Сексуальность по Фрейду. Психология женской и мужской сексуальности

Сексуальность по Фрейду. Психология женской и мужской сексуальности

Профессиональный копирайтер с филологическим образованием. Имею широкий кругозор.

Эксперт — Виктория Фомина

Врач сексолог высшей категории, психиатр, психотерапевт. Работаю сексологом более 10 лет. Помогаю парам разрешить проблемы в сексуальной жизни.

Психология сексуальности

Психология сексуальности – до конца не изученное поведение мужчин и женщин, берущее свое начало в глубокой древности, когда людей и людьми сложно было назвать. В современном мире люди свободны в разговорах, темой, которых является секс или оргазм. Многие согласны с тем, что секс занял одну из главенствующих ролей в жизни людей, но тем не менее на пути реализации своего сексуального потенциала мужчина и женщина встречают множество преград.

С мужской психологией сексуальности относительно все понятно. Он, смелый и энергичный, готов на все ради женщины и ее покорения – совершать подвиги, делать открытия, быть лучше в физическом и материальном плане, бежать на край света, лишь бы объект вожделения ответил взаимностью. Секс, как ни странно можно назвать двигателем прогресса, ведь благодаря ему человек развивается.

Понять, что такое сексуальность по Фрейду, невозможно не понимая психологической ее сути – зачатие, расцвет и конструкция сексуального желания. Впервые об этом заговорил известный ученый-психолог Зигмунд Фрейд, чем вызвал резкую критику в обществе по отношению к себе и своей теории.

Однако не все в состоянии испытать наивысшее наслаждение от совокупления с партнером или полученные эмоции не отвечают ожиданию, получаются вялыми и тусклыми. Виной тому психологические травмы, полученные ранее или же «тормоз» развития, берущий свое начало в детстве. Все эти факторы держат человека в постоянном напряжении, не дают расслабиться, а значит и получить удовольствие. В результате сексуальность снижается. Доктора и сексологи уверены, что импотенция, как правило, не имеет физических причин, а связаны с психоэмоциональным состоянием мужчины.

Зачатие сексуальности и ее рождение

Психология и повадки людей эволюционировали тысячелетиями наряду с их внешностью. К сожалению, наши древние прадеды не могли похвастаться наличием сексуальности, уж тем более ее психологией. Взаимоотношения самца и самки были предопределены и обусловливались лишь животными инстинктами, приводящими к зачатию и рождению потомства. С течением времени желания и потребности людей расширялись, они росли и ширились, их становилось больше, чем нужно для того, чтобы выжить.

психологическое развитие сексуальности женщины

Эволюция потребностей также нашло свое отражение и в отношении к женщине, она превратилась в объект вожделения. В результате желания пересекли грань инстинктов, образовалось так называемое дополнительное желание к слабому полу, которое не ограничивалось рамками продолжением рода.

Мужчины желали получать удовольствие от близости с женщиной. Добавочно желание нуждалось в установлении границ дозволенности, например, в отношении инцестов или полового контакта с незрелой девушкой, являющейся по сути еще ребенком.

Проявлением чувств и эмоций между двумя полами, люди обязаны дальнейшему развитию отношений между мужчиной и женщиной. Стремление пары к уединению и интимности обусловлено желанием получить яркие и неповторимые эмоции с конкретным человеком. Так возникает культурное ограничение желания к женщине.

В результате огромного эмоционального напряжения и желания к женщине, метаний между тем, что можно, а что нет, рождается сексуальность, в результате отношения между мужчиной и женщиной наполнились чувствами и стали источником неземного удовольствия и эмоциональной разрядки обоих партнеров. Современный мужчина испытывает сексуальное желание ни в целом ко всем женщинам планеты, дабы одарить их своим семенем, а к определенной женщине, мечтая о блаженстве, которое произойдет во время совокупление с ней.

Психология сексуальности по Фрейду

Психологическое развитие женщины и ее сексуальность

Сексуальность мужчин особо не претерпела кардинальных изменений на этапе эволюции. Оргазм мужчины был заложен еще природой, что же касается методов его достижения, то в этой сфере изменения хоть и были, но все же не существенные.

Женщинам получение оргазма было неведомо, так как мужчина совокуплялся с ней, как правило, для удовлетворения собственного эго. Как было сказано выше, эволюция физическая затронула и психологические грани – у женщин так же возросли желания и потребности. Им стало мало места в обыденной домашней обстановке с детьми, мужьями и кастрюлями.

Все чаще женщину можно было увидеть занимающейся общественными вопросами и делами, они охотно получали образование, занимались наукой, работали. Возросшие амбиции в социальной сфере разбудили в слабой половине человечества тягу к открытиям и совершенствованию своего сексуального потенциала, получению удовлетворения от секса.

Мужская половина все же не стремилась поддерживать девушек в своих начинаниях. В те времена бытовало мнение, что оргазм в половом контакте должен случаться только у мужчины. Тяга женщин к получению похожих эмоций считалась распущенностью и уделом дам второго сорта.

Типы сексуальности

Постоянное психологическое и сексуальное напряжение женщин нашло свое отражение и в обществе в качестве женской истерии, протестов и панических атак. Доктора тех времен были всерьез обеспокоены эмоциональным состоянием женской половины человечества, из-за участившихся случаев суицида и самостоятельным нанесением увечий.

Это были мольбы и требования в возможности вкусить запретный плод под название оргазм, ведь он активирует клетки головного мозга, отвечающие за развитие не только мужчины, но и женщины, давая ей хоть малейшую возможность составить конкуренцию мужчине в социуме.

Зигмунд Фрейд впервые заговорил о психологии сексуальности. Работы подобного рода и сути, к сожалению, поначалу не получили должного отклика в обществе. Они считались порочными и лишенными всякой логики. Сексуальная революция дала возможность миру взглянуть на труды психолога с другой стороны.

Типы сексуальности или как «раскусить» человека за 5 минут

Психологией человека и в целом его жизнь является его сексуальность. Именно Зигмунд Фрейд впервые обнаружил связь эрогенных зон и психотипов людей. В дальнейшем, накопленные знания он собрал воедино и создал Системно-векторую психологию.

рождение сексуальности

Психолог выделил 8 эрогенных зон – зоны на коже и слизистых, которые являются основополагающими в сексуальности отдельно взятого человека. Принадлежность человека к определенному типу сексуальности не предполагает перекрещивания, пересечения или повторения его черт с чертами людей других типов. Поэтому найдя в индивидууме всего лишь одну из указанных черт, отследив хотябы одно из возможных ее проявлений, можно с четкостью объяснить все бессознательные поступки совершенные или которые будут сделаны в будущем.

Системно-векторная психология выделяет 4 нижних эрогенных зоны, которые характеризуют тип сексуальности, и 4 верхних эрогенных зоны, придающие им сексуальности окраску, но тем не менее являются не менее важными.

Нижние эрогенные зоны:

Верхние эрогенные зоны:

  1. зрительная;
  2. оральная;
  3. звуковая;
  4. обонятельная.

Психология сексуальности в отношениях впервые полностью была охарактеризована системно-векторной психологией. Теперь зная сексуальный тип своего избранника, с очень большой долей вероятности имеет возможность предугадывать его сексуальное и социальное поведение, а также варианты развития взаимоотношений с ним.

Очень долго человек выбирал себе партера вслепую, надеясь, что его ожидания совпадут с действительностью, затем человек надеется исправить своего избранника. Итог — разочарование. Сами того не осознавая, но люди то и дело склонны выбирать один и тот же сексуальный тип, оставляя себе лишь страдания и переживания одинаково негативных эмоций с разными избранниками.

зачатие сексуальности

Поняв свой психотип и тип своего сексуального партнера, можно научиться заранее видеть все перспективы отношений в будущем, а самое главное – знать возможные варианты их решения. Обладая знаниями о типах сексуальности, люди не только начинают верно подходить к вопросам взаимоотношения согласно заложенным природным особенностям, но и разрывают с легкостью замкнутый круг неудачных отношений с противоположным полом.

Эмоциональную связь с любимыми. Как сохранить отношения?

Близость с любимым партнером – это верх блаженства, испытываемое человеком. Регулярные оргазм обоих партнеров делают их боле счастливыми, удовлетворенными жизнью. Однако со временем, как бы хорошо все не казалось, страсть угасает, а партнеры престают привлекать друг друга. В соответствии с теорией Зигмунда Фрейда, сексуальное увлечение имеет в своей основе животную подоплеку. Пары есть трехгодичный срок чтобы зачать и взрастить потомство. Задача женщины, как «души» пары, — эмоциональная поддержка мужчины, благодаря этому отношения приобретают людской характер, опираясь на доверие и любовь.

Согласно психологии сексуальности, женщина первой должна открыться мужчине, поделиться с ним чем-то сокровенным. Мужчина обязательно пойдет ей навстречу, раскрывая свои тайны.

что такое системно-векторная психология

Стремясь понять и поддержать своего мужчину, партнерша выстраивает в отношениях духовную близость, именно она выступает генератором эмоций в отношениях, не давая им угаснуть.

Текст книги «Психология сексуальности»

Наблюдая в течение десятилетия за тем, как была встречена эта книга и какое впечатление она произвела, я хотел бы предпослать третьему изданию несколько замечаний, направленных против неверного ее понимания и предъявляемых к ней неосуществимых притязаний. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что все изложенное в этой книге основано сплошь на ежедневном врачебном опыте, углубленном результатами психоаналитического исследования, научно обоснованном. Три «Статьи по теории сексуальности» не могут содержать ничего другого, кроме положений, необходимо вытекающих из психоанализа или подтверждаемых им. Поэтому совершенно исключается возможность расширить их когда бы то ни было до целой «сексуальной теории»; и вполне понятно, что они вообще не касаются некоторых важных проблем сексуальной жизни. Не следует поэтому думать, что эти пропущенные главы большой темы остались неизвестными автору или что он придает им второстепенное значение.

Зависимость этого труда от психоаналитического опыта, под влиянием которого он написан, сказывается не только в выборе, но и в порядке расположения материала. Первостепенное значение придается моментам, зависящим от случая, а подчеркивающие предрасположение отодвигаются на задний план, и онтогенетическое развитие принимается во внимание прежде, чем филогенетическое. В анализе случайные переживания играют главную роль, он побеждает их почти без остатка; предрасположение же проявляется за его спиной как нечто такое, что пробудилось благодаря переживанию, но значение которого выходит далеко за пределы области психоаналитической работы.

Такая же зависимость господствует в отношениях между онто– и филогенезисом. Онтогенезис можно рассматривать как повторение филогенезиса, поскольку филогенезис не изменяется благодаря свежему переживанию. Филогенетическое предрасположение проявляется за спиной онтогенетического процесса. Но по существу предрасположение представляет собой осадок прежнего переживания рода, к которому присоединяется более позднее переживание отдельного существа в виде суммы случайных моментов.

Наряду с полной зависимостью от психоаналитического исследования я должен подчеркнуть, что характерной чертой этой моей работы является преднамеренная независимость от биологического исследования. Я тщательно избегал ввода научных предположений из общей сексуальной биологии или из сексуальной биологии отдельных видов животных в исследование, давшее нам возможность изучить сексуальную функцию человека при помощи техники психоанализа.

Мною руководила цель – узнать, что можно открыть средствами психологического исследования в области биологии человеческой сексуальной жизни; мне удалось указать на связи и совпадения, выявившиеся при этом исследовании, но мне не следовало скрывать от себя то обстоятельство, что в некоторых важных пунктах психоаналитическое исследование привело к выводам и взглядам, значительно отступающим от основанных только на биологических данных.

Читать статью  Любовная совместимость по Славянскому гороскопу

В этом третьем издании мною сделано много добавлений, но я не отмечал их, как в предыдущих изданиях, особыми знаками. В настоящее время научная работа в нашей области продвигается более медленными шагами; тем не менее, некоторые дополнения этого труда оказались необходимыми для того, чтобы он не отстал от новейшей психоаналитической литературы.

Бонн, октябрь 1914 года

Предисловие автора к 4-му изданию

После того, как стихли бушующие волны военного времени, можно с удовлетворением установить, что интерес к психоаналитическому исследованию во всем огромном мире не угас. Но не все части учения постигла одинаковая судьба. Чисто психологические положения и открытия психоанализа о бессознательном, о конфликте, ведущем к болезни, о вытеснении, о выгоде от болезни, о механизмах образования симптома и др. пользуются все возрастающим признанием и принимаются во внимание даже принципиальными противниками. Граничащая с биологией часть учения, основы которой изложены в этой маленькой работе, все еще вызывает такие же возражения и даже побудила некоторых, кто в свое время интенсивно занимался психоанализом, отойти от него и выработать новые взгляды, благодаря которым роль сексуального момента в нормальной и больной душевной жизни снова ограничивается.

И все же я не могу решиться допустить, что эта часть психоаналитического учения намного больше отличается от той действительности, которую нужно открыть, чем другая часть. Воспоминания и все повторные исследования говорят мне, что и эта часть продиктована таким же тщательным и чуждым предвзятости наблюдением, и объяснение указанной диссоциации в общественном признании не представляет трудности. Во-первых, описанные здесь начала человеческой сексуальной жизни могут подтвердить только такие исследователи, у которых имеется достаточно терпения и технической ловкости, чтобы довести анализ до первых детских лет пациента. Часто нет возможности это сделать, так как врачебная деятельность требует более быстрого окончания лечения, а другим, не врачам, применяющим психоанализ, вообще закрыт доступ в эту область, у них нет возможности составить самостоятельное суждение, свободное от влияния их собственных антипатий и предубеждений. Если бы люди сумели чему-нибудь научиться из непосредственного наблюдения над детьми, то эти три статьи вообще могли бы остаться ненаписанными.

Необходимо, однако, далее припомнить, что многое из того, что составляет содержание этой книги, подчеркивание значения сексуальной жизни во всех проявлениях человеческой деятельности и сделанная здесь попытка расширить понятие сексуальности всегда были самыми могучими мотивами сопротивления против психоанализа. Исходя из потребности в полнозвучном лозунге, дошли до того, что стали говорить о «пансексуализме» психоанализа и делать ему бессмысленный упрек, что он объясняет «все» сексуальностью. Можно было бы удивляться, если бы мы были еще только в состоянии сами забыть аффективные моменты, запутывающие и заставляющие все забывать. Ведь философ Артур Шопенгауэр уже давно указал людям, насколько их действия и мысли предопределяются сексуальными стремлениями в обычном смысле слова; и целый мир читателей ведь должен был оказаться неспособным выкинуть из своей головы такое изумительное указание! Что же касается «расширения» понятия о сексуальности, ставшего необходимым благодаря анализу детей и так называемых перверсных, то да позволено будет напомнить всем тем, кто с высоты своей точки зрения с презрением смотрит на психоанализ, как близко расширенная сексуальность психоанализа совпадает с Эросом «божественного» Платона (С. Нахмансон. Теория либидо Фрейда в сравнении с учением об Эросе Платона // «Internationale Zeitschrift für ärztiche Psychoanalyse», 111,1915).

Вена, май 1920 года

I. Сексуальные отклонения

Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии тем, что у них предполагается «половое влечение». При этом допускают аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего слову «голод» обозначения не имеется в народном языке; наука пользуется словом «либидо».

Общепринятый взгляд содержит вполне определенные представления о природе и свойствах этого полового влечения. В детстве его будто бы нет, оно появляется приблизительно ко времени и в связи с процессами созревания, в период возмужалости, выражается проявлениями непреодолимой притягательности, которую один пол оказывает на другой, и цель его состоит в половом соединении или, по крайней мере, в таких действиях, которые находятся на пути к нему.

Но у нас имеется основание видеть в этих данных очень неправильное отражение действительности; если присмотреться к ним ближе, то они оказываются полными ошибок, неточностей и поверхностностей.

Введем два термина: назовем лицо, которое внушает половое влечение, сексуальным объектом, а действие, на которое влечение толкает, сексуальной целью; в таком случае точный научный опыт показывает, что имеются многочисленные отклонения в отношении обоих, как сексуального объекта, так и сексуальной цели, и их отношение к сексуальной норме требует детального исследования.

1. Отступление в отношении сексуального объекта

Общепринятая теория полового влечения больше всего соответствует поэтической сказке о разделении человека на две половины – мужчину и женщину, – стремящихся вновь соединиться в любви, поэтому весьма неожиданно слышать, что встречаются мужчины, сексуальным объектом которых является не женщина, а мужчина, и женщины, для которых таким объектом является не мужчина, а женщина. Таких лиц называют извращенно-сексуальными или лучше инвертированными, а самый факт – инверсией. Число таких лиц очень значительно, хотя точно установить его затруднительно.

А. Инверсия Поведение инвертированных

Эти лица ведут себя в различных направлениях различно.

а) Они абсолютно инвертированы, т. е. их сексуальный объект может быть только одного с ними пола, между тем как противоположный пол никогда не может у них быть предметом полового желания, а оставляет их холодными или даже вызывает у них половое отвращение. Такие мужчины оказываются благодаря отвращению неспособными совершить нормальный половой акт или при выполнении его не испытывают никакого наслаждения.

б) Они амфигенно инвертированы (психосексуальные гермафродиты), т. е. их сексуальный объект может принадлежать как одинаковому с ним, так и другому полу; инверсия, следовательно, лишена характера исключительности.

в) Они случайно инвертированы, т. е. при известных внешних условиях, среди которых на первом месте стоят недоступность нормального полового объекта и подражание, они могут избрать сексуальным объектом лицо одинакового с ними пола и в таком сексуальном акте получить удовлетворение.

Инвертированные проявляют далее различное отношение в своем суждении об особенностях своего полового влечения. Одни из них относятся к инверсии как к чему-то само собой понятному, подобно тому, как нормальный относится к проявлению своего либидо, и энергично отстаивают ее равноправие наряду с нормальным. Другие же возмущаются фактом своей инверсии и ощущают ее как болезненную навязчивость 1 .

Другие вариации касаются временных отношений. Особенность инверсии существует у индивида с давних пор, насколько хватает его воспоминаний, или она проявилась у него только в определенный момент до или после половой зрелости 2 . Этот характер сохраняется на всю жизнь или временно исчезает, или составляет отдельный эпизод на пути нормального развития. Он может также проявиться в позднем возрасте по истечении длительного периода нормальной половой деятельности. Наблюдалось также периодическое колебание между нормальным и инвертированным сексуальным объектом. Особенно интересны случаи, в которых либидо меняется в смысле инверсии после того, как был приобретен мучительный опыт с нормальным сексуальным объектом.

Эти различные ряды вариаций в общем существуют независимо один от другого. Относительно крайней формы можно всегда утверждать, что инверсия существовала уже с очень раннего возраста и что лицо это вполне мирится с этой особенностью.

Много авторов отказались бы объединить в одну группу перечисленные здесь случаи и предпочли бы подчеркивать различие в пределах этой группы вместо свойственного всем группам общего; это зависит от предпочитаемого ими взгляда на инверсию. Однако, как ни верны такие разделения, все же необходимо признать, что имеется множество переходных ступеней, так что как бы само собой напрашивается расположение в ряды.

Взгляд на инверсию

Первая оценка инверсии выразилась во взгляде, что она является врожденным признаком нервной дегенерации; это вполне соответствовало тому факту, что наблюдатели-врачи впервые встретились с ней у нервнобольных или у лиц, производивших впечатление больных. Эта характеристика содержит два указания, которые необходимо рассматривать одно независимо от другого: врожденность и дегенерацию.

Относительно дегенерации возникает возражение, которое вообще относится к неуместному применению этого слова. Вошло в обычай относить к дегенерации всякого рода болезненные проявления не непосредственно травматического или инфекционного происхождения. Подразделение дегенератов, сделанное Magnan’ом, дало возможность в самых совершенных проявлениях нервной деятельности не исключать применения понятия дегенерации. При таких условиях позволительно спросить, какой вообще смысл и какое новое содержание имеется в оценке слова «дегенерация». Кажется более целесообразным не говорить о дегенерации:

1) в случаях, когда нет нескольких тяжелых отклонений от нормы; 2) в случаях, когда работоспособность и жизнеспособность в общем тяжело не пострадали 3 .

Много фактов указывают на то, что инвертированные не являются дегенератами в этом настоящем смысле:

1. Инверсия встречается у лиц, у которых не наблюдается никаких других серьезных отклонений от нормы.

2. Также у лиц, работоспособность которых не нарушена, которые отличаются даже особенно высоким интеллектуальным развитием и этической культурой.

3. Если отойти от врачебного опыта и смотреть шире, то в двух направлениях встречаешься с фактами, исключающими взгляд на инверсию как на признак дегенерации 4 .

а) Нужно принимать во внимание, что у древних народов на высшей ступени их культуры инверсия была частым явлением, почти институтом, связанным с важными функциями; б) она чрезвычайно распространена у многих диких и примитивных народов, между тем как понятие «дегенерации» применяется обыкновенно к высокой цивилизации (Блох). Даже среди цивилизованных народов Европы климат и раса имеют самое большое влияние на распространение инверсии и на отношение к ней.

Вполне понятно, что врожденность приписывают только первому, самому крайнему классу инвертированных, на основании уверений этих лиц, что ни в какой период жизни у них не проявлялось никакого другого направления полового влечения. Уже самый факт существования двух других классов трудно соединить со взглядом о врожденном характере инверсии. Поэтому защитники этого взгляда склонны отделить группу абсолютно инвертированных от всех других, что имеет следствием отказ от обобщающего взгляда на инверсию. Инверсия, по этому взгляду, в целом ряде случаев имеет врожденный характер; а в других случаях она могла бы развиться иным способом.

В противоположность этому взгляду существует другой, согласно которому инверсия составляет приобретенный характер полового влечения. Взгляд этот основывается на следующем: 1) у многих (а также абсолютно) инвертированных можно открыть подействовавшее в раннем периоде жизни сексуальное впечатление, длительным последствием которого оказывается гомосексуальная склонность; 2) у многих других можно указать на внешние благоприятствующие и противодействующие влияния жизни, приведшие раньше или позднее к фиксации инверсии (исключительное обращение в среде одинакового пола, совместный военный поход, содержание в тюрьме, опасности гетеросексуального общения, целибат, половая слабость и т. д.); 3) инверсия может быть прекращена при помощи гипнотического внушения, что было бы удивительным при врожденном ее характере.

Читать статью  Отношения с женатым мужчиной: зачем это нужно женщине и мужчине?

С точки зрения этого взгляда можно вообще оспаривать несомненность возможности врожденной инверсии. Можно возразить, что более подробные расспросы в случаях, которые относятся к врожденной инверсии, вероятно, также открыли бы переживание в раннем детстве, предопределившее направление либидо; это переживание не сохранилось только в сознательной памяти лица, но при соответствующем воздействии можно вызвать воспоминание о нем. По мнению этих авторов, инверсию следовало бы считать частым вариантом полового влечения, предопределенным некоторыми внешними условиями жизни.

Эта, по-видимому, утвердившаяся уверенность теряет почву от возражения, что многие люди испытывают, несомненно, подобные же сексуальные влияния (также в ранней юности: совращения, взаимный онанизм), не ставши вследствие этого инвертированными или не сделавшись ими навсегда. Таким образом, возникает предположение, что альтернатива: врожденный и приобретенный – или неполна, или не совсем соответствует имеющимся при инверсии обстоятельствам.

Ни положение, что инверсия врожденна, ни противоположное ему, что она приобретается, не объясняют сущности инверсии. В первом случае нужно выяснить, что именно в ней врожденного, если не принять самого грубого объяснения, что у человека при рождении имеется уже связь полового влечения с одним определенным сексуальным объектом. В противном случае, спрашивается, достаточно ли разнообразных случайных влияний, чтобы объяснить возникновение инверсии без того, что в самом индивиде не шло кое-что навстречу этим влияниям. Отрицание этого последнего момента, согласно нашим прежним указаниям, недопустимо.

Для объяснения возможности сексуальной инверсии со времен Ф. Лидстона, Кьернана и Шевалье пользуются ходом мыслей, содержащим новое противоречие общепринятому мнению. Согласно этому мнению, человек может быть или мужчиной, или женщиной. Но науке известны случаи, в которых половые признаки кажутся стертыми и из-за этого затрудняется определение пола сначала в области анатомии. Гениталии этих лиц соединяют в себе мужские и женские признаки (гермафродитизм). В редких случаях оба половых аппарата развиты один наряду с другим (истинный гермафродитизм); чаще всего находится двоякое уродство.

Замечательно в этих ненормальностях то, что они неожиданным образом облегчают понимание ненормального образования. Известная степень анатомического гермафродитизма принадлежит норме; у каждого нормально устроенного мужского или женского индивида имеются зачатки аппарата другого пола, сохранившиеся как рудиментарные органы без функции или преобразовавшиеся и взявшие на себя другие функции.

Взгляд, вытекающий из этих давно известных анатомических фактов, состоит в допущении первоначального бисексуального предрасположения, переходящего в течение развития в моносексуальность с незначительными остатками другого пола.

Весьма естественно было перенести этот взгляд на психическую область и понимать инверсию в различных ее видах как выражение психического гермафродитизма. Чтобы решить вопрос, недоставало только постоянного совпадения инверсии с душевными и соматическими признаками гермафродитизма.

Однако это ожидание не оправдалось. Зависимость между предполагаемым психическим и легко доказуемым анатомическим гермафродитизмом нельзя представить себе такой тесной. Часто у инвертированных наблюдается вообще понижение полового влечения и незначительное анатомическое уродство органов. Это встречается часто, но никоим образом не всегда или хотя бы в большинстве случаев. Таким образом, приходится признать, что инверсия и соматический гермафродитизм в общем не зависят друг от друга.

Далее придавалось большое значение так называемым вторичным и третичным признакам и подчеркивалось, что они часто встречаются у инвертированных (Н. Ellis). И в этом есть большая доля правды, но нельзя забывать, что вторичные и третичные половые признаки вообще встречаются довольно часто у другого пола и образуют таким образом намеки на двуполость, хотя половой объект не проявляет при этом изменений в смысле инверсии.

Психический гермафродитизм вылился бы в более телесные формы, если бы параллельно инверсии полового объекта шли по крайней мере изменения прочих душевных свойств, влечений и черт характера в смысле типичных для другого пола. Однако подобную инверсию характера можно встретить с некоторой регулярностью только у инвертированных женщин. У мужчин с инверсией соединяется полнейшее душевное мужество. Если настаивать на существовании душевного гермафродитизма, то необходимо прибавить, что в проявлениях его в различных областях замечается только незначительная противоположная условность.

То же относится и к соматической дву-полости: по Halban’y, единичные уродливости органов и вторичные половые признаки встречаются довольно независимо друг от друга.

Учение о бисексуальности в своей самой грубой форме сформулировано одним из защитников инвертированных мужчин следующим образом: женский мозг в мужском теле. Однако нам неизвестны признаки «женского мозга». Замена психологической проблемы анатомической в равной мере бессильна и неоправдана.

Крафт-Эбинг полагает, что бисексуальное предрасположение награждает индивида как мужскими и женскими мозговыми центрами, так и соматическими половыми органами. Эти центры развиваются только в период наступления половой зрелости, большей частью под влиянием независимых от них по своему строению половых желез. Но к мужскому и женскому «центрам» применимо то же, что и к мужскому и женскому мозгу, и, кроме того, нам даже неизвестно, следует ли нам предполагать существование ограниченных частей мозга («центры») для половых функций, как, например, для речи.

Две мысли все же сохраняют свою силу после всех этих рассуждений: что для объяснения инверсии необходимо принимать во внимание бисексуальное предрасположение, но что нам только неизвестно, в чем, кроме анатомической его формы, состоит это предрасположение, и что дело тут идет о нарушениях, касающихся развития полового влечения 5 .

Лекция 15. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

(лат. lĭbīdo — похоть, желание, страсть, стремление) — одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд приравнивал либидо к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д.

Термин «либидо» использовался Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, невроза, а также для описания хода психического развития нормального человека, его научной и художественной деятельности, сублимации.

Слово lĭbīdo

впервые[
источник не указан 715 дней
] встречается в труде «О Граде Божьем» (14:16) богослова Августина, святого Католической и Православных церквей. В переводе Киевской духовной академии термин был трактован как «срамная похоть плоти»[1].

Читайте также: Привычка крутить в руках предметы. Как избавиться от «нервных привычек». Психолог о том, почему мы теребим волосы и кусаем ногти, когда сильно волнуемся. Накручивание и выдергивание волос

Либидо в теории Фрейда

В процессе взросления смещение области концентрации энергии либидо по телу обусловливает развитие человека. В теории психосексуального развития Фрейдом определены следующие стадии:[2]

  • оральная стадия (от рождения до 0 — 1,5 лет) — удовольствие от сосания материнской груди;
  • анальная стадия (от 1,5 года до 3 лет) — связана с приятными ощущениями, получаемыми ребёнком при экскреторной деятельности толстой кишки и мочевого пузыря;
  • фаллическая стадия (от 3 до 6 лет) — сексуальное исследование, формирование Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек;
  • латентная стадия (от 6 до 12 лет);
  • генитальная стадия (от 12 лет).

Нарушения развития либидо, по Фрейду, приводит к психическим расстройствам. Либидо лежит в основе всего поведения, которое приводит к получению удовольствия.


ЗИГМУНД ФРЕЙД

Особое место должно быть отведено Зигмунду Фрейду (1856— 1939), всемирно известному основателю психоанализа. Его несомненно следует отнести к основоположникам изучения сексуальности, хотя значение его работ выходит далеко за рамки этого направления и между ним и другими исследователями сексуальности было больше разногласий, чем солидарности. Будучи психиатром, Фрейд в области сексологии оказал большое влияние на теоретическое мышление, начиная с появившихся еще в 1905 г. «Трех очерков по теории сексуальности».

Многие из его идей и моделей продолжают оказывать свое влияние по нынешний день. С одной стороны, он как никто другой в первой трети столетия подчеркивал значение социальных факторов внешней среды. Неправильное воспитание, разного рода социальные конфликты, психотравмирующие переживания в раннем детстве или в пубертате, другие фиксации назывались им в качестве основных причин возникновения неврозов. В этом направлении Фрейд дал неоценимые ориентиры для психиатрической и клинико-психологической практики, а также оказал плодотворное воздействие на теоретическое мышление. Фрейд, как и другие исследователи сексуальности начала века, подвергался грубым оскорблениям. Его называли «похотливым олухом из Мясного переулка» (так называлось место в Вене, где он время от времени проживал).

С другой стороны, однако, склонный многое упрощать, Фрейд на основании собственных клинических наблюдений сконструировал весьма одностороннюю теоретическую модель, которая никоим образом не выдерживает научной проверки. Это становится ясным из краткого изложения его теории влечений и сублимации.

Как известно, в своем психоаналитическом теоретическом построении Фрейд всегда отводил доминирующую роль сексуальному влечению (либидо). При этом сексуальное влечение он понимал чрезвычайно широко, считая его энергетическим базисом чуть ли не всех человеческих побуждений. Либидо — это «самый важный источник энергии». Если происходят нарушения в его развитии, то возникают неврозы, которые являются следствием своеобразных «судеб инстинкта». Либидинозное влечение господствует с малых лет (первыми формами выражения являются сосание, кусание) и, пройдя через разные промежуточные ступени, проявляется сконцентрированным на гениталиях только в пубертате, побуждая к половому акту.

По Фрейду, либидо функционирует следующим образом:

1. Причиной влечения является органический источник (прежде всего половой орган).

2. Оно проявляется в виде смутного стремления, в «своеобразном чувстве напряжения крайне импульсивного характера» (Фрейд, 1915, с. 71), которое имеет тенденцию к разрядке.

3. Удовлетворение, ослабление напряжения достигается в том случае, если найден объект — половой партнер и происходит разрядка (например, в результате полового акта). «Источником влечения является процесс возбуждения в соответствующем органе, и первоочередная цель влечения заключается в устранении этого возбуждения» (1915, с. 32). В виде формулы это можно представить так: органическое накопление влечения -> напряжение -> половой акт -> разрядка (удовлетворение).

По-видимому, моделью для подобного представления послужил стоящий на огне паровой котел. Благодаря постоянно создаваемому пару в котле повышается давление, так что время от времени пар должен выпускаться. Хотя на первый взгляд это вполне приемлемая, а потому по-прежнему все еще широко распространенная характеристика полового влечения, однако ее нельзя привлекать для объяснения сексуального поведения человека. Здесь Фрейда слишком увлекла физическая модель, которую он просто перенес на психические процессы.

В течение многих десятилетий большой резонанс имела также и фрейдовская теория сублимации. По Фрейду, сексуальная энергия, либидо, лишь частично превращается непосредственно в половую активность, другая же часть трансформируется или вытесняется в культурную деятельность, например в работу, искусство, религию, политику. Низкое телесное влечение сублимируется в более высокую духовную деятельность, что обусловлено общественно-культурными целями и принуждениями. Общество (культура) препятствует человеку в проявлении во всей полноте его полового влечения, требует от него отказа от влечения, в результате чего он может вкладывать достаточно энергии в другие дела. При этом приводились в пример религиозное воздержание и прочие крайние проявления аскетизма в искусстве, философии, политике.

По этой теории, большие профессиональные, социальные, культурные и научные достижения следует понимать преимущественно как продукты компенсаторного удовлетворения либидо. Либидо отреагируется и расходуется в других сферах деятельности. Тем самым сексуальное влечение становится чуть ли не творцом культуры (пансексуалистская теория). Разумеется, это не новая идея, а лишь повторение догм древних религий, которые стремились аскетическими требованиями приучить людей к дисциплине для служения Богу.

Читать статью  Как уйти от любовника: основные причины для расставания, советы психолога

Наметки теории сублимации появились у Фрейда уже в 1905 г., однако четко он сформирулировал ее в книге «Неудовлетворенность культурой» (1930):

«Так как человек не располагает беспредельным запасом психической энергии, он должен разрешать свои задачи путем целесообразного распределения либидо. То, что он тратит на достижение культурных целей, он отнимает главным образом от женщины и собственной сексуальной жизни». Развитие культуры требовало «отнять от сексуальности значительное количество сексуальной энергии» (с. 69).

Читайте также: Главные причины бессонницы у женщин, с чем связано состояние после 50 лет, методы лечения и средства

Эти мысли были подхвачены и широко распространены многими другими буржуазными философами, антропологами, психологами, теологами и журналистами. Даже для Шельски (одного из наиболее известных в ФРГ социологов), взращенного на антропологии Гелена, отказ от влечения является важным источником энергии, формирующим общество и культуру. Даже в 16-м издании своей «Социологии сексуальности» Шельски пишет: «В аскетизме, особенно половом, человек создает себе противостоящую реализации инстинкта структуру мотивов, наличие которой мы должны рассматривать как основу всей более высокой социальной и культурной организации» (1965, с. 95—96).

Теорию сублимации можно оспаривать и опровергать с разных сторон и научных подходов. Мы ограничимся здесь лишь конкретным, а потому хорошо эмипирически проверяемым аспектом.

Один из логических выводов теории сублимации Фрейда должен был бы гласить: активность в сексуальной и активность в несексуальной сферах находятся в обратно пропорциональной (реципрокной) зависимости. По крайней мере в среднем должно было бы быть так: кто вкладывает много сил во внесексуальные сферы, такие, как производство, наука, общество, тот будет сексуально более слабым. И наоборот: кто очень активен сексуально, тот меньше может сделать в социальном, культурном, духовном отношении. Он в большей степени ослаблен и истощен непосредственным отводом влечения, физической любовью. С увеличением частоты половых актов или других форм достижения оргазма сниженная работоспособность, ослабленная продуктивность должны, стало быть, коррелировать с продуктивностью в других сферах жизни. Однако эмпирическое исследование эти связи подтвердить не смогло. Скорее имеет место обратное. Конечно, есть довольно много случаев, как будто согласующихся с теорей сублимации, например большие успехи в деятельности монахов, священников, художников, ученых, живущих весьма аскетично. Однако отдельных фактов недостаточно, чтобы обоснованно считать истинными эти общие теоретические утверждения.

Так, уже в 50-е годы выяснением данной психоаналитической гипотезы занялся Кинзи. Он резюмировал: отдельные примеры, в которых можно было бы привлекать гипотезу сублимации, являются «столь поверхностными и столь редкими, что эта гипотеза, пожалуй, скорее представляет собой академическую возможность, чем доказанный факт» (1955, с. 195). Четких корреляций между сексуальной активностью и другими сферами деятельности он установить не смог. Зельг совершенно верно замечает: некоторые монахи и другие аскеты добились многого не потому, что они жили воздержанно (если это так!), а потому, что у них было высокое образование и много времени. Он утверждает: «Продуктивность скорее обусловливается уравновешенностью и удовлетворенностью, нежели сексуальной воздержанностью» (Зельг и др., 1979, с. 79).

Наши собственные исследования предоставляют на этот счет разнообразные и убедительные данные. Они демонстрируют противоположную тенденцию, т. е. положительную связь между сексуальной активностью и деятельностью в других областях. Таким образом, скорее можно было бы сформулировать гипотезу об антисублимации. Активность и продуктивность в самых разных общественных сферах жизни стимулируют — опосредованно через переживание успеха, самооценку и повышенные требования к жизни — сексуальную активность индивида. Степень сексуальной возбудимости явно повышается благодаря успешной деятельности в несексуальных сферах (ср. гл. 18).

Перейти вверх к навигации

Либидо в теории Юнга

Карл Густав Юнг понимает под либидо в целом психическую энергию, или, что то же самое, интенсивность психического процесса[3], а сексуальность — лишь как одно из множества возможных проявлений этой энергии, но не как специфическую её разновидность. В отличие от Фрейда, Юнг рассматривает сходство этой силы с восточной концепцией энергии Ци или Прана, а также прослеживает корни этого современного понятия в анимистических представлениях примитивных народов, которые он считал несомненным свидетельством того, что человек всегда испытывал потребность найти конкретную форму для сознаваемого им динамизма психических событий[4].

Энергия либидо

Одно из предположений Фрейда касалось либидо, или влечения, как метафоры, гипотетической психической силы, управляющей сексуальностью.

Либидо – психическая сила, сопровождающая человека с рождения и подпитывающая его развитие. На основе представления об этой силе Фрейд начинает строить свою теорию развития психосексуальности.

Примерно в 1900-1905 годах он публикует очерки о теории сексуальности, где предполагает существование определённых стадий развития либидо, мигрирующего в процессе роста ребёнка из одних зон тела в другие. Рассмотрение развития, интеллекта, контроля и т.д. через призму сексуальности заложило основу классического психоанализа.

На смену этому предположению впоследствии (ближе к концу жизни Зигмунда) приходит теория о двух силах – эросе и танатосе («По ту сторону принципа удовольствия»). Оказалось, что одной психической силы недостаточно для объяснения поступков человека.

Эрос – стремление к активности, любви, жизни, продолжению рода. Это движение, активность.

Танатос – стремление к смерти, уничтожению, самоуничтожению, агрессии, завершению. Предположение о танатосе было обусловлено социальной ситуацией в Вене во время второй мировой войны.

Структурная модель психики

Топическая модель психики работала далеко не во всех случаях. И Фрейд подходит к созданию своей структурной модели.

В отличие от топической, похожей на карту местности, структурная модель основана на функциях структур, входящих в состав психики. Эго, Ид, Супер Эго – составляющие этой модели, некие функциональные образования, имеющие свои собственные задачи.

Эго или Я – то, какими мы сами себя видим, что про себя знаем.

В Ид или Оно Фрейд помещает влечения – эротические и агрессивные. По его мнению, вся психическая энергия содержится в Ид. Эго и Супер Эго не обладают собственными источниками силы. Ид – опасное образование, в котором живут драйвы, желания, фантазии, страхи – то, из чего человек черпает психическую энергию.

Отношения Эго и Ид похожи на отношения всадника и лошади. Лошадь – источник движения, а всадник выбирает путь, куда поехать. Проблемы начинаются в тот момент, когда дорогу выбирает лошадь.

Супер Эго состоит из двух частей. Первая – запреты, правила, нормы, так называемое «негативное Я» – что не надо делать, каким не надо быть, совесть, мораль, законы. Вторая – «идеальное Я», представление о том, каким человеком я хочу быть, идеалы для подражания.

Ид, в представлении Фрейда, является бессознательным, хотя идеал классического психоанализа – сделать из Ид Эго, осознать все тенденции (принципиально невозможное желание). Эго, в целом, сознательно, но есть и неосознаваемые зоны – психологические защиты. Супер Эго частично осознаётся, но большой кусок, руководящий нами, остаётся вне поля нашего сознания. К примеру, это переданные нам от родителей и сознательно не обдуманные интроекты о том, как «надо» и «должно».

Внутрипсихический конфликт

Конфликт внутри психики разыгрывается между её структурами. Чаще всего он затрагивает Ид с неприемлемым желанием и Супер Эго с социальными нормами и запретами. Эго разрешает конфликт, выбирая, куда направить энергию. Самый лучший вариант –реализовать желание в подходящий момент, в социально приемлемой форме.

Но есть ситуации, когда стимул является очень сильным, а запрет – очень серьёзным. К примеру, сексуальное желание, направленное на родственника. И такой конфликт оказывается нерешаемым продуктивным путём. Тогда Эго выбирает «сберечь» себя, используя психические защиты (вытеснение, изоляция, рационализация и т.д.). Это – другой вариант обхождения с внутрипсихическим конфликтом.

Принцип реальности и принцип удовольствия

Фрейд предполагал, что, рождаясь, ребёнок представляет собой исключительно Ид и руководствуется принципом удовольствия – стремлением удовлетворить все свои потребности и желания, в том числе противоречащие друг другу, и немедленно.

Принцип реальности – это «Я хочу, но могу подождать», способность осознать невозможность удовлетворения некоторых желаний и пережить фрустрацию по этому поводу. Принципом реальности руководствуется здоровый, не инфантильный взрослый.

Примечания

  1. Августин Блаженный.
    О Граде Божьем. Ч. 3-5 // Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского = De civitate Dei ad Marcellinum / пер. Киевская духовная академия. — Изд. 2-ое. — К.: Типография И. И. Чолокова, 1905—1910.
  2. З. Фрейд. «Фазы развития сексуальной организации» — З. Фрейд. Очерки по психологии сексуальности/ Пер. с англ. М.: Азбука, 2010, С.56
  3. Юнг К. Г. Психологические типы /Пер. с нем. Софии Лорне / Под общей ред. Зеленского В. -СПб.: «Ювента»; -М.: Издательская , 1995. — 718 с.
  4. К. Г. Юнг, «О психической энергии» — К. Г. Юнг. Структура и динамика психического / Пер. с англ. — М. «Когито-Центр», 2008, с. 78.

Теория психоанализа

Фрейд и его последователи рассматривали психику человека как динамическую, вечно меняющуюся систему. Либидо в этом слаженном механизме играет ключевую роль источника активности человека. В совокупности с инстинктом сохранения эти два понятия составляют комплекс влечений, который называется «Влечение к жизни» или Эрос.

В теории Фрейда слово либидо означало сексуальную энергию. Он считал, что большинство психических расстройств и внутриличностных конфликтов человека связано именно с разладами в половой сфере жизни человека.

К.Г. Юнг считал, что его наставник слишком сужает значение этого термина, низводя его исключительно к сексу. Сам же Юнг выступал за рассмотрение либидо как универсальной психической энергии, способной принимать самые разные формы. В его концепции либидо приобретает почти мистический смысл, являя собой нечто, не поддающееся четкому описанию или осмыслению.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «либидо»

  • Либидо
    — статья из Большой советской энциклопедии.
  • Либидо — Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг
  • Либидо — Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.
  • Либидо — Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа.
  • Теория либидо — Психоаналитические термины и понятия. Словарь под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина.
  • Современная теория либидо в психоанализе

Проблемы сексуального влечения

Проблемы либидо могут лежать в двух плоскостях: гиперсексуальность и гиполибидомия.

Гиперлибидомия – это патологическое увеличение сексуальных потребностей, что провоцирует повышенную сексуальную активность. Естественно, что понятие нормы в таком интимном плане довольно индивидуально, но при данной патологии происходит также увеличение количества сексуальных партнеров и изменение сексуального поведения. При этом на первый план выходит реализация возросших сексуальных потребностей и методы достижения целей не всегда законны и соответствуют нормам морали.

У мужчин повышение либидо называется сатириазис, а у женщин – нимфомания.

Женское либидо повышается при гормональном дисбалансе, органических поражениях головного мозга и некоторых проблемах психологического характера (детские травмы, желание компенсировать свою неполноценность и другие). У мужчин причиной повышенной сексуальности могут быть также заболевания центральной нервной системы, психические расстройства и гормональный дисбаланс, но и нарушения работы коры надпочечников, повышенное содержание адреналина и тестостерона.

Гиполибидомия или снижение либидо – это резкое снижение сексуального желания, которое может иметь функциональный или органический характер. Далеко не всегда просто поставить данный диагноз, так как не многие женщины и мужчины могут свободно признаться врачу или партнеру в сниженной сексуальности. Причины, которые вызывают данной состояние можно разделить на две группы. К первой относятся различные заболевания половых органов, гормональные нарушения или соматические заболевания.

Ко второй группе можно отнести факторы, в лечении которых может помочь грамотный психолог или психоаналитик:

Источник https://intrigue.dating/suhoj-ostatok/psihologiya-seksualnosti-po-freydu-model-sistemno-vektornoy-psihologii/

Источник https://iknigi.net/avtor-zigmund-freyd/59592-psihologiya-seksualnosti-zigmund-freyd/read/page-1.html

Источник https://physiologynorma.ru/drugoe/razvitie-libido-po-frejdu-2.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: