НИКОЛАЙ СЫСОЕВ

Содержание статьи

Саморазвитие личности: в чем смысл?

Goal-Life: Курс карта жизни Goal-Life.com: Курс карта жизни

Ты согласишься со мной, что каждый человек, который хочет достичь успеха, должен развиваться. Только постоянное саморазвитие и личностный рост дают возможность достигать поставленных целей и воплощать свои мечты в реальность.

У человека есть только два пути: или прогресс, или деградация; консерватизм в чистом виде противоречит сути законов Вселенной

Альфред Норт Уайтхед

Для начала, чтобы понять что же такое саморазвитие личности, мы должны четко определить несколько основных понятий.

Личность – это совокупность выработанных когда-то в прошлом привычек и предпочтений, которые обусловлены приобретенным опытом и социокультурным опытом, а так же это набор психофизических черт и особенностей человека. Все это определяет повседневное поведение человека, его связь с обществом и природой.

Развитие личности – это очень важный и в тоже время сложный процесс, включающий такие понятия, как самопознание и саморазвитие.

Самопознание – это изучение своих личностных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Самопознание начинается в младенчестве и продолжается потом всю сознательную жизнь. Если говорить простыми словами, то это познание самого себя для того, чтобы понять, кто я, зачем живу и чего хочу.

Саморазвитие – это процесс всестороннего развития личности, который выражается в самостоятельном изучении чего- либо и применения этих знаний на практике, осуществляется все это без всякого внешнего контроля. У саморазвития есть три формы: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация.

Самоутверждение – это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению и подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то — спорт, искусство или наука.

Самосовершенствование – наиболее адекватная форма саморазвития, которая предполагает, что человек сам стремиться быть лучше, стремиться к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых пока у него нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел.

Самоактуализация умение человека стать тем, кем он должен быть, т.е. выполнить свою миссию, свое предназначение в жизни.

Если теперь мы проанализируем все вышеупомянутые определения, то получается, что мы развиваем и совершенствуем совокупность выработанных привычек и предпочтений, которые сформировались под влиянием общества, наш опыт и приобретенные знания, набор психофизических черт и социальных масок. Как итог развития личности, мы и получаем личностный рост и изменение нашей реальности вокруг.

Саморазвитие личности – индивидуальный путь

Ты со мной согласишься, что большинство людей переходя рамку в 25-30 лет перестают довольствоваться теми навыками и способностями, что у них есть и начинают задумываться о саморазвитии личности. Если посмотреть на детство и юность, то тут развитие происходит под влиянием внешних факторов (социальные устои). Тебе нужно идти в детский сад, потом в школу, техникум, институт и везде тебя учат. Из тебя делают личность, которая могла бы работать на дядю, не покладая рук и ног 5 дней в неделю, 365 дней в году. А вот когда мы становимся взрослыми, то приходит осознание (опять же к немногим), что мы обрасли множеством ненужных привычек, комплексов и повседневных забот. Начинаешь думать, что жизнь следующие годы будет состоять из двух этапов: работа и пенсия. Все как-то серо, угрюмо что ли, а хочется, чтобы появилась радуга, больше было веселья, радости, любви.

И вот как раз к годам 23 я уже понимал, что у меня есть выбор: плыть дальше по течению, как плывут все или попытаться вырваться из круговорота и рутины серых дней. Как ни печально, но первый вариант предпочитают большинство, а я пошел по второму и открыл прекрасный путь саморазвития личности.

Существует огромное количество теорий и способов развития личности, что без подготовки сразу возникает множество вопросов: «Что почитать для саморазвития?», «Какой путь саморазвития более эффективный?», «Лучше духовное или физическое развитие?». И те люди, которые хотят начать практиковать, должны понимать одно, что саморазвитие личности – это индивидуальный путь. Да, можно брать знания, применять из, анализировать, но систему, которая будет давать тебе результаты ты должен строить сам. Все люди разные, с разными исходными позициями и поэтому путей бесконечное множество. Поэтому нет никакого верного пути саморазвития личности, который подходил абсолютно для всех, но каждый должен разобраться в себе, понять кто он и чего хочет, а потом начать свое путь саморазвития.

В чем смысл саморазвития личности?

Здесь я заготовил тебе очень хорошую притчу.

Журналист спросил мастера:
— Что вы обычно делали до того, как стали Просветлённым?
— Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца.
— А теперь, когда вы стали Просветлённым, что вы делаете?
— Что же я могу делать? Рублю дрова и ношу воду из колодца.
Журналист, естественно, удивился:
— Тогда в чём же тогда разница?
Мастер улыбнулся:

Система гармоничного развития личности, которая приведет к счастью, успеху и богатству

1 уникальная система развития личности
3 важных вопроса для осознанности
7 сфер для создания гармоничной жизни
21 вектор для эффективного развития

— Разница большая. Теперь всё происходит естественно. Раньше это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказывали это делать. Мой учитель велел мне рубить дрова, и я рубил, хотя в глубине души не желал этого делать. Теперь я рублю дрова, зная сопряжённую с этим радость. Это уже не обязанность, а понимание. Холодает, скоро зима, нам будут нужны дрова. Учитель стареет, ему нужно больше тепла. Из этой же любви я ношу ему воду из колодца. Разница – огромна. Нет неохоты, нет сопротивления. Я откликаюсь на текущую необходимость, и нахожу в этом радость.
Мораль: Найти себя таким, каким хочется, невозможно — себя можно только создать. Смысл саморазвития и внутреннего поиска – не в том, чтобы кардинально изменить внешние показатели жизни (хотя они наверняка изменятся). Главная ценность – во внутреннем понимании. И даже если условия Вашей жизни со стороны остаются какое-то время неизменными, лично для Вас – это две разные жизни. И со временем разница между этими двумя жизнями станет в пропасть. Выбор за Вами.

Именно во внутреннем понимании кто я такой, зачем здесь живу и своего места на планете и заключается смысл развития личности. Когда благодаря самопознанию и саморазвитию личность достигнет внутреннего понимания, то самим собой придет внутренний покой, чувство гармонии, ощущение счастья и зачем там еще так многие гоняться.

А само саморазвитие личности дает нам преимущество перед неосознанным развитием, потому что тот путь, который нам заготовила Вселенная, Бог, Высший разум, мы в состоянии пройти более быстро, т.е. более осознанно.

Если ты хочешь встать на этот путь, то тогда узнай с чего начать саморазвитие?

Проблемы саморазвития личности

Путь саморазвития очень труден и не имеет конечной точки.

Проблема Невежества

Невежество поощряется, дабы народ не мог узнать, где причина его страданий.

Лион Фейхтвангер. Гойя, или тяжкий путь познания

Невежество – это неприятие какой-либо новой информации или ее полное отрицание без изначального изучения.

Аргумент: «Я и так все знаю!» Так говорят многие люди, которых можно назвать невежами, хотя они себя считают очень «умными» людьми. Давайте вспомним, что говорит Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Как так происходит? Одни говорят, что все знают, а другие, что ничего.

Так вот первая группа – это люди, которые думают, что они все знают из-за этого они попадают под эгрегор невежества. Они наполняют себя любой информацией, забивают себя ей до отказа и, как мешки с картошкой, начинают ходить и говорить, что вот посмотрите я такой умный, я много чего знаю. Вся трагикомедия жизни таких людей заключается в том, что они не оставляют места для чего-то нового, они программируют себя на полноту знаний. Такие люди останавливаются в своем развитии. Зачем? Они и так же умные уже. Но саморазвитие личности, как и развитие всей Вселенной не может остановиться. Это противоречит основам всего мироздания. И получается, что такие люди не превозносятся над другими, а наоборот – отстают ото всех.

Такая проблема саморазвития очень актуальна и не дает многим понять, что можно только приближаться к совершенству, но не достигнуть его. А чтобы это делать, необходимо постоянно опустошать свой сосуд знаний и наполнять его новыми, более новыми и нужными знаниями. О чем и говорит Сократ. Чтобы познать что-то, нужно быть ничем.

Проблема Лени

Лень и депрессия — это сигнальная система, которая говорит, что вы проживаете не свою жизнь.

Владимир Довгань

Ты поверишь мне, если я скажу, что самой лени как таковой не существует. Да, это всего лишь производная от твоих ограниченных желаний. Когда не к чему стремиться, то вся внутренняя энергия, которая дана тебе на выполнение жизненной миссии, начинает просто застаиваться. Потом все это начинает бродить и получается что-то похожее на квас, только мы это называем ленью.

Поэтому, если у тебя нет своих сокровенных желаний и поставленных целей, то ты станешь ленивым человеком. Ты можешь себя назвать ленивым? Да, так часто многие говорят: «Что-то на меня лень сегодня напала». А как же ей не напасть, ведь делать-то вообще нечего. Остается лежать на диване, смотреть зомбоящик и посасывать пивко, чтобы энергии вообще ни на что не хватило. От лени до деградации человека пальцем падай, а многие ведь этого не понимают. Начинают играть с этой ленью и вот уже незаметно, как становятся алкоголиками, наркоманами, убийцами или просто отбросами общества.

Но что делать, если на тебя напала лень. Первый вариант – ничего не делать. Жизнь сама тебе даст пинка, чтобы ты осознал всю прелесть данной ситуации. Второй вариант – покопаться у себя в подсознании, чтобы понять чего же ты хочешь. Если один не справляешь, то попробуй поменять свое окружение и найти людей с грандиозными целями. Я думаю, ты понял, как избавиться от лени? Просто. Ее нужно выбить настоящими желаниями и поставленными целями.

Проблема Привычек

Легче отказаться от великих целей, чем от мелких привычек.

Азекеандр Кумор

Наши привычки – это какие-то повторяющиеся действия. Привычки бывают хорошим, а бывают вредными, которые губят нас на физическом, эмоциональном и умственном плане.

Как правило, только вредные и пагубные привычки входят в нашу жизнь, когда мы живем совершенно неосознанно. Алкоголизм и курение – самые навязчивые. Стоит только попробывать, как вот у нас уже новая вредная привычка. А появляются они по тому же случаю, что и лень, когда нет желаний, стремлений, когда ты просто стоишь на одном месте и не хочешь куда-то двигаться. Тебя просто засасывает в водовород еще одна пагубная привычка.

И тут вдруг, человек понимает, что он хочет что-то в жизни поменять. Вначале ему, конечно, необходимо будет узнать про цели саморазвития, а потом, чтобы не буксовать и меняться быстрее, избавляться от старых ненужных привычек и встраивать те, которые будут помогать ему на пути саморазвития. Вначале будет очень тяжело. Но как только ты изменить трансформируешь одну свою привычку, вторую, то для тебя этот процесс будет выглядеть не сложнее чем включить телевизор с помощью пульта.

Итак, изменив привычки, ты изменить свою жизнь.

Проблема Сомнения

Начавший уверенно кончит сомнениями; тот же, кто начинает свой путь в сомнениях, закончит его в уверенности.

Френсис Бэкон

Все новые знания мы поддаем сомнению и это правильно. Ведь мы встречаемся с чем-то неизвестным, новым. Но многие так и останавливаются на Уровне Сомнений. Даже может появиться пагубная привычка – сомневаться во всем.

Эта проблема саморазвития заставляет человека стоять на одном месте и еле дышать. «Я знаю формулу достижения успеха!» — радуется Желание, но Сомнение скептически произносит: «Где гарантия, что эта формула работает?» Ну, долго ты еще будешь сомневаться? Давай, уже все проверим.

Читать статью  С чего начать саморазвитие в декрете: 6 шагов, которые изменят вашу жизнь

Люди, которые давно занимаются саморазвитием знают, что сомнение крадет только время и не дает никаких плюсов. Запускать свои сомнения в свои желания, цели, действия – это все равно, что развиваться раковым клеткам в здоровом организме. Никогда не позволяй сомнениям брать верх над желаниями. Многие концентрируются на чем-то отрицательном и это получают. В основе сомнения и создание в своих мыслях результата обратно желаемому. Пойми, что сомнения – это всего лишь недостаток информации. Получи просто ее и сомнение развеется.

Поэтому познавай больше и проверяй все на практике и тогда не будет у тебя никаких сомнений.

Основные принципы саморазвития

Итак, начнем мы, наверное, с самого основного и незаменимого принципа саморазвития.

Учиться и еще раз учиться…

Если вообще вспомнить определение саморазвития, то там говориться об изучении различных знаний и применение их на практике. Так вот знаний много и чтобы это были реально знания, то необходимо все проверять на своей шкуре. Да, мы может читать различные книги по саморазвитию, проходить всевозможные интернет-курсы, ходить на различные тренинги личностного роста, брать индивидуальные уроки, но, чтобы знания были истинными мы должны пропустить их через себя, через свое мировоззрение и опыт. Знания без практики ничего не стоят. А практика – это постоянные ошибки, причем свои.

«И теперь не верьте всему, что я сказал, потому, что я Будда, но проверяйте все на собственном опыте. Будьте сами себе путеводным светом» — якобы последние слова Гаутамы (который Будда).

Какие выводы можно сделать из этих слов?

Любой гуру может заблуждаться. Лучший гуру для себя – это ты.

Приобретенные знания вторичны и практически бесполезны.

Первичен только собственный опыт.

Вот интересное наблюдение. В социальных сетях много мотивирующих цитат, картинок и так далее. Мы их читаем, но они почему-то нам не помогают. Потому что это просто знания, да и то не наши, которые мы совершенно не трансформируем в свой опыт.

Вот допустим высказывание Брюса Ли: «Дисциплина – это не самоограничение, это способ отбросить все лишнее». У меня проблемы с дисциплиной и я когда начал ее тренировать, то думал, что это действительно какое-то ограничение, а потом узнав об этом выражении и пропустив через свой жизненный опыт, понял, что Брюс реально прав. Теперь дисциплина для меня помощник, а не враг.

И нужно помнить, что Истина внутри нас. Чужим умом сыт не будешь. И если ты хочешь достичь основные цели саморазвития, то только твой опыт и свои же ошибки помогут тебе в этом.

Я – творец своей реальности

Саморазвитие – это процесс изменения личности. И в основе должно быть понимание, что все в этой жизни меняется, а также что меняем это все именно мы. Если бы все решали за нас и была бы уже предопределенная судьба, то смысл жизни и вообще всей Вселенной утратил бы свою значимость. В основе вообще всего механизма Вселенной в моем понимании есть сапопознание себя и саморазвитие. Это можно сказать даже Вселенские принципы.

Без понимания управления внутренним и внешним миром нет вообще смысла заниматься саморазвитием. А именно так и делают. Думают, что все предрешено и лежат себе спокойно на диване и смотрят очередной блокбастер, а другие —

Будь сегодня лучше, чем вчера

Только шаг за шагом, изо дня в день, работая над собой, мы сможем достигнуть цели. Поэтому необходимо каждый день становиться хоть чуточку, но лучше чем вчера. А в этом тебе помогут различные аналитические измерения подцелей твоей основной цели.

Вот допустим, я люблю отжиматься. У меня есть программа отжиманий за 15 недель и я по ней ориентируюсь больше я стал отжиматься или нет, какой у меня общий итог, какой за неделю, а может и за сегодняшний день. И становиться легче от того, что я стал лучше сегодня, чем был вчера. Пусть это будет одно отжимание, но оно уже приближает к моей цели.

Сними все ограничения

Как правило, в человеке уже к 20 годам встроено столько лживых установок, что это мешает саморазвитию. Недаром, во многих философских учениях практикуют очищение сознания и ума. Нельзя налить в уже заполненный сосуд. Поэтому когда мы изучаем что-то новое, то нужно забыть все что ты знал до этого. Возможно это вот то, что ускорит твое саморазвитие, а ты отодвигаешься от этого, не хочешь принимать это умом и сердцем и применять на практике. Необходимо каждый раз выходить из зоны комфорта чтобы понять улучшило это тебя или нет.

Психология саморазвития: жизнь – это процесс. Выбираем направление!

Психология саморазвития приобретает все большую популярность за счет эффективных техник становления характера, формирования уверенной в себе личности, открытой для новых знаний и впечатлений, способной легко найти общий язык с другими людьми. Возможен ли процесс постоянного развития и ощущение комфорта на протяжении всего пути?

Основные психические процессы

человеческое познание

Развитие – это изменение внутреннего мира человека под действием внешних факторов и собственных действий, целенаправленная деятельность по достижению результата. Это сознательная работа, требующая количественных и качественных изменений. Саморазвитие, согласно психологии, — это развитие, которое происходит благодаря высокой активности самого человека.

С раннего возраста родители направляют детей с помощью обучения и воспитания. Под действием внешних и внутренних факторов формируется личность , появляются интеллектуальные, нравственные, физические качества.

Развитие проходит по-разному. Одни переходят из класса в класс, затем поступают в университет, потому что «так нужно», идут на работу по специальности. Другие пробуют себя в разных сферах, меняют направление деятельности, ищут новизну.

Откуда берется активность? Из взаимодействия человека и внешнего мира. Посредником выступает человеческое познание и его основные психические процессы:

  • ощущение – то, с чего начинается жизнь, воздействие теплого, холодного, твердого и мягкого;
  • восприятие – сопоставление характеристик объектов для составления целостной картины;
  • мышление – это процесс установления связи между объектами или их характеристиками, а также анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование, получение новых знаний о мире; – это преобразование знаний об объектах внешнего мира, способах взаимодействия с ними;
  • память – это процесс накопления знаний об окружающей реальности, собственных переживаний, мыслей и умозаключений касательно объектов и процессов;
  • внимание – это избирательное направление сознания на решение проблемы.

Большинство людей наделены одинаковыми органами чувств, но остальные психические процессы – это отражение или переработка информации, полученной на этапе ощущения.

Восприятие избирательно. Зависит от силы раздражителя, интереса, опыта и направленности. Мышление направлено на решение задачи, а задача выходит из проблемы или проблемной ситуации, той, которая заставляет искать нестандартное решение. Воображение – это процесс создания образов, отражающих действительность и ее процессы – опыт. Способность напрямую зависит от опыта. Память – отбор и фиксация значимой информации, что опосредованно эмоцией, интересом, целью. Внимание связано с чувствами, интересами, опытом.

Для чего человеку даны все перечисленные способности? Для выживания. Возможность личности приспособиться к новым обстоятельствам зависит от ее развития. Потребность в адаптации выступает одним из механизмов личностного развития и роста в психологии. Ее срыв – это тот самый кризис саморазвития.

Психология саморазвития

Человек, открытый к саморазвитию, – это ученый, который при столкновении с проблемой собирает факты, формирует гипотезы и действует, чтобы воплотить их в реальность.

Психология саморазвития личности имеет два направления:

  1. Внешнее. Нацелено на выбранную деятельность и ее улучшение. Это постановка целей, разработка плана, мотивация и контроль.
  2. Внутреннее. Развитие внутреннего мира, анализ и самоанализ событий, оценка и совершенствование.

Прогресс в саморазвитии наблюдается тогда, когда человек:

  • ориентируется на общечеловеческие ценности, стремится копить знания, чтобы быть полезным обществу (бесполезно копить знания исключительно для себя);
  • умеет планировать и действовать согласно плану;
  • способен мобилизовать себя, преодолевать трудности;
  • оценивает собственные сильные и слабые стороны, осознает готовность к новой деятельности.

Саморазвитие в психологии — это целенаправленные действия, сосредоточенные на изменении реальности, картины мира и себя с помощью выбора целей, средств их достижения, жизненным принципов.

Что мешает развиваться? Страх ответственности, лень, эгоцентризм, позиция жертвы. Эти качества нужно заменить теми, которые будут способствовать самосовершенствованию:

  1. Осознанность. Это умение переживать текущие эмоции, не углубляясь в переживания прошлого или будущего.
  2. Познание. Это то, что делает человека человеком. Определяется в умении не только ощущать, но и воспринимать, обдумывать, запоминать.
  3. Действие. Выбор деятельности, в которой хотелось бы совершенствовать навыки и умения, ставить цели и задачи.
  4. Жизненные идеалы (идеи). Это высшие цели, поставленные перед собой, как человеком, и перед обществом.
  5. Ответственность. Умение принимать тот факт, что происходящее вокруг – результат собственных поступков или их отсутствия.

Не стоит забывать и о здоровье. Болезни, слабость и усталость мешают саморазвитию, поэтому нужно вести правильный образ жизни, поддерживать работоспособность тела.

Мотивация

В психологии саморазвития мотивация – это топливо для действий, решений. Многие люди тратят время на поиск мотива, причины, довода, «пинка». Однако мотивация есть у каждого, но с ошибочным вектором. Достаточно сменить минус на плюс.

психология саморазвития мотивации

Мотивы могут быть внутренними (успех в работе, потребность в учебе), или внешними (престижное авто, высокий заработок).Но не это является побудительной силой или преградой к действию.Есть люди, ориентированные на успех и на неудачу. «Я так и знал! У меня ничего не получается. Это моя судьба». Чтобы переориентироваться на успех, надо воспринимать неудачу, как вызов:

  • пересмотреть цели, раздробить их на более мелкие;
  • учесть риски, создать варианты плана;
  • найти партнеров;
  • постоянно учиться, расширять арсенал средств для достижения целей.

Конструктивная реакция на неудачи – это источник мотивации.

Результат

Теория Карла Роджерса в психологии определяет саморазвитие, как реализацию человеком своего потенциала. Это стремление стать полноценно функционирующей личностью, жизнь которой наполнена смыслом, поисками и волнениями. Считается, что саморазвитие доступно только в духовном плане как высшее звено потребности. Это далеко не так. Саморазвитие происходит на любом этапе, в любой деятельности.

Как добиться результата? Поставить цель. Она должна находиться в плоскости, которая находит отклик во внутреннем мире, и позволяет развиваться внешне, воплощается в действие, в практику, формирует социальную роль человека.

План саморазвития

Адаптация происходит только тогда, когда в этом есть необходимость. Потому саморазвитие, как сознательная активность, возникает в ответ на конкретную практическую проблему. При этом она должна относиться к области, изучение которой человеку интересно.

План в психологии саморазвития для творчества, бизнеса строится так:

  1. Выбрать области для развития – темы, о которых интересно читать, размышлять.
  2. Обозначить мотивы (повышение самооценки, самоуважение; самообучение, рост профессионализма).
  3. Поставить цели. Их может быть несколько (но в пределах возможностей).
  4. Описать свои сильные стороны. Это знания, возможности, качества, которые помогут в достижении цели.
  5. Определить риски и недостатки, то, что может помешать.
  6. Выбрать навыки и знания, которые нужно получить.
  7. Создать план на неделю. Он включает цели, ресурсы для их достижения, возможные риски и время на обучение.

Даже если план самосовершенствования примерный, по ходу действия его можно скорректировать.

Идейность и восприятие

Когда каждый шаг в деятельности посвящен важным для личности идеям, то и восприятие подсознательно будет ориентировано на получение информации в данной области.

Идейность – это подчинение деятельности принципам, которые отвечают нравственным, социальным или эстетическим идеалам, точке зрения. Защита собственного мнения – то, что движет человеком, дает силы. Идейному человека любая деятельность дается проще.

Основные этапы самосовершенствования личности

Саморазвитие у всех проходит по-разному. Но есть и общие этапы.

Потребность в переменах

В какой-то момент человек понимает, что нужно меняться. Он больше не видит логики в действиях окружающих, теряет вкус к жизни и навыки, чувствует неудовлетворенность собой и своим окружением. Важные дела постоянно откладываются на потом, а при их выполнении не получается сосредоточиться и собраться с мыслями.
Если есть хотя бы один из описанных «симптомов», нужно что-то менять.

Представление об идеальном «Я»

Итак, решено: переменам быть. Вместе с этим осознанием приходит понимание, что нужно изменить. Этот этап требует постановки целей. Не обязательно сразу больших.
Для примера можно привести улучшение финансового положения. Это абстрактная цель. Ее следует конкретизировать. Для чего нужны день? Может быть, для приобретения машины? Или для отдыха за границей?

Поиск сильных и слабых сторон

Их нужно искать после того, как определены цели. Не стоит расстраиваться, если есть недостатки. В какой-то мере они также могут поспособствовать саморазвитию. К примеру, критическое мышление поможет оценить ситуацию со всех сторон. А медлительность и вдумчивость защитят от досадных ошибок, возникших из-за спешки.

Составление плана действий

Следующий этап – составление четкого плана. Его нужно разбить на несколько частей. Так будет легче идти к главной цели. Не отступать от нее помогут тренинги, мастер-классы и истории людей, которые смогли добиться успеха.

Читать статью  Саморазвитие и самореализация учащихсястатья по теме

Активные действия

Начинать нужно как можно быстрее. Не стоит оглядываться на тех, кто не верит в успех задуманного и отговаривает от движения вперед. Лучше ориентироваться на активных и успешных людей.
На этом этапе нужно не только получать знания, нор и применять их на практике.

Советы специалистов: путь к саморазвитию

желание больше работать

Людям, которые занимаются саморазвитием, подчинили жизнь конкретной идее, которую усиленно проводят через практику, некогда скучать, тратить время на сравнение, зависть. Они не глушат собственное сознание. Они заняты и увлечены.

Возможно, высокий уровень стресса немного тормозит их развитие. Но это не проблема. Ситуация изменится, стоит лишь привести жизнь в порядок. Техники саморазвития личности в психологии касаются изменений в физическом, эмоциональном и умственном состоянии.

Достаточно времени на сон

Сокращать количество сна ниже положенных 6-7 часов не стоит, ведь это путь к стрессу из-за повышения уровня кортизола. Нужно оптимизировать режим: ложиться не позднее 23:00. Выработка гормона роста поможет концентрации внимания, памяти.

Любимое утро

Утром отдохнувшая нервная система готова воспринимать информацию. Считается, что это лучшее время для запоминания. Используйте его до того, как накопится стресс. Утром приходят важные решения.

Полюбите полезные ритуалы: вода с лимоном, полезный завтрак. На работу ходите пешком, одновременно прослушивая аудиокниги. Поддерживать здоровье важно для мозга.

Расставляем приоритеты

«Мне некогда» — это желание угодить кому-то, но не себе. Отдайте приоритет тому, что даст задел на будущее – реализации идеи. Продвигайтесь к цели, а не жертвуйте в угоду однодневным выгодам и заботам. Они никуда не денутся.

Позитивные мысли

Покориться событиям, считать уроки? Нет, лучше извлекать из происходящего пользу. Нет смирению, да возможностям. Заменить вопрос «За что?», вопросом «Для чего?». Анализировать, задавать вопросы, ставить цели.
Это пример мышления и поведения человека, стремящегося стать лучше.

Улыбка

Вынужденная улыбка красива только внешне. Заставлять себя улыбаться постоянно не получится. Поэтому нужно слушать себя, замечать не только плохое, но и хорошее. Таких ощущений предостаточно. Это теплый душ после прогулки в холодную пору, чашка любимого чая, неожиданная идея. Замечайте приятности, наблюдайте за природой, за людьми на улице. Улыбнитесь прекрасному.

Проектирование

Нет предела совершенству. Проект по саморазвитию включает шаги необходимые для самореализации. Дополняйте или меняйте их по мере достижения поставленных целей.

Вывод

Невозможно развиваться, ориентируясь только на действие, не получая отклика во внутреннем мире. Это быстро приводит к психологическому выгоранию. На самоконтроле далеко не вытянуть.

Дело, занятие, работа должны дополнять картину внутреннего мира, улучшать самооценку, помогать совершенствоваться. Понимая это, многие видят ошибку в выборе профессии. Но не отчаивайтесь. Развиваться никогда не поздно.

Самореализация

самореализация фото

Самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме. Согласно учения Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» самореализация представляет собой наивысшую потребность личности. Индивиду просто жизненно необходимо предопределить и осознать свое персональное место в обществе, жизни, эффективно использовать собственные заложенные природой задатки, проявить собственную личность по максимуму в действительном мире ради того чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.

Самореализация личности

Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.

Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.

Существует множество методов, способствующих самореализации, но наибольшее применение получило несколько из них.

Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.

Личность представляет одновременно и объект, и субъект социальной взаимосвязи. Поэтому в ходе личностной социализации огромным значением обладает активная позиция самой личности, ее склонность к определенной деятельности, общая стратегия поведения. Целеустремленная деятельная личность, стремящаяся к наиболее эффективной самореализации, чаще всего, добивается большего успеха в жизни, нежели индивидуум, шагающий на поводу у происходящих обстоятельств.

Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.

Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др. Все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгосрочную перспективу. Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.

Первый тип — это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.

Второй тип — это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.

Третий тип — это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.

Выбор жизненной стратегии может иметь зависимость от нескольких факторов:

  • объективных общественных условий, которые социум может предложить индивидууму для его самореализации;
  • принадлежности личности к определенному социальному единству, этносу, социальному слою;
  • социально-психологических характеристик самой личности.

Например, в традиционном или кризисном социуме, в котором актуальной является проблема выживания, большинство его членов вынуждены выбирать стратегию жизненного благополучия. А в социуме со сформированными рыночными отношениями более популярной будет стратегия жизненного успеха.

Стремление к самореализации, свойственное каждому индивиду, по сути представляет собой отражение более базовой потребности – стремление к самоутверждению, которое выражается, в свой черед, в движении «Я» реального к «Я» идеальному.

Самореализация личности зависит от ряда факторов. Факторы самореализации могут быть единичными и всеобщими, воздействующими на выработку в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути.

Творческая самореализация

Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.

Творчество — это неизменный атрибут деятельности индивида. Оно подразумевает под собой исторически сложившуюся эволюционную форму активности субъектов, которая выражается в различной деятельности и ведет к формированию личности. Базисным критерием духовно развитой личности считается ее овладение полным процессом творчества.

Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.

Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.

Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход.

Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.

В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.

Творческая самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала субъекта и выработки у него рефлексивного отношения к собственной личности. Любой вид творчества — это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно приобретают новые знания и приемы деятельности. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность у индивида происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного отношения. Индивид достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть.

Профессиональная самореализация

Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.

Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.

Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.

В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:

  • сознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
  • осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
  • осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
  • осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
  • понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе.

По степени развитости перечисленных характеристик следует судить об уровне реализованности индивида в профессии.

Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.

Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности.

Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии.

Социальная самореализация

Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.

Читать статью  Саморазвитие почему оно важно

Социальная самореализация имеет взаимосвязь с осуществлением гуманитарной функции, общественно-хозяйственной роли, общественно-политического и общественно-педагогического предназначения или любой другой общественно-значимой деятельностью. А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.

Самореализация в жизни непосредственно имеет связь со способностью индивида к эмпатии, проявлению сочувствия, чувства сострадания и с целеустремленностью в качестве уверенности в собственных способностях к достижению результатов. Социальная самореализация у индивида будет выше в том случае, когда у личности будут ярче выражены такие качества, как ответственность в качестве умения индивида брать ответственность за свои деяния на себя, уверенность в собственных потенциях и силах, готовность принять в качестве основы своих действий религиозные нравственные ориентиры.

Стремление к самореализации определяется позицией «Я для других», которая переживается субъектом в качестве актуального или прогнозируемого отношения остальных к тому, каким образом он воплощает в жизнь при их участии или в их присутствии свою индивидуальность, осознающую им как выражение самости.

Социальная самореализация еще не означает социальную успешность, выраженную в карьерном росте, высокой зарплате, мелькании в СМИ. Если личность устремлена к социальному успеху, то она в жизни больше сможет сделать, в частности и для людей. Если личность устремлена к социальной самореализации, она гораздо в жизни довольна и счастлива. Однако не следует противопоставлять социальную успешность и самореализацию – вполне осуществимо сочетать жизненную успешность и ощущать себя счастливым человеком.

Условия самореализации личности

Главными общекультурными условиями, способствующими личностной самореализации, являются две направляющих: воспитание и образование. Вдобавок к этому каждая социальная общность отрабатывает свою собственную специфику воспитательных процессов, присущих ему, которые вкладывают в сознание индивида именно те объединяющие чувства, шаблоны поведения и эталоны мировосприятия, нормы тождественности и солидарности, наиболее актуальные на данной исторической ступени развития культуры. Большим значением, в условиях массовой информационной культуры обладают традиции, принятые в социуме. Собственно они передают ценностные и нравственные ориентиры. Все это демонстрирует то, что на ход воспитательного процесса воздействуют и такие определенные инструменты культуры, как постижение традиций, копирование ребенком взрослых и др.

Потребность в самореализации имеет свои особенности и условия удовлетворения. Специфика заключается в том, что при ее удовлетворении в единичных видах деятельности, например, в написании романа или создании художественного произведения индивид никогда не сможет удовлетворить ее полноценно. При удовлетворении своей базовой потребности в личностной самореализации в разнообразной деятельности, субъект преследует собственные жизненные цели и установки, находит собственное место в системе социальных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому было бы глупо выстраивать единый шаблон самореализации вообще. Так как самореализация «вообще» не может существовать. Определенные формы, способы, типы, виды самореализации различны у разных индивидов. В многообразности потребности в самореализации обнаруживается и приобретает развитие насыщенная человеческая индивидуальность. Именно поэтому, когда говорят о всесторонне развитой и гармоничной личности, то делают акцент не только на полноте и богатстве её способностей и задатков, но и на многообразии, содержательности потребностей, в удовлетворении которых воплощается в жизнь исчерпывающая самореализация человека.

Цели самореализации

Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.

Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.

В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.

Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:

  • потребность в признании в коллективе;
  • в развитии интеллекта;
  • стремление обзавестись семьей;
  • стремление достичь успешности в спорте или стать физически развитым;
  • потребность в элитной профессии, карьерном росте и работе с высоким заработком;
  • стремление постоянно совершенствовать себя;
  • стремление к социальному статусу.

Процесс самореализации

Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие. Так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса. Так, например, самореализация педагога предполагает устойчивое нравственное самосовершенствование, устремленность к постоянному творческому саморазвитию. Саморазвитие заключается в трансформации индивида самого себя в направлении к собственному «Я»-идеальному, появляющемуся под воздействием внешних факторов и внутренних причин.

Личностное саморазвитие связано с жизнедеятельностью индивида, в пределах которой оно реализуется. Именно поэтому уже с возраста дошкольника, с того момента, как ребенок выделил персональное «Я», он становится субъектом своей жизнедеятельности, так как начинает выстраивать цели, слушаться собственных желаний и повиноваться стремлениям, но при этом, учитывая требования других. Такие побуждения обязательно должны приобретать социальную направленность, иначе они будут деструктивно воздействовать на формирование личности.

В процессах самосовершенствования выделяют уровни самореализации личности:

  • агрессивное непринятие осуществляемой деятельности, т.е. индивиду не хочется заниматься данным видом деятельности, но приходится;
  • устремленность к мирному уклонению от трудовой деятельности, т.е. индивид выбирает другую профессию;
  • выполнение трудовой деятельности проистекает по шаблону или в соответствии с определенной моделью, данный уровень носит название пассивный;
  • устремленность индивида совершенствовать собственные отдельные элементы осуществляемой работы;
  • устремленность индивида совершенствовать свою реализуемую работу или в целом деятельность, данный уровень именуется творческим или изобретательным.

Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации: низкий или примитивно-исполнительский, средне низкий или индивидуально-исполнительский, средне высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста, высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни. Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды. Это выражается в наличии у каждого из уровней разнообразной психологической природы. Так, например, гендерные различия на несходных уровнях имеют разную степень выраженности (в максимальной степени – на низких уровнях, в минимальной – на высоких уровнях личностной самореализации в основных областях жизнедеятельности).

Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» всего своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и самосовершенствования личности на протяжении жизненного пути индивида.

Проблемы самореализации

К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.

В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.

Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.

После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.

Способы самореализации

Каждый интеллектуально развитый и духовно думающий индивид задается вопросом о способах личностной самореализации. Подобный вопрос зарождается в сознании субъекта вследствие того, что он устремлен к удовлетворению потребностей, желаний, к ощущению счастья. Если не ставить перед собой вопросы о способах самореализации, о личностном росте, то индивид проживёт жизнь впустую, удовлетворяя лишь низменные потребности. Это нельзя будет даже назвать жизнью, ведь жизнь без саморазвития и реализации будет всего лишь существованием. Счастье открывается перед индивидом только при условии, что он реализовывает себя, открывает смысл бытия для себя, живёт по призванию.

С целью осознания способов самореализации и понимания, каким именно образом, в какой сфере индивид сможет себя раскрыть, в первую очередь, и реализовать, следует постигнуть себя. Понять себя возможно только посредством взаимодействия с окружающими людьми и в деятельности. Осознавая себя, открывая собственные таланты, постигая все свои сильные аспекты и учитывая свои слабые стороны, следует принять собственную личность и полюбить ее такой, какой она является в действительности. Неизбежным шагом на пути к личностной самореализации будет являться напряженная работа над собственной личностью и своими душевными позитивными качествами, талантами, задатками, способностями, которые непременно необходимо развивать. Для самореализации необходимо выработать ценностные ориентиры в жизни, доминирующие аспекты и второстепенные категории. Следует определить сферу профессиональной деятельности по душе, а не ради социального статуса или огромной заработной платы. Выбор профессии по душе должен являться для личности доминирующим аспектом, а заработок – второстепенной категорией. Основополагающим этапом в ходе реализации своих потенций является постановка стратегической цели. Следующим этапом будет развитие через действия веры в себя и реализация назначенной цели. Ключевым в достижении цели считается преданность своей мечте, устремленность вперед при достижении результата. Для самореализации индивиду необходимо выработать в себе или обладать сильным желанием и потребностью заниматься любимым делом. Если в голове индивида будет царить мысль, что он, несмотря на трудности и преграды, неизменно будет следовать своему любимому делу, то можно считать, что личность уже совсем рядом с самореализацией. Не нужно бояться ошибок, ведь в них рождается опыт, однако не следует совершать подобные ошибки, они только расходуют время и силы. В этом заключается формула личностного роста.

Кроме перечисленных выше способов личностной самореализации сегодня существует множество других. Ведь к собственной самореализации каждый индивид идет своей персональной дорогой, согласно собственным внутренним ощущениям. Страстное желание заниматься приносящим удовольствие видом деятельности и неуклончивая устремленность к поставленной цели, будут являться подсказками в выборе собственного способа самореализации.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник https://niksy.net/stati/samorazvitie/samorazvitie-lichnosti-v-chem-smyisl

Источник https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/psihologiya-samorazvitiya

Источник https://psihomed.com/samorealizatsiya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: