Семья
Эта статья — о социологических, демографических и психологических аспектах понятия семьи. О юридической, культурологической стороне вопроса, о брачном союзе см. Брачный союз.
Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затрудненно. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследования [1] [2] .
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. [3] Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. [4] Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Содержание
Определение семьи
Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами. [5] Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. [6] [7]
Согласно традиционным представлениям, семья складывается вокруг гетеросексуального союза мужчины и женщины, однако социокультурные изменения, происходящие в обществе, легализуют и однополые семейные союзы. [8] Семья изменяется вслед за развитием общества. [7]
Под семьёй также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком. [9]
В праве под семьёй понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства. Как правило, «полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей); «неполная семья» — из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми) [1] . В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. [10]
Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойство́м. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных родителей и детей из списка членов семьи [11] .
Психологический подход к семье (такого подхода, в частности, придерживается Клаус Шнеевинд (нем. Klaus Schneewind )) понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям: [12]
- Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.
- Пространственная и временная ограниченность.
- Закрытость, межличностная интимность.
- Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.
Аспекты семьи
Социологи выделяют несколько функций семьи: [13]
- Репродуктивная: рождение потомства.
- Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.
- Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.
- Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.
- Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.
- Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.
- Социальная: социальный контроль, социализация и инкультурация.
- Сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
- Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, а также между родителями и детьми.
- Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.
- Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
- Биологическая: состоит из родителей и детей.
Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма о том, что «семья даёт нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество» [14] . На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции «в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком» [15] , а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка». [16] Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения.
Семья в демографии
Российскую демографическую науку семья интересует как предусловие воспроизводства населения, как уникальный социальный институт, специфической функцией которого является рождение детей, воспроизводство поколений, населения в целом. Поэтому российская демография из всего возможного многообразия семейных структур населения выделяет и изучает только те, которые прямо и непосредственно связаны с воспроизводством населения, чем она резко отличается от демографической науки западных стран. [17]
В 1992 году в России впервые после Великой Отечественной войны смертность превысила рождаемость. С 1993 года сохраняется устойчивое сокращение численности населения, аналогичное ситуации, когда государство находится в состоянии войны. Одновременно с этим развиваются процессы прогрессирующего старения населения. Впервые число россиян старше 60 лет превысило количество несовершеннолетних до 15 лет в 1999 году. И до сих пор превышает. См. Интерактивный счетчик населения России
Ожидается, что после 2010 [18] года пойдёт новая демографическая волна, когда начнут вступать в брак и обзаводиться детьми те мужчины и женщины, которые родились уже в 1990-е гг. то есть в то время, когда в России была зафиксирована самая низкая рождаемость за всю историю страны. В результате появится самое малочисленное поколение, которое вступает в репродуктивный возраст. Доля женщин в возрасте от 20 до 29 лет к началу 2025 года сократится почти в два раза. Если интенсивность рождаемости среди женщин этого возраста сохранится и далее, то на каждый процент сокращения численности их самих, сократится и число рождений в стране. По данным Всероссийской переписи населения 2002 [19] года численность семей с тремя и более детьми не превышает 6 %. А для положительного воспроизводства населения нужно, чтобы в каждой семье в среднем воспитывалось по три ребёнка. Согласно «Кратким итогам пилотного обследования „Семья и рождаемость“» среднее желаемое число детей, то есть то количество детей, которых респонденты хотели бы иметь при наличии всех благоприятных условий, не превышает трёх детей. Желаемое число детей в среднем несколько выше лишь у респондентов с религиозным мировоззрением. При этом заметно ниже ожидаемое число детей, то есть то количество детей, которых респонденты готовы иметь: оно даже не достигает двух.
Демографическая политика в России, направленная на повышение рождаемости, развивается по следующим направлениям:
- Улучшения материальных условий жизни с целью повышения репродуктивной активности населения
- предоставление семьям жилищных субсидий на льготных условиях с частичным их погашением при рождении детей;
- увеличение размеров пособий, компенсирующих единовременные затраты, связанные с рождением детей;
- увеличение периода по уходу за ребёнком, входящего в страховой стаж.
- Пропаганда семейных ценностей и деторождения среди молодёжи, ещё не вступившей в репродуктивный возраст.
Второе направление является приоритетным из предположения о том, что «изменение установки к росту потребности в детях может дать несоизмеримо больший результат, чем улучшение условий жизни». [20]
История
Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение (ср. лит. Šeima ), восходя к значению территориальной общности [21] [22] (ср. лит. Zeme : Земля). В древнеславянском и древнерусском языке слово сѣмия означало как семью вообще (всех членов рода, живущих совместно), так и челядь, домочадцев, холопов [23] .
Научное изучение форм семейной жизни началось в XIX веке и связано с работами И. Бахофена, Л. Моргана [24] , М. М. Ковалевского. В том числе было показано, что тип семьи в высокой степени детерминировал характер дальнейшей эволюции соответствующего общества [25] .
До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семья [источник не указан 725 дней] , в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной — партнёрский тип супружества. Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И. С. Кон — это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведёт к меньшей устойчивости браков. Как отмечает Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов — изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид. [26]
Изменились и социально-психологические установки на рождаемость. С суждениями, что «долг каждой женщины стать матерью» и «долг каждого мужчины растить детей» гораздо чаще соглашаются представители старших, нежели младших поколений. Особенно заметны сдвиги в установках женщин. На вопрос «Должна ли каждая женщина стать матерью?» среди опрошенных в конце 1990-х гг. петербургских женщин от 18 до 29 лет утвердительно ответили лишь 20 %, а среди 30-39-летних — только 17 %. Это значит, что материнство, которое религиозная мораль всегда считала главной ипостасью женщины, становится лишь одной из её социальных идентичностей. В представлениях россиян о справедливом распределении семейных функций и об обязанностях матери и отца традиционалистские установки борются с эгалитарными, сопровождаясь жёсткими взаимными обвинениями мужчин и женщин.
Признаки трансформации семьи стали проявляться в развитых странах Европы уже с середины 1960-х годов, а в других европейских странах — с конца 1980-х — начала 1990-х годов. Перечень важнейших перемен в состоянии семьи были кратко сформулированы Дирк ван де Каа [27] :
- переход от «золотого века» брака к конкубинативному союзу;
- переход от пары «ребёнок-король с родителями» к «паре королей с ребёнком»;
- переход от контрацепции в целях предохранения к контрацепции как самовыражению;
- переход от однородного хозяйства к плюралистическим типам семьи и домашнего хозяйства. [28]
Семейный цикл
С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства:
- предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца
- репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей
- социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией)
- прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей
Семейная структура в демографической статистике
Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:
- размер семьи (число её членов);
- тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная)
- Нуклеарные семьи (англ.nuclear family ) — семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми
- Сложная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.
- малодетные семьи — 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)
- среднедетные семьи — 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики) — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)
Примечательно, что в России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей (за демографические достижения вручались награды: Медаль «Медаль материнства» II и I степеней — вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава» III, II, I степеней — вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей). Сегодня официально «многодетность» начинается от трёх детей, то есть многодетной считается уже среднедетная семья. Именно такая по численности детей семья сегодня является наиболее оптимальной, комфортной для государства, и пользующейся всесторонней социальной поддержкой, в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
Типы семьи и её организации
При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации [32] [неавторитетный источник?] .
В зависимости от форм брака:
- моногамная семья — состоящая из двух партнёров
- полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров
-
— одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.
В зависимости от пола супругов:
- однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
- разнополая семья
В зависимости от количества детей:
- бездетная, или инфертильная семья;
- однодетная семья;
- малодетная семья;
- среднедетная семья; .
В зависимости от состава:
- простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
- элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
- полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
- неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
В зависимости от места человека в семье:
- родительская — это семья, в которой человек рождается
- репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам
В зависимости от проживания семьи:
- матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,
- патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
- неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.
Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.
Вопросами классификации современных семей занимался Торохтий В. С. [33] .
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.
Об особенностях демографического развития семьи в России можно узнать из статьи Демографическая ситуация в Российской Федерации.
Социальные функции семьи
Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах [34] . Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Под функцией семьи следует понимать внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:
а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;
б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;
в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей; [35]
вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному
г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; [36]
Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;
д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция. [35]
Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.
Семейная психология
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 29 октября 2012.Семья как сложное образование становится объектом внимания различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и открытая самоорганизующаяся система.
Психологический климат семьи
В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.
Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.
В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность — более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».
Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.
Семейные традиции
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.
В. Сатир здоровыми считала [37] семьи, в которых:
- каждый член воспринимается как равный другим;
- доверие, честность и открытость являются существенными;
- внутрисемейное общение является конгруэнтным;
- члены поддерживают друг друга;
- каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом;
- отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;
- существенное место занимают традиции и ритуалы;
- члены принимают особенности и уникальность каждого из них;
- уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);
- чувства каждого члена принимаются и прорабатываются.
Система традиционных для русской национальной культуры верований, по мнению старших школьников, содержит убеждения, что «мужчина и женщина в семье должны выполнять различные роли», «мужчина — оплот семьи, источник благосостояния и защитник, тот, кто решает проблемы», «главная сфера деятельности женщины в семье — домашний труд и воспитание детей», «женщина должна быть терпеливой, уступчивой и готовой к самопожертвованию», «родители обязаны заботиться о воспитании детей», а «дети должны уважать своих родителей». Как важное убеждение, отмечается отрицательное отношение к неверности супругов: «муж и жена должны быть верными друг другу, любить друг друга и поддерживать и в радости, и в горести, в болезни и в старости».
К традиционным формам поведения в семье школьники отнесли то, что «право сделать предложение о создании семьи принадлежит мужчине (жениху)»; «многие семейные события (вступление в брак, рождение детей, уход из жизни членов семьи) освещаются церковью», то есть существуют обряды венчания, крещения, отпевания; «решающее слово при решении любых вопросов принадлежит мужчине». Наибольшие затруднения вызвал вопрос ведущего дискуссии о том, каковы национальные традиции в воспитании детей. Кроме того, оказалось, что даже те школьники, которые знают о различиях в религиозных обрядах, связанных с семейной жизнью (свадьба, крещение детей) в различных религиозных конфессиях, не знают, в чём именно состоят эти различия. Главным различием указывается «более жёсткое подчинение жены мужу у мусульман», «женщины в семье мусульман имеют меньше прав, чем в православных семьях». Большинство школьников не смогли объяснить смысл тех обрядов, которые указывались ими, как национальные семейные традиции: смысл обрядов венчания, крещения и отпевания.
«Это, безусловно, связано с тем, что в 52 % семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5 %), либо следуют традициям непостоянно (47 %). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58,3 %) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа.» [38] .
Этнокультурные брачные и семейные традиции так или иначе преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сегодня из семейных традиций нам остался только семейный отдых.
Семейные правоотношения
Любая семья в современном мире формируется только в соответствии с регламентом, установленным СК РФ, ГК РФ, Конституцией РФ и множеством ФЗ.
Вступая в официальный брак, граждане должны понимать, что после заключения подобной договоренности их обязанности по отношению к участникам сделки увеличиваются, а права сторон уравниваются.
Семейные правоотношения в семейном праве регулируют практически все сферы жизни и отношений в семье. Какие права есть у каждого из супругов, их детей и ближайших родственников, можно узнать, изучив законодательные акты.
Семейные правоотношения – это, в первую очередь, личные имущественные или неимущественные взаимоотношения между супругами или ближайшими родственниками. Семейные правоотношения — понятие довольно обширное, и распознать один или несколько критериев подобного действия можно только по характерным признакам.
Любой участник подобного взаимодействия получает определенные права и обязанности, исполнять которые он должен в соответствии с действующим законодательством.
Семейные правоотношения, признаки которых максимально схожи с другими отраслями права, существуют следующие:
- данный вид взаимодействия имеет общественное значение и играет важную роль в формировании общества;
- права возникают только между определенными лицами;
- определенные юридические обстоятельства формируют как права каждого из участников процесса, так и его обязанности;
- данные права действуют неразрывно с существующими нормативными актами и законодательством;
- семейные правоотношения, их классификация и особенности зависят исключительно от воли всех сторон;
- семейные правоотношения и юридические факты, основанные в момент их действия, регулируются законодательством и зависимы от всех поправок.
Несмотря на очевидные выделяющие признаки, семейные правоотношения имеют особенности, выделяющие их в многообразии типов взаимоотношений.
Семейные правоотношения, субъекты которых являются друг другу супругами, близкими родственниками, родителями или опекунами, состоят между собой в родственных или гражданских отношениях.
Семейные правоотношения, понятие и виды которых предопределены Семейным Кодексом, являются длительным взаимодействием и прерываются только после прекращения взаимоотношений на законном уровне.
Передача любых прав участников семейных взаимоотношений строго запрещена.
Семейные правоотношения, виды которых бывают как неимущественными, так и имущественными, основываются именно на личном взаимодействии. Ключевым фактором данного взаимодействия являются доверительные отношения между каждым из членов ячейки общества.
Семейные правоотношения, классификация и нюансы указывают на то, что только личные связи между членами семьи могут послужить появлению подобного взаимодействия. Несмотря на то, что одним из видов отношений являются имущественные отношения, возникнуть они могут исключительно в случае личных контактов участников всего процесса.
Любые семейные правоотношения и их общая характеристика основываются именно на видах подобных контактов. Каждый из них обладает своими особенностями, но все они зависимы друг от друга.
Неимущественные отношения личного характера предполагают заключение или расторжение брака, рождение ребенка или его усыновление, также сюда относятся и решения, которые супруги принимают совместно – например, выбор фамилии и другие моменты, касающиеся совместной жизни. Здесь же находится исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, его образованию и другим важным жизненным аспектам.
Имущественные отношения предполагают своевременную выплату алиментов на содержание ребенка одним из родителей в случае развода, отношения между уже бывшими супругами по поводу раздела имущества, нажитого в браке.
Семейные правоотношения, основания возникновения которых напрямую связаны с личностными отношениями в семье, полностью на них и базируются. Без этого фактора никакие семейные нормы и акты применяться к гражданам не могут.
Субъекты и объекты
Как и любые другие разновидности взаимодействия между людьми, семейные правоотношения имеют субъекты и объекты.
Каждый из этих видов имеет свои характерные отличительные особенности, их присутствие в вопросах, касающихся института семьи обязательно.
Любые семейные правоотношения, субъекты, объекты и содержание которых строго определены Семейным Кодексом и четко регулируются законодательством, основываются, в первую очередь, именно на взаимодействии в семье.
Несмотря на то, что в действующем законе понятие «семья» официально не определено, принято считать, что этим словом называется обособленная ячейка общества, все участники которой связаны кровным родством или добровольным согласием на получение подобного статуса.
Субъектами могут выступать как муж и жена, их дети, так и другие родственники, например, братья и сестры, бабушки и дедушки.
Принято считать, что каждый, кто является участником подобного контакта, называется термином «член семьи». Государство также не устанавливает четкого определения этому понятию, однако, каждый, находящийся юридически или кровно в родстве, может называть себя участником подобного процесса, соответственно, и членом определенной семьи.
Содержание правоотношений
Существующие фактически и юридически семейные правоотношения, понятие, структура и виды которых полностью соответствуют действующему законодательству, имеют особенности, связанные именно с содержанием самих отношений.
У каждого участника взаимодействия формируются не только особые права, но и обязательства, которые все участники должны выполнять практически при любых обстоятельствах.
Семейные правоотношения, характеристика которых очевидна, предполагают появление как определенной правоспособности, так и определенной дееспособности.
ВАЖНО! Несмотря на то, что действующее законодательство не указывает, с какого возраста начинается дееспособность, права и обязанности получаются по факту рождения или усыновления, вступления в брак.
Семейные обязательства у ребенка наступают в возрасте четырнадцати лет, но этот возраст может меняться в зависимости от личных характеристик и устоев определенной семьи.
Семейные правоотношения включают в себя объекты, в адрес которых и наплавлено взаимодействие. Как правило, среди объектов выделяются следующие:
- правовые действия, например, изменение личных данных после замужества;
- ценности, приобретенные на заработанные в браке средства.
Помимо личных и имущественных, семейные правоотношения, структура которых многогранна, могут быть супружескими или родительскими. Разделяются они и по составу – отношения могут быть сложными, состоящими из группы лиц, и простыми, основанными на взаимодействии двух человек.
Правовое регулирование
Семейный Кодекс в полной мере регулирует как семейные правоотношения, содержание их и права и обязанности сторон, так и любые другие аспекты, которые касаются жизнедеятельности семьи.
Законное право, основанное на отношениях членов семьи, супругов, родителей и детей, в большинстве случаев определяется следующими документами:
-
. В подобном документе описываются как права, так и обязанности каждого, из участников процесса, при этом каждый этих прав обязан придерживаться. Заверяется документ нотариально, при любом несоблюдении договоренностей и при доказательстве данного факта брак может быть расторгнут на условиях, описанных в договоре. , дает одному из супругов гарантию на содержание ребенка в случае развода. Второй супруг при этом обязан выплачивать денежные средства в установленном размере или перечислять денежные средства на банковский счет до наступления совершеннолетия.
Главным аспектом подобного регулирования является составление запретов и дозволений. Каждый из супругов самостоятельно определяет рамки, в которых происходят отношения, при этом второй, оставляя свою подпись, обязуется выполнять все требования.
Резюме
Семейные правоотношения, основания возникновения и прекращения которых рассмотрены выше, полностью регулируются действующим законодательством, при этом целиком зависят от сторон, принимающих участие в их заключении и выполнении.
Подобный вид взаимодействия, несмотря на четко определенные нормы и рамки закона, полностью зависит от отношений между людьми. Несмотря на то, что все больше людей стремится обезопасить себя брачным контрактом и другими документами, доверие – главный фактор, образующий семью, создающий почву для развития правовых отношений.
Что такое семья и какая её роль в жизни человека
Всем известна избитая истина о том, что семья – это ячейка общества. Но что такое семья на самом деле и так ли она необходима для нормального функционирования общества? На этот вопрос в разное время отвечали по-разному, да и сейчас у разных народов и культур существуют неодинаковые представления о семье.
Определение семьи
В самом общем представлении семья – это группа людей, связанных родственными узами и ведущими общее хозяйство.
Данная структура создаётся с целью продолжения рода – в частности, для рождения и воспитания детей. Семейная группа в своей классической форме состоит из супругов и их детей, не вступивших в брак; в эту же структуру могут входить бабушки, дедушки и другие родственники, встречаются семьи без детей или без одного из супругов, с усыновлёнными и удочерёнными детьми и др. Члены этой структуры связаны между собой общим бытом, духовной связью, взаимными моральными обязательствами.
Общественные отношения считаются в биологии признаком продвинутости организмов. Общественные животные являются наиболее интеллектуально развитыми организмами, а также наиболее жизнеспособными. И чем более сложно устроено сообщество, тем более развитым считается данный вид животных. Таким образом, складывается впечатление, что деление человеческого общества на семьи является показателем высшего уровня развития цивилизации. В действительности это не так. Социальных групп внутри человеческого общества множество – это и нации, и профессиональные объединения, и политические, и даже группы по интересам; все они создаются лишь по мере необходимости, а затем отмирают, когда в них перестают нуждаться. Семья – лишь одна из форм организации общества, имеющая как свои достоинства, так и недостатки.
Роль семьи в жизни каждого человека
С древних времён создание семьи являлось важнейшей частью человеческой жизни. Как правило, оно начиналось с оформления брачного союза. Брак и семья освящались религией, регистрировались властями, их функционирование подчинялось государственным законам, а также неписаным общественным правилам. Почему же этой общественной структуре уделялось столь важное внимание?
Очевидно, причиной была всесторонняя беспомощность человека – перед силами природы, общественными законами, властью. Дефицит элементарных ресурсов (еда, жильё и др.) вынуждал людей объединяться в некие малые группы; воспитание подрастающего поколения также требовало совместных усилий. За редкими исключениями, человек вообще не мог жить без семьи. Одним из соображений было совместное ведение хозяйства; это было причиной и большого количества детей у супругов: дети являлись дополнительными рабочими руками, и чем их больше, тем более обеспеченной семья. К слову, понятия «ребёнок» первоначально не существовало вовсе; чуть только маленький человек обретал способность к самостоятельным действиям – его тут же определяли на работу.
Но времена менялись, и значение семейных отношений уменьшалось. В настоящее время человек вполне способен прокормить и обустроить себя самостоятельно, в одиночку, поэтому семья не является чем-то незаменимым. В наше время это всего лишь выбор человека: кому-то проще живётся в семейных узах, а кому-то проще и лучше одному. В данном случае человек не остаётся в полном одиночестве, поскольку он может входить в состав других социальных групп: работать в крупной, многолюдной организации, общаться с друзьями, он может быть публичным человеком (политик, актёр, преподаватель), играть в рок-группе…
В древности семейные отношения были единственной законной возможностью реализовать свою сексуальную жизнь. Половая сфера человеческой жизни строго контролировалась, и на это были свои здравые причины помимо обычного религиозного невежества. Ведь любой сексуальный контакт подразумевал рождение детей. Это создавало массу проблем (к примеру, соитие близких родственников приводило к появлению нездорового и нежизнеспособного потомства). В наше время человеку стало ясно, что можно вести свободную половую жизнь без необходимости рожать и воспитывать детей, поэтому семейный союз и с этой точки зрения утратил свою значимость.
Но это вовсе не означает, что семья стала совсем не нужна. Более того, появилось очень много соображений для создания семейного союза помимо функции размножения. Сегодня, к примеру, становится ясно, что непременное условие для крепкого и долгого брака – общность интересов: супруги любят одну и ту же музыку, одинаково предпочитают проводить свободное время, имеют схожие профессии, голосуют за одних и тех же кандидатов на выборах – и так далее. Кто-то создаёт семью с целью совместных путешествий, кто-то – для организации семейного бизнеса. Известны музыкальные группы, частично или полностью состоящие из членов одной семьи.
Структура семьи
Семья – достаточно сложная социальная организация, имеющая свою структуру. В первую очередь выделяют так называемое ядро семьи. Это родители и их дети. В составе сложной семьи присутствуют представители нескольких поколений: бабушки, дедушки, прабабушки и т. д., а также братья и сёстры супругов, их дети, жёны и мужья.
В такой организации выделяется несколько подсистем. Прежде всего это родители и дети. Каждая подсистема занимает своё место в семейной организации, имеет в ней свои права и обязанности.
Для описания структуры семейной организации пользуются такими понятиями, как связь и иерархия. Первое означает степень психологической близости между её членами; если она слишком тесная или, наоборот, слишком разобщённая, это может привести к семейной дисфункции.
Иерархия – это характер отношений доминирования и подчинённости в семье. Традиционные семейные союзы, как правило, основаны на неравноправии между их членами. По большей части муж считается главным, а жена обязана подчиняться. В некоторых обществах всё наоборот: главой считается жена, а муж занимает подчинённое положение. Таковы, к примеру, туареги – родственное арабам племя в Северной Африке. То же касается и детей: в традиционных обществах они занимают либо самое низкое положение в семейной иерархии и не обладают никакими правами, либо наоборот – самое высокое, и тогда им всё позволяется, а взрослые обязаны им потакать.
Современные семейные отношения предусматривают полное равноправие – как между мужем и женой, так и между взрослыми и детьми. В последнем случае, однако, равноправие соблюдается пока что не всегда. Оправданием служат юный возраст детей и их неокрепшая психика, уязвимое состояние и необходимость в защите.
Функции семьи и их характеристика
Теперь встаёт вопрос: а для чего вообще человечеству нужны семейные союзы?
Не зря семейный союз именуется «ячейкой общества». Это означает, что он является как бы миниатюрной моделью «большого» общества, поэтому и функционал у него разнообразный.
Самые элементарные функции достались нам от животных предков. Это детородная и воспитательная функции. С деторождением всё понятно: семейный союз изначально создавался для организации размножения. Воспитание – более сложная функция, примитивные формы которой имеются лишь у млекопитающих, а также птиц и эволюционно близких к ним крокодилов. Воспитание предполагает подготовку потомства к взрослой жизни: это, в частности, защита, теоретическое и практическое обучение, приобщение к труду и социальным взаимодействиям.
Ещё одна функция семейного сообщества – реализация сексуальной потребности. Этот взгляд на брачный союз появился в древних цивилизациях, когда люди столкнулись с необходимостью контролировать половые контакты.
Следующая функция семьи – хозяйственно-бытовая. Члены семейного сообщества ведут общее хозяйство и совместно удовлетворяют материальные потребности друг друга. Семейный труд становится более эффективным и продуктивным, нежели одиночный.
Среди других функций семьи выделяются духовная (совместное духовное обогащение и проведение досуга), рекреационная (совместное восстановление физических и психических сил), социальная (социализация, социальный контроль, приобщение к культуре и морально-нравственным нормам), эмоциональная (удовлетворение потребностей в понимании, признании, защите и др.).
Понятно, что семейное сообщество у людей имеет значительно более глубокое значение, чем у животных. Малые группы у млекопитающих эволюционировали вместе с самими видами. У различных животных наблюдаются даже зачатки «высших функций» семейного союза, свойственных, казалось бы, только человеку. Так, у птиц самка и самец после «вступления в брак» строят совместное гнездо. У многих животных развита совместная «хозяйственная деятельность», в том числе с разделением труда: самец охотится, а самка охраняет детёнышей.
Виды и типы семей
Выделяют множество видов семейных организаций.
При этом типы семьи могут определяться по различным параметрам:
- По количеству партнёров – полигамные и моногамные. Моногамия (один муж и одна жена) – наиболее распространённый тип; относительно полигамии в большинстве культур устанавливаются ограничения – например, в исламе религиозный закон разрешает иметь максимум четыре жены одновременно. В большинстве исламских обществ, однако, на практике встречается по преимуществу моногамия: как утверждают сами верующие, это делается чисто из экономических соображений, ведь каждую жену необходимо обеспечивать всем необходимым (включая предметы роскоши).
- По количеству детей – бездетные, однодетные, малодетные, средне- и многодетные семейные союзы.
- По составу: простые (нуклеарные) семьи состоят только из мужа и жены и их детей; сложные включают дополнительных членов (бабушек, дедушек, дядь, племянников и др.). Полные – когда имеются оба родителя и дети, неполные – когда имеется только один родитель с детьми или супружеская пара без детей.
- В зависимости от отношений между родителями и детьми: дети могут появиться после вступления в брак; у одного из родителей или у обоих уже были дети перед вступлением в брак; в семейной группе дети могут быть усыновлены.
- По способу выбора брачного партнёра: эндогамные семейные сообщества (когда брак заключается между членами одной группы – клана, племени, жителями одной деревни) и экзогамные (браки могут заключаться только между представителями разных групп).
Существуют также типы семей по месту проживания (матрилокальная – если оба супруга живут в доме родителей жены, патрилокальная – если живут с родителями мужа, неолокальная – если пара отправляется жить в отдельное жильё); по наследованию фамилии (в качестве семейной фамилии может выступать или фамилия мужа, или фамилия жены) – и по некоторым другим критериям.
Имеются и более экзотические виды семейных отношений. К примеру, в странах бывшего СССР распространилось выражение «шведская семья», которое означает полиаморную семейную группу, состоящую из нескольких партнёров (больше двух). Этот неоднозначный термин был придуман в СССР под влиянием мифа о якобы раскрепощённых нравах шведов. В действительности большинство шведов выбирают традиционные семейные отношения, хотя в последние десятилетия отношение шведского государства и даже церкви к нетрадиционным бракам является одним из самых либеральных в мире. Есть данные о том, что подобный миф развивался и в западных странах, в первую очередь в США. В США возникло похожее выражение «шведский грех». Поводами к тому послужили шведские фильмы самой середины ХХ века – излишне откровенные по тем временам, а также становление «шведского социализма» и отказ Швеции вступать в НАТО, что привело в ярость американские правящие круги.
Отдельного внимания заслуживают однополые семейные союзы. В последнее время во многих странах отношение к однополым бракам стало более либеральным, и кое-где им даже дают полноценный семейный статус, как в той же Швеции. В этой же стране однополые браки освящает Шведская Церковь, имеющая лютеранскую идеологию и возглавляемая королём.
Особо острая дискуссия развернулась в мире по поводу права однополых партнёров заводить (усыновлять) детей. Идеологи консервативного типа пытаются убедить общественность в том, что в таких семьях дети получают психологическую травму. Учёные, однако, развенчивают этот миф, показывая, что в таких семьях дети ничем не отличаются от тех, которые имеют разнополых родителей. Особенно это касается детей-сирот, которые на улице или в детских домах действительно с большой долей вероятности получат психологическую травму (вкупе с физическими) и вырастут неполноценными членами общества; обретя же родителей, пусть даже однополых, они могут избавиться от упомянутых проблем. Всё-таки два папы или две мамы – это лучше, чем вообще ни одного и ни одной.
Как создать свою крепкую ячейку общества
Семейные отношения не являются каким-то инстинктом, биологическим побуждением. Поэтому нельзя создавать семейные группы лишь по той причине, что «так положено». К вступлению в семейные отношения нужно тщательно готовиться, причём как с психологической стороны, так и с материальной.
Что же нужно, чтобы «ячейка общества» была крепкой:
- Прежде всего это, конечно же, любовь. Без этого никакой брачный союз не перерастёт в семейные отношения. Понятие это многогранное; сюда входят и внешняя привлекательность, и сходство характеров, и общность интересов и взглядов. Существуют, конечно, браки, заключённые на других основаниях: с целью жить на деньги партнёра, получить регистрацию или гражданство и др. В СССР были распространены фиктивные браки: студент, женившийся на москвичке, избегал отправки на работу по распределению в отдалённую провинцию. Однако такие брачные союзы либо быстро расторгаются, либо причиняют длительные страдания партнёрам, а особенно родившимся в таком браке детям.
- Определённое материальное состояние. Желательно, чтобы супруги имели высокооплачиваемую работу с оптимальным графиком. Ненормированный тяжёлый труд «за копейки» быстро испортит семейные отношения. Также отличным вариантом является, если супруги договорятся, на кого возлагается ответственность по обеспечению семьи.
- Определённое психологическое состояние. Что получится, если родители работают каждый день с утра до позднего вечера, а домой приходят злыми и уставшими, да ещё и пьяными? Дети у таких родителей либо будут абсолютно безнадзорными (сироты при живых родителях), либо получат опасный пример. Ведь именно родители являются главным примером для подражания у детей. Для создания здоровой «ячейки общества» необходимо, чтобы родители были уверенными в себе людьми, имели позитивный настрой, занимали своё место в жизни и имели достаточно времени для совместного времяпрепровождения.
- Достичь всего этого не так-то просто. Особенно это касается материальной стороны дела. Многие люди предпочитают не обращать внимания на все тонкости создания семейного союза, вступают в брак и рожают детей «просто так», «как уж вышло». Атмосфера в таких «ячейках» в той или иной степени нездоровая. Родители не могут обеспечить своих детей всем необходимым, а нередко даже удовлетворить минимальные потребности, а воспитание принимает авторитарный характер.
Чтобы не вредить себе, своему партнёру и будущим детям, необходимо помнить, что семейные отношения не являются чем-то обязательным. «Построить дом, посадить дерево, вырастить сына» — этот принцип больше не является актуальным; да и в прежние времена его актуальность была вынужденной. Если ты не готов вступать в семейные отношения, то лучше этого и не делать. В самом деле, бытие человека не ограничивается семейным кругом, ведь он является частью «большого» общества и может реализовать себя в малых группах различного типа.
Сегодняшнее общество вступило в ту стадию, когда для его дальнейшего функционирования и развития необходимо своеобразное разделение труда: часть людей вступает в браки и занимается продолжением рода, а остальные обеспечивают подрастающее поколение товарами, знаниями, защитой от естественных (болезни, стихийные бедствия) и искусственных (военное вторжение) напастей, открывают для него новые возможности. Воспитание детей и их социализация становится делом коллективным. Роль биологических родителей при этом снижается, поскольку «человеком разумным» не рождаются, а лишь становятся, если дети попадают в правильное окружение.
Настоящее признание эта идея обретает только сейчас, хотя о ней люди задумывались ещё в древности. Подобные мысли развивает, к примеру, супруг Анны Карениной в романе Льва Толстого. В раннем христианстве хождение имели самые разные радикальные концепции, и некоторые общины проповедовали полный отказ от брака и семейных отношений: дети, по их мнению, должны рождаться в свободных отношениях и воспитываться всем обществом. К сожалению, впоследствии этим идеям в рамках новой религии не суждено было реализоваться: при становлении христианства как государственной религии, то есть как имперской идеологии запугивания народных масс и манипулирования ими, брак и семейные отношения были «освящены» церковью, а свободные отношения провозглашены грехом. Таким же образом были законсервированы взгляды на предназначение человека: отныне главным долгом человека было провозглашено биологическое размножение, приращение биомассы, а все остальные возможности личности были объявлены «суетой». Бездетность не одобрялась, а большое количество детей, наоборот, поощрялось.
Однако отголоски общинного воспитания и разделения труда продолжали функционировать. Особое значение придавалось «крёстным родителям», духовным отцам и наставникам, задачей которых было духовное просвещение «сыновей» и «дочерей», их социализация, преподавание им наук и искусств. Биологическим же родителям было достаточно обеспечить первичные потребности детей, таких как пища или жильё. На практике реализация этого принципа получилась далеко не идеальной: хороших наставников имели лишь дети привилегированных родителей, представителей высших сословий и классов, а для обычных людей наличие «крёстных родителей» чаще всего было формальностью или мистическим ритуалом; «крёстными» становились случайные знакомые, независимо от их знаний, навыков и морально-нравственных качеств.
Источник https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/74182
Источник https://zakonsovet.com/semejnoe/pravootnoshenija
Источник https://psylogik.ru/198-chto-takoe-semja.html
- элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь: