Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка

Содержание статьи

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Пакеты документации для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Документация
учебных
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документация
котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документации для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Документы
по Охране
труда в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документация
котельной
ДОУ

Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий______________
________________________
__________/_____________/
Приказ №___ от «__»___2022 г.

Положение
о взаимодействии с семьями воспитанников

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования», Семейным Кодексом Российской Федерации и Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о взаимодействии с семьями воспитанников является локальным нормативным актом ДОУ и вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными представителями) детей, вовлечения их в единое пространство детского развития в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм взаимодействия ДОУ с семьей, работы с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство детского развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ (ДОО) с семьей определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы дошкольного образовательного учреждения с семьей, документацию, регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.

скачать: Положения для ДОУ
94 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 28.09.2022 г

2. Основные направления, цели и задачи работы

  • работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников;
  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
  • изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров;
  • вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
  • создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а так же вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
  • сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов дошкольного образовательного учреждения;
  • формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
  • организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;
  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
  • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации)
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
  • выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к традиционной культуре;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
  • гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга;
  • повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;
  • повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей (законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого, технического развития детей;
  • создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей.

3. Основные принципы работы ДОУ

3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2.

  • принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
  • принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;
  • принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.
  • принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
  • принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы;
  • принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
  • принцип доброжелательности всех участников содружества;
  • принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого принуждения).
  • принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре;
  • принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
  • принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;
  • принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».

4. Организация работы

4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет дошкольного образовательного учреждения. Его содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями работы.
4.2.

  • изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
  • группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы;
  • составление программы совместных действий педагога и родителей (законных представителей);
  • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
  • целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
  • планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
  • конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
  • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями (законными представителями) группы;
  • взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
  • одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
  • обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
  • учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
  • ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
  • соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
  • посещение семей на дому;
  • анкетирование;
  • наглядная пропаганда педагогических знаний;
  • родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы; презентации опыта работы;
  • дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
  • круглые столы;
  • деловые игры;
  • тренинги;
  • почта доверия;
  • семейные проекты;
  • творческие проекты;
  • тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
  • вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
  • совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
  • семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
  • методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и методов реализации, корректировки;
  • методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
  • методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).

скачать: Должностные инструкции для ДОУ (Профстандарт)
31 инструкция поштучно и пакетом, обновление — 5 сентября 2022 года

5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи

5.1. Внутреннее взаимодействие — активное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении, формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2.

  • создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;
  • переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
  • соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.

5.3. Внешнее взаимодействие — взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими дошкольными образовательными учреждениями.

6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников

6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также основной образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.

7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей

7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых в дошкольном образовательном учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей) воспитанников о воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении.
7.7.

  • планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
  • учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при планировании содержания мероприятий;
  • разнообразие планируемых форм работы;
  • планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
  • разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОУ в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
  • выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников;
  • выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в дошкольном образовательном учреждении.
  • планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
  • разнообразие планируемых форм работы с семьей.
  • разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
  • отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
  • учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при организации последующих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
Читать статью  Трудный ребёнок в приёмной семье

8. Контроль

8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников осуществляется заведующим и старшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения в соответствии с настоящим Положением.
8.3.

  • посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об этом воспитателя;
  • изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников по производственной необходимости;
  • привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в дошкольном образовательном учреждении.

8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития партнерства является Совет ДОУ — постоянный коллегиальный орган управления, в состав которого избираются работники дошкольного образовательного учреждения, родители, представители Учредителя.
8.5.

  • определение основных направлений развития дошкольного образовательного учреждения;
  • организация работы по защите прав и интересов участников образовательных отношений;
  • контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в детском саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
  • поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
  • участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений в случаях, когда это необходимо.

9. Документация

9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
9.2.

  • планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
  • протоколы групповых родительских собраний;
  • конспекты мероприятий;
  • отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
  • протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.

9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в течение 3 лет.

10. Заключительные положения

10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Согласовано с Родительским комитетом

Протокол от ___.____. 20____ г. № _____

скачать: Положения для ДОУ
94 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 28.09.2022 г

скачать: Документация по Пожарной безопасности в ДОУ
38 документов с учетом законов на 1 мая 2022 года

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка

Логинова, Е. В. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка / Е. В. Логинова, Е. В. Шиврина, И. А. Александрова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 79-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7304/ (дата обращения: 30.11.2022).

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Необходимо создать такие условия в детском саду, которые бы позволили родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: взаимосотрудничество, партнерство, выстраивание эффективных партнерских отношений, взаимодействие ДОУ и семьи с целью личностного развития дошкольника, активные формы работы с родителями, портфолио семьи.

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Н. А. Менчинская, А. В. Петровский, А. С. Макаренко доказали: эти социальные институты — воспитательные феномены, каждый из которых помогает ребенку приобрести социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка.

В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умение планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Семья для ребенка — среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи. Эффективность воспитания детей во многом зависит от уровня педагогической грамотности, педагогической образованности и компетентности родителей. Именно их пример, и личные качества определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания обуславливает необходимость взаимосотрудничества.

Нововведения государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Роль родителей и образовательной организации закреплены в нормативно-правовых документах:

— Конституции РФ. Принята 12.12.1993 [1,с38]

— Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ [3,с63]

— Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273, (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) [3,с44]

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [4]

Из этого следует, что семья и детский сад, как первая ступень общественного образования, должны идти вместе по одному пути. Так как эффективность воспитания ребенка, овладения им общечеловеческими ценностями, как условия личностного развития зависит от выстраивания партнерских отношений, умения дополнять друг друга, поддерживать, оказывать помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Взаимодействие — это универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы, процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. [5,с.24]

По мнению Т. А. Куликовой: «..Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития». [7,с. 213] Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского. Он писал: «Дошкольник почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества». [7, с.211]

Сотрудничество — тип взаимоотношений людей в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий. Оно возможно только на основе единства, внешне проявляется во взаимной доброжелательности, взаимном доверии и признании достоинств друг друга. [8,с. 60]

— взаимосвязными действиями индивидов, направленными на достижение общих целей, обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон; [12, с.9]

— соучастием во всех делах, интересом друг к другу, оптимизмом и взаимным доверием в общении; [10, с.44]

— согласованностью индивидуальных действий, взаимной поддержкой, оптимальным управлением на основе партнерства, обусловленного взаимным доверием, уважением друг к другу. [9, с.264]

Партнерство — определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:

— равноправие партнеров при принятии решений; выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;

— уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;

— взаимовыгодность и заинтересованность сторон в сотрудничестве;

— добровольность принятия взаимных обязательств;

— равноответственность сторон за выполнение принятых обязательств. [11,с.168]

Современные ученые отмечают важность взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. В своих работах, предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей.А. В. Козлова, предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй.

О. В. Солодянкина. Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

— единство в работе ДОУ и семьи с целью личностного развития детей;

— взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

— использование разнообразных форм работы с семьей в их взаимосвязи;

— индивидуальные и групповые формы работы с родителями.

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в использовании традиционных форм сотрудничества с семьей, но дающих стабильно положительные результаты и внедрение инновационных технологий, направленных на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.Поэтому, в первую очередь, при планировании работы с семьями воспитанников мы поставили перед собой следующие задачи:

— изучить семьи с целью выявления ее запросов, потребностей, нужд;

— создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, с целью установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

Наша педагогическая деятельность по отношению к семье была направлена на:

— выстраивание позитивных детско-родительских отношений;

— объединение усилий по вопросам развития и воспитания детей;

— повышение педагогической, правовой культуры родителей; реализацию их педагогических умений;

— вовлечение родителей в деятельность ДОУ, как полноправных партнеров в воспитании собственного ребенка.

Для этого в детском саду созданы условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа всех специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, что дает родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Работу с родителями в нашей группе планируем заранее, начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в группе, в детском саду. Для этого ежегодно проводим мониторинг «Взаимодействие семьи и детского сада», опрос «Что я хочу узнать о воспитании?», личные беседы об интересах семьи, что помогает выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Анализ ежегодного анкетирования «Взаимодействие семьи и детского сада» позволяет выделить три группы родителей:

Количество семей

Родители — активисты, с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители — исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации

Родители — наблюдатели, не желают принимать участие в образовательном процессе ДОУ, выбрав позицию стороннего наблюдателя

Анализ опроса «Что я хочу узнать о воспитании?» позволил выделить потребности родителей

Количество семей

Максимально полную информацию о ребенке

Педагогические советы по общению с детьми, психологические и индивидуальные консультации

Рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома

Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка этого возраста лучше прочитать

Приобретение практического опыта

Возможность обмена опытом с другими родителями группы

На основании изученных потребностей, интересов, пожеланий родителей мы составляем перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников на учебный год, включающий в себя традиционные, но эффективные формы и инновационные, используемые точечно и конкретно.

Родительские собрания. Нами используется технология проведения родительских собраний Е. В. Бачевой, которая способствует созданию доверительной атмосферы, помогает родителям откровенно говорить о проблемах. Формы проведения и организации: «Круглый стол», родительская гостиная, клуб по интересам, школа молодого родителя, детско-родительский клуб.

Информационный уголок представлен папками ширмами, папками –передвижками, информационными стендами. Для того, чтобы информация стала помощницей, действуют постоянные рубрики: «Это интересно», «Заботливым родителям — талантливых детей», «Советы доктора Айболита», «Наша реклама», «Советы от Фрекен-Бок», «Говорушечки», «Домисолька», «Говорят дети», «Поиграем», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Родитель может взять его домой для личного изучения, помощи ребенку.

Досуги, праздники, развлечения. Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Оно позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проводятся традиционные, ежегодные праздники «День рождения группы», «Вместе весело шагать», «Мы счастливая семья», «Праздник дедушек и бабушек», «День защиты детей», «В гостях у осени», «Мама, милая мама»; развлечения «Семейные посиделки», «А ну-ка бабушки»; спортивные досуги «Семья — здоровый образ жизни».

Читать статью  Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

Беседа «За закрытыми дверями». Данная форма работы подразумевает индивидуальную беседу с родителями воспитанника, затрагивая актуальную тему для развития ребенка.

Тематические выставки, организация индивидуальных мини выставок рисунков, изделий семей воспитанников и конкурсы: творческие, интеллектуальные, спортивные. Родители группы активно учувствуют в организации тематических выставок, конкурсов, приносят экспонаты, предоставляют изделия для персональных выставок.

Экскурсии с пользой. В походах, экскурсиях с детьми у родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих экскурсий, походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о городе, о своем крае. В этом году мы посетили Ботанический сад им Демидова, Людмилинскую скважину, музей ОАО «Уралкалий», Соликамское ТВ, съездили в увлекательное путешествие «Масленкино-Буренкино», в г. Усолье в дом-музей Строгоновых.

Газета. С целью информирования родителей о жизни группы ежемесячно вместе с детьми (иногда и при участии родителей) выпускается газета «Топ» — известия. Темы абсолютно разные, но всегда актуальные и важные.

Дни открытых дверей родителей, семейные квесты. Например, в этом году прошел семейный квест «Детский сад глазами детей»- где родители ненадолго становились детьми и путешествовали по станциям, выполняли различные творческие задания. В результате у родителей формировалось представление о том, чем же их ребенок занимается и как он развивается каждый день.

— «Родители — детям». Невозможно воспитать ребенка словами, только личный пример взрослого порождает в детях искрению заинтересованность. Поэтому мы используем такую форму работы с родителями, как «Родители — детям», где родители активно участвуют в образовательном процессе, по желанию проводят утреннюю гимнастику, подвижные игры, встречи с интересными людьми, мастер-классы.

Группа «Шустрики» в социальной сети «Одноклассники». Информация о ДОУ есть на официальном сайте, где каждый родитель может ознакомиться с уставом ДОУ, программой, реализуемой в дошкольном учреждении, найти полезную информацию от узких специалистов. В новостной ленте узнать о событиях детского сада, в рубрике вопрос-ответ задать вопрос администрации детского сада, узким специалистам, оставить свои отзывы и пожелания. Но, у нашей группы есть личная страничка в сети Интернет. Вступившие в группу родители могут узнать о событиях жизни группы, посмотреть фотоальбом, оставить свои комментарии, получить онлайн консультацию в любое удобное время, пообщаться с другими родителями группы.

Семейные творческие мастерские. Родители не только принимают участие в организованных нами мастер классах, но и сами проводят их, знакомят друг друга со своим хобби, увлечением, дают советы. Например, родители провели мастер-класс по декорированию деревянных изделий техникой «Декупаж», по изготовлению украшений в технике «Канзаши», декорирование ваз.

Социальные акции, марафоны. На данный момент мы участвуем во Всероссийском марафоне «Ангел добра».

Проектная деятельность. С особым интересом родители относятся к проектной деятельности. Данная деятельность увлекает их и детей, погружая в мир взаимодействия и сотрудничества, создавая условия для личностного развития не только детей, но и родителей, формирования таких качеств как ответственность, самостоятельность, активная жизненная позиция, инициативность. Нами были разработаны и реализованы педагогические проекты направленные как на детей, так и на родителей: «Верные друзья», «Такие разные буквы», «Космические просторы», «Динозавры», «Широкая Масленица», «Олимпийские кольца», «Белые журавли».

Хочется подробней остановиться на проекте «У счастья — дом семья» итогом, которого является портфолио семьи.

Портфолио семьи — современная форма работы с семьёй, способ самодиагностики и механизм её саморазвития. Это комплект материалов, объединяющий характеристики, достижения семьи, положительный опыт семейного воспитания.

Создание семейного портфолио — это процесс укрепления семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода. Этот необычный способ фиксации семейных достижений позволяет отразить все интересное, что происходит в жизни семьи: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от совместных поездок, домашних дел и забот, семейные традиции, лучшие минуты счастливого времени, проведенного вместе. Более того, портфолио станет не только памятной вещью для каждой семьи, но и пригодится при планировании новых задумок и совместных мероприятий.

Ценность технологии «семейного портфолио» заключается:

— В том, что каждому дается возможность самореализоваться, самосовершенствоваться, творчески раскрыться, родители имеют возможность обратить внимание на проблемы и своевременно их решить, ребёнку даётся возможность почувствовать себя частью дружной семьи;

— в формировании положительной характеристики семьи;

— в совершенствовании положительных детско-родительских отношений;

— в возникновении потребности в сотрудничестве ДОУ и семьи;

— систематизируется и обобщается положительный опыт семейного воспитания.

Цель проекта: создание условий для самопознания, саморазвития, нравственного самосовершенствования ребенка и его семьи, укрепления детско-родительских отношений

Задачи деятельности по созданию проекта:

— Способствовать установлению партнёрских, сотруднических отношений ДОУ с семьёй каждого воспитанника.

— Развивать познавательно-речевые способности детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

— Оказать методическую помощь родителям при создании портфолио семьи

— Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.

— Способствовать сплочению, единению представителей разных поколений.

— Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.

— Способствовать проявлению креативности участников проекта.

— Развивать рефлексивные способности членов семьи.

Для того чтобы родители приняли участие в нашем проекте, мы соблюдаем ряд условий: добровольность, целеполагание, индивидуальность, систематичность в сборе информации.

Продукт проекта: портфолио семьи.

— Гармонизация отношений ребенок-родитель..

— Распространение социально-значимого опыта семейного воспитания.

— Мотивация родителей на воспитание уважения к общечеловеческим ценностям

Первоначально включились в реализацию проекта 15 % родителей. Творческая группа определила структуру портфолио, содержание, оформление, место хранения. Благодаря открытости, сейчас в творческой группе 45 % родителей. Портфолио постоянно пополняется. Дети очень любят рассматривать его странички, рассказывать о событиях. Каждая страничка вывешивается для ознакомления на шкафчик ребенка, а потом собирается в специальную папку.

В рамках деятельности группы были подобраны диагностики, разработаны анкеты для родителей, методическое обеспечение: конспекты родительских собраний, сценарии совместных праздников, консультативный материал, подобраны игры, картотека художественной литературы, музыкальная фонотека.

Например, портфолио одной семьи содержит такие разделы:

— «Семья — семь Я» на страницах своего портфолио: представление своей семьи, общие сведения, описание значения имен, рождение семьи, письма-признания.

— «Большая дружная семья» — были представлены генеалогическое древо, был представлен герб семьи, словарь терминов родства.

— «Семья глазами детей» — результатом ее стала мини-книжка «Моя семья»

— «Семейные традиции» — здесь папа и мама знакомили детей группы с личными хобби и увлечениями, своей профессией, представляли как традицию семейный праздник «Именины у Ани».

В презентации опыта семейного воспитания на родительских встречах семья стала инициатором оформления альбомов «Кулинарные рецепты семьи», «Книга народной мудрости».

Мы, как педагоги, видим, что позиция наших родителей становится более гибкой. Первоначально, родительские собрания посещало 50 % родителей, 10 % участвовало в организации групповых мероприятий, то на данный момент посещаемость составляет 100 %. Родители сами организуют «Встречи с интересными людьми», являются инициаторами групповых праздников, экскурсий и походов, активно участвуют в конкурсном движении разного уровня. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Статья 38.

2. Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ Статья 63

3. Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273, (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) Статья 44

4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

5. Большой Энциклопедический словарь, М, Мозаика, 2000.-345с.

6. Доронова Т. Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А. Е. «Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка — Пресс, 2001 г.

7. Козлова С.Л, Куликова Т.А «Дошкольная педагогика» М: Издательский центр «Академия», 2001, -416с.

8. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В. С. Безрукова. 2000.

9. Психология индивидуального и группового субъекта/под ред.А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой.-М.: ПЕРСЭ, 2002.-368с.

10. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе; кн. для учителя/М. М. Рыбакова-М.: Просвещение, 1991–128с.

11. Социальное партнерство: Словарь справочник/ Руководители авт. Коллектива В. Н. Киселев, В. Г. Смольков.-М.: ОАО Изд. «Экономика», 1999.-232с.

12. Шакуров, Р. Х. Психологические основы педагогического сотрудничества/Р. Х. Шакуров. — СПб.,1994.-42с.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, семья, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, взаимное доверие, отношение, портфолио семьи.

Ключевые слова

партнерство, взаимосотрудничество, выстраивание эффективных партнерских отношений, взаимодействие ДОУ и семьи с целью личностного развития дошкольника, активные формы работы с родителями, портфолио семьи., портфолио семьи

Похожие статьи

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов.

Семейный клуб как форма построения системы партнерских.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Роль детскородительского клуба дошкольной организации.

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Особенности взаимодействия дошкольной организации.

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Пакеты документации для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Документация
учебных
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документация
котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документации для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Документы
по Охране
труда в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документация
котельной
ДОУ

Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий______________
________________________
__________/_____________/
Приказ №___ от «__»___2022 г.

Положение
о взаимодействии с семьями воспитанников

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования», Семейным Кодексом Российской Федерации и Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о взаимодействии с семьями воспитанников является локальным нормативным актом ДОУ и вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными представителями) детей, вовлечения их в единое пространство детского развития в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм взаимодействия ДОУ с семьей, работы с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство детского развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ (ДОО) с семьей определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы дошкольного образовательного учреждения с семьей, документацию, регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.

скачать: Положения для ДОУ
94 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 28.09.2022 г

Читать статью  Семейная Клиника Счастливая Семья

2. Основные направления, цели и задачи работы

  • работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников;
  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
  • изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров;
  • вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
  • создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а так же вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
  • сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов дошкольного образовательного учреждения;
  • формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
  • организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;
  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
  • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации)
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
  • выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к традиционной культуре;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
  • гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга;
  • повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;
  • повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей (законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого, технического развития детей;
  • создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей.

3. Основные принципы работы ДОУ

3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2.

  • принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
  • принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;
  • принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.
  • принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
  • принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы;
  • принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
  • принцип доброжелательности всех участников содружества;
  • принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого принуждения).
  • принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре;
  • принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
  • принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;
  • принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».

4. Организация работы

4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет дошкольного образовательного учреждения. Его содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями работы.
4.2.

  • изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
  • группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы;
  • составление программы совместных действий педагога и родителей (законных представителей);
  • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
  • целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
  • планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
  • конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
  • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями (законными представителями) группы;
  • взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
  • одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
  • обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
  • учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
  • ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
  • соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
  • посещение семей на дому;
  • анкетирование;
  • наглядная пропаганда педагогических знаний;
  • родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы; презентации опыта работы;
  • дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
  • круглые столы;
  • деловые игры;
  • тренинги;
  • почта доверия;
  • семейные проекты;
  • творческие проекты;
  • тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
  • вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
  • совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
  • семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
  • методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и методов реализации, корректировки;
  • методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
  • методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).

скачать: Должностные инструкции для ДОУ (Профстандарт)
31 инструкция поштучно и пакетом, обновление — 5 сентября 2022 года

5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи

5.1. Внутреннее взаимодействие — активное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении, формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2.

  • создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;
  • переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
  • соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.

5.3. Внешнее взаимодействие — взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими дошкольными образовательными учреждениями.

6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников

6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также основной образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.

7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей

7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых в дошкольном образовательном учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей) воспитанников о воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении.
7.7.

  • планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
  • учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при планировании содержания мероприятий;
  • разнообразие планируемых форм работы;
  • планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
  • разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОУ в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
  • выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников;
  • выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в дошкольном образовательном учреждении.
  • планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
  • разнообразие планируемых форм работы с семьей.
  • разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
  • отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
  • учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при организации последующих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.

8. Контроль

8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников осуществляется заведующим и старшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения в соответствии с настоящим Положением.
8.3.

  • посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об этом воспитателя;
  • изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников по производственной необходимости;
  • привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в дошкольном образовательном учреждении.

8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития партнерства является Совет ДОУ — постоянный коллегиальный орган управления, в состав которого избираются работники дошкольного образовательного учреждения, родители, представители Учредителя.
8.5.

  • определение основных направлений развития дошкольного образовательного учреждения;
  • организация работы по защите прав и интересов участников образовательных отношений;
  • контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в детском саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
  • поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
  • участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений в случаях, когда это необходимо.

9. Документация

9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
9.2.

  • планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
  • протоколы групповых родительских собраний;
  • конспекты мероприятий;
  • отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
  • протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.

9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в течение 3 лет.

10. Заключительные положения

10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Согласовано с Родительским комитетом

Протокол от ___.____. 20____ г. № _____

скачать: Положения для ДОУ
94 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 28.09.2022 г

скачать: Документация по Пожарной безопасности в ДОУ
38 документов с учетом законов на 1 мая 2022 года

Источник https://ohrana-tryda.com/node/2207

Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7304/

Источник https://ohrana-tryda.com/node/2207

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: