Стили взаимоотношений в семье

Содержание статьи

Стили воспитания детей в семье: таблица, плюсы и минусы

Стили семейного воспитания – это разные системы воспитательного воздействия родителей на детей. В зависимости от них, дети в семье могут по-разному себя вести: беспрекословно слушаться старших или быть свободными практически в любом решении, обсуждать свои проблемы с родителями или замалчивать их, предлагать свои варианты решения той или иной ситуации либо молчать, зная, что все равно никто не послушает. Поведение родителей также может быть различным: от жестких и непоколебимых рамок и границ до абсолютной незаинтересованности в жизни своих отпрысков.

Классификация стилей семейного воспитания и их характеристика представлена в таблице:

Стиль воспитания Краткая характеристика
Авторитарный Строгая дисциплина, беспрекословное подчинение детей родителям, жесткие правила и ограничения в отношениях. Ребенок не имеет права выбора, не самостоятелен и не умеет нести ответственность
Либеральный Практически полное отсутствие каких-либо рамок и границ, незаинтересованность родителей в жизни своих детей, снятие с себя ответственности за их будущее
Опекающий Постоянные ограничения в свободе детей родителями, у которых чаще всего присутствуют тревожные намерения и мотивы. Ребенок боится окружающего мира, не уверен в себе, испытывает тревогу и чувство вины
Демократический Основа – сотрудничество между детьми и родителями. Взрослые справедливы, сдержанны и последовательны, демонстрируют детям свою любовь и умеют выставлять гибкие границы. Дети учатся быть самостоятельными и ответственными, имеют право выбора и свободу голоса, но в разумных пределах

В зависимости от стиля воспитания формируются отношения в семье и личность детей. Наиболее правильным считается демократический стиль, но не каждые родители готовы и умеют договариваться со своими детьми, так как в их детстве у них не было возможности этому научиться. Выращенные в авторитарных или гиперопекаемых семьях, они подсознательно выстраивают такие же отношения с собственными детьми. Диагностика стиля семейного воспитания может быть проведена психологом или педагогом с помочью бесед и специальных тестирований.

Авторитарный стиль воспитания

Авторитарный стиль воспитания

Этот стиль присущ жестким родителям, которые не считают, что младший член семьи может иметь свое мнение и желания. В семье с авторитарным стилем воспитания обычно есть жесткие правила, за малейшие нарушения которых следует серьезное наказание. Малышу не предоставляется выбор практически ни в чем, его судьба определяется родителями. Взрослые решают все: от того, какие кружки будет посещать их чадо, до того, в какое учебное заведение после школы пойдет.

Примеры фраз, которые часто употребляют авторитарные родители: «потому, что я так сказал», «мал еще свое мнение иметь», «нос еще не дорос свои решения принимать», «мы все для тебя делаем, а ты — неблагодарный», «подрастешь, тогда и будешь высказываться».

Преимущества авторитарного стиля семейного воспитания:

  • родители стараются дать детям все самое лучшее — чаще всего это касается материальных благ и успешного места в жизни;
  • дети послушны, воспитаны и вежливы;
  • практически идеально ведут себя в общественных местах;
  • выполняют все просьбы;
  • не спорят со взрослыми;
  • родителям легко руководить своими детьми, навязывая свое мнение;
  • по мнению взрослых членов семьи, детям светит успешное будущее и легкость в достижении целей.

Недостатки авторитарного стиля:

  • дети в такой семье не получают любви и ласки в достаточном для них количестве;
  • ребенок не умеет принимать собственные решения, привыкая, что всю ответственность за выбор берут на себя другие люди;
  • не умеет отказывать, в том числе тогда, когда это необходимо: может пойти с незнакомым человеком, под давлением более взрослой компании попробовать алкоголь или наркотики;
  • нерешительность, ощущение своей неважности, подавленность и жизнь в постоянном страхе перед собственными родителями;
  • утрата доверия к миру и взрослым.

Каковы последствия для детей

Одно из главных последствий авторитарного стиля возникает в подростковом возрасте. Став более свободным физически, почувствовав поддержку компании, подросток может полностью перестать слушаться родителей, так как они теряют в его глазах весь свой авторитет. Привыкший к насильственным формам воспитания: крику, физическим наказаниям и угрозам, подросток перестает их воспринимать как воздействие на себя. Родители, привыкнув к беспрекословному выполнению их указаний, часто теряются и опускают руки, так как других форм воспитания для себя не представляют, а прежние перестают работать.

В зависимости от индивидуальных особенностей, бывает и другая ситуация: человек на всю жизнь остается под родительским контролем, а после естественной кончины старших родственников продолжает жить по их правилам. Они выбирают за него учебное заведение, работу, супруга, место жительства и прочее. Такой человек не может быть успешным, так как не умеет принимать собственные решения, отстаивать свою точку зрения и противостоять тому, что ему не нравится.

Еще одно последствие – стиль воспитания собственных детей человеком, который вырос с авторитарными родителями. Первый вариант – он будет такой же, основанный на страхе и подавлении. Второй – противоположный, когда отпрыску все разрешается, не устанавливается никаких границ, не обозначаются правила поведения. Оба варианта не приведут к развитию здоровой личности.

Либеральный стиль воспитания детей

Либеральный стиль воспитания детей

Это стиль семейного воспитания характеризующийся недостатком опеки и контроля над ребенком. В семье спокойные отношения, от малыша ничего не требуют, но нет одной важной части воспитания: правил и границ. По сути, дети делают все, что хотят, не обращая внимания на социальные запреты, а родители практически снимают с себя ответственность за поведение и будущее своего чада.

Преимущества либерального стиля:

  • с раннего детства ребенок понимает, что вся ответственность за его поступки – на нем самом;
  • младшего члена семьи не загружают домашними делами, не заставляют делать уроки;
  • он может проявлять и искать себя сам, никто не заставит его заниматься тем, что не нравится.

Недостатки либерального стиля:

  • не в полной мере осознает правила поведения в обществе, поэтому иногда может вести себя достаточно неприлично;
  • без ощущения каких-либо психологических границ, человек оказывается не готов к сопротивлению со стороны других людей;
  • иногда подросток, воспитывающийся в либеральной семье, оказывается в настоящей опасности, так как родители позволяют ему гулять до поздней ночи и совсем не отслеживают, в какой компании друзей он находится;
  • дети с либеральными родителями чувствуют себя неуверенно, так как им кажется, что родители к ним равнодушны;
  • низкая школьная успеваемость в связи с незаинтересованностью родителей в учебной жизни чада;
  • пытаясь обратить на себя внимание, малыш может прибегать к девиантным элементам поведения: проявлениям агрессии, нанесению урона имуществу или другим людям.

Примеры фраз родителей–либералов: «Я свое уже выучила, а это твоя школа. Учись, как знаешь», «Мне все равно, во сколько ты придешь, главное – меня не разбуди», «Мне не важно, что ты делаешь в школе, пусть только на тебя никто не жалуется».

Каковы последствия

Дети либеральных родителей часто ввязываются в нехорошие компании, так как там они получают порцию необходимого им внимания. Также это связано с ощущением ненужности своим родителям и отсутствием правил в семье.

Подростки из либеральных семей часто до зрелого возраста не могут полностью определиться с желаемой профессией, неуверенны в себе и своих силах, не умеют аргументированно защищать свою точку зрения, так как в их родительской семье это не требовалось. Своих детей обычно воспитывают в том же стиле, так как не представляют, как делать это иначе. Иногда пытаются вести авторитарный стиль, но не всегда могут жестко держать границы, в результате дети быстро перестают слушаться.

Читать статью  О чем молчат подростки? Интервью с психологом

Опекающий стиль воспитания

Опекающий стиль воспитания

Гиперопекающими родителями становятся обычно очень тревожные люди, которые уверены, что ребенок очень долгое время остается маленьким и неспособным к самостоятельным действиям и решениям. Это детоцентрированные семьи, в которых все устроено так, чтобы малышу было хорошо, даже если это доставляет неудобство взрослым. Самостоятельность ребенка пресекается любыми способами, ему постоянно транслируются установки об опасности и враждебности окружающего мира.

  • спокойный кроха, который не полезет лишний раз на высокую горку и не станет испытывать свойства спичечного коробка;
  • он всегда под контролем, не говорит и не делает ничего лишнего;
  • первые несколько лет малыш безоговорочно доверяет маме, слушаясь ее при каждом действии.

Недостатки опекающего стиля:

  • тревожность, ощущение беспомощности, задержка личностного развития; за попытки обойти родительские наказы;
  • не чувствует, что ему доверяют;
  • малыш растет не самостоятельный, ленивый и пассивный;
  • недоверие и страх по отношению к миру, так как родители постоянно транслируют информацию об опасностях вокруг.

Примеры фраз гиперопекающих родителей: «Ты еще слишком маленький, дай, я сама», «Ну и что, что все дети катаются с горки? Тебе нельзя, упадешь и расшибешь лоб», «Не трогай кошку, вдруг она блохастая», «Не бегай, а то упадешь».

Каковы последствия для ребенка

Человек, выросший у слишком опекающих родителей, возможно, навсегда останется жить вместе с ними: умение принимать собственные решения не сформировано, мотивация к успешной жизни отсутствует, устраивать собственное будущее – страшно и неохота, брать на себя ответственность на работе – опасно и не хочется, бытовые навыки развиты слабо.

Если же человек сможет отделиться от родителей, то вряд ли он станет успешным. У него низкая самооценка, он не умеет самостоятельно постоять за себя, всего боится и за все тревожится. Таких работников не ценят, а о таких супругах не мечтают.

Авторитетный или демократичный стиль воспитания детей

демократичный стиль воспитания детей

Этот стиль семейного воспитания считается наиболее здоровым. Здесь все друг к другу доброжелательны, всегда могут рассчитывать на поддержку. Здесь умеют договариваться, слышать и слушать друг друга, проявлять любовь и сочувствовать. Детская самостоятельность и ответственность поощряются, формируется правильное поведение в обществе.

Преимущества демократического стиля воспитания:

  • ребенок чувствует любовь и поддержку;
  • учится брать на себя ответственность и быть самостоятельным;
  • имеет право выбора;
  • может принимать решения соответственно возрасту;
  • не боится обратиться за помощью к родителям;
  • знает правила поведения в обществе;
  • четко осознает свои психологические границы и границы других людей;
  • умеет ставить цели и достигать их;
  • ребенок чувствует себя уважаемым и учится также относиться к другим;
  • всегда открыт для новых знаний, умений и ощущений;
  • менее подвержен влиянию негативных компаний;
  • ребенок имеет адекватную самооценку и уверен в себе и своих силах.

Недостатки демократического стиля:

Здесь лишь один, но очень существенный минус. Демократический стиль воспитания ребенка в семье требует огромного количества любви к своему малышу, терпения, уважения и родительской мудрости. Если самих взрослых воспитывали авторитарно, либерально, хаотично или опекающее, то им придется приложить немало усилий для формирования такого стиля воспитания своих детей.

Примерные фразы демократичных родителей: «я понимаю твои чувства», «я верю в твои силы», «я знаю, что ты справишься», «давай, обсудим это», «попробуем вместе».

На что влияет стиль воспитания детей

На что влияет стиль воспитания детей

После изучения стилей семейного воспитания, можно сделать вывод, что они оказывают серьезное влияние на развитие ребенка и формирование его личности. От стиля воспитания зависит, будет ли ребенок самостоятельным, уверенным, успешным, социально ответственным, коммуникабельным. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления также зависит от стиля воспитания. Чем больше родители дают ребенку самостоятельности, тем лучше и быстрее он развивается.

У авторитарных и опекающих родителей дети растут удобными и спокойными, но не самостоятельными. У либеральных – свободными, но без ощущения собственной значимости и без понимания своих и чужих границ. В демократической семье у ребенка есть все шансы вырасти успешным человеком, ценным работником и примерным семьянином, так как он уверен в своих силах, умеет договариваться и проявлять любовь к близким.

Мои рекомендации как родителя и психолога

  1. Стремиться к демократическому стилю воспитания. В любой ситуации постараться слышать себя и своего ребенка, учится договариваться с ним и обсуждать семейные дела. Даже если он еще мал, давать ему возможность принимать соответствующие возрасту решения.
  2. Давать право выбора всегда, когда это возможно.
  3. Устанавливать здоровые границы: «бить ребят и обзываться некрасиво», «никто не должен тебя толкать».
  4. При высказывании недовольства своим малышом, направлять его на поступок, а не на самого ребенка. Не «ты — нытик», а «мне очень неприятно, когда кто-то ноет».
  5. Выделять для ребенка обязанности в семье в соответствии с его возрастом: поливать цветок, кормить кота. Пусть он с раннего возраста привыкает, что несет ответственность за свои дела.
  6. Давать ребенку больше свободы, даже если за него тревожно. Стараться не говорить малышу фразы вроде: «ты не справишься», «у тебя все равно не получится», «ты упадешь». Лучше поддерживать и говорить о своей вере в него и его силы.
  7. Объяснять ребенку все, что его интересует. Иногда задаются очень неожиданные вопросы, в этом случае можно взять тайм-аут, но потом обязательно обсудить на доступном языке.
  8. Ни в коем случае не применять физические наказания и стараться максимально редко повышать голос. Эти действия порождают в крохе страх, а также демонстрируют бессилие родителей перед его поведением.
  9. Проводить как можно больше времени в уютной теплой атмосфере: читать вместе книги, обниматься, смотреть любимые фильмы и мультики, гулять и заниматься совместным творчеством.
  10. Стараться поддерживать доброжелательные отношения в любой ситуации, чтобы ребенок знал: что бы ни случилось, родители всегда его поддержат и поймут.

Заключение

Стиль семейного воспитания – это система воздействий родителей на детей. Классификации стилей и типов семейного воспитания предполагают 4 вида: авторитарный, либеральный, опекающий и демократичный. Каждый из видов имеет свои особенности, наиболее здоровая личность вырастает при демократичном стиле: ребенок становится самостоятельным, ответственным, умеющим любить и взаимодействовать с обществом.

Стили взаимоотношений в семье

Система воспитания складывается в каждой семье индивидуально, в зависимости от протекания процессов жизнедеятельности в ней. Она включает в себя формулировку задач, осознание базовых целей воспитания и целенаправленное использование приемов и методов. Общий семейный уклад может и не осознаваться родителями в качестве полноценной воспитательной системы, однако при этом она может эффективно работать.

Тактики воспитания

Среди тактик семейного воспитания можно выделить четыре (по типам отношений в семье):

  • диктаторская тактика;
  • тактика опеки;
  • тактика невмешательства;
  • тактика сотрудничества.

Диктаторская позиция заключается в том, что одни члены семьи систематически подавляют инициативы и чувство достоинства других ее членов. Очевидно, что предъявление определенных требований к ребенку является важной частью воспитания, однако это должно осуществляться в рамках целей, в соответствии с моральными нормами и конкретной ситуацией, а не просто по прихоти родителей. Нельзя общаться с детьми с помощью насилия и приказов: это порождает ответную грубость и лицемерие, обман, ненависть. Родители могут приложить значительные усилия, чтобы сломить сопротивление, но в этом случае сильно страдают ценные качества личности ребенка: его вера в себя, чувство собственного достоинства, самостоятельность и инициативность. Чрезмерная авторитарность, игнорирование интересов ребенка, лишение его права голоса в принципиально важных вопросах может порождать серьезные проблемы личностного развития.

Тактика опеки также является весьма неоднозначным выбором. Если родители стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и забот, взяв их на себя, то основные цели воспитания не могут быть выполнены. Вместо активной помощи в формировании личности на первый план выходит угодничество. Такие дети не приспособлены к жизни в коллективе, не готовы к столкновению с реальным миром и настоящими трудностями. Вступив в переходный возраст, они начинают испытывать еще большие сложности, пытаясь протестовать против родительской позиции. Различные формы опеки, по сути, противоположны диктату, однако их негативное влияние на воспитание ничуть не меньше. Результат обеих тактик примерно одинаков: несамостоятельный ребенок, лишенный инициативы, отрешенный от социума и семьи.

Если в семье взрослые стремятся существовать независимо от детей, то можно говорить о тактике невмешательства. Миры взрослого и ребенка в таком случае почти не пересекаются. Такую родительскую позицию часто занимают пассивные люди.

Сотрудничество – самая эффективная тактика воспитания. Она подчиняет межличностные отношения совместной деятельности, ставит общие цели и задачи, что помогает преодолеть эгоистические устремления ребенка. Если отношения в семье построены на сотрудничестве, то семья превращается в группу высокого уровня – коллектив.

Основные стили воспитания в семье

Стили семейных отношений базируются на перечисленных выше тактиках. Они очень важны для формирования самооценки ребенка.

Читать статью  Нужно нанять сотрудника на короткий срок: как правильно оформить трудовые отношения

Различают три основных стиля взаимоотношений в семье:

  • демократический;
  • авторитарный;
  • попустительский.

Основные стили воспитания в семье

При демократическом воспитании в семье царит согласие, а интересы ребенка учитываются. Родители стремятся стимулировать в детях самостоятельность и способность соблюдать дисциплину в одно и то же время. Ребенок может сам принимать решения в отдельных сферах жизни, а родители требуют выполнения обязанностей, не лишая его прав. В демократических семьях также есть контроль, однако он основывается на разумной заботе и теплом чувстве.

Если родители избирают стиль подавления (авторитарный), то они стремятся навязать ребенку свое мнение и подавляют его желания. Они хотят беспрекословного подчинения. Причины запретов и указаний поясняются редко или не поясняются вовсе. Авторитарный тип семьи отличается контролем над всеми сферами жизни детей, часто некорректным. В результате дети замыкаются и даже не пытаются довериться взрослым, постепенно утрачивая самостоятельность и уверенность в себе. Многие дети приспосабливаются к такой ситуации, даже не стараясь бороться, другие идут на открытый конфликт. В обоих случаях дети не доверяют взрослым, имеют проблемы в общении со сверстниками, часто сами бывают жестокими, хотя их потребность в любви не удовлетворяется.

Особенности формирования самооценки ребенка

Для воспитания ребенка с адекватными представлениями о себе нужно уделять ему много времени. Правильная самооценка формируется тогда, когда детей оценивают положительно, однако не завышают оценку по отношению к сверстникам. Они хорошо знакомы с поощрением, но получают его не только в виде подарков. Если ребенком не занимаются, но требуют беспрекословного подчинения, негативно оценивают при посторонних, осыпают упреками и прилюдно наказывают, то у него формируется заниженная самооценка.

От условий в семье зависит, насколько адекватно ведет себя ребенок. Адекватность поведения часто связана с корректностью самооценки. Если в семье принято порицание и постановка завышенной планки требований, то ребенок будет оценивать себя невысоко, поскольку он чувствует, что не соответствует требованиям родителей. Если же ребенка постоянно хвалят, а достижения стимулируют материальными средствами – деньгами и подарками, то самооценка неадекватно завышается. В таких семьях слишком мягкая система требований. Чтобы помочь ребенку создать адекватное представление о семье, система наказаний и похвал должна быть взвешенной. Часто хвалить ребенка и восхищаться нежелательно, не стоит регулярно дарить подарки за достижения, применять жестокие наказания. Чтобы самооценка была высокой, но не завышенной, родители должны уделять внимание личности ребенка и быть при этом достаточно требовательными, не используя унизительных наказаний, однако и не избегая похвал, когда они действительно заслужены.

Пониженная самооценка часто формируется у детей в семьях, где они имеют большую свободу на грани бесконтрольности, где родители равнодушны к ним и друг к другу. Семейные отношения задают исходный уровень притязаний: если этот уровень высок, то ребенок ожидает только успеха, если нет – то он планирует будущее пессимистично, не ставит высоких целей и постоянно сомневается в себе. Также отношения могут порождать чувство тревожности: если родители сильно озабочены учебой, то ребенок начинает постоянно бояться сделать что-то плохо, неправильно. Точно такой же результат можно получить при предъявлении к детям завышенных, нереальных требований. Неуспех может закрепляться, порождая дальнейшие неудачи, поскольку ребенок начинает бояться проявить инициативу.

Если в семье царят нездоровые отношения, дети могут начать вести себя демонстративно, стремясь получить от окружающих то внимание, что не дают ему родители. Необходимо при общении с ребенком избегать нотаций и нравоучений, не делать замечаний слишком эмоционально, иногда не замечать незначительных проступков, но всегда наказывать за крупные. Если тревожный ребенок страдает от постоянного неодобрения взрослых, то демонстративный – от недостатка похвалы. Эти качества часто сочетаются, заставляя детей «уходить от реальности»: когда потребность во внимании высока, но не может быть реализована из-за сильной тревожности. Такие дети стараются не привлекать внимание, боясь неодобрения, пытаются безоговорочно выполнять веления взрослых. Поэтому при их воспитании очень важно поощрять активность, искать совместные пути творческой самореализации, чтобы достичь относительно легкой коррекции развития.

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.

Стиль семейного воспитания — это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

Стили семейного воспитания

Характеристика стилей семейного воспитания

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

Авторитарный стиль семейного воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.

Влияние авторитарного стиля воспитания на поведение подростков

По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя.

Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей.

Либерально — попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», «Нельзя», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно», что «неправильно». Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют через чур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Каким вырастит ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием. Что в свою очередь приведет к не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.

ПОВЕДЕНИЕ: степень влияния наследственности и воспитания на агрессивное поведение детей и взрослых.

Если ребенок кусается: причины, что делать, как отучить его от кусания, мнение психолога — видео.

Гиперопекающий стиль семейного воспитания

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.

Читать статью  Что такое «патриархат» в современном понимании?

Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Каким вырастит ребенок при гиперопекающем стиле семейного воспитания

Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации.

Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, всегда будет бояться сделать что-то не так, ошибиться.

Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными.

Гиперопека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них.

Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания — формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастают «маменькиными сынками».

Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе.

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

Каким вырастит ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания

Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.

Подростки часто имеют проблемы с законом.

Хаотический стиль семейного воспитания

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.

Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Каким вырастит ребенок при хаотичном стиле воспитания

Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений.

Демократический стиль семейного воспитания

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка.

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.

Каким вырастит ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания

Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.

Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь.

Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.

Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Какой бы из вышеперечисленных стилей вы не избрали, воспитывая, учитывайте тип темперамента ребенка.

Мы описали основные стили семейного воспитания, но практика в Центре психологической помощи семье позволяет выделить еще ряд типов неадекватного отношения матери к ребенку.

Устименко В.Н. Попустительский стиль семейного воспитания — семьи группы риска.

Стили семейного воспитания и их характеристика по типу «материнского» отношения к ребенку:

Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу

Мать требует от подростка постоянного внимания к себе, заботы. Мать постоянно вмешивается в личную жизнь сына, ограничивает контакты со сверстниками и сверстницами, стремиться быть в курсе его личной и интимной жизни. От матери часто можно услышать недовольство по поводу того, что сын стремится отдалиться от неё, избегает общения. В менее грубой форме подростку присваивается роль «главы семьи».

Гиперопека и симбиоз

У матери наблюдается стойкое желание удержать, привязать ребёнка к себе, ограничить его самостоятельность из-за страха возможного несчастья с ребёнком в будущем. В психологии подобное отношение называется комплексом «умной Эльзы». Мать преуменьшает реальные возможности и способности ребенка, что приводит к ограничением и максимальному контролю, желанию сделать всё за ребенка, чтобы оградить его от мнимых несчастий в будущем.

Воспитательный контроль посредством лишения любви

Характеризуется подобный стиль воспитания в демонстрации ребёнку или подростку отношения «Что он не нужен такой, мама его не любит таким» при любом нежелательном поведении, непослушании, недостаточную, по мнению родителей, школьную успеваемость, навыки и достижения.

Свое недовольство родители как правило прямо не выражают, не проговаривают, не пытаются объяснить ребенку, почему он сделал что-то не так. Родители просто перестают разговаривать с ребёнком, игнорируют, говорят о нем в третьем лице.

У гипертимных подростков подобное отношение к нему родителей порождает бессильное чувство гнева и ярости, вспышки агрессии. Подросток подобным поведением хочет доказать свое существование, внедриться напролом в семейное «Мы». Родитель из-за чувства страха перед агрессией идет на мировую, либо путем ответной агрессии (оплевух, побоев) пытается преодолеть созданную им стену отчуждения.

Гипертимность — это стойкое приподнятое настроение, жизнерадостность, сопровождающееся личной и профессиональной активностью, повышенной социализацией.

У сензитивных детей или подростков подобное отношение родителей формирует глубокое чувство одиночества, собственной ненужности. Чтобы вернуть любовь родителей ребёнок вынужден ограничивать собственную индивидуальность, поступаться чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Таким образом родители добиваются послушания путем обесценивания личности ребенка.

Воспитательный контроль, путем вызывния чувства вины

На ребёнка, нарушившего запрет навешивается родителями ярлык «неблагодарный», «доставляющий любимой маме столько огорчений», «предавший родительскую любовь» и т.п. В будущем подросток под постоянным страхом оказаться виноватым перед неблагополучием родителей вынужден сковывать собственную самостоятельность и инициативу.

Стили семейного воспитания — книги

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

2. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992.

3. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с.

4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2007

5. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.

Источник https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/stili-vospitaniya-detej

Источник https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/stili-vzaimootnoshenij-v-seme/

Источник https://sad-sosenka.ru/konsultacii/sovety-pedagoga-psihologa/65-stili-semejnogo-vospitaniya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: