Культура как источник саморазвития
Формирование духовной культуры личности в современном обществе
Термин “культура” произошел от латинского слова, означающего в переводе “воспитание”. Со временем понятие приобрело более широкий смысл. Духовная культура в современном обществе включает совокупность норм, ценностей, предметов, накопленных за время существования человечества. Рассмотрим, как происходит формирование духовной культуры личности в современном обществе. Тема может касаться как отдельной личности, так и всего общества, что делает ее разносторонней, представляющей собой значительный интерес. Во все времена она актуальна, какие бы эволюционные процессы не происходили.
Что такое духовная культура личности
Духовное самосовершенствование необходимо людям, во многом предопределяет роль каждого в жизни. Процесс связан с постоянной работой, саморазвитием. Успеха можно достичь лишь при осознании возможности и необходимости это реализовать. Важна уверенность в получении результата. Ведь нельзя себя духовно измерить, можно только судить о наличии развития сознания по действиям и поступкам.
Человек приобщается к наследию своей нации или цивилизации в целом, изучая культурные источники. Это исторические и литературные памятники, писания, музыка и изобразительное искусство. Так реализуется духовное самосовершенствование. Освоив знания, люди лишь получают инструмент, способствующий подобному развитию соответствующих качеств своей личности. Необходимо также устранить черты характера, мешающие процессу.
Весьма давно, около 2 тысяч лет тому назад человечество начало различать материальную и духовную компоненты культуры. Первая составляющая представляет собой разнообразие, состоящее из созданных руками людей предметов. Вторая состоит из норм, нравов, представлений о добре или красоте. Духовная культура в современном обществе включает идеи, религию, интеллектуальные ценности, изобретения, развитие мысли и многое другое. Формы духовной культуры выделить не так просто, между ними лишь условная граница. Хотя вполне можно различить личностный и общественный ее виды.
Воздействие духовной культуры на формирующуюся личность
Духовное самосовершенствование считается возвышенным понятием. Но реальность требует опыта, так как имеет приземленные основы. Личностный рост и саморазвитие получают толчок при наличии проблем, требующих разрешения. Это здоровье, психологические трудности, эмоции, связанные с семьей и отношениями, жизненные поиски.
Духовное самосовершенствование представляет собой путь, который нужно пройти для преодоления своих заблуждений. Человек становится психологически зрелым, чтобы осознать эту дорогу, понять гармонию мира и его полноту. При достижении истины необходимо избавиться от иллюзий и ошибок. Ученый Р. Уолш считал духовность и психологическую зрелость синонимами. То и другое связано с реализацией личностью своих способностей, развитием качеств: правдивость, решительность доброта и других.
Духовный рост сопряжен с изменением восприятия, очищением сознания. Понятия, не содержащие в себе истины, могут исказить видение реальности и самого себя. Как основа формирования личности, духовность мобилизует внутренний потенциал. Высокие ее показатели позволяют воспринимать жизнь наиболее полно, обретать покой, равновесие и умение сострадать.
Этапы духовного развития человека
Выделяют несколько составляющих, которые считают основой сущности индивидуума. Это следующие ценности.
- Истина, представляющая собой интеллектуальный аспект.
- Мир, важный для эмоциональной сферы.
- Любовь, как нравственная составляющая.
- Праведность, существенная для физической сферы.
- Духовный аспект составляет отказ от насилия.
Данные компоненты присутствуют вне зависимости от расовой или национальной принадлежности, окружающей среды и вероисповедования. Все человеческие ценности связаны между собой и зависят одна от другой. Личностный и духовный рост происходит при развитии вышеперечисленных основ. Человек мотивирует в себе убеждения, увеличивающие ресурсы, избавляясь от тех, которые лишь поглощают энергию и тормозят. К примеру, если считать себя умнее всех, можно оказаться на ложном пути или в тупике. Но более реально понимать свои способности к повышению уровня самообразования.
Другой вопрос – почему становление нравственных качеств невозможно без самовоспитания? При появлении осознанности становится важным понимание индивидуумом его миссии. А также сути происходящих событий, наличия цели. Так человеку приходит знание, вера, источник силы он находит внутри себя. Он должен быть уверен в своей способности к преодолению трудностей. Духовно-нравственное воспитание, как основа формирования каждой личности, помогает в этом. Рассмотрим основные этапы или уровни духовного развития.
Человек незнающий
Людей, волю и дух которых лишь недавно посетило осознание своей индивидуальности, считают наиболее приближенными к природе. Перед ними стоит задача выживания. Они характеризуются стремлением “быть, как все”. Но руководствуются экологическими принципами, дающими безопасность. Консервативные индивидуумы с инертным умом встречаются и из числа пожилых людей. Они всегда пребывали на таком уровне или “скатились” на него с высокого положения.
Такими личностями легко управлять. Порой они боятся изменить собственную жизнь, наблюдают за страстями издалека, просматривая сериалы. Их моральные ориентиры ограничены, но присутствует значительная выносливость, способность работать с помощью физической силы. Эволюция почти всех за редкими исключениями начинается с такого уровня.
Есть и такие, которых называют “люди-дети”, им присущ интерес к познанию, а также озадачивает вопрос: как развить в себе способность к переходу на более высокий этап. Подобные настроены изучать мир, чтобы еще активнее потреблять его блага. Такое духовное развитие ограничивается недостаточностью способности концентрироваться, усидчивости. Выработанные ценные идеи обречены на то, что их авторы не могут их реализовать до конца.
Человек ищущий
Среди типов людей, способных на начинания в пределах того или иного пути достижения цели редко встречаются те, которые могут сосредоточиться на одном деле. Они хотят все перепробовать, успеть это на протяжении жизни. Иногда такие индивидуумы превращаются в рабов своих развлечений, не приобретая в этом самостоятельности. Кто-то делает их бытие интересным, отчего они впадают в зависимость, зачастую скучая или доводя себя до депрессии.
Чтобы не стать жертвой тех или иных дурных привычек, каждый может заняться поиском пути перехода на следующий этап. Хотя многие остаются на таком уровне. Но если потенциал человека потребует большего, мир заставит его эволюционировать дальше. Как развить в себе способность для перехода на следующую ступень, подскажет целеустремленность. Проявив амбиции и реализовав работоспособность, личность начинает изучать окружающий мир, методы управления им.
Человек, обретший знания
Образованный человек иногда употребляет слово “статус”. Наличие культуры личности в процессе самосовершенствования включает осознание своих достижений. Некоторые стремятся оставить в истории свой след или задать высокий уровень потомству. Двигаясь вертикально, подобные индивидуумы учатся использовать тех, кто ниже их по развитию. Но найдутся те, кто стоит на более высокой ступени и знакомы с их ситуацией. Может возникнуть взаимный конфликт по поводу бездарной растраты отпущенного времени.
У подобных людей отмечается требовательность к себе. Нравственное воспитание, как основа, помогает им осознавать такие достижения, как преодоление животного начала. Но не все из них пришли к вере в Бога, зная, что у человека есть возможность “поворачивать вспять реки”. Подобная природа вещей открывается им в конце данного этапа. Они начинают изучать правила общения с высшими силами, методы применения культуры личности в этом процессе. Осознав, что достигли предела собственных возможностей, такие индивидуумы иногда меняют сферу деятельности. Но могут также начать уничтожать себя наркотиками, экстремизмом, азартными играми. Возможна и эволюция на следующий этап.
Человек применяющий знания
Данный уровень, как и два предыдущих, можно назвать переходным при реализации культуры личности в саморазвитии. Люди начинают осознавать Бога в душе, воспитывают в себе смирение, получая некоторое удовольствие от наличия у каждого собственной судьбы. При этом человек может сформировать мировоззрение, согласно которому социум не влияет на него. Ведь есть всевышний разум и лишь он обладает властью. Такой индивидуум обладает простотой и мудростью, помогает активизировать духовность у людей, стоящих на низшем уровне развития. В пределах данного этапа выделяют три типа.
- Смиряющие свое эго.
- Теряющие в некоторый момент все имеющееся для полного устранения самолюбия, так как оно им более не помогает. Формирование духовной культуры личности таким путем может привести к реальной свободе. Но важно также не допустить длительного ощущения потери или снижения уровня.
- Пройдя этап “обнуления”, индивидуум находит свою жизненную дорогу, устанавливая собственные контакты и виды деятельности.
Считается, что применяя знания, человек и Вселенная работают друг на друга. От такой личности исходит ясность и мудрость. На следующем этапе вновь активизируется воля.
Человек просветленный
Моментами у индивидуума могут возникнуть опасения, что он возвращается на пройденные этапы. Но дух предоставляет ему энергию, достаточную для изменения окружения и решения задач. При этом личность полностью подчиняется мыслеформе (духовности). Высшее “Я” имеет с ней совпадающие желания. Под влиянием просветленного люди начинают осознавать свое предназначение. При дальнейшем развитии цель существования заключается в подобном воздействии. Высшие духовности помогают нижестоящим уровням пройти с пользой все этапы.
Необходимость духовного развития в современном обществе
Духовная культура в современном обществе – это культура отдельной личности, это присутствие духовного мира, который в разной степени имеется у каждого. Его характеристики связаны с помыслами, желаниями и целеустремлениями. А также определяются деятельностью, творческой реализацией, возможностью предлагать идеи, создавать правила и улучшать мир. Формирование нравственной культуры личности, как и духовной, основывается на соответствующих ценностях. В их числе традиции, обычаи и законы, которым все подчиняются. Групповое сознание обладает возможностями, которые не стоит недооценивать.
Даже если некто не хочет подчиняться условностям, ему придется с ними считаться. Формирование духовной культуры каждой личности в современном обществе складывается в сознание, присущее всему социуму. Оно находит выражение в политике, области правовых отношений, нравах, науке и искусстве. Проявляется уровень коллективной духовности. Формирование нравственной культуры личности, а также духовной в совокупности приводят к созданию норм поведения, эталонов. Задаваясь вопросом, как развить свою волю и дух, человек обращается к разуму, коллективная форма которого ориентируется на вечные ценности. Это основа любой культуры.
Что такое культура: понятие, примеры, признаки, виды, функции
Мы часто слышим и употребляем слово «культура» в повседневной жизни. Культурой называют уровень воспитания человека, причём как искренне, так и с иронией. На полях растут сельскохозяйственные культуры, а в каждой деревне есть свой Дом культуры (или даже Дворец). Пока биологи выращивают в чашках Петри культуры бактерий, археологи раскапывают культуры древних цивилизаций. Да что археологи? В каждой профессии есть своя культура – профессиональная.
Можно подумать, что у слова «культура» много разнообразных значений, но суть в том, что все его значения имеют общий смысл. Культура – это всё, что создано человечеством, и именно этот смысл так или иначе подразумевается во всех перечисленных выше случаях. Сегодня мы подробно разберём это понятие, чтобы впредь понимать, насколько глубокий смысл кроется в таком простом и привычном слове.
Что такое культура?
Культура – это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. Данное определение является наиболее универсальным, охватывающим максимальное количество аспектов, связанных с понятием «культура». Однако, это определение далеко не единственное. Давайте так же рассмотрим что такое культура в широком и узком смысле.
- В широком смысле под культурой подразумевают совокупность всевозможных форм человеческой деятельности.
- В более узком смысле это слово часто используют, например, для обозначения активной творческой деятельности, направленной на создание, распределение и потребление духовных ценностей.
В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.
Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.
Применительно к разным сферам жизни культура изучается такими науками как культурология, история, философия, искусствознание, этнология, психология и множество других научных дисциплин. Авторство термина «культура» приписывается немецкому филологу Иоганну Кристофу Аделунгу, который впервые использовал его в 1782 году в своём эссе «Опыт истории культуры человеческого рода».
Признаки культуры
Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:
- она может быть выражена через совокупность стереотипов, норм и ценностей;
- она проявляется во всех сферах жизни общества и во всех продуктах деятельности этого обществах (в искусстве, законах, религии, ценностях, стереотипах, праздниках, традициях и прочем);
- она всегда имеет определённую историческую обусловленность;
- она не статична и всё время постепенно меняется;
- она объединяет людей, принадлежащих к одному этносу, социуму или социальной группе;
- её можно представить как систему кодов (культурные символы, язык, литература), хранящих память и достижения прошлых поколений;
- культура свойственна только людям, поскольку наследуется не генетическим путём, а через образование и воспитание;
- это сложное и многогранное понятие, которое невозможно полностью исследовать и познать в рамках одной науки;
- культуру невозможно оценить или измерить, поскольку «мерила» и эталоны обычно сами по себе являются частью культуры, а значит такая оценка всегда будет субъективной.
Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.
Виды культуры, примеры
В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.
1. Элитарная культура
Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.
Основные признаки элитарной культуры:
- она сложна для понимания неподготовленным человеком;
- её потребителями являются только высокообразованные и эрудированные люди;
- она направлена на очень малую часть общества (считанные проценты или даже доли процента).
К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).
2. Массовая культура
К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.
Основные признаки массовой культуры:
- имеет максимально обширную аудиторию;
- призвана удовлетворять сиюминутные запросы;
- обладает невысокой художественной ценностью;
- как правило, носит коммерческий характер;
- очень быстро теряет актуальность и забывается.
Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).
3. Народная культура
Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».
Основные признаки народной культуры:
- из неё не пытаются извлечь выгоду;
- у неё нет конкретных авторов;
- как и массовая, она понятна большинству населения;
- она в меньшей степени подвержена устареванию, чем массовая.
Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую.
Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.
4. Субкультуры и контркультуры
Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).
Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.
Функции культуры
Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.
В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:
- Познавательная. Культура общества представляет собой своеобразную «визитную карточку», позволяющую быстро понять, что оно собой представляет. Кроме того, познавательная функция включает систематизацию и передачу накопленных знаний последующим поколениям.
- Ценностная. Данная функция подразумевает дифференциацию основных ценностей, формирование традиций. Она пытается найти ответ на извечный вопрос Сократа: «Что есть благо?».
- Гуманистическая. Формирование системы воззрений на человеческую личность, её права и обязанности, а также формирование личности и привитие ей культурных, моральных и нравственных ценностей.
- Регулятивная. Данная функция называется также нормативной. Она подразумевает, что культура задаёт правила и нормы, которых члены общества должны придерживаться в повседневной жизни.
- Коммуникативная. Культура определяет основные правила коммуникации между отдельными членами общества.
- Социализирующая. По мере развития индивид постигает ценности общества, к которому принадлежит. По сути, социализирующая функция состоит в том, чтобы научить человека всем правилам этого общества, максимально приспособить его к жизни (социализировать).
Материальная и духовная культура
В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.
К материальной культуре принято относить материальные объекты, созданные людьми и представляющие собой культурную ценность. К таковым обычно относят всевозможные исторические артефакты, строения, орудия труда, ритуальные аксессуары и прочие предметы, которые можно «потрогать руками».
К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.
Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. Но что можно сказать о проекте, по которому этот дом построен? С одной стороны, он материален, поскольку начерчен или распечатан на бумаге. С другой стороны, проект как «идею» дома можно рассматривать как нематериальный объект.
А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.
Заключение
Культура – важнейший признак любого общества. Именно она определяет среду, в которой происходит воспитание и социализация людей, а значит, формируются их цели, ценности и жизненные принципы, манеры поведения и повседневные привычки. В этом проявляется одна из главных особенностей культуры – воспроизводимость. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.
Роль психологии в саморазвитии человека механизмы воздействия и социальная адаптация личности
Если рассматривать понятия саморазвитие и совершенствование с точки зрения психологии, то это процессы целенаправленной деятельности по достижению определенного результата. То есть это осознанная работа над собой, для качественного и количественного изменения всех сфер жизни, с целью достижения внутреннего и внешнего баланса.
Саморазвитие – это совокупность процессов личностного и духовного развития, которые происходят посредством активного участия самого человека.
В результате взросления осуществляет переход от одного этапа саморазвития к другому, в процессе обучения в школе, потом в ВУЗе, на каждом новом месте работы.
Самосовершенствование – это целенаправленное формирование определенных качеств личности, свойств, навыков, в индивидуальных интересах и целях.
Таким образом, разница саморазвития и самосовершенствования заключается в целях этих процессов, первый из них направлен на формирование личности, а второй – на изменение конкретных выбранных качеств.
Предпосылки выдвижения проблемы саморазвития личности в психологии
В отечественной психологии одними их первых дали определение и обосновали его отличительные признаки В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев; понятие «саморазвитие» — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Читайте также: 10 идей как увеличить скорость мышления мозга — Как думать быстрее и принимать решения
Каковы же характеристики и признаки саморазвития?
Прежде всего необходимо отметить, что для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Поэтому человек уже с раннего, в пределах трехлетнего, возраста, с момента выделения своего Я
из окружающего мира (образование системы
Я),
становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других. Однако, как отмечают исследователи, в частности Г. А. Цукерман, субъектом саморазвития ребенок становится только в подростковом возрасте, когда происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т. е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе.
Другой характеристикой саморазвития является активность личности, которая может быть или социальной активностью, или социальной реактивностью. Единицей анализа социальной активности
является оптимальное сочетание инициативы и исполнительности.
Социальная реактивность
проявляется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде пассивности, но в обоих случаях она не характеризует человека как субъекта жизнедеятельности. Социальная активность проходит в своем развитии ряд уровней. Для дошкольника и младшего школьника в основном характерен
нормативный
уровень, когда ребенок лишь повторяет, имитирует даже в своих инициативах то, что усваивает в результате взаимодействия со взрослыми.
Нормативно-личностный
уровень свойствен в основном подросткам и юношам. Здесь происходит выход за пределы нормативно-заданного, проявляется свое собственное отношение к тому, что человек делает, познает__________.
Личностно-продуктивный
и
продуктивно-творческий
уровни свойственны для взрослых людей, когда человек посредством деятельности дает существенную прибавку обществу, социуму, создавая, например, что-то новое, оригинальное или усовершенствуя старое.
Понятно, что нормативный уровень — это уровень воспроизводства (пусть и в авторском исполнении того, что уже известно), а вот нормативно-личностный уровень позволяет личности проявиться в полной мере как индивидуальности, заявить о себе. Именно поэтому в подростковом возрасте ребенок может стать субъектом не только своей жизнедеятельности, но и саморазвития. Применительно к проблеме саморазвития способность к личной инициативе распространяется на организацию самопознания и самовоспитания. Однако если в подростковом возрасте самовоспитание носит все-таки черты формирования в себе отдельных свойств и качеств, то уже в юношеском возрасте пересмотру подвергается личность в целом. Неотъемлемыми атрибутами социальной активности являются сознательность и самостоятельность, которые укрепляют позиции личности как субъекта саморазвития.
Способность к проявлениям социальной активности постепенно определяет и способность к совершению личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Эта свобода состоит в том, что человек самостоятельно может осуществлять выборы среди ряда альтернатив, конструировать эти альтернативы. Возможность самому совершать выборы, в том числе и выборы личностного роста, — признак субъективности индивида как автора своей жизнедеятельности и биографии. Когда человек сам осуществляет выбор, он учится брать на себя ответственность и держать ответ не только перед другими (такая ответственность носит формальный характер), но и перед самим собой, перед своей совестью.
Наконец, важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. Развитая способность к самопознанию с ее механизмами (идентификация и рефлексия) органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития.
Путь к саморазвитию и самосовершенствованию
Читайте также: Социальное развитие личности. Социализация. Направления социализации и её задачи на различных этапах развития личности.
Путь к саморазвитию и самосовершенствованию начинается с осознания потребности качественных изменений в жизни. Это непростой труд, состоящий из множества этапов и достижения целей на каждом из них.
Пути и способы саморазвития и самосовершенствования личности каждый выбирает свои, более приемлемые при данных условиях и возможностях, в зависимости от выбранного направления работы над собой. У каждого человека свои приоритеты и желания, поэтому пути саморазвития и самосовершенствования личности необходимо формировать в соответствии со своей главной целью.
Другими слова, основополагающим, при выборе будет мотив:
- желание выделиться из толпы;
- стремление к успешной жизни;
- определение смысла жизни;
- потребность в пользе обществу;
- совершенствование физических навыков, для мальчиков-подростков;
- работа над своим внешним видом и формирование вкуса у девочек;
- и др.
Из множества путей саморазвития и самосовершенствования выделяют 3 основных:
- Приспособление к окружающим обстоятельствам и условиям.
Данный вариант заключается в подстройке своего поведения, целей под определенные стандарты и стереотипы, принятые обществом. Установки, идущие вразрез социо-культурного мнения, лишены возможности полноценной реализации.
- Подражание общественным идеалам, которое основано на копировании уже сложившихся моделей поведения. При этом речь идет не обязательно о какой-то знаменитой личности, примером для подражания может быть отец, старший брат и т.д.
- Самовоспитание, основанное на самостоятельном принятии решений и формировании собственной модели ценностей, мировоззрения.
Последний вариант наиболее сложный, так как самостоятельное раскрытие и воспитание личностных качеств, относятся к работе собственного «Я».
Понятие «саморазвитие личности»: психолого-педагогический аспект
Саморазвитие человека как личности является не только объектом исследования, но и показателем оценки благополучного развития общества и его воспроизводящего института — образования, осуществляемого сегодня, в своей изначальной основе как воспитание. Недаром«воспитание» и «саморазвитие» имеют один корень — выявление сути человека и создание его образа как человека через «питание» его духа. Идея саморазвития личности – объект пристального внимания таких наук как философия, педагогика, психология, социология и других наук «человеческого профиля». Интересным является рассмотрение термина «саморазвития» в контексте каждой из данных наук.
В психологической литературе понимание сущности саморазвития представлено разными авторами.
Согласно концепции Франкла, человеку присуща так называемая «третья сила» – движущая сила поведения и деятельности. Эта третья сила – стремление (воля) к смыслу своего существования: «Поиск человеком смысла является первичной движущей силой в его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных побуждений.
Концепция Франкла может быть интерпретирована как саморазвитие человека, как стремление к смыслу собственного существования. И решающее значение имеет ответственность самого человека в выборе возможностей самореализации.
Австрийский психиатр Альфред Адлер утверждал человека, как единую личность, которая не может быть разъята на элементы (сознание, бессознательное, мышление, таинственное, психическое, действие и т.д.). Для Адлера структура личности – это объединяющееся в своем взаимообусловленном взаимодействии жизненное целое – «стиль жизни». Понимание жизни человека как движение к жизненной цели – одна из основных посылок в изучении человека Адлером.
По Адлеру, сущность саморазвития есть стремление к превосходству, стремление к власти. Способом реализации в данном случае является цель как движение жизни в осуществлении социального интереса человека. Стремление к превосходству может нарушить гармонию отношений с другими «Я».
Существенным дополнением в понимании личностного роста являются взгляды А.Маслоу. Теория самоактуализации Маслоу привлекает в качестве ориентира для личностного роста и развития. Суть теории самоактуализации заключается в том, что необходимо прислушиваться к голосу внутренних импульсов и дать им проявиться. «Человек отдается своим переживаниям полностью, живо, самозабвенно, целиком сосредоточиваясь на них, не боясь быть полностью поглощенным ими, без подросткового смущения. В момент такого переживания человек целиком и полностью раскрывает свою человеческую сущность – это и есть момент самоактуализации»,- пишет Маслоу. «Самоактуализация – это напряженный процесс постепенного роста, кропотливый труд накопления маленьких достижений».
Таким образом, личностный рост рассматривается им как последовательное удовлетворение высших потребностей, т.е. самоактуализации на основании достигнутых базовых, под которымиподразумевается потребность в безопасности, в социальной принадлежности, в любви, уважении, оценке. По словам Маслоу, личность, если это подлинная личность, сама является своей основной детерминантой. «Каждая личность есть, отчасти, «свой внутренний проект» и создает сама себя».
Идеи функционального подхода и стремление к своей «вершине» как источников саморазвития отражены в работах Б.Г.Ананьева.
Б.Г.Ананьев пишет: «Личность — общественный индивид, объект и субъект исторического процесса», и далее — «…Личность всегда конкретно-исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее жизненного пути» [2]. В этом отрывке подчеркивается, что личность не только продукт, но и участник, т.е. объект и субъект современности, в силу чего она в постоянном движении саморазвития. Дальше развивает свою мысль: «Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из них осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных систем поведения и обуславливающих их мотиваций… Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно — субъективных отношений, т.е. социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо — личность, субъекта и объекта исторического процесса» [2].
В углублении понимания личности в аспекте ее саморазвития интересна мысль Б.Г.Ананьева о том, что, «если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» личности и субъекта деятельности» [2]. Внимание обращает и на то, что «внутренняя противоречивость развития личности, проявляющаяся в неравномерности и гетерохронности смены ее общественных функций, ролей и состояний, является фактором, усиливающим противоречивость онтогенетической эволюции» [2].
Отсюда вытекает вывод, что изменчивость является основной характеристикой личностных свойств и проявляется на протяжении всего жизненного цикла человека.
Другой видный ученый С.Л.Рубинштейн, рассматривая саморазвитие как «построение» отношения и деятельности, пишет: «… личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его» [4]. «Личность формируется во взаимодействии, в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется» [4].
В высказываниях С.Л.Рубинштейна прослеживается мысль о том, что личность, осознающая и определяющая свою деятельность, есть человек самореализующийся, стремящийся к лучшим проявлениямчеловеческой сущности. А самореализация, по мнению Л.Н.Куликовой, «является не только средством выражения накопленных возможностей человека, но, прежде всего, инструментом их порождения, поскольку психические функции только в проявлении и развиваются» [7]. Самореализация – это одна из природосообразных способностей человека. «Свобода и самовыражение есть объективная цель, к которой стремится каждый нормальный человек» [7].
Подведя итог, мы можем сказать, что С.Л.Рубинштейн, говоря о способах существования, ставил проблему саморазвития человека. Сущность саморазвития понимается как процесс формирования и развития рефлексии или «мировоззренческих чувств». А основой их формирования является сама жизнь, выступающая как трагедия, драма, комедия. Проблемой может быть постановка или развитие самого умения рефлексировать. В таком случае возникает вопрос, как вооружить человека этим умением, как облегчить «момент» разрыва.
Русскому мыслителю А.А.Ухтомскому принадлежит идея функциональных (не анатомических) органов индивида и его духовного организма. Согласно идее Ухтомского, «функциональный орган – это всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение… Такими органами названы движение, действие, образ мира, психологическое воспоминание, творческий разум, состояние человека, например, сон, бодрствование, аффект, даже личность. Особую роль в формировании функциональных органов играет живое движение» [4]. В.П.Зинченко, различая механическое и живое движение, пишет: «Механическое движение пожирает, убивает время, а живое, напротив, оживляет, создает, строит живое время. Живое движение души одухотворяет индивидуальное и историческое время, членит, ритмизирует его, образует в нем зазоры, периоды активного покоя, соединяет его с пространством.
Функциональные органы в совокупности составляют духовный организм. Духовный организм есть сочетание сил, выражающее энергию человека. «Энергия же есть движение деятельное. Организм, по Ухтомскому, мыслится как некая единица, реагирующая целиком как некое интегральное целое.
Д.Н.Узнадзе исследовал проблему взаимодействия индивида и действительности. Ему удалось показать, что при одновременном наличии потребности и соответствующей среды у индивида создаются готовность, установка к активности, существенно определяющие его дальнейшее поведение.
Установку создает не только потребность и не только объективная ситуация, но соединения их, т.е. встреча актуальной потребности и объективной ситуации. Акт встречи потребности с ее предметом рассматривается как один из самых важных моментов в становлении поведения и деятельности человека.
Таким образом, на основе данных высказываний можно сказать, что сущность процесса саморазвития есть выращивание в себе функциональных органов, представляющих собой духовный организм Человека. Самосозидание есть выращивание духовного организма, т.е. пробуждение человеческого в человеке.
Г.А.Цукерман, занимаясь психологией саморазвития, раскрывает сущность понятия саморазвития так: «Саморазвитие — это сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мою Я — самость. Цели, направления, средства этих изменений определяю я сам» [3]. «Самость», это такой поведенческий текст, который я создаю неумышленно, не ведая, что творю, и уже, тем более не подозревая, что творю. Читают и толкуют его другие, от них я узнаю и о самом существовании моей самости, и о ее содержании, и о способах ее создания и интерпретации. Моменты попадания моей самости в мое сознание — это вспышка самосознания. А самосознание, это знание своей самости. Соответственно — самооценка, самопринятие, самоуважение — это оценка, принятие, уважение к своей самости. «Я», как определяет Г.А.Цукерман, это самость рефлектуемая и осваиваемая, то есть субъект собственного развития. «Открытие «Я» и есть открытие собственного авторства — подготовленное: а) принятием социальных ожиданий ответственности; б) развитием рефлексии, обеспечивающей выход за границы данности; в) усовершенствованием в навыках чтения человеческих самостей» [3]. Саморазвитие есть изменение и в то же время сохранение Я — самости. А механизмом саморазвития является открытие «Я».
Исходя из вышесказанного, можно задаться целью выяснить, как стать субъектом собственного развития.
Л.Н.Куликова, исследующая проблему саморазвития в сегодняшних условиях образования, пишет: «Личностное саморазвитие — это, по существу, психологический механизм «человекообразования». Оно образует (воспроизводит) коренное противоречие, выступающее движущей силой развития — между наличным и необходимым уровнями психосоциальной зрелости растущего человека, задает энергию самовоздействия в процессе любой деятельности, определяет углубление самопознания, самоосмысления, актуализирует ценностное самоопределение, служит развертыванию целеполагания, создает смысловое пространство самосозидания» [8]. Личность как самодвижущееся, опережающее, «энергийное ядро» человека, «выбрасывая вперед себя» цели и обнаруживая свою неготовность, меньшую или большую, к их осуществлению, раз за разом «запускает» новые и новые «циклы» (векторы, направления, шаги) самодостраивания «под цели». Тем самым она постоянно оказывается «на одном из берегов» встающего на ее пути рассогласования между действительным и желаемым в возможности действовать и в своем развитии. Прилагая усилия в обогащении своих возможностей и преодолевая эторассогласовывание на стороне необходимого, она тем самым усилием задает новый уровень на стороне желаемого, то есть, вынуждена постоянно, если стремится к достижениям, добиваться этого желаемого уровня новыми усилиями саморазвития.
Таким образом, Л.Н.Куликова рассматривает саморазвитие как психологический механизм «человекообразования», «двигателем» этого человекообразования «видит» цель «желаемого уровня». И в то же время сам процесс саморазвития трактует как инструмент самообогащения человека.
Проанализировав все вышесказанное можно отметить что, почти все авторы подчеркивают необходимость выращивания специального функционального органа в становлении человека как личности, что в действительности представляет сущность саморазвития в его единой основе – пробуждение человеческого в человеке.
Проблема саморазвития личности имеет множество аспектов рассмотрения, как в теоретическом, так и в практическом плане.
В мыслях И.С. Кона природа саморазвития личности как бы состоит из двух сцепленных друг с другом компонентов: исторического, внутреннее содержание которого интерпретируется и расшифровывается личностью и событийной жизни самой личности, в которой скрыт внутренний смысл человеческой деятельности.
И.С.Кон, оценивая степень «судьбоносности» разных жизненных событий замечает: «Однако глубокие личностные изменения не всегда порождаются наиболее яркими, драматическими и недавними событиями. Очень часто они – результат накопления множества мелких событий в течение определенного времени, причем существует потенциальный эффект кумулятивного взаимодействия разных типов жизненных событий» [5].
Связывая с проблемой саморазвития жизнь личности как важную задачу индивидуальной жизни К.А.Абульханова-Славская считает «соотнесение себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, особенности, и на этом основании определить свое место в этих формах и структурах» [1]. В связи с отсутствием каких-то критериев и норм оценки жизни, в ее качестве предполагает удовлетворенность или неудовлетворенность самого человека. Содержание жизненного пути – это устремленность в будущее как природной предпосылки, заданной от рождения интенции.
Интересна мысль К.А.Абульхановой-Славской о том, что в общем виде «развитие личности – это возрастание ее возможностей, возрастание и умножение личностного времени. Развитие во временном выражении – это своеобразная «производительность» (не труда, а самой жизни), разрешающая способность личности…Личность проводит свою линию, протягивает ее через все время жизни (более или менее последовательно), сохраняет основную задачу жизни, несмотря ни на какие изменения, обеспечивает определенную смысловую связь между прошлым,настоящим и будущим» [1]. Таким образом, К.А.Абульханова-Славская саморазвитие личности выводит из телеономичности человека, строящего свою жизненную стратегию как организатор своего времени.
Интересный вариант развития личности предлагает В.А.Петровский. Он считает, что «процесс развития «Я» в результате взаимодействия с ТЫ другого может быть дополнен процессом, разворачивающемся в результате отражения собственного Я в другом. В этом случае собственное Я, наблюдая отраженное Я в другом, как в зеркале, может развиваться, преодолевая различия самовосприятия собственного Я и восприятия собственного Я в другом» [4].
В.А.Петровский дает «ключ» к пониманию саморазвития — два силовых и «другой Я во мне» с отраженной моей мыслью, составляют как бы одно целое, т.е. происходит встреча со своим «Я».
Таким образом, в отечественной психологической литературе саморазвитие личности рассматривается как: выполнение личностью общественной функции во всех сферах своей жизнедеятельности; стремление к своей «вершине»; построение отношения и деятельности с окружающим миром и общественным окружением; поиск самого себя; творческий акт увековечивания себя в другом; реализация, самоосуществление себя; соотнесение себя с формами социальной жизни; организация своего времени развития; жизненный путь с жизненной стратегией; развитие способностей: интеллектуальных и специфичных; потребности и ценности, превращаемые в долг; приобретение духовного опыта через погружение и самоочищение, признание и обогащение; реализация человечности; встреча с собственным «Я» через другое Я; установка себя к активности; размышление — диалог со своей совестью.
Выявленное многообразие данной проблемы в психологической литературе позволяет сформулировать сущность саморазвития личности как человекообразование с волей к существованию, т.е. человек должен образовать себя как человек. А суть образования себя как человека можно выразить оппозицией «самодвижение — способности», где самодвижение — это движение, имеющее источник, причину в самом человеке, а способности — это базовые умения. Саморазвитие человека возникает на основе самодвижения, которое своим источником имеет основы человечности в человеке, что может быть задавлено или развито внешними условиями, в зависимости от того, как он самоорганизован.
Таким образом, как уже было сказано ранее, на современном этапе образование должно решать одну из важнейших задач — как учить человека учиться, научить его самостоятельно учиться и постоянно пополнять свои знания, то есть готовить обучаемых к непрерывному самообразованию. «Это умение должно стать столь же фундаментальным качеством личности, как первичные ориентировочные и поведенческие навыки» [Ягодин Г.М].
Саморазвитие студентов — составная часть всей системы непрерывного образования — на современном этапе приобретает особуюактуальность, так как сегодняшние студенты — это специалисты завтрашнего дня. В период обучения в высшем учебном заведении саморазвитие не только помогает углубить и расширить свои знания, но и формирует мировоззрение, социальную активность, нравственный идеал. В самообразовании развивается и утверждается личность и ее особенности.
Литература
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
- Ананьев Б. Избранные психологические труды в 2-х томах. М Педагогика 1980.
- Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1 /Под общ. ред. И.Т.Фролова.- М.: Политиздат, 1989.
- Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской … 189 с. 52. Музиль Р. Человек без свойств: Роман.- Кн. 1.- М., 1984.
- Каган, М.С. Философия культуры / М.С.Каган. – СПб.: Петрополис, 1996.
- Клизовский А. Основы миропонимания Новой Эпохи. т.3 — Рига, 1991.
- Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. – 2-е изд., испр. и доп. – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2001.
- Лосев А. Ф. Античная философия истории Москва, изд-во «Наука», 1977.
- Мир философии. Ч.1,2.-М.: Политиздат, 1991.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. – М.: Новая школа, 2003.
- Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996.
- Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд.
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.
- Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности. СПб.: Питер, 2003.
Основные этапы самосовершенствования и саморазвития
Саморазвитие и самосовершенствование это сугубо индивидуальные процессы, которые у каждого человека формируются исходя из собственных желаний и установок. Следовательно и этапы работы над собой могут отличаться для каждого конкретного человека. Если не отступать от общепринятой схемы, то можно выделить следующие ступени саморазвития:
- Осознание потребности в изменениях.
- Формирование образа «идеального Я».
- Определение своих положительных и отрицательных качеств.
- Составление плана по достижению цели.
- Активные действия, разбитые на небольшие этапы.
Осознание потребности в изменениях
Как я уже отметила, путь к саморазвитию начинается с осознания потребности в изменениях. Именно этот процесс дает толчок к поэтапной работе над собой. Чаще всего понимание того, что необходимы перемены как внутри себя, так и во внешнем пространстве, зависит от уровня сознания личности. Чем он выше, тем проще принять тот факт, что настало время для движения вперед.
Причины необходимости в саморазвитии и самосовершенствовании:
- ощущение, что жизнь остановилось;
- постоянное чувство депрессии, апатия;
- прокрастинация;
- неудовлетворенность собой, жизнью в целом.
Одним словом, если в жизни все идет не так, пора что-то менять.
Формирование образа «идеального Я»
Осознав, что необходимо коренным образом менять ситуацию, важно понять чего именно вы хотите достичь. То есть на данном этапе происходит постановка целей. Нельзя сказать: «Хочу быть богатым». Нужно выделить конкретные задачи:
- купить дом;
- купить машину за 2 млн. руб.;
- съездить в Турцию;
- и т.д.
Конкретизация и визуализация помогают поверить в то, что достижение результата возможно.
Определение своих положительных и отрицательных качеств
Сформировав свою цель, нужно понять, насколько вы в данный момент ей соответствуйте. То есть потребуется выделить положительные качества, которые будут способствовать достижению цели, и которые можно развивать. А так же честно себе признаться в негативных сторонах личности, которые будут ограничивать, и тормозить процесс. Следовательно, от них придется избавляться.
Составление плана по достижению цели
Путь к цели не должен быть размытым и неопределенным, долгосрочным. Поэтому важно составить конкретный план действий, в соответствии с которым будет происходить дальнейшая работа над собой. Кроме этого желательно задать временные рамки для каждого этапа.
Активные действия, разбитые на небольшие этапы
Цель есть, план составлен – не откладывайте начало работы в долгий ящик (с понедельника начну или с первого числа следующего месяца…). Прокрастинация, самая опасная преграда на пути к желаемому результату.
Не обращайте внимание на тех, кто не поддерживает ваших начинаний, вы делаете это только для себя, а не для любимого человека, детей или родителей.
Этапы саморазвития
Обобщенной методики личностного роста и саморазвития не существует, так как каждый человек развивается индивидуально. Психология лишь может указать общее направление, в котором может двигаться человек:
- осознание необходимости внутренних изменений;
- выявить свои недостатки, которые нужно изменить;
- поставить перед собой цель, к которой нужно двигаться;
- определить путь достижения желаемого результата;
- продвижение по выбранному пути.
Рассмотрим эти этапы подробно.
Осознание необходимости в переменах
Осознание необходимости внутренних перемен нужно для того, чтобы начать двигаться в этом направлении. Если человек не понимает, что ему необходимо саморазвитие, он не будет к нему стремиться. На этом этапе важно критическое отношение к себе:
- ощущение топтания на месте, отсутствия развития вплоть до деградации;
- необъяснимое внутреннее ощущение тревоги;
- постоянное откладывание важных дел на потом;
- появление вредных привычек.
Человек начинает ощущать, что занимается не своим делом. Это приводит к рутине и скуке, ощущению бессмысленности и пустоты. Жизнь проходит мимо, человек просто застрял на одном месте. Либо состояние пустоты может сопровождаться отсутствием какой-либо цели и желания стремиться вперед к новым горизонтам.
Пропадает вкус к жизни. Это серьезный сигнал, что нужно срочно что-то менять.
Далее может появиться необъяснимое чувство тревоги внутри, без каких-либо оснований. Тревога может стать постоянной и перейти в депрессию. Если депрессия длится более двух дней, нужно срочно обращаться к специалисту за помощью. Чтобы дело не дошло до психиатра, нужно вовремя обратиться к психологу.
Появление вредных привычек — это попытка заполнить внутреннюю пустоту хоть чем-то или просто забыться. Это может быть пристрастие к табаку или алкоголю, «зависание» в соцсетях или играх. Это последний сигнал, что нужно срочно что-то менять в жизни.
Поиск недостатков
Чтобы двигаться по пути саморазвития и самосовершенствования, нужно понять, какие недостатки следует устранить или превратить в достоинства. Недостатки становятся помехой на пути личностного развития, причинами потерь и неудач.
Они не позволяют полностью раскрыть внутренний потенциал и становятся причиной неудовлетворенностью жизнью и собой. Самое главное на этом этапе — определиться с направлением, в котором нужно двигаться.
Если станет необходима внутренняя поддержка, можно обратиться за помощью к религии, психологии либо эзотерике. Изучение указанных направлений поможет обрести внутреннюю уверенность и силу для преодоления самых сложных помех.
Постановка цели
Это определение, каким должно быть будущее, куда и к чему в конечном итоге человек должен прийти. Этот этап для многих становится просто камнем преткновения, потому что мало кто знает, чего он конкретно хочет. Людям легче осознать, чего они не хотят, чем поставить четкую цель и определить направление движения.
Отсутствие цели заканчивается жалобами на жизнь, поиском виновных в своих неудачах, синдромом жертвы. При таком психологическом настрое не может быть и речи о самосовершенствовании и развитии.
Нужно четко знать, чего вы хотите от жизни. Чтобы это определить, нужно на одном листе записать всё то, что не устраивает. На другом листе нужно четко обрисовать картину будущего, к чему нужно стремиться.
Определить путь достижения результата
Это может быть самостоятельное изучение литературы по саморазвитию либо запись на тренинги, либо приобретение аудио программ с записью тренингов. Чтобы развитие шло быстро и эффективно, нужно пересмотреть свой круг общения.
Некоторые люди могут не просто сбивать с выбранного пути, но и тянуть вниз за собой. Поэтому придется очень серьезно подойти к этому вопросу и сделать выбор между дружбой с человеком и саморазвитием. Не обязательно резко прерывать общение: можно просто постепенно отучить человека от контактов с вами.
Кого выбирать в друзья? Это должны быть люди, которые преуспели на пути саморазвития и достигли определенных результатов. Вот к ним нужно тянуться, с ними общаться. Новых друзей можно найти на тематических форумах или соцсетях.
Продвижение по пути
Результат не будет достигнут, если просто ограничиться чтением литературы. Нужно действовать и применять на практике то, о чем вы узнали из тематических курсов и литературы. Чтобы результат проявился, нужно будет потрудиться.
Если вы выбрали физиологическое развитие, нужно придерживаться здорового образа жизни (ЗОЖ), во многом себе отказывать и жить по новому распорядку дня. Поэтому будьте готовы к действиям, иначе мечта измениться так и останется мечтой. Помните, что самосовершенствование — это непрерывный процесс, без выходных дней и отпуска.
Саморазвитие и самосовершенствование с чего начать
Прежде чем начинать активные действия по совершенствованию и саморазвитию, потребуется выполнить несколько несложных манипуляций для упрощения процедуры дальнейшего роста:
- Избавьтесь от мусора в голове. Ложные установки, стереотипы, мнение навязанное близкими, все это мешает работе над собой.
- Повышайте мотивацию, бессмысленное действие остановит вас на полпути, не дав дойти к цели.
- Победите свою лень. Саморазвитие это трудной и долгий процесс, отсутствие трудолюбия, стремления, старания, мешает самосовершенствованию.
- Дисциплинированность – по пути к изменениям нужно идти строго в соответствии с поставленными целями, намеченными действиями и определенными временными рамками.
- Измените свое окружение. Если рядом есть люди, которые «отравляют» вашу жизнь, зачем они нужны? Да, если это близкие родственники, исключить не получиться, но желательно свести к минимуму общение с ними, а следовательно и влияние на формирование личностных качеств.
- Примите тот факт, что на пути к цели могут быть неудачи. Не всегда все проходит так, как запланировано, но стойкость духа и борьба со страхом, что не получится, необходимы для достижения своего идеала.
- Отслеживайте прогресс своих достижений. Осознание того, что действия приводят к результату, очень важно, для того, чтобы не сойти с марафонской дистанции.
Если вы не знаете с чего начать саморазвитие и самосовершенствование личности, сформируйте основные навыки и способности, которые потребуются на пути к достижению цели.
Саморазвитие личности – индивидуальный путь
Ты со мной согласишься, что большинство людей переходя рамку в 25-30 лет перестают довольствоваться теми навыками и способностями, что у них есть и начинают задумываться о саморазвитии личности. Если посмотреть на детство и юность, то тут развитие происходит под влиянием внешних факторов (социальные устои). Тебе нужно идти в детский сад, потом в школу, техникум, институт и везде тебя учат. Из тебя делают личность, которая могла бы работать на дядю, не покладая рук и ног 5 дней в неделю, 365 дней в году. А вот когда мы становимся взрослыми, то приходит осознание (опять же к немногим), что мы обрасли множеством ненужных привычек, комплексов и повседневных забот. Начинаешь думать, что жизнь следующие годы будет состоять из двух этапов: работа и пенсия. Все как-то серо, угрюмо что ли, а хочется, чтобы появилась радуга, больше было веселья, радости, любви.
И вот как раз к годам 23 я уже понимал, что у меня есть выбор: плыть дальше по течению, как плывут все или попытаться вырваться из круговорота и рутины серых дней. Как ни печально, но первый вариант предпочитают большинство, а я пошел по второму и открыл прекрасный путь саморазвития личности.
Существует огромное количество теорий и способов развития личности, что без подготовки сразу возникает множество вопросов: «Что почитать для саморазвития?», «Какой путь саморазвития более эффективный?», «Лучше духовное или физическое развитие?». И те люди, которые хотят начать практиковать, должны понимать одно, что саморазвитие личности – это индивидуальный путь. Да, можно брать знания, применять из, анализировать, но систему, которая будет давать тебе результаты ты должен строить сам. Все люди разные, с разными исходными позициями и поэтому путей бесконечное множество. Поэтому нет никакого верного пути саморазвития личности, который подходил абсолютно для всех, но каждый должен разобраться в себе, понять кто он и чего хочет, а потом начать свое путь саморазвития.
Системы саморазвития и самосовершенствования
При рассмотрении вопроса о саморазвитии и самосовершенствовании, каждому человеку приходиться делать выбор пути, по которому придется двигаться к цели. И здесь можно использовать какие-то самостоятельные наработки, а можно применять существующие достаточно эффективные системы:
- система Фалунь Дафа;
- система Цигун;
- система Франклина.
Система Фалунь Дафа
Система самосовершенствования родом из Китая. Она состоит из 5 комплексов упражнений, которые сопровождаются наставлениями духовного саморазвития. Главный принцип учения, на котором строится система самосовершенствования: «Истина, доброта и терпение».
Упражнения несложные, при выполнении нет каких либо ограничений, препятствующих возможности их выполнять. Их можно делать в домашних условиях или на свежем воздухе, самостоятельно или в группе. Применение методики способствует ряду положительных изменений человека:
- достижению спокойствия;
- замедлению старения;
- излечению от некоторых заболеваний;
- улучшению концентрации и внимания;
- ощущению силы и др.
Главное правильно выполнять технику, спокойно и плавно, легко, в гармонии с внутренним «Я».
Система Цигун
Еще одна древняя Восточная практика, основанная на медитации. Считается, что в таком состоянии человек способен понять суть происходящих в душе и теле процессов, осознать путь к саморазвитию. Медитации позволяют почувствовать как происходящие положительные изменения влияют на жизнь, здоровье.
Система Франклина
Суть системы сводится к тому, что человек должен прожить свою жизнь без ошибок и промахов. Минимизация потерь, по мнению Франклина, позволяет добиться больших результатов. Чтобы вывести себя на такой уровень саморазвития, необходимо избавиться от вредных привычек, определить список добродетелей и выполнять их в установленные сроки.
Психология саморазвития
Для чего нужно саморазвитие, и почему современные люди все чаще о нем задумываются? Саморазвитие необходимо для самоактуализации, для осуществления своего призвания. То есть, чтобы реализовать свой творческий потенциал, его сначала нужно раскрыть. Этим и занимается саморазвитие и самосовершенствование как стимул к самореализации.
Зачем раскрывать то, что дано от природы? Не все люди могут реализовать то, что было дано им от рождения. И этому способствуют многие факторы:
- неправильное воспитание;
- наличие психологических комплексов;
- неверие в себя и свои силы;
- негативное влияние окружающих, родных.
Нереализованные возможности тяжким грузом лежат на плечах и не дают покоя. Иногда человек не может самореализоваться из-за психологического давления родственников или ближайшего окружения. В этом случае ему необходимо просто сменить место проживания и круг общения, чтобы чего-то добиться в жизни.
Некоторые люди годами «тянут лямку» на нелюбимой работе, потому что она приносит деньги на проживание. Годы идут, а самореализации нет. В результате человек может впасть с депрессию и не выйти из нее.
Самореализация — путь к цельной личности. Это стремление человека быть тем, кем он хочет. Это жизнь в гармонии с самим собой, реализация природного потенциала. Это возможность идти своим путем, а не плыть по течению жизни.
Стимул к саморазвитию — это стремление к:
- самоопределению;
- самоутверждению;
- познанию;
- безопасности;
- самовыражении.
Человеческая личность нуждается в свободе проявления своей индивидуальности, самовыражении. Это может осуществиться через искусство, литературное творчество, волонтерское движение и др. Человеку необходимо эволюционировать, улучшать самого себя и созидать. Без удовлетворения этих базовых потребностей души он начинает деградировать.
- поддерживать свой эволюционный рост и развитие на должном уровне;
- стать конкурентноспособным в социуме, социально значимым и востребованным;
- поддерживать самооценку на высоком уровне;
- самореализоваться в жизни.
Однако не следует путать саморазвитие с культурными и эстетическими формами. Это разные вещи. Его можно соотнести с духовностью, но оно может проявиться в любой форме. Саморазвитие дает нам возможность идти в ногу со временем, принимать любые изменения в окружающей действительности и инновации.
Отказ от саморазвития — это просто существование.
Способы саморазвития и самосовершенствования
Если вы самостоятельно занимаетесь саморазвитием и самосовершенствованием, то вам понадобиться определенный набор «инструментов», на пути к своей цели.
Книги для саморазвития и самосовершенствования
Чтение всегда приносит пользу, сам процесс способствует развитию, усвоению новых знаний. Книги для саморазвития и самосовершенствования личности необходимы для выбора правильного направления работы над собой, формирования целей.
Сейчас нет необходимости идти в библиотеку и просиживать там часами в поисках нужного источника знаний. Существует много других способов для получения информации:
- можно книги читать онлайн бесплатно;
- есть сайты, где доступно скачивание книг бесплатно;
- так же в свободном доступе бесплатное скачивание аудиокниг.
Необязательно искать литературу сложную для восприятия и понимания, например о восточных духовных учениях. Можно подобрать ряд художественных книг для саморазвития и самосовершенствования личности. Кроме этого, если тяжело осилить что-то глобальное, можно изучать статьи по саморазвитию и самосовершенствованию.
В топ 5 входят следующие произведения:
- «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» (Эрик Берн);
- «Будь лучшей версией себя» (Ден Вальдшмидтед);
- «Transcend: девять шагов на пути к вечной жизни» (Рэй Курцвейл и Терри Гроссман);
- «Выйди из зоны комфорта» (Брайан Трейси);
- «Ешь, двигайся, спи» (Том Рат).
Сайты по саморазвитию и по самосовершенствованию
Кроме чтения литературы можно использовать различные он-лайн ресурсы. Тренинги, семинары, групповые занятия, вебинары, помогающие в саморазвитии и самосовершенствовании. При желании можно подобрать бесплатные ресурсы, вступить в тематические группы в соцсетях, проходить онлайн тесты, использовать аудиозаписи медитаций и т.д.
Фильмы о саморазвитии и самосовершенствовании
Просмотр познавательных фильмов для саморазвития и самосовершенствования, помогает принять и осознать изменения в более простой форме. На примере киногероев проще понять информацию. Развивающие фильмы оказывают психологическое воздействие, помогают увидеть мир в новом свете, открыть потенциал, скрытые таланты.
Развитие и саморазвитие личности | Саморазвитие и бизнес
Каждая личность – это, прежде всего, строгая индивидуальность, которая нигде не повторяется. Сколько нас не было б на всей планете, хоть семь миллиардов, хоть и больше, все мы разнимся где-то там, в душе и не можем быть похожи друг на друга.
Тем не менее, люди похожи в физическом плане и это приводит многих к мысли, что мы можем быть похожими и своим внутренним миром, но это большое заблуждение.
Может быть, какие-то черты характера, индивидуальные типы поведения у детей и их биологических родителей могут совпадать, но все-таки каждый человек – это неповторимость.
Чтобы создать личность, которая уже будет сформирована внутренне, естественно, необходимо ее развитие и саморазвитие. В современном мире развитие личности происходит очень стремительно. Этому помогает, как новейшие технологии, так и большее развитие науки в целом.
Конечно же, окружающая среда влияет на каждого из нас по-своему. Но даже самые лучшие психологи не смогут объяснить того, что личность способна хорошо развиваться сама. Саморазвитие личности – это не менее важный элемент общего ее развития.
Давайте рассуждать логически: если саморазвитие личности настолько важно, то зачем нам тогда развитие в соответствии с окружающей средой? Но сказать так – означает отбросить развитие на второй план.
Хорошим примером является книга Киплинга о маленьком мальчике, выросшем среди волков. Конечно, история о Маугли, скорее всего, является литературным вымыслом, но мы история знает реальные примеры детей, которые выросли среди зверей, после чего попадали к людям.
Так что саморазвитие не может быть определяющим фактором формирования личности. Из этого следует, что развитие и саморазвитие личности идут бок обок и не могут быть выброшены из общей цепочки, ведь даже отбрасывания одного из этих компонентов способно привести к личностному «краху» в буквальном смысле этого слова.
Несмотря на это, многие современные психологи годами ведут дискуссии о важности того или иного элемента в формировании человека, как личности. Но разве саморазвитие важнее развития или наоборот?
Конечно, авторитетные ученые могут приводить всякие примеры и аргументы в пользу своих научных теорий, но это как переливание вина из одного бокала в другой, от этого ничего не меняется, разве что посудина, из которой мы узнаем обо всех новшествах в этой загадочной науке под названием психология.
Понравилась статья? Поделись с друзьями:
- Развитие личности в обществе
- Влияние воспитания на развитие личности
- Влияние семьи на развитие личности
- Развитие личности в общении
- Развитие сознания личности
Советы для саморазвития и самосовершенствования
Напоследок хочется дать насколько советов для саморазвития и самосовершенствования, чтобы вы не сошли с дистанции и добились желаемого результата:
- Сократите время сна до 6 часов. По мнению ученых, этого вполне достаточно для полноценного отдыха и высокой работоспособности организма. Зато сразу больше времени появляется на себя и активные действия на пути к цели.
- Каждое утро выделяйте время себе, своим планам, визуализации целей и т.д.
- Правильно расставляйте приоритеты, и в них собственное саморазвитие не должно быть на последнем месте.
- Формируйте позитивное мышление. Преодолевать препятствия и терпеть неудачи с негативным мировоззрением куда сложнее, чем с положительным настроем.
- Улыбайтесь, потому что улыбка это залог хорошего настроения, которое вы создаете не только себе, но и окружающим.
- Записывайте свои мысли, идеи и всегда планируйте свое время!
- Больше общайтесь с людьми, меняйте свое окружение, если оно токсичное, ищите поддержку в своих начинаниях.
Процесс саморазвития и самосовершенствования достаточно сложный. Частично изменение личности происходит автоматически, под воздействием внешних обстоятельств, например во время обучения в школе, ВУЗе, на новом месте работы, в остальном, это долгосрочная кропотливая работа, вызванная желанием в формировании определенных качеств, навыков и т.п.В работе над собой можно использовать уже существующие приемы, методы, способы или системы. Но нет предела совершенству, изобретайте, творите, становитесь лучше каждый день!
Что мешает саморазвитию
Несмотря на то, что материалов по поводу того, как развиваться, становиться богатым и успешным, смелым и умелым и т.д. очень много, в разы меньше информации о том, что может помешать человеку двигаться вперед. А потенциальных (или реальных) преград может быть немало. Но перечислим лишь некоторые из них:
- Интернет. Он может быть не только полезен, но и вреден. Это касается ситуаций, когда он превращается в пожирателя времени. Множество людей попадают в ловушку социальных сетей, забавных видео, вирусных новостей и приколов и т.п. Порой, отвлекшись на 5 минут, оторваться просто невозможно, хотя изначально задача состояла, например, в поиске полезной информации. Будьте осторожны, блуждая по просторам Интернета, старайтесь не отвлекаться на ерунду и рекламу, поставьте AdBlock; разграничивайте время, когда заходите в Сеть ради потехи, а когда – для развития.
- Лень. Каждому знакомо чувство, когда ничего не хочется делать, особенно если это что-то сложное и непривычное. Но это всего лишь ловушка инертного сознания. Чтобы научиться быстро и эффективно преодолевать лень, нужно уметь мотивировать себя, планировать дела, быть ответственным. Но это вкратце, поэтому советуем почитать статью «Причины лени и способы борьбы с ними».
- Стресс. Еще одно явление, мешающее саморазвитию. В современном мире очень сложно оставаться полным сил и энтузиазма, мотивации и желания расти. Но усталость и стресс – это неизбежность, и с ними просто нужно уметь бороться. Если коротко, то для преодоления этих состояний нужно отдыхать и поддерживать физическую активность, высыпаться и культивировать оптимизм. Подробнее об этом читайте в статьях «Что такое стресс и как его снимать» и «Способы избавления от стресса».
- Негативный опыт. Ошибки и неудачи – неотъемлемая часть нашей жизни. Но в то время как для одних они служат причиной опустить руки и плыть по течению, для других становятся стимулом и источником энергии. Учитесь извлекать опыт из ошибок и неудач, и они станут вам верными помощниками на пути достижения целей и перемен к лучшему.
- Стремление контролировать все. Желание управлять своей жизнью – вполне естественно. Но оно не должно быть гипертрофированным. Другими словами, не нужно стараться контролировать абсолютно все, что с вами происходит – события, других людей, обстоятельства, возникающие проблемы. Намного полезнее принимать других со всеми их недостатками, адекватно воспринимать происходящее вокруг и с вами, менять свое отношение к трудностям, учиться быть гибким, а не лезть из кожи вон в попытках прогнуть мир под себя. В формировании правильного мировоззрения очень помогают духовные практики и развивающая литература.
В дополнение к названным помехам на пути саморазвития стоит также назвать зависть, высокомерие, неправильные установки, слепое доверие авторитетам и отсутствие примера для подражания (ролевой модели), жалость к себе и позицию жертвы, избыточное чувство вины и перекладывание вины на других людей, однообразие жизни, поиск путей наименьшего сопротивления, отсутствие целей, вредные привычки, отрицательное окружение и бессистемность действий.
Решившись заниматься саморазвитием, вы должны делать себя лучше по всем статьям, оттачивая свою личность, словно граните алмаз. Но если алмаз можно довести до идеала, то в работе над собой нет предела совершенству, и этому можно (и даже нужно!) посвятить всю жизнь. Тогда, пройдя тернистый и полный испытаний жизненный путь, вы, обернувшись назад, с радостью и воодушевлением поймете, что прошли его не зря.
Мы – это то, к чему мы стремимся, о чем думаем, какие поступки совершаем. Глобальная цель человека – это эволюция, и в настоящее время, когда наука чуть ли не ежедневно делает все новые открытия, а накопленный человечеством запас знаний не поддается исчислениям, нам остается эволюционировать лишь в одном, но всеобъемлющем направлении – развитии своей личности!
На этой позитивной ноте мы заканчиваем нашу статью, а вам советуем посвятить время чтению дополнительное литературы – книг по саморазвитию. Кстати, если вас интересуют материалы по направлениям, то можете выбрать что-то из нашей подборки лучших книг по саморазвитию. А чтобы бегло ознакомиться с сутью некоторых интересных работ и понять, что это именно то, что вам нужно, посмотрите краткие содержания книг.
И, напоследок, еще одно замечательное мотивационное видео о самосовершенствовании и важности личностного роста:
Источник https://myself-development.ru/formirovanie-duhovnoj-kultury-lichnosti-v-sovremennom-obshhestve/
Источник https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/chto-takoe-kultura.html
Источник https://xn--55-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/razvitie/doklad-samorazvitie.html