Подробнейший план саморазвития человека на всех уровнях жизни

Содержание статьи

Подробнейший план саморазвития человека на всех уровнях жизни

План самообразования человека

Саморазвитие

После прочтения этой статьи у Вас появится чёткое понимание куда и как двигаться в самосовершенствовании (я надеюсь на это). Здесь Вы найдёте подробный план саморазвития во всех сферах жизни, но это не самое главное. Гораздо важнее понять необходимость самого саморазвития и выработать адекватное отношение к нему. Всё это мы сделаем в рамках данной статьи.

Саморазвитие сегодня популярно и этот термин стал даже несколько «заезженным». От этого может падать ценность самого процесса и в этом опасность. Саморазвитие — это не развлечение и не средство «убить» время. Оно имеет вполне конкретные задачи.

Важно: Нажмите ссылку, чтобы получить в Telegram бесплатную инструкцию «3 шага к активации предназначения» . В ней Вы узнаете три важнейших направления, в которых необходимо раскрывать своё предназначение в жизни.

Поэтому ещё в самом начале своего самосовершенствования отследите своё отношение к нему. Подумайте, что оно для Вас представляет на данный момент.

Быть может, это просто веяние моды или для Вас это, как спасательный круг для утопающего. Лучше подходить к процессу работы над собой осознанно, понимая, что без этого стать успешным и счастливым в принципе невозможно.

Но бывают и другие варианты.

Меня судьба заставила заняться саморазвитием, буквально разрушив все мои иллюзии в один прекрасный момент. Правда это не самый приятный вариант развития событий. Лучше начать самому, осознавая всю важность процесса, а не дожидаться, пока жизнь загонит Вас в угол.

Составление плана, как разумное начало саморазвития

Чтобы мы не начинали делать, у нас должно быть понимание чего мы хотим достигнуть в итоге. Если у нас нет чёткого понимания конечной цели, то достигнуть её будет гораздо труднее. Далее, когда мы определились с целью, нам нужно составить план её достижения.

Когда есть план по достижению определённой цели, тогда мы можем отчётливо видеть, что, когда и сколько нам нужно делать, чтобы достигнуть желаемого. Ещё лучше, когда наши цели и планы сопряжены с конкретными цифрами: время, деньги, количество и т.п.

Вот конкретная цель и план по её достижению:

Хочу научиться свободно разговаривать на английском языке через 1 год. Необходимо овладеть не менее 1500 английских слов. Для этого нужно 2 раза в неделю посещать репетитора, на оплату которого нужно X денег в неделю. После 8 месяцев обучения с репетитором необходимо на 3 месяца уехать в Англию, чтобы погрузиться в языковую среду. Там тоже нужен учитель. И т.п.

Я привёл примерный план достижения цели, в реальности он может отличаться. Думаю, что саму суть Вы поняли.

Так и в саморазвитии во всех сферах жизни у нас должны быть цели и планы по их достижению. Где-то план будет проще, где-то сложнее, но он должен быть.

Но ещё важнее целей понимание, для чего это всё нужно. Вы буквально должны задать себе вопросы:

Для чего я хочу заниматься саморазвитием? Что я хочу получить в итоге?

Затем нужно ответить на них. Это будет дополнительной мотивацией для Вас, а в трудные дни будет заставлять действовать.

К сожалению, не каждый сможет чётко следовать планам по саморазвитию, это не так легко. Но если Вы хотите здоровья, счастья и успеха, то нужно стремиться к этому.

Программа саморазвития

План саморазвития на четырёх уровнях жизни

Мы будем рассматривать саморазвитие на основе всех важных сфер (уровней) жизни, которые выделяют в восточной психологии. По-другому, это называют колесом жизни или колесом жизненного баланса. Но так или иначе, мы включим в план все важные направления: здоровье, отношения, работу, личностный и духовный (эволюционный) рост, отдых и другое.

Внимание! Многие люди в конце жизни начинают понимать, что жили не так и не для того, но что-то менять уже поздно. Если Вы не хотите повторить их ошибку, то изучите мою бесплатную инструкцию «3 шага к активации предназначения» . Получить её можно через Telegam (кликните).

Итак, есть четыре уровня жизни, на которых нужно развиваться для достижения гармонии и счастья:

  1. Физический;
  2. Социальный;
  3. Интеллектуальный;
  4. Духовный (эволюционный).

На физическом уровне важно: очищение, питание, образ жизни, физические упражнения, дыхательные упражнения, режим дня, ограничения в еде, гармоничная сексуальная жизнь, пребывание на природе, регулярный отдых, избавление от вредных привычек.

На социальном уровне должны прорабатываться следующие направления: предназначение в деятельности, отношения с родителями, мужем или женой, детьми, внуками, развитие своей мужской или женской природы (качеств), заработок денег, улучшение судьбы Рода, построение гармоничных отношений с окружающими, умение жить с пользой для других и мира в целом.

Интеллектуальный уровень включает постановку и достижение целей, работу с эмоциями, успокоение ума и контроль чувств, выход из-под влияния ложного эго, изменение судьбы, понимание главной цели человеческой жизни, осознание своей истинной природы, гармоничная жизнь с отказом от всего неблагоприятного, получение образования и обучение в общем, изучение языков, получение научных степеней и т.п.

На духовном уровне мы изучаем природу души (сущности), получаем настоящие знания о жизни и окружающем мире, а также Вселенной, развиваем без(с)корыстие, жизнерадостность, внутреннее спокойствие, непривязанность и другие возвышенные качества, учимся жить в настоящем моменте, принимать судьбу, стремимся к отсутствию гордыни, эгоизма, желания славы, обид и т.д.

План саморазвития

Подробно все направления саморазвития описаны в этой статье. Исходя из этих направлений мы и построим план саморазвития, которого Вам хватит на ближайших несколько лет, как минимум.

Программа саморазвития на 3-5 лет

Конечно, я не знаю, на каком уровне развития Вы сейчас находитесь. Поэтому этот план будет учитывать потребности новичков в саморазвитии и тех, кто уже некоторое время работает над собой.

Здесь не будут расписаны действия по месяцам или неделям — это лучше делать индивидуально, исходя из личных качеств и образа жизни. Ниже Вы найдёте список конкретных целей по саморазвитию, достижение которых принесёт Вам большой прорыв в жизни.

План саморазвития по уровням жизни

Каждый уровень важен для человека. В жизни нет ничего лишнего, поэтому нужно уделять время и силы всем сферам.

Физический уровень

  • Научиться вставать до 6 утра, идеально в 4-5 часов;
  • Ложиться спать в 21-22 часа, максимум 22-30;
  • Начать принимать душ каждое утро и каждый вечер (статья о необходимости принятия душа);
  • Чистить кишечник 1-2 раза в год, далее по обстоятельствам;
  • Ходить в баню в целях оздоровления хотя бы 1-2 раза в месяц (статья про очищение баней);
  • Не есть после 18-19 часов, не переедать;
  • По возможности отказаться от магазинного мяса, мучных продуктов, белого сахара, консервантов;
  • Начать голодать на воде или свежевыжатых соках 1-2 раза в месяц;
  • Полностью отказаться от алкоголя, табака, кофе и других наркотиков;
  • Минимум 1 раз в неделю бывать на природе (2-3 часа): в лесу, на реке, море, в горах;
  • Минимум 1 раз в неделю отдыхать от повседневных дел и посвящать время саморазвитию;
  • Обязательно отдыхать от 4-х недель в году и больше;
  • Начать заниматься регулярными физическими упражнениями: бег (как начать бегать по утрам), плавание, быстрая ходьба, велопрогулки, лыжи и др;
  • Научиться заниматься дыхательными упражнениями (пранаяма, цигун и др.);
  • Отказаться от случайных сексуальных связей;
  • Отказаться от порнографии, эротики, компьютерных и азартных игр, финансовых махинаций.

Социальный уровень

  • Найти предназначение в деятельности и начать постепенно развиваться в нём (статья: как найти дело своей жизни);
  • Улучшить отношение с родителями;
  • Изучать законы счастливых отношений и учиться применять их в жизни (статья о семейной психологии);
  • Начать гармоничное воспитание детей, внуков, если они есть;
  • Досконально посчитать, сколько денег нужно для удовлетворения потребностей в жизни;
  • Подумать, как можно выйти на необходимый уровень дохода, особенно важно мужчинам (читайте: как стать богатым и успешным);
  • Научиться правильно обращаться с деньгами, особенно женщинам (читайте про финансовую грамотность);
  • Мужчинам развивать: разум, щедрость, аскетизм, целеустремлённость, ответственность, мужество;
  • Женщинам развивать: любовь, смирение, гибкость, мудрость, чистоту, верность;
  • Подумать, как своей жизнью можно приносить благо окружающим и миру в целом.
Читать статью  Текст книги Лифт саморазвития. Как не застрять между этажами

План саморазвития на интеллектуальном уровне

  • Научиться ставить и достигать целей (полезная статья);
  • Прописать цели на 4-х уровнях жизни;
  • Научиться отслеживать эмоции, чтобы не попадать под их влияние;
  • Обязательно работать над успокоением ума (об это читайте здесь);
  • Учиться контролировать чувства, а не всё время потыкать им;
  • Изучать, что такое судьба и как её изменить;
  • Осознать главную цель человеческой жизни;
  • Прописать главную цель жизни;
  • Осознать свою истинную природу, отличную от физического тела и ума (может помочь данная статья);
  • Мужчине подумать, как он может стать более востребованным специалистом (получение дополнительного образования, повышение квалификации);
  • Женщине в первую очередь думать о создании атмосферы любви и уюта в доме, об отношениях с мужем и воспитании детей.

Духовный (эволюционный) уровень

  • Постоянно получать настоящие знания (книги здесь);
  • Активно действовать на благо общества на основе настоящих знаний;
  • Изучать качества и природу души (сущности), то есть свою собственную природу;
  • Развивать без(с)корыстие, жизнерадостность, непривязанность, внутреннее спокойствие;
  • Учиться жить в состоянии «здесь и сейчас», то есть всё делать осознанно, сосредотачиваясь на деятельности в настоящем моменте;
  • Искоренять гордость, эгоизм, жадность, зависть, вожделение, гнев, обиды и другие пороки;
  • Стремиться не делать для других того, чего не хочешь для себя;
  • Учиться жить по совести и справедливости.

Какой план работа над собой необходим лично Вам?

Здесь дан общий план саморазвития. У каждого человека он, как правило, отличается. Нужно учитывать пол человека, его уровень жизни и развития, его устремления и желания, его возможности и другое.

Исходя из всего этого можно построить индивидуальный план развития для отдельно взятого человека.

Если Вам нужен план самообразования и работы над собой, который подходит именно Вам, то можете записаться на консультацию со мной, во время которой мы и составим Вашу индивидуальную программу саморазвития.

Всё самое ценное в моём Telegram! Кликните сюда, чтобы подписаться на мой канал и не пропустить новые полезные статьи, видео и аудио.

Профессиональный и дипломированный психолог, опытный астронумеролог. Начал свою деятельность в 2013 году. Успешно консультирует и обучает людей в теме психологии, саморазвития и астронумерологии. За время своей деятельности уже провёл более 1000 личных консультаций.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

План саморазвития личности

План саморазвития – важная составляющая на пути в работе над собой. Без четко выстроенной последовательности действий трудно добиться желаемого результата. План саморазвития личности формируется в зависимости от поставленных целей и выбранных сфер жизни для проработки. Рассмотрим подробнее примеры для женщин, мужчин, подростков, какие главные критерии должны быть учтены в вашем перспективном саморазвитии.

введение

Саморазвитие с чего начать план

план с чего начать

План саморазвития это расписанный поэтапно порядок действий, определяющих путь к достижению поставленной цели. Таким образом, получается, что для формирования ступеней работы над собой необходимо определиться с тем, чего вы хотите достичь.

Как это лучше сделать? В первую очередь важно понять, что не устраивает в жизни на данный момент. Может быть здоровье оставляет желать лучшего – необходимо перейти на здоровый образ жизни, пройти обследование, или в личной жизни ничего не получается – найти причину, возможно потребуется помощь психолога или вы сможете самостоятельно заняться самокопанием, чтобы устранить причины неудач, и др.

Но не зацикливайтесь на одной области проблем, а проанализируйте все составляющие в целом. Для этого воспользуйтесь моделью «Колесо жизненного баланса». Она позволяет наглядно увидеть пробелы, которые требуют первоочередной корректировки.

колесо жизненного баланса

Исходя из проведенного самоанализа, вам необходимо сформулировать цели, которых вы хотите добиться.

При этом важно учесть временной фактор и выделить краткосрочные (например, прочитать книгу) и долгосрочные (допустим, получить высшее образование).

Таким образом, чтобы составить план для саморазвития вам необходимо:

  1. Определить сферы жизни, которые требуют корректировки.
  2. Поставить цели, в соответствии с которыми, в дальнейшем определяется порядок действий.

Еще один фактор, который необходимо учесть – для кого разрабатывается план. Для мужчин и женщин и цели, и порядок работы над собой будет несколько отличаться.

план саморазвития пример

Саморазвитие с чего начать план женщине

Как я уже отмечала в статье «Саморазвитие и самосовершенствование с чего начать», для мужчин и женщин приоритетными будут разные сферы жизни. Большинство представительниц прекрасного пола ориентированы на создание семьи, взаимоотношения с противоположным полом, следовательно при анализе модели «Колесо жизненного баланса» стоит обратить внимание именно на эти области.

Исходя из полученных результатов, сформируйте цели, распределив их по времени реализации. Для наглядности составьте таблицу, разместив данную информацию в соответствующих колонках. Достижение первоочередных задач будет мотивировать на осуществление более долгосрочных перспектив.

Далее по каждой цели определите конкретный порядок действий. Например, если задача похудеть на 20 кг – перейдите на правильное питание, займитесь спортом, выпивайте ежедневно 2 л воды и т.д. На каждое действие отведите временной период.

Саморазвитие с чего начать план мужчине

Для мужчины уже другие сферы жизни являются приоритетными, следовательно, и составленный алгоритм действий будет отражать другие критерии. Но принцип формирования плана саморазвития личности по пунктам такой же, как у женщин:

  1. Определить сферы жизни, требующие корректировки.
  2. Распределить задачи на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
  3. На каждую выбранную цель сформировать свой порядок действий.

Например, при желании продвинуться по карьерной лестнице, определитесь, возможно ли это реализовать при существующих условиях, и если да, то что для этого нужно сделать (получить дополнительное образование, добиться высоких показателей в работе, продемонстрировать руководству качества, позволяющие занять более высокую должность и т.д.).

При развитии одной области, не стоит забывать и про остальные, все должно быть сбалансированно. Но в некоторых случаях корректировка одной сферы жизни влияет на автоматическое улучшение других.

Например, самообразование способствует личностному росту, может сказаться на карьере и материальном благосостоянии.

С чего начать саморазвитие девушке план

Молодой амбициозной особе хочется охватить все и сразу, добиться всех целей одновременно и гармонизировать все направления жизни. Но все-таки стоит акцентировать свое внимание на тех аспектах, которые являются наиболее отстающими в текущий момент:

  1. Выбрать несколько целей, отличных по временным рамкам.
  2. По каждой задаче составить план действий, отслеживая полученные результаты.
  3. Полученные этапы распределить по времени, сначала зафиксировать краткосрочные, в конце списка – долгосрочные. Ежедневные задачи удобнее вынести отдельно (пробежка по утрам, чтение книг, тренировки, правильное питание и др.).
  4. Начать действовать сразу, не упуская возможность стать лучше уже сегодня.

Составление графика действий по достижению цели – это процесс сугубо индивидуальный, поэтому стратегию его формирования необходимо применять исходя из собственных желаний, возможностей и приоритетов. Например, можно разработать готовый план саморазвития личности на год, а можно на несколько месяцев.

Саморазвитие с чего начать план подростку

Составление плана саморазвития и самовоспитания подростка, имеет свои особенности, так как на данном жизненном этапе, деятельность направлена в большей степени на самообразование, развитие творческих способностей, и т.п. Поэтому план будет отражать именно эти составляющие. Но несмотря на это, не стоит забывать про отношения с близкими, друзьями, личностный рост и другие сферы жизни. Все должно быть сбалансировано для достижения гармоничного становления личности.

Составить план саморазвития

Определившись с целями, возникает вопрос, как составить план саморазвития. Как правильно продумать действия, какие они вообще должны быть? Как сформировать порядок действий, чтобы достигнуть поставленных задач? Попробуем разобраться, какие именно могут быть шаги на пути к профессиональному или личному саморазвитию, затронем и другие сферы.

Личный план саморазвития

Выделяют 4 жизненных уровня, на которые стоит направить свои действия, для достижения гармоничного равновесия:

  • физический;
  • социальный;
  • интеллектуальный;
  • духовный.

Исходя из этого, составьте алгоритм шагов личного саморазвития:

  1. На физическом уровне сформируйте план, учитывая питание, принципы здорового образа жизни, физические тренировки, дыхательные упражнения, режим бодрствования и отдыха и т.д.
  2. Социальный уровень саморазвития касается таких аспектов, как взаимодействие с обществом, с близкими, друзьями, коллегами по работе.
  3. Интеллектуальный уровень затрагивает не только умственные способности, мыслительные операции, сюда так же относится способность контролировать свои эмоции, целенаправленность развития, умение видеть сущность жизни и свою истинную природу. Немаловажную роль играет обучение, образование и совершенствование имеющихся навыков.
  4. Духовный уровень затрагивает вопросы осознания своего предназначения, душевной организации, познания окружающего мира.
Читать статью  Игровая деятельность в детском саду: особенности организации и развития по ФГОС

Таким образом, готовый алгоритм действий должен отражать эти составляющие вашей жизни.

План творческого саморазвития

Творчество – неотъемлемая часть жизни каждого человека. Кто-то уделяет ей время и внимание, а у кого-то в приоритете совсем другие цели и задачи. Но у человека все должно быть в балансе, поэтому совсем упускать эту сферу жизни не стоит.

При составлении плана своего саморазвития важно в первую очередь понять, к чему у вас есть способности. Кто-то любит шить, кото-то вышивать, кто-то конструировать и т.д. Исходя из собственных приоритетов, сформируйте план действий. Постарайтесь уделять внимание любимому занятию не от случая к случаю, а систематически. Совершенствуйте свои знания и навыки, добавляйте что-то новое, изобретайте свое. Креатив плодотворно влияет на развитие мыслительных операций.

Индивидуальный план профессионального саморазвития

Цель профессионального развития не только и не столько в покорении вершины карьерной лестницы. Да это подтверждение успеха, но цель – достижение высокого уровня профессионализма в своей деятельности.

Поэтому когда вы составляете план профессионального саморазвития, в нем не должно фигурировать перечисление желаемых должностей, а должно быть написано, что нужно сделать, чтобы получить это повышение.

Некоторые сферы деятельности требуют повышения уровня знаний, а некоторые — профессиональных навыков. Вам необходимо составить план в зависимости от специфики работы. Если требуется дополнительное обучение — задайтесь целью пройти его, если необходимо больше практики- стремитесь повысить свою производительность труда.

Кроме этого не забывайте про такие составляющие, как взаимоотношения с коллегами, подчиненными. Здоровый микроклимат в коллективе – залог успешной самореализации.

План самовоспитания и саморазвития

Таким образом, мы выяснили, что цели можно отразить в плане профессионального и личностного саморазвития. Но остался еще один важный момент, который необходимо учесть, при составлении алгоритма своих действий — это временной фактор. То есть, как я уже говорила, цели должны быть распределены в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Следовательно и план можно сформировать в отношении каждого этапа.

время

Планы на лето для саморазвития

В преддверии лета и периода отпусков можно составить отдельный график на этот период. Сюда удобно включить цели и действия, которые вы можете реализовать во время отдыха. Возможно это будет поездка к местам силы, общение с духовным наставником, дополнительное обучение, посещение курсов, обучение чему-то новому на отдыхе (дайвинг, серфинг, плавание).

Краткий план саморазвития

Один из вариантов работы над собой- составление краткого индивидуального плана саморазвития. Он может захватывать одну-две сферы жизни, и содержать действия в отношении какой-то одной, но достаточной важной цели. Например, дальнейшее саморазвитие не осуществимо без нормализации здоровья. И основная цель на ближайшее время – восстановление или реабилитация после болезни, травмы.

План саморазвития на каждый день

При формировании алгоритма действий по совершенствованию и достижению гармонии, некоторые манипуляции придется превратить в ежедневный ритуал:

  • правильное питание;
  • подъем в определенное время;
  • сон 6-7 часов;
  • пробежка по утрам;
  • тренировки;
  • употребление 2 литров воды;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • ходьба пешком до работы и обратно;
  • и др.

Подобные манипуляции лучше отразите в отдельном плане действий по саморазвитию. Таким образом, план для саморазвития на день должен содержать эти пункты в обязательном порядке. К ним дополнительно включайте цели по другим сферам жизни.

План саморазвития на неделю

Если вы формируете свою деятельность на неделю, то очень удобно составить план саморазвития в виде готовой таблицы:

план саморазвития таблица

Такой вариант эффективнее, потому что в нем отражены как ежедневные задачи, так и более долгосрочные. Наглядное представление позволяет откорректировать время отдыха и деятельности. Сразу видно, какие мероприятия запланированы на неделю, поэтому проще им следовать, отмечать результат.

План саморазвития на несколько месяцев

При формировании плана на месяц важно отразить конечные цели, которые должны быть достигнуты за этот период. А подробные действия по их реализации зафиксируйте в еженедельных и ежедневных алгоритмах деятельности. Это может быть месячный план не только саморазвития, но и самообразования. Например, научиться моделировать выкройки, читать на английском, похудеть на 5 кг и т.д.

Пример в виде таблицы плана саморазвития на месяц:

план на полгода

План саморазвития на год

Годовой план саморазвития – это представление своей идеальной жизни через 12 месяцев. В нем отразите конечные цели по каждой сфере жизни, которые вы желаете реализовать за этот период. Например, в личной сфере – родить ребенка, в работе – занять должность главного специалиста и т.д.

План саморазвития личности на год позволяет увидеть конечный результат, к которому необходимо прийти, для гармоничного и сбалансированного бытия. А как это сделать формулируйте в краткосрочных алгоритмах, например на каждый месяц, неделю.

Цели на 5 лет

План саморазвития человека на 5 лет, это достаточно долгосрочный проект, позволяющий отразить то, каким вы хотите видеть себя в будущем. Но не исключено, что за это время приоритеты поменяются, поэтому эффективнее формулировать задачи на менее долгосрочный период.

План саморазвития ошибки

Для того, чтобы ваш план сработал, постарайтесь придерживаться правил при его разработке:

  1. Выбирайте правильное время для его составления. Не стоит делать это наспех или в плохом настроении, уставшим.
  2. Составляйте как годовой, так и еженедельные планы, чтобы видеть конечные цели и подробный алгоритм действий.
  3. Учитывайте свои возможности. Нет смысла включать в задачи обучение дайвингом, если даже отпуска в ближайшие полгода не предвидится.
  4. Соизмеряйте свои ресурсы и работоспособность. Сегодня вы полны сил и энергии, а завтра ничего не хочется делать, колебания физической и эмоциональной активности влияют на процесс реализации ваших желаний.
  5. Составляйте план с единственной целью – исполнять его, а не ради забавы или потому что так модно.
  6. Не бойтесь неудач.
  7. Адаптируйте действия к реальным условиям.
  8. Учитывайте возможности отступления от плана с его соответствующей корректировкой.
  9. Отразите алгоритм действий и цели наглядно (в виде таблицы, графика, тезисно, и т.п.).
  10. Формируйте цели, которые вас вдохновляют на их реализацию.
  11. Не пропускайте запланированные мероприятия.
  12. Верьте в себя и свой успех!
  13. Отслеживайте прогресс.
  14. Ищите поддержку, не только среди близких людей, но и в группах по интересам.

Не воспринимайте составленный алгоритм действий, как порабощение вашей воли, план не должен отягощать вашу жизнь, а наоборот, стимулировать, вдохновлять к развитию.

План саморазвития пример

Вы можете составить алгоритм действий на примере или разработать самостоятельно под свои желания и приоритеты. Можно взять образец за основу и откорректировать некоторые пункты под себя.

Пример ежедневного плана саморазвития:

ежедневный план пример

Пример плана для саморазвития на год:

план саморазвития на год

Как вы сами видите, нет ничего сложного в саморазвитии, когда поставлена цель, и разработан план. Главное изначально поставить задачи на долгосрочную перспективу, а потом поэтапно распределить варианты их достижения в программе саморазвития. Если есть вопросы, пишите в комментариях, помогу вам разработать свою программу саморазвития.

Самообразование педагога

Самообразование педагога

Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства

Подготовила: Корнеева Наталья Михайловна, учитель английского языка МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №17»

«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

1. Условия возникновения и становления опыта

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:

— развивающиеся потребности личности, общества, государства;

— расширение пространства образования современных педагогов;

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов — это самообразование.

2. Актуальность

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

Читать статью  Человечность как фактор саморазвития личности

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях — очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе с педагогами.

Инновационные направления методической работы

· маркетинговое: изучение спроса педагогов

· информационное: создание единой информационной, организационной, методической учебно-воспитательной среды в ОУ;

· научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно — экспериментальную работу ОУ

· психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов

· управленческое: повышение компетентности педколлектива

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

3. Теоретическое обоснование

По словам К.Ю. Белой, канд. пед. наук, самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Учитель начальных классов должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

4.Организация самообразования

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п)

Тематикой самообразования может являтся:

— одна из годовых задач ОУ;

— проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

— пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Педагог в течении учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

5. Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Семинары и конференции

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

6. Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования :

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также стало необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.

Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

Источник https://sergeiyurev.com/plan-samorazvitiya/

Источник https://goldtransformation.ru/plan-samorazvitiya-lichnosti/

Источник https://ped-kopilka.ru/pedagogika/samobrazovanie-pedagoga.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: