Портфолио достижений школьника: какая в нём польза и стоит ли его вести

Содержание статьи

Как сделать портфолио школьника, что в него входит и как его лучше вести? Подробная инструкция, примеры, шаблоны

Почти во всех образовательных учреждениях портфолио школьника вот уже несколько лет – обязательная документация. Начиная с начальной школы, портфолио создается и постепенно наполняется новыми материалами. Для того, чтобы оформить портфолио, первокласснику понадобится помощь родителей, т.к. справиться ребенку самостоятельно будет очень не просто.

На самом деле занимаясь оформлением портфолио с 2013 года, я поняла, что и для родителей это нелегкая задача – разобраться в структуре, подобрать фотографии, составить тексты, а затем все это красиво оформить, это отнимает много времени и сил.

Но если разобрать портфолио до мелочей и понять суть его содержания, то можно сделать его совместно со своим школьником. Ребенок может сам подобрать понравившиеся ему фотографии, принять участие в составлении текстов о своей семье, своем городе, своих увлечениях и так далее.

Зачем нужно школьное портфолио

Не все родители согласны с тем, что портфолио необходимо, но современная система образования предъявляет конкретные требования к данной документации и нередко просит ее предъявить при переходе из школы в школу, при поступлении в ВУЗ и во многих других ситуациях.

Нужно ли портфолио в школуКак сделать портфолио школьника, что в него входит и как его лучше вести? Подробная инструкция, примеры, шаблоны

Но нужно понимать, что нередко портфолио выступает залогом приёма ребенка в хорошую школу — чем аккуратнее и презентабельнее будет оформлен комплект документов, тем выше будет рейтинг ученика.

Кроме того, постоянный сбор материалов для папки с документами, помогает ребенку понять, какие перед ним открываются возможности, и становится для него дополнительной мотивацией к новым достижениям в различных видах деятельности, к развитию своих способностей.

Здесь важно донести до ученика, что его портфолио — это возможность увидеть его собственные изменения и рост в течение всего периода обучения в школе. Задачей портфолио не ставится соревнование с другими детьми, а только с самим собой — он должен стремиться быть лучше сегодня, чем вчера.

Как должно выглядеть портфолио школьника?

Самый удобный способ вести портфолио — купить папку с кольцами и файлами, поместить туда все оформленные листы и в процессе учебы уже под них собирать новую информацию.

Содержание этих листов будет состоять из фотографий, рассказов, грамот и дипломов – всех материалов, отражающих знания ученика, его наклонности, навыки, умения и интересы. В процессе обучения в папку добавляется информация об успеваемости, участии в различных мероприятиях, новых достижениях, фотографии досуга и путешествий, оригиналы и фото творческих работ и многое другое.

Содержание портфолио

Кратко о стандартных разделах школьного портфолио и чем их заполнять я упоминала здесь, сейчас хочу написать обо всем этом подробнее. Примеры листов приведены из портфолио «Космос».

На титульном листе чаще всего размещается фотография, указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, полное наименование школы и название города.

Этот лист может также называться «Давайте знакомиться» или «Мой портрет». Лучше размещать на нем фотографию, как-то отражающую окружающий или внутренний мир ребенка. Например, на природе, где он любит бывать, за увлечением, которое очень нравится или просто красивую фотографию, которую он выберет сам.

На этом же листе пишется девиз школьника. Например: «Я всё смогу! Я всё преодолею!», «Сквозь тернии – к звёздам!», «Гореть самому (самой) и зажигать других!», «Мой девиз — не унывать! Всё пройти и всё узнать!» или другой понравившийся вариант.

Этот лист может также называться «Визитка» или «Обо мне». На нем указываются официальные данные — фотография, фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, домашний адрес, телефон, наименование, адрес и контакты школы.

Читать статью  Что характеризует общество как динамическую систему

На листе часто размещается общая фотография семьи или коллаж из нескольких фотографий всех членов семьи. По желанию ребенку можно рассказать о своей семье – о ее традициях, совместной деятельности и досуге. Иногда сюда достаточно подобрать подходящее стихотворение или просто перечислить всех членов семьи.

Лист «Моя учёба» может отображаться как лист-разделитель с тематической картинкой, под который вкладываются остальные данные для этого раздела или на него размещается фото ученика за партой, у доски, а также текст – рассказ об учебе в школе или подходящее стихотворение.

Выше описаны основные листы, чаще всего использующиеся для оформления портфолио школьника согласно ФГОС. Однако листов в школьном портфолио может быть как меньше, так и больше. В каждой школе свои требования. В одной школе важно четко соблюдать определенную структуру портфолио и нельзя сделать и шага в сторону, в другой главным является полнота информации и индивидуальное самовыражение учеников.

И в том, и в другом случае портфолио может быть уникальным, т.к. многое зависит от оформления, наполнения и качества вложенных усилий. Вы можете приобрести один из готовых шаблонов портфолио для школьников и заполнить его самостоятельно. Небольшой мастер класс по созданию портфолио на основе шаблонов здесь.

Если нужна помощь в создании и заполнении портфолио — пишите мне на почту: tormail@bk.ru или Вконтакте (ссылки есть на страничке «Об авторе»)

Портфолио достижений школьника: какая в нём польза и стоит ли его вести

Рисунки, аппликации, дневники — родители собирают в отдельную папку все первые и очень важные достижения взрослеющего ребёнка. А потом к ним прибавляются школьные грамоты и сертификаты. Разбираемся, зачем собирать портфолио ученика и как оно может помочь при поступлении в университет.

В большинстве школ ведение портфолио достижений школьника — дело добровольное. В положении о портфолио, которое существует в некоторых школах, даются скорее ориентиры, как его вести, а не требования. Общее пожелание к портфолио (и его смысл) — предоставление учеником максимально полной информации о своих способностях и достижениях.

Что должно быть в хорошем портфолио:

  • аттестационные документы по разным предметам;
  • сертификаты и грамоты за участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, различных художественных мероприятиях;
  • результаты творческой и научной деятельности;
  • свидетельства об участии в конференциях и проектах, курсах предпрофильной подготовки (отзывы и рекомендательные письма вышеперечисленных мероприятий тоже очень пригодятся).

Любая дополнительная информация о себе будет только полезна. Но необходимый список достижений для поступления лучше уточнять в конкретном вузе. Вообще, портфолио достижений, по задумке Дмитрия Медведева, должно было стать логичным дополнением к результатам ЕГЭ и удобным способом самопрезентации абитуриентов. Хотя поступление в вуз — не единственный повод фиксировать свои успехи.

Павел Северинец, директор школы № 444 (Москва)

«Портфолио — это просто красивая папка с грамотами и сертификатами для показа родственникам и знакомым. К сожалению, этот инструмент фиксации роста достижений ребёнка не работает. Нет единых требований и подходов. А электронный вид портфолио только декларация. Красивый образ будущего. В лучшем случае оно пригодится при переходе из школы в школу».

Соня Волошко, 6 класс

«Портфолио — это память на всю жизнь. Я дважды меняла школу из-за переезда, и оба раза учителя смотрели моё портфолио. Но больше ни разу о нём не спрашивали. Мы с мамой собираем его с детского сада. В нём все мои грамоты, сертификаты об участии в школьных олимпиадах и конкурсах. Я не выбрасываю вообще ничего. Пригодится ли мне это в университете, я не знаю, не думала об этом. Но бросать его вести не планирую. Я люблю время от времени пересматривать всё, что там есть. У моей мамы есть похожая папка, её я тоже часто смотрю. И свою папку я сохраню для детей».

Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ)

«Портфолио — это исключительно индивидуальная история. За его содержимое (перечень индивидуальных достижений) можно получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при приёме в вуз. В сумме — не более 10 баллов. Это очень обширный перечень достижений, и у каждого вуза он свой. Например, в нашем вузе золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса „Готов к труду и обороне“ (ГТО) даёт поступающему пять баллов; победителям и призёрам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников — 10 баллов. Даже волонтёрская деятельность может принести абитуриенту дополнительные пять баллов. Важно, чтобы число баллов не конкурировало с общим рейтингом ЕГЭ. Для 10-15% ребят, предъявляющих свои достижения, эти баллы играют роль. И это, безусловно, стимул для них. Я не думаю, что в школе должны уделять особое внимание ведению портфолио. Человек сам решает, какие достижения может использовать с пользой для себя».

Читать статью  Человек как субъект развития и саморазвития

Дмитрий Земцов, проректор по развитию Дальневосточного федерального университете (ДВФУ)

«При поступлении в топовые университеты индивидуальные достижения, как правило, не играют большой роли в конкурсе: сильные абитуриенты поступают по олимпиадам из списка Минобрнауки или с очень высокими баллами ЕГЭ. Иногда портфолио помогает при поступлении на не самые популярные направления (к примеру, инженерные). А ещё оно влияет на мотивацию в выборе университета: если вы посещали, например, инженерные классы при вузе, выиграли после этого проектный конкурс и получили дополнительные баллы — вы, скорее всего, выберете вуз, который помог этого добиться».

Мария Баранова, директор Центра довузовской подготовки и организации приёма НИТУ «МИСиС»

«У тех школьников, которые целенаправленно формируют своё портфолио, больше шансов поступить в выбранный вуз, в том числе и без вступительных испытаний. Качественное портфолио обязательно включает в себя участие в олимпиадах: всероссийских, которые входят в перечень МОН, или тех, которые вузы проводят самостоятельно. Портфолио продолжает работать и после поступления: в НИТУ „МИСиС“ все данные о грамотах, дипломах, сертификатах и так далее, которые принёс абитуриент, фиксируются. И ими пользуются Студсовет, дирекции институтов, Центр карьеры университета для того, чтобы максимально вовлечь первокурсников в жизнь университета».

Виктория Шепталина, студентка 3 курса Московского государственного областного университета (МГОУ)

«Мне при поступлении в университет не пригодилось школьное портфолио. Но я считаю, что это очень полезная штука, особенно если вы хотите принимать активное участие в мероприятиях своего вуза и заниматься организацией кружков по интересам. Например, у нас организовали литературную гостиную те, кто в школе писал стихи и получал за это грамоты в школьные годы».

Несмотря на противоречия и отсутствие единых подходов к содержанию, портфолио — вещь явно нелишняя. И пусть оно будет. Хотя бы про запас.

Цифровое портфолио: что это такое и зачем оно нужно

Цифровое портфолио: что это такое и зачем оно нужно

В последнее время часто начали говорить о цифровом портфолио. Кто-то ругает это нововведение. А кто-то наоборот говорит, что цифровое портфолио заменит ЕГЭ. Недавно появилась новость, что с 2024 года выпускники российских школ смогут использовать цифровое портфолио при поступлении.

В статье мы расскажем, что такое цифровое портфолио, для чего оно нужно и какие перспективы дает.

Ещё больше полезных материалов из мира образования ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними ещё выгоднее учиться на отлично.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Что такое цифровое портфолио учащегося

Цифровое индивидуальное портфолио обучающегося — это
сервис, обеспечивающий учащимся возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования.

Если говорить простыми словами, цифровое портфолио — это сборник всех достижений.

Успехи учащихся фиксируются, собираются и оцениваются по разным видам деятельности:

  • учебной;
  • творческой;
  • спортивной;
  • общественной.

Как работает цифровое портфолио ученика

О создание цифрового портфолио говорили уже давно, но для этого не было технических возможностей.

Сейчас Рособрнадзор создал платформу «Мои успехи». Здесь и будут отмечать успехи учащихся. Пока не понятно, кто будет вносить эти данные: учителя, ученики или родители.

Регистрировать цифровое портфолио начнут уже в детском саду. Или в школе, если ребенок не ходил в садик.

Платформа Рособрнадзора «Мои успехи» — часть работы в ходе развития цифровой образовательной среды, заложенной в национальном проекте «Образование».

Преимущества цифрового портфолио обучающегося

Несмотря на критику со стороны некоторых учителей и родителей, у цифрового портфолио много преимуществ:

  1. Хорошая возможность анализировать учебное и профессиональное развитие школьника или студента.
  2. Все награды и достижения будут надежно храниться и не потеряются. Потому что за годы обучения не все печатные дипломы могут сохраниться.
  3. Общее место хранения наград и достижений упростит поиск нужного документа.
  4. Цифровое портфолио абитуриента упростит процесс поступления и для абитуриента, и для высших и средних учебных заведений. Студентам больше не надо приходить в приемную комиссию с целой кучей документов и сканировать их. А приемной комиссии проще просмотреть достижения абитуриента и составить о нем общий портрет.
  5. Успехи, которые накапливает ученик, помогут родителям понять, в каком направлении развивается их ребенок, какие у него способности.
  6. Преподаватель сможет проанализировать и скорректировать образовательную траекторию для каждого ученика индивидуально, в зависимости от его способностей.
  7. Сам ученик сможет проанализировать свои сильные стороны. Это поможет при выборе будущей профессии. А еще замотивирует на получение новых достижений для пополнения портфолио.
  8. Возможность купить льготную путевку в детский лагерь. Например, лагеря «Артек» и «Орленок» предоставляют скидки победителям олимпиад.
Читать статью  Источники вдохновения человека: список, особенности и примеры

Преимущества цифрового портфолио обучающегося

Какая информация будет в цифровом портфолио

В цифровое портфолио школьника будут вносить достижения из разных областей. В него будут входить:

  • дипломы победителя и призера Всероссийских олимпиад и олимпиад, включенных в перечень Министерства просвещения;
  • победы в конкурсах регионального и федерального уровней;
  • участие в чемпионатах WorldSkills;
  • участие в научных конференциях, публикации в периодических изданиях;
  • спортивные достижения;
  • участие в официальных волонтерских движениях;
  • участие в разных мероприятиях и другие внеурочные успехи;
  • рекомендательные письма педагогов и руководителей проектов, отзывы научных руководителей.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Безопасность хранения данных в цифровом портфолио

Цифровое портфолио школьника разработано на федеральном уровне. Это обеспечивает надежную защиту данных. Вся информация в базе будет деперсонифицирована. Похожая система хранения данных есть на Госуслугах. Там она хорошо себя зарекомендовала.

Личная информация в цифровом портфолио будет размещаться только с согласия ребенка и его родителей. Доступ к цифровому портфолио будет открыт только для отдельных организаций. Например, университетам и школам. И то, только тем, которые одобрит ребенок или родитель.

Цифровое портфолио учащегося станет обязательным для всех?

Цифровое портфолио не станет обязательным для всех учеников. Родители могут отказаться от его создания и продолжать собирать достижения своих детей в печатном виде.

Заменит ли цифровое портфолио ЕГЭ

Как только заговорили о цифровом портфолио, пошли слухи, что оно станет заменой ЕГЭ. Но в Министерстве образования опровергли эту информацию. Если бы это произошло, то:

  1. Во-первых, школьники из регионов остались бы в невыгодном положении. Потому что в каждом регионе страны очень разные условия для получения бонусов.
  2. Во-вторых, если заменить ЕГЭ цифровым портфолио, то некоторые школьники и родители попытаются набрать как можно больше достижений. Но не у всех есть шанс и готовность участвовать во всевозможных конкурсах и олимпиадах.

Когда введут цифровое портфолио повсеместно

В паспорте стратегии «Цифровая трансформация образования» указана такая хронология развития цифрового портфолио:

Создание сервиса для школьников «Цифровое портфолио ученика»

2021 год Сервис создан и функционирует в части архитектуры баз данных, обеспечивающих выгрузку данных для формирования цифрового портфолио обучающегося.
2024 год Школьникам доступно формирование цифрового портфолио, включающего все академические и личностные достижения.
2024 год Школьникам обеспечена возможность использования цифрового портфолио для поступления в организации среднего профессионального образования, ВУЗы, а также при трудоустройстве.
2024 год Школьники получают по запросу подборку таргетированных цифровых образовательных ресурсов.
2030 год Школьникам доступно управление образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между сервисами с использованием технологий искусственного интеллекта.

Из таблицы видно, что к 2030 году предполагается, что ученики будут использовать систему на 100%.

Цифровое портфолио студента

После всей информации возникает вопрос: после поступления в учебное заведение цифровое портфолио будет удаляться за ненадобностью. Нет, наоборот, оно будет пополняться уже студенческими достижениями.

Пока экспериментально цифровое портфолио ввели в одном вузе страны — в Санкт-Петербургском государственном университете. В течение учебы в цифровое портфолио студентов СПбГУ вносят сведения об усвоенных дисциплинах, именных стипендиях, грамотах, сертификатах.

Цифровое портфолио дает много возможностей для студентов:

  • подать документы на материальную помощь или повышенную государственную академическую стипендию;
  • отправить заявку на академический отпуск;
  • создать запрос на индивидуальный график занятий;
  • возможность наблюдать родителям за успеваемостью своих детей. В цифровом портфолио есть не только успеваемость студента, но и его задолженности в библиотеке, замечания о некорректном поведении во время учебы.
  • устроиться на работу после окончания учебного заведения. Работодателю можно предоставить доступ к цифровому портфолио, чтобы он мог оценить заслуги и понять направление учебы будущего работника.

Теперь вы разобрались в этом вопросе и видите, какие преимущества цифровое портфолио дает и школьникам, и абитуриентам, и студентам. В век цифровизация недальновидно отказываться от таких возможностей, тем более что цифровое портфолио облегчает многие вопросы. Кстати, в студенческом сервисе вы найдете ответы на многие вопросы. Наши специалисты помогают не только студентам, но и школьникам и абитуриентам.

В Америке и странах Европы работа с электронным портфолио систематизирована с 1990-х годов. В этих странах зачастую модели портфолио разрабатываются и тестируются на базе учебных заведений при участии научно-исследовательских коллективов. Такая инициатива поддерживается и финансируется из федеральных средств. Например, в США с конца 1980х — начала 1990х годов в рамках деятельности Коалиции базовых школ созданы рабочие группы, объединяющие ряд школ, вводящих технологии портфолио в профильное обучение. Одновременно в штатах Вермонт, Калифорния, Коннектикут, Мэриленд, Нью-Йорк, Техас разрабатываются собственные системы альтернативного оценивания. Эти шаги приводят к изменению уже сложившейся системы тестирования на уровне штата и помогают сохранять преемственность между начальным, средним и высшим образованием.

Источник https://portfo-leo.ru/zapolnenie-portfolio/kak-sdelaty-portfolio-shkolynika-tchto-v-nego-vhodit-i-kak-ego-lutchshe-vesti-podrobnaya-instruktsiya-primer-shablon.html

Источник https://mel.fm/ucheba/vuz/192468-portfolio

Источник https://zaochnik.ru/blog/tsifrovoe-portfolio-chto-eto-takoe-i-zachem-ono-nuzhno/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: