Профессиональная деятельность как условие творческого саморазвития

Содержание статьи

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
материал

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью изучения нацеленности будущего специалиста на профессиональное саморазвитие.

В условиях модернизации образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией.

Система образования должна быть ориентирована на будущее. Образовательные институты ориентируются на изменения в обществе, что предполагает не только изменения форм организации обучения, но и изменение содержания образования, что зависит от конкретного педагога.

Это требует от учителя способности изменять формы и методы, структуру и содержание программы учебного материала, индивидуализированные образовательные программы, разработку интегративного курса. Основа готовности к этому — развитие самостоятельности, творческой инициативы учителя. Разнообразные типы учебных заведений создают ситуацию самоопределения, в которой он должен ответить на вопрос: «Что для него есть проф. ценность?», «Что для него есть ориентир его деятельности?»

Многие педагоги сегодня чувствуют себя нереализованными личностями. В педагогической деятельности, достаточное место отводится личности педагога и ее развитию. Могут быть рассогласования личностного и профессионального конфликта личности и его проф. деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
moya_issledovatelskaya_rabota.doc 124 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Раздел I. Научный анализ процесса саморазвития …………………………. 5

1.1. История становления проблемы процесса саморазвития.. .. ………….…5

1.2. Современный период саморазвития общества……………………………7

Раздел II. Теоретико-методологические аспекты профессионального саморазвития будущих педагогов …………………………………………….10

2.1. Теории профессионального развития…………………………………….10

2.3. Теория профессионального развития Д. Съюпера………………………12

2.4. Теория профессионального выбора………………………………………13

Раздел III. Оценка и условия эффективности профессионального саморазвития педагогов ………………………………………………………..16

3.1. Критерии эффективности процесса саморазвития педагога…………….16

3.2. Внешние условия подготовки к профессиональному саморазвитию..….19

3.3.Внутренние условия подготовки к профессиональному саморазвитию…21

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью изучения нацеленности будущего специалиста на профессиональное саморазвитие.

В условиях модернизации образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией.

Система образования должна быть ориентирована на будущее. Образовательные институты ориентируются на изменения в обществе, что предполагает не только изменения форм организации обучения, но и изменение содержания образования, что зависит от конкретного педагога.

Это требует от учителя способности изменять формы и методы, структуру и содержание программы учебного материала, индивидуализированные образовательные программы, разработку интегративного курса. Основа готовности к этому — развитие самостоятельности, творческой инициативы учителя. Разнообразные типы учебных заведений создают ситуацию самоопределения, в которой он должен ответить на вопрос: «Что для него есть проф. ценность?», «Что для него есть ориентир его деятельности?»

Многие педагоги сегодня чувствуют себя нереализованными личностями. В педагогической деятельности, достаточное место отводится личности педагога и ее развитию. Могут быть рассогласования личностного и профессионального конфликта личности и его проф. деятельности.

Целью данной выпускной работы является изучение педагогических условий, обеспечивающие эффективность профессионального саморазвития педагога в процессе освоения исследовательской функции.

~проанализировать проблему профессионального саморазвития педагога на основе изучения теоретической литературы;

~установить взаимообусловленные связи между уровнем профессионального саморазвития педагога и уровнем владения исследовательскими навыками и умениями;

~выявить сущность процесса саморазвития

~проследить путь профессионального саморазвития педагога

~анализ причин и проблем профессионального развития

Для решения поставленных мною задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме. В основу написания работы положен принцип изучения и обобщения фактического материала.

Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность выпускной работы, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме выпускной работы, определены цель, сформулированы задачи, методология и методы исследования, показаны практическая значимость работы.

В первом разделе «НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ» рассмотрена история становления процесса саморазвития, и современный период саморазвития общества.

Во втором разделе «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ» изучены теории профессионального развития, такие как: сценарная теория, теория профессионального развития Д.Съюпера, теория профессионального выбора.

В третьем разделе «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА» изучены внешние и внутренние условия подготовки к профессиональному саморазвитию.

В заключении подведены общие итоги работы, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Раздел I. НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ

  1. История становления проблемы процесса саморазвития

Выявляя сущность процесса саморазвития, обратимся к истории становления этой проблемы. Одно из ранних упоминаний о проявлении саморазвития принадлежит Гераклиту («Я исследую самого себя»), затем мы находим его у Сократа, который вслед за Дельфийским Оракулом призывал своих учеников познавать самих себя. Обращенность к внутреннему миру и широкое пользование самооценкой встречаются у Марка Аврелия и Плотина («обращение души на себя»), а позже и у Августина (рубеж IV-V вв.), который рассматривает самопознание и самоопределение как духовное подвижничество. Это были первые подступы к пониманию саморазвития.

Решающий шаг в активном изучении и реализации идеи саморазвития был сделан в эпоху Просвещения, деятели которого (К. А. Гельвеций,
И. Г. Гердер, Ж.-Ж. Руссо), способствовали, прежде всего, утверждению взглядов на сознание (мышление и чувства) как на выражение самовоспитания и самообразования. Идеология того времени определила контуры новой модели культурного человека и субъективного содержания гуманистического образования. Она в целом много сделала для изучения его саморазвития, например, А. Гумбольдт указывал на самовоспитание как продолжение естественного развития человека, а Сен-Симон говорил: «Изучая самого себя, я изучаю одновременно всех людей».

Широкая культурная и нравственная контекстность саморазвития личности — это основная гуманистическая идея И. Канта. Она определила направление дальнейших поисков в философии образования. Г. Гегель в «Философии права» говорит о саморазвитии человека как «переработке» себя в процессе культуры. Антропологические и гуманистические идеи И. Канта нашли дальнейшее развитие в работах Л. Фейербаха, в частности, в его «Этике», которая вся направлена на самость, восприятие самого себя, познание других через «Я».

Фактически все философы вносят в решение вопроса саморазвития свою лепту. В учении И. Фихте «самость» — это самодвижение мысли,
а «Я» — это основная предпосылка активности. Г. Спенсер называет отношение к себе одним из главных типов отношений и включает в него заглядывающее внутрь себя сознание и переживание субъектом отношений к себе и среде. В. Дильтей говорит о самовыявлении как основной форме саморазвития Э. Шпрингер — об открытии своего «Я» М. Вебер находит в свободе и самоопределении личности высшее достижение сознания.

Начиная с последней трети XIX в. исследования саморазвития охватывают многие отрасли гуманитарного знания, переносятся в сферу социальной психологии, социальной, культурной и философской антропологии. Возникают направления и школы, целиком ориентированные на проблематику саморазвития, например персонализм или экзистенциализм Серен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976), Жан-Поль Сартр (1905-1980).Философская точка зрения экзистенциалистов состоит в том, что каждый человек ответственен за свою жизнь. Акцент делается на человеке как на «сущем-в-мире».

В русской философии складывались свои самобытные традиции рассмотрения свободы и саморазвития личности. Был интерес к этим проблемам, стимулирующийся общим вниманием общественного сознания
к индивидуальности, внутреннему миру, возникшим на рубеже XIX-XX вв.

Отчасти это объяснялось активизацией роли сознания и самосознания
в сложных социально-культурных процессах, особенно тех, которые связаны с усилением эффекта отчуждения личности, потерей самости и утратой свободы в условиях обострения противоречий накануне революции 1917 г. Предреволюционная ситуация порождала и ожидания, и предчувствия катастрофизма. Идея свободы одним виделась как естественный путь развития (Н. А. Бердяев), другим (В. В. Розанов) — «разрушение миров». В то время впервые заговорили о «самостроительстве» личности, о ее «самосозидании» как ядре развития. Так, Н. А. Бердяев подчеркивает: «Моя личность не есть готовая реальность, я созидаю свою личность, созидаю и тогда, когда познаю себя; я есть, прежде всего, акт» Философ считает, что общение — это средство объединения людей, что дает им смысл для саморазвития. Большим злом он считает самоизоляцию человека от общения или не полноту, а закрытость общения, что снижает возможности его самосовершенствования. Именно поэтому всякое людское сообщество, в том числе педагогическое, создавая возможности для глубокого общения и единения людей, является существеннейшим актом их саморазвития. После Октябрьской революции последовало невнимание теоретиков педагогики к проблемам саморазвития личности. Западная философия и психология в то же время много сделали для углубления исследований в этой области и для перевода их на прагматический уровень — в прикладную психологию и практическую педагогику.

Сегодня отечественная философия, образованная вновь, поднимает проблемы свободного саморазвития личности, пытаясь осмыслить их как магистральный путь в возрождении разнообразия и высокого качества образования

  1. Современный период саморазвития общества

На уровне актов об образовании начала XXI века признается острейшая потребность государства в творческих личностях с высоким уровнем инновационной культуры. Интеграция нашей страны в мировое экономическое и культурное пространство, планетарные экологические проблемы, межэтнические военные конфликты выдвигают первостепенную задачу — воспитание общей инновационной культуры специалиста, представляющей гармонию знаний, мышления, чувств, поведения и деятельности. Ядром такой культуры является духовность как высшая ступень интеллектуально-нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежат потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию и самоактуализации.

Образовательная цель современной подготовки таких специалистов требует, чтобы процессы самоактуализации получали, прежде всего, личностную мотивационную опору. Однако изучение состояния этой проблемы в педагогической теории и практике позволяет констатировать недостаточную ее разработанность как самостоятельной области исследования.

В последнее время появились научные труды, в которых разрабатываются проблемы профессиональной самоактуализации. Ученые изучают устойчивые интегральные личностные особенности, которые регулируют деятельность личности (В.А. Сластенин, А.К. Маркова), раскрывают общие механизмы воздействия индивидуальных особенностей личности на деятельность (В.С. Мерлин, В.А. Ядов).

Несмотря на имеющиеся научные наработки по этой проблеме, самой идее профессионального саморазвития личности посвящены единичные исследования (Е.В. Андриенко), а педагогическая поддержка самоактуализационных основ личности в образовательном пространстве вуза пока еще не стала предметом специальных исследований.

Поэтому чрезвычайно важным представляется психолого-педагогическое осмысление сущности и механизма саморазвития будущего специалиста в условиях обучения в высшей школе. Необходимо смоделировать и процесс педагогической поддержки самоактуализационных основ личности в условиях высшего профессионального образования.

Под саморазвитием личности мы понимаем ее стремление к раскрытию и осознанию своих профессионально значимых личностных особенностей, адекватному и активному их использованию в учебно-профессиональной деятельности.

Самодвижение, саморазвитие, самоактуализация свойственны любым открытым самоорганизующимся системам. Понимая самоактуализацию личности как адекватный для человека, наделенного сознанием, способ саморазвития, мы считаем ее имманентным, инвариантным признаком, присущим всей природе, а не только природе человека. Но полагаем при этом, что существует культурно-исторический диапазон, внутри которого имеет место переход от саморазвития как сопутствующего явления, как компонента любого взаимодействия системы с окружением, к саморазвитию как осознанному способу существования личности. Только в этом случае развитие начинает определять образ жизни личности, а многомерный мир человека выступает в своих ценностных координатах как пространство для саморазвития.

Для нашего понимания важно, что такое педагогическое пространство предоставляет личностно ориентированное образование. При этом целью его является не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления личностью своих способностей и ее инновационного развития в процессе обучения в высшей школе.

Саморазвитие личности в процессе вузовского обучения содержит в себе единство объективного и субъективного, спонтанного и управляемого. Оно может осуществляться как спонтанный процесс: обучающийся реализует свои возможности, не думая об этом и не осознавая самого процесса. Но это и управляемый процесс, представляющий собой единство целенаправленного педагогического руководства (помощи) и саморазвития будущих специалистов. Управление реализуется совокупностью разнообразных действий, определяющих реализацию той или иной педагогической функции.

Раздел II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

2.1. Теории профессионального развития

Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места.

Рассмотрим некоторые направления, теории профессионального развития личности, в которых обсуждается сущность и детерминация профессиональных выборов и достижений.

Психодинамическое направление, имея своей теоретической основой работы З.Фрейда, обращается к решению вопросов детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания определяющего влияния на всю последующую судьбу человека его раннего детского опыта. Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение человека объясняются как обусловленные рядом факторов: 1) структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; 2) опытом ранней детской сексуальности; 3) сублимацией как общественно полезного смещения энергии основных влечений человека и как процесса защиты от заболеваний из-за фрустрации основных потребностей; 4) проявлением комплекса маскулинности (З.Фрейд, К. Хорни), «зависти к материнству» (К.Хорни), комплекса неполноценности (А.Адлер).

2.2. Сценарная теория

Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х гг. американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве.

В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни. В важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение человека.

Для того, чтобы «хорошие» карьерные сценарии действительно имели место, необходимо выполнение ряда условий: родители желают передать, а ребенок готов, предрасположен к принятию этого сценария; у ребенка должны быть развиты соответствующие сценарию способности и не противоречащие содержанию сценария жизненные события; оба родителя должны иметь собственные сценарии «победителей» (т.е. их собственные сценарии и антисценарии совпадают).

В структурном разделе сценарной теории дается объяснение содержанию профессиональных выборов в связи со строением личности субъекта и доминированием одного из состояний «Я» (Родителя, Взрослого, Ребенка). Для некоторых людей доминирующее состояние «Я» становится «главной характеристикой их профессии: священники — в основном Родители; диагносты — Взрослые; клоуны — Дети». Личность, ведущая себя как догматический Родитель — напряженно работающий и обладающий чувством долга человек, осуждающий, критикующий других и манипулирующий другими, как правило, выбирает профессии, связанные с реализацией власти над другими людьми (военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, священнослужители). Личность, ведущая себя как постоянный Взрослый, беспристрастна, сосредоточена на фактах и логике, стремится обработать и классифицировать информацию в соответствии с предыдущим опытом. Такие личности выбирают профессии, где не надо иметь дело с людьми, где ценится абстрактное мышление (экономика, вычислительная техника, химия, физика, математика).

2.3. Теория профессионального развития Д. Съюпера

Концепция профессионального развития Д. Съюпера — генетическая теория. Съюпер основывался на представлениях Ш. Бюлер о жизненном пути. Им даются описания следующих стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами:

— стадия «пробуждения», характеризующаяся идентификацией ребенка с окружающими его людьми, включает этапы «фантазии» (доминирование детских потребностей, в возрасте 4-10 лет), «интересов» (проигрывание профессиональных ролей в воображении, 11-12 лет), «способностей» (их проявление и соотнесение с внешними требованиями, 13-14 лет);

стадия «исследования», на которой происходит реальное проигрывание разных ролей, включает этапы «эксперимента» (предварительный профессиональный выбор и его опробование, 15-17 лет), «перехода» (реализация Я-концепции, 18-21 год) и «пробы» (овладение составом профессиональной деятельности, 22-24 года);

— стадия «консолидации», целью которой является нахождение устойчивой профессиональной позиции, включает этапы «пробы» (самоутверждение в поле деятельности или повторный выбор, 25-30 лет) и «стабилизации» (направление всех усилий в одно русло, 31-44 года);

стадия «сохранения» характеризуется стремлением сохранить статус (45-64 года); стадия «снижения» представляет собой уход из профессиональной жизни.

В этой схеме задается лишь общая последовательность предъявления человеку задач профессионального развития, но чтобы понять индивидуальную или половую специфику профессионального развития требуется обращение к содержательным механизмам, обеспечивающим принятие человеком тех или иных образцов профессионального пути.

2.4. Теория профессионального выбора

Теория профессионального выбора американского исследователя Холланда, развиваемая с начала 70-х гг., выдвигает положение, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался.

В западной культуре можно выделить пять типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип — продукт типичного взаимодействия между многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность выучивается предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, приведут к формированию определенных способностей, обусловят внутренний выбор определенной профессии:

Читать статью  Преимущества образовательного бизнеса

. Реалистический тип имеет следующие характеристики: честный, открытый, мужественный, материалистический, настойчивый, практичный, бережливый. Его основные ценности: конкретные вещи, деньги, сила, статус. Он предпочитает ясные, приказные по характеру работы, связанные с систематической манипуляцией с объектами, избегает преподавательской и терапевтической видов деятельности, связанных с социальными ситуациями. Он отдает предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности.

. Исследовательский тип имеет следующие характеристики: аналитический, осторожный, критический, интеллектуальный, интроверт, методичный, точный, рациональный, непритязательный, независимый, любопытный. Его основные ценности: наука. Он предпочитает исследовательские профессии и ситуации, связанные с систематическим наблюдением, творческими исследованиями биологических, физических, культурных феноменов для контроля и понимания этих феноменов. Избегает предпринимательских видов деятельности.

. Социальный тип имеет следующие характеристики: лидерство, общительность, дружелюбие, понимающий, убеждающий, ответственный. Его основные ценности: социальные и этические. Он предпочитает деятельность, связанную с воздействием на других людей (учить, информировать, просвещать, развивать, лечить). Осознает себя как обладающего преподавательскими способностями, готового помочь, понять других. В профессиональном выборе у этого типа: педагогика, социальное обеспечение, медицина, клиническая психология, профконсультирование. Он решает проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства, умение общаться.

. Артистический (художественный, креативный) тип: эмоциональный, с богатым воображением, импульсивный, непрактичный, оригинальный, имеющий гибкость, независимость решения. Его основные ценности — эстетические качества. Он предпочитает свободные, несистематизированные виды деятельности, предпочитает занятия творческого характера — музицирование, живопись, литературное творчество. Вербальные способности преобладают над математическими. Избегает систематизированных точных видов деятельности, бизнеса, клерковских занятий. Осознает себя как экспрессивную, оригинальную и независимую личность. В профессиональном выборе — искусство, музыка, язык, драматургия.

. Предпринимательский тип: рискованный, энергичный, властный, амбиозный, общительный, импульсивный, оптимистичный, ищущий удовольствий, любящий приключения. Его основные ценности — политические и экономические достижения. Предпринимательский тип предпочитает такие виды деятельности, которые позволяют манипулировать другими людьми для достижения организационных целей и экономических выгод. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным трудом. Предпочитают задачи, связанные с руководством, статусом и властью. В профессиональном выборе: все виды предпринимательства.

Конвенциальный тип обладает следующими характеристиками: конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. Основные ценности — экономические достижения. Отдает предпочтение четко структурированным видам деятельности, в которых необходимо манипулировать с цифрами в соответствии с предписаниями и инструкциями. Предпочитаются профессии, связанные с канцелярией и расчетами: машинопись, бухгалтерия, экономика. Математические способности развиты больше вербальных.

Каждый тип стремится окружить себя определенными людьми, объектами, нацелен на решение определенных проблем, т.е. создает соответствующую своему типу среду.

Раздел III. ОЦЕНКА И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

3.1. Критерии эффективности процесса саморазвития педагога

Саморазвитие педагога — непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творческих воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт практической деятельности позволяют выделить следующие критерии эффективности процесса саморазвития педагога: осмысление собственных профессиональных затруднений и корректировка деятельности;

∙ поэтапное целеполагание своей педагогической деятельности, ее моделирование и прогнозирование;

∙ самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;

∙ изменения в мотивационной сфере;

∙ развитие способности реализовать свой творческий потенциал;

∙ постановка и решение по отношению к самому себе педагогических, психологических, организационных, предметных задач;

∙ динамика научно-теоретических, психолого-педагогических знаний и методических умений, их соответствие особенностям учебно-воспитательного процесса и условиям социума;

∙ сформированность оценочно-рефлексивной позиции учителя.

Главным механизмом саморазвития как целенаправленного воздействия человека на самого себя является разрешение противоречий между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности, решение постоянно усложняющихся творческих задач.

Процесс саморазвития педагога можно представить как процесс различных изменений следующих компонентов: мотивационно-целевого, когнитивного, эмоционально-волевого, конструктивно-деятельностного, рефлексивного и результативного, которые характеризуются неравномерностью развития и взаимосвязанностью, т.к. изменение одного из них является условием развития любого другого.

∙ Мотивационно-целевой компонент раскрывается через ценностные ориентации, личностные смыслы, потребности, интересы, мотивы внешнего стимулирования, мотивы внутреннего самоутверждения педагога, что определяет содержательную сторону деятельности педагога по саморазвитию..

∙ Когнитивный компонент включает в себя знание методик самоанализа и самодиагностики, технологические знания (система методов, средств, форм и механизмов личностно-профессионального саморазвития).

∙ Эмоционально-волевой компонент раскрывается через эмоционально-положительное отношение к содержанию и процессу саморазвития, осознание и позитивное восприятие собственного образа «Я» как профессионала, эмоциональную устойчивость, способность контролировать процесс саморазвития и не допускать неоправданных отклонений от намеченного плана.

∙ Конструктивно-деятельностный компонент включает самостоятельную интерпретацию условий творческого саморазвития, умение проектировать и реализовывать творческое саморазвитие путем оптимального выбора форм и технологий реализации целей и задач саморазвивающей деятельности, отслеживать ход этого процесса.

∙ Рефлексивный компонент отражает способность к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности, рефлексивному анализу процесса творческой самореализации, самоконтролю эффективности собственных действий, коррекции результата, стимулирует развитие способности педагога к работе над собой.

∙ Результативный компонент включает в себя новообразования профессиональных знаний и умений, личностно-значимых качеств, процессов «самости», результаты профессионально-педагогической деятельности.

Саморазвитие педагога может характеризоваться разными уровнями:

∙ первый уровень — остановившееся саморазвитие, когда педагог проявляет положительное отношение к своей профессиональной деятельности и осознает ее личностную значимость. Он не испытывает потребности в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов; профессиональные функции выполняет в основном по стандарту.

∙ второй уровень — достаточное саморазвитие, характеризующийся высокой оценкой педагогом личностной значимости собственной педагогической деятельности и проявлением потребности в творческом саморазвитии; более определенным и конкретным целеполаганием; способностью к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности.

∙ третий уровень — активное саморазвитие, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную и глубоко осознанную ценность; педагог осознает и принимает творческое саморазвитие как личностно значимую и ценностно-целевую установку; проявляет потребность в самосовершенствовании; владеет содержанием и механизмом творческого саморазвития в рамках субъектной позиции к собственной жизнедеятельности и деятельности учащихся.

∙ Высокий уровень психологизации самого процесса образования диктует необходимость интенсивного психологического сопровождения деятельности всех участников образовательного процесса, в том числе и сопровождение профессионального саморазвития педагога.

3.2. Внешние условия подготовки к профессиональному саморазвитию

Следующим условием подготовки к профессиональному саморазвитию будущего социального педагога, тесно связанным с образовательной средой, а в некоторых источниках даже трактуется как одна из составных частей образовательного пространства вуза. Выделение данного условия обусловлено тем, что именно адаптационный период первокурсников оказывает непосредственное влияние на их дальнейшее обучение, а следовательно, и на качественно-количественную сторону подготовки социальных педагогов, в том числе и профессиональное саморазвитие.

Проблема анализа адаптации как общественного явления получила освещение в работах Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, И. А. Милославовой, В. И. Селиванова, В. А. Сластенина и др. В социологическом понимании адаптация есть приобщение личности к определенным видам деятельности, происходящее в данной социальной среде на основе усвоения личностью социального опыта общества в целом и той среды (микросреды), к которой она принадлежит. Иными словами, адаптация есть не что иное, как усвоение личностного социального опыта той среды, к которой она принадлежит. В рассматриваемом вопросе — это адаптация студентов к новым условиям жизни и деятельности в вузе.

В психологии различают два основных вида адаптации: конформный и неконформный. Поскольку основным компонентом жизнедеятельности индивида является профессиональная деятельность, то имеет смысл выделить профессиональную адаптацию, которая, по мнению В. А. Сластенина, имеет четыре этапа: 1) подготовка к труду в общеобразовательной школе; 2) выбор профессии; 3) профессиональная подготовка; 4) начало трудовой деятельности.

Анализируя процесс адаптации студента, под которым понимается «активное освоение профессиональной деятельности и социальной роли специалиста», Э. Ф. Зеер выделяет следующие его компоненты: психологическая и нравственная готовность к профессиональной деятельности, обусловленная профессиональной направленностью личности; профессионально-педагогический опыт; освоение личностью новой социальной роли.

Различают также три формы адаптации студентов к условиям вуза:

формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления к новому окружению, структуре высшей школы, содержанию обучения в ней, ее традициям, своим обязанностям;

общественная, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) группы студентов-первокурсников и интеграция этой группы со студенческим окружением в целом;

дидактическая, касающаяся подготовки к новым формам и методам учебной работы в вузе.

Для обучающегося студента важно осознание того, что «стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками самостоятельной работы, деятельности и общения; обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным специалистом». Таким образом, одной из важнейших задач при подготовке социальных педагогов должно стать развитие у будущих специалистов самостоятельности. В.Б. Бондаревский под самостоятельной понимает «работу над проблемно-познавательными заданиями, решение системы творческих заданий, подготовку докладов и т.д.

Исходя из этого, задачу самостоятельной работы будущих социальных педагогов мы видим в вооружении студентов знаниями о сущности
и специфике данного вида работы в области социальной педагогики, создании у них установок на самообразование, овладении глубокими теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, формировании интереса к выбранной профессии.

К сожалению, по обобщенным данным М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича, 45,5 % студентов признают, что не умеют правильно организовывать самостоятельную работу; 65,8 % опрошенных вообще не умеют распределять свое время; 85 % не думают, что его можно распределять. Даже при некотором умении самостоятельно работать студенты отмечают, что прием, осмысление, переработка и интерпретация необходимой учебной информации вызывает у них существенные затруднения на 1 и 2 курсах.

Таким образом, можно сделать вывод, что умения и навыки, полученные в ходе самостоятельной работы, и стремление заниматься ею смогут стать хорошей основой для профессионального саморазвития будущего социального педагога.

Социально-педагогическая практика для будущих социальных педагогов — это очень важный компонент их профессиональной подготовки и становления специалиста. Только на этом этапе обучения они могут выступить в активной роли по отношению к своим клиентам, только здесь смогут реально проявиться все их достоинства и недостатки, а также способности к социально-педагогической деятельности. Практика является связующим звеном между теоретическим обучением будущих социальных педагогов и их самостоятельной работой в учреждениях социальной сферы.

Педагогическая практика дает возможность освоения основ нескольких специализаций как базы для успешной адаптации в меняющихся социальных условиях и повышения своего профессионального саморазвития. Следовательно, студенты должны не только овладеть профессиональными умениями в рамках одной выбранной специализации, но и попробовать себя в разных видах и сферах социально-педагогической деятельности, в работе с разными категориями детей. Для будущих социальных педагогов это дает возможность более обоснованно и осмысленно выбрать на старших курсах специализацию и в то же время быть профессионально готовым в будущем, при необходимости, сменить специализацию в рамках своей профессии.

3.3. Внутренние условия подготовки к профессиональному саморазвитию

Рассматривая внутренние условия подготовки будущего социального педагога к профессиональному саморазвитию, отметим, что они напрямую связаны с профессионально значимыми качествами личности (ПЗЛК) специалиста (профессиональная направленность личности, готовность к профессиональной деятельности и самообразование студента). Одним из основных ПЗЛК социального педагога является его личностная направленность. Согласно Н. В. Кузьминой, личностная направленность — это один из важнейших субъективных факторов профессионального саморазвития специалиста.

А. К. Маркова считает, что устойчивая профессиональная направленность — это стремление стать, быть и оставаться специалистом, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе.

Н. В. Кузьмина под сущностью педагогической направленности понимает интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей в этом виде деятельности, потребность в педагогической деятельности, стремление овладеть основами профессионального саморазвития.

Более узкое понимание сущности профессиональной направленности характеризуется большей однозначностью и конкретизацией определения. В данном случае такая направленность это либо положительное отношение к своему виду деятельности, либо склонность и готовность заниматься своей профессиональной деятельностью. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональное саморазвитие будущего социального педагога неосуществимо без профессиональной направленности.

На основе исследования Л. М. Ахмедзяновой, которая под сущностью профессиональной направленности понимает призвание, мы можем выделить следующие структурные компоненты профессиональной направленности будущих социальных педагогов:

неосознанное влечение к социально-педагогической деятельности;

осознание объекта и содержания деятельности;

склонность к социально-педагогической деятельности и стремление заниматься ею, а также потребность в избранной профессии.

Таким образом, эффективность процесса самообразования связана с определением каждым специалистом — социальным педагогом — конкретного содержания самостоятельной работы по самосовершенствованию своей личности, с творческим усвоением новой научной информации и передового опыта, с воплощением приобретенных знаний и умений в практическую деятельность.

Ведущим внутренним условием подготовки социальных педагогов
к профессиональному саморазвитию выступает формирование готовности будущего специалиста к рассматриваемому аспекту профессиональной деятельности. Оно базируется на рассмотренных ранее внутренних условиях.

Однако определение готовности к деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства, производительности труда, его качества в тот момент, когда совершается соответствующая деятельность. Не менее важно при оценке готовности определить внутренние силы личности, ее потенциалы и резервы, существенные для повышения производительности ее профессиональной деятельности в будущем.

Подготовка студентов к профессиональному саморазвитию осуществляется в процессе общей профессиональной подготовки и имеет общие с ней компоненты. В то же время она имеет свои специфические особенности, обусловленные характером педагогической деятельности и требованиями к личности, ее осуществляющей.

Результат процесса профессионального саморазвития — это изменения в знаниях, способностях, ориентациях, личностных и профессиональных качествах. Оценка результатов произошедших преобразований предполагает покомпонентный анализ всей структуры саморазвития, т. е. сначала анализируются ситуации, которые привели к противоречиям между существующими установками и необходимостью получения новых характеристик (рассматриваются процессы движения и самодвижения), затем мотивы, способствующие преобразованиям. Анализ целей и содержания процесса саморазвития основан на комплексном рассмотрении этих компонентов с целью выявления положительных и отрицательных характеристик преобразований, произошедшие в процессе саморазвития. Корректировка полученных результатов производится при условии, что были упущены какие-либо моменты (неточно сформулированы цели, недостаточно отработан содержательный компонент и т. д.), или результат не оправдал ожидания. Корректирование может быть выполнено в виде рекомендаций по исправлению создавшихся условий или более детальной программы дальнейших преобразований в рамках процесса профессионального саморазвития.

Таким образом, нами рассмотрены различные условия, оказывающие влияние на эффективность подготовки будущих социальных педагогов к профессиональному саморазвитию.

Важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие учащихся. Но полноценно развивать учащегося может лишь педагог, который сам находиться в процессе саморазвития. Категория «саморазвитие» является одним из ключевых понятий современного мыслительного процесса во всех его проявлениях: в философии, социологии, психологии

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт практической деятельности позволяют выделить следующие критерии эффективности процесса саморазвития педагога: осмысление собственных профессиональных затруднений и корректировка деятельности;

∙ поэтапное целеполагание своей педагогической деятельности, ее моделирование и прогнозирование;

∙ самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;

∙ изменения в мотивационной сфере;

∙ развитие способности реализовать свой творческий потенциал;

∙ постановка и решение по отношению к самому себе педагогических, психологических, организационных, предметных задач;

∙ динамика научно-теоретических, психолого-педагогических знаний и методических умений, их соответствие особенностям учебно-воспитательного процесса и условиям социума;

∙ сформированность оценочно-рефлексивной позиции учителя.

Анализ философской, психологической и педагогической литературы позволяет выявить следующие сущностные характеристики процесса саморазвития.

Можно выделить три признака наличия стратегии жизни:

∙ выбор основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинения. Этот выбор может изменяться в течение жизни;

∙ решение противоречий, препятствующих достижению целей и планов, в том числе и через создание тех условий, которых нет в наличии;

∙ творчество, созидание ценностей своей жизни, соединение потребностей со своей жизнью в виде особых ценностей.

Путь профессионального саморазвития педагога является сложным процессом, и на разном его этапе обеспечивается различными механизмами.

Можно выделить несколько этапов.

1) Основная активность личности проявляется в сфере увлечений, а так же обучения и образования.

2) На этом этапе наблюдается повышенный интерес к сферам профессиональной и общественной жизни.

3) На этом этапе ценности реализуются в сферах проф. жизни обучения и образования. Сфера увлечений так же занимает высокое место среди сфер проявления активности человека.

На первом этапе проф. саморазвития наибольшую значимость имеет такая ценность, как материальное положение, к остальным ценностям положение индифферентное. На следующем этапе, предпочитаемой ценностью, является сохранение собственной индивидуальности. На третьем этапе становления предпочтения отдается креативности, духовному удовлетворению и развитию себя.

1. Власова Е.А. История становления проблемы процесса саморазвития. / Е.А. Власова. — М.: Фолио, 2007.

2. Педагогика: [учеб. пособие для студентов]. / авт.-сост. Л.А. Кабанина, Л.Н. Смотрова, Е.А. Власова. — М.: МГУ, 2006.

3. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас — М., 1986. — 206 с.

4. Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности / Т.Ф. Иванчик //Актуальные проблемы социальной психологии: [Материалы всесоюзного симпозиума]. — М, 1986. — С. 46 — 48.

5. Климов Е. А. Введение в психологию труда. /Е. А.Климов.- М.,1988.-300 с.

6.Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. — М., Академия,1999-510с.

7.Педагогика: [учеб. пособие для студентов, педагогов, ин-тов ]. /Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

8.Питюков В.Ю.Основы педагогической технологии. / В.Ю. Питюков — М.: Российское педагогическое агентство,1997.-176с.

9.Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. / А. Т. Ростунов — М., 1984. — 176с.

10.Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. / В. Я. Титаренко — М., 1987.

11. Специфика социологического понимания термина культура [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.finteoria.ru – Главная страница сайта «Финансовая теория» .

Читать статью  Сущность и особенности самоуправления личности Казанская Лариса Анатольевна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСПЕШНОСТЬ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В МОДЕЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Данная работа — выступление на педагогическом совете. Рассматривает успешность как важное условие развития личности ребёнка, портфолио ученика как максимальную возможность испытать радость успеха, ярк.

«Профессиональная культура педагога как условие развития личности учащегося»

Представлены основные взгляды на значимые качества педагога общеобразовательной школы, его профессиональной культуры и их влияние на развитие личности учащихся.

Коллективные занятия в процессе обучения русскому языку как эффективное условие развития личности

Из опыта работы: «Использование КСО на уроках русского языка» . Приложение: карточки по ВПТ.

Высткпленине на РМО молодых специалистов по теме «Профессиональная компетенция одно из условий развития личности учащихся.»

Лозунгом нашего времени, может быть, не больше знать, а больше и лучше уметь, в том числе уметь приобретать свои знания.

Развитие самосознания педагога как условие развития личности и жизненного успеха ребенка (Воротникова Н.В., Киселёва Е.Н., Дёмина Т.А., МБОУ «СОШ №34», г. Кемерово)

Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является обеспечение качества образования. Чтобы достичь качес.

Мастер-класс «Участие в профессиональных конкурсах- важное условие положительной мотивации педагога на профессиональное становление и самосовершенствование».

Семинар для педагогов: «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка»

Семинар для педагогов «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка» проводится с целью сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на урок.

Самореализация

самореализация фото

Самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме. Согласно учения Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» самореализация представляет собой наивысшую потребность личности. Индивиду просто жизненно необходимо предопределить и осознать свое персональное место в обществе, жизни, эффективно использовать собственные заложенные природой задатки, проявить собственную личность по максимуму в действительном мире ради того чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.

Самореализация личности

Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.

Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.

Существует множество методов, способствующих самореализации, но наибольшее применение получило несколько из них.

Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.

Личность представляет одновременно и объект, и субъект социальной взаимосвязи. Поэтому в ходе личностной социализации огромным значением обладает активная позиция самой личности, ее склонность к определенной деятельности, общая стратегия поведения. Целеустремленная деятельная личность, стремящаяся к наиболее эффективной самореализации, чаще всего, добивается большего успеха в жизни, нежели индивидуум, шагающий на поводу у происходящих обстоятельств.

Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.

Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др. Все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгосрочную перспективу. Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.

Первый тип — это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.

Второй тип — это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.

Третий тип — это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.

Выбор жизненной стратегии может иметь зависимость от нескольких факторов:

  • объективных общественных условий, которые социум может предложить индивидууму для его самореализации;
  • принадлежности личности к определенному социальному единству, этносу, социальному слою;
  • социально-психологических характеристик самой личности.

Например, в традиционном или кризисном социуме, в котором актуальной является проблема выживания, большинство его членов вынуждены выбирать стратегию жизненного благополучия. А в социуме со сформированными рыночными отношениями более популярной будет стратегия жизненного успеха.

Стремление к самореализации, свойственное каждому индивиду, по сути представляет собой отражение более базовой потребности – стремление к самоутверждению, которое выражается, в свой черед, в движении «Я» реального к «Я» идеальному.

Самореализация личности зависит от ряда факторов. Факторы самореализации могут быть единичными и всеобщими, воздействующими на выработку в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути.

Творческая самореализация

Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.

Творчество — это неизменный атрибут деятельности индивида. Оно подразумевает под собой исторически сложившуюся эволюционную форму активности субъектов, которая выражается в различной деятельности и ведет к формированию личности. Базисным критерием духовно развитой личности считается ее овладение полным процессом творчества.

Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.

Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.

Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход.

Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.

В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.

Творческая самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала субъекта и выработки у него рефлексивного отношения к собственной личности. Любой вид творчества — это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно приобретают новые знания и приемы деятельности. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность у индивида происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного отношения. Индивид достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть.

Профессиональная самореализация

Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.

Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.

Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.

В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:

  • сознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
  • осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
  • осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
  • осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
  • понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе.

По степени развитости перечисленных характеристик следует судить об уровне реализованности индивида в профессии.

Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.

Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности.

Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии.

Социальная самореализация

Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.

Социальная самореализация имеет взаимосвязь с осуществлением гуманитарной функции, общественно-хозяйственной роли, общественно-политического и общественно-педагогического предназначения или любой другой общественно-значимой деятельностью. А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.

Самореализация в жизни непосредственно имеет связь со способностью индивида к эмпатии, проявлению сочувствия, чувства сострадания и с целеустремленностью в качестве уверенности в собственных способностях к достижению результатов. Социальная самореализация у индивида будет выше в том случае, когда у личности будут ярче выражены такие качества, как ответственность в качестве умения индивида брать ответственность за свои деяния на себя, уверенность в собственных потенциях и силах, готовность принять в качестве основы своих действий религиозные нравственные ориентиры.

Стремление к самореализации определяется позицией «Я для других», которая переживается субъектом в качестве актуального или прогнозируемого отношения остальных к тому, каким образом он воплощает в жизнь при их участии или в их присутствии свою индивидуальность, осознающую им как выражение самости.

Социальная самореализация еще не означает социальную успешность, выраженную в карьерном росте, высокой зарплате, мелькании в СМИ. Если личность устремлена к социальному успеху, то она в жизни больше сможет сделать, в частности и для людей. Если личность устремлена к социальной самореализации, она гораздо в жизни довольна и счастлива. Однако не следует противопоставлять социальную успешность и самореализацию – вполне осуществимо сочетать жизненную успешность и ощущать себя счастливым человеком.

Условия самореализации личности

Главными общекультурными условиями, способствующими личностной самореализации, являются две направляющих: воспитание и образование. Вдобавок к этому каждая социальная общность отрабатывает свою собственную специфику воспитательных процессов, присущих ему, которые вкладывают в сознание индивида именно те объединяющие чувства, шаблоны поведения и эталоны мировосприятия, нормы тождественности и солидарности, наиболее актуальные на данной исторической ступени развития культуры. Большим значением, в условиях массовой информационной культуры обладают традиции, принятые в социуме. Собственно они передают ценностные и нравственные ориентиры. Все это демонстрирует то, что на ход воспитательного процесса воздействуют и такие определенные инструменты культуры, как постижение традиций, копирование ребенком взрослых и др.

Потребность в самореализации имеет свои особенности и условия удовлетворения. Специфика заключается в том, что при ее удовлетворении в единичных видах деятельности, например, в написании романа или создании художественного произведения индивид никогда не сможет удовлетворить ее полноценно. При удовлетворении своей базовой потребности в личностной самореализации в разнообразной деятельности, субъект преследует собственные жизненные цели и установки, находит собственное место в системе социальных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому было бы глупо выстраивать единый шаблон самореализации вообще. Так как самореализация «вообще» не может существовать. Определенные формы, способы, типы, виды самореализации различны у разных индивидов. В многообразности потребности в самореализации обнаруживается и приобретает развитие насыщенная человеческая индивидуальность. Именно поэтому, когда говорят о всесторонне развитой и гармоничной личности, то делают акцент не только на полноте и богатстве её способностей и задатков, но и на многообразии, содержательности потребностей, в удовлетворении которых воплощается в жизнь исчерпывающая самореализация человека.

Цели самореализации

Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.

Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.

В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.

Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:

  • потребность в признании в коллективе;
  • в развитии интеллекта;
  • стремление обзавестись семьей;
  • стремление достичь успешности в спорте или стать физически развитым;
  • потребность в элитной профессии, карьерном росте и работе с высоким заработком;
  • стремление постоянно совершенствовать себя;
  • стремление к социальному статусу.
Читать статью  Как изменить жизнь за 4 недели: автор, основная мысль книги

Процесс самореализации

Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие. Так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса. Так, например, самореализация педагога предполагает устойчивое нравственное самосовершенствование, устремленность к постоянному творческому саморазвитию. Саморазвитие заключается в трансформации индивида самого себя в направлении к собственному «Я»-идеальному, появляющемуся под воздействием внешних факторов и внутренних причин.

Личностное саморазвитие связано с жизнедеятельностью индивида, в пределах которой оно реализуется. Именно поэтому уже с возраста дошкольника, с того момента, как ребенок выделил персональное «Я», он становится субъектом своей жизнедеятельности, так как начинает выстраивать цели, слушаться собственных желаний и повиноваться стремлениям, но при этом, учитывая требования других. Такие побуждения обязательно должны приобретать социальную направленность, иначе они будут деструктивно воздействовать на формирование личности.

В процессах самосовершенствования выделяют уровни самореализации личности:

  • агрессивное непринятие осуществляемой деятельности, т.е. индивиду не хочется заниматься данным видом деятельности, но приходится;
  • устремленность к мирному уклонению от трудовой деятельности, т.е. индивид выбирает другую профессию;
  • выполнение трудовой деятельности проистекает по шаблону или в соответствии с определенной моделью, данный уровень носит название пассивный;
  • устремленность индивида совершенствовать собственные отдельные элементы осуществляемой работы;
  • устремленность индивида совершенствовать свою реализуемую работу или в целом деятельность, данный уровень именуется творческим или изобретательным.

Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации: низкий или примитивно-исполнительский, средне низкий или индивидуально-исполнительский, средне высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста, высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни. Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды. Это выражается в наличии у каждого из уровней разнообразной психологической природы. Так, например, гендерные различия на несходных уровнях имеют разную степень выраженности (в максимальной степени – на низких уровнях, в минимальной – на высоких уровнях личностной самореализации в основных областях жизнедеятельности).

Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» всего своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и самосовершенствования личности на протяжении жизненного пути индивида.

Проблемы самореализации

К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.

В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.

Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.

После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.

Способы самореализации

Каждый интеллектуально развитый и духовно думающий индивид задается вопросом о способах личностной самореализации. Подобный вопрос зарождается в сознании субъекта вследствие того, что он устремлен к удовлетворению потребностей, желаний, к ощущению счастья. Если не ставить перед собой вопросы о способах самореализации, о личностном росте, то индивид проживёт жизнь впустую, удовлетворяя лишь низменные потребности. Это нельзя будет даже назвать жизнью, ведь жизнь без саморазвития и реализации будет всего лишь существованием. Счастье открывается перед индивидом только при условии, что он реализовывает себя, открывает смысл бытия для себя, живёт по призванию.

С целью осознания способов самореализации и понимания, каким именно образом, в какой сфере индивид сможет себя раскрыть, в первую очередь, и реализовать, следует постигнуть себя. Понять себя возможно только посредством взаимодействия с окружающими людьми и в деятельности. Осознавая себя, открывая собственные таланты, постигая все свои сильные аспекты и учитывая свои слабые стороны, следует принять собственную личность и полюбить ее такой, какой она является в действительности. Неизбежным шагом на пути к личностной самореализации будет являться напряженная работа над собственной личностью и своими душевными позитивными качествами, талантами, задатками, способностями, которые непременно необходимо развивать. Для самореализации необходимо выработать ценностные ориентиры в жизни, доминирующие аспекты и второстепенные категории. Следует определить сферу профессиональной деятельности по душе, а не ради социального статуса или огромной заработной платы. Выбор профессии по душе должен являться для личности доминирующим аспектом, а заработок – второстепенной категорией. Основополагающим этапом в ходе реализации своих потенций является постановка стратегической цели. Следующим этапом будет развитие через действия веры в себя и реализация назначенной цели. Ключевым в достижении цели считается преданность своей мечте, устремленность вперед при достижении результата. Для самореализации индивиду необходимо выработать в себе или обладать сильным желанием и потребностью заниматься любимым делом. Если в голове индивида будет царить мысль, что он, несмотря на трудности и преграды, неизменно будет следовать своему любимому делу, то можно считать, что личность уже совсем рядом с самореализацией. Не нужно бояться ошибок, ведь в них рождается опыт, однако не следует совершать подобные ошибки, они только расходуют время и силы. В этом заключается формула личностного роста.

Кроме перечисленных выше способов личностной самореализации сегодня существует множество других. Ведь к собственной самореализации каждый индивид идет своей персональной дорогой, согласно собственным внутренним ощущениям. Страстное желание заниматься приносящим удовольствие видом деятельности и неуклончивая устремленность к поставленной цели, будут являться подсказками в выборе собственного способа самореализации.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Профессиональная самореализация это

Профессиональная самореализация на сегодняшний день стоит в череде первых видов самореализации как для мужчин, так и для женщин. В современном обществе сформировались определенные тенденции разделения полномочий для слабого и сильного пола. Но ни для кого не секрет, что многие мужские специальности осваиваются женщинами и наоборот. Обязательно ли женщине жертвовать семьей для построения карьеры или можно совмещать приятное с полезным? Поговорим о том, что такое профессиональная самореализация, о факторах ее успешности и барьерах, которые мешают добиться цели.

введение

Профессиональная самореализация личности это

Профессиональная самореализация это уровень раскрытия личностного потенциала в профессии, который определяется по нескольким показателям:

  • развитие способностей, реализация которых необходима в данной области;
  • востребованность специалиста данной квалификации или категории;
  • использование достижений работника другими специалистами;
  • применение накопленного опыта для решения аналогичных или смежных задач;
  • наличие потребности дальнейшего саморазвития в данной сфере деятельности.

Профессиональная самореализация в психологии рассматривается как степень развития самопознания личности в процессе трудовой деятельности.

Признаки достижения профессиональной самореализации:

  1. Достижение высокого уровня развития способностей, востребованных в данной специальности, и раскрытия личностного потенциала.
  2. Достижение требуемых целей в работе.
  3. Наличие чувства удовлетворенности от достижения результатов в профессии.
  4. Использование достижений специалиста профессиональным сообществом.
  5. Постоянная постановка новых профессиональных целей и их достижение.
  6. Формирование собственного рабочего пространства.

Таким образом, профессиональную самореализацию можно рассматривать и как цель развития личности, и как процесс жизнедеятельности, потребность, и как результат личностного роста.

Этапы профессиональной самореализации личности

этапы профессиональной самореализации

Профессиональная самореализация не происходит одномоментно, она проходит в несколько этапов. Ошибочно полагать, что достижение поставленных целей, и развитие требуемых в данной трудовой деятельности навыков и качеств, это и есть путь трудовой самореализации.

Профессиональная самореализация личности на ее жизненном пути предполагает следующие этапы:

  1. Профессиональное самоопределение, которое выражается в выборе вида трудовой деятельности.
  2. Первоначальное становление в выбранной сфере.
  3. Профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности.

Профессиональное самоопределение

Определение позиции личности в отношении социально значимых ценностей происходит в период обучения в старших классах, в колледже или первых двух курсов ВУЗа. На данном этапе доминирует мотив «хочу» или «надо». В первом случае самоопределение происходит исходя из собственных желаний и потребностей, а во втором, согласно мнению третьих лиц или сложившихся жизненных обстоятельств, социальных тенденций и приоритетов.

Первоначальное становление по специальности

На данном этапе включается мотив «могу», то есть происходит оценка реальных возможностей. И здесь уже могут возникнуть первые затруднения, которые в результате приведут либо к адаптации, либо к смене специальности.

Профессиональный рост

Этап предполагает развитие способностей необходимых в данной профсреде, и адаптацию специальности под себя. Достижение этой стадии самореализации говорит об ее высоком уровне, особенно если происходит признание общественностью профдостижений личности.

Факторы личной и профессиональной самореализации

факторы профессиональной самореализации

О факторах личной самореализации вы можете прочитать в статье «Самореализация личности это». Несомненно, они же влияют на самореализацию в профдеятельности.

Кроме этого для профсамореализации важны приобретенные качества:

  • целеустремленность;
  • уверенность в себе;
  • инициативность;
  • решительность;
  • трудолюбие;
  • жизненная активность;
  • энергичность.

То есть профессиональная самореализация возможна только в том случае, если специалист постоянно развивает свои способности и навыки, работает над собой. Для успешной профсамореализации необходимо саморазвитие и самосовершенствование в своей трудовой деятельности.

Психологические факторы успешности профессиональной самореализации

В основе профессиональной самореализации лежат следующие психологические факторы успешности:

  1. Личностные качества – оптимистичность, импульсивность, тревожность, отсутствие личностных барьеров для самореализации и др.
  2. Характеристики рефлексивного плана сознания – свобода выбора, значимость психологического прошлого.
  3. Финансовое благополучие.
  4. Стабильные межличностные отношения.
  5. Позитивный психоэмоциональный настрой.
  6. Удовлетворение от полученных результатов работы.
  7. Толерантность к временно возникающим трудностям.
  8. Наличие способности к самоорганизации.
  9. Контроль и ответственность за выполнение обязанностей.

Отдельно стоит сказать о профессиональном выгорании , которое возникает как следствие негативных психологических переживаний, связанных с работой, отношениями в коллективе или организации в целом. Подобный феномен наблюдается, если один или несколько психологических факторов успешной самореализации личности не срабатывает.

Проблема самореализации личности в профессиональной сфере

Генезис затруднений самореализации личности в профессиональной сфере проявляется на каждом этапе данного процесса.

Этап самоопределения соответствует высокому развитию личности. Следовательно, барьером в данной ситуации может стать неспособность определить свое место в системе социальных отношений.

На начальной стадии профстановления решающую роль играет соответствие или несоответствие ожиданий личности с внешними условиями жизнедеятельности. Если возникают внутриличностные противоречия, недовольство уровнем профессионального роста, саморазвития, это может привести к поиску новых способов выполнения профессиональной деятельности или к смене вида деятельности.

При переходе от одной стадии становления к другой, возникают кризисы, от преодоления которых зависит дальнейшая перспектива самореализации. Данные процессы могут быть вызваны внешними обстоятельствами – увольнение, переквалификация, окончание обучения и др., а так же внутренними психологическими барьерами.

Переход к этапу профессионального роста может и не состояться, особенно, если у личности преобладает мотив «хочу», а не «могу» и «надо».

На этапах карьерного становления и роста чаще всего возникают следующие барьеры, вызывающие сложности профсамореализации:

  1. Неправильное позиционирование – несоответствующая реакция в процессе общения с коллективом и при выполнении поставленных задач (излишняя эмоциональность, обиды на коллег, неприятие конструктивной критики и др.)
  2. Отсутствие потребности и желания в саморазвитии – для развития профессиональных компетенций необходимо постоянное самообразование и самосовершенствование.
  3. Недостаток ресурсов – неудовлетворительное эмоциональное и физическое состояние.
  4. Сравнение себя с более успешными специалистами – ведет к снижению самооценки и нежеланию к чему-то стремиться.
  5. Неоправданные ожидания отметки своих достижений – отсутствие похвалы за выполненную работу ведет к стагнации действий.
  6. Неуверенность в своем профессионализме – даже при высоком уровне развития в своем направлении, можно быть неуверенным в себе.
  7. Неправильно расставленные приоритеты – личные дела важнее рабочих интересов.

Профессиональная самореализация молодежи

профессиональная самореализация молодежи

В современном обществе сложилась тенденция, согласно которой обустройство собственной жизни молодежью возможно только при получении высшего образования. Но проблема в том, что многие, ужа на протяжении нескольких лет, стремятся стать экономистами, юристами, управленцами. В результате чего появился дефицит специалистов другого профиля – в промышленности, в сфере услуг, строительстве, транспортной отрасли. Данная тенденция привела к тому, что выпускники ВУЗов не могут трудоустроиться по специальности и вынуждены искать место работы не по своему профилю.

В итоге большое распространение получила безработица молодежи или трудоустройство на специальности, не требующие высокой квалификации. Ежегодно каждый четвертый из числа всех выпускников вынужден идти на переподготовку для получения второй профессии. А часть из них увольняется в первый год работы, из-за неудовлетворенности характером выполняемого труда.

Период становления профсамореализации протекает очень тяжело для молодежи еще и потому, что карьерный путь начинается с несоответствия многим требованиям, предъявляемым специалисту. И как следствие, выпускники оказываются на низших профессионально-должностных ступенях карьерной лестницы. Чтобы выйти из стагнации, молодежь вынуждена быть более гибкой и мобильной в профессиональном отношении.

Таким образом затруднения этапа становления вызваны следующими причинами:

  • отсутствие трудовой репутации;
  • недостаток или полное отсутствие опыта работы в профессии;
  • недостаточная включенность молодежи в профессиональные сети и как следствие ограниченность доступа к свободным вакансиям;
  • неконкурентоспособность молодежи из-за не востребованности полученного образования.

Существование социальных рисков обуславливают неконкурентоспособность молодежи. А неопределенность социально-профессиональной идентичности ведет к наращиванию негативных тенденций профессиональной самореализации.

Профессиональная самореализация мужчин и женщин

профессиональная самореализация мужчин и женщин

Личностные мужские и женские качества отражаются на профессиональной самореализации мужчин и женщин. В чем разница?

Во-первых, половая принадлежность сказывается на выборе профессии:

  • мужчины – специальности, связанные с механизмами, инструментами, спортом, наукой (особенно физикой, математикой)
  • женщины- виды деятельности, связанные с гуманитарными дисциплинами, эстетикой, общественностью, и др.

Да и в обществе устойчиво сформированы стереотипы, какие профессии «мужские», а какие «женские». Бесспорно, что сейчас и мужчины осваивают женские профессии, и женщины, мужские, но при этом им приходится сталкиваться со своего рода дискриминации по половому признаку. То есть работодатель скорее возьмет на должность парикмахера в женский зал женщину, чем мужчину, или мужчину водителем такси, а не женщину.

Во-вторых, специфика самореализации в профессиональной деятельности выражается в том, что свои перспективы карьерного роста мужчины и женщины тоже видят по-разному.

  • женщины – в большинстве случаев работают ради денег, в меньшей степени – из-за потребности находиться в коллективе;
  • мужчины – важно содержание выполняемой работы, ее общественная значимость, разнообразие, возможность проявить свои способности, а самое главное результат труда.

В-третьих, время для профессиональной карьеры так же отличается.

Как правило, профессиональная самореализация женщины происходит значительно позже, чем мужчины. Как известно, большинство представителей сильного пола могут похвастаться состоявшейся карьерой уже к 30 годам, в то время как для женщин этот показатель может быть реализован ближе к достижению среднего возраста.

На это влияет то, что у женщин в приоритете остается личная жизнь, да и некоторые работодатели скептически настроены к представительницам прекрасного пола из-за детей, декретного отпуска, семейных забот, которые поглощают все мысли и т д.

В-четвертых, руководителей-женщин, на разных уровнях управления, значительно меньше, чем мужчин. С чем это связано, и в чем разница между мужчинами и женщинами-управленцами:

  1. Женщин — управленцев считают менее компетентными.
  2. При отборе на руководящую должность к женщине предъявляют более высокие требования, чем к мужчине.
  3. Для достижения высокого профессионального уровня женщинам мешают наличие семьи и детей.
  4. Женщины склонны использовать демократический стиль руководства, а мужчины – авторитарный.
  5. При принятии решений мужчины больше склонны анализировать и планировать исход дела, а женщины более мобильны в изменяющихся обстоятельствах.
  6. Женщины способны предложить большее число вариантов решения проблемы, чем мужчины.

Различия в профессиональной самореализации личности мужчин и женщин выгодно использовать для назначения на более подходящие должности:

  • мужчин-руководителей – для решения задач, управления мужским коллективом;
  • женщин-руководителей – для установления межличностных отношений, в сфере образования, госслужбе, социальной сфере.

В целом можно сказать, что и мужчины, и женщины способны добиться высоких профессиональных результатов в своей деятельности, но разными способами.

Мы рассмотрели вопрос, о том, что такое профессиональная самореализация, ее этапы и факторы успешной профреализации. Выяснили, что существует разница в самореализации по половому признаку. А так же коснулись проблем, которые характерны для данного направления и в частности трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди при трудоустройстве.

Источник https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/10/10/professionalnoe-samorazvitie-pedagoga-kak-uslovie-razvitiya

Источник https://psihomed.com/samorealizatsiya/

Источник https://goldtransformation.ru/professionalnaya-samorealizacziya-eto/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: