Проблемы взаимодействия школы и семьи

Содержание статьи

Проблемы взаимодействия школы и семьи

Гусева, Ю. В. Проблемы взаимодействия школы и семьи / Ю. В. Гусева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7106/ (дата обращения: 30.11.2022).

В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы.

В. А. Сухомлинский

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, большую часть своего времени родители проводят на работе, дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов в школе. Статистические данные по семье в России характеризуют углубляющийся кризис семьи как социального института. Стабильно увеличиваются удельный вес неполных семей разных типов среди семей, имеющих детей до 18 лет, число разводов; количество детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке; численность детей, отобранных у родителей, лишенных своих прав, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; удельный вес особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, а также преступлений, совершенных взрослыми в отношении несовершеннолетних.

Зачастую обе стороны предъявляют друг другу свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, плохое воспитание, отсутствие сформированных моральных ценностей. Родители же в свою очередь недовольны учебными нагрузками, объёмом домашнего задания, равнодушием педагога.

Множество исследований указывают на то, что дети добиваются высокой академической успеваемости, социального успеха, хорошего эмоционального здоровья и становятся уравновешенными и полноценными индивидуумами, если их родители принимают активное участие в учебе и школьной жизни своих детей. Подобное участие также демонстрирует ребенку тот факт, что родители искренне заинтересованы в их образовании и что учеба в школе является позитивным и ценным занятием.

Однако когда родители не принимают участия в школьных занятиях детей, у довольно большого количества детей пропадает желание учиться. Часто родители оправдываются тем, что у них нет времени или сил, или они чувствуют себя в школе неуютно. Другие родители испытывают некоторое замешательство в смысле того, какие у них есть варианты, и каким образом они могут участвовать в этом процессе, либо просто не имеют необходимой информации. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Как же привлечь родителей в школу? Как создать такие условия, чтобы им захотелось сотрудничать со школой? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители?

Основным фактором здесь выступает коммуникация. Основной причиной слабого участия родителей является отсутствие ясной, понятной и полезной информации. Школам и учителям необходимо устраивать личные встречи с родителями, общаться через электронный журнал, по телефону посредством SMS сообщений, электронной почты и информационных страничек в Интернете. Рассылки писем и информационных записок могут помочь школе сделать общение родителей и школы более тесным. Преподавателю необходимо общаться с родителями в простой манере без использования образовательной лексики и убедиться в том, что у родителей есть доступ к простой и интересной информации о занятиях их детей в школе — как в пределах, так и вне аудитории. Родителям необходимо знать о том, что преподают их детям в школе, в каких школьных мероприятиях и кружках участвуют их дети, каким образом они могут принять участие в обучении и школьной жизни ребенка, как им связаться с преподавателями, и каким образом они могут помочь своим детям дома.

В нашей школе система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Они социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Поэтому в школе создан Управляющий совет, общешкольный родительский комитет и классные родительские комитеты, куда входят опытные и инициативные родители (по 8 человек от класса). Задачи, стоящие перед Управляющим советом, серьезные. Это разработка и корректировка стратегии развития школы, определение целей, задач и ресурсов, необходимых для их достижения. Это создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов и участие в финансово-хозяйственной деятельности школы. Это обеспечение прозрачности в деятельности школы по организации образовательного процесса и в финансовых вопросах. И, наконец, это обеспечение доступности информации для всех участников образовательного процесса. В компетенцию Управляющего совета входит согласование школьного компонента и профилей обучения, рассмотрение жалоб и заявлений учащихся, родителей. Также Управляющий совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы.

С целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам в нашей школе действует психолого-педагогический консилиум, деятельность которого заключается в проведении комплексного изучения личности ребёнка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных возможностей ребёнка, разработке рекомендаций для учителей и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании. В течение учебного года проводятся как плановые, так и внеплановые заседания консилиума. Деятельность плановых заседаний направлена на анализ готовности учащихся 1-х классов к школьному обучению, определение путей психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в школе. Внеплановые заседания консилиума проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-педагогической проблемы.

Возможно, стоит вернуть назад такую форму работы с родителями, как посещение семьи ребёнка. Это поможет установить учителю связь со всей семьей, выяснить ее общую и педагогическую культуру, условия жизни ученика, его место в семье и отношение к нему старших, дать советы и договориться о единых требования к школьнику. Некоторые учителя ошибочно считают, что посещать нужно только семьи, дети из которых создают определенные проблемы в школе. Безусловно, с родителями таких учеников следует прежде всего установить тесный контакт, однако посещать желательно семьи всех учеников. Посещение семьи может иметь целью общее ознакомление с условиями жизни, установления единых требований школы и семьи к ученику, помощь в организации режима, обсуждения с родителями отклонений в поведении и ребенка и принятия необходимых мер по их предупреждению и преодолению, привлечение родителей к участию в работе школы, изучение опыта воспитания в семье и др. Перед тем как посетить семью, нужно иметь сведения о ней и ее связи со школой (личное дело ученика, результаты анкетирование ребёнка и родителей, беседы с учителями, с самим учеником), выяснить основные данные об ученике, его успеваемость, поведение, отношения с учителями, товарищами. Успех посещения семьи зависит не только от добросовестной подготовки, но и от поведения учителя. С первых минут встречи с родителями необходимо создать атмосферу доверия и доброжелательности. В семьях, которые не имеют систематической связи со школой, визит учителя рассматривают как сигнал бедствия, родители настораживаются, готовятся к защите ребенка. Поэтому, посетив семью, следует сразу «снять » настороженность. Беседу о детях начинают с положительных характеристик их поведения, постепенно переходя к обсуждению негативного в поведении ученика. Свои суждения педагог должен выражать спокойно, тактично, предоставлять неопровержимые доказательства и внимательно слушая объяснения родителей ребёнка. Установка истинного положения дел позволяет наметить общий план действий школы и семьи, договориться о взаимном информировании, о достигнутых успехах и трудностях. Общее ознакомление с условиями жизни ученика дома можно проводить по следующей схеме:

Читать статью  Заговор чтобы все в семье наладить отношения

1. Фамилия, имя ученика, класс.

3. Где и на какой должности работают родители и другие члены семьи (если учатся — где именно).

4. Режим дня школьника.

5. Как обустроено рабочее место ученика?

6. Кто занимается воспитанием ребёнка в семье?

7. Кто из членов семьи помогает ученику?

Индивидуальная консультация — распространенная форма взаимодействия с родителями. Она может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей и успешна при доверии педагогу. Родители же доверяют педагогу, если он участвует в решении проблем ребенка, вместе с ними выясняет их причины, ищет пути решения проблем, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию. Приглашение родителей в школу для индивидуальной беседы или консультации должно быть письменным или устным, в тактичной форме, т. к. вызов в школу родители воспринимают настороженно. Начинать разговор с родителями целесообразно с рассказа об успехах ребенка, выслушивания родителей и лишь потом обратиться за советом по вопросу, который волнует педагога, ни в коем случае не допуская упреков, назиданий в адрес родителей, не унижая достоинства ребенка.

На мой взгляд, ключевую роль в решении проблемы взаимодействия школы и семьи может оказать государство, внеся ряд изменений в Закон Российской Федерации об Образовании. Например, работодатель обязан отпускать на родительские собрания, мероприятия, проходящие в школе своих работников. Разработать государственную программу, направленную на развитие мотивации родителей к участию в школьной жизни своего ребёнка.

Проблеме взаимодействия школы и семьи посвящено не мало статей, но невозможно дать готовый и единственный правильный ответ о том, как взаимодействовать с семьёй, так как семьи все очень разные. Многое зависит от мастерства педагога, от его интуиции. Педагог должен проанализировать каждую конкретную ситуацию, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребёнком.

1. В. А. Гейко. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа — 2009 г. — № 3. — С. 60.

2. Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель — 2007 г. — № 1. — С. 94.

3. «Виды и методы работы с родителями» http://uchebnikionline.com.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, школа, ребенок, Управляющий совет, школьная жизнь, какой образ, педагог, учитель, образовательный процесс.

Похожие статьи

Взаимодействие образовательной организации с социальными.

родитель, семья, школа, ребенок, Управляющий совет, школьная жизнь, какой образ, педагог, учитель, образовательный процесс. Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного.

Основные формы взаимодействия образовательного учреждения.

родитель, семья, школа, ребенок, Управляющий совет, школьная жизнь, какой образ, педагог, учитель, образовательный процесс. Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм.

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями.

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как семью.

Взаимодействие образовательной организации с социальными.

Кроме того, школа и управляющий совет выступают в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства

К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей.

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале.

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия. родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья. Педагогические условия организации социального партнерства.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию.

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение. Взаимоотношение родителей и детей в семье.

12 полезных книг для родителей: о воспитании, психологии и любви

Зачем родителям вообще что-то читать о воспитании? Если вы задаете другим этот вопрос, то дальше можно не читать. А вот для тех, кому интересно и важно узнать что-то больше интуитивного и бытового знания, журналист Лена Калашникова составила подборку незаменимых для родителей книг о воспитании и жизни с детьми.

1. «Тайная опора», Людмила Петрановская

Людмила Петрановская — один из самых известных современных российских психологов-педагогов. Она работает с родителями и детьми, а свой опыт вкладывает в книги, которые пишет простым понятным языком.

Одна из них — и чуть ли не самая известная — «Тайная опора», в которой автор рассматривает такую сторону отношений как привязанность. Наверняка вам приходилось слышать «он у вас с рук не слезает, приучили к рукам». Так вот из этой книги вы можете узнать, насколько важно для ребенка «с рук не слезать» и как ведут себя взрослые «не приученные к рукам».

2. «Общаться с ребенком. Как?», Юлия Гиппенрейтер

Если вы хоть чуть-чуть интересуетесь детской психологией, то вероятно слышали про Юлию Гиппенрейтер. Она занимается научной работой, проводит тренинги, консультирует в области детских и семейных проблем и, конечно, пишет книги для родителей и педагогов. Ее труды очень популярны, неоднократно переиздавались и во многих семьях стали настольными книгами по воспитанию. Чем же они заслужили такую популярность?

Как часто можно услышать про детей, что они «проблемные», «непослушные», «невозможные», «закомплексованные». Но не менее часто все эти проблемы у детей появляются от неправильных взаимоотношений в семье.

Книга «Общаться с ребенком. Как?» написана в форме уроков с небольшой теоретической частью, примерами и письмами реальных родителей, вопросами и заданиями. Из нее вы узнаете, как развить принятие, научитесь не раздражаться, если ребенок делает что-то не то и поймете, что для самостоятельности ребенка важен и негативный опыт.

3. «Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой мамой», Анна Быкова

Однажды детский и семейный психолог Анна Быкова написала в своем блоге статью «Почему я ленивая мама». Прошло несколько лет, а статью всё еще можно встретить в родительских сообществах и она всегда вызывает горячее обсуждение. Что же такое «ленивая мама» и легко ли ей быть? Секрет вот в чем — для того чтобы ребенок стал самостоятельным… иногда маме нужно просто ничего не делать.

Анна Быкова посвятила теме самостоятельности детей несколько книг. И «Самостоятельный ребенок» — одна из них. Как научить ребенка засыпать в своей кроватке, убирать игрушки и одеваться? Когда стоит помочь ребенку, а когда лучше от этого воздержаться? Чем опасна гиперопека и как ее избежать?

Читать статью  Компромисс: Что Это Такое?

Автор советует иногда включать режим «ленивой мамы», осознавая, что это делается в интересах ребенка. Ведь если всегда подсказывать, помогать и советовать, он так и не научится ничего делать сам.

4. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников», Евгений Комаровский

Говоря о литературе для родителей, нельзя не упомянуть и книги о здоровье детей. Доктор Евгений Комаровский назвал парадоксом то, что большинство из нас знает, как создавать детей, но почти такое же большинство из нас не знает, что с этими детьми дальше делать. Детский врач и известный телеведущий взялся за важную миссию — заполнять знаниями это парадокс. И он делает это, применяя свой большой опыт и с юмором.

«Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» — это не учебник, не энциклопедия, не сборник инструкций и не руководство по диагностике и лечению. Автор называет книгу путеводителем, который должен помочь родителям избежать многих проблем. Комаровский настаивает на том, чтобы о здоровье детей заботились без паники и со спокойствием, со здравым смыслом и логическим мышлением.

5. «Детская ревность: особенности воспитания нескольких детей в семье», Валентина Паевская

Большинство родителей, конечно же, хотят вырастить братьев и сестер, которые будут дружить, любить друг друга и поддерживать в сложных ситуациях. Но суровая реальность дает о себе знать и порой это кажется непосильным трудом, особенно когда слышишь вопли из детской комнаты или разнимаешь драку. Если в вашей семье больше одного ребенка, вы, скорее всего, уже знакомы с явлением детской ревности, о которой идет речь в книге Валентины Паевской.

Из книги «Детская ревность: особенности воспитания нескольких детей в семье» вы узнаете, как выстроить личностные границы детей, чтобы каждый из них комфортно чувствовал себя и понимал, что мама любит его не меньше, чем братика или сестричку. Если вы только планируете второго ребенка, эта книга поможет вам избежать большинства ошибок родителей и подготовить старшего ребенка к появлению младшего.

6. «Как роман», Даниэль Пеннак

Книга «Как роман» стоит особняком в нашей подборке. Она не о здоровье, не о психологии и не о хороших манерах. Эту книгу французский писатель Даниэль Пеннак написал о том, как сделать так, чтобы ребенок читал. Не заставить, не принудить, не приучить, а так привязать, чтобы эта любовь осталась на многие годы. Автор, работая в школе, на практике выявил свои правила чтения и теперь щедро делится ими с нами в этой книге.

Право не дочитывать и перечитывать, право читать что попало, право читать вслух и молчать о прочитанном. Эти правила чтения Пеннак выводит как заповеди и размышляет над каждым из них.

Но главную мысль автор проносит через всё эссе — любви по принуждению не бывает! Детское нежелание читать — это не следствие плохих способностей или излишней тяги к телевизору. Всё дело в страхе: быть осуждённым за непонимание или получить плохую оценку.

7. «Ваш непонятный ребенок: психологические прописи для родителей», Екатерина Мурашова

Екатерина Мурашова — известный семейный и возрастной психолог, писатель и преподаватель. Ее книга «Ваш непонятный ребенок» посвящена проблемам воспитания и психологического развития детей дошкольного и школьного возраста.

5 отличных книг о семьях и детях для отпуска

Гиперактивность, агрессивность, застенчивость, трудности школьной адаптации, неуспеваемость. Автор рассказывает много маленьких историй о разных детях и их сложностях. И о том, как родителям находить общий язык в самых сложных ситуациях.

В одном из интервью Екатерина Мурашова поделилась наблюдением: «Нет никакого критерия, сколько времени нужно проводить с ребенком. Нигде не сказано, что столько-то времени уделять — нормально, столько-то — мало, а столько-то — много. Поэтому идея, что можно не волноваться, что я уделяю ему мало времени или наоборот — стоит волноваться, что я уделяю ему мало времени, все это находится исключительно в голове отдельно взятого родителя».

8. «Ступеньки творчества или развивающие игры», Борис Никитин

В 80-е годы вышла книга «Ступеньки творчества» Бориса Никитина. В ней были подробно описаны новаторские игры для развития творческих способностей ребенка. Тогда книга стала настоящим хитом, сейчас она пережила несколько переизданий и дополнений автора. Наверняка вы в детстве занимались «умственной гимнастикой» по методу Никитиных, попробуйте теперь этим заняться и со своими детьми!

В книге вы найдете подробное описание того, как самим сделать игры и как правильно ими играть. Это увлекательное занятие не только для детей, но и для родителей. «Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад семьи и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка».

9. «Тыжемать», Надя Папудогло

Когда у вас только появляется ребенок, к вам привязывается новый негласный статус «ты же мать». «Тыжемать» должна сразу всё знать о здоровье, воспитании и развитии ребенка, принимать и отметать многочисленные советы и каждый день отвечать на миллион новых вызовов. Книга Нади Папудогло без назиданий и правил рассказывает об одном опыте материнства и просто говорит читательницам — «в этой ситуации ты не одна».

Книга «#тыжемать» ценна именно этим — от страницы к странице здесь утверждается право оставаться собой, не тратя силы на погоню за мнимым совершенством. «Я писала эту книгу только затем, чтобы однажды ее прочитала женщина, недавно ставшая мамой. Она с чем-то не справляется, у нее что-то не получается с ребенком, она очень устала. Прочитала и почувствовала, что кто-то рядом такой же, как она».

10. «Семья. Нам здорово быть вместе», Лариса Суркова

Счастливые дети растут тогда, когда их воспитывают счастливые родители. Книга «Семья. Нам здорово быть вместе» как раз об этом. Ее автор Лариса Суркова — практикующий семейный психолог. Она популяризует психологию и в инстаграм — у нее более двух миллионов подписчиков и каждый день она дает советы о том, как сделать отношения в семье здоровыми и комфортными. А еще она мама пятерых детей и пишет книги не только для взрослых, но и для детей.

В книгах Сурковой семья — это фундамент, безопасность, поддержка, якорь, к которому всегда можно вернуться. Но автор уверена, что над гармонией в доме надо работать, чувства между супругами необходимо поддерживать, а взаимоотношения с детьми и родственниками — аккуратно строить. В книге «Семья. Нам здорово быть вместе» вы найдете ответы на вопросы об эмоциональном выгорании, конфликтах и понимании.

11. «Психология для самых маленьких: #дунины_сказки», Лариса Суркова

Еще одна книга Ларисы Сурковой «Психология для самых маленьких: #дунины_сказки» для чтения взрослыми детям. Истории из книги всем знакомы — они о детях, которые любят сладкое и отказываются от супа, гуляют по лужам без резиновых сапог, не хотят делиться своими вещами со сверстниками. Через волшебный текст сказки ребенок начнет знакомиться с миром и будет учиться взаимодействовать с ним.

В этой книге Лариса Суркова описывает те ситуации, которые, пусть один раз, но бывали в каждой семье. Эти рассказы помогут в игровой форме объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо; почему родители иногда устают; зачем нужно уступать своим друзьям и как важно слушаться маму и папу. По аналогии с рассказами из книги вы научитесь сочинять свои собственные сказки о повседневных вещах.

12. «Как любить ребенка: книга о воспитании», Януш Корчак

И не можем не вспомнить в нашей подборке классика педагогики — Януша Корчака. Он известен своими гуманистическими идеями и печальной судьбой. В годы войны он создал Дом сирот, в котором практиковалась система детского самоуправления, а у детей формировались навыки самопознания и самоконтроля. Позже более двухсот воспитанников и их учитель были уничтожены в газовой камере концлагеря Треблинка.

Читать статью  Пример психологической экспертизы №2 (детско-родительские отношения)

В книге «Как любить ребенка» Корчак выводит несколько принципов воспитания детей. И один из главных состоит в том, что — родитель, воспитатель, учитель должен любить детей. Также он ведет речь о том, насколько важно предъявлять ребенку реально выполнимые требования, о том, что нужно общаться с ребенком, учитывая его возраст, о том, что нужно уважать ребенка, но и не забывать о правах и возможностях воспитателя.

На самом деле не так уж и важно, сколько книжек о воспитании вы прочитаете. Гораздо важнее применять любой книжный опыт с осторожностью, вниманием и огромной любовью к своему ребенку.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Родители и школа: кто в ответе за ребенка?

Школа — это социальный мир, в котором ребёнок реализует себя. После семьи, школьное пространство становится для детей вторым домом — они находятся в нем каждый день, учатся общаться со сверстниками и взрослыми, развивают психику и интеллект.

Во многих случаях пребывание в школе можно рассматривать как жизненный опыт ребёнка, с помощью которого он растет, развивается, взрослеет и становится личностью. Учитывая все это, можно сказать, что школа является важным звеном в детской жизни и влияет на становление его характера и поведения.

Вместе с тем семья — это то место, где ребёнок проводит большую часть времени. Перед тем как пойти в школу, он уже обладает устойчивыми и сформировавшимися качествами характера. Их в него заложили мать и отец — начиная с рождения, проживая вместе с ним возрастные кризисы, решая семейные проблемы и демонстрируя свое отношение к нему.

Учитывая двустороннее влияние на детскую психику родителей и образования, можно говорить о том, что ребёнок подвергается воздействию как семьи, так и школы, поэтому невозможно переложить ответственность за его поступки и формирование личности только на одну сторону.

За что отвечают родители, занимаясь воспитанием? Что лежит в зоне компетенции школы и педагогов? Ответы можно получить из данной статьи.

7 важных вопросов о детских подгузниках

Почему родители и школа делят ответственность?

Почему родители и школа делят ответственность?

Как показывает практика, для этого есть несколько причин:

Трудности при взаимодействии с детьми. Если мать и отец не справляются с воспитанием — ребёнок не слушается их, не считает авторитетными, «садится на голову» — они могут начать считать, что это школа плохо повлияла на него. Бывает так, что школьные педагоги испытывают сложности, обучая ребёнка и общаясь с ним — он ведет себя неподобающим образом, не контролирует эмоции, срывает уроки — тогда учителя склонны обвинять родителей в том, что те недостаточно влияют на детей или плохо воспитывают их.

Говоря о том, кто в ответе за то, что ребёнок является неуправляемым в семье или дома, следует рассматривать каждый случай в отдельности. В это время нужно обратить внимание на то, что происходит с ребёнком, когда он не слушается. Что он, таким образом, хочет добиться и что мешает ему выполнять указания старших?

Когда атмосфера в семье является неблагоприятной, дети могут реагировать на нее так:

  • не имея возможности «выплескивать» агрессию и напряжение дома, они делают это в школе;
  • не получая от родителей внимание и поддержку, они бессознательно «выводят» педагогов на проявление отрицательных эмоций;
  • переживая за отношения в семье между родителями, ребёнок склонен вести себя в школе замкнуто, тревожно, боязливо.

В таких случаях ответственность за детское самочувствие и поведение лежит на родителях. Они должны заняться налаживанием эмоционального фона ребёнка, и, если это произойдет, то он успокоится и его отклоняющееся поведение в школе сменится на благополучное.

Бывает так, что в семье у ребёнка все в порядке, однако в школе он хулиганит, не хочет учиться и конфликтует с педагогами. В этом случае стоит задуматься над тем, найден ли соответствующий подход к ребёнку со стороны учителей и понять, как они строят педагогический процесс, могут ли заинтересовать детей, вызвать у них положительные эмоции на уроках, привить любовь и интерес к знаниям.

Непринятый в коллективе ребёнок

Кто виноват в том, что ученик в классе имеет статус отвергнутого? Родители в этом случае склонны обвинять педагогов в том, что они недостаточно занимаются сплочением коллектива.

Учителя действительно имеют возможность управлять внутренними процессами между учениками, которые происходят в классе — они могут создавать ситуации успеха, чаще поддерживать и хвалить детей, которые не являются принятыми, говорить о дружбе, взаимопомощи и развитии общих интересов, учить ребят общаться между собой.

Однако прежде чем обвинять педагога в некомпетентности и недостаточном внимании по отношению к каждому ребёнку, следует понять, является ли тот, кого не принимают в классе, принятым в своей семье. Часто бывает так, что ребёнок приходит в школу с низкой самооценкой, замкнутым, неуверенным в себе. Если родители его постоянно критикуют и ругают, не позволяют выражать свои чувства и мнение, дают понять, что он никого не интересует, то школа для него может выступать такой же холодной и агрессивной средой.

Конфликты между детьми в школе

Кто в ответе за то, что дети в школе дерутся друг с другом? Проявление агрессии у ребёнка следует рассматривать в рамках его личных характеристик. Это значит, что, возможно ученик не владеет другими методами общения с детьми, такими как спор, отстаивание своего мнения, признание позиции другого человека. Тогда важно понять, как обстоят дела с проявлением агрессии в семье ребёнка, который бьет других детей.

Иногда дети дерутся, чтобы защитить себя — и такая реакция является нормальной, с точки зрения развития личности. Учителя в этой ситуации могут и должны контролировать проявление агрессивности и обучать детей конструктивным методам решения конфликтов.

Проблемы детей в семье

Проблемы детей в семье

Ситуации развода, потери одного из близких, появления младших братьев и сестер, частых конфликтов между родителями, заболеваний и стрессов могут привести к тому, что у ребёнка снижается обучаемость и нарушается поведение в школе. В этом случае учителя никак не могут повлиять на то, чтобы детский эмоциональный фон был налажен — ребёнок не может резко взять и полюбить учиться, когда все его мысли только о том, что папа их бросил, или мама сильно болеет и он давно ее не видел.

Единственное, что могут сделать педагоги — это подержать ребёнка в его трудном положении, не «давить» на него, пока он переживает, тесно сотрудничать с семьей и совместно с ней создавать безопасные условия для его самочувствия и обучения.

Ребёнок не справляется с обучением

Кто должен отвечать за то, что дети плохо учатся? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно установить причины неуспеваемости. Иногда они могут заключаться в интеллектуальной незрелости, иногда в том, что у детей есть личные или семейные проблемы.

Бывает так, что детям не подходит система обучения, которую транслирует учитель — он слишком строг или равнодушен, оказывает эмоциональное или физическое давление, дети не успевают за темпом преподавания педагога. Ситуацию детской неуспеваемости можно разрешить, если взрослые будут сотрудничать вместе, думая о том, как создать условия для хорошего самочувствия ребёнка и развития у него интереса к учебе.

Педагоги, классные руководители, родители, детский психолог и социальный работник, объединившись, могут сделать гораздо больше для развития учеников, нежели конфликтуя, и перекладывая ответственность за обучение и воспитание детей друг на друга.

Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7106/

Источник https://mel.fm/blog/lena-kalashnikova/12065-12-poleznykh-knig-dlya-roditeley-o-vospitanii-psikhologii-i-lyubvi

Источник https://medaboutme.ru/articles/roditeli_i_shkola_kto_v_otvete_za_rebenka/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: