Программа саморазвития

Содержание статьи

Программа саморазвития

Программа саморазвития Выполнила: Гусева Анна, студентка 1 курса ЕИ КФУ Психо.

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 54.529 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс профессиональной переподготовки

Безопасность технологических процессов и производств

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 54.529 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

  • Сейчас обучается 82 человека из 36 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Противопожарная профилактика в строительстве

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 54.529 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

«Как приручить маленького командира (инструкция для родителей)»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Программа саморазвития Выполнила: Гусева Анна, студентка 1 курса ЕИ КФУ Психо.

Выполнила:
Гусева Анна, студентка 1 курса ЕИ КФУ
Психолого- педагогического факультета

Что является основным инструментом формирования образа Я?

Что является основным инструментом формирования образа Я?

1 этап - самопознание и самооценка. Для выявления общей самооценки может быть.

1 этап — самопознание и самооценка. Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности. Психологи отмечают два приема формирования самооценки. 1. Соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом. 2. Социальное сравнение сопоставление мнений о себе окружающих. При использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, не может удовлетворить и второй прием. Основной способ формирования самооценки педагога – соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя. Идеал – высшее совершенство, нечто совершенное в той или иной области, конечная цель стремлений ( В. А. Сластенин ).

Анализ полученных данных приводит нас к необходимости самопринятия. Качества личности и профессиональные умения. Уровень развития. Способы профессионального самовоспитания. Профессиональный идеал. Наличный уровень развития. Личностные качества. Профессиональные умения .
2 этап — Самостимулирование.

Самопринятие – это признание права на существование всех аспектов собственной.

Самопринятие – это признание права на существование всех аспектов собственной личности. Как сильные стороны, так и слабые, как положительные, так и отрицательные – все они имеют равное право на существование, функционирование, какие бы отрицательные эмоции и переживания эти слабые стороны у нас не вызывали. Чем в большей мере человек способен принимать себя, свои качества ( даже те, которые вызывают негативные эмоции ), тем в большей мере он является гармоничной личностью и в большей степени способен к поступательному саморазвитию.
Рассматривая самопринятие как механизм саморазвития важно обратить внимание на ряд вопросов : что человек в себе безусловно принимает, признает и к чему положительно относится ; что осознает в себе как негативное, порождающее отрицательные перемены ; что он в себе не осознает в силу того, что это неприемлемо и было вытеснено в бессознательное.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании. В педагогических воззрениях всех эпох особое значение придавалось роли самоопределения, самосовершенствования и саморазвития в становлении личности учителя. Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. В нем можно выделить четыре взаимосвязанных этапа : самопознание и самооценка, стимулирование, самопрограммирование, самовоздействие.

3 этап - самопрограммирование ( построение плана самовоспитания ) – это матер.

3 этап — самопрограммирование ( построение плана самовоспитания ) – это материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Способность к самопрогнозированию является одной из фундаментальных способностей человека. Она заключается в предвосхищении событий внешней и внутренней жизни, связанных с решением задач предстоящей деятельности и саморазвития. Обратимся к некоторым характеристикам самопрогнозирования как механизма саморазвития личности. К ним можно отнести следующие :

Содержание и направленность самопрогнозов могут быть рассмотрены с трех позиц.

Содержание и направленность самопрогнозов могут быть рассмотрены с трех позиций : ориентация на определенные события жизненного пути ( поступки, события внутренней жизни, среды ); направленность самопрогнозов на предвосхищение событий среды и себя в них, своих поступков, событий внутренней жизни ; самопрогнозы, связанные с представлением себя на разных этапах жизненного пути, на разных этапах овладения деятельностью, направленные на создание представлений о развитии своих качеств в будущем;
Определенность – неопределенность самопрогнозов. О данном параметре можно судить по четкости представлений или суждений личности о себе в будущем. При оценке степени определенности самопрогнозов важно проанализировать их аргументированность, доказательность, реалистичность ;
Устойчивость самопрогнозов определяется по частоте обращений личности к одному и тому же образу себя в будущем. Устойчивые самопрогнозы постепенно превращаются в перспективы развития личности ;
Временные характеристики самопрогнозов определяются психологическим возрастом как мерой реализованности психологического времени : в 18 лет можно сказать : « Мне уже 18, а я еще ничего не сделал », и в 50 лет можно утверждать : « Мне всего 50, у меня все еще впереди, поэтому могу не торопиться ».

С практической точки зрения вполне допустимо оперировать тремя группами самоп.

С практической точки зрения вполне допустимо оперировать тремя группами самопрогнозов : Ситуативные, например, каждый из нас прогнозирует свои действия на ближайшее будущее, исходя из своих возможностей и сложившейся ситуации ; Перспективные – прогнозируем свои достижения, результаты деятельности по истечении, например, года ; Жизненно – целевые – определяем и создаем далекие перспективы, связанные с постановкой и реализацией задач самосовершенствования и самореализации.

План саморазвития

Таким образом, самопрогнозирование дает возможность в своем пределе « увидеть.

Таким образом, самопрогнозирование дает возможность в своем пределе « увидеть » себя в будущем, вплоть до своих новых реакций в конкретных ситуациях, т. е. как бы заранее в воображении выстроить свою личность, к которой человек будет стремиться на протяжении определенного времени. Как же работают механизмы самопринятия и самопрогнозирования в паре, определяя линии, стратегии саморазвития ?

1 стратегия. Человек полностью понимает в себе собственную личность, достоинс.

1 стратегия. Человек полностью понимает в себе собственную личность, достоинства и недостатки, он не видит необходимости прогнозировать в себе какие — либо другие изменения, у него не возникают стремления быть лучше, совершеннее, ему даже утверждаться, по его мысли, нет необходимости. Это ведет к тому, что личность становится самодостаточной, но такая самодостаточность носит ложный характер и знаменует не развитие, а стагнацию личности : « Я хороший, у меня все хорошо, и я этим доволен, удовлетворен, далее развиваться не имеет смысла ».

2 стратегия определяется осознанной неудовлетворенностью какими - либо своими.

2 стратегия определяется осознанной неудовлетворенностью какими — либо своими качествами, характеристиками личности и поведения. Поэтому самопрогнозирование будет работать в сторону предвосхищения образа Я, избавившегося от недостатка.
3 стратегия заключается в том, что человек не всегда осознавая причины своего личностного дискомфорта ( скрытые от него в области бессознательного ), вместо того чтобы выстраивать психологически здоровую личность, способную брать на себя ответственность, в силу неумения и неведения начинает видеть себя в будущем полностью защищенной личностью путем наращивания все новых и новых психологических защит и защитного поведения. В результате создается впечатление того, что проблемы исчезли, ты стал другим, более совершенным. На самом же деле все обстоит иначе, а проблемы, личностные недостатки не изживаются, а усиливаются многократно.

Читать статью  Проблемы самовоспитания и самосовершенствования: апология развития

4 стратегия является неоптимальной и возникает тогда, когда личность подвержена установке : « Я плохой », « Я хуже других ». Здесь возникает тенденция не снизить уровень напряженности, а, наоборот, усилит его. Саморазвитие приобретает форму самоуничтожения и самобичевания, и человек от этого может испытывать удовлетворение : « Я плохой, так мне и надо ».

5 стратегия – оптимальная. Человек, принимая в себе и положительные, и отрица.

5 стратегия – оптимальная. Человек, принимая в себе и положительные, и отрицательные качества, ставит путем самопрогнозирования реальные задачи личностного роста и изменения, носящего постоянный и устойчивый характер. Не отрицая себя, он утверждается ; не разрушая себя, он самосовершенствуется ; принимая во внимание все обстоятельства своего жизненного пути, он полностью самореализуется, выстраивает такой свой образ, который на самом деле выражает не его видимость, а его истинную суть. Например, « Я тревожный, но тревожность помогает мне быстро ориентироваться в ситуациях. Я хочу быть уверенным – для этого буду ставить себя в особые ситуации, чтобы утвердиться в своей способности быть уверенным. Если мне этого не удастся, я не буду отчаиваться, так как знаю, что моя тревожность – это одновременно и мое достоинство ».

4 этап – самовоздействие, состоящее из 5 компонентов : 1. Самоинструкция. Сут.

4 этап – самовоздействие, состоящее из 5 компонентов : 1. Самоинструкция. Суть в том, что человек может сознательно регулировать свое педагогическое поведение, предусматривая свои действия в педагогической ситуации. 2. Самоконтроль и самоотчет. Сопровождает мысли или действия, которые происходят в настоящее время. При этом человек может вносить коррективы. 3. Самоубеждение – выдвигает доводы, взвешивает все « за » и « против », устанавливает истину, принимая ее в качестве руководящей идеи в своей жизни и деятельности. 4. Самопринуждение ( самоподчинение ) – волевое воздействие на себя. 5. Самовнушение – способ саморегуляции психических состояний посредством словесных воздействий.

Саморазвитие – процесс активного, последовательного позитивного качественного.

Саморазвитие – процесс активного, последовательного позитивного качественного изменения личности, которое является результатом не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития : Внешние ( требования и ожидания общества ) — основные, определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Внутренние источники – убеждения, чувство долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании поддерживается внутренними источниками.

Саморазвитие имеет двойной педагогический результат : те изменения, которые происходят в личностном и профессиональном росте. овладение педагогом самой способностью заниматься саморазвитием. Овладение этими действиями требует времени и определенных умений.

Исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития. Начальная стади.

Исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития. Начальная стадия овладения профессиональным саморазвитием : его цели и задачи неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще, которое появляется при воздействии внешних стимулов. Средства и способы саморазвития еще не вполне освоены.
Вторая стадия овладения саморазвитием : целеполагание становится более определенным и конкретным, цели и задачи касаются конкретных качеств личности педагога. Многое в процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств, рассудительность, самоинструкция самокритичность – существенные появления саморазвития на этой стадии.
Третья стадия саморазвития – педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. Содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляется легко. Все основные действия саморазвития осуществляются автоматически, непринужденно.

Таким образом, понимание и принятие педагогом самого себя является исходным т.

Таким образом, понимание и принятие педагогом самого себя является исходным толчком для его дальнейшего личностного и профессионального самосовершенствования.

ЛитератураСлабодчиков В. И., Исаев Е. И. психология развития человека [Текст].

Литература
Слабодчиков В. И., Исаев Е. И. психология развития человека [Текст]. – М.: 2000г.
Современный философский словарь/под ред. Кемерова В. Е. [Текст]. – Лондон.; 1998г.
Богданович Н. В. Субъект как категория отечественной психологии.: дис. канд. Псих. наук [Текст]. – М., 2004г.
Щукина об онтологическом статусе саморазвития личности //вопросы психологии № 4 [Текст]. – М., 2007г.
Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособ. Для студ. ср. пед. уч. заведений. – 2- е изд., [Текст]. – М.: Академия, 2004г.
Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития [Текст]. – М., 1995г.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 4 200 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Как полностью принять себя

самопринятие

Психология

Самопринятие может быть трудным, особенно когда мы сравниваем себя с другими. Но знание своих сильных сторон и удовлетворение своими недостатками имеет реальную пользу.

Самопринятие, любовь к себе и совершенствование. Звучит как отличная идея для укрепления наших навыков и привычек. Но на самом деле это может оказать на нас негативное влияние, если мы постоянно спрашиваем себя, что мы должны делать.

Часто наш внутренний критик делает вывод, что мы недостаточно хороши, и мы не принимаем себя такими, какие мы есть в данный момент. Это может быть проблемой, потому что одним из наиболее важных факторов, позволяющих быть счастливым и удовлетворенным жизнью, является принятие себя.

Что такое самопринятие?

Самопринятие это:

  • Осознание своих сильных и слабых сторон
  • Реалистичная оценка ваших талантов, способностей и ценности
  • Чувство удовлетворения собой, несмотря на недостатки и невзирая на прошлый выбор

К преимуществам самопринятия относятся:

  • Регуляция настроения
  • Уменьшение депрессивных симптомов, желание быть одобренным другими, страх неудачи и самокритики
  • Увеличение положительных эмоций, чувство свободы, автономии и самооценки

Как практиковать самопринятие?

Осознайте себя и установите намерение

Признайте свои мысли, чувства и боль, примите их и отделите себя от них. Затем установите намерение, что вы готовы принять себя во всех аспектах.

Отмечайте свои сильные стороны

И принимайте свои слабости. Размышляя о своих сильных сторонах, задайте себе несколько ключевых вопросов: какие черты всегда вызывают у вас комплименты? В каких областях работы вы преуспеваете? Каковы ваши уникальные таланты?

Составление списка своих сильных сторон и достижений и перечитывание их в свободное время — отличный способ попрактиковаться в самопринятии.

Кроме того, по возможности дополняйте список. Вместо того чтобы сосредотачиваться на неудачах или ошибках (что нормально), замените эту негативную мысль на позитивную о том, когда вы чего-то достигли.

Учитывайте окружающих вас людей

В распознавании положительного и отрицательного подкрепления и упражнении в чувстве общей человечности, например, с помощью медитации.

Создайте систему поддержки

Окружите себя людьми, которые принимают вас и верят в вас, и избегайте тех, кто этого не делает. Действительно, качественные отношения являются ключом к счастью и принятию себя. В знаменательном 75-летнем исследовании нескольких поколений Роберт Уолдингер измерил уровень счастья у людей из беднейших районов Бостона. Самыми радостными были те, у кого были качественные социальные связи.

Простите себя

Это может быть трудно победить, но научиться отходить от прошлых сожалений и признать, что вы были лучшим из возможных в тот момент — это ключевой шаг к принятию себя. В самом деле, даже если мы довольно хорошо научились прощать других, прощение себя кажется нам гораздо более трудным.

Итак, чтобы простить себя, нам сначала нужно признаться самим себе, что мы совершили ошибку. Возьмите на себя ответственность и признайте свою ошибку — затем постарайтесь сохранить то, что вы узнали из этого события, но отпустите все остальное. Постарайтесь оценить эти ошибки тем, чем они на самом деле являются: ступенькой на вашем жизненном пути. Кроме того, напомните себе, что ошибки и неудачи являются частью человеческого бытия. На самом деле, так мы учимся и растем.

Поймите, что принятие — это не покорность.

Принятие — это отпускание прошлого и вещей, которые мы не можем контролировать. Затем вы можете сосредоточиться на том, что вы можете контролировать, и расширить свои возможности.

Успокойте своего внутреннего критика

И перестаньте сравнивать себя с другими. Теодор Рузвельт однажды сказал: «Сравнение — вор радости», и сегодня это звучит вернее, чем когда-либо. Один из способов — избегать бесконечной прокрутки каналов социальных сетей и сравнения своей жизни с жизнью других. Помните, что люди склонны представлять и проецировать только положительные образы своей жизни — вы никогда не знаете, что люди чувствуют за кулисами.

Читать статью  Как вести дневник успеха: шаблоны и правила

Не горюйте об утрате несбыточной мечты

Возможно, вы оказались на работе, которая вам не нравится, в районе, в котором вы никогда не хотели жить, или в одиночестве, когда вы всегда мечтали обосноваться с партнером. Что бы это ни было, мы часто задаемся вопросом, за какие мечты стоит держаться и действительно ли пора их отпустить.

Одним из наиболее важных факторов, позволяющих быть счастливым и в целом чувствовать себя удовлетворенным своей жизнью, является принятие себя.

И когда приходит время отпустить, это не всегда легко. Для некоторых, отказ от планов может привести к свободе. Но для других нереализованных мечтаний может быть глубокое горе. В какой бы ситуации вы ни находились, поймите, что отказ от несбывшихся мечтаний не мешает вам мечтать о новых ситуациях и стремлениях к будущему! Примиритесь с тем, кто вы есть, с идеальным образом вашей юности или молодого себя, и хватайтесь за то, что будет дальше.

Совершайте благотворительные акции

Дайте другим через волонтерство и признайте, как вы можете помочь и изменить жизнь других людей. Польза доброты научно доказана, как умственная, так и физическая.

Поговорите со своим высшим Я

Внутренний голос, наполненный состраданием, сочувствием и любовью к другим и к себе.

Будьте добры к себе

Развивайте сострадание к себе, не осуждайте себя и не отождествляйте себя с саморазрушительными мыслями или поведением. Позаботьтесь о своем разуме и теле.

Продолжайте верить в себя

Используйте позитивный внутренний диалог. Путь к принятию себя может быть трудным и тернистым. Будут времена, когда текущие внешние обстоятельства, прошлый опыт и наше программирование сделают принятие себя трудным или невозможным.

Если это произойдет, нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за помощью — к близкому человеку или к профессионалу — когда все становится слишком тяжело. В конце концов, самый большой подарок, который вы можете себе сделать — это принятие себя.

По словам психолога Тары Брах: «Несовершенство — это не наша личная проблема — это естественная часть существования. Граница того, что мы можем принять — это граница нашей свободы».

Научившись практиковать самопринятие и любовь к себе, мы можем научиться жить со своими недостатками и быть по-настоящему свободными и счастливыми.

Что такое самоактуализация личности: примеры и критерии

Самоактуализация личности в психологии – это процесс по раскрытию потенциала человека, развитию его способностей и талантов, становлению его «Я». Потребность в самоактуализации расположена на высшем уровне в пирамиде А. Маслоу. Она заложена в каждом человеке, но в силу условий развития не все люди доходят до этого уровня. Общество влияет на самоактуализацию человека, но не определяет его личностное становление.

Что такое самоактуализация

самоактуализация личности

Что такое самоактуализация, каково ее определение в психологии? Самоактуализация – это процесс становления личности, ее психологическое развитие. В каждом человеке заложено стремление к максимальной реализации своих способностей, задатков, возможностей. Самоактуализация основана на внутренних мотивах человека. К понятию «самоактуализация» не относится пассивность. Самоактуализирующийся человек сам стремится освоить новые виды деятельности, у него всегда много планов и целей. Он не ждет, что мир предложит ему что-то, он сам ищет возможности.

Понятие самоактуализации тесно связано с понятием самореализации. Первое – это поиск ответа на вопрос «Кто я, каким я должен быть?». Второе – поиск ответа на вопрос «Что я делаю для того, чтобы быть тем, кем я должен быть?». В науке теория самоактуализации и самореализации человека тесно связана с гуманистической психологией. В ней понятие самоактуализации является ключевым. Термин ввел К. Гольдштейн, он же является автором теории. Однако кроме него проблему изучали К. Роджерс и А. Маслоу. И об их видении вопроса в психологии говорят чаще.

Концепции авторов несколько отличаются, например, Маслоу считал, что нужно развиваться активно, а Роджерс отдавал предпочтение медленной самоактуализации (подробнее о типах поговорим ниже). Однако в сути и специфике самоактуализации они сходились и полагали, что любой человек может добиться успеха в жизни, если начнет сам выбирать и направлять свою жизнь. Самоактуализация является вершиной в теории развития личности.

Сложность в том, что самоактуализация во многом зависит от окружающей среды развития. Какой тип среды содержит потенциал допущений благоприятного развития самоактуализации? Дружественная, развивающая среда, где есть теплые и доверительные отношения, где человека поддерживают и направляют, оказывают помощь. Крайне важно, чтобы с ранних лет человек оказался в такой среде, тогда процесс самоактуализации будет более простым и благоприятным.

Важно! Самоактуализирующийся человек чувствует себя гармоничной и цельной личностью. Он осознает свою ценность и значимость и ощущает, что приносит пользу обществу.

Теория самоактуализации Маслоу

Почему не все люди доходят до уровня самоактуализации? Все дело в пирамиде потребностей, которую определил Маслоу. Переход на новый уровень невозможен без удовлетворения потребностей предыдущего уровня. Рассмотрим кратко теорию самоактуализации по Маслоу.

Уровни пирамиды потребностей Маслоу

Уровни пирамиды потребностей:

Уровень (от низшего к высшему) Характеристика
Физиологический На этом уровне расположена потребность в еде и воде, сексе, сне, хорошем здоровье и т.п. В эту группу входит все то, без чего человек умрет, то, что помогает ему существовать как организму. Это уровень животного.
Потребности в безопасности В эту группу потребностей входит желание иметь удобное и постоянное жилье, стабильную работу, уверенность в завтрашнем дне. А также к этому уровню относится психологический комфорт, отсутствие стрессов и угроз для физического или психического здоровья, жизнь в стабильном обществе и т.п. Это уровень животного, плавно переходящего в социальное.
Социальный Потребность в уважении, принятии, семье, друзьях, общении, социальном взаимодействии. В широком смысле это можно определить как потребность в обществе. Это уровень социального.
Самооценки Потребность в самоуважении, самопринятии. На этом уровне человеку становится важнее, что он думает о себе, а не что думает о нем общество. Он хочет гордиться собой, стремится к комфорту и внутренней гармонии, любви к себе и тотальному самопринятию.
Самоактуализации Потребность в творческом самовыражении и социальной активности. На этом уровне человек старается объединить два предыдущих этапа, то есть он ищет баланс между личным и общественным, он учится быть собой в условиях социума. Ему все еще важна гармония с собой, но при этом он ищет такие способы самовыражения, которые будут приняты и оценены обществом, полезны ему.
  1. Жизнь «здесь и сейчас». Не каждый человек понимает, что происходит вокруг него и внутри него. Нужно учиться проживать и понимать каждую минуту.
  2. Всегда выбирать рост, то есть опыт и обучение чему-то новому. Это тесно связано со страхом неизвестности.
  3. Жить, а не существовать. Человек должен делать то, что ему нравится, и не делать то, что не нравится. Нельзя жертвовать своими интересами ради других людей.
  4. Быть честным с собой и другими, уметь нести ответственность.
  5. Доверять себе, своим порывам и чувствам, а не тому, что якобы принято в обществе.
  6. Постоянно развивать свои способности, превращать их в таланты.
  7. Перерождение. Пик переживаний, при котором человек меняет отношение к себе и другим людям.
  8. Выявление и устранение подсознательных защитных механизмов (проекция, вытеснение, рационализация и прочее), выработка осознанного поведения.

Важно! Согласно теории самоактуализации А. Маслоу, только тот человек, который достиг высшего уровня, считается гармоничной, здоровой, зрелой личностью.

Самоактуализация как процесс

Большинство людей достигают 3 или 4 уровня и останавливаются на этом. У них есть жилье, стабильная работа (правда, не всегда любимая), друзья и семья, хобби. Они плывут по течению и, вроде бы, довольны собой и своей жизнью. Казалось бы, все хорошо, но иногда накатывает тоска, а потом отпускает. Почему не получается выйти на новый уровень, что затрудняет процесс самоактуализации?

Читать статью  Самообразование самовоспитание как факторы самосовершенствования педагогического мастерства

А. Маслоу

Взять себя и свою жизнь в собственные руки действительно непросто. Однако инструкция уже есть, эти условия для самоактуализации выделил А. Маслоу:

  1. Осознанное и полное проживание любых событий. Нельзя уходить от проблем, подавлять негатив или делать вид, что ничего не случилось, если что-то вас не устраивает.
  2. Признание того, что у человека есть выбор, использование этой особенности. Каждый день в каждой сфере жизни мы делаем десятки выборов. Ничего не делать или плыть по течению, снова и снова откладывать что-то на завтра, терпеть – это тоже выбор. Но устраивает ли он вас на самом деле?
  3. Изменение отношения к ответственности. Выбор всегда связан с ответственностью. Многие люди предпочитают бездействовать из-за того, что боятся отвечать за свои поступки. Нужно осознать, что возможность нести ответственность за себя и других – это плюс, а не минус.
  4. Где есть ответственность и выбор, там есть свобода, независимость. Именно этого хочет человек, у которого вроде бы все хорошо, но иногда что-то гложет изнутри. На самом деле он не может мыслить и поступать свободно, он заперт в узких рамках. Это и делает его несчастным, сдерживает потенциал личности.
  5. Доверие к себе, любовь к себе, самопринятие. Не все люди готовы откровенно поговорить сами с собой, признаться в том, что им что-то не нравится в себе, что что-то влияет на них извне.
  6. Признание проблем (психологических, соматических, социальных и т.д.) и работа над ними.
  7. Беспрерывное творчество. Это не только рисование, пение или музыка. Творчество – это придумывание чего-то нового, оригинального. Для этого есть место в любой сфере жизни.

Важно! Чем больше у человека внутренних проблем, барьеров и чем сложнее было его детство, тем сложнее его самоактуализация.

Виды самоактуализации

Процесс становления и развития личности строго индивидуален. Однако можно классифицировать виды самоактуализации по тому, как она проявляется в трех критериях: глубине, гармоничности и активности.

Поверхностная и глубокая

Встречается чаще всего. При этом типе человек хаотично развивает все свои качества и способности, выбирает любые способы самовыражения, отказывается от критического оценивания своих поступков. Гордо заявляя «Я такой, какой я есть» человек демонстрирует как достоинства, так и недостатки, как хорошие черты личности, так и плохие.

При глубоком типе самоактуализации человек избирательно подходит к самовыражению, борется со своими недостатками и еще больше развивает сильные стороны личности. Он постоянно проводит рефлексию, оценивает и анализирует себя, свои поступки. Он старается раскрыть и развить такие качества, которые помогут не только стать счастливым, но и выстроить гармоничные отношения с обществом.

Гармоничная и проблемная

При гармоничном типе человек четко знает, куда движется, какие таланты и способности у него есть. Он радуется победам и учится на своих ошибках, воспринимая их как возможности для роста. Общество поддерживает его.

При проблемном типе человек не может определиться, кем и каким он хочет быть. Он не знает себя и не знает, каким его хочет видеть общество. Он хватается то за одно, то за другое. Часто разочаровывается в себе и конфликтует с обществом.

Активная и осторожная

Активная и осторожная вид самоактуализации

При активном типе человек стремится как можно скорее достичь всего задуманного. Из него так и хлещет энергия, своим энтузиазмом он заражает других. Такие люди не привыкли ждать, склонны рисковать.

«Тише едешь – дальше будешь» – девиз осторожной самоактуализации. Такие люди привыкли все тщательно просчитывать, продумывать, вырабатывать стратегии. Порой в итоге они обгоняют тех, кто выбрал активный путь.

Какой мотив самоактуализации

Мотив самовыражения. Если человек делает то, что не хочет делать, и не делает того, чего на самом деле требует его природа, то он будет несчастным. Эта сила, неудовлетворенная потребность, подавленные желания и способности заставляют его двигаться вперед, самоактуализироваться. Если от природы человек должен был стать музыкантом, но он пытается быть учителем, то он не будет удовлетворен своей жизнью. Это и есть мотив самоактуализации – внутреннее стремление жить согласно своей природе. Он отражает желание человека быть собой, это и есть его мотивация развития.

Потребность в самоактуализации

Карл Роджерс

Согласно теории Карла Роджерса, потребность в самоактуализации заложена с самого рождения в каждом человеке. Подсознательно мы все стремимся к тому, чтобы стать целостной и независимой личностью. Психолог считал, что никакие обстоятельства не могут подавить стремление к самоактуализации, и как только сложатся подходящие условия, оно вырвется наружу.

По мнению Маслоу потребность в самоактуализации проявляется как внутренняя нужда в саморазвитии, самовыражении, самореализации и идентичности. Процесс самоактуализации отвечает биологической предопределенности индивида. Способности (обусловлено биологически) выдвигают потребности. И пока способности нераскрыты, человек будет испытывать неудовлетворенность, чувствовать внутреннюю тягу к тому, что поможет раскрыть эти способности. Выраженные способности дарят чувство удовлетворенности от осознания проявлений потенциала.

Давайте рассмотрим, что такое потребность в самоактуализации на примерах.

Примеры

открытие бизнеса

Отличный пример потребности в самоактуализации – это открытие бизнеса. Например, однажды девушка осознает, что работа в офисе 5/2 и выполнение однотипной бумажной работы не приносят ей радости. При этом она понимает, что ей нравится рисовать, у нее это неплохо получается. Внутренняя сила заставляет ее проанализировать рынок профессий, там она находит профессию дизайнера. Она понимает, что могла бы им стать. Дальше внутренняя сила заставляет ее найти подходящие курсы, девушка составляет список качеств, которые ей нужно развить в себе, и пошаговый план достижения цели – работа дизайнером (открытие ИП).

Другой пример. Уже несколько лет мужчина сидит дома без работы, перебивается какими-то подработками, не требующими специальных навыков. Он ненавидит себя и всех, кто его окружает. Он чувствует, что хочет и может достичь большего. Он хочет быть по-настоящему полезным обществу, вдохновлять, направлять. В то же время он не знает, что ему делать, а еще он боится общества. Внутренняя сила (потребность) заставляет обратиться к психологу, чтобы избавиться от психологических проблем. После сеансов психотерапии и профессионального обучения мужчина сам становится психологом. Ему это нравится, он полезен обществу.

Кого можно назвать самоактулизирующейся личностью

человек любит свою работу

Портрет самоактуализирующейся личности по Маслоу (подходит для диагностики самоактуализации личности):

  • позитивно мыслит;
  • доверяет себе и миру;
  • открыта миру;
  • свободна от злости и ненависти, другого негатива;
  • живет в гармонии с собой и миром;
  • принимает себя и других людей такими, какие они есть;
  • любит свою работу и с удовольствием выполняет ее;
  • свободна от стереотипов и клише;
  • имеет развитое чувство юмора;
  • умеет признавать свои ошибки и учиться на них;
  • строго разграничивает добро и зло;
  • не прячется от проблем, а решает их; ;
  • стремится к развитию;
  • умеет выбирать и нести ответственность за свой выбор;
  • имеет свою систему убеждений, принципов, ценностей;
  • обладает психологической гибкостью.

Если вы узнали в этом описании себя, то поздравляю – вы зрелая и здоровая личность.

Заключение

Самоактуализация – это психический процесс, который отражает становление и развитие личности, максимальное раскрытие природного потенциала человека, его задатков, способностей, особенностей. В определенной мере процесс самоактуализации зависит от социальных условий жизни и развития, исторического контекста и времени. Однако в широком смысле только от самого человека зависит его будущее и становление как личности. Даже с самыми сложными психологическими проблемами и внутренними блоками можно бороться при помощи практической психологии, было бы желание. Самоактуализация не является способом развития личности – это сам процесс развития, причем сложный и беспрерывный.

Источник https://infourok.ru/programma-samorazvitiya-4786772.html

Источник https://replet.ru/samopriniatie/

Источник https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/samoaktualizatsiya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: