Сложности воспитания одаренных детей

Содержание статьи

Сложности воспитания одаренных детей

Когда родители понимают, что их ребёнок обладает большими способностями, чем его сверстники, они могут испытывать самые противоречивые чувства. С одной стороны, мать и отец чувствуют радость и гордость — в семье растет настоящий талант! С другой — они могут бояться за его будущее и не знать, что им делать дальше для полноценного развития способностей ребёнка. Тревога взрослых по этому поводу является оправданной, потому что одаренные дети должны воспитываться с соблюдением определенных условий.

Среди них: правильный режим дня, полноценный отдых, поиски настоящих друзей, умение взрослых и детей не потерять личность за талантами, зависть и конкуренция со стороны сверстников, нарциссические проявления в ребёнке и так далее.

В этой статье можно узнать о том, чем отличаются одаренные дети от всех остальных, как правильно воспитывать их и с какими сложностями могут столкнуться взрослые во время непростого пути обнаружения и развития талантов.

7 важных вопросов о детских подгузниках

Одаренный ребёнок — какой он?

Одаренный ребёнок — какой он?

Одаренные дети отличаются высоким уровнем развития и способностей. Они с раннего детства очень любознательны, интересуются самыми разными вещами и событиями, любят погружаться в какую-либо тему «с головой», шокируют родителей и педагогов неожиданными и глубокомысленными вопросами, строят рассуждения, пользуясь логикой и другими аналитическими методами.

Понять, что ребёнок одаренный, можно, если по мере его взросления становится видно, что его способности выходят за рамки, соответствующие возрастным нормам.

Например, одаренный ребёнок может начать разговаривать, читать, декларировать или сочинять стихи в раннем детстве, разбираться в точных науках или создавать своими руками вещи, делать которые даже взрослые люди учатся годами — мастерить, рисовать, лепить, строить и так далее.

Одаренность ребёнка может быть творческой, спортивной, интеллектуальной, социальной. Как правильно воспитывать одаренных детей?

Дети, чувствительные к критике

Воспитание — это процесс, который включает в себя обучение, похвалу и критику. Отношение детей к последнему воздействию может быть самым разным. Если родители понимают, что за проступок нужно критиковать не ребёнка, а то, что он сделал, то детская психика не подвергается отрицательному влиянию обесценивания. В обратном случае дети могут страдать от негативных оценок своей личности со стороны. Это проявляется в снижении самооценки и уверенности в себе, появлении ощущения ненужности. Если постоянно критиковать ребёнка, то однажды у него появится чувство, что он плохой, неспособный и неумелый.

Одаренные дети склонны принимать критику близко к сердцу, это объясняется тем, что они с малых лет замечают свое отличие от сверстников, поэтому им сложно принимать свою некомпетентность и примириться с тем, что они могут быть неуспешны. Признание этого одаренным ребёнком может вызвать серьезный стресс.

Поэтому родители должны быть осторожны в словах, не драматизировать, не обесценивать чувства ребёнка, давать ему понять, что проигрыш или ошибочные действия это не «конец света» и уже тем более не оценка личности.

Дети, не прощающие себе ошибок

Одаренный ребёнок растет с ощущением собственной уникальности. Поэтому, когда он что-то делает не так, это может нанести удар по его самооценке. Когда обычный ребёнок совершает ошибки и не ругает себя за это, одаренные дети не прощают себе ошибок. Для него ошибиться — равносильно утратить свои способности, перестать быть талантливым. Он искренне может считать, что если потеряет свои способности, не сможет быть лучшим, первым, то станет никому не нужен.

Читать статью  Дети в трудной жизненной ситуации

Родители должны дать понять детям, что это не так. Для этого их нужно учить позволять себе ошибаться, делать выводы, анализировать свое поведение и пользоваться жизненным опытом. Одаренных детей, так же как и других, следует окружать безусловной любовью. Так они смогут почувствовать себя любимыми не за выдающиеся склонности, а просто за то, что они есть.

Ребёнок понимает больше, чем сверстники

Ребёнок понимает больше, чем сверстники

Это проблема, которая может стать причиной раздора в детском коллективе. Одаренный ребёнок может перестать получать удовольствие от общения со сверстниками, потому что понимает, что знает гораздо больше чем они. Также это может привести к тому, что окружающие дети могут начать испытывать зависть или пытаться конкурировать. Все это отрицательно влияет на отношения детей между собой, может привести к потере друзей и появлению одиночества.

Чтобы этого избежать, стоит с детства прививать ребёнку ценности дружбы и человеческих отношений. Он должен наблюдать искреннее общение в семье и, кроме талантов, иметь личностные качества, за которые его можно ценить и уважать.

Ребёнок «перерастает» своих родителей

Бывает так, что ребёнок знает больше не только чем одноклассники, но даже больше, чем его родители. Это может порождать определенные сложности в детско-родительских отношениях, такие как отсутствие авторитета у взрослых, непослушание, обесценивание семейных правил и традиций.

Чтобы этого не случилось, родители должны, минуя одаренность ребёнка, оставаться на своем месте и в своей социальной роли — главного человека в семье. Для этого необходимо создание границ в семье, непререкаемых правил, которых ребёнок, несмотря на все свои таланты, должен придерживаться.

Рассеянный ребёнок

Одаренные дети часто бывают рассеянными. Причиной для этого выступают особенности их мышления. Они могут «витать» в облаках, чаще, чем их сверстники, размышляя о глубоких интеллектуальных или творческих вещах.

Погружаясь в одну деятельность, они часто упускают возможность качественно выполнять обыденные и необходимые вещи — они могут не следить за порядком в своей комнате и внешним видом, забывать положить в портфель нужные книги и тетради, подготовиться и собрать все необходимое к ответственному мероприятию.

Родителям нужно постоянно приучать детей к порядку, однако пытаться изменить их особенность быть рассеянным вряд ли удастся. Поэтому взрослые должны чаще следить, напоминать, спрашивать, интересоваться, подсказывать — помогать детям организовывать жизнь и пространство.

Типичные ошибки родителей одарённых детей

Типичные ошибки родителей одарённых детей

Воспитание одарённого ребенка в семье – задача, требующая особенного подхода и корректных действий. Неправильная родительская позиция в воспитании такого ребенка может нанести вред не только его развитию, но и становлению личности. О наиболее характерных родительских ошибках мы расскажем в этой статье.

ОДАРЕННОСТЬ — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

Варианты неправильного отношения родителей к одаренности своих детей

«Всё и так отлично! Зачем вмешиваться?!» — попустительская позиция родителей приводит к слабому развитию волевых качеств у одарённого ребёнка.

Пожалуй, одна из самых распространённых ошибок родителей — их низкая вовлечённость в процесс воспитания и обучения на старте. Одарённый от природы малыш в такой семье поначалу развивается почти полностью самостоятельно или с минимальным вмешательством взрослых. Он радует своими результатами всех вокруг. Гордость семьи поступает в первый класс, опережая стандартные требования. Далее без особых трудностей пролетает несколько лет начальной школы, но неожиданно в средних классах подающий надежды ученик «скатывается» на тройки и двойки и теряет интерес к обучению. С этой поры основной проблемой становится невозможность заставить его выполнить хотя бы минимум своих учебных дел.

Причиной может быть то, что ребёнок не научился удерживать внимание, ставить себе цели, задачи, выстраивать планы по их достижению, регулировать свои эмоции. Возможно, что ребёнка просто не научили сидеть и слушать в первом классе, потому что он и так был блистателен и хорош, и его не приходилось учить учиться.

В начальной школе крайне важно в достаточной степени развить в ребёнке те качества и навыки, которые будут ему необходимы всю оставшуюся жизнь во всех его начинаниях, ведь они закладываются в возрасте от 3 до 10 лет.

Формирование волевых качеств возможно и позже, но каждый шаг в этом направлении будет даваться гораздо труднее.

Читать статью  Новостройки в Тобольске | СтоунСтрой

«Мы растим вундеркинда!» — чрезмерное увлечение ранним развитием опасно перегрузками и их нежелательными последствиями.

В противоположность невмешательству нередка и другая ошибка — внимание семьи сконцентрировано на том, чтобы «дать ребёнку всё» в области воспитания и образования, начиная чуть ли не с рождения. Опасность этой ошибки в том, что родители рискуют увеличить нагрузку настолько, что психических и физических ресурсов ребёнка может не хватить, что нередко приводит к различным невротическим реакциям.

Чтобы не перегнуть в этом стремлении, полезно изучить допустимые и предельные нормативы по учебной нагрузке ребёнка соответственно его возрасту, получить хотя бы поверхностные знания по детской психологии и физиологии. А также быть чутким и внимательным к своему ребёнку, учиться слышать даже то, о чём он молчит, стремясь не расстраивать любимых родителей.

«Посмотрите все вокруг, какой у меня ребенок!» — чрезмерное восхищение успехами развивает тщеславие.

Восхищение способностями ребенка, старанием продемонстрировать успехи своего чада друзьям и знакомым ведет к появлению у ребенка тщеславия и чувства превосходства над другими людьми. Эта ошибка чревата трудностями во взаимоотношениях со сверстниками, а в дальнейшем может привести к страданиям и одиночеству.

Чтобы не сделать ребенка несчастным «собственными руками», важно понимать, что успехи должны представлять ценность для самого ребенка, а не для окружающих его людей.

Восхищение одаренному ребенку может навредить, а вот вовремя и к месту произнесенная похвала, наоборот, сподвигнуть на что-то большее.

«Мой ребёнок должен!» — завышенные требования ведут к формированию «чёрно-белого» мышления.

Эта ошибка свойственна родителям, которые сами не смогли достичь значимых результатов и заметили выдающиеся способности у своих детей. Здесь тоже могут иметь место перегрузки, но при этом добавляется настойчивое, а иногда и агрессивное воздействие на ребёнка. Родителю всегда будет казаться, что его «продолжение» ещё недостаточно совершенно. А ребёнок в предъявляемых к нему требованиях не сможет нащупать границы, когда, наконец, будет «хорошо» или хотя бы «достаточно». Такое воспитание приводит к потере ориентиров и привычке мыслить крайностями, когда человек считает, что лучше ничего не делать, чем сделать неидеально, и… предпочитает не делать ничего.

Таким родителям трудно что-либо советовать. Для начала им необходимо разобраться в себе — где корни тех нереальных требований, которые они предъявляют своему ребёнку.

«Не выпендривайся!» — недооценённый потенциал порождает неуверенность в себе, склонность к подавленности, апатии, депрессии.

Игнорирование явно проявляющихся способностей ребёнка, а иногда и высмеивание — не лучший способ вырастить счастливого человека. Этим могут грешить те родители, у которых уже сформирована крайняя степень неуверенности в себе. Они могут намеренно занижать как значимость своих достижений, так и ценность успехов своих детей, потому что для них важнее в момент неудачи «не оказаться в дураках». На каждую осечку у них заготовлены хлёсткие суждения — «я же говорил, что всё равно не получится», «я так и знал!», «и так было понятно, что ты неудачник» .

У таких родителей вряд ли в должной мере присутствует критика к своему поведению в отношении ребёнка, поэтому советов они не слушают. Но всё-таки хочется всем пожелать быть внимательнее к своим детям независимо от степени их одарённости.

В принципе, многие из описанных ошибок могут совершаться и в отношении детей, обладающих нормальным уровнем развития. Но одарённость часто сочетается и с более тонкой психической организацией, поэтому детям с потенциально высокими задатками и способностями ошибки воспитания могут наносить больший урон.

Психолог Елена Турлина

Каждый ребенок обладает множеством талантов. Они могут быть очевидными или скрытыми. Кроме того, таланты могут меняться с течением времени. «Я – родитель» предлагает понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.

Одаренный ребенок в семье — как воспитывать вундеркинда

Одаренный ребенок

Каждый родитель считает, что его ребенок — самый красивый, добрый и умный. Несомненно, это так, но никто не возьмется оспаривать тот факт, что в ряду сверстников есть дети, несколько отличающиеся от других. Они имеют феноменальную память, быстро схватывают новую информацию и способны мыслить творчески. Такие дети намного опережают в развитии своих ровесников. В этой статье мы поговорим, ак правильно себя вести, если у вас есть одаренный ребенок в семье.

Конечно, воспитывать одаренного ребёнка – большое счастье, но вместе с тем, это и большая ответственность. Семья, в которой растет ребенок-вундеркинд, сталкивается с немалыми трудностями.

Одаренный ребенок требует особого внимания родителей. Он как никто другой нуждается в поддержке и пространстве для творчества. Важно не замещать детство, с присущей ему веселостью и беззаботностью, умственными нагрузками. Можно и нужно учиться новому, играя, ведь игра – это основной способ социализации ребенка, она учит применять на себя различные роли, вставать на место другого человека. Пропуская мимо процесс игры, родители рискуют вырастить ребенка, который не умеет общаться, и вынужден всегда находиться в стороне от общества.

Читать статью  Патриархальный тип семьи

Популярные ошибки

Возможные проблемы

Но, уделяя чрезмерное внимание талантам ребенка-вундеркинда, родители рискуют взрастить в нем зерно тщеславия. Без устали демонстрируя окружающим способности своего чада, постоянно восхищаясь его успехами, семья ставит ребёнка на пьедестал почета, самооценка его становится чрезвычайно высокой, на других людей ребенок смотрит свысока. Трудностей в общении такой ребенок избежать, скорее всего, не сможет.

Важно уметь находить правильный подход к такому ребенку. Не нужно забывать апеллировать к его эмоциям, больше общаться на самые различные темы. Сложности в общении могут заключаться также с завышенными требованиями таких детей к взрослым. Некоторые, например, они могут требовать четкого обоснования мнения родителей по какому-либо вопросу, другие же излишне склонны фантазировать и убеждают старших в том, чего на самом деле не было. Заставить его заниматься тем, что ему не интересно, практически невозможно. Он найдет тысячу отговорок, лишь бы не приступать к непривлекательному для него занятию.
Сильные и слабые стороны ребенка-вундеркинда тесно связаны, они перекликаются друг с другом.

Лёгкость в обучении перерастает в нежелании подолгу и с усердием заниматься, самостоятельность – в своеволие, чрезмерное увлечение интеллектуальными занятиями – в низкую физическую активность.

Однако не стоит опасаться этих трудностей, более того, ни в коем случае ребенок не должен видеть страхи и сомнения родителей. На самом деле сложности не зависят от того, восхищаются ли родители способностями ребенка или считают их отклонением от нормы и странностью. Трудности в воспитании вундеркиндов существуют у многих семей. Чаще всего они заключаются в своих ожиданиях от ребенка. Важно не стесняться проблем и вовремя обращаться за помощью и советом к специалистам, не забывая о мнениях воспитателя, учителя или школьного психолога, именно они помогут направить родителей в нужное направление.

Лучшие статьи о беременности тут. Все о родственниках — здесь.

Как выявить вундеркинда

Виды одаренности

Отдельное внимание стоит уделить тому факту, что одаренность ребенка и вовсе может быть не замечена невнимательными родителями. Многие дети рождаются одаренными, но далеко не всем удается реализовать её.

Для достижения результата, ребенок должен быть трудолюбивым и непреклонным перед трудностями при развитии способностей. Эти качества должны привить ребенку именно папа с мамой ещё в раннем детстве.

Если родители, несмотря на ежедневные бытовые неурядицы и хлопоты, всё же заметили, что их маленький ребенок старается находить уникальные пути решения стоящих перед ним задач, с легкостью осваивает новые занятия и с увлечением рассказывает об этом, тянется к новым знаниям, самокритичен и целеустремлен, можно с большой долей вероятности заявлять – это одаренный ребенок, он уникален и требует большого внимания. Перед родителями стоит задача своевременного выявления способностей ребенка. Необходимо определить тот вид деятельности, которым ребенок особо интересуется, и двигаться по направлению раскрытия и развития способностей юного гения в данном направлении.

Важные рекомендации

Признаки одаренности

Вырастить достойного человека из маленького вундеркинда на самом деле не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь родителям одаренного ребенка.

  1. Много общайтесь с ребенком и помните, что он в первую очередь ребенок и нуждается в любви и ласке.
  2. Неплохо, если у него будет младший брат или сестра. Это пойдет на пользу и самооценке, и развитию талантливого ребенка.
  3. Никогда жестко не критикуйте ребенка. Критика должна быть завуалирована и конструктивна.
  4. Приучайте ребенка к терпению, трудолюбию и самостоятельности.
  5. Помните о его индивидуальности. Стандарты и возрастные нормы – ориентир не для него.
  6. Интересуйтесь увлечениями ребенка, фантазируйте вместе с ним.
  7. Предоставьте ему возможность общаться со сверстниками в неформальной обстановке, запишите в кружок или на секцию.
  8. Остановите свой выбор на школе для одаренных детей. Пусть обучается в компании таких же одаренных сверстников.
  9. Позволяйте уделять внимание любимому занятию, не заставляйте быть первым везде.
  10. Умерьте своё восхищение и гордость: все должно быть в меру.

И, наконец, необходимое условие воспитания успешного человека: забота не только о развитии таланта ребенка, но и о его личности.

Источник https://medaboutme.ru/articles/slozhnosti_vospitaniya_odarennykh_detey/

Источник https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/tipichnye-oshibki-roditeley-odaryennykh-detey/

Источник http://psyholove.ru/semya-i-svadba/deti/odarenniy-rebenok-v-seme-kak-vospitivat-vunderkinda

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: