Здоровье семьи – советы психолога

Содержание статьи

Семейные отношения: как выстроить гармоничное взаимодействие родителей и детей

Личность человека формируется в семье. Семейные отношения детей и родителей – это очень важный аспект развития, который накладывает отпечаток на жизнь ребенка. Они определяют, как в дальнейшем будет происходить его взаимодействие с окружающим миром. Та модель поведения, которая была заложена в детстве, проявляется во многих сферах жизни, даже если ее нельзя назвать идеальной.

Психологическое благополучие детей основано на гармоничных отношениях между всеми членами семьи. И выстроить их – главная задача родителей. Какие типы отношений и взаимодействий бывают в семье, какие ошибки допускаются при воспитании и как их избежать, вы узнаете из нашей статьи.

В чем заключаются семейные отношения родителей и детей

Семья представляет собой небольшую социальную группу, в которой с рождения растет, развивается и воспитывается человек. Это одна из важнейших ценностей для каждого индивида, влияющая на его психологическое, физиологическое и эмоциональное состояние. Основы восприятия жизни, которые закладываются в семье, обусловлены взаимодействием ребенка с родителями, качеством этих отношений, методами воспитания.

В чем заключаются семейные отношения родителей и детей

Родители являются первыми и главными проводниками ребенка в большой интересный мир. И от того, насколько они ответственно исполняют эту роль, зависит уровень внутрисемейных отношений. Вступая во взрослую жизнь, человек несет свой груз из детства, нажитый в период его становления как личности при участии мамы и папы.

Семейные отношения можно отнести к одному из двух типов:

Гармоничный (благополучный) тип – взаимодействие домочадцев построено на взаимном уважении, доверии и понимании. Мнение детей учитывается наравне с позицией взрослых. Важные решения принимаются сообща.

Дисгармоничный тип (неблагополучные) – в таких семьях каждый фактически сам за себя. Интересы детей малозначительны, между поколениями отсутствует понимание и поддержка, уважение и забота. Очевидно, что имеется множество с трудом решаемых проблем.

Основательно воздействуют на формирование личностных качеств, характера и эмоциональности ребенка принципы воспитания, используемые родителями. Они могут быть:

Оптимальные, что означает адекватное восприятие младшего члена семьи как личности, имеющей свои чувства, желания и потребности. Характеризуются умением старших найти подход к ребенку, руководствуясь пониманием его внутренней душевной организации, что также предполагает пересмотр собственного поведения. Гибкость и истинное стремление понять своего малыша – залог хороших семейных отношений.

Неоптимальные. В этом случае родители предпочитают придерживаться стандартных установок, независимо от возраста ребенка, изменений в условиях жизни и окружающей действительности. Мама и папа не могут или не хотят осознать и принять меняющиеся потребности и интересы своего чада, что не позволяет им спрогнозировать его поведение либо адекватно обосновать свои требования к нему.

  • Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.
  • Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения Вы узнаете 3 простых, но эффективных шага, как отпустить прошлое и двигаться вперед.
  • Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе» Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Любую методику воспитания можно скорректировать, правда, не без помощи профессионала. В первую очередь важна заинтересованность родителей в устранении неблагоприятных факторов, мешающих наладить отношения. Глубокий самоанализ и независимая оценка собственного поведения, а также контроль своих действий и высказываний в адрес ребенка помогут узреть корень проблемы и выработать тактику ее устранения.

Врезка турбо 3 шага

В чем заключаются семейные отношения родителей и детей

Психологи выделяют два основных принципа, которые также определяют семейные отношения родителей и детей:

Эмоциональное выражение чувств к ребенку, окружение его вниманием и заботой. Родители уделяют время на игры и общение с малышом, считают его равноправным членом своей семьи.

Отчуждение и неприятие ребенка. Нередко это сопряжено с жестокостью и полным безразличием к потребностям чада, порой проявляется и чувство ненависти. Ребенок предоставлен сам себе, а участие мамы и папы в его забавах совершенно исключено.

Психология семейных отношений между родителями и детьми

Семейные отношения базируются на основополагающих факторах, формирующих психологический климат. К ним относятся:

Доверие между всеми членами семьи

Пожалуй, это одна из основ социальных отношений. Человек, в семье которого царила атмосфера сомнений и скрытности, рискует остаться в одиночестве в будущем, так и не научившись доверять людям.

Поддержка и отзывчивость

Дети, чьи родители проявляют такие качества, пребывают в спокойствии и безопасности. При этом важным критерием становятся физические проявления заботы – объятия, поцелуи, касания.

Внимание к деятельности ребенка

Это важно, поскольку малыш нуждается в оценке своих занятий. Стимулом для его дальнейшего развития служит похвала отца, одобрение матери, помощь родителей в преодолении трудностей, их активная поддержка в любых начинаниях. Все это способствует достижению успеха и мотивирует ребенка на свершения в будущем.

Астрология — это наука, которая раскрывает нашу связь с небесными телами, позволяет заглянуть в будущее и принимать верные решения.

Анализируя расположение светил в нужный момент, можно сказать о человеке многое, включая его характер, склонности, предрасположенность к тем или иным поступкам, или болезням. Более того, можно сказать о наиболее вероятных поворотах его судьбы на протяжении всей жизни!

Мы подготовили документы, которые помогут разобраться в азах астрологии. Обладая данными знаниями, вы сможете улучшить не только свою жизнь, но и жизни других людей!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Гайд «Знаки зодиака»

Классификация и объединение, особенности каждого знака

Гайд «План развития»

Вы узнаете полный план на жизнь по оптимальной траектории

Конспект «Карты рождения и планеты»

Вы узнаете особенности каждой планеты и их влияние на человека

Разумные требования

Ребенку важно знать свои основные обязанности и выполнять их в соответствии с установленными правилами. Это нужно не только для того, чтобы дисциплинировать его, но и чтобы помочь осознать свое место в семье. В противном случае, при необозначенной ответственности для каждого члена семьи, ребенку будет трудно понять, как и что он должен делать, чтобы угодить родителям.

Стремление малыша получить от папы и мамы внимание и поддержку, которое нельзя игнорировать.

Негативная реакция родителей на потребности ребенка либо отсутствие таковой вовсе часто приводит к тому, что он испытывает неуверенность, замыкается в себе. Подобное чревато заниженной самооценкой и стремлением добиться участия и понимания вне семьи.

Не стоит забывать о том, что родители для сына или дочери – это пример для подражания. И то, как складываются отношения между мамой и папой, значительно влияет на выработку детского мировосприятия и внутренних ценностей. До семи лет формируется сознание и личность малыша, и чем более гармонично выстроены семейные отношения, тем благополучней перспектива его будущего. После этого возрастного рубежа изменить что-то можно с трудом. Придется обращаться за помощью к специалистам, вложить немало сил и энергии.

Подходы родителей к внутрисемейному воспитанию детей

В основе любой системы воспитания лежит стремление достичь гармоничных семейных отношений между родителями и детьми. Разумеется, в каждой семье существуют собственные методы и подходы, среди которых психологи выделяют следующие:

Подходы родителей к внутрисемейному воспитанию детей

Диктат. Действует беспрекословный родительский авторитет. Руководствуясь собственным опытом и мнением, старшие члены семьи устанавливают безоговорочные правила поведения, создают определенные условия жизни, формируют нравственные ценности. Инициатива младшего поколения в данном случае наказуема, нередко сопряжена с эмоциональным подавлением ребенка или даже с физическим воздействием на него.

Сотрудничество. В такой семье превыше всего ценится мнение и интересы каждого из ее членов. Что позволяет родным людям сообща найти выход из сложных ситуаций, принять компромиссное решение, поступиться собственными желаниями ради общего благополучия.

Опека. Нередко любовь родителей выражается в непомерной заботе о своих детях, стремлении оградить их от всех проблем и опасностей, защитить от постороннего влияния, дать им все, о чем бы ни просили. Что получается? Повзрослевший ребенок испытывает трудности в общении с другими людьми, не способен самостоятельно принимать решения, опускает руки при виде жизненных трудностей и неурядиц. Без родительской опеки и содействия он чувствует себя беспомощным и подавленным. Такому ребенку фактически приходится заново учиться жить.

Невмешательство. Модель предполагает обособленное положение детей. Родители не склонны проявлять явный интерес к стремлениям и желаниям своего чада, невмешательство в его жизнь – неизменный постулат воспитательного процесса. Подобное поведение не делает маму и папу плохими, но указывает на их нежелание развиваться и совершенствоваться в качестве мудрых проводников своего ребенка в большой мир.

Очевидно, что принцип сотрудничества в семье наиболее эффективен для воспитания детей. Потому что позволяет сформировать самостоятельную личность, умеющую отстаивать свои интересы, при этом не ущемляя права других. Такой индивид точно знает, на что направлены его действия, и умеет просчитать последствия своих поступков. Данная модель не отрицает родительскую власть, но выставляет разумные границы ее проявления. В частности, ребенку предоставлено право на независимое собственное мнение, но при этом оно не обязательно является определяющим ход событий.

Читать статью  МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯучебно-методическое пособие на тему

Другие перечисленные методы воспитания нередко приводят к формированию незрелой личности, ущемленной в своих правах, либо же, наоборот, чувствующей вседозволенность. И в том, и в другом случае ребенку сложно адаптироваться во взрослой жизни.

Диктатура родителей приводит к отчуждению детей. Они чувствуют себя недолюбленными, ненужными, воспринимают родителей не как родных людей, а как деспотичных воспитателей, преследующих собственные цели. Часто уже в более старшем возрасте, сталкиваясь с необоснованными требованиями матери или отца, ребенок проявляет агрессию или ярый протест. В некоторых случаях он замыкается в себе, демонстрируя безразличие и апатию. И тут, как говорится, неизвестно, что хуже.

Виджет турбо колесо полностью

Метод предоставления ребенку личной свободы и независимости также имеет негативную сторону. Не умеющий четко видеть границы дозволенного, совершающий поступки без осознания их последствий, будучи уже взрослым, индивид может столкнуться с полной своей неспособностью к достижению определенных целей.

Наиболее распространен диктаторский способ воспитания детей. Во многом это обусловлено его использованием предыдущими поколениями. И хотя современные родители осознают все трудности данного подхода, тем не менее неосознанно следуют традициям, считая проявление власти наиболее действенным способом решения спорных ситуаций в семье.

Подходы родителей к внутрисемейному воспитанию детей

Эффект от такого метода может быть достигнут, только пока ребенок совсем маленький и беспрекословно подчиняется указаниям мамы или папы. Ребята постарше, особенно те, кто достиг подросткового возраста, вполне способны на протесты, что неизменно приводит к ссорам и скандалам с родителями. Избрав однажды тактику диктата в воспитании своих детей, родители должны быть готовы к подобному сопротивлению. Потому логично задуматься о применении другого принципа воспитания еще на стадии ожидания малыша. Ведь изменить что-то потом будет очень трудно.

10 распространенных ошибок родителей в семейных отношениях с детьми

Прежде чем винить своего ребенка за непослушание и придумывать наказания, родителям следует задуматься о целесообразности использования выбранного метода воспитания. Часто мамы и папы совершают ошибки, которые приводят к непониманию, что существенно влияет на семейные отношения между родителями и детьми.

Вот самые распространенные из них:

Отдача приказов, ограничивающих ребенку выбор и свободу действий.

Тотальный контроль ввиду отсутствия доверия.

Запугивание возможным наказанием.

Необоснованная критика, ведущая к тому, что ребенок начинает сомневаться в себе.

Сарказм в отношении малыша, высмеивание его действий, из-за чего он оказывается в неловком положении.

Требование поделиться информацией, которую ребенок желает оставить при себе.

Уход родителей от ответа на заданный ребенком вопрос (отшучиваются или меняют тему).

Неуместные нотации и наставления.

Советы, вынуждающие ребенка прислушаться только к мнению старших, но никак не к своему.

Отрицание своей причастности к событиям, происходящим в жизни ребенка.

Многие родители забывают о том, что количество имеющихся у них обязанностей по отношению к своим детям прямо пропорционально величине их прав. Вырастить благополучного человека, сформировав его целостную натуру, можно только принимая активное участие в его жизни, подсказывая направления для развития, оказывая необходимую поддержку и проявляя понимание. А стремление подчинить ребенка своей воле, регулярное давление на него – это прямой путь к разрушению его личности.

Как улучшить семейные отношения родителей и детей

Находить общий язык с людьми не всегда бывает просто, а уж если речь идет о разных поколениях – тут и вовсе хватает трудностей. Начиная с обычного общения, когда представители разных возрастов с трудом могут понять друг друга, и заканчивая жизненными предпочтениями, в коих мнения сходятся далеко не всегда.

Для того чтобы семейные отношения между родителями и детьми складывались наилучшим образом, мамам и папам придется начать с оценки самих себя. Очень важно сделать над собой усилие и признать ошибки, совершенные в отношении ребенка, извиниться перед ним, если не правы, держать под контролем собственные эмоции, не вымещая негатив на младшего члена семьи.

Как улучшить семейные отношения родителей и детей

Также следует воздержаться от выплескивания своих чувств на окружающих, особенно в присутствии ребенка. Глядя на маму или папу, пышущих гневом в обществе, он скоро сам станет вести себя так же. Родители должны научить свое чадо (и себя заодно) говорить о властвующих над ним эмоциях, попутно отслеживая причину их возникновения.

Ни в коем случае не нужно навязывать ребенку те занятия, которые ему не по душе. Важно дать ему возможность реализовывать себя в том, что ему действительно интересно. Задача родителей – оказать поддержку и содействие в начинаниях малыша, помочь справиться с неудачами, показать, что готовы вместе с ним преодолевать трудности.

Каждый ребенок нуждается не только в тесной эмоциональной связи с родителями, но и в тактильных контактах с ними. К сожалению, многие люди считают подобное проявление чувств излишним, полагая, что малышу хватает других проявлений заботы и внимания. Однако это не так. Для человека совсем еще юного возраста объятия и поцелуи папы и мамы есть наилучшее доказательство их любви к нему. Иначе ребенок будет расти с ощущением ненужности и незащищенности, что, вероятно, сделает из него человека с агрессивным характером, склонного к импульсивным поступкам.

Ошибочно мнение, будто бы ребенок должен быть в курсе родительских проблем. Дети без труда чувствуют состояние своих мам и пап и невольно возлагают часть ответственности за их тревогу на себя. Чем глубже родители позволяют ребенку вникнуть в суть сложившейся ситуации, тем сильнее чувство его вины за свою неспособность помочь. Родителям важно научиться справляться с проблемами самостоятельно, не оповещать о них детей.

Немаловажный момент, который многие родители почему-то игнорируют, – аргументированное объяснение требований, выдвигаемых ребенку. Малыш знает, чего ему делать нельзя, но почему – не понимает. Не осознавая возможных последствий, он из любопытства нарушает запрет, получая от родителей наказание.

Кстати, о наказаниях. Использовать угрозу их неотвратимости как метод предостережения от каких-либо действий не рекомендуется. Так малышу трудно понять, почему и за что его ругают родители. Наказывать следует только уже за совершенный проступок.

Ребенку необходимо его личное пространство. Ведь он – человек, у которого есть право выбора: какого цвета обои подойдут в детскую, что надеть на прогулку, каким видом спорта заняться. Малышу полезно позволять проявлять самостоятельность, чтобы в будущем он смог четко следовать своим стремлениям, не оглядываясь на мнение посторонних.

Нельзя оскорблять и унижать других людей при ребенке. Как и не стоит допускать подобного с его стороны, оправдывая некрасивое поведение юным возрастом и неумением понять многих вещей.

Ребенок, как любой человек, имеет право на эмоции. Не стоит их пресекать или подавлять. Ничего хорошего из этого не выйдет, и малыш может замкнуться в себе, накапливая негатив внутри. Вместо этого родителям нужно научиться переживать вместе с ним, облекая эмоции в слова. Так младший член семьи будет знать, что папа и мама действительно понимают его чувства. То же самое касается и выражения радости.

Врезка турбо топ-3

Зачем перекладывать ответственность за воспитание детей на других? Как правило, «другие» – это бабушки и дедушки, которые уже вырастили своих отпрысков и теперь вынуждены повторять процесс снова. Ну, и кроме того, способы и методы воспитания, используемые представителями почтенного возраста, могут существенно отличаться от взглядов самих родителей. А потому споры неизбежны.

Как улучшить семейные отношения родителей и детей

Семейные отношения родителей и детей имеют все шансы быть гармоничными, если:

в семье существует культ личности каждого из ее членов;

домочадцы устанавливают традиции, которых безоговорочно придерживаются;

конфликты не перерастают в скандалы, а гасятся спокойным разговором и поисками компромисса;

применение физического воздействия как наказания абсолютно исключено;

супруги сохраняют близость и доверие между собой;

среди домочадцев нет алко- и наркозависимых.

Таким образом, ответственность за создание благополучных семейных отношений между родителями и детьми в первую очередь возложена на маму и папу. Ребенок должен чувствовать атмосферу любви, уважения и доверия, царящую в семье. Всегда следует помнить о том, что для детей главной ценностью являются не красивые вещи и материальные блага, а присутствие рядом заботливых родителей, понимающих и всегда готовых помочь.

Любовь и внимание – вот то, что поможет воспитать уверенную, сильную личность, находящуюся в ладах с собой; человека, который сможет привить те же самые ценности и своим детям.

Здоровье семьи – советы психолога

Здоровье семьи – советы психолога

Понятие «гармоничная семья» включает в себя множество составляющих, и успех создания семьи напрямую зависит от линий развития внутрисемейных отношений: мужчина и женщина, родители и дети, ваша семья и родственники старшего возраста.

Взаимоотношения в семье, достижение гармонии

На наш взгляд проблемы семейной психологии стоят достаточно остро в современном обществе. Для создания счастливой семьи необходимо:

  • понимать психологию мужчины и женщины в брачных отношениях;
  • правильно оценивать мотивы создания семьи;
  • знать, как предупредить ссору;
  • научиться понимать и принимать границы личного пространства другого человека;
  • иметь представления о мужской и женской сексуальности, степени удовлетворенности сексуальными отношениями, сексуальных предрассудках и мифах;
  • уметь строить отношения на бытовом уровне и правильно расставлять приоритеты;
  • учитывать влияние семей родителей супругов на отношения в новой семье;
  • знать пути преодоления кризисов семьи (свадьба, общий дом, рождение первенца или общение с детьми от прошлых браков, особенности преодоления кризиса семьи 1,3, 7, 11, 17 лет, эффект «опустевшего гнезда»).
Читать статью  Реферат на тему: Основные направления семейной политики

Мужчина и женщина

Ваш общий дом – это пространство любви, всё здесь должно быть направлено на развитие Ваших супружеских отношений, создавать удобство, комфорт и безопасность для появления и развития детей и для каждого члена Вашей семьи в отдельности. В основе всего лежит взаимопонимание и поддержка. Уютный дом, где можно отдохнуть и насладиться полноценными семейными взаимоотношениями даст Вам достаточно сил для завтрашнего дня, особенно если Вы живете в напряженном ритме!

Работа нужна и, конечно же, важна! Материальные блага по законам жизни необходимы для поддержания семьи, детей, счастливой старости их родителей. Работать нужно, можно, и даже много, однако важно не упустить из вида расстановку приоритетов. На сегодняшний день, очень много семей разрушается в погоне за большими деньгами, родители забывают о детях, о внуках, тем самым упуская важные моменты взросления и закладки всех ценностей и мотивов, которые будут руководить их детьми, внуками в будущей жизни.

Буфером, который воспринимает и амортизирует силу воздействия на человека и его семью различных жизненных потрясений является личное увлечение (хобби): домашние питомцы, спорт, друзья и множество других интереснейших составляющих нашей с Вами жизни. Однако, при упущении приоритетов семьи, или при неблагополучном развитии внутрисемейных отношений хобби способно заместить их, что в корне неверно! Вот самые распространенные ситуации при таком развитии событий:

  • домашние животные, часто бывает, становятся важнее или наравне с детьми, что не приемлемо. В результате животным позволено соперничать с детьми;
  • многие женщины поглощены дизайном собственного жилища или уходом за своим телом настолько, что это способно нанести ущерб их семье;
  • друзья часто становятся свидетелями и участниками нашей семейной жизни, особенно в случаях конфликтов внутри семьи (обращение за советом, помощью). Однако у каждого из них есть своя жизнь, наполненная личными переживаниями, и забывать об этом неверно. Нужно уважать свое и чужое личное пространство;
  • спорт, рыбалка, баня и другие виды отдыха – всё это приятно и необходимо, если налажен быт, в семье всё хорошо, и не происходит замещения одного другим.

Ребенок

Когда пара разобралась с собственными чувствами, устроила жизнь и захотела детей, как правило, дети рождаются во время, психологически и физически здоровы, так как у них крепкий тыл. Если же родился малыш до срока, то его реабилитация успешна. Важно любить и учитывать интересы всех детей в семье.

Развитие и воспитание здорового ребенка таит в себе немало трудностей, особенно когда молодая семья вынуждена жить вдали от своих близких родственников. Такая ситуация возникает из-за того, что преемственности и навыков формирования материнства у девочек, как у будущих мам не достаточно. Зачастую мамы занимаются самообразованием. Молодые родители оказываются безоружными в кризисные периоды для ребенка (3, 7, 11, 15 год жизни). Кроме того, многие из взрослых членов семьи не уделяют необходимого внимания детям и поглощены проблемами на работе настолько, что не остается ни сил, ни времени на собственного ребенка.

А иногда бывает так, что рождение ребенка – испытание на прочность для семьи, (например, рождение маловесного недоношенного или больного ребенка). Если приоритеты внутри семьи нарушены, то становится очень тяжело наладить грамотную реабилитацию малыша. В этой ситуации необходимо работать с семьей и если возможно, привлекать на конструктивную помощь бабушек и дедушек с обеих сторон. Проблема психологической неготовности родителей сразу конструктивно и с пониманием особенностей малыша включаться в реабилитацию очевидна. Очень много деструктивных эмоций: самообвинения, выяснений отношений, поиск виноватого, неверное представление об особенностях таких детей. Благоприятное время упущено, и в результате только к году жизни малыша семья начинает серьёзно понимать проблемы ребёнка, хотя ещё до года возможно разрешить многие ситуации со здоровьем. Часто семья видит выход из сложившегося положения – это рождение ещё одного уже здорового ребенка, когда все силы и эмоции членов семьи уходят к нему, а ребенок со сложностями в развитии попадает в условия, недостаточные для его полной реабилитации. Или наоборот старший, здоровый ребенок, воспринимается семьёй как взрослый, благополучный и полностью привлекается к заботе о малыше, и его интересы отходят на второй план. Поэтому необходимы различные аспекты психологической поддержки семьи, где родился такой малыш.

Чуткое отношение клинического психолога и педиатра к трудностям конкретной семьи позволяет вовремя поддержать и правильно сориентировать молодых родителей в самый благоприятный момент и создать развивающую среду для Вашего ребенка.

Ваша семья и родственники старшего возраста

Родители (бабушки и дедушки) одинаково любимы и нужны. Задача пары принимать решения самостоятельно и стараться договариваться с родителями и не позволять влиять негативным образом на свою семью и детей. При гармоничном развитии семьи, родители – первые помощники. Ведь имея знания и опыт, они могут помочь в любой сложный период для молодой семьи.

Институт семьи на сегодняшний день находится на стадии трансформации и связь со старшим поколением постепенно утрачивается, молодая семья часто вынуждена жить и зарабатывать вдали от своих близких родственников. Отмечается стойкая тенденция к снижению числа детей в семье. Рождается один или два ребёнка, преемственности и навыков формирования материнства у девочек, как у будущих мам не достаточно. Опыт помощи родителям в воспитании младших братьев и сестер зачастую у молодых женщин отсутствует.

К тому же, средняя продолжительность жизни увеличивается, но вместе с тем, возрастает количество стрессов и факторов риска развития заболеваний (например, сосудистые проблемы встречаются у каждого 10 человека пенсионного возраста). С возрастом состояние пожилых людей характеризуется снижением умственной деятельности, инертностью психических процессов, зачастую эмоциональной лабильностью, плаксивостью, дисфорией. Важно, что социальная адаптация пожилых людей представляет собой одну из проблем современного российского общества с его неустойчивым политическим и социально-экономическим положением, реформированием системы здравоохранения, социального обслуживания, пенсионного обеспечения. Все эти факторы оказывают существенное влияние на психологический статус пожилых людей, их мировоззрение, социальную адаптацию в современных условиях. Внимательное отношение к своим пожилым родителям – один из секретов семейного благополучия. А с возникающими проблемами вашим родственникам старшего возраста поможет справиться психолог.

Наши специалисты в области семейной психологии помогут преодолеть любые трудности вашей семье и подскажут правильные пути к развитию гармоничных семейных отношений!

Указанная информация носит ознакомительный характер. Если у вас возникли проблемы со здоровьем, прежде всего, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

Семейно-нравственное воспитание и развитие детей

Нравственное воспитание

Воспитание

Семейно нравственное воспитание и развитие детей играет исключительно важную роль в жизни каждого человека во многом потому, что именно в ее задачи входит привитие ребенку базовых морально-нравственных качеств, представлений о правильном и неправильном, допустимых и неприемлемых формах поведения. И насколько сильным не оказывалось бы влияние на ребенка средств массовой информации, окружения и т.д., именно семья способна заложить в сознании ребенка прочные представления о воспитанности, морали и духовном начале в целом, что даст ему возможность противостоять многим негативным факторам извне.

Нравственное воспитание

Для того чтобы понять, как эффективнее всего строить семейное-нравственное воспитание, нам нужно будет глубже вникнуть в это понятие. Что же такое семейно-нравственное воспитание ребенка?

Семейно-нравственное воспитание и факторы, определяющие его

Духовно-нравственное воспитание личности – это процесс направленного формирование у ребенка базовой личностной культуры, содействующей становлению его личности. Ребенок усваивает те ценности и идеалы, которые в будущем сформируют его мировоззрение и жизненную позицию, которой он станет придерживаться в дальнейшем.

Цели семейно-нравственного воспитания

Для того, чтобы нравственное воспитание детей давалось семье максимально эффективно, необходимо, чтобы в нем принимали участие как семья, так и школа, а также ближайшее окружение ребенка и социум в целом. Однако нельзя не отметить, что именно семья будет играть в этом деле главенствующую роль.

Основным методом, который будет использоваться родителями в процессе семейно-нравственного воспитания, является личный пример, демонстрируемый ребенку в повседневной жизни.

Дети копируют

Начиная с самого юного возраста, ребенок начинает неосознанно копировать и перенимать привычки, отдельные действия, а позже – и характер тех, кто рядом. Каким бы маленьким не был ребенок, он всегда очень тонко чувствует атмосферу, царящую в его семье, и понимает, какие отношения существуют между родителями. Значения имеет каждая мелочь в семье – начиная от поведения родителей с детьми и заканчивая громкостью голоса и интонацией. И каждое событие, свидетелем которой стал ребенок, может существенно отразиться как на его текущем состоянии, так и будущем. Слова и поступки родителей сыграют неоценимую роль, формируя у детей отношение к окружающему миру.

Формирование четких нравственных установок и убеждений – вот конечная цель, которую предусматривает нравственное воспитание.

К числу базовых нравственных качеств личности относятся:

  • Чувство правды. Представления ребенка об окружающем мире, а также самом себе, должны максимально соответствовать действительности. Стремление к истине ценно тем, что на его основе позже будут развиваться такие качества, как совестливость, правдивость и честность. Эти качества, имеющие социальную природу, развиваются на основе врожденной потребности в познании, стремлении к поиску истины. Особую роль необходимость воспитания этих качеств приобретает в дошкольном детстве, когда параллельно с бурным развитием фантазии у ребенка обнаруживаются и склонность ко лжи и притворству. Развитие чувства правды – тонкий процесс, требующий от родителя особого чувства такта, взаимного доверия и здравого смысла.
  • Чувство доверия. Заслужить доверие детей способен только тот, что сможет подарить им чувство защищенности и положительные эмоции. Доверие дает ребенку раскрываться перед родителем, делясь с ним своими мыслями, чувствами и переживаниями. Доверие воспитывается на основе позитивного восприятия ребенка, поддержке и способности верить в него.
  • Чувство справедливости. Это чувство подталкивает ребенка искать правду, использовать доступные средства для принятия наиболее оптимального и взвешенного решения. В основе чувства справедливости лежит полноценное представление ребенка о хорошем и плохом, о дозволенном и запретном, о допустимом и непозволительном. Немаловажными качествами, необходимыми для формирования чувства справедливости, также являются способность к объективной самооценке ребенка и правильного восприятию происходящего.
  • Чувство эмпатии. Это качество дает ребенку возможность понимать и принимать чувства, испытываемые окружающими его людьми. Способность к сочувствию, состраданию и сопереживанию подавляет в ребенке чрезмерные проявления эгоизма, учит его бескорыстию и делая добрые дела, не ожидая за это похвалы или поощрения. Ребенок, обладающий развитой эмпатией, отличается способностей смотреть на ситуацию с разных ракурсов, признавая правду каждой из сторон ситуации.
  • Чувство симпатии. Это чувство дает возможность делать выбор в пользу того или иного человека в семье и ближайшем окружении, основываясь на личном предпочтении. Симпатии ребенка к тому или иному человеку зависит от того, насколько он к нему благосклонен. Ребенок, как правило, проявляет свою симпатию в мелочах, однако именно эти, зачастую невидимые глазу детали и выдают истинное отношение детей к окружающим.
  • Чувство собственного достоинства. Сможет ли ребенок должным образом отреагировать на критику со стороны значимых для него людей? И сможет ли он при этом руководствоваться актуальными для себя нормами морали и нравственности? Все это определяет, прежде всего, чувством собственного достоинства ребенка – возможности отстоять свои права и защитить собственное «Я» тогда, когда это действительно необходимо. Чувство собственного достоинства может проявиться и при необходимости защищать себя как личность, и как исполнителя той или иной работы. Чувство собственного достоинства во многом базируется на таких качествах, как честность и адекватная самооценка.
  • Чувство самоуважения. Самоуважение – это качество, родственное чувству собственного достоинства. Оно формируется путем формирования в ребенке положительных качеств и признании их со стороны взрослых. На самоуважении сказывается как самооценка ребенка, так и его восприятие другими детьми. Семейно-нравственное воспитание, помимо всего прочего, должно помочь ребенку обрести уверенность в себе и своих способностях.
Читать статью  Ипотека для молодой семьи в России в 2022 году

Установки на добро семье необходимо формировать у ребенка с самого раннего возраста. Он должен четко понимать, как хорошо приносить пользу тем, кто в этом нуждается.

Чувство самоуважения

Особенно важно акцентировать внимание на том, что именно хорошие поступки, а не разговоры о хорошем поведении могут повлиять на то, что происходит вокруг.

Принципы семейно-нравственного воспитания

Морально-нравственные качества в семье не являются для человека врожденными. Для их формирования у детей нужна работа родителей и всего ближайшего окружения ребенка. Для того, чтобы нравственное воспитание могло осуществляться максимально эффективно, нежно помнить о следующих принципах:

  1. Принцип единства слова и действия. В том случае, если пытаясь научить детей одному, родитель будет демонстрировать на практике совершенно другие формы поведения, ребенок будет скорее копировать поведенческие формы, чем слушать то, что ему говорят.
  2. Принцип единства правил и норм. Морально-нравственные нормы, принятые в семье, должны разделяться, приниматься и поддерживаться обоими родителями, а также другими членами семьи. В том случае, если тот или иной поступок будет порицаться одними родителями, но одобряться другими, это неизбежно приведет к тому, что ребенок начнет лицемерить, приучая себя к обману и лжи.
  3. Принцип последовательности. Для того, чтобы ребенок мог усвоить принятые в семье основы норм и правил, они должны быть четко сформулированы и постоянны. Конечно же, по мере взросления ребенка и обретения им самостоятельности, нужно пересматривать многие дозволения и запреты. Но вместе с тем, недопустимо менять их под влиянием сиюминутных импульсов (плохого настроения и т.д.).
  4. Принцип разумного поощрения и наказания детей. Семейно-нравственное воспитание не обходится без этих серьезных инструментов развития, пользоваться которыми нужно максимально грамотно. Для того, чтобы ребенок лучше запоминал смыл морально-нравственных норм, а дозволения и запреты лучше закреплялись в его сознании, необходимо использовать систему поощрений и наказаний.

Однако использовать эти инструменты воспитания необходимо очень осторожно. Так, ребенок должен в обязательном порядке понимать, за что именно он был наказан, или, наоборот – за что получил от родителя похвалу.

Очень важно строго «дозировать» и то, и другое. Слишком частые поощрения сместят акценты морально-нравственного воспитания, заставляя ребенка действовать, преследуя исключительно корыстные цели. Кроме того, сильные позитивные стимулы дают возможность добиться лишь незначительного прогресса и усвоить самые элементарные действия.

Суровые наказания, напротив, формируют у ребенка страх перед родителями, заставляя часто прибегать к обману.

Первичная социальная адаптация и ее особенности

Как мы уже установили, именно раннее детство является возрастом, когда начинают формироваться базовые нравственные качества детей. Своеобразной точкой отсчета в процессе нравственного воспитания являются первые моральные требования, предъявляемые ему со стороны ближайшего окружения и общества в целом. Ведущую роль в становлении морали ребенка все также играет взрослый, поведение которого для ребенка становится образцом для дальнейших действий.

Стадии социализации

Благодаря всему этому ребенок включается в явление, называемое первичной адаптацией в социуме. Для того, чтобы первичная социальная адаптация и ее основы прошли максимально результативно, у ребенка должна быть сформирована потребность в общении и взаимодействии с родителями. На почве этого в дальнейшем у него будет формироваться доброжелательное отношение в его сверстникам и близким людям целом. Ребенок начинает «считывать» вербальные и невербальные сигналы с их стороны, понимать их, а позднее – реагировать и отвечать на них. В его жизни появляются и играют все более весомую роль дозволения и запреты.

Механизм понимания того, что можно и что нельзя в дальнейшем ляжет в основу формирования правильного поведения и полезных привычек.

Роль и формы общения родителей с ребенком

Нравственно духовные основы воспитания в каждой семье закладываются уже в первые месяцы жизни. В возрасте около шести месяцев общение между ребенком и родителями начинает претерпевать некоторые изменения. И если раньше оно было преимущественно эмоциональным, то сейчас оно становится более конкретным и предметным. Подражая своим родителям, ребёнок начинает усваивать новые действия и привыкать к новым формам поведения.

Обучение от окружающих

В частности – к игровым формам поведения, пониманию значения и функции речи. Формируются первые навыки предметного общения. Все эти качества в дальнейшем нужны будут ему для более эффективного нравственного воспитания.

Уже в этом возрасте ребенок начинает усваивать первые слова, обозначающие разрешение или запрет на ту или иную деятельность. Но, более важную роль в восприятии речи все еще играет не значение и смысл слов, а их эмоциональная окраска. Речь, не сопровождаемая сменой интонации или мимикой, будет восприниматься им хуже эмоционально окрашенной. Окончательный смысл слов будет доступен ребенку лишь к первому году жизни. До этого его поведение будет руководить, в основном, подражание.

Существенную роль в нравственном воспитании ребенка играет также приобретенный им навык ходьбы. Это объясняется тем, что открывая для себя новые возможности познания мира, ребенок существенно расширяет свои границы познания.

Более эффективный контроль поведения активности ребенка достигается за счет понимания им слова и речи в целом. Немаловажно также и то, что годовалый ребенок прибирает такие качества, как автономия, способность к доверию, что обеспечивает ему возможность выходить за рамки своей семьи. И начинать активно взаимодействовать со сверстниками, другими взрослыми. Расширившиеся возможности общения формируют у ребенка доброжелательное отношение не только к своим близким, но также и другим людям, с которыми он будет взаимодействовать в повседневной жизни: к их числу относятся, например, его друзья, другие родители, воспитатели и т.д.

Принцип доверия

Роль оценки взрослого в формировании морально-нравственных установок ребенка

Направляющую роль в морально-нравственном воспитании ребенка будет играть оценка его поведения и деятельности взрослым, в особенности – родителем. Именно на основе одобрения или порицания будет формироваться представление ребенка о том, что можно делать, а что – нежелательно. Похвала со стороны взрослых укрепляет уверенность детей в том, что поступок – положителен. Это вызывает у него желание в будущем поступить также. Наказание, напротив, вызывает у него чувство неудовлетворенности и дискомфорта.

Способы развития

В дальнейшем, оценка взрослого поведения ребенка ляжет в основу самооценки его поступков, что позволит ему придерживаться усвоенных морально-нравственных норм и в тех случаях, когда взрослых нет рядом.

Роль игры в формировании морально-нравственных качеств

Не забывая об исключительно важной роли игры на этом этап развития, нужно активно использовать ее и в привитии ребенку норм морали и нравственности. Игры позволяют не только смоделировать ситуации, в которых ребенку предстоит проявить свои лучшие качества и делать выбор в пользу более справедливого и правильного решения. Но также приучаться к таким феноменам, как распределение ролей, дисциплина, права и обязанности каждого участника игрового действия.

Сюжетно-ролевые игры

Воспитание нравственных и моральных качеств в семье упростится, если использовать простейшие сюжетно-ролевые игры. Со временем игровой репертуар значительно расширяется и становится более сложным и разнообразным.

Источник https://hug.ru/blog/garmonichnie-semeynye-otnosheniya/

Источник https://emmaclinic.ru/about/stati/zdorove-semi-sovety-psihologa/

Источник https://detki.guru/vospitanie/semejno-nravstvennoe-vospitanie.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: