МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯучебно-методическое пособие на тему

Содержание статьи

Методика изучения семьи — Примерный план изучения опыта семейного воспитания

Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них — индивидуальность, уникальность, неповторимость каждой семьи. В семьях заметны различия, которые проявляются:

– в образовательном и культурном уровнях всех ее членов;

– нравственно-психологических установках и позициях;

– устремлениях, образцах и идеалах;

– умениях и навыках организовать жизнедеятельность родителей и детей;

– опыте воспитания детей.

Второе обстоятельство: семья представляет собой достаточно закрытую ячейку (микроколлектива) общества. Поэтому возможности ученых (педагогов, психологов, социальных педагогов, социологов и др.) в исследовании проблем семьи и опыта семейного воспитания весьма ограничены. И, тем не менее, разрабатываются и применяются методы изучения этих проблем.

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания — это способы (инструменты), которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье.

Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания. Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.

Методика изучения семьи - Примерный план изучения опыта семейного воспитания

Примерный план изучения опыта семейного воспитания

1.Важнейшие сведения о «семье:

— образование родителей и других членов семьи;

— профессии родителей и членов семьи;

— увлечение (хобби) родителей.

II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:

-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);

-характер отношений (изменчивый, противоречивый);

— позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).

III. Цель и задачи семейного воспитания детей.

IV. Приоритеты семьи в воспитании детей:

— здоровье, здоровый образ жизни;

— раннее образование детей;

— развитие нравственных качеств;

— развитие умственных способностей.

V. Особенности семейного воспитания:

— степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;

-степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);

— отсутствие целенаправленного семейного воспитания.

VI. Организация совместных форм деятельности в семье:

— вовлечение детей в общие семейные дела;

— разобщенность родителей и детей в семейных делах;

— отстранение детей от семейных дел;

— дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.

VII. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному учреждению, школе, гимназии, лицею и др.):

— степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);

— все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.

VIII. Уровень педагогической культуры родителей:

— наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей;

— ограниченность в психолого-педагогических знаниях;

— негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний.

Обратимся к важнейшим методам изучения семьи и семейного воспитания.

Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.

В процессе наблюдения:

1) ставится задача;

2) составляется план;

3) идет фиксация данных;

4) следует обработка зафиксированных данных;

5) делаются соответствующие выводы.

Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестер) к братьям (сестрам); речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи). На основании зарегистрированных данных производится количественный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка. В процессе получения и трактовки информации, которая приобретена при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:

1.Фиксировать поступки и поведение детей и родителей продолжительное время, во многих ролях и ситуациях.

2. Сравнивать случаи совпадения показаний нескольких наблюдателей.

3.Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и родителям, антипатии — к другим).

4. Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он реагирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.

Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют собой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе полученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).

Метод анкетирования

Метод анкетирования (фр. enqimte — список вопросов) — письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.

Виды проведения анкетирования:

1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непосредственно сам);

2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам).

1) открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);

2) закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);

3) смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предоставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему).

Интервьюирование (англ, interview — беседа, встреча) — способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.

Обычно бывает два вида интервью: свободное, которое не регламентируется темой и формой беседы, и стандартизованное, которое близко к анкете с закрытыми вопросами.

Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится интервьюером или его помощником (ассистентом) или механическим способом (на пленку магнитофона, диктофона).

Основные требования по проведению интервью:

1. Правильный выбор места проведения интервью и создание благоприятной атмосферы для общения, с тем чтобы не было никаких препятствий при его проведении.

2.Перед началом интервью обязательно краткое слово интервьюера, в котором четко оговариваются цель, задачи, гарантируется анонимность опроса.

3. Соблюдение нейтральной позиции интервьюера, предполагающей полное невмешательство в содержание опроса.

4. Организация правильной записи (дословная запись, краткая запись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).

Беседа — метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников.

Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.

Особенности беседы, ее подготовка и проведение:

1. Она в отличие от интервью более свободна в организации, содержании, в отношениях между собеседниками.

2.Составляется план беседы с выделением ключевых вопросов.

3. Умение педагога (исследователя) слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины.

4. Умение педагога (исследователя) обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интонация, мимика, пантомимика, жесты, эмоциональные реакции и т. п.

5.Проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей.

6.Умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитанности ребенка.

7. Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.

8.Результаты беседы непременно сопоставляются с результатами других методов.

Психолого-педагогический тренинг—метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.

Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определенные умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности. Темы тренинга: «Как вести себя с агрессивным ребенком», «Как вести себя с гиперактивным ребенком», «Если ребенок отстает в развитии», «Как воспитывать ребенка без отца», «Особенности воспитания приемного ребенка», «Специфика воспитания в семье многих детей», «Особенности воспитания единственного ребенка», «Как воспитывать близнецов» и др.

Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволяющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.

Педагог (воспитатель) создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца): первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадривает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание. В первом случае педагог утверждается в своей гипотезе о наличии лености у мальчика, во втором — о наличии трудолюбия, добросовестности, прилежания.

Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочинения «Мой ребенок». Изучая эти сочинения, педагог может увидеть черты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, педагог может более точно и объективно составить независимую характеристику воспитанника, методы и приемы воспитания.

Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.

Педагог обращает внимание на такие детали:

1) как расположены члены семьи;

2) насколько они удалены друг от друга;

3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;

4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;

5) кто выше ростом, а кто ниже;

6) кто большой по размерам, а кто — маленький;

7) кто в каких красках нарисован.

Методы изучения

Метод игровых заданий — это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.

Игра «Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить?». Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающегося и хмурого) и набор сюжетных картинок, которые отражают разные жизненные события:

Мальчик разбил чашку дергает кошку за хвост
Мальчик бьет мальчика несет мамину сумку
Мальчик держит цветок подает бабушке лекарство
Мальчик чистит ботинки выносит мусор в мусоропровод
Мальчик убирает постель поливает цветы и т. п.

Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания дает основание увидеть:

— отношение взрослых к ребенку;

— согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;

-стиль семейных отношений.

Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать «Что нарисовано?» и «озвучить» нарисованное («Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?», «Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?»). Ребенок рассказывает о картинке и «проявляет» свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.

Читать статью  Что дает семья человеку в жизни?

Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ о мальчике (девочке). «Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лена осталась дома с маленьким братиком Сашей. Он стал плакать. Лена взяла краски, банку с водой, бумагу и стала рисовать. Саша успокоился, увидя ежика с яблоком, потянул лист и опрокинул банку с водой. Лена очень сильно расстроилась, и в это время пришла мама…» Далее ребенок придумывает конец рассказа (несомненно, он описывает то, как вела бы в такой ситуации его мама).

Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребенок — заканчивает. «Если я упаду или ударюсь, то мама…», «Если я плохо мою руки, то папа…», «Если у мамы болит голова, то мы с папой…», «Мама хвалит меня, если я…», «Бабушка огорчается, когда я…» и т. д.

Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии), технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).

Педагогический эксперимент (лат. experimentum — опыт, проба) — опыт в точно учитываемых условиях, с помощью которого в контролируемой и управляемой ситуации исследуются педагогические явления.

По целям организации обычно различаются констатирующий и формирующий (преобразующий) эксперименты. Констатирующий ставит целью измерить наличный уровень развития (например, уровень развития волевых качеств личности ребенка, уровень его воспитанности). Формирующий эксперимент предполагает формирование или воспитание тех или иных качеств личности ребенка, тех или иных сторон его психики. Для этого создается специальная экспериментальная ситуация, которая дает возможность:

1) выявить условия, необходимые для организации формирования этих качеств;

2) экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности;

3) изучить конкретные пути формирования личности ребенка.

Методов изучения семьи и опыта семейного воспитания

Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания за-висит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них — индивиду-альность, уникальность, неповторимость каждой семьи. В семьях заметны различия,которые проявляются:

– в образовательном и культурном уровнях всех ее членов;

– нравственно-психологических установках и позициях;

– жизненном опыте;

– устремлениях, образцах и идеалах;

– умениях и навыках организовать жизнедеятельность родителей и детей;

опыте воспитания детей.

Второе обстоятельство: семья представляет собой достаточно зак-рытую ячейку (микроколлектиа) общества. Поэтому возможности ученых (педагогов, психологов, социальных педагогов, социологов и др.) в исследовании проблем семьи и опыта семейного воспитания весьма ограничены. И, тем не менее, разрабатываются и применяются методы изучения этих проблем.

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания — это способы (инструменты, которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье.

Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания. Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.

Примерный план изучения опыта семейного воспитания:

1. Важнейшие сведения о «семье:

— состав семьи;

— образование родителей и других членов семьи;

— профессии родителей и членов семьи;

— увлечение (хобби) родителей.

II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:

-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);

-характер отношений (изменчивый, противоречивый);

— позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).

III. Цель и задачи семейного воспитания детей.

IV. Приоритеты семьи в воспитании детей:

— здоровье, здоровый образ жизни;

— раннее образование детей;

— развитие нравственных качеств;

— развитие умственных способностей.

V. Особенности семейного воспитания:

— степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;

-степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);

— отсутствие целенаправленного семейного воспитания.

VI. Организация совместных форм деятельности в семье:

— вовлечение детей в общие семейные дела;

— разобщенность родителей и детей в семейных делах;

— отстранение детей от семейных дел;

— дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.

VII. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному учреждению, школе, гимназии, лицею и др.):

— степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);

— все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.

VIII. Уровень педагогической культуры родителей:

— наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей;

— ограниченность в психолого-педагогических знаниях;

— негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний.

Обратимся к важнейшим методам изучения семьи и семейного воспитания.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
учебно-методическое пособие на тему

Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них — индивиду­альность, уникальность, неповторимость каждой семьи.

Скачать:

Вложение Размер
metody_izucheniya_semi.doc 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них — индивидуальность, уникальность, неповторимость каждой семьи. В семьях заметны различия, которые проявляются:

– в образовательном и культурном уровнях всех ее членов;

– нравственно-психологических установках и позициях;

– устремлениях, образцах и идеалах;

– умениях и навыках организовать жизнедеятельность родителей и детей;

– опыте воспитания детей.

Второе обстоятельство: семья представляет собой достаточно закрытую ячейку (микроколлектива) общества. Поэтому возможности ученых (педагогов, психологов, социальных педагогов, социологов и др.) в исследовании проблем семьи и опыта семейного воспитания весьма ограничены. И, тем не менее, разрабатываются и применяются методы изучения этих проблем.

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания — это способы (инструменты), которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье.

Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания . Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.

Примерный план изучения опыта семейного воспитания:

1.Важнейшие сведения о «семье:

— образование родителей и других членов семьи;

— профессии родителей и членов семьи;

— увлечение (хобби) родителей.

II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:

-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);

-характер отношений (изменчивый, противоречивый);

— позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).

III. Цель и задачи семейного воспитания детей.

IV. Приоритеты семьи в воспитании детей:

— здоровье, здоровый образ жизни;

— раннее образование детей;

— развитие нравственных качеств;

— развитие умственных способностей.

V. Особенности семейного воспитания:

— степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;

-степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);

— отсутствие целенаправленного семейного воспитания.

VI. Организация совместных форм деятельности в семье:

— вовлечение детей в общие семейные дела;

— разобщенность родителей и детей в семейных делах;

— отстранение детей от семейных дел;

— дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.

VII. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному учреждению, школе, гимназии, лицею и др.):

— степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);

— все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.

VIII. Уровень педагогической культуры родителей:

— наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей;

— ограниченность в психолого-педагогических знаниях;

— негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний.

Обратимся к важнейшим методам изучения семьи и семейного воспитания.

Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.

В процессе наблюдения:

1) ставится задача;

2) составляется план;

3) идет фиксация данных;

4) следует обработка зафиксированных данных;

5) делаются соответствующие выводы.

Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестер) к братьям (сестрам); речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи). На основании зарегистрированных данных производится количественный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка. В процессе получения и трактовки информации, которая приобретена при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:

1.Фиксировать поступки и поведение детей и родителей продолжительное время, во многих ролях и ситуациях.

2. Сравнивать случаи совпадения показаний нескольких наблюдателей.

3.Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и родителям, антипатии — к другим).

4. Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он реагирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.

Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют собой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе полученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).

Метод анкетирования (фр. enqimte — список вопросов) — письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.

Виды проведения анкетирования:

1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непосредственно сам);

2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам).

1) открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);

2) закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);

3) смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предоставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему).

Интервьюирование (англ, interview — беседа, встреча) — способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.

Обычно бывает два вида интервью: свободное, которое не регламентируется темой и формой беседы, и стандартизованное, которое близко к анкете с закрытыми вопросами.

Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится интервьюером или его помощником (ассистентом) или механическим способом (на пленку магнитофона, диктофона).

Основные требования по проведению интервью:

1. Правильный выбор места проведения интервью и создание благоприятной атмосферы для общения, с тем чтобы не было никаких препятствий при его проведении.

2.Перед началом интервью обязательно краткое слово интервьюера, в котором четко оговариваются цель, задачи, гарантируется анонимность опроса.

3. Соблюдение нейтральной позиции интервьюера, предполагающей полное невмешательство в содержание опроса.

4. Организация правильной записи (дословная запись, краткая запись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).

Читать статью  Консультация для родителей детей старшей группы на тему: «Основы нравственных отношений в семье»консультация (старшая группа)

Беседа — метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников.

Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.

Особенности беседы, ее подготовка и проведение:

1. Она в отличие от интервью более свободна в организации, содержании, в отношениях между собеседниками.

2.Составляется план беседы с выделением ключевых вопросов.

3. Умение педагога (исследователя) слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины.

4. Умение педагога (исследователя) обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интонация, мимика, пантомимика, жесты, эмоциональные реакции и т. п.

5.Проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей.

6.Умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитанности ребенка.

7. Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.

8.Результаты беседы непременно сопоставляются с результатами других методов.

Психолого-педагогический тренинг —метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.

Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определенные умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности. Темы тренинга: «Как вести себя с агрессивным ребенком», «Как вести себя с гиперактивным ребенком», «Если ребенок отстает в развитии», «Как воспитывать ребенка без отца», «Особенности воспитания приемного ребенка», «Специфика воспитания в семье многих детей», «Особенности воспитания единственного ребенка», «Как воспитывать близнецов» и др.

Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволяющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.

Педагог (воспитатель) создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца): первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадривает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание. В первом случае педагог утверждается в своей гипотезе о наличии лености у мальчика, во втором — о наличии трудолюбия, добросовестности, прилежания.

Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочинения «Мой ребенок». Изучая эти сочинения, педагог может увидеть черты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, педагог может более точно и объективно составить независимую характеристику воспитанника, методы и приемы воспитания.

Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.

Педагог обращает внимание на такие детали:

1) как расположены члены семьи;

2) насколько они удалены друг от друга;

3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;

4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;

5) кто выше ростом, а кто ниже;

6) кто большой по размерам, а кто — маленький;

7) кто в каких красках нарисован.

Что можно узнать при раскодировании рисунка?

1. Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.

2. Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.

3.Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.

4. Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.

5. Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — признак его комфортности в семье.

6. Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.

Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей, смогут найти ответ на такие волнующие вопросы: «Как распознать, что тревожит ребенка?», «Как дети воспринимают нас и наши отношения?», «Какими мы видим самих себя и наших детей?», «Как выявить скрытый конфликт в семье?» и др.

Метод игровых заданий — это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.

Игра «Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить?». Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающегося и хмурого) и набор сюжетных картинок, которые отражают разные жизненные события:

Мальчик разбил чашку

дергает кошку за хвост

Мальчик бьет мальчика

несет мамину сумку

Мальчик держит цветок

подает бабушке лекарство

Мальчик чистит ботинки

выносит мусор в мусоропровод

Мальчик убирает постель

поливает цветы и т. п.

Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания дает основание увидеть:

— отношение взрослых к ребенку;

— согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;

-стиль семейных отношений.

Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать «Что нарисовано?» и «озвучить» нарисованное («Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?», «Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?»). Ребенок рассказывает о картинке и «проявляет» свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.

Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ о мальчике (девочке). «Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лена осталась дома с маленьким братиком Сашей. Он стал плакать. Лена взяла краски, банку с водой, бумагу и стала рисовать. Саша успокоился, увидя ежика с яблоком, потянул лист и опрокинул банку с водой. Лена очень сильно расстроилась, и в это время пришла мама. » Далее ребенок придумывает конец рассказа (несомненно, он описывает то, как вела бы в такой ситуации его мама).

Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребенок — заканчивает. «Если я упаду или ударюсь, то мама. «, «Если я плохо мою руки, то папа. «, «Если у мамы болит голова, то мы с папой. «, «Мама хвалит меня, если я. «, «Бабушка огорчается, когда я. » и т. д.

Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии), технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).

Педагогический эксперимент (лат. experimentum — опыт, проба) — опыт в точно учитываемых условиях, с помощью которого в контролируемой и управляемой ситуации исследуются педагогические явления.

По целям организации обычно различаются констатирующий и формирующий (преобразующий) эксперименты. Констатирующий ставит целью измерить наличный уровень развития (например, уровень развития волевых качеств личности ребенка, уровень его воспитанности). Формирующий эксперимент предполагает формирование или воспитание тех или иных качеств личности ребенка, тех или иных сторон его психики. Для этого создается специальная экспериментальная ситуация, которая дает возможность:

1) выявить условия, необходимые для организации формирования этих качеств;

2) экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности;

3) изучить конкретные пути формирования личности ребенка.

ПАМЯТКА К ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ

ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

* Сведения о семьях, опыт которых обобщается (фамилия, имя, отчество, возраст, образование родителей, место их работы, должность, состав семьи).

* Что в опыте данной семьи педагог считает положительным, что будет изучаться и обобщаться: опыт трудового, физического, эстетического и др. воспитания; ценные семейные традиции, удачные педагогические приемы и др.

* Какие формы изучения опыта будут использоваться: посещение детей на дому, наблюдение за ними в детском саду и семье, анализ детских рассказов, рисунков и т.п.

* Как будет распространяться обобщенный опыт: обсуждаться на общих, групповых собраниях родителей, заседаниях родительского комитета, педагогических советах, на конференциях родителей; отражаться в различных формах педагогической пропаганды (тематические выставки, папки-передвижки, стенды) или через местное радио, газету.

* В какой форме будет представлен опыт в методическом кабинете детского сада: доклады, фото, слайды и т.п.

* Как будет изучаться влияние положительного опыта на воспитание детей в других семьях.

1. Богославец Л.Г. «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города» //Ж-л «Управление ДОУ» №5 (18) 2004.

2. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: «Стили и методы семейного воспитания».

В данной разработке рассматривается роль семьи в становлении личности ребенка, раскрывается влияние родительско-детских отношений на этот процесс, даётся характеристика наиболее распростра.

методы семейного воспитания

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.Целью семейного воспитания является формирование таких качеств л.

Родительское собрание «О методах и стилях семейного воспитания»

материал с презентацией для работы с родителями.

Презентация на родительское собрание по теме «Психолого-педагогическое просвещение родителей как метод коррекции семейного воспитания «

В данной презентации рассмотрены типы и функции семьи, педагогические технологии работы с семьей.

методы диагностики и коррекция семейного воспитания

выступление на методическом объединение воспиттателей.

Методическая разработка «Начальное техническое творчество как метод семейного воспитания детей»

В данной методической разработке показывается, как организовать интересный и развивающий досуг, организовать предметную деятельность ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы учит.

Методы изучения семьи и семейных отношений

Основная проблема семейного консультирования заключается в том, что супруги не желают предоставлять полную информацию о своем браке консультанту. В этом случае можно прибегнуть к самостоятельному анализу отношений. В нашей статье вы узнаете об основных методах изучения семьи, а также принципах, которые позволят сформировать крепкие взаимоотношения со второй половинкой после свадьбы. Поверьте, данная информация будет актуальна для любого человека, кто мечтает жить в счастливом браке.

Социально-экономическое исследование

Большинство современных методов изучения семьи основаны на детальном анализе социального и экономического положения супругов – и в этом нет ничего удивительного. Многие супруги чувствуют себя несчастными в браке именно из-за того, что им едва хватает денег для обеспечивания семьи, не говоря уже об удовлетворении собственных потребностей. Поэтому семейные психологи в первую очередь пытаются выяснить социальное и экономическое положение семьи и на основе анализа дать супругам определенные рекомендации.

Жена кричит на своего мужа.

Довольно интересным фактом является то, что наиболее счастливые пары имеют средний материальный достаток. Для слишком богатых семей деньги представляют собой постоянный объект ссор и скандалов, а для бедных – депрессии и упреков. Поэтому если вы планируете наладить взаимоотношения с супругом, следует в первую очередь задуматься над тем, влияет ли количество финансов на вашу совместную жизнь. Если это так, то постарайтесь вместе с вашим мужем подумать над тем, как исправить сложившуюся ситуацию.

Читать статью  Счастливая семья – что это такое, основные качества, что делает семью счастливой, ценности

Исследование добрачных отношений

Методы изучения семьи и семейных отношений также довольно часто основываются на детальном анализе добрачных отношений. Конечно же, подобная методика возможна только в том случае, если супруги знали друг друга до свадьбы. Если же бракосочетание произошло по расчету, то провести исследование удастся только на основе тех дней, которые супруги прожили вместе после свадьбы. Постарайтесь вспомнить ваши взаимоотношения в мельчайших деталях и выясните, чем именно они отличаются от текущего положения.

Парень с девушкой счастливы вместе.

Добрачные отношения зачастую включают в себя самые лучшие моменты, которые людям довелось вместе пережить. После свадьбы мужчины перестают дарить своим женщинам цветы и проявляют гораздо меньше заботы о них. Однако и женщины, добиваясь своего, часто пускают все на самотек. Аз-за этого в семье происходят измены и постоянные скандалы. Вспомните добрачные отношения и верните те нотки, которые были утрачены вами. Довольно часто подобная методика позволяет возобновить даже самые безнадежные отношения.

Методы изучения педагогической культуры семьи и ее особенности

Чтобы ваш ребенок чувствовал себя нужным, ему следует уделять определенную долю заботы и внимания. Кроме того, необходимо регулярно следить за его микроокружением. Особенно это касается детей, которые находятся в периоде полового созревания. Чтобы ваш отпрыск не начал общаться с плохой компанией, необходимо вовремя до него донести значение моральных принципов и важность их соблюдения.

Многие семейные психологи рекомендуют родителям уделять больше внимания саморазвитию, чтобы воспитание ребенка шло должным образом. К примеру, можно читать психологическую литературу или смотреть развивающие видеоролики, один из которых представлен чуть выше. Просмотрев его до конца, вы узнаете о восьми основных ошибках, которые совершают большинство родителей при воспитании детей. То есть методы изучения педагогической культуры, как правило, заключаются в исследовании видеороликов или книг, в которых изложена психологическая информация по воспитанию ребенка.

Также можно проанализировать то, как ваш ребенок реагирует на определенные методы воспитания. Некоторые из них могут категорически не подходить для развития личности определенного типа людей. К примеру, во многих «неуправляемых» детях скрыт огромный творческий потенциал, который они не могут реализовать из-за мнения общества. В этом случае рекомендуется отдать юное дарование на какую-нибудь секцию или в кружок, чтобы его талант не пропал зря.

Выявление типичных проблем

Методы изучения семьи и семейного воспитания очень часто основываются на анализе поведения членов семьи в различных ситуациях. К примеру, можно предложить пройти своим близким обычное анкетирование, в котором имеется ряд вопросов для выявления типичных проблем в семье. Однако ответы на них должны быть максимально искренними и информативными, чтобы психолог мог как следует проанализировать состояние взаимоотношений и найти способы решения конфликтных ситуаций.

Жена успокаивает своего мужа.

Приведем небольшой пример. Довольно часто в семьях подростки жалуются на то, что родители их не понимают и не следят за их жизнью. Такие слова могут быть слегка преувеличены, а могут быть чистой истиной. В этом случае добиться правды поможет тестирование с помощью обычной анкеты, которое необходимо проводить сообща. Каждый человек должен подтверждать свои ответы определенными фактами, которые происходили в его жизни. После этого, основываясь на результатах исследования, можно будет скорректировать способ «лечения» взаимоотношений.

Исследование в образовательных учреждениях

Методы изучения семьи в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) могут значительно отличаться от тех методик, которых придерживается семейный психолог. Однако это не значит, что они являются неправильными или показывают недостаточно необходимой информации. К примеру, в детских садах психологи очень часто обращают внимание на взаимоотношения супругов и на то, насколько сильно внутренние конфликты в семье влияют на поведение их ребенка. Если, скажем, отец будет все время ругаться матом, то подобное поведение будет характерно и для его ребенка.

Воспитательница в детском саду с родителями и ребенком.

Что касается исследований, проводимых в школах, то они чаще всего представляют собой анонимное тестирование, которое проводится в большинстве случаев среди учащихся, возраст которых находится в диапазоне от 12 до 16 лет. На основе различных психологических тестов и анкет можно выявить многие проблемы еще на стадии их формирования и составить грамотную воспитательную работу, которая бы позволила подросткам чувствовать себя нужными этому миру. Однако все исследования должны быть в обязательном порядке анонимными, чтобы ответы были максимально искренними.

Исследование досуга, интересов и ценностей

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания в дошкольных учреждениях также основаны на различных вопросах, касающихся семейного досуга. То есть воспитатель может задать родителям несколько вопросов по поводу того, как именно они проводят выходные с ребенком, чем занимаются и так далее. Чтобы получить объективную оценку по этому поводу, рекомендуется задавать не наводящие, а простые вопросы: «Как часто вы играете с ребенком на свежем воздухе?» или «Сколько времени в день вы уделяете чтению книг для малыша?»

Дети играют с родителями.

Что касается методов исследования от профессиональных психологов, то они, как правило, основаны на изучении семейных ценностей и тех целей, которые ставят перед собой члены семьи. Если у родителей нет определенной цели в жизни, то они вряд ли смогут воспитать ребенка должным образом и будут просто «плыть по течению» в этом вопросе. Кроме того, специалист может задать несколько вопросов по поводу интересов родителей. К примеру, большинство пар, интересующихся литературой по воспитанию детей, практически всегда воспитывают личность, достойную жить в современном обществе.

Исследование индивидуальности супругов

Психологические методы изучения семьи могут быть основаны на исследовании каждого супруга по отдельности с целью поиска проблемы, которая приводит к разногласиям и конфликтам внутри семьи. Как правило, чтобы выявить психологическую неуравновешенность и склонность к конфликтам, используются различные методы дифференциального анализа. Наиболее распространенным инструментом для исследования являются проектировочные рисунки, на которых каждый человек может видеть различные образы, согласно своему характеру и психическим особенностям.

Жена с мужем улыбаются.

Исследование индивидуальности зачастую помогает найти корень проблемы, однако стоит понимать, что не все люди готовы принять факт того, что вся вина лежит только на них (да и такое редко бывает). Поэтому после детального анализа необходимо в первую очередь продумать то, как именно вы преподнесете информацию молодой паре. В том случае, если исследование проводит кто-то из членов семьи, к оглашению подобной информации супругу следует подходить с особой осторожностью. В противном случае вы рискуете настроить любимого человека против себя.

Оценка отдельных феноменов в отношениях

К сожалению, методы изучения взаимоотношений в семье невозможны без исследования отдельных феноменов, присущих определенной паре. К примеру, некоторые конфликты могут возникать на почве недоверия, которая берет начало из далекого прошлого, о котором все пытаются забыть. Однако если о подобном факте никто не упоминает, это далеко не значит, что он никак не влияет на жизнь людей. В большинстве случаев – ровно наоборот. Прошлое может преследовать счастливые пары на протяжении многих лет и разрушать отношения между возлюбленными.

Семейная пара на приему у психотерапевта.

Чтобы определить различные феномены, о которых изначально может быть неизвестно даже самой семье, следует использовать различные опросники, составленные опытными психологами и рассчитанные на выявление наличия нестандартных ситуаций с помощью каверзных вопросов. К примеру, подобные тесты могут с легкостью выявить склонность к изменам или наличие корыстных мотивов у одного из исследуемых людей.

Психограмма супружества и ее особенности

Современные методы изучения семьи основаны на использовании различных психограмм, которые позволяют с помощью ряда простых вопросов определить уровень совместимости двух людей или их педагогическую подготовленность к воспитанию ребенка. В списке ниже представлены основные методы проведения подобных психограмм, которые позволят разобраться во взаимоотношениях максимально подробно. Методы изучения семьи включают в себя следующие элементы:

  1. Авторитарная социализация – отражение контроля за ребенком и формы воспитания. При высоком показателе данного элемента родитель может быть уверенным в том, что его ребенок сможет адаптироваться в обществе через несколько лет. А вот при низкой оценке довольно часто наблюдаются проблемы с воспитанием. Некоторые родители могут наказывать своих детей за любое проявление самостоятельности, а также ругать их за мысли, чувства и индивидуальные способности.
  2. Система «Маленький неудачник». Представляет собой отражение методов воспитания и восприятия родителей ребенком. Смысл подобного метода заключается в том, что малыш должен полностью осознавать, что собственные желания и амбиции стоят гораздо ниже, чем наставления родителей. Если данный тест покажет высокий результат, то стоит всерьез задуматься о смене методов воспитания ребенка, иначе это приведет к тому, что малец будет полностью игнорировать своих родителей.
  3. Методика Рене Жиля, основанная на исследовании личности ребенка и его родителей. В качестве материала для изучения используются различные картинки, помогающие выявить определенные черты характера человека. Кроме того, подобная методика предполагает прохождение особого теста, который выявляет потенциальное поведение человека в той или иной ситуации. В тестовых заданиях имеется от трех до пяти вариантов ответов, так что пройти его не составит особого труда даже школьнику начальных классов.
  4. «Кооперация» – желание и возможности родителей вступать в совместную деятельность со своим ребенком. Исследование проводится с помощью различных индивидуальных заданий, которые дает семейный психотерапевт своим пациентам. Если специалист заметит, что ребенок весьма неохотно выполняет задание со своим родителем, то возникнет необходимость поиска корня проблемы. Также данная методика включает в себя прохождение совместного тестирования, результаты которого говорят о том, насколько ладит ребенок с родителями.
  5. «Симбиоз» – шкала, отражающая межличностную дистанцию между объектами исследования. Высокие показатели тестирования говорят о том, что родитель не только старается вступить в контакт со своим ребенком, но и установить с ним доверительные отношения. В таких семьях между родителями и детьми нет секретов друг от друга, что приводит к взаимопониманию и уважению даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Овладеть методами изучения семьи (кратко об основных из них мы рассказали выше) не так уж сложно.

Заключение

Надеемся, наша статья помогала вам разобраться в том, что такое педагогическая культура семьи. Методы ее изучения (культуры) могут быть весьма различны, поэтому каждый человек может подобрать для себя такую методику, которая подходит именно ему. Однако прежде чем приступить к нормализации взаимоотношений с близкими, необходимо разобраться в корне той проблемы, которая привела к ухудшению взаимопонимания. Как раз таки для этого и используются методы исследования, описанные чуть выше. Если вы не только изучите эту теорию, но и начнете практиковать ее в реальной жизни, то сможете устранять все семейные конфликты еще на стадии их возникновения. Любой человек, который умеет правильно использовать подобную информацию, создаст крепкую и дружную семью.

Источник https://lfirmal.com/metodika-izucheniya-semi-primernyy-plan-izucheniya-opyta-semeynogo-vospitaniya/

Источник https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2015/02/04/metody-izucheniya-semi-i-opyta-semeynogo

Источник https://fb.ru/article/459765/metodyi-izucheniya-semi-i-semeynyih-otnosheniy

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: