Трудности адаптации приёмного ребенка

Трудности адаптации приёмного ребенка

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как избежать трудностей адаптации приемного ребенка. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Движущим фактором при решении об усыновлении или оформлении опеки, как правило, является желание иметь своего ребёнка и потребность заботиться о нём. Будущие родители рисуют себе самые радужные картины, среди которых объятия, прогулки, восхищение достижениями и обоюдная безграничная любовь. Подобные ожидания обычно присутствуют и в отношении собственных детей. В случае с усыновлением родителям нужно помнить, что адаптация приёмного ребёнка требует терпения и особого подхода.

Адаптация необходима независимо от того, в каком возрасте ребёнок попадает в приемную семью. И малыш, и подросток одинаково в ней нуждаются.

Люди, обратившиеся в органы опеки, имеют чётко сформированный план, но часто не осознают полной картины совместного будущего. Многие не учитывают главного: ребёнок станет полноправным членом семьи, а значит, привычный уклад в доме изменится.

Адаптация в новых условиях

Адаптация в приёмной семье – это переходный период, в процессе которого происходит привыкание. Привычный мир стремительно меняется, возникают новые условия жизни и сопутствующие обстоятельства. Перемены затрагивают и самих опекунов, и их собственных детей, бабушек, дедушек и других заинтересованных лиц.

Период привыкания не имеет строго чётких временных рамок. На него влияют:

  • возраст;
  • черты характера;
  • уровень умственного и эмоционального развития;
  • темперамент;
  • заинтересованность сторон.

Легче всего вхождение в семью протекает у детей 2-3 лет. В этом возрасте малыши уже имеют ряд сформированных навыков, но ещё не обрели выраженных привязанностей и легче воспринимают перемену обстановки. Самый сложный адаптационный период у подростков, поскольку молодые люди испытывают дополнительный стресс, вызванный половым созреванием.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

littleBoy

начать заниматься!

Особенности поведения

При погружении в новую среду поведение ребёнка меняется, каким бы спокойным и воспитанным он ни был. Это может стать неприятным сюрпризом для приёмных родителей. Им кажется, что они уже знакомы с характером и склонностями малыша. Они встречались с ним и сформировали мнение о его темпераменте и поведенческих особенностях. К сожалению, авторитарный подход к воспитанию в детских домах не даёт полностью раскрыть черты характера ребёнка в стенах учреждения.

Нужно учитывать стремление одинокого малыша иметь маму и папу – при знакомстве он будет вести себя максимально «хорошо и послушно».

Перемена поведения – это один из механизмов адаптации человека к незнакомой среде, защитная реакция на уровне рефлексов. Причины:

  • малыш не знает, чего от него ждут новые мама и папа, боится незнакомого места жительства и других сопутствующих обстоятельств;
  • новообретённый член семьи следует поведенческим привычкам, сложившимся на первичном этапе социализации в детском доме или в прежней семье.

В новой среде к приёмному ребёнку предъявляют непривычные требования, проявляют чувства, несовместимые с его представлениями о любви и семье. Изменение поведения может усугубляться под влиянием новых ощущений и обстоятельств, что может ухудшить психоэмоциональную обстановку в семье.

Что делать, если ребенку выставлен диагноз СДВГ? Как дать ему качественное образование? Что ждет его в будущем?

title

Этапы адаптации приёмного ребенка

Привыкание к новому месту не является статичным процессом, его динамика все время меняется. Период адаптации нельзя чётко разграничить. В процессе адаптации детей сирот в приемной семье неизбежно возникают поведенческие подъёмы и спады, но условно адаптация ребёнка в приёмной семье проходит в несколько стадий:

  • знакомство, или «медовый месяц» – введение в семью;
  • «уже не гость», или первичный эмоциональный кризис;
  • «вживание» – формирование отношений;
  • «стабилизация отношений» — принятие образа жизни.

Поведение меняется постепенно под влиянием родителей и других членов семьи. На завершающем этапе предпочтения и привязанности ребёнка меняются, возникают новые социальные навыки и формируется устойчивый стиль поведения.

Если после значительного промежутка времени в приёмной семье устойчивые отношения так и не сформировались, родители могут принять решение о возвращении ребёнка органам опеки. Такая ситуация является травмирующей для обеих сторон: у несостоявшихся родителей появляется чувство вины, а ребёнок ощущает ненужность и одиночество. Чтобы не допустить развития событий по этому сценарию, необходимо учитывать поведенческие особенности адаптационного периода и поддерживать здоровый психологический климат в семье.

Знакомство с семьёй

Адаптация приёмного ребенка

Первый этап жизни с новыми родителями характеризуется восторгом и всеобъемлющей любовью, которые проявляют обе стороны. Родители испытывают удовольствие от заботы о малыше и стараются исполнять его желания. Со стороны ребёнка потребность выразить свою любовь выражается физическим контактом (объятия, поцелуи), послушанием (беспрекословное исполнение просьб новых мамы и папы).

На стадии знакомства приёмные дети не отдают предпочтения кому-либо из приёмной семьи и могут быть как приветливы, так и эмоционально закрыты.

Начальная реакция на обретение дома индивидуальна и зависит от детского темперамента. Выделяют два основных вида реакции:

  • гиперактивность – дети ведут себя суетливо, им всё хочется потрогать, они резвятся или задают много вопросов, обсуждают увиденное или фантазируют вслух;
  • сдержанность – дети могут выражать испуг, плакать или прятаться за взрослых, поддерживая крепкий тактильный контакт.

Резкое изменение состояния часто удивляет новоприобретённых родственников, ведь оно отличается от первого впечатления, сложившегося в процессе предыдущего общения.

Реалии таковы, что знакомство с приёмной семьёй происходит задолго до того, как ребёнок начинает в ней жить фактически. Оно случается в детском доме, куда приходят будущие родители. Там они знакомятся с ребёнком, а он – с ними.

Сейчас, как правило, в этом процессе присутствует ещё и Школа приёмных родителей, где с семьями работают психологи. Прорабатываются всевозможные варианты развития событий с учётом особенностей конкретных персоналий. Пройти такую школу более чем полезно, потому что без неё неожиданные трудности зачастую приводят к возврату ребёнка. А это травмирует и его, и несостоявшихся родителей.

Всеобщий восторг в первый месяц совместного проживания, описанный в статье, вовсе не гарантирован. Есть объективные причины, по которым именно начало такого проживания рождает первые проблемы.

Первые проблемы

На стадии «уже не гость», которая начинается после охлаждения первых впечатлений, возникает первый кризис в детско-родительских отношениях. Проблемы проявляются резким ухудшением поведения малыша, которое объясняется следующими факторами:

  • ослабление эмоциональной «пружины» под влиянием доверия к родителям;
  • высокие ожидания и требования опекунов.

Когда первые эмоции схлынули, ребёнок понимает, что «понравился» родителям и его «оставили». На этом этапе в его глазах необходимость вести себя послушно отпадает, появляется желание самоутвердиться и формируется протест против чрезмерных или непривычных требований новой среды.

В этот период адаптации ребёнок демонстративно отказывается выполнять просьбы домочадцев, впадает в беспричинную ярость или капризничает, часто жалуется на здоровье, выдумывая отсутствующие болячки. Для протестной стадии характерно возвращение энуреза – ночное недержание мочи может появиться не только у малышей, но и у старших детей. Особенно тяжёлый кризис наблюдается в подростковом возрасте (10 лет и старше). Подростки часто утверждают собственную значимость воровством, курением, употреблением спиртных напитков и бродяжничеством. Для преодоления возникших трудностей важно показать вашу эмоциональную связь и проявить педагогические таланты, не сравнивая его с другими детьми, но обучая новым навыкам.

Психологическая готовность пары принять ребёнка в семью формируется во время тех девяти месяцев, когда мама его вынашивает. Родители наблюдают за развитием, ищут пяточки на животе и смотрят УЗИ. Если же эта фаза отсутствует, то и готовности как таковой неоткуда взяться.

Просто однажды появляется новый сосед со своими привычками и особенностями, в результате возникают первые неудобства. Даже если родители долго ходили в интернат, думали об этом и готовились, то для подсознания это все равно стресс. Причём и у ребёнка, и у взрослых.

Первый ещё не полностью всем доверяет. А взрослым нужно привыкнуть к присутствию ребёнка. И для этого всем участникам понадобится время. Поэтому даже если первичная эйфория и присутствует, то проходит очень быстро.

В этом случае уместен общий совет: не должно быть места сомнениям в правильности принятого решения.

Главное – сгибаться перед обстоятельствами и не ломаться. Уверенность прежде всего. Если у родителей всё происходит именно так, то на это будет опираться и ребёнок, чтобы со временем принять новую действительность. Нужна мягкая, но уверенная в себе мама, которая иногда может проявить и жёсткость.

Где может получить помощь приемная семья

Взять приемного ребенка – это большой шаг и ответственность. При этом стоит быть готовым к тому, что приемная семьи может столкнуться с разными проблемами. Адаптация ребенка в новых для него условиях проходит через труд и терпение.

Каждый год свыше 5 тысяч приемных детей-сирот в России возвращаются в детские дома. Это имеет серьезные психологические последствия для ребенка, а порой и для людей, не справившихся с ролью приемных родителей. Поэтому проблема работы с замещающими семьями стоит достаточно остро. Найти общий язык друг с другом и свести к минимуму риск возврата ребенка в детский дом помогают специальные общественные организации, фонды и союзы. Их список по данным Официального сайта Мэра Москвы представлен по следующей ссылке.

Читать статью  Семейное право

Не стоит бояться обращаться в такие организации. Это шаг к решению проблем, а не признание своей несостоятельности как родителя. Наоборот, вы стараетесь преодолеть кризисную ситуацию доступными способами.

Каждый может оказаться в непростой ситуации, когда появляются трудности в семье. Дети-сироты часто имеют тяжелый жизненный опыт, их травмирует потеря близких и события в детском доме. Безусловно, это влияет на их развитие и поведение. Поэтому часто найти подход к ним особенно сложно, и для адаптация ребенка сироты в семье требуется помощь специалистов.

Формирование отношений

Если в кризисный период адаптации приёмного ребёнка родители смогли создать с ним устойчивую эмоциональную связь, то этап «вживания» пройдёт с минимальными затруднениями. На этой стадии адаптации характерно и постепенное принятие образа жизни и ценностей новой социальной группы, и волнообразное возвращение к старой модели поведения. Нестабильность поведенческих реакций объясняется взаимоотношениями внутри семьи, среди которых:

  • охлаждение отношений между родителями или непосредственно к приёмному ребёнку;
  • ревность собственных детей по отношению к приёмным.

Поддержание здоровых отношений помогает сформировать навыки общения и закладывает фундамент для будущих межличностных и социальных взаимодействий.

Основные трудности в формировании отношений у приёмных детей в подавляющем большинстве связаны с тем, что мать бросила их в раннем возрасте. И это нужно рассматривать не с морально-этической стороны, а как серьёзнейшую психологическую травму, при которой нарушено формирование привязанности как таковой.

Эмпатия, привязанность, любовь формируются с нуля до трёх лет. Тут и желание искренних отношений и все тактильно-чувствительные моменты. И если это не сформировано вовремя, то потом такие дети теряют интерес к вышеперечисленному.

Как следствие, таким детям впоследствии сложно налаживать контакты с людьми. Они их не чувствуют. Не понимают, зачем вообще нужны близкие теплые отношения. Никого не жалеют и легко могут броситься на человека с кулаками, если что-то не понравится. С этим в том числе связан большой процент криминала среди выпускников детских домов.

При этом если ребёнка забрали из дома малютки в годовалом возрасте, то все способности и привязанности можно восстановить.

Рекомендуется чаще говорить о том, что «мы твои настоящие родители, потому что у нас к тебе настоящая любовь». Не стесняться повторять это снова и снова. Такие искренние слова формируют понимание и стремление к эмпатии и прочему. Ребёнок может поверить услышанному, а может усомниться, но подсознательно станет искать аргументы «за», и дальнейшее будет зависеть только от того, как поведут себя родители. При нормальном протекании отношений сначала зачатки привязанности, а потом и искреннее её проявление постепенно сформируются.

Основная проблема в том, что на самом деле каждая ситуация уникальна и невозможно предсказать заранее даже собственную реакцию каждого из родителей.

Стабилизация отношений

Последним этапом в становлении детско-родительской связи является стабилизация отношений. Итогом их формирования становится полная социализация приёмного ребёнка, его безусловная интеграция в семью и образование крепкой родственной связи. В случае неудачной адаптации дети полностью замыкаются и не могут сосуществовать с приёмными родителями.

Формируется отчасти как итог объективной оценки ситуации. Не нужно забывать причин, по которым возникло желание взять ребёнка. Например, если женщина по каким-то причинам не может родить, то это вовсе не значит, что она не сможет стать хорошей матерью.

Возможность заботиться о приёмном малыше и дарить ему своё тепло поддержит её. Есть гормон окситоцин, который вырабатывается у матери в большом количестве при рождении ребёнка.

Глядя на новорождённого, она переживает гамму чувств: любовь, нежность, привязанность. Важно понимать, что этот же гормон начинает выбрасываться и при долгом совместном проживании людей. Формируется привязанность и комфортное состояние, которое не хочется терять. И некогда совсем чужой человек со временем тоже становится родным.

Ещё стабилизации отношений очень хорошо помогают спортивные нагрузки. Они перенаправляют лишнюю энергию в конструктивное русло. Иначе могут происходить вспышки агрессии без видимых причин.

Ну и, конечно же, всегда хорошо, когда отношения подкреплены общими интересами и хобби.

Стрессовые обстоятельства

Проблемы адаптации в приёмной семье

Переходный период всегда сопровождается стрессом. Все участники находятся в непривычных условиях и испытывают дискомфорт. Негативное восприятие может быть вызвано рядом обстоятельств, среди которых следующие:

  1. Опасения по поводу воспитательной методики. Многие приёмные родители воспитывают собственных детей и имеют сложившийся опыт, но опасаются применять его в отношении нового члена семьи.
  2. Страх перед возможной неудачей. Первые неприятности, связанные с проявлением характера или несоответствия реалий предъявляемым ожиданиям, могут спровоцировать неприятие поведения ребёнка.
  3. Неприятие членами семьи. Собственные дети могут чувствовать себя уязвлёнными или даже преданными, поскольку теперь им достаётся меньше внимания.
  4. Общественное мнение. Близкие родственники, друзья или коллеги могут указывать на отрицательные стороны приёмных детей, мотивируя их несостоятельность плохой генетикой, отставанием в развитии и другими несовершенствами, вызывая неуверенность в их будущем.

В ряде случаев возникает перманентный стресс, который ведёт к отказу от воспитания и возвращение приёмного ребёнка органам опеки. Чтобы минимизировать дискомфорт, необходимо понимание, что перемены не происходят в один момент.

Как вести себя во время стрессовых обстоятельств?

Как правило, этот вопрос актуален до периода стабилизации. И совет тут требуется именно родителям, а не ребёнку.

В такой ситуации незаменима консультация специалиста, поэтому посещением психолога не стоит пренебрегать.

Во-вторых, всегда стоит помнить, что за возврат ребёнка в детский дом вас никто не осудит. Но при этом чью-то жизнь вы сделаете ещё хуже, чем она была изначально.

На всех этапах важна крепость семейных взаимоотношений и соблюдение семейных традиций. Это то, чего приёмный ребёнок был лишён изначально. Это важно и для него как наглядный пример, и для родителей, потому что иначе сложно противостоять трудностям.

Трудности адаптации приёмных детей в школе

Усыновлённые дети лишены постоянного контакта со сверстниками, в котором они находились, проживая в детском доме. Малыши или подростки, попавшие к приёмным родителям из сложных семей, часто не имеют нормальных представлений об общении, замкнуты и всегда настороже. Таким детям может быть очень сложно обучаться в школе, поскольку, кроме обретения знаний, им нужно формировать социальные связи.

Трудности адаптации приёмного ребёнка в школьной среде можно преодолеть только в том случае, если обучать его навыкам коммуникации и поддерживать эмоциональную стабильность.

С изменением среды для опекаемых детей меняется и круг общения. В новой школе им приходится заново налаживать общение с одноклассниками и завоёвывать место среди детей, выросших в обычной семье. Психологи выделяют следующие способы преодоления трудностей:

  • создание комфортной окружающей обстановки;
  • эмоциональная поддержка родителей и других домочадцев;
  • поощрение успеваемости в учёбе;
  • одобрение расширения круга школьных интересов (участие в школьных мероприятиях, олимпиадах и др.);
  • посещение специалистов для помощи в развитии и социализации (психолога, логопеда, невролога).

Не могу избавиться от мысли, что структурирование, проведённое в статье, несколько надуманно. Формально такое поэтапное развитие отношений подходит для любого человека, приходящего в новый коллектив.

Сначала он пытается всем понравиться, добиться расположения и занять значимую позицию, потом расслабляется и показывает свое настоящее лицо. Если группа для него важна, то он будет пытаться заретушировать ненужные проявления.

Это естественный процесс, и приёмные дети от других не отличаются. Вполне домашний ребёнок, отправленный на лето к бабушке, поначалу будет покладист, но потом начнёт капризничать и гнуть свою линию.

На самом деле, у детей из дома малютки адаптация в значительной степени зависит от конкретных условий их прежней жизни. Кроме этого, нужно смотреть, во сколько лет и как именно ребёнок попал в детский дом. Как долго он там пробыл. В каком возрасте его оттуда забрали.

Это более реальная градация набора проблем, круг которых существенно отличается по этим признакам.

И если говорить про помощь в успешной адаптации, то нужно делать акцент на поддержку такой семьи психологами, с которыми нужно обязательно общаться и маме, и папе.

Если ребёнку не удаётся влиться в социум, ему поможет домашнее обучение. Основное преимущество такого подхода заключается в возможности получения образования без травмирующего опыта нахождения в школьной среде и более тщательном выборе круга общения.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» удобна для обучения детей, которым не подходит обычный школьный режим. Наши учебные программы разработаны с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка – мы строим обучение по принципу свободного освоения материала. Семейное обучение не требует жёсткого режима, а способы подачи учебных материалов позволяют освоить программу в меньшие сроки, чем это требуется в обычной средней школе. Получать знания в Домашней школе «ИнтернетУрок» можно вместе с теми, кто разделяет ваши интересы и увлечения – это самый эффективный и успешный путь социализации любого ребёнка.

Адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии

Адаптация — первые месяцы, а иногда и год-полтора в новой семье — чрезвычайно трудное время и для приемного ребенка, и для родителей. О том, как вести себя с новым членом семьи, чтобы стать родными людьми, фонду «Измени одну жизнь» рассказала психолог, многодетная приемная мама Ирина Гарбузенко.

Если приемный ребенок — младенец

Взять в семью ребенка в возрасте от рождения до года — это примерно то же самое, что пережить роды. Нужно быть готовым к тому, что все в жизни родителей поменяется: вы не сможете спать, когда у малыша будут резаться зубки, будете волноваться о том, уверенно ли он держит голову, не сможете полноценно работать, как раньше.

Читать статью  12 вещей, благодаря которым мы с мужем 26 лет вместе

cloudfront.net

К появлению в семье грудничка надо подготовиться финансово, ведь мама не сможет работать.

При этом еще до усыновления нужно продумать все возможные варианты развития событий. Маленький ребенок (и приемный, и кровный) — это всегда кот в мешке.

Что будет, если он окажется нездоровым? Если уже после попадания в семью у него обнаружатся какие-то серьезные патологии?

В моей практике бывали случаи, когда приемные родители узнавали о неизлечимой болезни малыша уже после усыновления: брали здорового, а выяснилось, что ребенок — инвалид. Пережить эту ситуацию и адаптироваться к ней сложно, но можно, нужно всегда помнить, что родные, рожденные нами дети тоже могут оказаться нездоровыми.

К счастью, случается и обратное: приемные родители готовятся к серьезному лечению ребенка, а с течением времени выясняется, что значительная часть вписанных в медкарту диагнозов — это результат гипердиагностики или длительного стресса, в котором находился малыш.

Адаптация пройдет нормально, если вы не будете сравнивать своего ребенка с другими детьми. Сравнивать можно только сегодняшние достижения малыша с тем, что он умел раньше, и просто радоваться успехам.

«Многие в этом возрасте уже бегают, а ваша девочка пока и ходит-то неуверенно», — говорит соседка. Не нужно расстраиваться из-за такого рода пересудов: хорошо уже то, что девочка в принципе ходит, ведь могло быть иначе.

Не стоит спешить с социализацией приемного малыша. Не нужно тетушек, двоюродных бабушек и нянь, не нужно поездок к родственникам и друзьям — пусть ребенок сначала привыкнет к маме и папе. Так ему будет проще адаптироваться.

Наконец, к первым месяцам грудничка в новой семье важно подготовиться финансово. Мама наверняка не сможет работать, поэтому важно иметь некоторый запас средств: они потребуются на оплату медицинских консультаций, на покупку одежды, подгузников, коляски и т. д.

От года до трех лет

Родители, берущие в семью ребенка от года до трех лет, как правило, больше опасаются психических отклонений, чем физических заболеваний. Обычно к этому возрасту ребенок уже полностью обследован, и с его физическим состоянием все более или менее понятно. А вот такие болезни, как, например, аутизм или шизофрения, могут проявиться позже.

www.etapainfantil.com

Приемному ребенку в возрасте до трех лет первое время не нужны развивающие центры.

Даст Бог, шизофрении не будет, однако важно заранее подумать: готов ли я к тому, что мой ребенок, скорее всего, не станет вундеркиндом? Что на первых порах он будет отставать в развитии от сверстников, потому что долго был занят банальным выживанием, а не изучением цифр?

К тому, что он будет обычным ребенком и не будет хватать звезд с неба? Если вы настроены исключительно на будущие успехи в учебе и в спорте, вам стоит еще раз хорошо подумать, готовы ли вы взять ребенка в семью.

Адаптация будет непростой, причем ребенку в этом возрасте еще труднее, чем вам. Он как будто попал в космос: все вокруг новое, незнакомое. Облегчите ему привыкание: старайтесь не сердиться, больше улыбайтесь, покажите, что мир прекрасен. Постепенно малыш научится «зеркалить» вас: будет улыбаться и радоваться новым открытиям.

При этом не нужно таскать его на бесконечные развивающие занятия, потому что никто не научит его правильно называть цвета и формы лучше вас. Эмоциональное общение с мамой гораздо важнее для приемного ребенка этого возраста, чем групповые занятия с незнакомой тетей-педагогом.

Играйте дома: например, дайте малышу пальчиковые краски. Или мамины бусы. Или кружку с водой, тарелку с крупой и ложку. Пусть перебирает, перекладывает на здоровье, развивает мелкую моторику и концентрацию.

В целом 1—3 года — это прекрасный возраст для привыкания родителей и малыша друг к другу. Можно гулять в колясочке, вместе изучать мир, можно понемногу начинать ходить в гости. При этом старайтесь больше общаться с теми, кто позитивно настроен по отношению к вашему малышу, кто готов похвалить его и отметить успехи.

Если соседи, приятели или родственники проявляют непонимание, неделикатность и говорят вам что-то плохое о ребенке, старайтесь пока минимизировать такое общение. Вам и так сейчас непросто, зачем брать в голову пересуды?

В период адаптации чаще руководствуйтесь известным правилом безопасности в полете: сначала обеспечьте кислородной маской себя, а потом ребенка. Не нужно строить свою жизнь исключительно вокруг интересов вчерашнего сироты, старайтесь встроить его в семью, научить следовать общим правилам. К примеру, вы встаете не в 7, а в 9, и постепенно ребенок к этому привыкнет, ничего страшного в такой перестройке режима нет.

При этом жестко ломать привычки малыша не стоит. Многие дети из домов ребенка раскачиваются перед сном, успокаивая сами себя. Зрелище жутковатое, и приемные родители нередко пугаются, стараются как можно скорее отучить малыша от этих движений.

Не торопитесь, ведь благодаря этому раскачиванию он выжил. Ребенок сам постепенно отучится: поглаживайте его, ласково разговаривайте перед сном, рассказывайте сказки.

Адаптация дошкольников и младших школьников

Если вы берете в семью дошкольника, не торопитесь сразу готовить его к школе. Лучше дайте наиграться и пройти все этапы развития, иначе учеба не будет успешной.

infourok.ru

Читайте книги вместе с детьми.

Настройтесь на хорошее и вместе с ребенком наслаждайтесь прелестями детства. Читайте вместе сказки, ходите на детские спектакли, катайтесь в парке на велосипедах, посещайте центры Монтессори, по возможности путешествуйте.

Пластилин, детали от «Лего», краски — пусть ваша квартира превратится в сплошной творческий беспорядок. Да, будет много сломанного, изрисованного и помятого, будьте к этому готовы. Это хорошее, благодарное время для ребенка и родителей.

Прислушивайтесь не только к интересам ребенка, но и к своим собственным, ведь адаптация проходит у обеих сторон. Не любите паззлы, но любите читать? Читайте — увлекайте ребенка историями, чудесами и яркими иллюстрациями. Отсекайте то, что вам не нравится, старайтесь, чтобы в вашем общении с новоприобретенным сыном или дочерью было больше позитива.

Что касается школы, то для успешной адаптации ребенка важно понимать, что скорее всего в его развитии имеется двух-трехлетнее отставание. Возможно, есть смысл отдать в школу на год позже. За год вы привыкнете друг к другу, позанимаетесь, и первокласснику будет легче.

Кроме того, стоит поговорить с учителем и ввести его в курс дела, чтобы педагог с пониманием отнесся к ситуации. Помните: если слишком давить на ребенка, «ломать» его и требовать невозможного, могут развиться различные заболевания. Не переживайте слишком сильно: в конце концов, с первого по четвертый класс оценки не так важны.

Пробуйте заниматься в кружках — даже трудного ребенка наверняка что-то заинтересует. Футбол, гребля, бисероплетение, музыка, танцы, гимнастика, рисование — чем шире охват, тем больше шансов, что вы нащупаете ту сферу, в которой ребенок может почувствовать себя успешным.

Даже трудного ребенка что-то заинтересует. Предлагайте увлечения на выбор.

Что-то не получается? Старайтесь не накручивать себя. Общайтесь с другими приемными родителями: многие из них преодолевают те же сложности и могут помочь хорошим советом или рассказать о своем опыте.

Конечно, бывает, что мама устает и даже «выгорает». В такие моменты я рекомендую вспомнить, зачем вы взяли ребенка в семью, и постараться вернуться к своим мотивам.

Маленький ребенок не может «сломать» вашу жизнь. Скажите себе: «Я не настолько слаб (слаба), чтобы

В семью пришел подросток

Чтобы адаптация прошла успешно независимо от возраста ребенка, важно понимать, что каждый человек имеет право на жизнь и на счастье. Подросток — уже не совсем ребенок. Это ребенок, который становится взрослым, а потому ершистым и колючим.

Подростки с удовольствием займутся спортом.

В этом возрасте мама уже не принцесса, и подросток вполне может ответить ей грубовато или неделикатно: «Мне говоришь, что надо спортом заниматься, а сама толстая»; «Мне говоришь, что надо зубы чистить… Почему тогда у тебя зубы золотые? Не чистила?»

Подросток, попавший в новую семью, пройдет все стадии развития, которые не были им пройдены. Если в прошлой жизни он не наигрался, он будет играть: в машинки, в куклы. Поддержите такие игры. Скорее всего, эти этапы пройдут быстро, но они совершенно точно будут.

Так что не удивляйтесь, если ваше тринадцатилетнее чадо капризничает, как дошкольник, значит, проходит адаптация, и это хорошо. Бывает, что подросток просит приемную маму покормить его с ложечки — и это тоже нормально, значит, дело пошло и привязанность формируется. Дайте подростку отыграть все, чего у него не было, позвольте пройти с вами все стадии развития.

Бывает, приемные родители устают и испытывают разочарование. «Я ее взяла, а она такая дура», — говорит мне приемная мама. Ну и что, что дура, отвечаю я, на свете полно дур, и многие из них отлично живут. Вы же хотели ей помочь, вот и помогите. Не ждите чудес, а просто выполняйте свои обязанности: кормите, одевайте, разговаривайте, не бейте и не оскорбляйте.

Напишите на листе бумаги правила: как себя вести, что можно и чего нельзя делать в вашей семье, требуйте их соблюдения. Впрочем, где-то бывает нужно и уступить…

Чтобы не терять доверия подростка и веры в свои силы, не позволяйте посторонним говорить о ребенке плохо. Возможно, из-за этого ваш круг общения сузится — расширяйте его за счет других приемных семей. Там поймут ваши сложности.

Читать статью  Законные права ребёнка в семье и их защита

Адаптация: четыре стадии

1. «Медовый месяц». И ребенок, и приемные родители еще не вполне верят, что жизнь изменилась навсегда. Обе стороны стремятся вести себя как можно лучше.

2. Стадия агрессии. Уставшая приемная мама может сказать себе: «Что у меня в доме делают эти дети? Зачем я на это согласилась?»

Ребенок тоже может начать «козлить» — он все еще не верит, что это навсегда, и зачастую «проверяет» приемных родителей. Возможна и аутоагрессия. В этот период важно постоянство во всем: режим дня, понятные правила поведения, четкие границы.

3. Ребенок и родители постепенно подстраиваются друг под друга. Вспышки агрессии случаются реже. Родители и приемный ребенок учатся договариваться и соблюдать договоренности.

В этот период важно, чтобы совместно проведенное время было приятным. Положили в больницу? Конечно, хорошего мало, но ведь можно взять с собой любимую красную подушку, красивые кружки, интересные книжки — почитаем, поиграем, поговорим…

4. Принятие друг друга. Родители и ребенок нужны друг другу.

Может ли ребенок привыкнуть к приемной семье?

адаптация ребенка в приемной семье

Адаптация ребенка в приемной семье возможна. Этому поспособствуют приемные родители. Психология ребенка для непосвященного взрослого часто бывает тайной. А приемный ребенок – это малыш с другой планеты. Если вы взяли ребенка не в младенческом возрасте, то вы получите человечка с уже сформировавшимися привычками, навыками и желаниями, которые могут вас удивить, обрадовать или оттолкнуть. В последнем случае в вашей семье проблемы с ребенком начнут громоздиться одна на другую, и справиться с ними будет все трудней.

Адаптация ребенка в приемной семье

Процесс привыкания или адаптации малыша, попавшего в новую семью, психологи делят на три этапа, первый из которых длится обычно не больше двух-трех недель. Реагируют дети на смену обстановки по разному: одни бегают, задают массу разнообразных вопросов, ластятся к новым родителям, радуются игрушкам и собственной комнате. Другие, наоборот, в первые дни стараются спрятаться в укромный угол, переживают, если теряют из виду любимую игрушку, принесенную из детдома или приюта, боятся спать одни в комнате, могут даже тихонько плакать.

И в том, и в другом случае не стоит переживать, дети попали в совершенно непривычный для них мир, где новая мебель, новые люди, нет прежних знакомых воспитателей и друзей. Кроме того, малыши очень боятся неправильно себя повести, сделать что-то, что может не понравиться новой маме или папе, из-за чего их могут вернуть обратно в детдом.

Терпение, ласковые слова, спокойный и дружелюбный тон, новые игрушки, которые вы ему первое время можете дарить хоть каждый день, сделают свое дело. Ребенок быстро привыкнет к новой обстановке, и начнет проявлять свои привычки, предъявлять требования. В это время не стоит наказывать малыша за проступки, вполне возможно, что совершает он их от перевозбуждения, от обилия впечатлений.

Первые недели лучше взять отпуск, и провести его с ребенком, помогая ему преодолеть трудную ситуацию. Тем более что в детдоме он, скорее всего, нарисовал себе картинку свое семьи, где мама и папа рядом всегда, где он с ними гуляет, ходит по магазинам или в гости.

При знакомстве с кандидатами на усыновление из детдома есть такая возможность, как гостевой режим. Эта возможность позволит вам увидеть поведение ребенка в условиях вашей семьи.

Первые дни малыш может плакать по ночам, оставаясь один в комнате, и надо быть готовыми терпеливо и ласково успокаивать его, находиться с ним рядом, пока он не заснет или укладывать его в своей комнате.

Получая новую одежду, игрушки, ребенок может начать прятать свое имущество, не желая ни с кем им делиться. Ругать его за это нельзя. Лучше показать свое удивление и объяснить, что никто ничего отбирать у малыша не собирается.

Второй этап привыкания ребенка к семье – проявление характера малыша, его темперамента, обычно длится 2-4 месяца. В это время открываются пробелы в его образовании, недостаточность основных знаний и навыков, которые в этом возрасте есть у детей, выросших в семье. Очень велика вероятность эмоциональной неразвитости, особенно у детей, с младенчества не знавших ласки материнских рук. Таким малышам особенно необходимы постоянные проявления любви, нежности со стороны приемных родителей, они как бы добирают количество эмоций, недополученных в раннем детстве.

этапы адаптации ребенка в приемной семье

Привычки, приобретенные более старшими детьми в детдоме или бывшей семье, могут не совпадать с привычками новой семьи, поэтому возможно возникновение конфликтов, капризов и обид. Дети не желают выполнять обычные действия: не хотят самостоятельно одеваться, сопротивляются гигиеническим процедурам, отказываются есть приготовленные блюда.

В этот период большое значение имеют знания родителей о психологии детей этого возраста, которые помогут справиться с возникающими проблемами и помочь ребенку и родителям притереться друг к другу. Если знаний и навыков воспитания у родителей нет, то лучше получить консультацию психолога, который работает с приемными семьями.

Если родители справляются с ситуацией, ребенок все меньше капризничает, начинает чувствовать себя в новом доме более комфортно, у него изменяется выражение лица, малыш становится более открытым и доверчивым. Однако время от времени он еще вспоминает свою прежнюю жизнь, и вываливает воспоминания на головы родителям. Заострять внимание на них не стоит, как и расспрашивать ребенка. Постепенно это пройдет и наступит третий, последний этап привыкания.

Ребенок чувствует себя нужным и любимым, ему хорошо рядом с родителями, он полностью вошел в семью.

Этапы адаптации ребенка в приемной семье могут быть немного длиннее или короче в зависимости от возраста малыша, особенностей его личности.

Если же родителям не хватило умения, такта и терпения справиться с возникающими ситуациями, ребенок начинает проявлять агрессию, может замкнуться или, наоборот, стать навязчиво активным, вернуть прежние плохие привычки, чтобы защититься от того, что не устраивает его в отношениях с приемными родителями.

Проблемы адаптации ребенка в приемной семье

проблемы адаптации ребенка в приемной семье

Проблемы привыкания возникают по вине приемных родителей, из-за неумения или нежелания принять ребенка таким, какой он есть. Начиная ломать характер и привычки малыша наказаниями или принуждением, родители получают неожиданный для них отпор, выражающийся как в громких протестах, так и в отчуждении ребенка. Малыш совершает необъяснимые с точки зрения взрослых поступки, грубит, ворует, может начать курить.

Чем приемный ребенок старше, тем сложнее справиться родителям с отклонениями в поведении в этот период.

Неурядицы могут возникнуть в семье и с родным ребенком. К приемному ребенку следует привыкать прежде всего самим родителям, принимая его привычки, склонности, таланты и неудачи. Сложности могут и не возникнуть, если родители усвоят несколько правил:

  • не только они, но и новый член семьи имеет право на свои индивидуальные особенности характера и поведения;
  • многое зависит как от подготовленности родителей к воспитанию, так и готовности ребенка к жизни в незнакомых условиях;
  • необходимо получить как можно больше знаний о проблемах привыкания и психологии детей данного возраста;
  • не надо бояться обращаться за помощью к специалистам: педагогам, психологам; к родителям, прошедшим этапы адаптации вместе со своими приемными детьми;
  • ребенка нужно полюбить и принять его со всеми недостатками, иначе все ваши усилия ни к чему не приведут.

Как сохранить тайну усыновления

особенности адаптации ребенка в приемной семье

Родители, принимающие в свой дом чужого ребенка, часто хотят скрыть от него то, что его усыновили. Проще всего к моменту усыновления подготовить все для переезда в другой город, где их никто не знает, не встречаться с людьми, которые могут случайно или намеренно выдать тайну.

Когда берут малыша из дома малютки или из больницы в младенческом возрасте, мамы изображают беременность, ложатся в роддом и выходят оттуда уже с маленьким на руках. Этот путь самый надежный, особенно если об усыновлении не знают даже их родственники.

Но психологи все же рекомендуют рассказать ребенку правду о его происхождении, причем еще в малолетнем возрасте. Это можно сделать в виде сказки о двух мамах, одна из которых подарила жизнь, а другая – дом и любовь. Дети гораздо легче воспринимают такую весть от любимых родителей, они не начинают бояться потерять семью и не бросаются на поиски своих настоящих родственников, чувствуя себя любимыми и нужными.

Если же ребенок узнает об этом от доброжелательных тетенек или дяденек, для него это может стать довольно тяжелой травмой, в результате которой поведение и отношения с приемными родителями резко изменятся к худшему. Ребенок может убежать из дома, отправившись искать родную маму, предпринять попытки самоубийства, начать бродяжничать и т.д.

Адаптация ребенка в приемной семье – очень важный этап, который покажет, станет ли малыш для вас родным. Поэтому наберитесь терпения, запаситесь любовью, приготовьтесь уважать и ценить нового человека в вашей семье – и тогда вы получите любящего ребенка, а он – замечательных родителей.

Источник https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/trudnosti-adaptacii-priyomnogo-rebenka

Источник https://changeonelife.ru/articles/samoe-glavnoe-o-chety-reh-vozrastah-v-adaptatsii-priemnogo-rebenka/

Источник https://tvoiyapravda.ru/for-semya/priemnaja-semia/mozhet-li-rebenok-privyknut.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: