Типы детско-родительских отношений

Содержание статьи

Семейное воспитание: стили и типы. Их характеристика и влияние на ребенка

Семья – первый социальный институт в жизни ребенка. Азы личности, заложенные семьей в первые годы жизни, не изменит и не заменит ни детский сад, ни школа в дальнейшем. То, что человек представляет из себя во взрослой жизни – в большей степени результат семейного воспитания. Какие стили и типы семейного воспитания создают гениев, а какие преступников? Есть ли эта связь вообще? И существует ли «противовес» семейному воспитанию? Давайте разберемся.

«Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека», – Дональд Винникотт.

Первичная социализация ребенка как основная функция семьи

Говоря языком психологии, семья обуславливает первичную социализацию ребенка. Детский сад, школа, университет – вторичная социализация. Естественно, первичная важнее. Она закладывает основные способы реагирования личности на проблемы, модели поведения, установки. Что подразумевается под первичной социализацией:

  • освоение языка и эмоционального строя;
  • освоение основных ценностных норм и содержательных представлений общества.

Цель первичной социализации в семье – сформировать у ребенка социальную ответственность и умение подчинить индивидуальное общему.

Социализации ребенка проходит через имитацию и идентификацию.

  • Через имитацию ребенок усваивает элементы культуры, навыки, традиции, обряды. Но для имитации, то есть подражания, должен быть пример. И это родители.
  • Идентификация – принятие норм и убеждений как своих внутренних (или непринятие). На этом этапе еще не все потеряно. И даже если семья неблагополучная, но на ребенка оказывается более благоприятное влияние извне, то он может не принять образец родителей. Наглядный пример: в семье алкоголиков у детей обычно два сценария: повторить образ родителей или наоборот категорически не воспринимать алкоголь. Середина бывает крайне редко.

Когда члены семьи не справляются со своими обязанностями и правами, возникает дисгармония в семье. Из-за дисгармонии – дисфункциональность. При дисфункциональности семьи и других институтов общественного воспитания возникает дезадаптация ребенка и социальная дезадаптация как массовое явление. Это в свою очередь приводит к десоциализации, что и наблюдается в современном обществе.

Воспитательный потенциал семьи

Семья – это нить между ребенком и обществом, другими социальными институтами. Нравственные нормы, правила, мораль закладываются в семье, притом в первые 5 лет жизни ребенка. Формируются такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, доброта, верность, великодушие, самоотверженность и т. д.

В противном случае может сформироваться эгоистичное поведение, разрушительные устремления (агрессивность, враждебность, злоба, ненависть). В конечном счете это возможно приведет к аморальному поведению. Тогда человек будет представлять опасность для общества и себя. Потому ценность семейного воспитания безгранична для общества.

В рамках семейного воспитания осуществляется:

  • патриотическое;
  • этнокультурное;
  • эстетическое;
  • нравственное;
  • физическое;
  • сексуальное и гендерное воспитание.

Семья – это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок. Притом в этой системе он находится постоянно. А значит, каждое действие родителей, слово, жест имеет воспитательное значение. Воспитание в семье реализуется постоянно, каждый день в рамках совместного быта детей и родителей.

В этом и состоит уникальность семейного воспитания: в его непрерывности и продолжительности, более эмоциональном характере и устойчивом влиянии.

В современном мире наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Тому есть несколько причин:

  • нехватка времени на воспитание из-за чрезмерной трудовой занятости родителей;
  • недостаток совместного времяпрепровождения и общения детей и родителей;
  • разрастание ценностной пропасти между поколениями, а как следствие – их отчуждение;
  • усиление влияния внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.

В результате взаимоотношения родителей и детей страдают количественно и качественно. Во-первых, это недостаток совместного времени. Во-вторых, это недостаток понимания и доверия в отношениях.

Немалое влияние на семью оказывают и личностные особенности родителей. Негативно влияет:

  • неустойчивость, противоречивость личности;
  • неадекватная самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • эгоцентризм;
  • акцентуированные черты характера;
  • чрезмерно выраженный характер переработки чувств и переживаний;
  • негибкость мышления.

От отношения родителей к ребенку будет зависеть отношение ребенка к самому себе позже.

Задачи семейного воспитания

К задачам семейного воспитания относится следующее:

  • Создание максимально благоприятных условий для духовного, физического и нравственного развития ребенка.
  • Обеспечение социально-экономической и психологической защищенности ребенка в семье.
  • Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей.
  • Обучение детей необходимым умениям, навыкам для ухода за собой и близкими людьми.
  • Воспитание чувства собственного достоинства.
  • Формирование социальной активности ребенка и социальной устойчивости к негативному влиянию среды.

Принципы семейного воспитания

Кризис

К принципам семейного воспитания, обуславливающим благополучное развитие ребенка, относится:

  • гуманность (с детьми легко, когда им рады, а не наоборот);
  • открытость и доверительность отношений;
  • последовательность требований;
  • благоприятный социально-психологический климат в семье;
  • включенность детей в семейный быт;
  • помощь и поддержка ребенка в любой ситуации.

Соответственно, хорошими для воспитания условиями считается:

  • эмоционально положительные взаимоотношения супругов;
  • любовь и уважение членов семьи;
  • внимание и дисциплина;
  • совместное времяпрепровождение;
  • телесный контакт с детьми (объятия, поглаживания).

Стили семейного воспитания

«Зависимость от родителей, которая внушается детям как добродетель повиновения родителям, является выражением ничем не регулируемой родительской власти», – Франсуаза Дольто.

Существует 3 основных педагогических стиля воспитания в семье. Каждый из них по-своему влияет на ребенка.

Авторитарный

Родители подавляют ребенка и пользуются своей властью. Дети в итоге вырастают мрачными, недоверчивыми и пассивными.

Попустительский

Родители мало занимаются ребенком. По сути, он предоставлен сам себе. Дети при таком воспитании не умеют выстраивать планы и достигать целей, не отличаются упорством.

Демократический

Родители способствуют развитию ребенка, поощряют его интересы и развивают способности. Дети вырастают любознательными и активными во всех сферах жизни, отличаются самостоятельностью.

Существует и более расширенная классификация стилей семейного воспитания:

  1. Кумир семьи. Ребенок всегда находится в центре внимания, его малейшие прихоти удовлетворяются. Вседозволенность и восхваление не идет на пользу будущей личности, ребенок вырастает эгоистичным и с неадекватной самооценкой.
  2. Золушка. Ребенок живет в условиях наказания и ругани. Эмоциональную поддержку он не получает. В дальнейшем это будет тихий, забитый человек с заниженной самооценкой и, возможно, скрытой агрессией.
  3. Гиперопека. У ребенка отсутствует право выбора, за него все решают родители. В итоге он вырастает пассивным и несамостоятельным, не готовым к самостоятельной жизни.
  4. Непоследовательность и противоречивость. Встречается в двух моделях: «кнут и пряник» или рассогласованность стилей мамы и папы. Личность ребенка становится неустойчивой, развивается двуличность и неопределенность, внутренние конфликты.
  5. Гипоопека. Воспитание ребенка пускается на самотек. В итоге ребенка воспитывает улица, интернет или кто-то еще. Вариантов развития множество, но большие из них, к сожалению неблагополучны.
  6. Попустительско-снисходительный. Родители не наказывают ребенка или чисто формально указывают на нежелательное поведение. При таком раскладе ребенок растет в убеждении, что «ему ничего не будет».
  7. Круговая оборона. Родители не слушают мнение со стороны о неприемлемом поведении ребенка, сами его не замечают и считают, что их ребенок всегда прав.
  8. Демонстративный. Родители утрированно подчеркивают «хулиганистый нрав» своего «сорванца и неслуха». Делают вид, что переживают, но сами гордятся таким поведением ребенка.
  9. Педантично-подозрительный. Родители проявляют тотальный контроль и недоверие. Ребенок становится тревожным и нервным, агрессивным.
  10. Жестко авторитарный. Ребенок не имеет права голоса, выбора, его возражения не принимаются. Ребенок вырастает стеснительным, замкнутым или агрессивным.
  11. Увещевательный. Родители проявляют свою позицию только на словах. В итоге они теряют авторитет в глазах ребенка. Ребенок становится сам себе хозяин.
  12. Расширенная сфера родительских чувств. Родители нарушают личное пространство ребенка, хотят знать все, не оставляют ему никаких личных тайн. Это чревато агрессией, внутренними конфликтами ребенка, недоверием к людям.
Читать статью  Жена подала на развод: почему, что делать мужу

Родительские установки

Стиль воспитания – отношение ко всем детям и воспитанию как таковому. Родительская позиция (установка) – отношение к конкретному ребенку. Можно выделить 4 типа родительских установок.

Принятие и любовь

Коронная фраза родителей: «Ребенок – центр моих интересов». Родители проводят много времени с ребенком, занимаются совместными делами, проявляют нежность. В итоге ребенок развивается нормально, испытывает чувство близости с родителями.

Явное отвержение

Коронная фраза: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться». Родители невнимательны и жестоки с ребенком, избегают контакта с ним. В итоге ребенок вырастает эмоционально неразвитой личностью, агрессивным, с преступными наклонностями.

Излишняя требовательность

Девиз: «Не хочу ребенка таким, какой он есть». Родители придираются к ребенку, постоянно критикуют, не хвалят. В будущем для ребенка характерна фрустрация и неуверенность в себе.

Чрезмерная опека

Девиз: «Все сделаю для моего ребенка, посвящу ему жизнь». Воспитание отличается чрезмерными поблажками или ограничением свободы. Ребенок вырастает инфантильным (особенно в плане социальных отношений), несамостоятельным.

Типы семейных отношений

Незрелость

Если мы говорим о типе, то речь идет о самих взаимоотношениях членов семьи: убеждения, установки, ценности. Если о стиле, то это чисто педагогическое поведение родителей: приемы, способы, методы. По типу воспитания можно выделить следующие семьи.

Диктат

Название говорит само за себя: родители диктуют ребенку, как ему нужно жить. Такой тип:

  • негативно влияет на развитие инициативы ребенка, веры в себя, чувства собственного достоинства;
  • провоцирует развитие неадекватной самооценки, неудовлетворенности многих потребностей, в том числе высших (саморазвитие, самоутверждение, самореализация).

Опека

Речь идет о чрезмерной заботе родителей в отношении ребенка. При таком типе возможны два исхода социализации:

  • ребенок в итоге оказывается не готов к жизни, он безответственен, объективно и субъективно неблагополучен;
  • отмечается деспотическая направленность характера.

Невмешательство

Родителям безразлична жизнь ребенка, они не имеют авторитета в его глазах и не являются значимой группой. Последствие – отчуждение ребенка.

Конфронтация

Предполагает противоборство родителей и ребенка, отстаивание своего мнения каждой из сторон. Последствия такого типа: неадекватная самооценка, механизмы конфликтного взаимодействия, негативные качества личности (грубость, скандальность, цинизм и прочее).

Сотрудничество

Оптимальный и желаемый для успешной благополучной социализации тип воспитания. Это взаимодействие, сотрудничество семьи, взаимоуважение.

Материнское отношение

Особняком хочу рассмотреть влияние отношения матери к ребенку на его развитие. Научно доказано, что именно эта связь является первоосновой всего развития человека.

Первый тип

Такие матери легко и быстро приспосабливаются к потребностям ребенка. Их поведение поддерживающее и разрешающее. Матери этого типа не ставят конкретных целей, а ждут, пока ребенок сам созреет для чего-то.

Второй тип

Матери второго типа стараются сознательно приспособиться к потребностям ребенка, но не всегда успешно. Из-за этого поведение матери становится напряженным, а отношения с ребенком формальными. Такие матери чаще доминируют.

Третий тип

Матери ведут себя как матери только в силу долга, никаких чувств они не испытывают. Они жестко контролируют ребенка, проявляют холодность, очень категоричны и хладнокровны в вопросах приучения к чему-либо (не учитывают развитие конкретного ребенка).

Четвертый тип

Непоследовательные в своем поведении матери. Неадекватно относятся к возрасту и потребностям ребенка. Воспитательные методы и реакции на поведение ребенка противоречивы. Они плохо понимают своего ребенка.

Самым неблагополучным для ребенка является последний тип, он формирует тревожность и неуверенность ребенка. Первый же тип – самый благоприятный. Он воспитывает в ребенке ощущения контроля над собственной жизнью.

Психологические требования к семейному воспитанию

характер

Чтобы семейное воспитание шло на пользу ребенку, важно придерживаться следующих принципов.

  1. Прежде чем воспитывать какое-либо чувство, качество, отношение, нужно сформировать у ребенка потребность в этом чувстве, качестве, отношении. То есть создать мотивирующую ситуацию.
  2. Важно уделять большое внимание оценке (словесной). Это подкрепление для желаемых и нежелаемых поступков. Притом на положительном поведении нужно больше акцентировать внимание. Как правило, родители наоборот чаще и сильнее ругают, а похвалить за что-то бытовое и незначительное (казалось бы) забывают.
  3. Любое качество личности нужно формировать в процессе деятельности, а не на словах. В семье доступны все основные виды деятельности: труд, общение, игра. Но важно учитывать возраст ребенка.
  4. Воспитывая что-то, важно акцентировать внимание на чувственной сфере, нежели интеллектуальной. Ребенок должен прочувствовать каждое качество.
  5. Нужно ориентироваться на положительные качества ребенка и уважать его личность.

Воспитанность

Воспитанность – результат воспитания. Она проявляется внешне (выполнение норм и правил поведения) и внутренне (моральные установки и мотивы, нравственный выбор). Можно выделить два уровня воспитанности ребенка.

Высокий уровень

Большой запас нравственных знаний (отношение к себе, труду, другому человеку, обществу). Согласованность знаний с убеждениями и мотивами. Единство убеждений и действий. Единое личностное мировоззрение. Развитая сила воли, способность к целеполаганию. Доведение дела до конца, несмотря на трудности. Человек уверен в себе, преобладают положительные эмоции и чувства.

Читать статью  Мамины дочки: проблемы воспитания детей в неполной семье

Низкий уровень

Неоднозначные представления о том, что нравственно, а что безнравственно. Личные мотивы расходятся с общественными нормами поведения. Нравственные знания и убеждения рассогласованные. Целеполагание «хромает»: цели нереальные или ситуативные, легко разрушаются при малейших трудностях. Человек тревожен и не уверен в себе, преобладают отрицательные эмоции и чувства.

Частые ошибки семейного воспитания

  1. Безнадзорность детей. Чаще обусловлена чрезмерной занятостью родителей.
  2. Гиперопека.
  3. «Ежовые рукавицы», то есть постоянные наказания и порицания.
  4. Условия повышенной моральной ответственности. То есть чрезмерные требования и ожидания со стороны родителей. Стремление, чтобы их ребенок походил на какой-то идеал или завершил их планы.
  5. Отчужденность и холодность. Как правило, возникает в случае нежеланной беременности.

Послесловие

Семья для ребенка – микромодель общества. Она формирует жизненные установки, социальные ценности и ориентации личности в детском возрасте. Опыт, приобретенный детьми к определенному жизненному этапу, обуславливается характерными особенностями семьи: вкусами, жизненными ценностями и целями, бытом.

В. А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей. Я сразу вижу ребенка, родители которого глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У этого ребенка мир и покой на душе, глубокое душевное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в красоту человеческую, вера в слово воспитателя, тонкая чуткость к тонким средствам влияния – доброму слову и красоте».

Дети, лишенные родительского внимания и надзора, пополняют ряды беспризорников, преступников, оказываются вовлечены в зависимости и другие варианты девиантного поведения.

В целом успех воспитательной функции семьи зависит от ее воспитательного потенциала: материальных и бытовых условий, численности семьи, характера отношений между ее членами. Характер отношений включает в себя эмоциональную, трудовую и психологическую атмосферу в семье, образование и качества родителей, их опыт, семейные традиции и разделение обязанностей.

Типы детско-родительских отношений

Типы детско-родительских отношений

Отношения, которые мы устанавливаем с людьми, в определенной степени определяют наше существование в мире. Поэтому очень важно сделать акцент на одном из отношений, которые оказывают большое влияние на нашу жизнь: родителей и детей. В последние годы стали говорить о различных методах, которые важно применять в методах дисциплины и воспитания несовершеннолетних. Некоторые родители чувствуют растерянность и растерянность, они не могут понять, как сохранить твердую позицию в процессе воспитания своих детей. Некоторые изучающие человеческое поведение говорят о важности ответственности, другие — о воспитании детей, третьи — о методах и способах общения с детьми. В материалах этой статьи мы рассмотрим основные типы детско-родительских отношений, их преимущества и недостатки. Какой из предложенных типов выбрать, семья решает самостоятельно, исходя из своих предпочтений и осознания, что для нее ближе.

§ Влияние семьи на развитие ребенка

Семья играет основную роль в воспитании личности ребенка. Конечно, помимо родителей в детском развитии участвует общество в целом. Однако, вряд ли социум может полностью заменить внутреннюю семейную систему. Ведь поддержка со стороны чужих людей несравнима с родительской любовью. Поэтому то, каким вырастет ребенок, зависит, в первую очередь, от устройства конкретной ячейки общества.

Итак, семья выполняет 8 задач, которые помогают в становлении и развитии личности ребенка:

  1. Формирует чувство безопасности.
    Здоровая привязанность между детьми и родителями влияет на снижение чувства тревоги и преодоление стрессовых ситуаций. Ведь доверительные взаимоотношения, эмоциональная близость, объятия, слова любви успокаивают и поддерживают малыша. Таким образом, именно в семье формируется базовое чувство безопасности.
  2. Показывает фундаментальную модель поведения.
    Дети повторяют за значимыми людьми. Происходит это следующим образом: взрослые люди диктуют правила поведения, а также демонстрируют собственное. Если передаваемые устно нормы совпадают с реальными поступками, усваивается родительская поведенческая модель. В противном случае целостной картины не будет. Тогда возможны разные вариации формирования поведения.

Пример: родители страдают от никотиновой зависимости, но ребенку внушают, что курить нельзя. Противоречивые послания могут привести к нескольким вариантам:

  • попытки попробовать табак, которые не сформируют вредную привычку;
  • попытки курения приведут к формированию зависимости;
  • полный отказ от пробы сигарет.

Таким образом, для формирования необходимой модели поведения очень важно, чтобы слова родителей совпадали с поступками.

Таким образом, семья выполняет основные функции:

  • первостепенно влияет на развитие ребенка;
  • формирует характер, поведение, установки, ценности;
  • передает жизненно-важный опыт;
  • является первым источником социализации.

Развитие ребенка также зависит от стиля воспитания. Итак, каковы основные типы детско-родительских взаимоотношений?

§ Характеристика типов детско-родительских отношений

В одной из популярных классификаций детско-родительских отношений выделяется 4 типа. Рассмотрим их подробнее.

✍ Авторитетный

Авторитетный тип детско-родительских отношений

Авторитетный или демократический стиль воспитания предполагает наличие доверительного диалога. Ограничения существуют, но их значимость подробно объясняется. Родители – авторитеты, а контроль над ребенком осуществляется в разумных пределах. Детские психологические проблемы выносятся на обсуждение. Эмоциональная поддержка в такой семье – абсолютная норма. Естественно, отсутствует насилие любого рода: наказания за проступки гуманные и последовательные. Особенность авторитетного стиля воспитания – «семейная демократия», где учитывается мнение всех.

Плюсы: зрелость, осознанность и доброжелательность родителей, конструктивная критика. У ребенка развивается адекватная самооценка, собственное мнение, самоконтроль, ответственность, активность и инициативность. Он легко адаптируется к новым условиям, а также редко испытывает сложности во взаимодействии с окружающими. Также дети из таких семей с раннего детства учатся уважать других.

Минусы: их нет, так как это самый идеальный тип детско-родительских отношений.

✍ Авторитарный

Авторитарный тип детско-родительских отношений

Характеризуется строгими правилами, которые никак не комментируются, и наказаниями за любое отступление от них. Нередко применяются различные виды насилия. Взрослые всегда правы, а дети бесправны. В такой обстановке, конечно, нет здорового разговора между домочадцами. Также присутствует тотальный контроль, при котором у ребенка нет личного пространства. Инициатива и активность младших членов семьи подавляется. При этом конфликты проходят болезненно, о компромиссе речь никогда не идет.

Плюсы: благодаря жесткому контролю, ребенок может вырасти очень послушным и исполнительным. Хотя велика вероятность обратного эффекта.

Минусы: жестокость или жесткость часто влияют на формирование неуверенности в себе. А это, в свою очередь, затрудняет развитие навыка общения. Примером могут послужить некоторые семьи военнослужащих. Как ни странно, чаще всего дети авторитарных родителей вырастают асоциальными. Выбирая подобный жизненный путь, они неосознанно выражают протест против родительского авторитаризма.

✍ Либеральный

Либеральный тип - попустительство

Еще одна крайность – предоставить полную свободу ребенку. Да, каких-либо ограничений и правил нет, как и жестокости или насилия. Но как маленький человек может научиться понимать границы дозволенного? Родительская любовь и обожание не способны развить необходимые личностные качества. Отсутствие рамок и вседозволенность также приводят к плачевным последствиям. В такой семейной системе родители не являются авторитетом для ребенка. Они сами позиционируют себя скорее, как друзей нежели ответственных и направляющих взрослых.

Плюсы: отсутствуют. Хотя бывает, что ребенок находит более авторитетного взрослого, который направляет его вместо родителей.

Минусы: очень часто дети плохо учатся в школе, имеют многочисленные проблемы в общении с ровесниками и взрослыми, развивается патологический эгоцентризм, агрессивность и безответственность. В дальнейшем молодым людям, воспитанным в либеральных условиях, тяжело адаптироваться к социуму, находить партнеров, а тем более воспитывать собственных детей. Ложь и распущенность нередко сопровождают таких людей в течение всей жизни.

✍ Индифферентный

Индифферентный тип детско-родительских отношений

Выражается в равнодушии отцов и матерей. Они, как правило, холодные и незаботливые. Невнимание также сильно деформирует детскую психику, как и тотальный гиперконтроль. Каких-то определенных правил нет, как нет и любви. В этом значимое отличие от либерального типа. Примером служат алкоголики, чьи дети растут «волчками», то есть замкнутыми и недоверчивыми. Конечно, такие дети тоже склонны к асоциальному образу жизни.

Плюсы: их нет. Конечно, при попадании в благополучную среду возможно нормальное развитие. Но конкретно при этом типе воспитания малыш обречен на страдания.

Минусы: у ребенка формируется крайне низкая самооценка, враждебность и недоверие к миру, отсутствует самодисциплина, плохая успеваемость в учебе, постоянно подавленное настроение. Взаимоотношения со сверстниками без посторонней помощи не наладятся. Такие детки часто становятся объектами травли. Нередко у них со школьного возраста развиваются зависимости.

В «чистом виде» эти 4 типа детско-родительских отношений встречаются очень редко. Все-таки преобладают семьи со смешанным стилем воспитания. Можно сделать однозначный вывод, что самый здоровый – авторитетный. Семьи, склоняющиеся к демократическому стилю — самые счастливые. Конечно, нет идеальных людей, потому и совершенных семей также не существует. Все допускают ошибки – это нормально. Главное – вовремя их увидеть и постараться исправить, а также не допускать вновь. Хорошим выходом из непростых ситуаций может стать посещение семейного или детского психолога.

§ Вместо заключения

Итак, семья – это сплоченная команда, объединенная не только родственной связью, но и духовной. Воспитание детей всегда начинается с понимания взрослыми собственной индивидуальности. У всех есть недостатки и слабые стороны. Важно их осознать и принять, а развивать достоинства. Ведь ребенок хоть и не вырастет точной копией, но все-таки почерпнет все самое важное у мамы и папы. Также не стоит забывать о здоровой любви и чутком внимательном отношении к малышу. А ежедневные доверительные разговоры, полноценный эмоциональный контакт позволят стать для ребенка авторитетом и отличным примером для подражания.

Типы детско-родительских отношений

Типы детско-родительских отношений

Рассказываем о том какие типы детско-родительских отношений существуют, как выстраивать отношения с ребенком, и как сделать так, чтобы эти отношения были доверительными и гармоничными.

Многие могут недооценивать то влияние, которое родители оказывают на психику и характер ребенка, хотя именно социальная среда формирует личность человека уже на ранних этапах его развития. Семья — это основа социальной среды ребенка, в которой формируется его психологическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие. Именно наблюдая за родителями, ребенок изначально постепенно выстраивает свою картину мира, и то, как родители относятся к ребенку и друг другу, в дальнейшем заложит основу поведения ребенка. Поэтому так важно подумать заранее о том, как вы бы хотели воспитать ребенка, и каким человеком вы хотели чтобы он вырос.

Содержание статьи:

Как выстраивать отношения с ребенком?

Разные стили детско-родительских отношений складываются из двух значимых факторов:

  1. Родительский контроль — стремление родителей устанавливать правила, ограничения и запреты для ребенка, а также в целом влиять на него.
  2. Родительская теплота — проявление любви, заботы, похвалы и поддержки по отношению к ребенку.

Родительский контроль может быть чрезмерным, когда ребенок полностью должен следовать установленным правилам и обязанностям, без права на их обсуждение; а может быть сведен к минимуму, когда родители дают слишком много свободы в действиях. То же самое с родительской теплотой: ее может быть слишком много, что выражается в усиленной опеке, либо слишком мало, что характеризуется холодными отношениями с ребенком.

4 основных типа детско-родительских отношений

На основе выраженности этих факторов и сложилась классификация, предложенная Дианой Баумринд, в которой она выделяет 4 основных типа детско-родительских отношений:

  1. Авторитарный.
  2. Авторитетный.
  3. Либеральный.
  4. Индифферентный.

Авторитарный, или Диктат

Авторитарный тип отношений подразумевает усиленный родительский контроль при недостатке или отсутствии теплоты. При таком типе отношений родители очень требовательны и строги с детьми, они устанавливают правила и запреты, нарушая которые, дети получают наказание. Обычно эти правила никак не обсуждаются, и мнение ребенка и его чувства не учитываются: «Как я сказал, так и будет».

Отсутствие теплоты логично сопровождает такой тип, поскольку только при наличии холодных отношений родители могут удерживать свой авторитет и внешний контроль за ребенком. Вырастая в таких отношениях, дети обычно становятся запуганными, несамостоятельными, холодными с другими людьми, а иногда агрессивными.

Авторитетный, или Сотрудничество

Умеренный контроль со стороны родителей в сочетании с их теплотой и заботой приводит к авторитетным отношениям. Родители также могут устанавливать правила и запреты, но они открыты к их обсуждению с детьми, и поэтому они не кажутся несправедливыми и необоснованными. Теплота и близость отношений положительно влияют на взаимное доверие, и потому дети обычно сами пытаются не нарушать правила — не из-за страха перед наказанием, а из-за страха нарушить обещание.

Такой тип считается наилучшим для развития ребенка: он вырастает собранным и уверенным в себе, целеустремленным и ответственным. В его отношениях он также будет проявлять любовь и заботу, поскольку его родители окружали его теплотой.

Либеральный, или Гипоопека

Если при родительской любви и заботе исключается контроль за ребенком — это приводит к либеральным, или анархическим, отношениям. Родители не направляют ребенка, а всецело доверяют ему в решениях.

Такая полная вседозволенность и отсутствие правил способствуют развитию импульсивности, хаотичности у ребенка, склонности потакать своим слабостям. Нередко это приводит к тревожности, неспособности адаптироваться к социальной среде из-за отсутствия навыка следовать правилам.

Индифферентный

Отсутствие контроля и тепла со стороны родителей ведут к индифферентным отношениям. Холодная дистанция между родителями и ребенком приведет к развитию неуверенности у ребенка, он не будет знать любви и тепла. В то же время отсутствие каких-либо правил будет означать полную безнаказанность у ребенка, и он будет совершать много ошибок.

В целом такой безразличный тип отношений можно назвать самым неблагоприятным, поскольку в нем отсутствуют две главных функции родителя: надсмотр за ребенком и проявление любви и теплоты к нему.

Психологи соглашаются в том, что авторитетный тип является самым благоприятным для здорового психического развития ребенка. Если вы хотите, чтобы у вас складывались доверительные отношения, то постарайтесь уважать мнение ребенка, понятно доносить свои требования к нему и, конечно, проявлять любовь и заботу.

А если вы давно хотели помогать родителям выстраивать гармоничные и доверительные отношения с детьми, хотите понять особенности протекания психических процессов в детском и подростковом возрасте и оказывать практическую психологическую помощь, приходите к нам учиться!

Источник https://psychologist.tips/1091-semejnoe-vospitanie-stili-i-tipy-ih-harakteristika-i-vliyanie-na-rebenka.html

Источник https://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/vospitanie-rebenka/semejnoe/tipy-detsko-roditelskih-otnoshenij.html

Источник https://niidpo.ru/blog/1163

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: