Общественный прогресс: понятие, примеры, формы, критерии

Содержание статьи

Какие источники саморазвития общества выделил автор. Источник развития личности: внутренние и внешние факторы

Я подумал, что мой блог нуждается в еще одной вводной статье, которая бы суммировала мои основные идеи. Вы можете с ней ознакомиться, прежде чем решить, стоит ли мой блог вашего внимания или нет.

Эта статья также пригодится тем, кто уже регулярно читает мой блог и хочет получить структурированную подборку моих главных принципов. Не лишним будет еще раз подчеркнуть основную цель моего сайта.

Некоторые мои убеждения могут не соответствовать общепринятому взгляду на вещи. Это абсолютно нормально. Человеческое общество изобилует стереотипами, предрассудками и ложными идеями, которые мешают людям развиваться и достигать счастья и гармонии.

Если бы общественное устройство, а также мировоззрение каждого отдельного индивида базировались на верных принципах, которые отвечали бы соображениям гармонии и саморазвития, то общество, в целом, было бы счастливее.

Людям мешают развиваться не только их врожденные качества или судьба, но также их идеи и взгляды на жизнь.

Поэтому любое стремление к развитию личности начинается с переоценки ценностей. Для кого-то мои выводы покажутся очевидными и даже банальными. И в этом тоже нет ничего плохого. Я не стремлюсь к оригинальности. Моя миссия не удивить вас. Моя миссия – это истина.

Самые ценные и мудрые истины до ужаса банальны.

Но кто-то будет не согласен с моими мыслями. В таком случае вы сможете прочитать статьи, которые основываются на этих положениях. Эти вещи могут потребовать некоторого осмысления, поэтому, пожалуйста, уделите им внимание.

Я не собираюсь расшатывать фундамент вашего мировоззрения и критиковать ваши ценности и идеалы. Я просто постараюсь разрушить такие идеи, которые мешают вам двигаться вперед, развиваться и быть счастливыми. От этих идей вы сами будете рады избавиться.

Сам же я ничуть не сомневаюсь в истинности своих основных положений. Не потому что я в них просто поверил и полюбил их. А потому, что на них опирается опыт моих позитивных метаморфоз, которые произошли со мной за последнее время. Я могу отрицать идеи, выводы, формулы, но я не могу отрицать опыт.

Путь к гармонии и движение прочь от страдания – это центр всех моих рассуждений. Я не собираюсь навязывать вам какие-то другие цели помимо этого. Я не буду говорить, что ваша цель — это заработать как можно больше денег, стать самым успешным менеджером в своей фирме и научится соблазнять женщин или привлекать мужчин.

Эти вещи могут служить только инструментами для достижения счастья и лишь со многими оговорками! Они не могут служить конечными целями.

Многие люди не задаются вопросами, а сделает ли головокружительная карьера их счастливыми? Сможет ли она избавить их от неудовлетворенности и внутренних противоречий? Они воспринимают эту вещь как самоцель. Хотя, на мой взгляд, цель у человека одна и эта цель — счастье. Поэтому все остальные задачи в контексте саморазвития могут меня интересовать толь до тех пор, пока они служат достижению этого счастья.

Я говорю не о мимолетном удовольствии, не о временном удовлетворении или преходящем наслаждении. Я имею в виду постоянное, внутреннее состояние счастья и гармонии.

Мой сайт нацелен на то, чтобы помочь вам достичь этого состояния. Моя задача избавить вас от уныния, беспокойства, скуки, апатии, лени, неуверенности в завтрашнем дне.

Мои статьи направлены на развитие лучших человеческих качеств, внутренних свойств личности, а не только ее внешних атрибутов.

Принцип 2 – счастье – это внутреннее состояние

Счастье сильнее зависит от вашего внутреннего состояния, чем от внешних вещей. Оно зависит от восприятия действительности, мировоззрения, состояния здоровья, моральных качеств, целей, которые вы ставите перед собой.

Оно не сильно зависит от денег, страны, в которой вы живете, вида из окна вашей комнаты и стоимости вашей машины. Бесспорно, счастье связано с вещественными благами, но не настолько сильно, как многие привыкли считать.

Когда человек обрел внутреннее счастье, ему намного легче достичь внешних атрибутов этого самого счастья. Другими словами, счастливым людям намного легче добиться финансового и социального успеха, чем нытикам.

И это приводит к очень оптимистическому выводу. Раз счастье зависит от нашего внутреннего состояния, то значит, поработав над собой, мы можем счастья достичь. Ведь изменить внутреннюю реальность намного проще, чем внешнюю.

Нет, я не проповедую солипсизм или уход в нирвану. Я не призываю отключиться от внешнего мира и создать уютный мирок внутри себя. Я просто хочу, чтобы вы нашли источник счастья, прежде всего, в себе, а не занимались его судорожными поисками повсюду за пределами своего я.

Принцип 3 – Счастья можно достичь

Счастье – это не абстрактная идея. Это состояние, которого можно достичь, работая над собой.

Принцип 4 – Быть счастливым сложнее, чем быть несчастным

Принцип – 5 — Причины наших проблем в нас самих

Этот принцип, отчасти повторяет и дополняет принцип о том, что счастье зависит от нас самих, но только это касается не счастья, как такового, а человеческих проблем.

Многие проблемы человека, связаны не с самими свойствами внешней действительности, а с его восприятием этой действительности.

Далеко не все проблемы можно решить переменой обстановки, сменой любовных партнеров и новыми покупками. Эти вещи могут только замаскировать проблему. Но чтобы ее решить, потребуется что-то изменить внутри себя.

Принцип 6 – страсти ведут к страданию

Я не являюсь представителем ни одной религии. Я не верю в Бога. Но я согласен с некоторыми религиозными учениями в том, что деструктивные желания, страсти, такие как, зависть, гордыня, похоть, жажда власти, жестокость, злоба – вредны для человека и ведут к страданию, зависимости и отсутствию свободы.

Многие люди считают, что злиться, испытывать тщеславие – это нормально и естественно. Я не отношу себя к этим людям. Я уверен в том, что страсти порабощают человека, лишают его воли и трезвого рассудка и, в конце концов, делают его несчастным.

Также как быть счастливым сложнее, чем быть несчастным, стать добрым, сострадательным, терпимым, волевым и смелым намного труднее, чем быть трусливым, завистливым, тщеславным, ленивым и злым.

Для того чтобы развить в себе положительные качества требуется сила, усердие и дисциплина. Плохие качества не требуют ничего. Стоит только пустить личность на волю случая, отдать ее на произвол примитивным желаниям, подчиниться судьбе, моде, навязанному мнению и внешним обстоятельствам, ослабить свою волю, отпустить свой разум, как личность сама устремиться к пороку, к несвободе, к страданию.

Как я разделяю плохие качества и хорошие? Очень просто! Хорошие качества – это такие качества, развитие которых ведут к счастью и свободе. Плохие качества, отрицательные эмоции, страсти и пороки тянут нас к страданию и рабству.

Более того, я считаю, что:

Принцип 7 – от отрицательных эмоций можно избавиться

Многие люди скажут: «без черного не бывает белого, негативные эмоции – часть нас самих. Если мы избавимся от негативных эмоций, то не сможем испытывать положительные чувства!»

Это очень убедительно звучит в теории, и я бы сам поверил этому утверждению, если бы мой опыт не доказывал обратного.

С тех пор как я начал заниматься саморазвитием, я стал испытывать меньше неприятных эмоций и больше позитивных. Я не ношу розовые очки, я просто стал менее подвержен стрессу и чужому негативному влиянию. Я больше обращаю внимания на хорошие стороны жизни, чем на плохие. Мое настроение всегда приподнято, и я чувствую себя отлично!

Я верю в то, что деструктивные страсти не являются частью нашего истинного я. Этими . Также возможно от них избавиться.

Принцип 8 – Человек несет ответственность за то, какой он есть

Каждая личность сама выбирает путь своего развития. В том, что человек является несчастным, невежественным, ленивым, неудачливым виноват в основном он сам, а не его родители, не его страна, не его окружение.

Взять полную ответственность на себя – это мужественный поступок. Но кому-то он может показаться отчаянным, из-за того, что, на первый взгляд, он ведет к бесконечному самообвинению.

Нет, взять ответственность на себя, это не значит постоянно ругать себя во всех неудачах и пребывать в унынии из-за собственного несовершенства.

Перестать винить во всем внешние обстоятельства и других людей, это значит, осознать что:

Принцип 9 – Человек может изменить себя сам

Если мы сами несем ответственность за то, какими мы являемся, значит, мы можем, самостоятельно определить, каким будет наше развитие, а не бросить его на волю судьбы!

Из немного жестокой, на первый взгляд, концепции о личной ответственности выводится жизнеутверждающая и вдохновляющая идея о личной свободе!

Мы сами можем изменить себя, несмотря на врожденные особенности!

Мнение о врожденной предопределенности нашего характера, на мой взгляд, слишком преувеличено. Человек действительно рождается с каким-то заданным набором параметров, но эти параметры не настолько сильно определяют его развитие, как многие привыкли думать.

Не бывает людей ленивых, честолюбивых, эмоциональных от природы. Большинство личностных качеств формируется при жизни. Многие свойства нашей личности, которые мы считаем врожденными, на самом деле, являются лишь привычками, которые каждый из нас сможет разрушить, если приложит достаточно усилий.

Все мы не идеальны, но каждый из нас может измениться, стать в чем-то лучше. Я верю в то, что у каждого человека, независимо от его врожденных особенностей есть потенциал для саморазвития.

Принцип 10 – Саморазвитие — это сложно

Мой сайт – это не сборник готовых идей, усвоив которые, вы сразу обретете желаемые счастье и свободу. Саморазвитие – это нелегко. Оно подразумевает много проделанной работы, практики. Тот, кто предлагает быстрые способы по достижению гармонии, скорее всего шарлатан.

Быстрых способов самосовершенствования не бывает. Путь саморазвития – это постоянная работа и борьба. В этой борьбе вы часто будете одерживать поражения. Не все приходит сразу.

Я могу помочь вам разрушить стереотипы, которые мешают вас развиваться, навести на правильные мысли и научить эффективным практикам.

Я даю первоначальный толчок, но остальную работу вы должны проделать сами. Я не могу вас заставить что-то делать, я не могу гарантировать, что все будет легко. Многое зависит от вас самих.

Заключение

Эти принципы – основа всех моих рассуждений и мыслей, представленных в виде статей на этом блоге. Коротко их можно обобщить в следующей формулировке. Цель саморазвития личности – индивидуальное и общее счастье. Счастье также как и несчастье каждого из нас зависят от нас самих. Мы сами решаем, будем мы счастливы или несчастны, умны или глупы, ленивы или дисциплинированны. У нас есть свобода сделать из себя таких людей, которыми мы себя хотим видеть.

Эти принципы задают общие ориентиры, а ответы на вопросы, как добиться счастья, в чем заключается работа над собой, как развить свои лучшие качества, как избавиться от страдания вы можете увидеть в статьях в моем блоге.

Заняться самообразованием никогда не поздно. Вопреки распространенному мнению, для этого необязательно возвращаться в ВУЗ — понадобиться только любознательность и доступ в интернет. Для всех, кто хочет узнать что-то новое, мы решили составить список лучших сайтов для саморазвития.

Среди множества ресурсов мы отдавали предпочтение русскоязычным сайтам с бесплатными материалами, которые предлагают реальные знания (а не просто дипломы и сертификаты).

Читать статью  Как правильно ставить цели и достигать результата: 10 правил

Итак, 12 лучших сайтов для саморазвития.

ПостНаука

Для кого: для людей, готовых усваивать сложные знания

Формат: научно-популярный проект, видеокурсы

Язык: русский

«ПостНаука» рассказывает о современной фундаментальной науке, смещая акцент с прикладных областей, освещает актуальные теории, идеи, концепции в естественных, технических и гуманитарных областях знаний.

Изображение сайта ПостНаука

Проект дает ученым возможность рассказать о своих исследованиях от первого лица и показать результаты многолетней работы. Все спикеры «ПостНауки» — эксперты в своей научной дисциплине.

Создатели проекта четко формулируют формат «ПостНауки» — университетская лекция для не специалистов, но людей, готовых усваивать сложные знания.

Что почитать/посмотреть: В конце июля ученые NASA очень похожую на Землю экзопланету. Если вы не знаете, что такое экзопланета, посмотрите курс «Экзопланеты» или почитайте о том, как находят «вторые Земли».

Арзамас
Для кого: для старшеклассников, студентов и взрослых, которые знали, но забыли
Формат: «гуманитарные сериалы»
Язык: русский

Задача проекта «Арзамас» — собрать вместе выдающихся российских гуманитариев и создать «золотой фонд отечественной гуманитарной науки о культуре и человеке».

Неделя мифов на «Арзамасе»
Создатели проекта называют свои видеокурсы «гуманитарными сериалами» — каждая лекция и каждый курс — это отдельное сложноустроенное произведение — сериал. Длина одной лекции — около 15 минут. Каждый курс дополняется редакционными материалами (статьи, интервью, колонки, иллюстрации).

Чем заняться:

  • Посмотреть гуманитарный сериал об истории дендизма , созданный практически в лайфстайловом формате.
  • Постараться понять Японию
  • Сыграть в игру «Как поменять лампочку в туалете коммунальной квартиры»

Издание позиционирует себя как «глянец про науку», которое нестандартно подает научные новости, адаптируя контент для социальных сетей.

У каждого материала сайта указана сложность его восприятия (самый простой — 1, самый сложный — 10). Редакция не претендует на создание универсальной шкалы, в рамках которой можно бы было сравнивать материалы из разных областей знаний. Сложность — это некоторая оценка интеллектуальных усилий, которые понадобились автору для написания заметки. По мнению редакции, эти усилия пропорциональны усилиям, которые потребуются читателю для прочтения и понимания статьи.

  • Сложность: 2,1. Японцы установили в небоскреб сейсмический противовес
  • Сложность: 4,1. Астрономы впервые увидели полярное сияние вне Солнечной системы
  • Сложность: 8,8. Распался прелестный барион!

На The Question спросить может кто угодно и о чем угодно. Проект не может дать ответы на все вопросы в мире, но честно старается это сделать. Создатели сайта стремятся поддерживать интерес к самообразованию и поощряют критическое мышление.

Изображение сайта TheQuestion

  • Сколько воды нужно, чтобы потушить Солнце?
  • Почему для множества людей время быстро «летит»?
  • Скоро выйдет фильм «Бэтмен против Супермена», а почему они поссорились?
  • Зачем шьют заплатки на локтях пиджаков?
  • Когда лучше принимать важные решения – утром или вечером?

Лекториум — это образовательный проект, развивающий два основных направления: архив видеолекций и MOOC (Massive Online Open Course) — видеокурсы.

Трейлер к курсу Инженерное дело

Архив содержит больше 3000 видеолекций, однако далеко не все из них записаны в качестве, позволяющем выдержать несколько академических часов.

  • Узнать, как криптовалюты влияют на экономику?
  • Начать готовиться к ЕГЭ по математике с осени
  • Записаться на видеокурс по теории вероятностей

TeachVideo
Для кого: для пользователей ЭВМ
Формат: видеокурсы
Язык: русский

TeachVideo — это сервис обучающего видео по IT-тематике. Курсы будут полезны как для начинающих, так и для продвинутых пользователей. TeachVideo идеально подойдет для знакомства с новой программой.

Что посмотреть:

  • Основы AutoCAD 2010
  • Азы Photoshop CS4

Элементы
Для кого: для всех
Формат: научно-популярный проект
Язык: русский

Целый раздел на сайте посвящен исследованиям CERN

«Элементы» — самый простой научно-популярный ресурс в нашей подборке, устаревший дизайн и заброшенная «Видеотека» могут отпугнуть новых пользователей.

Что почитать: Однако у сайта есть целый ряд достоинств. Например, проект агрегирует всю информацию, касающуюся Большого андронного коллайдера (БАК). Одна из подборок посвящена неточностям в сообщениях о БАКе в СМИ.

Еще одна интересная рубрика — «Детские вопросы», ответы в которой смогут удивить даже взрослых.

Coursera
Для кого: для всех
Формат: видеокурсы
Язык:

Группа профессоров Стэнфордского университета запустила онлайн-платформу для массового образования, ставшую эталоном. Сегодня Coursera — это больше тысячи курсов и 14,3 млн слушателей.

Курс по истории рока на Coursera

Для обучения на большинстве курсов необходимо знание английского языка, русские субтитры есть лишь для некоторых из них.

Большинство материалов находятся в свободном доступе, однако существует возможность пройти курс платно и получить сертификат об окончании.

Что изучить прямо сейчас:

  • Курсы на русском
  • Digital маркетинг
  • Введение в физическую химию
  • Историю рока
  • Принципы макроэкономики
  • Анализ данных и статистические выводы
  • Введение в финансы

На TED Talks вы не выучите курс «Экономика и финансы», но это незаменимый сайт для тех, кто хочет заняться саморазвитием. Здесь можно найти монологи ученых, писателей, актеров и политиков. Выступления на научно-популярные темы подстегнут интерес к учебе, а мотивирующие — добавят уверенности в своих силах.

Знание английского языка желательно, но необязательно. Тысячи энтузиастов переводят выступления на TED Talks на десятки языков. Русские субтитры доступны почти для всех популярных монологов.

Что посмотреть:

Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, трех «миров», не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т. е. объективный и подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир — человеческая субъективность, духовные сущности идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы. Очевидно, что в реальном общественном саморазвитии нужно учитывать все три источника. Приоритет каждого из них определяется в зависимости от конкретного этапа развития данного общества. Взаимодействие этих источников внутренне противоречиво, и, как давно было замечено, процесс разрешения этих противоречий подчинен определенной ритмике.

Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием его существования, точнее, «о взаимодействии общества и природы. Обращает на себя внимание тот факт, что крупнейшие цивилизации возникали в руслах великих рек, а наиболее успешное развитие капиталистической формации происходило в странах с умеренным климатом. Современный этап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на «покорение природы», игнорирование пределов ее устойчивости по отношению к антропогенным влияниям.

Второй источник развития общества связан с технологическими детерминантами, с ролью техники и процессом разделения труда в общественном устройстве. Характер и типу труда человека во многом определяет систему общественных отношений. Это стало особенно очевидно в современную эпоху, когда обозначились контуры постиндустриального, информационно-технологического общества. В этом случае основное противоречие возникает между гуманными целями человеческого существования и «бездушным» миром информационной техники, несущим потенциальную угрозу человечеству.

Третий источник саморазвития общества усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. Идея теократии, т. е. управления обществом и государством высшими религиозными авторитетами, была очень популярна в истории. История общества в этом случае рассматривается как реализация воли Бога, а задача человека — воплотить этот промысел, уделяя основное внимание не земным проблемам, а подготовке к будущей, вечной жизни. В концепциях истории А. Тойнби, П Сорокина основное значение в детерминации развития общества придается морально-религиозному, духовному его совершенствованию, соотношению санкций и наград как ведущей причине групповой солидарности людей. Сторонники коммунистического идеала видят в нем один из основных «двигателей» социального развития, зовущий миллионы людей на борьбу за освобождение человечества и построение справедливого общества.

Историческое развитие общества.

История – это движение общества во времени. Динамическое единство прошлого, настоящего и будущего раскрывает историю как направленный процесс. Существует несколько подходов к определению общей направленности исторического процесса: линейный (стадиальный) и нелинейный.

Линейный подход оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состояниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а также как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм и прогрессизм. Понятие общественного прогресса отражает процесс поступательного движения общества по восходящей линии, ведущей к усложнению системно-структурной организации общества. Противоположным прогрессу является социальный регресс – процесс упрощения, деградации общества.

Наиболее развитой вариант прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формацияпредставляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории. Закон перехода от одной формации к другой определяет специфика способа производства, на котором базируется общество, и характер его противоречий. К. Маркс определил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, включающую социализм в качестве первого этапа. Коммунизм как общество социальной справедливости и равенства является целью исторического развития. Концепция К. Маркса стала основой формационного подхода к истории.

Э. Тоффлер выделил 3 волны в развитии общества:

постиндустриальную, переход к которым осуществляется посредством научно-технической революции.

Во второй половине ХIХ в. социальный и экономический кризис Западной Европы развеял претензии европоцентризма — направления в философии истории, согласно которому история Европы является идеальной моделью развития в целом. Обществознание этого времени сориентировалось не только на общее и универсальное, но и особое, неповторимое в истории. Эта сторона исторического процесса получила свое развитие в нелинейных концепциях истории, в рамках которых история предстала как множество цивилизаций, культур, а также глобальных самостоятельных циклов, состояний. Наиболее авторитетны концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, концепция локальных культур О. Шпенглера, концепция цивилизаций А. Тойнби, теория культурных суперсистем П. Сорокина.

Концепция П. Сорокина основана на представлении о трех типах фундаментальных культур в истории человечества: религиозной, промежуточной и материалистической.

В культуре первого типа движение истории и ее ритм определяются взаимодействием трех воль:

В культуре третьего типа, материалистической, история развивается на основе чувственно воспринимаемой реальности, изменения которой выступают в качестве ведущего фактора истории. Переход от культуры одного типа к культуре другого осуществляется через культуру промежуточного типа.

Линейный (формационный) и нелинейный подходы одновременно и альтернативны, и дополняют друг друга. В рамках формационного подхода история предстает как единый, закономерный, направленный к более совершенным состояниям общества процесс социодинамики. Однако в концепции К. Маркса история безальтернативна, экономически детерминирована, а поэтому упрощена и схематизирована. Нелинейные концепции социодинамики подчеркивают своеобразие, уникальность судеб различных этносов. Не отрицая повторяемости в истории, они утверждают цикличность и нелинейность ее развертывания, подчеркивают духовное, культурное единство людей. В то же время нелинейные концепции зачастую используют биологические, морфологические аналогии при оценке динамики общества; утверждают обособленность исторических судеб народов.

Основными формами социальной динамики являются эволюционные (постепенные) изменения и революционные (коренные) преобразования в обществе. Эволюционные или реформаторские социальные движения происходят в рамках устоявшегося социального порядка, опираются на совершенствование законодательства. Революционные движения охватывают широкие массы, общественные классы. Причиной революций чаще всего выступают глубокие социально-экономические противоречия, разрешение которых осуществляется путем ниспровержения общественного строя. При этом происходит изменение социальной системы, политических институтов, системы социальных ценностей и отношений.

В конце XX в. Ф. Фукуяма выдвинул представление о «конце истории» как следствии ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств. Другие исследователи полагают, что мировая история сейчас находится в точке бифуркации, где соотношение порядка и хаоса меняется и наступает ситуация непредсказуемости.

Иной климат, новые люди, неизвестные традиции и культура – вся эта жизненная среда влияет на психофизическом уровне и перезагружает мировосприятие, а часто и мировоззрение человека. Образ нашего мышления, укоренившиеся привычки, черты характера, в процессе путешествий способны претерпеть существенные изменения и получить позитивный импульс к конструктивным преобразованиям. Главная польза путешествий для человека , заключается в том, что он покидает привычную среду обитания, теряя силу ее воздействия и приобретая качество «чистого листа».

Когда вы расслаблены и находитесь в непривычной для вас обстановке, пронаблюдайте за своими мыслями, и вы заметите, что они текут совсем по-другому. Новые переживания порождаются совершенно новыми впечатлениями — польза путешествий очевидна. В процессе отдыха человек получает очень ценный опыт, который расширяет кругозор и дарит новые возможности. Мы начинаем мыслить по-другому и впускаем в себя новый образ жизни.

Читать статью  Как удовлетворить потребность в самореализации

Когда же мы возвращаемся домой, эти удивительные дары, которые нам преподнес отпуск, очень быстро покидают нас. В результате человек чувствует себя опустошенным (это состояние принято называть постотпускным синдромом) и быстро забывает о зарождавшихся внутренних изменениях. Однако тот опыт, который вы получили в другом месте или в другой стране, можно гармонично влить в свою повседневную жизнь.

Давайте рассмотрим, каким образом сделать так, чтобы отпуск принес пользу и стал своего рода толчком к саморазвитию.

Во-первых, по возвращению необходимо ответить себе на следующие вопросы :

  • Кто или что из того, что вы увидели во время отдыха, вам запомнилось больше всего? Что именно произвело на вас наиболее сильное впечатление? Эмоции в вас могут порождать как определенные события, так и какие-то их элементы.
  • Какие мысли посещали вас во время отдыха касательно вашей жизни и вашей личности? Что вы узнали о себе в процессе пребывания в новом месте? Какой жизненный опыт вы получили?
  • Какого рода мотивы и намерения вы приобрели в другом городе или стране? Что вы захотели реализовать по возвращению домой?
  • Какие мысли и позиции вы хотели бы сделать составной частью вашего образа жизни?

Во-вторых, когда вы уже вернулись домой, задумайтесь , как вы можете использовать свой новый опыт или знания в повседневной жизни. С помощью каких действий и посредством каких ситуаций вы можете закрепить этот опыт или усилить его эффект. Существует множество способов сделать это. Причем это не обязательно должны быть масштабные затеи. Зачастую большинство впечатлений и переживаний мы можем восстановить в нашей повседневности. Если же мы смотрим на них с привычного ракурса, то заметить их практически нереально.

Проделав вышеописанную работу, запишите идеи, а затем постарайтесь их реализовать. Не стоит избегать экспериментов. Стремитесь относиться к данному процессу легко и непринужденно. Подпитывайте интерес к тому, что вас завлекало на отдыхе. Какая-то часть того, что вы постараетесь использовать, не приживется или потеряет свою актуальность. Однако большая часть идей сможет попасть прямо в точку и стать частью вас. Именно они могут стать серьезным толчком для вашего развития и улучшения качества жизни.

Знать, как провести отпуск с пользой и суметь трансформировать полученные во время отдыха эмоции в опыт, представляют собой очень ценный навык, который поистине можно назвать бриллиантом вашей личности. Многие умные люди используют путешествия как инструмент развития. Сделайте и вы свои путешествия эффективным способом саморазвития и неиссякаемым источником вдохновения.

Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, трех «миров», не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т. е. объективный и подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир — человеческая субъективность, духовные сущности идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.

Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием его существования, точнее, «о взаимодействии общества и природы. Обращает на себя внимание тот факт, что крупнейшие цивилизации возникали в руслах великих рек, а наиболее успешное развитие капиталистической формации происходило в странах с умеренным климатом. Современный этап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на «покорение природы», игнорирование пределов ее устойчивости по отношению к антропогенным влияниям. Необходимо изменить сознание и поведение миллиардов людей, дабы этот источник саморазвития общества мог действовать и дальше.

Второй источник развития общества связан с технологическими детерминантами, с ролью техники и процессом разделения труда в общественном устройстве. Т. Адорно полагал, что вопрос о приоритете экономики или техники напоминает вопрос о том, что было раньше: курица или яйцо. То же относится к характеру и типу труда человека, который во многом определяет систему общественных отношений. Это стало особенно очевидно в современную эпоху, когда обозначились контуры постиндустриального, информационно-технологического общества. В этом случае основное противоречие возникает между гуманными целями человеческого существования и «бездушным» миром информационной техники, несущим потенциальную угрозу человечеству.

Третий источник саморазвития общества усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. Идея теократии, т. е. управления обществом и государством высшими религиозными авторитетами, была очень популярна в истории, да и сейчас находит место в концепциях религиозного фундаментализма. История общества в этом случае рассматривается как реализация воли Бога, а задача человека — воплотить этот промысел, уделяя основное внимание не земным проблемам, а подготовке к будущей, вечной жизни. В концепциях истории А. Тойнби, II Сорокина основное значение в детерминации развития общества придается морально-религиозному, духовному его совершенствованию, соотношению санкций и наград как ведущей причине групповой солидарности людей. Сторонники коммунистического идеала видят в нем один из основных «двигателей» социального развития, зовущий миллионы людей на борьбу за освобождение человечества и построение справедливого общества.

Очевидно, что в реальном общественном саморазвитии нужно учитывать все три источника. Приоритет каждого из них определяется в зависимости от конкретного этапа развития данного общества. Взаимодействие этих источников внутренне противоречиво, и, как давно было замечено, процесс разрешения этих противоречий подчинен определенной ритмике.

Видный французский историк Ф. Бродель говорил, что исторические события — это пыль, а главное — циклы и тренды, т.е. длинные циклы продолжительностью 100 лет и более. Философский смысл ритмики истории связан с пониманием процесса развития в целом. Оно протекает или линейно (от сотворения мира Богом до Страшного Суда), или циклично с возвращением как бы к прошлому, но на ином уровне (спираль истории).

Концепция П. Сорокина основана на представлении о трех типах фундаментальных культур в истории человечества: религиозной, промежуточной и материалистической. В культуре первого вида (типа) движение истории и ее ритм определяются взаимодействием трех воль: Божьей, бесовской и человеческой. В культуре третьего типа, материалистической, история развивается на основе чувственно воспринимаемой реальности, изменения которой выступают в качестве ведущего фактора истории. Переход от культуры одного типа к культуре другого осуществляется через культуру промежуточного типа, имеющего последовательные стадии: кризис — крушение — очищение — переоценка ценностей — возрождение.

В конце XX в. Ф. Фукуяма выдвинул представление о «конце истории» как следствии ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств. Другие исследователи полагают, что мировая история сейчас находится в точке бифуркации, где соотношение порядка и хаоса меняется и наступает ситуация непредсказуемости. Современная историческая и философская мысль только нащупывает основные закономерности ритмики исторического развития, связанные с тяжестью глобальных проблем человечества.

Последние материалы раздела:

Слава приходит, когда ее не ждешь. Так пришла она и к серому кролику Кочерыжке, кото- рый в один прекрасный день стал знаменитым. В тот день кролик.

Во сне, в отличие от реальной жизни, уголь является в качестве предупреждения о грядущих переменах. Какими именно они будут и к чему снится уголь в.

Азбука толкования снов Насильственное перемещение вас с места нахождения — предупреждает о посягательстве на вашу личную свободу. Похищение вас.

Общественный прогресс: понятие, примеры, формы, критерии

Планирование

Человеческое общество – сложная и постоянно меняющаяся система, в которой всё время происходят какие-то процессы. Оно движется вперёд и развивается, и это развитие никогда не останавливается. Данное явление называется общественным или социальным прогрессом, и сегодня мы подробно поговорим о том, что оно собой представляет, как проявляется и к каким позитивным или негативным последствиям может приводить.

Что такое общественный прогресс?

Общественный прогресс – это развитие, через которое проходит человеческое общество на протяжении всего своего существования. Это движение от низкого уровня к высокому, от примитивного общества к высокоразвитому, от дикого к цивилизованному. Движущими силами общественного прогресса являются достижения в науке, технике, социальной сфере, культуре и других областях человеческой деятельности.

Автором концепции социального прогресса считается французский публицист Шарль Сен-Пьер. Он был убеждённым пацифистом и сторонником целенаправленного развития человечества. В 1737 году в одной из своих монографий он высказал мысль, что прогресс неизбежно будет происходить, поскольку Бог заложил его в нашу природу. Как и другие природные явления, он естественен для каждого человека в отдельности и для всего общества в целом.

Иногда на смену прогрессу приходят такие процессы как:

  • стагнация (застой, продолжительный период без перемен);
  • регресс (откат прогресса, движение назад и потеря достижений).

Характерной особенностью понятия «прогресс» является то, что его можно употреблять только по отношению к человеческому обществу. А в случае живой природы и окружающей среды более уместны слова «эволюция» и «развитие». Развитие – это более обширное понятие, чем прогресс, поскольку любой прогресс по своей сути является развитием, но не всякое развитие можно назвать прогрессом.

Примеры общественного прогресса

Прогресс сопровождает человечество на протяжении всей его истории. При этом регулярно происходят открытия и другие значимые события, оценивая которые, можно с уверенностью сказать, что это и есть общественный прогресс. В качестве примеров можно привести следующие события:

  • Первобытные люди научились добывать огонь, готовить на нём еду и использовать его, чтобы согреться. По сути, именно с «приручения» огня начинается история человечества.
  • Во время Неолитической революции (10-12 тысяч лет назад) люди перешли к оседлому образу жизни, начали создавать всевозможные орудия и обрабатывать землю. На смену доаграрному обществу пришло аграрное, и это одна из самых значимых вех общественного прогресса.
  • Изобретение книгопечатания (1445 год) позволило значительно повысить общий уровень грамотности населения, что положительно сказалось на развитии человечества.
  • Эпоха Великих географических открытий (15-17 века) позволила европейцам значительно расширить свои империи, а впоследствии поспособствовала созданию множества новых государств.
  • В 1776 году в США была подписана Декларация независимости. Это событие считается одним из важнейших в американской истории.
  • Великая Французская революция (1789-1799) позволила «переформатировать» общество и избавиться от социальной стратификации, провозгласив такие идеалы как свобода, равенство и братство.
  • К концу 19-го века весь мир отказался от рабства, крепостничества и подобных им явлений. Сформировалось понимание того, что все люди равны и обладают одинаковыми правами и свободами от рождения.

Критерии общественного прогресса

В социальных науках общественный прогресс оценивается по базовым критериям, каждый из которых характеризует развитие человеческого общества в одном из ключевых направлений. Исследователи выделяют четыре таких критерия:

  • Социальный. Данный критерий объединяет различные аспекты социального развития, такие как права и свободы, качество жизни людей, доступ к различным благам цивилизации, классовое расслоение, разница в доходах, ценность человеческой жизни и прочее. Двигателями социального прогресса являются реформы и революции. И то, и другое подразумевает перемены в жизни общества, но второй вариант более радикален и чреват большим количеством жертв.
  • Экономический. Очевидно, что этот критерий объединяет в себе различные экономические показатели, такие как ВВП, объем торговли, развитие банковской сферы, доходы граждан, развитие промышленности и количество доступных рабочих мест. Данный критерий можно считать самым важным, поскольку он оказывает решающее влияние на остальные критерии, которые значительно быстрее развиваются при наличии сильной и здоровой экономики.
  • Духовный. Этот критерий самый неоднозначный, поскольку в разных культурах преобладают разные духовные ценности. За примерами далеко ходить не надо. В Европе сегодня одной из важнейших ценностей является толерантность, в частности, по отношению к сексуальным меньшинствам. В то же время в арабских странах однополая любовь считается неприемлемым и абсолютно бездуховным явлением. Но есть и общие моменты. К примеру, в любом обществе осуждаются убийства, воровство и большинство других преступлений.
  • Научно-технический. Сюда входят различные открытия и изобретения, разработка новых технологий и создание революционных продуктов, меняющих жизнь человечества (к примеру, всего 30 лет назад люди жили без мобильной связи). Данный критерий прогресса не является основополагающим, но он достаточно объективно отражает общее развитие человечества.

Основные подходы к изучению прогресса

Исследователи выделяют два основных подхода:

  • Линейный. Данный подход называется также стадиально-цивилизационным или формационным. Социальный прогресс рассматривают как линейный процесс, проистекающий в соответствии с определёнными закономерностями и всегда ведущий к развитию.
  • Нелинейный. Этот подход называют также локально-цивилизационным. В нём общественный прогресс рассматривается как процесс, не имеющий чётко выраженного направления движения. Подъёмы, падения и стагнации постоянно сменяются между собой.
Читать статью  Что делать, если ничего не получается: 4 совета гештальт-терапевта

Формы общественного прогресса

Общество представляет собой очень сложную динамически меняющуюся и непрерывно развивающуюся систему. Из-за высокой сложности оно никогда не стабилизируется и постоянно будет находиться в развитии. При этом можно выделить три основных формы развития: эволюция, революция и модернизация. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Эволюционное развитие

Данная форма подразумевает постепенные незначительные усовершенствования, улучшающие различные аспекты в разных сферах жизни общества. К примеру, у компьютеров, смартфонов и другой современной техники постоянно улучшаются характеристики. Повышаются частоты процессоров, добавляются новые ядра, увеличивается количество памяти. Эти улучшения нельзя назвать революционными, но они нравятся людям и делают их жизни немного проще и интереснее.

2. Революционное развитие

Эта форма подразумевает радикальные улучшения, которые вносят серьёзные перемены в какую-то из сфер жизни (или во все сразу). К примеру, появление мобильных телефонов в корне поменяло жизнь общества.

Здесь возможны два варианта:

  • Реформа. Это целенаправленные преобразования, не разрушающие предыдущий порядок, а дополняющие и постепенно вытесняющие его. Реформы не затрагивают фундаментальные основы, а предлагают что-то новое (часто радикально новое).
  • Революция. Это резкие перемены, которые часто происходят за счёт разрушения фундаментальных основ предыдущего порядка.

В истории термином «революция» обычно обозначают насильственную смену власти. Как правило, это подразумевает смену политического режима и полное переустройство общества. Очень редко революции проходят мирно, гораздо чаще они приводят к смутам, репрессиям, гражданским войнам и другим разрушительным последствиям для общества. Но и в других областях это встречается часто. К примеру, маркетологи любят говорить, что продукт, который они рекламируют, совершит революцию в определённой сфере.

3. Модернизация общества

Модернизацией социологи называют переходы между разными формами общества (от доаграрного к аграрному, от аграрного к индустриальному и так далее). Современные авторы выделяют два вида модернизации:

  • Первичная.Это модернизация, которая осуществляется впервые. К примеру, прогресс западного капиталистического общества с переходом к индустриальному, а затем и к информационному типу.
  • Вторичная.Это модернизация «догоняющих» обществ, у которых уже есть готовый пример для подражания, а также понимание конечного результата.

Вторичную модернизацию часто называют «вестернизацией», поскольку речь идёт о том, что восточная культура заимствует что-то у западной. Сегодня можно говорить, что «вестернизация» приводит к постепенному вытеснению местных культур и переходу к универсальным ценностям.

Негативные последствия прогресса

Интуитивно большинство людей воспринимает прогресс как позитивное явление, однако он может приводить и к негативным последствиям. В качестве примера можно рассмотреть развитие СССР в 1930-е годы. Государством руководил Иосиф Сталин, в стране очень быстро развивались промышленность, экономика, наука и техника. А вот в духовной и социальной сферах дела обстояли намного хуже – качество жизни людей ухудшалось.

При Никите Хрущёве уделялось много внимания развитию сельского хозяйства и, в частности, разработке новых земель. Осваивая целину, люди действительно смогли значительно повысить урожаи. Вот только со временем стало понятно, что плодородность почвы быстро снижается. Целинные земли – это ценный ресурс, расходовать который нужно с умом. А политика Хрущёва привела к тому, что значительное количество земель было испорчено.

Ещё один пример можно взять в нашем времени. Современная компьютерная техника и телекоммуникационные технологии предоставляют людям просто потрясающие возможности для поиска информации, общения, образования и решения других важных задач. Интернет – одно из величайших достижений и ценнейших достояний человечества. В то же время интернет сделал возможными такие вещи как кибербуллинг, хакерские атаки, похищение личных данных, шантаж и прочее.

Общественный прогресс: понятие, примеры, формы, критерии

Планирование

Человеческое общество – сложная и постоянно меняющаяся система, в которой всё время происходят какие-то процессы. Оно движется вперёд и развивается, и это развитие никогда не останавливается. Данное явление называется общественным или социальным прогрессом, и сегодня мы подробно поговорим о том, что оно собой представляет, как проявляется и к каким позитивным или негативным последствиям может приводить.

Что такое общественный прогресс?

Общественный прогресс – это развитие, через которое проходит человеческое общество на протяжении всего своего существования. Это движение от низкого уровня к высокому, от примитивного общества к высокоразвитому, от дикого к цивилизованному. Движущими силами общественного прогресса являются достижения в науке, технике, социальной сфере, культуре и других областях человеческой деятельности.

Автором концепции социального прогресса считается французский публицист Шарль Сен-Пьер. Он был убеждённым пацифистом и сторонником целенаправленного развития человечества. В 1737 году в одной из своих монографий он высказал мысль, что прогресс неизбежно будет происходить, поскольку Бог заложил его в нашу природу. Как и другие природные явления, он естественен для каждого человека в отдельности и для всего общества в целом.

Иногда на смену прогрессу приходят такие процессы как:

  • стагнация (застой, продолжительный период без перемен);
  • регресс (откат прогресса, движение назад и потеря достижений).

Характерной особенностью понятия «прогресс» является то, что его можно употреблять только по отношению к человеческому обществу. А в случае живой природы и окружающей среды более уместны слова «эволюция» и «развитие». Развитие – это более обширное понятие, чем прогресс, поскольку любой прогресс по своей сути является развитием, но не всякое развитие можно назвать прогрессом.

Примеры общественного прогресса

Прогресс сопровождает человечество на протяжении всей его истории. При этом регулярно происходят открытия и другие значимые события, оценивая которые, можно с уверенностью сказать, что это и есть общественный прогресс. В качестве примеров можно привести следующие события:

  • Первобытные люди научились добывать огонь, готовить на нём еду и использовать его, чтобы согреться. По сути, именно с «приручения» огня начинается история человечества.
  • Во время Неолитической революции (10-12 тысяч лет назад) люди перешли к оседлому образу жизни, начали создавать всевозможные орудия и обрабатывать землю. На смену доаграрному обществу пришло аграрное, и это одна из самых значимых вех общественного прогресса.
  • Изобретение книгопечатания (1445 год) позволило значительно повысить общий уровень грамотности населения, что положительно сказалось на развитии человечества.
  • Эпоха Великих географических открытий (15-17 века) позволила европейцам значительно расширить свои империи, а впоследствии поспособствовала созданию множества новых государств.
  • В 1776 году в США была подписана Декларация независимости. Это событие считается одним из важнейших в американской истории.
  • Великая Французская революция (1789-1799) позволила «переформатировать» общество и избавиться от социальной стратификации, провозгласив такие идеалы как свобода, равенство и братство.
  • К концу 19-го века весь мир отказался от рабства, крепостничества и подобных им явлений. Сформировалось понимание того, что все люди равны и обладают одинаковыми правами и свободами от рождения.

Критерии общественного прогресса

В социальных науках общественный прогресс оценивается по базовым критериям, каждый из которых характеризует развитие человеческого общества в одном из ключевых направлений. Исследователи выделяют четыре таких критерия:

  • Социальный. Данный критерий объединяет различные аспекты социального развития, такие как права и свободы, качество жизни людей, доступ к различным благам цивилизации, классовое расслоение, разница в доходах, ценность человеческой жизни и прочее. Двигателями социального прогресса являются реформы и революции. И то, и другое подразумевает перемены в жизни общества, но второй вариант более радикален и чреват большим количеством жертв.
  • Экономический. Очевидно, что этот критерий объединяет в себе различные экономические показатели, такие как ВВП, объем торговли, развитие банковской сферы, доходы граждан, развитие промышленности и количество доступных рабочих мест. Данный критерий можно считать самым важным, поскольку он оказывает решающее влияние на остальные критерии, которые значительно быстрее развиваются при наличии сильной и здоровой экономики.
  • Духовный. Этот критерий самый неоднозначный, поскольку в разных культурах преобладают разные духовные ценности. За примерами далеко ходить не надо. В Европе сегодня одной из важнейших ценностей является толерантность, в частности, по отношению к сексуальным меньшинствам. В то же время в арабских странах однополая любовь считается неприемлемым и абсолютно бездуховным явлением. Но есть и общие моменты. К примеру, в любом обществе осуждаются убийства, воровство и большинство других преступлений.
  • Научно-технический. Сюда входят различные открытия и изобретения, разработка новых технологий и создание революционных продуктов, меняющих жизнь человечества (к примеру, всего 30 лет назад люди жили без мобильной связи). Данный критерий прогресса не является основополагающим, но он достаточно объективно отражает общее развитие человечества.

Основные подходы к изучению прогресса

Исследователи выделяют два основных подхода:

  • Линейный. Данный подход называется также стадиально-цивилизационным или формационным. Социальный прогресс рассматривают как линейный процесс, проистекающий в соответствии с определёнными закономерностями и всегда ведущий к развитию.
  • Нелинейный. Этот подход называют также локально-цивилизационным. В нём общественный прогресс рассматривается как процесс, не имеющий чётко выраженного направления движения. Подъёмы, падения и стагнации постоянно сменяются между собой.

Формы общественного прогресса

Общество представляет собой очень сложную динамически меняющуюся и непрерывно развивающуюся систему. Из-за высокой сложности оно никогда не стабилизируется и постоянно будет находиться в развитии. При этом можно выделить три основных формы развития: эволюция, революция и модернизация. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Эволюционное развитие

Данная форма подразумевает постепенные незначительные усовершенствования, улучшающие различные аспекты в разных сферах жизни общества. К примеру, у компьютеров, смартфонов и другой современной техники постоянно улучшаются характеристики. Повышаются частоты процессоров, добавляются новые ядра, увеличивается количество памяти. Эти улучшения нельзя назвать революционными, но они нравятся людям и делают их жизни немного проще и интереснее.

2. Революционное развитие

Эта форма подразумевает радикальные улучшения, которые вносят серьёзные перемены в какую-то из сфер жизни (или во все сразу). К примеру, появление мобильных телефонов в корне поменяло жизнь общества.

Здесь возможны два варианта:

  • Реформа. Это целенаправленные преобразования, не разрушающие предыдущий порядок, а дополняющие и постепенно вытесняющие его. Реформы не затрагивают фундаментальные основы, а предлагают что-то новое (часто радикально новое).
  • Революция. Это резкие перемены, которые часто происходят за счёт разрушения фундаментальных основ предыдущего порядка.

В истории термином «революция» обычно обозначают насильственную смену власти. Как правило, это подразумевает смену политического режима и полное переустройство общества. Очень редко революции проходят мирно, гораздо чаще они приводят к смутам, репрессиям, гражданским войнам и другим разрушительным последствиям для общества. Но и в других областях это встречается часто. К примеру, маркетологи любят говорить, что продукт, который они рекламируют, совершит революцию в определённой сфере.

3. Модернизация общества

Модернизацией социологи называют переходы между разными формами общества (от доаграрного к аграрному, от аграрного к индустриальному и так далее). Современные авторы выделяют два вида модернизации:

  • Первичная.Это модернизация, которая осуществляется впервые. К примеру, прогресс западного капиталистического общества с переходом к индустриальному, а затем и к информационному типу.
  • Вторичная.Это модернизация «догоняющих» обществ, у которых уже есть готовый пример для подражания, а также понимание конечного результата.

Вторичную модернизацию часто называют «вестернизацией», поскольку речь идёт о том, что восточная культура заимствует что-то у западной. Сегодня можно говорить, что «вестернизация» приводит к постепенному вытеснению местных культур и переходу к универсальным ценностям.

Негативные последствия прогресса

Интуитивно большинство людей воспринимает прогресс как позитивное явление, однако он может приводить и к негативным последствиям. В качестве примера можно рассмотреть развитие СССР в 1930-е годы. Государством руководил Иосиф Сталин, в стране очень быстро развивались промышленность, экономика, наука и техника. А вот в духовной и социальной сферах дела обстояли намного хуже – качество жизни людей ухудшалось.

При Никите Хрущёве уделялось много внимания развитию сельского хозяйства и, в частности, разработке новых земель. Осваивая целину, люди действительно смогли значительно повысить урожаи. Вот только со временем стало понятно, что плодородность почвы быстро снижается. Целинные земли – это ценный ресурс, расходовать который нужно с умом. А политика Хрущёва привела к тому, что значительное количество земель было испорчено.

Ещё один пример можно взять в нашем времени. Современная компьютерная техника и телекоммуникационные технологии предоставляют людям просто потрясающие возможности для поиска информации, общения, образования и решения других важных задач. Интернет – одно из величайших достижений и ценнейших достояний человечества. В то же время интернет сделал возможными такие вещи как кибербуллинг, хакерские атаки, похищение личных данных, шантаж и прочее.

Источник https://bezdepbonus.ru/kakie-istochniki-samorazvitiya-obshchestva-vydelil-avtor-istochnik-razvitiya.html

Источник https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/obshhestvennyj-progress.html

Источник https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/obshhestvennyj-progress.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: