Социальные проблемы современного семейного воспитания

Содержание статьи

Особенности работы педагога-психолога с семьями группы риска — Общая характеристика и особенности семей «группы риска»

Самым важным социальным фактором, влияющим на формирование личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье с членами семьи и вообще с окружающими людьми, человек видит мир позитивно или негативно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими людьми. Семейные отношения влияют на то, как человек впоследствии будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно в семье человек получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье рос ребенок, в благополучной или неблагополучной.

Семейное воспитание — это форма воспитания нового поколения в обществе, в которой сочетаются целенаправленные действия родителей с объективным воздействием семьи, что несравнимо по своей воспитательной ценности с процессом социализации ребенка. Теория семейного воспитания занимает видное место в работах А.С. Макаренко, В.М. Целуйко, А.В. Мудрика и многих других.

В настоящее время семья как социальный институт переживает серьезный кризис. Утрачено значительное количество семейных и нравственных традиций, изменилось отношение родителей к своим детям, разрушена психологическая микросоциальность семьи. В новых условиях кризиса семья не готова взять на себя полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия вынуждают родителей тратить большую часть своего времени на поиск источников средств к существованию в ущерб образованию детей.

Повышенный интерес к семье обусловлен и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во многом формируются в семье.

О необходимости медико-социальной помощи семье говорится в ряде работ (Е.И. Холостова, А.В. Мартыненко, А.Н. Елизарова и др.), в которых подчеркивается важность учета особенностей семейного воспитания и направленность этой помощи на формирование педагогических знаний родителей и умения эффективно их использовать.

Семья все больше зависит от поддержки в своей воспитательной деятельности, как со стороны общества, так и со стороны профессионалов.

Специалист по социальной работе имеет дело с различными типами семей. Но в работе с семьями группы риска основной задачей специалиста по социальной работе является разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего возникают в семьях, не обеспечивающих условий для развития каждого члена семьи. Такая семья называется «семьей группы риска».

Категория социально уязвимых семей нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако основная задача специалиста по социальной работе — диагностика, координация и адвокация, поскольку он может оказывать медико-социальную помощь как детям, так и родителям.

Особенности работы педагога-психолога с семьями группы риска - Общая характеристика и особенности семей

Общая характеристика и особенности семей «группы риска»

В научной литературе нет четкого определения понятия семейной дисфункции: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому вместе с понятием «дисфункциональная семья» могут встречаться такие: «Разбитая семья», «Дисфункциональная семья», «Семьи группы риска», «Негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются такие семьи, касаются социальных, правовых, материальных, медицинских, психологических, образовательных и других аспектов их жизни. В то же время только один тип проблем возникает довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Тем не менее, не каждая семья, испытывающая трудности, становится неблагополучной. Большинство семей вполне успешно преодолевают невзгоды, что в конечном итоге скрепляет их членов, объединяет. Однако бывает и так, что взрослые, потеряв веру в себя, впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на детях, растущих в ней.

Чтобы не путать понятия, определяющие специфику семьи, специалисты по социальной работе выделяют три типа семей: условно приспособленные, это благополучные семьи, но у каждой семьи есть риск попасть в трудную жизненную ситуацию. Семьи «группы риска» — те, в которых разрушению подвержены несколько функций. И неблагополучные семьи, с которыми трудно работать из-за разнообразия трудностей, с которыми сталкиваются члены таких семей.

Семьей социального риска считается семья с устойчивыми проблемами, которые ограничивают ее способность создавать благоприятные условия для жизни и полноценного развития всех ее членов. Такие семьи с большим трудом справляются с трудностями воспитания ребенка.

Факторы риска не обязательно свидетельствуют об отсутствии комфортной среды для ребенка. Наличие перечисленных факторов только вызывает необходимость постановки семьи на учет, но если они сопровождаются межличностными конфликтами и напряженностью внутрисемейных отношений, то семья «группы риска» относится к категории проблемных семей, а при наличии определенных причин — переходит в категорию семей, находящихся в социально опасном положении.

Каковы критерии для определения того, что семья хорошо приспособлена или, точнее, условно приспособлена, к чему должен стремиться социальный работник при организации работы с семьей?

Есть признаки здоровой семьи:

  • Способность выражать чувства
  • Каждый член семьи признается потому, что он является членом семьи
  • каждый член семьи имеет право выбора
  • В семье есть ритуалы и обычаи для выражения интимности
  • Члены семьи проявляют открытую привязанность друг к другу
  • чувство юмора и шутки в общении
  • Ясные и понятные ожидания членов семьи друг от друга
  • Наличие общих ценностей

Авторы также выделяют основные функции семьи:

  • Экономические (материальное обеспечение семьи);
  • Репродуктивные (рождение детей, планирование семьи, сексуальная идентификация детей и т.д.).
  • Рекреационные (восстановление и отдых, планирование и проведение семейного отдыха, каникул и т.д.).
  • Функция ухода за домом (содержание жилья, чистота, гигиена помещений и т.д.)
  • Социализация (навыки обучения, социальные навыки, воспитание и развитие ребенка и т.д.)
  • Терапевтические (привязанность, взаимная поддержка, проявление чувств и т.д.).

Т.С. Зубкова также выделяет демографическую, эмоциональную, социально-статическую функции.

Если семья не выполняет хотя бы некоторые функции, это может повлиять на включение семьи в «группу риска».

Каждая семья стремится противостоять и предотвращать негативные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизующее, интегрирующее воздействие, а иногда они ослабляют, усиливают оппозицию. Такая неодинаковая устойчивость семей к трудностям объясняется по-разному. Чаще всего механизм решения проблем рассматривается по отношению к семьям, которые способны это сделать (определить их, распознать, предложить наиболее подходящее решение). Авторы считают, что существуют группы семей, которые легко адаптируются к неблагоприятным условиям — семьи «группы риска».

Медико-социальная помощь семьям из группы риска

Медико-социальная работа рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психологического, педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на поддержание и улучшение здоровья различных групп населения. Медико-социальная работа коренным образом меняет характер комплексной медицинской помощи, предполагая системное медико-социальное вмешательство на ранних стадиях развития болезни и социальной дезадаптации, которые являются потенциальными причинами тяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода.

Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации людей с физическими и психическими патологиями и социально незащищенных слоев населения.

Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую (реабилитационную).

Профилактическая медико-социальная работа — это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к медицинской информации; участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях; социальное управление; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах здоровья и др.

Реабилитационно-ориентированная медико-социальная работа включает организацию медико-социальной помощи, медико-социальную экспертизу, медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию инвалидов, социальную работу в отдельных областях медицины и здравоохранения, коррекцию психического состояния клиента, создание социальной инфраструктуры реабилитации, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

С медицинской помощью и деятельностью в области здравоохранения в целом медико-социальная работа имеет много общего. Она не выходит за рамки своих компетенций, не претендует на принятие терапевтических функций, но предусматривает тесное взаимодействие специалистов по социальной работе с медицинским персоналом и четкое разграничение обязанностей.

Являясь видом междисциплинарной деятельности и реализуясь в сфере взаимных интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения — профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и т.д.; в системе социальной защиты — социальное консультирование, социальные пособия, социальные услуги на дому, социальные услуги в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Предметом медицинской и социальной работы являются различные группы людей с характерными медицинскими и социальными проблемами, которые тесно взаимосвязаны и трудно решаемы в рамках односторонней профессиональной деятельности.

Для полноценного медико-социального сопровождения семей группы риска главным принципом является раннее выявление таких семей. В качестве приоритетов были названы раннее выявление семей, находящихся в группе риска, и профилактическая работа с ними. До 21 века реабилитационные центры были ориентированы только на реабилитацию детей. Семья была вне поля зрения специалистов. В социальной работе с «уязвимыми» семьями не было конкретных техник работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложится на плечи команды специалистов, включая профессионалов социальной работы. При этом специалисты должны уметь: во-первых, правильно диагностировать состояние семьи. Во-вторых, они должны знать разнообразные технологии работы с семьей. В-третьих, применять их своевременно и правильно. Только при соблюдении этих условий и творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей результаты работы с семьей окажут на них положительное влияние. Основной целью работы специалистов с семьями «группы риска» должно быть сохранение семьи (т.е. решение проблем как взрослых, так и детей).

Техника работы социального педагога с семьями группы риска

Социальный педагог — это ключевая фигура в районе, призванная объединить усилия семьи, школы и общины для помощи ребенку. Единство и непрерывность воспитательных воздействий в различных сферах жизни человека — как в школе и на производстве, так и вне их, в семье, дома, в свободное время — является важным принципом воспитания.

Повышенное внимание в современных условиях к вопросам воспитания человека в семейной микросреде, по месту жительства — явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; увеличение социально-экономического и свободного времени, управление им в интересах гармоничного развития личности.

Читать статью  Трудности адаптации приёмного ребенка

В силу территориальной близости к семье воспитательная работа в жилой зоне, в микрорайоне, в доме имеет дополнительные резервы для улучшения воспитательного и социального воздействия на семью и ее ближайшее окружение, влияния на процесс формирования семьи. Как своеобразное место непосредственного контакта педагогических коллективов и общественности с семьей, место жительства становится специфическим звеном, заставляющим взаимодействовать различные социальные институты во внешкольном образовании.

В современных условиях начинает складываться система совместной деятельности социальных служб и школ по единому плану воспитательной работы и защиты детей. Это так называемые социально-педагогические комплексы. Целью создания комплексов является объединение различных организаций микрорайона, где, помимо общего образования, учащиеся имеют возможность развивать свои навыки в эстетической, спортивной, ремесленной, технической и другой творческой деятельности. Среди объектов — общеобразовательные школы, музыкальные, художественные и спортивные школы, станция юных техников и другие творческие организации и клубы для детей, а также фермы, ремонтные службы, воинские части и полицейские участки. Финансирование комплексов осуществляется за счет бюджета и спонсорской помощи.

Главное в этом блоке — ребенок, его личность, его настоящее и будущее — среди сверстников, в семье и в обществе. Поэтому одним из обязательных компонентов работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или образовательные проблемы, является работа с их семьями. Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом конкретном случае обусловлено характером ее неблагополучия и индивидуальными особенностями семейной ситуации. В целом, однако, технология работы социального педагога с неблагополучной семьей имеет много общих черт.

Технология работы социального педагога с неблагополучными семьями включает три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.

Профилактический уровень. Профилактика — это комплекс превентивных мер, осуществляемых посредством организации общедоступной медицинской, психологической и социально-педагогической помощи семье.

На этом уровне деятельность социального педагога основывается на принципе предоставления достоверной информации.

Одним из способов улучшения состояния является разработка таких специальных программ педагогического образования и родительского просвещения, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращали проблемы во взаимоотношениях между детьми и родителями.

Например, при работе с агрессивными семьями необходимо объяснить членам семьи вредные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.

Опросы показывают, что почти все родители, применяющие телесные наказания, испытывают трудности в воспитании своих детей, а 87% из них применяли телесные наказания в детстве. 40% родителей не используют телесные наказания в качестве инструмента воспитания, но желание использовать их есть.

Могут быть разные мнения о том, какие методы и средства наиболее эффективны для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но существует абсолютная необходимость помогать таким семьям.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

  • Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Социальные проблемы современного семейного воспитания

Семейные ценности

Воспитание

Будущее любого общества зависит от подрастающего поколения. Именно дети будут определять то, что будет в нем цениться и порицаться, какие традиции будут сохранены, а какие забудутся. Именно поэтому современные проблемы семейного воспитания ребенка касаются не только его родителей, но всего социума в целом.

Современные родители имеют широкие возможности для всестороннего и грамотного развития ребенка с любыми интересами и потребностями. Они могут определить его в любую студию или кружок, нанять специалиста, готового поставить ребенку речь, решить проблемы его развития, прогнать страх, стать более дружелюбным и общительным… Список услуг, предоставляемых детям, можно продолжать бесконечно. Но при всем при этом несомненно важную, ключевую роль в процессе воспитания во все времена играло родительское воспитание.

Семейные ценности

Лишенный поддержки и заботы со стороны самых близких людей, ребенок, даже будучи окруженным множеством высококлассных специалистов, не сможет принять и по-настоящему глубоко усвоить правила воспитания.

Принципы семейного воспитания

Каковы особенности семейного воспитания, учет которых обязателен для любой семьи, заинтересованной в воспитании достойного человека?

Первое и, пожалуй, главное условие успешного семейного воспитания – абсолютная и безусловная любовь к ребенку.

На чем базируется семейное воспитание

Родительскому дому суждено стать в жизни ребенка той территорией, где он не только будет чувствовать себя защищенным и в безопасности, но рассчитывать на понимание и заботу, что бы не случилось. Причем, очень важно чтобы ребенок понимал, что его любят вне зависимости от его успехов и личных достижений. И принимают таким, каков он есть на самом деле.

Несмотря на то, что на первый взгляд это условие воспитания может показаться наивным и очевидным, оно несет в себе важный смыл. Ребенок, понимающий, что мера родительской любви зависит от того, насколько хорошо он учится, радует близких спортивными и другими достижениями, растет неуверенным в себе, тревожным.

Задачи семейного воспитания

В том случае, если привлечь к себе внимание хорошими поступками не удается, ребенок выбирает принципиально иную стратегию. И начинает упрямиться, хулиганить, демонстрируя беспричинный на первый взгляд негативизм. Родители чаще всего не понимают причины подобного поведения ребенка, списывая все на недостаток воспитанности и чаще всего «нагружают» его еще сильнее, отдаляя тем самым от себя и провоцируя на еще более неадекватные поведенческие реакции. Получается замкнутый круг.

Понимание и принятие чувств и эмоций, которые испытывает ребенок, готовность продемонстрировать самое живое и непосредственное участие в жизни ребенка – вот, что должно стать основой семейного воспитания.

Вопреки распространенному заблуждению, безусловная любовь, не способна испортить ребенка и разбаловать его. Позволяя ребенку чувствовать себя защищенным и уверенным в себе, она открывает ему множество путей для саморазвития.

Потакание капризам

Конечно же, безусловную любовь нельзя путать с потаканием малейшим капризам ребенка. Грань, отделяющая дозволенное от запретного в семье должна быть одновременно четкой для полноценного формирования в сознании ребенка представление о запретном и дозволенном, и достаточно гибкой чтобы приспосабливаться под меняющиеся потребности ребенка. Но, большинство родителей, доверяя интуиции и зная своего ребенка, как правило, сами способны понять, какая именно мера свободы нужна ему на том или ином этапе. И именно любящие родители как никто другой знают, как важно подготовить ребенка к разумной самодисциплине, саморазвитию, работе над собой.

Усвоение ребенком представлений об окружающей среде, формирование картины мира – вот еще одна, не менее важная задача семейного воспитания.

Он в ненавязчивой форме узнает о правилах, действующих в том обществе, в котором он живет. И со временем начинает понимать, как лучше вести себя в той или иной ситуации, а как поступать не следует. Семейное воспитание учит ребенка самым простым навыкам взаимодействия с людьми, которые его окружают. Позже он будет переносить свои привычки и использовать полученные навыки, играя со сверстниками, а после – общаясь с соседями, учителями и т.д.

Разные поколения в семье

Рассуждая о роли семьи в развитии навыков общения, нельзя не отметить, что помимо всего прочего она позволяет ребенку взаимодействовать с представителями разных возрастных категорий.

Со временем он начинает понимать, что с представителями старшего поколения нужно общаться совсем не так, как с ровесниками. И что существуют отдельные правила этикета, регулирующие взаимодействие с мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами и т.д. Семья становится «уменьшенной копией» общества, в котором он будет жить.

Семьи группы риска и их особенности

Рассматривая современные проблемы семейного воспитания, нельзя обойти вниманием проблему неблагополучных семей и семей группы риска. Безусловно, каждая семья заинтересована в том, чтобы ребенок, воспитывающийся в ней, был окружен заботой, вниманием и ни в чем не нуждался. Однако ряд экономических, демографических, медико-санитарных и других факторов приводит к тому, что семья оказывается в затруднительном положении и оказывается не в силах обеспечить ребенку полноценное воспитание и развитие. Такие семьи «группы риска» нуждаются в дополнительной помощи. А зачастую, из-за углубления проблем, не в силах исполнять родительские обязанности должным образом.

Стили семейного воспитания

Чем грозит рост действия неблагоприятных факторов?

Прежде всего отметим пугающие тенденции: неблагополучие грозит росту числа безнадзорных и беспризорных детей, семей, не имеющих постоянного места жительства, а также малоимущих семей и т.д.

Пугающая статистика, показывающая постоянный рост количества случаев лишения и ограничения родительских прав, постановки семей на учет свидетельствует о том, что проблема семейного неблагополучия требует незамедлительного решения.

Рассмотрим основные типы неблагополучных семей, которые встречаются в настоящее время

Неполные семьи

Неполными признаются те семьи, где ребенок проживает совместно с одним из родителей. Проблемами таких семей чаще всего становятся:

Социально-экономические проблемы. К ним относятся ограниченные доходы, низкая материальная обеспеченность. Чаще всего присущи таким детям, поскольку они имеют в большинстве случаев ограниченный источник доходов. Кроме того, вынужденная совмещать работу с уходом за детьми, женщина, оставшаяся единственным опекуном, чаще всего не может устроиться на полную рабочую ставку, что препятствует получению полноценной заработной платы. А детские пособия, алименты, а также другие социальные выплаты чаще всего не могут покрыть и части расходов на детей.

Причины возникновения неполных семей

Поведенческие проблемы. Отсутствие одного из родителей чаще всего в негативную сторону меняет стиль семейного воспитания. Например, стараясь максимально оградить ребенка от стресса, связанного с переживанием развода, а также перемен, коснувшихся образа жизни семьи, многие мамы начинают излишне опекать детей, лишая их самостоятельности. А некоторые впадают в другую крайность, лишая детей родительской заботы и внимания, загружая себя работой. Еще одним примером нездоровых отношений в системе «ребенок-родитель» может стать стремление матери проявлять излишнюю строгость, желая тем самым «компенсировать» ему отсутствие отца. Во всех этих случаях атмосфера в семье, где воспитывается ребенок, становится крайне нездоровой.

Зачастую после развода, мама не может справиться с негативными эмоциями, связанными с бывшим супругом. И начинает вымещать свою злобу на своем ребенке.

Закономерным итогом сформировавшихся негативных стилей семейного воспитания, становится разрыв дето-родительских отношений, тенденции к взаимному недоверию, нарушение коммуникативных связей и множество проблем, с которыми ребенок столкнется в будущем.

Психологические проблемы. К ним относятся, в первую очередь, переживания, связанные с отсутствием моральной поддержки со стороны одного из родителей. В семьях, где ребенок пережил развод родителей, у него формируется множество комплексов – это и переживание разлуки с одним из родителей, и обвинение себя в том, что произошло. Кроме того, отсутствие одного из родителей может крайне негативно отразиться на самооценке ребенка.

Проблемы неполных семей

Отдельной проблемой семейного воспитания в неполных семьях является усвоение ребенком моделей полоролевого поведения. Как известно, гендерные модели, то есть модели поведения, характерные представителям того или иного пола, ребенок усваивает, прежде всего, глядя на родителей. Воспитываясь в семье, ребенок начинает постепенно отмечать сначала очевидные внешние, затем поведенческие различия между мужчинами и женщинами, а также соотносить себя с одной из этих моделей. Неполная семья существенно ограничивает ребенка в этой возможности. И если, например, мальчик растет без отца, в будущем ему будет сложнее демонстрировать формы мужского поведения во многих ситуациях.

Многие родители стремятся решить эту проблему, заключая повторные браки. Тем не менее, налаживание отношений с новым членом семьи также требует немалых усилий со стороны близких ребенка.

Решение проблем

Расширенная неполная семья представляет собой отдельную категорию неполных семей. Если в обычной неполной семье ребенок воспитывается мамой или, реже, папой, то в расширенной в качестве опекунов выступают бабушки и дедушки. В такой семье, помимо социально-экономических, возникает целый ряд специфических трудностей. Бабушки и дедушки из-за большой разницы в возрасте с детьми, часто испытывают трудности в построении конструктивных отношений с ними, им тяжело заслужить их авторитет. Дети таких опекунов чаще других демонстрируют формы делинквентного и девиантного поведения.

Читать статью  Кто является субъектами семейных правоотношений

Виды девиантного поведения

Многодетные семьи. Несмотря на то, что еще в начале двадцатого века наличие в семье восьми и более детей считалось практически нормой, сегодня ситуация в корне изменилась. И несмотря на то, что воспитание в многодетной семье во многом облегчает социализацию ребенка, развивая в нем навыки общения и взаимодействия со сверстниками, а также воспитывает в нем ответственность, они все же относятся к семьям группы риска.

Проблемы многодетных семей

Многодетные семьи могут быть запланированными и незапланированными. Также, в зависимости от некоторых особенностей, их подразделяют на следующие категории:

  1. Семьи, многодетность которых связана с культурно-обусловленными факторами (например, в случаях когда религия, которую исповедуют родители категорически запрещает аборты, или традиции, а также личные убеждения членов семьи поощряют многодетность.) Такие родители могут испытывать немало трудностей, связанных с воспитанием и обеспечением детей, тем не менее, дети в них всегда желанны, запланированы и у родителей есть стремление рожать их и воспитывать в дальнейшем.
  2. Многодетные семьи, обусловленные созданием повторных браков. Зачастую мужчина и женщина, заключающие соглашение жить вместе, уже имеют собственных детей, рожденных в предыдущих браках. В большинстве случаях такое решение принимается ответственно с пониманием того, на что идут потенциальные супруги. Но чаще всего они вполне благополучны за исключением тех случаях, когда родителям не удалось наладить отношения между родственниками.
  3. Многодетные семьи, обусловленные низким социокультурным уровнем родителей. Это – самая сложная категория многодетных семей, поскольку родители в силу сниженного культурного развития, вредных привычек, асоциального образа жизни не осознают ту меру ответственности, которая возлагается на них в связи с родительством. И ребенок, рожденный в такой семье, чаще всего не имеет необходимых условий для полноценного развития. И поэтому нуждается в серьезных реабилитационных мерах.

Проблемы детей, воспитываемых в многодетных семьях, как правило, схожи:

  • Из-за недостатка родительского внимания у детей чаще всего формируется неадекватно низкая самооценка.
  • Из-за того, что в многодетных семьях часть заботы о младших ложится на старших, социальный возраст первых повышается, последних – становится заметно ниже.
  • Чем меньше интервал между рождением детей, тем сильнее будет их конкуренция за родительские ресурсы.
  • Тенденции к негативному восприятию социальных институтов (в частности семьи).

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день существенно затруднена. Инвалид нуждается в постоянном уходе, его доходы значительно ограничены, а адаптационные возможности снижены. Все это сказывается не только на материальном положении семьи, где есть человек с ограниченными возможностями здоровья, но и на ее психологическом климате.

Семьи с детьми-инвалидами

Семья, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чаще всего вынуждена решать следующие проблемы:

  1. Социально-экономические проблемы. Для ухода за ребенком-инвалидом, один из родителей часто вынужден оставить место работы, либо нанять человека, берущего на себя часть этих обязательств. И то и другое негативно сказывается на семейном бюджете. Кроме того, для полноценного роста и развития такого ребенка зачастую нужны дорогостоящие препараты и специальное оборудование. Льготы и социальные пособия в большинстве случаев способны решить эту проблему только частично.
  2. Психологические проблемы. Несмотря на то, что внутрисемейный климат таких семей может быть вполне благоприятен и благополучен, риск развода в них значительно выше. В результате этого ребенок лишается значительной части поддержки и помощи.
  3. При наличии у ребенка комплексных или сложных нарушений, отсутствие профессиональной помощи со стороны специалистов зачастую приводит к тому, что у ребенка начинает отмечаться серьезное отставание в интеллектуальном развитие. отсутствие или ограничение во взаимодействии ребёнка с окружающими замедляет его социальное развитие, провоцируя психологическую незрелость.

Семьи, в которых присутствует жестокое обращение. Жестокое обращение в семье может затрагивать как самих детей, так и членов их семьи. В отношении ребенка может устанавливаться:

  1. Экономическое насилие. Лишение ребенка материальных благ, сознательный отказ от обеспечения ребенка должным уровнем обеспечения одеждой, пищей и т.д.
  2. Сексуальное насилие. Насильственное принуждение ребенка к сексуальному взаимодействию, а также развратные действия сексуального характера в его отношении.
  3. Физическое насилие. Побои, нанесение ребенку телесных повреждений, ухудшающих его состояние здоровья.
  4. Психологическое насилие. Лишение ребенка должной среды для полноценного развития и воспитание. Лишение ребенка полноценного контакта со взрослым.

Какой бы характер не носило жесткое обращение с ребенком, его систематическое использование в корне ломает личность ребенка, делая его неуверенным в себе, боязливым, а в других случаях – излишне агрессивным и конфликтным.

Жестокое обращение в семье также может распространяться и на других ее членов (например, жестокость отца в отношении матери, жестокость родителей в отношении бабушек и дедушек).

Несмотря на то, что такая форма жестокости не затрагивает ребенка напрямую, она не может не отразиться на его морально-психологическом благополучии.

Кроме того, ребенок, в присутствии которого происходят семейные конфликты, рискует в будущем включится в одну из моделей поведения:

  1. Самому стать объектом насилия. В семьях, где практикуется жестокое обращение, жестокость со временем начинает восприниматься как норма. И создавая семью в будущем, ребенок будет сам того не понимая воплощать в жизнь модели поведения, практикуемые в его родительской семье.
  2. Стать субъектом насилия, копируя действия агрессивной стороны, осуществляющей насилия.

В любом из вышеперечисленных случаев коррекция жестокого обращения невозможна без учета не только наиболее очевидных и явных, но и скрытых форм риска.

Несмотря на то, что мы привели пример семей с наиболее явным и выраженным неблагополучием, трудности воспитания не минуют и полные, малодетные семьи.

Многие обстоятельства – к примеру, временная отсутствие рабочего места одного и обоих родителей, задержки заработной платы, болезнь одного из членов семьи – все это может привести к тому, что еще вчера благополучная семья сегодня будет нуждаться в помощи. Дальнейшая судьба этой семьи во многом будет зависеть от того, насколько своевременной и качественной будет адресованная им помощь. Таким образом она может либо справиться с трудностями, либо перейти в разряд неблагополучных.

Кроме того, специалистами выделяется отдельная категория семей со скрытым неблагополучием:

  • Семьи с высоким уровнем дохода.
  • Семьи, один или несколько членов которой являются известными, медийными лицами.
  • Семьи с излишне жесткими, либо напротив, размытыми семейными границами.
  • Семьи с созависимыми членами.
  • Недоверчивые семьи.
  • Семьи, ориентированные на безусловный успех ребенка.

Отличительной чертой семей со скрытым неблагополучием является то, что хотя их трудности не настолько бросаются в глаза и не так очевидны, они оказывают не менее негативное воздействие на развитие ребёнка, который в ней воспитывается.

Это в существенной степени затрудняет признание семьей наличие факта неблагополучия и, как следствие – работу с ней.

Пути коррекции социальных проблем семейного воспитания

Трудности, с которыми в настоящее время сталкиваются социальные службы для решения проблем семейного неблагополучия, безусловно масштабны. И решить их в максимально сжатые сроки практически невозможно. Но, несмотря на это принимать меры для решения задач такого типа можно и нужно.

Типы работы с неблагополучными семьми

Среди возможных путей коррекции:

  1. Развитие сферы профилактики и ранней диагностики жестокого обращения с детьми и других форм семейного неблагополучия
  2. Расширение сети Телефонов доверия, повышение психологической культуры населения.
  3. Расширение сетей социально-реабилитационных центров, а также центров помощи и поддержки неблагополучным семьям и семьям группы риска
  4. Организация курсов приемных и патронатных семей, где кандидаты на усыновление или опекунство могли бы приобрести необходимые навыки для взаимодействия с приемным ребенком
  5. Система мероприятий по профилактике социального сиротства, беспризорности и безнадзорности

Работа с семьями группы риска, безусловно, требует комплексного подхода, учитывающего все обстоятельства, в которой она находится. Но какой бы сложной не казалась ситуация, в которой оказался ребенок, правильно построенная стратегия взаимодействия и вера в его лучшие качества позволит ему вернуть радость жизни. И возможность смотреть с улыбкой в будущее, где не найдется места насилию и жестокости.

Проект «Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка»

В процессе работы над исследовательским проектом по психологии на тему «Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка» автором была поставлена цель ознакомить одноклассников с понятием «неблагополучная семья», рассказать о видах неблагополучных семей, охарактеризовать детей испытывающих семейное неблагополучие.

Подробнее о проекте:

В предложенном проекте по психологии «Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка» автором была изучена теоретическая информация по данному вопросу, а также рассмотрено понятие «неблагополучная семья», установлены причины появления неблагополучных семей и признаки наличия проблем в семье, встречающиеся в поведении детей, изучены особенности развития таких детей и их адаптация в обществе.

Данная исследовательская работа по психологии на тему «Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка» содержит описание практического исследования автора, направленное на выявление особенностей поведения детей из неблагополучных семей. Также учащаяся провела интервью с социальным работником и получила от специалиста развернутые ответы на самые популярные вопросы по теме своего исследования.

Оглавление

Введение
1. Что же такое неблагополучная семья?
2. Типы неблагополучных семей.
3. Последствия.
4. Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие.
5. Работа социальных работников.
6. Социальный опрос.
Заключение
Литература

Введение

Актуальность: Я считаю, что детство, особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития человека, формируется и закладывается фундамент личности, это время становления ребенка как полноценного члена общества.

В последнее время тема неблагополучия стала широко обсуждаемой на различных уровнях. К сожалению, последние политические и криминальные события показывают, что знаний по данной теме недостаточно, причем не только практических, но и теоретических. А так же за последние 10 лет рост неблагополучных семей резко увеличиося

Цель: Ознакомить аудиторию с понятием Неблагополучной семьи, рассказать о видах данных Неблагополучных семей, охарактеризовать детей испытывающих семейное неблагополучие.

Задачи: Ознакомив слушателей с данной информацией, распространить и снизить уровень неблагополучных семей.

Что же такое неблагополучная семья?

Для начала я хотела бы представить таблицу сравнения неблагополучных семей в 2010 году, в 2016 году и в 2020 году:

Читать статью  Мамины дочки: проблемы воспитания детей в неполной семье

неблагополучные семьи 1

Как мы можем увидеть количество неблагополучных семей в сравнении 2010 и 2020 года увеличилось в 5 раз.

Детский психолог М.И. Буянов в своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи» говорит о том, что «только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная». Отсюда мы делаем вывод о том, что неблагополучная семья — это семья, в которой нарушено нормальное функционирование, в связи, с чем создаются некомфортные условия для жизнедеятельности детей внутри нее.

В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные определения неблагополучной семьи. Вот одно из них:

Неблагополучная семья — это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов

Проанализировав понятие «неблагополучная семья», я определила данное понятие как — семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Типы неблагополучных семей и дети, которые в них вырастают

Критерии, по которым семей относят в группу риска весьма разнообразны. Исследователи семьи рассматривают неблагополучие по-разному. Одни относят семью к неблагополучным, если только какой-нибудь неблагоприятный фактор влияет полностью на всю семью, другие, когда фактор влияет на отдельных ее членов. Здесь критерием выделения неблагополучных семей является положение ребенка и отношение родителей к нему.

Наиболее сильным фактором, который вызывает дисфункцию семейных отношений и мешает семье выполнять свои функции, а также наносит психики ребенка непоправимый урон, является наркотическая зависимость и алкоголизм родителей.

Я провела опрос у подростков 14,15,16 лет. Опрос состоя из 3-ёх вопросов:

  • Считаете ли вы свою семью благополучной?
  • Употребляли вы когда-нибудь алкоголь?
  • Употребляли вы когда-нибудь наркотические вещества?

неблагополучные семьи 2

В каждой возрастной группе участвовало 25 человек.

В возрастной группе 14 лет такие результаты:
25 из 25 считают, что они из благополучной семьи. 7 из 25 употребляли алкоголь хотя бы один раз в жизни и 2 из 25 употребляли наркотические вещества хоть раз в жизни.

Результаты в возрастной группе 15 лет:
24 из 25 считают, что их семья благополучная, 17 из них употребляли алкоголь и 2 употребляли наркотические вещества.

В возрастной группе 16 лет вот такие результаты:
21 участник считает семью благополучной, 14 употребляли алкоголь и 2 употребляли наркотики.

У родителей-алкоголиков и родителей наркоманов в большинстве рождаются больные и умственно отсталые дети. Алкоголизм и зависимость родителей влияет на ребенка в процессе зачатия, во время беременности и на протяжении всей жизни. Этот неблагоприятный фактор является примером для ребенка. В то время, когда идет социализация ребенка, как я сказала одна из важных этапов жизни любого человека и формирование его личности, когда он впитывает всю окружающую его информацию, как губка, его основным ориентиром являются его родители.

Из-за этого ребенок усваивает эти ужасные примеры, в большинстве случаев, возникает отсутствие какого-либо воспитания вообще, в конечном итоге, ребенок может остаться без родителей, стать сиротой при живых родителях и попасть в детский дом. Ребенок в такой семье уподобляется своим родителям, потому что из-за своей незрелости не может противостоять таким пагубным примерам. Такие семьи порождают такие явления как социальная деградация, хулиганство, плохой самоконтроль, а они в свою очередь являются причиной психических расстройств у детей.

Еще один вид неблагополучной семьи — это педагогически несостоятельная семья. Такой статус получают семьи, в которых на первый взгляд все благополучно, но при воспитании детей возникают серьезные педагогические ошибки.

В своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи» М. Буянов называет неблагополучной, чаще всего , такую семью, в которой имеются явные дефекты воспитания, и описывает наиболее часто встречающиеся:

— Ребенка воспитывают «по типу Золушки», то есть, когда ребенок явно или скрыто эмоционально отвергается. В такой семье ребенка не любят, и он это знает, потому что ему постоянно напоминают про эту нелюбовь. Реакция детей на такое отношение бывает разной: очень часто ребенок замыкается в себе, другие пытаются привлечь внимание родителей к себе и окружающих в целом, вызвать их жалость. В итоге ребёнок становится жестоким не только к родителям, но и ко всем его окружающим людям.

— Гиперопека. В этом случае ребенка стараются защитить от всех трудностей и опасностей современной жизни. Ребенок из такой семьи, как правило, лишен возможности хоть как-то проявить свою самостоятельность, он вырастает чаще всего безответственным, несамостоятельным и инфантильным. Алкоголики, наркоманы, хронические неудачники — часто результат такого воспитания.

— Гипоопека, то есть недостаток опеки, внимания со стороны родителей. Ребенком никто не занимается, его в семье интересы всегда ставятся на последнее место, хотя нельзя сказать, что его не любят, просто родителям не до него — у них хватает своих проблем. Так бывает в семьях, где родители обеспокоены обустройством своего личного счастья, достижениями успехов в карьере и др. Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах, никто не выслушает его, не поможет советом. Никто никогда не пожертвует ради него своим временем. Конечно, с одной стороны, ребенок растет независимым и самостоятельным, но часто такое отношение к ребенку приводит к тому, что он чувствует себя никому не нужным, всеми покинутым. И нередко заканчивается эта безнадзорность пристрастием детей к алкоголю, наркотикам, совершением ими противоправных поступков.

— Семья, в которой к ребенку относятся излишне строго. Детей боятся избаловать, поэтому и относятся к ним сдержанно . Как правило, детям в таких семьях прививают высокие нравственные нормы и воспитывают в них повышенную моральную ответственность. Дети хорошо знают, «что такое хорошо и что такое плохо», и часто стараются поступать правильно. Но хорошо ли такому ребенку живется без родительской ласки? Счастлив ли он?

— Семьи, в которых нет согласия в воспитании ребенка. Эти семьи, в которых родители используют одну тактику в воспитании детей, а бабушки или дедушки совершенно другую. Или же мама с папой используют разную тактику.Из-за этого у ребенка могут начаться невроз или другое психическое нарушение.

Следующий вид неблагополучных семей — криминально-аморальные семьи, здесь главным фактором, нарушающим выполнение семьей своих обязанностей, являются криминальные факторы риска, и аморально — ассоциальные семьи, в которых преобладают антиобщественные ориентации.

Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.

Перечисленные формами не исчерпываются разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей так как им самим выгодно. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть с взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль — положительная или отрицательная — она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом.

Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

Таким образом, неблагополучная семья — это, прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.

Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции

Ребенок испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками. Возникает необходимость скрывать свои сильные эмоции — запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности, душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям.

Наблюдается агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей, капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики. Дети в семьях известных родителей тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

Дефицит внимания, который ведёт к недоброжелательности, неосознанной враждебности, проявляющейся в виде или открытого противостояния или скрытой, «молчаливой» неприязни. Это неприятие взрослых, хотя и близких (родителей, учителей), но духовно чуждых, делает ребенка нетерпимым, невнимательным, немилосердным, порой даже жестоким. Эти качества могут сказаться в отношениях как со знакомыми, так и с посторонними людьми. Но агрессия, жестокость иногда направляется на самого себя, и тогда индивид, теряя самоуважение, чувство душевного равновесия, становится нелюдимым, тревожным, с заниженной самооценкой.

Заключение

Таким образом, дети из неблагополучных семей, которые в силу различных причин оказались вне активного педагогического влияния — родительского и школьного, приобретают такие качества, которые их характеризуют с негативной, асоциальной стороны. Они отличаются неприятием общественных норм морали, негативным отношением к учебе, нежеланием подчиняться родителям, учителям, старшим в семье. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.

Для написания данной исследовательской работы и проекта по психологии «Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка» были использованы ресурсы Сети Интернет.

Источник https://lfirmal.com/osobennosti-raboty-pedagoga-psihologa-s-semyami-gruppy-riska-obshchaya-harakteristika-i-osobennosti-semey-gruppy-riska/

Источник https://detki.guru/vospitanie/sotsialnye-problemy-semejnogo-vospitaniya.html

Источник https://tvorcheskie-proekty.ru/node/4163

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: