Как удовлетворить потребность в самореализации

Содержание статьи

Потребность в саморазвитии и способы ее удовлетворения

О чем речь? Потребность в саморазвитии у человека определяет его формирование как личности. Благодаря этому состоянию он индивидуализирует свой жизненный путь, выбирает собственный способ существования и личные нравственные ценности. Чем выше потребность, тем более зрелым психологически оказывается индивид.

В чем проявляется? Саморазвитие требуется, чтобы реализовать себя, добиться целей, найти свое место в жизни. Это огромная работа над собой, но успешной она будет, если потребность в ней истинная, а не навязанная. Иначе вместо самосовершенствования человек загоняет себя в рамки, которые зачастую приводят к обратному эффекту.

В статье мы расскажем:

  1. Как появляется потребность в саморазвитии
  2. Основные потребности человека, ведущие к саморазвитию
  3. Направления саморазвития
  4. Истинные и мнимые потребности в саморазвитии
  5. Показатели наличия потребности в саморазвитии

Как появляется потребность в саморазвитии

Благодаря нашим родителям, воспитателям и учителям мы с самого детства знаем, что необходимо постоянно получать знания и навыки, а также развивать в себе все новые качества. В какой-то момент ответственность за обучение перекладывается на наши плечи, и будущее развитие личности начинает зависеть только от нас самих.

Как появляется потребность в саморазвитии

Прошел выпускной в детском саду, затем – в школе, далее – университет и диплом о высшем образовании. Все эти учебные заведения дают нам базовые навыки и знания. Но потребность в последующем развитии не исчезает, самосовершенствование необходимо для работы и ведения бизнеса, а также просто для комфортной жизни.

Потребности индивида – это те самые факторы, которые играют важную роль в саморазвитии. На них базируется деятельность и поведение человека. Без них активность индивида не будет иметь логичной цели.

В настоящее время очень распространена концепция самоактуализации. Она поясняет, почему саморазвитие так важно. Что же такое самоактуализация? Это постоянная реализация личностью своего потенциала, нахождение призвания, осознание своей природы. Под этим понятием также следует понимать стремление человека стать единым со своей личностью.

Идея концепции принадлежит Абрахаму Маслоу. Он занимался исследованием феномена самоактуализации, изучением жизненных ценностей. Кроме этого, автор исследовал особенности одаренных индивидов, которые, как показала практика, функционировали более эффективно, чем многие другие люди.

  • Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.
  • Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения Вы узнаете 3 простых, но эффективных шага, как отпустить прошлое и двигаться вперед.
  • Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе» Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

В завершении работы ученый пришел к выводу о том, что каждый нуждается в самоактуализации, но осознание данной необходимости происходит только после удовлетворения базовых потребностей.

Основные потребности человека, ведущие к саморазвитию

Человек без мотивации вряд ли начнет выполнять какие-либо активные действия. Чем сильнее индивид замотивирован, тем с большим удовольствием и азартом он принимается за работу.

Мотивация – неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Ежеминутно мы чувствуем различные желания и стремимся добиться, чего хотим.

Вполне очевидно, что чем большее число потребностей у нас получится реализовать, тем выше будет наш статус. Реализация напрямую связана с мотивировкой: чем сильнее хочется, тем больше усилий мы готовы приложить. Согласно теории Маслоу, мотивация строится на стандартных потребностях индивида.

Основные потребности человека, ведущие к саморазвитию

Ученый сделал вывод, что базовых потребностей у человека всего пять. Рассмотрим каждую из них:

Физиологические

Физиологические потребности есть у каждого живого существа. Конечно, в том числе и у людей. Без их удовлетворения жизнедеятельность не может проходить по умолчанию. Пока человек не чувствует насыщения пищей и водой, не может полноценно дышать и отдыхать, ни о каком саморазвитии и речи не идет.

Врезка турбо 3 шага

Например, человеку сильно хочется в туалет, и пока он испытывает эту потребность, он не станет увлеченно изучать новый материал или наслаждаться природой. Таким образом, удовлетворение физиологических потребностей оказывает прямое влияние на возможность индивидуума заниматься учебой, творчеством, работать и вести бизнес. В качестве примера также можно привести полноценный сон, питание, дыхание, и т. д.

Потребность в собственной безопасности

Вторая группа физиологических потребностей человека включает в себя необходимость чувствовать безопасность и стабильность. Представьте себе новорожденного малыша. Несмотря на то, что его сознание еще не сформировано, он все равно стремится ощущать себя в безопасности.

Конечно, это происходит только после того, как удовлетворены главные потребности: голод и жажда. Он не может достичь цели сам, за него это делает любящая мать. Взрослые люди сами выполняют действия для обеспечения своей безопасности: страхуют жизнь и здоровье, обращаются к врачам при необходимости, устанавливают камеры наблюдения в домах и пр.

Социальные потребности

Здесь стоит отметить потребности в любви и в ощущении своей принадлежности. Каждый из нас регулярно заводит новых знакомых, ищет партнера для создания семьи. Многие причастны к определенным группам людей, к примеру, являются членами клуба читателей, прихожанами церкви, волонтерами по спасению животных, входят в состав поисковых отрядов, профсоюзов и пр. Человек, имеющий некоторую обратную связь в социальной среде, чувствует, что он полезен и ценен.

Признание

Индивид чувствует, что его любят, понимает свою значимость в обществе. Так как его роль достаточно высока, то влияние окружающих уже не так сильно ощущается. Появляется новая потребность. Личности важно чувствовать признание со стороны других людей, хочется, чтобы ее умения, навыки и таланты были приняты. Когда индивидуальность человека имеет определенный вес, развивается уверенность в себе и своих силах.

Когда у человека за спиной несколько важных достижений, он понимает свою значимость для общества, чувствует себя самодостаточным. Особую весомость для него приобретают репутация и статус. С осознанием того, что его деятельность является полезной для других, появляется еще большая мотивация и потребность в саморазвитии.

Самоактуализация, самореализация

Маслоу утверждал, что если человек нуждается в самоактуализации, то он на высшей ступени развития потребностей. Необходимость в саморазвитии появляется после удовлетворения всех вышеперечисленных нужд. Именно тогда личность ищет свое «я», пытается понять, в чем заключается ее истинное предназначение.

Когда человек ощутит потребность в самоактуализации, его жизнь может круто измениться. Возможно, он поменяет работу или откроет свой бизнес, начнет больше читать, отправится в путешествие. Каждое его действие будет направлено на поиск себя. Он станет искать способы, чтобы раскрыть свои таланты.

Основные потребности человека, ведущие к саморазвитию

Проявление потребностей в саморазвитии у каждого человека происходит по-разному. Кто-то стремится стать настоящим экспертом в выбранной сфере деятельности, заработать все деньги мира и получить мировое признание. Другие же понимают, что им для полного счастья нужно совсем немного: уютный дом и близкие люди рядом.

Однако потребностью в самореализации наделены все без исключения, без нее саморазвитие невозможно.

Направления саморазвития

Саморазвитие – это действия человека, имеющие цель удовлетворить свои потребности. Ниже расскажем о том, какие существуют виды, направления и методы самосовершенствования:

Физиологическое развитие – действия, направленные на улучшение здоровья (прием витаминов и БАДов, правильное питание, своевременное посещение врачей).

Физическое – развитие физических показателей, таких как выносливость, сила мышц и т. д.

Психическое развитие – речь идет о навыках и умениях, получении нового жизненного опыта, а также о работе с мышлением и чувственной составляющей.

Социальное – развитие способностей, которые дают возможность добиться успеха, достичь наиболее высокого статуса в социуме, перейти из одного социального слоя в другой.

Духовное развитие – этот аспект подразумевает познание себя самого, понимание истинного предназначения своей жизни. В этих рамках человек понимает, что только он сам несет ответственность за все, что с ним происходит. Таким образом, духовное развитие включает в себя моральное и нравственное самосовершенствование.

Интеллектуальное развитие – человек совершенствуется, когда получает новую информацию. Чтение, пусть даже новостных колонок, развивает умение грамотно говорить и писать, запоминать и анализировать полученные сведения.

Профессиональное развитие – личность совершенствует свои профессиональные навыки, стремится узнать как можно больше в области технологий, которые сделают деятельность более эффективной, получает дополнительное образование.

Направления саморазвития

Потребности человека в саморазвитии идентифицируются и как духовные (идеальные). Их проявление может происходить на различных уровнях в зависимости от того, какое направление он сам выберет. Ученые считают, что самосовершенствованием занимается каждый из нас, но некоторые об этом даже не догадываются.

Выбор направления происходит на уровне подсознания: когда некоторые сферы деятельности вызывают отклик, появляется желание попробовать себя в новом деле. Очевидно, что порой для этого требуется научиться чему-то, усвоить незнакомую информацию, причем удовлетворить потребности без определенных навыков не получится.

Астрология — это наука, которая раскрывает нашу связь с небесными телами, позволяет заглянуть в будущее и принимать верные решения.

Анализируя расположение светил в нужный момент, можно сказать о человеке многое, включая его характер, склонности, предрасположенность к тем или иным поступкам, или болезням. Более того, можно сказать о наиболее вероятных поворотах его судьбы на протяжении всей жизни!

Мы подготовили документы, которые помогут разобраться в азах астрологии. Обладая данными знаниями, вы сможете улучшить не только свою жизнь, но и жизни других людей!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Гайд «Знаки зодиака»

Классификация и объединение, особенности каждого знака

Гайд «План развития»

Вы узнаете полный план на жизнь по оптимальной траектории

Конспект «Карты рождения и планеты»

Вы узнаете особенности каждой планеты и их влияние на человека

Если же область выбирается осознанно, значит, деятельность окажется более эффективной, необходимо, чтобы она была последовательной, выполнялась по определенному алгоритму.

Истинные и мнимые потребности в саморазвитии

Потребность в саморазвитии личности – это прекрасное качество. При удовлетворении подобной необходимости появляется возможность сделать свое времяпровождение наиболее эффективным. В каких-то случаях эта нужда появляется внутри человека, в других являет собой некоторую норму, навязанную окружением. Кроме того, нередко стремление индивидуума стать другим – это попытка убежать от самого себя.

Истинные и мнимые потребности в саморазвитии

Итак, стремление к саморазвитию абсолютно нормально, если желание возникло на основе внутренних потребностей человека. Когда же идея о том, что нужно меняться, получать новые навыки и знания, навязана окружающими, это может привести к печальным последствиям.

Не исключено, что индивид доведет себя до невроза. Здесь важны баланс и гармония, понимание собственных потребностей и того, что личность сама вправе решать, чего хочет добиться и как. Если не получается самостоятельно справиться с задачей, индивидуум вправе обратиться за помощью.

Сегодня саморазвитие для многих стало культом. В Сети можно найти огромное множество статей, связанных с этой темой, прилавки книжных магазинов ломятся от книг с рекомендациями психологов, проводятся тренинги, люди вкладывают деньги в онлайн-обучение, чтобы стать более совершенными.

Маркетинг тоже использует потребность общества в самосовершенствовании, мотивирующие цитаты печатаются на этикетках продуктов, наносятся на одежду. Очевидно, что человек, поглощающий такое количество информации, почувствует стыд, если признается, что по вечерам просто смотрит телевизор или играет в онлайн-игры. Давайте рассмотрим виды потребностей в саморазвитии.

Саморазвитие как следствие естественных потребностей человека

Естественные потребности человека являются основой его желаний. Приведем элементарный пример – необходимость в утолении жажды. Если организму недостаточно воды, индивид наливает ее в стакан и выпивает, мозг подает сигнал о том, что желание удовлетворено.

Увы, закрыть нужды не так легко, часто индивидууму просто не хватает ресурсов: знаний, умений, денег. Например, если хочется работать за границей, надо в совершенстве знать язык, появилось желание укрепить здоровье – следует изучить основы правильного питания. Получение многих навыков дает человеку ощущение радости и способствует достижению поставленных целей.

Саморазвитие как внешняя установка, навязанная социумом

Здесь дело обстоит по-другому. Человек знает, что он должен развиваться, но не совсем понимает, почему. Ежедневно эту идею навязывает окружение. С детства он слышит: «Ты должен хорошо учиться», «Ты должен поступить в институт», «Нужно найти престижную работу». Такие заимствованные правила, трафареты, схемы называются интроектами. Нередко индивид, находящийся в поиске себя, следует общепринятым установкам по простой причине: он просто еще не понял, как именно он сам хочет жить.

Такую ситуацию уместно сравнивать с белкой в колесе. Личность находится в постоянном движении, только вот по замкнутому кругу. На самом деле индивид просто топчется на месте. Установки, навязанные социумом, не имеют ничего общего с реальными потребностями индивидуума. Он гонится за саморазвитием, но не удовлетворяет истинных желаний, в то время когда окружающие кажутся успешными и самодостаточными.

Читать статью  Сущность и особенности самоуправления личности Казанская Лариса Анатольевна

Конечно, в такой обстановке его будет преследовать ощущение, что он недостаточно хорош. Человек начнет еще быстрее бежать по замкнутому кругу, а стоит всего лишь задуматься, в правильном ли направлении он движется.

Истинные и мнимые потребности в саморазвитии

Саморазвитие как невроз

Психолог Карен Хорни в книге «Невроз и личностный рост» представила описание концепции невротических потребностей, которых, по ее мнению, всего 10. В их число входит невротическая нужда в честолюбии, то есть личность стремится быть лучше других в выбранной сфере деятельности, жаждет всеобщего признания. Такое поведение мотивирует на постоянное усовершенствование методов реализации своих желаний. Процесс саморазвития непрерывный, человек просто не может остановиться.

Врезка турбо топ-3

Саморазвитие как бегство от себя

Вы знаете, что такое прокрастинация? Этот термин означает, что человек оставляет решение значимых задач на потом, а сам же выполняет действия, которые не вызывают сильного напряжения.

Примерно так же происходит и саморазвитие, сопровождающееся бегством от себя самого. Индивиду на пути встречаются различные трудности, решение которых откладывается в долгий ящик. Сам же он находит себе другие занятия, более простые. К примеру, увлекается творчеством. Отметим, что многие люди придерживаются мнения, что потребность в духовном саморазвитии относится к естественным желаниям, и в этом состоит истина.

Показатели наличия потребности в саморазвитии

Выше мы привели примеры потребностей в саморазвитии. А сейчас давайте разберем, как понять, что ваши желания являются актуальными. Итак, первое, что нужно сделать, – осознать необходимость в переменах. В этом поможет критическая оценка самого себя, своего состояния и своей жизни.

Психологи считают, что есть показатели, указывающие на то, что вам пора что-то менять:

«Искажение» мира. Периодически человеку кажется, что с этим миром что-то не так, люди выполняют странные и бессмысленные действия, а происходящие события – это что-то вообще из ряда вон выходящее. Чаще всего такие мысли посещают индивидов, в сознании которых произошли какие-либо нездоровые изменения. Психологи связывают это с неудовлетворенностью собственной жизнью, постоянным выполнением рутинных задач, тоской или бездействием. Это важный тревожный звонок, который «кричит» о необходимости перемен. Пока вы не начнете менять свою жизнь, ситуация не станет лучше.

Ощущение деградации и застоя. Иногда мы выполняем такие действия, которые еще буквально вчера казались для нас недопустимыми. Также нам периодически кажется, что жизнь потеряла смысл, ведь мы не вносим в нее существенного вклада, а значит, просто топчемся на одном и том же месте. Еще один важный признак – осознание отсутствия цели и желания что-либо изменить. Мы просто погружаемся в бытовые мелочи. Если для вас это актуально, то пора меняться.

Показатели наличия потребности в саморазвитии

Тревожные чувства. Очень часто тревога не имеет никаких предпосылок, но человеку продолжает казаться, что вот-вот произойдет что-то плохое. Проблемы еще не возникли, а он уже переживает, что они приведут к тяжелым последствиям. В ряде случаев изменения в жизни избавляют от этого чувства, но если у вас не получается справиться самостоятельно, есть смысл обратиться к психологу.

Прокрастинация. Повторим, что термин означает постоянное откладывание важных дел в долгий ящик. С одной стороны, кажется, что в этом нет ничего страшного, но, посудите сами, будет ли вам комфортно с психологической точки зрения с такой кучей нерешенных проблем. Решая поставленные задачи, вы развиваетесь, поэтому следует поставить цели, которые будут вас мотивировать.

Появление вредных привычек. Причем это не всегда только употребление табака, алкоголя и запрещенных веществ. Кусание губ и ногтей, залипание в Интернете тоже относятся к ним. Обычно они развиваются от избытка свободного времени. Так, почему бы не потратить его на саморазвитие?

Показатели наличия потребности в саморазвитии

Конечно, осознание того, что пора что-то менять, приходит не сразу. Часто наш мозг сам строит препятствия и говорит: «Это скоро пройдет». Если вышеприведенные чувства возникают редко, к примеру, раз в год, то это действительно быстро закончится, вы вернетесь к полноценной жизни. Но когда такие ощущения носят постоянный характер, медлить нельзя ни минуты.

Если хотите изменить жизнь в лучшую сторону, придется постараться. Впереди очень много работы. Но оно того стоит: результат не заставит себя долго ждать, ведь вы удовлетворите свою потребность в саморазвитии.

Как удовлетворить потребность в самореализации

Что такое самореализация

Потребность в самореализации заложена природой. Самореализация — это осознание себя, своих талантов и положительных сторон, применение полученной информации. Стремление к самовыражению заставляет людей искать место в обществе, эффективным образом используя свои способности. Если человеку удается это сделать, он получает полное удовлетворение от жизни.

Что такое самореализация

Самореализация — это действия по развитию природных способностей. И не важно, полезны ли они или антисоциальны.

Потребность в самореализации

Самореализация

Под потребностью в самореализации понимают желание индивида найти место в обществе, раскрыть личные качества, применить знания и навыки, осуществить замыслы. Он хочет быть лучше других, получить удовлетворение от достигнутого. Потребность в самореализации самая сильная из тех, что есть у человека.

Основу самореализации составляет признание и самоутверждение. Человеку важно показать все, что он умеет, и получить за это одобрение. Ему необходима обратная связь от людей, с которыми приходится сталкиваться.

Оценить утоление потребности в самореализации можно по достижениям. Наглядный пример – врач. Его квалификацию доказывают уже здоровые пациент. Важной считается не поддержка коллег, а оценка тех, кому была дана помощь.

Если человек сумеет развить свои способности и найти им нужное применение, общество признает его как состоявшуюся личность.

Потребности низшего уровня

Желания человека имеют строгую иерархию. Ее основу составляют потребности низшего уровня. И пока их не удовлетворить полностью или частично, перейти на более высокий уровень не получится.

На низшем уровне находится удовлетворение физиологических потребностей: голода, жажды, сексуального желания, обретение крова. Человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, иметь нужное количество силы, здоровья и других важных ресурсов. На этом уровне люди создают семью, стараются спрогнозировать будущее, составляют планы и пробуют их придерживаться.

Социальные потребности тоже относятся к низшему уровню. При их удовлетворении возникает чувство сопричастности к социуму или принадлежности к отдельной группе людей. Затем идет желание получить уважение, признание, самоутвердиться среди того класса, мнение которого для индивида важно.

Если потребности, возникшие на низшем уровне, были удовлетворены хотя бы частично, возникают желания более высокого, духовного уровня. К ним относится и самореализация.

Потребности высшего уровня

Реализация потребностей

Для их удовлетворения нужно развиваться. Развитие возможно только при стабильной ситуации. Если она резко меняется, то и потребности претерпевают изменения. Работник, который рискует потерять место, перестает беспокоиться о социальных наградах в виде уважения или высокой оценки руководства. Для него становится менее важным раскрытие собственных возможностей в деятельности. Он заботится о сохранении рабочего места. Также оно может переключиться на физиологические нужды.

Если же работник не видит угрозы, он активно включается в деятельность, применяет все свои способности и знания.

Человек не может почувствовать полного удовлетворения своих потребностей. Одно желание сменяется другим. Поскольку основой являются нужды низшего уровня, их необходимо удовлетворять постоянно.

Условия самореализации

Процесс удовлетворения потребности в самореализации может быть запущен только в случае, если имеется ряд необходимых факторов, влияющих на него. Важными являются воспитание и культура человека. Сильное воздействие исходит со стороны общества или отдельной социальной группы, в которой находится индивид. Под влиянием, которое испытывает ребенок, формируются важные черты характера, выделяются жизненные принципы, культура поведения и мотивация.

Удастся ли человеку достичь самореализации, зависит от того, какие стереотипы господствуют в обществе, каких традиций оно придерживается. Например, большим препятствием в реализации потенциала женщины составляют гендерные стереотипы.

Другой аспект, влияющий на потребность в самореализации, — личностные особенности. Для достижения целей нужны ответственность и решительность. Не помешает гибкое мышление и адекватное восприятие реальности.

Врожденные качества, задатки имеют такое же значение, что и приобретенные. Сюда относятся уверенность в себе, инициативность, энергичность, трудолюбие.

Возможность самореализации

Возможности самореализации

Утолить потребность в самореализации и самовыражении можно сразу в нескольких областях. Например, успехи в карьерном росте нередко сопровождаются наличием интересных увлечений или же крепкими семейными отношениями.

При любой деятельности нужно ставить цели и составлять стратегию. Она бывает 3 типов:

  1. Первый тип — это стратегия жизненного успеха. Его основа — стремление создать комфортные условия жизни.
  2. Второй тип — это стратегия успешности, которая сопровождается желанием продвигаться по карьерной лестнице.
  3. Третий тип — стратегия самовыражения, которая сопряжена с потребностью развить свое творческое начало и применить его в некоторых видах деятельности.

Возможности для удовлетворения потребности в самореализации у всех разные. Многое определяется средой. Например, человек, живущий в период кризиса, борется за существование, поэтому выбирает первый тип стратегии. В социуме, где налажена рыночная экономика, люди выбирают второй тип.

Процесс самореализации личности

Успех самовыражения во многом обеспечивает саморазвитие. Потребность в самореализации неотделима от духовно-практического процесса. Так, учитель должен находиться в непрерывном нравственно развитии, которое обеспечивает постоянное улучшение его навыков. Саморазвитие предполагает изменение индивида, при котором имеющееся «Я» стремится к «Я» совершенному.

Для этого людям следует ставить цели, прислушиваться к желаниям, оценивать свои действия с точки зрения окружающих. Если пренебрегать интересами социума, не пытаться придать действиям социальную направленность, личность будет испытывать деструктивное воздействие.

В ходе удовлетворения потребности в самореализации личность может оказаться на разных уровнях:

  1. Агрессивное непринятие того вида деятельности, что она осуществляет. Индивиду не нравится то, чем он должен заниматься, но он вынужден это делать.
  2. Желание уклониться от работы. При таком подходе люди выбирают другую профессию.
  3. Пассивное восприятие. Работа выполняется по шаблону или модели.
  4. Стремление улучшить некоторые элементы работы.
  5. Желание максимально использовать умения и навыки. Этот уровень часто называют творческим или изобретательным.

Самосовершенствование

Имеется и другая классификации,. Согласно ей, человек находится на низком или среднем уровне удовлетворения потребности в самореализации. В первом случае он пассивно выполняет предложенную работу, во втором — пытается проявить себя как личность. Средний уровень и уровень предполагает личностный рост. При высоком человек считает работу смыслом жизни.

Способы удовлетворения потребности в самореализации

Заложенная природой потребность в самореализации заставляет индивида искать наиболее подходящие способы ее утоления. Понять себя можно, если находиться в непрерывном взаимодействии с окружающими.

Необходимо стремиться к осознанию себя, раскрытию собственного потенциала, определению слабых и сильных сторон, стараясь укреплять последние. Все это приведет к принятию личности, ее полному раскрытию и развитию.

На выбор профессии должны влиять личные взгляды. Мнение общества здесь ни к чему. Хотя нередко люди занимаются той работой, которая приносит больший доход, но не дает удовлетворения в духовном плане.

Утолить потребность в самореализации можно, если ставить перед собой цели, которые определяются внутренним желанием заниматься тем, что нравится. Если индивид понимает, что любые преграды и препятствия в процессе его работы преодолимы, он находится в близости от реализации себя как личности. Ошибки — незаменимая часть опыта, они способствуют росту.

Цели самореализации

В каждом возрастном периоде индивид может ставить перед собой разные задачи на пути к удовлетворению потребности в самореализации. Так, в детстве он раскрывает свои умственные и духовные способности, ищет себя, учится общаться с окружающими. На юность приходится выбор сферы деятельности, продолжается развитие, человек пытается устроить личную жизнь.

На период зрелости приходится самоутверждение в сфере деятельности и отношениях. Однако есть процессы, продолжающиеся всю жизнь.

Удовлетворение потребности в самореализации нужно, чтобы получать радость от развития и связанных с ним изменений. Самовыражение — путь к обретению счастья. Его игнорирование лишит вас счастливой жизни и положительных эмоций.

Проблема самореализации

Существует целый ряд проблем, препятствующих утолению потребности в самореализации. Первая – несовпадение желаний и реальности. Например, молодой человек выбирает работу с высокой зарплатой, а не ту, что ему нравится.

Другая проблема состоит в том, что часто люди не прислушиваются к собственным желаниям, не стремятся анализировать свои чувства. Они избегают усилий, которые необходимы для саморазвития.

Проблемы самореализации

Стереотипы тоже негативно влияют на потребность в самореализации. Сюда же относятся тяжелые экономические условия. Они препятствуют выходу на более высокий уровень удовлетворения желаний.

Рассмотрим теории потребностей

Существует несколько теорий потребностей.

Теория иерархического построения потребностей Маслоу

пирамида потребностей маслоу

Маслоу предполагал, что каждая потребность удовлетворяется в некоторой степени. Он предложил такой расклад:

  • физиологические — 80-85%;
  • безопасность и чувство защищенности — 70-75%;
  • любовь и ощущение принадлежности — 45-55%;
  • самоуважение — 40-45%;
  • самореализация — 10%.

Схема условна и при индивидуальном подходе меняется. Так, существуют люди, для которых потребность в самореализации и самоуважении более ценна, чем чувство любви.

Маслоу утверждал, что поступками людей не всегда управляет экономический интерес, но часто мотивы их действий обусловлены такими нуждами, которые невозможно удовлетворить деньгами.

Теория мотивации труда по Альдерферу

Альдерфер выделяет потребность в самореализации, необходимость социальных связей и желание роста. Согласно его идеям, чем меньше удовлетворены у индивида нужды существования, тем сильнее они проявляются. Применяя эти принципы, Альдерфер предлагал формировать мотивацию работников. При удовлетворении социальных потребностей следует поддержать потребностям роста. Если же они выражены слабо, стоит сделать наоборот.

Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора

Мак-Грегор выделил 2 подхода в управлении, условно назвав их «Теория X» и «Теория Y». Первый стиль руководства предполагает авторитарность руководителя, жесткий контроль работы сотрудников. В основе второго подхода лежит демократичность, ряд полномочий передается работникам, идет работа над улучшением отношений в коллективе, учитывается мотивация людей, их особенности.

Выбрать подход поможет изучение личности каждого человека. Только так возможно удовлетворение потребности в самореализации всех сотрудников.

Теория двух факторов Фредерика Герцберга

По теории Герцберга, на мотивацию сотрудников влияет гигиенический фактор или совокупность условий, при которых работник не получает удовлетворения. Часто это обусловлено политикой компании, отношениями с руководством, условиями труда и его оплатой.

Читать статью  Что такое думскроллинг и как с ним бороться?

Другой фактор был назван «мотиватором». Благодаря такому подходу у сотрудников повышается мотивация к труду, они получают удовлетворение потребности в самореализации. Это происходит вследствие возможности продвижения по службе, личностного роста, признания со стороны коллег и руководства, хорошей оплаты.

Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера

Описать модель Портера-Лоулера можно следующим образом: чтобы получить результаты в работе и вознаграждение за них, нужно прилагать усилия. Последние определяются способностями, знаниями, опытом, уровнем квалификации. Чем выше оплата, тем больше приложено усилий. Значение имеет и осознание человеком своей роли в рабочем процессе.

Ученые пришли к выводу, что результативный труд утолит потребность в самореализации. Ранее считалось, что результат зависит от того, доволен ли человек изначально. Теория Портера и Лоулера помогла в исследовании мотивации человека.

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда

Мак-Клелланд выделял потребности достижения, соучастия и желание в обретении власти. Сочетание этих желаний определяет мотивацию работника. Если знать, чем руководствуется сотрудник, можно эффективнее его использовать, предлагая задачи, решение которых ему подойдет. Так получится улучшить рабочий процесс. Сотрудники же получат возможность удовлетворения потребность в самореализации.

Удовлетворение потребности в творческой самореализации

Творческая самореализация

Творчество – это работа по созданию чего-то нового. В ходе творческого процесса индивиду удается наиболее полно утолить потребность в самовыражении, применить все способности, которые ему присущи. А социально важный результат приведет к самореализации.

Для творчества не важен приобретенный навык. Нужно научиться решать проблемы с творческим подходом.

Творчество — это не умение слагать стихи или писать картины, а выражение особенностей личности, исходя из ее неповторимых черт, характеристик и качеств. Творчество лежит в основе самовыражения, способствуя становлению личностных взглядов на мир.

Удовлетворение потребности самореализации в профессии

Личностное самовыражение сегодня играет важную роль. К человеку предъявляются высокие требования по двум причинам:

  1. Конкуренция на рынке труда.
  2. Сложные жизненные обстоятельства.

Утоление потребности в самореализации выражается внешне и внутренне. Внешнее проявление предполагает достижения, например, получение повышения, прибавки к заработной плате, уважение коллег. Внутренняя самореализация – это развитие полезных качеств, получение знаний и повышение мастерства.

Для этого вида самореализации характерны непрерывность, творческий подход, постановка и достижение целей. Сюда можно добавить раскрытие личностного потенциала, признание со стороны людей, занимающихся похожим видом деятельности и другими делами.

На самореализацию в профессии сильно влияют личностные черты, например, гибкость мышления и поведения, способность к организации, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

Самоопределение и утоление потребности в самореализации

Самореализация возможна при самоопределении, которое предполагает анализ способностей, желаний, наклонностей. Важным моментом выступает выбор профессии, часто приводящий к разрыву между индивидуальными и общественными интересами. Определить предпочтения помогают профориентация и консультации. Последние выявляют предпочтения и поддерживают человека в случае, если он встречает препятствие со стороны социума или группы людей.

Вы достигнете полного удовлетворения потребности в самореализации, выбрав для себя интересную деятельность.

Самореализация личности

Внутренняя удовлетворенность

Самореализация личности ведется в двух направлениях: выбранной сфере деятельности и в семейной жизни. При этом важно учитывать, что критерием успеха является степень внутренней гармонии человека, а не оценка его достижений со стороны общества. Этот вид самовыражения очень важен, так как приводит к духовному росту, развитию важных качеств.

Возможной она становится тогда, когда человек осознает свои желания.

Потребность в общественной самореализации

Человек зависим от общества, поэтому в ходе утоления потребности в самореализации ему необходимо создать доверительные отношение с окружающими. Для этого нужны общительность, ответственность, эмпатия, инициативность, нравственность.

Не нужно путать социальный успех с социальной самореализацией. Первый не всегда приносит удовлетворение, но часто становится способом самоутвердиться. Самореализация же дает ощущение счастья.

Самореализация в жизни

Потребность в жизненной самореализации не измеряется количеством заработанных денег или популярностью в обществе. Самовыражение характеризуется раскрытием собственного потенциала и ощущением счастья, которое возникает в ходе работы над собой.

Есть много способов удовлетворения потребности в самореализации. Можно работать сразу в нескольких сферах жизни. Например, пытается раскрыть свои таланты, но одновременно создать крепкие семейные отношения, улучшает связи с окружающими, получает удовольствие от работы.

Всю жизнь мы ищем способы удовлетворения потребности в самореализации и самовыражении. Это помогает развиваться и расти.

Заключение

Утоление потребности в самореализации помогает прожить интересную жизнь. Нельзя сказать однозначно, как это лучше сделать. Найдите свой способ самовыражения и развития.

Самореализация

самореализация фото

Самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме. Согласно учения Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» самореализация представляет собой наивысшую потребность личности. Индивиду просто жизненно необходимо предопределить и осознать свое персональное место в обществе, жизни, эффективно использовать собственные заложенные природой задатки, проявить собственную личность по максимуму в действительном мире ради того чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.

Самореализация личности

Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.

Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.

Существует множество методов, способствующих самореализации, но наибольшее применение получило несколько из них.

Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.

Личность представляет одновременно и объект, и субъект социальной взаимосвязи. Поэтому в ходе личностной социализации огромным значением обладает активная позиция самой личности, ее склонность к определенной деятельности, общая стратегия поведения. Целеустремленная деятельная личность, стремящаяся к наиболее эффективной самореализации, чаще всего, добивается большего успеха в жизни, нежели индивидуум, шагающий на поводу у происходящих обстоятельств.

Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.

Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др. Все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгосрочную перспективу. Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.

Первый тип — это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.

Второй тип — это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.

Третий тип — это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.

Выбор жизненной стратегии может иметь зависимость от нескольких факторов:

  • объективных общественных условий, которые социум может предложить индивидууму для его самореализации;
  • принадлежности личности к определенному социальному единству, этносу, социальному слою;
  • социально-психологических характеристик самой личности.

Например, в традиционном или кризисном социуме, в котором актуальной является проблема выживания, большинство его членов вынуждены выбирать стратегию жизненного благополучия. А в социуме со сформированными рыночными отношениями более популярной будет стратегия жизненного успеха.

Стремление к самореализации, свойственное каждому индивиду, по сути представляет собой отражение более базовой потребности – стремление к самоутверждению, которое выражается, в свой черед, в движении «Я» реального к «Я» идеальному.

Самореализация личности зависит от ряда факторов. Факторы самореализации могут быть единичными и всеобщими, воздействующими на выработку в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути.

Творческая самореализация

Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.

Творчество — это неизменный атрибут деятельности индивида. Оно подразумевает под собой исторически сложившуюся эволюционную форму активности субъектов, которая выражается в различной деятельности и ведет к формированию личности. Базисным критерием духовно развитой личности считается ее овладение полным процессом творчества.

Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.

Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.

Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход.

Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.

В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.

Творческая самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала субъекта и выработки у него рефлексивного отношения к собственной личности. Любой вид творчества — это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно приобретают новые знания и приемы деятельности. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность у индивида происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного отношения. Индивид достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть.

Профессиональная самореализация

Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.

Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.

Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.

В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:

  • сознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
  • осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
  • осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
  • осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
  • понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе.

По степени развитости перечисленных характеристик следует судить об уровне реализованности индивида в профессии.

Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.

Читать статью  Педагогические условия саморазвития личности учащегося гимназии Лапицкий Олег Иванович

Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности.

Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии.

Социальная самореализация

Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.

Социальная самореализация имеет взаимосвязь с осуществлением гуманитарной функции, общественно-хозяйственной роли, общественно-политического и общественно-педагогического предназначения или любой другой общественно-значимой деятельностью. А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.

Самореализация в жизни непосредственно имеет связь со способностью индивида к эмпатии, проявлению сочувствия, чувства сострадания и с целеустремленностью в качестве уверенности в собственных способностях к достижению результатов. Социальная самореализация у индивида будет выше в том случае, когда у личности будут ярче выражены такие качества, как ответственность в качестве умения индивида брать ответственность за свои деяния на себя, уверенность в собственных потенциях и силах, готовность принять в качестве основы своих действий религиозные нравственные ориентиры.

Стремление к самореализации определяется позицией «Я для других», которая переживается субъектом в качестве актуального или прогнозируемого отношения остальных к тому, каким образом он воплощает в жизнь при их участии или в их присутствии свою индивидуальность, осознающую им как выражение самости.

Социальная самореализация еще не означает социальную успешность, выраженную в карьерном росте, высокой зарплате, мелькании в СМИ. Если личность устремлена к социальному успеху, то она в жизни больше сможет сделать, в частности и для людей. Если личность устремлена к социальной самореализации, она гораздо в жизни довольна и счастлива. Однако не следует противопоставлять социальную успешность и самореализацию – вполне осуществимо сочетать жизненную успешность и ощущать себя счастливым человеком.

Условия самореализации личности

Главными общекультурными условиями, способствующими личностной самореализации, являются две направляющих: воспитание и образование. Вдобавок к этому каждая социальная общность отрабатывает свою собственную специфику воспитательных процессов, присущих ему, которые вкладывают в сознание индивида именно те объединяющие чувства, шаблоны поведения и эталоны мировосприятия, нормы тождественности и солидарности, наиболее актуальные на данной исторической ступени развития культуры. Большим значением, в условиях массовой информационной культуры обладают традиции, принятые в социуме. Собственно они передают ценностные и нравственные ориентиры. Все это демонстрирует то, что на ход воспитательного процесса воздействуют и такие определенные инструменты культуры, как постижение традиций, копирование ребенком взрослых и др.

Потребность в самореализации имеет свои особенности и условия удовлетворения. Специфика заключается в том, что при ее удовлетворении в единичных видах деятельности, например, в написании романа или создании художественного произведения индивид никогда не сможет удовлетворить ее полноценно. При удовлетворении своей базовой потребности в личностной самореализации в разнообразной деятельности, субъект преследует собственные жизненные цели и установки, находит собственное место в системе социальных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому было бы глупо выстраивать единый шаблон самореализации вообще. Так как самореализация «вообще» не может существовать. Определенные формы, способы, типы, виды самореализации различны у разных индивидов. В многообразности потребности в самореализации обнаруживается и приобретает развитие насыщенная человеческая индивидуальность. Именно поэтому, когда говорят о всесторонне развитой и гармоничной личности, то делают акцент не только на полноте и богатстве её способностей и задатков, но и на многообразии, содержательности потребностей, в удовлетворении которых воплощается в жизнь исчерпывающая самореализация человека.

Цели самореализации

Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.

Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.

В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.

Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:

  • потребность в признании в коллективе;
  • в развитии интеллекта;
  • стремление обзавестись семьей;
  • стремление достичь успешности в спорте или стать физически развитым;
  • потребность в элитной профессии, карьерном росте и работе с высоким заработком;
  • стремление постоянно совершенствовать себя;
  • стремление к социальному статусу.

Процесс самореализации

Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие. Так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса. Так, например, самореализация педагога предполагает устойчивое нравственное самосовершенствование, устремленность к постоянному творческому саморазвитию. Саморазвитие заключается в трансформации индивида самого себя в направлении к собственному «Я»-идеальному, появляющемуся под воздействием внешних факторов и внутренних причин.

Личностное саморазвитие связано с жизнедеятельностью индивида, в пределах которой оно реализуется. Именно поэтому уже с возраста дошкольника, с того момента, как ребенок выделил персональное «Я», он становится субъектом своей жизнедеятельности, так как начинает выстраивать цели, слушаться собственных желаний и повиноваться стремлениям, но при этом, учитывая требования других. Такие побуждения обязательно должны приобретать социальную направленность, иначе они будут деструктивно воздействовать на формирование личности.

В процессах самосовершенствования выделяют уровни самореализации личности:

  • агрессивное непринятие осуществляемой деятельности, т.е. индивиду не хочется заниматься данным видом деятельности, но приходится;
  • устремленность к мирному уклонению от трудовой деятельности, т.е. индивид выбирает другую профессию;
  • выполнение трудовой деятельности проистекает по шаблону или в соответствии с определенной моделью, данный уровень носит название пассивный;
  • устремленность индивида совершенствовать собственные отдельные элементы осуществляемой работы;
  • устремленность индивида совершенствовать свою реализуемую работу или в целом деятельность, данный уровень именуется творческим или изобретательным.

Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации: низкий или примитивно-исполнительский, средне низкий или индивидуально-исполнительский, средне высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста, высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни. Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды. Это выражается в наличии у каждого из уровней разнообразной психологической природы. Так, например, гендерные различия на несходных уровнях имеют разную степень выраженности (в максимальной степени – на низких уровнях, в минимальной – на высоких уровнях личностной самореализации в основных областях жизнедеятельности).

Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» всего своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и самосовершенствования личности на протяжении жизненного пути индивида.

Проблемы самореализации

К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.

В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.

Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.

После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.

Способы самореализации

Каждый интеллектуально развитый и духовно думающий индивид задается вопросом о способах личностной самореализации. Подобный вопрос зарождается в сознании субъекта вследствие того, что он устремлен к удовлетворению потребностей, желаний, к ощущению счастья. Если не ставить перед собой вопросы о способах самореализации, о личностном росте, то индивид проживёт жизнь впустую, удовлетворяя лишь низменные потребности. Это нельзя будет даже назвать жизнью, ведь жизнь без саморазвития и реализации будет всего лишь существованием. Счастье открывается перед индивидом только при условии, что он реализовывает себя, открывает смысл бытия для себя, живёт по призванию.

С целью осознания способов самореализации и понимания, каким именно образом, в какой сфере индивид сможет себя раскрыть, в первую очередь, и реализовать, следует постигнуть себя. Понять себя возможно только посредством взаимодействия с окружающими людьми и в деятельности. Осознавая себя, открывая собственные таланты, постигая все свои сильные аспекты и учитывая свои слабые стороны, следует принять собственную личность и полюбить ее такой, какой она является в действительности. Неизбежным шагом на пути к личностной самореализации будет являться напряженная работа над собственной личностью и своими душевными позитивными качествами, талантами, задатками, способностями, которые непременно необходимо развивать. Для самореализации необходимо выработать ценностные ориентиры в жизни, доминирующие аспекты и второстепенные категории. Следует определить сферу профессиональной деятельности по душе, а не ради социального статуса или огромной заработной платы. Выбор профессии по душе должен являться для личности доминирующим аспектом, а заработок – второстепенной категорией. Основополагающим этапом в ходе реализации своих потенций является постановка стратегической цели. Следующим этапом будет развитие через действия веры в себя и реализация назначенной цели. Ключевым в достижении цели считается преданность своей мечте, устремленность вперед при достижении результата. Для самореализации индивиду необходимо выработать в себе или обладать сильным желанием и потребностью заниматься любимым делом. Если в голове индивида будет царить мысль, что он, несмотря на трудности и преграды, неизменно будет следовать своему любимому делу, то можно считать, что личность уже совсем рядом с самореализацией. Не нужно бояться ошибок, ведь в них рождается опыт, однако не следует совершать подобные ошибки, они только расходуют время и силы. В этом заключается формула личностного роста.

Кроме перечисленных выше способов личностной самореализации сегодня существует множество других. Ведь к собственной самореализации каждый индивид идет своей персональной дорогой, согласно собственным внутренним ощущениям. Страстное желание заниматься приносящим удовольствие видом деятельности и неуклончивая устремленность к поставленной цели, будут являться подсказками в выборе собственного способа самореализации.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник https://hug.ru/blog/potrebnost-v-samorazvitii/

Источник https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samopoznanie/potrebnost-v-samorealizacii

Источник https://psihomed.com/samorealizatsiya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: