Саморазвитие и самообразование педагога как необходимое условие его педагогической подготовленности к современным требованиям организации образовательного процесса
статья
Сборник опубликован на сайте Ассоциации педагогов России «АПРель», являющегося официальным всероссийским средством массовой информации (СМИ), зарегистрированным в Роскомнадзоре. Свидетельство о регистрации СМИ №ФС77-56431
Опубликованная работа соответствует ФГОС
«Саморазвитие и самообразование педагога
как необходимое условие его педагогической подготовленности
к современным требованиям организации
Салыгина Елена Владимировна,
методист ФКП ОУ №117
1. Структура саморазвития и самообразования педагога
2. Мотивы саморазвития и самообразования
3. Основные направления саморазвития и самообразования
4. Формы саморазвития и самообразования
5. Организация саморазвития и самообразования
6. Источники саморазвития и самообразования
7. Результаты саморазвития и самообразования педагога
8. Продуктивность процесса саморазвития и самообразования
Профессиональное становление педагога — сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.
Развитие профессиональной компетентности педагога подразумевает непрерывное самосовершенствование, развитие его творческого потенциала, индивидуальных и профессиональных качеств, накопление профессионального опыта, формирование способности к восприятию педагогических инноваций и адаптации в меняющейся педагогической среде.
Современный мир – мир динамичный. Развивающиеся технологии и информационные ресурсы требуют разнообразных теоретических знаний, новых форм и методов работы, поскольку прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают.
В наши дни для профессиональной деятельности педагога недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. На современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свои знания, повышать свой профессиональный потенциал. Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. Сегодня невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения.
Совершенствование качества обучения в профессиональном обучении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. А, следовательно, этот уровень должен постоянно расти. Поэтому самообразование педагога должно стать его потребностью.
Основные направления саморазвития личности:
- самовоспитание (воспитание воли, качеств характера, определенной модели поведения);
- самообразование (познание нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуальное обогащение).
Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);
во-вторых, управляется самим человеком;
в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.
На современном этапе разные подходы в определении самообразования дают возможность рассматривать это понятие и как процесс развития интеллектуальных качеств и способностей, и как вид познавательной деятельности, и как средство саморазвития.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний.
1. Структура саморазвития и самообразования педагога
Уровень освоения обучающимися профессиональных компетенций напрямую зависит от уровня самообразования педагогов профессионального цикла и мастера производственного обучения. Ведь чем больше знают и могут педагогические работники, тем больше знаний и умений может получить их обучающиеся. Актуальность самообразования для педагога обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией. Таким образом, педагог сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих обучающихся. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих обучающихся. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция педагога, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его обучающихся.
Самообразование имеет целью, прежде всего, повышение квалификации, непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового поколения.
2. Мотивы саморазвития и самообразования
Суть процесса саморазвития и самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников и использует их в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Определим мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
- Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
- Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как “несовременного человека”.
- Конкуренция. Не секрет, что многие обучающиеся, приходя на обучение в ФКП, пишут заявление на обучение в учебную группу к конкретному мастеру производственного обучения, предметнику.
- Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Плохим педагогом быть стыдно и обидно.
- Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
- Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться?
3. Основные направления саморазвития и самообразования
Каждый преподаватель профессиональных модулей (дисциплин) и мастер производственного обучения для эффективного обучения и воспитания обучающихся — будущих профессионалов должен постоянно развивать и поддерживать на высоком уровне основные компетенции:
— профессиональные (предмет преподавания),
— методические (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения),
— педагогические (ориентированные на обучающихся ),
— психологические (имидж, искусство общения, лидерские качества и др.),
Список можно продолжать до бесконечности, исходя из интересов педагога.
4. Формы саморазвития и самообразования
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.
Рассмотрим, наиболее часто используемые формы самообразования педагога.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах,
методических семинарах, заседаниях ЦМК; посещение уроков коллег, мастер-классов, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).
2 этап – обучающий, на котором ппедагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомится с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами, накапливает педагогические факты, проводит их отбор и анализ, формирует картотеку по теме.
3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (группе обучающихся, дисциплине); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.
4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением: созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности.
Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях ЦМК, педагогическом совете, проведение открытых уроков, мастер-классы для коллег, внеклассных мероприятий.
5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором преподаватель должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях ЦМК, методических семинарах, педагогическом совете.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого преподавателя. Срок реализации плана преподаватель определяет сам.
Примерная длительность этапов самообразования:
первый год – 1-2 этапы;
второй год – 3 этап;
третий год – 4-5 этапы
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования педагогов.
Широко применяемая форма самообразования педагогов — творческий план самообразования, который помогает определить возможное содержание профессионального самосовершенствования специалиста и последовательно осуществить намеченное. Начинающим педагогам помогает детальный план самообразования, опытным – более сжатый.
5. Основные методы саморазвития и самообразования
Ресурсами самообразования и развития профессиональной компетентности педагога являются:
— литературные источники (включая электронные публикации), профильные сайты, форумы и конференции в Интернете;
— взаимодействие с методистами, наставниками, опытными педагогами, выступающими в роли консультантов, экспертов и т.д.;
— деятельность предметно-цикловых комиссий (методических объединений, кафедр), осуществляющих разработку общей методической темы, обсуждение методических подходов и др.;
— работа педагога над своим портфолио;
— участие в мероприятиях профессиональной образовательной организации по повышению квалификации педагогического персонала в формах педагогических чтений, семинаров, тематических педсоветов, тренингов и т.д.;
— методические и научно-практические семинары, круглые столы, конференции для педагогов, проводимые на различном уровне;
— программы дополнительного образования различной направленности, осваиваемые преподавателем по своей инициативе (тренинги, дистанционные курсы и т.д.);
— трансляция собственного педагогического опыта, участие в проектной деятельности;
— участие в профессиональных конкурсах и фестивалях;
— стажировки на на рабочих местах производства исправительных колоний;
— совмещение преподавательской деятельности с практической.
Можно выделить следующие методы самообразования:
- самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций ФКП ОУ №117;
- участие во всех формах методической работы учебного заведения;
- изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования;
- взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков;
- анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе;
- разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов, подготовка рефератов, методических материалов, докладов и т.д.
саморазвитие самовоспитание личность педагог
6. Организация саморазвития и самообразования
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с обучающимися, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.)
Тематикой самообразования может являться:
— одна из годовых задач образовательного учреждения;
— проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
— пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
7. Источники саморазвития и самообразования
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Источниками самообразования могут быть:
- телевидение;
- газеты, журналы;
- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
- Интернет;
- видео-, аудио- информация на различных носителях;
- платные курсы;
- семинары и конференции;
- мастер-классы;
- мероприятия по обмену опытом;
- экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
- курсы повышения квалификации;
- путешествия.
Следует отметить, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту, но они могут способствовать и тому и другому одновременно.
8. Результаты саморазвития и самообразования педагога
В личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые необходимо достичь за определенный срок. Этими результатами самообразования педагога, на определенном этапе, могут быть (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):
- повышение качества преподавания предмета и проведения практик;
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы и др;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- проведение тренингов, семинаров, конференции, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
- повышение престижа образовательного учреждения.
Следовательно, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы и выше уровень его профессионального мастерства.
9. Продуктивность процесса саморазвития и самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;
- педагог обладает развитой способностью к рефлексии (рефлексия – деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
- программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
- педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
- осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику.
Главным инструментом профессионального саморазвития педагога является рефлексия.
Рефлексия — обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту мышления, деятельности, переживаний.
Рефлексия – качество глубоко личностное. Психологи считают, что именно ре флексия делает человека человеком, давая ему возможность адекватно оценивать себя, свои мысли и действия, управлять своим поведением. То есть, рефлексия позволяет человеку, его сознанию и самосознанию увидеть себя со стороны.
Ценность рефлексии для преподавателя заключается в том, что она помогает педагогу выработать самостоятельную стратегию профессиональной деятельности в условиях современного динамичного мира. Мира, который изменился и продолжает меняться, требуя от человека способности всю жизнь учиться и переучиваться, ме нять профессии, перерабатывать огромные потоки информации и др.
Для овладения способностью к рефлексии на начальном этапе можно задавать себе достаточно простые вопросы: «Что я делаю? Как я это делаю? Почему я делаю именно так, а не иначе?» — и отвечать на них.
Для осуществления рефлексии психологи рекомендуют прекратить поток деятельности и как бы выйти сознанием за ее пределы.
Например, в процессе подготовки к предстоящему занятию педагог анализирует свои планирующие действия, конструирует их, соотносит с конкретными индивидуальными особенностями обучающихся, возможностями их развития. Проектирование собственной деятельности по обучению позволяет педагогу совершать превращения сложного в простое, неинтересного в увлекательное. А это и есть одно из важнейших профессиональных умений педагога. Этот же метод характерен для рефлексии педагога, когда он проводит анализ, оценку и обобщение своего опыта или осмысливает опыт других преподавателей.
Но нередки ситуации, когда педагогу приходится выходить сознанием за пределы деятельности, не прекращая ее. Например, во время учебного занятия преподаватель, объясняя учебный материал, вдруг видит, что некоторые обучающиеся заняты своими делами. Преподаватель продолжает объяснять и одновременно задает себе вопросы: «Что случилось? Я не смог заинтересовать ребят? Я не успел осуществить смену деятельности? Что предпринять? Сделать замечание? Задать вопрос? и т. д.». То есть, в этом случае предметом рефлексии преподавателя становится процесс учебного взаимодействия с обучающимися, их отношение, их эмоциональные реакции и собственные действия педагога по реализации задач занятия. Необходимость быстрого принятия решений «в режиме реального времени», т. е. здесь и сейчас, требует от педагога гибкости, критичности, быстроты и осмотрительности. Таким образом, рефлексивные процессы проявляются во всей профессиональной деятельность педагога: и в ситуации непосредственного взаимодействия с обучающимися, и в процессе проектирования их учебно-воспитательной деятельности, и на этапе собственного самоанализа и самооценки.
Педагогическая деятельность без рефлексии проста, но бесплодна. Ведь действительно просто делать что-то по привычке или по шаблону, не задумываясь о том – зачем ты это делаешь. «Зачем?» – это главный вопрос нашей профессиональной деятельности.
Не «почему?». Потому что ответ на этот вопрос подразумевает причину. Например, «меня пригласили работать в колледж», «заводы закрываются, а в колледже стабильная зарплата», «нет другой возможности обеспечить семью» и т. д. А именно «зачем»? «Чтобы творить, развиваться и совершенствоваться», «чтобы передать обучающимся накопленный за годы работы на производстве опыт», «чтобы реализовать себя в новой сфере деятельности», «чтобы внести свой вклад в личностно-профессиональное становление будущих специалистов», «чтобы, работая с молодежью, и самому оставаться молодым» и т. д.
Любая деятельность человека бессмысленна, если она не имеет цели и, если в ее результате не создается определенный продукт. Результатом саморазвития и самообразования педагога можно считать повышение качества преподавания профессионального модуля (дисциплины); разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка и проведение открытых уроков по собственным новаторским технологиям; проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме); написание методических разработок.
Показателем эффективности самообразования педагога является его профессионально-квалификационный рост, который находит свое отражение в портфолио педагога.
Преподаватель не может и не должен считать свое образование завершенным, а свою профессионаНиколай Александрович Рубакин (1862 — 1946) – известный русский библиограф и кнльную концепцию окончательно сформированной ни на каком из этапов своего профессионального пути. иговед в своей книге «Практика самообразования» (1914г.) завещал потомкам: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Как бы ни были обширны у вас знания, их нужно делать еще.
В заключении, хочется добавить, что самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию рефератов и оформению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Итак, самообразование педагога — это наиважнейшая часть его профессионального роста.
Следует заметить, что в настоящее время стремление к образованию проявляется до такой степени, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом оно возрастает. Сама жизнь побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием.
Закончить мне хотелось бы словами Рубанина Н.А. «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
- Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального. Дис. д-ра пед. наук. М., РГЕ, 2005.
- Десятова И.В. Самообразование педагога, как фактор профессионального саморазвития. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. Ст. По матер. X междунар. науч.-практ. конф. часть I. – Новосибирск: сибак, 2011.
- Копылова И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 51-54.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
- Шаронова В.Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности: Дис. канд. пед. наук.-М., РГБ, 2003.
- Эверт Н.А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
Размещено на Allbest.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наличие ИКТ-компетентности преподавателя иностранного языка — необходимое условие на современном этапе
Статья по методике преподавания английского языка. Рассматривается необходимость внедрения новых технологий на уроке и наличие у преподавтеля современных знаний.
статья «Самообразование как необходимое условие профессиональной деятельности педагога»
Для преподавателей спецдисциплин.
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения
Сегодня главный смысл деятельности учителя — создать каждому ученику ситуацию успеха.Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполнен.
Самообразование как необходимое условие повышения квалификации педагога
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Необходимые условия для процесса фотосинтеза
Раскрывает необходимые условия для процесса фотосинтеза.
Доклад на ЦМК Самообразование — необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя
Доклад на ЦМК Самообразование — необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ
В статье рассматриваются вопросы необходимости профессионального саморазвития.
саморазвитие щюкина. Саморазвитие Щукина. Лекция Тема Саморазвитие личности. Категории развитие и саморазвитие в философии
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 46.88 Kb.
Лекция 2. Тема 1. Саморазвитие личности.
- Категории развитие и саморазвитие в философии
Проблемы саморазвития в целом и саморазвития личности носят междисциплинарный характер. Саморазвитие, понимаемое как способ существования материи, является объектом внимания философии, естествознания и гуманитарных наук. Проблема саморазвития личности является более локальной, однако требует не менее существенных теоретических усилий для своего разрешения. Целостное рассмотрение проблемы саморазвития личности предполагает интеграцию достижений всего комплекса антропологических дисциплин и в то же время – осознание специфичности психологического подхода к исследуемой проблеме.
Наиболее значительные успехи в познании саморазвития достигнуты в философии, педагогике и психологии. Философский анализ саморазвития личности связан с познанием его фундаментальных онтологических характеристик. Он направлен на вскрытие наиболее общих закономерностей механизма саморазвития и ставит целью понимание предельных смыслов саморазвития как способа бытия человека. Педагогический анализ саморазвития личности осуществляется в проблемном контексте генезиса личности в пространстве образования. Исследовательские усилия в области педагогики направлены на поиск возможностей, технологий побуждения личности к саморазвитию системой образования (особенно в части воспитания), на вооружение ее средствами саморазвития, комплексную поддержку саморазвития педагогическими методами. Психологический подход предполагает понимание саморазвития как части психологической реальности. Целью в этом случае является постижение места и функции саморазвития в контексте жизненного пути личности, открытие тех психологических образований, которые обусловливают порождение и становление саморазвития как стратегии жизни личности.
Выделив основные направления поисков, ведущихся в философии, психологии и педагогике, мы сможем обозначить те проблемные зоны саморазвития, где лучше пересекаются интересы названных дисциплин. Так, проблема сущности саморазвития решается на стыке психологических исследований саморазвития и философского рассмотрения онтологии саморазвития и саморазвивающихся систем в диалектике и синергетике. Проблема функции саморазвития, его значения в бытии человека как индивида и как рода, с одной стороны, является главным предметом анализа философской антропологии, с другой – входит в область познавательных интересов ряда психологических подходов к саморазвитию. Проблема порождения и становления саморазвития – область научных поисков как психологов, так и педагогов
1.1. Диалектическое учение о саморазвитии
Философским течением, в рамках которого появилось учение о саморазвитии, является диалектика. В диалектике как теории развития саморазвитие рассматривается как качественно специфичный вид самодвижения. Внимание философии к движению и самодвижению обозначилось еще во времена античности. Источником философских идей о самодвижении стали мифологические представления о тождественности материи движущейся и материи одушевленной. При этом одушевленными считались тела, способные не просто к движению, а к самодвижению. Для античного мышления было характерно нерасчлененное понимание первоматерии и движения, что предполагало трактовку первоначала (первоматерии) не как инертного вещества, а как активной стихии.
В дальнейшем сущность самодвижения становилась предметом рассмотрения в трудах Д. Бруно, Г. В. Лейбница, П. Гольбаха, И. Канта и др. Наибольшее значение категория самодвижения приобрела в философии Гегеля. Однако последний исследовал не самодвижение материи, а формы логического мышления, выдвинув идею саморазвития «абсолютного духа» (понятия), что послужило причиной упреков в идеалистичности и метафизичности его философских представлений о саморазвитии. Тем не менее разработанный Гегелем категориальный аппарат стал основой для последующих исследований саморазвития и саморазвивающихся систем. Содержание самодвижения Гегель раскрывал с помощью понятий спонтанности, имманентности, самостоятельности, использующихся и сегодня. Актуальным остается и принцип системности, последовательное применение которого в процессе анализа мышления привело Гегеля к предсказанию специфического системного свойства – саморазвития.
Диалектико‑материалистическое исследование самодвижения как фундаментального свойства материи было осуществлено К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным. Ключевым положением диалектико‑материалистического учения о развитии было размещение источника развития не вне, а внутри системы, «главное внимание устремляется именно на познание источника “само”‑движения». В материалистической диалектике самодвижение рассматривается как самопроизвольное изменение «в относительном противопоставлении движению, происходящему под влиянием лишь внешних факторов. При самодвижении внешние воздействия играют модифицирующую либо опосредующую роль». В. А. Кайдалов [1982; 1994], обобщая диалектико‑материалистические представления о самодвижении, выявляет данную структуру через взаимосвязь понятий субстанциональность, самопротиворечивость, имманентность, спонтанность и активность. Совокупное значение понятий имманентности, спонтанности и активности самодвижения позволяет осмыслить самодетерминированность самодвижения: «Самодвижение можно определить как собственное, внутренне необходимое изменение системы, порождаемое непосредственно ее самопротиворечивостью и обусловленное опосредованным воздействием внешних детерминант» [Вяккерев, Ляхова, Кайдалов, 1981, При этом различают абсолютный характер самодвижения материи вообще и относительный характер самодвижения конкретных материальных систем: «Конкретные системы в той или другой степени связаны и взаимодействуют с внешней средой, и именно она влияет на их изменения» [там же].
Соотношение внутренней и внешней детерминации служит и критерием дифференциации развития и саморазвития. Для материи в широком смысле слова развитие и саморазвитие совпадают. «Утверждая, что любой материальной системе свойственно развитие, материалистическая диалектика понимает его как саморазвитие, как такое развитие, которое не нуждается в каких‑то внешних по отношению к материи, т. е. нематериальных, факторах, источниках развития» [там же]. Однако при рассмотрении конкретных материальных систем решающую роль начинает играть мера самодетерминации. Подобно самодвижению, саморазвитие в большей степени, нежели развитие, детерминировано внутренними факторами.
Самодвижение, согласно материалистической диалектике, свойственно всем материальным системам. В отличие от самодвижения, саморазвитие имеет место преимущественно в открытых и целостных системах (таких как организм, общество, биосфера). При этом саморазвитие понимается как «самодвижение, сопровождаемое переходом на более высокую ступень организации» [Философский словарь, 1989, с. 565]. Такое понимание обусловлено тем, что различие между саморазвитием и самодвижением проводится по аналогии с различением развития и движения. Если под движением принято понимать всякое изменение, то под развитием – только такое изменение, которое характеризуется тремя атрибутами: необратимостью, закономерностью и направленностью. «В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей)». Аналогичным образом, «саморазвитие – это такое самодвижение, которое ведет к коренному качественному изменению системы, ее меры, повышению уровня организации и другим изменениям, характерным для процесса развития» [Вяккерев, Ляхова, Кайдалов, 1981].
Представления о саморазвитии и саморазвивающихся системах в синергетике
С помощью методов естественнонаучного познания в рамках синергетики осуществляются эмпирические исследования процессов саморазвития, самоорганизации, самоуправления систем, которые ранее лишь гипотетически описывались в философии и гуманитарных науках. Однако называть синергетику новой познавательной моделью и новым всеобщим объяснительным принципом, по мнению философов науки, было бы неверно.
А. В. Рыжков [2006] выделяет в современных исследованиях саморазвивающихся и самоорганизующихся систем три направления:
✓ кибернетический подход, в рамках которого проводится изучение самоорганизации сложных открытых систем, функционирующих за счет непрерывных процессов обмена веществом, энергией и информацией со средой. Данный подход, по мнению A. В. Рыжкова, лишь частично объясняет процессы эволюции систем;
✓ синергетический подход (И. Пригожин, Г. Хакен, С. П. Курдюмов и др.). Работы данного направления носят эмпирический характер, однако есть и авторы, например С. П. Капица, С. П. Курдюмов, которые работают над методологическим осмыслением синергетики;
✓ системный подход к фундаментальной теории самоорганизации, трактующий синергетику как концепцию саморазвивающихся систем (В. С. Степин, К. X. Делокаров, Г. Н. Пивоваров, B. Г. Буданов, В. П. Бранский, Е. Н. Князева, А. П. Назаретян).
Синергетика как системное знание о саморазвивающихся системах наиболее близка в методологическом плане к человекознанию. В контексте нашей работы целесообразно обращение к работам методологического характера, где синергетика осмысляется как тип научного мировоззрения, в рамках которого саморазвитие является одной из центральных категорий. Можно согласиться с В.Е. Клочко в том, что синергетика позволяет «посмотреть на человека через призму становления и разглядеть его в ней как целостную открытую самоорганизующуюся систему, прогрессивное и закономерное усложнение системной организации которой является основанием ее устойчивого бытия» [Клочко, 2005].
Широкие эвристические возможности синергетики, по словам В. А. Барабанщикова, связаны с тем, что она позволяет перейти от структурно‑функционального анализа систем к анализу процессов самоорганизации и саморазвития систем, генетической стороны их бытия. В выстраиваемой синергетикой «новой картине мира… вводится более глубокое понимание реального времени, не сводимого к хронометрии и хронологии. Подчеркивается непрерывность пребывания сложных систем в переходном состоянии. Обращается внимание на множественность путей и стратегий развития самоорганизующейся системы в заданной среде. Отмечается важнейшая роль случайности. Принципиальное значение получает потенциальное бытие системы и условия его реализации. Меняется отношение к неопределенности, которая квалифицируется не как препятствие на пути к знанию, а позитивно, как возможность творить и понимать» [Барабанщиков, 2008].
Несомненная заслуга синергетики состоит в том, что путем применения эмпирических методов она вывела теорию саморазвивающихся систем на новый уровень верификации. С одной стороны, результаты синергетических исследований позволили конкретизировать ряд положений диалектики: «То, что в традиционном диалектическом описании развития структурно не анализировалось, а просто обозначалось как “скачок”, “перерыв постепенности”, “переход в новое качество”, теперь стало предметом научного анализа» [Степин, 2003]. С другой стороны, были получены новые обобщающие результаты. Так, если ранее саморазвивающимися признавались преимущественно системы биологические и социальные, то в синергетических исследованиях удалось обнаружить, что механизмы саморазвития и самоорганизации присущи любым системам, в том числе физической и химической природы. Определяющим фактором оказался размер системы, а не ее природа. В 1970‑х годах Г. Н. Пивоваров предложил различать типы систем по числу элементов и характеру связей. Согласно предложенной типологии, малые (простые) системы включают порядка 10 3 элементов, большие (сложные, саморегулирующиеся) – до 10 6 элементов, саморазвивающиеся – от 10 10 до 10 14 элементов [Степин, 2003].
Осмысление не количественных, а сущностных характеристик систем различного уровня является заслугой В. С. Степина – автора идеи постнеклассической рациональности. Согласно его подходу, связи и отношения, присущие каждому типу системы, можно охарактеризовать в категориях части и целого, вещи и процесса, причинности и случайности, возможности и необходимости, пространства и времени.
Саморазвивающиеся системы обладают специфическими синергетическими характеристиками: «Для них характерна иерархия уровневой организации элементов, появление по мере развития новых уровней с новой дифференциацией системы на подсистемы, при этом каждый новый уровень изменяет их, и система функционирует как новое целое. Появление новых уровней организации и переход к новому типу гомеостазиса происходит через состояния динамического хаоса, появление точек бифуркации, в каждой из которых возникает спектр потенциально возможных направлений развития системы» [Степин, 2007].
Особое значение на уровне саморазвивающихся систем приобретают идеи целевой причинности и направленности развития, причем эту «направленность не следует толковать как фатальную предопределенность. Случайные флуктуации в фазе перестройки системы (в точках бифуркации) формируют аттракторы, которые в качестве своего рода программ‑целей ведут систему к некоторому новому состоянию и изменяют возможности (вероятности) возникновения других ее состояний» [Степин, 2003а, с. 8]. Крайне важно, что данные аттракторы не являются внешними по отношению к системе, а заложены в ней самой. С. П. Курдюмов подчеркивает в связи с этим: «У среды (здесь под средой понимается система. – М.Щ.) есть свои цели развития, свои аттракторы. И с ними надо считаться… Ее нельзя насиловать, ей нельзя навязывать… То, что среде навязано, но не соответствует ее энергии – будет неустойчиво и развалится» [Курдюмов, 1997]. Отметим, что такого рода идеи не являются нововведением синергетики – их можно обнаружить в различных системах знания, начиная с античности. Достижение синергетики состоит в том, что названные закономерности существуют в синергетике не в статусе теоретических допущений, а в качестве явлений, обнаруженных в ходе эмпирических исследований.
Таким образом, те параметры, которые использовались при описании саморегулирующихся систем, в случае саморазвивающихся систем приобретают дополнительную сложность за счет того, что каждый из них находится не в статическом, а в динамическом состоянии. Иерархичность, целостность, причинная обусловленность, пространственно‑временные характеристики системы развиваются. При этом важно, что, претерпевая изменения, система сохраняет свою идентичность и целостность, структурную устойчивость.
1.3. Саморазвитие как категория философской антропологии
Обращение к философско‑антропологической мысли позволяет психологам почерпнуть ценные идеи, касающиеся механизма саморазвития, роли рефлексии в осуществлении саморазвития. Однако самыми ценными и плодотворными для психологии являются размышления философов о смысле, значении, предназначении саморазвития. Если в диалектике и синергетике саморазвитие рассматривается как атрибут мира, бытия, материи, то в философской антропологии предметом изучения становится саморазвитие как процесс, характеризующий бытие человека как индивида и как вида. И. Т. Фролов, крупнейший отечественный философ‑антрополог XX столетия, раскрывает сущность философии именно через категорию человека: «Мы интерпретируем философию как учение о сущности бытия, как учение о человеке в мире… Философское осмысление мы и понимаем как осмысление с точки зрения человека, через призму его интересов и целей, его развития и утверждения как Человека» [Фролов, 2012]. Можно сказать, что диалектика и синергетика в большей степени затрагивают проблемы сущности, структуры и механизма саморазвития, в философской антропологии же центральной проблемой является функция саморазвития. Она раскрывается двояко: в плане индивидуальной значимости – в контексте жизненного пути отдельного человека и в плане социальной значимости – в контексте человечества как целого.
Жизнь индивида и жизнь рода человеческого мыслится как непрерывная борьба за жизнь против смерти, за рождение против умирания. При этом важно учитывать, что в философской антропологии смерть и жизнь трактуются как явления не биологической, а культурной природы. Жизнь и смерть располагаются в пространстве таких дихотомий, как «человек – животное», «сознательное – автоматическое», «культурное – социальное» и пр. Напряженное противоречие этих оппозиций, не только культурных, но и внутриличностных, создает поле для свободного выбора жизненного пути человека. Быть живым – значит жить сознательно, постигая культуру и порождая ее, отступая всё дальше от животного способа жизни. Быть неживым (или полуживым, спящим) – значит существовать подобно животному, руководствуясь биологическими инстинктами и социально выработанными автоматизмами.
Представителями истинной человечности являются, согласно Ф. Ницше, философы, художники и святые (не в профессиональном плане, а в плане способа жизни). Только им удалось вырваться из животного мира и жить целиком человеческими интересами. Философ у Ницше – это тот, кто живет по‑философски, обдумывает свою жизнь, предвидит последствия всех своих поступков, сам выбирает свой жизненный путь, не оглядываясь на стандарты и стереотипы. Художник – это человек, который всё в жизни делает мастерски, всё у него получается добротно и красиво. Святой – это истинный человек, ибо он совершенно избавился от страстей, от жадности, эгоизма, полон любви и сострадания ко всему живому.
Большую часть жизни большая часть человечества, полагал Ницше, не выходит из животного состояния. «Но есть мгновения, когда мы понимаем это, тогда облака разрываются, и мы видим, как вместе со всей природой нас влечет к человеку, т. е. к чему‑то, что стоит высоко над нами» [Ницше, 1994, с. 40].
Философско‑антропологическое познание строится на допущении, что человек сущностно не рождается окончательно во время биологического акта рождения, а может не родиться и в течение всей жизни. Жизнь понимается как рождение самого себя как человека. Посему главной задачей человека (и как индивида, и как вида) провозглашается восхождение к своей человеческой сущности: «Подлинный смысл нового (реального) гуманизма как раз и состоит в присвоении человеком “человеческой сущности”, всего предшествующего материального и духовного богатства, в превращении его в человеческое богатство, в жизненно необходимое условие существования каждого индивида» [Фролов, 2012]. «Современный человек, – подчеркивает В. С. Семенов, – нуждается для своего полного выявления в решительных и существенных изменениях… ныне и в перспективе ему следует решительно вернуться к самому себе, к полноте своего развития, к своей гуманной сущности, жизненной истинности, простоте и человечности» [Семенов, 2005].
Человек – это тот, кто идет по пути человечности. Как бы содержательно ни описывалась сущность человека, способом постижения и достижения человечности как для конкретного индивида, так и для человеческого рода в целом называется саморазвитие. Саморазвитие понимается как определяющий способ бытия человека, позволяющий достичь самоосуществления и самореализации личности. Если самореализацию понимать как цель развития, то саморазвитие мыслится как движение к этой цели: «Самореализацию следует рассматривать как итог, конечный смысл саморазвития» [Князева, 1986]; «Самореализация осуществляется не непосредственно и прямо, а через саморазвитие» [Ковалев, 1999].
Саморазвитие, как видим, оказывается точкой пересечения личных и общественных интересов, выступая вкладом как в личностное, так и в общественное развитие. Прорисовывая контуры перспектив человека, И. Т. Фролов утверждал: «будущее общество предстает для нас как такое состояние человеческого общества и самого человека, при котором его неограниченное развитие становится самоцелью. Это торжество человека в процессе самореализации его сущностных сил и смысла его существования, составляющего и смысл человеческой истории, которая и сама, в свою очередь, наполняет глубоким нравственно‑философским смыслом его индивидуальное бытие» [Фролов, 2012].
Таким образом, в философской антропологии мерой саморазвития является степень самоосуществления, самореализации человека. Самоосуществление мыслится как достижение своего истинного «Я». При этом истинность «Я» может оцениваться как с позиции конкретного человека, так и с точки зрения человечности в целом. В отличие от синергетики, где саморазвивающейся считается всякая сверхсложная система, в рамках антропологического подхода саморазвивающимся признается не всякий человек, а только самовозрастающий в направлении самореализации. Антропологический подход к саморазвитию, соразмерный человеку и связанный с категориями самореализации и самоосуществления, сближает философско‑антропологическое и психологическое понимание саморазвития.
2. Педагогика саморазвития
Обращение психологов к педагогическим взглядам на саморазвитие личности уместно, когда поднимается проблема становления саморазвития как особой формы развития и жизни. В современной педагогической науке серьезное внимание уделяется проблеме взаимодействия факторов (условий среды и личностных предпосылок), определяющих осуществление саморазвития, возможностям организации поддерживающей среды, «работающей» на саморазвивающуюся личность. Предметом интереса педагогов‑исследователей является саморазвитие в образовательном пространстве: исследуются роль саморазвития в обучении и воспитании, соотношение саморазвития с самообразованием, самовоспитанием учащихся. Пожалуй, наиболее полно задачи педагогического постижения саморазвития изложены Л. Н. Куликовой: «Мы видим перспективы изучения проблем личностного саморазвития человека в следующем: в выявлении возможностей влияния современной системы образования, всех ее звеньев на побуждение личности к саморазвитию; в целостном категориальном анализе всего “букета понятий” психологии и педагогики саморазвития, установлении базового места идеи саморазвития в педагогике: как основания цели воспитания, образования; как средства усиления субъектной позиции воспитанника; как метода пробуждения у человека личностного осмысления и ответственного “присвоения” своей жизнедеятельности, стратегии жизни; как характеристики личности; как критерия возрастающей личностной зрелости; как пути самопрофилактики и преодоления личностно‑профессиональных деструкций взрослеющего человека и т. д.» [Куликова, 2005, с. 9].
В современных стандартах образования происходит смещение акцентов от руководства развитием учащихся к помощи в их саморазвитии. Новое звучание получает вопрос об образе человека, которому «служит» система образования. Выпускник образовательного учреждения мыслится не как законченный «продукт» системы, а как личность, продолжающая свое становление и способная самостоятельно управлять этим становлением, т. е. осуществлять саморазвитие.
Выпускник школы или вуза оценивается прежде всего по критерию конкурентоспособности на рынке дальнейшего образования и труда. Согласно полученным Л. М. Митиной данным, в настоящее время учитель вынужден ориентироваться «на соответствие принятым стандартам подготовленности школьников к поступлению в определенный вуз или к получению престижной работы, обеспечивающей желаемый образ жизни» [Митина, 1997, с. 29]. Противостоять подобным тенденциям может, как ни парадоксально, то же требование конкурентоспособности. На современном рынке труда востребованы специалисты, которые постоянно повышают свою квалификацию, не довольствуясь использованием однажды полученных знаний. «Постоянно меняющиеся условия современной жизни требуют от выпускника школы определенных сформированных жизненных навыков: способность к самоанализу и самоконтролю, умение распределять свои силы и время, стремление к постоянному саморазвитию, ориентированность на творческое решение проблем» [Усманова, 2012, с. 77] Ценятся профессионалы, постоянно находящиеся в саморазвитии, старающиеся соответствовать меняющимся требованиям, критериям оценки эффективности, стремящиеся осваивать новые технологии и т. д.
- Саморазвитие в психологии
Ценность саморазвития для современной личности была выявлена в различных исследованиях. Так, при изучении межпоколенных отношений в России [Постникова, 2011] обнаружено, что саморазвитие входит в число доминирующих ценностей человека в возрасте 16–45 лет, в отличие от представителей старших поколений. О. Я. Пономарева [2012] на материале опроса студентов из 27 вузов стран ШОС (России, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана) показала, что саморазвитие принадлежит к приоритетным ценностям современной молодежи. В рейтинге личностных качеств, важных, по мнению студентов, для профессиональной деятельности и способствующих профессиональному становлению, лидирующие места заняли целеустремленность, трудолюбие, уверенность в себе, ответственность, самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию. При этом студенты гуманитарного профиля обучения оценили способность к саморазвитию как наиболее важную. Аналогичные результаты получены в исследовании П.Б.Кодесс [2012], показавшей, что в стратегическом жизненном планировании работающих студентов цели саморазвития и самоактуализации, наряду с целью социального проявления, занимают лидирующее положение. Н. Н. Толстых [2012] обнаружено, что саморазвитие входит в число целей и ценностей как подростков 16–17 лет, так и их родителей в возрасте до 49 лет. Несмотря на многочисленные различия в мотивационно‑ценностных структурах «отцов и детей», общим для обеих возрастных групп оказался мотивационный фактор, связанный с саморазвитием – стремлением работать над собой, самопознанием, самосовершенствованием.
На основании приведенных фактов можно констатировать, что со стороны общества перед наукой поставлена задача познать саморазвитие как форму бытия современной личности. Саморазвитие востребовано, во‑первых, как технология управления своим развитием, позволяющая личности эволюционировать в избираемом ею направлении. Наука при этом должна предоставить знания о способах, средствах, методиках, программах саморазвития. Ответом психологии на такой социальный заказ является большой объем информации научного и научно‑популярного характера с рекомендациями по саморазвитию психических процессов (памяти, внимания, мышления), черт личности (настойчивости, общительности, толерантности), выстраиванию успешного (конкурентоспособного) жизненного пути. На рынке услуг практическая психология саморазвития представлена разнообразными программами личного коучинга, тренингами развития отдельных черт личности, тренингами различных психологических умений, тренингами общения и пр. Во‑вторых, есть основания говорить о том, что саморазвитие становится для современного человека и чем‑то большим – жизненной ценностью, символизирующей возможности личности по сознательному самосозиданию, способной обеспечить экзистенциальную наполненность личности, так как по своей природе – подобно смыслоискательству, познанию, творчеству, труду – саморазвитие является скорее способом, а не целью существования. В ценностной проекции саморазвитие осуществляется как конкуренция с самим собой, как борьба с Я‑настоящим за Я‑будущее, в котором отражен идеал человечности. Саморазвитие видится как путь достижения человеческой сущности в ее всеобщей (подразумевающей ориентацию на всеобщие нравственные идеалы) и единичной (подразумевающей движение к своей индивидуальности) формах. Как замечает Л. Н. Куликова, «нововременное человекознание, обращаясь к гуманистическому отношению к человеку как к главной ценности и одновременно уникальному носителю и творцу ценностей, как к цели и ведущей движущей силе развития общества, в центр своего внимания ставит сегодня идею саморазвития» [2001, с. 67]. Иными словами, саморазвитие как форма развития, при которой личность занимает активно‑творческую позицию по отношению к изменениям в себе, становится в настоящее время ведущим способом становления личности. В этих условиях обостряется актуальность постижения психологической наукой сущности, механизмов, условий, средств осуществления этого феномена.
Современный этап исследования саморазвития, который начался на рубеже 1990‑2000‑х годов, характеризуется тем, что саморазвитие впервые стало самостоятельным предметом изысканий и обсуждений в психологической науке и практике. Ему предшествовал период, в течение которого саморазвитие рассматривалось как объяснительная категория, выражающая принцип активности личности в развитии, а не как предмет исследования. За саморазвитием не был закреплен статус психологического феномена, части психологической реальности. Концептуальные основы психологии саморазвития личности были заложены в 1920‑1960‑х годах, когда складывалось представление о личности как активном начале, субъекте развития; при этом, как правило, использовался термин «самодвижение», а не «саморазвитие» (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Саморазвитие в этот период воспринималось скорее как философская категория, которая привлекалась для теоретического акцентирования активности развития. В 1970‑1980‑е годы вопросы саморазвития начинают выступать в ранге проблемы в рамках изучения самовоспитания (А. А. Бодалев, Ю.М. Орлов), самосознания (И. И. Чеснокова), самодетерминации (А. Г. Асеев), жизненных стратегий (К. А. Абульханова‑Славская).
В настоящее время научные взгляды на саморазвитие изменились: исследователи рассматривают его не только как объяснительный принцип, но и как психологический феномен, как самобытное динамическое явление, качественно отличное от развития. В данном качестве, на новом этапе своего изучения, саморазвитие личности предстало как проблема многосторонняя и малоизученная. Противоречивость, разрозненность, фрагментарность имеющихся теоретических позиций и трудности эмпирического изучения этого феномена указывают на необходимость проведения систематизирующих исследований, способных предложить новые методологические, теоретические и методические решения. Это обусловило интенсификацию изучения саморазвития и повышение ранга его концептуализации, в результате чего исследования саморазвития выделились в самостоятельное научное направление современной отечественной психологии – психологию саморазвития [Сапогова, 2001; Маралов, 2002; Щукина, 2009; Низовских, 2014]. Предметом этой области психологической науки является реализуемая личностью как субъектом жизненного пути особая форма развития, при которой самодетерминированность и самоуправляемость качественных личностных преобразований достигают полноты осуществления.
Аналогичная динамика изучения саморазвития обнаруживается при анализе зарубежных публикаций. Так или иначе, тема доминирующего фактора личности в определении поведения поднималась в работах А. Адлера, К. Хорни, А.Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, В.Франкла, Р.Мэя, Э.Деси и Р. Райана, других авторов, однако саморазвитие долгое время не являлось самостоятельным предметом исследования, а служило лишь для указания на активность личности в процессах самосознания, самоидентификации, самопонимания и т. п. Специальные эмпирические и теоретические исследования, направленные непосредственно на изучение саморазвития как самобытного явления, начались с 1980‑х годов в связи с подъемом интереса к тематике целеполагания, в том числе к его роли в развитии личности [Bauer, 2009]. При этом для того, чтобы подчеркнуть отличие направляемого самой личностью процесса самоизменения от саморазвития как спонтанного самодвижения, в англоязычной психологической литературе стали использовать термин «intentional self‑development» (ISD) – преднамеренное саморазвитие. За этим термином закрепилось два основных значения: саморазвитие как форма саморегуляции (см., напр.: [Baumeister, Vohs, 2004; Carver, Scheier, 2011]) и как процесс личностного роста (см., напр.: [Bauer, 2009; Brandtstädter, 1999; Greve, Rothermund, Wentura, 2005]).
Изменения в научном статусе саморазвития явились следствием эволюции как общественных потребностей, так и задач и возможностей психологии. Выполняемые в последние годы исследования саморазвития хорошо вписываются в актуальные тенденции развития психологической науки в целом и вносят существенный вклад в изучение человека с учетом «осмысления особенностей его функционирования, условий сохранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе», ведущее к дальнейшему раскрытию «сущности человека и как носителя развития, и как организующего начала в этом развитии» [Фельдштейн, 2005, с. 3]. С этой точки зрения понятие саморазвития приобретает характер знаковой категории, так как воплощает в себе ряд совершившихся за последние годы методологических поворотов в указанном направлении.
Во‑первых, как признают ведущие методологи отечественной науки, психология вступила в постнеклассическую эру. Постнеклассическая наука отличается исследованиями междисциплинарного характера, объектами которых «становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием» [Степин, 1997]. Центральными понятиями в постнеклассике выступают «саморазвитие», «самоорганизация», «саморегуляция», «самоуправление». В свете постнеклассического познания категория саморазвития предстает как обозначение способа организации и движения сверхсложных систем и одновременно – как особый взгляд на любую постигаемую реальность, диктующий необходимость учета всей меры сложности, неопределенности, непредзаданности и самоуправляемости развития изучаемых систем. Проекция постнеклассической методологии на исследование личности обнаруживает две основные проблемные области. Первая из них связана с пониманием личности как саморазвивающейся системы. В этом случае внимание сосредоточивается на самой личности, а прилагательное «саморазвивающаяся» выполняет определительную функцию, указывая на сущностную характеристику личности. Вторая проблемная область ориентирована на саморазвитие как таковое: перед психологами встает задача понять природу данной формы развития личности, вскрыть ее сущность, выявить структуру акта саморазвития и порождающие его процессы.
Во‑вторых, фокус исследовательских интересов смещается от социодетерминации к самодетерминации: от исследования «изменяющейся личности в изменяющемся мире» (в терминах А. Г. Асмолова) психология перешла к изучению «личности, творящей и изменяющей себя и свой жизненный мир» (в терминах Д. А. Леонтьева). В современной отечественной психологии личности своеобразной доминантой являются исследования, посвященные активной жизненной позиции, жизнетворчеству, самоопределению, где в центре внимания стоит сильная, самодостаточная личность, самостоятельно детерминирующая и регулирующая свою активность. Феномены, обозначенные понятиями «само‑» (к числу которых относится саморазвитие), всё чаще становятся предметом изучения, так как привлекают исследователей возможностью выявить специфические черты, отличающие личность в современном мире, такие как активность, свобода самоопределения, способность управлять своим поведением, развитием, ситуацией жизни в целом и нести за это ответственность. В нынешнем «сетевом столетии» [Асмолов, 2012], отмеченном глобализацией и неопределенностью, саморазвитие задает точку опоры, так как выделяет тот фрагмент эволюции, который в максимальной степени подчинен управлению самого человека и в то же время является зоной его максимальной ответственности. В данном контексте методологический смысл психологии саморазвития видится в переходе от изучения развития личности к рассмотрению самой личности как детерминирующего фактора, организатора, управляющего этим развитием. «Человек – существо самодетерминируемое… именно это дает шанс не собрать калейдоскоп событий, очевидцем которых довелось стать, не накопить набор биографических данных, а самому выстроить свою судьбу» [Куликов, 2013].
В‑третьих, общей тенденцией в современной психологии является возрастание роли антропологического принципа (К. Д. Ушинский, Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, С. Л. Рубинштейн, И. Т. Фролов) в организации исследований. Антропологизм не позволяет исследователям замыкаться в рамках отдельных психических феноменов, требуя соотносить их с системами «человек» и «человек – мир», а сами эти системы превращая в масштабные ответы на вопрос о предмете психологического знания. Антропологизм заставляет учитывать в гносеологических поисках онтологическую сложность «человека с его многоуровневой структурой и способностью к саморазвитию» [Логинова, 2012]. В психолого‑антропологических исследованиях категория саморазвития используется для акцентирования самодетерминированности развития человека, способного к выходу за границы наличного бытия с помощью специфически человеческих способностей сознавать и действовать в направлении становления и реализации человеческой сущности.
В‑четвертых, большое методологическое значение имеет в современной психологии субъектный подход в различных его вариантах: субъектно‑деятельностном (А. В. Брушлинский, К.А.Абульханова‑Славская, А. Г. Асеев), субъектно‑объектном (Л. В. Алексеева, Е. Ю. Коржова), системно‑субъектном (Е. А. Сергиенко), субъектнобытийном (3. И. Рябикина, В. В. Знаков), субъектно‑синергетическом (В.П.Бранский). С помощью категорий субъекта и субъектности исследователями эффективно решаются задачи по описанию и объяснению психологической феноменологии в той ее части, которая представляет человека, управляющего своей жизнью в различных ее проявлениях. «Субъект рассматривается здесь онтологически как структурный уровень бытия, “центр его перестройки”. Это конкретная личность, которая разрешает противоречия между притязаниями и способностями, с одной стороны, и требованиями и условиями выполняемых форм активности – с другой. Распоряжаясь личностными ресурсами, человек получает возможность строить отношения с миром и в этом процессе формировать самого себя. Активность, саморегуляция, саморазвитие и самосовершенствование – ключевые характеристики человека как субъекта жизни, которые сегодня подвергаются интенсивному исследованию» [Барабанщиков, 2008]. С позиций субъектного подхода жизненный путь личности предстает как история овладения своими тенденциями и потенциями, как движение от объектного к субъектному способу существования. Тем самым формируется взгляд на человека как на целостную систему, функционирующую в ситуации неопределенности, непредзаданности, способную не только адаптироваться к социальным условиям, но и преодолевать их, осуществляя целенаправленное самотворение в ходе саморазвития.
В‑пятых, в психологии развития растет интерес к феномену психологической зрелости. Исследовательские усилия направлены при этом на изучение зрелости и как онтогенетического периода развития, и как особой вершины в развитии, и как способности к достижению данного результата (К. А. Абульханова‑Славская, Л. А. Головей, А. Л. Журавлев, С. К. Нартова‑Бочавер, А. Н. Поддьяков, А. А. Реан, В.М.Русалов, Е. А. Сергиенко, Н.Е.Харламенкова, О.В.Хухлаева и др.). Категория саморазвития играет здесь ключевую роль, ибо обозначает как механизм достижения зрелости, так и ее атрибут: «категория зрелости раскрывается как способность к постоянному саморазвитию, изменениям при сохранении своей уникальности» [Сергиенко, 2007, с. 16]. В свою очередь, категория зрелости очерчивает горизонт, цель, вектор саморазвития. Особый конституирующий статус категория зрелости имеет в акмеологии, где она помогает раскрыть фундаментальную для данного направления психологии категорию акме.
В‑шестых, в современной педагогике наблюдается поворот к саморазвитию, проявляющийся в смещении направленности образовательных стандартов от руководства развитием учащихся к помощи в их саморазвитии. Подчеркнем, речь идет именно о поддержке, создании благоприятных условий, а не о саморазвитии усилиями педагогов. Переход к саморазвитию является определенным этапом в развитии личности, гарантировать его невозможно, но можно помочь подготовить. Концепция педагогической поддержки саморазвития основана на положении о том, что на заре жизненного пути личность нуждается в побуждающих и поддерживающих действиях со стороны Другого (педагога). Принятие саморазвития как педагогического ориентира не снимает вопроса о его средствах, который активно обсуждается в современной психолого‑педагогической литературе (Н. Г. Григорьева, В. П. Иванова, Л. Н. Куликова, Е. Н. Ларина, Л. М. Митина, Г. К. Селевко, А. В. Суворов, О.Г.Холодкова, Г. А. Цукерман, И. А. Шаршов и др.).
Об институциализации психологии саморазвития как направления современной отечественной психологии свидетельствуют такие черты научной жизни, как изменение публикационной активности по тематике саморазвития и появление корпорации исследователей, включенных в ее изучение и обмен полученными результатами.
Спектр поднимаемых в этих работах вопросов постепенно дифференцируется, что позволяет охватить и углубленно рассмотреть различные аспекты изучаемого явления: саморазвитие личностное и профессиональное, мотивационную и ценностно‑смысловую составляющие саморазвития, операциональное обеспечение саморазвития, становление стратегии саморазвития на разных этапах жизненного пути.
Более зрелыми становятся притязания исследователей в области теоретической разработки вопросов саморазвития, хотя по‑прежнему актуальны слова Е. Е. Сапоговой [2001] о том, что в этом направлении пока нет больших, развернутых теорий. Психология саморазвития сумела преодолеть этап постулирования отдельных принципов и предложения разрозненных идей, и можно согласиться с Н. А. Низовских [2014] в том, что за последние годы эта научная область прирастала теориями «среднего уровня», раскрывающими психологическую природу и механизмы отдельных видов, уровней, возрастных этапов саморазвития. Расширяется арсенал методического обеспечения исследований саморазвития. Если первые исследователи вынуждены были довольствоваться косвенной диагностикой проявлений саморазвития через фиксацию содержательно близких характеристик личности (самореализации, самоактуализации, самосознания, Я‑концепции и пр.), то в настоящее время можно говорить о появлении и апробированном применении круга специально созданных средств изучения саморазвития. Среди них методики «Диагностика реализации потребности в саморазвитии» Н. П. Фетискина, «Барьеры саморазвития» В. Ю. Костенко, «Тест личностных ценностей» (шкала саморазвития) А. В. Капцова и Л. В. Карпушиной, «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально‑педагогическому саморазвитию» Н. П. Фетискина, «Субъективная шкала авторства жизни» М. А. Щукиной и другие.
Разработки в области саморазвития находят применение в психолого‑педагогической практике, поэтому они активно внедряются в процесс подготовки психологов и педагогических работников. В учебные планы высших учебных заведений встраиваются дисциплины либо тематические блоки, раскрывающие перед студентами возможности психологической работы в направлении поддержки, сопровождения и организации саморазвития клиентов центров психологической помощи, психолого‑социальных служб и образовательных учреждений. За последние годы подготовлен целый спектр учебных и учебно‑методических комплексов и пособий, в которых уделяется внимание современным теоретическим и технологическим достижениям психологии саморазвития, предлагаются методы диагностики и раскрытия потенциала саморазвития личности в практической работе психолога [Цукерман, Мастеров, 1995; Битянова, 1998; Куликова, 2005; Маралов, 2002а; Шаршов, 2003; Фаррахова, 2007; Блинова, Блинова, 2009; Козулина, 2009; Волынкин, 2012; Минюрова, 2013].
Учитель и саморазвитие: три кита педагогики и психология
Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.
В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое — профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?
Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть
Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.
В определенном смысле, в руках учителей — будущее страны, так как они воспитывают новое поколение. Какими будут наши дети, когда вступят во взрослую жизнь, во многом зависит от них. Именно поэтому на современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективных» педагогов, которые в условиях массового образования способны обеспечить высокий уровень обучения, позаботиться о здоровье и досуге своих учеников.
Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.
Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математику, естествоведение, русский язык, или любой дугой), повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.
С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.
Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.
Развитие потенциала – залог профессионализма
Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.
Человек оценивает свои поступки, сравнивает результаты с достижениями других людей, делает соответствующие выводы и корректировки, чтобы не наступить на одни и те же грабли дважды. Так, признанный гений Альберт Эйнштейн не считал себя одаренным. Он был убежден, что его научные достижения — результат трудолюбия и огромной работоспособности.
Профессиональное саморазвитие педагога не будет эффективным, если педагог не сформулирует личностно значимые цели (как долгосрочные, так и краткосрочные). Именно от широты стремлений зависит дальнейшая перспектива личности. Он может стремиться «жить не по лжи», стать учителем с большой буквы, принести пользу людям и так далее.
Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.
Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.
Составление программы профессионального саморазвития для педагога
После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.
Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами — это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.
При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.
Для корректировки программы профессионального саморазвития педагога нужна «прокачка» самоконтроля. Самодисциплина – очень важный этап совершенствования мастерства. Учитель начинает осознанно подходить к решению вопросов, реально оценивает собственные действия и результаты работы.
В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.
В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.
Современность и саморазвитие профессиональных качеств
Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.
Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.
В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.
В понятие «самообразование» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то глубоко изучает конкретную область, другие стремятся получить разносторонние знания. С практической точки зрения, профессиональное саморазвитие педагога будет более эффективным, если сочетать широту кругозора с интересом к определенной сфере занятости.
Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.
Роль психологии в преподавательской деятельности
Любой учитель прежде всего должен быть психологом. Он имеет дело с группами людей, в которых каждый человек – индивидуальная личность, требующая особого подхода. Справиться с этим невозможно без знаний психологии. Поэтому профессиональное саморазвитие педагога включает обязательное условие: изучение новейших психологических достижений, связанных с обучением и воспитанием.
Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.
Большую роль в воспитании играет саморегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.
Истинный «асс» педагогики владеет искусством постановки и решения поставленных задач. Он панорамно воспринимает действительность, способен быстро сориентироваться в трудных ситуациях.
Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.
Учитель как творец
Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.
Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего — призвание. Призванные преподаватели — высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.
По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.
В творчестве педагогов появилось существенно новое направление — креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.
Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.
Подводим итоги: педагогические параллели
Напрашивается вывод, что творческий подход к делу является одним из качеств учителя-профессионала. Однако творчество – это не только преобразование опыта, но и стремление к развитию, поиски новизны, приводящие к новаторству. Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога можно рассматривать как процесс «творения» собственной личности.
Многие передовые педагоги составляют личный творческий план, включающий список мероприятий по основным направлениям самообразования. Этот документ является сугубо индивидуальным. Такие педагоги придерживаются собственной методичной системы, которую они постоянно совершенствуют. Это высочайший уровень педагогического искусства.
Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.
Источник https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/06/17/samorazvitie-i-samoobrazovanie-pedagoga-kak
Источник https://topuch.com/lekciya-tema-samorazvitie-lichnosti-kategorii-razvitie-i-samor/index.html
Источник https://salid.ru/journal/uchitel-i-samorazvitie