидели на его ладошке маленькую царапину. Гиперопека и чрезмерное проявление любви только навредят. Поэтому, целуя на ночь сына или дочь, подумайте о том, каким вы хотите увидеть будущее ребёнка. И только потом приступайте к работе над настоящим.

Во-вторых, социализируйтесь и социализируйте. Это ещё одни особенности единственного ребенка в семье. Если у вас есть знакомые с ребёнком того же возраста, не бойтесь заводить дружеские отношения. Это поможет вашему ребёнку научиться общаться со сверстниками. Это научит его делиться, находить общие решения и прочее. А вы, в свою очередь, сможете немного передохнуть. Сравнивая поведение своих сверстников и их родителей, ваш сын или дочь постепенно придёт к тому факту, что вы воспитываете его по-своему, что родители бывают самыми разными, и что нужно ценить их вклад в развитие его личности.

Кружки и секции также помогут вам справиться с этой задачей. Настоящее хобби увлечёт ребёнка, у него появятся новые знакомства и стимул для дальнейшего развития.

В-третьих, заведите домашнее животное. Если у вас есть такая возможность, обязательно используйте её. Дрессировка собаки или уход за кошкой помогут привить ребёнку понятие об ответственности, а также о заботе и верности. Кроме этого, у вашего сына или дочери появятся обязательные домашние обязанности, связанные с животным. Это поможет в развитии семейной дисциплины. А также, это постоянная возможность заинтересовать ребёнка беседой о будущих планах или покупках, связанных с животным.

Тем не менее, несмотря на все плюсы этой перспективы, будьте аккуратны. Покупая ребёнку собаку или кошку, вы дарите себе и ему не только возможность для тренировки социальных навыков, но и друга, члена семьи, с которым будет очень тяжело расставаться. Умейте проявить терпение и чуткость, если что-нибудь произойдет с животным. И не забывайте, что детская скорбь ничуть не меньше вашей собственной.

Помимо перечисленного вам помогут детские летние лагеря. В них ребёнок наравне с социализацией будет осваивать основные принципы самостоятельной жизни, а лагерный распорядок дня приучит его к дисциплине и определенному графику.

В заключение стоит добавить, что при грамотном воспитании не важно, сколько детей в семье. Главное – это верить в свои силы и постараться передать ребёнку лучшее, что есть в вас самих. Тогда он обязательно оправдает все ваши ожидания, и вы сможете гордиться как им, так и собой. И помните, что самое важное – это любить своего сына или дочь, дать своему малышу большое количество заботы, внимания, помощи и поддержки. Только в атмосфере понимания, доверия и уважения у вас вырастет яркая самостоятельная личность.

Замкнутые, эгоистичные, одинокие: 7 мифов о единственных детях

Избалованные, эгоистичные, одинокие: такими, говорят, растут единственные дети в семье. И хотя уверенные в этом люди – именно те, кто надоедает вопросом «Когда за вторым собираетесь?», самих родителей одного ребёнка тоже могут мучить недобрые предчувствия. MedAboutMe поможет вам убедиться в том, что у единственного наследника нет предпосылок становиться странным и высокомерным взрослым. И это не просто слова, а научные доказательства!

7 важных вопросов о детских подгузниках

«Странные одиночки»: кто запустил этот миф?

Это сегодня мы уже знаем, что хотя ближайшее окружение ребёнка действительно способствует формированию черт характера, но важная роль в этом процессе принадлежит также генам (Journal of Personality and Social Psychology). А вот в конце XIX века психологу Е.У. Боннахону пришло в голову проанкетировать пару сотен взрослых и около тысячи детей и выявить отличия между теми, кто рос с сиблингами (братьями и сестрами), а кто был один в семье.

Читать статью  Воспользовалась ситуацией и женила на себе Николаева, прощала романы с молоденькими певицами. Юлия Проскурякова, биография, личная жизнь

По итогам анкетирования Боннахон заявил, что «одинокие дети чаще растут невоспитанными и глупыми» (детей без сиблингов в исследовании было 0,46%). Но опрошенные взрослые с ним согласились, обозвав их также «избалованными и инфантильными». Надо ли говорить, что в те времена один ребёнок в семье практически всегда указывал на проблемы с зачатием или выживанием младенцев и действительно был «светом в окошке»?

Но миф прижился. И от стереотипа мы не можем избавиться и сегодня. Хотя надо признать, что в 2013 году Journal of Family Issues опубликовал результаты более достоверного исследования и указал на «проблемы социальной адаптации и меньшее количество друзей» как признаки единственных детей.

При оценке результатов любых исследований мы призываем быть реалистами, не наклеивать ярлыки и помнить о генах. Кроме того, старший ребёнок в семье может иметь такие же особенности, как единственный – особенно, если разница в возрасте велика.

«Вырастет избалованным»

«Вырастет избалованным»

А вот тут даже масштабные исследования на стороне родителей с единственным ребёнком. В обзоре научной литературы ученые разрушают стереотип об избалованных единственных детях: у них этот показатель вполне средний, не выше и не ниже ровесников.

А действительно избалованные дети растут у родителей, которые их балуют. Причем эту проблему не решить рождением второго или третьего ребёнка.

Ученые выявили, что самый высокий уровень эгоизма и эгоцентризма выявляется у детей из многодетных семей. Однако не у всех, а у тех, кого взрослые особенно выделяли вниманием, заботой, поддержкой, подарками из всех своих детей. То есть показательно баловали в ущерб другим.

«Замкнутый одиночка»

Помните исследование о количестве друзей у единственных детей? Мы не зря пишем о критическом восприятии результатов научных работ, особенно в пересказах. В той же статье об итогах изучения количества друзей в зависимости от количества детей в семье пишут: друзей единственные дети в среднем заводят столько же (если не учитывать братьев и сестер). Просто ищут они приятелей вне домашних стен.

Кроме того, есть высокая вероятность того, что дружеские узы они воспринимают более серьезно. Близкие отношения в больших семьях часто воспринимаются как данность – братья с сестрами никуда не денутся. Единственные дети такого опыта не имеют, поэтому прикладывают усилия, чтобы подружиться и продолжать дружить, и чаще относятся к приятелям более внимательно и бережно. А также больше переживают из-за ссор и размолвок.

Факт: единственные дети склонны к самокритике

Хотя считается, что эта черта развивается из-за повышенного внимания родителей – когда ребёнок один, все требования и надежды сваливаются на него – но на самом деле даже без родительского давления единственные наследники часто склонны к самокритике, если что-то получается не так, как хотелось.

Это может осложнять жизнь и затруднять самовосприятие, снижать самооценку. Однако если посмотреть с другой стороны, самокритичность оборачивается бонусом: требования к себе выливаются в более высокие интеллектуальные достижения, чем у других (Journal of Biosocial Science).

Еще один аргумент против мифа об избалованности и в поддержку высокого уровня требования к себе: целая страна Китай. Там до недавнего времени практически все дети были единственными в семье из-за государственной политики. А китайских школьников никто не назовет легкомысленными: они – одни из самых ответственных и трудолюбивых на всей планете!

Особенности общения: они действительно есть!

Бедный одинокий малыш, которому «не с кем играть и разговаривать дома», по распространенному мнению вырастает без нужных социальных навыков. Это и правда, и нет.

На самом деле в разновозрастных группах – то есть дома с сиблингами – выстраиваются умения вести себя в основном в конфликтных ситуациях. Когда приходится бороться за свое личное пространство, за внимание родителей или игрушки, волей-неволей привыкнешь к конфронтации. Без обширного опыта ссор и конкуренции единственные дети вырастают во взрослых, которые склонны скорее избегать конфликтов, чем ввязываться в них.

А вот общение в целом отлично тренируется в учреждениях: в детских садах, кружках, школе. Так что тут проблем обычно не бывает. Кроме того, у единственных детей лучше «прокачан» навык взаимодействия со взрослыми – потому что дома они разговаривают именно с ними. К такому выводу пришли ученые Университета прикладных наук (г. Франкфурт, Германия). Отношения взрослых и детей в небольших семьях более крепкие и доверительные.

Единственным детям стоит помогать формировать умение правильно ссориться, то есть не бояться конфликтов, а уметь их решать.

Если же детей в семье больше одного, стоит с каждым больше общаться один-на-один, развивая умение находить общий язык со старшими.

Они не жадины!

Они не жадины!

Как показывают исследования (PLoS One), умение и желание делиться не связано с количеством детей в доме, а зависит от способности сопереживать, уровня эмпатии и социального признания от ровесников и взрослых. Сенситивный период для этого умения – от 6 до 9 лет.

Однако у единственных детей есть особенности, из-за которых их могут считать «единоличниками и жадинами». Все дело – в банальной привычке. Если нет постоянных помех и попыток ворваться в комнату или требований что-то дать, сделать, рассказать, то человек растет с ощущением выстроенного по своим правилам мира. Это может приводить к трудностям в следовании чужим инструкциям и посягательствам на личное пространство и вещи.

По данным китайских исследований, детство без помех со стороны сиблингов может приводит к менее развитой эмпатии, но более высокому уровню креативности.

Кто подаст стакан воды?

Детям, растущим без братьев и сестер, больше присуща обеспокоенность вопросами старения родителей. Если есть, с кем разделить уход за родственниками в болезни и горе после смерти, такие мысли посещают реже. Единственным детям приходится сталкивать с этим в одиночку, поэтому задумываются они об этом раньше и серьезнее.

Источник https://psychologist.tips/4372-problemy-nepolnyh-semej-pomoshh-psihologa.html

Источник https://amakids.ru/about_us/blog/vospitanie-detej/edinstvennyj-rebenok-v-sem-e-vozmozhnye-problemy/

Источник https://medaboutme.ru/articles/zamknutye_egoistichnye_odinokie_7_mifov_o_edinstvennykh_detyakh/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: