Развиваю как могу»: как воспитать счастливого.

Содержание статьи

Каким образом ролевые игры влияют на саморазвитие детей?

В наше время очень большое внимание уделяется процессу воспитания и саморазвития детей. Интерес ученых и педагогов к этой проблеме связан с тем, что современное поколение детей больше увлекаются новыми техническими гаджетами, нежели развивающим игрушками.

Мамы с папами и воспитатели обеспокоены тем, что сюжетно-ролевые игры дошкольников несколько примитивны по сравнению с прошлыми поколениями. Малыши совершенно не умеют и не хотят думать, саморазвитие – на низком уровне.

Компьютерные игры вызывают все больше интереса у дошкольников, где нажатием всего одной кнопочки можно выполнить любое действие (побывать в магазине, сшить одежду, построить дом и т. д.).

Многие дети, увлекшись компьютером или просмотром мультфильма, не желают оставлять свое занятие по просьбе родителей. Они становятся агрессивными, непослушными, интерес к обучению и самопознанию теряется.

Пугает однообразие игровых моментов даже пугает. Воспитатели все чаще стали замечать, что в своих играх дети воспроизводят сюжеты знакомых мультсериалов, повторяют фразы своих мультгероев.

Таким образом заинтересованность взрослых к проблеме саморазвития дошкольников на сегодняшний день вполне обоснована. Если не уделять этому внимание, то в будущем человечество столкнется с более глобальными проблемами.

Вопрос состоит в следующем: какие условия необходимо создать, чтобы сюжетно-ролевые игры могли влиять на саморазвитие ребенка-дошкольника. Чтобы решить эту задачу, стоит разобраться с терминами «развитие» и «саморазвитие».

Многие привыкли понимать развитие ребенка, как процесс его роста и взросления. В психологии это понятие рассматривается более шире, как поэтапное, закономерное изменение психических процессов, получение новых знаний, умение их использовать, стремление ко всему новому, неизведанному.

Саморазвитие – это особо важная характеристика каждой индивидуальности. Саморазвивающиеся люди – целеустремленные, способные идти к новым целям, получать новые знания, имеющие большой воспитательный потенциал.

Дети-дошкольники, способные проявить себя в творческой деятельности и увлеченные своим творчеством, могут фантазировать, сочинять, саморазвиваться, открывать свое «Я».

Саморазвивающаяся личность может решать самые разные задачи, возникающие перед ней, найти индивидуальный жизненный стиль, свободно ориентируясь в бушующем мире.

Игровая индивидуальная деятельность – это способ проявления своих способностей, выразить свои эмоции, настроение, совершенствоваться и «расти».

Ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д. Сюжетные моменты игры помогают малышам освоить какие либо ситуации, события, выплеснуть свое восприятие происходящего. Это переживание ребенком разных событий, праздников, жизненных ситуаций, ссор родителей.

В процессе сюжетно-ролевых игр дети получают опыт, который необходим им на протяжении всей жизни. Имея детские игрушки, в игровой форме малыш может «пережить» неудачу, потерю, любое переживание (например, перед школой, поездкой к бабушке и т. п.).

Таким образом обычная игра – это средство, с помощью которого воспитание ребенка-дошкольника переходит в процесс самовоспитания. Поэтому воспитатели, педагоги и родители должны больше внимания уделять именно сюжетно-ролевым играм, в которых ребенок саморазвивается.

Игровые ситуации – это подготовка детей к будущему, формирование способностей, которые пригодятся им в деятельности, которую нужно будет выполнить в будущем.

С чего начать

Саморазвитие — это не уступка. Нельзя назвать саморазвитием воздержание от кусочка торта, потому что это отрицательно скажется на фигуре, или работу без выходных и перерывов с единственной целью — заработать миллион. Не стоит обманываться, ведь всё это — лишь шестерёнка в огромной системе саморазвития. Начинать менять что-то нужно в каждой сфере жизни, не поддаваясь никаким уступкам и соблазнам. Проблемную сферу жизни можно определить с помощью теста. О том с чего начинать саморазвитие мы рассказываем в этой рубрике.

  1. Расписание: создание распорядка дня, которое структурирует жизнь, определив место для работы, творчества и отдыха.
  2. Работа: построение карьеры в том направлении, которое привлекает больше всего.
  3. Деньги: достижение финансового изобилия без физических, психологических и моральных жертв.
  4. Управление: контроль над собственной жизнью без расчёта на судьбу, самостоятельное принятие решений.
  5. Правда: принятие реальности, избавление от фальши, иллюзий и лжи.
  6. Ум: самостоятельное мышление и проявление креативности.
  7. Мужество: преодоление страха.
  8. Мощь: построение мотивации и дисциплины, которые помогут в достижении поставленных целей.
  9. Здоровье: привитие «здоровых» привычек, укрепление тела.
  10. Духовность: душевное спокойствие, осознанная жизнь в гармонии с самим собой.
  11. Любовь: улучшение способности единения с собой и другими.
  12. Отношения: нахождение наслаждения и покоя во взаимоотношениях с близкими людьми.
  13. Единение: понимание того, что мир — не враг, а союзник.

Саморазвитие одаренных детей младшего школьного возраста в новых образовательных условиях

Актуальность саморазвития одаренных детей младшего школьного возраста продиктована изменениями в образовательном пространстве страны. Переход к новым образовательным стандартам несет за собой ряд проблем, которые обсуждаются во всей стране. Существуют сомнения в целесообразности нововведений.

Портрет выпускника продиктован стандартам требованиями современного общества. Мобильная, активная, креативная, всесторонне развитая, способная адаптироваться к любым изменениям личность — вот что необходимо России.

В новых образовательных стандартах существенно изменились требования к образовательной среде, в связи с тем, что у нее были другие цели и задачи, характерные «старому» обществу. Мир не стоит на месте, постоянно происходят изменения, образовательная среда не в силах справиться с новыми требованиями, целесообразно вносить коррективы. Ведется разработка современных способов формирования, функционирования и развития образовательной среды, которая будет направлена на создание условий для развития креативной личности.

В средствах массовой информации ведутся споры об образовании одаренных детей. Конечно, в условиях новых образовательных стандартов эта проблема не может остаться в стороне. Одаренные дети представляют собой огромный интерес для будущего развития общества, ведь они обладают способностями в различных видах деятельности. В настоящее время существует много программ и проектов для сопровождения и поддержки одаренной молодежи, но нет четкой системы для работы. Каждое образовательное учреждение, не смотря на усилия государства, справляется своими силами и не всегда хватает времени и терпения для подобного рода действий. Личность развивается в процессе самореализации. Так часто можно встретить не по годам развитых малышей, имеющих незаурядные способности, спустя годы, все это улетучивается, и остаются лишь рассказы родителей о прекрасном «особом» ребенке. Перед школой стоит задача помочь одаренному ребенку реализовать себя, для того, чтобы их способности не угасли, а продолжали развиваться.

Поддержка и развитие одаренных детей — одна из главных задач начального образования. Дети должны самостоятельно (при помощи родителей, законных представителей) выбирать дополнительные образовательные курсы, не зависимо от того какая образовательная программа в учреждении, где он обучается. Для учителей школ приоритетными должны быть интересы, познавательные потребности, психологические особенности обучающихся. Новые образовательные условия ставят перед учителями ориентир на предоставление возможности личности развиваться, реализовывать свои способности и образовательные потребности.

Считается, что только 1 процент людей в течение своей жизни реализуют свои способности. Школа должна обеспечить самореализацию каждому ребенку. И для этого у нее есть все шансы. Обучающийся должен верить в себя, иметь адекватную самооценку и уметь извлекать полезную информацию из любых ситуаций. Важно научить детей учиться и, видеть результаты своей работы [5]. Современная школа старается ориентироваться на раскрытие различных способностей обучающихся, но если этого не происходит, то уже у младших школьников наблюдается спад их активности. И причина этого в том, что школа не создает определенные педагогические условия для развития одаренных детей. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении урочной и внеурочной деятельности.

Начинать работу с одаренными детьми в школе необходимо с их выявления. В связи с этим возрастает роль социолога и психолога школы, которые помогают педагогам выявить потенциальные возможности обучающихся. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить различные способности и интересы обучающихся. Способных детей можно определить уже в начальных классах, далее их необходимо развивать, поддерживать и направлять. Например, во время урочной деятельности давать одаренным детям задания исследовательского характера, проанализировать что-либо, сделать вывод. Предлагать задания по выбору, что позволит детям выбрать свой уровень сложности и быть успешным в обучении [2].

Необходимо учитывать психологические особенности одаренных детей, важно создавать на уроках ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, сравнением, обобщением, аналогией. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение универсальными учебными действиями и развитие мыслительных способностей [1].

Одаренные дети часто опережают в своем развитии одноклассников, они быстрее остальных усваивают учебный материал. В классе, на уроке они требуют индивидуального подхода, особой системы обучения. Одаренный ребенок должен самореализовываться, погружаться в работу с полной отдачей, активно мыслить и делать для себя открытия. На уроках одаренный ребенок должен совершенствовать свои знания по всем предметам, повышать уровень мотивации, развивать свои способности, как интеллектуальные, так и творческие, становиться исследователем, реализовывать себя. Выполнение всех этих условий является целью для учителя.

Для решения обозначенной цели учитель в своей работе может использовать: частично-поисковый метод работы, в который включается поисковая деятельность, различные задания творческого характера, логические задачи и нестандартные задания; исследовательский метод, содержащий научно-исследовательскую деятельность, работу с дополнительными источниками информации; проблемный метод и проективный.

Для работы на уроках необходимо использовать разнообразные формы работы. Нетрадиционные уроки прекрасно дополняют учебный процесс, дети с удовольствием обучаясь играют. К таким урокам относятся: урок-КВН; урок-творческая мастерская урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская. Классно-урочная форма работы в рамках ФГОС НОО, должна включать больше работы в парах и малых группах [4]. Это позволяет детям прислушиваться к чужому мнению, находить компромиссы и развивать коммуникативные навыки. Новые образовательные условия предлагают для детей разноуровневые и творческие задания, каждый обучающийся сам оценивает свои силы, учитель лишь корректирует его выбор. Формой работы представляется и ролевая игра. Так же в работе необходимо использовать консультации, проводимые как учителем для одаренного ребенка, так и проводимые одаренными детьми для слабоуспевающих детей [6].

Чтобы процесс обучения стал более продуктивным, учителю необходимо придать уроку творческий, занимательный характер. На занятиях необходимо использовать различные информационные технологии: Интернет, компьютерные диски по предметам, электронные энциклопедии и приложения к учебникам, аудио и видеозаписи, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Современная система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы, составлять планы и алгоритмы, а так же находить выход из любой ситуации.

Работать с одаренными детьми во время уроков недостаточно и тут нам на помощь приходят ФГОС НОО. В них прописано, что обучающиеся должны участвовать во внеурочной деятельности. Она организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание направлений каждая школа выбирает самостоятельно, предлагая родителям и ученикам на выбор программы. Каждый родитель (законный представитель) заполняет заявление с указанием выбранных дополнительных занятий. Недельная нагрузка ребенка по внеурочной деятельности не должна превышать десяти часов [4].

Читать статью  Что характеризует общество как динамическую систему

Данный вид деятельности помогает в самореализации, самоутверждении обучающихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа открывает новое пространство, в котором дети могут развиваться творчески, интеллектуально, могут реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые часто остаются незамеченными во время уроков. Все это создает благоприятные условия для достижения успеха, что, несомненно, положительно сказывается на учебе [3].

Во время внеурочной деятельности учитель, может включать одаренного ребенка в различные виды деятельности, развивая его в своем направлении. Ребенок может оказаться, как в центре событий и выделиться среди одноклассников, так и посоревноваться с достойными конкурентами из параллельных классов.

Ориентация внеурочной деятельности на личность воспитанников активизирует их самореализацию, обеспечивая защиту от подавления, угнетения, оскорбления достоинства, собственных комплексов, а так же психолого-педагогическую поддержку индивидуального развития, психологического здоровья. Этому же способствует безоценочный характер внеурочной деятельности, обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями, свобода творческого самовоплощения в деятельности, многообразие курсов внеурочной деятельности, удовлетворяющих разнообразные интересы детей, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения, гибкость, профильность, разнообразие, индивидуализация форм и методов, используемых учителями и педагогами дополнительного образования.

Основная задача учителя — так построить весь образовательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить основу для того, чтобы эти способности были реализованы.

Принципиально значимым в организации образовательного процесса с одаренными детьми является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в начальных классах, успешно используются на все учебных предметах. Так же необходимо предлагать задания по поиску информации, что позволяет одаренным детям легко ориентироваться в окружающем мире, и выходить из ситуации затруднения, недостатка знаний.

Все вышесказанное — это всего лишь краткое описание работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата различными идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Правильно организованная и систематически осуществляемая деятельность по сопровождению одаренности развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно — исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одаренными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятой нормы, поиск нового способа решения.

1. Бакетова З. Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы / З. Н. Бакетова. // Завуч. — 2008. — № 7. — С. 83–87.

2. Перфильева М. А. Направления работы с одаренными детьми в начальной школы. www.prodlenka.org

3. Степичева И. А. Одаренные дети: особенности работы с ними. // Педагогические науки / И. А. Степичева. // Педагогические науки. — 2009. — № 2. — С.49–50.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

5. Шелковская В. М. Поддержка и развитие одаренных детей в урочной и внеурочной деятельности / В. М. Шелковская. // Одаренный ребенок. — 2012. — № 4. — С.80–84.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название «склонности». Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности детей дошкольного возраста важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Средства и методы умственного воспитания

Умственное воспитание ребенка дошкольного возраста значительно облегчит ему переход к школьной жизни. Для этого следует с малых лет развивать детскую любознательность и мышление.

Также необходимо регулярно вырабатывать речь, тренировать память и внимание.

Умственное развитие – главная задача родителей

Дошкольник первым делом в шесть лет должен уметь:

  • точно повторять движения и копировать узоры;
  • разукрашивать соответствующими цветами и картинки и четко обрисовывать контуры;
  • рассказывать выученные наизусть небольшие стихотворения и пересказывать содержимое прочитанной ему книжки;
  • различать формы предметов и их соотносительное количество – больше, меньше;
  • знать о себе всю необходимую информацию – место проживание, имя, фамилию и отчество.
  • разбираться во временах года и времени суток.

В дошкольном образовании многое зависит от родителей, которые могут использовать различные средства обучения для подготовки к школе. Популярными действующими приемами являются:

  • развивающиеся игры, которые формируют у детей различные умения и знания;
  • общение, чтение книг и изложение всей информации об окружающих предметах.

Развивающие игры – средство умственного развития
Можно определить малыша в дошкольное учебное заведение или водить на занятия с профессионалами, где по разработанной методике проведут подготовку к школе.

Совет родителям: правильное развитие ребенка происходит в семьях, где правит согласие и взаимосвязь. Необходимо не только всегда высказываться вслух свои мысли и проявлять свои чувства, но и уметь выслушать.

Особенности дошкольного возраста

Развитие детей от рождения до зачисления в школьники происходит поэтапно. Изначально ребенок находиться в своем маленьком мире. Он интересуется вкусовыми качествами окружающих предметов, старается распознавать различные ароматы, совершает первые шаги и начинает выговаривать слова.

Далее следует дошкольный возраст, который обусловлено, делится на три периода:

  1. Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я». Ребенок уже знает, к какому относится он и окружающие. У него вырабатывается координация движений и мелкая моторика.
  2. Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер. Также разрабатываются сложные двигательные функции.
  3. Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение. Ребенок ловок и подвижен и легко поддается обучению.

3 периоды дошкольного возраста
Следующей ступенью формирования становиться школа. Как проявит ребенок себя в коллективе, насколько интересно будет для него обучение, что станет важным в этот период – во многом все зависит от дошкольной подготовки.

Ключевые новообразования дошкольного возраста

Совет родителям: формирование психики ребенка происходит от трех до четырех лет и очень важно в этот момент быть примером для малыша. От поступков родителей зависит дальнейшее установление целеустремленности, независимости и личности.

Воспитание ребенка

Секреты развития самодисциплины у ребенка

Умение контролировать эмоции поможет ребенку добиться успеха во многих жизненных сферах

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Поделиться
  • Подписаться на новости

Самоконтроль или же самодисциплина – это способность контролировать свои импульсы для достижения жизненных целей. Иными словами, благодаря самодисциплине мы отказываемся от того, чего хотим в данную минуту, ради достижения более важной цели в будущем.

Важность самодисциплины

Дети учатся самоконтролю, когда родители устанавливают им границы. Но делать это следует с любовью и сочувствием. Поэтому каждый раз, когда ребенок сознательно отказывается от того, чего хочет, он учится контролировать импульсы. В его мозге создаются новые нейронные связи, которые укрепляются каждый раз при проявлении самодисциплины.

Каждому ребенку нужны ограничения. Если ему всё разрешать и выполнять все его желания сиюминутно, у него не будет развиваться самодисциплина, поскольку он не будет учиться сдерживать импульсы ради более значимой цели.

Представьте, что ваш сын тренируется попадать мячом в баскетбольную корзину. Он бросает мяч снова и снова. Он мог бы сесть и отдохнуть, но больше всего он хочет забросить мяч. Мотивация к достижению цели – хороший способ для ребенка развить самодисциплину.

Как тренировать самодисциплину

Важно устанавливать границы, при этом оставляя ребенку выбор. Ограничения в качестве наказания не учат ребенка самоконтролю, потому что в этом случае контроль приходит извне, у малыша просто нет выбора. Даже если он будет делать то, что вы от него хотите, о развитии самоконтроля не может быть и речи.

Почему же сочувствие так важно? Потому что так ребенок меньше сопротивляется ограничениям. Конечно, они могут не нравиться малышу, но он чувствует, что вы относитесь к нему с пониманием. Он знает, что вы на его стороне. Поэтому он не отстаивает то, что хотел – ему важнее сохранить эмоциональную связь с вами. Он выбирает контролировать свои импульсы и принимает ваши ограничения, вписывает их в свою систему правил.

Именно так ребенок усваивает правила и ценности. Всё начинается с эмоциональной связи – он хочет порадовать вас, и при этом ему не нужно идти против своих принципов. Со временем ребенок начинает видеть себя как человека, который чистит зубы, делает уроки, всегда говорит правду и помогает окружающим. Он может использовать дисциплину для достижения собственных жизненных целей. И это делает его уверенным в себе, счастливым и дружелюбным.

Поскольку ребенок принимает и усваивает ограничения из-за эмоциональной связи с вами, важно сохранять эту связь. Проявляйте сочувствие, даже если вам приходится в чем-то отказывать ребенку.

Как же проявлять сочувствие, устанавливая ребенку ограничения? Сочувствие – это принятие точки зрения другого человека. Вот несколько примеров, как можно сочетать сочувствие и ограничения:

  • «Ты любишь бегать? Ты можешь сколько угодно бегать по траве. Но по проезжей части бегать нельзя: там ездят машины. Можешь взять меня за руку, или я понесу тебя. Когда мы дойдем до детской площадки, ты опять сможешь бегать».
  • «Я вижу, как ты зол на брата. Злиться – это нормально, но драться нельзя. Пойдем, скажешь брату, что ты на него злишься. Я помогу тебе».
  • «О, ты смотришь фотографии с праздника? Прекрасно. Но мы договорились, что сначала ты должна сделать уроки. После этого ты можешь зайти в Интернет и посмотреть фотографии. Я понимаю, что тебе трудно терпеть так долго. Но ведь всегда приятно оставлять что-то хорошее напоследок».

Устанавливая ограничения, будьте последовательны. Иногда необходимо установить новые правила. Главное, чтобы ограничения не сбивали ребенка с толку. В каждой семье должны быть какие-то приоритеты (безопасность, здоровье, уважение друг к другу, семейные ценности). Разумеется, ограничения должны им соответствовать.

Необходимо расставлять приоритеты и иногда отказываться от своих ожиданий от ребенка. Он развивается, как все люди, и не может быть идеальным. И ваши отношения с малышом должны строиться на близкой связи, а не на ограничениях и фрустрации. Если вы часто говорите ребенку «нет», это ослабляет вашу связь с ним, а это, в свою очередь, мешает ему развивать самодисциплину.

Рейтинг статьи: 4.92

из 5 на основе
13
оценок.

  • ▶ В чем для ребенка значение самодисциплины?
  • ▶ Как приучить ребенка к дисциплине
  • ▶ Ответственность и дети: советы родителям
  • ▶ Неэффективное дисциплинирование детей
  • ▶ Больше статей о воспитании детей

Развитие ребенка 31.08.2017

Как этого достичь

На первый взгляд всё это может показаться трудноосуществим и просто-напросто нереальным, но на самом деле способности к саморазвитию есть у каждого человека. Конечно, трудно в одно мгновение избавиться от вредных привычек и стать успешным человеком, но главное — начать, и верный способ — это медитация.

Медитация способствует качественному физическому и психологическому расслаблению, усиливает способности к контролю эмоций и страха, концентрации внимания и воли, помогает избавиться от вредных привычек — достаточно будет лишь сорока минут в день. Это практика, доступная каждому человеку и не требующая каких-то особых условий на пути саморазвития. Для этого вовсе не обязательно переезжать в Тибет, заниматься медитацией можно даже по дороге на работу или учёбу, находясь в общественном транспорте.

Читать статью  Кризис среднего возраста. Как собрать себя по кусочкам и включить в себе жизнь?

Возникновение потребности в саморазвитии

Движущей силой, толкающей человека на путь саморазвития, является неудовлетворённость существующей ситуацией и постоянно возникающие потребности личности, требующие логического разрешения. Помимо этого, к наиболее распространённым факторам, побуждающим индивида к саморазвитию, относят:

«Развиваю как могу»: как воспитать счастливого.

Когда пора задумываться о саморазвитии ребенка? Когда он только родился, или когда впервые оказался в песочнице, в школе? Хочется дать ему как можно больше, но при этом не задавить гиперопекой. Как развивать непоседу, чтобы он чувствовал себя свободным и счастливым? Об этом и пойдет речь.

Что влияет на саморазвитие личности ребенка ?

01.jpg

Чтобы ребенок стал гармоничной личностью и был уверенным в себе, безусловно, нужно любить его. Это вы прекрасно понимаете. Но давайте посмотрим, что еще формирует маленького человечка. На что родителям следует обратить внимание?

1. Опыт отношений

Этот начинается с семьи. Малыш видит, как ведут себя взрослые: что говорят и как поступают. И этот опыт закладывается автоматически. Незаметно для себя ребенок копирует поведение родителей.

Если родители часто ссорятся и манипулируют друг другом, для ребенка эта картина мира условно правильная. В дальнейшем он будет практиковать схожие «приемчики» при построении отношений.

Так что роль родителей в саморазвитии ребенка наиглавнейшая. Показывайте своим примером, как важно заботиться друг о друге, слышать и сопереживать. Например, если вы постоянно «пилите» мужа и во всем его контролируете, возможно, ваша дочь возьмет эту модель поведения за образец. А у сына возникнут проблемы с самостоятельным принятием решений.

2. Преодоление трудностей

Большинство родителей стремятся оградить свое чадо от лишних сложностей. Если малыш упал, испуганные мамочки тут же спешат на подмогу. Забрали игрушку на площадке — мама тут как тут. Обидел в школе одноклассник — папа идет разбираться. Наверняка, вы понимаете, что будет в итоге.

Ребенку с малых лет необходимо показывать, что он сам вполне может решить свои проблемы. Не все, конечно же. Но вот завязать шнурки или дотянуться до выключателя вполне посильные задачи.

Когда маленький человек преодолевает препятствия, он не просто становится сильнее. Он накапливает в себе дополнительные ресурсы для достижения результата.

Так что, если вас волнует тема саморазвития и воспитания детей, позволяйте своему ребенку справляться самостоятельно с трудностями. Но не путайте, пожалуйста, данный процесс с «достигаторством» любой ценой. Это является одной из главных детских проблем. Подробнее об этом читайте в статье «Мы же нормальные выросли!» Топ-7 родительских ошибок».

3. Семейные традиции

Это все то, что создает особую атмосферу дома. Начиная от распорядка дня, заканчивая пополнением домашней библиотеки. Уточним, что традиции должны порождать в ребенке лишь положительные эмоции.

Пример. Когда папа каждый день после работы ложится на диван, попивая пивко — это не традиция. А вот когда папа по выходным берет сына на велопрогулку — это хорошая традиция и развивает в ребенке лучшие качества .

Если у вас в семье пока нет особых традиций, самое время создать! Рисование новогодних открыток, походы с палатками, рыбалка по выходным и т.д.

4. Свобода выбора

Ваша задача — создать условия для самореализации ребенка. Внимательно наблюдайте за своим чадом: что он любит, к чему больше тянется и помогайте ему развиваться в этом направлении. Ведь многие родители грешат тем, что навязывают свои нереализованные желания.

Помните, что все перечисленные факторы важны буквально с пеленок. Уделяйте им особое внимание, не говорите что-то вроде: «Потом наверстаем». А что и как делать, разберем ниже.

Методы саморазвития ребенка

02.jpg

1. Игры

Все дети любят играть. С помощью игры они познают мир, себя и окружающих. Очень многие задачи можно решать играючи. Каждая забава развивает отдельные способности у непоседы. Например, подвижные игры тренируют координацию и ловкость, укрепляют иммунитет.

Строительные игры полезны для развития конструктивных навыков. Строить можно из чего угодно. И, кстати, чем больше развита фантазия ребенка, тем разнообразнее подручный материал. Замечали, что у многих детей в ход идут ложки, стаканы, стулья?

А еще понаблюдайте, когда крохи устраивают сюжетно-ролевые игры. Это одна из лучших техник саморазвития ребенка. Дети импровизируют, моделируют бытовые ситуации, учатся принимать решения и общаться.

2. Творчество

Ранний возраст — это лучший период, когда пора заняться развитием творческого потенциала. Ведь именно малыши проявляют любопытство практически ко всему на свете. Они с радостью берутся за любое занятие.

У каждого ребенка есть определенные творческие задатки от природы. Но сами по себе они не совершенствуются. Так что ваша задача — раскрыть эти способности и направить в нужное русло.

Есть и другая сторона медали. Молодые мамочки часами готовы изучать интересные сайты для саморазвития. Для детей они выбирают, все что сейчас модно: от грудничкового плавания до курсов робототехники. Пожалуйста, не перегибайте палку. Учитывайте и потребности малыша.

3. Общение

Хотя век цифровых технологий внес свои коррективы в процесс коммуникации, живое общение ничем не заменить. Увы, но современные дети раньше осваивают игры на планшете, чем правильную речь.

Совет . Говорите с детьми с самого рождения. Обо всем, что видите, что происходит. А еще возьмите за правило делиться с сыном или дочкой своими переживаниями, эмоциями. Не обесценивайте свои чувства. Вы не только мама а живой человек со своими интересами и заботами.

К слову, если вы устали крутиться как белка в колесе, устройте себе перезагрузку. Пройдите курс «Секреты женского счастья» в Тренинговом центре Павла Ракова.

И еще момент. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. У него должны быть друзья. Благодаря окружению, он учится отстаивать свои личные границы, сопереживать, принимать решения.

Как развивать в ребенке самостоятельность?

03.jpg

Заботливые родители, сдувающие пылинки со своего крохи, рискуют вырастить инфантильного и неприспособленного человека. Чтобы этого избежать, нужно с на каждом этапе жизни ребенка помогать ему быть самостоятельным.

Дошкольный возраст

Простой способ для саморазвития ребенка-дошкольника — предоставить ему право выбора. Например, как проводить свое время. Предлагайте варианты: погулять на детской площадке или слепить снеговика. Построить город из конструктора или нарисовать дом. Не стоит постоянно диктовать непоседе, чем ему заняться.

Начальная школа

На этом этапе можно предложить и более глобальные решения. В каких мероприятиях участвовать. Чем питаться, чтобы быть здоровым и т.д. Но и смысл фразы «Решать тебе» для школьника приобретает уже иной подтекст.

Чтобы не было эффекта вседозволенности, разговаривайте примерно так: «Я понимаю, что ты очень хочешь пойти на премьеру фильма. Но давай сначала я тебе расскажу обо всех плюсах и минусах этого похода. А потом ты сам примешь решение».

Средняя школа

Примерно в 8-9 классе дети начинают всерьез задумываться о будущей профессии. Иногда родителям непросто смириться с выбором подростка. Они считают, что лучше разбираются в жизни, начинают «грузить» авторитетом.

Как правильно? Проштудируйте вместе с ребенком информацию о выбранной профессии, изучите все нюансы, подводные камни. Обсудите, как он видит свое будущее. Без назиданий.

Старшие классы

Не все родители спешат сказать старшекласснику: «Решай сам». Есть страх, что подросток наломает дров, попадет под влияние сверстников. Поэтому все больше мам и пап выбирают запреты вместо компромиссов. Лишь бы их чадо не попало в беду.

Выход есть: разговаривайте с сыном или дочерью, выстраивайте доверительные отношения, без ультиматумов и истерик. Обязательно хвалите подростка, поддерживайте его, и вы избежите многих проблем.

P.S. Даже если пока не все получается, не переживайте. Идеальных родителей не бывает, впрочем как и идеальных детей. Самое главное, что вы можете дать своему ребенку — любовь. Приумножайте ее и вдохновляйте самого родного человечка на большие и маленькие победы. За вдохновением для себя заходите в раздел «Женское предназначение» .

В Летнем лагере мы объединили 3 мощных тренинга Павла Ракова, направленных на развитие тела, души и разума

Как мотивировать подростка к обучению и саморазвитию

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как мотивировать ребёнка к обучению и саморазвитию. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Корр.: Ребенку не интересна школа. Не интересны секции, кружки и путешествия. Он ничего не хочет. Максимум – компьютерные игры. Что делать? Почему так происходит?

Дарья: Практика показывает, что он все-таки что-то хочет. Так устроена психика. Нужно уделить этому внимание и понять, что именно.

Свобода выбора поможет ребёнку определиться быстрее

Дарья: В большинстве случаев причиной избегающего типа поведения являются отношения внутри семьи. Начиная лет с двенадцати у подростков включается сепарация (отделение) от родителей. До этого ребенок хотел того же, что и мама. Теперь начинается поиск себя: «Желания родителей понятны и, возможно, правильны. Но чего хочу я? Кто я? Я уже взрослый или еще маленький?» Психика еще не развита, нет четкого понимания, что именно интересно и почему. Это тонкий момент, когда необходимо терпение. Потому что если передавить с нравоучениями и предложениями, то, начав отрицание с деталей, подросток станет отказываться от всего. В его голове присутствует грубоватое «мама, отстань», которое он может и не озвучивать прямым текстом. Ведь родители продолжают кормить его и обеспечивать. Сказать просто, что ваши желания никуда не годятся и его не интересуют – «не комильфо».

Нужно понимать, что если ребенок живет в позиции отрицания или «ничего нехотения» более полугода, то он теряет драгоценное время. Тем не менее, если выбор будет правильным, если он будет соответствовать интересами склонностям подростка, то он все наверстает. В силу особенностей развития родительские инициативы в этот момент обесценены. Лучшая позиция: «Сиди. Думай. Решай. Вот тебе интернет. Ты можешь играть в игрушки, а можешь пойти и попробовать жить настоящей жизнью». Свобода выбора поможет быстрее разобраться в себе.

Понимание и поддержка родителей важны всегда!

Корр.: Но если позиция «мама, отстань» все же озвучивается прямым текстом, а отрицание всего и вся и нежелание заниматься непозволительно затянулись? Как выровнять ситуацию?

Дарья: Нужно внимательно разбираться в первопричинах. Скорее всего, такой ребенок когда-то уже приходил к маме с предложениями. Например: «Хочу стричь собак». Одна мысль, сколько может принести проблем такое занятие, вызвала бурный протест, а причины разъяснены не были. Было: «Нет, собак стричь ты не будешь». Через месяц от четырнадцатилетней дочери: «Может быть, я пойду заниматься стрип-пластикой?». У мамы – холодный пот по спине и снова отказ. Третий раз с подобным вопросом ребенок может быть еще и придет, но четвертого не будет точно. Далее вы получите отрицание.

Здесь родителю лучше всего аккуратно признать неправоту своего жесткого отказа, затем поговорить и обсудить плюсы и минусы. Перебрать желания ребенка еще раз, чтобы понять, были ли они действительно блажью. «Делай то, что ты хочешь, а я тебя поддержу!». Ребенок сейчас еще мал, и ему, на самом-то деле, страшно одному делать сложный выбор. Даже стричь собак он пошел бы с мамой. Его агрессия может являться свидетельством того, что он все еще ждет поддержки.

Корр.: Проблемы переходного возраста были всегда. Почему именно сейчас отрицание и избегающий тип поведения присутствуют у многих подростков?

Дарья: Функции школьного воспитания ранее были более широкими. Туда входила и профессиональная ориентация и распределение социальных акцентов. Не всегда это было однозначно позитивно – слишком многое зависело от личности учителя, но давление на ребенка в большой мере оказывалось не родителями, а социумом.

Читать статью  Рефлексия в психологии: что это простыми словами

Разумные родители в этом случае присутствуют рядом со школьником в качестве добрых советчиков и поддержки, а не в виде надзирателя или судьи.

Ситуацию для этого ничего не мешает создать и сейчас. Достаточно обеспечить ребенку общение в разных сообществах: кружки, секции, форумы (оффлайн и онлайн). В таком случае у него перед глазами будут разные примеры жизненных ситуаций и их решений. Тут помогут и родители, и братья с сестрами, и друзья-товарищи по увлечениям. Это могут быть герои, известные по видеосюжетам, или те, с кем знаком подросток лично или по переписке. Сейчас нам доступна любая информация, есть много возможностей определить, что именно подходит ребенку.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

littleBoy

начать заниматься!

Как справиться с информационным перенасыщением

Корр.: Но если информации слишком много? Не станет ли это поводом для отрицания и потери интереса к окружающему?

Дарья: Да, от большого разнообразия часто происходят проблемы с выбором. Постоянно обрабатывая новую информацию, мозг устает и передает свое состояние телу. Тотальное напряжение приводит к затуманенности сознания. Получается некий психологический фаст-фуд. Информацию ты получил, а толку от нее нет.

С этим связаны и сложности выбора рода будущей деятельности у школьника. Если раньше были понятные, хорошо разграниченные формы деятельности и соответствующие профессии – повар, врач, экономист, дизайнер, инженер, актер – то сейчас их спектр стал гораздо шире. Вроде бы ты заинтересовался той или иной сферой, а тут выясняется, что нужно бы сразу сориентироваться и с конкретной подобластью. Каким ты хочешь стать дизайнером? Интерьеров, мебели или одежды? Сайтов или рекламы? Или вовсе пирожных? Или ты хочешь вести блоги о дизайне в целом и еще писать об этом? Каждая подобласть требует дополнительных знаний и навыков.

И не все профессии имеют тот смысл, который вкладывался в них изначально. И непонятно, что будет с некоторыми уже лет через пять. Будет ли она существовать через годы или с такой работой успешно будет справляться робот? А какие-то профессии могут появиться, хотя сейчас отсутствуют.

Открывая программу обучения по той же психологии, я вижу профессию «космический психолог». Она предполагает работу с людьми, которые летают в космос. Определить в подростковом возрасте, что ты хочешь заниматься именно этим, сложно. И когда человек не идет никуда, есть большая вероятность, что ему просто сложно сделать выбор.

  1. Если информации слишком много и выбор сделать сложно, составьте перечень того, что вас интересует.
  2. Выберите для себя три, максимум четыре наиболее интересных пункта. Это несложно сделать, даже если их десять. Выпишите каждый на лист А4.
  3. Разложите листы по комнате и постойте на каждом по пять-семь минут. Почувствуйте себя в профессии, с которой неразрывно связаны ваши интересы. Здесь очень пригодится полет фантазии.
  4. Представление себя в профессии обязательно даст эмоциональный отклик. Постарайтесь понять его. Если, стоя на месте, вы понимаете, что интерес растет и хочется пробовать, то это хороший знак. Если же через минуту стояния вам становится скучно, то едва ли это правильный выбор.

О вреде ложной информации

Дарья: Очень часто человек, записавшийся в какое-либо сообщество по интересам в социальных сетях, все время слышит, как там все прекрасно. Возникает ощущение, что повар всегда замечательно выглядит и хорошо зарабатывает, делая несложную работу. А тренер по фитнесу и вовсе получает непрерывное удовольствие, занимаясь лишь укреплением здоровья и оттачиванием фигуры. Путешествия несут только радостные эмоции и возможности созерцать сопутствующие красоты. А специалиста IT-сферы ждут с распростертыми объятиями в любой крупной компании, независимо от глубины его погружения в предмет.

Критичность восприятия и понимание степени ответственности и цены ошибки в этом возрасте отсутствует. В итоге подросток, начав заниматься тем или иным делом, сталкивается с незапланированными сложностями. И пройдя через это несколько раз он получает массу комплексов и нежелание пробовать что-то новое.

Здесь нужно внимательно относиться к собственным эмоциям. Возможно, протест вызван субъективной, не совсем правдивой подачей информации. Само же занятие по-прежнему вызывает интерес. Нужно учиться за эмоциями видеть суть и чувствовать собственный душевный отклик. Важно пробовать и отвечать честно на вопрос: «Мне это по-прежнему нравится?»

Корр.: Но это лучше, чем масштабный негатив и безысходность, присутствующие в социальных сетях и СМИ.

Дарья: Еще хуже, если школьник ежедневно слушает все тоже в своей квартире. Если в его окружении кто-то громко и постоянно «капает на мозг» о том, что, например, «в этой стране нет шансов на успех». У слушателя сформируется та же позиция, потому что говорящий старше и лучше знает.

Редкий ребенок решится на протест в этом случае. Подростковое желание жить подсознательно будет сопротивляться пессимистичному мнению, лишающему его перспектив в жизни. Но и полноценно отдаваться учебе такому школьнику будет сложно.

Мотивация родителей – шанс на успех для ребенка

Дарья: Родители – это все-таки первый пример. И если мама – тренер, то ребенок, скорее всего, будет увлекаться спортом. И если мама говорит, что ее работа плохая и что лучше идти учиться на врача, то возникает противоречие. Она ведь все равно продолжает работать тренером и приносить домой деньги. Возникает впечатление, что его пытаются столкнуть с накатанной колеи, а неизвестность рождает страх.

Очень заразно и пассивное, бездеятельное состояние. Если родители в упадническом настроении и не видят смысла в своих занятиях, но отказываются что-либо менять, то откуда взяться стремлению самосовершенствоваться в юной голове?

То есть главная рекомендация родителям, желающим повысить у ребенка учебную мотивацию к обучению – начать с себя. Ваш опыт подскажет, каких знаний не хватает, какие навыки было бы неплохо обрести. Попробуйте освоить их. Ваш авторитет вырастет в детских глазах, и призывы к самосовершенствованию станут оправданными и продуктивными. Кроме того, эксперименты и поиск новый впечатлений будут нормой в семье. И пойти учиться на врача вместо понятной карьеры спортивного тренера окажется не так страшно.

Да и осознание, что выбор профессии – это не финал, не приговор, и позже можно научиться еще чему-нибудь, всегда вселяет оптимизм. Выбор, сделанный в семнадцать лет, редко бывает абсолютно точным. Важно осознавать, что ты, может быть, и не нашел самую лучшую для себя профессию с первой попытки, но обогатился полезным опытом.

Важным является и то, как справляются с неудачами в семье. Если полученная в школе тройка становится трагедией для мамы, причиной слез, переживаний и многодневных обсуждений, то можно не сомневаться, что и ребенок переймет такую манеру взаимодействия. Каждый раз при возникновении сложностей вместо дополнительной мотивации у него будет возникать стресс и упадок духа. Понятно, что до победы в таком состоянии тяжело добраться. Если же мама относится к ситуации легко и предлагает извлечь из нее полезный опыт, то это позитивно влияет на ребенка.

Корр.: Считается, что от ненужных побед остается усталость…

Дарья: Это называется «обесценивание». Оно тоже прививается родителями: «Ах, ну что это за победа?» Но смысл даже маленькой победы в том, что с ней приходит вдохновение. Это позитивный ресурс, заряжающий человека на успех. Возникает уверенность в том, что человеку все под силу. Важно осознание победы. Ее нужно хранить как трофей, а когда возникает действительно сложная ситуация, это помогает. Радуйтесь победам Вашего ребенка. Это способствует формированию мотивации.

Корр.: Многие родители считают продуктивным мотивировать детей к обучению деньгами. Получая пятерку, ребенок зарабатывает средства на развлечения. Как вы относитесь к такой практике?

Дарья: Плоха та мотивация, в которой только деньги. Успешными и богатыми становятся те люди, кому нравится профессия и кто готов работать много не только из-за зарплаты. Наша деятельность должна быть и эмоциональным ресурсом. И если работа не нравится, а мотивация носит исключительно финансовый характер, то обычно возникают проблемы. Однажды ты осознаешь, что застрял на неинтересной работе с неинтересными людьми. В худшем случае, это отражается на здоровье.

Как нивелировать сложности переходного возраста?

Корр.: Учитывая, что проблемы переходного возраста в большей или меньшей степени были всегда, может быть есть универсальное средство борьбы с ними?

Дарья: Чтобы с ними разобраться, нужно обратить внимание на первопричины их возникновения. Хотя обучение продолжается в течение всей жизни, имеется «наилучшее время» для продуктивного развития тех или иных способностей. Негативный опыт или отсутствие надлежащего стимулирования в определенные моменты жизни имеют более серьезные и долгосрочные последствия, чем нам кажется.

С трех до примерно девяти лет у человека получает активное развитие часть мозга, отвечающая за умение фантазировать. А с примерно одиннадцати и до семнадцати формируются мышление и логика. Умение логически мыслить, обрабатывать информацию и отстраивать цепочки в перспективу. То есть возникает понимание последствий совершаемых действий. В течение последующих пяти-семи лет формируются социально значимые психические функции, наращивается информационная база, происходит всплеск социальной активности. Появляется абстрактное мышление, оценка рисков и самоконтроль.

В силу отсутствия у подростков реальных познаний и представлений о мире, им свойственно находиться в фантазиях. Переходный возраст – тот момент, когда нужно совместить фантазии и реальность. И их столкновение бывает весьма болезненно. Умение принимать мир таким, какой он есть, не убегая в вымысел – ценно. Соответственно, нужно учиться думать и предполагать, строить перспективу из того, что есть в руках, в обороте, в окружении. А для этого нужно для начала научиться ощущать себя «здесь и сейчас», не убегая в выдуманную реальность. С этим поможет цепочка простых упражнений.

Находимся «здесь и сейчас». Психологические практики

1. Обращение к себе, внимание на себя. Задача – в течение пяти минут сидеть на стуле и «ощущать» этот процесс: как вы опираетесь на стул, как он вас держит. Обратите внимание на окружение, как тикают часы и как мама ходит в соседней комнате. Возможно, есть другие звуки, на которые обычно не обращаете внимания. Просто полностью осознайте себя в реальном времени.

2. Наблюдение реальности. Проще всего увидеть ее через людей, у каждого человека есть свои эмоции, каждый чем-то занят. Обращайте внимание на проходящих мимо, на эмоции тех, кто рядом. Так рождается система наблюдения за окружающим миром. Важно делать это безоценочно. Без попыток простроить какой-то план. План – это уже фантазия.

3. Спортивные тренировки помогают. Неумение находиться «здесь и сейчас» характеризуется большим количеством нечаянных ушибов, порезов и синяков. Однако любой спорт повышает концентрацию на текущем моменте, значит, возвращает в реальность.

4. Впишите фантазии в реальность. Нахождение в фантазиях приятно. Оно затягивает. Чтобы фантазирование не казалось бесполезной тратой времени, и тем более, если вы являетесь обладателем интересных фантазий, попытайтесь вписать их в реальность. Дать им точные определения и выражение в чертежах и рисунках, текстах. Напишите план реализации ваших фантазий.

Мотивация подростка – это командная игра.

С одной стороны, сложно всем: и ребенку, и маме, ведь родитель в это время живет своей взрослой жизнью, в которой надо сохранять мотивацию тоже. Очень здорово, если ребенок это понимает и ценит родительское желание помочь.

Но с другой стороны, родителю зачастую проще самому решить за ребенка, чем ждать, когда же он разберется в увлечениях. И тогда родитель рискует отнять право выбора, а вместе с ним и мотивацию.

Главная рекомендация – рассказывать, поддерживать, пробовать, бросать нелюбимое с легкостью и пробовать вновь. Сделать из этого процесса увлекательное приключение.

Источник https://gabysheva.ru/samorazvitie/sposobnost-samorazvitiya-rebenka.html

Источник https://pavelrakov.com/articles/zhenskoe-prednaznachenie/razvivayu-kak-mogu-kak-vospitat-schastlivogo-rebenka-/

Источник https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/kak-motivirovat-podrostka-k-obucheniyu-i-samorazvitiyu

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: