Семья, её функции, типы. Брак
Семья – закреплённый союз, берущий свою основу в брачных взаимоотношениях, где супруги и дети связаны общим экономическим бюджетом, хозяйством и бытом. Отношения в родительско-детских отношениях представлены основой семьи. Она является важным институтом в социуме, который взаимодействует с государственными учреждениями и иными институтами. Согласно социологии, семья представлена 2 положениями – социальная группа и социальный институт.
- Как социальная группа – объектом наблюдения представлены взаимоотношения внутри рода.
- Как социальный институт – выяснение общественных функций семьи, связь семьи с обществом.
Институт семьи представлен многими иными институтами (брака). Известны инциденты, когда институт брака не взаимосвязан с институтом семьи. Эти отношения получили термин – гражданский брак.
Семья – социальная группа, сплочённая единой задачей, функционирующая на основе взаимоотношений супругов и выполнении ими общественных ролей.
Семейный социальный статус – статус, задающий позицию индивида не только в семейных отношениях, но и в социуме. Выделяют такие статусы: супружеский, родительский, детский, межпоколенный.
Семейная социальная роль – поведение, ожидаемое от индивида, согласно его занимаемому статусу в обществе.
Социальные функции семьи
Функции | Содержание |
Репродуктивная | – воспроизводство себе подобных индивидов. Семья воспроизводит свой род, обеспечивает обществу замену людей. |
Социализация | – приобщение индивида к обществу. |
Экзистенциональная | – обеспечение безопасности членам семьи, забота. |
Экономическая | – базируется на произведение материальных благ и продуктов общими усилиями, поддержание экономической стабильности и удовлетворении потребностей. |
Первичный социальный контроль | – ценностные и этические нормы поведения внутри семьи в разных сферах жизни. |
Рекреативная | – защита, усиление, восстановление духовной, физической составляющей индивида. |
Социально статусная | – приобретение социальных ролей в социуме обеспечивает укрепление общественной структуры. |
Досуговая | – организация свободного времени в форме развлечения. |
Гедонистическая | – нужда в заботе, любви, чувстве счастья. |
Брак – юридически оформленные отношения между супругами, регулирующие их права и функции в семейном быту. Помимо этого, брак представлен социальным институтом, задающим правила поведения во внутрисемейных отношениях.
Типы брака
- Групповой брак – характеризуется брачными отношениями нескольких мужчин и женщин в первобытные времена.
- Полигамный брак – отношения одного супруга с несколькими. Полигамия разделяется на: полигиния – отношения оного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – отношения одной женщины с несколькими мужчинами.
- Моногамный брак – стандартные брачные союзы между одним мужчиной и одной женщиной. Браки распространены в христианских семьях и демократичных государствах, где распространена практика равенства полов. Моногамный брак менее распространён в мире, чем полигамный.
- Парный брак – равенство между супругами, в период изменения матриархата на патриархат. Датируется временами варварства.
- Экзогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям, в рамках одного социального слоя, общины. Браки заключаются вне родовой группы.
- Эндогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям в племенах, нациях, кастах.
Выделяют большое количество браков: по любви, по договорённости, гостевой брак и т.д.
Социальные функции брака
- Права супругов закреплены на юридическом уровне по отношению к друг другу и ребёнку;
- Сексуальные отношения между супругами регулируются обществом;
- Регулирование хозяйственных взаимоотношений в рамках семьи;
- Регулирование взаимоотношений семейной группы и государства;
- Приобретение социального статуса и закрепление его на правовом уровне.
Типологизация семьи
- Доминирование в семейных отношениях:
- Матриархальная семья – главенствующее место занимает женщина. Статус передаётся по женской линии.
- Патриархальная семья – мужчина занимает доминирующую позицию в семейных отношениях. Женщина выступает собственностью мужа. Статус передаётся по мужской линии.
- Эгалитарная семья – взаимоотношения построены на равных правах супругов, согласно их занимаемым ролям в обществе.
- Сложной семейной структуры:
- Расширенная семья – семейные отношения, в которых присутствуют люди старшего поколения (прадед, прабабушка и т.д.)
- Нуклеарная семья – семейные отношения между родителями и детьми в рамках 2 поколений.
- Количество детей в семье:
- Малодетные – один-два ребёнка.
- Среднедетные – три-четыре ребёнка.
- Многодетные – пять и более детей.
- Бездетные – супруги, не имеющие детей.
- Неполные – представлены одним родителем и ребёнком.
Признаки патриархальной семьи
- Доминирование родовых интересов над общественными;
- Экономические интересы се являются фактором заключения брака;
- Семья состоит из нескольких поколений, живущих в одном месте;
- Наличие большого количества детей для экономической выгоды;
- Отсутствие возможности вмешательства в репродуктивные функции женщины (предупреждение или аборт);
- Отсутствие мобильности поколения;
- Собственность представлена коллективным владением со стороны мужчин;
В патриархальных семьях не берётся в учёт желания и предпочтений супругов, отношения выстраиваются согласно традициям и обычаям.
Семья: виды семей, функции, определение
Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.
Что такое семья
Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.
Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.
Функции семьи как социального института
К основным функциям семьи относится:
- воспроизводственная, то есть продолжение рода;
- воспитание и обучение, социализация;
- содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
- духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
- организация совместного отдыха и деятельности семьи.
В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:
- снижение рождаемости;
- увеличение числа разводов;
- девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
- рост числа малообеспеченных и неполных семей;
- ухудшение здоровья детей и супругов;
- изменение семейных ролей;
- рост семейного насилия.
Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.
На функционирование семьи в свою очередь влияет:
- нормы и ценности культуры;
- экономическая сфера общества;
- демографические изменения;
- государственные институты;
- физиологические процессы;
- психологическая динамика внутрисемейных отношений.
Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.
Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.
Типы семей
Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и формирование личности ребенка.
- Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
- Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними конфликтами, потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
- Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.
Благополучные и неблагополучные семьи
Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.
По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.
Группа семей | Подгруппа | Характеристика родительского отношения |
Благополучные семьи | Понимающие | Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности. |
Покровительствующие | Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними. | |
Безразличные | Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими. | |
Неблагополучные семьи | Подавляющие | Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут. |
Тревожные | Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы. | |
Отстраненные | Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку. | |
Отвергающие | На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение. |
По воспитательному потенциалу
По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.
Воспитательно-сильная семья
Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.
Воспитательно-устойчивая
В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.
Воспитательно-неустойчивая
Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.
Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними
Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.
В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:
- воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
- маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
- правонарушительская;
- преступная;
- психологически отягощенная семья.
Родительский авторитет
Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.
Автор выделял истинный авторитет, который подразумевает:
- достойную жизнь родителей;
- достойную работу родителей;
- их поведение;
- их знание жизни ребенка;
- помощь ребенку;
- чувство ответственности за воспитание ребенка;
- гражданское лицо родителей.
Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.
- Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
- Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
- Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
- Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
- Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
- Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
- «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
- «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
- «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.
Педагогическая культура родителей
Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на стиль и тип воспитания, а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.
- Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
- Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.
Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.
Высокий уровень
Осознание целей и задач воспитания
Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.
Способность к сотрудничеству с детьми
Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.
Владение методами воспитания
Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.
Средний уровень
Осознание целей и задач воспитания
Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.
Способность к сотрудничеству с детьми
Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.
Владение методами воспитания
Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.
Низкий уровень
Осознание целей и задач воспитания
Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.
Способность к сотрудничеству с детьми
Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.
Владение методами воспитания
Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.
Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.
К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.
Основы семейного воспитания
В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.
Родительский контроль
При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.
Родительские требования
Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.
Способы общения с ребенком
Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.
Эмоциональная поддержка
Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.
Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).
Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.
Послесловие
Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».
Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:
- индивидуально-психологические особенности ребенка;
- личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
- условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).
«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.
Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.
Что такое семья и какая её роль в жизни человека
Всем известна избитая истина о том, что семья – это ячейка общества. Но что такое семья на самом деле и так ли она необходима для нормального функционирования общества? На этот вопрос в разное время отвечали по-разному, да и сейчас у разных народов и культур существуют неодинаковые представления о семье.
Определение семьи
В самом общем представлении семья – это группа людей, связанных родственными узами и ведущими общее хозяйство.
Данная структура создаётся с целью продолжения рода – в частности, для рождения и воспитания детей. Семейная группа в своей классической форме состоит из супругов и их детей, не вступивших в брак; в эту же структуру могут входить бабушки, дедушки и другие родственники, встречаются семьи без детей или без одного из супругов, с усыновлёнными и удочерёнными детьми и др. Члены этой структуры связаны между собой общим бытом, духовной связью, взаимными моральными обязательствами.
Общественные отношения считаются в биологии признаком продвинутости организмов. Общественные животные являются наиболее интеллектуально развитыми организмами, а также наиболее жизнеспособными. И чем более сложно устроено сообщество, тем более развитым считается данный вид животных. Таким образом, складывается впечатление, что деление человеческого общества на семьи является показателем высшего уровня развития цивилизации. В действительности это не так. Социальных групп внутри человеческого общества множество – это и нации, и профессиональные объединения, и политические, и даже группы по интересам; все они создаются лишь по мере необходимости, а затем отмирают, когда в них перестают нуждаться. Семья – лишь одна из форм организации общества, имеющая как свои достоинства, так и недостатки.
Роль семьи в жизни каждого человека
С древних времён создание семьи являлось важнейшей частью человеческой жизни. Как правило, оно начиналось с оформления брачного союза. Брак и семья освящались религией, регистрировались властями, их функционирование подчинялось государственным законам, а также неписаным общественным правилам. Почему же этой общественной структуре уделялось столь важное внимание?
Очевидно, причиной была всесторонняя беспомощность человека – перед силами природы, общественными законами, властью. Дефицит элементарных ресурсов (еда, жильё и др.) вынуждал людей объединяться в некие малые группы; воспитание подрастающего поколения также требовало совместных усилий. За редкими исключениями, человек вообще не мог жить без семьи. Одним из соображений было совместное ведение хозяйства; это было причиной и большого количества детей у супругов: дети являлись дополнительными рабочими руками, и чем их больше, тем более обеспеченной семья. К слову, понятия «ребёнок» первоначально не существовало вовсе; чуть только маленький человек обретал способность к самостоятельным действиям – его тут же определяли на работу.
Но времена менялись, и значение семейных отношений уменьшалось. В настоящее время человек вполне способен прокормить и обустроить себя самостоятельно, в одиночку, поэтому семья не является чем-то незаменимым. В наше время это всего лишь выбор человека: кому-то проще живётся в семейных узах, а кому-то проще и лучше одному. В данном случае человек не остаётся в полном одиночестве, поскольку он может входить в состав других социальных групп: работать в крупной, многолюдной организации, общаться с друзьями, он может быть публичным человеком (политик, актёр, преподаватель), играть в рок-группе…
В древности семейные отношения были единственной законной возможностью реализовать свою сексуальную жизнь. Половая сфера человеческой жизни строго контролировалась, и на это были свои здравые причины помимо обычного религиозного невежества. Ведь любой сексуальный контакт подразумевал рождение детей. Это создавало массу проблем (к примеру, соитие близких родственников приводило к появлению нездорового и нежизнеспособного потомства). В наше время человеку стало ясно, что можно вести свободную половую жизнь без необходимости рожать и воспитывать детей, поэтому семейный союз и с этой точки зрения утратил свою значимость.
Но это вовсе не означает, что семья стала совсем не нужна. Более того, появилось очень много соображений для создания семейного союза помимо функции размножения. Сегодня, к примеру, становится ясно, что непременное условие для крепкого и долгого брака – общность интересов: супруги любят одну и ту же музыку, одинаково предпочитают проводить свободное время, имеют схожие профессии, голосуют за одних и тех же кандидатов на выборах – и так далее. Кто-то создаёт семью с целью совместных путешествий, кто-то – для организации семейного бизнеса. Известны музыкальные группы, частично или полностью состоящие из членов одной семьи.
Структура семьи
Семья – достаточно сложная социальная организация, имеющая свою структуру. В первую очередь выделяют так называемое ядро семьи. Это родители и их дети. В составе сложной семьи присутствуют представители нескольких поколений: бабушки, дедушки, прабабушки и т. д., а также братья и сёстры супругов, их дети, жёны и мужья.
В такой организации выделяется несколько подсистем. Прежде всего это родители и дети. Каждая подсистема занимает своё место в семейной организации, имеет в ней свои права и обязанности.
Для описания структуры семейной организации пользуются такими понятиями, как связь и иерархия. Первое означает степень психологической близости между её членами; если она слишком тесная или, наоборот, слишком разобщённая, это может привести к семейной дисфункции.
Иерархия – это характер отношений доминирования и подчинённости в семье. Традиционные семейные союзы, как правило, основаны на неравноправии между их членами. По большей части муж считается главным, а жена обязана подчиняться. В некоторых обществах всё наоборот: главой считается жена, а муж занимает подчинённое положение. Таковы, к примеру, туареги – родственное арабам племя в Северной Африке. То же касается и детей: в традиционных обществах они занимают либо самое низкое положение в семейной иерархии и не обладают никакими правами, либо наоборот – самое высокое, и тогда им всё позволяется, а взрослые обязаны им потакать.
Современные семейные отношения предусматривают полное равноправие – как между мужем и женой, так и между взрослыми и детьми. В последнем случае, однако, равноправие соблюдается пока что не всегда. Оправданием служат юный возраст детей и их неокрепшая психика, уязвимое состояние и необходимость в защите.
Функции семьи и их характеристика
Теперь встаёт вопрос: а для чего вообще человечеству нужны семейные союзы?
Не зря семейный союз именуется «ячейкой общества». Это означает, что он является как бы миниатюрной моделью «большого» общества, поэтому и функционал у него разнообразный.
Самые элементарные функции достались нам от животных предков. Это детородная и воспитательная функции. С деторождением всё понятно: семейный союз изначально создавался для организации размножения. Воспитание – более сложная функция, примитивные формы которой имеются лишь у млекопитающих, а также птиц и эволюционно близких к ним крокодилов. Воспитание предполагает подготовку потомства к взрослой жизни: это, в частности, защита, теоретическое и практическое обучение, приобщение к труду и социальным взаимодействиям.
Ещё одна функция семейного сообщества – реализация сексуальной потребности. Этот взгляд на брачный союз появился в древних цивилизациях, когда люди столкнулись с необходимостью контролировать половые контакты.
Следующая функция семьи – хозяйственно-бытовая. Члены семейного сообщества ведут общее хозяйство и совместно удовлетворяют материальные потребности друг друга. Семейный труд становится более эффективным и продуктивным, нежели одиночный.
Среди других функций семьи выделяются духовная (совместное духовное обогащение и проведение досуга), рекреационная (совместное восстановление физических и психических сил), социальная (социализация, социальный контроль, приобщение к культуре и морально-нравственным нормам), эмоциональная (удовлетворение потребностей в понимании, признании, защите и др.).
Понятно, что семейное сообщество у людей имеет значительно более глубокое значение, чем у животных. Малые группы у млекопитающих эволюционировали вместе с самими видами. У различных животных наблюдаются даже зачатки «высших функций» семейного союза, свойственных, казалось бы, только человеку. Так, у птиц самка и самец после «вступления в брак» строят совместное гнездо. У многих животных развита совместная «хозяйственная деятельность», в том числе с разделением труда: самец охотится, а самка охраняет детёнышей.
Виды и типы семей
Выделяют множество видов семейных организаций.
При этом типы семьи могут определяться по различным параметрам:
- По количеству партнёров – полигамные и моногамные. Моногамия (один муж и одна жена) – наиболее распространённый тип; относительно полигамии в большинстве культур устанавливаются ограничения – например, в исламе религиозный закон разрешает иметь максимум четыре жены одновременно. В большинстве исламских обществ, однако, на практике встречается по преимуществу моногамия: как утверждают сами верующие, это делается чисто из экономических соображений, ведь каждую жену необходимо обеспечивать всем необходимым (включая предметы роскоши).
- По количеству детей – бездетные, однодетные, малодетные, средне- и многодетные семейные союзы.
- По составу: простые (нуклеарные) семьи состоят только из мужа и жены и их детей; сложные включают дополнительных членов (бабушек, дедушек, дядь, племянников и др.). Полные – когда имеются оба родителя и дети, неполные – когда имеется только один родитель с детьми или супружеская пара без детей.
- В зависимости от отношений между родителями и детьми: дети могут появиться после вступления в брак; у одного из родителей или у обоих уже были дети перед вступлением в брак; в семейной группе дети могут быть усыновлены.
- По способу выбора брачного партнёра: эндогамные семейные сообщества (когда брак заключается между членами одной группы – клана, племени, жителями одной деревни) и экзогамные (браки могут заключаться только между представителями разных групп).
Существуют также типы семей по месту проживания (матрилокальная – если оба супруга живут в доме родителей жены, патрилокальная – если живут с родителями мужа, неолокальная – если пара отправляется жить в отдельное жильё); по наследованию фамилии (в качестве семейной фамилии может выступать или фамилия мужа, или фамилия жены) – и по некоторым другим критериям.
Имеются и более экзотические виды семейных отношений. К примеру, в странах бывшего СССР распространилось выражение «шведская семья», которое означает полиаморную семейную группу, состоящую из нескольких партнёров (больше двух). Этот неоднозначный термин был придуман в СССР под влиянием мифа о якобы раскрепощённых нравах шведов. В действительности большинство шведов выбирают традиционные семейные отношения, хотя в последние десятилетия отношение шведского государства и даже церкви к нетрадиционным бракам является одним из самых либеральных в мире. Есть данные о том, что подобный миф развивался и в западных странах, в первую очередь в США. В США возникло похожее выражение «шведский грех». Поводами к тому послужили шведские фильмы самой середины ХХ века – излишне откровенные по тем временам, а также становление «шведского социализма» и отказ Швеции вступать в НАТО, что привело в ярость американские правящие круги.
Отдельного внимания заслуживают однополые семейные союзы. В последнее время во многих странах отношение к однополым бракам стало более либеральным, и кое-где им даже дают полноценный семейный статус, как в той же Швеции. В этой же стране однополые браки освящает Шведская Церковь, имеющая лютеранскую идеологию и возглавляемая королём.
Особо острая дискуссия развернулась в мире по поводу права однополых партнёров заводить (усыновлять) детей. Идеологи консервативного типа пытаются убедить общественность в том, что в таких семьях дети получают психологическую травму. Учёные, однако, развенчивают этот миф, показывая, что в таких семьях дети ничем не отличаются от тех, которые имеют разнополых родителей. Особенно это касается детей-сирот, которые на улице или в детских домах действительно с большой долей вероятности получат психологическую травму (вкупе с физическими) и вырастут неполноценными членами общества; обретя же родителей, пусть даже однополых, они могут избавиться от упомянутых проблем. Всё-таки два папы или две мамы – это лучше, чем вообще ни одного и ни одной.
Как создать свою крепкую ячейку общества
Семейные отношения не являются каким-то инстинктом, биологическим побуждением. Поэтому нельзя создавать семейные группы лишь по той причине, что «так положено». К вступлению в семейные отношения нужно тщательно готовиться, причём как с психологической стороны, так и с материальной.
Что же нужно, чтобы «ячейка общества» была крепкой:
- Прежде всего это, конечно же, любовь. Без этого никакой брачный союз не перерастёт в семейные отношения. Понятие это многогранное; сюда входят и внешняя привлекательность, и сходство характеров, и общность интересов и взглядов. Существуют, конечно, браки, заключённые на других основаниях: с целью жить на деньги партнёра, получить регистрацию или гражданство и др. В СССР были распространены фиктивные браки: студент, женившийся на москвичке, избегал отправки на работу по распределению в отдалённую провинцию. Однако такие брачные союзы либо быстро расторгаются, либо причиняют длительные страдания партнёрам, а особенно родившимся в таком браке детям.
- Определённое материальное состояние. Желательно, чтобы супруги имели высокооплачиваемую работу с оптимальным графиком. Ненормированный тяжёлый труд «за копейки» быстро испортит семейные отношения. Также отличным вариантом является, если супруги договорятся, на кого возлагается ответственность по обеспечению семьи.
- Определённое психологическое состояние. Что получится, если родители работают каждый день с утра до позднего вечера, а домой приходят злыми и уставшими, да ещё и пьяными? Дети у таких родителей либо будут абсолютно безнадзорными (сироты при живых родителях), либо получат опасный пример. Ведь именно родители являются главным примером для подражания у детей. Для создания здоровой «ячейки общества» необходимо, чтобы родители были уверенными в себе людьми, имели позитивный настрой, занимали своё место в жизни и имели достаточно времени для совместного времяпрепровождения.
- Достичь всего этого не так-то просто. Особенно это касается материальной стороны дела. Многие люди предпочитают не обращать внимания на все тонкости создания семейного союза, вступают в брак и рожают детей «просто так», «как уж вышло». Атмосфера в таких «ячейках» в той или иной степени нездоровая. Родители не могут обеспечить своих детей всем необходимым, а нередко даже удовлетворить минимальные потребности, а воспитание принимает авторитарный характер.
Чтобы не вредить себе, своему партнёру и будущим детям, необходимо помнить, что семейные отношения не являются чем-то обязательным. «Построить дом, посадить дерево, вырастить сына» — этот принцип больше не является актуальным; да и в прежние времена его актуальность была вынужденной. Если ты не готов вступать в семейные отношения, то лучше этого и не делать. В самом деле, бытие человека не ограничивается семейным кругом, ведь он является частью «большого» общества и может реализовать себя в малых группах различного типа.
Сегодняшнее общество вступило в ту стадию, когда для его дальнейшего функционирования и развития необходимо своеобразное разделение труда: часть людей вступает в браки и занимается продолжением рода, а остальные обеспечивают подрастающее поколение товарами, знаниями, защитой от естественных (болезни, стихийные бедствия) и искусственных (военное вторжение) напастей, открывают для него новые возможности. Воспитание детей и их социализация становится делом коллективным. Роль биологических родителей при этом снижается, поскольку «человеком разумным» не рождаются, а лишь становятся, если дети попадают в правильное окружение.
Настоящее признание эта идея обретает только сейчас, хотя о ней люди задумывались ещё в древности. Подобные мысли развивает, к примеру, супруг Анны Карениной в романе Льва Толстого. В раннем христианстве хождение имели самые разные радикальные концепции, и некоторые общины проповедовали полный отказ от брака и семейных отношений: дети, по их мнению, должны рождаться в свободных отношениях и воспитываться всем обществом. К сожалению, впоследствии этим идеям в рамках новой религии не суждено было реализоваться: при становлении христианства как государственной религии, то есть как имперской идеологии запугивания народных масс и манипулирования ими, брак и семейные отношения были «освящены» церковью, а свободные отношения провозглашены грехом. Таким же образом были законсервированы взгляды на предназначение человека: отныне главным долгом человека было провозглашено биологическое размножение, приращение биомассы, а все остальные возможности личности были объявлены «суетой». Бездетность не одобрялась, а большое количество детей, наоборот, поощрялось.
Однако отголоски общинного воспитания и разделения труда продолжали функционировать. Особое значение придавалось «крёстным родителям», духовным отцам и наставникам, задачей которых было духовное просвещение «сыновей» и «дочерей», их социализация, преподавание им наук и искусств. Биологическим же родителям было достаточно обеспечить первичные потребности детей, таких как пища или жильё. На практике реализация этого принципа получилась далеко не идеальной: хороших наставников имели лишь дети привилегированных родителей, представителей высших сословий и классов, а для обычных людей наличие «крёстных родителей» чаще всего было формальностью или мистическим ритуалом; «крёстными» становились случайные знакомые, независимо от их знаний, навыков и морально-нравственных качеств.
Источник https://bingoschool.ru/manual/92/
Источник https://psychologist.tips/1089-semya-vidy-semej-funktsii-opredelenie.html
Источник https://psylogik.ru/198-chto-takoe-semja.html