Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка

Содержание статьи

Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка

Харлова, О. Н. Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка / О. Н. Харлова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 279-283. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9816/ (дата обращения: 30.11.2022).

Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.

По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.

Семья — предмет изучения разных социальных наук. В каждой дается свое определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определенным кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определенными отношениями. [2]

Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:

1) Социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, включают заботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросов акселерации и воспитания детей;

2) Хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей между членами семьи, материальное обеспечение семейного бюджета, заботу и уход за маленькими детьми, престарелыми родителями и другими членами семьи;

3) Правовые (юридические) отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, соблюдение личных и имущественных прав и обязанностей между супругами, между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждение правонарушений и других антиобщественных проступков детей;

4) Нравственные отношения охватывают вопросы нравственных ценностей семьи, прежде всего любви и долга, заботы о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а также уважение к старшим, воспитание любви к труду;

5) Психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств и межличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности;

6) Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи;

7) Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений культуры.

Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Центральное место в семейных отношениях всегда занимают дети. Так считал А. И. Герцен. «Семья начинается с детей», говорил А. И. Герцен.

«Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». (В. А. Сухомлинский) [5]

Виктория Порческо [1] выделяет и характеризует следующие типы семейных отношений:

Авторитарная семья. В авторитарном типе семьи очень четко выделяется авторитет, а все остальные подчиняются. Часто думают, что авторитетом в семье является исключительно папа, но не всегда такое убеждение может быть убедительным. Есть семьи, где авторитетом является женщина.

«Лидер», занимающий авторитарную позицию часто критикует и не одобряет инициативу и вмешательства в собственные планы. Самое важное то, что говорит «лидер», а не тот, кто помладше. В такой модели семьи на ребенка «лидер» семьи оказывает самое непосредственное влияние. Авторитет родителя подавляет, игнорирует интересы ребенка, родители в жесткой манере диктуют свои условия жизни, поведения, морали. Часто эмоциональное насилие над детьми переходит в физическое.

Сотрудничество всемье. Здесь семейные отношения построены на доверии. Отношения между мужчиной и женщиной в этом семействе строятся на равноправии и полном доверии. Если возникают в семье какие-либо разногласия в первую очередь, каждый супруг относится уважительно друг к другу и при ребенке не выясняют отношения. Чаще идут на компромисс и отличаются мирным взаимодействием между собой.

Опекающая семья. В такой семье ребенку уделяется чрезмерная забота и опека со стороны родителей. Родители стараются вложить в ребенка все материальные и моральные ценности. Они полагают, что так будет лучше, если родители будут опекать свое чадо от трудностей и сложных ситуаций в жизни. В последствии ребенок становится инфантильным, безразличным. Ему будет тяжело наладить отношения со своими сверстниками или коллегами. Они не могут сделать ни одного шага без участия родителей.

Безразличная семья. В этой семье происходит независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей. Родители очень пассивно относятся к мыслям, поступкам, действиям своих детей. Родителям безразлично, чем увлекается его ребенок, т. е. воспитание идет на самотек. Хорошо, если ребенок понимает, что ему в этой жизни нужно стремиться к чему-то большему, чем просто болтаться по улицам.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Качества, формируемые уребенка при различных типах семейных отношений [3]

Типы семейных отношений

Краткая характеристика

Формируемые качества

Систематическое подавление одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его

Сопротивление ребенка, который отвечает на нажим и принуждение лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью, искоренение самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и в свои возможности.

Система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план.

В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей, вследствие чего возникает другая проблема — неприспособленность к жизни в коллективе, часты срывы в переходном возрасте, отсутствие самостоятельности, инициативы.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. Пассивность родителей как воспитателей.

Эгоизм, полное отсутствие внимания к другим родственникам, безразличие, срывы от отсутствия внимания в подростковом возрасте, пагубное влияние дурной компании

Сотрудничество в семье

Опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Все самые положительные качества, которые только можно сформировать: уважение к старшим, любовь, доверие, взаимопомощь.

Л. Н. Урбанович в статье «Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка», отмечает: «В раннем детстве ребёнок весь мир воспринимает через семью. Он любит то, что любит мама, радуется тому, чему радуется отец. Опыт общения родителей с миром наиболее ценен для него» [4].

Семейное общение, реальные каждодневные ситуации создают дух семьи, который формирует отношение ребёнка к другим людям, окружающей действительности с точки зрения нравственности. Поэтому важным фактором в нравственном развитии человека является семейная атмосфера, её эмоциональный и духовный фон.

Атмосфера может создаваться уровнем доброжелательности или недоброжелательности друг к другу, уважительным или пренебрежительным отношением к интересам друг друга, тактичным, деликатным прикосновением к душевному миру другого или бесцеремонным вмешательством в этот мир. И прежде чем ребёнок научится различать, кто и что вносит в семью, он уже впитывает семейную атмосферу, владеет неким тоном общения с другими людьми.

Для нормальной благополучной семьи характерна атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. В такой семье умеют радоваться успехам других, отмечать приятные черты друг друга, спокойно делиться своими переживаниями, не опасаясь быть не понятым. Для такой семейной атмосферы противоестественны крики, оскорбления, брань. Здесь отдают предпочтение спокойной форме общения, на основе любви и взаимопонимания.

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон общения, взаимоотношение представителей разных поколений, организация досуга, семейные традиции — всё это можно называть семейной культурой, которая является одной из главных предпосылок для нравственного воспитания детей. Рассмотрим такие значимые составляющие семейной культуры как «фактор слова» и особенности межпоколенного общения.

Родители и дети составляют одно целое, в котором родители являются основой, базой для психического развития детей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Часто родители не осознают меру ответственности за будущее развитие личности ребенка, его жизненных установок, предпочтений, привычек, стиля поведения. Они редко задумываются над тем, как их ссоры повлияют на психику ребёнка, который полностью зависит от родителей, атмосферы в семье и отношения к нему.

Читать статью  За любую вину ни по уху, ни по глазам не бить»: почему «Домострой» — не учебник домашнего насилия

Родители — первые наставники ребёнка и они должны объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», но только объяснения недостаточно, важен родительский пример, который оказывает решающее значение на формирование нравственных принципов у ребёнка.

Выделяя среди факторов, влияющих на нравственное развитие ребенка, «фактора слова» в семье, мы основываемся на том положении, что через вербальное общение у ребёнка формируются основные смыслы, которые впоследствии определяют жизненные стратегии человека, формируют «индивидуальную духовную матрицу». Данные современной психологии подтверждают, что «навешивание ярлыков», ругательства, оскорбления являются способами программирования детей. Крик же оглушает ребёнка, делает его невосприимчивым к окружающему миру.

Сильное разрушительное влияние на детскую душу оказывают бранные, ругательные слова, «крепкие словечки», которые взрослые употребляют в семье, и не только по отношению к взрослым членам семьи, а также и детям. Ни одно слово, произнесённое нами, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на наши сердца. В слове содержится великая духовная энергия — или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла. А энергия никогда не пропадает.

Древнегреческий философ Аристотель в своих наставлениях о воспитании детей настоятельно рекомендует отстранять от ушей и глаз детей всё, что не соответствует достоинству человека, например, сквернословие, потому что «из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков, в особенности у детей. Следует следить, чтобы они не говорили сами и не слышали от других».

Знали об этом и наши мудрые предки и охраняли души детей от проникновения грубых, бранных слов, поскольку негативный заряд, который несут такие слова, изменяет духовную природу ребёнка: уходит доброта, нежность, чувствительность к другим людям, к их переживаниям и боли, теряется сама способность любить.

Говоря о культуре семейных отношений, чаще всего мы вспоминает об укладе и традициях семьи. Но нередко оставляем без внимания основное определение традиции как передачи духовного опыта от поколения к поколению.

Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Некогда В. О. Ключевский заметил, если отнять у современного человека этот медленно и трудно нажитый багаж обрядов, традиций и всяких условностей, то он утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет вынужден все начинать сызнова.

Испокон веков старшее поколение передавало потомкам особое знание о мире. Знание, которое нельзя назвать «информацией». Это одновременно эмоциональное и духовное знание, опыт многих поколений предков. Часть этого знания передавалась от бабушек к внукам в «преданьях старины глубокой». Они не передаются на электронных носителях, это — живая связующая нить общих ценностей, что протягивается от поколения к поколению.

В этом смысле возможность в семье такой ценностной нити обусловлена взаимоотношениями родителей со старшим поколением. Уважение и забота, учтивость и тактичность со стороны родителей не только формируют в сознании ребёнка нравственный образец отношения к старшим, но и дают возможность быть ближе к бабушкам и дедушкам, позволяют ребенку осознать свою связь с общими предками, позволяют гордиться своей семьей.

Достижения в области психологии детства говорят о подвижности детской души, больших способностях ее развития. И ответственность за это развитие лежит на взрослых. Ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Осознание ответственности в воспитании детей, когда ежечасно и ежеминутно происходит работа с хрупким материалом — детской душой, не позволяет пройти стороной мимо такого важного фактора нравственного развития ребёнка, как влияние культуры семейных отношений.

Так давайте же становиться быть отзывчивыми, уметь сдерживать в себе зло, раздражение, уметь прощать обиды, не мстить; не позволять грубых слов. Любящий язык связывает сердца, а добрая речь врачует раны, поэтому в семейном общении — «ни капли холодного, острого, злого».

«Ребёнок — зеркало родителей» так некогда точно заметил великий педагог И. Г. Песталоцци. Действительно, общаясь с ребенком, можно многое узнать о его родителях. Ребёнок впитывает стиль взаимоотношений, образ жизни, линии поведения, ценностные установки и в дальнейшем их репродуцирует. В этом смысле родители являются зодчими семейного счастья своих детей, потому что в созданную семью их ребёнок принесет всё то, что они в него заложили.

  1. Порческо В. М. Типы семейных отношений [Электронный ресурс] / В. М. Порческо. — Режим доступа: www.lacio.ru
  2. Семья: понятие и организация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gopsy.ru.
  3. Типы семейных отношений и их влияние на развитие ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — www.azps.ru
  4. Урбанович, Л. Н. Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка [Электронный ресурс] / Л. Н. Урбанович. — Режим доступа: www.smolensk-seminaria.ru
  5. Цитаты великих людей. Статусы, цитаты, афоризмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.vot-status.jimdo.com

Основные термины (генерируются автоматически): отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, друг, семейная атмосфера, семейная культура, старшее поколение, член семьи.

Похожие статьи

Взаимоотношение родителей и детей в семье.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи. Влияние детско-родительских отношений на становление.

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член.

Влияние семьи на социализацию ребенка | Статья в журнале.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.

ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, семья, отношение родителей, отношение, интерес детей, жизнь ребенка, жизненный опыт, член семьи.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного.

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший ребенок, отношение родителей, семья, родитель

родитель, ребенок, процесс воспитания, корреляционный анализ, семья, респондент, проблема, балл, высшее образование, воспитание детей.

Похожие статьи

Взаимоотношение родителей и детей в семье.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи. Влияние детско-родительских отношений на становление.

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член.

Влияние семьи на социализацию ребенка | Статья в журнале.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.

ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, семья, отношение родителей, отношение, интерес детей, жизнь ребенка, жизненный опыт, член семьи.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного.

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший ребенок, отношение родителей, семья, родитель

родитель, ребенок, процесс воспитания, корреляционный анализ, семья, респондент, проблема, балл, высшее образование, воспитание детей.

Роль родителей в гармоничном воспитании и развитии детей

Каждый человек начинается в семье. И даже не в прямом, физическом смысле – здесь он родился. В семье мы получаем первые представления о мире и жизни в нем. Семья – наш первый коллектив, который формирует наши умения и привычки, закладывает черты характера, развивает эмоции, чувства, прививает нравственные и духовные идеалы, учит взаимодействовать с окружающими, закладывает программу нашего будущего жизненного успеха. Поэтому роль семьи в гармоничном воспитании ребенка переоценить трудно.

Семья с двумя детьми

Задачи семьи

В семье ребенок получает первый опыт общения и видит пример взаимоотношений родителей, бабушек, дедушек, понимает их права и обязанности друг перед другом, учится основам нравственности и духовности, воспитывает свои жизненные принципы. Семья может как формировать положительные черты и качества человека, так и быть источником его будущих проблем в общении, самореализации, самооценке. Чтобы этого не произошло, семья должна со всей ответственностью подходить к воспитанию будущей личности.

Основные задачи семьи:

  • создавать максимально благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка (включая питание, лечение, одежду, все необходимое для учебы в школе и занятий в секциях и кружках);
  • обеспечивать защиту ребенка в психологическом и социально-экономическом плане: поддерживать, учить искать выход из сложных ситуаций, знакомить с опасностями внешнего мира и учить им противостоять;
  • давать опыт создания семьи, сохранения и преумножения семейных ценностей, воспитания детей, уважительного отношения к старшим;
  • прививать необходимые навыки и умения (в том числе и трудолюбие), развивать умственный и творческий потенциал, учить самообслуживанию и помощи близким людям;
  • воспитывать чувство собственного достоинства;
  • закладывать основы для успешной реализации личности;
  • готовить к жизни в социуме.
Читать статью  Проблемы пожилых людей и пути их решения

При этом особенно важно строить отношения с детьми на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества, всегда проявлять родительскую любовь, ласку и заботу, быть внимательными и сопереживающими.

Однако это вовсе не значит, что нужно всецело посвящать себя воспитанию, отказавшись от самореализации в жизни, карьерного роста и работы как таковой. Как показывает практика, самые гармоничные отношения складываются между детьми и родителями в семьях, где родители работают, но при этом уделяют должное внимание ребенку. Такие дети учатся лучше, растут более самостоятельными. Почему?

  • Дети испытывают гордость за успехи родителей, начинают больше ценить время, проведенное с ними.
  • Они избавлены от чрезмерной опеки взрослых.
  • У ребенка появляется понимание того, что человек не может принадлежать кому-то одному, у него есть обязательства перед семьей, обществом, он несет ответственность за свои поступки.
  • На примере родителей дети, начиная с дошкольного возраста, видят, как важно иметь в жизни цели, увлечения.

Совет

Если хотите, чтобы ребенок рос полноценным и счастливым, позаботьтесь о том, чтобы он не чувствовал себя заброшенным, лишним, чтобы был уверен в вашей безоговорочной любви к нему, постоянно ощущал на себе вашу заботу и внимание, был уверен в вашей защите и поддержке.

Родители с ребенком на природе

В любви и заботе

То, каким вырастет маленький человек, во многом зависит от условий воспитания, созданных в семье. Каждый знает, что детей нужно любить. При этом не все понимают, что истинная любовь есть истинное благо, ее порой путают с другими, извращенными формами любви, которые способны нанести серьезный вред психике маленькой личности.

  • Чрезмерное умиление. Дети, растущие в такой среде, не знают «тормозов» в виде слов «нельзя» или «нужно». У них нет чувства долга перед родителями, они не приемлют ценности и значимости труда. Такой ребенок чаще всего излишне самовлюблен, он уверен, что делает своих родителей (да, наверное, и весь мир) счастливыми уже только оттого, что он есть на свете такой замечательный. Читайте – эгоист.
  • Деспотичная любовь. Когда родители все свои «благие намерения» оправдывают словами «тебе же лучше будет», «для тебя стараемся», «потом спасибо скажешь», они рискуют никогда не услышать этого «спасибо». Такие родители всегда демонстрируют ребенку свою начальственность по отношению к нему, его подчиненную позицию. Он вынужден терпеть вечные упреки и придирки, постепенно теряя веру в самых близких людей, в гармонию мира, в добро и справедливость. Такие дети ожесточаются, устав гнаться за покорением очередной родительской планки. Представление о семейных отношениях, любви, заботе, счастье они получают извращенное. С этим «багажом» они пойдут строить и свои семьи.
  • Любовь-откуп. Не находя достаточно времени для полноценного общения с ребенком, родители считают, что могут компенсировать это материальными благами: бесконечными новыми игрушками, дорогими подарками. При этом их дети вырастают бездушными и алчными, привыкшими к тому, что родители – это денежный мешок, умеющий решать все их проблемы (которые сводятся только к материальному благополучию), что любовь и забота – это их кошелек.
  • Любовь-невмешательство. Попросту – равнодушие. Мама или папа не стараются «лезть в душу» своему чаду, считая, что у него есть свои права, свое мнение и видение жизни. Они считают себя демократичными, ничего не запрещают ребенку, но и не делают ничего, чтобы направить развитие маленькой личности в нужное русло. На самом деле такие дети уверены, что отец и мать просто равнодушны к ним. При этом может вырасти как полностью пассивная личность, «плывущая по течению», так и настоящий бунтарь, жаждущий внимания окружающих любой ценой.
  • Чрезмерная опека. Дети, за которых заботливая мама все всегда делает и решает, вырастают «безрукими» в плане социализации. Они не умеют принимать решения, отвечать за свои поступки, не имеют важных целей, элементарно не могут обслужить свои потребности, создать уют в доме.

Настоящая любовь родителей – созидающая. Она учит ребенка взаимной симпатии, заботе, поддержке, взаимопомощи. Она говорит ему, что он нужен и важен, что он должен развиваться, искать себя, радоваться жизни. Она учит маленького человека доверять близким, заботится и быть уверенным, что его всегда ожидает их рука помощи в трудный момент, знать, что к его мнению прислушаются.

Гармония – на родительском примере

Роль родителей в воспитании гармоничной личности неизмерима. Именно родители являются самыми первыми, а значит – самыми значимыми воспитателями в жизни маленького человека. При этом воспитание начинается задолго до того, как ребенок услышит от взрослых первое «нельзя» или первое «ты должен». С самого раннего возраста кроха впитывает, словно губка, все, что видит вокруг себя: запоминает матрицу родительского примера. Поэтому так важно, каким он будет, этот пример.

Скажем, ребенок, выросший в неполной семье, вряд ли сможет сохранить собственную, не имея перед глазами примера семейной гармонии двух взрослых людей. А значит, не имея опыта сохранения семьи с помощью взаимной заботы, взаимопомощи, выражений нежности, умения находить компромисс, преодолевать неизбежные конфликты, слушать другого, прощать. Каждый человек испытывает потребность в этом, но не каждый может получить необходимый опыт. Даже если семья является полной, но в ней люди часто ссорятся, не могут уступать, признавать правоту другого, заботиться о комфорте детей в создавшейся атмосфере, такие дети все равно не будут иметь нужного примера построения гармоничных отношений.

Ребенок, никогда не видевший, как мама или папа катаются на велосипеде или бегают в парке, скорее всего, и сам никогда не полюбит спортивные занятия.

Если у малыша перед глазами будет деспотичный, жестокий отец, то мальчик с большой долей вероятности вырастет таким же, подсознательно переняв стиль поведения мужчины в семье. А девочка выберет себе в мужья такого же деспота, как бы ни старалась она найти себе жениха «не из таких».

Страшно, когда в семье с самого младшего дошкольного возраста малышу не прививают духовных, нравственных ценностей. Такие дети вырастают духовными «пустышками», людьми, лишенными гуманного, созидающего начала.

Ребенок в футболке с надписью

Воспитать не значит вырастить

Чтобы жизнь чада не пошла по самому неудачному сценарию, родителям мало вырастить ребенка здоровым, красивым, обеспеченным. Главная наша задача – воспитать детей духовно, нравственно. Что это значит? Привить им духовные, культурно-нравственные, эстетические ценности. Научить их ориентироваться в таких понятиях, как:

  • долг;
  • ответственность;
  • честь;
  • гуманность;
  • благородство;
  • добро или зло;
  • хорошо или плохо;
  • умение дружить и любить;
  • вежливость;
  • воспитанность;
  • тактичность и т. д.

Объясняются все эти понятия не только и не столько в беседах, сколько практически: в обсуждении проблем, совместном анализе ситуаций и, конечно же – на личном примере окружающих старших. Их нормы поведения, их поступки, их суждения – вот фундамент, на котором строится нравственно-духовное развитие маленькой личности.

При этом важно не предоставлять ребенку готовую действующую схему, а дать возможность самому ее для себя выстроить, научиться на собственных ошибках (без этого невозможен личный опыт). То есть родители должны содействовать духовно-нравственному развитию маленького человека, направлять его, поддерживать, а не заставлять бездумно следовать призрачным для них идеалам.

Семья на пикнике

Семейные традиции

Гармоничному воспитанию детей в семье как нельзя лучше способствуют семейные традиции. Они создают неповторимую атмосферу дома: свой уклад, обычаи, распорядок, привычки членов семьи дают ребенку ощущение стабильности, упорядоченности мира. Формирование традиций должно начинаться еще в бессознательном периоде малыша, чтобы более гармонично войти в его жизнь.

К примеру, традиция читать ребенку книгу на ночь – не просто ритуал укладывания. Это способ ненавязчиво привить ему любовь к красоте родного языка, литературе, умение представлять и осмысливать прочитанное.

Традиции могут быть самыми разнообразными. Например, рисование открыток ко дню рождения, отмечание народных или календарных праздников, экскурсионные поездки на каникулах. Можно печь особенный пирог к определенному празднику, развешивать кормушки зимой, скворечники – весной, навещать бабушку в выходные, отмечать день окончания школьных занятий, обсуждать прошедший день за общим вечерним чаем, делясь с домочадцами проблемами, успехами, вместе принимать важные решения на «семейном совете»…

Через такой подход создается преемственность поколений (традиции семьи ребенок впоследствии может перенести в свою будущую семью), в ребенке укрепляется чувство причастности к своему роду, его истории.

Важность семейных традиций сложно переоценить. Они дают ребенку:

  • ощущение стабильности, порядка в мире;
  • укрепление связи между поколениями;
  • укрепление теплых отношений между родителями и взрослеющими детьми;
  • ощущение неповторимости своей семьи, с ее особым укладом и душевным комфортом.

Мама обнимает сына

Как заслужить доверие ребенка?

Как уже было сказано, основой продуктивных семейных отношений между взрослыми и детьми является доверие. Если оно установлено, родители без труда смогут вовремя выявить и скорректировать начинающиеся проблемы, обеспечить ребенку чувство уверенности в себе, своих силах, подготовить его к жизни в социуме. Это значит также подготовить к всевозможным опасностям внешнего мира, таким как:

  • дорога;
  • общественные места;
  • подозрительные незнакомцы или мошенники;
  • «плохие компании», где подростка могут склонить к употреблению наркотиков, алкоголя, толкнуть на нарушение закона, даже на суицид;
  • опасные интернет-ресурсы, пропагандирующие насилие, агрессию, и т. д.

Как же завоевать безусловное расположение своего чада? Во-первых, помнить, что его нужно любить, всеми силами демонстрируя ему свои чувства. Не стоит бояться «залюбить» ребенка: его можно только «заопекать». Во-вторых, стараться не разграничивать семейное пространство по принципу начальников и подчиненных. Ребенок должен понимать, что с ним общаются как с равным.

Также стоит воспользоваться следующими советами.

  • Всегда проявляйте интерес ко всем переживаниям ребенка, разделяйте его радость, удивление, восторг. Если ваш малыш будет расти уверенным, что его чувства не интересны, что на него самого вам плевать, он никогда не принесет вам свои горести-проблемы. Зачем – ведь вам это безразлично!
  • Всегда обращайте внимание на его вкусы, желания, начинайте душевную беседу при любой его фразе «мне нравится». Разделяйте его интересы, делитесь своими детскими воспоминаниями о похожих вещах. Это не только создает доверительную атмосферу, но и объединяет еще больше.
  • Поощряйте его интерес к периоду, когда он был очень маленьким: показывайте фото, его первые «каляки-маляки», рассказывайте, каким он был, как говорил, что любил делать. Такие воспоминания для детей очень дороги, и ваше участие при этом бесценно.
  • Никогда не осмеивайте, небрежно «задвигая» чувства подростка, который пришел поделиться с вами своей бедой. Возможно, вам эта проблема кажется незначительной или даже смешной, но для него первый прыщ или насмешка девочки – истинная катастрофа. Поэтому он никогда не будет доверять людям, которые его обижают насмешками над самым личным.
  • Дайте ребенку право на «свою территорию». У него должны быть личные секреты. Пытаться всеми правдами-неправдами их выведать – значит окончательно подорвать свой авторитет. Нельзя заставить ребенка быть откровенным насильно! Наоборот!
  • Рассказывайте подростку о своих подобных проблемах в этом возрасте: что вы чувствовали, как вышли из ситуации. Это не только сделает вас еще ближе, но и даст ему ощущение, что его случай не конец света: многие это проходили, из этого есть выход.
  • Не бойтесь признавать свою неправоту, просить за нее прощения у ребенка. Это даст ему правильный пример поведения, покажет, что вы общаетесь с ним на равных, вам можно доверять.
  • Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свои чувства к супругу, стараясь скрыть серьезные проблемы ваших отношений (решайте их вдвоем). Пример взаимной нежности, теплой привязанности, объятия, поцелуи не только создают позитивный пример родительской пары, но и делают семейные отношения более теплыми, доверительными.
Читать статью  Семейный кризис после рождения малыша

Да, семья как первый институт в жизни человека – это сложно, ответственно. Но правильно построенные отношения между членами семьи способствуют становлению гармонично развитой, успешной личности. Поэтому осваивать эту «науку» нужно обязательно.

Семейное воспитание

Воспитательное воздействие человек испытывает на протяжении всей свой жизни. Оно начинается с первого ласкового прикосновения матери и продолжается в процессе взросления через общение, наглядные примеры и жизненные ситуации.

Воспитание семейное – ядро, на базе которого строится успешное воздействие других воспитательных институтов: школы, социума, искусства и т. д.

Что включает в себя понятие семейное воспитание, каким оно должно быть с точки зрения педагогической науки, попытаемся разобраться в нашей статье.

Сущность определения

По сути, воспитание в семье начинается еще в утробе матери. Ведь давно доказан тот факт, что на определенной стадии развития ребенок начинает ощущать настроение матери, ее самочувствие, отношение к происходящему.

Если появление малыша ждут, разговаривают с ним, представляют, каким он появится на свет, то он чувствует защищенность, ему спокойно. Поэтому и развитие всех физиологических и психологических процессов происходит своевременно и правильно.

На первый взгляд может показаться странным приобщение эмоционального и психологического комфорта плода к вопросу воспитания. Ведь многие привыкли под этим термином подразумевать определенные правила и рамки, которые внушают детям для того, чтобы направить их развитие в определенное русло. Однако правильное семейное воспитание базируется на эмоциональном спокойствии, комфортном отношении взрослых и детей.

В чем же особенности воспитания в семье и почему этому процессу отводится такая большая роль?

Семейное воспитание – это совокупность процессов воздействия на формирование личности. При этом специфика этого воздействия определяется тем, что семьей называют и ее членов, и место, где малыш постоянно проживает. Следовательно, семейные отношения – единственная возможность ежеминутно влиять на сознание и развитие ребенка.

В первые годы жизни малыша семья заменяет ему все воспитательные факторы:

  • Социум (родители и другие близкие родственники являются его общественным окружением);
  • Искусство и литературу (восприятие источников происходит через призму отношений взрослых);
  • Друзей (малыши в этом возрасте еще не могут делать четких разграничений между собой и другими людьми);
  • Информационные источники (их предоставляет семья в том объеме и содержании, в котором считает нужным).

Следовательно, на раннем этапе развития личности семья как фактор воспитания является единственным источником воздействия на подрастающего человека. Этот тезис уже не требует доказательств, так же как и утверждение, что дети являются точной копией родителей.

Последнее утверждение многие приверженцы свободного воспитания оспаривают, однако нельзя отрицать роль подражания, к которому склонны все дети. Все малыши с точностью копируют манеру поведения, привычки и даже лексику родителей. При этом, как правило, быстрее всего им «запоминаются» отрицательные черты характера взрослых. Поэтому можно с уверенностью заявить: ценности взрослых членов семьи перейдут в жизненное кредо их детей.

Специфика воздействия

Семья как институт воспитания в процессе воздействия на личность целенаправленно или на уровне подсознания выполняет ряд функций:

  1. Репродуктивная. Продолжение рода – задача скорее интуитивная. Это заложенная на генетическом уровне потребность производить себе подобных.
  2. Социальная. Взрослые члены семьи передают годами сложившийся социальный опыт, навыки общения в социуме, правила и запреты в поведении.
  3. Хозяйственная. Эта функция включает в себя возможности обеспечения уровня материального благополучия конкретной семьей.
  4. Эмоциональная. Задача семьи – обеспечить удовлетворение малыша в гармоничном общении, любви, принятии и психологическом комфорте.

Семейные функции имеют тесную взаимосвязь. К тому же их «распределение» в каждой ячейке общества свое.

Одни родители предпочитают обеспечивать хорошие материальные условия детям, считая, что воспитывать их будет в дальнейшем сама «жизнь». Другие окружают любовью, уважением и заботой своих чад, поддерживая и помогая ориентироваться в сложных жизненных перипетиях. Третьи считают, что только строгий контроль над мыслями, словами и поступками детей смогут обеспечить их правильное развитие. При этом каждый представитель группы искренне считает, что делает все возможное для воспитания своих чад.

Несмотря на то, что семья является основой воспитания, она все равно подвержена влиянию общества. Ведь интимность родственной связи, кровные узы, общее мышление и нравственные устои не исключают взаимодействия с социальной средой, к которой младшее поколение начинает постепенно приобщаться, посещая детский сад, школу, общаясь со сверстниками.

Поэтому нужно рассматривать семью как социальный институт, с помощью которого происходит не только обучение навыкам взаимодействия с другими членами общества, но и соблюдение определенных рамок поведения в социуме, выходить за которые нельзя.

Цели, содержание, методы

Содержание семейного воспитания у всех родителей разное. Однако все воспитательные процессы (как на интуитивном, так и осознанном уровне) подчиняются одной цели: сформировать такую среду воспитания и развития, при которой личность вырастет нравственной, интеллектуально и физически развитой, готовой решать проблемы жизненных реалий.

При этом семья как фактор воспитания обязана использовать все виды воздействия на ребенка, чтобы его развитие было гармоничным.

Семейное воспитание должно включать в себя такие направления:

  1. Физическое развитие. Родители обязаны обеспечить возможность полноценного физического развития своего ребенка с помощью здорового образа жизни.
  2. Формирование нравственности. Роль семьи в воспитании нравственности огромна. Любовь к ближнему, уважение к окружающим, сострадание и честность – главные критерии развитой личности.
  3. Интеллектуальное совершенствование. Привитие малышу желания постоянно познавать что-то новое, обогащать уровень знаний, уметь применять их в практической деятельности.
  4. Эстетическое воздействие. Родители должны содействовать развитию эстетических особенностей и талантов малышей. Демонстрировать проявления прекрасного во всех сферах жизни.
  5. Трудовая практика. Важная воспитывающая функция семьи – научить кроху трудиться, не выискивая пути «легкой» жизни.

То, каким образом, в какой последовательности и объеме воплощаются данные факторы, зависит от особенностей определенной семьи.

К ним относятся такие индивидуальные семейные черты:

  • Состояние физического здоровья всех членов ячейки общества;
  • Психологический климат отношений;
  • Генетические особенности;
  • Материальное положение;
  • Социальный статус;
  • Моральный и культурный потенциал;
  • Количество членов семьи.

Исходя из этих факторов, происходит выбор методики воспитательного воздействия.

Методику подбирают так, чтобы оказывать целенаправленное воздействие на личность ребенка в воспитательных целях.

Различают такие методы правильного воспитания:

  • Убеждение;
  • Похвала;
  • Перспектива;
  • Наказания;
  • Пример из личной жизни.

Для того чтобы правильно сориентироваться в выборе методов, родители должны учитывать интересы, способности, особенности психического и эмоционального развития детей.

Принципы семейного воспитания

Сущность принципов воспитания в семье сводится к таким общим положениям:

  • Уважение к желаниям, потребностям и интересам ребенка;
  • Признание крохи полноправным членом не только семейного общества, но и социального окружения;
  • Восприятие достоинств и недостатков личности в качестве его индивидуальности;
  • Формулирование требований, соответствующих возрастным и индивидуальным способностям ребенка;
  • Создание атмосферы, отвечающей комфорту в эмоциональной, душевной и физической сфере;
  • Обеспечение необходимой помощи в сложных для детей жизненных обстоятельствах;
  • Соблюдение последовательности и регулярности предъявляемых требований.

Семья как социокультурная среда обитания прививает своим младшим членам главные нормы общественной и нравственной морали на подсознательном уровне. Ведь малыш, не задумываясь, повторяет поведение взрослых. При этом специфика «повторений» в семье базируется на эмоциональном фоне.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что воспитание начинается с семьи и продолжается в новой ячейке общества, которую создают выросшие и сформированные личности.

При этом негативное воздействие родительского воспитания проявляется так же ярко, как и положительное.

Рассмотрим факторы, которые не содействуют гармоничному развитию подрастающего человека, а мешают развивающейся личности:

  • Чрезмерное внимание материальным ценностям;
  • Отсутствие или недостаток необходимых для нормальной жизнедеятельности вещей;
  • Недостаточное внимание нравственному и духовному развитию;
  • Авторитарность, подавление собственных интересов, мыслей и стремление детей, навязывание своего мнения;
  • Отсутствие наказания, поощряющее вседозволенность;
  • Жестокость, применение физического насилия в виде наказания;
  • Фанатизм в следовании выбранной методики воспитания.

Следует отметить, что понятия положительных и отрицательных факторов воздействия на ребенка, не носят категоричного характера. К исключениям относятся лишь противоправные деяния взрослых и случаи физического насилия в семье. Во всех остальных случаях выбор методов, принципов и содержания семейного воспитания зависит исключительно от индивидуальных характеристик и особенностей ячейки общества.

Несколько советов

Мир и гармония в семье, уважительное отношение, понимание и сочувствие, принятие индивидуальных особенностей личности – залог успешности семейного воспитания.

В завершении хочется вернуться к тезису, с которого мы начали свои рассуждения о специфики воспитания в семье. Эмоциональный комфорт всех членов «кровного союза» позволит малышу вырасти человеком, который уверен в своих силах, умеет самостоятельно принимать решения. Такую личность не сломают жизненные невзгоды, потому что с того момента, как он начал чувствовать биение сердца матери, его существо наполнилось уверенностью: его любят и ждут.

Эмоциональная наполненность положительными эмоциями от самых близких и родных людей позволит маленькому человеку стать настоящей взрослой личностью, которая умеет нести ответственность за свои поступки, четко ставить цели и следовать им.

Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9816/

Источник https://razvivashka.online/psihologiya/rol-semi

Источник https://vospitannie.ru/metody/semejnoe.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: