Все счастливые семьи похожи друг на друга каждая несчастливая семья. Все счастливые семьи друг на друга похожи.
“Все счастливые семьи счастливы одинаково”, – писал Л.Н.Толстой. Конечно, с этим высказыванием нельзя согласиться полностью, ведь все семьи разные и в каждой – своя собственная атмосфера. И счастье у каждой семьи свое. У кого-то оно заключается, например, в обилии детей, а у кого-то – котиков или собак. Какие-то семьи любят путешествовать, а какие-то предпочитают жить тихой, размеренной домашней жизнью. Но в чем-то классик был прав – есть вещи, которые объединяют все крепкие и любящие семьи. Итак, какими же привычками обладают люди, которые действительно счастливы в семейной жизни?
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему» Л.Толстой.
Важнейшим соц. институтом и основной ячейкой общества является семья — общность людей, основаннная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах и кровном родстве.
Конечно, у каждого из нас свои представления об идеальных семьях. Своя позиция есть и у Л.Толстого. его высказывание»все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчасная семья несчастна по-своему» означает: мы без труда сможем назвать признаки счастливой семьи, потому что они универсальны( в хорошей семье есть гармония, взаимопонимание, дети воспитаны и уважают старших и т.д.), но в то же время нельзя выявить причины несчастья всех несчастливых семей, так как причины несчастья всегда разные.
Я же с мнением Л.Толстого не могу не согласиться. Для аргументации своей точки зрения хочу назвать основные функции семьи:1)социально-статусная, 2)досуговая 3) репродуктивная 4) воспитание и социализация детей 5) хоз.-экономическая 6)эмоциональная. В счастливой семье все эти функции выполняются: рождаются дети(репродуктивная), которые получают от своих родителей хорошее воспитание(соц. и воспитание детей), и они все вместе проводят выходные, отмечают праздники(досуговая), радуются успехам и сопереживают неудачам близких(эмоц.), при этом супруги и дети не забывают помогать друг другу по хозяйству(хоз.-экономич). В такой семье, несомненно, счастливы и дети, и родители.
Но представим несчастливые семьи. В одной, например, всю работу по дому выполняет жена, а муж ей не помогает. Хоз-экономич. функция семьи не выполняется одним из супругов, а следовательно, нарастает недовольство, возникают конфликты. Семья может распасться. В другой — не реализуется эмоц-психологич. функция семьи. Как часто можно услышать, что в семье нет взаимопонимания( распространенная ситуация: отец поздно приходит с работы и со своими детьми почти не видится, не знает, как у них дела и т.д. Или жена не поддерживает мужа в трудной ситуации)А сколько фильмов и передач посвящено трудным подросткам,с которыми не справляются даже их родители! Это семьи, где не выполняется функция воспитания и социализации детей. И наконец, есть семьи, где не выполняется не только какая-то одна, но и две, три и более функций! Например, это семьи алкоголиков, о которых может рассказать любой участковый и которых сейчас, к сожалению, довольно много.
Итак, рассуждая над этой актуальной проблемой, я прихожу к выводу: в счастливых семьях реализуются все функции семьи, иенно поэтоу они похожи, а в несчастливых — не выполняются разные функции, поэтому «каждая несчастная семья несчстна по-своему».
Не жалуются знакомым
Те, кто счастлив друг с другом, понимают, что не стоит рассказывать другим о своих внутрисемейных неурядицах. Особенно близким людям – родне, друзьям или подружкам. Ведь они, желая посочувствовать и выразить солидарность, только наговорят вам гадостей про партнера. “Ах, какой он плохой!” И этим они еще сильнее “раздуют” обиду и злость, которые без их участия вскоре прошли бы сами. Лучше договариваться между собой или обратиться к психологу.
ТЕСТ: определяем партнера, склонного к «залипанию» на вас
Эссе все счастливые семьи похожи друг на друга. Ответы:
Известно, что семья — это ячейка общества, основанная на личном, кровном родстве, супружеских узах и единой деятельности в семье. В прекрасной и счастливой семье, если верить Толстому, есть понимание и покой, дети любят родителей, а родители — детей. Это всем известно. А вот в несчастной семье причина несчастий может быть разная. Позволю себе порассуждать вместе с классиком. . Дело в том, что существуют несколько функций у семьи : досуговая, социально — статусная, репродуктивная, функция воспитания детей, хозяйственная и эмоциональная. В доброй семье все эти функции выполняются : рождается много детей, родители и дети много времени проводят вместе, взрослые помогают своим чадам решать возникающие проблемы, все вместе они выполняют работу по дому, в огороде, думают о старшем поколении. Полное счастье. А вот в несчастных семьях заботу о воспитании берет, например, жена, а муж в это время лежит на диване. Более того, один из супругов не работает , а, значит, не обеспечивает материально младших. И все это в комплексе, а не по отдельности разрушает гармонию в семье,что приводит к ее распаду. Очень много книг написано на эту тему, очень много телепередач можно увидеть. Вот, например, семья алкоголиков, где давно людей объединяет только бутылка, а не дети, где радость — в распитии спиртного. . По — моему, в такой ячейке общества вообще никакая функция не реализуется. Я считаю, что счастливые семьи похожи своей направленностью к самосовершенствованию, а несчастные идут к распаду, и каждая своим путем.
Ни с кем себя не сравнивают
Принимать партнера таким, какой он есть – очень важное и редкое умение. К сожалению, многие люди постоянно недовольны своими супругами, говоря: “А вот Маше-то муж норковую шубу купил!” или “А вот Света-то вкусные пирожки печь умеет, не то, что ты!” Таким образом они хотят “исправить” своих любимых, заставить их соответствовать своим ожиданиям, но это нездоровая стратегия. Ведь вместо этого они обижают их, занижают им самооценку, провоцируют ссоры и проблемы в отношениях. Важно помнить, что со стороны все кажется лучше, в том числе и чужие партнеры – но ведь “изнанка”-то не видна! Вдруг Машин муж – домашний тиран, бьющий ее и гуляющий налево, а Света нещадно “пилит” своего благоверного за каждую мелочь. Так что нужно ценить своих любимых, быть им благодарными, принимать их со всеми их милыми слабостями и не пытаться слепить из них идеал – и только тогда можно достичь гармонии!
Как создавалась «Анна Каренина». История создания
Книга создавалась долгих 7 лет. Во время работы, воодушевление сменялось упадком. В такие периоды «Анна Каренина» не нравилась автору, он называл ее «пошлой» и даже говорил, что она надоела ему, «как горькая редька».
Одно из первых изданий. Москва 1878 год.
И если в «книге о прошлом», как Лев Николаевич называл «Войну и мир», он изображал «мысль народную», то «Анна Каренина» должна была стать романом о современной жизни. И в нём уже Толстой изображает «мысль семейную».
Это ему удалось.
Прижизненное издание, отражающее принятое в XIX веке произношение имени Л. Н. Толстого (Лёв) и фамилии персонажа «Анны Карениной»
Не перестают веселиться
В некоторых семьях супруги ведут себя ну очень серьезно. Даже в домашней, семейной обстановке они не могут по-настоящему расслабиться. Весь день они строгие и мрачные, и хорошо, если хотя бы раз улыбнутся. Взрослые люди же! Им не пристало вести себя, как детям, они должны быть серьезными и думать о серьезных вещах. Вот только обстановка в такой семье будет очень холодной, скучной и унылой. Не лучше ли дать волю своим “внутренним детям” и вдоволь подурачиться, посмеяться, устроить бой подушками? Ведь по сути, все мы родом из детства! Совместное веселье и ребячество не только снимает напряжение и здорово расслабляет, но и укрепляет отношения между супругами, делает их теплее, ближе и доверительней. Ну и что, что вам уже по 40? Возраст – это только цифра!
Как выжить после расставания?
Подписаться на мой youtube-канал
Не “пилят” друг друга
JenRegnier / Pixabay
Нездоровая критика и мелочные придирки всегда вредят отношениям. Если, например, жена недовольна каждой мелочью – например, что супруг разбрасывает носки, оставляет за собой кружки и вообще все время лежит с пивом перед телевизором – она вряд ли “наставит его на путь истинный” постоянными упреками. Скорее всего, он будет только раздражаться, а это приведет к ссорам и скандалам. Вместо того, чтобы видеть в партнере лишь недостатки, лучше научиться замечать в нем достоинства. Да, он разбрасывает носки и оставляет кружки, но он же такой любящий и понимающий! А не это ли главное? Ну, а по поводу носков и кружек (если это прямо совсем невозможно терпеть) стоит постараться договориться как-нибудь более конструктивно, найти компромиссное решение.
Счастливые годы
Первые двадцать лет Толстые жили так, как когда-то и мечталось писателю. Софья Андреевна была идеальной Наташей при Пьере: рожала, воспитывала и сама учила детей (она родила 13 детей, пятеро из них умерли во младенчестве), вела хозяйство, заботилась о крестьянах, занималась благотворительностью и переписывала черновики мужа набело.
За все это время она взбунтовалась только один раз, когда родила первенца Сережу. У Софьи Андреевны не было молока, и она потребовала у мужа привести кормилицу, не принимая никаких его возражений, что у крестьянки не останется молока для своего сына.
Чему можно поучиться всем, кто пишет? Изучение + цитаты из «Анны Карениной»
Это моя любимая часть в каждом исследовании. Потому что именно здесь я беру то, что можно взять, можно внедрить в каждый свой текст, в свою книгу.
У Толстого есть много чему учиться.
В. Н. Мешков. Л. Н. Толстой за работой в библиотеке в Ясной поляне
В те годы был распространен строго фабульный роман. Фабульная завершенность была обязательным условием, например у Диккенса.
«Я никак не могу и не умею положить вымышленным мною лицам известные границы — как-то женитьба или смерть, — написал однажды Толстой — … мне невольно представлялось, что смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса»
Об этом же, ранее говорил и Бальзак, в своих «Письмах о литературе»:
«Как бы ни было велико количество аксессуаров и множество образов, современный романист должен, как Вальтер Скотт, Гомер этого жанра, сгруппировать их согласно их значению, подчинить солнцу своей системы — интриге или герою — и вести их, как сверкающее созвездие, в определенном порядке»
«Солнцем» в романе является вовсе не Анна Каренина, а мысль семейная, и изучение её с разных ракурсов: со стороны Левина, Кити, Облонских, Вронского, Каренина.
Потому роман не начинается с Анны Карениной. И не заканчивается с её смертью.
Когда читаешь описание почти каждой сцены возникает глубокое понимание. Взять хотя бы тот же пример из начала книги,
Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Положение это продолжалось уже третий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских. Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел еще вчера со двора, во время обеда; черная кухарка и кучер просили расчета.
На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич Облонский — Стива, как его звали в свете, — в обычный час, то есть в восемь часов утра, проснулся не в спальне жены, а в своем кабинете, на сафьянном диване… Он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинах дивана, как бы желая опять заснуть надолго, с другой стороны крепко обнял подушку и прижался к ней щекой; но вдруг вскочил, сел на диван и открыл глаза.
Или вот сцена, где второстепенные герои на свадьбе Левиных:
(Часть 5, глава 5)
В церкви была вся Москва, родные и знакомые. И во время обряда обручения, в блестящем освещении церкви, в кругу разряженных женщин, девушек и мужчин в белых галстуках, фраках и мундирах, не переставал прилично-тихий говор, который преимущественно затевали мужчины, между тем как женщины были поглощены наблюдением всех подробностей столь всегда затрогивающего их священнодействия.
В кружке самом близком к невесте были ее две сестры: Долли и старшая, спокойная красавица Львова, приехавшая из-за границы.
— Что же это Мари в лиловом, точно черное, на свадьбу? — говорила Корсунская.
— С ее светом лица одно спасенье… — отвечала Друбецкая. — Я удивляюсь, зачем они вечером сделали свадьбу. Это купечество…
— Красивее. Я тоже венчалась вечером, — отвечала Корсунская и вздохнула, вспомнив о том, как мила она была в этот день, как смешно был влюблен ее муж и как теперь все другое.
— Говорят, что кто больше десяти раз бывает шафером, тот не женится; я хотел десятый быть, чтобы застраховать себя, но место было занято, — говорил граф Синявин хорошенькой княжне Чарской, которая имела на него виды.
Чарская отвечала ему только улыбкой. Она смотрела на Кити, думая о том, как и когда она будет стоять с графом Синявиным в положении Кити и как она тогда напомнит ему его теперешнюю шутку.
Писатель Лев Николаевич Толстой и его супруга Софья Андреевна пьют чай дома в Ясной Поляне, 1908 год.
Герои Толстого вовлечены в сложные отношения, «заслоняя фонарь» (в терминологии Толстого «фонарем» он называл совесть человека).
Нет одномерных, плоских героев. Толстой изображал героев во всей сложности их внутренней жизни и взаимоотношений. В «Анне Карениной» нет «злодеев», как нет и «добротворных», как он сам их называл. Таким термином он называл характеры, вымышленные и односторонние, которые не соответствуют реальной жизни. Его герои — непоследовательны, не всегда свободны в своих делах и поступках, потому что задумывают одно, но под влиянием внутренних противоборствующих стремлений и разности мотивов, вынуждены поступать по-другому.
Мария Александровна Гартунг, прототип Анны Карениной (дочь Александра Пушкина)
У каждого героя есть прототип.
Например, Левин — это сам Толстой.
Николай Левин, брат — это родной брат Льва Николаевича.
Но сам Толстой говорил так: «Я бы очень сожалел, если бы сходство вымышленных имен с действительными могло бы кому-нибудь дать мысль, что я хотел описывать то или другое действительное лицо… Нужно наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип»
Вот так мы видим Анну Каренину впервые:
(часть 1, глава 18)
Вронский пошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме. С привычным тактом светского человека, по одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету. Он извинился и пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее — не потому, что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное. Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке.
А вот так мы впервые узнаем Левина:
(Часть 1, глава 5)
Этот самый, — сказал сторож, указывая на сильно сложенного широкоплечего человека с курчавою бородой, который, не снимая бараньей шапки, быстро и легко взбегал наверх по стертым ступенькам каменной лестницы. Один из сходивших вниз с портфелем худощавый чиновник, приостановившись, неодобрительно посмотрел на ноги бегущего и потом вопросительно взглянул на Облонского.
Степан Аркадьич стоял над лестницей. Добродушно сияющее лицо его из-за шитого воротника мундира просияло еще более, когда он узнал вбегавшего.
— Так и есть! Левин, наконец! — проговорил он с дружескою, насмешливою улыбкой, оглядывая подходившего к нему Левина. — Как это ты не побрезгал найти меня в этом вертепе? — сказал Степан Аркадьич, не довольствуясь пожатием руки и целуя своего приятеля. — Давно ли?
— Я сейчас приехал, и очень хотелось тебя видеть, — отвечал Левин, застенчиво и вместе с тем сердито и беспокойно оглядываясь вокруг.
— Ну, пойдем в кабинет, — сказал Степан Аркадьич, знавший самолюбивую и озлобленную застенчивость своего приятеля; и, схватив его за руку, он повлек его за собой, как будто проводя между опасностями.
Левин был почти одних лет с Облонским и с ним на «ты» не по одному шампанскому. Левин был его товарищем и другом первой молодости. Они любили друг друга, несмотря на различие характеров и вкусов, как любят друг друга приятели, сошедшиеся в первой молодости. Но, несмотря на это, как часто бывает между людьми, избравшими различные роды деятельности, каждый из них, хотя, рассуждая, и оправдывал деятельность другого, в душе презирал ее. Каждому казалось, что та жизнь, которую он сам ведет, есть одна настоящая жизнь, а которую ведет приятель — есть только призрак. Облонский не мог удержать легкой насмешливой улыбки при виде Левина. Уж который раз он видел его приезжавшим в Москву из деревни, где он что-то делал, но что именно, того Степан Аркадьич никогда не мог понять хорошенько, да и не интересовался. Левин приезжал в Москву всегда взволнованный, торопливый, немножко стесненный и раздраженный этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи. Степан Аркадьич смеялся над этим и любил это. Точно так же и Левин в душе презирал и городской образ жизни своего приятеля и его службу, которую считал пустяками, и смеялся над этим. Но разница была в том, что Облонский, делая, что все делают, смеялся самоуверенно и добродушно, а Левин не самоуверенно и иногда сердито.
Каждая новая книга Льва Толстого была открытием для читателя. Но не меньшим открытием она была и для самого писателя. Он писал потом: «Содержание того, что я писал было для меня так же ново, как и тем, которые читают».
По сути, это художественное исследование жизни.
Где-то я читал, что однажды Толстого упрекнули в таком печальном конце Анны. На что граф ответил просто: «Если вы думаете, что я выбираю судьбу героев, то вы заблуждаетесь. У них есть свои характеры, своя природа и, порой, для меня самого было удивительным то, что в итоге предпринимали мои герои».
Первое сообщение о работе над романом «Анна Каренина» в письме Л. Н. Толстого к Н. Н. Страхову от 25 марта 1873 г.
- Умение точно изобразить не просто общую мысль, но тончайшие оттенки чувств
Умение подобрать несколько деталей и так изобразить реальность, чтобы её увидел каждый читающий — это несомненный талант Толстого.
Достоевский говорил о нем: «Я вывел неотразимое заключение, что писатель, художественный, кроме поэмы, должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим — граф Лев Толстой»
Сцена, в которой Анна рассказывает о своей беременности.
(Часть 2, глава 22)
Ребенок этот с своим наивным взглядом на жизнь был компас, который показывал им степень их отклонения от того, что они знали, но не хотели знать.
На этот раз Сережи не было дома, она была совершенно одна и сидела на террасе, ожидая возвращения сына, ушедшего гулять и застигнутого дождем. Она послала человека и девушку искать его и сидела ожидая. Одетая в белое с широким шитьем платье, она сидела в углу террасы за цветами и не слыхала его. Склонив свою чернокурчавую голову, она прижала лоб к холодной лейке, стоявшей на перилах, и обеими своими прекрасными руками, со столь знакомыми ему кольцами, придерживала лейку. Красота всей ее фигуры, головы, шеи, рук каждый раз, как неожиданностью, поражала Вронского. Он остановился, с восхищением глядя на нее. Но только что он хотел ступить шаг, чтобы приблизиться к ней, она уже почувствовала его приближение, оттолкнула лейку и повернула к нему свое разгоряченное лицо.
— Что с вами? Вы нездоровы? — сказал он по-французски, подходя к ней. Он хотел подбежать к ней; но, вспомнив, что могли быть посторонние, оглянулся на балконную дверь и покраснел, как он всякий раз краснел, чувствуя, что должен бояться и оглядываться.
— Нет, я здорова, — сказала она, вставая и крепко пожимая его протянутую руку. — Я не ждала… тебя.
— Боже мой! какие холодные руки! — сказал он.
— Ты испугал меня, — сказала она. — Я одна и жду Сережу, он пошел гулять; они отсюда придут.
Но, несмотря на то, что она старалась быть спокойна, губы ее тряслись.
— Простите меня, что я приехал, но я не мог провести дня, не видав вас, — продолжал он по-французски, как он всегда говорил, избегая невозможно-холодного между ними вы и опасного ты по-русски.
— За что ж простить? Я так рада!
— Но вы нездоровы или огорчены, — продолжал он, не выпуская ее руки и нагибаясь над нею. — О чем вы думали?
— Все об одном, — сказала она с улыбкой.
Она говорила правду. Когда бы, в какую минуту ни спросили бы ее, о чем она думала, она без ошибки могла ответить: об одном, о своем счастье и о своем несчастье. Она думала теперь именно, когда он застал ее, вот о чем: она думала, почему для других, для Бетси например (она знала ее скрытую для света связь с Тушкевичем), все это было легко, а для нее так мучительно? Нынче эта мысль, по некоторым соображениям, особенно мучала ее. Она спросила его о скачках. Он отвечал ей и, видя, что она взволнована, стараясь развлечь ее, стал рассказывать ей самым простым тоном подробности приготовления к скачкам.
«Да, я не прощу ему, если он не поймет всего значения этого. Лучше не говорить, зачем испытывать?» — думала она, все так же глядя на него и чувствуя, что рука ее с листком все больше и больше трясется.
— Ради бога!— повторил он, взяв ее руку.
— Сказать?
— Да, да, да…
— Я беременна, — сказала она тихо и медленно.
Листок в ее руке задрожал еще сильнее, но она не спускала с него глаз, чтобы видеть, как он примет это. Он побледнел, хотел что-то сказать, но остановился, выпустил ее руку и опустил голову. «Да, он понял все значение этого события», — подумала она и благодарно пожала ему руку.
Встреча с сыном Серёжей
(Часть 5, глава 29)
Анна никак не ожидала, чтобы та, совершенно не изменившаяся, обстановка передней того дома, где она жила девять лет, так сильно подействовала на нее. Одно за другим, воспоминания, радостные и мучительные, поднялись в ее душе, и она на мгновенье забыла, зачем она здесь.
— Подождать изволите? — сказал Капитоныч, снимая с нее шубку.
Сняв шубку, Капитоныч заглянул ей в лицо, узнал ее и молча низко поклонился ей.
— Пожалуйте, ваше превосходительство, — сказал он ей.
Она хотела что-то сказать, но голос отказался произнести какие-нибудь звуки; с виноватою мольбой взглянув на старика, она быстрыми легкими шагами пошла на лестницу. Перегнувшись весь вперед и цепляясь калошами о ступени, Капитоныч бежал за ней, стараясь перегнать ее.
— Учитель там, может, раздет. Я доложу.
Анна продолжала идти по знакомой лестнице, не понимая того, что говорил старик.
— Сюда, налево пожалуйте. Извините, что нечисто. Они теперь в прежней диванной, — отпыхиваясь, говорил швейцар. — Позвольте, повремените, ваше превосходительство, я загляну, — говорил он и, обогнав ее, приотворил высокую дверь и скрылся за нею. Анна остановилась, ожидая. — Только проснулись, — сказал швейцар, опять выходя из двери.
И в ту минуту, как швейцар говорил это, Анна услыхала звук детского зеванья. По одному голосу этого зеванья она узнала сына и как живого увидала его пред собою.
— Пусти, пусти, поди! — заговорила она и вошла в высокую дверь. Направо от двери стояла кровать, и на кровати сидел, поднявшись, мальчик в одной расстегнуой рубашечке и, перегнувшись тельцем, потягиваясь, доканчивал зевок. В ту минуту, как губы его сходились вместе, они сложились в блаженно-сонную улыбку, и с этою улыбкой он опять медленно и сладко повалился назад.
— Сережа! — прошептала она, неслышно подходя к нему.
Во время разлуки с ним и при том приливе любви, который она испытывала все это последнее время, она воображала его четырехлетним мальчиком, каким она больше всего любила его. Теперь он был даже не таким, как она оставила его; он еще дальше стал от четырехлетнего, еще вырос и похудел. Что это! Как худо его лицо, как коротки его волосы! Как длинны руки! Как изменился он с тех пор, как она оставила его! Но это был он, с его формой головы, его губами, его мягкою шейкой и широкими плечиками.
— Сережа!— повторила она над самым ухом ребенка.
Он поднялся опять на локоть, поводил спутанною головой на обе стороны, как бы отыскивая что-то, и открыл глаза. Тихо и вопросительно он поглядел несколько секунд на неподвижно стоявшую пред ним мать, потом вдруг блаженно улыбнулся и, опять закрыв слипающиеся глаза, повалился, но не назад, а к ней, к ее рукам.
— Сережа! Мальчик мой милый!— проговорила она, задыхаясь и обнимая руками его пухлое тело.
— Мама! — проговорил он, двигаясь под ее руками, чтобы разными местами тела касаться ее рук.
Сонно улыбаясь, все с закрытыми глазами, он перехватился пухлыми ручонками от спинки кровати за ее плечи, привалился к ней, обдавая ее тем милым сонным запахом и теплотой, которые бывают только у детей, и стал тереться лицом об ее шею и плечи.
— Я знал, — открывая глаза, сказал он. — Нынче мое рожденье. Я знал, что ты придешь. Я встану сейчас.
Пожалуй, нет более затертого и известного начала романа, чем у Толстого в «Анне Карениной»
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских»
Когда-то я изучал очень детально творчество Ремарка. Одной из его фишек было то, что в каждой его книге начало — очень показательное. Оно задает тон, оно задает персонажей. Например в «Триумфальной Арке» Эрих Мария в первом предложении вводит двух главных героев. И как мастерски он это делает
Женщина шла наискосок через мост прямо на Равика. Она шла быстро, но каким-то нетвердым шагом. Равик заметил ее лишь тогда, когда она оказалась почти рядом. Он увидел бледное лицо с высокими скулами и широко поставленными глазами. Это лицо оцепенело и походило на маску, в тусклом свете фонаря оно казалось безжизненным, а в глазах застыло выражение такой стеклянной пустоты, что Равик невольно насторожился.
Начало «Все счастливые семьи» стало не просто хрестоматийным, вы можете услышать его в разговоре или на улице. Вот это попадание в точку.
Граф Лев Толстой с женой — именно со своих отношений в семье он списал отношения Левина и Кити
7 типов семьи: На что похожа ваша?
Как сделать так, чтобы в вашем маленьком государстве комфортно было всем? Чтобы ребенок имел возможность быть самим собой, а не являться заложником родительских страхов и предубеждений? Ответы — в статье.
Семья – это маленький мир, маленькое государство. В нем есть свои гласные и негласные законы, у каждого члена семьи есть своя роль, свои права и обязанности. Роли бывают разные: лидер, деспот, исполнитель, трудяга, любимчик, потребитель, третий лишний и т.п.
Какая ваша семья?
Иногда так случается, что роли, которые играют мама, папа, бабушка вынуждают ребенка тоже постоянно играть роль. Например, чтобы угодить родителям или доказать им что-то. Эта роль остается с ним на всю жизнь.
Как сделать так, чтобы в вашем маленьком государстве комфортно было всем? Чтобы ребенок имел возможность быть самим собой, а не являться заложником родительских страхов и предубеждений? Давайте сегодня ответим на эти вопросы. Чтобы во всем разобраться, рассмотрим разные типы семьи: семья- крепость, семья – курорт, семья – театр, семья, где третий лишний, семья – стихийное бедствие. И семью гармоничную, где каждый имеет право быть самим собой и развиваться.
Семья — крепость
Запрос. У нас очень крепкая и дружная семья. Дочке – 15 лет, сыну -9лет. Мой муж настоящий глава семьи – сильный, властный, принципиальный. Даже очень принципиальный: он считает, что мир вокруг злой враждебный и злой, и нас нужно от него оградить. Он постоянно контролирует меня и наших детей. Я отчитываюсь, где была, с кем общалась, какие телепередачи смотрю. Детям он запрещает дружить со многими соседскими детьми, считает, что они научат плохому. Дочери уже хочется ходить на дискотеки, гулять в компаниях, модно одеваться – но это ей категорически запрещено.Мы общаемся только друг с другом и небольшим кругом избранных. Как такое воспитание повлияет на будущее детей? Может не стоит их совсем ограждать от реальности?
В письме описана типичная семья- крепость. Главный признак «крепости» — стремление членов семьи спрятаться от реальной жизни, общения с разными людьми, от решения жизненных проблем. Часто крепость строится одним из супругов, а второй начинает поддерживать эту идеологию.
Родители создают барьер между семьей и внешним миром. Взрослым кажется, что этот барьер может защитить и семью, и ребенка от всех бед и невзгод, переживаний и неприятностей. В основе семьи — крепости лежит мнение о жестоком и агрессивном внешнем мире. О том, что чужие люди — носители зла. Главная опасность в том, что ребенка ограждают не только от опасностей, но и от ярких чувств, переживаний, оставляют без общения, дружбы, без опыта сотрудничества с внешним миром. В таком противопоставлении — «мы и все остальные» — ребенок с детства привыкает к мысли, что необходимо бороться и защищаться от внешнего мира, подозревать всех подряд.
В результате у ребенка формируется завышенная самооценка и враждебность к другим людям. Он не умеет общаться и сотрудничать с другими людьми, ему трудно работать в коллективе. Он не приспособлен решать жизненные трудности, а старается их попросту избежать. В будущем у него возникнут трудности с устройством личной жизни, оказывается, что все кандидаты недостойны, а с «достойными» попросту не удается построить отношения.
Что делать:
Позвольте и себе, и детям взаимодействовать с реальным миром. В мире, кроме опасностей и неприятностей есть много интересных, добрых и позитивных людей. Если ваш ребенок такой умный, добрый и талантливый, он обязательно потянется к себе подобным! Не надо и ограждать его от опыта общения с остальными – ведь это тоже бесценный опыт. Иногда бывает, что отрицательный опыт является лучшим учителем, чем положительный. Если оградить от всего, личность попросту перестает развиваться или развивается очень узко.
Семья – театр
Запрос. Моему сыну 8 лет. С раннего детства это очень способный, удивительный ребенок. В 2 года он начал рисовать и декламировать стихи, в 4 – читать. А как хорошо он поет и танцует! Разбирается в компьютере, в технике! Все взрослые им восхищаются. Мы специально не отдавали его в сад, занимались с ним, ходили на разные курсы. Но первый год в школе прошел ужасно! Моего мальчика не ценят, говорят, что способности заурядные, а общаться он вообще не умеет. Ребята его дразнят. Сын теперь вообще отказывается ходить в школу, закатывает истерики. Может перевести его в другую школу, где его оценят?
Похоже, в письме идет речь о семье – театре. В такой семье всегда кто-то один играет главную роль, он звезда. А у всех других членов семьи роли второстепенные – они должны восхищаться и любоваться звездой. Проблема здесь в том, что звезда становится самовлюбленной и эгоистичной, не умеющей общаться на равных и не добивающейся в конце концов ничего. Ведь одних способностей очень мало, нужно еще трудолюбие и целеустремленность. В главной роли чаще всего выступает ребенок.
Умный, способный, красивый, сообразительный, он уже много чего умеет и знает: занимается иностранным языком и теннисом, музыкой и танцами, плаваньем и живописью. Родителям хочется еще больших успехов, большего признания. Гордость переполняет родителей, а еще больше их переполняют иллюзии и мечты. Взрослым всегда мало того, что умеет сын или дочь. У него нет времени на игры и развлечения, считают родители. Ради амбиций взрослых ребенок должен достичь чего-нибудь выдающегося. Восхищение взрослых искушает незрелую личность ребенка, ребенок воображает, что он самый – самый. Он начинает думать, что он лучше всех , что ему все дозволено. Раз он такой талантливый, значит его стоит оградить от домашних дел, значит, ему нужны особые условия. Появляются заносчивость и зазнайство, неумение ладить с людьми, завышенная самооценка. А финал бывает грустный: разочарованные родители, избалованная несостоявшаяся звезда.
Что делать:
Пусть ваш ребенок с раннего детства усвоит, что «гений – это 1% успеха и 99% труда» (Чайковский). Не ограждайте его от домашних обязанностей, от общения со сверстниками, не прививайте ему завышенную самооценку. Кроме таланта, воспитывайте в нем доброту, открытость, сопереживание людям.
Иногда случается так, что главную роль играет мама. Мама – умница, красавица, талантливая и великолепная. И, конечно же, у нее все должно быть лучше всех: самая благополучная семья, самый умный и красивый ребенок. Ребенок «демонстрируется» друзьям и знакомым. Недостатки и несовершенства ребенка тщательно скрываются. Разве может у столь совершенной мамы быть несовершенный ребенок? Ребенком манипулируют, рассказывая посторонним о его придуманных достоинствах и достижениях. Ребенок не имеет возможности быть самим собой. При кажущемся внимании к ребенку оказывается все наоборот – мама занята только собой, чувства ребенка ее мало интересуют. Каковы последствия? Ребенок старается стать серым и незаметным, лишь бы его не упрекали и не предъявляли постоянные требования. Эмоциональная связь с мамой разрушена навсегда, даже когда он станет взрослым, их отношения не будут искренними.
Что делать маме:
Обратите внимание на то, каков ваш малыш на самом деле. Какой у него характер, что он думает и чувствует, какие у него желания, и к чему он действительно проявляет способности. Не старайтесь слепить из него свое отражение или идеал. Позвольте маленькому человеку стать самим собой.
В главной роли может быть и папа (« я самый умный, у меня серьезная работа, ходите все на цыпочках, угождайте мне»), и бабушка (« я самая мудрая, я – глава семьи, если что не так – у меня больное сердце»). Беда в том, что члены семьи, играющие второстепенные роли не чувствуют своей ценности, вынуждены постоянно угождать и подстраиваться.
Семья – курорт
Запрос. Когда мой сын был маленький, врачи поставили ему кучу диагнозов: последствия родовой травмы, гастрит, анемия и др. Мы всей семьей объединились, чтобы бороться за здоровье малыша, создавать ему лучшие условия. Ему сразу выделили отдельную комнату, покупали особое питание, дорогие лекарства. Не загружали его обязанностями по дому, не ругали за тройки. Старшей дочери пришлось уделять меньше внимания. Здоровье сына со временем нормализовалось. Сейчас дочери 27 лет, она уже многого добилась, но отношения с ней холодные. А сыну 25, он так и висит на моей шее, работать толком не хочет, до сих пор требует к себе повышенного внимания. Где я допустила ошибку?
Что же такое семья-курорт? Узкий, ограниченный круг семьи, где взрослый или ребенок отдыхает от напряженной жизни или «лечится».
Очевидно, что пока один отдыхает, другие должен обеспечивать ему бесконечный отдых. В семье – курорте чаще всего взрослые объединяются для осуществления особой заботы о ребенке, для охраны его от сильных переживаний, от реальных и мнимых опасностей. Обычно это случается, если ребенок ослаблен или чем-то болеет. Тогда его освобождают и от домашних обязанностей, и от заботы о других людях и вообще от всяких физических и моральных усилий.
Результат чрезмерной опеки печален: вырастает эгоист, который не умеет и не хочет трудиться, который не уважает родных, их труд и заботу.
Если на курорте есть еще брат или сестра ребенка, которым внимания и любви достается гораздо меньше, в их душе могут созреть ревность или злоба, зависть, безразличие или комплекс неудачника.
Что делать:
Даже если ваш ребенок ослаблен или болен, относитесь к нему, как к здоровому. Приучайте его у труду, к заботе и близких. Он не должен чувствовать себя особенным. Воспитывайте в нем силу воли, целеустремленность, силу духа. Тогда в нем самом появятся силы преодолеть болезнь.
Только цифры:
- 13 % семей признались, что в их семье «власть захватил» деспотичный член семьи
Главы семей распределились так:
- 51% — супруг/отец
- 27% — жена/мать
- 13% — бабушка
- 9% — у на равноправие
В неблагополучных семьях:
- у 37,7% детей снижается успеваемость в школе,
- у 19,6% детей страдает дисциплина дома,
- 17,4% детей требуют особого внимания,
- 8,7% детей убегают из дома,
- у 6,5% детей возникают конфликты с друзьями,
- 20% детей возникает невроз
Мы рассмотрели три типа негармоничных семейных отношений: семья – театр, семья – курорт, семья – крепость. Давайте сегодня разберемся, какие еще есть типы семейных отношений, как их гармонизировать и как выглядит настоящая счастливая семья.
Семья – стихийное бедствие
Запрос. Мы с мужем очень эмоциональны, оба холерики – горячие, вспыльчивые. Да, в наших отношениях есть все – и любовь, и скандалы, и слезы и бурные примирения. Я считаю, не стоит сдерживать эмоции – ведь тогда жизнь теряет краски. Но в последнее время начались проблемы у нашего сына. Психолог в детском саду сказал, что у него повышена тревожность и агрессивность. Он часто дерется, грызет ногти, стал плохо спать. Психолог считает, что на ребенка влияет обстановка в семье. Как нам перестроиться, ведь мы так уже привыкли постоянно выяснять отношения? Ольга, 27 лет.
Такая семья действительно похожа на стихийное бедствие. Ураган, землетрясение или вулкан. В такой семье страсти кипят постоянно, бурная ссора на время ослабляет напряжение, но не решает проблемы. После короткого затишья – снова стихийное бедствие. Если у родителей есть подходящее «оправдание» — мы холерики, мы эмоциональны, мы «так любим друг друга», то для малыша — такая жизнь – катастрофа. Его картина мира наполняется страхом, агрессией, ощущением постоянной опасности и нестабильности. Даже, когда вроде бы все хорошо, дети тревожны и подавлены, они подсознательно ждут «извержения вулкана». Как это может отразиться на них в будущем? Тут два варианта: либо ребенок повторяет родительский сценарий либо протестует против него. Протест проявляется так – ребенок подавляет в себе все чувства и эмоции. Эмоции для него – катастрофа, разрушение. Он боится любить, ведь он твердо усвоил, что там, где есть любовь, вслед за ней возникает ненависть. Человек вырастает замкнутым, черствым, холодным. Даже нормальное выяснение отношений для него неприемлемо, если что-то не устраивает, он молчит и терпит, пока не наступит предел. Когда предел наступает, такой человек просто разрывает отношения.
Что делать:
Во-первых, осознать, как их «бурные страсти» влияют на ребенка и каковы последствия этого. Во – вторых, научиться договариваться с супругом и уважать его личное пространство, его ценности. Заведите себе правило, например с 20 до 21ч – час разговора по душам. Спокойно поговорите обо всем, что вас волнует, о том что вам нравится и не нравится в поведении партнера, о том, как прошел день. Это поможет вам разрядить эмоции, лучше понимать друг друга. Ведь накопленное напряжение, даже если никак не выражается, все равно влияет на ребенка. Дети очень чувствительны и тревожность или агрессию родителей впитывают, как губки. Если очень уж хочется «перчинки» в отношения, пусть это будет в игровой форме и не выходить за пределы вашей спальни. Ведь такие бурные отношения часто действительно являются игрой. Только сами супруги этого не осознают и слишком заигрываются.
Семья – третий лишний
Запрос. У меня хорошая и крепкая семья, муж и двое сыновей. Муж обеспечивает семью, я уже давно не работаю. Сначала была счастлива отдавать себя семье и детям, а теперь начались проблемы. Старшему сыну- 15 лет, младшему – 12. Муж безумно любит детей, много занимается ими, у них свои мужские интересы – гараж, рыбалка, футбол. А я стала как будто лишняя. Ко мне даже какое-то пренебрежение появляется: «женщина, что с тебя взять….твое место – кухня…» Я стала ощущать себя одинокой, появилось чувство, что меня используют, а жизнь проходит мимо меня. Как мне снова ощутить смысл жизни?
Вот типичная семья, где один человек становится «лишним» (третьим или четвертым, не важно). Два – три члена семьи объединяются по какому-то принципу (в данном случае мужчины противопоставляются женщине), а «лишнему» остается выполнять лишь свои семейные обязанности и терпеть. Может быть такой вариант, когда лишним становится муж/отец. Например, мама не ценит своего мужа, считает его «слабаком» по жизни и прививает такое же отношение дочери. На сторону жены может встать и теща. Или мужа/отца все члены семьи могут воспринимать, как источник денег и материальных ценностей, а как личность его не ценить. «Третьим лишним», к сожалению, может стать и ребенок. Это происходит когда, оба родителя инфантильны и хотят жить только для себя или слишком заняты карьерой. Или рождение ребенка заставило их вступить в брак. Еще вариант – мужчина взял женщину с ребенком, но так и не смог полюбить малыша, а женщина подсознательно винит ребенка за неудавшиеся отношения. Кто бы не был в семье лишним, гармония нарушается.
Что делать:
Поймите, что семья с «третьим лишним» не может быть счастливой, если плохо одному члену семьи, это отражается на всех. Раздражение и обида «лишнего» передается остальным членам семьи, вызывает дискомфорт и напряжение. В них формируется черствость, пренебрежение к лишнему (мужу, жене, ребенку), что выливается потом в пренебрежение ко всем мужчинам или женщинам вообще. Как вы думаете, сыновья, которые не ценят мать, смогут полюбить женщину и сами построить счастливую семейную жизнь? Девочка, которая считает отца слабаком или только источником денег будет так же относиться ко всем мужчинам. Ну, а если лишний – ребенок, то это – сломанная детская судьба. Ведь он по жизни всегда будет ощущать себя лишним, ненужным, нелюбимым.
Семья – муравейник
Запрос. У нас очень большая семья – дружно живут три поколения. Бабушка с дедушкой, мама с папой и мы с братом. Все трудяги. У нас в семье есть свои законы, свои принципы. Главное – приобрести хорошую профессию и много трудиться. Все выходные мы проводим на даче. Я уже смирилась с тем, что мне не до гулянок, не до развлечений, хотя иногда очень хочется. Но когда встал вопрос о поступлении в ВУЗ, родители настояли – только медицинский, ведь у нас все медики. Я долго готовилась и поступила, хотя очень хочу стать дизайнером. Год отучилась, но ничего кроме разочарования не чувствую. Ну не мое это! Как мне убедить родных, что я имею право сама выбрать свой путь?
В семье — муравейнике все так упорядоченно, у всех свои обязанности, никто не сидит без дела и не мешает другим. Со стороны кажется, что все замечательно устроено: семья, как огромный механизм, где все детали работают без остановок. Семья живет по раз и навсегда заведенным правилам, отношения всех членов упорядочены и согласованы. Но если посмотреть повнимательнее, то становится ясно, что не всем членам семьи подходит ритм жизни, правила и распорядок, принятые когда-то старшими и навязанные теперь младшим и средним. Навязываются принципы, режим дня, даже выбор профессии. Основная проблема такой семьи в том, что личность каждого члена семьи оказывается совершенно не важна. Никого не волнует настоящие желания, способности, индивидуальность человека, он воспринимается все лишь как деталька большого механизма. Негативные эмоции в такой семье, как правило, сдерживаются. Но настроение при этом неустойчивое, накапливаются усталость. Детям уделяется, по сути, мало внимания. Повзрослев, дети выбирают один из двух путей. Либо строят такую же семью, всю жизнь живут по заданной схеме, мало обращая внимания на свои чувства, желания, на свой внутренний мир. В такой жизни есть стабильность, но нет радости, легкости, любви. Либо в определенном возрасте протестуют и отделяются от «муравейника». Тогда свобода может стать для них самым главным в жизни. «Оторваться», получить то, что недополучили в детстве, жить так, как хочется – становятся их принципами.
Что делать:
Для решения проблемы необходима перестройка всего семейного механизма.
Важно время от времени обсуждать проблемы семьи, выслушивать каждого и быть готовым выслушать критику. Быть внимательным к потребностям и желаниям каждого члена семьи, к его индивидуальности, к его способностям. Ведь гармоничная семья – это та семья, где хорошо всем, где уважается личность каждого. Ведь каждый человек это целый мир, целая вселенная, а не деталь в большом механизме. Не нарушайте миры своих родных.
Семья гармоничная
Мы рассмотрели разные типы семьи, где гармония нарушена. А как же выглядит настоящая счастливая семья?
Сплоченность.
По вечерам и в выходные дни члены счастливой семьи собираются за одним столом. Они общаются, шутят, делятся новостями, обсуждают совместные планы. Такие совместные трапезы сплачивают семью, дают возможность подзарядиться энергией друг у друга и получить моральную поддержку.
В счастливых семьях работают оба супруга, кроме того, у них есть хобби или увлечение. При этом супруги должны поддерживать бизнес или хобби друг друга. Они всегда готовы обсудить его, дать дельный совет и высказать свое мнение. Так же они относятся к увлечениям и хобби детей. Все члены семьи стараются развиваться.
В счастливых семьях у каждого есть место, где он может побыть в одиночестве. Здесь с уважением относятся к личному пространству каждого, даже самого маленького члена семьи. Каждый имеет право быть самим собой и уверен в том, что его любят таким, какой он есть.
- Свобода, открытость, непринужденное общение
Каждый член семьи чувствует себя свободным в своих поступках. Здесь нет жестких правил и строгих ограничений. О том, насколько свободно чувствуют себя члены семьи, можно узнать по тому, как легко и непринужденно они обсуждают разные темы, даже «скользкие».
- 40% женщин считают свою семью счастливой;
- 16% несчастливой;
- 44% находятся где-то между полюсами счастливой и несчастной семьи;
- 76% женщин из счастливой семьи убеждены, что брак по любви крепче, чем брак по расчету;
- 69% женщин из счастливой семьи состоят в официальном браке и 31% в гражданском.опубликовано econet.ru.
Автор Анжела Харитонова
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
7 типов семьи: На что похожа ваша?
Как сделать так, чтобы в вашем маленьком государстве комфортно было всем? Чтобы ребенок имел возможность быть самим собой, а не являться заложником родительских страхов и предубеждений? Ответы — в статье.
Семья – это маленький мир, маленькое государство. В нем есть свои гласные и негласные законы, у каждого члена семьи есть своя роль, свои права и обязанности. Роли бывают разные: лидер, деспот, исполнитель, трудяга, любимчик, потребитель, третий лишний и т.п.
Какая ваша семья?
Иногда так случается, что роли, которые играют мама, папа, бабушка вынуждают ребенка тоже постоянно играть роль. Например, чтобы угодить родителям или доказать им что-то. Эта роль остается с ним на всю жизнь.
Как сделать так, чтобы в вашем маленьком государстве комфортно было всем? Чтобы ребенок имел возможность быть самим собой, а не являться заложником родительских страхов и предубеждений? Давайте сегодня ответим на эти вопросы. Чтобы во всем разобраться, рассмотрим разные типы семьи: семья- крепость, семья – курорт, семья – театр, семья, где третий лишний, семья – стихийное бедствие. И семью гармоничную, где каждый имеет право быть самим собой и развиваться.
Семья — крепость
Запрос. У нас очень крепкая и дружная семья. Дочке – 15 лет, сыну -9лет. Мой муж настоящий глава семьи – сильный, властный, принципиальный. Даже очень принципиальный: он считает, что мир вокруг злой враждебный и злой, и нас нужно от него оградить. Он постоянно контролирует меня и наших детей. Я отчитываюсь, где была, с кем общалась, какие телепередачи смотрю. Детям он запрещает дружить со многими соседскими детьми, считает, что они научат плохому. Дочери уже хочется ходить на дискотеки, гулять в компаниях, модно одеваться – но это ей категорически запрещено.Мы общаемся только друг с другом и небольшим кругом избранных. Как такое воспитание повлияет на будущее детей? Может не стоит их совсем ограждать от реальности?
В письме описана типичная семья- крепость. Главный признак «крепости» — стремление членов семьи спрятаться от реальной жизни, общения с разными людьми, от решения жизненных проблем. Часто крепость строится одним из супругов, а второй начинает поддерживать эту идеологию.
Родители создают барьер между семьей и внешним миром. Взрослым кажется, что этот барьер может защитить и семью, и ребенка от всех бед и невзгод, переживаний и неприятностей. В основе семьи — крепости лежит мнение о жестоком и агрессивном внешнем мире. О том, что чужие люди — носители зла. Главная опасность в том, что ребенка ограждают не только от опасностей, но и от ярких чувств, переживаний, оставляют без общения, дружбы, без опыта сотрудничества с внешним миром. В таком противопоставлении — «мы и все остальные» — ребенок с детства привыкает к мысли, что необходимо бороться и защищаться от внешнего мира, подозревать всех подряд.
В результате у ребенка формируется завышенная самооценка и враждебность к другим людям. Он не умеет общаться и сотрудничать с другими людьми, ему трудно работать в коллективе. Он не приспособлен решать жизненные трудности, а старается их попросту избежать. В будущем у него возникнут трудности с устройством личной жизни, оказывается, что все кандидаты недостойны, а с «достойными» попросту не удается построить отношения.
Что делать:
Позвольте и себе, и детям взаимодействовать с реальным миром. В мире, кроме опасностей и неприятностей есть много интересных, добрых и позитивных людей. Если ваш ребенок такой умный, добрый и талантливый, он обязательно потянется к себе подобным! Не надо и ограждать его от опыта общения с остальными – ведь это тоже бесценный опыт. Иногда бывает, что отрицательный опыт является лучшим учителем, чем положительный. Если оградить от всего, личность попросту перестает развиваться или развивается очень узко.
Семья – театр
Запрос. Моему сыну 8 лет. С раннего детства это очень способный, удивительный ребенок. В 2 года он начал рисовать и декламировать стихи, в 4 – читать. А как хорошо он поет и танцует! Разбирается в компьютере, в технике! Все взрослые им восхищаются. Мы специально не отдавали его в сад, занимались с ним, ходили на разные курсы. Но первый год в школе прошел ужасно! Моего мальчика не ценят, говорят, что способности заурядные, а общаться он вообще не умеет. Ребята его дразнят. Сын теперь вообще отказывается ходить в школу, закатывает истерики. Может перевести его в другую школу, где его оценят?
Похоже, в письме идет речь о семье – театре. В такой семье всегда кто-то один играет главную роль, он звезда. А у всех других членов семьи роли второстепенные – они должны восхищаться и любоваться звездой. Проблема здесь в том, что звезда становится самовлюбленной и эгоистичной, не умеющей общаться на равных и не добивающейся в конце концов ничего. Ведь одних способностей очень мало, нужно еще трудолюбие и целеустремленность. В главной роли чаще всего выступает ребенок.
Умный, способный, красивый, сообразительный, он уже много чего умеет и знает: занимается иностранным языком и теннисом, музыкой и танцами, плаваньем и живописью. Родителям хочется еще больших успехов, большего признания. Гордость переполняет родителей, а еще больше их переполняют иллюзии и мечты. Взрослым всегда мало того, что умеет сын или дочь. У него нет времени на игры и развлечения, считают родители. Ради амбиций взрослых ребенок должен достичь чего-нибудь выдающегося. Восхищение взрослых искушает незрелую личность ребенка, ребенок воображает, что он самый – самый. Он начинает думать, что он лучше всех , что ему все дозволено. Раз он такой талантливый, значит его стоит оградить от домашних дел, значит, ему нужны особые условия. Появляются заносчивость и зазнайство, неумение ладить с людьми, завышенная самооценка. А финал бывает грустный: разочарованные родители, избалованная несостоявшаяся звезда.
Что делать:
Пусть ваш ребенок с раннего детства усвоит, что «гений – это 1% успеха и 99% труда» (Чайковский). Не ограждайте его от домашних обязанностей, от общения со сверстниками, не прививайте ему завышенную самооценку. Кроме таланта, воспитывайте в нем доброту, открытость, сопереживание людям.
Иногда случается так, что главную роль играет мама. Мама – умница, красавица, талантливая и великолепная. И, конечно же, у нее все должно быть лучше всех: самая благополучная семья, самый умный и красивый ребенок. Ребенок «демонстрируется» друзьям и знакомым. Недостатки и несовершенства ребенка тщательно скрываются. Разве может у столь совершенной мамы быть несовершенный ребенок? Ребенком манипулируют, рассказывая посторонним о его придуманных достоинствах и достижениях. Ребенок не имеет возможности быть самим собой. При кажущемся внимании к ребенку оказывается все наоборот – мама занята только собой, чувства ребенка ее мало интересуют. Каковы последствия? Ребенок старается стать серым и незаметным, лишь бы его не упрекали и не предъявляли постоянные требования. Эмоциональная связь с мамой разрушена навсегда, даже когда он станет взрослым, их отношения не будут искренними.
Что делать маме:
Обратите внимание на то, каков ваш малыш на самом деле. Какой у него характер, что он думает и чувствует, какие у него желания, и к чему он действительно проявляет способности. Не старайтесь слепить из него свое отражение или идеал. Позвольте маленькому человеку стать самим собой.
В главной роли может быть и папа (« я самый умный, у меня серьезная работа, ходите все на цыпочках, угождайте мне»), и бабушка (« я самая мудрая, я – глава семьи, если что не так – у меня больное сердце»). Беда в том, что члены семьи, играющие второстепенные роли не чувствуют своей ценности, вынуждены постоянно угождать и подстраиваться.
Семья – курорт
Запрос. Когда мой сын был маленький, врачи поставили ему кучу диагнозов: последствия родовой травмы, гастрит, анемия и др. Мы всей семьей объединились, чтобы бороться за здоровье малыша, создавать ему лучшие условия. Ему сразу выделили отдельную комнату, покупали особое питание, дорогие лекарства. Не загружали его обязанностями по дому, не ругали за тройки. Старшей дочери пришлось уделять меньше внимания. Здоровье сына со временем нормализовалось. Сейчас дочери 27 лет, она уже многого добилась, но отношения с ней холодные. А сыну 25, он так и висит на моей шее, работать толком не хочет, до сих пор требует к себе повышенного внимания. Где я допустила ошибку?
Что же такое семья-курорт? Узкий, ограниченный круг семьи, где взрослый или ребенок отдыхает от напряженной жизни или «лечится».
Очевидно, что пока один отдыхает, другие должен обеспечивать ему бесконечный отдых. В семье – курорте чаще всего взрослые объединяются для осуществления особой заботы о ребенке, для охраны его от сильных переживаний, от реальных и мнимых опасностей. Обычно это случается, если ребенок ослаблен или чем-то болеет. Тогда его освобождают и от домашних обязанностей, и от заботы о других людях и вообще от всяких физических и моральных усилий.
Результат чрезмерной опеки печален: вырастает эгоист, который не умеет и не хочет трудиться, который не уважает родных, их труд и заботу.
Если на курорте есть еще брат или сестра ребенка, которым внимания и любви достается гораздо меньше, в их душе могут созреть ревность или злоба, зависть, безразличие или комплекс неудачника.
Что делать:
Даже если ваш ребенок ослаблен или болен, относитесь к нему, как к здоровому. Приучайте его у труду, к заботе и близких. Он не должен чувствовать себя особенным. Воспитывайте в нем силу воли, целеустремленность, силу духа. Тогда в нем самом появятся силы преодолеть болезнь.
Только цифры:
- 13 % семей признались, что в их семье «власть захватил» деспотичный член семьи
Главы семей распределились так:
- 51% — супруг/отец
- 27% — жена/мать
- 13% — бабушка
- 9% — у на равноправие
В неблагополучных семьях:
- у 37,7% детей снижается успеваемость в школе,
- у 19,6% детей страдает дисциплина дома,
- 17,4% детей требуют особого внимания,
- 8,7% детей убегают из дома,
- у 6,5% детей возникают конфликты с друзьями,
- 20% детей возникает невроз
Мы рассмотрели три типа негармоничных семейных отношений: семья – театр, семья – курорт, семья – крепость. Давайте сегодня разберемся, какие еще есть типы семейных отношений, как их гармонизировать и как выглядит настоящая счастливая семья.
Семья – стихийное бедствие
Запрос. Мы с мужем очень эмоциональны, оба холерики – горячие, вспыльчивые. Да, в наших отношениях есть все – и любовь, и скандалы, и слезы и бурные примирения. Я считаю, не стоит сдерживать эмоции – ведь тогда жизнь теряет краски. Но в последнее время начались проблемы у нашего сына. Психолог в детском саду сказал, что у него повышена тревожность и агрессивность. Он часто дерется, грызет ногти, стал плохо спать. Психолог считает, что на ребенка влияет обстановка в семье. Как нам перестроиться, ведь мы так уже привыкли постоянно выяснять отношения? Ольга, 27 лет.
Такая семья действительно похожа на стихийное бедствие. Ураган, землетрясение или вулкан. В такой семье страсти кипят постоянно, бурная ссора на время ослабляет напряжение, но не решает проблемы. После короткого затишья – снова стихийное бедствие. Если у родителей есть подходящее «оправдание» — мы холерики, мы эмоциональны, мы «так любим друг друга», то для малыша — такая жизнь – катастрофа. Его картина мира наполняется страхом, агрессией, ощущением постоянной опасности и нестабильности. Даже, когда вроде бы все хорошо, дети тревожны и подавлены, они подсознательно ждут «извержения вулкана». Как это может отразиться на них в будущем? Тут два варианта: либо ребенок повторяет родительский сценарий либо протестует против него. Протест проявляется так – ребенок подавляет в себе все чувства и эмоции. Эмоции для него – катастрофа, разрушение. Он боится любить, ведь он твердо усвоил, что там, где есть любовь, вслед за ней возникает ненависть. Человек вырастает замкнутым, черствым, холодным. Даже нормальное выяснение отношений для него неприемлемо, если что-то не устраивает, он молчит и терпит, пока не наступит предел. Когда предел наступает, такой человек просто разрывает отношения.
Что делать:
Во-первых, осознать, как их «бурные страсти» влияют на ребенка и каковы последствия этого. Во – вторых, научиться договариваться с супругом и уважать его личное пространство, его ценности. Заведите себе правило, например с 20 до 21ч – час разговора по душам. Спокойно поговорите обо всем, что вас волнует, о том что вам нравится и не нравится в поведении партнера, о том, как прошел день. Это поможет вам разрядить эмоции, лучше понимать друг друга. Ведь накопленное напряжение, даже если никак не выражается, все равно влияет на ребенка. Дети очень чувствительны и тревожность или агрессию родителей впитывают, как губки. Если очень уж хочется «перчинки» в отношения, пусть это будет в игровой форме и не выходить за пределы вашей спальни. Ведь такие бурные отношения часто действительно являются игрой. Только сами супруги этого не осознают и слишком заигрываются.
Семья – третий лишний
Запрос. У меня хорошая и крепкая семья, муж и двое сыновей. Муж обеспечивает семью, я уже давно не работаю. Сначала была счастлива отдавать себя семье и детям, а теперь начались проблемы. Старшему сыну- 15 лет, младшему – 12. Муж безумно любит детей, много занимается ими, у них свои мужские интересы – гараж, рыбалка, футбол. А я стала как будто лишняя. Ко мне даже какое-то пренебрежение появляется: «женщина, что с тебя взять….твое место – кухня…» Я стала ощущать себя одинокой, появилось чувство, что меня используют, а жизнь проходит мимо меня. Как мне снова ощутить смысл жизни?
Вот типичная семья, где один человек становится «лишним» (третьим или четвертым, не важно). Два – три члена семьи объединяются по какому-то принципу (в данном случае мужчины противопоставляются женщине), а «лишнему» остается выполнять лишь свои семейные обязанности и терпеть. Может быть такой вариант, когда лишним становится муж/отец. Например, мама не ценит своего мужа, считает его «слабаком» по жизни и прививает такое же отношение дочери. На сторону жены может встать и теща. Или мужа/отца все члены семьи могут воспринимать, как источник денег и материальных ценностей, а как личность его не ценить. «Третьим лишним», к сожалению, может стать и ребенок. Это происходит когда, оба родителя инфантильны и хотят жить только для себя или слишком заняты карьерой. Или рождение ребенка заставило их вступить в брак. Еще вариант – мужчина взял женщину с ребенком, но так и не смог полюбить малыша, а женщина подсознательно винит ребенка за неудавшиеся отношения. Кто бы не был в семье лишним, гармония нарушается.
Что делать:
Поймите, что семья с «третьим лишним» не может быть счастливой, если плохо одному члену семьи, это отражается на всех. Раздражение и обида «лишнего» передается остальным членам семьи, вызывает дискомфорт и напряжение. В них формируется черствость, пренебрежение к лишнему (мужу, жене, ребенку), что выливается потом в пренебрежение ко всем мужчинам или женщинам вообще. Как вы думаете, сыновья, которые не ценят мать, смогут полюбить женщину и сами построить счастливую семейную жизнь? Девочка, которая считает отца слабаком или только источником денег будет так же относиться ко всем мужчинам. Ну, а если лишний – ребенок, то это – сломанная детская судьба. Ведь он по жизни всегда будет ощущать себя лишним, ненужным, нелюбимым.
Семья – муравейник
Запрос. У нас очень большая семья – дружно живут три поколения. Бабушка с дедушкой, мама с папой и мы с братом. Все трудяги. У нас в семье есть свои законы, свои принципы. Главное – приобрести хорошую профессию и много трудиться. Все выходные мы проводим на даче. Я уже смирилась с тем, что мне не до гулянок, не до развлечений, хотя иногда очень хочется. Но когда встал вопрос о поступлении в ВУЗ, родители настояли – только медицинский, ведь у нас все медики. Я долго готовилась и поступила, хотя очень хочу стать дизайнером. Год отучилась, но ничего кроме разочарования не чувствую. Ну не мое это! Как мне убедить родных, что я имею право сама выбрать свой путь?
В семье — муравейнике все так упорядоченно, у всех свои обязанности, никто не сидит без дела и не мешает другим. Со стороны кажется, что все замечательно устроено: семья, как огромный механизм, где все детали работают без остановок. Семья живет по раз и навсегда заведенным правилам, отношения всех членов упорядочены и согласованы. Но если посмотреть повнимательнее, то становится ясно, что не всем членам семьи подходит ритм жизни, правила и распорядок, принятые когда-то старшими и навязанные теперь младшим и средним. Навязываются принципы, режим дня, даже выбор профессии. Основная проблема такой семьи в том, что личность каждого члена семьи оказывается совершенно не важна. Никого не волнует настоящие желания, способности, индивидуальность человека, он воспринимается все лишь как деталька большого механизма. Негативные эмоции в такой семье, как правило, сдерживаются. Но настроение при этом неустойчивое, накапливаются усталость. Детям уделяется, по сути, мало внимания. Повзрослев, дети выбирают один из двух путей. Либо строят такую же семью, всю жизнь живут по заданной схеме, мало обращая внимания на свои чувства, желания, на свой внутренний мир. В такой жизни есть стабильность, но нет радости, легкости, любви. Либо в определенном возрасте протестуют и отделяются от «муравейника». Тогда свобода может стать для них самым главным в жизни. «Оторваться», получить то, что недополучили в детстве, жить так, как хочется – становятся их принципами.
Что делать:
Для решения проблемы необходима перестройка всего семейного механизма.
Важно время от времени обсуждать проблемы семьи, выслушивать каждого и быть готовым выслушать критику. Быть внимательным к потребностям и желаниям каждого члена семьи, к его индивидуальности, к его способностям. Ведь гармоничная семья – это та семья, где хорошо всем, где уважается личность каждого. Ведь каждый человек это целый мир, целая вселенная, а не деталь в большом механизме. Не нарушайте миры своих родных.
Семья гармоничная
Мы рассмотрели разные типы семьи, где гармония нарушена. А как же выглядит настоящая счастливая семья?
Сплоченность.
По вечерам и в выходные дни члены счастливой семьи собираются за одним столом. Они общаются, шутят, делятся новостями, обсуждают совместные планы. Такие совместные трапезы сплачивают семью, дают возможность подзарядиться энергией друг у друга и получить моральную поддержку.
В счастливых семьях работают оба супруга, кроме того, у них есть хобби или увлечение. При этом супруги должны поддерживать бизнес или хобби друг друга. Они всегда готовы обсудить его, дать дельный совет и высказать свое мнение. Так же они относятся к увлечениям и хобби детей. Все члены семьи стараются развиваться.
В счастливых семьях у каждого есть место, где он может побыть в одиночестве. Здесь с уважением относятся к личному пространству каждого, даже самого маленького члена семьи. Каждый имеет право быть самим собой и уверен в том, что его любят таким, какой он есть.
- Свобода, открытость, непринужденное общение
Каждый член семьи чувствует себя свободным в своих поступках. Здесь нет жестких правил и строгих ограничений. О том, насколько свободно чувствуют себя члены семьи, можно узнать по тому, как легко и непринужденно они обсуждают разные темы, даже «скользкие».
- 40% женщин считают свою семью счастливой;
- 16% несчастливой;
- 44% находятся где-то между полюсами счастливой и несчастной семьи;
- 76% женщин из счастливой семьи убеждены, что брак по любви крепче, чем брак по расчету;
- 69% женщин из счастливой семьи состоят в официальном браке и 31% в гражданском.опубликовано econet.ru.
Автор Анжела Харитонова
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Источник https://jiyuu.su/sochineniya/tolstoj-kazhdaya-semya-schastliva.html
Источник https://econet.ru/articles/7-tipov-semi-na-chto-pohozha-vasha
Источник https://econet.ru/articles/7-tipov-semi-na-chto-pohozha-vasha