Родители особых детей – особые люди?

Какие права и обязанности предусмотрены для родителей детей-инвалидов?

Количество детей-инвалидов на сегодняшний день в России превышает количество шестисот тысяч человек. Большинство таких детей находится в семьях, которые имеют права на предоставление льгот различного характера, а также на обеспечение защиты их прав.

Что такое права родителей детей-инвалидов?

Кроме существующих прав родителей по отношению к своему ребёнку, зафиксированных в Семейном Кодексе Российской Федерации, существует также и определенная группа прав для родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Права этой категории родителей регулируются несколькими нормативными актами:

  • Федеральным законом «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 года(в сфере реализации права на жилье для семей, в которых есть дети-инвалиды);
  • Трудовым Кодексом Российской Федерации (в отношении реализации основных трудовых прав родителей детей-инвалидов);
  • Указом Президента «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим ежемесячный уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы).

Кроме того, в перечень регулирующих нормативных актов включаются различные Постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления тех или иных льгот для самих инвалидов и тех, кто за ними ухаживает.

Перечень прав родителей детей-инвалидов

Существующее законодательство разделяет имеющиеся права у родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на трудовые и социальные.

К трудовым относятся:

  • право на использование дополнительных четырёх выходных дней в месяце для одного из двух работающих родителей детей-инвалидов (второй родитель взять дополнительные выходные не сможет, пока первый не откажется от такого своего права);
  • право на запрет в отказе на приём на работу по основанию наличия ребёнка-инвалида либо по иным основаниям, если родитель воспитывает ребёнка-инвалида; , воспитывающей ребёнка-инвалида, не быть сокращённой с работы, за исключением случаев, когда организация ликвидируется или объявляется процедура банкротства, право на сокращённый рабочий день при условии, что этот родитель занимается воспитанием ребёнка-инвалида до достижения им возраста шестнадцати лет (право на сокращённый рабочий день также предоставляется до достижения ребёнком шестнадцатилетнего возраста).

В случае, если происходит нарушение перечисленных прав, их защиту осуществляет трудовая инспекция.

Кроме того, законодатель выделил также перечень социальных прав, которыми обладают родители ребёнка-инвалида. К таким правам относятся:

  • право на получение ежемесячной выплаты, которым обладает один из родителей, осуществляющих уход за таким ребёнком;
  • предоставление возможностей для улучшения существующих жилищных условий семьи, где проживает ребёнок-инвалид, если такие условия не соответствуют нормам проживания;
  • досрочный выход на пенсию для родителей детей-инвалидов (пенсионный возраст сокращается на пять лет), если родители воспитывали ребёнка инвалида до восьми лет, даже если после этого возраста ребёнок умер (такое же правило действует и в отношении опекунов);
  • если ребёнок-инвалид воспитывается в многодетной семье, то такой семье предоставляются существенные льготы по медицинскому обслуживанию, а именно бесплатное предоставление необходимых лекарств, предоставление санаторно-курортного лечения.

Для того, чтобы защита таких прав была осуществлена в полном объеме, необходимо юридически подтвердить факт существующих нарушений.

Данные права родителей и семей, которые воспитывают ребёнка-инвалида, в случае нарушений защищаются несколькими организациями: органами опеки и попечительства, органами соцзащиты населения, Пенсионным Фондом Российской Федерации.

Порядок защиты нарушенных прав

Для защиты нарушенных прав в зависимости от того, к какой категории они относятся, существует свой механизм.

Так, если речь идёт о защите нарушенных трудовых прав, порядок действий выглядит следующим образом:

  • получить документальное подтверждение нарушения прав;
  • обратиться в созданное в рамках организации подразделение по защите трудовых прав работников;
  • в случае отказа в предоставлении возможных вариантов разрешения возникшей конфликтной ситуации обратиться в трудовую инспекцию с заявлением о разрешении спора;
  • предоставление всех документальных доказательств имеющихся нарушений;
  • получение предписания от сотрудников трудовой инспекции о необходимости устранения выявленного нарушения (предписание составляется в трёх экземплярах — один передаётся в организацию, второй — на руки обратившемуся сотруднику, третий остаётся в архиве трудовой инспекции).

В том случае, если исполнение предписания трудовой инспекции осуществлено не было, следует обращение с соответствующим исковым заявлением в суд.

Если речь идёт о нарушенных социальных правах, то механизм защиты выглядит аналогичным образом, но будет иметь несколько отличий:

  • первичное обращение происходит сразу в тот орган, который осуществляет обеспечение того или иного права с заявлением об урегулировании возникшего конфликта;
  • если в конкретном органе варианты урегулирования возникшего конфликта не предложены, следует обратиться в вышестоящую организацию с представлением всех имеющихся документальных доказательств возникшего нарушения;
  • третьим шагом становится непосредственное обращение в суд с исковым заявлением о разрешении возникшего конфликта, которое направляется в сопровождении с документами, подтверждающими предпринятые попытки досудебного урегулирования имеющегося конфликта.

Таким образом, механизм защиты зависит от того, какие именно права были нарушены, а также от того, готовы ли лица, которые эти права нарушили, исправить своё нарушение в досудебном порядке.

Кроме основных родительских прав, у родителей детей-инвалидов есть и специфические, которые характерны только для них. В случае, если эти права нарушены, можно добиться их защиты путём обращения в соответствующие инстанции, в том числе, в суд.

Родители особых детей – особые люди?

Рождение ребёнка с нарушениями развития или врожденными заболеваниями, болезни в процессе роста влияют на всю семью. Причем влияют не только увеличением информированности родителей в медицинских аспектах причин и лечения или материальном плане: взрослые изменяются и психологически. Какие изменения сказываются позитивно, какие негативно и как с этим справляться? И в чем на самом деле нуждаются родители особых детей?

7 важных вопросов о детских подгузниках

Мнения специалистов о родителях детей-инвалидов

Мнения специалистов о родителях детей-инвалидов

Специалисты утверждают на основании исследований, что родители детей-инвалидов отличаются некоторыми схожими характеристиками, возникающими постепенно после рождения особого ребёнка или болезни, несчастного случая, ставшего причиной заболевания или травмы. Сказываются и повышенное напряжение в уходе, в терапии детей, и влияние общества, и то, что психические и физические силы у людей не бесконечны, а возможность отдохнуть порой отсутствует.

По мнению исследователей, наибольшие изменения отмечаются у родителей детей с расстройством аутичного спектра и эпилепсией.

Эпилепсия и аутизм — состояния, имеющие самый высокий уровень созависимости, вовлеченности родственников и окружающих в проблемы здоровья человека.

Ребёнок с расстройством аутичного спектра постоянно требует внимания, нужно следить за каждым его шагом, его действия предсказуемы своей непредсказуемостью, под его стереотипы поведения вынуждены подстраиваться все, проживающие рядом с ним, и другие дети, и взрослые. Желания и привычки особенного ребёнка становятся доминантой в семье, управлять таким ребёнком или пытаться с ним договориться бывает очень сложно.

Читать статью  Семья и семейные отношения

Появление особого ребёнка в семье оказывает значительное влияние на родственников и, в первую очередь, на тех, кто проводит максимальное количество времени с детьми. В соответствии с данными исследования, чаще всего такой взрослый невольно подвергается следующим изменениям психики:

  • если у родителей обычных детей преобладающий тип защиты психики — это интеллектуализация, поиск причин и решений проблемных ситуаций, то у родителей детей-инвалидов чаще отмечается регрессия;
  • копинг-стратегии при решении проблем у родителей здорового ребёнка базируются на проблемном анализе и являются адаптивными к различным ситуациям; копинг-стратегии родителей детей-инвалидов чаще неадаптивные. При столкновении с травмирующей ситуацией такой взрослый реагирует растерянностью, самообвинением и отступлением;
  • родители детей-инвалидов значительно меньше времени уделяют своим нуждам, досугу, социальной жизни, реже посещают друзей и принимают гостей. Это в целом общеизвестный и логичный вывод, однако, имея эту информацию, мало кто из неспециалистов оценивает разрушительное воздействие вынужденного изменения образа жизни на психику;
  • в стрессовой ситуации родители детей-инвалидов значительно чаще испытывают чувство бессилия, неспособности преодолеть возникшие трудности, противостоять агрессии или негативным реакциям. Взрослым требуется разрабатывать новый стиль реагирования.

Как помогать родителям детей-инвалидов?

С MedAboutMe делится опытом Михаил Войцеховский, родитель особого ребёнка и со-основатель социального движения «Белая трость».

Что происходит с родителями? В первую очередь, если ребёнок рождается с заболеванием или инвалидностью, они испытывают чувство дезориентации: когда мы ждем ребёнка, мы создаем свое видение его будущего, свои мечты — не ребёнка. У здоровых детей признается право на свою волю, свои желания, способности, устремления. Особенный ребёнок сразу оказывается вовлеченным в водоворот забот о его здоровье, становится центром вселенной, что увеличивает нагрузку и на родителей, и на него самого.

В процессе «выращивания» здоровых детей есть возможность пользоваться имеющимися рецептами, советами бабушек, подружек, книг. А при появлении особого малыша мать не так редко остается одна: отцы уходят из семьи, не выдерживают. Друзья отдаляются, не понимая степени вовлеченности. И до сих пор существуют суеверия о «заразности» если не болезни, так несчастья, и извечная стигматизация, обвинения родителей в несуществующих грехах, нарушениях диеты, домыслов, как будто объясняющих, почему в этой семье родился такой ребёнок.

Нагрузка, напряжение, комплекс вины приводят к тому, что родители ребёнка-инвалида отгораживаются от общества: зачастую нет ни времени, ни сил, ни желания. Выстраиваются своеобразные типы психологических защит — от отрицания наличия болезни до отказа от общества или «культа особого ребёнка».

Универсального решения по помощи родителям нет. Но, пожалуй, основное, что нужно делать — это, не замыкаясь на семье и болезни, искать людей, которые уже проходили через этот опыт и их особые дети уже выросли. Это помогает и расширять горизонты, и излечивать комплекс родителей особых детей («мы со всем справимся сами»).

Любому ребёнку в первую очередь нужны сильные, счастливые родители. В случае ребёнка-инвалида работает правило самолета: сначала надеть кислородную маску на себя, затем на ребёнка.

Существуют общественные организации с позитивным опытом влияния общения родителей особых детей. Очень эффективны простые встречи нескольких родителей, особенно, если на них присутствуют взрослые инвалиды: родители малышей видят, как и что может происходить, какая степень адаптации возможна, что жизнь, пусть не такая, о которой мечтали до рождения (у кого из здоровых детей будущее полностью повторяет родительские мечты?), но в целом наполненная жизнь — возможна.

На таких встречах взрослые делятся опытом, решениями — не медицинскими, а теми, которые помогают справляться с нагрузкой, работать с эмоциями. Причем, по нашему опыту, такие встречи имеют эффект двойной терапии: беспомощный, замотанный вчера родитель сегодня, оказывается, может помочь советом не менее уставшему другому человеку. Помощь другому открывает скрытые ресурсы и «выдергивает» из своего круга: ощущение своей полезности, нужности очень важно.

То, что мы делаем в «Белой трости» на постоянной основе — проводим совместные мероприятия родителей незрячих малышей и взрослых инвалидов. Реализованные слепые дети и взрослые помогают родителям понять, куда они могут двигаться с ребёнком, как формировать взаимодействие, и что не надо кружить над ним коршуном, никуда не выпуская, надо помогать адаптироваться. И тем самым еще и выделять время для себя.

Родителям особых детей исключительно важны новые ощущения, знакомства, занятия, навыки. Нужно выходить из этого круговорота возле ребёнка, принимать ситуацию и понимать, где ты находишься и куда можешь двигаться.

Дайте себе передышку

Дайте себе передышку

Общественные организации и социальные движения, направленные на помощь родителям детей-инвалидов не в медицинском, а в психологическом плане, организуются, как правило, самими родителями или выросшими детьми. Сопричастные к проблеме ухода за больным ребёнком люди, как никто, осознают необходимость эмоционального восстановления: будут силы, будут и возможности.

Одна из организаций, действующих сегодня в Санкт-Петербурге и Москве — социальная программа «Передышка». Не изыскивая средства на медикаменты или курсы лечения, сотрудники программы помогают родителям находить в себе силы жить и радоваться детям, сохранять семью, снижать напряжение, повышать качество жизни взрослых и детей.

«Передышка» предлагает родителям «отпуск» — от нескольких часов до нескольких дней, в течение которых ребёнок находится в специально подготовленной «профессиональной» семье, получая весь необходимый уход, внимание, новые впечатления и возможности социализации.

Родители в это время могут просто погулять (некоторые — впервые за несколько лет имеют возможность спокойно пройтись по улице, сходить в кино, не думая, с кем и как там ребёнок), решить неотложные проблемы, заняться своим здоровьем. Для большинства родителей особых детей такая передышка жизненно необходима.

Пока терапия расстройств аутичного спектра не достигла желаемого уровня, даже маленькие успехи уже являются победой. Но то, что реально сделать уже сейчас — уменьшить уровень созависимости, не дать возможности аутизму разрушить семью, разрушить психику родителей, лишить братьев и сестер больного ребёнка необходимого внимания.

Надо стараться реально смотреть на вещи, не погружаться с головой в проблемы здоровья, оставлять время и пространство для личной жизни. К сожалению, реабилитация детей с РАС — это марафон. Его надо бежать, экономя силы и, периодически делая эмоциональные передышки на пит-стопах. Не бойтесь делать эти передышки, не стесняйтесь себя, своих желаний, помните — вы никому ничего не должны.

Принцип «равный с равным»: взгляд с другой стороны

Принцип «равный с равным»: взгляд с другой стороны

Боязнь отойти от ребёнка базируется не только на его особенностях состояния и доверия опекуну. Родители детей-инвалидов подвергаются особой стигматизации со стороны общества: не должно быть счастливым и радоваться жизни, если у тебя в семье такое несчастье — больной ребёнок. Это крест родителя, подвиг, марафон длиною в жизнь, и надо каждый день бороться не на жизнь, а на смерть. Существует множество статей, описывающих «правила общения с родителями особых детей»: как их вдруг не обидеть, как разговаривать с такими людьми? Можно ли шутить, спрашивать про здоровье, рассказывать про успехи своих чадушек?

Такие правила — один из видов дискриминации. Несомненно, родителям детей с инвалидностью тяжело. Да, у всех есть свои триггерные точки, возможны резкие реакции, лимиты в темах и повышенная чувствительность. И у родителей здоровых детей они тоже есть. Но общение только в установленных некоторыми правилами рамках усиливает ощущение безнадежности, бессилия, отвержения взрослого человека с особым ребёнком, заставляет его избегать других людей и замыкаться в своем мире, что не идет на пользу ни самому родителю, ни детям, ни обществу в целом. О принципе «равный с равным» рассказывает Ксения Васильева, практикующий юрист, мать погибшего (2006-2017) сына с детским церебральным параличом и расстройством аутичного спектра.

Читать статью  Взрослые дети и родители: сложности отношений

В последние годы отношение к инвалидам в России меняется к лучшему. От больных детей стали реже предлагать отказываться, в крупных городах обеспечивается доступная среда, открываются коррекционно-развивающие учреждения. Тем не менее, вынуждена отметить, что наше общество еще только в самом начале пути к истинной толерантности в отношении инвалидов и их родственников, а жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья и их родных в России по-прежнему не назовешь сладкой. Во многом потому, что простые, здоровые люди не умеют с ними общаться. Наши граждане мыслят иерархически, постоянно определяя свое место в обществе: никак не хочется стоять в самом низу социальной лестницы, вот они невольно и самоутверждаются за счет нездоровых людей. Немалую помеху к толерантности составляют и предрассудки, которые зачастую не просто устаревшие, а лживые.

Как простые люди, так и специалисты, и пресса зачастую считают и описывают инвалидов и их близких априори несчастными людьми, выказывая им в общении нарочитую жалость или просто пугаясь общения с ними. Неприятное впечатление производит и повышенное нездоровое внимание, когда на человека на инвалидной коляске или объясняющегося языком жестов неприкрыто таращат глаза. Доходит до кощунства — когда в болезни начинают открыто обвинять самого человека или его родных (тогда как болезнь — чаще всего результат случая), а в случае смерти близкого человека, имевшего проблемы со здоровьем, начинают. поздравлять близких, что вот, мол, и сам отмучился, и вас отмучил. Подобные слова иной раз слышишь даже от медиков. А что на деле? Есть ли повод считать, что эти люди несчастны по определению?

На деле счастье и любовь — это чувства, зависящие изначально не от здоровья, а от такой характеристики личности, как оптимистичность. Если на оптимиста обрушилось несчастье в виде потери им или его близким родственником здоровья, он не станет несчастен, у него просто сместятся ориентиры, от чего можно испытать счастье. Вот ребёнок с ДЦП сделал в 15 лет первые шаги в специальных ортопедических приспособлениях под контролем трех докторов — и он, и родители счастливы. Вот у ребёнка-аутиста, о котором все с придыханием шептали «весь в себе, весь в себе», появился в школе друг — и снова все счастливы, включая друга. Вот незрячий человек дошел до магазина в соседнем доме без провожатого — и снова он счастлив. Если человек оптимист. Ну а пессимист напротив — может обладать интеллектом Эйнштейна и здоровьем чемпиона Олимпиады, как сам, так и вся его родня, но все равно найдется повод для недовольств. Точно так же и с любовью — банальное «любят не за что-то, а вопреки чему-то» имеет вполне резонное объяснение, то есть, если человек способен любить безусловно и имеет адекватную самооценку, то он полюбит близкого и будет уважать себя самого и окружающих вне зависимости от того, у кого какое здоровье.

В юриспруденции есть такой принцип — добросовестности предпринимателя. Когда не стоит считать всех бизнесменов априори жуликами, а все же изначально предполагать, что они честные. Вот давайте и мы, кому судьбой дано здоровье, подобным образом делать первое предположение о наших собеседниках, которым со здоровьем повезло меньше. Не надо ставить никого ниже себя, никого жалеть, поскольку весьма вероятно, что в жалости собеседник вовсе не нуждается. А нуждается в обыкновенном человеческом общении, со спокойным уважением, по принципу отношений равного с равным. И даже если собеседник кажется несчастным — весьма вероятно, что причина тому банальная тоска по обычному человеческому общению. Просто скажите себе, что человек и его болезнь — это не одно и то же. Болезнь — это чудовищная несправедливость, случившаяся с человеком, таким же, как все.

И закончить хотелось бы мудрым изречением, которое записано при входе в один крупный реабилитационный центр в Германии: «Не быть инвалидом — это не привилегия, а дар, которого любой здоровый человек может в следующий момент лишиться».

Работа с родителями детей с ОВЗ

Работа с семьями, имеющими детей с ОВЗ, ведется специалистами сопровождения. Наиважнейшая роль в ней отводится учителю. Именно сотрудничество учителя и родителей обеспечивает успехи детей в учебе и общении, их стремление к достойной активной жизни.

Уровни реагирования родителей детей с ОВЗ

Работая в системе инклюзии, учитель сталкивается с тремя уровнями реагирования родителей на своего ребенка с ОВЗ и участвует в коррекции и профилактике двух первых уровней.

1. Психологический. Родители испытывают сильнейший стресс, деформирующий психику и меняющий семейные стереотипы.

2. Социальный. Семья ограничивает общение с близкими, с внешним миром. Возможна деформация отношений между родителями и распад семьи. Часто нет веры в результат помощи специалистов сопровождения.

3. Соматический. Переживания родителей превышают уровень допустимых психологических нагрузок и ведут к соматическим, вегетативным и астеническим расстройствам.

Влияние родительских страхов на поведение детей

Учитель выстравивает партнерство, учитывая страхи родителей, сформированные ими стереотипы семейного поведения и особенности личности ребенка.

Страх обострения или рецедива болезни, ведущих к сниженной жизненестойкости ребенка.

Страх невозможности интеграции ребенка в социум.

Страх перед обучением ребенка в обычной школе из-за отсутствия четкого представления об инклюзии.

Страх вынести за пределы семьи свою проблему.

Страх перед сознанием кажущейся собственной неполноценности и беспосощности.

Стратегии поведения

1. Гиперопека: сверх-заботливое отношение, неадекватные представления о возможностях ребенка, сильная регламентация образа жизни семьи. Детей отличает психологическая незрелость, инфатилизм, отсутствие навыка ставить цели и их достигать, манипуляционное поведение.

2. Гипопротекция (холодное общение): сниженные эмоциональные контакты родителей с ребенком, вплоть до его эмоционального отвержения в целях компенсации собственного психологического дискомфорта. Дети отличаются робостью, боязливостью, самоотвержением, отсутствием интересов.

3. Репрессивное поведение: родительский авторитаризм, пессимистический взгляд на будущее ребенка, ограничение его прав, жесткие предписания и наказания за их невыполнение. У ребенка развивается комплекс неполноценности, страхи, чувство вины.

4. Сотрудничество: конструктивные, гибкие отношениями родителей и ребенка, их постоянная совместная деятельность, вера родителей в успех ребенка и его сильные стороны. Дети с ограниченными возможностьями здоровья в таких семьях обладают самостоятельностью с учетом специфики болезни, познавательной и творческой активностью, самопринятием.

Самая важная книга для родителей

В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.

Читать статью  Любовное выгорание: как воскресить отношения?

Индивидуальные методы работы учителя с родителями

Нейтрализовать страхи родителей, создать у них убеждение о возможных высоких результатах ребенка в учебе помогут следующие методы.

  • Изложение родителям при первом знакомстве основных принципов подхода учителя к их ребенку:

1. Принятие ребенка с ОВЗ, как и всех остальных детей

2. Включение его в одинаковые с другими детьми виды деятельности, но с разными задачами.

3. Вовлечение ребенка в коллективные формы обучения и групповое решение задач.

4. Участие ребенка во внеклассной деятельности: в конкурсах, разработках творческих и научных проектов, смотрах знаний, совместных играх.

Сближению с родителями поможет вопрос: «Учитывая, что ваш ребенок делает сейчас, чему бы вы хотели обучить его в первую очередь?»

  • Анкетирование родителей и посещение семьи. Цель – узнать микроклимат семьи и ее готовность к совместной со школой работе.
  • Совместная разработка режима ребенка, учебного плана, общих единых требований учителя и родителей

1. Общие требования в учебной и трудовой деятельности ребенка.

2. Общая сбалансированная система требований и поощрений.

3. Единая стратегия поведения с ребенком для нейтрализации манипулятивного поведения.

4. Единая стратегия по формированию у ребенка волевых качеств и чувства ответственности.

5. Совместные действия по укреплению уверенности ребенка в своих силах и возможностях.

6. Совместная работа по преодолению ребенком неполноценности и страхов.

7. Акцентирование внимания в школе и дома исключительно на способностях и возможностях ребенка.

Периодические визиты в семью с целью больше узнать об интересах, умениях и навыках ребенка, знакомить родителей с его успехами, помочь организовать выполнение домашних заданий и соблюдение режима.

Проведение в школе консультаций по возникающим у родителей вопросам.

Проведение совместных индивидуальных уроков по системе ученик-педагог- родитель.

Проведение открытых уроков для родителей с видеосъемкой и их детальный разбор.

Последние два метода включают родителей в процесс обучения, помогают адекватно оценивать возможности, способности ребенка и вместе с учителем определять наилучшие для него пути получения знаний.

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если. » и «Что делать, если. 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

Принципы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

Задача учителя – создать систему, где он сам и весь родительский коллектив класса взаимодействует на принципах корректности, тактичности, милосердия, сенситивности. Этому помогут следующие формы работы:

Привлечение родителей «особых детей» к внеклассным и внешкольным мероприятиям. Например, конкурс «Сказочный спектакль». Класс делится на команды во главе с родителями и готовит свои спектакли. Команду ребенка с ОВЗ возглавляет его родитель.

Приглашение родителей как помощников учителя во время классных экскурсий.

Введение родителей в состав родительского комитета

Направление детей с ОВЗ на олимпиады и конкурсы, где предполагается семейное участие.

Проведение тематических классных родительских собрания и семинаров.

Например, цикл собраний на тему «Милосердие». На первом собрании поручите родителям ребенка с ОВЗ сделать доклад по истории развития милосердия в России с древнейших времен. На втором – родителям здоровых детей доклады о милосердии в христианстве, исламе, буддизме.

Проведите семинар «Сенситивность». На нем объясните, насколько важно уметь чувствовать, понимать состояния, свойства, качества и отношения людей и социальных групп и прогнозировать их поведение. Приведите слова Р. Ассаджиоли, мирового специалиста в этой области о том, что сталкиваясь с неудобными, сложными, проблемными людьми, мы развиваем в себе полезные качества. Затем предложите всем вместе проделать простые упражнения на сенситивность. Одно из них «Цвет настроения».

Цель – развитие способностей осознавать и обозначать свое состояние и прогнозировать состояние других.

1. Учитель говорит: «Пусть каждый из нас подумает и скажет, какого он цвета. Речь идет о цвете вашего настроения и состояния»

2. Учитель просит нескольких человек по желанию рассказать о цвете их состояния, как он менялся на протяжении дня и почему выбран именно этот цвет.

3. Учитель говорит: «Каждый сейчас подумает, какого он цвета, ничего не говоря»

4. Учитель предлагает всем посмотреть на соседа слева, определить его цвет и по очереди назвать.

5. Учитель просит каждому назвать свой выбранный цвет.

В результате обретается навык сенситивности и расширяются возможности всех сесорных систем восприятия.

Общий результат такой работы учителя — отказ родителей детей с ОВЗ от самоизоляции, налаживание новых здоровых контактов. Люди обретают уверенность в своих действиях, возвращаются к нормальной коммуникации и взаимодействию с окружающими миром, получают и реализуют навыки совместной результативной деятельности по обучению и воспитанию их «особого ребенка».

Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили

ОБ АВТОРАХ Адель Фабер & Элейн Мазлиш

• Эксперты № 1 по общению с детьми на протяжении 40 лет
• Педагоги-психологи и многодетные матери
• Авторы бестселлеров, проданных общим тиражом более 13 000 000 экземпляров

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ
Я была прекрасной матерью, до того как у меня родились дети. Я отлично знала, почему у всех людей возникают проблемы с их детьми. А потом у меня появилось трое собственных. Жизнь с детьми может быть очень непростой. Каждое утро я говорила себе: «Сегодня все будет по-другому», и все равно оно повторяло предыдущее. «Ты положила ей больше, чем мне. », «Это розовая чашка. Я хочу голубую чашку», «Это овсянка выглядит как блевотина», «Он ударил меня», «Я вообще не прикасался к нему!», «Я не пойду в свою комнату. Ты мне не начальник!» В конце концов они меня достали. И хотя мне даже в страшных снах не снилось, что я могу на такое пойти, я присоединилась к родительской группе, которую вел молодой психолог доктор Хаим Гинотт…

Источник https://zakonguru.com/semejnoje/roditelskije-prava/detej-invalidov.html

Источник https://medaboutme.ru/articles/roditeli_osobykh_detey_osobye_lyudi/

Источник https://rosuchebnik.ru/material/rabota-s-roditelyami-detey-s-ovz/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: