Факторы саморазвития личности: помоги себе сам

Содержание статьи

Как происходит саморазвитие человека в процессе социализации

О том, что надо учиться, говорят многие. Сплошь и рядом поднимается вопрос воспитания молодежи. Но что делать людям, когда они заканчивают учебные заведения? Кто должен позаботиться об их дальнейшем развитии, и необходимо ли это вообще? Какие навыки следует развивать, будучи взрослым? Какие знания и умения важны?

Ответ – развиваться необходимо. Кто за это отвечает? – Мы сами. Поэтому процесс дальнейшего становления личности – это саморазвитие, которое намного сложнее, ведь не существует более педагогов. Критерий один – эффективность. Как самостоятельно добиться результатов? Об этом поговорим в этой статье.

Что такое саморазвитие?

Саморазвитие — это непрерывная работа над самим собой, совершенствование всех сфер жизни, формирование необходимых качеств личности. Именно потому, что саморазвитием человек занимается самостоятельно, возникает столько трудностей на этом пути. Ни один государственный орган не отвечает за подобные услуги. Этому не учат в школах или университетах. Максимум, что там могут дать –домашнее задание или названия книг для внеклассной подготовки.

С окончанием учебы прекращается даже это. За человека уже никто не отвечает. Многие «учителя» и сайты по саморазвитию преследуют совершенно иные цели, чем просто помощь человеку в его желании совершенствоваться. Что же делать в таком случае? – Искать методом проб и ошибок, слушать свой внутренний голос, критически анализировать полученную информацию. А, чтобы проще было сориентироваться, насколько соответствуют советы и рекомендации настоящим потребностям, приведем основные принципы саморазвития.

Пройти тест: Шкала самоуважения

Читайте также: Психология лидерства.Признаки и виды психологического насилия и способы противодействия.

Условия самореализации личности

Главными общекультурными условиями, способствующими личностной самореализации, являются две направляющих: воспитание и образование. Вдобавок к этому каждая социальная общность отрабатывает свою собственную специфику воспитательных процессов, присущих ему, которые вкладывают в сознание индивида именно те объединяющие чувства, шаблоны поведения и эталоны мировосприятия, нормы тождественности и солидарности, наиболее актуальные на данной исторической ступени развития культуры. Большим значением, в условиях массовой информационной культуры обладают традиции, принятые в социуме. Собственно они передают ценностные и нравственные ориентиры. Все это демонстрирует то, что на ход воспитательного процесса воздействуют и такие определенные инструменты культуры, как постижение традиций, копирование ребенком взрослых и др.

Потребность в самореализации имеет свои особенности и условия удовлетворения. Специфика заключается в том, что при ее удовлетворении в единичных видах деятельности, например, в написании романа или создании художественного произведения индивид никогда не сможет удовлетворить ее полноценно. При удовлетворении своей базовой потребности в личностной самореализации в разнообразной деятельности, субъект преследует собственные жизненные цели и установки, находит собственное место в системе социальных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому было бы глупо выстраивать единый шаблон самореализации вообще. Так как самореализация «вообще» не может существовать. Определенные формы, способы, типы, виды самореализации различны у разных индивидов. В многообразности потребности в самореализации обнаруживается и приобретает развитие насыщенная человеческая индивидуальность. Именно поэтому, когда говорят о всесторонне развитой и гармоничной личности, то делают акцент не только на полноте и богатстве её способностей и задатков, но и на многообразии, содержательности потребностей, в удовлетворении которых воплощается в жизнь исчерпывающая самореализация человека.

Принципы саморазвития.

Чтобы понять, верный ли путь выбран, стоит понимать, с чем он связан. Какие компоненты дополняют процесс саморазвития. Какие ощущения или чувства переполняют человека в том случае, если он движется в правильном направлении. Итак, 12 принципов саморазвития.

  • Основная цель работы над собой – счастье и гармония;
  • Ощущение счастья в самом человеке, а не от его известности или обилия денег;
  • Следует выработать позитивный тип мышления;
  • Каждый сам в ответе за свою жизнь;
  • Саморазвитие предполагает работу над самим собой;
  • Обучение – важный атрибут развития;
  • Задачи должны быть поставлены достижимые и реальные;
  • Причины проблем или неудач – в самих людях;
  • Человек способен измениться, если этого захочет;
  • Эмоции подвластны контролю, ими можно управлять;
  • Саморазвитие – не легкий путь, но единственно правильный;
  • Не нужно пытаться стать лучше других, в будущем необходимо стать лучше себя нынешнего.

Не стоит путать этот процесс с учебой или профессиональным ростом, который не всегда выбирается человеком. Общество склонно навязывать стереотипы и клише, но от человека зависит, следовать им или нет.

Саморазвитие личности предполагает совершенствование на пути к ее призванию или предназначению. Все шаги на этом пути должны приносить позитивные эмоции, дарить радость. Безусловно, может иметь место «внутренняя борьба» или переоценка ценностей, но такие моменты не должны быть затянуты во времени, иначе человек загонит себя в депрессию раньше, чем достигнет поставленных целей. Не стоит забывать, что результат саморазвития – гармония и счастье. Эти ощущения не связаны с конкретными материальными благами. Они зависят от совокупности всех значимых для человека компонентов, о которых пойдет речь дальше.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы
Дизайн Человека
. Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

То же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы эти задатки проявились, нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности. Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И.М. Сеченов писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности». Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностные качества.

Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Когда иной раз говорят о «бездетности» педагогики, то имеют в виду именно то, что в отдельных работах о воспитании речь идет главным образом о различных формах и методах внешнего педагогического воздействия на ребенка без учета тех его I внутренних переживаний, которые вызываются этими воздействиями. Между тем педагогическая наука рассматривает развитие личности не как пассивный продукт влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе она придает активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний обиделся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемости будут вызывать у учащегося скрытое, а иногда и открытое противодействие. И так бывает во всех случаях, когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного отклика во внутренней сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника.

Саморазвитие и Колесо жизненного баланса.

Согласно учению о Колесе жизненного баланса, необходимо развивать или поддерживать на хорошем уровне восемь основных направлений:

  • Успехи на работе или в бизнесе;
  • Денежное благополучие;
  • Физическое и психическое здоровье;
  • Духовное развитие;
  • Общение с семьей, близкими друзьями;
  • Отношения с партнером;
  • Полноценный отдых;
  • Личное развитие.

Некоторые сайты для саморазвития могут модифицировать структуру Колеса жизненного баланса, заменяя отдельные пункты на «Решение бытовых вопросов» или «Налаживание коммуникации в обществе». Но это все детали, не меняющие общую картину. Следует стремиться к гармонии в каждом из восьми базовых направлений. Чаще всего, люди пытаются преуспеть в двух-трех сферах жизни, уделяя меньше времени остальным, а то и вовсе ими пренебрегая. Некоторое время это может приносить радость и удовлетворенность своими успехами, но потом у человека начинается депрессия, он ощущает себя «не в своей тарелке».

Широко распространено явление, когда люди все свои усилия прикладывают к построению карьеры или развитию бизнеса, забывая обо всем и всех. Порой они действительно добиваются в этом результатов, но оглядываясь с «высоты своего пьедестала», с грустью осознают, что абсолютно одиноки, без семьи и друзей. Или же диаметрально противоположный случай, когда кто-то посвящает всего себя мужу/жене, а после развода осознает, что ничего не умеет делать, кроме роли домохозяйки.

Во избежание таких случаев, любой уважающий себя сайт о саморазвитии советует своим читателям развиваться во всех возможных направлениях, чтобы недостаточный уровень одного навыка впоследствии не омрачил радость от успехов в другом. Какие шаги необходимо применять в процессе личного совершенствования, обсудим в следующем разделе.

Пройти тест на самооценку

Социальная самореализация

Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.

Социальная самореализация имеет взаимосвязь с осуществлением гуманитарной функции, общественно-хозяйственной роли, общественно-политического и общественно-педагогического предназначения или любой другой общественно-значимой деятельностью. А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.

Самореализация в жизни непосредственно имеет связь со способностью индивида к эмпатии, проявлению сочувствия, чувства сострадания и с целеустремленностью в качестве уверенности в собственных способностях к достижению результатов. Социальная самореализация у индивида будет выше в том случае, когда у личности будут ярче выражены такие качества, как ответственность в качестве умения индивида брать ответственность за свои деяния на себя, уверенность в собственных потенциях и силах, готовность принять в качестве основы своих действий религиозные нравственные ориентиры.

Стремление к самореализации определяется позицией «Я для других», которая переживается субъектом в качестве актуального или прогнозируемого отношения остальных к тому, каким образом он воплощает в жизнь при их участии или в их присутствии свою индивидуальность, осознающую им как выражение самости.

Читать статью  12 направлений для саморазвития в новом году

Социальная самореализация еще не означает социальную успешность, выраженную в карьерном росте, высокой зарплате, мелькании в СМИ. Если личность устремлена к социальному успеху, то она в жизни больше сможет сделать, в частности и для людей. Если личность устремлена к социальной самореализации, она гораздо в жизни довольна и счастлива. Однако не следует противопоставлять социальную успешность и самореализацию – вполне осуществимо сочетать жизненную успешность и ощущать себя счастливым человеком.

Основные этапы саморазвития.

Любая программа, либо план саморазвития предполагают движение «от» и «до». Безусловно, важные компоненты этого процесса – целеполагание, планирование, мотивация. Необходимо четко понимать чего мы хотим, представлять этапы достижения этого, а также стимулировать себя к воплощению задуманного. Например, наша цель – знание английского языка. План – записаться на курсы, успешно их пройти с последующей сдачей квалификационного экзамена. Мотивация – возможность ведения бизнеса с привлечением иностранных инвесторов. Подобную аналогию можно применить к любому случаю, когда имеет место самосовершенствование, саморазвитие или самовоспитание. Но не все так гладко на практике, как может показаться в теории.

Не стоит забывать, что к саморазвитию чаще всего прибегают уже взрослые люди, которые переполнены грузом предыдущего опыта и знаний. Они десятки лет формировались под воздействием одних идеалов или принципов, а потом резко поняли их несостоятельность и решили перевоспитаться. Не тут-то было. Стереотипы настолько прочно «въедаются» в подсознание, что любая программа саморазвития должна предусматривать определенный период адаптации к новому вектору движения.

Это отчасти напоминает принцип Колба, который есть основой любого профессионального тренинга или обучения взрослых. Он заключается в предоставлении опыта, который буквально «выбивает» человека из колеи, переворачивает его мировоззрение. Далее наступает этап осмысления. Затем формирование теоретической основы и применение на практике.

Подобным образом работает саморазвитие. Человек сталкивается с чем-то, что выходит за рамки привычной для него картины мира. Он осмысливает это и приходит к выводу, что следует переучиваться. Собирает необходимую теоретическую базу, внедряя ее в свою жизнь.

Например, кто-то абсолютно пренебрежительно относится к социальным сетям, считая их пустой тратой времени. У этого человека есть свой бизнес. Допустим, это будет маленькая пекарня. Однажды к нему заходит блогер, который делает несколько статей на своей страничке о вкусной выпечке. Буквально на следующий день число посетителей возрастает. Владелец пекарни понимает, что пора более серьезно взглянуть на возможности социальных сетей, начиная изучать эту тему. Он читает тематические публикации, смотрит обучающие видео. После того, как теоретическая база сформирована, он создает страничку своей пекарни и начинает ее тщательно наполнять новостями. Это один из примеров саморазвития взрослого человека, который на личном опыте ощутил необходимость пересмотра своих взглядов и суждений.

Эффективен прием саморазвития, под названием «Метод одной минуты», заимствованный из философии Кайдзен. Он заключается в том, что для развития любого нового навыка достаточно по одной минуте в день. Например, чтобы заставить себя отжиматься, следует потратить на это упражнение одну минуту. На следующий день – еще одну. Через день добавить в минуте вторую, затем третью. Спустя неделю это будет уже минут пять-семь. Постепенно выработается навык, тело адаптируется, отжимание станет полезной привычкой, которая перестанет вызывать психический дискомфорт. Это всего лишь благодаря одной минуте времени на первых этапах саморазвития.

Запустить процесс самосовершенствования может сайт саморазвития, который предложит читателю настолько убедительную альтернативу, что он непременно захочет ею воспользоваться. Главное, чтобы все эти советы основывались на реальном опыте, не уводили человека в мир догадок или предположений. Еще важно, чтобы информация попала именно в то время, когда ее готовы воспринять. При выполнении этого условия, возникает «искра», которая «зажигает» энтузиазм или желание развиваться. Но имеют место факторы, которые способны «затушить» благородный порыв. Этих врагов следует знать «в лицо», всячески избегая их.

Пройти тест на психологический возраст

Препятствия на пути саморазвития.

Помимо вещей, которые помогают в развитии человека, существует немало факторов, способных замедлить этот процесс, либо вообще повернуть его вспять. К ним относятся такие угрозы саморазвитию:

  • Невежество – искажение информации, непринятие очевидных фактов;
  • Лень – пассивность, нежелание что-либо делать;
  • Привычки – закоренелые стереотипы поведения, которые мешают принимать новое;
  • Страх – боязнь выйти из зоны комфорта;
  • Несамостоятельность – следование чужим правилам или нормам.

На самом деле, эти «атрибуты» не зависят от интеллектуального или физического развития человека. Так, академик может до «мозга кости» быть пронизанным устаревшими взглядами, а любой школьник моментально увидит рациональное зерно. Двухметровый увалень побоится выйти на сцену, а миниатюрная девушка удостоится шквала аплодисментов. Саморазвитие, в первую очередь, зависит от духовной силы и жизненной энергии человека. Поэтому, необходимо развивать свои волевые качества, которые помогут совершить качественный «скачок» в развитие. Чтобы закрепить теорию на практике, приводим эффективный план саморазвития личности, который охватывает все сферы человеческой жизни.

План саморазвития.

Для гармонизации своего внутреннего мира и окружающего пространства, желательно выполнять следующие ежедневные задания, которые помогут найти себя и выбрать правильный путь:

  • Ранний подъем (6-7 утра);
  • Контрастный душ и зарядка;
  • Полноценный завтрак, богатый витаминами и микроэлементами;
  • Духовная практика, аффирмации, йога;
  • Отказ от вредных привычек;
  • Следование своему призванию;
  • Развитие профессиональных навыков и умений;
  • Новые знания и опыт;
  • Построение правильных отношений с окружающими людьми;
  • Совершенствование моральных и волевых качеств;
  • Развитие своей женственности или мужества;
  • Качественный отдых и восстановление сил.

Если человек ежедневно будет уделять внимание каждому пункту из этого списка, то ему удастся соблюдать правильный баланс между своим духовным, интеллектуальным и физическим развитием.

В динамичном мире, который изменяется быстрее, чем человек к нему адаптируется, крайне важно найти самого себя, выбрать свой жизненный путь. В этом помогает саморазвитие, которое «запускается» в ответ на «пустоту», возникающую от непонимания своего призвания и предназначения. Поэтому так важно уделять ему внимание. Не воспринимать, как причуду людей, которым нечем заняться, а осознать, что самосовершенствование – кратчайший путь к счастливой жизни.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Профессиональная самореализация

Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.

Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.

Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.

В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:

  • сознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
  • осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
  • осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
  • осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
  • понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе.

По степени развитости перечисленных характеристик следует судить об уровне реализованности индивида в профессии.

Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.

Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности.

Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии.

Процесс самореализации

Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие. Так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса. Так, например, самореализация педагога предполагает устойчивое нравственное самосовершенствование, устремленность к постоянному творческому саморазвитию. Саморазвитие заключается в трансформации индивида самого себя в направлении к собственному «Я»-идеальному, появляющемуся под воздействием внешних факторов и внутренних причин.

Личностное саморазвитие связано с жизнедеятельностью индивида, в пределах которой оно реализуется. Именно поэтому уже с возраста дошкольника, с того момента, как ребенок выделил персональное «Я», он становится субъектом своей жизнедеятельности, так как начинает выстраивать цели, слушаться собственных желаний и повиноваться стремлениям, но при этом, учитывая требования других. Такие побуждения обязательно должны приобретать социальную направленность, иначе они будут деструктивно воздействовать на формирование личности.

В процессах самосовершенствования выделяют уровни самореализации личности:

  • агрессивное непринятие осуществляемой деятельности, т.е. индивиду не хочется заниматься данным видом деятельности, но приходится;
  • устремленность к мирному уклонению от трудовой деятельности, т.е. индивид выбирает другую профессию;
  • выполнение трудовой деятельности проистекает по шаблону или в соответствии с определенной моделью, данный уровень носит название пассивный;
  • устремленность индивида совершенствовать собственные отдельные элементы осуществляемой работы;
  • устремленность индивида совершенствовать свою реализуемую работу или в целом деятельность, данный уровень именуется творческим или изобретательным.

Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации: низкий или примитивно-исполнительский, средне низкий или индивидуально-исполнительский, средне высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста, высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни. Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды. Это выражается в наличии у каждого из уровней разнообразной психологической природы. Так, например, гендерные различия на несходных уровнях имеют разную степень выраженности (в максимальной степени – на низких уровнях, в минимальной – на высоких уровнях личностной самореализации в основных областях жизнедеятельности).

Читать статью  Способы и формы саморазвития — с чего начать?

Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» всего своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и самосовершенствования личности на протяжении жизненного пути индивида.

Саморазвитие — где начало?

саморазвитие человека в процессе социализации

Саморазвитие — это постоянное обучение человека чему-то новому, его стремление к знаниям. Оно является основной частью в становлении личности. Саморазвитие начинается с самых ранних лет и продолжается на протяжении всей жизни. Человек учится самыми различными способами: получает новые знания из книг, жизненного опыта и, что, пожалуй, самое главное — из общения с людьми. Это и называется социализацией.

Если говорить точнее, социализация — это вхождение человека в социальную среду, с помощью овладения ее социальными нормами, правилами и ценностями. Обучается этому человек с помощью других людей, социума, и без него невозможно развитие.

А без социализации и саморазвития не происходит самореализации, которая является основной потребностью любого человека. Человек так или иначе стремится реализовать свои желания и потребности, а он не сделает этого без определенного набора навыков и умений.

В пирамиде потребностей Маслоу самореализация стоит на самой ее верхушке. Также там присутствуют необходимость принадлежности к обществу и в познаниях, поэтому саморазвитие, социализация и самореализация — это не просто естественные этапы становления личности, а реальные потребности, без удовлетворения которых жизнь не будет комфортной и полноценной.

Воспитание личности и особенности возрастных этапов

В психологической науке проблема развития и воспитания личности является достаточно актуальной. Связано это и с социальными аспектами жизни общества, и с биологически обусловленными процессами.

В разные временные периоды на первый план выходила или теория, в которой приоритетным было биологическое значение в процессе развития личности, или социальная теория, согласно которой личность формируется под влиянием социума.

Отечественная психология в качестве основных движущих сил развития личности выдвинула теорию о значимости препятствий на пути «взросления». Такие препятствия получили названия кризисов, проходя через которые личность получает некое новообразование и способность переходить на новый уровень развития.

Ярким представителем подобного подхода является Л.С. Выготский. Именно он ввел в психологию развития понятие о зоне ближайшего развития и о значимости возрастных кризисов. В его теории весомая роль отводилась возрастной периодизации и специфичности каждого периода.

Для того, чтобы развитие личности ребенка проходило гармонично и максимально эффективно, окружающие должны знать особенности каждого возрастного этапа, уметь вовремя выявить возможные отклонения в развитии, ведь психологический возраст часто не совпадает с возрастом календарным.

Дошкольный период

Дети дошкольного возраста любопытны и активны. Основной вид их деятельности – это игра.

На первых этапах ребенку требуется помощь взрослого, его участие и поддержка. Именно в этот период проявляется важный механизм развития – подражание. Маленькая личность во всем стремится повторять поведение окружающих. Чаще всего «копированию» подвергаются родители и близкое окружение.

В этом возрасте ребенок еще не имеет и не умеет проявлять свое мнение, у него не сформирован механизм обратной эмпатийной связи, поэтому подражание взрослому носит именно характер повторения, причем повторения поступков или слов различного характера, как положительных, так и отрицательных.

Школьный период

Дети школьного возраста, подростки уже умеют различать позитивные и негативные стороны поведения взрослых. Они более самостоятельны, их интеллектуальный уровень находится на более высокой ступени. К тому же важную роль на этом этапе развития играет формирование критического мышления.

Читайте далее: Развитие критического мышления

Процесс развития личности

В подростковом периоде активность познавательной деятельности достаточно велика, поэтому важно, чтобы на этом этапе развития у ребенка было как можно больше позитивных примеров развития, иначе впечатляющий негативный опыт может стать решающим фактором в линии развития личности.

Деятельность дошкольника в целом сводится к тому, чтобы научиться обслуживать себя самостоятельно и провести подготовку к обучению в школе. На этом этапе важным новообразованием становится появление и совершенствование речевых навыков, а также способность к размышлению, построению логических выводов.

Уже в этом периоде дети способны выполнять несложные трудовые поручения взрослых, а также овладевать первичными навыками поведения в социальной среде.

Постепенно игровая деятельность начинается замещаться деятельностью учебной. В младшем школьном возрасте происходит углубление речевых навыков, появляются знания, которые ребенок воспринимает не только с личностной позиции, но и со стороны коллектива. Происходит формирование самостоятельности поведения. Младшим дошкольникам свойственно активное включение в трудовую деятельность, ведь они уже осознаю ее значимость и необходимость.

В подростковом возрасте активность деятельности достигает чуть ли не максимальных показателей. Значительно увеличивается стремление к познанию на фоне прогрессирующего умственного развития. Подростки любознательны и устремлены в будущее. Однако положительный настрой должен быть подкреплен и положительными факторами. В противном случае существует высокая доля вероятности, что восприятие окружающего мира и деятельности, в том числе будет формироваться в искаженной форме.

Период юношества

Период юношества направлен на дружеские отношения, их формирование и укрепление. В этом возрасте личность характеризуется стойкими волевыми качествами, стремлениями к освоению и совершенствованию себя в профессии и желании встретить спутника жизни.

Проблемы самореализации

К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.

В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.

Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.

После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.

Цели самореализации

Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.

Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.

В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.

Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:

Факторы саморазвития личности: помоги себе сам

Факторы саморазвития личности: помоги себе сам

Говоря об условиях и векторах саморазвития, необходимо отметить важность этих составляющих в процессе формирования личности. От них зависит не только широта взглядов, успешность и образованность, этот процесс самосовершенствования является стержнем человеческого существования. Он запускается при рождении и продолжается на протяжении всей жизни, приближая отдельно взятого индивидуума к его истинным целям. Что же может помочь на пути к совершенствованию, и какие основные факторы саморазвития личности существуют, будем разбирать вместе.

Важность саморазвития

Прежде чем перейти к списку основных факторов, необходимо разобраться с простым, но важным моментом: зачем вообще заниматься саморазвитием? Действительно, мы уже рождаемся людьми, и чтобы быть «человеком» делать ничего не нужно. Однако, принадлежность к определенному биологическому виду не дает гарантий достижения положительного результата — гармоничной жизни.

факторы саморазвития личности

Самосовершенствование личности охватывает различные области жизнедеятельности, и способствует возвышению человека по линии личностного роста. Под этим процессом понимается самостоятельная работа, которая направлена на получение новых знаний, навыков и качеств. Это помогает в самореализации (практическом применении своих желаний и опыта). Причем самореализация это не только карьерный рост или финансовая стабильность, хотя и эти составляющие нельзя назвать второстепенными, это культурное и духовное развитие. Только личность, которая в своем сознании смогла посеять «плодородное зерно», может выйти за пределы обыденности, сдерживающей креативное мышление, и создать вокруг себя благодатные условия для работы и жизни.

Читать статью  Портфолио достижений школьника: какая в нём польза и стоит ли его вести

факторы саморазвития

Усовершенствование может проходить под воздействием жизненных ситуаций, обстоятельств, личных примеров других людей. Но человек также может не ждать “внешних стимулов”, а самостоятельно заниматься личностным становлением. Достаточно знать основные факторы, влияющие на развитие.

Факторы саморазвития личности

Личностное становление – процесс постоянный, но, к сожалению, не всегда напрямую зависящий от желаний самого человека. Существуют аспекты, задающие изначальное направление в развитии. Необходимо научиться определять их, выделять сильные стороны, и, опираясь на эти исходные данные, становиться немного (или намного) лучше.

К факторам развития личности относятся:

  • внутренние;
  • внешние;
  • социальные;
  • наследственные.

Внутренние факторы отражают личную активность индивидуума: восприятие окружающего мира, предпочтение в тех или иных сферах (музыка, живопись, литература). К этой категории относится и личностные стремления, а также отношение к порядкам и правилам.

Внешние аспекты охватывают образовательную систему, педагогическое воспитание, влияние семьи и социума.

методы саморазвития

Социальные факторы развития – среда обитания отдельно взятого человека, его окружение и взаимодействие с ними. Важную роль в саморазвитии здесь играет самоидентификация (принадлежность к определенной культуре, профессиональной деятельности или вероисповеданию).

Под наследственными факторами саморазвития, как правило, понимаются задатки, характер или талант, который был передан человеку по его кровному родству. К этой категории относятся и наследственные заболевания или другие физические особенности, которые могут благотворно или негативно влиять на самооценку.

Работа над собой: когда и сколько

Как уже говорили выше, нельзя один день/месяц/год заниматься собственным развитием, этот процесс бесконечен. Мы ежедневно что-то узнаем, изучаем, создаем, под воздействием перечисленных факторов, меняем себя и меняем окружающий нас мир. Что же нужно делать, чтобы новый день оказывал на нас благотворное, а не разрушительное воздействие?

саморазвитие личности как фактор делового успеха

Читаем книги (просмотр социальных сетей – не в счет) каждый день. ТОП книг по саморазвитию поможет раскрыть потенциал и найти свое место в мире. Литература подобного рода – источник знаний, мудрости и опыта, поэтому ее невозможно заменить ТВ-программами или бьюти-заметками.

Изучение иностранных языков – не только позволяет расширить словарный запас, но и узнать об обычаях и традициях других народов, а также может стать мотивацией к путешествиям.

Хобби. Не стоит относиться к хобби, как к занятиям исключительно школьного возраста. Любимое дело, а это обязательное условие, будет увлекать и не позволит скучать. Кроме того, часто именно хобби становится главным делом всей жизни, ведь это увлечение, к которому ведет наше сознание и желание, а не социальные требования.

факторы саморазвития личности - спорт

Спорт. Физическая активность никогда не будет лишней, причем не обязательно это силовые тренировки. Это может быть легкая пробежка или плаванье, они помогут взбодриться, зарядиться энергией и позитивом.

Человек как фактор саморазвития личности

Самореализация личности – особенности процессы, проблемы, факторы успеха

В общем смысле самореализация личности – это деятельность, присущая психологически зрелым, по своему уникальным и имеющим собственную индивидуальность людям. Конечно, продолжительность жизни определяется высшими силами, но глубина и ширина жизненного пути зависят только от действий личности. Проблема самореализации достаточно распространенная. Как найти себя в обществе, какие факторы необходимы для успешной реализации себя, как успешной и гармоничной личности.

популярный человек

Что такое самореализация личности

Самореализация личности – это способность пройти путь самопознания и принять себя, найти собственную нишу и в полной мере раскрыть свои способности, раскрыть весь потенциал и получить удовольствие от каждого поступка и действия.

Многие психологи отмечают, что проблема самореализации требует всестороннего изучения и профессионального решения. В современной жизни часто встречается две категории людей:

  • первая категория долгие годы занимается поиском себя, но погружается в бушующий жизненный океан, не реализовав уникальные возможности и таланты;
  • вторая категория не предпринимает попыток раскрыть себя не задумываясь о том, что такое самореализация и проживает отведенные годы впустую.

Самореализация в психологии – это два критерия:

  • максимально полная реализация способностей, талантов, которыми природа наделила человека, или приобретенных в процессе саморазвития. Так же это называется самоактуализация личности;
  • результат, достигнутый человеком, в процессе реализации талантов, знаний, умений, которые оцениваются личностью, как часть успешной и полноценной жизни.

Самореализация в жизни человека – длительный процесс, на протяжении которого развиваются и применяются в обыденных условиях врожденные таланты и приобретенные навыки. В обществе такие люди воспринимаются, как состоявшиеся, психологически устойчивые личности.

вопрос пути

Психология реализации личности предполагает несколько факторов, важных для достижения определенных высот в жизни:

  • познать суть интеллектуально;
  • принять свою неповторимость;
  • осознать и принять собственную устойчивость;
  • составить верную оценку собственной личности;
  • ежедневно работать над самосовершенствованием и расширением способностей. Подробней о необходимости самосовершенствования читайте в этой статье.

Важно! Самореализация – это непрерывный процесс приложения волевых усилий в условиях определенной сферы деятельности.

Проблемы самореализации

Вопросам личностной реализации посвящали свои труды известные психологи и философы, специалисты в обществознании. Аристотель писал о том, что достичь наивысшего счастья можно только через реализацию врожденных и развитых талантов.

Маслоу посвятил много времени изучению аспектов самореализации. Ученый утверждал, что потребность в самореализации и выражении внутреннего мира расположена на вершине пирамиды личностных потребностей. Это сложная задача, ведь изначально необходимо преодолеть физиологические потребности, ощутить себя в безопасности, разобраться в социальных факторах – найти друзей, любовь.

По статистике, только 4% людей могут достичь вершины пирамиды потребностей. Самореализация личности в обществе на 40% позволяет человеку ощутить себя счастливой и полноценной личностью.

Сомнению не подлежит утверждение о том, что важнейшая составляющая полноценной, гармоничной, счастливой жизни – является возможность использовать весь творческий и профессиональный потенциал.

Как правило, на пути самопознания и становления человек часто испытывает проблемы психологического характера – несоответствие между интеллектуальным и энергетическим потенциалом, уровнем навыков и степенью реализации опыта в реальном мире. Самореализация личности в обществе, в отношениях может быть затруднена по определенным причинам:

  • проживание в неблагоприятной географической зоне;
  • физические ограничения – плохое зрение или слух.

Это важно! Несовпадение стремлений в самореализации с истинными возможностями личности может привести к патологическим отклонениям в психике.

Психологи выделяют главный стрессовый фактор – прекращение перспективы реализовать собственные таланты и умения. Например, перспективный спортсмен, попавший в ДТП, передвигается в инвалидной коляске. Такое положение дел не позволяет человеку проявить способности в полной мере. Это в будущем неизбежно приведет к депрессии.

Еще один пример – прекращение финансирования успешного научного проекта. В связи с этим профессиональная самореализация ученого невозможна.

Потребность в самореализации, как матери, испытывает каждая женщина. Невозможность реализовать свое прямое предназначение на фоне постоянного одиночества трансформируется в алкогольную зависимость.

Основные условия личностной самореализации

Профессор школы социальной экологии Сальваторе Мадде в своих трудах определил факторы, способствующие самореализации личности.

  • Свобода, как условие самореализации личности.
  • Чувство абсолютного контроля над собственной жизнью.
  • Способность адаптироваться в жизненных условиях.
  • Спонтанность в принятии решений.
  • Наличие творческого потенциала.

Это важно! Очевидно одно – полноценная, успешная социальная и творческая самореализация личности возможна только при наличии уверенности в собственных силах и целеустремленности. Только при условии определенного жизненного азарта, трудолюбия и понимая поставленной цели можно стать
успешной личностью.

Движущие силы самореализации

пирамида Маслоу

Понятно, что творческая и профессиональная самореализация – это долгий и упорный труд. Зачастую человеку необходимы мотивирующие факторы, искать их нужно среди общечеловеческих ценностей:

  • потребность в признании и уважении;
  • желание установить личные рекорды;
  • стремление проявить интеллект;
  • желание создать семью;
  • потребность занять определенное социальное положение.

Это важно! Мотивирующие факторы доступны и понятны. Идеалы, к которым стремится человек, разнообразны. Именно поэтому временных ограничений для воплощения поставленных целей не существует. Но необходимо помнить, что только в деятельности происходит самореализация личности.

Стратегии самореализации

Какие условия для самореализации молодежи диктует современная жизнь? Прежде всего, это умение реагировать на жизненные требования, адаптироваться к ним, грамотно выбирать и видоизменять стратегии саморазвития, оставаясь психологически и эмоционально спокойным.

Люди использует разные инструменты для достижения целей. Раскрыть таланты, опыт и способности можно через творчество, науку, спорт, семью, профессиональную деятельность, творчество.

Это важно! Проявить себя в нескольких сферах одновременно невозможно, с этой задачей справляются лишь единицы.

Профессиональная самореализация

Что такое профессиональная самореализация – достижение определенных высот в выбранной трудовой сфере. В данном случае самореализация определяется выбором профессии и должности. В этой рубрике мы рассказываем о профессиональном росте.

Социальная самореализация

Предполагает достижение успехов во взаимоотношении с другими людьми. Цель – выстроить отношения в обществе, которые принесут ощущение свободы, счастья и удовлетворения. В этом случае свобода, как условие самореализации личности, имеет важное значение. Речь идет о действиях, которые личность определяет для себя единственно необходимыми, а не о тех, которые навязывает общество. Это может быть волонтерская деятельность, работа в приюте. Подробней о взаимоотношениях читайте здесь.

Творческая самореализация

Творческая самореализация личности предполагает успешное применение талантов. При этом речь идет не только об искусстве, но и о научной деятельности. Для творческих личностей жизненно необходимо создать шедевр в искусстве, сделать научное открытие. Эти возвышенные стремления становятся мотивацией на творческую самореализацию своего таланта.

Это важно! Психологи отдельно выделяют самореализацию для женщины, которая, как правило, трактуется предназначением, заложенным природой, – найти любовь, создать семью, родить ребенка и воспитать его.

Практические рекомендации

  1. Прежде всего, нужно грамотно и реально оценить собственные таланты и способности. Для этого психологи рекомендуют взять лист бумаги, создать спокойную, расслабляющую обстановку и записать качества и увлечения, над которыми необходимо работать.
  2. Честно и беспристрастно запишите все черты своего характера, независимо от того, насколько они ценятся обществом.
  3. Перечислите все виды деятельности, в которых вам хотелось бы реализовать себя. Вспомните о своих мечтах, чем вам хотелось заниматься в детстве. Как отмечают психологи, детские мечты отражают истинную личность человека. Напротив каждого вида деятельности запишите необходимые черты характера, которые помогут добиться успеха. Ведь только в деятельности происходит самореализация личности.
  4. Сравните списки и таким образом, вы увидите, какой вид деятельности подходит вам лучше всего. На первый взгляд, такой способ подходит только для подростков, которые не определились с профессией. Тем не менее, по статистике, большинство взрослых не удовлетворены своей работой и хотели бы сменить вид деятельности. Такая неудовлетворенность продиктована, прежде всего, неумением правильно определить свои таланты и расставить жизненные приоритеты.
  5. Многие ошибочно полагают, что реализовать себя можно только в профессиональной деятельности. Однако это всеобщее заблуждение. Необходимо абстрагироваться от традиционных взглядов и оценить себя всесторонне. Вполне возможно, что человеку удастся проявить себя во время отдыха или, занимаясь любимым хобби. Главное, чтобы процесс доставлял удовольствие – это основной признак того, что стратегия самореализации выбрана верно и проходит успешно.

Смотрите на видео – мнение эксперта о самореализации личности и поиске достойной цели в жизни.

Источник https://knyazhinskaya.ru/chelovek/razvitie-individa-na-protyazhenii-ego-zhizni.html

Источник https://mentamore.com/samorazvitie/faktoryi-samorazvitiya-lichnosti.html

Источник https://myself-development.ru/samorealizatsiya-lichnosti-osobennosti-protsessy-problemy-faktory-uspeha/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: