Эволюция семьи в XXI веке — Основные теоретические и методологические подходы к изучению социального института семьи в современном обществе
Семья — это ядро (малая социальная группа) общества, основная форма организации личной жизни, основанная на супружеских и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, которые живут вместе и имеют общее хозяйство на основе одного семейного домохозяйства. Семейная жизнь характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью меняются поколения людей, человек рождается в ней, через нее продолжается семья. Семья является одним из необходимых и фундаментальных этапов человеческого существования. В семье человек становится человеком. Семья сочетает в себе черты социальной организации, социальной структуры, института и малой группы. Семья — многослойные отношения, которые регулируются нормами морали и права. Это сложное социальное образование рассматривается исследователями как социальный институт и как небольшая социальная структура.
Социология семьи — одна из старейших социальных дисциплин. Поэтому вполне естественно, что семья является объектом внимания представителей различных отраслей знаний: философии, социологии, демографии, психологии, культурологии, истории.
Проблема семьи в современной России является одной из ключевых проблем отечественной социологии и изучается специальной отраслью социологии. Проблемы исследования обширны и разнообразны. Процессы распада и формирования семьи, способ выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений между супругами и причины семейных конфликтов в семье, социально-экономические факторы, определяющие их образ жизни, — это далеко не полный перечень лишь основных вопросов, которыми занимаются социологи.
Основные теоретические и методологические подходы к изучению социального института семьи в современном обществе
Отличительной особенностью развития современного этапа социологии является социологический плюрализм, т.е. множественность направлений, наиболее значимыми из которых мы считаем следующие: неопозитивистский функционализм, теория конфликтов, феминизм и символический интерактивизм.
Структурно-функциональный тип социологической теории доминирует в мировой социологии. Это направление является преемником классического позитивизма Комте, Дюркгейма и Вебера. Выдающиеся представители функционализма — П. Сорокин, Р. Мертон и Т. Парсонс. Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения функций или социальных потребностей, которым она служит. Особое значение в функционалистических теориях семьи придается изменениям в семейных функциях, произошедшим за последние двести лет. В этот период, в связи с развитием промышленного производства, семья перестала быть кооперативным рабочим сообществом. Члены семьи начали работать вне дома. В индустриальном обществе исчез строгий классовый семейный статус. Введение системы массового образования изменило важнейшую функцию семьи — социализацию детей. Значительно возросло число инстанций социализации, выполняющих эту функцию в дополнение к семье.
С точки зрения функционализма семья является стабильным элементом общества, который через свои функции тесно связан с обществом в целом.
Т. Парсонс считал, что все социальные системы, включая семью, имеют набор из четырех основных функций. Первый — адаптивный. Каждая социальная система приспосабливается или изменяет изменения во внутреннем и внешнем порядке. Вторая универсальная функция связана с постановкой целей.
Система определяет и достигает своих целей. Эта функция обеспечивает саморазвитие и функционирование системы. Третья функция является интегративной, она объединяет все компоненты и функции в одну систему. Последняя функция — обслуживание образца. При всей изменчивости социального феномена, его самосохранение и стабильность требуют умения сохранять и передавать модели поведения, культурные принципы и ценности. Эта функция делает семью агентом передачи культурных традиций, обычаев из поколения в поколение и обеспечивает их преемственность. Семья как социальная система должна быть организована таким образом, чтобы ее можно было комбинировать с другими системами. В классификационной схеме Т. Парсонс одно из первых мест занимает система родства, контроля над сексуальными отношениями и социализации.
Основные теоретические подходы к изучению социального феномена семьи
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы предписывают, среди прочего, количество супругов, которое может иметь человек; правила выбора супруга; роль главы семьи, а также права и обязанности родственников, близких и дальних; место поселения; генеалогию. В этом разделе рассматриваются типы и функции семейства.
Типы семейных структур разнообразны и различаются в зависимости от типа брака, отцовства и родства. Типологический подход к проблеме исследования семьи возможен по различным критериям: по историческому анализу развития семьи и последовательности ее форм; по первичному значению полюсов двух семейных осей (муж-жена, родители-дети); по анализу структуры семьи и представленных в ней типов родства; по типу семейных ролей; по критерию власти и др.
Социально-экономические характеристики семьи
Семья — это небольшая социальная группа, основанная на браке и кровосмешении, члены которой объединены общей жизнью, взаимопомощью, моральной и юридической ответственностью.
Современная семья отличается от семьи прошлых времен не только своей экономической функцией, но и радикальным изменением социально-психологических функций. В последние десятилетия отношения между родителями и детьми изменились, став эмоциональными и психологическими.
Анализ тенденций развития российской современной семьи предлагает ряд концептуальных подходов, которые можно свести к трем ключевым позициям:
- Традиционная семья трансформируется в современную, что оценивается как прогрессивное развитие, происходящее под влиянием социокультурной модернизации;
- российский кризис института семьи, деградация в революционной форме;
- Модернизация российской семьи происходит на фоне трансформации семьи как глобального процесса.
Имеющийся на сегодняшний день материал — журналистский, статистический, социологический — указывает на глубокий структурный и функциональный кризис института семьи.
Социально-демографическое исследование семей показало, что в современных условиях социально уязвимые семьи — семьи с ограниченными возможностями, семьи с одним родителем, многодетные и даже те, которые считаются состоятельными, — остаются за чертой бедности.
Среди факторов, влияющих на образ жизни семьи, — ухудшение существующей социальной инфраструктуры, разрушение государственных потребительских фондов и низкие доходы российских семей, коммерческая база здравоохранения и образования, рост безработицы.
Социолог М.С. Мацковский предлагает классификацию современных семей, различает маргинальные, кризисные, зажиточные и обеспеченные семьи.
Характер маргинальной семьи характеризуется бедностью, болезнями, алкоголизмом. Такая семья не может создать нормальные условия для социализации ребенка и выполнять основные функции.
Ниже черты бедности находится кризисная семья, основная проблема которой связана с физическим выживанием.
Богатая семья справляется со своими проблемами без посторонней помощи, но дорогостоящие услуги ей недоступны.
Богатая семья имеет высокий доход, и все дорогие услуги доступны для нее.
Сегодня появились новые жизненные стратегии, ориентированные на преодоление внешнего и внутреннего семейного кризиса — кризиса межличностных отношений.
Социологические исследования показывают, что значительная часть семей полагается на свои внутренние ресурсы, а авторитет государства как гаранта социального обеспечения семьи имеет тенденцию к нулю.
Развитие института семьи в России
Самым первым социальным институтом, возникшим в условиях формирования общества, стала семья. Отношения между мужем и женой на этом этапе регулировались родовыми и племенными традициями, основанными на религиозных и нравственных представлениях.
Традиционная русская семья не была разделена, все поколения жили в родительском доме. Патриархальные семейные отношения веками строились по принципу — один человек для семьи.
Главную должность в патриархальной семье занимал человек, выполнявший основные функции кормильца и кормильца своей семьи, поэтому все остальные члены семьи должны были ему подчиняться и подчиняться.
Женщина выполняла функцию опекуна семейного дома и воспитывала детей, которых в патриархальных семьях было не менее 3-5 человек.
Власть и семейные роли в этом типе семьи имеют четко установленные функции и различия. Все движимое и недвижимое имущество является общей собственностью и необходимым условием существования семьи.
Глава семьи, старший член семьи, имеет широкий круг обязанностей: Он платил налоги, представлял семью внешнему миру, отвечал за нравственность ее членов, контролировал и направлял экономические дела и управлял семейной казной.
Глава семьи присутствовал на свадьбах, крещениях и похоронах, председательствовал на всех церемониях и пользовался большим авторитетом. Иерархия в патриархальной семье была очень строгой, а что касается авторитета других членов семьи, то он был напрямую связан с полом и возрастом.
Пожилые люди пользовались наибольшим уважением.
Мужчины выполняли тяжелую работу, женщины — домашнюю работу, а дети получали небольшие задания.
Со временем патриархальная нуклеарная семья заменила патриархальную многопоколенческую семью, состоящую из мужа и жены. Он может быть как большим, так и бездетным. Его отличительной чертой было происхождение от человека. Формирование нуклеарной семьи в России началось в 18 веке и затронуло в основном дворян.
Крестьяне все еще сохраняли традиционную семейную форму. Только после отмены крепостного права стали происходить изменения.
Активная реорганизация семейной системы началась в 1920-х годах. Права мужчин и женщин были уравновешены на государственном уровне.
Наиболее радикальные изменения в структуре русской семьи произошли в период с 1917 по 1930 год. В 1917 году были изданы декреты «О гражданском браке, о детях, о ведении записей актов гражданского состояния» и «О расторжении брака». Указы были подписаны В.И. Лениным. Браки и разводы можно было заключать свободно, семья становилась основной ячейкой свободного общества. Эмоциональная и интеллектуальная стороны межличностных отношений стали основой брака.
Ядро современной семьи состоит из мужа, жены и детей, то есть семья является нуклеарной, родители супругов не входят в нуклеарную семью. Основой такой семьи является добровольный союз мужчины и женщины, без нарушения прав и заслуг каждого из них, то есть семья является эгалитарной. Кроме того, она экзогамна, то есть подпадает под запрет на вступление в брак близких родственников.
Современная российская семья является «симметричной» — в ней заняты и муж, и жена, она характеризуется высокой степенью гибкости семейных ролей, что позволяет ей хорошо адаптироваться в быстро меняющемся обществе.
Разделение семейных ролей по половому признаку ушло в прошлое. Симметричная структура семьи характерна для стран, где общество имеет высокий уровень социально-экономического развития. Остаются несимметричные отношения, где карьера одного из супругов важнее. Этот тип семьи характерен для менее развитого общества.
Современные семейные и супружеские отношения реагируют на изменения в обществе, поэтому молодые люди предпочитают начинать семью в более позднем возрасте. Причины этого кроются в таких факторах, как завершение образования, желание сделать карьеру, чтобы обеспечить семью.
Очень острой проблемой современной семьи является большое количество разводов, которое за последние 30 лет выросло в шесть раз, и проблемы это в экономической сфере. Уровень производительных сил и возможность получения образования позволяют женщине обеспечить свою семью в одиночку.
Дисбаланс в семейных отношениях в России также связан с тем, что семейные обязанности мужчин уходят в прошлое, в то время как обязанности женщин — воспитание детей, ведение домашнего хозяйства — остаются.
Неучастие мужа в работе по дому является одной из причин развода и обычно инициируется женой.
Научно-техническая революция сделала брак моральным и законным.
Следующей особенностью современной семьи является сокращение числа детей. Около 90% современных семей в России имеют 1-2 ребенка. Для роста населения страны необходимо иметь 2-3 ребенка. Эта проблема имеет свои субъективные и объективные причины — социальное обеспечение, медицинское обслуживание, обременительное наследование и др.
Сегодня также изменилась мотивация брака, любовь к браку, требования к избранному увеличивают риск разочарования и создают психологические конфликты, которые вызывают негативное отношение к любовному браку.
По результатам опроса НИИ семьи Минсоцзащиты РФ основными проблемами современной российской семьи являются: сложное материальное положение, особенно молодых семей, жилищная проблема, проблема внутрисемейных отношений.
Ускоренное развитие современного общества приводит к усилению изоляции семьи как социального института и ослаблению семейных связей.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
- Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Особенности развития института семьи в современном мире
Семья – это важный социальный институт, под которым подразумевается малая социальная группа, основанная в результате брачного союза или наличия родственных отношений. Семья имеет свои правила, культуру общения, традиции. Члены семьи объединены общностью быта, рождением детей и их воспитанием.
Положение института семьи на современном этапе исторического развития переживает значительные изменения позитивного и негативного характера. Семья 21 века имеет мало общих с традиционной патриархальной семьей характеристик, и во многом продолжает формироваться под влиянием урбанизации, глобализации, индустриализации.
Институт семьи с его ценностями начал рассматриваться как нечто устаревшее и более неприменимое для реалий современности.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Во многом трансформации являются следствием нестабильной (часто критической) ситуации социального, экономического и политического порядков. Семья отображает проблемы и противоречия современного общества и в высокой степени зависит от закономерностей его развития.
Среди тенденций положения института семьи можно выделить следующие характерные направления:
- Развитие альтернативных и новых форм семьи, повсеместное распространение гражданских браков. Семья больше не подразумевает необходимости (как логического продолжения) вступления в брак или наличия детей (рожденных или усыновленных).
- Поздние браки и позднее рождение детей. Современные пары часто охотнее женятся в более зрелом возрасте, а средний возраст женщины, которая впервые рожает, составляет 29 лет.
- Смена половых ролей. Современная женщина – это личность, которая может себя реализовать не только в материнстве. Многие женщины имеют высшее образование, что повышает их авторитет в семье. Все чаще именно женщины принимают важные семейные решения. Они нередко становятся главой семьи с «согласия» мужчины. Обществом не порицаются холостяки и холостячки. Мужчины же все чаще не рассматриваются как добытчики и кормильцы. Распределение работы по дому и хозяйству осуществляется более равномерно. Нередко женщина зарабатывает больше мужа и содержит семью, имеет более престижную профессию.
- Разграничение супружества и родительства. Супружество больше не подразумевает необходимость рождения детей, а значит и институтов материнства и отцовства.
- Функционирование демократичных или эгалитарных семей с партнерским стилем взаимодействия. Это семьи нового типа, которые отличаются высоким уровнем культуры межличностного общения, демократизацией выбора, наличием прав каждого в семье (в т.ч. ребенка), предоставлением личного пространства, исключительным взаимоуважением и общением «на равных».
Актуализация проблемы развития
Среди проблемных аспектов развития современной семьи стоит выделить:
1. Снижение авторитета института семьи и брака. Все больше пары предпочитают сожительство вступлению в брачный союз. Последний не рассматривается как острая социальная необходимость, что усугубляется другой тенденцией – нежеланием заводить детей. Брак рассматривается как потенциальное угнетение личностного, карьерного и любого другого развития.
Повышение количества гражданских браков, однако, благотворно влияет на снижение статистики разводов. При этом брак заключается уже зрелыми людьми, нередко с пониманием всей ответственности.
2. Актуализация индивидуального подхода.
Большинство мужчин и женщин остро переживают за свою личностную реализацию, в том числе за построение успешной карьеры. Никто из партнеров современной семьи не готов уступать своими интересами ради рождения ребенка или построения брака.
Нынешняя семья – это пары, где партнеры прежде всего ориентированы на материальный и личностный интерес. Такой подход влияет на увеличение разводов, возрастание конфликтности в отношениях, отсутствие взаимопонимания.
3. Нарушение преемственности поколений, межродственных связей.
Культура общения между членами семьи снижается и отличается ослаблением внутрисемейных взаимодействий. Старшее поколение «оторвано» или «отчуждено» от младшего, часто не имеет авторитета в глазах последнего. Родители супругов, к примеру, могут рассматриваться как полностью отдельные от них семьи, которые имеют свои правила, культуру и т.д. Прерывается общение и передача опыта между поколениями.
4. Отсутствие стойкости семейных образований и ориентация на временность.
Пары в большинстве не ориентированы (по разным причинам) на длительные отношения, сомневаются или крайне не уверены в их долговечности и стабильности.
5. Снижение рождаемости.
Все больше пар отказываются от рождения детей, поскольку:
- не имеют финансовых возможностей;
- не могут решить жилищный вопрос;
- просто не хотят;
- или в силу других обстоятельств.
Пары не хотят заводить детей, чтобы иметь больше возможностей реализоваться, владеть финансовыми ресурсами для саморазвития. Особенно ситуация усугубляется повышением количества абортов и нередко отказами от ребенка. Снижение объема рождаемости отражается на демографической картине, приводя к ухудшению воспроизводства населения, что влияет на экономическую ситуацию в стране и ее будущее.
6. Снижение уровня жизни современной семьи в экономическом плане.
Полноценное развитие и воспитание детей в современных условиях становится более сложным. Полноценная семья с детьми часто рассматривается как экономически недоступная роскошь, а не социальная потребность.
Негативные изменения в структуре семьи
Нынешняя структура семьи переживает существенные сложности, которые отражаются на социально-экономической стабильности страны, где нарушены стратификационные процессы.
Во многом нынешнее положение структуры семьи является последствием потрясений 90-х годов и соответствующей нестабильностью, при которой была высокая смертность, снижение количества браков, увеличение гражданских союзов, большое количество абортов.
Среди негативных изменений структуры стоит выделить:
1. Увеличение количества нуклеарных семей.
Нуклеарная семья – это семья с небольшим количеством членов (муж, жена, один или два ребенка), которая отличается простотой структуры, где семейно-родственные связи ограничены, а принципы организации внутрисемейной жизни более демократичны.
На 2010 год России около 29% семей являлось нуклеарными, и количество таких семей растет с каждым годом. При этом данная тенденция имеет и позитивную сторону – пары, живя отдельно, учатся самостоятельности, поиску взаимопонимания и уважения друг к другу.
2. Увеличение количества разводов.
3. Бездетность и малодетность семей.
4. Выбор пар в пользу фактического брака и сожительства.
Гражданский брак рассматривается как «подготовка» к будущему замужеству или как нежелание вступать в брак. При этом около 76% незарегистрированных браков в России позже знаменуются бракосочетанием.
5. Возрастание неполных семей, особенно материнских, а также внебрачной рождаемости.
Многие женщины рожают, будучи не в браке, или же оказываются с ребенком на руках после развода. Они становятся матерями-одиночками. Неполные семьи также являются результатом высокой смертности мужчин в еще трудоспособном возрасте.
6. Женщина, перенимая на себя мужские роли, не может реализовать себя как мать и как полноценный родитель.
7. Возрастание числа неблагополучных семей.
Как обстоит дело в России и остальном мире
Тенденции развития семьи в России и мире довольно схожи. Во всем мире наблюдается увеличение разводов, поздние браки либо же нежелание вступать в брак как таковой, малодетность или бездетность вовсе. Для запада более популярным является движение «чайлд фри», в то время как в России оно только набирает обороты.
Во многих странах развиваются нетипичные семейные структуры в форме виртуальных браков, гостевых браков, однополых. Для западных стран характерно восприятие семьи в более широких рамках: это могут быть даже друзья, которые живут вместе.
В России также активно развиваются новые формы сожительства и брака, однако в небольших городах (провинции) это развитие осуществляется менее интенсивно. В России пока еще остаются актуальными авторитарные модели семьи во главе с отцом или матерью, которые всецело контролируют жизнь детей и их развитие.
Российская женщина все еще рассматривается в рамках необходимости выполнения ею своей материнской роли. Потому она, будучи все же довольно эмансипированной, нередко вынуждена одновременно «разрываться» между семьей и построением карьеры.
Анализ статистики показывает, что число браков и разводов в России значительно выше, нежели в других странах Европы. Снижение количества браков в Европе и России по сравнению со второй половиной ХХ столетия почти равно – около 40%.
Рождение вне брака в России за последние 15 лет сокращается, в то время как в Европе и многих других развитых или развивающихся странах (США, Австралия, Мексика, Чили и др.) количество рожденных вне брака растет. На 2017 год в Европе оно составляло около 43% от всех родившихся, в России – 21%. Больше всего внебрачных детей в 2017 году было рождено в российской Республике Тыве – 63,3% от всех рожденных детей региона.
Средний возраст матери при рождении младенца в России повысился за последние 15 лет с 19 до 29 лет (приблизительно как в Чехии, Франции, Хорватии, Бельгии). В то время как в США средний возраст матери – 26.6 лет. Самый высокий средний возраст матери на 2016 год в мире – 31.4 года в Южной Кореи.
Число абортов в России является средним по Европе (раньше было одним из самых высоких) и по отношению к бывшим республикам СССР – 520 тыс. на 2019 год, хотя общее количество все еще спадает по отношению к предыдущим годам.
В целом тенденции развития семьи в России довольно негативны. Некоторые социологи в результате анализа нынешнего положения приходят к катастрофическим выводам.
Возрастание количества браков среди 25-29 летних в России в 2019 году рассматривают как отголоски последнего советского беби-бума. Социологи делают негативные прогнозы относительно браков на следующие десятилетия, где количество зрелых мужчин и женщин сократится, экономическая ситуация продолжит ухудшаться, и еще больше возрастет нагрузка на каждого гражданина.
Как обстоят дела с воспитательным потенциалом
Воспитание ребенка – это формирование личности самого ребенка и трансформация себя как родителя. Это два взаимосвязанных процесса. Умение воспитывать напрямую связано с самовоспитанием и уровнем большой ответственности, наличием жизненного опыта и знаний.
Первичная социализация происходит именно в семье, а нарушение механизмов воспитания может повлечь за собой формирование деструктивных паттернов поведения у ребенка, возрастание агрессивности.
Воспитательный потенциал современной семьи является довольно противоречивым по своим характеристикам. Воспитательная функция семьи пребывает в упадке и затруднении своей реализации. Основной проблемой можно считать снижение общей педагогической культуры родителей. Под влиянием негативных тенденций развития семьи появляются такие особенности воспитания:
Эволюция семейно-брачных отношений в условиях развития современного общества Левина Людмила Викторовна
Левина Людмила Викторовна. Эволюция семейно-брачных отношений в условиях развития современного общества : диссертация . кандидата социологических наук : 22.00.06.- Курск, 2000.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-22/30-7
Содержание к диссертации
Глава 1. Семья как социальный институт 12
1.1. Структура семьи и ее функции 12
1.2. Социально-нравственные аспекты отношений полов в условиях кризиса современной семьи 32
1.3. Парентальные отношения в семье 49
Глава 2. Проблемы и тенденции развития семеино-брачных отношений в современную эпоху 62
2.1. Гендерная концепция как выражение изменений взглядов на отношения полов в контексте развития идей феминизма 62
2.2. Трансформация и перспективы дальнейшего развития институтов семьи и брака 81
2.3. Ценностные ориентации старшего поколения и молодежи в вопросах семеино-брачных отношений 106
Введение к работе
Актуальность выбранной темы. Семья — одна из наиболее древних форм социальной общности людей. Она возникла раньше классов, наций и государства. Общественная ценность ее обусловлена тем, что она связана с «производством и воспроизводством» жизни, воспитанием детей, а также передачей им трудовых навыков, традиций, формированием общественного и индивидуального сознания. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, с одной стороны, семьи и личности, с другой, систематически изменялись, прежде всего, в зависимости от характера господствующего в данном обществе способа производства и культурных традиций. Семья связана с другими сферами и сторонами общественной жизни сложной системой связей, идет ли речь о воздействии общества на семейную группу и отдельные аспекты брачно-семейных отношений или же о воздействии семьи на общество.
Проблемы семейно-брачных отношений давно привлекают внимание исследователей. В последней трети XX века интерес к этим проблемам резко возрос в связи с происходящими кардинальными изменениями в экономической и социокультурной сферах жизни общества, оказывающими исключительно большое влияние на человека, его положение на производстве, в быту, в семье.
Эти изменения О. Тоффлер определил как переход к информационному обществу. Информационные технологии воздействуют на весь уклад жизни современной семьи, формируя новые отношения как внутри ее, так и между семьей и обществом. Повышается в целом уровень благосостояния семьи, возрастает сфера услуг, меняется положение женщины в обществе и семье. Но одновременно происходит и переоценка многих традиционных ценностей, в том числе самой семьи как ценности.
Начиная с 70-х годов XX века, прежняя нуклеарная семья, характерная для индустриального общества, оказывается в кризисном состоянии. Ослабляются внутрисемейные и распространяются внебрачные связи, возрастает количество неполных семей, при общем уменьшении рождаемости увеличивается количество детей, родившихся вне брака, ослабляется влияние семьи на детей, меняется характер половой морали, происходят изменения в распределении традиционных обязанностей в семье. Хотя российское общество отстает от западного в становлении информационной цивилизации, тем не менее, и здесь процессы информатизации происходят достаточно активно, и их влияние на семейно-брачные отношения оказывается сложным и противоречивым.
Когда возникают новые социальные проблемы, и кардинальным образом изменяются духовные ценности семьи, их исследование представляется особенно важным. Одновременно встает вопрос о необходимости рассмотрения будущего семьи, ее перспектив как социального института. Как отмечают специалисты, семья, будучи древним социальным институтом, обладает могучим механизмом выживания и адаптации к новым условиям. Именно благодаря такой адаптации реализуются возможности существования семьи. Для одних исследователей семья в современный период выступает оплотом традиций, служит «антиподом» и «психологическим противовесом» социальной отчужденности (при этом бывает, что уже отжившие этические нормы рассматриваются как своего рода моральные «абсолюты»). Для других семья в ее прежних формах оказывается тормозом на пути к будущему обществу, члены которого не должны быть «обременены» какими бы то ни было супружескими и родительскими обязанностями. Однако, проблема заключается во взаимосвязи наследования семейных традиций и их существенного изменения вплоть до отмирания. Развитие семьи становится невозможным без соответствующей трансформации, без адаптации к новому положению человека в обществе, которое связано с перспективой раскрытия его творческого потенциала.
Актуальными вопросами оказываются рассмотрение самого характера будущей семьи, обусловленного изменением положения человека в обществе, анализ функций семьи и ролевых отношений в ней. Именно эти вопросы определили выбор темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы.
Проблема семейно-брачных отношений является объектом пристального внимания специалистов ряда наук как в нашей стране, так и за рубежом. Значительный вклад в изучение этой проблемы внесли отечественные специалисты СИ. Голод, С.А. Губина, Ю.Н. Давыдов, И.В. Дорно, И.С. Кон, Ю.Б. Рюриков, Г.Г. Силласте, В.А. Сысенко, А.Г. Харчев, Н.Д. Шимин и др.
В работах И.С. Андреевой, А.И. Антонова, В.А. Борисова, ЭК. Васильевой, А.Г. Вишневского, Н.М. Габриэлян, А.В. Гулыги, Т.А. Гурко, Л.Е. Дарского, М.С. Мацковского, О.В. Митиной, НС. Степашова, З.А. ЯнковоЙ показано, что изменение роли семьи в жизни общества является результатом глубоких социально-экономических процессов и носит глобальный характер.
Важные аспекты развития личностных качеств человека в современном обществе, влияние его творческого потенциала на различные общественные структуры, в том числе на семью, раскрыты в трудах B.C. Барулина, Л.Б. Буевой, А.А. Гусейнова, Б.С. Гуревича, А.Н. Кочергина, П.Ф. Кравчук, И.Г. Фролова, Б.Т. Юдина и др.
Большой опыт теоретических и эмпирических исследований семьи и брака накоплен зарубежными социологическими школами. Обращает на себя внимание разнообразие тем и подходов к семейной проблематике западных ученых, использующих опыт психологов, педагогов, медиков и специалистов других областей знания.
Данное направление исследований нашло отражение в работах таких авторов, как Р. Беннет, Р. Вейс, Э. Гидденс, К. Гиллиган, Дж.Э. Голдторп, У. Гуд, Р. Зидер, Л. Ковар, М. Мид, Т. Парсонс, Д. Поупноу, А. Рич, В. Сатир, К. Уайтхед, С. Фаерстоун и др.
В диссертации рассматривается влияние на семью перехода к информационному обществу. Определенный вклад в изучение этой проблемы внесли зарубежные ученые Р. Барнет, Д. Белл, Г. Кан, Р. Мак Кена, И. Масуда, О. Тоффлер, А. Этциони и др.
В работах названных авторов и других исследованиях проанализирован ряд вопросов эволюции семьи и брака, вскрыты сложные связи семьи и общества. Выводы и положения, содержащиеся в них, рассматриваются в диссертации и используются для решения поставленных задач. Вместе с тем, противоречия современной семьи, структура и динамика происходящих изменений в семье как социальном институте, трансформация ценностей семьи и практическое значение этих изменений требуют дальнейшего изучения и анализа.
Цель исследования состоит в выявлении путей становления новой модели семейно-брачных отношений на основе раскрытия противоречий развития современной семьи в контексте коренных социальных преобразований последней трети XX века.
Исходя из цели, задачи исследования можно определить следующим образом: выявить особенности семейно-брачных отношений, сформировавшихся в условиях индустриального общества; охарактеризовать тенденции развития нового типа семейно-брачных отношений; раскрыть изменение структуры родственных связей, форм брака и функций семьи в связи с постепенным переходом к информационному обществу; на основании тендерных исследований показать изменения представлений о социальных ролях мужчин и женщин в семейно-брачных отношениях; проанализировать трансформацию ценностных ориентации в вопросах семьи и брака у представителей старшего поколения и молодежи.
Объект диссертационного исследования — семья в системе общественных отношений.
Предмет исследования — социально-ролевое взаимодействие и трансформация ценностных ориентации субъектов семейно-брачных отношений в изменяющихся социокультурных условиях современного общества.
Рабочая гипотеза — трансформация современных семейно-брачных отношений и сопутствующие ей кризисные явления предполагают сохранение семьи и ее эволюцию как обновленного социального института.
Теоретико-методологические основы исследования. Специфика предмета исследования диктует потребность в комплексном подходе к его изучению.
Теоретическими источниками диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных социологов, философов, психологов, педагогов, этиков, в которых отражена проблематика семьи и брака.
Основными методологическими принципами, на которые опирается исследование, являются принцип историзма и принцип системности. Принцип историзма позволяет рассмотреть проблему семьи и брака в историческом аспекте, в органической связи с изменением конкретно-исторических условий. Благодаря этому принципу учитываются факторы социокультурной детерминации семейно-брачных отношений, противоречивый характер их эволюции и современного состояния.
Принцип системности требует рассмотрения института семьи как целостного динамичного организма, раскрытия его структуры и функций, форм проявления.
Применение принципов историзма и системности предполагает использование при анализе семейно-брачных отношений человечески-ценностного подхода, учета фактора наследования и изменчивости ценностных ориентации.
Эмпирическую основу диссертационной работы составили результаты проведенного автором социологического исследования, в ходе которого, на основе анкет, разработанных диссертантом совместно с учебно-исследовательской лабораторией социологических и психологических проблем кафедры философии Курского государственного технического университета, бьши опрошены представители молодежи и старшего поколения, что позволило сделать ряд выводов об эволюции ценностных ориентации в вопросах брака и семьи. Всего было опрошено 452 человека. Исследование проводилось с сентября 1999 по февраль 2000 г. Диссертант опирался также на анализ материалов прессы и статистические данные. Были использованы результаты социологического исследования, проведенного НИИКСИ Санкт-Петербургского государственного университета в 1997 году [44, с.89-94], исследования «Женщины в российском обществе», проведенного научным коллективом «ГАЛСИ» Международной ассоциации «Женщины и развитие» совместно с Московским государственным университетом культуры в 1994 г. [84, с. 88-95] и др.
Научная новизна работы заключается в следующем: доказано, что основой противоречий в развитии семьи является диалектическое взаимодействие между потребностью в адаптации к новым условиям (фактор изменчивости) и сложившейся моделью семейно-брачных отношений (фактор постоянства); показаны особенности кризиса семьи в период перехода к информационному обществу; обоснованы тенденции постепенного перехода семейно-брачных отношений к новому типу семьи — эгалитарно-персоналитарному; дана характеристика ценностей современной семьи, сочетающих традиционные черты и черты биархатного типа.
Практическая значимость результатов исследования. Основные положения диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке социальных и социокультурных проблем функционирования и развития семейных отношений, в учебных курсах гуманитарных и * социально-экономических наук, а также для проведения исследований по проблеме взаимодействия семьи и информационных технологий.
Апробация результатов исследования. Результаты работы освещались на конференциях: II Илиадиевские чтения (май 1999 г., Курский госпедуниверситет), «Социальное образование и воспитание современного специалиста на рубеже XX-XXI веков» (ноябрь 1999 г., Курский институт социального образования (филиал Московского государственного социального университета), III Илиадиевские чтения (май 2000 г., Курский госпедуниверситет), на теоретическом семинаре кафедры философии Курского государственного педагогического университета (апрель, 1997). Диссертация обсуждалась на кафедре философии Курского государственного педагогического университета и на кафедре философии Курского государственного технического университета.
По теме диссертационного исследования опубликованы 2 статьи и ряд тезисов:
Семья и брак в постиндустриальном (информационном) обществе -некоторые гипотезы исследователей XX века. — Курск: ШТПК и ПРО, 2000, * 24 с. (в соавт.);
Семейная мораль в условиях индустриального общества и тенденция ее развития в условиях перехода к постиндустриальному обществу // Проблемы истории отечественной и зарубежной философии и современность: Сборник научных статей аспирантов. — Курск: Изд-во КГПУ, 1999. — С. 60-66, 6 с;
Циклические взаимодействия в семейной и половой морали // Материалы тезисов и докладов VII международной конференции «Циклы природы и общества», Ставрополь, 11-14 октября 1999. — Ставрополь: Изд-во Ставропольского госуниверситета, 1999. — С. 318-320, 2 с. (в соавт.);
Ролевое взаимодействие в семье (опыт западного подхода к проблеме) // История и культура: прошлое и современность. Материалы докладов и сообщений заочной научно-методической конференции. -Курск: Изд-во КГПУ, 1999. — С. 60-63. (в соавт.);
Семейно-ролевые аспекты социальной гармонизации в современной американской гуманитарной науке // Социальное образование и воспитание современного специалиста на рубеже XX-XXI веков (материалы международной научно-практической конференции), г. Курск, 3-4 ноября 1999 г. — Курск: Изд-во КГПУ, 1999. — С. 369-370, 2 с. (в соавт.);
Проблемы нравственного воспитания в трудах У. Дюрана // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века: тезисы докл. и выст. межд. научн. конф. (20-21 мая 1997 г.). — Курск: Изд-во КГПУ, 1997. — С. 280-283. (в соавт.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая из трех параграфов), заключения, библиографии и приложений.
Структура семьи и ее функции
Проблемы семьи, семейных отношений, системы духовных ценностей, складывающихся в семье, привлекают внимание исследователей различных научных направлений. За последние десятилетия интерес к этой тематике значительно увеличился. Одной из причин возрастания интереса к исследованию семьи в социологической литературе является переоценка ценностей в современном обществе.
Семью изучают многие науки. Существуют различные определения семьи, мы же будем исходить из определения, что семья — форма общности людей, состоящая из соединенных браком мужчины и женщины, их детей (собственных или усыновленных), а также, в некоторых случаях, из других лиц, связанных с вышеназванными кровнородственными отношениями [83]. Под браком понимаются отношения между партнерами, которые налагают на них определенные права и обязанности по отношению друг к другу, одним из обязательных условий брака является санкционирование его со стороны общества.
Исторический опыт изучения семьи свидетельствует о том, что при попытке ее определения обычно сталкиваются два подхода: фактологический (определение фиксирует эмпирически наблюдаемую картину распределения населения по группам, в основе которой лежат супружеские родственные связи) и логический, направленный на выявление сущности семьи как специфического социального феномена, где семья рассматривается как группа, ядром которой является брачный союз.
По мере развития человеческого общества семья неоднократно изменялась и модифицировалась. Рассмотрим следующую схему развития брачно-семейных отношений [81, с. 40]:
Эта схема показывает постепенное выделение индивидуальных форм семейных отношений из коллективно-родовых. В большинстве развитых стран мира в настоящее время парная (моногамная) семья наиболее распространена. Однако она встречается в нескольких модификациях. В зависимости от количества брачных пар и поколений, входящих в семейную группу, она имеет нуклеарный характер (nucleas — лат. ядро) (одна супружеская пара с детьми) или же описывается как «многопоколенная», «неразделенная», «расширенная» (extended).
Патриархальная семья была устойчивым и крупным объединением людей. Совмещая в себе духовную близость и экономическое наследование между членами семьи, тем не менее, патриархальная семья демонстрировала ряд характерных черт, свойственных своей эпохе, но ныне воспринимающихся как пережиток. Среди этих черт отметим изначально заданное неравенство полов, господствующее имущественное и общественное положение мужчины.
В условиях современного общества патриархальная семья уже не может полностью выполнять свои функции. По мере того, как тенденция постепенного сокращения количества супружеских пар и соответственно круга лиц, объединенного семьей, все более усиливалась стали образовываться супружеские (нуклеарные) семейные группы, которые в современных условиях состоят из 3-4 человек. Впервые название «нуклеарная» применил к семье в 1949 году Ж.П. Мурдок [178]. Основным фактором нуклеаризации семьи является отделение производительного труда от семьи, индустриализация производства. Нуклеарная семья оказалась наилучшим образом приспособлена к современному обществу.
Это обусловлено рядом обстоятельств: 1. Отделение труда от семьи и включение членов семьи в общественное производство требуют передвижения людей из одной местности в другую. Это ведет к дроблению семьи. 2. Члены семьи имеют возможность иметь разные профессии, занимать различное положение в обществе, получать различное вознаграждение за труд, что ведет к различиям в стиле жизни, формах проведения досуга, способах удовлетворения потребностей. 3. Развитие системы социального обеспечения и сферы услуг снижают у больных и престарелых людей необходимость искать опору в семье.
Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной нуклеарной семьей называется такая, в которой есть муж, жена и их дети. Неполной семьей называется такая, которая состоит из одного родителя и его детей. В США в настоящее время 87% людей живут в нуклеарных семьях. Из них 77% живут в семье с двумя брачными партнерами (муж-жена), 10% — неполные семьи, 7% — одинокие люди, 6% поддерживают другие формы отношений. Разрыв в возрасте между супругами как правило составляет 2-3 года. Средний возраст вступления в первый брак у мужчин 24 года, у женщин — 22 [92, с. 76-77].
В последние десятилетия в развитии института семьи появились новые тенденции. Об этом судят на основании динамики демографических показателей — общего снижения рождаемости, увеличении удельного роста разводов и неполных семей, уменьшение числа детей в семьях. Феномен, который сложнее зафиксировать, опираясь на данные статистики, — это повсеместно происходящий процесс размывания системы поведенческих норм в сфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей.
На Западе этому способствовало распространение ценностей индивидуализма, доминирование личностных регуляторов поведения над общественно-нормативными. Если характерной чертой эпохи индустриализации общества был распад родственных связей и нуклеаризация семьи [157], то в настоящее время происходят значительные трансформации внутри семьи, что подмечено и отечественными специалистами, изучающими семью в крупных городах [30].
Существенная тенденция последних лет «разделение родительства и семьи», точнее супружества, отмеченная еще А.Г. Харчевым [108, с. 125]; выражающаяся в широком распространении неполных (прежде всего материнских) семей и в увеличении числа супружеских пар, не желающих иметь хотя бы одного ребенка. По данным выборочного обследования молодых семей, проведенного Госкомстатом России в 1992 году, 2% вообще не хотят иметь детей, чего практически не наблюдалось в 80-е годы XX века [80, с. 125]. Правомерно предположить, что в сегодняшних социально-экономических условиях, способствующих общему снижению рождаемости, удельный вес таких пар продолжает возрастать. Рост внебрачных рождений, с одной стороны, и неформальных супружеских союзов с другой, демонстрирует тенденцию разделения институтов брака и семьи.
Социально-нравственные аспекты отношений полов в условиях кризиса современной семьи
Семья прошла сложный путь развития от родственных форм общежития через патриархальную семью, вмещавшую под одной крышей несколько поколений к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей. Современное состояние семьи далеко от благополучия. На пороге третьего тысячелетия семья переживает острый кризис существования, который проявляется как многоаспектная проблема.
В частности, отметим, что развод — одна из крупнейших проблем современных брачно-семейных отношений. Предвестником развода выступает кризис супружеских отношений. Кризисными супружескими союзами являются такие, в которых важные сферы жизнедеятельности семьи стали полем постоянного противоборства интересов и потребностей супругов. Развод — следствие множества причин, мотивов, которые приводят к разрыву супружеских отношений.
Специалисты утверждают, что основными условиями, предопределяющими развод, являются урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны, эмансипация женщин. Все эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь индивидов в значительной степени анонимной, что при некоторых обстоятельствах формирует отсутствие ответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге. Кроме названных условий, каждый развод имеет собственные основные и сопутствующие причины и мотивы.
Исследование мотивов разводов дает основание говорить об их довольно устойчивой иерархии. По данным Л. В. Чуйко, мотивы разводов в условиях большого города можно выстроить в следующем убывающем порядке: пьянство и алкоголизм одного из супругов — 44,6%; несходство характеров и отсутствие взаимопонимания — 12,2%; измена и подозрения в измене — 10,8%; частые ссоры — 9,6%; появление другой семьи — 6%; потеря чувства любви — 3,6%; физическая несовместимость — 2%; ревность — 1,8%; вмешательство родителей и родственников — 1,6%; болезнь — 1,6%; фиктивность брака — 1,4%; безответственное отношение к семье — 1,4%; вынужденная разлука — 1,2%; отсутствие детей или нежелание их иметь -1%; прочие мотивы — 1% [83, с. 226-227]. На наш взгляд в этом исследовании упускается в качестве фактора развода сексуальная неудовлетворенность партнеров. Кроме того, как отмечают специалисты, на одно из ведущих мест в причинах разводов выходит неспособность партнера обеспечить материальное благосостояние семьи.
В.А. Сысенко, автор ряда исследований по устойчивости семьи, в результате анализа последствий разводов сделал следующие выводы [43]: а) большая часть разведенных мужчин и женщин не имеют возможности (желания) вступить в повторный брак; значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступают в повторный брак; б) увеличивается количество неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей; в) рост безотцовщины при живом отце увеличивает вероятность девиантного поведения подростков; г) развод создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические расстройства как у родителей, так и у детей; д) одиночество становится сложнейшей социально-психологической проблемой для миллионов людей.
По сообщениям телевидения 60 % детей в Голландии воспитывается в неполной семье. Матери этих детей не желают обременять себя браком. Не будет ли в связи с этим общество будущего неполноценным? Какова будет структура общества, если увеличение доли детей, выросших в неполных семьях можно рассматривать как фактор, способствующий дестабилизации будущей семьи?
Немаловажным кризисообразующим фактором для семьи является развитие в условиях современного общества культа потребления. В основе своей культ потребления призван заменить смысл жизни и подлинные ее ценности, прежде всего человеческую близость, погоней за иллюзорными престижными вещами, чувственным удовольствием. Потребительская установка на успех усиливает эффект отчуждения. И все же в условиях тотального отчуждения семья остается главным прибежищем духовной безопасности человека, его самоутверждения и эмоциональной защищенности.
Одной из форм эмоциональной зашиты в семье является разделение ролей в семье, приведение их в некую общепринятую схему. Но разделение супружеских ролей претерпело в последнее время метаморфозу. Это, в первую очередь, связывается с процессами вовлечения женщины в общественное производство.
Экономическая и социальная самостоятельность женщины, как и ее равенство в правах с мужчинами являются положительным фактором современного общественного развития. Но эти завоевания имеют оборотную сторону — это мнимое равенство, когда женщина заменяет мужчину, когда она становится как бы мужчиной, но довольно часто с более низким статусом [4, с. 502].
Экономическая самостоятельность женщины привела к тому, что мужчина перестал быть единственным кормильцем в семье. В свое время американский ученый Т. Парсонс утверждал, что в семье отец играет инструментальную роль (он — кормилец и защита семьи от давления внешних обстоятельств), а мать — экспрессивную (она — хранительница очага и мира в семье). Работающая мать также оказывается способной выполнять инструментальную роль в семье, и достаточность инструментальной роли отца оказывается под вопросом, либо отец вовсе устраняется. Глубокое нарушение взаимодействия между супругами приводит к тому, что только одна женщина имеет власть над домочадцами. Между тем для нормального существования супружества и оптимальной социализации детей необходимое наличие, совместное участие и ответственность обоих супругов [184, с. 58].
Гендерная концепция как выражение изменений взглядов на отношения полов в контексте развития идей феминизма
Взаимоотношения полов в XX веке вылились в острую борьбу за изменение положения женщины в обществе. Символом этой борьбы стало движение феминизма. На протяжении многих лет феминизм определяли как общее название течений в «буржуазном» женском движении, направленных на уравнение прав между мужчиной и женщиной при сохранении основ капиталистического строя. Сами феминисты определяют феминизм как движение, ставящее своей целью полное и всестороннее равноправие женщины. При этом несущественным является их сословная, религиозная или какая-либо другая принадлежность [68, с. 174-175]. «Американская академическая энциклопедия» (1985), в свою очередь, определяет феминизм как «движение, выступающее за полное гражданское равноправие мужчин и женщин в политической, экономической и социальной сферах жизни» [3, с. 48].
Феминизм как мировое женское движение является отражением сложного процесса, происходящего в глубинах самовосстанавливающегося человека, и еще ждет своего глобального осмысления философами, социологами, историками, культурологами [23, с. 174]. Философия феминизма использует категорию пола в качестве инструмента анализа культуры. Феминизм, однако, далеко не сразу сформировался как альтернативная философская концепция социокультурного развития. В течение довольно длительного периода он существовал как идеология равноправия женщин и как социально-политическое движение. Эти два аспекта рассматриваемого течения чрезвычайно важны для становления его теории: именно в поисках ответов на реальные вопросы, касающиеся статуса женщин в обществе, их семейного положения, теоретики феминизма, не удовлетворенные традиционной социальной наукой, стали формулировать и свои теоретические претензии к традиционному западному знанию, и новые теоретико-методологические подходы к анализу культуры.
Женское движение, таким образом, во многом предопределило изменение культуры XX века, и само стало носителем идеологии новой культуры. Выражение этой идеологии в «культурном» феминизме рассматривается специалистами как теоретический подход к анализу произведений культуры, который «ставит знак вопроса» везде, где речь идет о женственности как о чем-то вечном, неизменном, от природы идущем. Именно последний, сущностный (essentialist) подход к женскому вопросу господствует сегодня (и господствовал вчера) в российской культуре [53, с. I88J.
В патриархальной культуре отношения мужчины и женщины воспринимаются в форме жесткой оппозиции, а на фоне этой оппозиции располагаются и на ней строятся другие оппозиции [24, с. 132]. Задача феминизма состоит в разрушении грубой и овеществленной оппозиции мужчины и женщины. Теоретики феминизма стремятся не только к признанию формального равноправия мужчины и женщины, но и к признанию возможности дифференцированного подхода к культуре семейных взаимоотношений. Н. Блюстоун относит к феминистам тех, кто: 1) признает, что на протяжении истории женщины угнетались; 2) требует, чтобы было установлено полное равноправие полов [136, с. 67]. Но не все феминисты требуют равноправия, ибо равенство прав предполагает равенство обязанностей. Не все феминисты хотят, чтобы женщина выполняла те же социальные роли, что делает мужчина, ибо это привело бы к нивелировке полов, к утрате женщиной ее специфики, женственности и т.п. Такие считают, что к феминистам надо отнести тех, кто желает улучшения положения женщин — экономического, социального, правового, профессионального, семейного и т.п., предполагая, однако, что биологические различия между полами не позволяют установить равенство между ними во всех отношениях. Они предпочитают говорить не о требовании фактического равенства, а о требовании равенства возможностей для мужчин и женщин. Это различие весьма существенно, оно соответствует различию между авторитарным и либеральным подходами.
Современный этап в развитии феминизма начался в 60-е годы XX века вместе с возникновением леворадикальных движений протеста и формированием контркультурных теорий. В этот период внутри феминизма сформировались три основных течения: либерально-реформистское, социалистическое и радикальное.
Либерально-реформистское направление, представленное Б. Фридан и ее сторонницами по Национальной Организации Женщин, во многом продолжало идеи, разрабатываемые в эпоху Просвещения. Причину неравноправия женщин либеральные феминистки видели в отсутствии у женщин определенных гражданских и юридических прав. Соответственно, способом решения этой проблемы должны быть социально-экономические и юридические реформы.
Социалистическое течение, представленное 3. Айзенстайн, Л. Гордон, М. О Брайен, синтезировало марксистские и феминистские взгляды. Основными причинами дискриминации женщин здесь считались частная собственность и классовая структура общества. Социалистические феминистки настаивали на необходимости вычленения из проблем классовых и общесоциальных собственно женских проблем.
Наиболее ярким и влиятельным по своим идеям стало радикальное направление (К. Миллетт, С. Файерстоун, А. Дворкин, К. Дельфи, М. Доили), которое обратилось к поискам общего, глубинного основания угнетения женщин. Таковым, по их мнению, является патриархат — система мужского доминирования над женщиной.
В настоящее время все эти три течения не существуют в столь явном виде, как это было в 60-е годы. Кроме того, появились и другие направления: «культурный» феминизм, теоретики которого выступают за развитие сепаратной (от мужчин и маскулинизма) женской культуры; «гуманистический» феминизм — его сторонницы и сторонники настаивают на необходимости развития гуманистических акцентов в культуре, в которой учитывались бы как «женские», так и «мужские» интересы, равноценными признавались «феминные» и «маскулинные» качества.
В теории современного феминизма речь идет не только о достижении политико-правового равноправия женщины, но и о пересмотре духовных приоритетов. Пересмотр диктуется фактом открытия того, что наш взгляд на природу, общество, человека, культуру не нейтрален, как казалось прежде в половом отношении. Поэтому принадлежность к феминистскому способу мышления определяется сегодня не отношением к женскому вопросу, а признанием нового — полового — измерения в мировоззрении в целом: «Признать феминистскую позицию — значит признать половую точку зрения на все аспекты интеллектуальной и социальной деятельности» [161, с. 281-283]. » 56% американок считают себя феминистками. Из 10 американских служащих в армии одна — женщина. Спор о назначении женщины, начатый небольшой группой феминисток в конце 60-х годов XIX века: «Я мыслю, следовательно, я существую», сегодня получил завершение в принятых международным сообществом документах о ликвидации всех форм дискриминации женщины, где женщины признаются таким же полноценным субъектом истории, как и мужчина, и где подчеркивается, что рождение детей — это право, а не обязанность, иначе говоря, где личность женщины оценивается выше, чем ее «природное назначение».
Трансформация и перспективы дальнейшего развития институтов семьи и брака
Изменение социальных условий существования семьи, переход к новому, постиндустриальному общественному устройству, вместе с процессом кризисного изменения структуры семейных отношений, вызвали ряд коренных изменений в рассмотрении таких отношений в современной социальной науке.
Показателен пример теории эгоальтруизма, выдвинутой известным канадским ученым Селье. Традиционная этика и обыденная мораль убеждены, что у человека есть два внутренних двигателя — эгоизм и альтруизм. Но сейчас специалисты говорят о наличии третьего такого двигателя — эгоальтруизма, тяги к развитию своего и чужого «Я». Говоря упрощено, эгоист только принимает, альтруист только отдает, а эгоальтруист — и принимает, и отдает. В традиционной семейной морали положение женщины основывается на позициях альтруизма: принцип «трех К» (Kinder, Kuche und Kirchen (нем.) — дети, кухня и церковь), самоотречение ради супруга, и детей и т.д. Чем же отличается самоотречение альтруизма и эгоальтруизма? Альтруизм отключает не только наши простейшие потребности, но и кое-какие ключевые, опорные — и, прежде всего, нашу естественную тягу к разносторонности, к развитию всех главных сторон тела и духа. Эгоальтруизм не отрекается от ключевых нужд человека и не суживает этим его душу, а углубляет и расширяет это естественное, здоровое, нормальное состояние человеческой души, состояние которое как бы ведет человека к гармонии, ладу — и внутри себя, и с другими людьми [76, с.107]. И родительская любовь, и детская любовь к родителям, и другие родственные чувства, все они растут из эгоальтруизма. На основе эгоальтруизма формируется совместимость супругов.
У семьи постепенно появляется новая функция — обязанность насыщать высшие эмоциональные духовные запросы человека [76, с. 186]. «Чувственность, — писал в свое время Л. Фейербах, — единство материального и духовного» [99, с. 15]. Но такое единство материального и духовного, особенно в сфере семейных отношений, зачастую становится затруднительно осуществить в рамках реального брака. Однако, рано или поздно отношения альтруизма и эгоизма могут перейти из сферы морали в сферу семейной «политики», становятся вопросом властвования в семье.
На теоретическом уровне всерьез обсуждается перспектива смены приоритетов семьи, переход от «патриархата» к «матриархату». Наш соотечественник Ю.Б. Рюриков предпочитает в этом плане говорить о биархатной революции. Под этим термином имеются в виду такие изменения в семье, которые смогут, сохраняя независимость мужской и женской роли в семье, дать возможность их наиболее плодотворного сотрудничества. Биархатной революцией движут демократические идеалы общественного и домашнего равенства мужчин и женщин, гуманизм и свобода их любви, противоборство со старыми кодексами морали -ханжески-пуританскими и распутно-анархическими [76, с. 200].
Нынешний брак основывается на экономическом, юридическом и духовном союзе. В браке будущего будет выдвигаться на первый план союз, основанный на чувстве любви и взаимного уважения к духовным ценностям друг друга. Старую семью больше скрепляют внешние узы -экономические, социальные, религиозные. Сейчас рядом с ними все больше встают внутренние узы, гораздо более хрупкие — чувства людей, их сознание, совместимость, родительский долг. Старые устои семьи слабеют, новые набирают силу с опозданием, и это междуцарствие устоев резко усиливает неустойчивость семьи. Эту же тенденцию отмечают не только отечественные, но и зарубежные исследователи, в частности, рассмотренный ранее У. Дюран.
Ю.Б. Рюриков пишет об еще одном сдвиге — перемене в положении пожилых людей, которые уже не могут работать. Стариков — через пенсионное обеспечение содержит общество, и в развитых обществах пожилые получили финансовую независимость от семьи. Негативная сторона этого в целом позитивного сдвига — большой ущерб детскому воспитанию (воспитание трудолюбия и заботливости были для родителей в патриархальной семье вопросом жизни и смерти). Дети перестали быть основой личного будущего. В семейном воспитании налицо сейчас куда менее жесткая зависимость, уже не экономическая, а духовная — уровень родительской сознательности, воспитательной культуры. Старые связи между поколениями меняются, новые только начинают развиваться. Этот громадный и не до конца осознанный переход и стал одним из корней нынешних семейно-воспитательных кризисов.
Семья и общество — это маленькая и большая модели одной и той же системы. Обе включают людей, которые должны работать и жить вместе. Современное общество настолько сложно, что семья в одиночку уже не может научить детей всему необходимому. Сегодня во всем мире возникают новые требования к семье и другим общественным структурам. Люди начинают понимать главное, что всегда должно присутствовать в их взаимоотношениях, и они требуют того же и от общественных организаций. Главное, в чем они должны быть убеждены, что каждый ребенок — это личность, мужчины и женщины — это тоже личности. Семьям надо искать единомышленников в общественных организациях и образовывать с ними единый союз. Семья призвана стать объединяющим звеном в обществе.
Источник https://lfirmal.com/evolyuciya-semi-v-xxi-veke/
Источник https://wiki.fenix.help/sociologiya/tendentsii-razvitiya-sovremennoy-semi
Источник http://www.dslib.net/sociologia-kultury/jevoljucija-semejno-brachnyh-otnoshenij-v-uslovijah-razvitija-sovremennogo-obwestva.html