Последствия родительского абьюза для детей

Насилие в семье над ребенком: виды, признаки, последствия, профилактика

Тема насилия всегда неприятна и пугает, особенно если речь идет о детях. Но говорить об этом важно и нужно для того, чтобы каждый человек мог помочь, при необходимости распознать насилие и сообщить в соответствующие службы. Дети составляют особую группу риска, так как во всем зависимы от взрослых (родители, воспитатели, учителя), находятся в их власти.

Суть и причины насилия

Семья – первый социальный институт для ребенка. Это место, в котором он всегда должен чувствовать себя в безопасности, но иногда случается наоборот: семья оказывается самым опасным местом для ребенка.

Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей). Но насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребенка. Вдвойне опасно, если насилие и семья представляют собой одно и то же.

Зарождение этого явления принято относить к XIX веку, когда началась индустриализация общества, а детей стали эксплуатировать, отправлять на работу, лишать учебы и перспектив. Тогда же начали появляться первые общественные организации по защите детей от насилия и эксплуатации.

В XX веке появились новые подходы к изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Были составлены первые классификации. Тогда насилие подразделяли на педиатрическое, психиатрическое и правовое.

К основным причинам насилия относится:

  • подобный опыт в жизни супругов (модель, стереотип поведения);
  • личный опыт в виде подавления в детстве, авторитетного стиля воспитания со стороны матери (в будущем отражается насилием над женщинами, как попытками разорвать связь с матерью);
  • влияние социально-экономической неблагоприятной обстановки, безработица, низкое социальное положение;
  • неудовлетворенность собой и жизнью;
  • психопатологии; и аддикции; ;
  • неадекватное самоутверждение и достижение власти, вызванные низкой самооценкой и низким самоуважением;
  • нежеланный ребенок в семье.

Причина насилия, естественно, кроется в психике родителя. Необходимость найти это и проработать – одна из задач психотерапевта при работе с семьей (работа ведется не только с ребенком). У любой агрессии, насилия всегда есть субъективный мотив. Другой вопрос, что он не всегда осознается самим агрессором.

Иногда насилие – попытки стабилизировать состояние семьи как системы, например, при борьбе за порядок или власть. Тогда нужно работать именно с семьей как системой и устранять причины ее дисфункции. В противном случае насилие станет либо хроническим, либо эпизодическим.

Насилие над детьми как психотравма обладает рядом особенностей:

  • не всегда дети осознают суть происходящего;
  • если осознают суть, то не всегда осознают истинные последствия для их физического и психического здоровья;
  • события могут забыться (детский мозг устроен так, чтобы быстро вытесняет негатив), но дать о себе знать во взрослой жизни;
  • о насилии дети чаще рассказывают сверстникам, а не другому члену семьи (если вообще рассказывают).

Виды насилия

Насилие бывает прямым и косвенным, единичным или систематическим, актуальным или прошедшим. Но важнее других выглядит классификация по содержанию насилия:

  1. Физическое насилие. Это любые физические насильственные действия в отношении ребенка до 18 лет, в том числе варианты наказания (шлепки, толкание, хватание и другое).
  2. Пренебрежение обязанностями. Под этим подразумевается несоблюдение родительских обязанностей, игнорирование потребностей ребенка, ненадлежащий уход за ребенком.
  3. Сексуальное насилие. Использование ребенка до 18 лет с целью получения сексуального удовольствия. Любой эротический контакт с ребенком или его эксплуатация (порнография).
  4. Психологическое насилие. Унижения, оскорбления, высмеивание и другие унижающие личностное достоинство модели поведения.

Сексуальное насилие включает в себя несколько форм:

  • Развратные действия. Любые действия со стороны взрослого человека, способные вызвать возбуждение у ребенка до 14 лет и сформировать неадекватное отношение к сексуальным отношениям. Действия могут носить физический (телесный) характер или интеллектуальный (демонстрация материалов).
  • Педофилия. Сексуальное преследование ребенка до 14 лет.
  • Порнография. Любые формы демонстрации сексуальных отношений (книги, фильмы, журналы).
  • Принуждения к сексуальным действиям. Не физическое, а психическое воздействие на ребенка, постепенно вынуждающее его вступить в какие-либо сексуальные отношения. Давить можно статусом взрослого, шантажом.

Жестокое обращение с детьми – обобщенное название любого насилия. Это фактическое причинение вреда ребенку:

  • через оскорбления и некорректные наказания;
  • неадекватные требования и жесткий контроль;
  • запреты.

Жестоким обращением можно назвать физические действия (побои), убийство, вред из-за неоказания помощи, пренебрежение ребенком и его потребностями, вред психике, дефицит защиты и заботы.

Признаки насилия

Насилие со стороны заподозрить непросто, что обусловлено:

  • закрытостью семьи как системы;
  • взаимозависимыми отношениями агрессора и жертвы;
  • недостатком информации;
  • запуганностью и недоверием со стороны жертвы.

В основном все сводится к тому, что семья, где царит насилие – закрытая система. Но кое-что может намекнуть о насилии над ребенком:

  • крики, хлопки, шлепки, ругань, явно слышимая за стеной (многие квартиры разделены тонкими стенами, а насилие далеко не всегда протекает бесшумно);
  • следы побоев на ребенке;
  • неопрятный внешний вид ребенка, одежда не по погоде.

К признакам физического насилия относится:

  • повреждения органов тела и нарушения органов чувств;
  • малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития;
  • тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных;
  • стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми;
  • избегание дома, боязнь тактильных контактов;
  • общение с детьми младшего возраста.

К признакам психологического насилия относится:

  • психотравма и (или) посттравматический стрессовый синдром;
  • у детей до среднего школьного возраста – задержка в физическом и речевом развитии;
  • у подростков – потеря смысла и цели жизни, дезориентация, мысли о суициде;
  • импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос);
  • покорность и податливость;
  • страхи и проблемы со сном;
  • депрессия и заторможенность;
  • девиации;
  • болезни.

Признаки сексуального насилия над ребенком:

  • несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях;
  • сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым;
  • жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов;
  • тревога при плаче других детей;
  • нервный тик, покачивание, сосание пальца.

Общие признаки насилия:

  • неумение ребенка сосредоточиться;
  • нарушения памяти;
  • ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка;
  • пессимизм;
  • недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей;
  • приступы гнева или агрессии;
  • хроническое чувство страха, стыда, вины;
  • отстраненность от социума;
  • депрессия;
  • ангедония.
Читать статью  Лучшие фильмы о семейных ценностях

По закону Российской Федерации ребенок сам может обратиться в органы опеки за защитой, а с 14 лет – в суд, но редко какой ребенок решится на это. Насилие, как правило, сопровождается запугиванием, а также страхом и привыканием жертвы.

Каждый случай насилия (жестокость и интенсивность) оценивается в индивидуальном порядке. Учитывается индивидуальная чувствительность ребенка, возраст и характер отношений между ним и взрослым.

Сложнее всего заподозрить психологическое насилие или насилие над душой ребенка. Это многогранная категория:

  • нехватка любви и внимания;
  • угрозы и насмешки;
  • неадекватные и чрезмерные требования;
  • любое поведение родителей, вызывающее страх у ребенка;
  • запреты;
  • психологическое давление;
  • гиперопека; ;
  • любые побуждения «из любви», наносящие вред здоровью ребенка.

Из-за этого отмечается заниженная самооценка, неуверенность в себе, утрачивается чувство собственного достоинства. При гиперопеке развивается чувство беспомощности и полной зависимости от родителей. Оторванность от семьи, социальное или физическое сиротство ребенка навсегда оставляет след в виде чувства эмоциональной незащищенности. Не факт, что последствия сразу проявят себя, это может возникнуть спустя годы.

Последствия насилия

Страх

Переживший насилие ребенок или подросток чувствует страх, замешательство, стыд, бессилие. Часто винит себя и воспринимает как соучастника и первопричину случившегося. Иногда причиной считает свое поведение или положение в семье. Среди других последствий значится снижение доверия и круга общения.

Многие реакции зависят от возраста ребенка:

  1. Дети до 3 лет. Среди популярных реакций: страх, смешанные чувства, агрессия, потеря аппетита.
  2. Дошкольники. Отмечается тревога, боязливость, чувство вины и стыда, смешанность чувств, отвращение, чувство беспомощности.
  3. Младшие школьники. Наблюдается неопределенность школьника в семейных ролях, двойственное отношение к взрослым людям, страх, стыд, отвращение, недоверие ко всему миру.
  4. Младшие подростки. К предыдущим последствиям добавляется депрессия, чувственная опустошенность (нет никаких ощущений и чувств).
  5. Старшие подростки. Характерно отвращение, стыд, чувство вины, двойственность чувств в отношении взрослых, девиантное поведение, ощущение ненужности.

Особенно опасно сексуальное насилие, которое во взрослой жизни проявляется:

    ;
  • непринятием своего тела;
  • зависимым поведением;
  • проблемами в сексуальных отношениях;
  • повторным насилием (мужчины, подвергшиеся насилию, сами его совершают; женщины, подвергшиеся насилию, снова оказываются в роли жертвы).

По мере взросления ребенка также может отмечаться ответное насилие, потеря самоуважения, психические расстройства и попытки суицида.

Любое насилие во взрослой жизни оставляет такие следы:

  • нарушение Я-концепции;
  • чувство вины;
  • депрессия;
  • сексуальные дисфункции;
  • проблемы в межличностных отношениях.

Нарушение физических и психических границ в результате насилия влияет на всю дальнейшую жизнь и поведение человека. А пережитый опыт воспроизводится снова и снова.

Вообще в семье можно выделить 3 сферы насилия: родителей над детьми, взрослых над взрослыми, кого-либо из членов семьи над стариками. И каждая из этих форм опасна для ребенка. Если насилию подвергается не непосредственно он, а, например, мать, то возможны:

  • психоэмоциональные и психосоматические расстройства; ;
  • проблемы в социальной адаптации.

Семьи с насилием всегда относятся к группе риска, так как такая атмосфера не подходит для воспитания ребенка. Выросшие в насилии дети, как правило, позже сами становятся жертвой или агрессором (95 %).

Диагностика насилия

Выявить насилие сложно еще и потому, что сами родители не всегда воспринимают свои действия как насильственные. Они воспитывают своего ребенка, да, методом кнута без пряника, но это воспитание. Или методом кнута и пряника, тогда ребенок воспринимает избиения как должное за его провинности и потому еще меньше вероятность, что он кому-то расскажет.

Осложняет ситуацию и еще один момент. По сути любое насилие сопряжено с психическим. Потому работать приходится сразу с несколькими формами насилия.

Физическое насилие

Диагностические признаки насилия, которые можно отметить во время беседы с родителями:

  • нервное поведение;
  • фантастическое описание происхождения травм ребенка;
  • обвинение других людей или самого ребенка;
  • множественные противоречия в истории получения травм;
  • обвинение ребенка во лжи;
  • неадекватная оценка, ожидания и требования, не соответствующие возрасту или уровню развития ребенка.

Усилить подозрение должен факт частых нахождений ребенка в травмпункте, повторяющихся похожих травм, большого временного промежутка между травмами и обращением в больницу.

Проблема в том, что заметить невербальные и вербальные признаки вранья и изворотливости родителей можно только в условиях тесного наблюдения и общения. Доступна ли такая ситуация всем неравнодушным? Нет. Соседа и на порог дома не пустят. Добиться такой встречи с родителями могут только социальные работники. Задача свидетелей и очевидцев – поспособствовать этой встрече.

Диагностические реакции в процессе беседы с детьми:

  • тревожность;
  • нежелание и страх перед встречей с родителями;
  • убежденность ребенка в оправданности наказаний;
  • страх, что социальные работники (защитники) встанут на сторону родителей после беседы и выяснят, что наказания оправданы плохим поведением ребенка;
  • плач при любой неудаче;
  • склонность к дракам;
  • вздрагивание при малейшем движении руки рядом.

Иногда действительно бывает так, что ребенок придумывает рассказ о насилии, что может быть вызвано потребностью во внимании и сочувствии, конфликтами с друзьями или в семье, богатой фантазией. Но тогда эмоциональные и поведенческие реакции ребенка будут противоречить содержанию рассказа. Не отмечается в таких случаях страх перед родителями и иные признаки и последствия насилия, но заметно удовольствие ребенка от того, что его слушают, и увлеченность рассказом.

Нельзя расценивать описанные признаки отдельно от контекста и истории семьи, но существует ряд диагностических маркеров, которые ясно дают понять о физическом насилии:

  • синяки, укусы, ожоги, рубцы;
  • следы удушья;
  • любые повреждения, остающиеся без внятного и корректного объяснения со стороны родителей;
  • низкая самооценка ребенка;
  • нежелание и страх возвращаться домой;
  • мешковатая одежда, скрывающая побои;
  • самообвинение в провокациях в сторону насильника;
  • ребенок воспринимает побои как семейный порядок и норму;
  • волнение, плач, испуг при криках, скандалах.

Сексуальное насилие

Сложность диагностики сексуального насилия в том, что одни члены семьи могут покрывать других, даже если известно о преступлении.

Подростки реагируют серьезнее, так как понимают, что именно с ними случилось. Как правило, они меняют весь стиль жизни и одежды, окружение. Здоровые чувства типа сочувствия и симпатии превращаются в агрессию или слепую подчиненность (человеку, делу). У детей доподросткового возраста отмечаются классические признаки.

К диагностическим маркерам сексуального насилия над ребенком в семье относится:

  • не по возрасту хорошая осведомленность в вопросах сексуальных отношений;
  • синяки, зуд, кровь в области половых органов;
  • сексуальные поведенческие извращения;
  • резкие изменения в поведении ребенка;
  • смена походки, неудобство при ходьбе и сидении;
  • пищевые расстройства;
  • отвращение к себе;
  • ночные кошмары и нарушения сна;
  • суицидальные наклонности и депрессия;
  • потакательство, уступчивость в отношении взрослых;
  • девиантное поведение.

Пренебрежение нуждами ребенка

Психотравма

Самый часто встречающийся вариант насилия и наименее осознаваемый родителями. Даже в благополучных, казалось бы, семьях можно найти его элементы, например, недостаток любви и внимания из-за занятости на работе.

Читать статью  Развод в цифрах – статистика разводов в России

Поэтому этот вид самый неоднозначный в плане диагностики. Судить о пренебрежении принято при очевидных и злостных нарушениях: ребенок голодает, плохо одет, грязный, не получает медицинской помощи или образования, оказывается оставленным один и подвергнут опасности.

Лишенные дети отличаются неразборчивостью в построении отношений и попытками привлечь внимание. К другим диагностическим маркерам относится:

  • педагогическая запущенность (малый словарный запас, проблемы с речью);
  • отставание в физическом развитии;
  • неприятный запах, грязь и голод;
  • подавленность, пассивность и пугливость;
  • скупость эмоций и бедность реакций на доброту, похвалу;
  • чувство ненужности и убеждение «Я – не хороший, ничего не заслуживаю, и никогда не буду заслуживать».

Психологическое насилие

Решающая роль в диагностике отводится поведению взрослых. Психологическое насилие можно заподозрить, если родители:

  • не спешат утешить ребенка, пообщаться с ним, обнять;
  • сверхкритично относятся к ребенку;
  • ругают, оскорбляют, унижают;
  • негативно характеризуют ребенка;
  • вымещают на нем злобу на кого-то из родственников (ассоциируют ребенка с ним);
  • открыто признаются в нелюбви;
  • винят его в своих неудачах.

Со стороны ребенка о психологическом насилии намекнут:

  • неуверенность и низкая самооценка;
  • задержка речи и восприятия;
  • напряжение от ожидания наказания;
  • неразвитое логическое мышление;
  • неуважение и недоверие к взрослым;
  • наигранная зрелость или независимость как реакция защиты;
  • суицидальные наклонности.

Реабилитация

Устранение насилия всегда требует комплексной работы психолога с родителями и детьми. Наиболее эффективными методами являются:

  • психотерапия;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • тренинги.

Взаимодействуя с ребенком, нужно сначала добиться расположения и доверия с его стороны. Для этого нельзя акцентировать внимание на ситуации, то есть говорить «Не бойся», «Не переживай». Главный метод работы с ребенком – консультационная беседа. Но проводить ее может только квалифицированный специалист.

Насилие – всегда стрессовая ситуация для ребенка, влекущая за собой психотравму. Соответственно, работа должна быть направлена на устранение психотравмы и посттравматического стрессового расстройства, если оно наблюдается. Лучший метод – психотерапия.

Профилактика насилия

Основные направления профилактики: просвещение и информирование. Они должны проводиться в отношении детей, родителей, работников детских учреждений и вообще всех граждан. Важно говорить:

  • о том, что такое насилие;
  • о его видах;
  • что делать, если вы стали свидетелем или жертвой насилия;
  • какова ответственность за насилие;
  • куда можно сообщить о насилии (организации, телефоны).

Не стоит говорить в контексте «как не стать жертвой насилия», так как это сразу дает установку на самообвинение. Как говорилось в статье, жертвы и так склонны искать причину в себе, но это не так.

Последствия родительского абьюза для детей

Детско-родительские отношения рассматриваются, как нечто сакральное с одной стороны, и как источник многочисленных психологических травм, с другой. Отсутствие эмоционального контакта, базового доверия к миру, физическое и моральное насилие — все это отражается на психическом здоровье уже выросших детей. В попытке утвердить свою власть над ребёнком некоторые родители применяют как прямое физическое насилие, так и эмоциональное. Последнее страшнее для психики детей, поскольку окружающие могут считать семью самой обычной и нормальной, но мало кто догадывается, что происходит дома.

7 важных вопросов о детских подгузниках

Виды насилия по отношению к детям

Виды насилия по отношению к детям

Дети — одна из наиболее незащищенных категорий общества. Если от партнера, применяющего физическое или психологическое насилие можно уйти, то несовершеннолетний ребёнок часто остается без поддержки, и помощи ему попросить не у кого. К сожалению, физическое насилие в традиционных обществах по-прежнему считается нормой, несмотря на то, что наносит детям серьезные психологические травмы.

Некоторые родители не видят ничего предосудительного в «мягких» видах физического насилия, вроде шлепков за незначительные проступки. Но такие методы воспитания не приводят к желаемой корректировке поведения, улучшению успеваемости в школе или росту доверия к родителям. Среди матерей и отцов, применяющих физическое насилие, редко встречаются откровенные садисты. Большинство из них руководствуется схемами воспитания, усвоенными в собственном детстве, ожиданиями успехов от ребёнка или стремлением продемонстрировать собственный авторитет.

Эмоциональное насилие имеет много различных форм. Чаще всего — это обесценивание действий и эмоций ребёнка, тотальный контроль над его жизнью. Взрослые дети, выросшие в атмосфере эмоционального насилия, часто испытывают трудности с построением границ личности и продолжают страдать от него. Наладить контакт или изменить отношения к родительским методам воспитания часто помогает психотерапия.

Причины насилия со стороны родителей

Основная причина насилия по отношению к несовершеннолетнему ребёнку — стремление продемонстрировать собственную власть или самоутвердиться за его счет. В далеком прошлом физическое или эмоциональное насилие считалось нормальным и вполне допустимым способом улучшения моральных качеств ребёнка. Но практика показывает его недопустимость и неэффективность.

Во многих случаях жестокое обращение обусловлено социальными причинами. Его жертвой может стать ребёнок из асоциальной семьи, члены которой злоупотребляют алкоголем или наркотиками, имеют криминальное прошлое или психические отклонения. Но насилие может встречаться и в благополучных семьях.

Эмоциональное насилие часто имеет те же причины, что и физическое — желание показать свою власть или обесценить другого человека. Во многих случаях оно применяется к ребёнку, появления которого не хотели, или черты характера которого напоминают отсутствующего родителя. В будущем ребёнок, пострадавший от насилия, будет реализовывать такую же модель воспитания в собственной семье или искать партнера, склонного к физическому или эмоциональному абьюзу.

Последствия насилия по отношению к ребёнку могут быть самыми разными — от психических расстройств до социальной дезадаптации, формирования различных зависимостей и воспроизведения негативной модели воспитания в следующих поколениях. Прошлое изменить нельзя, но взрослый человек вполне может проработать последствия детских травм при помощи психотерапии.

Борьба с последствиями детских травм: психотерапия и многое другое

Борьба с последствиями детских травм: психотерапия и многое другое

Детство — важнейший период в жизни человека, когда происходит закладка базовых ценностей и установок. Если жизнь ребёнка в этот период сопровождается физическим или психологическим насилием, то это оказывает негативное воздействие на его будущее. Девушки в поисках тепла могут вступать в отношения с эмоционально холодными мужчинами, а юноши — проявлять насилие в собственных семьях.

У большинства людей, выросших в атмосфере физического и эмоционального насилия часто отмечается низкая самооценка, сформировавшаяся в результате отвержения со стороны значимых взрослых. Им сложно доверять другим людям и достигать карьерных успехов. Чувство вины пронизывает все сферы их жизни и негативно влияет на взаимоотношения с другими людьми.

Жертвы физического насилия часто страдают психическими расстройствами, в том числе, депрессией. Поэтому психотерапия, направленная на борьбу с последствиями физического и психологического насилия в детстве, может занять не один год. Разумеется, далеко не все проблемы в жизни человека можно объяснить детскими травмами, но важно понять, что мешает человеку двигаться вперед, строить доверительные отношения с окружающими и строить гармоничные отношения с собственным ребёнком.

Читать статью  Правовые семьи и правовые системы проблемы

Среди основных признаков детских травм часто отмечают эмоциональную зависимость от партнера, ощущение потерянности, сложности в общении с людьми и многое другое. Последствия могут быть и физическими — нарушения сна, снижение работоспособности, наличие психосоматических заболеваний. Люди, пережившие насилие в детстве, не умеют прислушиваться к своим эмоциям и управлять ими.

Первая задача терапевтического лечения — научить пациента контролировать свои чувства, принимать их и быть с ними в контакте. В этом человеку может помочь описание чувств на бумаге или рисование. Поэтому арт-терапия считается одном из наиболее эффективных методов борьбы с различными травмами и страхами. Также широко применяются различные методы когнитивно-поведенческой и телесной терапии.

Ребёнок беззащитен перед манипуляциями взрослых и различными формами насилия. Часто уже во взрослом возрасте он не может понять, в чем причина выбора партнера-абьюзера или токсичного друга. Это происходит потому что он не пытается прислушиваться к своим истинным желаниям и эмоциям. Работа с собственными травмами помогает освободиться от груза прошлого и начать строить более здоровые отношения с окружающими.

Долгосрочные последствия. Как насилие в семье отражается на детях

Фото с сайта Depositphotos.com

Фото с сайта Depositphotos.com

Был ли ребёнок жертвой домашнего насилия или свидетелем, на его будущем это в любом случае отразится.

Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своём Послании уделил внимание проблеме домашнего насилия.

«Нам нельзя закрывать глаза на многочисленные случаи семейно-бытового насилия, – подчеркнул глава государства. – Безнаказанность дебоширов развязывает им руки, фактически оставляет их жертв беззащитными. Считаю, что пришло время ужесточить ответственность за подобные деяния. Нельзя, чтобы пострадавшие от семейно-бытового насилия боялись осуждения общества или давления с чьей-либо стороны».

Как формируется толерантность к насилию

По данным ЮНИСЕФ, жертвами бытового насилия являются 275 млн детей планеты – к ним относятся и те, кто сам не подвергался насилию, но был его свидетелем. По словам экспертов, это также наносит серьёзную психологическую травму.

Цифра 275 млн – приблизительная, точных данных не знает никто, поскольку о случаях насилия не всегда сообщают в правоохранительные органы.

По словам детского психолога Татьяны Остапенко, бытовое насилие может иметь как краткосрочные, так и долгосрочные последствия.

К краткосрочным относятся:

  • переживание постоянного страха и тревоги;
  • чувство вины;
  • низкая самооценка;
  • плохая успеваемость в школе;
  • депрессия;
  • агрессивное поведение;
  • проблемы в общении.

В долгосрочной перспективе бытовое насилие приводит не только к проблемам с ментальным здоровьем, оно отражается на физическом самочувствии. Люди, которые сталкивались с домашним насилием в детстве, имеют повышенный риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета и некоторых других заболеваний.

Более того, это приводит к склонности к токсичным отношениям во взрослой жизни. Исследование ЮНИСЕФ показывает, что около 40% детей, которые были жертвами или свидетелями бытового насилия, не могут избежать его и в зрелом возрасте: они либо опять становятся его жертвами, либо сами его совершают, поскольку, живя в такой обстановке, считают насилие в семье не преступлением, а способом решения семейных конфликтов.

Иными словами, у детей формируется толерантность к насилию, и они повторяют стиль поведения одного из родителей во взрослой жизни.

«Если ребёнок видит, что мама плачет, ей плохо, а мама не хочет его пугать и говорит: «Всё хорошо, не переживай, иди спать», для ребёнка плачущий человек становится нормой», – объяснила Татьяна Остапенко.

К насилию можно привыкнуть

Дети, которые с рождения живут в деструктивной семье, чаще всего вырабатывают защитные механизмы, помогающие им выживать.

«Например, намеренно не слышать, когда родители ругаются или впадать в очень глубокий или ранний сон – опять же, чтобы не слышать. Ребёнок надеется, что уснув рано вечером, он избежит проблемы и у него появится иллюзия хорошей семьи. Эти защитные механизмы какое-то время помогают, однако когда дети вырастают, пережитое накладывает отпечаток на взрослую жизнь и очень мешает», – отметила Татьяна Остапенко.

Другое дело, если семья изначально была благополучной, а потом отношения между её членами испортились. В таком случае, по словам председателя фонда «Коргау-Астана» Анны Рыль, изменение атмосферы в семье становится для ребёнка травмой.

«Если в семье сначала была благополучная ситуация, а потом произошло какое-либо травматическое событие, к примеру смерть близкого человека, потеря работы, тогда взрослые начинают вымещать свои проблемы на детях. Это становится тяжёлой психологической травмой для ребёнка. Ему очень тяжело видеть, как его некогда счастливая семья разрушается”, – подчеркнула Анна Рыль.

Дети разного возраста могут реагировать на насилие в семье по-разному. По словам главы фонда «Коргау-Астана», в отношении подростков чаще применяется физическое насилие, что нередко приводит к побегам из дома. Подросток понимает, что наказание неотвратимо, даже если он ничего не нарушал, и решает сбежать.

Свидетели – тоже жертвы

В Казахстане нет статистики, которая хотя бы приблизительно отражала, сколько в стране детей – свидетелей домашнего насилия. Таким детям уделяют мало внимания, концентрируясь на тех, кто непосредственно физически пострадал от насилия.

«Дети – свидетели насилия испытывают огромный страх, тревогу и чувство одиночества», – подчеркнула Анна Рыль.

По словам экспертов, дети страдают, в том числе, и из-за того, что их родители вовремя не разводятся. Этому мешает, в частности, устоявшееся в нашем обществе мнение о том, что женщина должна терпеть мужа-агрессора ради детей и сохранения семьи. Зачастую родственники не поддерживают женщин, которые хотят уйти от домашнего тирана, считая, что ребёнку лучше расти в полной семье. Однако исследования ЮНИСЕФ доказывают, что домашнее насилие не только травмирует ребёнка, но и может вызвать задержку в развитии, расстройство психического здоровья и депрессию.

Роль наблюдателя наносит травму той же интенсивности, как и переживание насилия на себе. «Детям, которые столкнулись с домашним насилием, необходима помощь и поддержка специалиста, для того чтобы они смогли жить полноценной жизнью», – уверена Анна Рыль.

По данным национального исследования ЮНИСЕФ по насилию в Казахстане, от 25 до 37% детей были свидетелями насилия в семьях.

Асель Жакибаева

Читайте также:

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку «Сообщить об ошибке»

Источник https://psychologist.tips/1541-nasilie-v-seme-nad-rebenkom-vidy-priznaki-posledstviya-profilaktika.html

Источник https://medaboutme.ru/articles/posledstviya_roditelskogo_abyuza_dlya_detey/

Источник https://informburo.kz/stati/dolgosrocnye-posledstviya-kak-nasilie-v-seme-otrazaetsya-na-detyax

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: