Презентация на тему «Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности»
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности» по химии, включающую в себя 17 слайдов. Скачать файл презентации 0.83 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по химии
Содержание
Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности Доводы, до которых человек Додумывается сам, Обычно убеждают его больше, Нежели те, которые пришли В голову к другим. Б.Паскаль
Слайд 2
Экспериментальное исследование эффективности разработанных методических подходов к проблемному обучению химии Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ №16, всего экспериментом было охвачено 80 школьников
Слайд 3
Цель эксперимента: проверка верности выдвинутой гипотезы исследования Особенности эксперимента Необходимость исследования эффективности разработанных методических подходов через призму её влияния на развитие личности школьников Задачи эксперимента: -определение путей выявления изменений в структуре личности школьника; -поиск соответствующих методов обработки экспериментальных данных.
Слайд 4
Анализ устных, письменных и творческих работ учащихся Мониторинг Анкетирование Психологическое тестирование Целенаправленное наблюдение на уроках Методы сбора данных
Слайд 5
Результаты диагностики (сентя брь 2005-2006 уч год)
Слайд 6
Развивающее обучение Проблемное обучение Активная самостоятельная деятельность учащихся Проблемные ситуации Творческое владение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей
Слайд 7
Он намечает несколько способов разделения проблемных ситуаций 1) При столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования; 2) При организации практической деятельности учащихся; 3) При побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об этих явлениях; 4) При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлениям; 5) При исследовательских занятиях; 6) При выдвижении гипотез, предположений, формулировки выводов и их опытная проверка; 7) Организация межпредметных связей; часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемных ситуаций ( при обработке навыков, повторении пройденного и т. д); в этом случае следует использовать факты и данные наук ( учебных предметов), имеющие связь с изучаемым материалом; Варьирование задачи, переформулировка. Классификация М.И.Махмутова
Слайд 8
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Выявить уровень знаний и представлений учащихся по теме Новые сведения для разрешения системы проблемных ситуаций Выявление интеллектуальных возможностей учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения Изложение материала учителем Самостоятельная работа с учебником Другой источник Практическая работа
Слайд 9
При изучении нового материала Метод выдвижения гипотез, предположений, формулировки выводов и их опытная проверка При проведении практических занятий Метод проблемного эксперимента При закреплении знаний Использование проблемных ситуаций, побуждающих учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об этих явлениях
Слайд 10
Самостоятельная работа «Электролитическая диссоциация»
Слайд 11
Результаты опроса учащихсяпо теме «Углерод»
Слайд 12
Простая дифференциация
O2, HCl, H2SO4, CO, NaCl, K, CH4, H2O, CO2, NH3, F2, Ca, N2, CuSO4, CaCO3, O3, Fe, Ca3(PO4)2, CH3COOH, B, HNO3, MgO. Вещества Простые Сложные
Слайд 13
Сложная дифференциация Cr2O3, Fe2O3, H2CO3, Cr2O3, SO3, BeO, HCl, Na2O, H2SiO3, NaHCO3, Ca(OH)2, Al2O3, Al(OH)2Cl, Al2(SO4)3, Na2HPO4, Be(OH)2, Zn(OH)2, Cu(NO3)2, NaCl, H3PO4, HNO3, CH3COOH, Cu(OH)Cl, H2SO4, P2O5, NH4OH, CaO, ZnO, FeO, CuO, BaO, Na2KPO4, Zn(OH)NO3 Вещества Кислоты Соли Основания Оксиды
Слайд 14
Cr2O3, Fe2O3, H2CO3, Cr2O3, SO3, BeO, HCl, Na2O, H2SiO3, NaHCO3, Ca(OH)2, Al2O3, Al2(SO4)3, Na2HPO4, Be(OH)2, Zn(OH)2, Cu(NO3)2, NaCl, H3PO4, HNO3, CH3COOH, Cu(OH)Cl, H2SO4, P2O5, NH4OH, CaO, ZnO, FeO, CuO, BaO, Zn(OH)NO3. Сложнейшая дифференциация
Слайд 15
Результаты диагностики (январь 2006-2007 уч год)
Слайд 16
Результаты качества знаний и обученности учащихся
Проблемное обучение способствует активизации обучения и освоению нового содержания образования, повышению успеваемости школьников. Применение в учебном процессе систем проблемных ситуаций помогает мне выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы,- формировать у учащихся самостоятельное, творческое мышление.
Слайд 17
Технология проблемного обучения — функции, преимущества и недостатки метода
Активность ученика во время изучения любого материала была и остаётся одним из основных условий успешного обучения. Самостоятельное стремление осваивать новые знания и умения возникает у детей нечасто. Обычно это происходит благодаря целенаправленным воздействиям учителей, которые организуют подходящую для преподавания среду. Одним из примеров такого процесса является технология проблемного обучения.
- История возникновения
- Определение и характеристика
- Главные понятия
- Условия реализации
- Классификация технологии
- Цели и концепция
- Методы обучения
- Технологическая схема
- Преимущества и недостатки
История возникновения
Теорию о проблемном обучении первым изложил американский философ Джон Дьюи. В 1894 году этот учёный основал специальную школу в г. Чикаго. В ней классический план учёбы заменили играми и трудом. Учёный в своём методе преподавания опирался на инстинкты детей. То есть привычные занятия чтением, счётом и письмом проходили лишь тогда, когда ученики самостоятельно приходили к решению, что эти знания им необходимы.
Философ полагал, что существует четыре инстинкта:
- социальный;
- конструирования;
- художественного выражения;
- исследовательский.
Чтобы дети могли удовлетворить указанные инстинкты, им предоставлялись такие средства познания, как слова, произведения искусства и технические устройства. Учеников вовлекали в игровую и практическую деятельность.
В Советском Союзе уроки на основе идеи американского учителя были впервые проведены в 1923 году. Прежнюю систему обучения при этом объявили отжившей и заменили лабораторно-бригадной. В 1932 году Центральный комитет ВКП (б) объявил указанный способ преподавания прожектёрством и официально отменил.
Определение и характеристика
Современное проблемное обучение — это организация уроков, предполагающая создание учителем проблемных ситуаций, для решения которых учащимся необходимо провести активную самостоятельную работу. Такой процесс позволяет детям творчески овладеть профессиональными знаниями и умениями, развить мышление.
Проблемное обучение характеризуется как учебно-воспитательный процесс, который строится на полном взаимодействии преподавателя и обучающихся детей. Его цель в том, чтобы ученики не только усвоили готовый научный материал, но и сумели овладеть способами получения этой информации.
Такое обучение формирует и развивает интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы, а также индивидуальные способности. При этом основной упор делается на общее развитие ребёнка, а не на передачу ему научных выводов.
Главные понятия
Автор технологии проблемного образования выделял два главных понятия: учебная проблема и проблемная ситуация. Каждое из них имеет свои характерные черты.
Так, к признакам проблемы относятся:
- Создание ситуации, которую необходимо решить.
- Интерес учеников к вопросу и их готовность искать разнообразные пути для его решения.
Проблемная ситуация представляет собой один из видов взаимоотношений учителя и ученика, при которой у учащегося возникает психическое состояние, побуждающее его найти, изобрести или освоить новые знания и способы действия, необходимые для выполнения поставленного преподавателем задания. Она возникает в результате учебных или практических действий, которые содержат известные и неизвестные обучаемому ребёнку факторы.
Подобная ситуация характеризуется наступлением у ученика состояния интеллектуального затруднения, вызывающего у него желание выйти из возникшего затруднения. Это положение обычно возникает в случаях, когда у задачи с ограниченной первоначальной информацией существует несколько вариантов решения.
Условия реализации
Для того чтобы применять подобную модель обучения детей, нужно учитывать условия её реализации. К таковым относятся:
- Отбор наиболее актуальных и существенных задач.
- Выявление нюансов этого обучения в разных видах учебной работы.
- Формирование подходящей системы преподавания.
- Изготовление учебников и пособий, методических рекомендаций.
- Индивидуальный подход к каждому ученику и высокий уровень преподавательских способностей, которые помогут ребёнку развить активную познавательную деятельность.
Классификация технологии
Подобно другим научным дисциплинам проблемное обучение классифицируется по разным признакам. Так, по форме применения оно является общепедагогическим. Его тип управления — система малых групп. По способу взаимодействия с учащимся этот вид образования классифицируется, как свободное воспитание, в котором преобладает проблемный метод. Проходить обучение по нему могут все категории детей, то есть по этому типу учёба является массовой.
Кроме того, технология подразделяется на следующие виды:
- Главный аспект развития ребёнка — биогенная, социогенная, психогенная.
- Способ усвоения знаний — ассоциативно-рефлекторная, бихевиористская.
- Направленность структуры личности учащегося — соединение знаний, умений, навыков или способы умственных действий.
- Организация работы — групповая, академически-клубная.
- Философская идея — прагматически-приспосабливающаяся.
- Модернизационное направление — повышение активности и интенсивности деятельности учеников.
Отдельно можно выделить классификацию технологии по характеру содержания. По указанному критерию выделяют такие формы преподавания, как:
- обучающая;
- светская;
- общеобразовательная;
- гуманистически-технократическая;
- проникающая.
Цели и концепция
Проблемная технология ориентирована на достижение трёх основных целей. К ним относятся следующие:
- Приобретение ребёнком знаний, умений и навыков.
- Усвоение учащимся различных методов самостоятельной деятельности.
- Развитие у обучаемого способностей к познанию окружающего мира и творчеству.
Концептуальные взгляды проблемного преподавания были изложены его основателем Джоном Дьюи. Учёный сформулировал следующие положения:
- Каждый ребёнок во время развития индивидуально повторяет путь к познанию, пройденный человечеством ранее.
- Усвоение получаемых от преподавателя знаний происходит спонтанно, как-либо управлять этим процессом невозможно.
- Ученик усваивает знания и навыки не за счёт органов чувств, например, слушая преподавателя, а в результате удовлетворения естественной потребности в них.
Философ полагал, что такая концепция непременно приведёт к достижению положительного результата. Но для этого преподавателям необходимо создать для учеников наиболее благоприятные условия обучения:
- Учебный материал должен удивлять детей и вызывать у них любопытство.
- Задачи следует ставить так, чтобы их было интересно решать.
- Обучение должно быть связано с жизнью учащихся, их играми или трудовой деятельностью.
В свою работу учителям рекомендуется включать специальные игровые процессы. Для этого подойдут такие виды игр, как:
- операционные;
- психодрама;
- имитационные;
- социодрама;
- деловые;
- исполнение ролей.
Методы обучения
Существует несколько приёмов обучения, основанных на создании проблемы, которая контролируется педагогом. Их делят на три основных вида:
- Частично-поисковый. Используется в случаях, когда созданная ситуация разрешается учениками под руководством преподавателя. Наставник может при необходимости давать учащимся подсказки, способствующие решению проблемы, но основную часть работы дети должны выполнять самостоятельно. Самым наглядным примером этого способа является эвристическая беседа.
- Поисковый. Для такого метода характерно то, что после постановки задачи учитель не вмешивается в процесс её разгадки. Дети абсолютно самостоятельно находят пути решения, таким образом осваивая творческий подход. Этот способ обучения наиболее целесообразен при обобщающих уроках.
- Исследовательский. При использовании такого метода обучаемые самостоятельно выдвигают проблемы, а также открывают и усваивают новый материал, способствующий их решению. Задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь учащимся поставить задачу и затем поощрять их активность к познанию. Рекомендуется применять этот способ в старших классах.
Технологическая схема
Преподаватель создаёт проблему и направляет учеников на её решение. Сложность управления этим видом обучения состоит в том, что проблемная ситуация должна быть индивидуальной, а потому представитель педагогического коллектива должен применять дифференцированный подход к каждому ученику.
Алгоритм решения
Преодоление любой проблемы представляет собой последовательность определённых действий. Так, для решения задачи, поставленной в рамках обучения, детям нужно пройти четыре этапа:
- Осознание учениками проблемы, вскрытие заложенных в ней противоречий. Для этого им необходимо найти несоответствия в цепочке причинно-следственных связей. Помочь в решении такого вопроса может выдвижение соответствующей гипотезы.
- Формулирование гипотезы.
- Доказательство гипотезы. Для выполнения этого этапа ученикам нужно предоставить новое изложение задания или вопроса.
- Решение поставленной задачи завершается общим выводом. В нём углубляются изученные детьми причинно-следственные связи, а также раскрываются новые характеристики объекта или явления, которое познаётся.
Моделирование уроков
Моделируя урок, построенный в соответствии с нормами проблемной технологии, необходимо обратить внимание на то, что детям потребуется самостоятельно выполнить определённое количество заданий на каждом этапе урока.
У всех подобных заданий должна быть общая дидактическая цель, а также взаимосвязанный учебный материал.
Указанную цель необходимо формировать согласно процессу обучения. Для этого подбираются задания, соответствующие следующим характеристикам:
- Актуализация знаний и навыков учащихся.
- Осознание и осмысление информации, полученной на уроке.
- Закрепление и систематизированное усвоение знаний.
- Применение усвоенных знаний и умений для решения новой задачи.
- Проверка уровня усвоения учебной информации.
Преимущества и недостатки
Основанная Джоном Дьюи форма обучения довольно широко применяется как в школах, так и при изучении отдельных дисциплин. Дети, получающие знания по такой программе, учатся находить причины различных явлений и событий, выявлять их признаки, устанавливать следственные связи. Поэтому к преимуществам технологии проблемного обучения следует относить:
- Стимулирование развития у учеников внимательности и наблюдательности.
- Повышенный уровень мыслительных процессов.
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие таких качеств, как самостоятельность, критичность, инициативность.
- Обеспечение надёжного закрепления приобретаемых знаний, обусловленное самостоятельной работой по их получению.
Несмотря на ряд безусловных достоинств обучения, основанного на постановке проблем, специалисты отмечают и некоторые недостатки указанного метода. К таковым относят следующие ограничения:
- Дети испытывают затруднения во время учебы, а потому на понимание поставленной проблемы и поиски путей её решения они затрачивают намного больше времени, чем при традиционном получении знаний.
- Разработка схемы обучения, а также подготовка специальной литературы требует от учителя педагогических навыков и значительного количества времени.
Проблемность, как один из видов педагогики, впервые была использована американским учителем Джоном Дьюи.
При применении проблемной технологии преподавания основной функцией учителя становится правильная постановка задачи, которую учащиеся должны будут решить. Лишь в этом случае дети смогут самостоятельно освоить учебный материал.
Презентация на тему «Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности»
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности» по химии, включающую в себя 17 слайдов. Скачать файл презентации 0.83 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по химии
Содержание
Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности Доводы, до которых человек Додумывается сам, Обычно убеждают его больше, Нежели те, которые пришли В голову к другим. Б.Паскаль
Слайд 2
Экспериментальное исследование эффективности разработанных методических подходов к проблемному обучению химии Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ №16, всего экспериментом было охвачено 80 школьников
Слайд 3
Цель эксперимента: проверка верности выдвинутой гипотезы исследования Особенности эксперимента Необходимость исследования эффективности разработанных методических подходов через призму её влияния на развитие личности школьников Задачи эксперимента: -определение путей выявления изменений в структуре личности школьника; -поиск соответствующих методов обработки экспериментальных данных.
Слайд 4
Анализ устных, письменных и творческих работ учащихся Мониторинг Анкетирование Психологическое тестирование Целенаправленное наблюдение на уроках Методы сбора данных
Слайд 5
Результаты диагностики (сентя брь 2005-2006 уч год)
Слайд 6
Развивающее обучение Проблемное обучение Активная самостоятельная деятельность учащихся Проблемные ситуации Творческое владение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей
Слайд 7
Он намечает несколько способов разделения проблемных ситуаций 1) При столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования; 2) При организации практической деятельности учащихся; 3) При побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об этих явлениях; 4) При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлениям; 5) При исследовательских занятиях; 6) При выдвижении гипотез, предположений, формулировки выводов и их опытная проверка; 7) Организация межпредметных связей; часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемных ситуаций ( при обработке навыков, повторении пройденного и т. д); в этом случае следует использовать факты и данные наук ( учебных предметов), имеющие связь с изучаемым материалом; Варьирование задачи, переформулировка. Классификация М.И.Махмутова
Слайд 8
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Выявить уровень знаний и представлений учащихся по теме Новые сведения для разрешения системы проблемных ситуаций Выявление интеллектуальных возможностей учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения Изложение материала учителем Самостоятельная работа с учебником Другой источник Практическая работа
Слайд 9
При изучении нового материала Метод выдвижения гипотез, предположений, формулировки выводов и их опытная проверка При проведении практических занятий Метод проблемного эксперимента При закреплении знаний Использование проблемных ситуаций, побуждающих учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об этих явлениях
Слайд 10
Самостоятельная работа «Электролитическая диссоциация»
Слайд 11
Результаты опроса учащихсяпо теме «Углерод»
Слайд 12
Простая дифференциация
O2, HCl, H2SO4, CO, NaCl, K, CH4, H2O, CO2, NH3, F2, Ca, N2, CuSO4, CaCO3, O3, Fe, Ca3(PO4)2, CH3COOH, B, HNO3, MgO. Вещества Простые Сложные
Слайд 13
Сложная дифференциация Cr2O3, Fe2O3, H2CO3, Cr2O3, SO3, BeO, HCl, Na2O, H2SiO3, NaHCO3, Ca(OH)2, Al2O3, Al(OH)2Cl, Al2(SO4)3, Na2HPO4, Be(OH)2, Zn(OH)2, Cu(NO3)2, NaCl, H3PO4, HNO3, CH3COOH, Cu(OH)Cl, H2SO4, P2O5, NH4OH, CaO, ZnO, FeO, CuO, BaO, Na2KPO4, Zn(OH)NO3 Вещества Кислоты Соли Основания Оксиды
Слайд 14
Cr2O3, Fe2O3, H2CO3, Cr2O3, SO3, BeO, HCl, Na2O, H2SiO3, NaHCO3, Ca(OH)2, Al2O3, Al2(SO4)3, Na2HPO4, Be(OH)2, Zn(OH)2, Cu(NO3)2, NaCl, H3PO4, HNO3, CH3COOH, Cu(OH)Cl, H2SO4, P2O5, NH4OH, CaO, ZnO, FeO, CuO, BaO, Zn(OH)NO3. Сложнейшая дифференциация
Слайд 15
Результаты диагностики (январь 2006-2007 уч год)
Слайд 16
Результаты качества знаний и обученности учащихся
Проблемное обучение способствует активизации обучения и освоению нового содержания образования, повышению успеваемости школьников. Применение в учебном процессе систем проблемных ситуаций помогает мне выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы,- формировать у учащихся самостоятельное, творческое мышление.
Слайд 17
Источник https://pptcloud.ru/himiya/problemnoe-obuchenie-kak-sredstvo-samorazvitiya-i-samorealizatsii
Источник https://nauka.club/podsovet/tekhnologi%D1%83%D0%B0-problemnogo-obucheniya.html
Источник https://pptcloud.ru/himiya/problemnoe-obuchenie-kak-sredstvo-samorazvitiya-i-samorealizatsii