Самообразование личности — ключ к успеху и просветлению

Содержание статьи

Образование как фактор развития человека: необходимость или вымысел?

В данной статье описаны проблемы влияния системы образования на развитие человека в современном обществе и возможные пути их решения.

Невозможно представить современное общество и людей необразованными, ведь именно это является показателем развития и прогресса той или иной страны. Хотелось бы выделить и особо отметить отношение государства в этом плане. Человеку, его воспитанию и образованию, его развитию служат все сферы общества, начиная с производственной и кончая духовной.

Сегодня, как никогда ранее человечество сосредоточено вглядывается в самого себя и порой и открывает новые и интересные факты, которые служат предпосылкой для его дальнейшего развития.

В сущности, для человека всё более остро стоит вопрос, чтобы сохранить себя как вид и приспосабливаться к возможным изменениям, которые охватывают все сферы его деятельности. Поэтому система образования во многом оказывает значительное влияние на формирование человека как личности.

Многие личностные черты человека определяются не только его природными данными, но и приобретёнными в определённых условиях социальной жизни. Образование, как известно, предназначено для формирования профессионального сознания [4].

Век современных информационных технологий даёт обширное представление и огромные возможности для человека, меняет его отношение к восприятию окружающего мира. Уровень системы образования значительно повышается.

Информация наполняет жизнь современного человека, что приводит к увеличению доли умственного труда. От него требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания, при этом уменьшается доля физического труда.

Данный процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной.

Новое содержание обучения возможно на основе новых технологий: использование компьютера, проектора, разработка и введение нетрадиционных форм урока (презентации, телеконференции, электронная почта) [1].

Таким образом, будущее образования и науки неизбежно связывается теперь с человеком и обществом, причём наука во всё большей степени создаёт новую исследовательскую ситуацию. Развитие человека, да и всего общества является одной из базовых функций образования.

Даже целенаправленно осуществляемое самообразование может оказаться полезным и для здоровья человека.

Отбирая ту или информацию и осуществляя тем самым образовательный процесс, человек может использовать её в различных ситуациях, во взаимоотношениях с обществом, тем самым познавая других людей и различные общественные процессы (Рисунок 1).

Образование как фактор развития человека: необходимость или вымысел?

Рисунок 1. Схема зависимости развития человека от образования

Хотелось бы выделить особо то, что от уровня и качества образования, полученного человеком, зависит его положение на рынке труда и в сфере занятости.

Работодатель, подбирая персонал на хорошую и высокооплачиваемую работу, ориентируется на уровень образования как на критерий отбора персонала, как на показатель, удостоверяющий возможность человека справиться с работой. Уровень образования оказывает неоднозначное воздействие на ситуацию с безработицей.

Велика роль системы образования в сокращении уровня безработицы, именно среди молодежи. Молодые люди, обучающиеся в учебных заведениях, позже вступают на рынок труда, что значительно сокращает нагрузку на него [4,5].

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Система образования должна обеспечивать равный доступ молодых людей к полноценному образованию, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Модернизация содержания и структуры профессионального образования должна проходить в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. Система профессионального образования должна быть максимально ориентирована на рынки труда.

В первую очередь для этого необходимо объединить в максимальной степени вопросы профессиональной подготовки кадров и их последующего трудоустройства.

Повышение конкурентоспособности молодежи должно быть связано с расширением профессиональных возможностей за счет владения смежными профессиями, с наличием общей эрудиции и коммуникативной культуры, а также обучением и переобучением конкурентоспособным профессиям [2,3].

Развитие связей между профессиональным образованием и сферой труда невозможно без создания эффективной системы трудоустройства выпускников. Для этого необходимо создать систему постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации [5].

В условиях перехода к информационному обществу, который происходит на фоне глобализации общемирового цивилизационного развития, система образования должна отвечать нынешним вызовам социума.

Быстрое старение знаний, стремительное развитие техники и технологий, широкое внедрение инноваций, практически во всех сферах человеческой деятельности, способствовали возникновению новой концепции развития образования, которое известно как «образование в течение всей жизни» [6]

Исходя из вышеизложенного, хотелось бы сделать вывод, что система образования, как один из важных факторов формирования человеческого капитала и накопления интеллектуальных ресурсов, пронизывает все современное общество и достаточно тесно связанна практически с любой сферой человеческой деятельности.

Поэтому, достаточно трудно определить, где заканчивается влияние образования и образовательного комплекса на поступательные процессы в стране.

Но бесспорным остается тот факт, что образование принципиально работает на будущее, определяя личные качества каждого человека, его знания, умения, навыка, приоритеты мировоззрения и поведения, а значит, в конечном итоге – экономический, моральный, духовный потенциал общества.

Образование как фактор развития человеческого потенциала

      РОЛЬ
      СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
      В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

    Пензенский
    государственный
    университет

    В данной статье образование
    рассматривается
    как фактор развития человеческого потенциала, отмечается его важность в сегодняшнем
    определении экономического благосостояния страны.

    Развитие
    современной экономики определяется не простым ростом объемов производства, а той его составляющей, которая
    происходит за счет различного рода инновационных, качественных сдвигов в хозяйстве. Между тем основная часть инновационных сдвигов генерируется в процессах деятельности людей.

    Введение человеческого потенциала в систему экономических понятий — это не просто дополнение ее еще одним разделом. Оно предусматривает радикальное изменение логики, структуры и содержания всех основных составляющих экономической науки.

    Человеческий потенциал — не просто источник экономических возможностей, но и жесткий экзаменатор дееспособности экономики [8].

    Концепция развития человеческого потенциала исходит из взглядов выдающегося ученого Махбубуль-Хака, инициировавшего подготовку мировых докладов о развитии человека в рамках Программы Развития ООН, начиная с 1990 года.

    Им была обозначена главная идея: смысл и цели общественного развития состоят в расширении возможностей каждого человека реализовать свои потенции и устремления, вести здоровую, полноценную, творческую жизнь. При таком подходе человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и как главный субъект, пользующийся его результатами.

    Под развитием человека понимается расширение спектра и возможностей интеллектуального, социального, экономического и политического выбора, доступных каждому члену общества.

    В качестве исторических истоков концепции
    человеческого потенциала можно
    назвать взгляды А. Смита, считавшего человека частью общественного богатства и целью общественного производства [1]. В том же русле мыслил А.

    Маршалл, связывая напрямую накопление богатства с развитием человека: «Производство богатства — это лишь средство поддержания жизни человека, удовлетворения его потребностей и развития его сил — физических, умственных и нравственных.

    Но сам человек — главное средство производства этого богатства, он же служит конечной целью богатства» [5].

    Важный
    вклад в концепцию человеческого
    развития внесла идея «человеческого капитала», возникшая в контексте экономической мысли. У её истоков стоял в 50 — 60 гг. XX века американский ученый Т.Шульц [1]. Большую роль Т.

    Шульц отводит повышению уровня образования женщин и высшему образованию молодежи. «Тремя главными функциями высшего образования» он называет «обнаружение таланта, обучение и научную работу».

    «Молодежь могла бы применить свои знания в наиболее важных областях здравоохранения, воспитания и обучения подрастающего поколения, в науке для улучшения благосостояния и экономического процветания новых наций третьего мира» [9].

    Под человеческим капиталом он понимал совокупность знаний, компетенции, квалификаций, выполняющих важнейшую роль в качестве средства производства. Это дало возможность просчитывать экономическую роль образования, науки, здравоохранения и рассматривать эти сферы как источник экономического роста.

    Позднее, в связи с вопросами международного экономического сотрудничества, обозначилось новое направление — «развитие человеческих ресурсов», предполагавшее максимизацию человеческого потенциала и его эффективное использование в целях экономического и социального развития.

    Концепция «развития человеческих ресурсов»
    включает в себя демографические
    проблемы, проблемы занятости, здравоохранения, питания, жилья, урбанизации, окружающей среды, образования, подготовки кадров. В рамках этой теории сложилось представление, что вложения в человеческий капитал оказываются экономически эффективными.

    Например, в США доля расходов на образование в ВВП за последнюю треть XX века почти удвоилась.

    По своим абсолютным размерам она превышает расходы на оборону; 55% молодежи в возрасте от 17 до 23 лет (в Японии до 60%) получают высшее образование, что является важнейшим фактором будущего экономического процветания этих стран в XXI веке.

    Особая роль в формировании концепции человеческого потенциала принадлежит лауреату Нобелевской премии по экономике (1998г.) Амарантьи Сену. Он трактует развитие человека как расширение его возможностей, а не возрастание только материального или экономического благосостояния. Сен А.

    считает, что цель общественного развития — не в беспредельном увеличении производства, а в создании возможностей для расширения выбора людьми: выбора совершать больше дел, жить долго, спастись от болезней, которых можно избежать, иметь доступ к знаниям.

    Его позиция: возможность и выбор тесно связаны не только между собой, но и со свободой — как негативной (свободой от голода), так и позитивной (свободой осуществлять свои жизненные устремления). Амаратьи Сен прямо заявляет, что, в конечном счете, развитие человека — это вопрос свободы. Исходя из подобной трактовки, развитие человеческого потенциала невозможно вне демократической, с приоритетом индивидуальных ценностей, общественной системы [1].

    Под термином «человеческий потенциал» понимаются качества людей, принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены. В формировании интеллектуального потенциала общества одним из ключевых моментов является наука.

    Но будет правильнее подчеркнуть, что ключевым моментом в развитии интеллектуального потенциала общества является развитие науки и образования. Наполеон говорил: «Гибель армии — это беда, гибель императора — это двойная беда, а гибель интеллекта нации — это катастрофа».

    Человеческий потенциал оценивается с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).

    Критериями оценки человеческого потенциала являются количество высших учебных заведений, количество учёных (например, можно отметить, что в Париже с 1841 по 1850, и в Большом Нью-Йорке с 1901 по 1941 была высокая частота рождения Нобелевских лауреатов), участие школьников и студентов в олимпиадах по разным предметам [6].

    Именно
    знания и образование в решающей степени определяют сегодня экономический
    потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле.

    Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства (прикладная наука и образование), уже давно принято говорить как об «индустрии знаний», а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики (в США она занимает 5-е место среди других областей; в 1998 году образовательная «отрасль» принесла доход в 265 млрд. долларов и обеспечила работой 4 млн. человек).

    Получаемые
    знания помогают раскрытию сущности человеческой жизни в социуме, так как миропонимание, мировоззрение, определение места и роли личности в обществе, усвоение гуманитарных основ общения, норм морали и нравственности, социокультурное развитие индивида делают человека частью общества.

    Профессиональная подготовка человека в образовательной системе закладывает прочную базу профессиональной деятельности, в наибольшей степени реализующую личностные способности, его трудовой потенциал.

    Именно поэтому в теории человеческого капитала уровень образования населения рассматривается как главная составляющая его ценности, а образование единодушно признается в качестве постоянной составляющей трудовой деятельности.

    Кроме того, современные исследования доказывают устойчивую связь образования человека и продолжительности его жизни, а, следовательно, знание как результат образования важно для долголетия и имеет социобиологическое значение.

    Образование по своей сути является инновационной сферой, поскольку основывается на постоянном использовании новых знаний, продуцируемых научными учреждениями и вузами. Кадры образовательной системы — важнейшая часть интеллектуального потенциала страны, которая, в отличие от научных работников, выполняет такую социальную функцию, как воспитание обучающихся, а также тиражирование уже известных теоретических положений, концепций, выводов.

    Анализируя
    динамику статистических данных, характеризующих
    занятость и безработицу, следует
    отметить, что уровень экономической
    активности населения, то есть склонность к предложению труда, повышается пропорционально уровня образования, достигая максимума среди лиц с высшим профессиональным образованием. Среди трудоустроенных — все больше лиц, имеющих высшее образование, в то же время рынок труда реагирует на увеличение лиц с высшим образованием. Это отражается в росте доли безработных с высшим образованием: 47,5% в первом полугодии 2008 г. по сравнению с 22,8% в 2005 г.

    Профессиональная
    подготовка является важнейшей формой самореализации личности на рынке труда, в сфере трудовых отношений. На предприятиях нужны знающие, умелые кадры, поскольку новые технологии требуют больших способностей.

    Высшее
    учебное заведение можно представить
    как своего рода предприятие, а образовательный процесс — как своего рода производственный процесс, который длится определенное время и завершается выпуском уникальной социально-экономической продукции — специалистов для разных сфер общественной жизни.

    Причем полученное образование можно рассматривать в качестве средства производства, с помощью которого его обладатель в последующем обеспечит себе достойный уровень существования.

    С известной долей условности можно сказать, что рассуждая об экономике образования и образовании как экономической субстанции, о студенте можно говорить как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике — как о конечном продукте.

    Ценность (полезность, необходимость) образования как блага признавалась вначале церковью, а потом и государством, которые даровали это благо избранным, оплачивая их обучение и воспитание ради достижения своих далеко не бескорыстных целей. Профессиональное образование в России ввел Петр I, сознававший его важность для развития страны.

    Именно при нем образование стало оплачиваться государством, то есть стало, по нынешним понятиям, «общественным благом». Однако поначалу общество не видело в нем смысла, выгоды, оно не имело ценности. Потом, когда образование стало одним из основных условий получения должностей на государственной службе, пришло и понимание важности образования, оно стало восприниматься именно как благо. Но, как известно, это благо распространялось на малую часть общества, в основном на богатых и знатных.

    Бесспорным
    и громаднейшим достижением социализма было то, что он превратил образование
    в общественное благо для всех.

    Государство с первых лет советской
    власти расходовало на нужды образования огромные средства, благодаря чему добилось выдающихся результатов в индустриализации, развитии вооружений, освоении космоса и т. п.

    Граждане СССР, как само собой разумеющимся, десятилетиями пользовались этим общественным благом.

    Инженеров и других специалистов становилось все больше, а ценность образования между тем в глазах молодежи падала: зачем получать профессиональное, тем более высшее образование, если рабочий зарабатывает больше инженера и научного сотрудника? Многие пользовались образованием по инерции, из соображений престижности. Государство же продолжало поддерживать масштабы образования, прежде всего из идеологических соображений [2].

    На
    фоне серьёзного прогресса в человеческом развитии во многих странах ситуация в России выглядит неблагополучной. В развитых странах две трети национального богатства создаётся за счет интеллектуального труда. В мире идёт борьба за обладание интеллектуальными ресурсами.

    Уровень квалификации населения России выше Японского в 1,5 раза, но ВВП России меньше ВВП Японии в 3,9 раза (на 2008 г.), что говорит о плохом использовании интеллектуального потенциала России [3].

    Причинами этого является сырьевая ориентация экономики, юридические ограничения труда учёных и преподавателей, снижение престижа интеллектуальной деятельности [4].

    Решение проблем человеческого развития в стране зависит от решения задач — предотвращение дальнейшей деградации научной и социальной инфраструктуры, переориентация бюджетной политики на социально-гуманитарные цели и нужды науки, действительно приоритетное финансирование науки, образования. Человек должен стать главным приоритетом развития страны и главным фактором этого развития [7].

    1. Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования, Высшее образование в России. 2005. №2
    2. Ильинский И.М. Об экономической природе современного отечественного образования.
    3. Колин К.К. Интеллектуальные ресурсы человека в информационном обществе. Труд и социальные отношения. 2008. № 9
    4. Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи образования, науки и культуры. Открытое образование. 2007. № 5
    5. Маршалл А. Principles of Economics. — L., 1983.
    6. Морозова Н.Н. Роль образования в развитии человеческого потенциала // Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты [под ред. И.В. Войтова] — Минск: ГУ «БелИСА». 2007.
    7. Роль государства в экономическом росте и социальноэкономических реформах // Доклад о развитии человеческого потенциала в России [под ред. С.Н. Бобылева]. М.: Весь Мир. 2003
    8. Черных В.В. Инвестиции в человеческий потенциал // http://www.cs- alternativa.ru/text/2309/3
    9. Шульц Т. Вложения в человеческий капитал: роль образования и научных исследовали. 1971.

    Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества

    Чорная А. Д. Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 36-38. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3304/ (дата обращения: 19.11.2019).

    Понятие образования в широком плане является постоянно изменяющимся, что соответственно влечет за собой переориентирование его целей, функций, состава, появления новых образовательных структур и соответствующих социальных институтов.

    В современном мире в условиях научно-технического прогресса наблюдается тенденция снижения качества образования на всех уровнях образования: дошкольном, среднем, высшем и т. д. В свою очередь это вызывает упадок во всех сферах деятельности человека и общества в целом. Но ведь именно через рост образованности личности лежит путь к преодолению децессионизма в современном мире.

    Причин этих явлений масса, и они не могут быть полно и четко идентифицированы в условиях постоянной динамики процессов образования. Как основные и наиболее глобальные из них следует выделить следующие:

    • невозможность современной системы образования обеспечить конкурентоспособность человека узкой специализацией его подготовки, либо наоборот, слишком обобщенной;
    • низкий уровень общего развития личности, сопровождающийся снижением нравственности и гуманности, отсутствием четких целей своей деятельности, ростом прагматизма и эгоцентризма современного человека;
    • термин «престижность образования» утратил четкое интерпретирование в умах современности.

    Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, государства, общества, согласно закону «Об образовании»1. И неспроста интересы личности выставлены на первое место. Упадок всего общества начинается с одного человека.

    И, зачастую, именно то представление об образованности, которое закладывается в человека в начале его пути саморазвития (в период дошкольного воспитания) и развивается далее системой формального образования, определяет его поведение на долгие годы.

    Поэтому очень важными являются закрепление (используя опыт и реальные примеры) правильного прообраза системы образования, набора базовых качеств, которыми должна обладать современная личность, путей их достижения и развития на протяжении всей жизни.

    Причем этих личностей необходимо соответствующим образом воспитать, привить им необходимые качества и умения, начиная с детского сада, бережно передавая с одного уровня на другой, развивая их способности с учетом их природных особенностей.

    И существенная проблема здесь — в мотивации труда учителей и преподавателей на использование прогрессивных методик и технологий обучения, на непрерывное собственное развитие. А, учитывая факт постепенной естественной убыли ученых старшего поколения, и то, что наука и преподавание не являются популярными направлениями деятельности среди современной молодежи, то задача раннего выявления и содействия в развитии талантливой молодежи, крайне актуальна.

    Здесь, как следствие вышеперечисленных, на первый план выходит проблема обеспечения преемственности образовательных программ разных уровней.

    Необходимо четко понимать какие качества обучающегося (качественная характеристика) и какой уровень знаний (количественная характеристика) необходимы для перехода с текущего на следующий уровень и т. д.

    Очевидно, что на современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Как же трактовать «непрерывность» образования в данном контексте?

    Предполагается, что для подтверждения соответствия уровня развития современной личности необходимо, вместо получения образования на всю жизнь, перейти к процессу образования через всю жизнь.

    В XXI в. концепция образования на протяжении всей жизни приобрела ключевое значение. Она является ответом на вызов, который бросает нам быстроменяющийся мир. Необходимость возобновлять образование, профессиональную подготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной и личной жизни.

    Подобная необходимость приобретает все большую актуальность.

    Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства.

    То есть, каждому человеку необходимо «непрерывно» обучаться и развиваться на протяжении всей жизни для сохранения и повышения своей конкурентоспособности, для раскрытия собственного потенциала, самосовершенствования и постоянного роста как личности. Но, как правило, люди преследуют лишь цель достижения материальных благ, и одна из причин этого — в коррумпированности современного мира.

    Конечно, такая форма мышления это результат искажения ценностных ориентаций, следствие разрыва между образованием и культурой, когда получение любой ценой высшего образования, точнее диплома о высшем образовании, становится важным условием жизнеобеспечения, социальной адаптации личности.

    Это еще одно серьезное препятствие на пути становления непрерывного образования как принципа жизни современного человека.

    И для преодоления его необходимо изменить понимание конкурентоспособности, сделать его более гуманным и перенаправить в сторону «развития с целью развития», не забывая про самоактуализацию своих ценностей и творческого потенциала в образовательном процессе.

    Без решения этой проблемы нельзя решить главных задач, стоящих перед образованием, как организованной структурой общества: для чего, чему и как обучать в новых социально-экономических условиях. Чем же вызвана объективная необходимость решения этой проблемы?

    Постоянная актуализация знаний, полученных в результате образования, вызвана потребностью решать в процессе трудовой деятельности непредвиденные и все усложняющиеся социальные и профессиональные задачи.

    А возникновение различных форм организованного послевузовского образования, например, такого социального института, как повышение квалификации (частично роль «второй школы» взяли на себя средства массовой информации, прежде всего Интернет), различные виды и способы неформального параллельного образования и самообразования призваны в определенной мере лишь компенсировать недостатки сложившейся ситуации.

    Сегодня ситуация усугубляется также неумением обеспечить целостность и актуальность образовательных программ. Состав дисциплин в рамках той или иной специальности, последовательность их освоения и, главное, содержательная часть часто далеки от тех требований к специалистам, которые выдвигаются сегодня на рынке труда.

    Это вызвано отсутствием необходимой материальной базы вузов, нежеланием педагогов «старой школы» развиваться и корректировать образовательные программы дисциплин, опираясь на новые достижения и тенденции мировой науки. Чаще всего имеем «передачу» опыта прошлых лет и базовых знаний по учебникам 70–80-х годов прошлого века.

    • Разрешить эти проблемы возможно только если сформировать единые образовательные программы по основным направлениям профессионального образования, а также полные и всесторонние характеристики выпускников и педагогов, опираясь на соответствующие государственные образовательные и профессиональные стандарты, но с учетом требований потенциальных работодателей.
    • Только так удастся обеспечить выпуск востребованных компетентных специалистов, обучающихся в соответствии с запросами и перспективами развития рынка труда государства.
    • Рассмотренные проблемы и сущность непрерывного образования позволили сделать следующие выводы:
    • непрерывное образование — проблема, вызванная к жизни современным научно-техническим развитием мира;
    • непрерывное образование является основной педагогической проблемой современного этапа мирового развития;
    • сущность непрерывного образования следует понимать как пожизненный процесс, цель которого — всестороннее развитие человека, его биологического, социального и духовного потенциала, но прежде всего постоянное профессиональное самообразование, вызванное необходимостью обновлять устаревающие знания и умения, полученные во время обучения.

    То есть, непрерывное образование как своеобразный ответ на технологический прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности, должно стать сегодня новым способом образовательной деятельности, обеспечивающим опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств, но опирающихся на социокультурную сферу.

    Образование как процесс становления Человека

    Во всем мире содействие развитию сущностных сил человека становится единственной и неизменной целью образования. В современном обществе приобретение знаний не ограничивается ни стенами образовательных учреждений (в пространстве), ни завершением этапа образования (во времени). Человек постоянно находится в процессе образования на протяжении всего жизненного пути.

    Под непрерывным образованием в течение жизни (Lifelonglearning) понимается непрерывный процесс обучения, осуществляемый индивидом на протяжении всей жизни с целью приобретения новых и совершенствования имеющихся знаний, навыков, компетенций или квалификаций в связи с существующими потребностями личного, общественного или профессионального характера. Термин «образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования. Недавно появился термин «образование шириною в жизнь» (lifewide learning), который акцентирует не только постоянство процесса образования, но и разнообразие его форм. Основными принципами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для ХХ1 века и выражающими суть этого процесса, стали: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе.

    Непрерывное образование повлекло за собой становление различных видов образования. ЮНЕСКО вела специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образования как процесса: формальное, неформальное и информальное (спонтанное) образование.

    «Меморандум непрерывного образования[1]» определяет европейскую политику в сфере образования на ближайшее десятилетие и вырабатывает стратегию развития образования.

    «Меморандум о непрерывном образовании» инициирует общеевропейскую дискуссию по проблемам непрерывного образования, которая определяет приоритетные направления и вырабатывает необходимые программы в рамках ЕС.

    • Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

    Шесть ключевых принципов Меморандума непрерывного образования Европейского Союза.[2]

    Принцип 1: Новые базовые знания и навыки для всех.

    Цель – гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию для получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество – компьютерной грамотности, иностранных языков, технологической культуры, предпринимательства и социальных навыков, таких, как уверенность в себе, ответственность за свою судьбу, умение рисковать, умение учиться, умение адаптироваться к переменам и умение ориентироваться в потоке информации.

    Принцип 2: Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы. Цель – значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять приоритет самого важного достояния Европы – ее людей, а основе социального партнерства, распространяя опыт передовых компаний.

    Принцип 3: Инновационные методики преподавания и учения. Цель – разработать новые методологии обучения для системы непрерывного образования – длиною и шириною в жизнь. По мере продвижения к информационному обществу – обществу, основанному на знании, – меняется и наше понимание того, что такое образование и учение.

    Образовательные технологии становятся все более ориентированными на пользователя. Учащийся перестает быть пассивным реципиентом информации. В целом можно сказать, что процесс преподавания и учения, несмотря на все перемены в обществе, не меняется уже, по меньшей мере, полвека. Образовательные системы должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям.

    Это особенно важно для решения гендерных проблем и проблем “третьего возраста”.

    У нас до сих пор нет ответа на многие методические вопросы – как выработать устойчивую мотивацию к учению, какова методика обучения пожилых людей, как приспособить учебную среду для полноценной интеграции инвалидов, каков положительный потенциал групп смешанного возраста для развития познавательных, практических и социальных навыков и так далее.

    Учителя становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача – помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это. А, следовательно, и методы обучения должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.

    Принцип 4: Новая система оценки полученного образования. Цель – коренным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального образования.

    В обществе и экономике, основанных на знании, полноценное использование человеческого фактора становится залогом конкурентоспособности и успеха. Соответственно как для работника, так и для работодателя огромное значение имеют дипломы, аттестаты и сертификаты, подтверждающие квалификацию.

    Они приобретают все большую роль в интегрированной Европе с единым рынком труда, свободой передвижения и свободным выбором образовательного учреждения. В европейских странах уже действует система признания дипломов о высшем образовании.

    Необходимо разработать высококачественную систему “Аккредитации предыдущего и неформального образования” (Accreditation of Prior and Experiential Learning – APEL), которая отражала бы все знания, умения, навыки и весь полученный опыт человека и была бы общепризнана в европейском контексте.

    Принцип 5: Развитие наставничества и консультирования. Цель – на протяжении всей жизни обеспечить каждому свободный доступ к информации об образовательных возможностях в Европе и необходимым консультациям и рекомендациям.

    Если в прошлом нам приходилось принимать решение о выборе профессиональной карьеры или образовательного учреждения зачастую всего лишь один раз, то теперь совет о том, что делать дальше (и не только в профессиональной сфере), нужен человеку на протяжении всей жизни.

    Следовательно, должна быть создана постоянная консультационная служба, которая могла бы дать рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития, и была бы ориентирована на интересы и потребности активного пользователя.

    Принцип 6: Приближение образования к дому. Цель – приблизить образовательные возможности к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также используя информационные технологии.

    Культурное разнообразие является важнейшим богатством Европы, и сохранить местные особенности и традиции, в том числе и в сфере образования, – задача всех местных сообществ.

    При всей свободе передвижения и тех преимуществах, которые она предоставляет, люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование.

    Приближение образования к дому также подразумевает создание культурно-просветительских центров в непосредственной близости от нашего жилища – не только в школах и вузах, но и в торговых центрах, клубах, музеях, библиотеках, религиозных центрах, парках, центрах отдыха и на рабочих местах.

    В концепции непрерывного образования сложилось понимание нескольких видов образования – формального, неформального и информального образования. Приведём ключевые черты, присущие каждому из них, которые раскрыты в тексте «Меморандума непрерывного образования»:

    • Формальное образование– происходит в организованном и иерархически структурированном контексте, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата, имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимущественно зарегистрированными, организациями.
    • Неформальное образование– происходит часто вне специального образовательного пространства , в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности. Неформальное образование является для обучаемого осознаваемым и не спонтанным процессом, не ведущим к присуждению степени или выдачи свидетельства об образовании. Разработка программ неформального образования, как правило, находится в компетенции учебного заведения.
    • Информальное образование индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, а также результат общения со своим социальным окружением на протяжении всей жизни, не имеет определенной структуры.
    • по оценке ЮНЕСКО, 85% работающего населения приобрели необходимые для работы знания и умения за рамками формального обучения;
    • в 2003 году почти 18% жителей ЕС в возрасте 25-64 лет участвовали в неформальном образовании;
    • в странах Скандинавии – Дании, Швеции, Финляндии – наибольшие показатели по уровню вовлечённости в неформальное образование – почти 50% по данным на 2004 г.

    Отличительной чертой современного образования является обеспечение доступа к качественному образованию людей с ограниченными возможностями. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

    В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

    Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы.

    Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

    Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

    Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

    Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

    • В мировом педагогическом сообществе принято выделять восемь принципов инклюзивного образования:
    • 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    • 2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
    • 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
    • 4. Все люди нуждаются друг в друге;
    • 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
    • 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
    • 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

    8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

    Следует отметить, что все усилия по развитию инклюзивного образования основаны на правовой идеологии – если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты; все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для их обучения; есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье. К этому призывает и Декларация прав ребенка, принятая резолюцией 1386 (ХIV)Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года (в частности, принцип 2 и 7), которые закрепляют право ребенка на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».[3]

    В настоящее время образование происходят значительные изменения, которые представляют собой отклик систем образования на требования информационного общества, на проявления постиндустриальных тенденций в науке, культуре и обществе в целом и тесно связаны с распространением новых ценностей в образовании. Они провозглашают необходимыми условиями существования в современном мире свободу выбора, развитие и самоопределение, а также самостоятельность и ответственность самого человека в принятии решений. Именно поэтому все большее внимание уделяется созданию для обучающихся (школьников и студентов) условий ответственного выбора, самоопределения, самостоятельности в образовательном процессе. Такие условия создаются при реализации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, о чем шла речь в разделе, посвященном процессу обучения.

    Индивидуальный образовательный маршрут современного ученика может реализовываться в разных формах. В практике работы школ накоплен достаточный опыт, раскрывающий возможности традиционной классно-урочной формы обучения для построения индивидуального образовательного маршрута.

    Каждая современная школа имеет развитую информационно-технологическую инфраструктуру, позволяющую конструировать открытые образовательные среды как внутри учреждения, так и за его пределами в режиме online через Интернет.

    Развивающееся сетевое взаимодействие между школами и социальными партнерами позволяет развивать академическую мобильность учащихся, расширяя тем самым возможности выбора для построения индивидуального образовательного маршрута.

    Технологии организации образовательного процесса также обладают мощным ресурсом для разработки вариативных образовательных маршрутов.

    Так, например, бесклассно-курсовое обучение создает возможности выбора уровня изучения предмета (базовый или углубленный, общеобразовательный или гимназический).

    Такая же идея выбора лежит в основе профильного обучения, когда ученик совместно с учителями составляет для себя учебный план из предметов общеобразовательных и профильных, а также элективных курсов.

    С каждым годом все популярнее становится обучение в форме экстерната, когда по запросу обучающегося (заказчика) и при возможностях школы организуется заочное обучение, при котором четко определена ответственность обучающегося-заказчика за результаты образования (в договорной форме).

    Обучающийся в этом случае получает задания по предмету, который выбран им для обучения в форме экстерната (или всем предметам учебного плана), определяются сроки промежуточной аттестации, может получать консультации учителя (по запросу).

    В установленные сроки сдает итоговую аттестацию и имеет все права на получение документов об окончании образования (аттестат).

    [1] Режим доступа: http://portal.gersen.ru/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,7406/Itemid,50

    [2] eLearning – Планирование завтрашнего образования. Сообщение Комиссии Европейского Сообщества, COM (2003)318 final. Ключевая документация eLearning на http://europa.eu.int/comm/informaition_society / еurope / documentation / index_en.htm

    [3] Декларация прав ребенка. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

    Образование как один из важнейших факторов развития социальных процессов

    Новаторство и традиции — две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризующие наличие в них как устойчивых, так и противоречивых моментов.

    Так, традиция является характеристикой стабильности, устойчивости, инерционности в культуре.

    Благодаря традиции человечество усваивает культурный опыт поколений путем воспроизводства идей, ценностей, способов мировосприятия и др. Система традиций отражает целостность общественного организма.

    С другой стороны, культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Универсальной характеристикой любой культуры является единство традиции и новации.

    Однако «между традициями и новациями почти всегда оказывается догма, доминирующая в унаследованном нами тоталитарном сознании. И путь традиции к инновации, как и обратный путь, нередко ле жит через преодоление догмы» .

    Различные соотношения традиций и новаций дают основание для классификации обществ на традиционные и современные. В первых традиция господствует над новаторством. В современном обществе новаторство является базовой ценностью

    Образование — это способ вхождения человека в целостное бытие культуры; оно является сложным социальным организмом, «главные функции которого — воспроизводство опыта, накопленного в культуре, и создание условий для его целенаправленного изменения. Как орган социума, образование должно гибко адаптироваться к изменениям социальной среды и, как следствие, меняться само».

    Система традиционного или, в терминах «Римского клуба», «поддерживающего» обучения воспроизводит социокуль-турный опыт поколений, тогда как система инновационного обучения, «основанная на новых социокультурных принципах, ориентированная на иные модели обучения, способствует формированию новой культуры мышления и действия». По нашему мнению, функцией инновационного обучения является не простое, а расширенное воспроизводство социокультурного опыта человечества. Таким образом, инновационное обучение представляет собой институт обновления культуры.

    Какие социокультурные условия способствуют появлению инновационного обучения?

    Наиболее глобальной чертой всех социокультурных перемен в мире с начала XX века является ускорение, коснувшееся развития всех сфер социального бытия человека. Следствием этого процесса явилось несоответствие между развитием школы и общим уровнем культурного и технического окружения.

    Другой чертой социально-исторических перемен, прямо связанной с ускорением, является следующая: с появлением массового производства не только вещей, но и идей, труд становится анонимным, утрачивая индивидуальность.

    Эта анонимность обезличивает человека, приводит к утрате интеллигенцией своих привилегий быть носителем духовных ценностей и этических норм.

    Важными свойствами труда являются усиление его интеллектуализации и возрастание коммуникативности, насыщение информативно-техническими компонентами.

    Резюме: в современном мире мы имеем дело с двумя противоположными тенденциями развития общественного труда и жизни человека: первая — обезличивание, формализация труда и общественных отношений, вторая — возрастание роли личностного фактора, интеллектуальных функций, наукоемкое.

    Вышеназванные радикальные изменения в социокультурной сфере неизбежно ведут к смене требований к образованию, а значит к необходимости удовлетворения новых требований.

    В обществе «быстрого» развития возрастает роль новых технологий и потребность в системе образования, способной ответить на вызов все возрастающего ускорения. Инновационные процессы в образовании возникают в ответ на эти социальные требования.

    Возникновению инновационного обучения в нашей стране способствуют также определенные финансово-экономические условия.

    Кардинальные экономические преобразования, проводимые в России в последние годы, формирование и постепенное становление в ней новых федеративных отношений принципиально изменяют роль и место республик, краев, областей в развитии производственной и социокультурной сферы.

    Распалась существовавшая ранее в стране централизованная административно-распределительная система; в процессе децентрализации произошла регионализация образования.

    Сегодня, в условиях финансово-экономического дефицита, эффективным средством является мобилизация внутренних ресурсов регионов, развитие инновационных процессов, создание и внедрение новых методик и технологий обучения, направленных на достижение возможно большего эффекта при наименьших материальных затратах. Возникает потребность в инновационном образовании.

    С целью описания признаков «инновационного» обучения нами рекомендовано произвести его сравнение с традиционным, «поддерживающим» обучением. Могущество человека до сих пор определялось его естественнонаучными знаниями.

    В соответствии с этими принципами «поддерживающее» обучение формирует механистически-детерминистическую научную картину мира. В соответствии с ней у обучаемых формируется уверенность, что любая проблема имеет одно, и только одно, правильное решение.

    На наш взгляд «поддерживающее» образование можно описать признаками, показанными в таблице 1.

    Иное мировоззрение и, соответственно, иные цели образования потребуются в случае перенесения смысловой задачи существования человека с познания существующего мира на его целенаправленное преобразование, то есть на синтез нового.

    В этом случае на уровне синтеза может быть множество вариантов решения. Для окончательного выбора решения человеку придется привлекать духовно-нравственные оценки. При этом решения оказываются зависящими от духовности человека.

    Признаки традиционного или «поддерживающего» образования

    · стержнем выступает классический тип научной рациональности, сложившийся в XVII — XIX в.в., акцентирующий внимание на объекте познания, на получении объективно истинного знания о мире;

    • · формируется механистическая и детерминистическая картина мира, определяющая и поддерживающая преимущественно технократическую культуру мышления;
    • · преобладание методов обучения, ориентированных на передачу готовых знаний и методов решения задач, имеющих преимущественно однозначные и заранее известные преподавателю ответы;
    • · искусственная (формальная) соотнесенность социально-гуманитарной и научно-технической составляющих содержания образования, практическая разорванность духовности и профессионализма.

    · его системы ценностей. «Инновационное» образование можно охарактеризовать с помощью признаков, показанных в таблице 2.

    Между «поддерживающим» и «инновационным» образованием существуют своеобразные «перекрытия», обеспечивающие преемственность. Элементы одной модели органично входят в другую модель.

    Вместе с тем каждая из них характеризуется особыми научными и образовательными идеалами, социальными целями и ценностями, картинами мира.

    Самообразование личности — ключ к успеху и просветлению

    Необходимость в получении новых знаний и непрерывное саморазвитие помогает каждому из нас достигать новых вершин. В мире информации самообразование — ключ к успеху в обществе знаний. Информацию можно получать разными способами, повышая квалификацию и обогащая мир. Не секрет, что большинство технологий стареет уже через пять лет, а это неустанно двигает самообразование и саморазвитие.

    Что есть саморазвитие, способы и цели

    Продвижение профессиональной, духовной деятельности связана с многогранностью знаний из множества ресурсов. Но для того, чтобы все понимать, нам необходимо постоянно учиться.

    Если вы хотите достичь желаемых целей на рабочем месте, которые позволят гордиться собой, важно понимать пути постижения навыков:

    1. Принимайте все изменения в жизни и работе, связанные с человеческим прогрессом, социально-экономическим положением и популярными тенденциями общества.
    2. Постоянно работайте над собой. Совершенствуйтесь, впитывайте новые знания, поддерживайте высоко установленную планку, усваивая современные технологии.
    3. Используйте любые способы самообразования и саморазвития, совершенствуя личность.

    Самообразование — один из методов развития, подразумевающий самостоятельное воспитание самого себя.

    Потребность в саморазвитии появляется с появлением чувства неудовлетворенности собственных навыков с тягой к новым познаниям в профессиональной сфере, бытовой жизни и окружающего вида.

    Всего существует четыре способа самообразования:

    1. Бытовой опыт подразумевает социальное самообразование.
    2. Познавательный опыт направлен на осознание всего окружающего нас.
    3. Потребность в самореализации меняет структуру личности в стремлении к личностному идеалу.
    4. Профессиональное развитие повышает социальную значимость и компетенцию в трудовой сфере.

    Среди целей саморазвития можно выделить три главных аспекта:

    1. Самоцельное образование, возникающее на основании какой-либо деятельности, которая создает фундамент для освоения информации а психологии, эзотерике, музыке, интернете и других сферах жизни.
    2. Попутное развитие провоцирует тягу человека к новым технологиям, которые помогают развивать текущую сферу деятельности в будущем.
    3. Целенаправленное развитие подразумевает человеческое саморазвитие в определенной сфере деятельности, находя средства для реализации поставленных задач и достижений основных целей.

    саморазвитие

    Самообразование на разных жизненных этапах

    С первых дней жизни мы испытываем тягу ко всему новому и неизвестному, усваивая информацию гораздо быстрее взрослого возраста. Самообразование и саморазвитие постигаются как игра. Многие родители делают ошибку, насильно заставляя ребенка изучать, читать и писать, однако такие действия не верны. До возраста десяти лет мы не способны воспринимать серьезную информацию, осознавая мир, как нечто веселое и доброе.

    В школьные годы мы начинаем самостоятельно получать знания — большое значение в этом играют домашние задания. Такой метод не всегда правильный — человек должен постигать новое и стремиться к развитию, а не решать «тоннами» одинаковые примеры — если человеку тема непонятна, то и двадцатый пример не поможет. Самообразование и саморазвитие нельзя ограничивать школой — интересы школьников взрослым неинтересны. Очень важно развивать творческий потенциал, вовремя заметив тягу к необычным профессиям.

    При наступлении юношеского возраста и поступлении в ВУЗ, человек приступают к изучению любимого дела, расширяя кругозор за счет новых знаний. Институты и университеты — лучшие места для саморазвития человека, где каждый из нас постигает науку в удобной форме, не ограниваясь школьными рамками. Приветствуется изучение дополнительных материалов, самодеятельность и научные труды. В этом возрасте наш мозг наиболее адаптирован к изучению выбранной профессии и постижению посторонних навыков — студенты занимаются музыкой, играют в КВН, стаят пьесы и прочее.

    Взрослый человек не должен останавливаться на достижении результатов в университетские годы. Вам свойственно постигать новые знания до конца жизни в самых разных профессиях. Уровень самообразования отражается не только в вас, но и в ваших окружающих — чем умнее вы, тем образованнее и ваше окружение. Чем больше знает преподаватель аудитории, тем больше знаний унесут с собой будущие специалисты. Профессионалы следят за новыми направлениями собственной деятельности, дабы не терять хватки и быть на шаг впереди конкурентов.

    самообразование на разных жизненных этапах

    Самообразование или менторство?

    Менторинг, или наставничество — способ обучения кого-либо в целях повышения эффективности подопечных. Данный процесс подразумевает передачу собственных знаний и навыков наставника малоопытным новичкам в персональной, групповой и коллективной формах. Однако, для достижения желаемого уровня самообразования и саморазвития, приветствуется персональный менторинг. По своей сути, наставничество состоит из двух лиц:

    • Менти или протеже развивается только в основных сферах деятельности.
    • Ментор или учитель, эксперт в основных сферах деятельности менти.

    Понятие Ментора ведет нас в древнюю Грецию, где одноименные герой давал советы простым смертным о лучшей жизнедеятельности.

    Менторы и менти могут стать альтернативой самообразованию, благодаря объективному взгляду со стороны Ментора на карьерный путь менти. Ученик, в свою очередь, становится более дисциплинированным, общаясь с наставником в приятной, дружеской беседе, расширяя профессиональные и личные стороны.

    Ментор также рад поделиться идеями с более молодым поколением, опробовав новые тенденции и возможности при умении донести правильные ценности до менти. Также, наставник осознает потенциал подчиненного, который будет вложен в компанию. Во время обучения Ментор и менти проверяют теории развития, улучшая их.

    Для компании плюсы менторства заключаются в создании комфортной среды для работы сотрудников, обеспечив обмен профессиональной информацией. Кроме того, компания наблюдает процесс развития полезных кадров и удерживает их на рабочем месте, благодаря теплым межличностным отношениям.

    С другой стороны, многое зависит от расположенности ученика к учителю и способности менти осознавать учения Ментора. Наибольшее значение имеет грамотный подход Ментора, от которого в будущем зависит успех обучения. Если наставник не обладает достаточными лидерскими качествами и знаниями дела, самообразования окажется полезнее. Сегодня на большинстве предприятий работа начинается со стажировки, которая напрямую зависит от наставника. Разумеется, многое зависит и от ученика и его желания развиваться. Но, правильным решением многих фирм стало бы предоставление выбора сотрудникам – самообучение, либо менторство. Однако, всегда стремитесь попасть на курсы повышения квалификации – плохому там не научат.

    менторство

    Как самообразование влияет на человека?

    Процесс самообразования и саморазвития предусматривает увеличение багажа знаний и навыков человека, совершенствуя профессиональный уровень личности. Но для того, чтобы постоянно развиваться, необходимо грамотно ставить цели, анализируя достижения и неудачи, как составляющие процесса обучения. Останавливать внимание стоит на значимых деталях, которые делают вас умнее. Каждый человек чувствует потребность в регулярном получении знаний. Главное — стараться познать максимум информации, не останавливаясь на простых физических потребностях.

    Такой процесс самообразования способен делать из простых людей великих ученых и теоретиков. Никогда не снижайте планку собственной подготовки, при возможности поднимая ее выше. Современный период характеризуется небывалыми переменами в жизни человека — великие революции и смена государственного строя граничит с потрясающими научными открытиями. В эпоху перемен на первое место выходят способности человека к самообразованию и адаптации к окружающему миру. Постоянный личностный рост, неудовлетворенность достигнутым и совершенствование мира делают нас умнее, опытнее и образованнее.

    Самообразование и саморазвитие человека в 21 веке

    Какими качествами должен обладать каждый из нас, дабы не отставать от общества?

    1. Самообразование культурного, духовного мира — стремление к внутренне богатой личности делает нас лучше, и позволяет добиваться результатов.
    2. Учитесь отбирать из общей массы наиболее полезное — будущее за эффективными технологиями и методами работы с ними. Многогранность интересов и умение различать возможности общества позволят вам подняться на ступень выше в постижении духовного саморазвития.
    3. Безудержное развитие профессиональных навыков и регулярное самообразование двигают вас к достижению целей.

    Таким образом, можно сделать вывод, что постижение нового, неуемная тяга к знаниям, чтение книг и просмотр телевидения характеризуется необходимостью саморазвития. Когда вы просыпаетесь, завтракаете и включаете компьютер, первым делом смотрите новости о событиях в мире в политической, экономической, коммерческой и научной сферах жизни. Тем самым, демонстрируя необходимость в самообразовании. Главное — развиваться в правильных направлениях, обогащая собственную личность и окружающий мир. Но, процесс познания не должен упираться в достижении определенных результатов — чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваше положение в обществе, таким образом, самообразование влияет на человека.

    Самообразование и саморазвитие

    Виды восприятия информации у человека

    Каждый человек для собственного самообразования и саморазвития получает потоки новой информации. Но, мы по-разному усваиваем данные, зависимо от обстоятельств и способов получения информации. Многое зависит от человеческих каналов восприятия — не все равномерно развито.

    Каждый человек, читающий данную статью, обладает четырьмя органами чувств — слухом, зрением, сенсорикой и обонянием, где глаза и уши принимают гораздо больший поток данных. Однако, выделяется один, наиболее развитый канал, который индивиду свойственно использовать чаще остальных, принимая больше информации, чем остальные. Только не думайте, что другие не требуются — в человеке все гармонично. В институте это хорошо видно — одни меньше слушают и больше пишут, другие наоборот — все запоминают в голове, не фиксируя информацию на бумаге; третья категория лиц чертит таблицы и знаки.

    Все потому что у нас есть несколько видов восприятия информации:

    • Визуальное восприятие
    • Слуховое, или аудиальное
    • Тактильное
    • Вкусовое
    • Обонятельное

    Отсюда вытекает вывод о подаче информации в отдельных формах, удобных человеку:

    1. Метод восприятия информации органами чувств — оптико-акустическая и оптически-осязательная формы.
    2. Форма технической однородности — цветовой, акустический, текстовый методы.

    Таким образом, поскольку любая подача информации имеет определенную форму, восприятие разными индивидами данного потока происходит разными способами, что разделяет человечество на несколько категорий:

    1. Визуалы — индивиды, воспринимающие поток данных через глаза.
    2. Аудиалы воспринимают большинство информации ушами.
    3. Кинестетики склонны к восприятию информации через движения, осязание, обоняние и другие подобные чувства.

    Дискреты анализируют, думают и воспринимают данные путем логического осознания — знаки, цифры, логические доводы, теории и прочее. Разумеется, данная категория наименее многочисленна. Самому молодому поколению данная форма восприятия мира вовсе неизвестна.

    Виды восприятия информации у человека

    Как ускорить процесс самообразования?

    Самообразование и саморазвитие напрямую зависят от процесса обучения личности — это и есть основной способ ускорения развития человека. Самообучение и познание этикета способствуют лучшему усвоению информации.

    В разные периоды личностного роста характерен возраст — не стоит пытаться его увеличить, иначе произойдет сбой и неполноценность развития. Также, большая нагрузка может притупить способности человека и желание к развитию. Потому, очень важно соблюдать этапы развития личности. Ежедневно мы принимает физиологические, физические и психологические изменения, независимо от возраста. Дабы правильно воспринимать жизненные изменения, осознайте законы развития личности, значение кризисов и соединение всех процессов бытия в один вектор саморазвития.

    Также, при интенсивном развитии личности учитывайте соотношения биологического и социальных факторов. Физическое развитие всегда отображает умственные показатели, потому для лучшего усвоения информации уделяйте внимание своему телу. Походы в тренажерный зал, ежедневные домашние упражнения и утренние пробежки стимулируют умственное развитие.

    Для лучшего самообразование старайтесь прогнозировать жизнь — кризисам и депрессиям свойственно понижать нашу активность, порой ударяя в самых неожиданных местах. Старайтесь предусмотреть негатив в вашей жизни.

    Отдых — еще одна немаловажная деталь самообразования и саморазвития. Уделяйте круглосуточно не менее 10 часов отдыха, не читая книг, не смотря телевизор и не находясь в интернете. Таким образом, вы простимулируете естественное ускорение личностного роста — чем больше и лучше вы отдыхаете, тем эффективнее работаете. Старайтесь находиться в тишине, по мере возможности убирать раздражающие факторы и давать мозгу отдохнуть. Вы забудете о психических расстройствах и других заболеваниях организма — здоровое тело означает здоровый дух.

    ускорить процесс самообразования

    Самообразование как неотъемлемая часть саморазвития

    Основным отличием самообразования от повседневного процесса обучения — отсутствие наставника, учебного заведения, методики и прочего. Именно в процессе самообразования происходит саморазвитие таким, каким вы хотите его видеть, выбирая сферы изучения, исходя из собственных желаний. Вы составляете порядок действий, и следуете ему, не слушая никого со стороны.

    Стимулирующим фактором выступает не наставления преподавателя, а внутреннее желание, мотивация, а это — сильнейший двигатель саморазвития. Ведь, именно такое познание наиболее эффективно для человека — знания проходят через вас, внедряясь в повседневную жизнь. Сфера науки значения не имеет — экономика, иностранный язык, игра на гитаре, главное — самообразование и саморазвитие. Знания, которые вы приобретаете самостоятельно, обладают большей ценностью для вас, нежели обучение от других лиц.

    В процессе самообразования практические советы остаются советами, потому как именно Вы выбираете путь саморазвития путем обогащения внутреннего мира. Ставьте конкретную цель, понимайте чего вы хотите добиться, и действуйте. Такой процесс самообразования способствует максимальному саморазвитию. Составьте график обучения, включив наиболее приемлемые источники развития. Безусловно, Всемирная паутина обладает всем, но старайтесь постигать печатную продукцию, заниматься научными исследованиями. Документальное кино и аудио-файлы благотворно влияют на самообучение и саморазвитие. Обязательно переносите теорию в практику, развивайтесь как духовно, так и физически.

    Таким образом, роль самостоятельного образования для человеческого саморазвития сложно переоценить — все, что мы читаем, слушаем или смотрим, развивает наш мозг, способствуя развитию духовного мира. Процесс самообразования не прекращается никогда, всю жизнь ваша личность наполняется новой информацией, без которой человек пребывает в неведении и деградирует.

    Выводы

    Учеными давно доказано — для надлежащего саморазвития человека, ежедневно необходимо читать несколько газет, журналов, около сотри страниц научных исследований, и столько же литературного текста. Самостоятельное образование — это творческий труд, расширяющий личность, обогащая внутренний мир, выступая двигателем прогресса, превращая репродуктивные исследования в полезную практику. Отсюда выходит, самообразование — механизм развития культуры и науки для каждого человека. Читайте книги, пишите стихи, следите за экономическими показателями, не стесняйтесь постигать новое — расширяйте собственный кругозор. Самообразование и саморазвитие — ключ к постижению нашего мира и всего сущего.

    С чего начать саморазвитие: подробная инструкция для тех, кто хочет меняться к лучшему

    С чего начать саморазвитие

    Большинство людей, пребывая в своей личной зоне комфорта, даже не задумываются о важности саморазвития, работе над собой и, как следствие, обретении лучшей жизни.

    Но если вы хотите добиться успеха, чувствуете стремление к самореализации, ощущаете потребность в самосовершенствовании, моя сегодняшняя статья поможет в этом.

    Я расскажу с чего начать саморазвитие, как правильно действовать, чтобы не забросить смелые начинания на полпути.

    Что такое саморазвитие и для чего оно нужно

    Саморазвитие – это прежде всего целенаправленный и осознанный процесс, предпринимаемый человеком для собственного личностного роста. Это работа над собой по улучшению качества жизни, духовному и интеллектуальному ее наполнению.

    Направлений для самосовершенствования превеликое множество, точнее – направление можно выбирать абсолютно любое:

    • здоровый образ жизни;
    • специальные знания, навыки, практики;
    • новые профессии, карьерный рост, улучшение финансового положения;
    • яркие впечатления, путешествия, кино, театры, книги;
    • отношения, участие, помощь тем, кто в этом нуждается.

    Даже незначительный поступок, выводящий из зоны комфорта, является саморазвитием.

    Без движения нет жизни. Рутина, усталость, страх перемен, да и просто банальная лень разворачивает течение времени вспять. На смену развитию приходит деградация. Она приводит к апатии, отсутствию смысла жизни, плохому настроению, проблемам со здоровьем. И главное, к нежеланию что-либо менять.

    Почему нет стремления к самосовершенствованию

    Что нам мешает меняться? В первую очередь, это страхи, боязнь перемен. Никто не хочет брать на себя лишнюю ответственность, сталкиваться с критикой, терпеть неудачи. Поэтому выход за пределы комфортного существования требует серьезных усилий, действий. Чем дольше человек пребывает в своем коконе, тем тяжелее ему оттуда выйти.

    Вторая причина – мотивация. Именно она побуждает человека к действию, заставляет двигаться к намеченной цели. Мотивационная сущность индивида сама реагирует на внешние и внутренние раздражители, определяет источник побуждения. И если активному человеку для постоянного развития достаточно собственных установок, то инертному и слабому обязательно нужен пример извне.

    Почему нет стремления к саморазвитию

    Третьей причиной можно назвать отсутствие силы воли. Неумение контролировать свои реакции на внешние соблазны, невозможность отстоять личные долговременные интересы в угоду сиюминутной слабости. Чему стоит научиться прежде всего, так это укреплению духа, что по сути и будет началом самосовершенствования.

    Как правильно подойти к работе над собой

    Избавившись от страхов, собрав силу воли в кулак и найдя побуждающий мотив, можно начать меняться к лучшему. Не каждый человек способен в одночасье «подорваться» и кардинально изменить свою жизнь. Это и не нужно. Рассмотрим 3 первых шага для плавного и гармоничного перехода на путь саморазвития личности.

    Наведите порядок в голове

    Прислушайтесь к себе. Проанализируйте свою жизнь. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что для меня важно?», «Что я действительно хочу?», «Чем бы хотел заняться?», «Что мне приносит радость?». Без глубокого самопознания невозможно саморазвиться.

    Попробуйте сформулировать главный смысл своей жизни, для чего вы живете, какой след хотите оставить. Какова ваша система ценностей. Определитесь с личными целями в разных сферах деятельности и реальными способами их достижения.

    Начните делать что-то новое

    Размышления о смысле жизни могут затянуться. Поэтому, задумываясь над пониманием себя, начинайте развитие с непривычных для вашей повседневной жизни поступков. Посетите мероприятие, никогда ранее не привлекавшее ваше внимание, познакомьтесь с новыми людьми, совершите необычное путешествие, запишитесь, наконец, в секцию по волейболу. А почему нет? Это очень захватывающе.

    Новые события, впечатления поднимают настроение, расширяют кругозор, помогают выявить в себе скрытые способности. Позитивные эмоции раскрепощают, притягивают удачу, позволяют легче справиться со страхами.

    Выберите цель

    Поставьте перед собой реальную цель и делайте к ней хотя бы по одному небольшому шагу в день. Важно не взваливать на себя непомерную ношу, не форсировать события. Разбейте главную цель на подцели и каждый раз приподнимайте планку. Двигайтесь помалу, но постоянно. Результат не заставит себя ждать. Достигнутые успехи повысят мотивацию продолжать работу над собой.

    «Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает».

    Русская пословица.

    И не откладывайте на завтра. «Завтра» – значит «никогда».

    С чего начать: пошаговая инструкция

    Начать развиваться как личность поможет план действий. Мое подробное руководство состоит из практических рекомендаций. Возьмите на вооружение подходящие вам, остальные – примите к сведению.

    Шаг 1. Определитесь, чем хотите заняться

    Вы уже получили достаточный опыт, когда пробовали делать что-то новое. Опираясь на свои ощущения, решите, в каком направлении начнете двигаться. Будет ли это смена профессии, карьерный рост или моделирование собственной фигуры. Какую сферу жизни вам больше всего хочется развить?

    Запишите поставленную задачу в специальный дневник. Составьте предметный, не абстрактный, план по ее решению. Укажите временные рамки. Отмечайте галочками успешные завершения. Празднуйте в том числе и маленькие победы. Дополняйте, усложняйте задания.

    Шаг 2. Распланируйте свой день

    Работать над собой, не имея для этого времени, невозможно. Расходуйте его эффективно. Заносите список дел в ежедневник, распределяйте их по важности. Продумайте свой распорядок дня, найдите в нем подходящее место для самореализации.

    Не загружайте себя ненужными делами, они не дают продуктивности, но отнимают время. Кроме того, искусственная нехватка времени может стать оправданием для послаблений в достижении результатов.

    Шаг 3. Найдите время для отдыха

    «Кто не умеет отдыхать, тот не может и хорошо работать», «Лучший отдых – активный». Помните эти утверждения? Отдых необходим каждому из нас. Созерцая пейзажи, вдыхая свежий воздух, человек расслабляется, заряжается позитивной энергией.

    Чем можно заняться для саморазвития

    После напряженного рабочего дня не грех полежать на диване, посмотреть любимый сериал. Не отказывайте себе в привычных удовольствиях, но не злоупотребляйте – развиться таким образом вряд ли получится. Не ложитесь поздно спать, старайтесь просыпаться в одно и то же время. Здоровый сон необходим для восстановления сил.

    Шаг 4. Поборите лень

    Лень – это сопротивление организма, отказ выполнять лишние и бессмысленные с его точки зрения действия. Она необходима человеку для выживания, способствует сохранению физической или психической энергии. Действительно, зачем самому готовить обед, если можно заказать пиццу на дом, менять свою жизнь, если и так все устраивает.

    Чем меньше в человеке энергии, тем больше проявляет себя лень. И наоборот, избыток энергии делает бессмысленным накопление энергетических ресурсов. Побороть лень можно только активностью. Не беритесь сразу за выполнение объемных дел, не пугайте организм, разбейте их на маленькие части. Действуйте постоянно, превращая процесс в привычку, систему. Получайте удовольствие от происходящего.

    Шаг 5. Начните приобретать новые знания

    Чтение книг, посещение выставок, театров обогащает жизнь, открывает перспективы для саморазвития. Выбирайте жанр по душе, окунайтесь в волшебный мир творчества, черпайте знания, заряжайтесь энергией.

    Окружите себя интересными людьми. Вам не обязательно общаться с ними тет-а-тет. Слушайте радио- или телепередачи с умными, образованными, целеустремленными участниками. Наполнение глубокой разноплановой информацией благоприятствует духовному и физическому росту.

    Полезные материалы для саморазвития

    В этом блоке я хочу вам порекомендовать две вещи. Во-первых – сервис Викиум, которым я пользуюсь лично. Во-вторых, наши подборки с курсами по саморазвитию.

    Бесплатные тренажеры и вебинары от Викиум

    Итак, знакомимся с Викиумом. Это очень классный сайт, потому что он почти полностью бесплатный. Там много всяких полезностей, которые я вам очень рекомендую.

    Прежде всего – тренажеры. Их сейчас больше ста, и проект продолжает создавать все больше новых. Тренажер – это простая онлайн-программа для прокачки какого-то навыка. Большинство из них прокачивают память и внимание, но есть также тренажеры на работу с текстом, ассоциативное мышление, речь, быстрый счет и другие навыки.

    Совет

    Сделайте себе на Викиуме программу тренировок. Чтобы ее создать, надо сначала пробежаться глазами по всем тренажерам и отобрать для себя подходящие. Затем попробовать на них позаниматься и распределить их все по дням недели. Можно даже определить время для каждого отдельного тренажера.

    План тренировок поможет вам не забывать о них и не лениться.

    Вторая полезность – вебинары. Раньше вебинар был только один, сейчас добавилось еще два. Они тоже полностью бесплатные, но на них надо заранее записываться. Вот ссылки:

      . О том, как достигать своих целей и повышать продуктивность на работе или в учебе. После вебинара эксперты дарят каждому участнику подарок – подборку упражнений, которые помогут улучшить концентрацию на выполняемых задачах, сосредоточиться и «не терять фокус». . Преподаватели рассказывают об особенностях функционирования головного мозга человека, о том, как заставить свою голову работать, чтобы достичь «прорыва» в жизни, в межличностных отношениях, в карьере и пр. ? О том, как не теряться в современном мире, как быстро запоминать информацию любого рода, строить ассоциативные связи в памяти, как правильно искать информацию и работать с ней. Материалы применимы для людей всех сфер деятельности.

    По своему опыту скажу следующее. На этих вебинарах Викиум обычно рекламирует какие-то свои платные продукты, но вебинары не акцентированы именно на рекламу. Они познавательные и интересные, там дается материал, который реально можно применять в своей жизни. К тому же, всё бесплатно. Рекомендую.

    Курсы Викиум

    Переходим к курсам. Они уже платные, но достаточно дешевые. Перечислю самые лучшие из них и кратко охарактеризую.

    Детоксикация мозга – мне кажется, это самый популярный и востребованный курс. У вас бывали ситуации, когда происходит что-то неприятное и вы постоянно об этом думаете? Как будто пережевываете жвачку из негатива и никак не можете ее выплюнуть? Это отвратительное состояние и «Детоксикация мозга» как раз учит с ним бороться. Вы узнаете, как останавливать подобного рода диалоги внутри себя и быстро переключаться на позитив.

    Целеполагание – не только о том, как ставить цели, но и как создавать пошаговый план их достижения, как не терять мотивацию на пути к своим целям. Помимо теории в курсе много упражнений и тренажеров, которые помогут вам закрепить навык целеполагания на практике и стать более целеустремленным человеком.

    Эмоциональный интеллект – как научиться лучше понимать собственные эмоции и эмоции окружающих, правильно на них реагировать, чтобы поддерживать межличностное общение. Программа призвана улучшить разные стороны вашей жизни, помочь вам создавать позитивную атмосферу вокруг себя и дома, и на работе, в общении как с людьми своего возраста, так и с родителями, детьми.

    Эффективное общение – как правильно общаться с человеком в сложных ситуациях, как вести себя при возникновении конфликтов, не позволять этим конфликтам разрастаться. В курс также входит материал по чтению языка тела, анализу мимики и жестов.

    Мышление – здесь больше практики, чем теории. Вы будете работать с разными упражнениями, чтобы учиться мыслить нестандартно. Эксперты научат вас анализировать информацию разных типов, быстро выделять главное, видеть взаимосвязи.

    Профайлинг – это про то, как «читать человека». Как понимать, лжет он вам или говорит правду. Как понять просто по взгляду, какие чувства человек к вам испытывает, приятно ли ему находиться рядом с вами.

    Мнемотехники – эксперты обучают самым популярным мнемотехникам, которые помогут вам быстро запоминать информацию. Вы будете лучше удерживать в памяти важные даты, имена, номера телефонов, номера и пин-коды банковских карт. Еще один плюс программы – она идеально подходит для тех, кто хочет изучать языки.

    100 имен за 30 минут – примерно то же самое, что и мнемотехники. Эта программа более узкая и нацелена уже только на имена.

    Скорочтение – как не просто быстро читать тексты, но как уметь схватывать информацию, все запоминать и анализировать. Когда освоите этот курс, сможете намного эффективнее работать с текстовыми материалами.

    Полиглот – здесь собраны техники, которые помогают изучать любые иностранные языки. Это как бы «ключи» к языкам. Вы узнаете, как правильно запоминать слова, чтобы они не вылетали из вашей головы буквально на следующий день, как работать с грамматическими правилами, как быстро начинать говорить на иностранном языке и так далее.

    Наши подборки с курсами для саморазвития

    Теперь по поводу наших курсов. У нас выходила пару месяцев назад подборка с курсами по психологии. Она очень популярна у читателей, наверное потому, что мы собрали там много качественных бесплатных курсов и интенсивов. Даже таких, которые проводятся на крупнейших онлайн-платформах типа Скиллбокса и Нетологии.

    Все курсы рассортированы по группам – пробегитесь по ним глазами и выберите то, что вам больше всего нравится.

    Вот еще несколько подборок, зацените:

      – материалы для руководителей любого уровня. Много лайфхаков и инструкций для тех, кто хочет руководить людьми, решать конфликты, вести свою организацию к процветанию. – тут мы собрали самые разные программы по скорочтению, чтобы вы могли выбрать подходящую. – помимо психологических курсов есть и «прикладные». Например, как правильно отчитываться перед начальством, как доносить идеи начальства до подчиненных. – в основном, курсы о том, как выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и работать с возражениями. – имеются в виду отношения между мужчиной и женщиной, парнем и девушкой. Мы постарались собрать там материалы для людей абсолютно всех возрастов.

    И последнее – посмотрите нашу подборку книг по саморазвитию. Подборку сделал профессиональный психолог, она собрала там книги, которые действительно стоит прочесть каждому человеку. Не пренебрегайте.

    Как самосовершенствоваться женщине

    Для прекрасной половины человечества нет ограничений в выборе направлений для самосовершенствования. Семья, карьера, красота, образование, благотворительность – развиваться можно в любом из этих направлений, было бы только желание.

    Ведите здоровый образ жизни, следите за питанием – это продлевает молодость. Добавьте в свой график физическую активность, подтяните мышцы. Посетите косметолога, сходите на шоппинг. Не забывайте об интеллектуальном развитии. Умная и красивая женщина может добиться в жизни многого.

    Как самореализоваться мужчине

    Природа определила для мужчины роль защитника и добытчика. Займитесь серьезно спортом, тренируйте тело и дух. Поменяйте работу на новую с перспективой карьерного и финансового роста. Уделяйте больше времени воспитанию своих детей, возьмите на себя ответственность за их будущее, передавайте им свой опыт. Помогайте родителям, обеспечьте им достойную жизнь, будьте для них опорой, дайте им повод гордиться собой.

    Развивайте эрудицию, мужчина должен много знать. Читайте книги. Не забывайте, что самый сексуальный орган у представителей мужского пола – мозг.

    Заключение

    В заключении хочу сказать о позитивности мышления. Именно голова приводит в движение тело. Следовательно, для самосовершенствования необходимы созидательные, ясные, положительные мысли.

    Неизбежные трудности, даже поражения, воспринимайте философски. Жизнь на этом не заканчивается, а лишь дает еще одну возможность для начала саморазвития.

    Друзья, как вы улучшаете свою жизнь, чем увлекаетесь? Как проводите свободное время? Есть ли у вас свои способы достижения поставленных целей?

    Источник https://donpi.ru/razvitie-mozga/obrazovanie-kak-faktor-razvitiya-cheloveka-neobhodimost-ili-vymysel.html

    Источник https://salid.ru/journal/samoobrazovanie-lichnosti

    Источник https://vsvoemdome.ru/psihologiya/samorazvitie/s-chego-nachat-samorazvitie

    Читать статью  Век живи — век учись. Часть 5. Самообразование: возьми себя в руки
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: