40. Охрана здоровья женщин и детей в Республике Беларусь. Управление. Медицинские организации.
Охрана материнства и детства (ОМД) — комплекс социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию образа жизни семьи, укрепление здоровья женщин и детей и позволяющий женщине совмещать материнство с участием в общественной и производственной жизни страны.
Законодательные акты, регламентирующие ОМД:
а) конституция РБ — 2 статьи: 32 ст. — брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под охраной государства; 45 ст. — данным контингентам гарантируются права на охрану здоровья
б) з-н о правах ребенка (1993 г.). Ребенок — лицо до 18 лет включительно.
в) З-н о Здравоохранении (2002 г), раздел «Охрана материнства и детства».
г) трудовое законодательство.
Этапы организации и медицинские учреждения ОМД:
I. Оказание помощи женщинам до беременности, подготовка к материнству, планирование семьи (женская консультация, консультация «Брак и семья», медико-генетические консультации)
II. Мероприятия по антенатальной охране плода (женские консультации, детская и взрослая поликлиники)
III. Интранатальная охрана плода и рациональное ведение родов (родильный дом)
IV. Охрана здоровья новорожденного (родильный дом, детская поликлиника, стационар)
V. Охрана здоровья детей дошкольного возраста (детские поликлиники, больницы, сады, школы)
VI. Охрана здоровья детей школьного возраста
Разделы ОМД: акушерско-гинекологическая помощь и лечебно-профилактическая помощь детям.
Руководство службой Охраны здоровья матери и ребенка:
1. На уровне республики: министерство Здравоохранения → управление медицинской помощь → отдел медицинской помощи матерям и детям → 2 штатных специалиста: главный акушер-гинеколог и главных педиатр республики
2. Областной уровень: управление ЗО при областном исполкоме → 2 штатных специалиста (главный акушер-гинеколог и главный педиатр области)
3. Районный уровень: ЦРБ → главный врач.
В зависимости от численности района специалисты: если больше 70 тыс. вводится должность заместителя главного врача ЦРБ по родовспоможению и детству, а заведующий акушерско-гинекологическим отделением выполняет должность главного акушер-гинеколога и главного педиатра района; если меньше 70 тыс. есть штатная должность главного педиатра района, а главный акушер-гинеколог района — заведующий акушерско-гинекологическим отделением.
41. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи в Республике Беларусь.
Актуальность проблемы охраны здоровья и женщин:
1. В структуре взрослого населения 55% женщин
2. Женское население активно занято в производстве
3. Женщины играют главную роль в воспроизводстве будущих поколений.
— суммарный коэффициент рождаемости — в РБ 1,2 (норма — 2,5 для естественного воспроизводства населения)
— коэффициент брутто — в РБ 0,67, норма не менее 1,2
— коэффициент нетто — в РБ 0,66, норма не менее 1,0.
Проблемы здоровья женщин:
1) разница между ожидаемой продолжительностью мужчин и женщин в 2005 г. 62 и 75 лет.
2) показатели материнской смертности — в РБ в 2005 г. 15,5 (самый низкий показатель в СНГ, по рекомендациям ВОЗ не > 10,0). Основная причина — внебольничные аборты.
3) большое число абортов: 72 аборта на 100 родившихся живыми в РБ. Только три последних года число абортов ниже числа родов.
4) заболеваемость женщин больше чем мужчин, но смертность меньше. Уровень заболеваемости женщин 1500-1900 на 1.000, у мужин 1100-1300 на 1.000 чел. В динамике показатель повышается.
5) онкология у женщин за последние 10 лет повысилась на 30%. Рак молочной железы — 32% всей онкологии, пятилетняя выживаемость больше 70%
6) повышение психических заболеваний и депрессивных расстройств: 26% женщин имеют депрессивные расстройства
7) заболеваемость беременных женщин — 160-180 на 100 закончивших беременность: гестозы и анемии — по 30%, болезни мочеполовой системы, дисфункция щитовидной железы — по 10-15%.
ВИЧ-инфицирование: 10 лет назад соотношение мужчин и женщин 2:1 (внутривенный путь передачи), теперь — 1:1 (половой путь передачи).
Учреждения акушерско-гинекологической помощи в Республике Беларусь:
1. Родильные дома: самостоятельные и объединенные (например, с женской консультацией); от вида помощи — специализированные и неспециализированные
2. Родильные и гинекологические отделения больниц общего профиля
2. Самостоятельные гинекологические больницы
4. Женские консультации — по организации: самостоятельные и объединенные со стационаром
Глобальная стратегия охраны здоровья женщин и детей
Ежегодно миллионы женщин и детей погибают от причин, которые можно предотвратить. Это не просто статистика. Это люди с именами и лицами. Такие страдания недопустимы в XXI веке. Поэтому мы должны делать больше для новорожденного, который умирает от инфекции из-за отсутствия самой простой инъекции; для маленького мальчика, который никогда не реализует в полной мере своих потенциальных возможностей из-за недостаточного питания. Мы должны делать больше для девочки-подростка, которой угрожает нежелательная беременность; для замужней женщины, которая обнаружила, что она инфицирована ВИЧ; и для матери, которой угрожают осложнения при родах.
Вместе мы должны без промедления сделать решительный шаг в целях улучшения состояния здоровья женщин и детей во всем мире. Мы знаем, что дает эффективные результаты. В ряде стран за короткий промежуток времени мы добились огромных успехов. Ответы заключаются в нашей совместной решимости обеспечить всеобщий доступ к основным услугам здравоохранения и доказавшим свою эффективность мерам по спасению человеческих жизней в рамках нашей деятельности по укреплению систем здравоохранения. К последним относятся как меры планирования семьи и обеспечения безопасных родов, так и расширение доступа к вакцинации и лечению лиц, страдающих ВИЧ и СПИДом, малярией, туберкулезом, пневмонией и другими оставляемыми без внимания болезнями. Потребности каждой страны различны и зависят от имеющихся ресурсов и возможностей. Нередко решения очень просты — чистая вода, исключительно грудное вскармливание, питание и просвещение в вопросах профилактики нарушений здоровья.
Глобальная стратегия охраны здоровья женщин и детей направлена на непосредственное решение рассматриваемой проблемы. Она определяет основные области, в которых необходимы неотложные меры для увеличения финансирования, усиления политики и улучшения работы по предоставлению услуг. К этим областям относятся:
- Оказание поддержки планам в области здравоохранения, принятым странами, и подкрепленным расширенными, предсказуемыми и устойчивыми инвестициями.
- Комплексное предоставление услуг здравоохранения и осуществление мер по спасению жизней, с тем чтобы женщины и их дети могли иметь доступ к профилактике, лечению и помощи в то время и в том месте, где они нуждаются в этом.
- Укрепление систем здравоохранения, основой которых является достаточное число квалифицированных медицинских работников.
- Инновационные подходы к финансированию, разработке продукции и эффективному предоставлению услуг в области здравоохранения.
- Улучшение мониторинга и оценки в целях обеспечения ответственности всех участвующих сторон за полученные результаты.
Я благодарю многочисленные правительства стран, международные и неправительственные организации, компании, фонды, группы поддержки и активистов, которые внесли свой вклад в разработку этой Глобальной стратегии. Это — первый шаг. В наших силах добиться реальных изменений в результате выполнения этого плана. Я призываю каждого внести свой вклад. Успех придет, если мы сосредоточим наше внимание и ресурсы на людях, а не их заболеваниях; на здоровье, а не болезни. С помощью правильных стратегий, адекватного и справедливо распределяемого финансирования, а также твердой решимости помочь тем, кто более всего нуждается в этом, мы способны переломить и переломим ситуацию в интересах нынешнего и будущих поколений.
Организация охраны здоровья матери и ребенка в Республике Беларусь
Охрана здоровья матерей и детей является приоритетным направлением в здравоохранении Республики Беларусь.
Решение задач по охране здоровья матери и ребенка осуществляется на государственном уровне в соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении», Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, другими законодательными и нормативными правовыми актами.
Меры, направленные на укрепление здоровья женщин и детей, снижение заболеваемости и смертности, финансирование организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь матерям и детям, определялись предыдущими программами: Президентской программой «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы, Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы, Государственной программой «Профилактики ВИЧ-инфекции» на 2006-2010 годы, Программой развития здравоохранения на 2006-2010 годы и другими. На будущую пятилетку предусмотрен ряд мероприятий в Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы.
Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» определено, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.
В соответствии со статьей 184 Кодекса Республики Беларусь «О браке и семье» дети имеют право на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях. Условия жизни детей должны обеспечивать их полноценное физическое, умственное и духовное развитие. Родители, воспитывая детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, умственном, духовном развитии, приобщать их к посильному труду и готовить к самостоятельной жизни.
Все дети имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь со стороны государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Они находятся под диспансерным наблюдением в государственных организациях здравоохранения.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается:
- предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения;
- предоставлением медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность, за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;
- доступностью лекарственных средств;
- осуществлением мер по санитарно-эпидемическому благополучию населения.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» право на бесплатное обеспечение лекарственных средствами по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, право на бесплатное обеспечение техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Право на бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) имеют несовершеннолетние дети по заключению врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.
Право на бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) сроком до одного месяца имеют несовершеннолетние дети, проживающие на территории радиоактивного загрязнения.
Законодательно регламентировано бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей в пределах перечня основных лекарственных средств, при амбулаторном лечении, а также лечебным питанием. Дети и беременные, больные фенилкетонурией, бесплатно обеспечиваются лечебными питательными смесями.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» беременной женщине гарантируется медицинское наблюдение в государственных организациях здравоохранения, стационарная медицинская помощь во время и после родов, а также медицинская помощь и медицинское наблюдение за новорожденными.
Все женщины имеют доступ к дородовому и послеродовому медицинскому обслуживанию. Все медицинские работники организаций здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь беременным женщинам, имеют медицинское образование в сфере ведения беременности и родов.
В республике осуществляется обязательная иммунизация детей против туберкулеза, столбняка, эпидпаротита, дифтерии, коклюша, кори и полиомиелита, краснухи и вирусного гепатита В. Охват детей профилактическими прививками в отношении всех инфекций, входящих в программу иммунизации составляет 98 – 98,7%, что превышает критерии ВОЗ (95%).
Совершенствуется система ранней диагностики различных ограничений жизненных и социальных функций у детей, создана и развивается сеть центров, отделений, кабинетов для реабилитации детей, в том числе раннего возраста.
Охват детей до 18 лет плановыми диспансерными осмотрами составляет 99,9%.
Органами управления здравоохранением Республики Беларусь совместно с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ), ЮНФПА проведена большая работа по развитию принципиально новых услуг для подростков и молодежи в области репродуктивного, сексуального и психического здоровья, созданию и организации работы центров здоровья подростков (молодежи), которые интегрированы в состав государственных учреждений здравоохранения.
Повышение качества оказания высокоспециализированной медицинской помощи детскому населению республики в соответствии с мировыми тенденциями в здравоохранении предполагает организацию высокотехнологичных медицинских центров. Вследствие чего, в республике созданы республиканские научно-практические центры.
Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя» (далее – РНПЦ «Мать и дитя») в настоящее время является головным учреждением республики в области акушерства и гинекологии, неонатологии, педиатрии и медицинской генетики.
На базе РНПЦ «Мать и дитя» и в областных центрах республики создана эффективная медико-генетическая служба. Ежегодно медико-генетические консультации получают более 35 тысяч пациентов. Проведение высокотехнологических исследований позволяет установить диагноз наследственной патологии в период внутриутробного развития ребенка ежегодно не менее чем в 700-750 случаях.
Реконструкция и переоснащение РНПЦ «Мать и дитя» современным оборудованием позволило внедрить в практическое здравоохранение малоинвазивную хирургию, лазеро- и криохирургию, экстракорпоральное оплодотворение и другие высокие медицинские технологии.
Ежегодно в Республиканском детском кардиохирургическом центре выполняется около 1000 оперативных вмешательств у детей, начиная с периода новорожденности и до 18 лет, из них в условиях искусственного кровообращения более половины (54%), одна треть — эндоваскулярные операции, более 100 операций — у новорожденных детей.
Беларусь входит в десятку стран Европы с наиболее высоким процентом по выживаемости детей, страдающих онкогематологическими заболеваниями, — 75%. Выполняются трансплантации костного мозга, выживаемость при которых соответствует мировым показателям.
Оснащение республиканского центра урологии и нефрологии высокотехнологичным оборудованием позволило детям от периода новорожденности до 18 лет получать адекватную заместительную терапию методами гемо- и перитонеального диализа. В республике выполняются трансплантации почки и печени у детей.
В целях дальнейшего развития и совершенствования оказания медицинской помощи новорожденным в республике внедрены методы ранней диагностики и лечения ретинопатии недоношенных.
С целью раннего выявления и коррекции нарушений слуха у детей в родильных домах проводится аудиологический скрининг. За счет бюджетных средств выполняется кохлеарная имплантация детям раннего возраста.
Важная роль в сохранении и укреплении здоровья женщин и новорожденных детей, снижении перинатальной, младенческой и материнской смертности принадлежит разноуровневой системе организации перинатальной помощи.
Основным принципом создания разноуровневой системы является своевременное и качественное оказание медицинской помощи беременной женщине и новорожденному, на том уровне, где созданы необходимые условия для максимального сохранения жизни и здоровья беременной женщины, родильницы, роженицы и новорожденного ребенка.
Основными задачами создания разноуровневой системы оказания перинатальной помощи являются:
- доступность, этапность и преемственность при оказании медицинской помощи женщинам и детям с использованием современных медицинских технологий;
- оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи женщинам и детям;
- качественная организация экстренной медицинской помощи женщинам и детям;
- оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи гинекологическим больным с применением современных технологий и методов лечения, оперативной техники, сохраняющей репродуктивное здоровье и обеспечивающей качество жизни в позднем возрастном периоде;
- создание современной консультативной базы для женщин с гинекологической патологией, беременных и детей;
- организационно-методическая работа по взаимодействию и преемственности в работе организаций здравоохранения всех уровней;
- анализ перинатальных, материнских и младенческих потерь и принятие управленческих решений;
- оказание практической помощи организациями здравоохранения более высокой технологической помощи специалистам районного и межрайонного уровней.
Роды на всех уровнях перинатальной помощи ведутся врачом акушером-гинекологом в присутствии врача неонатолога (врача педиатра), при необходимости анестезиолога-реаниматолога на районном уровне и детского анестезиолога-реаниматолога на межрайонном, областном и республиканском уровнях.
Указанные мероприятия позволили достичь следующих результатов.
Республика Беларусь относится к странам с низким уровнем детской и младенческой смертности. В республике достигнуто стабильное снижение показателя младенческой смертности. В 2010 г. показатель младенческой смертности с учетом младенцев, родившихся с массой тела от 500 гр., составил 4,0 на 1000 детей, родившихся живыми (2009г.- 4,7 %о). Уровень младенческой смертности в течение последних лет остается одним из наиболее низких на территории СНГ и соответствует показателю в развитых странах.
Уровень смертности детей в возрасте до 5 лет отражает не только влияние биологических факторов риска на смертность детей, но и уровень их социального благополучия. Коэффициент детской смертности в 2009 г. составил 5,4%о (в 2009г – 6,1%о).
Продолжено снижение таких важных показателей, как перинатальная смертность и мертворождаемость.
Показатель материнской смертности в 2010 году составил 0,9 на 100 тыс. родившихся живыми и мертвыми (в 2009 г. –0,9), один из самых низких за последние годы.
Снижается число прерываний беременности. Если 10 лет назад на 100 родов приходилось 129 абортов, то в настоящее время на 100 родов приходится 20 абортов.
Органами управления здравоохранением с целью установления причин и принятия управленческих решений по случаям младенческой и детской смертности, мертворождаемости проводится ежедневный контроль за случаями перинатальных, младенческих и материнских потерь. Поступательному снижению младенческой, детской и материнской смертности способствовали мероприятия по оптимизации медицинской помощи, в том числе первичной медико-санитарной; доступность и бесплатное оказание всех видов медицинской помощи матерям и детям, в том числе специализированной и высококвалифицированной; повышение качества оказания медицинской помощи женскому и детскому населению; совершенствование пренатальной и неонатальной ранней диагностики наследственных и врожденных заболеваний, реорганизация деятельности родовспомогательных учреждений республики по принципу разноуровневых перинатальных центров; внедрение в практику современных медицинских технологий; разработка и внедрение протоколов оказания медицинской помощи и реабилитации детей; проведение мероприятий по профилактике заболеваний; укрепление научной, правовой, организационно-методической, информационной и материально-технической базы; реконструкция и переоснащение родильных домов, родильных отделений, детских больниц; устойчивое финансирование организаций здравоохранения, в том числе в рамках действующих программ.
Проводимая работа и достигнутые показатели свидетельствуют о государственной поддержке и комплексном подходе в Республике Беларусь в приоритетном развитии службы охраны здоровья матерей и детей.
Начальник отдела медицинской помощи матерям и детям МЗ РБ Е.Л.Богдан
Источник https://studfile.net/preview/1470243/page:28/
Источник https://www.un.org/ru/sg/strategy/
Источник http://www.minsksanepid.by/node/6915