Проект программы саморазвития профессиональных я на тему

Содержание статьи

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.
статья на тему

Переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества.

Скачать:

Вложение Размер
moya_dokument_microsoft_office_word_5.docx 65.09 КБ

Предварительный просмотр:

ЦПО Самарской области

По курсу «Развитие профессиональных компетенций работников образования» (ИОЧ ИБ)

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.

Выполнила: Белова Татьяна Михайловна

преподаватель ГБОУ СПО

Самарский торгово-экономический колледж

« Чтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей; поэтому. кто желает обрести истинное знание. тот должен исследовать причины или законы вещей. которым подчиняются все существа.

Переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества.

В современных социокультурных условиях, в период смены парадигмы образования от знаниевой к компетентностной, приоритетными становятся профессиональное и личностное развитие. Изменяется стратегическая направленность образования, оно должно перестать преимущественно ориентироваться на передачу знаний (тем более что знания постоянно устаревают). Теперь целью должно стать овладение базовыми общекультурными и профессиональными компетенциями, из которых важнейшая роль принадлежит компетенциям, позволяющим самостоятельно находить и осваивать необходимые знания, формировать новые умения. В результате этих перемен особую актуальность приобретает проблема профессионального самосовершенствования.

Основная миссия современного средне-специального образования заключается в формировании инициативного, творческого кадрового потенциала общества, способного противостоять негативным проявлениям происходящих изменений. При этом важнейшей ценностью результатов образования является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Сегодня требуются специалисты, способные быстро реагировать на изменения в образе деятельности, стили жизни и мышления, готовые самостоятельно принимать решения по широкому кругу проблем, нести ответственность за принятые решения, быть профессионалами в своей области деятельности.

С точки зрения социализации чрезвычайно важный период становления личности – подростковый переходный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.

По закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации»; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…»

Эти задачи обеспечиваются организацией педагогических условий, воздействий, но одновременно в психике обучающегося идут внутренние процессы самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации.

Интенсивно развивающаяся в последнее время наука акмеология (от греч. acme – расцвет, вершина) рассматривает саморазвитие и самосовершенствование специалиста как основные условия становления его как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь максимума мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.

Условия и закономерности достижения вершин профессионализма деятельности и личности педагога исследует педагогическая акмеология . В предметную область педагогической акмеологии входят: закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной педагогической деятельности; исследование процессов поэтапного становления педагога-акмеолога; мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности; траектории достижения профессионализма в сфере педагогики.

Профессионализм преподавателя рассматривается с акмеологических позиций как совокупность устойчивых свойств его личности, обеспечивающих высокую продуктивность педагогической деятельности с гуманистической направленностью.

Программа преподавателя «Саморазвитие профессиональных компетенций» ставит целью педагогическое руководство этими процессами, активизацию факторов развития, профилактику девиантного поведения и негативных проявлений студентов, побуждение их к самосовершенствованию.

Профессиональная деятельность преподавателей СПО многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. Саморазвитие профессиональных компетенций преподавателей – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

Предъявляемые требования предполагают быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности преподавателя, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Основные требования общества к профессиональным характеристикам преподавателя могут быть сформулированы следующим образом:

  • — общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
  • — глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, — возрастной физиологии, гигиены;
  • — фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
  • — владение методикой обучения и воспитания;
  • — любовь к делу, умение передать свою увлеченность студентам;
  • — творческое отношение к работе;
  • — знание студентов, умение понимать их внутренний мир, иметь педагогический оптимизм;
  • — владение педагогической техникой и педагогическим тактом;
  • — постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Нужной личностной и профессиональной чертой преподавателя следует считать любовь к обучающимся, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса саморазвития, является отношение самого преподавателя к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии требований специалист будет ощущать потребность в самосовершенствовании.

Потребность находит свой предмет в образе «Я — идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. («Я реальное профессиональное» и некоторое воображаемое (модулируемое) его состояние «Я — идеальное профессиональное»). Чем больше преподавателя отождествляет себя с конечной целью своей конкретной деятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество.

Динамика и направленность профессионально-личностного самосовершенствования педагога опосредованы субъективно-рефлексивным развитием преподавателя.

Рис. 1. Процесс профессионального самосовершенствования

Как видно из Рис. 1, источники профессионального самосовершенствования преподавателя находятся в социальном окружении.

Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности преподавателя. Причем, успешное самосовершенствование преподавателя предполагает, что планка требований должна быть немного выше его текущих умений и навыков. Только в этом случае возникает противоречие между имеющимся и желаемым, и работа над собой принесёт ощутимый результат.

Профессиональное саморазвитие преподавателя осуществляется в двух взаимосвязанных формах — самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.

Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности.

В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности преподавателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность преподавателя СПО – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования на основе выделения трёх разделов:

— качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком;

— качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой;

— перечень пороков и недостатков от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. «Постоянные упражнения в самонаблюдении, тонкий анализ собственных психологических процессов и состояний, — пишет Н.Г. Чернышевский, — позволяли Л.Н. Толстому полно и реалистично изображать психологию различных людей».

Анализируя качества собственной личности, Л.Н. Толстой подвергает себя суровой критике. Тут же он намечает программу самоисправления: «Важнее всего для меня в жизни избавление от 3-х главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени». Эту программу он выполнил полностью. Н.Г. Чернышевский, отмечает, что тот, «кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».

Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя.

Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему активов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания преподавателя называют потребность в самосовершенствовании.

Читать статью  Путь к гениальности через творческое саморазвитие

Цель программы саморазвития:

— Развитие своих профессиональных компетенций посредством процесса самообразования.

Целью профессионального саморазвития является достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного преподавателя. Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, поскольку предела развитию личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта.

  1. Актуализировать проблемы развития профессиональной деятельности.
  2. Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.
  3. Составить свою программу личностного роста, найти пути и средства её реализации, методы и приёмы работы над собой.
  4. Показать, что совершенствование личных качеств является необходимым условием воспитания толерантного отношения к другим.
  5. Формировать знания о психологии человека для сознательного управления подростками своим развитием;
  6. Формировать и развивать процессы самопознания, стремления к углублению знаний о своем внутреннем мире;
  7. Формировать процессы самовоспитания и саморазвития студентов;
  8. Освоить практические приемы и методы духовного развития личности;
  9. Освоить приемы рефлексии;
  10. Развить представления в области профессионального самоопределения, формировать внутреннюю готовность студента к профессиональному выбору.

Считаю, что в процессе реализации программы я развиваю свою педагогическую компетентность, способность оперативно находить нужную информацию и анализировать её. Я должна приобрести умение убеждать, увлекать и вести за собой, так как это неотъемлемая часть процесса саморазвития.

ПК подлежащие развитию

Опыт практической деятельности

Систематизировать процесс саморазвития

Использую знания, полученные в ходе изучения научно-методической литературы

Отбираю научно – методическую литературу

Анализирую и в дальнейшем использую научно-методическую литературу

С 1.03 по 15.03.2014г.

Определить цели и задачи саморазвития

Использую те знания, которые получила в учебном заведении

Правильная формулировка учебной деятельности

Обосновано выбираю цели и задачи саморазвития

Проектировать образовательный процесс

Знаю программу образовательного процесса в соответствии с ФГТ

Умение планировать и реализовывать образовательный процесс

Отражаю свою педагогическую деятельность в личной программе

Разрабатывать конспекты непосредственно-образовательной деятельности

Методов и приемов работы со студентами

Правильно распределить задачи и формы работы с обучающимися

Систематизировать деятельность обучающихся в группах

Применение в практике

Установление отношений со студентами в образовательном процессе

Развитие познавательных процессов

Я считаю, что критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:

— умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

— умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

— умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и с эмпатией относиться к нему.

ПК подлежащие развитию

Опыт практической деятельности

Находить методы и приемы урегулирования отношений

проведение педсоветов, круглых столов, тестов

Создание атмосферы семейных отношений в группе

Общение с обучающимися, понимание каждого студента

нетрадиционные родительские собрания, демократический стиль с управлении

использование эмоций, чувств в общении

вербальные средства общения

Владение языковой, лингвистической, предметной и прагматической компетенциями

владение этическими и эстетическими нормами общения

Работа над дикцией, темпом речи, грамматически правильной формулировкой

Душу можно сравнить с прозрачным шаром, освещенным изнутри собственным светом своим. Этот огонь и есть для нее не только источник всякого света и истины, но освещает ей все внешнее.
(Марк Аврелий)

Основные направления саморазвития преподавателя:
— непрерывное пополнение педагогических знаний;
— совершенствование педагогического мастерства;
— расширение общего кругозора;
— нравственное и физическое совершенствование;
— умение эффективно организовать свой рабочий день.
Исходный момент самосовершенствования — самопознание, непосредственное и опосредованное. Основные приемы непосредственного самопознания — самонаблюдение,
самоанализ, самооценка.
Приемы опосредованного самопознания:
— сравнение результатов самонаблюдения с отношением к себе со стороны;
— сопоставление себя с другими;
— анализ резервов собственной деятельности.
Методы и приемы самовоздействия:
— самоубеждение;
— самоободрение;
— самоприказ;
— самоконтроль;
— самоинструкция: сознательно данная себе установка, как строить свое поведение в конкретной ситуации;
— самовнушение.
Совершенствование преподавательского мастерства .
Преподавательское мастерство предполагает:
— способности к педагогической деятельности;
— широкие профессиональные знания;
— культуру владения педагогической техникой.
Все эти компоненты проявляются в профессионально-педагогических умениях:
— познавательных;
— конструктивных;
— организаторских;
— коммуникативных.
Познавательные умения включают в себя:
— умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания;
— способность анализировать собственную деятельность;
— наблюдать за детьми, понимать их внутреннее состояние, оценивать уровень развития, условия семейного воспитания;
— способность контролировать свое физическое и техническое состояние.
Основное состояние самообразовательной работы — постоянное пополнение и расширение знаний по педагогике и психологии.
Необходимое условие успешного самообразования
— умение ориентироваться в потоке научной информации. Источники такой информации — справочно-библиографические издания
Совершенствование конструктивных умений.
Конструктивная деятельность преподавателя включает умения:
— формировать цели и задачи образовательного процесса процесса;
— планировать системы работ и последовательность действий студентов;
— отбирать оптимальное содержание будущей деятельности (лекций, воспитательных мероприятий);
— составлять планы конкретных дел.
Для развития этих умений необходимо:
— знание своего предмета и методов его преподавания;
— знание педагогической теории и психологии;
— широкий научный и культурный кругозор;
— педагогическое воображение, способность предвидеть последствия и результаты своей деятельности.
Организаторские умения проявляются в способностях:
— ставить цели перед собой и детьми;
— планировать деятельность;
— делить цель на более мелкие задачи, а затем на дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы;
— создавать положительную установку на предстоящую деятельность;
— контролировать и оценивать исполнение.
Развитию организаторских умений способствуют упражнения в практических действиях, самоинструктировании, самоконтроле, самоприказе.
Коммуникативные умения необходимы для налаживания педагогически целесообразных отношений со студентами и их родителями, с коллегами.
Для развития коммуникативных умений рекомендуется:
— учиться понимать другого человека, «читать» по лицу, тону, жестам, мимике;
— совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою речевую культуру;
— изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения

Академик Д.С. Лихачев, обращаясь к учителям, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

Высокое предназначение преподавателя предъявляет к нему столь же высокие требования. А чтобы соответствовать этим требованиям, преподаватель должен постоянно заниматься своим профессиональным саморазвитием и помнить, что если источник профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности находится в его социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри самого себя – в виде мотивов и источников активности.

Преподаватель Белова Т.М.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ – РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Поставив перед собой, как руководителя дипломным проектом, задачу каким образом в одном дипломном проекте можно продемонстрировать уровень овладения всех видов профессиональной деятельности и соответс.

Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п.

Применение программы AutoCAD и 3DS Max в процессе выполнения курсовых и дипломных проектов для освоения профессиональных компетенций, реализации и оценки качества подготовки специалиста техника-строителя в СПО

В данной статье содержится обоснование структуры, разработки и реализации содержания занятий спецдисциплин с использованием программы AutoCAD и 3DS MAX при выполнении курсовых и дипломных .

Международное сотрудничество как условие формирования профессиональных компетенций студентов колледжа (на примере проекта «ConEct»

Формирование профессиональных компетенций студентов при помощи международных проектов.

Педагогический проект «Создание творческой мастерской декоративной росписи ткани как средство формирования профессиональной компетенции художника-мастера». Автор Миргород И.Ю.

Основная идея проекта заключалась в том, что создание худождественной мастерской декоративной росписи ткани в педагогическом колледже позволит раскрыть творческий потенциал студентов и подготови.

2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

2018 научно — практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций

Методика преподавания дисциплин профессионального цикла художественного профиля.

Учитель и саморазвитие: три кита педагогики и психология

Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.

В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое — профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?

профессиональное саморазвитие педагога

Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть

Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.

В определенном смысле, в руках учителей — будущее страны, так как они воспитывают новое поколение. Какими будут наши дети, когда вступят во взрослую жизнь, во многом зависит от них. Именно поэтому на современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективных» педагогов, которые в условиях массового образования способны обеспечить высокий уровень обучения, позаботиться о здоровье и досуге своих учеников.

Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.

Читать статью  С чего начать саморазвитие | План, упражнения, книги и многое другое

Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математику, естествоведение, русский язык, или любой дугой), повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.

С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

профессиональное саморазвитие педагога

Развитие потенциала – залог профессионализма

Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.

Человек оценивает свои поступки, сравнивает результаты с достижениями других людей, делает соответствующие выводы и корректировки, чтобы не наступить на одни и те же грабли дважды. Так, признанный гений Альберт Эйнштейн не считал себя одаренным. Он был убежден, что его научные достижения — результат трудолюбия и огромной работоспособности.
Профессиональное саморазвитие педагога не будет эффективным, если педагог не сформулирует личностно значимые цели (как долгосрочные, так и краткосрочные). Именно от широты стремлений зависит дальнейшая перспектива личности. Он может стремиться «жить не по лжи», стать учителем с большой буквы, принести пользу людям и так далее.

Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.

Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.

профессиональное саморазвитие педагога

Составление программы профессионального саморазвития для педагога

После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.

Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами — это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.

При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.

Для корректировки программы профессионального саморазвития педагога нужна «прокачка» самоконтроля. Самодисциплина – очень важный этап совершенствования мастерства. Учитель начинает осознанно подходить к решению вопросов, реально оценивает собственные действия и результаты работы.

В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.

В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.

профессиональное саморазвитие педагога

Современность и саморазвитие профессиональных качеств

Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.

Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.

В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.

В понятие «самообразование» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то глубоко изучает конкретную область, другие стремятся получить разносторонние знания. С практической точки зрения, профессиональное саморазвитие педагога будет более эффективным, если сочетать широту кругозора с интересом к определенной сфере занятости.

Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.

профессиональное саморазвитие педагога

Роль психологии в преподавательской деятельности

Любой учитель прежде всего должен быть психологом. Он имеет дело с группами людей, в которых каждый человек – индивидуальная личность, требующая особого подхода. Справиться с этим невозможно без знаний психологии. Поэтому профессиональное саморазвитие педагога включает обязательное условие: изучение новейших психологических достижений, связанных с обучением и воспитанием.

Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.

Большую роль в воспитании играет саморегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.

Истинный «асс» педагогики владеет искусством постановки и решения поставленных задач. Он панорамно воспринимает действительность, способен быстро сориентироваться в трудных ситуациях.

Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.

профессиональное саморазвитие педагога

Учитель как творец

Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.

Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего — призвание. Призванные преподаватели — высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.

По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.

В творчестве педагогов появилось существенно новое направление — креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.

Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.

профессиональное саморазвитие педагога

Подводим итоги: педагогические параллели

Напрашивается вывод, что творческий подход к делу является одним из качеств учителя-профессионала. Однако творчество – это не только преобразование опыта, но и стремление к развитию, поиски новизны, приводящие к новаторству. Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога можно рассматривать как процесс «творения» собственной личности.
Многие передовые педагоги составляют личный творческий план, включающий список мероприятий по основным направлениям самообразования. Этот документ является сугубо индивидуальным. Такие педагоги придерживаются собственной методичной системы, которую они постоянно совершенствуют. Это высочайший уровень педагогического искусства.

Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.

Программа саморазвития студента как будущего педагога

Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.

В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое — профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?

Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть

Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.

В определенном смысле, в руках учителей — будущее страны, так как они воспитывают новое поколение. Какими будут наши дети, когда вступят во взрослую жизнь, во многом зависит от них. Именно поэтому на современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективных» педагогов, которые в условиях массового образования способны обеспечить высокий уровень обучения, позаботиться о здоровье и досуге своих учеников.

Читать статью  С чего начать саморазвитие: подробная инструкция для тех, кто хочет меняться к лучшему

Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.

Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математику, естествоведение, русский язык, или любой дугой), повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.

С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

Развитие потенциала – залог профессионализма

Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.

Человек оценивает свои поступки, сравнивает результаты с достижениями других людей, делает соответствующие выводы и корректировки, чтобы не наступить на одни и те же грабли дважды. Так, признанный гений Альберт Эйнштейн не считал себя одаренным. Он был убежден, что его научные достижения — результат трудолюбия и огромной работоспособности.
Профессиональное саморазвитие педагога не будет эффективным, еслипедагог не сформулирует личностно значимые цели (как долгосрочные, так и краткосрочные). Именно от широты стремлений зависит дальнейшая перспектива личности. Он может стремиться «жить не по лжи», стать учителем с большой буквы, принести пользу людям и так далее.

Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.

Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.

Составление программы профессионального саморазвития для педагога

После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.

Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами — это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.

При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.

Для корректировки программы профессионального саморазвития педагога нужна «прокачка» самоконтроля. Самодисциплина – очень важный этап совершенствования мастерства. Учитель начинает осознанно подходить к решению вопросов, реально оценивает собственные действия и результаты работы.

В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.

В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.

Современность и саморазвитие профессиональных качеств

Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.

Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.

В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.

В понятие «самообразование» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то глубоко изучает конкретную область, другие стремятся получить разносторонние знания. С практической точки зрения, профессиональное саморазвитие педагога будет более эффективным, если сочетать широту кругозора с интересом к определенной сфере занятости.

Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.

Роль психологии в преподавательской деятельности

Любой учитель прежде всего должен быть психологом. Он имеет дело с группами людей, в которых каждый человек – индивидуальная личность, требующая особого подхода. Справиться с этим невозможно без знаний психологии. Поэтому профессиональное саморазвитие педагога включает обязательное условие: изучение новейших психологических достижений, связанных с обучением и воспитанием.

Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.

Большую роль в воспитании играет самрегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.

Истинный «асс» педагогики владеет искусством постановки и решения поставленных задач. Он панорамно воспринимает действительность, способен быстро сориентироваться в трудных ситуациях.

Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.

Учитель как творец

Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.

Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего — призвание. Призванные преподаватели — высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.

По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.

В творчестве педагогов появилось существенно новое направление — креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.

Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.

Подводим итоги: педагогические параллели

Напрашивается вывод, что творческий подход к делу является одним из качеств учителя-профессионала. Однако творчество – это не только преобразование опыта, но и стремление к развитию, поиски новизны, приводящие к новаторству. Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога можно рассматривать как процесс «творения» собственной личности.
Многие передовые педагоги составляют личный творческий план, включающий список мероприятий по основным направлениям самообразования. Этот документ является сугубо индивидуальным. Такие педагоги придерживаются собственной методичной системы, которую они постоянно совершенствуют. Это высочайший уровень педагогического искусства.

Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.

Авторское право © 2022 Педагогические таланты России
Свидетельство о регистрации МИНЮСТ РОССИИ № 7714058502
Роскомнадзор — МИНКОМСВЯЗИ РОССИИ СМИ ЭЛ № ФС 77 — 75452

Источник https://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library/2014/10/07/proekt-programmy-samorazvitiya-professionalnykh

Источник https://salid.ru/journal/uchitel-i-samorazvitie

Источник https://xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: