Особенности развития института семьи в современном мире
Семья – это важный социальный институт, под которым подразумевается малая социальная группа, основанная в результате брачного союза или наличия родственных отношений. Семья имеет свои правила, культуру общения, традиции. Члены семьи объединены общностью быта, рождением детей и их воспитанием.
Положение института семьи на современном этапе исторического развития переживает значительные изменения позитивного и негативного характера. Семья 21 века имеет мало общих с традиционной патриархальной семьей характеристик, и во многом продолжает формироваться под влиянием урбанизации, глобализации, индустриализации.
Институт семьи с его ценностями начал рассматриваться как нечто устаревшее и более неприменимое для реалий современности.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Во многом трансформации являются следствием нестабильной (часто критической) ситуации социального, экономического и политического порядков. Семья отображает проблемы и противоречия современного общества и в высокой степени зависит от закономерностей его развития.
Среди тенденций положения института семьи можно выделить следующие характерные направления:
- Развитие альтернативных и новых форм семьи, повсеместное распространение гражданских браков. Семья больше не подразумевает необходимости (как логического продолжения) вступления в брак или наличия детей (рожденных или усыновленных).
- Поздние браки и позднее рождение детей. Современные пары часто охотнее женятся в более зрелом возрасте, а средний возраст женщины, которая впервые рожает, составляет 29 лет.
- Смена половых ролей. Современная женщина – это личность, которая может себя реализовать не только в материнстве. Многие женщины имеют высшее образование, что повышает их авторитет в семье. Все чаще именно женщины принимают важные семейные решения. Они нередко становятся главой семьи с «согласия» мужчины. Обществом не порицаются холостяки и холостячки. Мужчины же все чаще не рассматриваются как добытчики и кормильцы. Распределение работы по дому и хозяйству осуществляется более равномерно. Нередко женщина зарабатывает больше мужа и содержит семью, имеет более престижную профессию.
- Разграничение супружества и родительства. Супружество больше не подразумевает необходимость рождения детей, а значит и институтов материнства и отцовства.
- Функционирование демократичных или эгалитарных семей с партнерским стилем взаимодействия. Это семьи нового типа, которые отличаются высоким уровнем культуры межличностного общения, демократизацией выбора, наличием прав каждого в семье (в т.ч. ребенка), предоставлением личного пространства, исключительным взаимоуважением и общением «на равных».
Актуализация проблемы развития
Среди проблемных аспектов развития современной семьи стоит выделить:
1. Снижение авторитета института семьи и брака. Все больше пары предпочитают сожительство вступлению в брачный союз. Последний не рассматривается как острая социальная необходимость, что усугубляется другой тенденцией – нежеланием заводить детей. Брак рассматривается как потенциальное угнетение личностного, карьерного и любого другого развития.
Повышение количества гражданских браков, однако, благотворно влияет на снижение статистики разводов. При этом брак заключается уже зрелыми людьми, нередко с пониманием всей ответственности.
2. Актуализация индивидуального подхода.
Большинство мужчин и женщин остро переживают за свою личностную реализацию, в том числе за построение успешной карьеры. Никто из партнеров современной семьи не готов уступать своими интересами ради рождения ребенка или построения брака.
Нынешняя семья – это пары, где партнеры прежде всего ориентированы на материальный и личностный интерес. Такой подход влияет на увеличение разводов, возрастание конфликтности в отношениях, отсутствие взаимопонимания.
3. Нарушение преемственности поколений, межродственных связей.
Культура общения между членами семьи снижается и отличается ослаблением внутрисемейных взаимодействий. Старшее поколение «оторвано» или «отчуждено» от младшего, часто не имеет авторитета в глазах последнего. Родители супругов, к примеру, могут рассматриваться как полностью отдельные от них семьи, которые имеют свои правила, культуру и т.д. Прерывается общение и передача опыта между поколениями.
4. Отсутствие стойкости семейных образований и ориентация на временность.
Пары в большинстве не ориентированы (по разным причинам) на длительные отношения, сомневаются или крайне не уверены в их долговечности и стабильности.
5. Снижение рождаемости.
Все больше пар отказываются от рождения детей, поскольку:
- не имеют финансовых возможностей;
- не могут решить жилищный вопрос;
- просто не хотят;
- или в силу других обстоятельств.
Пары не хотят заводить детей, чтобы иметь больше возможностей реализоваться, владеть финансовыми ресурсами для саморазвития. Особенно ситуация усугубляется повышением количества абортов и нередко отказами от ребенка. Снижение объема рождаемости отражается на демографической картине, приводя к ухудшению воспроизводства населения, что влияет на экономическую ситуацию в стране и ее будущее.
6. Снижение уровня жизни современной семьи в экономическом плане.
Полноценное развитие и воспитание детей в современных условиях становится более сложным. Полноценная семья с детьми часто рассматривается как экономически недоступная роскошь, а не социальная потребность.
Негативные изменения в структуре семьи
Нынешняя структура семьи переживает существенные сложности, которые отражаются на социально-экономической стабильности страны, где нарушены стратификационные процессы.
Во многом нынешнее положение структуры семьи является последствием потрясений 90-х годов и соответствующей нестабильностью, при которой была высокая смертность, снижение количества браков, увеличение гражданских союзов, большое количество абортов.
Среди негативных изменений структуры стоит выделить:
1. Увеличение количества нуклеарных семей.
Нуклеарная семья – это семья с небольшим количеством членов (муж, жена, один или два ребенка), которая отличается простотой структуры, где семейно-родственные связи ограничены, а принципы организации внутрисемейной жизни более демократичны.
На 2010 год России около 29% семей являлось нуклеарными, и количество таких семей растет с каждым годом. При этом данная тенденция имеет и позитивную сторону – пары, живя отдельно, учатся самостоятельности, поиску взаимопонимания и уважения друг к другу.
2. Увеличение количества разводов.
3. Бездетность и малодетность семей.
4. Выбор пар в пользу фактического брака и сожительства.
Гражданский брак рассматривается как «подготовка» к будущему замужеству или как нежелание вступать в брак. При этом около 76% незарегистрированных браков в России позже знаменуются бракосочетанием.
5. Возрастание неполных семей, особенно материнских, а также внебрачной рождаемости.
Многие женщины рожают, будучи не в браке, или же оказываются с ребенком на руках после развода. Они становятся матерями-одиночками. Неполные семьи также являются результатом высокой смертности мужчин в еще трудоспособном возрасте.
6. Женщина, перенимая на себя мужские роли, не может реализовать себя как мать и как полноценный родитель.
7. Возрастание числа неблагополучных семей.
Как обстоит дело в России и остальном мире
Тенденции развития семьи в России и мире довольно схожи. Во всем мире наблюдается увеличение разводов, поздние браки либо же нежелание вступать в брак как таковой, малодетность или бездетность вовсе. Для запада более популярным является движение «чайлд фри», в то время как в России оно только набирает обороты.
Во многих странах развиваются нетипичные семейные структуры в форме виртуальных браков, гостевых браков, однополых. Для западных стран характерно восприятие семьи в более широких рамках: это могут быть даже друзья, которые живут вместе.
В России также активно развиваются новые формы сожительства и брака, однако в небольших городах (провинции) это развитие осуществляется менее интенсивно. В России пока еще остаются актуальными авторитарные модели семьи во главе с отцом или матерью, которые всецело контролируют жизнь детей и их развитие.
Российская женщина все еще рассматривается в рамках необходимости выполнения ею своей материнской роли. Потому она, будучи все же довольно эмансипированной, нередко вынуждена одновременно «разрываться» между семьей и построением карьеры.
Анализ статистики показывает, что число браков и разводов в России значительно выше, нежели в других странах Европы. Снижение количества браков в Европе и России по сравнению со второй половиной ХХ столетия почти равно – около 40%.
Рождение вне брака в России за последние 15 лет сокращается, в то время как в Европе и многих других развитых или развивающихся странах (США, Австралия, Мексика, Чили и др.) количество рожденных вне брака растет. На 2017 год в Европе оно составляло около 43% от всех родившихся, в России – 21%. Больше всего внебрачных детей в 2017 году было рождено в российской Республике Тыве – 63,3% от всех рожденных детей региона.
Средний возраст матери при рождении младенца в России повысился за последние 15 лет с 19 до 29 лет (приблизительно как в Чехии, Франции, Хорватии, Бельгии). В то время как в США средний возраст матери – 26.6 лет. Самый высокий средний возраст матери на 2016 год в мире – 31.4 года в Южной Кореи.
Число абортов в России является средним по Европе (раньше было одним из самых высоких) и по отношению к бывшим республикам СССР – 520 тыс. на 2019 год, хотя общее количество все еще спадает по отношению к предыдущим годам.
В целом тенденции развития семьи в России довольно негативны. Некоторые социологи в результате анализа нынешнего положения приходят к катастрофическим выводам.
Возрастание количества браков среди 25-29 летних в России в 2019 году рассматривают как отголоски последнего советского беби-бума. Социологи делают негативные прогнозы относительно браков на следующие десятилетия, где количество зрелых мужчин и женщин сократится, экономическая ситуация продолжит ухудшаться, и еще больше возрастет нагрузка на каждого гражданина.
Как обстоят дела с воспитательным потенциалом
Воспитание ребенка – это формирование личности самого ребенка и трансформация себя как родителя. Это два взаимосвязанных процесса. Умение воспитывать напрямую связано с самовоспитанием и уровнем большой ответственности, наличием жизненного опыта и знаний.
Первичная социализация происходит именно в семье, а нарушение механизмов воспитания может повлечь за собой формирование деструктивных паттернов поведения у ребенка, возрастание агрессивности.
Воспитательный потенциал современной семьи является довольно противоречивым по своим характеристикам. Воспитательная функция семьи пребывает в упадке и затруднении своей реализации. Основной проблемой можно считать снижение общей педагогической культуры родителей. Под влиянием негативных тенденций развития семьи появляются такие особенности воспитания:
Разрушение института семьи: причины и последствия
В некоторых странах идёт планомерное разрушение института семьи. Давайте разберём почему так происходит и к каким последствиям это может привести!
Что такое институт семьи?
Под институтом семьи обычно понимаются нормы, обычаи и правила общества как общеизвестные, так и закреплённые законодательно, которые нормируют поведение человека в семейных отношениях, во взаимоотношениях родителей и детей, отношениях между полами, а также иные родственные отношения. Также в это понятие обычно входят нормы воспитания детей.
Разрушение института семьи
В некоторых странах идёт планомерное и целевое разрушение института семьи, а именно обычаев, норм и правил, которые существовали в обществе на протяжении веков. Данное разрушение проявляется в отрицании устоявшихся норм и навязывании различными способами обществу иных, не естественных для него правил поведения в воспитании детей, в отношениях между полами и других связанных областях.
Навязывание происходит через социальную политику государства, общественные средства массовой информации, различные некоммерческие структуры и фонды, а также за счёт принятия новых регулирующих в этих областях законов.
Результатом этой планомерной работы становится смещение понимания общества того, как нужно воспитывать детей и выстраивать отношения с противоположным полом, из традиционного понимания, выверенного веками, в новое навязываемое.
Причины разрушения института семьи
Планомерное разрушение института семьи в некоторых странах является естественным явлением, проистекающим из целей правящей элиты. Но для того, чтобы это обосновать, давайте поговорим о том, чем институт семьи может мешать государству или определённой правящей группе.
Дело в том, что влияние государства и политической элиты, а также иных влиятельных групп, на общество сильно ограничено, поскольку каждый член общества является носителем определённого понимания того, что такое хорошо и плохо, как правильно поступать, а как неверно. И любая попытка управлять обществом через навязывание ему определённых установок будет неизбежно сталкиваться с этим пониманием людей и их суждениями. И если установки, которые исходят от элит, будут разительно отличаться от понимания общества в том или ином вопросе, то подобные установки наткнутся на сильное противодействие со стороны людей и в большинстве своём приняты не будут.
Единственный путь для проведения любых своих решений не вызывая при этом сопротивления общества – это научиться управлять общественным мнением и теми нормами, которые приняты в обществе. Конечно, крайне эффективным способом управления является управление через средства массовой информации, но их влияние ограничено. Посредством влияния СМИ невозможно повлиять на базовые установки общества и внушить ему то, что кардинально не соответствует представлениям общества.
Чтобы иметь возможность управлять человеком с самого его базового уровня, необходимо управлять его воспитанием с самого детства. То есть с самого действа обучать и воспитывать ребёнка, исходя из того, что нужно вложить ему в голову, какие нормы морали привить, и какие оценки «хорошего» и «плохого» вложить. И без разрушения института семьи этого добиться невозможно.
Как следствие, разрушение института семьи является крайне желательным для тех государств, которые тяготеют к тоталитаризму (даже и за фасадом демократии), поскольку установить полный контроль над человеком без воспитания его с самого действа, с вложением в его голову нужных понятий и установок, невозможно. А для того, чтобы государство могло напрямую принимать участие в воспитании ребёнка, необходимо отнять у родителей моральное и законодательное право на это. Для этого нужно либо законодательно ограничить возможности родителей в воспитании, либо законодательно обязать их воспитывать, согласно определенным решениям, прописанным в законах, а в случае неповиновения родителя – забирать детей или иначе наказывать родителей. Подобную практику можно увидеть во многих государствах Европы.
Чем сильнее родитель будет ограничен в своём праве воспитывать своего ребёнка по своему усмотрению, тем большую роль в этом процессе будет занимать государство, а также иные аффилированные с ним организации, политические, религиозные и идеологические течения.
Роль института семьи в обществе
В традиционном обществе воспитанием детей заведуют родители. Именно родители обладают правом и обязанностью воспитывать своих детей по своему усмотрению. А чему родители учат своих детей? Тому, чему их научили их родители! И этот процесс уходит очень далеко в прошлое: знания, опыт, работающие понятия передаются от поколения к поколению, от родителей своим детям!
Родителя очень любят своих детей и желают им добра, поэтому они хотят научить их тому, что будет им действительно полезно, что сделает их сильнее, научит их выживать в этом мире и достигать своих целей. Родитель передаёт своему ребёнку только то, что он либо получил от своих родителей, либо то, что он сам испытал в свой жизни – свой опыт.
Этот процесс, построенный на передаче реального опыта от родителя к ребёнку, приводит к тому, что на протяжении веков происходит постоянная отбраковка неработающих идей и опыта, а опыт и знания, которые эффективны и работают, передаются подрастающему поколению. То воспитания, которое мы получили, те общественные нормы и правила, которые нас окружают, вырабатывались тысячелетиями посредством естественного отбора и до нас дошли только самые лучшие и эффективные решения, подходы, идеи и опыт. А мы в свою очередь также обогащаем этот фонд своим опытом и передаём его своим детям.
Таким образом происходит эволюция общества в области его норм, правил, поведения, реакций. На каждом новом шаге (поколении) передающаяся новому поколению информация становится более актуальной, работающей и эффективной для выживания, развития и решения задач.
Последствия разрушения института семьи
Как уже было сказано, институт семьи является механизмом эволюции общества, поскольку отбраковывает нерезультативные, опасные и неэффективные идеи, нормы, оценки и опыт, сохраняя только то, что действительно работает на выживание и развитие.
Разрушение этого механизма передачи опыта приведёт к крайне разрушительным последствиям для народа и государства, которое данный народ сформировал. Дело в том, что культура общества, его обычаи, нормы и привычки от самых глобальных до незначительных, всё это прошло длительный путь естественного отбора и доказало свою эффективность для выживания и развития. Если этот механизм разрушить, а все наработки, сформированные на этом тысячелетнем пути, выбросить на помойку истории, то способность общества к выживанию, за счёт отработанных и доказавших свою результативность реакций и поступков, будет обнулена.
Это будет подобно тому, как человеку стереть память. Ему снова придётся учиться с нуля. Он не будет знать, что в огонь не стоит засовывать руку, поскольку можно обжечься, что падать с высоты больно и опасно для жизни. Всё это станет для него неизвестным, как и всё остальное. За счёт этого способность данного человека к выживанию будет крайне снижена, и если он выживет, то будет отброшен на десятки лет назад в своём развитии и опыте, и ему придётся проходить всю эту дорогу повторно: снова обжигаться, падать, учиться говорить, учиться противостоят обману и ещё мириадам других знаний.
С обществом также, стерев ему память за счёт разрушения механизма её передачи от родителя к ребёнку, общество потеряет те привычки и знания, которые порою даже не видны и не очевидны, но постоянно оберегают общество от серьёзных ошибок, которые в лучшем случае могут сильно ухудшить его положение, а в худшем –.поставить его на грань вымирания.
Заключение
Поэтому разрушение института семьи является крайне губительным для выживания общества. Это обнулит память общества и отбросит его на века назад в области общественной «мудрости», что неизбежно приведёт к тому, что общество начнёт совершать ошибку за ошибкой, от которых его ранее его оберегал передаваемый из поколения в поколение опыт.
Любое общество, которое таким образом сотрёт свою память десятков поколений, во-первых, встанет на грань вымирание, вследствие того, что начнёт совершать ошибку за ошибку, а во-вторых, начнёт проигрывать конкурентную борьбу тем обществам, которые сохранят свою память и социальную «мудрость», и продолжат передавать её из поколения в поколение.
Разрушение института семьи: причины и последствия
В некоторых странах идёт планомерное разрушение института семьи. Давайте разберём почему так происходит и к каким последствиям это может привести!
Что такое институт семьи?
Под институтом семьи обычно понимаются нормы, обычаи и правила общества как общеизвестные, так и закреплённые законодательно, которые нормируют поведение человека в семейных отношениях, во взаимоотношениях родителей и детей, отношениях между полами, а также иные родственные отношения. Также в это понятие обычно входят нормы воспитания детей.
Разрушение института семьи
В некоторых странах идёт планомерное и целевое разрушение института семьи, а именно обычаев, норм и правил, которые существовали в обществе на протяжении веков. Данное разрушение проявляется в отрицании устоявшихся норм и навязывании различными способами обществу иных, не естественных для него правил поведения в воспитании детей, в отношениях между полами и других связанных областях.
Навязывание происходит через социальную политику государства, общественные средства массовой информации, различные некоммерческие структуры и фонды, а также за счёт принятия новых регулирующих в этих областях законов.
Результатом этой планомерной работы становится смещение понимания общества того, как нужно воспитывать детей и выстраивать отношения с противоположным полом, из традиционного понимания, выверенного веками, в новое навязываемое.
Причины разрушения института семьи
Планомерное разрушение института семьи в некоторых странах является естественным явлением, проистекающим из целей правящей элиты. Но для того, чтобы это обосновать, давайте поговорим о том, чем институт семьи может мешать государству или определённой правящей группе.
Дело в том, что влияние государства и политической элиты, а также иных влиятельных групп, на общество сильно ограничено, поскольку каждый член общества является носителем определённого понимания того, что такое хорошо и плохо, как правильно поступать, а как неверно. И любая попытка управлять обществом через навязывание ему определённых установок будет неизбежно сталкиваться с этим пониманием людей и их суждениями. И если установки, которые исходят от элит, будут разительно отличаться от понимания общества в том или ином вопросе, то подобные установки наткнутся на сильное противодействие со стороны людей и в большинстве своём приняты не будут.
Единственный путь для проведения любых своих решений не вызывая при этом сопротивления общества – это научиться управлять общественным мнением и теми нормами, которые приняты в обществе. Конечно, крайне эффективным способом управления является управление через средства массовой информации, но их влияние ограничено. Посредством влияния СМИ невозможно повлиять на базовые установки общества и внушить ему то, что кардинально не соответствует представлениям общества.
Чтобы иметь возможность управлять человеком с самого его базового уровня, необходимо управлять его воспитанием с самого детства. То есть с самого действа обучать и воспитывать ребёнка, исходя из того, что нужно вложить ему в голову, какие нормы морали привить, и какие оценки «хорошего» и «плохого» вложить. И без разрушения института семьи этого добиться невозможно.
Как следствие, разрушение института семьи является крайне желательным для тех государств, которые тяготеют к тоталитаризму (даже и за фасадом демократии), поскольку установить полный контроль над человеком без воспитания его с самого действа, с вложением в его голову нужных понятий и установок, невозможно. А для того, чтобы государство могло напрямую принимать участие в воспитании ребёнка, необходимо отнять у родителей моральное и законодательное право на это. Для этого нужно либо законодательно ограничить возможности родителей в воспитании, либо законодательно обязать их воспитывать, согласно определенным решениям, прописанным в законах, а в случае неповиновения родителя – забирать детей или иначе наказывать родителей. Подобную практику можно увидеть во многих государствах Европы.
Чем сильнее родитель будет ограничен в своём праве воспитывать своего ребёнка по своему усмотрению, тем большую роль в этом процессе будет занимать государство, а также иные аффилированные с ним организации, политические, религиозные и идеологические течения.
Роль института семьи в обществе
В традиционном обществе воспитанием детей заведуют родители. Именно родители обладают правом и обязанностью воспитывать своих детей по своему усмотрению. А чему родители учат своих детей? Тому, чему их научили их родители! И этот процесс уходит очень далеко в прошлое: знания, опыт, работающие понятия передаются от поколения к поколению, от родителей своим детям!
Родителя очень любят своих детей и желают им добра, поэтому они хотят научить их тому, что будет им действительно полезно, что сделает их сильнее, научит их выживать в этом мире и достигать своих целей. Родитель передаёт своему ребёнку только то, что он либо получил от своих родителей, либо то, что он сам испытал в свой жизни – свой опыт.
Этот процесс, построенный на передаче реального опыта от родителя к ребёнку, приводит к тому, что на протяжении веков происходит постоянная отбраковка неработающих идей и опыта, а опыт и знания, которые эффективны и работают, передаются подрастающему поколению. То воспитания, которое мы получили, те общественные нормы и правила, которые нас окружают, вырабатывались тысячелетиями посредством естественного отбора и до нас дошли только самые лучшие и эффективные решения, подходы, идеи и опыт. А мы в свою очередь также обогащаем этот фонд своим опытом и передаём его своим детям.
Таким образом происходит эволюция общества в области его норм, правил, поведения, реакций. На каждом новом шаге (поколении) передающаяся новому поколению информация становится более актуальной, работающей и эффективной для выживания, развития и решения задач.
Последствия разрушения института семьи
Как уже было сказано, институт семьи является механизмом эволюции общества, поскольку отбраковывает нерезультативные, опасные и неэффективные идеи, нормы, оценки и опыт, сохраняя только то, что действительно работает на выживание и развитие.
Разрушение этого механизма передачи опыта приведёт к крайне разрушительным последствиям для народа и государства, которое данный народ сформировал. Дело в том, что культура общества, его обычаи, нормы и привычки от самых глобальных до незначительных, всё это прошло длительный путь естественного отбора и доказало свою эффективность для выживания и развития. Если этот механизм разрушить, а все наработки, сформированные на этом тысячелетнем пути, выбросить на помойку истории, то способность общества к выживанию, за счёт отработанных и доказавших свою результативность реакций и поступков, будет обнулена.
Это будет подобно тому, как человеку стереть память. Ему снова придётся учиться с нуля. Он не будет знать, что в огонь не стоит засовывать руку, поскольку можно обжечься, что падать с высоты больно и опасно для жизни. Всё это станет для него неизвестным, как и всё остальное. За счёт этого способность данного человека к выживанию будет крайне снижена, и если он выживет, то будет отброшен на десятки лет назад в своём развитии и опыте, и ему придётся проходить всю эту дорогу повторно: снова обжигаться, падать, учиться говорить, учиться противостоят обману и ещё мириадам других знаний.
С обществом также, стерев ему память за счёт разрушения механизма её передачи от родителя к ребёнку, общество потеряет те привычки и знания, которые порою даже не видны и не очевидны, но постоянно оберегают общество от серьёзных ошибок, которые в лучшем случае могут сильно ухудшить его положение, а в худшем –.поставить его на грань вымирания.
Заключение
Поэтому разрушение института семьи является крайне губительным для выживания общества. Это обнулит память общества и отбросит его на века назад в области общественной «мудрости», что неизбежно приведёт к тому, что общество начнёт совершать ошибку за ошибкой, от которых его ранее его оберегал передаваемый из поколения в поколение опыт.
Любое общество, которое таким образом сотрёт свою память десятков поколений, во-первых, встанет на грань вымирание, вследствие того, что начнёт совершать ошибку за ошибку, а во-вторых, начнёт проигрывать конкурентную борьбу тем обществам, которые сохранят свою память и социальную «мудрость», и продолжат передавать её из поколения в поколение.
Источник https://wiki.fenix.help/sociologiya/tendentsii-razvitiya-sovremennoy-semi
Источник https://ontet.ru/zhurnal/kategorii/sotsiologiya/razrushenie-instituta-semi-prichiny-i-posledstviya
Источник https://ontet.ru/zhurnal/kategorii/sotsiologiya/razrushenie-instituta-semi-prichiny-i-posledstviya