Причина проблемы в семье приемного ребенка
Приемные дети в семье: особенности передачи и адаптации. Кризисы приемной семьи
Приемные дети в семье: особенности передачи и адаптации. Кризисы приемной семьи
Появление ребенка в семье – всегда стрессовая ситуация для всех ее членов. Ситуация еще больше усугубляется, когда речь идет о приемных детях. Несовпадение ожиданий и реальности (родителей, ребенка, других участников семьи), стресс нового образа жизни, негативные реакции ребенка, социально-педагогическое и психологическое отчуждение, ухудшение семейной атмосферы, адаптация детей с ОВЗ, разногласия между приемными и родными детьми – только малая часть проблем в приемной семье. Но все их можно предотвратить или решить.
Особенности приемной семьи
Юридических нюансов между разными формами устройства детей больше, но в рамках данной статьи о них мы говорить не будем. Хочу обозначить только одно, самое важное в данном контексте.
- Усыновление – это безвозмездная опека над ребенком. Оформляются необходимые документы, и малыш становится полноценным членом семьи. Все расходы и заботы ложатся на плечи родителей.
- Приемная семья – возмездная форма, то есть государство оказывает финансовую помощь приемным семьям, а между государством и семьей заключается договор, взрослый носит статус воспитателя и получает зарплату.
Существуют и другие характерные особенности приемной семьи, отличающие ее от других форм замещающих семей:
- Взять на воспитание можно одновременно до 8 детей.
- Ребенок носит статус воспитанника.
- Срок пребывания ребенка в семье оговаривается в договоре между органами опеки и приемной семьей.
Нередко форма приемной семьи служит проверкой для дальнейшего усыновления или опекунства. В приемную семью ребенок может быть помещен временно, например, при социальном сиротстве, когда мать или отец находятся на исправлении.
К функциям приемной семьи относится:
- развивающая,
- социализирующая,
- корригирующая,
- реабилитационная.
Требования к приемным родителям
В обязанности приемных родителей входит:
- Воспитание на основе взаимоуважения, организации совместного быта и досуга, взаимопомощи.
- Создание условий для получения образования, физического и психического благополучия, духовного и нравственного развития.
- Защита прав и интересов ребенка.
- Своевременный и соответствующий уход и лечение ребенка.
- Взаимодействие с учителями или воспитателями образовательного учреждения, которое посещает ребенок.
- Извещение органов опеки о возникших проблемах или невозможности ухода за ребенком.
Из этого возникают следующие компетенции приемных родителей:
- Способность защитить права и интересы ребенка.
- Умение создать благоприятные условия жизнедеятельности, которые обеспечат процесс успешной психологической адаптации и социализации приемного ребенка.
Естественно, приемные родители должны быть дееспособными. Согласно гражданскому и семейному кодексу, обязательно прохождение школы приемных родителей, которая обеспечивает психолого-педагогическую и социально-правовую готовность граждан к принятию и воспитанию приемного ребенка.
Кризисы в приемной семье
Нормативный кризис в приемной семье один – этап ослабления «эмоциональной пружины» и появление первого доверия к новой семье. Это ухудшение поведения, вызванное расслаблением и высвобождением того, что ребенок сдерживал внутри, думая, что это оттолкнет родителей и его снова отправят в приют.
Ребенок начинает реагировать на стресс и выражать недовольство привычным образом. К сожалению, для детей из приюта такими способами чаще являются:
- крики;
- драки;
- вранье;
- воровство, другие девиации.
Ребенок доверяет семье, верит, что его не прогонят, даже если будут знать о его недостатках. И он начинает показывать себя со всеми плюсами и минусами.
Любые другие проблемы сигнализируют о ненормативных кризисах. Метод коррекции подбирается в строго индивидуальном порядке, а вот причины кризисов, как правило, общие для каждой семьи.
Чрезмерные требования и ожидания родителей
Давление на ребенка и ожидание (не всегда осознаваемое) благодарности с его стороны. Каждый приемный ребенок испытывает ее, но не каждый может ее выразить.
Научить выражать благодарность и другим полезным социальным навыкам – задача приемных родителей. Научить, а не ожидать (требовать).
Детская тревога от непонимания своего статуса и роли в новой семье
Детская тревога по поводу места и роли ребенка устраняется беседой. Но сначала родители должны обсудить это со специалистом, сопровождающим семью. Нужно в доступной и корректной форме объяснить ребенку, как и почему он оказался в семье, какие перспективы его ожидают.
Можно использовать примерно такую структуру разговора: «Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Иногда можно добавить: «Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним», то есть рассказать о реальной ситуации в семье, но делать это можно только после обсуждения с психологом.
Предыдущий психотравмирующий опыт ребенка
Психотравмирующий опыт обязательно должен быть выражен, иначе ребенок не сможет развиваться дальше. Вот только выражает его ребенок чаще всего символически, что может проявляться в чрезмерной чистоте или наоборот неряшливости, беспокойстве о здоровье. Неподготовленные родители воспринимают подобные проблемы как собственные неудачи.
Почему любой кризис можно считать конструктивным
В контексте приемной семьи любой кризис можно считать конструктивным, даже если он носит ненормативный характер. Тому есть несколько объяснений:
- Кризис указывает на конкретную проблему, помогает ее понять и проработать.
- Нерешенный кризис не дает идти вперед в адаптации. В совокупности этапы адаптации и кризисы указывают направление и динамику движения семьи.
- Преодоление кризиса придает уверенности каждому члену семьи, и родителям как воспитателям в частности, дает силы на дальнейшую работу.
- Успешное разрешение кризиса способствует повышению самооценки ребенка и снижению уровня тревожности.
Адаптация ребенка в приемной семье
Продолжительность и особенности адаптации зависят от психического и физического состояния ребенка и членов приемной семьи, особенностей проживания и подготовленности родителей, возраста ребенка. Оптимальный возраст для устройства – 3 года и младше.
В психологии принято выделять 4 адаптационных этапа ребенка в приемной семье.
Медовый месяц
Первый месяц жизни в приемной семье. Как ребенок, так и другие члены семьи наполнены ожиданиями, интересом и идеализированными установками. Каждый хочет показать себя с лучшей стороны.
Уже не гость
Первый кризис в новой семье, который сигнализирует об успешной адаптации. Гораздо хуже, если его нет. Ребенок понемногу осваивается и начинает проявлять свое «Я», что выражает хулиганством, непониманием между ним и семьей. Часто на этом этапе родители приходят в ужас и сомневаются о своем решении, конечно, если не знают, что проблемный этап – хороший признак.
Вживание
Через проблемы и непонимание родители учатся взаимодействовать с ребенком. Они уже изучили его сильные и слабые стороны, он освоил правила семьи. Поведенческие проблемы на этом этапе – плохой знак. Важно найти причины нежелательного поведения и самостоятельно или со специалистом решить проблемы.
Стабилизация отношений
Ребенок не воспринимается как чужой, семья функционирует в единстве со всеми ее участниками. Ребенок спокоен за свое будущее и безопасность, но его еще долгое время могут мучить вопросы о жизни кровных родственников. Это идеальный вариант завершения адаптации, но на практике встречаются 2 варианта:
- Родители не пасуют перед наследственностью и особенностями взросления ребенка, семья функционирует как среднестатистическая.
- Родители не нашли в себе силы и способности преодолеть наследственность, особенности ребенка, взаимоотношения между семьей и ребенком не налажены, проблемы усугубляются, появляются новые негативные черты и привычки, родители не смогли заслужить доверие ребенка.
При втором варианте, вероятно, ребенок снова попадет в детский дом. Это, безусловно, создаст больший стресс для ребенка и худшую почву для нового устройства. Чем больше таких предательств (прием-отказ), тем больше у ребенка недоверие ко всему миру. Для того чтобы этого не случилось, были придуманы клубы и школы приемных родителей. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Замещающие семьи – что это, их виды, особенности и описание. Психологическое сопровождение замещающих семей».
Мифы и реальность о приеме ребенка в семью
У всех плохая наследственность
Данное утверждение является скорее мифом, чем истиной. Безусловно, генетика и наследственность имеют место быть. Но гораздо больше зависит от стиля воспитания, от условий воспитания, от тех людей, которые воспитывают. Если речь идет о болезнях, то да, большая часть детей в государственных учреждениях имеют определенные проблемы со здоровьем. Но если речь идет о каком-либо отставании, то это достаточно легко решаемый вопрос. Прежде всего нужна забота, любовь и теплота от приемных родителей.
Родные дети так же могут родиться с определенными проблемами. И так же может быть не самая лучшая наследственность, которая берет начало из какого-то далекого поколения прадедушек и прабабушек. В общем, трудностей с генетикой (поведением и болезнями) с такими детьми не больше, чем с родными. Это точно такие же дети, просто их уже один раз обидели, а потому любви им нужно в несколько раз больше.
К слову говоря, не всегда приемные дети являются детьми людей с зависимостями или чем-то еще. Не стоит забывать, что жизнь очень непредсказуема и в любой момент даже с самыми прекрасными людьми может что-то случиться: авария, нападение и другое. Такие причины сиротства тоже не следует забывать. А возможность спросить о том, что случилось с родными родителями, есть всегда.
Существует огромная очередь на детей
Это абсолютная неправда. Очередей нет. Любая организация и любые работники социальных служб делают все возможное, чтобы устроить как можно больше детей в семьи. Нет очередей, нет каких-то жестких невыполнимых условий.
Главное – желание семьи принять к себе ребенка-сироту. Если это желание имеется, то вопрос с очередью является первым в списке тех, которые не возникнут. Достаточно соблюсти ряд нехитрых правил, прописанных в законах, чтобы взять ребенка в свою семью.
Взять ребенка в семью – это дорогое удовольствие
Возможно и дорогое. Но не дороже рождения своего ребенка. А в наше время рождение и воспитание ребенка – серьезный и недешевый шаг. Но в данном вопросе следует сделать несколько оговорок.
- В России для граждан нашей страны платным является только усыновление (удочерение). Остальные формы устройства ребенка в семью совершенно бесплатны.
- Более того, государство выплачивает определенные пособия, заработные платы и оказывает иную финансовую поддержку (все вопросы государственной помощи прописаны в соответствующих законах).
- Но вот для иностранных граждан, желающих взять ребенка из России, любая форма является платной.
А потому следует вывод о том, что бояться финансовых трудностей приемным родителям из России не стоит. А точнее это будет не сложнее, чем с родным ребенком. Если люди готовы материально к ребенку, то совершенно не имеет значения, какой он будет: родной или приемный.
Процесс передачи ребенка в семью
Весь процесс знакомства будущих приемных родителей с ребенком реализуется в 3 этапа: подготовительный, визит, первая и последующие встречи.
Подготовка
На подготовительном этапе задача родителей – получить как можно больше информации о ребенке. Это своего рода заочное знакомство с ним. Родители узнают от работников учреждения о характере ребенка, его поведении, трудностях, жизни до интерната, его родных родителях, состоянии здоровья и так далее.
Визит
Кандидаты в приемные родители после беседы с психологом и воспитателем приюта могут со стороны посмотреть на своего потенциального ребенка, еще раз все обдумать, возможно, снова поговорить со специалистом. Иногда родители решают, что не справятся с особенностями ребенка. Это нормально. И очень хорошо, если это произойдет до личного знакомства с самим ребенком.
Первая встреча
Если до этого трудностей и сомнений не возникало, то и первой встречи бояться не стоит. Однако важно помнить, что все дети разные и реакция их будет разной. Нельзя сразу решать, подходит ребенок вам или нет. Любовь с первого взгляда в данном случае бывает редко. Потому рекомендуется несколько раз встречаться с ребенком, гулять с ним, разговаривать, приглашать в гости.
Для первой встречи важна подготовка обеих сторон. Отмечено, что даже младенцы испытывают волнение в ночь перед встречей, а дети постарше иногда просят никуда их не отдавать, хотя до этого рвались в семью.
Важно дать время себе и ребенку на привыкание, регулярно поддерживать контакт. Неизвестность пугает. Если не можете прийти сами, то вышлите ребенку фото себя и дома, самые лучшие фото своей семьи, домашних животных. Создайте коллаж с трогательными подписями.
Рекомендации для первой встречи с ребенком
Как одеться и вести себя?
Тут важно учитывать возраст ребенка.
- Дети до 3 лет любят все трогать, щупать, хватать, пробовать на зуб. Потому нужно одеться простенько и не очень ярко, избегать украшений и желательно не душиться (тем более резкими запахами). Дети привыкли к обстановке приюта, внезапное яркое и шумное пятно в виде нового человека может напугать их.
- Одеваясь, учитывайте, что вам может понадобиться сесть или даже лечь на пол, прогуляться по грязи. Не нужно одеваться как на праздник или как на смотрины.
- Оптимальный способ начать взаимодействовать с ребенком от года до 3 лет – сделать вид, что вы сами по себе, вообще не к нему пришли. Сидите, рассматривайте какой-то цветочек.
- С младенцами все тоже не так просто. Малыши чувствуют наше состояние, особенно тревогу. Брать на руки ребенка нужно очень осторожно.
- Будьте готовы к тому, что ребенок может отличаться от фотографии или проявить негативизм в вашем отношении.
- С детьми постарше все одновременно проще и сложнее. С одной стороны, они ближе к взрослым, с другой стороны – они полнее сформированы как личность. Желательно с работником приюта обсудить подход к конкретному ребенку.
Как вести себя в группе детей
Что делать, если вы приходите и видите группу беснующихся детей, а ваш стоит где-то в уголочке? Принцип тот же – расположитесь где-то рядом и ждите, что он сам подойдет. Затем разрешите ему осматривать и ощупывать вас.
- Не пытайтесь сразу управлять ребенком и завлечь его, например, «а пойдем на карусели покатаемся». Ребенку нужно время привыкнуть к вам, для него вы – чужак и потенциальная опасность.
- Все ценные вещи и то, с чем вы не можете расстаться, выложите заранее. Вы будете осмотрены ребенком от и до, а карманы выпотрошены, вещи «прихватизированы».
- Зато можно положить приятный сюрприз в виде игрушки или чего-то другого, но сладкое лучше не брать.
- Не пытайтесь позиционировать себя как мама или папа. На первой встрече нужно достичь установки «Я не опасен для тебя, малыш».
Какую игрушку взять
Не выбирайте слишком отвлекающую игрушку. Помните, что вам она на первой встрече нужна для того, чтобы от ее имени говорить и связать вас и ребенка.
Оптимально – пальчиковые игрушки. Надеть две такие куколки на два пальца, и пусть они общаются. Потом можно оставить их ребенку.
Форма встречи и обстановка
Идеальный вариант – прогулка. Если не это, то любое другое место и обстановка, привычная для ребенка. Те места, где он чувствует себя в безопасности. Тогда вся энергия будет направлена на знакомство, а не на адаптацию или защиту.
- Инициатором общения должен стать сам ребенок. Ваша задача – создать подходящие условия, без слов расположить к себе.
- Помните, что ребенок может не принять обстановку, а не вас. Не стоит сразу расстраиваться.
Как представиться
По имени. Но все не так просто. Дети из приютов часто задают вопрос «Ты моя мама?» или «Ты будешь моей мамой?». Если вы действительно собираетесь пристроить этого ребенка, то можно ответить «Если ты захочешь, я, конечно, ей буду». Но с такими словами нужно быть очень осторожными.
Можно еще ответить, что вы пришли познакомиться. Попросить показать комнату, группу. Важно всегда давать инициативу ребенку. Инициатива = чувство контроля, а значит и спокойствие.
А как же остальные дети?
Идя в приют, важно быть готовым к тому, что на вас повиснут гроздьями дети, будут называть мамой и просить забрать. Как реагировать? Как отказывать? Как отвечать?
- Сдерживайтесь, вдыхайте и выдыхайте. Не отвечайте на подобные вопросы.
- Можно всех детей гладить, вместе поиграть, порисовать.
- Всех забрать нельзя, вы пришли за одним. Но детям это знать не обязательно.
- Во время общей игры понаблюдайте за «своим» ребенком, как он взаимодействует с остальными, как реагирует на новое. Признак зрелой психики – постепенное осторожное взаимодействие с новым объектом. Фиксируйте каждый шаг. Ведь именно сейчас ребенок показывает то, что ждет вас потом дома.
Что взять из приюта
Как ни странно, но это важный момент. Не только принести, но и взять. Между вами и приютом, то есть ребенком должен возникнуть какой-то связующий элемент. Поговорите с работниками, вместе придите к решению.
Приносить ли еду
Принести еду можно. Для вашего ребенка это даже хорошо, так как подсознательно заработает мощный механизм инстинктов. Вы покормили – вы безопасны.
Но будьте готовы, что еду захотят все. Сразу продумайте форму раздачи. Еще важно уточнить у воспитателей, что можно принести, а что нельзя. К чему дети привыкли, какое состояние здоровья.
Ребенок тревожится
Что делать, если на первой встрече ребенок тревожится? Опуститесь на его уровень (присядьте на корточки), не смотрите в глаза (на подсознательном уровне расценивается как агрессия), но смотрите рядом и чуть в сторону. Если ребенок позволяет, то погладьте его.
Говорите что угодно, но ровным и спокойным голосом. Лучше, конечно, вербализовать состояние ребенка, рассказать, что и вам страшно, и вы волнуетесь.
Попробуйте воспользоваться техникой присоединения к дыханию. Кстати, потом дома тоже пригодится. Почувствуйте ритм дыхания и сердца ребенка, повторите его. Постепенно замедляйте и восстанавливайте дыхание. Ребенок успокоится.
Кого еще позвать на встречу
Вы, ребенок и психолог или другой работник приюта, хорошо знающий именно этого ребенка, то есть некое связующее звено – все, кто должен быть на встрече. У ребенка всегда есть привязанности и нередко к кому-то из работников. Замечательно, если именно он передаст ребенка в семью.
Послесловие
Родители всегда могут рассчитывать на поддержку со стороны государства. Разного рода организации, обеспечивающие психологическое сопровождение приемной семьи, стремительно разрастаются. Огромная пропасть в виде неподготовленности родителей наконец-то замечена, и сегодня усыновление ребенка не так страшно, как было еще недавно. Риски сведены к минимуму.
«Трудный» ребёнок в приёмной семье
В настоящее время растёт число неравнодушных людей, желающих принять в свои семьи на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И большинство из них, если не сказать все, встречаются с различными проявлениями «трудного» поведения. Действительно, у приёмных детей очень часто бывает необычное, а порой и шокирующее поведение, которое ставит в тупик приёмных родителей, педагогов, работающих с этими детьми, и окружающих людей. Родителям трудно принять поведение их ребёнка, если оно социально неприемлемо, отклоняется от тех норм и правил, которые приняты как в обществе в целом, так и в конкретной семье в частности.
Также иногда поведение ребёнка может не особенно беспокоить окружающих, но при этом нести непосредственную опасность для жизни и здоровья самого ребёнка. Специалисты проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens — совершающий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо принадлежит к моральным нормам, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества. Тем не менее, любое отклоняющееся поведение детей, воспринимается приёмными родителями как «трудное».
«Трудное» поведение детей может проявляться во множестве его форм, например:
- употребление алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ;
- сексуально окрашенное поведение, ранние половые связи, нарушение половой идентификации;
- аутодеструктивное (самоповреждающее) и суицидальное поведение;
- физическая и вербальная агрессия;
- самовольные уходы из дома, бродяжничество;
- пропуски уроков;
- ложь, манипулирующее поведение;
- делинквентное, противоправное поведение (кражи, вымогательство, угон автотранспортных средств и др.).
Чтобы понять, что делать, когда ребёнок ведет себя подобным образом, необходимо найти причину такого поведения. При этом необходимо помнить о том, что «трудное» поведение – это сигнал ребёнка взрослому о том, что он, ребёнок, не в состоянии справиться с определенной жизненной ситуацией.
Причины «трудного» поведения:
- биологические – состояние здоровья, как физического, так и психического;
- психологические — черты характера, внутренние жизненные установки, направленность личности;
- социальные — распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме вышеперечисленных факторов, причинами «трудного» поведения, в первую очередь, являются плохое удовлетворение базовых потребностей в младенчестве (в безопасности, любви, принадлежности), нарушение привязанности, нездоровые образцы социализации (отклоняющееся поведение кровных родителей и близкого окружения), слабость саморегуляции (воли).
Многие дети, воспитывающиеся в замещающих семьях, в прошлом пережили пренебрежение или насилие со стороны кровных родителей. В результате они несут с собой эмоциональный багаж нерешённых проблем. У них искаженный взгляд на мир и на то, как взрослые ведут себя по отношению к детям. Дефицит материнского внимания, душевного тепла, заброшенность и беспризорность детей являются причинами частичного или тотального недоразвития различных психических сфер. Они бывают чрезвычайно сложны в воспитании. Попытки заставить насильно подчиниться требованиям вызывают агрессию, жесткое неприятие. Физическое наказание оказывает на таких детей малый эффект или вообще не действует, т.к. боль от него нельзя сравнить по силе с той, которую они уже испытали.
Как же справиться с «трудным» поведением приемного ребёнка? Как переориентировать такое поведение? Чем помочь семье и ребёнку?
В первую очередь приёмные родители должны помнить, что они не одиноки, специалисты ГКУ КК «Краевой методический центр» (далее – Центр) готовы оказывать услуги по психолого-педагогическому сопровождению семей. Также специалисты управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар (далее – Управление) окажут необходимую помощь замещающим семьям по вопросам воспитания и обучения подопечных. Нужно помнить и о других специалистах, которые могут помочь в коррекции «трудного» поведения приёмного ребёнка: врачи (психиатр, невролог), дефектологи, логопеды, учителя, педагоги дополнительного образования и другие специалисты.
Во-вторых, приёмные родители должны обладать рядом личностных и профессиональных качеств, чтобы успешно справляться с возникающими трудностями. Ведь не зря прежде, чем взять на воспитание в семью ребёнка-сироту, будущие замещающие родители проходят обучение в Школе приёмных родителей, где получают необходимые знания.
Приёмное родительство – это профессия. И как в любой профессии, родитель должен развиваться, повышать квалификацию, получать поддержку от коллег и специалистов. Действующие замещающие родители имеют возможность повысить свою психолого-педагогическую компетентность, пройдя обучение по программе «Успех», которую подготовили специалисты Центра, могут общаться с другими приёмными родителями в рамках заседания Клуба приёмных родителей «Мы вместе», действующего при Управлении, получить поддержку и совет от приёмных родителей «со стажем».
Но ежедневно общаться с ребёнком, прививать ему нормы и правила поведения, принятые в обществе, приходится именно приёмному родителю. Как же выстроить общение, как сделать, чтобы все – и взрослые, и дети – слышали и понимали друг друга? Предлагаем несколько эффективных правил взаимодействия взрослого и ребёнка.
1. Позитивный настрой
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Чтобы ваше взаимодействие с ребёнком было наиболее эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой, задайте себе вопрос: «Что я чувствую?». Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует, прежде всего, успокоиться, привести себя в равновесие. Спросите себя, чего вы хотите достичь — наказать, отреагировать свой гнев, выразить своё отношение или создать условия для изменения поведения ребёнка? Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также её понятность, доступность, привлекательность для ребёнка.
2. Доверительное взаимодействие
Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребёнком. Древние мудрецы говорили, что можно перейти только мост, к которому подошел. Контакт между ребёнком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны бурного потока. Нет моста — нет связи, нет пути от взрослого к ребёнку и наоборот.
При взаимодействии ребёнок ведёт себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости прямо связан с ощущением собственной безопасности. Представьте, что вам попался раненый ёж. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки, до тех пор пока ёж не почувствует тепло, покой, безопасность и не развернётся сам. До этого помощь невозможна. Ребёнок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку — это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия — первоочередная задача. Её решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принятия его, заботой о реализации его потребностей.
3. Выявление причин
Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение — это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, мы ничего не добьёмся. Путь же от конца к началу может подсказать направление психологической поддержки.
Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими.
- Стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребёнок с хорошими способностями просто «увязает в двойках», чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашних заданий. А уж такие способы привлечения внимания, как дёрганье за косички, подножки, просто широко известны.
- Стремление к самоутверждению. Многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя.
- Стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.
4. Последовательность во взаимоотношениях
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям. Например, вы советуете ребёнку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребёнка и наказываете его. В результате дети начинают презирать взрослых. Особенно опасно, если у детей и подростков возникает негативизм: они не хотят слушать никого из взрослых, в особенности употребляющих те же слова, которые они слышали из лицемерных уст. Конечно же, последовательность не означает, что вы должны упорно «стоять на своём» даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции. Вы только выиграете в углублении отношений, если признаетесь, что первоначальное мнение было ошибочным.
5. Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребёнка
Например, бессмысленно от ребёнка с холерическим темпераментом добиваться плавных движений, равномерных усилий и ровного, спокойного поведения. Однако при этом можно ставить задачу повышения у него произвольности поведения и развития волевого контроля.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки»).
6. Опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения
Ребёнок, проявляющий «трудное» поведение, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негативные эмоции, поэтому у него, как правило, отрицательная самооценка: «Я — плохой». Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий.
Важно вместе с ребёнком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно, есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных поступков, чувств, мыслей и намерений ребёнка. Нужно помочь ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах, мыслях, найти положительный смысл (например, упрямство может свидетельствовать об упорстве; драка — о стремлении отстоять справедливость; курение — о желании быть взрослым).
7. Поощрение положительных изменений
Традиционно в нашей культуре принято вознаграждать за «высокие успехи» с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением тройки по русскому языку, но если твердая тройка получена после бесконечных двоек? Тогда надо праздновать!
8. Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы
Важно, чтобы ребёнок не просто осознал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возникший «позитив», с точки зрения ребёнка, и позволяет достичь значимых целей.
Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательным. Однако может оказаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс или школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций.
Очень важным для детей-сирот является оказание ребёнку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении. Прежде всего, необходимо понять, что это, как правило, ребёнок, в душе которого затаилось чувство «сиротства и отверженности». Ощущение своей беззащитности и «оставленности» формирует в сознании такого ребёнка болезненный «комплекс неполноценности», который требует выработки компенсаторных, защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. Странности в поведении детей вызывают у родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.
В процессе воспитания приёмного ребёнка, наверняка каждая семья столкнется со своим собственным, уникальным случаем. Поэтому важно помнить о том, что мы не можем изменить прошлое, и опыт детей навсегда останется с ними, что характерно и для всех нас. Как взрослые, мы должны осознавать существование данного опыта у ребёнка, и это может помочь нам не только справиться с конфликтами, но и помочь ребёнку стать счастливым и успешным.
Главное, не игнорировать трудности и проблемы, которые появляются в замещающей семье. И если не получается решить проблему самим, вовремя обратиться за помощью.
Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар
«Нас не кормят, нас бьют». Почему приёмные дети отказываются от семьи — и как в этом случае действует опека
Воспитание ребёнка из детского дома — задача, которая требует огромных вложений — и не только материальных. При этом случается, что приёмные дети сбегают из дома, воруют, грубят, а порой вообще требуют возвращения в интернат. Почему это происходит? Поговорили о проблеме с психологом, приемными мамами, юристом и сотрудниками органов опеки.
«Я их брала из детского дома не для этого»
Утром 31 августа 2022 года в дом многодетной матери и дефектолога Виктории З. пришли сотрудники службы Управления социальной политики № 10» по городу Асбесту и Белоярскому району и работники местного Комплексного центра социального обслуживания населения «Забота». Сотрудники соцслужб решили навестить мать восьмерых детей — трех биологических и пяти приемных, — чтобы изъять по крайней мере двоих из них. В доме была только Виктория — ее партнер и отец детей находился на военной службе.
Представители социальных институций забрали самую старшую, 15-летнюю дочь из приемных детей семьи, и 14-летнего сына. Остальные дети, родные и приемные, пока что остаются в семье, хотя службы опеки также изъяли и все документы, подтверждающие опекунские и родительские права Виктории.
Поводом для внепланового визита в многодетную семью стало заявление на изъятие, написанное 15-летней приемной дочерью Виктории в отсутствие матери. По словам Виктории, девочка также попросила своего 14-летнего брата, поддержать ее решение, что тот и сделал.
Органы опеки пробыли в доме Виктории несколько часов. За это время туда успели приехать местные видеорепортеры — их пригласила Виктория, — и два наряда полиции, один из которых отказался помочь службам опеки изъять детей, а другой — насильно вывел из дома 14-летнего мальчика, который к утру 31 августа уже передумал уезжать в детский дом, и активно сопротивлялся попыткам усадить его в машину.
«Я попросилась отойти в туалет впервые за пять часов, психолог пообещал мне, что за это время сына не уведут, — говорит Виктория, — но они его вытащили, утащили насильно. Я их брала из детского дома изначально не для того, чтобы отдать обратно».
Других детей сотрудники опеки вывести из дома не смогли: они спрятались на крыше.
На момент публикации материала представители «Управления социальной политики № 10» не дали комментариев о произошедших событиях и действиях своих сотрудников. Директор КЦСОН «Забота» отказалась говорить о произошедшем и попросила перенаправить все вопросы в службу опеки.
Что происходило с приемной семьей
Старшая приемная дочь была первым ребенком, которого семья Виктории взяла из детского дома в 2016 году. Виктория рассказывает: «Она три первых года своей жизни жила в кровной семье, где у мамы была наркотическая зависимость. В детском доме ее иногда на выходных навещали бабушка или тетя. Нам говорили: „Что вы туда лезете?“ Но мы специально прояснили ситуацию, что забирать ее в семью они не собираются. Тогда же оформили документы».
Почти половину своей жизни девочка провела в семье Виктории, с другими их детьми. Приемная мама вспоминает первые годы в доме как очень сложные, кризисные: «Было очень тяжело, в какие-то моменты хотелось ее вернуть. Но у нас-то была цель помочь ребенку из детского дома, дать ей шанс на такую жизнь, как у нас». Виктория решила не «травмировать ребенка повторно» и посвятить все свое время опекунству.
Через два года в семье появился еще один приемный ребенок, а в 2020-м семья усыновила сразу троих детей — кровных братьев и их сестру. С тех пор Виктория начала позиционировать себя как профессиональная приемная мама и завела блог в ныне запрещенной Роскомнадзором соцсети.
В 2022 году, когда муж Виктории уехал на военную службу, она осталась с детьми одна. В марте между женщиной и тремя приемными мальчиками произошёл небольшой конфликт. Ребята не хотели чистить снег и вместо этого сидели в подвале, хотя такая задача, как раньше условились в семье, была их обязанностью по дому, подчеркивает Виктория. «У приемных детей есть такая стратегия поведения, что они начинают кричать, привлекать внимание к себе, чтобы их точно заметили.
Сыновья пошли к соседке и сказали: «Нас не кормят, нас бьют и заставляют работать»
На деле я просила их почистить снег и все. Но, повторюсь, это нормальная стратегия поведения у приемных детей, которая с возрастом нивелируется».
Со старшей дочерью, считает ее приемная мама, произошло что-то подобное — по словам самой девочки, мать ограничивала ей время пользования смартфоном. Возник рядовой семейный конфликт, но девочка со сложным опытом предпочла выбрать стратегию «жесткой защиты», как говорит Виктория.
«Неправильное расставание»
Поведение приемных детей, попавших в семью из «системы», часто требует специальной помощи, а не просто домашней любви и заботы. Как правило, проблемные реакции детей обуславливаются расстройством привязанности, возникшим из-за травмирующего опыта пребывания в детдоме или кровной семье.
«Большая часть детей, которые оказывались в сиротских учреждениях, до этого находились в непростых жизненных ситуациях: в лучшем случае просто жили в неблагоприятных условиях, а в худшем — сталкивались с физическим, психологическим, а порой и с сексуализированным насилием, — объясняет психолог фонда „Волонтеры в помощь детям-сиротам“ Инна Пасечник. — Ребенок, который долго находится в подобных условиях, к пяти годам привыкает, что отвечает за себя сам. У него формируется устойчивое ощущение, что выживать необходимо всеми возможными способами».
При «правильных» детско-родительских отношениях родитель воспринимается как надежный человек, на которого можно положиться, который будет самой главной опорой. Не имея подобного опыта, приемный ребенок не может сразу начать доверять усыновителю и продолжает полагаться только на себя, пытаясь контролировать ситуацию, используя старые, привычные ему способы.
Чтобы между ребенком и приемным родителем появилось доверие, порой требуется действительно много времени. «Конечно, это можно назвать манипуляцией, но она все-таки выглядит немного не так. У ребенка нет злого умысла, цели. Часто он просто демонстрирует поведение, которое позволяет ему забрать весь контроль себе. При этом он не отдает себе отчета в том, что делает, — говорит Инна Пасечник. –
Частая история, когда дети в минуту какого-то накала страстей говорят: «Я уйду в детский дом!»
В большинстве случаев они вовсе не собираются этого делать. Ребенок в этой ситуации пытается сказать, что ему тревожно и страшно, он не понимает, как жить в семье, зато знает, как жить в детском доме. За этими словами стоит логика «брось, а то уронишь»». То есть оставь семью, в которой непонятно как выживать.
Что может быть триггером подобной реакции? Фактически любая ситуация, которая не устраивает ребенка. В условиях глубокого недоверия к людям дети могут постоянно чувствовать страх, что их обидят или оставят. «Это может быть связано с тем, что они будут чувствовать, будто недостаточно хороши, потому что, например, тяжело осваивают школьную программу. В такие моменты отчаяния у ребенка появляются мысли о том, что любить его невозможно, что он никому не нужен. Особенно это усугубляется, если детей уже возвращали в детский дом без правильного расставания», — говорит Инна Пасечник.
Что могут сделать приемные родители
Усыновляя или удочеряя ребенка, человек должен осознавать, что воспитание может быть крайне непростым процессом, который потребует много сил и времени. Инна Пасечник добавляет: «У ребенка может быть непроработанная травма, из-за которой ему будет трудно развиваться благополучно. Большая и сложная задача приемного родителя — залечить раны ребенка, начиная с того, чтобы человек просто почувствовал себя в безопасности, и заканчивая тем, чтобы он избавился от конкретных проблем».
Приёмная мама, общественный деятель и специалист в области семейного устройства Светлана Строганова советует всем, кто думает об усыновлении:
- Нужно заранее быть готовым к тому, что проблемы будут. И реагировать на них как на нормальные события — да, так все и было запланировано.
- Нужно заручиться поддержкой — опытных приемных родителей, тематических специалистов, близких, учителей, друзей. У родителя должна быть поддержка.
- Если рядом нет НКО, искать информацию о том, как справляться с той или иной проблемой в отношениях с ребенком, нужно в интернете. Множество фондов сейчас делает образовательные онлайн-проекты для родителей.
Неправильная стратегия — угрожать ребенку. Слова о том, что за ним может прийти опека, если он не будет слушаться и вести себя (по мнению родителя) правильно, будут считываться как обвинения и признания в том, что сам ребенок — плохой и не нужен семье. Именно в этом случае велика вероятность, что он решит: терять больше нечего. И постарается намеренно довести угрозы до исполнения.
Психолог Инна Пасечник признается, что какой-то конкретной фразы, «настраивающей» отношения приемного родителя и ребенка, она не знает. Вполне вероятно, что ее попросту нет и каждый отдельный случай требует особенных слов. Впрочем, родителю точно поможет хороший психолог, который возьмется за проработку травм и установление доверия.
Кроме того, Инна Пасечник советует приемным родителям самим идти на контакт с органами опеки и заранее предупреждать их представителей о проблемах и конфликтах. «Тогда, если от семьи (или от соседей) поступит очередной сигнал, органы опеки будут смотреть на ситуацию спокойнее. Вполне вероятно, что люди там поймут, что наступил кризис, нужно помочь, а не агрессивно вмешиваться», — говорит Инна, но уточняет, что диалог между приемным семьями и органами опеки складывается, к сожалению, не всегда.
«Механизм давления, а не помощи»
Еще до августовских событий отношения Виктории с службой опеки были сложными. Сотрудники пытались уличить женщину в недостаточном исполнении родительских обязанностей: однажды один из детей Виктории пришел в школу без варежек, а другой — без карандашей. «Если бы в этот раз опека среагировала нормально, по-человечески и с заботой, то моя приемная дочь не была бы сейчас в детском доме», — считает женщина.
Общественный деятель Светлана Строганова считает, что проблема — в отношении самих органов опеки к процессу изъятия ребенка из семьи и к работе с его персональными проблемами: «При помещении ребенка в детский дом органы опеки больше не несут за него ответственность. А когда он находится в приемной семье „у них на участке“, любое происшествие с ним — ответственность органов опеки. Это часто забота не о ребенке, а о собственной безопасности».
Адвокат Виктории Земляной Никита Сорокин подчеркивает, что девочку, написавшую заявление на изъятие, трудно назвать «стабильной» — она достаточно долгое время жила в неблагоприятной семейное обстановке. Впрочем, считает Светлана Строганова, неважно, сколько времени ребенок провел в системе детского дома, — он в любом случае нуждается в особом подходе: «Я далека от иллюзии, что все приемные родители — святые люди, но и к обвинениям детей нужно относиться с осторожностью. Дети с расстройством привязанности, с травмой, далеко не всегда осознают последствия своих поступков. Иногда они могут преувеличивать, иногда вообще выдумывать. Приемные дети понимают, что есть надзорный орган, которого опасаются приемные родители (отдельный разговор — почему опасаются, а не воспринимают как соратников и помощников). Такая жалоба может быть как инструментом манипуляции, так и серьезным сигналом, что что-то не так».
Светлана также подчеркивает, что подобная ситуация требует особого внимания со стороны органов опеки
Равнодушие органов социальной защиты к факту изымания детей из приемных семей адвокат Никита Сорокин, специализирующийся на помощи приемным родителям и детям, называет системным. «В большинстве случаев сотрудникам опеки проще отработать по-быстрому, без разбирательств. В таких случаях главной целью становится не помочь ребенку, а прикрыть свой зад чтобы не слететь с рабочего места и не потерять работу», — говорит он.
Общественный деятель Светлана Строганова и психолог Инна Пасечник видят проблему в недостаточной квалификации сотрудников службы опеки. Как правило, они не имеют психологического образования и даже переподготовки и действуют, как говорит Строганова, «на глазок». Почему в ситуациях, где явной угрозы жизни ребенка нет, не созывают консилиумы или по крайней мере не приглашают психологов, — непонятно. С другой стороны, делать это служба опеки не обязана: формулировки ст. 7 и ст. 8 ФЗ «Об опеке и попечительстве», определяющие задачи и полномочия органов опеки, не содержат конкретных указаний по осуществлению деятельности институций.
«Даже люди, настроенные на помощь, не всегда понимают, что делать и как помогать», — говорит Инна Пасечник. Сотрудники опеки выполняют комплексную задачу, связанную одновременно и с юриспруденцией, и с психологией. Но в России, как правило, не обращают внимание на психологическую связь ребенка и приемной матери, длительную историю их взаимоотношений.
В идеале, опека должна включаться в процесс помощи приемным родителям до того, как ситуация станет критической. Если дети еще не изъяты, помочь семье и предотвратить критическую ситуацию гораздо проще. Но, как правило, органы опеки выступают только в качестве операторов механизма давления, а не помощи.
Москва и Россия
«При поступлении сигнала о неблагополучии в семье или самостоятельном обращении ребенка сотрудники соцзащиты делают все возможное, чтобы наладить отношения между родителями и детьми и помочь им в решении проблем», — рассказали «Мелу» в пресс-службе Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. В столице есть достаточно специалистов-психологов для сопровождения каждой семьи: приемные родители получают консультации, которые иногда проходят вместе с детьми, посещают тренинги и развивающие занятия. Словом, люди получают необходимые знания о разрешении конфликтов — и педагогами родителей становятся сотрудники службы опеки, а не волонтёры-благотворители, как в большинстве регионов страны.
Изымают ребенка из семьи только в крайних случаях, то есть когда его жизни или здоровью угрожает непосредственная опасность. В этом случае ребенка помещают в стационар семейного центра.
Психолог фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Инна Пасечник отмечает при этом, что в Москве уровень подготовки сотрудников органов опеки сильно отличается от регионального, где все «гораздо плачевнее».
«Нужно готовиться к длительному противостоянию»
В случае Виктории З. надежды на то, что опека предпримет некие особые усилия для возвращения детей в семью, мало. Вернуть приемного ребенка после изъятия — вне зависимости от того, сам ли он написал заявление или нет, — можно в досудебном или судебном порядке.
В первом случае произойти это может даже по воле ребенка, как рассказали «Мелу» в пресс-службе Департамента труда и социальной защиты населения Москвы: тот может написать личное заявление на возвращение в семью. Единственное, перед переездом обратно специалисты опеки должны убедиться, что ситуация в семье полностью «нейтрализовалась».
Досудебный исход дела — самый простой и понятный для родителей и ребенка
На практике дело нередко доходит до суда. При этом единых правил вынесения решений, считает адвокат Виктории Никита Сорокин, не существует: «В моей практике бывало два абсолютно одинаковых дела, по которым вынесли разные решения. К сожалению, в нашем государстве правосудие чаще руководствуется собственным мнением, нежели законом».
Как правило, считает Никита Сорокин, органы опеки и попечительства «бьются до конца», то есть почти никогда не признают, что были неправы в одном конкретном решении. В случае Виктории адвокату кажется, что «нужно готовиться к длительному противостоянию с юристами, привлекать общественное мнение и институты защиты прав человека».
В начале сентября анкеты приемных детей Виктории опубликованы на сайте для приемных родителей. Иными словами, дети рассматриваются системой как те, кого можно усыновить вновь. 23 сентября двух из троих оставшихся в семье приёмных детей забрали прямо в школе — третий смог буквально убежать от опеки. При этом решение об изъятии детей до сих пор находится в рассмотрении — судебное заседание назначено на 30 сентября. Досудебная встреча, прошедшая 16 сентября, не принесла никаких результатов.
В подготовке материала принимали участие стажеры «Мела» Дарья Юдкина и Елизавета Минаева. Фото на обложке: Anna Berdnik / Shutterstock / Fotodom
Источник https://clinica-opora.ru/%D0%BC%D0%B5%D0%B4-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%B2-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5-%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D1%80/
Источник https://uvsd.ru/zamsem/200-trudnyj-rebenok-v-priemnoj-seme.html
Источник https://mel.fm/zhizn/istorii/3102759-nas-ne-kormyat-nas-byut-pochemu-priyemnyye-deti-otkazyvayutsya-ot-semi—i-kak-v-etom-sluchaye-deystv