Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Содержание статьи

Готов ли ребенок к школе: способы проверки, рекомендации родителям

В среднем от 15 до 40 % современных первоклассников испытывают проблемы со школьной адаптацией. Если при поступлении 90 % детей идут в школу с радостью, то уже после первой четверти этот процент снижается до 75. Данные феномены во многом обусловлены неготовностью детей к школе. Но что подразумевается под готовностью к школе? Можно ли ее как-то проверить, в том числе самостоятельно? И есть ли время на корректировку? Обо всем этом вы, уважаемый читатель, сможете узнать из данной статьи.

Для начала еще немного статистики. Согласно другим данным, от 10 до 50 % детей из городов и до 70 % сельского детского населения оказываются не готовы к школе. Это оборачивается:

  • трудностями в налаживании контактов со сверстниками и педагогами (10-15 %);
  • неорганизованностью учебной деятельности, невозможностью ее самостоятельного планирования и контроля поведения, сложностями в усвоении материала образовательной программы (40 %).

Таким образом, главная опасность для неподготовленного к школе ребенка – дезадаптация, которая часто проявляется психологическими и физическими проблемами со здоровьем, неврозами, отклоняющимся поведением. Думаю, никто не желает такой участи своему чаду. А значит, ребенок должен быть готов, переступая порог школы. Теперь поговорим обо всем по порядку.

Что такое готовность к школе?

Это сложное структурное образование, завершающее дошкольный возраст. С позиции возрастной психологии — это новообразование личности, ее новое качество. Таким образом, на личностном уровне это сформированная внутренняя позиция школьника. Обусловлена она ведущей потребностью этого возраста (потребность в значимости).

От сформированности внутренней позиции школьника зависит учебная мотивация. От новой потребности – отношение к школе, классу и учителям, себе. Если необходимые психологические перестройки не произошли, то несмотря на смену возраста ребенок может оставаться дошкольником с соответствующими ему характеристиками.

Что будет, если ребенка раннего возраста отправить в школу? Правильно. Ничего хорошего:

  • плач;
  • конфликт;
  • стремление играть;
  • непонимание материала и требований;
  • психологическая травма.

Так что, дорогие родители, физический возраст – не показатель. Ребенок должен быть всесторонне готов.

Психологическая готовность предполагает личностную и интеллектуальную зрелость ребенка, произвольность и регуляцию поведения. Однако кроме психологической готовности можно выделить еще два компонента: морфофизиологическую и предметную готовность. Структурно это можно описать следующим образом (смотрите схему ниже).

Думаю, стоит рассказать о каждом компоненте отдельно. Сразу хочу отметить, что все три вида готовности неразрывно связаны и взаимообусловлены.

  1. Морфофизиологическая готовность предполагает гармоничное и своевременное развитие организма, то есть нормальное физическое и психическое развитие, здоровье. Это больше имеет отношение к медицине, клинической психологии. В рамках данной статьи нет смысла углубляться в эту тему.
  2. Предметная – сформированность знаний, умений, навыков. Опять же не так интересно и непонятно, но частично я затрону это во второй части статьи.
  3. Психологическая – сформированность средств и способностей для принятия новой социальной роли школьника. Психологическую готовность я как раз и хочу рассмотреть подробнее, так как именно она, на мой взгляд, является наиболее важной для благополучного обучения и привыкания.

Психологическая готовность состоит еще из трех элементов.

Личностная готовность

Предполагает сформированность мотивов (социальные, учебные, познавательные), их соподчинение и преобладание учебно-познавательных; коммуникативную готовность (стремление общаться); сформированность Я-концепции (понимание своих нравственных, физических и личностных качеств; адекватная самооценка); эмоциональную готовность (эстетические и интеллектуальные чувства, нравственные суждения).

Умственная зрелость

Для интеллектуальной зрелости характерна речевая готовность, сформированная память, образное и пространственное мышление, восприятие, воображение. Необходимо наличие способ­ности обобщать, сравнивать, дифференцировать, выделять главное, находить связи и зависимости, делать выводы.

Волевая готовность

Произвольность и регуляция, то есть волевая готовность, состоит в умении ребенка планировать свою деятельность и поведение; подчинять его мотивам, нормам и требованиям.

Общие рекомендации родителям

Можно сказать, что готовность к школе – это комплексный результат развития ребенка с рождения до 6-7 лет. Проверить это можно с помощью ряда специальных методик, о которых я расскажу позже. Но первично предположить готовность/неготовность можно по следующей особенности.

Дошкольный период всегда заканчивается возрастным кризисом. Так в психологии обозначают периоды перехода человека от одного этапа к другому. Это нормально. Кризисы должны быть. Другое дело если их нет.

Так, например, согласно теориям педагогов-психологов Л. С. Выготского, С. И. Самыгина, Д. Б. Эльконина, отсутствие кризиса может свидетельствовать о недостаточной готовности ребенка к школе и сохранении им внутренней позиции «дошкольника». В связи с чем, уважаемые родители, вам полезно знать, каковы главные проявления кризиса дошкольника:

  • замкнутость;
  • манерничание;
  • формирование субъектности (внутреннее переживание ребенком отношений с окружающими вместо былой непосредственности);
  • демонстративная «взрослость», непослушание;
  • резкая смена поведения;
  • становление внутренней позиции (проявляется в спорах, несогласии, иногда агрессии).

Все это свидетельствует о том, что чадо готово к смене привычного уклада жизни. Более того, ему это необходимо.

При грамотной педагогической позиции родителей и учителей после кризиса семи лет в лице ребенка можно найти сотрудника, помощника. Все названные внешние проявления сигнализируют о внутреннем главном новообразовании – стремлении к самостоятельности; потребности занять социально значимую роль. В противном случае ребенку будет крайне сложно адаптироваться к новой социальной ситуации.

В дошкольном возрасте при благоприятных условиях развивается эмоционально-волевая сфера, познавательная, мотивационно-потребностная. То есть закладывается база личности. Психолого-педагогические ошибки и упущения в этот период могут вызвать ряд серьезных проблем в дальнейшем, начиная с момента поступления ребенка в школу.

Изучаем мотивационную (личностную) готовность

Знания и умения

Мотивационная готовность подразумевает стремление ребенка к посещению школы, вызванное каким-либо мотивом. Можно выделить адекватные и неадекватные. К первым относятся:

  1. Учебный. «Хочу в школу, чтобы научиться чему-либо, развиваться», «Потому что мне нравится учиться». Для его формирования нужно заниматься с ребенком дома или водить в кружки.
  2. Познавательный. «Мне учиться нравится, там рассказывают много интересного. Я узнаю много нового». Это самый нестабильный мотив. Даже если он есть (обусловлен любознательностью ребенка), то может быстро потеряться.
  3. Позиционный. «Хочу быть как ты, мама. Ты на работу, а я на работу в школу». Этот мотив связан с потребностью значимости.

Что такое неадекватные мотивы? Это те случаи, когда мотив вроде и есть, а вроде и не имеет отношения к учебе. То есть это не те мотивы, которые нам нужны. Тем не менее их тоже нужно знать, чтобы при необходимости выявить и искоренить:

  1. Игровой. «Скорее бы в школу. Там все мои друзья будут, будем играть. На переменах нам будет весело».
  2. Социальный. «Учиться нужно, чтобы получить потом профессию и самому обеспечивать свою жизнь». Не удивлюсь, если вы не понимаете, чем плох сей мотив. Дело в том, что описанное «заглядывание» в будущее в норме возникнет только в подростковом возрасте. Вероятно, сейчас ребенок всего лишь повторил это за кем-то, хотя сам так не считает. А это в свою очередь свидетельствует о несформированной личной позиции.
  3. Не имеющие отношения к учебе. То есть ребенок может предвкушать покупку новой формы, портфеля. Того, что не нужно будет спать на тихом часу. Или просто потому что надо.

Оценить мотивационную готовность вы можете самостоятельно с помощью простого метода. Спросите напрямую, хочет ли ваш ребенок в школу. Если ответ положительный, то уточните, что именно его привлекает.

Как узнать мотивы ребенка

Существует один прием. Проявите фантазию и составьте интересный для вашего ребенка (вы же его лучше знаете, чем я) рассказ про группу ребят из 6 человек со всеми вариантами мотивов (на каждый мотив по ребенку). Например, кто-то жаждет научиться читать, а кто-то радуется красивому портфелю. Затем спросите: «Кто из этих ребят тебе больше нравится?». На основе ответа и можно говорить об истинном мотиве поступления ребенка в школу. Дошкольникам свойственно проецировать себя на героев сказок, книг.

Если же ребенок сразу отвечает, что в школу не хочет, то возможны два варианта: «еще не хочет» и «уже не хочет». Однако это необязательно значит неготовность. Возможно, просто у ребенка имеется негативное представление об обучении на фоне собственного или чужого опыта.

Иногда родители с малых лет (3-4 года) начинают водить ребенка по учителям или приглашать их на дом. Не исключено, что ребенок «задушен» учебой. Вторая возможная причина нежелания идти в школу – опыт брата или сестры (ему много задают, родители ругают).

Оценить отношение ребенка к себе, другим, миру позволит наблюдение за ним во время игры. То есть то, как он держится в кругу сверстников и как те принимают его, как он выходит из конфликтных ситуаций, идет ли на уступки, чувствует ли себя участником группы.

Прямые и откровенные беседы – еще один самый простой способ заглянуть во внутренний мир своего ребенка. Как правило, дошкольники открыты, с удовольствием делятся всем. Конечно, если ребенок не запуган родителями. Но вы ведь не из таких? Значит, беседа сложится.

Как сформировать адекватный мотив

Для того, чтобы поспособствовать развитию положительного отношения со стороны вашего чада к обучению и подготовить его к поступлению в школу, нужно ориентироваться на базовые обязанности родителей:

  1. Опишите процесс обучения, предстоящие обязанности и права. Важно не придавать им эмоциональную окраску, особенно негативную. Вы просто вводите ребенка в курс дела, не уговариваете и не запугиваете.
  2. Работайте над познавательными мотивами. Ребенок должен ориентироваться на содержание.
  3. Объясните на примерах значимость режима, уроков, расписания.
  4. Работайте над саморегуляцией ребенка.
  5. Изучите каждый компонент готовности у вашего ребенка и при необходимости поработайте над ним.

Взаимодействие с ребенком, естественно, исключает разрушающие стили воспитания: авторитарность, диктатуру.

  • Не пугайте ребенка школой. Не «отыгрывайтесь» на нем. Не говорите фразы типа «Вот в школе ты попляшешь. Там тебя мама не заберет после половины дня», «А то ли еще в школе будет».
  • Важно формировать уважение к обучению. Но для этого вы действительно сами должны так думать.
  • Не забудьте добавить, что вы верите в силы ребенка. Если что – поможете.
  • Произнесите, что уверены в том, что процесс пойдет гладко и легко.
Читать статью  Развод в цифрах – статистика разводов в России

Изучаем интеллектуальную готовность

ЗУН

Интеллектуальная готовность предполагает сформированность на должном уровне внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, речи. Сюда же относятся предметные компетенции, например, счет и окружающий мир. Итак, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет?

Внимание

О сформированности внимания расскажет способность ребенка полчаса заниматься одной деятельностью не отвлекаясь. Ребенок должен уметь воспроизводить, находить разницу.

Проверить внимание, а заодно и поработать над его развитием помогут игры на внимание. Пример: заранее договориться с ребенком, что если он услышит от вас название дикого животного, то будет топать, домашнего – хлопать. Это вариант игры «Съедобное-несъедобное». Кстати, классический ее вариант тоже подойдет.

Память

Для готового к обучению ребенка не составит труда запомнить стих, поговорку, высказывание. Он легко пересказывает небольшие тексты (до 5 предложений). Может запомнить до 12 изображений.

Мышление

В этом возрасте ребенок должен уметь заканчивать предложения по принципу аналогий, соответствия, противоречий. Например, «Мышка маленькая, а слон …». Из ряда слов удалять лишнее по какому-либо дифференцированному признаку (ответ аргументировать). Находить причины и результаты, в том числе в своих действиях.

Шестилетний малыш может видеть отличия и противоречия в сказках, рисунках. Ребенок, идущий в школу, может сам сложить пазл, а при помощи взрослых – простое оригами (самолетик).

Мелкая моторика

В эту категорию знаний, умений и навыков входит верное держание предмета письма (сила нажима, положение в руке). При раскрашивании или вырезании ребенок не выходит за линии. Может нарисовать понятное изображение (популярный для будущих первоклассников тест «Нарисуй человека») или создать аппликацию.

Старший дошкольник должен уметь составлять предложение из предоставленного ему комплекса слов. Он должен быть в состоянии объяснить поговорки, выражения (конечно, понимать их). Для успешного первоклассника не трудно составить рассказ по картинке или ряду изображений. Если речь идет о заучивании стихов, то, во-первых, с этим не должно быть проблем, во-вторых, рассказывать их нужно с выражением. Подготовленный ребенок может отличить звук от буквы.

Математика

В компетенции потенциального первоклассника должно входить умение прямого и обратного счета (от 1 до 10). Конечно, знание цифр и математических знаков. Ребенок должен быть в состоянии разделить квадрат и круг на две и четыре равные части. Выпускник детского сада, готовый к школе, хорошо ориентируется в пространстве тетради.

Окружающий мир

Ребенок должен ориентироваться на местности. Он должен быть в силах самостоятельно дойти до учебного заведения и обратно (или доехать), знать свой адрес, представлять свой город.

Будущий первоклассник обязательно должен быть в состоянии назвать свое полное имя (с фамилией и отчеством), имена своих родственников, их профессии. Ребенок должен быть знаком с основными природными явлениями и окружающими предметами (живыми и неживыми).

Изучаем волевую готовность

Конструктор

О волевой готовности расскажет умение ребенка контролировать и регулировать свое поведение. Он не должен слушаться, но должен вслушиваться, понимать содержание обращенной к нему информации.

Предлагая ребенку выполнить какое-либо упражнение, постарайтесь четко донести суть ваших требований. В заключение убедитесь, что вы были верно поняты. Только не фразой «повтори, что я сказала». Больше подойдет: «Что тебе нужно сейчас сделать?»

Графический диктант – популярный способ проверки волевой готовности будущего школьника. Суть упражнения в рисовании ребенком геометрической фигуры под вашу диктовку. Одной фигуры, слушая ваши подсказки по направлению (клетка вправо, две влево). Или нескольких, слушая ваше перечисление (овал, круг, квадрат).

Итак, волевой ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь понимать суть задания и четко видеть свою цель. Он способен спланировать действия для достижения этой цели, найти нужные «инструменты». Подготовленный ребенок готов принять помощь и адекватно оценить свой результат и силы.

Конструктор как способ развития саморегуляции

Конструктор – оптимальный вариант для развития саморегуляции и произвольности ребенка. Идеально начать с воспроизведения образца. Например, предложите построить машину. В процессе внимательно наблюдайте за ребенком и фиксируйте его поведение по следующему плану:

  1. Специфика и этапы строительства машины (последователен ли ребенок в своих действиях, видна ли одна четкая линия).
  2. Можно ли выделить хоть какие-то закономерности в сборке (действиях)? Какие?
  3. Придерживается ли ребенок предложенного образца.
  4. Насколько часто «строитель» обращается к первоисточнику.
  5. Соответствует ли итоговая модель заданной (форма, цвет, составные элементы). Насколько точным получилось воспроизведение.

Игра на развитие воли

Ребенку этого возраста в любом случае еще не просто следовать воле, а не чувствам. Поспособствовать развитию воли может такая простая и любимая детьми игра, как «Да» и «нет» не говорить». Думаю, суть ее вы знаете. Если нет, то правила и варианты вопросов для игры можно в изобилии найти в интернете. При усложненном варианте игры запреты выносятся на какие-нибудь еще слова, кроме утверждений и отрицаний.

Живем и готовимся к школе

При подготовке ребенка все задания должны преподноситься в игровой форме, не превращаясь в учебный процесс. Не обязательно даже выделять на это отдельное время. Обучение должно быть естественно вплетено в реальную жизнь. Самое главное, быть ненавязчивым и интересным.

  1. Во время прогулки поговорите с ребенком о нынешнем времени года, о погоде. Расставьте акценты на изменениях: снег, опавшие или пожелтевшие листья.
  2. Для развития счета улица – сплошное место практики. Также во время прогулки ненавязчиво посчитайте лавочки, машины.
  3. Знакомьте ребенка с названиями предметов окружающей среды.
  4. Дом тоже представляет собой «поле боя». Посмотрите вместе мультик, а потом попросите пересказать его. Это для ребенка тренировка и мышления, и речи. Если замечаете логические, фонетические или другие ошибки – поправляйте ребенка. Но очень осторожно и полноценно объясняя.
  5. Учите вместе с ребенком стихи, поговорки.
  6. Вместе рисуйте и пишите. Ну, как вместе… Ребенок занимается, вы – наблюдаете. Если что как Чип (или Дейл) приходите на помощь. Нужно следить за положением карандаша, осанкой ребенка, силой нажима. Помните, что важна не скорость, а качество. Если речь идет именно о письме, то максимальное время на упражнение в этом возрасте – 5 минут. Начать тренировки можно с обведения (старые добрые прописи), а постепенно усложнять задание.

Послесловие

Специфика поступления в школу состоит в том, что, как правило, детей отправляют учиться в 6 лет. В то время как природосообразным является возраст 7 лет. Во избежание проблем со школьной адаптацией целесообразно начать готовить ребенка заранее, а перед поступлением в школу оценить его готовность. По традиции на прощание хочу порекомендовать литературу. Она позволит вам более полно изучить свое дитя и спланировать работу с ним.

  1. Книга Е. Н. Корнеевой «Ваш ребенок идет в школу. Проверяем готовность ребенка к школе. Советы родителям первоклашек». В книге можно найти тесты и методики для диагностики, упражнения для развития недостающих качеств. В целом подробно расписана тема.
  2. Методический сборник Е. Н. Лункиной «Тесты для будущих первоклассников: методическое пособие». Он помогает развивать ребенка. Задания в книге распределены по блокам, темам, уровню сложности. Этот сборник – оптимальный вариант помощи для общего развития ребенка или коррекции отдельных компонентов готовности. В заключение в пособии дан блок примерных вопросов школьного собеседования, по которым вы и можете определить готовность своего чада.

В настоящее время нет общепринятой методики оценивания готовности ребенка. Вы можете заранее узнать тот комплекс, который используется в планируемом вами учебном учреждении, и ориентироваться на него. Благодарю за внимание!

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Кузнецова, А. Ю. Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе / А. Ю. Кузнецова, Е. П. Денисенко, Г. С. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 447-449. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39575/ (дата обращения: 30.11.2022).

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных компонентов в формировании готовности дошкольников к обучению в школе выступает педагогическая подготовленность родителей, их практические умения по воспитанию детей и способность решать разные педагогические задачи.

Ключевые слова: взаимодействие с семьей, готовность к школе, уровень морфофункционального развития, интеллектуальное развитие, личностное развитие, поведенческие характеристики, мотивационная готовность, возрастные психологические особенности, всестороннее развитие, приоритет семьи, интеллектуальная готовность ребенка

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием — его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности воспитателей и педагогической культуры родителей. Реформирование системы образования, вызванное социокультурными, политическими и экономическими изменениями существенным образом изменило отношение общества к семье как воспитательному институту. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Это связано с тем, что в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в первоначальной социализации ребенка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Интересная целостная концепция готовности дошкольника к обучению в школе, основанная на рассмотрении готовности детей к обучению с позиции представления о человеке как сложном, иерархическом феномене, представлена в работах В. Г. Маралова и В. А. Сатарова (57, 4). Готовность детей к школьному обучению ими рассматривается на трех уровнях, которые, в свою очередь, структурированы в четыре блока готовности. Базовый уровень — уровень морфофункционального развития, включающий в себя степень физического развития ребенка (здоровье, возрастные пропорции тела и т. д.). Второй блок — интеллектуальное развитие, которое должно определяться степенью сформированности у ребенка восприятия, мышления, памяти, воображения. Третий блок — личностное развитие, включающее мотивационно-эмоциональную сферу ребенка, систему его отношений со сверстниками и взрослыми и т. д. Данные три блока готовности образуют систему потенциальных свойств личности, которые актуализируются непосредственно в деятельности и поведении ребенка и составляют — поведенческие характеристики (45, 61).

Е. О. Смирнова подчеркивает особую значимость психологической готовности ребенка к школе, под которой она понимает комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие: мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться; умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и других познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю (59, 160).

Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. От того как родители воспитывали ребенка до школы, как готовили его к новому жизненному этапу, зависит и его всестороннее развитие. Положительное отношение к школе, учению, успехи ребенка, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками также зависят от предшествующей подготовки со стороны семьи.

Положения о роли современной семьи в формировании готовности детей к обучению в школе нашли свое отражение в трудах Л. Н. Конягиной, О. В. Лобза, А. Леонтьевой, Т. Лушпарь и др. Авторы подчеркивают приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает дошкольник. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе детского сада практически не возможно. Рассмотрим роль семьи в формировании готовности ребенка к обучению в школе, (54,17).

  1. Осознание себя как родителя будущего школьника.
Читать статью  Многодетные семьи в России: явные и скрытые проблемы

Родителям необходимо познать не только себя, но и своего ребенка как личность. А значит, принять его индивидуальность, учитывать темп развития своего ребенка, понять собственный родительский настрой на переход своего ребенка к школьной жизни.

  1. Осознание своего ребенка как будущего школьника.

Родители должны в полной мере осознать, что подготовка старших дошкольников к школе является ответственной задачей, которая требует определенной организации, средств и воспитательных усилий в процессе формирования готовности ребенка к школьному обучению.

  1. Проектирование своего будущего как родителя первоклассника и будущего своего ребенка как школьника.

Желательно чтобы родители сформировали положительное отношение к будущему учителю своего ребенка. Ведь во многом от этого будет зависеть качество взаимоотношения учителя и семьи, степень оказываемой учителем поддержки ребенка в обучении.

  1. Педагогическая культура родителей.

Одними из важных компонентов в формировании готовности дошкольников к обучению в школе выступает педагогическая подготовленность родителей, их практические умения по воспитанию детей и способность решать разные педагогические задачи.

Интеллектуальная готовность ребенка, как отмечает Н. И. Гуткина, во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора (25, 29). Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, особенно читательская, какова речевая среда в семье. Как отмечает Н. И. Гуткина, работа по развитию мышления должна проводиться на протяжении всего последнего предшкольного года. Необходимо выработать у ребенка общие способы познавательной деятельности: умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить (16, 31).

Что касается психологической готовности к школе, то, как отмечает Н. И. Гуткина, она не возникает у детей спонтанно, она складывается постепенно и, самое главное, требует верного руководства со стороны родителей. Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные домашние занятия не будут новыми, но характер их будет совсем иной. В детском саду воспитатель одновременно обучает целую группу ребят, дома же с ребенком занимаются индивидуально (25, 33). Это позволяет лучше учесть его возможности, способности, характер. Также у дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых. Все это поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность. Таким образом, мы видим, что занятия с ребенком в семье несут не только обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное значение в формировании готовности детей к обучению в школе.

Е. Е. Кравцова выделяет необходимые условия, необходимые для полноценного психологического развития будущего школьника к учебному труду в семье. Первое и самое главное — постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи (47, 48). Сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится к словесному общению. Возникновение желания сотрудничать со взрослыми, ориентировка на взрослого, на его пример, знания которые он передает — необходимое условие полноценной подготовки к обучению в школе. Другим условием формирования готовности детей к обучению в школе является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать. Не всегда у детей все получается сразу. Поэтому важно приучить детей любое начатое дело доводить до конца. Дошкольники очень эмоциональны и родители знают об этом. Многие понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и, самое главное, о знаниях, которыми они овладеют в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Когда у ребенка появится стойкое желание учиться, нужно его подготовить к неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти трудности преодолимы, помогает ребенку правильно отнестись к своим неудачам, возможным в начале занятий в школе.

Н. М. Конышева одной из основных задач готовности детей к школьному обучению выделяет воспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения во многом будет зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться. Воспитаны ли у него личностные качества, позволяющие ему результативно справляться с учебными заданиями. Трудовое воспитание начинается в семье. Раньше всего ребенок воспринимает общую трудовую атмосферу семьи. Трудовое воспитание обязательно должно сочетаться с обучением (46, 96).

Итак, мы видим, что готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов: развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников — мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения. Вот почему первоочередной заботой родителей должно быть общее всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий.

1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника [Текст] / Е. П. Арнаутова. — М., 2014. — 79 с.

2. Белова Л. В. В семье будущий первоклассник [Текст] / Л. В. Белова. — М, 2006. — 61 с.

3. Белоногова Г. Педагогические знания — родителям// Дошкольное воспитание. – 2013. — № 6. — С. 82–92.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Божович Л. И. – Воронеж: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 2007. — 352 с.

5. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации) [Текст] — Оренбург: Изд-во «Оренбургский ИПК», 2013. — 93 с.

6. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. — М.: Педагогика, 2003. — 115 с.

7. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина — 4-е изд. — СПб.: Изд-во «Питер», 2004. — 295 с.

8. Екжанова Е. А. Методика исследования готовности детей к школьному обучению [Текст] / Е. А. Екжанова. — СПб.: Изд-во «КАРО», 2007. — 80 с.

9. Зейгарник Б. В. Психология личности. Избр. психол. труды [Текст] / Б. В. Зейгарник / Под ред. М. Р. Гинзбурга. — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та. — 2006. — 415 с.

10. Конышева Н. М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? // Начальная школа. — 2012. — № 1. – С. 96–100.

11. Кравцов Г. Г. Личность формируется в семье [Текст] // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 2. – С. 31.

12. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Кравцова Е. Е. — М.: Педагогика, 2011. – 152 с.

13. Леонтьева А. В. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 8. С. 57–59.

14. Маралов В. Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте / В. Г. Маралов, В. А. Сатаров. — М.: Прометей, 2006. — 220 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт ДОО [Текст]/ М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 31 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, обучение, положительное отношение, семья, будущий школьник, детский сад, родитель, школьное обучение, всестороннее развитие.

Ключевые слова

взаимодействие с семьей, готовность к школе, уровень морфофункционального развития, интеллектуальное развитие, личностное развитие, поведенческие характеристики, мотивационная готовность, возрастные психологические особенности, всестороннее развитие, приоритет семьи, интеллектуальная готовность ребенка

Похожие статьи

Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного.

ребенок, школа, родитель, школьное обучение, психологическая готовность, личностная тревожность, личностная самооценка, детский сад, высокий уровень, семья.

Условия реализации подготовки детей к обучению в системе.

ребенок, родитель, школьное обучение, работа, недостаточная готовность, учитель, школа, главный образ, детский сад, индивидуальный подход.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие.

У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, начальная школа, ребенок, школа, окружающий мир, дошкольное образование, родитель.

Современные проблемы и инновационные подходы подготовки.

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образование.

Подготовка ребенка к школе — за или против?

Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития — одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. В-третьих, главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со.

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия.

· направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей; · оказывать помощь родителям в определении методов и приемов воспитания детей, развивать у родителей положительное отношение к школе, учению детей, доверие учителю

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке.

Одна из задач, стоящих перед детским садомвсестороннее развитие детей и подготовка к обучению в школе. В течение всего дошкольного периода детям необходимо овладеть «универсальными предпосылками учебной деятельности».

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, школа, учитель, школьное обучение, воспитатель, знание, взаимный

Педагогические условия подготовки будущих воспитателей к обучению двигательным действиям детей дошкольного возраста.

Проблема реализации принципа преемственности в работе.

Основными задачами дошкольного и школьного образования, является подготовка детей к школе.

Только тогда улучшится качество в воспитании и обучении детей в школе и подготовка к школе в детском саду.

«За что дошкольников мучить?»: что не так с подготовкой к школе

Некоторые родители дошкольников обычно ищут в интернете, как понять, что ребёнок готов к школе, какие навыки надо развивать, какие знания давать. Другие уверены, что дошколку и программу начальной школы можно освоить дома самим. Наш блогер Николай Архаров считает, что подготовка к школе, которая есть сейчас, — это профанация, и объясняет почему.

Почему раньше подготовки к школе не было, а дети были к ней готовы? Чтобы в этом разобраться, сначала определимся, что же составляет готовность ребёнка к школе, как осуществлялась подготовка к школе раньше и сейчас. Да простят меня учителя за поверхностность и примитивность изложения. Это всё-таки блог.

1. Мелкая моторика

Ребёнок может завязать шнурки, в состоянии обвести квадратик в тетради в клеточку, может вдеть нитку в иголку.

Раньше: мальчики вечно что-то мастерили, вырезали ножичком из дерева, делали кораблики, самолетики из бумаги. Девочки шили одежку для кукол, делали секретики. Это было личное творчество, в игре, с интересом и удовольствием.

Сейчас: клавиатура и смартфон мелкую моторику не развивают.

2. Навыки самообслуживания

Ребёнок умеет сам одеваться, включая застегивание молний и завязывание шарфов. Имеет навыки соблюдения правил гигиены. Знает свои вещи и может найти нужную вещь в портфеле.

Раньше: все эти требования были обусловлены традицией. Взрослым было некогда сюсюкаться с детьми, да и не принято это было.

Сейчас: родитель является обслуживающим персоналом для ребёнка. Сделать самому проще, чем научить. Поэтому 1 сентября мама, по привычке достаёт из сумочки носовой платок и вытирает нос ребёнку. У ребёнка своего носового платка нет и пользоваться им он не умеет.

Читать статью  Синдром лягушки в кипятке — как не увязнуть в болоте проблем

3. Развитие речи

Ребёнок умеет излагать свои мысли. Может кратко рассказать о каком-то событии. Может ответить на простые вопросы.

Раньше: если ты посмотрел фильм первым, то рассказываешь его содержание друзьям. Учишь считалки, скороговорки для игры и потому что Вася уже умеет говорить эту скороговорку. Если тебя не понимают, тебе трудно будет во дворе. Приходилось подтягиваться.

Сейчас: ребёнку часто не с кем говорить.

4. Концентрация внимания

К первому классу ребёнок умеет удерживать внимание на одном деле, хотя бы 15 минут. Для начала этого достаточно. Две физминутки за урок и всё отлично. Умение быстро переключать внимание тоже требуется, но первый класс — это в большей степени выработка навыков, а значит усидчивость.

Раньше: во дворе, в игре сплошное переключение внимания (конечно не такое как в смартфоне, но всё же). Дома — конструкторы, мозаики, какие-то самоделки. Даже деревянный кинжал за 15 минут не вырежешь, иногда часами сидишь.

Что должен уметь финский первоклассник: всё о подготовке к школе

Сейчас: клиповое мышление и гиперактивность стали ширмочкой. «Вот, ребёнок такой…» Нормальный человек должен уметь работать в режиме многозадачности, когда это требуется, и переключаться на кропотливую, длительную работу, когда это нужно. По суше — идём, в воде — плывём.

5. Умение действовать по правилам

Ребёнок может спокойно выполнять требование школьного распорядка, правил поведения в коллективе, правил безопасного для себя и других поведения.

Раньше: если ты играешь в прятки и считать нужно до 30, значит ты будешь считать до 30.

Сейчас: ребёнок имеет превентивное право на определение правил.

6. Коммуникативные навыки

Ребёнок может не создавать конфликтные ситуации с другими детьми, умеет договариваться, слышит собеседника, отстаивает своё мнение, имеет навыки общения с взрослыми.

Раньше: двор, в котором рос ребёнок — это коллектив. В нём оттачивались все тонкости общения. Были традиции поведения в коллективе. В сложных ситуациях родители подсказывали, как нужно действовать. Был этикет общения со взрослыми, и он прививался детям.

Сейчас: отсутствие простейших коммуникативных навыков является базовой причиной превращения школы в кошмар для многих детей, родителей и учителей. Дети без таких навыков создают вокруг себя ад и в этом аду живут.

И что?

Традиционное воспитание и свободное, без контроля родителей, общение детей со сверстниками в нашей жизни больше не существуют. Родители остаются с детьми один на один. Если раньше воспитание и отношения выводили детей на требуемый уровень развития, то теперь всё нужно делать самим. В этой ситуации мы сталкиваемся с распространенным в современной России понятием — предательство.

Родителям нужна реальная помощь, а её нет. Министерство просвещения таких занятий, какие они проводят с кандидатами в приёмные родители, для родителей с родными детьми не проводит. Да, дети, идущие в приёмные семьи, имеют огромные проблемы. А обычные дети? Каждый ребёнок — это вселенная, и родители должны знать законы, по которым развиваются дети. Родители должны получать помощь.

12 ненужных вещей, которые вы обязательно купите к школе

Издательства и интернет публикуют что попало, лишь бы было название о подготовке к школе. В основном уделяют внимание развитию учебных действий и получению знаний. Это рано, это уровень начальной школы. Есть и отличные пособия, но попробуй их выбрать, когда большинство книг и сайтов с педагогикой не дружат.

«Подготовители» к школе всех мастей от репетиторов, до курсов, организованных при школе, делают то, что попроще и то, что сразу заметно — учат читать и писать.

Результат

Не учитывается возрастная психология. Подготовка к школе четырёх- и пятилеток является жесточайшей перегрузкой детей. Нельзя трёхмесячного ребёнка учить ходить. Нельзя ребёнка в четыре года сажать за парту.

Не учитывается то, что до школьного возраста у детей основная форма развивающей деятельности — игра. Пропуская эту деятельность, мы обрекаем ребёнка на недоразвитие. Не считая того, что дети лишены так необходимой им групповой игры, мы ещё и нагружаем их несвойственной для этого возраста учебной деятельностью.

На различных курсах подготовки к школе в наглую используется классно-урочная система, которая уже безвозвратно устарела. В школе назрела острая потребность её замены на современные приёмы организации учебного процесса. За что дошкольников мучать?

Вместо подготовки детей к учёбе часто приступаем к самой учёбе, то есть учим читать и писать. То, что требуется развивать, перечислено выше, но всё это не сразу видно и не эффектно. За это деньги платить никто не будет.

Подумаешь, ребёнок стал легко запоминать стихи, он и раньше их учил. Изменения в речи вообще проходят постепенно, их никто не заметит. Ну стала рука «твёрдой». Так он и раньше что-то там рисовал. Нет, это всё баловство, вот когда начнёт читать и писать — будет готов к школе.

Приступать к учёбе, не подготовив ребёнка к школе то же самое, что необстрелянных солдат бросить в бой — сплошные потери. Благие намерения без понимания — это беда.

Нарушение дидактических приёмов присутствуют как на курсах подготовки детей к школе, так и дома

Хватаемся сразу за сложное. Учим письму без постановки руки, без развития мелкой моторики. Не понимаем простейшего взаимодействия временной и постоянной памяти. Не выдерживаем интервалов между повторениями при заучивании. Иногда с садистской настойчивостью заставляем ребёнка что-то учить, «пока не выучит», по 30-40 минут подряд, без перерывов, пока не посинеет.

Отработка выполнения действий по элементам часто упускается. Иногда разбитие на элементы проводится нерационально. Баланс выполнения действий «с помощью» и «самостоятельно» не всегда соблюдается. Дети или брошены с неразрешимой для них проблемой один на один, или помощь настолько чрезмерна, что не позволяет выработать навык.

Организация игр не сбалансирована: или заигрываемся и забываем о развитии, или пресыщаем игру учебными действиями, превращаем её почти в урок.

Во время игры ребёнку интересно. Он в этом возрасте по природе любопытен. Мы, мало того, что корежим его игру, так ещё и придумываем стимулы, которые интересны нам, взрослым, превращая игру в предмет торгов. Сама игра — стимул, этим надо пользоваться.

Результат — потеря интереса к занятиям, пассивность, безразличие. Самое распространенное последствие неграмотной подготовки к школе — демотивация детей к учёбе. Продолжать можно долго и много.

«Мы же ничего не будем успевать!» Психолог комментирует главные страхи родителей перед школой

Когда я учился в четвёртом классе, два второклассника начали дурить первоклашек. Они уговаривали меняться монетами. Красивый, блестящий, почти золотой пятак, меняли на невзрачные 20 копеек. Мы, конечно, доходчиво им объяснили, что так делать нехорошо.

Дорогие родители, подготовка к школе в том виде, в котором она есть, и в котором она пропагандируется — это пятак, взамен на ваши невзрачные 20 копеек. Не важно, готовите вы ребёнка к школе сами или водите на курсы. Законы развития психики требуют не той подготовки, которая стала популярной. Не читать и писать, не сама учёба, а развитие навыков, необходимых для учёбы.

Ликвидация традиций и невозможность общения детей в больших коллективах без контроля родителей предполагают педагогически организованное решение задач развития детей в суррогатных условиях. Эрзац-игры. Эрзац-традиции.

Лучшая помощь, которую смогло бы оказать государство, это восстановление безопасной среды обитания для детей. Чтобы первоклассники без опаски могли через весь город поехать на танкодром проверять крепость панциря черепахи или спасать её (фильм «Внимание, черепаха!»), а дошкольники могли бы самостоятельно гулять во дворе толпой, играть и в играх развиваться, чтобы взрослые опять превратились из объекта невероятной, смертельной опасности в людей, всегда готовых прийти детям на помощь. Для этого нужно менять систему воспитания.

О домашнем обучении

Надвигающееся домашнее обучение в начальной школе — это пятак за 200 рублей. Министерство просвещения будет проверять у детей знания. Это блеск пятака. И все «помогающие в учёбе» будут давать эти самые знания. На самом деле основная задача начальной школы заключается совсем в другом — должны быть сформированы практически все навыки выполнения учебных действий, которые потребуются в дальнейшем. Дети должны научиться учиться.

Знания нужны только те, без которых невозможно развитие навыков. Часть знаний получаются как «побочный эффект» при отработке навыков. Остальные — это развитие кругозора и удовлетворение нормального детского любопытства, так как только любопытство, присущее всем млекопитающим и являющееся двигателем прогресса, должно быть сохранено, а не убито неправильным преподаванием, и будет лучшим стимулом к учёбе.

Доброхотные же «помогающие» напихают в детей столько знаний, сколько смогут, через «не могу», через колено, псевдонаучных с различными изподвыподвертами. Главное, чтобы эффектно выглядели для родителей. А развитие навыков выполнения учебных действий — это кропотливый невзрачный ежедневный труд преподавателя, тяжёлый, требующий больших знаний и мастерства. Результат — свободная и легкая учёба в средней и старшей школе, самостоятельность. Но выглядит этот результат непрезентабельно. Кто будет этим заниматься?

Готовьте ваши денежки и несите их на поле, сами знаете какое и в какую именно страну

Что касается причин оголтелой пропаганды домашнего обучения, всё очень просто. Министерство просвещения 20 лет делало вид, что оно занимается образованием. Теперь становиться ясно, что на средства налогоплательщиков только создавалась видимость бурной деятельности. Теперь близится час расплаты.

Наибольшую опасность для Министерства представляют образованные родители, любящие своих детей. Министерству просвещения нужно освободиться от них. Решение простое: таких родителей и, соответственно, их детей надо вытеснить из государственных учреждений. Нет учеников в школе — нет проблем для министерства. Вечная морковка, за которой мы всегда пойдём — это свобода. Ради самоощущения свободы мы готовы рискнуть благополучием детей, мы готовы нести дополнительные расходы, мы готовы простить годами обманывающее нас Министерство.

Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе

Дорогие родители, вам врут. Педагогика — это наука. Прочитайте хотя бы труды Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Ш. А. Амонашвили, И. А. Зимней, В. Ф. Шаталова, В. В. Репкина, В. А. Сухомлинского и С. Н. Лысенковой, а потом говорите, что это искусство. Плевать на педагогику лучше сверху, превзойдя уровень перечисленных авторов. Снизу-вверх обычно как-то неудобно получается, конфуз может случиться.

Огромное спасибо Helga Tarasova. Без вашего ответа на мой комментарий эта внеплановая для меня статья не состоялась бы. Текст ответа: «Педагогика — это искусство. Знание теории вовсе не гарантирует успешную практику. Я общаюсь со своим ребёнком целый день, у меня достаточно времени и терпения, чтобы разбираться с его личными особенностями. Учитель может уделить ему в лучшем случае несколько минут. И чем, по вашему, занимаются родители до школы?»

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник https://psychologist.tips/92-gotov-li-rebenok-k-shkole-sposoby-proverki-rekomendatsii-roditelyam.html

Источник https://moluch.ru/archive/141/39575/

Источник https://mel.fm/blog/nikolay-arkharov/90678-za-chto-doshkolnikov-muchit-chto-ne-tak-s-podgotovkoy-k-shkole

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: