Типы семейного воспитания ребенка. Типы семей, семейных отношений и семейного воспитания

Содержание статьи

Типы семей и стили семейного воспитания — Принципы семейного воспитания

Стиль семейного воспитания понимается как целостная категория, отражающая единство когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого аспектов общения взрослого с ребенком. Она характеризуется стабильностью во времени и проявляется в большинстве ситуаций общения между родителями и детьми.

Изучение и описание семейного воспитания началось в первой трети 20 века в связи с практическими запросами педагогики и психиатрии. Стили воспитания рассматривались как факторы развития определенных черт характера и поведения ребенка. В течение XX века было создано большое количество их классификаций, основанных на различных основаниях. Изучение стилей семейного воспитания является одним из самых ранних направлений в исследовании закономерностей влияния семьи на развитие личности. В этом направлении, как правило, решались две задачи:

  1. Создание описательных классификаций стилей семейного воспитания;
  2. выявление корреляций между конкретными стилистическими условиями и характеристиками личности ребенка.

Одна из самых ранних попыток решить эти задачи была предпринята на стыке психиатрии и психологии. Таким образом, В.Н. Основатель патогенетического подхода в отечественной психологии Мясищев (1934, 1939) в поисках детерминант описанных им форм неврозов показал, что воспитание в условиях жестких и непоследовательных требований приводит к повышению вероятности невроза навязчивых состояний; воспитание, основанное на чрезмерном внимании и снисходительности к ребенку, ведет к развитию истерических черт с высокой эмоциональностью и низким самоконтролем; предъявление чрезмерных требований — к повышению вероятности неврастении. Детский психиатр Г. Е. Сухарева (1959) описала следующие закономерности: непоследовательное и унизительное воспитание способствует развитию агрессивно-оборонительного типа поведения с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; жестокое (подавляющее) воспитание приводит к развитию пассивно-оборонительного типа поведения с торможением, робостью, неуверенностью, зависимостью; чрезмерная опека, излишняя защита ребенка от возможных трудностей формирует инфантильный тип поведения.

Наиболее подробная современная отечественная классификация стилей детско-родительского взаимодействия составлена Э. Г. Эйдемил-лером и В. В. Юстицкисом. Она построена на основе анализа особенностей семей, воспитывающих детей и подростков с психопатиями и акцентуациями характера. Она выделила шесть типов семейного воспитания, которые диагностируются с помощью специально разработанного опросника «Анализ семейного взаимодействия» (АСВ). Анкета выявляет следующие акценты в стиле воспитания, а также возможные причины этих отклонений (например, страх потерять ребенка и т.д.).

Типы семей и стили семейного воспитания

Принципы семейного воспитания

Семья — это самое важное явление, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В связи со сложностью и многогранностью этой ассоциации, в научной литературе существует множество различных подходов к изучению семьи, а также ее определений. В настоящее время можно выделить три общих подхода к изучению семьи — ее можно рассматривать как социальный институт, малую группу и систему отношений.

Семья — это группа людей (не менее двух), связанных браком или (и) кровным родством, общим хозяйством, экономикой, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья является одним из важнейших инструментов взаимодействия между личностью и обществом. Она дает понимание жизненных целей и ценностей, поведения в повседневной жизни, морали, гуманизма и т.д. В семье человек получает практические навыки применения этих идей в отношениях с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать как модель и форму обучения жизни человека. Социальный опыт приобретается, с одной стороны, в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами его семьи, а с другой стороны, накапливается через наблюдение ребенка за особенностями отношений других членов семьи друг с другом.

Типология семьи определяется различными подходами, которые являются основой для классификации, например:

  • По количеству детей (бездетные, однодетные, нуклеарная семья, расширенная семья);
  • По составу (неполная семья, простая семья, составная семья).
  • Возраст семьи (молодая замужняя семья, молодая семья, семья среднего возраста, пожилая замужняя семья) и т.д.

Каждый из типов семьи характеризуется социально-психологическими явлениями и процессами, наблюдаемыми в семье, особенностями эмоциональных контактов членов семьи, индивидуальными психологическими потребностями ее членов и т.д.

Какая из перечисленных семей лучше всего подходит для решения задач воспитания? Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Так, в простой семье младшее поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, меньше конфликтов между отцами и детьми. Но происходит более быстрая потеря связей, нарушаются семейные традиции, у старшего поколения исчезает возможность общения с внуками, сокращается участие в их воспитании.

Сложная семья, объединяющая несколько поколений, дает возможность разнообразного общения и взаимного влияния, облегчая повседневную жизнь. В то же время разные поколения могут иметь разные взгляды на вопросы воспитания, что приводит к жарким спорам и создает драматические ситуации, от которых особенно страдают дети.

Особое положение занимают неполные семьи. Причины этого социального явления различны, но чаще всего это развод, который не может оставить детей равнодушными и от которого они сильно страдают. Неполные семьи не должны рассматриваться как неблагоприятные, а дети, которые в них растут, как потенциально неблагополучные. В некоторых случаях такая семья перестает быть неблагополучной именно благодаря разводу, поскольку освобождается от источников длительного негативного воздействия на детей, связанных с алкоголизмом, наркоманией или психической неустойчивостью одного из родителей.

Конечно, в неполной семье условия воспитания осложняются снижением материального уровня, перегрузкой родителя, с которым остались дети, психологической перегрузкой. Но есть и компенсирующие факторы: дети проникаются уважением и симпатией к родителю, становятся ближе к нему эмоционально и стараются помогать в домашних делах, приучаются сдерживать непомерные требования. Это создает благоприятный моральный климат в семье и помогает преодолевать трудности.

Стили семейного воспитания

Стиль семейного воспитания — наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, использование определенных средств и методов педагогического воздействия; типичная стратегия поведения родителей с ребенком.

Стили семейного воспитания определяются на основе следующих критериев:

  • Степень защиты и контроля;
  • удовлетворение потребностей ребенка;
  • предъявляемые требования и способ общения с ребенком;
  • санкции, применяемые к ребенку;
  • степень эмоциональной отзывчивости и родительской уверенности в воспитании.

Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители преимущественно оказывают большое влияние на детей, умеют настоять на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на проявление зависимости у детей и успешное усвоение родительских стандартов и норм.

Требования к родителям. Родительские требования, если они используются правильно, способствуют развитию зрелости у детей: Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальном, эмоциональном, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Средства общения с детьми: Родители с высоким баллом по этому показателю стараются использовать убеждение, чтобы добиться послушания, обосновать свою точку зрения и в то же время готовы дискутировать с детьми, выслушивать их аргументы. Родители с низкими баллами не выражают свои требования и недовольство или раздражение четко и недвусмысленно, а чаще прибегают к косвенным способам — жалуются, кричат, ругают.

Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и сердечность, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и умственному развитию детей, они испытывают удовлетворение и гордость за достижения детей.

Различают два стиля семейного воспитания.

Демократический стиль семейного воспитания определяется: высоким уровнем вербального (устного) общения детей и родителей; участием детей в обсуждении семейных проблем с учетом их мнения; готовностью родителей помочь в случае необходимости, при этом веря в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности во взглядах ребенка.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения на поведение ребенка: четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных действий.

В семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют умеренно развитые лидерские способности, умеренную агрессивность, желание контролировать других детей, но сами трудно контролируемы извне. Дети хорошо развиты физически, социально активны, легко общаются со сверстниками, но они не очень альтруистичны, чувствительны и эмпатичны.

Стиль родительского воспитания

Однако, помимо влияния размера семьи, значительную роль играют и многочисленные эффекты воспитания, некоторые из которых зависят от личности родителей. Стиль воспитания является системообразующим фактором в формировании личности ребенка и практически одинаково влияет на все уровни индивидуальности. Исследования психологов показывают, что дети, которых воспитывают в строгости, более ограничены в своих движениях по сравнению с детьми, у которых больше свободы для самовыражения. Половые различия, во многом сформированные под влиянием родительских полоролевых стереотипов, заложенных в Я-концепции ребенка, также связаны с особенностями воспитания. Значительное количество данных подтвердило факт большего влияния родительского поведения на уровень IQ сыновей, чем дочерей.

Из сочетания индивидуальных переменных — черт личности, ожиданий и восприятия, способов влияния — возникают устойчивые паттерны, которые называются стилями воспитания. Наиболее известная классификация (Baumrind, 1971), на которую, безусловно, повлияла модель стиля Курта Левина (см. главу 21), выделяет три модели поведения или стиля, которые представляют собой сочетание таких элементов, как требования зрелости, контроль, коммуникативность и воспитательное воздействие (см. таблицу 17). Элеонора Маккоби и Джон Мартин развили категориальную систему Баумринд, выделив два основных измерения внутрисемейного взаимодействия: степень контроля или требований и общий параметр принятия-отвержения (Massoud, Martin, 1983). Пересечение этих двух измерений уже образовало четыре типа, а к предыдущим трем типам добавились стили пренебрежения. Основываясь на этих двух схемах, представим типологическую модель стилей воспитания следующим образом Дети, выросшие в семьях с авторитарным стилем воспитания (с высокой степенью контроля и требований, но относительно низкой степенью ответственности и теплоты), хуже успевают в школе, имеют более низкую самооценку и испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Кроме того, «неуправляемые» дети чаще встречаются в авторитарных семьях. Эти эффекты характерны не только для младших школьников. Результаты продольного исследования около 6000 подростков показали, что дети из авторитарных семей имели более низкие оценки и более негативную Я-концепцию, чем дети из семей с авторитарным стилем воспитания.

Читать статью  Подборка методик по диагностике детско-родительских отношений

Вседозволенный стиль воспитания, когда родители никак не ограничивают поведение ребенка, коррелирует с более высоким уровнем агрессии у детей, которые проявляют некоторую незрелость по сравнению со своими одноклассниками. Однако самое разрушительное влияние на поведение ребенка и его успеваемость в школе оказывает пренебрежительный стиль, при котором родители настолько поглощены собой и своими проблемами, что их дети чувствуют себя брошенными дома. Это чувство не покидает их даже в зрелом возрасте. Подростки из семей, для которых характерно пренебрежительное окружение, более импульсивны и антисоциальны, не способны конкурировать со сверстниками и менее ориентированы на достижения.

Модели и стили семейного воспитания

Существуют три модели семейного воспитания: латиноамериканская, скандинавская и англосаксонская.

Первые две модели рассматривают период дошкольного детства как объект педагогической заботы. Близкие возлагают на ребенка определенные надежды, то есть направляют его, планируют всю его жизнь, отдают его к специалистам, педагогам. Поэтому в этих двух моделях ребенок остается в родительском окружении лишь на короткое время. Образование основывается не на потребностях ребенка, а на потребностях взрослых членов семьи. Эти модели широко используются во Франции, Италии, Финляндии и Швеции.

Третья модель (англосаксонская) рассматривает ребенка дошкольного возраста как самостоятельно развивающуюся личность. Ребенок имеет права и обязанности с момента рождения, включая право на полное развитие своих индивидуальных способностей. Родители осознают, что природа дошкольного детства не приемлет чрезмерной заботы; они стараются воспитывать ребенка в семье, где он наслаждается приятной психологической обстановкой и позитивной свободой. Помощь квалифицированных специалистов используется в доступных формах, и ребенок проводит 2-3 часа в день в государственных дошкольных учреждениях. Эта модель характерна для современной Англии, Канады, США и Германии.

Как видно из описания, различные модели семейного воспитания основаны на разном характере взаимодействия между взрослыми и детьми. Первые две модели основаны на авторитарности взрослого мира, его доминировании. Третий основан на педагогике сотрудничества, которая признает эквивалентность мира детей и мира взрослых.

Модели отличаются стилем воспитания, который формирует у ребенка определенный взгляд общества.

Было установлено, что при авторитарной системе обучения дети не проявляют самостоятельности, инициативы, творчества. Существуют доказательства того, что дети в семьях с авторитарным стилем чаще конфликтуют с родителями в подростковом возрасте и отдаляются от семьи.

При демократическом стиле семейного воспитания родители организуют жизнь и деятельность всей семейной группы. Отношения мужа и жены, а также других членов семьи, характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях демократического типа дети очень рано становятся активными участниками семейной жизни, работы и отдыха. Уже с детьми 4-5 лет, и особенно с детьми постарше, отец и мать обсуждают вещи, доступные их пониманию. Таким образом, ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью семьи, ее нуждами и заботами. Родители стараются лучше понять детей, выяснить причины их хороших и плохих поступков. Давая задания и требования, родители обращаются к чувствам и совести ребенка и поощряют инициативу. В то же время дети знают слова «можно», «нужно» и «нельзя».

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Типы семейного воспитания ребенка. Типы семей, семейных отношений и семейного воспитания

Семья — это основная ценность любого человека. Все ее члены прочно связаны между собой множественными обязательствами и обещаниями, все это делает семью не только источником удовлетворения разных потребностей, но и своеобразным голосом совести, к которому необходимо прислушиваться в любой ситуации. Еще большее значение имеет эта ячейка общества для детей, ведь именно здесь формируются и оттачиваются все основные грани растущей личности. Типы семейного воспитания играют в этом процессе ключевую роль. В зависимости от них выстраиваются и заполняются физические, эмоциональные, интеллектуальные и иные аспекты развития ребенка. Сегодня мы рассмотрим типы семейного воспитания и их характеристики, а также обсудим ошибки, которые могут привести к роковым последствиям.

типы семейного воспитания

Структура и описание семьи с точки зрения психологии

Современные психологи и педагоги уделяют большое значение воспитанию ребенка в семье. Эта тема волновала умы специалистов еще в древние времена и на сегодняшний день накопилась достаточно обширная база, позволяющая классифицировать типы семейных отношений и семейного воспитания. Однако в первую очередь психолог либо психиатр, работающий с ребенком, проводит анализ семьи. Уже по его результатам можно работать по выявлению типов семейного воспитания в конкретно взятой ячейке общества, а также выдать ряд рекомендаций.

Самая развернутая схема анализа принадлежит психиатру Личко. Ею пользуются многие специалисты, так как она дает наиболее полное представление о типах семьи и стилях семейного воспитания. Итак, Личко предлагает проводить анализ по следующим характеристикам:

  • Структура семьи. Здесь необходимо учитывать такие факторы как полноценная семья, неполная, а также варианты с отчимом либо мачехой.
  • Функциональные особенности. Эта характеристика включает в себя множество нюансов. К примеру, насколько гармонична семья. Ведь в случае выявления дисгармонии будет наблюдаться несоблюдение интересов и неудовлетворенность всех членов этой ячейки общества, ведущих к множественным проблемам. По данному пункту специалисты всегда работают максимально глубоко.
  • Партнерство родителей.
  • Уровень конфликтности и просчет рисков развода.
  • Оценка эмоциональной связи между членами семьи.

Сложив в единую картину показатели по всем перечисленным пунктам, опытный специалист сможет определить тип семьи и семейного воспитания. Причем стоит иметь в виду, что на сегодняшний день психологи и педагоги используют разную классификацию, основываясь на работах тех или иных авторов. Большинство современных специалистов ссылаются на типологию, созданную Дианой Баумринд в середине двадцатого века. О ней мы поговорим немного позже.

Классификация семьи

Диагностика типа семейного воспитания невозможна без определения варианта семьи, в которой растет ребенок. Современная наука выделяет три типа:

  • традиционная семья;
  • детоцентрическая;
  • супружеская.

В данной типологии традиционная семья подразумевает формирование четкой вертикали власти. У детей воспитывается уважение к старшему поколению и подчинению требованиям. В подобной семье ребенок быстро учится вписываться в предложенные условия и четко понимает свое место в сложившейся структуре. Однако это лишает взрослеющую личность гибкости и инициативности, что в дальнейшем плохо сказывается при построении собственных семейных отношений.

Детоцентрическая семья ориентирована на счастье своего ребенка. Родители делают все, чтобы ненаглядное чадо испытывало только позитивные эмоции. Взаимодействие в семье осуществляется снизу вверх, то есть, отталкиваясь от желаний, настроений и потребностей ребенка. Обычно подобное отношение значительно поднимает самооценку маленькому человеку, но лишает его способности контактировать с другими людьми в обществе. Таким детям очень тяжело пройти адаптационный период в школе, они постоянно конфликтуют со сверстниками и педагогами, а также воспринимают окружающий мир в черных тонах.

типы семейных отношений и семейного воспитания

Основа супружеской семьи — это доверие. Здесь вместо вертикали выстраивается горизонталь взаимодействия, где всегда в равной степени учитываются интересы всех членов семьи. Причем с каждым пройденным этапом взросления ребенок получает большее количество прав. В такой среде дети вырастают гармонично развитыми, уверенными в своих силах, самостоятельными и эмоционально устойчивыми. Однако, несмотря на высокую адаптивность, ребенок из супружеской семьи плохо приспосабливается к условиям, требующим беспрекословного подчинения. Ему всегда будет некомфортно вписываться в вертикаль власти, что может существенно затормозить его карьерный рост во взрослой и самостоятельной жизни.

Классификация типов семейного воспитания

Американка по происхождению Диана Баумринд всю свою жизнь посвятила семейной психологии. Она успела провести наблюдение над большим количеством разных семей и сумела выделить три стиля и типа семейного воспитания. Под этой формулировкой она понимала совокупность методик, отношений и средств воздействия, которые родители применяют в ежедневном общении со своими детьми.

Согласно наблюдениям Баумринд, можно выделить следующие стили:

  • авторитарный;
  • авторитетный;
  • попустительский.

Каждый из перечисленных типов семейного воспитания накладывает на личность ребенка определенный и четко читаемый отпечаток, который влияет на всю его дальнейшую жизнь.

Авторитарный стиль

С самого рождения родители принимают все решения за своего ребенка. Они настаивают на беспрекословном подчинении и держат под контролем каждый шаг своего чада. Самостоятельность ребенка постоянно ограничивается, ему никогда не объясняют причины тех или иных требований, а малейшее нарушение установленных правил жестко карается моральным давлением, словесным порицанием и даже физическим воздействием. В подростковом периоде это приводит к частым и тяжелым конфликтным ситуациям.

Большинство детей, воспитанных в авторитарном стиле, не имеют собственного внутреннего механизма контроля своих поступков. Они действуют, только соизмеряя свои проступки с наказанием, которое может последовать за действиями. Если в какой-то момент наказание не наступает, то этот ребенок может превратиться в антисоциальную и даже опасную личность.

Обычно данный тип семейного воспитания ребенка приводит к формированию зависимой или агрессивной личности.

типы неправильного семейного воспитания

Авторитетный тип воспитания

Его еще часто называют демократическим, ведь он считается наиболее правильным из всех с точки зрения психологии. В этом случае родители пользуются большим авторитетом у своих детей, но власть используют только в самых крайних случаях. Все решения в семье принимаются совместно с ребенком, в нем развивается ответственность, соразмерная возрасту.

Читать статью  Мужчина После Развода: Психология, Новые Отношения

При таком стиле воспитания между родителями и детьми формируются теплые и доверительные отношения, в которых всегда найдется место доброму совету. Ребенок, выросший в такой среде, независимо от пола, выйдет во взрослую жизнь гармоничной личностью.

Попустительский стиль

Влияние типов семейного воспитания на формирование личности трудно переоценить, поэтому любой перегиб в ту или иную сторону негативно сказывается на воспитательном процессе и самом ребенке. К примеру, при попустительском стиле родители практически не руководят своим чадом. Оно не знает отказов, запретов и каких-либо ограничений. Такие дети полностью игнорируют просьбы и потребности родителей, при этом не испытывают к ним эмоциональной привязки так как подсознательно воспринимают вседозволенность в качестве равнодушия.

В подростковом возрасте в такой семье могут возникать очень серьезные проблемы. Дети, нуждающиеся во внимании и тепле, могут связаться с дурной компанией или начать принимать наркотики. Одновременно с этим они испытывают сложности в общении со сверстниками и другими взрослыми людьми, которые отказываются потакать их капризам. В будущем такие дети с трудом находят себе спутника жизни и не могут выстроить крепких семейных отношений.

диагностика типа семейного воспитания

Другие типы семейного воспитания и их характеристика

Как оказалось, трех стилей воспитания оказалось недостаточно, чтобы охватить все нюансы и типы семей. Поэтому в дальнейшем возникла типология, дополняющая научные труды Дианы Баумринд:

  • хаотический стиль;
  • опекающий.

Для первого типа семейного воспитания характерно отсутствие определенного стиля родительского поведения как такового. Один день взрослые ведут себя авторитарно, а на другой вдруг становятся либералами. Это вызывает большие проблемы в формировании личности ребенка, ведь он всегда внутренне стремится к стабильности и нуждается в четких ориентирах. Особенно тяжело это сказывается на подростках, они начинают бунтовать, испытывая тревожность и неуверенность. В некоторых случаях хаотический стиль воспитания может спровоцировать подростковую агрессию и неуправляемость.

Опекающий тип заставляет родителей постоянно находиться в контакте со своим ребенком. Они в курсе всех событий в его жизни и мгновенно решают любую возникающую проблему. Однако это часто приводит к тому, что дети переоценивают свою значимость параллельно тому, что ощущают себя беспомощными и неприспособленными к жизни. Это провоцирует начало внутреннего психологического конфликта, который может вылиться в серьезные комплексы и проблемы.

Типология Джеймса Майкла Болдуина

Стоит заметить, что многие практикующие психологи в своей работе часто использовали собственные типологии стилей воспитания. К примеру, Д.М. Болдуин выделял всего лишь два стиля, впрочем, не исключая и не опровергая работы своих коллег. Психолог описал следующие типы воспитания:

  • демократический;
  • контролирующий.

Первый тип подразумевает очень тесную связь между родителями и детьми на всех уровнях. Ребенок мягко направляется взрослыми и всегда может рассчитывать на их поддержку. При этом родители всегда включают свое чадо во все семейные дела, он является полноценным членом семьи, несущим свою долю ответственности и имеющим право на удовлетворение собственных потребностей.

типы семей стили семейного воспитания

Контролирующий тип характеризуется четкими ограничениями в поведении ребенка, причины которых ему всегда подробно объясняются. На этой почве между родителями и детьми не возникают конфликты, ведь все запреты введены на постоянной основе и понятны. Интересно, что понимание сути запретов поддерживает взаимопонимание между всеми членами семьи.

Неправильные стили воспитания

Типология, приведенная в предыдущих разделах нашей статьи, не исключает определенных ошибок и перегибов в воспитании ребенка. Но сейчас мы перечислим типы неправильного семейного воспитания, которые негативно влияют на формирование характера ребенка:

  • неприятие;
  • гиперсоциализирующий тип;
  • эгоцентрический тип.

Стиль воспитания, характеризующийся неприятием, может сочетать в себе различные стили, перечисленные в начале статьи. Ведь в первую очередь родители не принимают определенные особенности характера своего ребенка. Это может касаться черт характера, умственных способностей или умения выражать свои эмоции. Некая отверженность сопровождается жестким контролем, который навязывает ребенку определенный сценарий поведения. Он преподносится как единственно верный и возможный. Также губительно для психики ребенка и недостаток контроля при подобном ошибочном стиле воспитания. Ведь он не ощущает поддержки родителей, осознает их неприятие, но не видит готового плана действий.

типы семейного воспитания и их характеристика

Гиперсоциализирующий тип воспитания связан с постоянной тревогой родителей за свое чадо. Они испытывают беспокойство по поводу его здоровья, эмоционального состояния, социального статуса или, например, оценок в школе. При этом к ребенку всегда предъявляют завышенные требования, независимо от его реальных возможностей.

Эгоцентрический тип воспитания создает в семье кумира. Все взрослые и даже другие дети, если они есть, должны существовать ради одного единственного ребенка. Внимание всех всегда приковано к его персоне, при этом интересы остальных членов семьи не учитываются при принятии важных решений и в повседневных делах.

Классификация нарушений

Не всегда в семье родителям удается на протяжении всей жизни ребенка придерживаться определенного типа воспитания. Они часто допускают ошибки, которые попадают под пристальное внимание психологов и подвергаются четкой классификации. Типы нарушений семейного воспитания можно кратко изложить в следующем списке:

  • связывание;
  • отвержение;
  • делегирование.

Связывание характеризуется регламентированным и стереотипным общением, складывающимся между родителями и детьми. Взрослые довольно жестко комментируют все действия ребенка, что лишает их инициативы. В итоге они полностью отказываются от принятия решений, становятся инфантильными и социально неадаптированными. Это существенно замедляет их эмоциональное развитие.

Отвержение заставляет ребенка отказаться от своих желаний, потребностей и характера в целом. Отношения с родителями убеждают его в несостоятельности всех своих действий и их неправильности. В случае с маленькими детьми это может привести к аутизму.

При делегировании родители осознанно или нет, но переносят на своих детей собственные амбиции и рухнувшие надежды. Победы ребенка, не связанные с родительскими амбициями, полностью игнорируются, и он превращается в марионетку. Психологи утверждают, что подобное нарушение в воспитании может оказывать влияние даже на взрослую и уже сформировавшуюся личность. Такие молодые люди всегда живут, ориентируясь на одобрение или порицание родителей. Эту связь практически невозможно разорвать.

типы нарушений семейного воспитания

Конечно, очень сложно вырастить ребенка, не совершив ошибок и не допустив досадных промахов. Каждый родитель мечтает стать самым лучшим для своих детей, поэтому готов делать все возможное, чтобы добиться признания. Как советуют психологи, не стоит бояться ошибок, главное — это успеть их вовремя исправить.

Семейное воспитание: стили и типы. Их характеристика и влияние на ребенка

Семья – первый социальный институт в жизни ребенка. Азы личности, заложенные семьей в первые годы жизни, не изменит и не заменит ни детский сад, ни школа в дальнейшем. То, что человек представляет из себя во взрослой жизни – в большей степени результат семейного воспитания. Какие стили и типы семейного воспитания создают гениев, а какие преступников? Есть ли эта связь вообще? И существует ли «противовес» семейному воспитанию? Давайте разберемся.

«Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека», – Дональд Винникотт.

Первичная социализация ребенка как основная функция семьи

Говоря языком психологии, семья обуславливает первичную социализацию ребенка. Детский сад, школа, университет – вторичная социализация. Естественно, первичная важнее. Она закладывает основные способы реагирования личности на проблемы, модели поведения, установки. Что подразумевается под первичной социализацией:

  • освоение языка и эмоционального строя;
  • освоение основных ценностных норм и содержательных представлений общества.

Цель первичной социализации в семье – сформировать у ребенка социальную ответственность и умение подчинить индивидуальное общему.

Социализации ребенка проходит через имитацию и идентификацию.

  • Через имитацию ребенок усваивает элементы культуры, навыки, традиции, обряды. Но для имитации, то есть подражания, должен быть пример. И это родители.
  • Идентификация – принятие норм и убеждений как своих внутренних (или непринятие). На этом этапе еще не все потеряно. И даже если семья неблагополучная, но на ребенка оказывается более благоприятное влияние извне, то он может не принять образец родителей. Наглядный пример: в семье алкоголиков у детей обычно два сценария: повторить образ родителей или наоборот категорически не воспринимать алкоголь. Середина бывает крайне редко.

Когда члены семьи не справляются со своими обязанностями и правами, возникает дисгармония в семье. Из-за дисгармонии – дисфункциональность. При дисфункциональности семьи и других институтов общественного воспитания возникает дезадаптация ребенка и социальная дезадаптация как массовое явление. Это в свою очередь приводит к десоциализации, что и наблюдается в современном обществе.

Воспитательный потенциал семьи

Семья – это нить между ребенком и обществом, другими социальными институтами. Нравственные нормы, правила, мораль закладываются в семье, притом в первые 5 лет жизни ребенка. Формируются такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, доброта, верность, великодушие, самоотверженность и т. д.

В противном случае может сформироваться эгоистичное поведение, разрушительные устремления (агрессивность, враждебность, злоба, ненависть). В конечном счете это возможно приведет к аморальному поведению. Тогда человек будет представлять опасность для общества и себя. Потому ценность семейного воспитания безгранична для общества.

В рамках семейного воспитания осуществляется:

  • патриотическое;
  • этнокультурное;
  • эстетическое;
  • нравственное;
  • физическое;
  • сексуальное и гендерное воспитание.

Семья – это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок. Притом в этой системе он находится постоянно. А значит, каждое действие родителей, слово, жест имеет воспитательное значение. Воспитание в семье реализуется постоянно, каждый день в рамках совместного быта детей и родителей.

В этом и состоит уникальность семейного воспитания: в его непрерывности и продолжительности, более эмоциональном характере и устойчивом влиянии.

В современном мире наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Тому есть несколько причин:

  • нехватка времени на воспитание из-за чрезмерной трудовой занятости родителей;
  • недостаток совместного времяпрепровождения и общения детей и родителей;
  • разрастание ценностной пропасти между поколениями, а как следствие – их отчуждение;
  • усиление влияния внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.

В результате взаимоотношения родителей и детей страдают количественно и качественно. Во-первых, это недостаток совместного времени. Во-вторых, это недостаток понимания и доверия в отношениях.

Читать статью  Откуда появляются дисфункциональные семьи и что с этим делать?

Немалое влияние на семью оказывают и личностные особенности родителей. Негативно влияет:

  • неустойчивость, противоречивость личности;
  • неадекватная самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • эгоцентризм;
  • акцентуированные черты характера;
  • чрезмерно выраженный характер переработки чувств и переживаний;
  • негибкость мышления.

От отношения родителей к ребенку будет зависеть отношение ребенка к самому себе позже.

Задачи семейного воспитания

К задачам семейного воспитания относится следующее:

  • Создание максимально благоприятных условий для духовного, физического и нравственного развития ребенка.
  • Обеспечение социально-экономической и психологической защищенности ребенка в семье.
  • Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей.
  • Обучение детей необходимым умениям, навыкам для ухода за собой и близкими людьми.
  • Воспитание чувства собственного достоинства.
  • Формирование социальной активности ребенка и социальной устойчивости к негативному влиянию среды.

Принципы семейного воспитания

Кризис

К принципам семейного воспитания, обуславливающим благополучное развитие ребенка, относится:

  • гуманность (с детьми легко, когда им рады, а не наоборот);
  • открытость и доверительность отношений;
  • последовательность требований;
  • благоприятный социально-психологический климат в семье;
  • включенность детей в семейный быт;
  • помощь и поддержка ребенка в любой ситуации.

Соответственно, хорошими для воспитания условиями считается:

  • эмоционально положительные взаимоотношения супругов;
  • любовь и уважение членов семьи;
  • внимание и дисциплина;
  • совместное времяпрепровождение;
  • телесный контакт с детьми (объятия, поглаживания).

Стили семейного воспитания

«Зависимость от родителей, которая внушается детям как добродетель повиновения родителям, является выражением ничем не регулируемой родительской власти», – Франсуаза Дольто.

Существует 3 основных педагогических стиля воспитания в семье. Каждый из них по-своему влияет на ребенка.

Авторитарный

Родители подавляют ребенка и пользуются своей властью. Дети в итоге вырастают мрачными, недоверчивыми и пассивными.

Попустительский

Родители мало занимаются ребенком. По сути, он предоставлен сам себе. Дети при таком воспитании не умеют выстраивать планы и достигать целей, не отличаются упорством.

Демократический

Родители способствуют развитию ребенка, поощряют его интересы и развивают способности. Дети вырастают любознательными и активными во всех сферах жизни, отличаются самостоятельностью.

Существует и более расширенная классификация стилей семейного воспитания:

  1. Кумир семьи. Ребенок всегда находится в центре внимания, его малейшие прихоти удовлетворяются. Вседозволенность и восхваление не идет на пользу будущей личности, ребенок вырастает эгоистичным и с неадекватной самооценкой.
  2. Золушка. Ребенок живет в условиях наказания и ругани. Эмоциональную поддержку он не получает. В дальнейшем это будет тихий, забитый человек с заниженной самооценкой и, возможно, скрытой агрессией.
  3. Гиперопека. У ребенка отсутствует право выбора, за него все решают родители. В итоге он вырастает пассивным и несамостоятельным, не готовым к самостоятельной жизни.
  4. Непоследовательность и противоречивость. Встречается в двух моделях: «кнут и пряник» или рассогласованность стилей мамы и папы. Личность ребенка становится неустойчивой, развивается двуличность и неопределенность, внутренние конфликты.
  5. Гипоопека. Воспитание ребенка пускается на самотек. В итоге ребенка воспитывает улица, интернет или кто-то еще. Вариантов развития множество, но большие из них, к сожалению неблагополучны.
  6. Попустительско-снисходительный. Родители не наказывают ребенка или чисто формально указывают на нежелательное поведение. При таком раскладе ребенок растет в убеждении, что «ему ничего не будет».
  7. Круговая оборона. Родители не слушают мнение со стороны о неприемлемом поведении ребенка, сами его не замечают и считают, что их ребенок всегда прав.
  8. Демонстративный. Родители утрированно подчеркивают «хулиганистый нрав» своего «сорванца и неслуха». Делают вид, что переживают, но сами гордятся таким поведением ребенка.
  9. Педантично-подозрительный. Родители проявляют тотальный контроль и недоверие. Ребенок становится тревожным и нервным, агрессивным.
  10. Жестко авторитарный. Ребенок не имеет права голоса, выбора, его возражения не принимаются. Ребенок вырастает стеснительным, замкнутым или агрессивным.
  11. Увещевательный. Родители проявляют свою позицию только на словах. В итоге они теряют авторитет в глазах ребенка. Ребенок становится сам себе хозяин.
  12. Расширенная сфера родительских чувств. Родители нарушают личное пространство ребенка, хотят знать все, не оставляют ему никаких личных тайн. Это чревато агрессией, внутренними конфликтами ребенка, недоверием к людям.

Родительские установки

Стиль воспитания – отношение ко всем детям и воспитанию как таковому. Родительская позиция (установка) – отношение к конкретному ребенку. Можно выделить 4 типа родительских установок.

Принятие и любовь

Коронная фраза родителей: «Ребенок – центр моих интересов». Родители проводят много времени с ребенком, занимаются совместными делами, проявляют нежность. В итоге ребенок развивается нормально, испытывает чувство близости с родителями.

Явное отвержение

Коронная фраза: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться». Родители невнимательны и жестоки с ребенком, избегают контакта с ним. В итоге ребенок вырастает эмоционально неразвитой личностью, агрессивным, с преступными наклонностями.

Излишняя требовательность

Девиз: «Не хочу ребенка таким, какой он есть». Родители придираются к ребенку, постоянно критикуют, не хвалят. В будущем для ребенка характерна фрустрация и неуверенность в себе.

Чрезмерная опека

Девиз: «Все сделаю для моего ребенка, посвящу ему жизнь». Воспитание отличается чрезмерными поблажками или ограничением свободы. Ребенок вырастает инфантильным (особенно в плане социальных отношений), несамостоятельным.

Типы семейных отношений

Незрелость

Если мы говорим о типе, то речь идет о самих взаимоотношениях членов семьи: убеждения, установки, ценности. Если о стиле, то это чисто педагогическое поведение родителей: приемы, способы, методы. По типу воспитания можно выделить следующие семьи.

Диктат

Название говорит само за себя: родители диктуют ребенку, как ему нужно жить. Такой тип:

  • негативно влияет на развитие инициативы ребенка, веры в себя, чувства собственного достоинства;
  • провоцирует развитие неадекватной самооценки, неудовлетворенности многих потребностей, в том числе высших (саморазвитие, самоутверждение, самореализация).

Опека

Речь идет о чрезмерной заботе родителей в отношении ребенка. При таком типе возможны два исхода социализации:

  • ребенок в итоге оказывается не готов к жизни, он безответственен, объективно и субъективно неблагополучен;
  • отмечается деспотическая направленность характера.

Невмешательство

Родителям безразлична жизнь ребенка, они не имеют авторитета в его глазах и не являются значимой группой. Последствие – отчуждение ребенка.

Конфронтация

Предполагает противоборство родителей и ребенка, отстаивание своего мнения каждой из сторон. Последствия такого типа: неадекватная самооценка, механизмы конфликтного взаимодействия, негативные качества личности (грубость, скандальность, цинизм и прочее).

Сотрудничество

Оптимальный и желаемый для успешной благополучной социализации тип воспитания. Это взаимодействие, сотрудничество семьи, взаимоуважение.

Материнское отношение

Особняком хочу рассмотреть влияние отношения матери к ребенку на его развитие. Научно доказано, что именно эта связь является первоосновой всего развития человека.

Первый тип

Такие матери легко и быстро приспосабливаются к потребностям ребенка. Их поведение поддерживающее и разрешающее. Матери этого типа не ставят конкретных целей, а ждут, пока ребенок сам созреет для чего-то.

Второй тип

Матери второго типа стараются сознательно приспособиться к потребностям ребенка, но не всегда успешно. Из-за этого поведение матери становится напряженным, а отношения с ребенком формальными. Такие матери чаще доминируют.

Третий тип

Матери ведут себя как матери только в силу долга, никаких чувств они не испытывают. Они жестко контролируют ребенка, проявляют холодность, очень категоричны и хладнокровны в вопросах приучения к чему-либо (не учитывают развитие конкретного ребенка).

Четвертый тип

Непоследовательные в своем поведении матери. Неадекватно относятся к возрасту и потребностям ребенка. Воспитательные методы и реакции на поведение ребенка противоречивы. Они плохо понимают своего ребенка.

Самым неблагополучным для ребенка является последний тип, он формирует тревожность и неуверенность ребенка. Первый же тип – самый благоприятный. Он воспитывает в ребенке ощущения контроля над собственной жизнью.

Психологические требования к семейному воспитанию

характер

Чтобы семейное воспитание шло на пользу ребенку, важно придерживаться следующих принципов.

  1. Прежде чем воспитывать какое-либо чувство, качество, отношение, нужно сформировать у ребенка потребность в этом чувстве, качестве, отношении. То есть создать мотивирующую ситуацию.
  2. Важно уделять большое внимание оценке (словесной). Это подкрепление для желаемых и нежелаемых поступков. Притом на положительном поведении нужно больше акцентировать внимание. Как правило, родители наоборот чаще и сильнее ругают, а похвалить за что-то бытовое и незначительное (казалось бы) забывают.
  3. Любое качество личности нужно формировать в процессе деятельности, а не на словах. В семье доступны все основные виды деятельности: труд, общение, игра. Но важно учитывать возраст ребенка.
  4. Воспитывая что-то, важно акцентировать внимание на чувственной сфере, нежели интеллектуальной. Ребенок должен прочувствовать каждое качество.
  5. Нужно ориентироваться на положительные качества ребенка и уважать его личность.

Воспитанность

Воспитанность – результат воспитания. Она проявляется внешне (выполнение норм и правил поведения) и внутренне (моральные установки и мотивы, нравственный выбор). Можно выделить два уровня воспитанности ребенка.

Высокий уровень

Большой запас нравственных знаний (отношение к себе, труду, другому человеку, обществу). Согласованность знаний с убеждениями и мотивами. Единство убеждений и действий. Единое личностное мировоззрение. Развитая сила воли, способность к целеполаганию. Доведение дела до конца, несмотря на трудности. Человек уверен в себе, преобладают положительные эмоции и чувства.

Низкий уровень

Неоднозначные представления о том, что нравственно, а что безнравственно. Личные мотивы расходятся с общественными нормами поведения. Нравственные знания и убеждения рассогласованные. Целеполагание «хромает»: цели нереальные или ситуативные, легко разрушаются при малейших трудностях. Человек тревожен и не уверен в себе, преобладают отрицательные эмоции и чувства.

Частые ошибки семейного воспитания

  1. Безнадзорность детей. Чаще обусловлена чрезмерной занятостью родителей.
  2. Гиперопека.
  3. «Ежовые рукавицы», то есть постоянные наказания и порицания.
  4. Условия повышенной моральной ответственности. То есть чрезмерные требования и ожидания со стороны родителей. Стремление, чтобы их ребенок походил на какой-то идеал или завершил их планы.
  5. Отчужденность и холодность. Как правило, возникает в случае нежеланной беременности.

Послесловие

Семья для ребенка – микромодель общества. Она формирует жизненные установки, социальные ценности и ориентации личности в детском возрасте. Опыт, приобретенный детьми к определенному жизненному этапу, обуславливается характерными особенностями семьи: вкусами, жизненными ценностями и целями, бытом.

В. А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей. Я сразу вижу ребенка, родители которого глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У этого ребенка мир и покой на душе, глубокое душевное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в красоту человеческую, вера в слово воспитателя, тонкая чуткость к тонким средствам влияния – доброму слову и красоте».

Дети, лишенные родительского внимания и надзора, пополняют ряды беспризорников, преступников, оказываются вовлечены в зависимости и другие варианты девиантного поведения.

В целом успех воспитательной функции семьи зависит от ее воспитательного потенциала: материальных и бытовых условий, численности семьи, характера отношений между ее членами. Характер отношений включает в себя эмоциональную, трудовую и психологическую атмосферу в семье, образование и качества родителей, их опыт, семейные традиции и разделение обязанностей.

Источник https://lfirmal.com/tipy-semey-i-stili-semeynogo-vospitaniya/

Источник https://www.syl.ru/article/328021/tipyi-semeynogo-vospitaniya-rebenka-tipyi-semey-semeynyih-otnosheniy-i-semeynogo-vospitaniya

Источник https://psychologist.tips/1091-semejnoe-vospitanie-stili-i-tipy-ih-harakteristika-i-vliyanie-na-rebenka.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: