Особенности детско-родительских отношений в семье с ребёнком дошкольного возраста — Восприятие семьи и семейных отношений у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Содержание статьи

Особенности детско-родительских отношений в семье с ребёнком дошкольного возраста — Восприятие семьи и семейных отношений у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Предмет рассмотрения восприятия семьи и семейных отношений как фактора благополучия ребенка-дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности влияют как на протяжении всего детства, так и последующей жизни, являются своеобразным мерилом для построения его отношений с другими людьми.

Психологические потребности ребенка лучше всего удовлетворяются в хорошей семейной обстановке. Семья не только предоставляет оптимальные возможности для формирования личности ребенка, но и естественным образом вводит его во все новые социальные отношения, создает условия для его социализации. Ребенок развивает эмоциональное поведение по отношению к себе и другим членам семьи и учится реагировать на постоянно меняющиеся социальные ситуации, что является предпосылкой его благополучия.

Изучением детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.А. Костенко, Л.Г. Лунякова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.Т. Хоменаускас, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Для полноценного развития личности ребенка в семье должны быть благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, основной чертой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой стороны, родительское отношение характеризуется чувством правомочности и контроля. В этом конфликте кроется одно из самых сильных противоречий в семейных отношениях. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы ставятся на первый план старшими представителями, зависит, какими вырастут дети. Тесный контакт с родителями создает у детей стабильное состояние жизни, чувство доверия и надежности. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностями в обучении в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Дошкольный возраст — это возраст, когда начинает формироваться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, и ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства у ребенка формируется поведение и отношение к семье. По этой причине диагностика поведения и установок в семье является основным средством формирования отношения ребенка к действительности и средством нравственного, эстетического и интеллектуального воспитания. Главная задача дошкольного образования — формирование полноценной личности, актуальной в современном мире.

Функции матери в обеспечении комфорта ребенку рассматриваются в рамках базового отношения к миру (А.Я. Варга, М.В. Колоскова, О.В. Баженова, Г.В. Скобло и др.), активно-доверительного отношения к миру (М.В. Колоскова), устойчивый позитивно-эмоциональный фон настроения, потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого (Л.И. Божович), эмоциональное взаимодействие со взрослым (М.И. Лисина), достижение чувства равновесия и защищенности в контакте со взрослым (Г.В. Скобло). Удовлетворение этих потребностей является необходимым условием для нормального психического развития ребенка. Более того, данное исследование позволяет предположить, что чувство комфорта служит индикатором оптимального состояния ребенка в системе «Я — мир» и является необходимым условием для его развития.

Особенности детско-родительских отношений в семье с ребёнком дошкольного возраста

Восприятие семьи и семейных отношений у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Межличностные отношения — это психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающиеся чувством симпатии — антипатии. В межличностных отношениях задействованы механизмы восприятия и взаимопонимания.

Семья — необходимая часть социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющийся феномен, функционирующий как институт воспроизводства и воспитания человека. Воспитание — это деятельность по передаче общественно-исторического опыта новым поколениям, систематическое и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования у него определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечение необходимых условий для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Современный этап в жизни нашего общества, связанный с перестройкой всей системы социально-экономических отношений, предъявляет особые требования к формированию человека-подростка как главной производительной силы и высшей социальной ценности. Это приводит к необходимости раскрытия психологических законов и механизмов формирования личности, что является важной предпосылкой для разработки новых средств, форм и методов повышения качества системы образования.

Семья — это социокультурное образование, в котором индивид получает первый опыт организации жизни в ее основных проявлениях — в производственной деятельности и повседневной жизни. В семье он приобретает навыки общения и повседневного поведения, уроки для будущей семейной жизни, представления о жизненных целях и ценностях, знакомится с нормами и стандартами культуры. Это и есть цель семьи. Проблема семьи как сложного социального явления и социокультурной ценности является предметом изучения многих наук. В соответствии со спецификой своего предмета, каждый из них выделяет особые аспекты его функционирования и развития.

По мнению А.А. Крылова, дошкольный возраст — это начальный этап становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот этап жизни чрезвычайно важен с точки зрения генезиса и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. Преобладание тем, связанных с образом человека, в творчестве ребенка дошкольного возраста свидетельствует о преимущественной ориентации на социальное окружение. В конце дошкольного возраста происходит переход от эмоциональных непосредственных отношений с внешним миром к отношениям, построенным на основе усвоения моральных оценок, правил и норм поведения. Так, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно конкретизируя их и наполняя конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и в то же время создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок научился применять их в жизни по отношению к себе и другим.

Семья как социальный институт выполняет определенные функции, то есть осуществляет определенную деятельность в системе общественных отношений. Вопрос о функциях семьи в отечественной и зарубежной науке проблематичен и не имеет четкого прояснения. Наличие нескольких точек зрения указывает на различные подходы к исследованию (философский, социологический, психологический, педагогический). Классификации функций семьи разнообразны, но неизменно выделяют следующие функции: репродуктивную, экономическую, коммуникативную, рекреативную и воспитательную, которые отражают социальное назначение семьи, охватывают основные направления ее жизнедеятельности и дают интегральную оценку нравственной жизнеспособности общества.

Исследование восприятия семьи и семейных отношений дошкольников в произведениях отечественных и зарубежных авторов

В каждой семье объективно складывается определенная, не всегда осознаваемая системой семейного воспитания. Имеется в виду понимание задач воспитания и формулирование его целей, а также более или менее целенаправленное использование методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить для ребенка.

В последнее время в отечественной и зарубежной психологии все больше внимания уделяется изучению семьи. Изучаются разнообразные его характеристики и происходящие в нем процессы — удовлетворенность супругов браком, структура семейных ролей, распределение власти, отношения между детьми и родителями и т.д. Но в конкретных работах часто упоминается и достаточно редко принимается во внимание, что семья — это динамическое образование, в процессе существования которого существуют качественно различные периоды.

Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории общественного развития внесли швейцарский историк И. Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право». и шотландский правовед Дж. Ф. Макленнан, автор исследования «Первобытный брак».

В России семейные отношения стали объектом изучения только в середине 19 века.

Проблема формирования семьи все больше привлекает внимание ученых и практиков в нашей стране. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами и психотерапевтами. Затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: Особенности воспитания ребенка и отношения к нему родителей, характерные особенности личности ребенка в результате семейных влияний, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

Родительское отношение или установки — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Так, А.С. Спиваковская понимает родительское отношение как систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, родительского восприятия ребенка и поведения с ребенком. Еще в 1930-х годах были разработаны четыре родительские установки и соответствующие им модели поведения: «принятие и любовь», «полное отвержение», «чрезмерная требовательность», «чрезмерная защита», также была установлена определенная корреляция между поведением родителей и поведением детей. Например, «принятие и любовь» у ребенка создают чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, а «открытое отвержение» приводит к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что тип семьи, положение, которое занимают взрослые, стили взаимоотношений и роль, которую они отводят ребенку в семье, влияют на детско-родительские отношения. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

При этом отношения в семье могут носить различный характер, и использование неэффективного типа родительского отношения приводит к возникновению тревожности у ребенка.

Следует отметить, что в настоящее время в качестве центральной, «фундаментальной» причины тревожности у детей выделяют факторы семейного воспитания и, в частности, систему отношений «мать-дитя» (Н.М. Гордецова, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, В.С. Манова-Томова, M. Rutter и др.) [18,с.89].

Очевидно, что социальная нестабильность, потеря (или угроза потери) социального положения взрослых, отсутствие уверенности в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что ты обеспечиваешь семью хуже других. Все это порождает у некоторых взрослых желание отыграться на детях, что проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми и провоцирует возникновение ситуаций, вызывающих страх у детей.

Читать статью  Особенности расторжения брака многодетных семей

Организация и программа исследования восприятия дошкольниками семьи и семейных отношений

Анализ литературы показал, что семейные отношения, отношения между родителями и детьми, являются определяющими в формировании семейного восприятия. Именно от оптимальности системы «родитель-ребенок» зависит успешность развития ребенка.

В дошкольном детстве фактически формируется личность ребенка, его уверенность в себе и мировоззрение. Эти процессы определяются общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, в которой мышление и память ребенка начинают играть важную роль. Теперь он не только ориентируется и действует в зависимости от определенных сиюминутных стимулов, но и способен устанавливать связи между общими идеями и представлениями. Мышление ребенка переходит от визуально-фактического к визуально-воображаемому. Происходит переход к новым видам деятельности — игровой, изобразительной, конструктивной [18,с.68].

Целью данного этапа экспериментального исследования является теоретическое и эмпирическое изучение восприятия семьи и семейных отношений с особенностями личностного благополучия ребенка старшего дошкольного возраста.

Для того чтобы выявить особенности восприятия семьи и семейных отношений детьми младшего школьного возраста.

  1. Методика PARI была разработана для изучения типов отношений между родителями и детьми. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, под редакцией Т.В. Нещерет);
  2. техника кинетического рисования семьи позволяет выявить отношение ребенка к семье: Благополучие, нестабильность и дисфункция (глазами ребенка) (В. Халс, Л. Корман, А.И. Захаров);
  3. техника «неполных предложений» позволяет получить дополнительную информацию об отношении родителей к детям и об отношении детей к родителям.

Порядок проведения тестов был таким же, как описано выше.

Методика PARI (Parental Attitudes Questionnaire). Эта методика была разработана для изучения отношения родителей к различным аспектам семейной жизни. Авторы — американские психологи Э.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта техника широко использовалась в Польше (Рембовский) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране его использует кандидат психологических наук Т.В. Нешерет адаптирован. Методика выделяет признаки, связанные с различными аспектами отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений и особенности организации семейной жизни.

Пятнадцать из них касаются отношений между родителями и детьми. Эти 15 атрибутов разделены на следующие 3 группы:

1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — чрезмерная эмоциональная дистанция от ребенка, 3 — чрезмерная сосредоточенность на ребенке. Эти шкалы выглядят следующим образом:

1.Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 атрибутов, их номера по анкете 1,9,10,14);

  • Побуждение к словесным выражениям, вербализация (1);
  • Партнерские отношения (9);
  • Развитие активности ребенка (10);
  • Уравновешивание отношений между родителями и ребенком (14).

(2) Чрезмерное эмоциональное отдаление от ребенка (состоит из 3 признаков, их номера в опроснике — 5,6,11):

  • Раздражительность, вспыльчивость (5);
  • Суровость, чрезмерная строгость (6).
  • Избегание контакта с ребенком (11).

Чрезмерное внимание к ребенку (описывается 8 признаками, их номера в анкете: 2,3,4,7,8,12,13,15):

  • Чрезмерная забота, построение зависимых отношений (2);
  • Преодоление сопротивления, подавление воли (3);
  • Создание безопасности, страх нападения (4);
  • Предотвращение внесемейных влияний (7);
  • Подавление агрессивности (8);
  • Подавление сексуальности (12);
  • Чрезмерное вмешательство в мир ребенка (13);
  • Пытаться ускорить развитие ребенка (15) (вопросы см. в Приложении 2).

Самый важный вывод, который можно сделать сразу, — это оценка контакта родитель-ребенок с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние показатели первых трех групп шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Результаты исследования восприятия семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста

Объектом исследования является система семейных отношений в семьях с детьми дошкольного возраста.

Объект исследования — особенности восприятия дошкольниками семьи и семейных отношений.

Цель работы — исследование восприятия семьи и семейных отношений с особенностями личностного благополучия ребенка старшего дошкольного возраста.

  1. анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования;
  2. проведение анализа семейных отношений в семьях детей старшего дошкольного возраста;
  3. выявление особенностей восприятия дошкольниками семьи и семейных отношений;

Гипотеза исследования: как характеристики благополучия и воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста связаны с типами семейных отношений и его восприятием семьи.

  1. Метод PARI был разработан для изучения типов отношений между родителями и детьми. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, под редакцией Т.В. Нещерет);
  2. техника кинетического рисования семьи позволяет выявить отношение ребенка к семье: Благополучие, нестабильность и дисфункция (глазами ребенка) (В. Халс, Л. Корман, А.И. Захаров);

Порядок проведения тестов был таким же, как описано выше.

Опрос проводился в МДОУ «Детский сад № 59» г. Нальчика.

Характеристика выборочной совокупности. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет (13 мальчиков и 7 девочек) и их родители (матери-18 и отцы-2).

Методика PARI (Parental Attitudes Questionnaire). Диагностика типов эмоционального отношения к ребенку дошкольного возраста в семье. По результатам исследования типов отношения родителей к своему ребенку, установлено, что большинство родителей (70,6%) имеют оптимальный эмоциональный контакт со своим ребенком.

Это отношение выражается в том, что ребенку предоставляется возможность самовыражения, что в семье существует равенство между родителями и ребенком, что поощряется активность ребенка и что между родителями и детьми существуют товарищеские отношения.

В 15,7% отмечается чрезмерное внимание к ребенку, что определяется чрезмерной заботой, подавлением воли ребенка, подавлением агрессивности, вмешательством в мир ребенка, усилиями по ускорению развития ребенка.

В других семьях — 13,7% — наблюдается чрезмерная эмоциональная дистанция между родителями и ребенком, она проявляется в строгости и раздражительности родителей, избегании общения с ребенком (избегание конфликта).

  • высокий уровень детско-родительских отношений (7 детей — 35%);
  • средний уровень детско-родительских отношений (11 детей — 55%);
  • низкий уровень детско-родительских отношений (2 ребенка — 10%).

«Кинетический рисунок семьи». Цель: — изучить межличностные отношения в семье (глазами ребенка); — выявить те отношения в семье, которые вызывают тревогу у ребенка. Используя рисунок, ответы ребенка на вопросы, оценить особенности восприятия и переживания ребенком семейных отношений.

Техника выполнения: ребенку предлагается лист бумаги и ручки. При этом ставится одно условие — необходимо нарисовать семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты. Форма для обработки теста «Рисунок семьи».

На основе этих показателей мы определили уровень влияния семейных отношений на ребенка.

К высокому уровню детско-родительских отношений мы относим рисунки, на которых ребенок чувствует себя комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, сам ребенок находится в центре рисунка, ребенок представляет себя и родителей одетыми, тщательно прорисовывает каждую линию, ребенок и взрослые улыбаются, в позах и движениях присутствует спокойствие.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

  • Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Семья и ее влияние на формирование личности ребенка

По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.

Современные ученые рассматривают семью как исторически конкретную сложную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, другими родственниками или близкими и необходимыми супругам людьми, давая ей следующие определения:

Семья и ее влияние на формирование личности ребенка

Семья и ее влияние на формирование личности ребенка

  • семья — это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
  • семья — это объединение лиц, основанное на браке, кровно-родственных отношениях, усыновлении и других формах принятия детей на воспитание, которые связаны материальной, моральной и духовной общностью, владеют личными и имущественными правами и обязанностями и выполняют функции рождения и воспитания детей.

Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:

1) социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, включают заботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросов акселерации и воспитания детей;

2) хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей между членами семьи, материальное обеспечение домашнего бюджета, заботу и уход за маленькими детьми, престарелыми родителями и другими членами семьи;

3) правовые (юридические) отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, соблюдение личных и имущественных прав и обязанностей между супругами, между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждение правонарушений и других антиобщественных проступков детей;

4) нравственные отношения охватывают вопросы нравственных ценностей семьи, прежде всего любви и долга, заботы о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а также уважение к старшим, воспитание любви к труду;

5) психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств и межличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности;

6) педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи;

7) эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений культуры.

Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Характеристики семьи

Характеристики, определяющие общий план семьи:

  • функции семьи,
  • функции родителей,
  • типы семей.

Педагогические установки родителей:

  • стили семейного воспитания,
  • типы родительского отношения,
  • стили родительского поведения,
  • типы отцов и матерей,
  • ошибки родителей в воспитании.

Личность родителя и ее влияние на личность ребенка:

Ученые определяют функции семьи

  • как сферу жизнедеятельности семьи, непосредственно связанную с удовлетворением потребностей ее членов
  • как направленную деятельность семейного коллектива или отдельных его членов, выражающую социальную роль и сущность семьи.

В книгах и пособиях по семейному воспитанию даются различные названия функций семьи, однако сущность их в принципе не меняется. Кроме того, доказано, что на определенных этапах жизни семьи значимость тех или иных функций неоднозначна и выполняют их разные члены семьи.

Традиционно выделяются следующие функции:

1) воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества;

Читать статью  Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка

2) хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. п.), содействует сохранению их здоровья;

3) эмоциональная функция семьи — это удовлетворение ее членами потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Именно эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья;

4) функция духовного (культурного) общения удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении;

5) функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраста, заболеваний) не обладает достаточной способностью самостоятельно осуществлять свое поведение в полном соответствии с социальными нормами;

6) сексуально-эротическая функция удовлетворяет сексуальные, эротические потребности членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуального, эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества, т. е. выполняя репродуктивную функцию;

7) репродуктивная функция — продолжение рода, воспроизводство населения.

Функции родителей по отношению к своему ребенку, состоят не только и не столько в воспитании, сколько в:

  • создании оптимальных условий для роста и развития ребенка;
  • удовлетворении естественных потребностей ребенка;
  • обеспечении безопасности;
  • обеспечении адаптации к жизни;
  • и только затем в воспитании ребенка.

Обеспечить выполнение перечисленных функций может полноценная гармоничная семья, которая является открытой системой, впитывающей новые тенденции психолого-педагогической науки, критически оценивая и анализируя их. К таким семьям можно отнести семьи, в которых совместно проживает несколько поколений, растут двое-трое и более детей, что дает им возможность усваивать сложный мир отношений между людьми, приобретать обширный опыт общения. Гармоничная семья отличается и благоприятными взаимоотношениями, и гуманистическими педагогическими установками взрослых.

2. Типы семей

а) по составу поколений:

  • однопоколенная
  • нуклеарная, (семья, в которой вместе живут мать, отец и дети) — простая
  • многопоколенная, или традиционная, (где вместе живут мать, отец, дети и старшее поколение — бабушки и дедушки) — сложная;

б) по составу родителей:

  • полная (дети и оба родителя)
  • неполная (детей воспитывает один из родителей);

в) по количеству детей:

  • семья с одним ребенком
  • семья с двумя и более детьми;

г) по родству:

  • семьи с родными детьми,
  • смешанные семьи (где воспитываются дети от разных браков)
  • семьи с приемными детьми
  • опекунские семьи (где оформлено опекунство взрослых над детьми).

3. Педагогические установки родителей

Понятие педагогической установки родителей означает выбор ими определенного подхода к воздействию на детей с целью их воспитания, готовность действовать, общаться, проявлять чувства именно определенным способом.

В это понятие включаются:

  • ценности и идеалы, которые родители исповедуют в воспитании,
  • отношение родителей к детям,
  • выбор средств и способов воздействия на ребенка.

Исходя из собственных педагогических установок, сложившихся в процессе

  • личного развития,
  • общения со своими родителями,
  • общественного воздействия
  • и других факторов.

Родители реализуют определенное поведение, проявляют определенный тип родительского отношения и стиль родительского поведения. В этом отношении и поведении проявляется и реализуется выбранный родителями стиль семейного воспитания, который отражает предпочтение ими тех или иных позиций во взаимодействии с детьми.

Выделяют следующие стили:

эголитарный стиль воспитания существует в семьях, где родители и дети на равных участвуют в принятии решения, а роли в семье не дифференцируются;

демократичный стиль позволяет родителям являться организаторами жизни и деятельности всей семьи. Ребёнок вносит свои предложения и может сам принимать решение, но должен сообщить его родителям, от которых зависит окончательное решение;

в семье с разрешающим стилем воспитания ребенок занимает наиболее активную позицию в принятии решения;

авторитарный — характеризуется властностью родителей, ребенок может принимать участие в обсуждении, но решение остается за лидером в семье. При этом у ребенка вырабатывается привычка беспрекословного подчинения;

автократичный — когда ребенок не имеет права выразить свою точку зрения по проблеме, которая его касается;

попустительский стиль , где ребенок решает сам, информировать родителей или нет о своем решении;

игнорирующий стиль , где родители не знают о решении, которое принимает ребенок, то есть не участвуют в жизни детей.

Проявляется стиль семейного воспитания в позиции родителей по отношению к детям, которую характеризуют типы родительского отношения:

  • сотрудничество (баланс любви, уважения, требовательности);
  • опека (освобождение ребенка от проблем, трудностей и требований);
  • невмешательство (предоставление максимума самостоятельности, независимости и свободы);
  • диктат (жесткое введение родителями своих требований и правил в жизнь ребенка).

В рассмотренных характеристиках переплетаются эмоциональное отношение родителей к детям (принятие — отвержение) и сочетание требовательности и контроля за поведением ребенка.

Некоторые ученые выделяют несколько иные модели родительских отношений, опираясь на сочетание требовательности и ответственности в отношении взрослых к ребенку.

В зависимости от стиля семейного воспитания и типа родительского отношения взрослые члены семьи выбирают и осуществляют определенное поведение по отношению к детям. В этом случае выделяются следующие стили родительского поведения, само название которых отражает сущность позиции родителя в различных ситуациях взаимодействия с ребенком: содействующий, сочувствующий, компромиссный, объяснительный, автономный, строгий, потакающий, зависимый, ситуативный.

Безусловно, в реальной жизни, в многообразии ситуаций взрослые осуществляют несколько вариантов родительского поведения, однако довольно часто некоторые стили бывают типичными в поведении родителей.

Для психологического комфорта наиболее приемлемыми являются содействующий, сочувствующий, компромиссный и объяснительный стили , так как при взаимодействии с ребенком такие родители проявляют понимание возрастных и индивидуальных особенностей детей, стараются объяснять свои требования или запреты, дают возможность детям принимать решения, отстаивать собственные позиции.

Потакающий и зависимый стили характеризуются зависимостью родителей от эмоций ребенка, отсутствием четкой собственной позиции, что приводит к потере родительского авторитета, уважения к родителям со стороны детей, а в подростковом возрасте зачастую и любви к родителям (особенно эта проблема касается взаимоотношений мальчиков и отцов).

Автономный и строгий стили отражают в некоторой степени не только родительские педагогические установки, но и особенности их личности, так как такие родители в общении с детьми следуют избранной ими позиции: «родитель — взрослый человек, он старше, умнее». Не всегда это поведение приобретает крайние формы эмоциональной холодности, но в целом характеризуется отстраненностью родителей от детей, которые не получают необходимого им эмоционального тепла.

Ситуативный стиль наименее благоприятный, так как отражает зависимость поведения родителей от различных ситуативных факторов (настроения, присутствия других людей, обстановки в семье). Это приводит к тому, что дошкольники постоянно находятся в некоем психическом напряжении, стараясь уловить состояние родителей и предугадать последствия своего поведения. Таким образом у них вырабатывается приспособленческая позиция.

Многообразие этих характеристик проявляется в типах воспитания детей, которые в психолого-педагогической науке имеют названия, в некоторой степени образно отражающие и особенности отношений родителей к детям, и тип семейного воспитания, и преобладающий стиль родительского поведения.

Гиперопека — тип воспитания , который характеризуется чрезмерной опекой родителями своих детей, проявляется в желании взрослых по возможности «облегчить» жизнь детей, осуществляя вместо них множество действий по самообслуживанию, игровой и продуктивной деятельности, учения. Это приводит к множеству деформаций развития: выученной беспомощности, отсутствию самостоятельности, капризности, отсутствию навыков деятельности и другим. Образно можно описать этот тип фразой: «Настелить бы соломки ребенку на всю жизнь».

«Кумир семьи», «Кронпринц» — крайнее проявление тенденций гиперопеки , когда ребенок является в семье главным лицом, желания которого есть закон и обязательны для исполнения. Взрослые члены семьи, стараясь угодить всеобщему любимцу, часто соревнуются в реализации его пожеланий. Часто такой тип воспитания встречается в семьях, где ребенок поздний и единственный, кроме того, один среди нескольких взрослых (родителей, бабушек, дедушек, тетей и дядей). Психологические характеристики такого ребенка: любовь к себе и любование собой, эгоизм, неумение сопереживать и сочувствовать, нежелание следовать общественным нормам поведения.

«Культ болезни» характеризуется тем, что все внимание родителей и других родственников сосредоточено на здоровье ребенка, вернее, на его болезнях, к сожалению, как реальных, так и мнимых. Если ребенок какое-то время не болеет, родители начинают «видеть» в этом зарождение в организме малыша еще более сложного заболевания, которое пока не поддается диагностике, и усиливают свою активность по поиску лучших врачей, лекарств, нетрадиционных средств и способов лечения, вариантов возможного оздоровления ребенка. Причем простейшие способы оздоровления (закаливание, рациональное питание, двигательный режим, оптимальный для каждой погоды подбор одежды), воспринимаются родителями отрицательно. В таких семьях и царит так называемый «культ болезни», когда главное желание родителей — «беречь» ребенка всеми силами, чтобы он не болел.

Гипоопека — противоположный всем предыдущим тип воспитания , в котором проявляются родительские установки на максимальную самостоятельность ребенка без учета индивидуальных возможностей и характера ситуаций. Безусловно, такой подход дает возможность ребенку развивать собственную самостоятельную позицию (мнения, убеждения). Однако в жизни каждому ребенку необходимы эмоциональная поддержка, совет, иногда жесткие и четкие указания. При гипоопеке дети лишены такой поддержки, так как родители следуют принципу: «Жизнь сама всему научит».

Безнадзорность — крайнее выражение гипоопеки , когда родители вообще не уделяют внимания ребенку и он сам добывает опыт жизнедеятельности во взаимодействии со средой и социальным миром. Как правило, такой тип воспитания характерен для неблагополучных семей, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, проявляют антисоциальное поведение. Психологический портрет детей, вырастающих в таких условиях, в основном выражен следующими общими чертами: повышенной тревожностью, агрессивностью, часто озлобленностью, неподчинением общественным правилам и нормам.

Повышенная моральная ответственность предполагает наличие у родителей жестких моральных установок, а также представлений о том, каким должен быть их ребенок. Причем, в представлениях взрослых есть только «черное» и «белое», правильное, хорошее (то есть социально одобряемое) и обратное — неправильное, нехорошее. Соответственно, в процессе воспитания детей они реализуют эти требования без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Такие родители развивают у ребенка постоянное чувство вины, комплекс неполноценности. Эти состояния обусловлены тем, что дошкольник не может ежеминутно быть образцом поведения, а именно это и вызывает критику и неодобрение со стороны родителей.

«Ежовые рукавицы» — образное изречение, которое отражает крайнюю выраженность вышеописанной позиции родителей, требующих жесткого и беспрекословного подчинения детей своим требованиям. Часто это сопряжено с отсутствием эмоциональной поддержки, частым применением угроз, физического наказания. Соответственно, у детей, воспитывающихся в таких семьях, развивается либо протест против воздействия взрослых (неподчинение, агрессия, конфликты с родителями), либо полное подчинение, безволие.

Читать статью  Как сохранить отношения и уберечь себя от измены мужа?

Психологические характеристики ребенка

Психологические характеристики ребенка

«Золушка» — это образное название типа воспитания, который основан на том, что взрослые видят в ребенке в основном одни недостатки. Они постоянно противопоставляют ребенка другим детям, сравнивая его достижения с успехами сверстников. При этом родители убеждены в том, что такая их позиция идет только во благо ребенку, заставляет смотреть на жизнь реально. Эффект у такого типа воспитания обратный: развитие у детей комплекса неполноценности, чувства зависти и агрессии к сверстникам, неприятие родителей. Ребенок действительно чувствует себя ненужной и нелюбимой родителями Золушкой.

Противоречивое воспитание реализуется тогда, когда родительские установки неоднозначны, конформны; сами родители как личности противоречивы или подвержены влияниям ситуаций; матери и отцы, а также представители разных поколений (родители и прародители) имеют различные взгляды и подходы к воспитанию детей. В таком случае взрослые проявляют разные, порой противоположные, тенденции во взаимодействии с ребенком в процессе воспитания. Это зависит от случайных факторов. Такой тип воспитания приводит к многочисленным психологическим проблемам в развитии детей.

Смена образцов воспитания наблюдается в ситуациях, когда по разным причинам (появление в семье еще одного ребенка, развод родителей, ухудшение материального, жилищного или социального положения семьи) родители резко меняют стиль общения с ребенком, уровень требований к нему, соотношение самостоятельности и контроля за поведением ребенка. Эта ситуация, как правило, является травмирующей для ребенка, поэтому вызывает волну протеста, изменение поведения в худшую сторону, неприятие родителей.

Существуют также так называемые «синергетические» типы воспитания, которые представляют сочетание некоторых вышеописанных типов друг с другом и дают в конечном результате суммирующий, усиливающий эффект. Примеры этих типов могут быть такими: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» (жесточайший контроль за жизнью ребенка при полном отсутствии поддержки и внимания к проблемам этой жизни со стороны родителей) или «Кумир семьи» + Гиперопека + «Культ болезни» (все силы родителей направлены на доказательство любви и борьбу с реальными и, особенно, мнимыми заболеваниями ребенка).

Список использованных источников:

1. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания / В.В. Чечет — Мн., 1998.

2. Харчев А. Г. Нравственность и семья / А.Г. Харчев — М., 1981.

3. Смирнова Е. О. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии / Смирнова Е. О., Быкова М. В. — 2000. — № 4.

4. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы / Хямяляйнен Ю. — М.,1993.

Проблемы воспитания в семье

Проблемы воспитания в семье

Семья является важным социальным институтом, который состоит из людей, сопереживающих друг другу, поддерживающих друг друга в социальном, экономическом, психическом плане. Это организм, существующий по своим законам, выполняющий ряд важных функций, нарушение которых приводит к проблемам семейного воспитания.

Важнейшими функциями семьи, которые обеспечивают жизнеспособность общества, являются следующие:

  1. Репродуктивная. На семье как ячейке общества отражаются все современные невзгоды, население не только стареет, но вымирает.
  2. Воспитательная. Причин снижения этой роли сегодня множество. Вошедший в «моду» индивидуализм содействует разобщению, разрушению традиционной семьи.
  3. Восстановительная, поддерживающая. Низкий уровень духовной, нравственной культуры приводит к тому, что семья не обеспечивает своим членам психологического комфорта, ослабляет их жизненный тонус.

Семейные ценности в современных реалиях

Для детей семья – это то место, где развивается характер, закладываются жизненные принципы, основы физического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья для каждого из ее членов может выступать как положительным, так и отрицательным фактором. Ребенок нигде не получит столько заботы и внимания. Одновременно с тем, ни один иной социальный институт не способен нанести столько вреда.

Еще сто лет назад благополучие семьи подкреплялось традициями, церковью, законом. В современной семье произошли значительные изменения, она находится в менее защищенном положении, многие можно назвать «трудными».

Из-за тяжелого прессинга экономических и политических проблем, снижения уровня жизни отцовские и материнские роли перераспределились. Урбанизированный образ жизни придает семье новый характер, эмоциональный контакт между младшими и старшими нарушается. Внутрисемейные отношения характеризуются повышенной конфликтностью, следствием чего является высокий уровень разводов.

Культура семейной жизни «варваризируется», разводы приводят к тому, что дети остаются с одним из родителей, перегруженным работой. На нравственном развитии ребенка сказывается отсутствие опеки отца или матери, образцов их позитивного поведения.

Распространенные причины кризиса – алкоголизм, противоправные действия супругов, сопутствующий этому низкий культурный уровень, что негативно отражается на воспитательном потенциале семьи. Раннее вступление молодых людей в брак, проблемы с жильем, нехватка денег, нежелательные дети делают положение семьи неустойчивым. Около трети новорожденных в стране появляются на свет в неполных семьях, большой процент детей имеет врожденную умственную, физическую патологию.

Проблемы воспитания в неполной семье

Уход одного из родителей ребенок часто расценивает как свою вину. Он чувствует себя покинутым обоими, т.к. один далеко, а второй (чаще это женщина) вынужден больше быть занятым на работе.

Хорошие отношения с оставившим семью родителем рождают недоверие к тому, с кем ребенок живет. Плохие взаимоотношения порождают чувство вины, которое усугубляется еще и выяснениями, кто прав или виноват между взрослыми.

Сплетни, вопросы доброхотов, непонимание сверстников отражаются на психологическом состоянии ребенка. Иногда дело осложняется еще и обвинениями родителя, который «жертвует всем», упрекает малыша в своей несостоявшейся жизни. Кто-то наоборот, навязывает чрезмерную заботу, чем портит характер и взаимоотношения.

Ошибки семейного воспитания – причины проблем

Специального кодекса, помогающего воспитать идеального ребенка, не существует, но можно выделить типичные ошибки, ведущие к проблемам в воспитании.

Схема проблем семейного воспитания

Непонимание

Родители предъявляют к отпрыску требования, которые не согласуются с его характером, «давят» на ребенка, заставляя соответствовать каким-то своим представлениям. Это вызывает упрямство, способствует развитию замкнутости, отстраненности.

Ожидания родителей должны отвечать возможностям ребенка. Он не должен заниматься музыкой или усиленно изучать английский только потому, что этого хотят амбициозные родители.

Неприятие

Может происходить из-за несвоевременной беременности или потому, что родители хотели мальчика, а родилась девочка. Неприятие может появиться на фоне раннего отлучения от груди, когда малыша отдают в ясли или поручают няне. У него снижается жизненный тонус, возникают страхи, если с ним строги не по возрасту, проявляют недостаточно ласки и нежности, в общении акцентируют внимание на отрицательных чертах, не замечают положительных качеств.

Отсутствие гибкости

Часто наблюдается у родителей авторитарного склада. Они предвзяты по отношению к ребенку, навязывают свое мнение, не допускают альтернативных решений.

Непоследовательность

Встречается между родителями, когда требования отца и матери не совпадают или родители наказывают, а бабушка с дедом жалеют и попустительствуют. Непоследовательным может быть поведение одного взрослого, когда в обращении с детьми допускаются крайности: обещания и их невыполнение, тотальный контроль и полное безразличие.

Чрезмерная эмоциональность

Недовольство родителей обрушивается на ребенка, что в дальнейшем приводит к возбудимости или наоборот, к заторможенности. Излишне тревожные родители паникуют по любому поводу, страдают навязчивыми страхами, опекают, вмешиваются с советами и предостережениями.

Доминантность

Властные родители требуют безоговорочного подчинения, категоричны, не приемлют самостоятельности, все контролируют, применяют физические наказания. Такая тактика не приводит к порядку, лишь к усталости, грозит нервными срывами.

Гиперсоциальность

Отношения в семье испытывают дефицит тепла, эмоциональности. Ребенка боятся испортить, поэтому выдвигают множество требований, которым он должен соответствовать. Ему не прощают слабости и оплошностей, детская жизнь лишена непосредственности, веселья. Все идет по плану, расписано до мелочей, подвергается тщательному анализу.

Как вырастить здорового и счастливого ребенка

Характер формируется, начиная с раннего возраста, у дошкольников уже складывается определенный образ поведения. Все семейные проблемы, по мнению не только З. Фрейда , родом из детства. Воспитание потребует от родителей много усилий, а результаты родительского влияния не проявляются немедленно.

От чего любящие родители должны оградить своего ребенка:

  1. Применение насилия не только демонстрирует авторитет, оно заставляет бояться, создает негативную обстановку. Психика малыша травмируется, во взрослом возрасте возможны проявления агрессии, демонстрация силы без причины.
  2. Некоторые родители нарочито холодны, боясь развить в своем чаде эгоистичность и избалованность. Детские психологические проблемы требуют родительского внимания и любви. Не встречая понимания, ребенок замыкается в себе, теряет уважение к старшим.
  3. Обилие родительской любви тоже вредно. Выполнение любой прихоти ведет к рождению эгоиста. Сын или дочь не станут меньше любить отца или мать, если иногда будут слышать от них твердое «нет».
  4. Неаргументированные запреты на повышенных тонах – типичная ошибка. Любителю таскать конфеты из вазочки нужно объяснить, почему этого делать нельзя. Если не понял – еще раз терпеливо объяснить.
  5. Отсутствие запретов – другая крайность. Избалованность в будущем доставит массу проблем окружающим. Дети, которые не слышат дома слово «нет», ведут себя везде так, как считают нужным, а дома попросту манипулируют взрослыми.
  6. Унижение, оскорбления за провинности, встреча в штыки любого увлечения делает ребенка неуверенным, нерешительным. От родителей требуется выдержка и терпение, уважение к личности и ее интересам.

Счастливый малыш

Значение семьи в воспитании

Многие родители принижают или оценивают очень узко роль семьи в воспитании своих отпрысков. Они считают, что достаточно обеспечить их всем необходимым, отвести рабочее место, место для отдыха, помочь в затруднительных случаях. Но детская жизнь заполнена массой впечатлений, поэтому важно создать дома такую атмосферу, которая поддерживала бы и активизировала внутреннюю жизнь ребенка. Взрослых не должны интересовать только отметки, любящие родители вникают в эмоциональную сферу, беседуют, помогая дать правильную оценку событиям.

Чувства говорят о том, что происходит в душе, от их здоровья зависит духовное здоровье человека. Если дети полны мелких и ядовитых чувств, они не смогут жить правильной духовной жизнью.

Актуальная проблема воспитания – найти грань между любовью и строгостью. Главная родительская забота – вырастить самостоятельную личность, которая будет находиться в гармонии с окружающими и со своим внутренним миром. Основная цель воспитания – сформировать разностороннего человека, полезного людям. Путь решения этой задачи состоит в проявлении внимания друг к другу, несмотря на занятость, усталость. Если упустить момент, когда еще есть возможность что-то исправить, выстроить правильные отношения будет очень сложно.

Источник https://lfirmal.com/osobennosti-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-seme-s-rebyonkom-doshkolnogo-vozrasta/

Источник https://family-child.ru/?p=2783

Источник https://vospitanie.guru/semejnoe/problemy-3

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: