Виды и понятие правовой системы. Структура правовой системы
В любой современной стране существуют санкционированные государственные рамки поведения. В пределах их осуществляется весь процесс жизнедеятельности государства. Этот универсальный регулятор отношений внутри общества называется известным всем словом – право. Данный термин был известен еще в далёкие времена. В процессе эволюции общества право приобрело несколько значений: субъективное и объективное. Субъективная трактовка термина права означает определённую норму поведения, меру дозволенного. Если говорить о праве с объективной точки зрения, то нужно представить себе огромный механизм, благодаря которому осуществляется регулирование деятельности людей и государства в целом.
Интересной особенностью права является тот факт, что оно перенимает моральные устои того общества, в котором развивается. Проще говоря, национальные особенности прямо влияют на этот сложный регуляторный механизм. Однако право нельзя рассматривать как единичный элемент, потому что оно входит в большую структуру, которая называется правовой системой.
Понятие правовой системы
Самое понятие «правовая система» вызывает множество споров в научном мире, о чём пойдёт речь далее. Главная проблема состоит в том, что учёные к понятию правовой системы относят различные элементы.
Таким образом, нельзя выделить основу этой структуры. Тем не менее существует стандартное понятие правовой системы. Его можно встретить во многих современных учебниках и научных работах учёных.
В классическом варианте правовая система – это совокупность нескольких социально-правовых механизмов государства. Другими словами, совокупная связь между правореализацией, национальным правом и законодательством, а также правовой культурой. В данном случае рассматриваемое понятие основано на национальной системе права, которая регулирует общественные отношения путём его реализации. А субъективное осознание правового климата проявляется на уровне соответствующей культуры населения государства.
Проблема понимания термина
Помимо классической теории правовой системы, существуют определённые взгляды, основанные на убеждениях различных учёных. Выделяют всего три основных подхода к расшифровке правовой системы:
- Понятие и структура правовой системы основывается исключительно на позитивном праве – нормативных актах государства. Никаких других элементов больше не существует.
- Приверженцы второго подхода утверждают, что такая система включает в себя не только позитивное право, но ещё и некоторые элементы юридической действительности, например судебную практику или идеологию права.
- Некоторые учёные утверждают, что правовая система – это совокупность всех явлений юридической практики во всех её формах проявления.
Даже с учётом различия взглядов учёные пришли к согласию в вопросе о том, что правовая система имеет круг признаков, по которым её можно отделить от других механизмов.
Признаки правовой системы
Выделяют следующие признаки правовой системы:
- По своей природе любая правовая система неоднородна. Что не позволяет выделить две идентичных структуры на сегодняшний день.
- Различие таких систем проявляется в функциональной направленности и степени авторитета права в государстве.
- Правовая система призвана удовлетворять основные общественные потребности или регулировать их надлежащим образом.
- Она координирует юридическую деятельность внутри государства.
- Юридические явления реализуются путём тесной взаимосвязи с правовой системой и на её основе.
- Правовая система – это единая, функциональная и структурированная совокупность элементов.
Таким образом, понятие правовой системы включает в себя не только название её основных элементов, но ещё и основные признаки, которые характеризуют эту сложную структуру.
Элементы правовой системы
Понятие и структура правовой системы связаны между собой, потому что именно понятие показывает основные элементы всего механизма. Можно выделить ряд основных составляющих правовой системы, а именно:
- Национальная система права. Она может быть разной в каждом государстве, но её структура неизменна. Любая национальная система права складывается из отраслей, подотраслей, институтов (отраслевых, межотраслевых) и юридических норм. В данном случае система права – это те рамки, согласно которым происходят внутренние процессы государства.
- Правореализацией можно назвать процесс использования юридических норм в реальной жизни. Благодаря ей нормы права не только существуют на страницах нормативно-правовых актов, но ещё и влияют на общественные отношения. Основными формами реализации можно назвать исполнение, соблюдение и использование.
- Правовая культура – это совокупность соответствующих идей, ценностей и убеждений, которые приняты в среде какой-либо общности, нации. Правовая культура показывает осмысление права, реакцию сознания. Этот элемент системы выражается в процессе использования индивидом своих личных прав.
Стоит помнить, что все представленные элементы также являются структурированными. Что касается правовой системы в целом, то это не конечный элемент. Существуют ещё более сложные механизмы. Это социально-правовые структуры, которые как раз состоят из правовых систем нескольких государств. Данные структуры получили название правовые семьи.
Понятие правовой семьи
Во многих учебных пособиях принято выделять понятие и виды правовой системы. Что является в корне неправильным. Все правовые системы имеют одинаковую структуру, но не имеют видов. Конечно, национальные особенности могут проявляться. Но их принято выделять лишь при теоретическом осмыслении той или иной правовой семьи. Очень часто два термина («правовая семья» и «правовая система») объединяют как тождественные. Но это попросту некорректно, исходя из самого определения. Правовая семья – это совокупность нескольких правовых систем, которые сформированы под давлением культурных особенностей, государственного строя, исторического развития. Учение о правовых семьях позволяет выяснить сходства и различия, осуществить типологическое разделение. А также более тонко определить понятие правовой системы. Семьи также можно классифицировать, основываясь на определённых признаках.
Классификация правовых семей
На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные типы правовых семей. Проблема лежала в поиске тех сходств и различий, благодаря которым можно объединить или же, наоборот, различить несколько таковых. Наиболее корректная классификация была предложена Рене Давидом. Она основывается на деологическом факторе и юридической технике. Согласно данной классификации выделяют следующие типы правовых семей:
- Романо-германская.
- Англосаксонская.
- Религиозная правовая семья.
- Социалистическая.
- Семья обычного права.
Данная классификация позволяет определить теоретические моменты, а также выделить понятие правовой системы общества.
Правовая система общества
Ранее было указано, что в самом понятии права заключён мощнейший регулятор общественных отношений. Поэтому правовая система общества подразумевает под собой совокупность тех элементов данной сферы, которые максимально взаимодействуют с обществом, людьми. По сути, это позитивное право: нормативно-правовые акты государства, юридическая практика, правовая идеология и т.п. В той или иной правовой семье взаимодействие общества и права происходит по-разному. В таких семьях англосаксонского вида ключевая роль отводится судебной власти и административной, в религиозной семье основой всего является правовая идеология. Таким образом, правовая система общества развивается под давлением правовой системы в целом, а основой является субъективное понимание права социумом.
Правовая система и её роль в государстве
Понятие и элементы правовой системы являются неизменными практически во всех государствах. Но в каждой стране эти элементы функционируют по-разному. Отсюда следует, что в каждом государстве есть своя определённая модель функционирования упомянутой системы. Само по себе правовое государство осуществляет свою деятельность на основе юридических норм. Таким образом, правовые семьи, по сути, показывают развитость в данной сфере определённого ряда государств. А также деятельность общества внутри них, основанную на принципах права.
Вывод
Итак, в статье мы представили понятие и признаки правовой системы. А также попытались показать системность этого сложного феномена. В заключение нужно добавить, что проблематика правовой системы актуальна на сегодняшний день, а масса вопросов по ней все ещё не раскрыты.
Правовые семьи и правовые системы проблемы
Ключевые слова: правовые системы, правовые системы и их оформление, правовые системы и их специфика, правовые семьи, романо-германская, мусульманская, дальневосточная, англо-саксонская, правовая система и ее функции
Право неразрывно связано с укладом жизни людей, с той или иной цивилизацией, культурой, с традициями и обычаями народов. Поэтому в разных странах, на разных этапах развития возникают неодинаковые правовые системы (правовые семьи) — целостные совокупности взаимосвязанных правовых норм, правил, регулирующих общественные отношения.
ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Правовая система складывается постепенно. Отдельные элементы различных правовых систем существовали уже в древних Вавилоне, Индии, Китае, в более развитом виде — в Греции, но первая, хотя и незавершённая, правовая система (в ней не были разработаны отрасли публичного права) возникла в Дренем Риме (I в. до н. э. — III в. н. э.).
В VII—XI вв. на базе в основном религиозных норм (с восприятием многих обычаев) сложилась система мусульманского права. В Европе англосаксонская и романо-германская правовые системы сложились в XI—XIV вв.
Существующие правовые системы (семьи) обычно охватывают группы стран. Англосаксонская система права применяется в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Индии, во многих африканских странах — бывших колониях Великобритании. Романо-германская система (европейское континентальное право) действует в Германии, Франции, Италии, Испании, в большинстве стран Латинской Америки и т. д.
КАК МЕНЯЮТСЯ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ
Правовые системы не остаются неизменными. В результате процессов интеграции и глобализации государства воспринимают правовой опыт друг друга, происходит сближение различных правовых систем.
Вместе с тем, поскольку своеобразие различных стран и народов сохраняется, а иногда и возрастает, не только сохраняются разные правовые системы, но в них возникают новые правовые явления.
Развитие науки и техники (трансплантация, генная инженерия, ядерная энергетика и др.) порождает новые правовые институты, неизвестные ранее. Хотя та или иная страна обычно относится к определённой правовой системе, в своеобразных условиях разных стран одна и та же система может приобретать свои особенности.
РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА |
ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОСТИ
В настоящее время в мире действуют основные правовые системы: романо-германская, англосаксонская, мусульманская.
Примеры стран для первых двух систем представлены выше, мусульманская система в целостном виде применяется в Саудовской Аравии, Иране, Кувейте, Объединённых Арабских Эмиратах, Катаре, Омане, Брунее, некоторых других странах, частично в Марокко, Судане, её отдельные институты (иногда в изменённом виде) восприняты в Египте, Алжире и других странах.
До 90-х гг. XX в. юридическая наука выделяла также социалистическую правовую систему. До краха социалистической системы на рубеже 80—90-х гг. она существовала во многих странах Европы и Азии (СССР, Албания, Болгария, Венгрия, Монголия и др.).
Сегодня она сохраняется в Социалистической Республике Вьетнам, Китайской Народной Республике, Корейской Народно-Демократической Республике, Республике Кубе, Народно-Демократической Республике Лаос.
РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ
Основные начала романо-германской правовой системы сложились в XIII—XIV вв. в континентальной Европе. Эта правовая система сначала развивалась на основе рецепции (восприятия) римского права, а затем главным образом в результате королевского законодательства.
От римского права было заимствовано деление права на публичное (относящееся к «общим» интересам, в настоящее время это конституционное, административное, уголовное и другие отрасли права) и частное (в основном гражданское) право. Хотя в римском праве такое деление было обозначено, публичное право в нём не развивалось.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ |
ЗАКОНЫ КАК ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ СИСТЕМЫ
Развитие романо-германской правовой системы связано в первую очередь не с судебной практикой (как в рассматриваемой ниже англосаксонской) и не с комментариями толкователей священных текстов (как в мусульманском праве), а с законодательством.
Закон был и остаётся в романо-германской системе главным источником права. Хотя первая писаная Конституция была принята в США (1787), именно романо-германской школой права были разработаны положения об иерархии законов.
Позже, в XX в., была создана концепция особых органов судебного конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами и другими аналогичными органами (конституционный контроль со стороны судов общей юрисдикции стал впервые осуществляться в США).
Эта школа разработала современную триаду разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная), учение о роли соответствующих органов, концепцию регламентарной власти — право высших органов исполнительной власти издавать акты, имеющие силу закона, если на это их уполномочивает конституция.
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Судебная практика использовалась и используется для развития романо-германской системы права в небольшой степени, а в некоторых странах судебный прецедент (решение какого-либо «высокого» суда, которому должны следовать другие суды при рассмотрении аналогичных дел) вообще не применяется как источник правовой нормы.
Комментарии юристов к законам публиковались и публикуются, но не считаются источником права, а используются как обычные доктринальные (необязательные) разъяснения. Обычай играет незначительную роль. Если он приобретает длительный и устойчивый характер, его стремятся включить в закон или иные правовые акты.
Правовые традиции в романо-германской правовой системе соблюдаются, но их роль не очень велика: они заменяются законом, если в этом возникает необходимость.
Основой правовой идеологии в данной системе, как и в англосаксонской, являются общечеловеческие ценности: свобода, равенство, права человека и гражданина, демократия, народный суверенитет, политический и идеологический плюрализм, местное самоуправление и др., а в последние десятилетия также социальное партнёрство, социальная справедливость и др.
СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА |
ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ: АНГЛО-САКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Основы англосаксонской правовой системы были заложены в XI—XV вв.
Британские колонисты перенесли её в Северную Америку, в другие колонии Азии, Африки, в Австралию. Она действовала там с изменениями наряду с «местным» правом. В отличие от романо-германской правовой системы англосаксонская система формировалась в условиях относительной феодальной централизации, поскольку завоеватели создали более централизованную систему управления.
Роль централизующего фактора в праве взяли на себя королевские суды, считавшиеся центральными судами. Их решения содержали общие правила, нормы, которым следовали другие суды при решении аналогичных дел (правило судебного прецедента, которое окончательно утвердилось к XIX в.).
Роль закона в создании правовой системы была слабее, чем в романо-германской правовой семье, и, хотя теперь закон доминирует во всех странах англосаксонской системы, судебный прецедент сохраняет своё значение (особенно в самой Великобритании). В англосаксонской системе сложилась своя терминология, своё деление на отрасли права.
СПЕЦИФИКА АНГЛО-САКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ
Деления права на публичное и частное в классическом понимании в англосаксонской системе нет. Основное деление права — это различие статутного права (законы), общего права (судебные прецеденты) и права справедливости (суды назначенного королём канцлера, решавшие дела по справедливости, если не было соответствующего закона или судебного прецедента либо если закон и прецедент противоречили справедливости).
Правда, сейчас это деление даже в самой Великобритании реформируется: канцлерские суды включаются в общую систему судов. Деление права на отрасли тоже своеобразно. По существу, не признаётся деление на гражданское, трудовое, земельное и т. д. право, различаются право собственности, обязательственное право и др.
Нет деления норм на императивные (обязательные) и диспозитивные (дающие сторонам правовых отношений возможность выбора своего поведения). Не применяются многие важные для романо-германского права понятия: юридического лица, непреодолимой силы, препятствующей исполнению договора, и др. Хотя теперь в странах англосаксонской системы (кроме Великобритании и Новой Зеландии) есть писаные конституции, понятия основного закона нет.
ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ |
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ЗАКОНЫ
В Великобритании все законы имеют одинаковую силу. Комментарии юристов, особенно труды выдающихся английских юристов, могут выполнять роль источника права: в обоснование своих решений суды ссылаются на них. Кодификации правовых норм в англосаксонской системе не придаётся такого значения, как в романо-германской.
В самой Великобритании кодексы отсутствуют. В других странах они есть, но по отдельным вопросам. Обычно издаются не кодексы, а законы по наиболее важным вопросам (о собственности, о наследовании и др.). Особенности имеют судебная система и процесс судопроизводства.
Судебную систему возглавляют верховные суды общей юрисдикции. Отсутствует целостная система специализированных судов, хотя некоторые её элементы заменяют отчасти трибуналы (их ранг ниже, чем у судов), созданные при соответствующих учреждениях из государственных служащих и представителей общественности. По некоторым вопросам нельзя обращаться в суд, если дело предварительно не рассматривалось трибуналом.
Правда, в США, Австралии есть и специальные суды. Для англосаксонской системы характерен высокий статус судей и судебной власти, он не ниже законодательной и исполнительной государственной власти. В правосознании народа высоко ценятся традиции. Многие учреждения (сама монархия, кабинет министров, тайный совет), правовые понятия существуют по традиции.
ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ: МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ
Мусульманская система действует только в немногих странах, да и в них в 90-х гг. XX в. приняты конституции, в какой-то мере отражающие влияние общечеловеческих ценностей. В других странах, считающихся мусульманскими (их около 20), мусульманское право действует частично.
Классическое мусульманское право — это одна из сторон религии ислама, шариат («путь следования»). Считается, что, соблюдая эти нормы, мусульманин попадёт в рай. Выделяется и собственно право — фикх, в нём нет правил об отношении к Аллаху (Богу), фикх регулирует отношения мусульман в мусульманской общине (умме), отношения людей друг к другу, но всё-таки и фикх не отделён совершенно от религии.
ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА |
ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ПРАВА
Составной частью права во многих мусульманских странах является адат (обычай). Многие народы (в том числе и в России) считают обычаи адата элементом мусульманского права.
Мусульманское право в своём классическом виде включает в свой состав только обычаи некоторых племён Саудовской Аравии. Основные источники мусульманского права — Коран и Сунна.
Коран — поучения Аллаха, переданные людям через пророка Мухаммеда в VI — VII вв. Сунна — жизнеописание пророка Мухаммеда, составленное сподвижниками после его смерти. Коран стоит выше конституции, поэтому в тех мусульманских странах, где есть органы конституционного контроля, они сначала проверяют закон на соответствие Корану, а затем конституции.
Поскольку в Коране собственно правовых норм немного, то мусульманское право складывалось не посредством законов или судебных прецедентов, а путём доктринальных толкований священных книг мусульманскими богословами-юристами. Уже в XI—XII вв. были написаны первые книги ныне канонизированных мусульманских юристов. Поскольку толкования были разными, сложилось несколько школ.
ПРИНЦИПЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Основной принцип классического мусульманского права — устройство общественной и государственной жизни должно соответствовать принципам халифата (строя, который сложился при Мухаммеде и четырёх «праведных халифах» после него).
Главное в регулировании отношений — не столько права, сколько обязанности правоверного перед Аллахом (например, пятикратная молитва в день). Судебного прецедента не существует, мнения авторитетов (авторитетных лиц мусульманского сообщества страны) должны учитываться.
Структура права характеризуется архаичностью, казуистичностью. Хотя в новейших конституциях принцип равенства людей зафиксирован, мусульманским правом он полностью не признаётся (допускается неравенство правоверных и неверных, мужчин и женщин).
Правосознание в странах мусульманского права опирается на религию ислама. Она считается универсальной, пригодной для всех народов. Правовые включения в мусульманское право из других правовых систем не допускаются. Если они есть, это трактуется лишь как случайное совпадение.
ИСКУССТВО |
ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ: СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Социалистическая правовая система основана на принципах марксизма-ленинизма. В их ряду следующие:
– право — средство для строительства социализма, а затем коммунизма;
– руководящая роль коммунистической партии в обществе и государстве, что закрепляется конституциями;
– господство в обществе марксистско-ленинской идеологии;
– ликвидация частной собственности, связанных с ней «эксплуататорских» классов и господство социалистической – государственной собственности;
– диктатура пролетариата, затем общенародное социалистическое, но классовое государство;
– отрицание концепции разделения властей и местного самоуправления («Вся власть Советам!»);
– ограничение «эксплуататоров» в правах и использование прав и свобод гражданином только в интересах строительства социализма и коммунизма и др.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРАВА
В настоящее время в некоторых сохранившихся социалистических странах допускаются отдельные исключения из этих принципов, например по вопросам собственности, диктатуры пролетариата и др.
Источники права в данной системе — законы и иные нормативно-правовые акты. Правовые нормы кодифицированы. Прирождённые (естественные) права человека не признаются, считается, что правами человека (гражданина) наделяет государство.
Деление права на публичное и частное не признаётся. Характерно формальное декларирование независимости судебной системы. Существует государственное планирование и централизованное распределение товаров, экономика огосударствлена (правда, в настоящее время допускается и частная розничная и оптовая торговля, частное предпринимательство), заработная плата централизована, устанавливается государством.
Оппозиционных партий быть не должно, все общественные объединения находятся под руководством коммунистической партии.
В государственном строе действует система типа советов, которые рассматриваются как органы государственной власти, местное самоуправление отвергается.
Парламенты есть, но они действуют не на постоянной основе (их члены работают и получают заработную плату по месту работы).
Хотя на практике система тоталитарного социализма приводит к подавлению личности, стагнации экономики, некоторые социалистические лозунги (роль труда и трудящихся, социальная справедливость, планирование экономики и др.) были притягательными для людей и в переосмысленном виде теперь используются в ряде конституций, в праве демократических стран.
Правовая семья
Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.
Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Критериями являются:
- соотношение и использование источников права,
- роль суда в создании прецедентов,
- происхождение и развитие системы права.
Помимо исторического значения выделение позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.
Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида [1] , в соответствии с которой выделяются:
- романо-германская правовая семья,
- англосаксонская правовая семья,
- религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),
- социалистическая правовая семья,
- традиционная правовая семья,
- некоторые другие правовые семьи.
Содержание
Романо-германская правовая семья
Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — нормативный акт. Ей присуще чёткое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.
В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:
- группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, право латиноамериканских стран);
- группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции, Японии);
- группу скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).
Некоторые исследователи выделяют самостоятельную группу славянского права [2] [3] [4] , которое по их мнению имеет свой уникальный исторический путь развития, отличающийся от европейских правовых традиций. Славянское право во многом основано на рецепции римского права с учётом своих национально-культурных особенностей. Первоначально оно формировалось под сильным воздействием византийского права, в дальнейшем более тесно сблизилось с романо-германским правом, основанном по образцу ведущих европейских государств, также особую роль в нём сыграло социалистическое право.
Англосаксонская правовая семья
Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы — принцип stare decisis (лат. стоять на решённом ), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.
В США имеется тенденция к смешению принципов англосаксонской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к кодификации права (см. Кодекс Соединённых Штатов). В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное — кодифицированным.
Семья социалистического права
Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.
Религиозная правовая семья
Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.
Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства — закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться. В современном Израиле, хотя формально Галаха остаётся доминирующей правовой нормой, законы государства всё более теснят сферу её применения.
В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями (адат), а также с законодательством местных правителей; в современных исламских странах шариат является лишь основой законодательства, а также источником его толкования в спорных случаях. [источник не указан 1309 дней]
Традиционная правовая семья (обычное право)
Традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Для них характерно то, что внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев и традиций. Они являются для них неписанными нормами поведения, которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения. Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.
Обычное право регулирует, как правило, поведение коллектива, а не отдельной личности, поэтому оно является правом групп и сообществ, и не является правом индивидов (то есть это не субъективное право). Оно влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Например, вступление в брак является не союзом между мужчиной и женщиной, а соглашением между различными племенами и кланами.
Правосудие осуществляют старейшины, жрецы или вожди, в том числе судебное разбирательство может осуществлять сам потерпевший. При совершении тяжкого преступления допускается месть по принципу «око за око» [5] .
Правовая семья стран Дальнего Востока
Национальные правовые системы стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт. В их основе лежат философские учения, главным образом идеология конфуцианства (для Китая также даосизм и легизм), которая особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим. Особое место отводится моральным нормам и традициям, а все конфликты должны решаться предпочтительно внесудебным путём, когда стороны спора достигают примирения посредством соглашений и компромиссов. В суд принято обращаться только при исчерпании всех иных способов примирения. В целом правопорядок рассматривается как достижение гармонии между людьми, а также между человеком и природой.
В последнее время правовые системы стран Дальнего Востока трансформировались и стали тяготеть к европейским правовым традициям. Под влиянием романо-германского права появилось множество сходных ему правовых институтов. В Китае и КНДР также особое место занимают институты, присущие социалистическому праву. На Японское право некоторое влияние оказало право Соединённых Штатов.
Смешанные правовые семьи
Смешанные правовые системы бывают следующих видов:
-
романо-германского и англосаксонского права (правовые системы Кипра, Израиля, ЮАР, Таиланда, Мальты, а также административных единиц таких как Луизианы, Квебека, Шотландии);
- дуализм англосаксонского и религиозного права (правовые системы Пакистана, Нигерии, Индии, Малайзии, где действуют в том числе законы шариата);
- дуализм романо-германского и религиозного права (правовые системы Египта, Алжира, Марокко, Сирии, Иордании);
- дуализм романо-германского и обычного права (правовые системы Мадагаскара, Руанды, Республики Конго, Мали, Эфиопии).
В правовых системах государств Африки (африканское право) тесно между собой переплетаются основные черты обычного права, мусульманского права, а также права бывших колонизаторов — романо-германское или англосаксонское.
В литературе также встречается утверждение о существовании так называемой «кочующей» правовой семьи [3] , когда в правовую систему определённого государства привносятся некоторые правовые традиции чужестранцев и связано это зачастую с миграционными процессами и глобализацией. Такие социальные группы не ассимилируются в национальную правовую систему страны проживания, а живут по правилам своей коренной правовой семьи и национальной культуры (например, диаспора турок в Германии, арабов во Франции, эмигрантские кварталы в Великобритании).
Международное право
Международное право — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.
Источник https://businessman.ru/new-vidy-i-ponyatie-pravovoj-sistemy.html
Источник https://centr-intellect.ru/2016/12/13/teorija-prava-pravovye-sistemy-mira/
Источник https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/673345