Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей в семье
Попов, В. А. Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей в семье / В. А. Попов, К. В. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 670-673. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15595/ (дата обращения: 30.11.2022).
Одним из определяющих факторов психологического микроклимата в семье — являются отношения между супругами, именуемые супружескими взаимоотношениями.
По мнению Юрия Петровича Азарова, супружеские взаимоотношения — это форма и условие семьи, позволяющие реализовать ее основные функции: воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение различных потребностей ее членов [1].
Реализация вышеназванных функций в семье коренным образом зависит от взаимоотношений между ее членами, которые в свою очередь определяются такими характеристиками как понимание, поддержка, сопереживание, помощь и другие. Возникновение противоречий в отношениях членов семьи может побудить их к поиску новых отношений, которые будут являться более удовлетворяющими. Таким образом, можно говорить о том, что отношения — это двигатель процесса семьи.
В семейной практике, периодически встречаются случаи, когда нерешенные конфликты оказывали негативное влияние как на детей, так и на родителей. Большую роль в данной ситуации играет тот аспект, что при появлении проблемы, ее либо игнорировали, либо не придавали значения, оправдывая такое поведение ожиданием того, что проблема получит решение сама собой. Но как показывает практика, данная стратегия поведения, только усугубляет ситуацию. Решение семейных конфликтов требует незамедлительного решения так как дети и родители не живут разделенной жизнью. Поведение отца и матери по отношению друг к другу, такая же реальность, как и отношения родителей к ребенку, такую точку зрения изложил Сергей Исаевич Голод в книге «Семья и брак».
Наблюдая за взаимоотношениями родителей со стороны, ребенок невольно воспринимает не только то, что родители хотят донести до него, но и то, от чего они стараются ребенка оградить. Взаимоотношения между супругами являются одним из определяющих факторов в развитии личности ребенка. И дело тут не только в том, что ссорящиеся между собой родители не создают в семье необходимой ребенку теплой и безопасной атмосферы или что ссорящиеся родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, что их требования непостоянны, необоснованные, но и в своеобразии восприятия ребенком человеческих взаимоотношений [6].
Частые конфликты в семье делают ребенка ранимым, непослушным и агрессивным. Если в семье воспитание ребенка сопровождается множеством негативных факторов, таких как алкоголизм, физическое и психологическое насилие и др., ребенок растет и развивается в среде, не способствующей формированию зрелой личности и велика вероятность формирования асоциальной личности. Если несколько глубже взглянуть на причину проблем детей в семьях где конфликты супругов случаются достаточно часто, то станет очевидно, что возникающие непонимания между родителями, пагубно влияют на ребенка.
По мнению Владимира Николаевича Дружинина, несмотря на то, что на первый взгляд, отношения семейной пары производят положительный социальный эффект и факт сожительства, не дает гарантии того, что муж и жена удовлетворены браком. Супруги, находящиеся на грани разрыва отношений, могут продолжать проживать вместе руководствуясь множеством факторов. Одним из таких факторов является внешняя социальная желательность для карьеры, так же к числу таких факторов можно отнести страх партнеров перед неизвестностью. После определенного срока отношений, разрыв станет сильнейшим стрессом для обоих партнеров, не смотря на их подсознательное желание жить отдельно друг от друга. Одним из преобладающих факторов являются дети и желание сохранить полноценную семью, для полноценного развития личности ребенка. В последнем случае родители из благих намерений считают, что любая полная семья для ребенка лучше, чем развод [9].
Если посмотреть на данную ситуацию несколько подробнее, можно убедиться в том, что постоянные конфликты в семье оказывают большее негативное влияние на ребенка, чем его воспитание в неполной семье. На это особое внимание обратили психологи, которые утверждают, что наибольший вред детям приносит не сам развод, а именно конфликты между супругами, возникающие до расторжения брака. Ребенок чутко воспринимает межличностную дистанцию, образовавшуюся вследствие родительских ссор. Конечно, часто истинная причина ссор родителей ребенку неизвестна. Более того, встречаясь с необъяснимым, дети додумывают причину — простую, обыденную и понятную и впоследствии даже пытаются её устранить.
В тех ситуациях, когда ребенок не может понять реальную причину конфликта родителей, а таких ситуаций большинство, он начинает проецировать всё на себя. Ребенок, воспринимающий себя раздражителем и причиной конфликта, испытывает сильное чувство вины, эмоционального дискомфорта, что усугубляет и без того тяжелое состояние и в последующем может стать причиной серьезных психических травм.
Как утверждает Голод С. И. в работе «Будущая семья: какова она?», родители, старающиеся воздержаться от «открытых боев», могут создать ребенку ситуацию психологического дискомфорта. Причиной этому является то, что даже внешне незаметное напряжение, возникшее между супругами, оказывает большое влияние на детей опосредованно. При этом недовольство родителей друг другом и семьей в целом превращаются в негативные воздействия, в отношения, напрямую касающиеся ребенка [7].
Таким образом, негативное эмоциональное состояние, возникающее из-за нерешенных личностных проблем, часто продолжает существовать в каждой «частичке» семьи. В таких случаях усугубляется соответствующее влияние на детей. Если раньше неудовлетворенность, раздражительность частично «разряжались» в супружеских отношениях, то теперь они могут быть целиком направлены на ребенка, пишет Лидия Ильинична Божович [3].
Давайте рассмотрим стратегии поведения ребёнка, которые он может применить при попытках примирить родителей самостоятельно:
1. Объединение родителей посредством болезни ребенка.
Не редко встречаются случаи, когда при заболевании ребенка, помимо вполне естественного физического дискомфорта и плохого состояния в целом, ребенок получает множество положительных эмоций. Это связано в первую очередь с тем, что ребенок в трудный для организма период окружается вниманием и заботой, при таких обстоятельствах внимание родителей переключается с объекта конфликта, на более сильный «эмоциональный раздражитель», на ребёнка. Все их усилия направлены на удовлетворение потребностей ребенка, нуждающегося во внимании и заботе. Конфликт родителей теряет значимость на фоне проблемы ребенка.
На подсознательном уровне ребенок ощущает положительные изменения в микроклимате семьи. Он попадает в благоприятные условия, которые способствуют стабилизации психологического состояния, а также разрушению психического дискомфорта. В следующей подобной ситуации, ребенок может снова прибегнуть к данной стратегии, для создания вокруг себя благоприятных условий, в которых ему комфортно, данное предположение впервые высказал Дональд Вудс Винникотт в работе «Разговоры с родителями» [5].
2. Следующей стратегией, которую мы рассмотрим, является объединение родителей посредством выполнения их нереализованных желаний.
Дональд Вудс Винникотт придерживается такой точки зрения, что супруги, не удовлетворенные браком, почти всегда ощущают бессмысленность, серость, скучность человеческой жизни. В данной ситуации в семье так же складывается негативный психологический фон, но в этом случае супруги стараются найти выход из него посредством воспоминаний, возвращаясь неосознанно в благоприятное для себя время.
Неосознанно человек погружается в самоанализ, целью которого является определение и поиск в своем прошлом причин и ответов на то, почему в действительности у него не складываются отношения с супругом / супругой. В более серьёзной форме, данное явление получило название эскапизм, характеризующееся уходом от реальности и вызванное сильными стрессовыми ситуациями. В связи с данным эмоциональным состоянием энергия, которая бы очень пригодилась для реализации себя в настоящем, расходуется на самоугрызения, упреки супругу, ностальгическое, но бесперспективное желание, чтобы бывшие мечты стали реальностью. Нередко в подобной напряженной семейной атмосфере, наполненной признаками нереализованных родительских желаний, ребенок находит способ примирить их с собственной жизнью, друг с другом [5].
В первую очередь, это повышенная ответственность, возложенная на ребенка. Когда ребенок занимается каким-либо делом: учебой в школе, творчеством и т. д., он испытывает интерес, соответствующий его потребностям, ценностям и ситуации, в зависимости от обстоятельств, либо достигает успеха или же переживает неудачу. В случае неудачи он пытается организовать свою деятельность так, чтобы она была более успешной.
Если же ребенок чувствует, что его неудача принесет большое огорчение родителям, то он, как правило, прилагает максимум усилий, чтобы этого не произошло. Такой ребенок старается за двоих, и крайне боится потерпеть поражение.
Во-вторых, существует повышенная вероятность «застревания» на препятствиях, так как чувство к неудаче у такого ребенка повышено. Встреча с препятствиями усиливает желание для его преодоления и человек в конце концов с ним справляется. Когда желание достигнуть успеха очень велико, то оно вызывает психическое напряжение, которое уже само по себе является препятствием. Таким образом, чрезмерное желание, повышенная ответственность с высокой вероятностью ведут к неудаче, особенно при выполнении сложных задач.
Более того, когда такая ситуация складывается в семейной обстановке, родители сильно озабоченные успехами своего ребенка, прилагают максимум усилий для того, чтобы ребенок «не расслаблялся», чтобы «собрался c силами», чтобы «больше старался». И иногда прямым текстом говорят, что он — «последняя надежда». Соответственно возлагаемая на ребенка ответственность, в свою очередь, увеличивает психическое напряжение, что пагубно влияет на него, считает Юлия Викторовна Василькова [4].
Дети в семье — это обогащение жизни двух людей, связавшими себя узами брака. Они приносят множество положительных эмоций в дом, которые расширяют любовь друг к другу, делают чувства между супругами более глубокими, осмысленными, человеческими.
Во многих семьях, с учетом современной социально-экономической ситуации в стране, конфликты между супругами, способствуют появлению психологических проблем у ребенка. Решить эти проблемы таким образом, чтобы помочь ребенку часто просто невозможно без коррекции супружеских отношений. Андрей Николаевич Бардиан считает, что нарушение эмоционального благополучия ребенка, его «плохое» поведение, как правило, является симптомом неблагоприятных супружеских взаимоотношений [2].
Семья — это сложная система взаимосвязанных процессов. Супружеские взаимоотношения — один из важных компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют также сложную структуру. Cупружеские взаимоотношения складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих супругов. По важности взаимоотношения между супругами перевешивают все другие отношения, в том числе, и отношения между родственниками. В семьях, где конфликтные ситуации являются достаточно частым явлением, дети вырастают более тревожными, ранимыми, мнительными. Часто cсоры между родителями дети проецируют на себя, считают себя виноватыми. По этой причине, они страдают не только эмоционально, но и физически. Дети из таких семей чаще склонны к болезням. Также такие дети эмоционально холодны и не умеют проявлять и выражать ласку [10]. Следовательно, стоит не забывать, что супружеские взаимоотношения влияют непосредственно на воспитание ребенка в семье.
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика/ Ю. С. Азаров — М., 1989., — 315с.
2. Бардиан А. Н. Воспитание детей в семье. /Психол. — пед. очерки. / А. Н. Бардиан — М., 1972. — 236с.
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте./ Л. И. Божович. — М., 1968. — 296 с.
4. Василькова Ю. В. Социальная педагогика./ Ю. В. Василькова Ю. В., Т. А. Василькова. — М.-1999. — 246 с.
5. Виннескотт Д. В. Разговоры с родителями./ Д. В. Виннескотт — М., 1995. — 186 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для студ. высш. уч. завед / под ред. Дубровиной, И. В., Прихожан А. М.: Изд-во Академия, 2001.- 365 с.
7. Голод С. И. «Будущая семья: какова она?»/ С. И. Голод.- М.: Знание,1990.-64с.
8. Голод С. И. «Семья и брак»/ С. И. Голод.- С. Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998.-272с.
9. Дружинин В. Н. «Психология семьи»/ В. Н. Дружинин: 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006.- 176 с.: ил.
10. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни/ Н. В. Жутикова — М., 1991.- 128с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, родитель, ситуация, супруг, взаимоотношение, друг, отношение, психическое напряжение, психологический микроклимат.
Похожие статьи
Психологический климат семьи как фактор благополучия.
Специалисты говорят, что психологический климат семьи — это совокупность настроений, эмоций, переживаний, отношение как друг к другу, так и окружающим
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, родитель, член семьи, семейная ситуация.
Взаимоотношение родителей и детей в семье.
Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье.
Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка.
Мы рассматривали отношения родителей к детям и детей к родителям в семье.
Целью нашего исследования является изучение взаимоотношение детей в семье, в зависимости
В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья.
Особенности психического развития детей в неполных семьях
Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным, нелюбимым и отверженным. Ребенок получает глубокую психическую травму и в том случае, если семья распалась.
Психологический климат в семье как фактор формирования.
ребенок, родитель, семья, поведение ребенка, отношение, отец, друг друга, взаимоотношение, дошкольный возраст, будущая женщина.
Влияние семьи на психологическое здоровье ребёнка
Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям необходимо уделять
— нарушение отношений в семье (конфликты между родителями, отсутствие одного из
Но даже в очень благополучных семьях есть зоны напряжения и конфликтов, и возникают они в.
Семейные отношения и их влияние на формирование личности.
5) Психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член.
Ситуация семейного воспитания детей с интеллектуальным.
Благоприятный психологический климат, доброжелательная атмосфера
Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером
Нарушаются и отношения внутри семьи: между родителями и детьми и особенно между супругами.
Влияние детско-родительских отношений на становление.
Эта забота «выходит за рамки» семьи. Родители прививают ребенку, что нужно заботиться не только о своих родных, но и близких друзьях [1].
Сырвачева Л. А. Специфика родительских отношений и их влияние на психическое развитие дошкольников / Л. А. Сырвачева.
Семейное воспитание детей
Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?
Семейное воспитание детей: общие принципы и положения
Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.
Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.
Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:
- Физическое и психическое здоровье членов семьи;
- Наследственность;
- Материально-экономический статус семьи;
- Социальный статус семьи;
- Уклад жизни;
- Количество членов семьи;
- Условия проживания;
- Отношения между членами семьи;
- Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.
Основными задачами семейного воспитания детей являются:
- Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
- Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
- Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
- Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».
Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:
- Убеждение (беседы, советы, внушение);
- Личный пример;
- Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
- Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).
Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:
- Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
- Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
- Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
- Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
- Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
- Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.
Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.
Семейное воспитание детей дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:
- Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
- Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
- Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
- Тяжелая психологическая атмосфера в семье.
Роль семейных традиций в воспитании детей
Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.
Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.
Факторы семейного воспитания
Одним из главных факторов, которые непосредственно влияют на формирование ребенка как личности, является семья. Будущая жизнь человека, в первую очередь, зависит от семьи. Основная характеристика семьи — это среда воспитания, в которой протекает совместная жизнь всех членов семьи — и взрослых, и детей. В процессе становления личности очень серьезное воздействие имеет качество взаимодействий ребенка с окружающим социумом и процесс усвоения культуры.
Основой семейного воспитания являются чувства и эмоции. Если отношения в семье построены на любви и взаимопонимании, которые создают в доме благоприятную нравственную атмосферу и стиль взаимоотношений, которым характерны забота, ласка, нежность, великодушие, терпимость, умение прощать, чувство долга, то такая атмосфера является очень полезной для развития личности.
Семейная среда, окружающая ребенка, создает вокруг него некую культурную оболочку. Ее элементами является социально-поведенческое, предметно-пространственное и информационно-событийное окружение. В семейной среде должно быть все сбалансировано — гигиенические условия, полноценное питание, благоприятные поведенческие модели. Эффективность воспитания ребенка напрямую зависит от качества организации семейной среды.
Жизнь семьи состоит из множества различных социальных ситуаций. Данные ситуации могут иметь педагогический характер, при условии придания им целевой направленности, что является задачей родителей. Другими словами, даже обычные, привычные моменты могут иметь воспитательный характер и влиять на формирование личности. К ним относятся особенность интерьера, порядок и отношение к вещам, организация семейных праздников, взаимоотношение между родителями, родственниками и друзьями, отношение к традициям и обычаям и прочее. Благоприятная атмосфера воспитывает мысли и чувства личности, а также формирует правильное поведение. Развитие чувства самодостаточности напрямую зависит от ценностей, которые прививаются родителями, и от созданной домашней атмосферы.
Отличительной особенностью семейного воспитания есть непринужденность и естественность. На сегодняшний день современные родители часто используют специальные методы воспитания. В общем, семейное воспитание сильно разнится в разных семьях, хотя происходит в одной культурной среде, оно очень индивидуально. Поэтому акцент ставится на активность ребенка.
Формирование социально-психологической стороны личности основано на активной деятельности. Если сравнивать семейное воспитание с воспитанием в учебных учреждениях, то первое более мягкое и разнообразное, семейное воспитание способствует более легкому принятию окружающего мира, формированию внутреннего иммунитета ребенка по отношению к негативу, с которым он периодически сталкивается вне семьи. Ребенок, наблюдая за поведением родителей в различных жизненных ситуациях, формирует отношение к жизни в целом, свою позицию относительно различных ценностей, чувств, явлений и прочего.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Восприятие и отношение к миру, к нормам поведения, формируется у ребенка в процессе общения с родителями и близкими. Их поведение служит для ребенка примером, на котором в будущем будут выстроены его модели поведения. Постепенно ребенок сравнивает, оценивает, выбирает модель поведения в той или иной ситуации.
Нужно понимать, что семья является своего рода замкнутой системой, где люди опираются на мнения друг друга, влияют на воспитание друг друга, передают опыт поколений. Со временем появляются новые способы и методы воспитание, которые родители черпают из различной литературы, советов специалистов и знакомых, примеров других семей, потому из поколения в поколение этот опыт наполняется все новыми красками.
Организующий фактор семейного воспитания
Сильное воспитательное влияние семьи также обусловлено тем, что она является некоторой формой организации человеческой деятельности. Новорожденный ребенок не обладает умениями и навыками для самостоятельной жизни, поэтому для построения взаимоотношений с окружающим миром он нуждается в помощи взрослых. Семья обеспечивает ребенку различную деятельность: трудовую, учебную, общественную, игровую, познавательную и прочую. Поначалу эта деятельность происходит совместно с взрослыми, но постепенно ребенок учится, овладевает определенными навыками и начинает самостоятельно организовывать свою личную деятельность, которая интересна именно ему. Таким образом, спустя время, ребенок становится полноценным участником семейной деятельности. Для успешного развития ребенок должен постоянно чувствовать поддержку и одобрение со стороны взрослого, получать необходимую помощь и внимание. Родители должны понимать и чувствовать границы разумного вмешательства в деятельность ребенка. Естественно, проще сделать все самому, нежели добиваться от ребенка правильного выполнения тех или иных действий, но такой подход является ошибочным и, к сожалению, часто имеет место. Приобщить ребенка к какой-либо работе не просто, но если игнорировать эту задачу, у ребенка может сформироваться синдром беспомощности. Как и у любого взрослого человека, у ребенка есть потребность к получению результата от целенаправленных действий. Выполнений какой-либо работы развивает в ребенке настойчивость, усидчивость, самоконтроль и самооценку.
Но все же стоит помнить, что ребенок еще не все может и умеет, и не стоит требовать от него невозможного, так как это скорее приведет к расстройству, нежели к удовлетворению. Успешное завершение дела вызывает эмоциональный подъем, который способствует появлению желания повторить сделанное, попробовать что-то новое, побуждает к продолжению изучения, а работа не в меру своих возможностей, выполнение слишком сложных задач может закрепить у ребенка чувство неудовлетворенности и неудачливости.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Специфика семьи как воспитательного фактора
Как говорилось выше, основной функцией семьи является воспитательная функция.
Семейное воспитание ребенка — это его целенаправленное взаимодействие со взрослыми и другими членами семьи, основанное на любви и уважении. Семейное воспитание подразумевает всестороннюю поддержку ребенка, как в эмоциональном плане, так и в педагогическом, защищает и помогает в формировании личности, учитывая потребности ребенка и его возможности, основываясь на семейных и общественных ценностях.
Разные семьи обладают различным воспитательным потенциалом, что обусловлено разницей в их составе, материальной обеспеченности, области проживания. В семье может быть различная психо-эмоциональная атмосфера, отношение к обычаям и традициям, различный уровень культуры и образования.
По различным признакам семьи классифицируют на:
- по составу:
- нуклеарная (в которой есть два супруга с детьми или без них);
- неполная;
- полная;
- отдельная;
- расширенная (присутствуют представители старшего поколения);
- большая (которая состоит из нескольких супружеских пар);
- по типу главенства:
- эгалитарная (равноправная);
- патриархальная;
- матриархальная;
- по качеству отношений:
- благополучная;
- устойчивая;
- проблемная;
- конфликтная;
- социально-неблагополучная;
- дезорганизованная (изолирование членов семьи, культ страха и силы).
В общем, на становление личности человека семья может влиять как положительно, так и отрицательно.
Главными условиями, обеспечивающими наилучшую форму семейного воспитания, являются:
- любовь к ребенку;
- последовательное поведение и установление норм;
- единые требования ко всем членам семьи;
- обоснованность воспитательных действий, особенно наказания;
- ограничение ребенка от участия в конфликтных ситуациях.
Степень проявления чувств также очень важна в воспитательном процессе, если ребенок чувствует себя недолюбленным, он становится грубым, черствым, замкнутым, застенчивым, ему сложно наладить отношения в коллективе. В случае получения чрезмерной любви и внимания, ребенок становится избалованным, у него формируются эгоизм и эгоцентризм.
Семейное воспитание занимает значительный период в жизни человека, оно даже может продолжаться всю оставшуюся жизнь, так как родители продолжают влиять на детей и во взрослой жизни. Степень влияния родителей в разные периоды жизни их ребенка различна: в период дошкольного воспитания ребенок требует удовлетворения своих познавательных, духовных и материальных потребностей, школьник — в удовлетворении эмоциональных, коммуникативных и материальных потребностей, в подростковом и взрослом возрасте человек нуждается в самопознании, самореализации, социальном, профессиональном и личностном самоопределении.
Источник https://moluch.ru/archive/84/15595/
Источник https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6696-semejnoe-vospitanie-detej.php
Источник https://spravochnikvs.com/faktory_semejnogo_vospitaniya