Мамины дочки: проблемы воспитания детей в неполной семье
Воспитание детей — обязанность обоих родителей. И все же молодые семьи часто распадаются, причем в большинстве случаев это случается уже после рождения ребёнка. В жизни мальчика роль отца понятна и очевидна — это пример мужского поведения. Девочке, казалось бы, в этом нет никакой необходимости. Выходит, не очень то он ей и нужен? К сожалению, подобное мнение довольно распространено и, возможно, именно по этой причине семьи, имеющие только дочерей, распадаются чаще.
7 важных вопросов о детских подгузниках
Воспитание детей в семье без отца: влияние «мужского запаха»
«Развод и девичья фамилия» — афоризм, приобретающий в настоящее время все большую актуальность. И если бездетные пары могут тихо разойтись, то у остальных после развода появляются проблемы в воспитании детей.
Причем родители, имеющие сыновей, чаще идут на примирение. Матери мотивируют это тем, что «мальчику нужен отец», а отцы чувствуют ответственность за воспитание детей в семье (чему его может научить женщина?).
Но когда развод грозит семье, в которой растет дочь, намерения женщины, готовой «терпеть ради ребёнка», нередко сменяются на «лучше никакого отца, чем такой». Именно так часто и происходит. Бесспорно, мама и бабушка прекрасно могут справиться с воспитанием детей, но некоторых проблем все-таки не избежать.
Нередки случаи, когда девочка, оставшаяся без отца в детстве, в будущем повторяла судьбу своей матери. Казалось бы, такого не должно случиться, ведь многие матери, воспитывающие дочерей в одиночку, надеются, что повзрослев, те сделают правильный выбор. Девочка же не сталкивалась с негативными моментами семейной жизни — бранью, разбросанными носками и потными майками.
Но, как утверждают психологи, иногда дело как раз в этих потных майках, а точнее — в запахе мужского пота. Для женщины аромат мужчины имеет важное значение. Запах, схожий с отцовским, они одобряют, но не считают привлекательным. Как правило, женщин влечет аромат, кардинально отличающийся от привычного отцовского. Наверное, об этом позаботилась сама природа, чтобы свести к минимуму близкородственные связи.
Таким образом, повзрослевшие девочки начинают активный поиск партнера. А те, которые знали собственного отца недостаточно хорошо либо не знали совсем, ведут себя более скованно. Иногда это можно принять за излишнюю разборчивость, хотя в действительности это всего лишь защитная реакция— если не совсем уверена, держись от них подальше.
Трудности в отношениях с мужчинами как результат воспитания детей в неполной семье
Конечно, не все соглашаются с теорией выбора партнера по запаху. Но тот факт, что воспитание детей в семье без участия отца для девочек чревато трудностями в построении отношений с противоположным полом, почти никто не отрицает. Так происходит потому, что поведение мужчин для них просто непонятно.
Девочки лет пяти играют с мальчишками в дочки-матери, определяя их на роль «мужа». Причем в процессе игры одной девочки папа должен гулять с ребёнком, после чего ужинать с семьей, другой — смотреть футбол, «пить пиво» и ссориться. А девочки, живущие в семьях, где воспитание детей осуществляется без отца, зачастую отправляют «мужа» в длительную командировку, чтобы не мешал играть. Дело в том, что такие дети просто не понимают роли мужчины в семье. Он им не нужен — ни в детстве, ни в юности. Теоретически, конечно, они осведомлены, но понять значимость отношений с представителями противоположного пола без настоящего примера вряд ли получится.
В развитии и воспитании детей полезны даже ссоры
Родители в процессе развития и воспитания детей стараются оградить их от семейных неурядиц. И зря — дети, вопреки мнению многих родителей, должны иногда наблюдать рядовые ссоры родителей. Но самое главное — они должны видеть их примирение. В противном случае у них могут сформироваться слишком позитивные ожидания и критически низкий порог восприимчивости к любым проявлениям дискомфорта в собственной семье.
Девочки, которых мамы всячески ограждали от трудностей, не выносят критики со стороны мужчин, не желают прислушиваться к их мнению: «Мама все делала сама и никакие советы ей не были нужны». Развитие и воспитание детей без участия мужчины дает свои плоды — повзрослевшие девчонки просто не видят смысла в создании семейного гнездышка. Представления о разделении мужских, а также женских обязанностях для них тоже условны. Некоторые даже на уровне подсознания желают развода, а расставшись с супругом, испытывают облегчение — наконец-то жизнь снова вошла в привычное русло. Воспитание детей без отца проходит по схеме — бабушка — мама — ребёнок. Все, никого лишнего.
Об отношениях мужчины и женщины девочка может знать только на примере собственной семьи. Конечно, наблюдения за семьями друзей, книги, фильмы — все это помогает получить представление о представителях сильного пола. Но способность разделять их на «хороших» и «плохих» зависит именно от ее ближайшего взрослого окружения. Об этом не стоит забывать, комментируя фильм: «Так только в кино бывает, а в жизни достойного мужика найти невозможно». Подобного рода замечания, казалось бы, ничего не значащие, формируют образ врага, а не партнера, что вряд ли располагает к мечтам о счастливом будущем.
Мать и дочь: границы откровенности родителей
Должен ли ребёнок знать правду об отношениях родителей? Конечно, должен, вопрос только — какую? Нередки случаи, когда мама, объясняя дочери причину того, что воспитание детей в семье у них осуществлялось без участия папы, представляет ситуацию со своей точки зрения, в котором эмоций значительно больше, нежели фактов. И как часто маленькая девочка слышит от мамы, что папа ее бросил, забыл и не желает общаться. Уверяя малышку в том, что отец ее не любит, мать рискует «уронить» самооценку дочери на всю жизнь. Если родной отец ее не любит — не будет любить больше никто.
Случается, что подрастающую дочь мать превращает в подружку. Делится с ней своими проблемами, переживаниями, рассказывает много ненужных для девочки подробностей из своей жизни. Отношения, основанные на доверии, — это хорошо. Но взрослой дочери вряд ли нужно знать все нюансы семейной жизни матери. И что особенно неприятно — это может лишить девочку романтичности — взаимоотношения с мужчиной ей кажутся обыденными и примитивными.
Если девочка с самого детства будет думать, что все мужчины — предатели, то шансы на ее счастливые семейные отношения минимальны. Поэтому лучше излить душу подругам, и не посвящать в это свою дочь.
Ей же стоит рассказывать, каким хорошим был отец. Даже если мама, в семье которой развитие и воспитание детей проходило без помощи мужа, придерживается противоположного мнения. Маленькой девочке знать об этом не обязательно.
Самое лучшее, что способна мать сделать для своей дочери — помочь ей стать счастливой. Причем совсем необязательно ради этого снова выходить замуж. Просто она должна отказаться от образа мученицы. Тогда ощущение собственной полноценности, позитивное отношение к мужскому полу, семейной жизни и окружающему миру, стремление стать счастливой перейдут к дочери по наследству.
Ребёнок в неполной семье: какая стратегия воспитания правильная?
Как вырастить ребёнка в неполной семье? Увы, эта проблема сегодня актуальна и для православной среды. Как держаться верной линии воспитания? Как минимизировать душевные травмы ребёнка? Прислушаемся к советам психолога.
Воспитывать детей непросто, даже если в воспитательном процессе участвуют оба родителя, а также подключаются бабушки, тетушки и приходящие няни. Если же ребёнка воспитывает один родитель, то на него падает двойная нагрузка.
Как не допустить воспитательного крена, неизбежного без противовеса? Как не надорваться одинокому родителю? Ведь не только воспитывать — и работать приходится за двоих, чтобы поставить ребёнка на ноги.
И, несмотря на то, что характер проблем для всех родителей-одиночек схожий, но вдове, разведенной, незамужней женщине и одинокому отцу придется решать эти проблемы по-разному.
Как возникла неполная семья? Факторы, при которых это случилось, неодинаково воздействуют на ребёнка. Это как при составлении истории болезни: разные симптомы указывают на разные заболевания. Итак, для начала нужно ответить на следующие вопросы:
- Кто отсутствует в семье?
- Как долго?
- В каком возрасте был ребёнок, когда семья распалась?
- Кем был заменен отсутствующий родитель?
- Каким был отсутствующий родитель?
- Каким является присутствующий родитель?
- Каков сам ребёнок?
Безусловно, в деле воспитания мелочей нет. А в неполной семье – тем более. Имеют значение и социальный фон, и материальный статус, и культурная среда, и наличие бабушки с дедушкой…
Отдельно стоит причина возникновения неполной семьи. Отец умер от несчастного случая или совершил самоубийство? Сел в тюрьму или уехал за границу?
Развод произошел по взаимному согласию или папа просто бросил семью? Разные ситуации наносят душе ребёнка травмы разной степени тяжести — и эту степень обязательно нужно учитывать.
Конечно, хорошо, когда ребёнок воспитывается в полной семье, где все друг друга любят, уважают, друг другу доверяют. Но сама по себе полная семья не является гарантией счастья и успешного воспитания. Она лишь создает более выгодные предпосылки. И забывать об этом не стоит.
Особенности воспитания в неполной семье
Распад семьи наносит ребёнку травму. Это неизбежно, как бы ни старались родители смягчить удар. А иногда они и не пытаются его смягчить: в своих душевных метаниях мама и папа забывают о ребёнке, и вот он уже покинут не одним, а обоими родителями… И как раз в тот момент, когда он особенно остро нуждается в их любви и поддержке.
Часто после разрыва мамы пытаются взять на себя героическую миссию: стать для своего ребёнка и матерью, и отцом. Скажем сразу: миссия невыполнима.
В полной семье мама и папа занимают каждый свою нишу, и на стыке их воспитательных позиций, как правило, и находится та золотая середина, которая помогает правильно воспитывать ребёнка.
Одинокая мама бросается в крайности. Она хочет заменить сыну отца – и становится строгой, требовательной, жесткой. В результате мальчик лишается не только отца, но и матери – ее любви, теплоты, ласки.
А ведь в раннем возрасте именно эти материнские качества становятся для ребёнка залогом уверенности в себе, доверия к окружающим, общего положительного самоощущения.
Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях.
Важное значение имеет личность того человека, который остался с ребёнком один на один. Качества самого воспитателя сыграют в формировании ребёнка гораздо большую роль, чем факт неполной семьи.
Ребёнок способен отличить мать от отца, поэтому не прикидывайтесь тем, кем вы не являетесь. Основным оружием в борьбе за воспитание должно стать осознание своей ответственности.
Ребёнку необходимо чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или откровенный разговор. Авторитет и уважение нельзя пробудить упреками или призывами к сочувствию.
Авторитет должен расти постепенно, как результат культурного общения с людьми, серьезного, рассудительного, понятного для ребёнка подхода к решению проблем и вопросов, но, прежде всего, правдивости и искренности воспитателя.
Кроме того, не стоит забывать, что ребёнок не пассивный участник воспитательного процесса. Он тоже формирует свою личность своим темпераментом. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной.
О трудностях отцов-одиночек
У отца-одиночки положение еще менее выгодное, чем у одинокой мамы. Мать связана с ребёнком физически; отец этой связи лишен. Он не мучился токсикозом во время беременности, не кричал в родовых схватках, не кормил ребёнка грудью…
А ведь именно эти стадии создают тот интимный контакт матери и ребёнка, который невозможно ничем заменить.
И все же нет оснований дисквалифицировать отцов-одиночек, хотя их путь к своему ребёнку будет более долгим и более сложным.
Повторный брак
К повторному браку нельзя относиться однозначно хорошо или однозначно плохо. Все зависит от того, чем он обернется для матери и ребёнка.
Хорошо, если новый брак повысит внутреннюю жизненную уверенность матери, а тем самым и ребёнка. Но если есть вероятность ослабления такой уверенности, возникновения конфликтов, напряженных отношений, то новый брак нежелателен.
Потребности ребёнка для здорового развития
У ребёнка есть 4 круга потребностей. Он должен пройти все эти круги, чтобы на выходе получить здоровое развитие и хорошие отношения со сверстниками. В полной семье этот результат достигается, как правило, естественным путем. В неполной семье необходимо приложить ряд усилий.
Первый круг: взаимное общение между ребёнком и родителем
Мать может легко удовлетворить эту потребность. Но женщины часто бросаются в крайности. Либо она слишком перегружена работой и личными проблемами, и малыш оказывается заброшенным. Либо она пугается того, что мало заботится о ребёнке, и начинает душить его своей любовью.
Но избыток заботы так же вреден, как и недостаток: он может привести к равнодушию или активному сопротивлению.
Второй круг: потребность социального учения
И на этом круге нельзя сказать, что одинокая мать в невыгодном положении. Она учит малыша с первых дней его жизни так же естественно, как и любая другая мать. И у нее даже есть преимущество: никто не спорит с ней о взглядах на воспитание.
Но это преимущество имеет и обратную сторону. Истина, как известно, рождается в споре. А если никто не спорит, значит, ошибки останутся неисправленными.
Легкое привитие различных навыков ребёнку еще не говорит о том, что они сформированы хорошо и полезно. Ребёнок должен уметь целеустремленно направлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг него, должен уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях.
Третий круг: эмоциональные потребности
И здесь мать-одиночка не столкнется с непреодолимыми проблемами. Как правило, дети в неполных семьях очень хорошо эмоционально развиваются, если матери готовы находчиво отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к их «открытиям».
Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребёнком, надо только создавать ему условия, при которых он сам бы «открывал мир». Ребёнка надо поддерживать советом, оказывать ему помощь в любой момент, когда он в этом нуждается.
Четвертый круг: включение ребёнка в общественную жизнь
Да, здесь дети из неполных семей оказываются в менее выгодном положении. Ребёнку знакома практически одна социальная роль — его матери. В связи с этим психологи З. Матейчек, В. Сатир, А.И. Захаров определяют самый острый вопрос неполной семьи: как сформировать для ребёнка здоровую половую идентификацию?
Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости, а если есть, то какого качества?
Для выполнения этой задачи в обществе существуют половые роли. Это социальные нормы, которые определяют, чем должны и не должны заниматься представители каждого пола.
Это формирование должно начинаться с дошкольного возраста. Иначе неизбежны отклонения в развитии, которые позже помешают нормально выполнять семейную и общественную функции. Такие проблемы всегда приводят к снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.
Подводим итоги
Если одинокий родитель примет к сведению все эти факторы, он имеет реальную возможность вырастить человека, прекрасно приспособленного к жизни в обществе.
Для маленького ребёнка общество – это семья. Именно в ней изменяется «я» ребёнка. И не имеет большого значения число окружающих людей. Гораздо важнее качество отношений.
Ребёнок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребёнок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, многого от него ждет. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.
Есть немало положительных примеров воспитания детей в неполных семьях несмотря на определенные трудности, которые испытывают родители.
Главное, что нужно помнить: несчастный родитель не сможет вырастить счастливого ребёнка. Не сможет сформировать у него позитивные чувства и радостные эмоции. Поэтому будьте счастливы. Хотя бы тем, что у вас растет ребёнок.
Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях
Наумова, Д. В. Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях / Д. В. Наумова, М. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 537-540. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10337/ (дата обращения: 30.11.2022).
В семейном окружении происходит формирование психики детей и одновременно существенно меняется психоэмоциональная сторона содержания взаимоотношений родителей. Связь «родитель-ребенок» имеет важное значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.
С точки зрения ребёнка, семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Являясь её членом, ребёнок вступает в определённые взаимоотношения с родителями, оказывающие на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Как считают А. Я. Варга, В. В. Столин и другие исследователи, родительские отношения являются системой разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [1, с. 38].
Наиболее уязвимой и проблемной в воспитательном плане является неполная семья. При построении детско-родительских взаимоотношений неполная семья испытывает трудности, вызванные причинами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье падает на плечи одного родителя (в основном женщины), это прежде всего создание необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада семьи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина часто рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, либо находит дополнительный приработок и т. д. Следовательно, ценностные ориентации матерей-одиночек изменяются, ведущее место начинает занимать желание материального благополучия [3, с. 5].
Постоянная занятость матери на работе, хлопоты по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость негативно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, нехваткой общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети из неполных семей нередко остаются вообще без присмотра, т. е. материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности часто становятся проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее, неблагоприятные условия воспитательного процесса в неполной семье может компенсироваться участием старшего поколения в судьбе внуков, но очевидно, что эта помощь неспособна полностью компенсировать издержки, возникающие в семье с потерей отца.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, главная причина, которая определят воспитательную неполноценность такой семьи — морально-психологическая. Детям обычно дороги оба родителя, поэтому испытывая потребность в любви к ним, они в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. Это важно в воспитании чувств и их закрепления в личности. Так как оба родителя в воспитании существенно дополняют друг друга. Каждый человек своей индивидуальностью, вносит в семью неповторимое многообразие чувств, мыслей, интересов, знаний, действий, поступков. Тем самым разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из родителей и никем и ничем не возместится.
Распад семьи и неблагоприятная обстановка в семье является травмой для ребенка. А. И. Захаров отмечает, что дети из неполных семей становятся более замкнутыми, агрессивными, тревожными, капризными, имеют заниженную самооценку, склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [2, с. 123].
Эмпирическое исследование детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях было проведено среди 22 учащихся в возрасте 8–10 лет одной из школ города Владимира.
Используемые методики: тест-рука, методика уровня школьной тревожности Филипса, методика Дембо-Рубенштейна, тест Рене Жиля.
Для исследования межличностных взаимоотношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений была проведена проективная методика тест — фильм Р. Жиля. Цель, которой состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с ближайшим окружением. Результаты методики представлены на рис. 1–2.
Рис.1. Конкретно-личностное отношение ребенка к окружению.
Рис. 2. Характеристика особенностей самого ребенка.
По результатам проведения методики видно, что в семейных взаимоотношениях ребенка преобладают отношения к матери 35 %, отношение к братьям и сестрам составляет 20 %, отношение к отцу — лишь 10 %, отношение к бабушке и дедушке — 15 %. Характеризуя самого ребенка видно, что преобладает социальная адекватность поведения 30 %, наименее выражена закрытость 10 %.
Для выявления уровня тревожности у детей из неполных семей была использована методика диагностики уровня школьной тревожности, результаты которой представлены на рис. 3.
Рис.3 Результаты диагностики уровня школьной тревожности
Из рисунка 3 видно, что у детей выявлены разные виды тревожности:
— общая тревожность — 24 %;
— переживание социального страха — 16 %;
— фрустрация потребностей достижения успеха — 16 %;
— страх самовыражения — 12 %;
— страх ситуации проверки знаний — 4 %;
— страх не соответствовать ожиданиям окружающих — 8 %;
— низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — 8 %;
— проблемы и страхи в отношениях с учителями — 12 %.
Доминирующими видами тревожности являются: общая тревожность, переживание социального страха, фрустрация потребностей достижения успеха.
Для выявления агрессивности у детей из неполных семей была использована проективная методика тест-рука, результаты представлены на рис. 4.
Рис. 4. Результаты тест-руки
По результатам методики видно, что у детей из неполных семей преобладает высокий уровень агрессивности. Это говорит о том, что в большинстве случаев дети представляли руку как атакующую, повреждающую, наносящую вред, обиду, агрессивно доминирующую, активно хватающую человека или какой — либо объект.
Методика Дембо-Рубенштейна использовалась для выявления уровня самооценки у детей из неполных семей, результаты которой изображены на рис. 5.
Рис. 5. Результаты методики Дембо-Рубенштейна
1- ум, способности.
3- авторитет у сверстников.
4- умение многое делать своими руками.
6- уверенность в себе.
Анализируя результаты методики, можно сделать вывод, что практически по всем шкалам у детей из неполных семей преобладает заниженная самооценка.
Таким образом можно сделать вывод, что в неполных семьях существуют проблемы в выстраивании детско-родительских отношений. На фоне этого у детей наблюдается агрессивность, тревожность, заниженная самооценка.
1. Варга, А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология. М., 2002. –С. 38–41.
2. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 2007. — 224с.
3. Корнеева, Т. Психические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. Корнеева // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 3. — С. 3–8.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, неполная семья, результат методики, заниженная самооценка, отношение, общая тревожность, проективная методика, самый ребенок, социальный страх.
Похожие статьи
Особенности психического развития детей в неполных семьях
ребенок, семья, отношение, заниженная самооценка, фрустрация потребностей достижения успеха, результат методики, общая тревожность, неполная семья, школьная тревожность, друг друга.
Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной.
Синтезируя итоги различных исследователей, можно обозначить некоторые общие результаты определения уровней самооценки и притязаний у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей [3, 10].
Проблема детской тревожности в условиях семейного.
ребенок, семья, высокий уровень тревожности, методика измерения уровня тревожности, шкала, неблагополучная семья, семейная тревога, социальный педагог, тревожное состояние, уровень тревожности.
Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных.
ребенок, уровень тревожности, семья, социальный стресс, социальный педагог, семейное неблагополучие, отношение, межличностное отношение, конфликтная ситуация, девиантное поведение.
Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей.
В исследовании применялись следующие методики: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкого, методика для определения самооценки ребенка «Лесенка» А. М. Прихожан, проективная методика.
Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного.
Проективные рисуночные методики позволили выявить детей с эмоциональным неблагополучием, испытывающим тревогу, страх, напряжение в средней группе 5 детей и в подготовительной 6 детей.
Экспериментальное исследование материнско-сыновних.
В неполных семьях дети вне зависимости от пола воспринимают воспитательные тактики матери как более автономные и непоследовательные [6, с.332].
Психодиагностические методы включали в себя следующие методики: для дошкольников — проективная визуально.
Чего боится моя кукла? Проективная методика диагностики.
Проективная методика диагностики детских страхов. Автор: Гордеева Маргарита Сергеевна.
Страх, тревога, беспокойство — это все естественное эмоциональное проявление психической жизни ребенка, но излишняя податливость страхам может развить неуверенность в себе.
Психологические проблемы детей из семей мигрантов
ребенок, страх, семья мигрантов, родитель, уровень тревожности, уровень страхов, вынужденная миграция, психическое здоровье, высокий уровень тревожности, эмоциональная сфера.
Источник https://medaboutme.ru/articles/maminy_dochki_problemy_vospitaniya_detey_v_nepolnoy_seme/
Источник https://azbyka.ru/deti/rebjonok-v-nepolnoj-seme-kakaja-strategija-vospitanija-pravilnaja
Источник https://moluch.ru/archive/64/10337/