Ученическое самоуправление
План работы ученического самоуправления гимназии на 2018-2019 учебный год
Заседание совета министров по планированию мероприятий и другой деятельности на четверть.
В начале каждой четверти
Зам. директора по ВР, педагог организатор,
Президент, совет министров
Заседание Совета министров с целью разработки положений, памяток, правил по организации жизнедеятельности ученического коллектива гимназии
В начале каждой четверти, по мере необходимости.
Зам. директора по ВР, педагог организатор
Плановые заседания министерств
Отчетное заседание министерств
1 раз в четверть
Зам. директора по ВР, педагог организатор,
Подготовка и проведение общешкольных мероприятий, КТД
Зам. директора по ВР, педагог организатор,
Президент, министр культуры
Организация дежурства по гимназии, санитарное состояние кабинетов и территории вокруг гимназии. Социальная помощь ветеранам и участникам ВОВ, ветеранам тыла, инвалидам.
Зам. директора по ВР, педагог организатор, министр труда и социальной помощи
Зам.директора по ВР, педагог организатор, министр печати и информации
Информационная деятельность: выпуск гимназической газеты «Планета ЭМГ»
Зам.директора по ВР, министр печати и информации, Мацак О.В., руководитель кружка
Участие в подготовке и проведении Дней здоровья, спортивных мероприятий, акций, конкурсов, направленных на формирование ЗОЖ
Зам.директора по ВР, педагог организатор, министр спорта
Участие в подготовке и проведении предметных декад, олимпиад, конкурсов, помощь в организации научно-исследовательской работы, заполнение мониторинга посещаемости учебных занятий.
Зам. директора по ВР, педагог организатор , министр образования
Организация и проведение экологических недель, акций, операций по охране природы, озеленение школы
Зам. директора по ВР, педагог организатор, министр экологии
Поощрение организаторов и участников различных мероприятий, проектов, акций, операций, конкурсов.
Зам. директора по ВР, педагог организатор, министр финансов
Организация и проведение дня самоуправления
Подведение итогов работы ученического самоуправления за год
Зам. директора по ВР, педагог организатор, министры
Годовая циклограмма деятельности
ученического самоуправления гимназии на 2018-2019 учебный год
Формирование органов ученического самоуправления в классах
Формирование органов ученического самоуправления. Деловая игра «Выборы»
Зам.директора по ВР, педагог организатор
Организация дежурства по школе
Посвящение в первоклассники
Педагог организатор, министерство культуры
Участие в выпуске газеты «Планета ЭМГ»
Министерство печати и информации
КТД «Учите азбуку дороги»
КТД «Золотая осень»
Старт конкурса «Самый классный класс»
Министерство образования, культуры
КТД «День пожилого человека»
Министерство труда , культуры
Операция «Милосердие» ( ветеранам ВОВ, инвалидам, ветеранам тыла)
КТД «День матери»
Всемирный день борьбы с курением
Акция «Покормите птиц зимой»
Всемирный день борьбы со СПИДом
Школьные предметные олимпиады
КТД «Новогодний калейдоскоп»
Смотр классных кабинетов «Самый чистый и уютный кабинет»
Министерство труда и социальной помощи
Декада русского языка и литературы
Смотр классных кабинетов «Самый чистый и уютный кабинет»
Декада иностранных языков. День святого Валентина
КТД «День защитника Отечества»
Военно-спортивная игра «Зарница»
КТД «Международный женский день»
Министерство культуры и досуга
КТД «Масленица», «Цаган Сар»
Смотр классных кабинетов «Самый чистый и уютный кабинет»
Международный день книги
Всемирный день здоровья
Министерство образования, культуры
Смотр классных кабинетов «Самый чистый и уютный кабинет»
Министерство труда и социальной помощи
КТД «Солдаты Победы»
Министерство культуры, образования
Операция «Милосердие» (подарок ветерану)
Министерство труда, начальная школа
КТД «Последний звонок»
Министерство культуры, образования
Смотр классных кабинетов «Самый чистый и уютный кабинет»
Министерство труда и социальной помощи
Линейка по итогам года
Зам. директора по ВР, Президентский совет
Структура и принципы ученического самоуправления в МБОУ ЭМГ
Гимназия – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга. Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.
Цель ученического самоуправления МБОУ «ЭМГ»:
Гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе — формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом.
Участие школьников в управлении делами гимназии — это способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в демократическом обществе.
Структура органов самоуправления должна быть гибкой и вариативной, учитывать периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе. Формами самоуправления гимназии являются совет МБОУ «ЭМГ», попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
Правовые основы школьного ученического самоуправления
Из Федерального закона «Об образовании» (N 12-ФЗ от 13 января 1996 г.)
Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями
2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
— Устав школы;
— Положение об органе ученического самоуправления Совета министров;
— Конвенция о правах ребёнка;
— Памятки.
Содержание деятельности структурных компонентов ученического самоуправления.
Высший орган ученического самоуправления – конференция, которая проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год. В Конференции с правом решающего голоса участвуют по два представителя от ученических коллективов с 5-го по 11-ый классы, педагоги-консультанты министерств. Решения конференции обучающихся обязательны для всех органов ученического самоуправления и всех обучающихся гимназии. В период между конференциями высшим органом является Совет министров. Членам Совета предоставлены права обращаться к любому работнику школы с вопросами и предложениями.
Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц.
Гласность работы Совета, оперативность всех его решений обеспечивается через гимназическую газету печать. Руководство Советом министров осуществляет Президент, избираемый общим тайным голосованием всех учащихся в начале учебного года сроком на один год. (Согласно Положению о совете министров). Голосованию предшествует предвыборная кампания. Кандидаты на пост Президента готовят и представляют свои программы, встречаются с избирателями. Группы поддержки оказывают помощь своим кандидатам в организации мероприятий и в оформлении наглядной агитации. В день выборов агитация запрещена. Итоги выборов подводит счетная комиссия. Результаты выборов оглашаются на следующий день.
В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной работы Совет образует министерства. Министерства планируются по принципу «Каждому направлению работы свое министерство»:
1. Министерство образования.
2. Министерство культуры.
3. Министерство спорта и здравоохранения.
4. Министерство печати и информационных технологий.
5. Министерство внутренних дел.
6. Министерство по связям с общественностью и работе с ветеранами.
Таким образом, можно сделать выводы:
Самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:
1. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
2. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
3. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
4. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
5. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта
Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся. Для всех учащихся. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся.
Выступление Президента гимназии Муева Александра (тезисы)
В нашей гимназии уже стало хорошей традицией привлекать к общественному управлению гимназией учащихся. В начале учебного года избирается новый актив гимназии, активы классов. Мы сами определяем себе лидеров. Выборы Президентского совета гимназии демократичны, в них принимают участие все классы. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Президентским советом разрабатывается план мероприятий. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы школьной жизни, планируются гимназические мероприятия, анализируется проделанная работа.
В связи с реализацией нового Федерального закона «Об образовании»
В гимназии начал действовать Управляющий совет, в который вошли наиболее активные и инициативные гимназисты. Наши ребята сами руководят работой научного общества «Кредо», работа ведется по секциям. Председателем совета является Карманов Арван, неоднократный победитель и призер ученических НПК. Наше гимназическое научное общество «Кредо» стало победителем конкурса и ему присвоено звание» Лучшее научное общество учащихся г.Элисты. Участвуют наши ребята и в организации и проведении слета одаренных детей «Зажги свою звезду», где чествуются победители и призеры олимпиад, творческих конкурсов, спортивных соревнований разного уровня. Не остаются гимназисты в стороне и от реализации социальных проектов. Члены гимназического самоуправления организовывают благотворительные ярмарки в помощь детям из Республиканского дома малютки, ветеранам ВОВ, пожилым жителям 8 микрорайона. На спортивных соревнованиях , органихованных спортивным сектором Президентского совета, ребята сами являются судьями соревнований, их координаторами.
Таким образом, можно резюмировать, что ученическое самоуправление в нашей гимназии действует, развивается. Надеюсь, жизнь наших гимназистов будет интересной и насыщенной.
Модель ученического самоуправления на примере 10 с-э класса
Самоуправление в 10 с-э классе определяется как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
Самоуправление развивается успешно, так как учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся.
В органы ученического самоуправления избраны ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и состраданию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.
Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу.
В своём классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика нашего класса. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.
Актив класса:
• организует выполнение решений классного собрания.
• организует помощь в учёбе учащимся, имеющих проблемы.
• готовит и проводит классные собрания.
• отражает основную информацию в классном уголке.
Президент:
• обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.
Министерство социальной защиты:
• организует помощь ветеранам и людям, оказавшихся в трудных жизненных условиях.
Министерство труда:
• отвечает за озеленение кабинета.
• уборка кабинета и закреплённой территории.
Член школьной организации:
• доводит сведения и информацию о решениях и деятельности школьной организации.
Министерство печати и СМИ:
• выпуск классной стенной газеты, плакатов, рекламных роликов, рисунков, фотографий.
• художественное оформление выставок, классных и общешкольных мероприятий.
Министерство правопорядка:
• организация дежурства в школе и в классе.
• сохранность школьного имущества.
• составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей.
• контроль за ведением учащимися дневников.
Министерство здравоохранения:
• организация спортивных и оздоровительных мероприятий.
• посещаемость учащимися школы спортивных секций и кружков.
• пропаганда здорового образа жизни.
Министерство культуры:
• организация культурно- массовых мероприятий.
План работы ученического самоуправления
Должность | Основные функции | Сроки выполнения |
Президент КлассаЗаместитель | 1. Отвечает за посещаемость в классе, ведёт табель посещаемости. 2. Следит за соблюдением учащимися Устава школы. 3. Контролирует деятельность своих заместителей. | В течение года |
Министры Печати и СМИ | 1. Печатание заметок напоминаний для учащихся и их родителей. 2. Выпуск молний. 3. Оформление классной документаций. | По мере надобности и необходимости |
Министры культуры | 1. Организация внеклассной деятельности класса. 2. Подготовка и оформление открытых мероприятий. | Ноябрь-декабрь, Февраль, май. |
Министр труда | 1. Организация работы в школьном дворе. 2. Соблюдение правил гигиены в классе. 3. Организация генеральной уборки в классе. | Сентябрь-май. |
Министры Социальной защиты | Организация помощи ветеранам и людям, оказавшихся в трудных жизненных условиях | В течение года |
Министр здравоохранения | Организация и контроль за питанием в школьной столовой | В течение года |
Министр правопорядка | Организация дежурства в школе и в классе. Сохранность школьного имущества. Составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей. Контроль за ведением учащимися дневников. | По мере необходимости |
Ди-джей (музыкальное оформление) | 1. Организация и набор музыки для проведения открытых мероприятий. 2. Отвечает за компьютер в классе, следит за потоком информации в компьютере. | По мере необходимости |
Секретарь-референт | Помощник председателя в вопросах посещаемости и выполнения поручений. | В течение года |
Наше понимание о самоуправлении
■ Сами проводим спортивно-оздоровительные мероприятия, ведем здоровый образ жизни.
■ Активная жизненная позиция.
■ Максимум усилий для нового начинания.
■ Организуем дежурство в классе, осуществляем его в школе.
■ Участвуем в общешкольных благотворительных акциях.
■ Представители класса входят в состав школьного совета самоуправления.
■ Разрабатываем и реализуем социально-значимые проекты и дела.
■ Активно участвуем в жизни школы, знаем свои права и обязанности.
■ Взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик на уровне сотрудничества.
■ Лидер должен уметь не только руководить, но и подчиняться.
■ Если трудно – советуемся со своими старшими товарищами, педагогами.
■ Не только критикуем, но и предлагаем собственное решение.
■ Коллектив, основанный на принципах самоуправления, — это цельный организм, живущий по своим законам, постоянно развивающийся, деятельность которого подчинена общей, интересной для всех цели, к которой можно приблизиться только тогда, когда сам придумываешь, сам и осуществляешь задуманное, надеясь только на самого себя. Деятельность его должна быть построена на демократической основе.
■ Классный руководитель — не наставник, а друг и помощник, способный проникнуться идеями ребят, поддержать и способствовать их осуществлению, понимать, что нужно детям. Это тот же член коллектива, только старше по возрасту и, соответственно, обладающий большими знаниями и опытом.
ПЕДСОВЕТ МБОУ «ЭМГ»
«РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙМОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»
Протокол № 1
от 06.11.2014 г.
Цели и задачи педсовета:
• определить проблемы и пути активизации деятельности органов ученического самоуправления в классах, в гимназии с целью развития личности учеников;
• выявить степень педагогической поддержки и влияния ученического самоуправления на жизнедеятельность гимназии;
• выработать оптимальные модели классного самоуправления в различных возрастных группах.
• наметить пути, формы и методы дальнейшего развития ученического самоуправления
Подготовительная работа
Создание инициативных групп по подготовке заседания педагогического совета
1. «РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ», Вступительное слово Батыровой Т.М., зам. директора по ВР
2. Проблемы создания ученического самоуправления и актуальность его в современных условиях – Круглый стол (выступления прилагаются)
3. Работа с листами обратной связи. После озвучивания и обсуждения исследования каждая группа заполняет листы обратной связи.
4. Решение педсовета.
ХОД ПЕДСОВЕТА
1. Вступительное слово
«РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙМОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ», БатыровА Т.М., заместитель директора по ВР
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ориентируют учебно-воспитательный процесс в целом на активное включение учащихся в разные виды деятельности, что предполагает освоение ими структуры деятельности, умений правильно её организовывать: ставить стратегические цели, определять оперативные задачи, планировать, отбирать средства, анализировать результаты. Обозначенные умения составляют комплекс организаторских умений, входящих в перечень инструментальных и коммуникативных компетентностей, которые представляют совокупность личностных качеств, обеспечивающих успешность в процессе жизнедеятельности.
Организаторские умения характеризуются как готовность к последовательному, упорядоченному, своевременному выполнению практических действий с грамотно отобранными средствами для достижения положительного результата. Упорядоченное развитие детского коллектива во многом зависит от формирования организаторских умений на каждом возрастном этапе развития ребёнка.
Формирование организаторских умений происходит в различных видах деятельности. Но, учитывая тот факт, что ведущим видом деятельности подростка является общение, содержание которого направлено на поиск взаимопонимания, взаимодействия со сверстниками, эффективным условием формирования этих умений становится включение подростков в процесс классного ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление направлено на самостоятельную организацию жизнедеятельности учащихся, это пространство событийной жизни школьников, основанное как на формальных, так и неформальных отношениях, способствующих пониманию ответственности за результаты своей деятельности. Процесс развития ученического самоуправления тогда результативен, когда направляется и поддерживается педагогами. Современные требования предполагают активное участие всех субъектов образовательного процесса в управлении образовательным учреждением (и учеников, и учителей, и родителей). Это противоречие порождает ряд трудностей в процессе становления ученического самоуправления, связанных, с одной стороны, с позицией педагогов, которые не могут адекватно воспринимать учащихся как субъектов управления гимназической жизнедеятельностью; с другой — позицией учащихся, которые не готовы выступать организаторами собственной деятельности.
Тем не менее, для формирования организаторских умений у старших подростков в процессе ученического самоуправления сложились теоретические и практические предпосылки. A.C. Макаренко положил начало изучению проблемы воспитания организатора в детском коллективе, его идеи развивали И.П. Иванов, А.Н. Лутошкин, М.И. Рожков, A.C. Чернышев и др. Организаторская деятельность и организаторские умения стали предметом исследования психологов Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина. Процессу формирования организаторских умений были посвящены исследовательские работы A.B. Косова, Е.А. Малашенковой, Э.Т. Токсомбаевой.
Самоуправление как педагогический феномен рассматривалось в отечественной педагогической теории и практике. К.Д. Ушинский задал обширное поле для развития идеи самоуправления в ученической среде, обосновав мысль о воспитании свободной личности, готовой к самостоятельной жизни в обществе, что нашло отражение в работах учёных дореволюционного времени (С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий). Ученическое самоуправление как неотъемлемый признак детского коллектива стало основным положением в теории коллектива A.C. Макаренко. Л.И. Новикова развила это положение в контексте теории воспитательных систем. Ведущей идеей в работах В.А. Сухомлинского являлось воспитание активной жизненной позиции школьников. Работы Л.Ю. Гордина, В.М. Коротова, В.М. Опалихина, Н.И.Приходько, М.И. Рожкова и др. углубили знания о структуре, формах, содержании, педагогическом руководстве, принципах, функциях и задачах ученического самоуправления.
Практика свидетельствует о том, что самоуправление возможно лишь при демократическом управлении, что управление, самоуправление и соуправление — звенья одной цепи.
Демократическое управление обеспечивает детским коллективам право на самоопределение, саморазвитие и самоуправление в общешкольном коллективе. Педагогическое управление развитием самоуправлением предполагает создание идеологических и методических гарантий в определении и развитии ученического коллектива. Идеологические гарантии – это признание прав и обязанностей органов самоуправления в жизнедеятельности не только ученического коллектива, но и коллектива школы в целом.
Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива или организации.
Самоуправление играет огромную роль в организации жизни детского коллектива. Но взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов – строить жизнь вместе с ними, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления, которая вначале будет довольно узкой.
Постепенно сфера педагогического руководства переместится из области деятельности в область отношений между отдельными детьми, группами детей, первичными детскими коллективами.
В процессе ученического самоуправления важно одно условие: определять для себя цели, перспективы, составлять программы их достижения должны сами школьники. А чтобы планы, придуманные и одобренные детьми, не стали формальностью, важно педагогу не поддаться искушению навязать своё мнение.
Далеко не каждому педагогу под силу организовать коллективную деятельность. Чтобы не получилась видимость коллективной работы, надо, чтобы её результаты анализировали и оценивали сами дети. Тогда и будет формироваться чувство, что они хозяева гимназии (сами придумали, сами сделали, сами пользуемся сделанным).
Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.
Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:
1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).
2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).
3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления).
На первом этапе (этапе воздействия) важно вовлечь школьников в классные активы. Параллельно возникает необходимость создания актива гимназии, в состав которого входили президенты и старосты старших классов. В начале учебного года избирается новый актив гимназии и актив класса. Дети сами определяют себе лидеров. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Президентский совет разрабатывает план внеклассных гимназических дел. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы жизни гимназии, планируются мероприятия, анализируется проделанная работа. Для расширения кругозора детей и ознакомления их с новыми формами и видами деятельности еженедельно проводится учеба актива гимназии.
На этапе взаимодействия осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе возникает необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя гимназическое самоуправление
При переходе к третьему этапу (этапу соразвития) ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные. Современная модель самоуправления вобрала в себя то лучшее, что было на всех этапах развития и во всех предыдущих моделях.
Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках гимназического самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов гимназии , отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.
Самоуправление школьников — необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.
Оно дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного коллектива.
Структура самоуправления строится на трех уровнях:
1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-гимназия.
Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у подростков формируется разнообразный опыт общественных отношений.
Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива.
Третий уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся гимназии – гимназическое самоуправление.
Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса.
Актуальность создания школьного самоуправления в современных условиях.
Прежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс школьного самоуправления.
Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций – подростка и педагога с учетом социально-психологических особенностей развития ребенка.
С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.
С точки зрения педагогов, участие в гимназическом самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.
Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения. У подростков возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.
На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.
Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.
Важность и необходимость создания эффективного гимназического самоуправления для педагогов понятна. Но точка зрения взрослых наставников может не совпадать с точкой зрения детей и их родителей на проблему самоуправления.
В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетентности педагогических работников. Педагог-организатор самоуправления должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. От уровня подготовки педагогов-организаторов самоуправления во многом зависит успех воспитательной работы. Работа с детьми требует от педагога-организатора самоуправления самых разнообразных знаний и умений. Она строится на основе широкой эрудиции, знаний об основах воспитания, о детской психологии, об управлении процессом развития личности ребенка и детского коллектива. Педагог должен быть мастером на все руки и при этом непременно оставаться духовным наставником детей, формирующим их мировоззрение и характер, способствующим их личностному росту.
Воспитательный процесс сегодня настолько сложен, что в нем может участвовать не каждый – нужна специальная подготовка, нужны опыт и искреннее желание работать с детьми.
Педагог должен помнить, что нельзя подменять подростков там, где они сами могут спра¬виться; необходимо иметь выдержку, терпение и готовность поддерживать идеи ребят, инициативы, опираться на них; важно уметь уважать решения ребят и помогать им их реализовывать; нужно избегать прямого нажима, даже тогда, когда мнения и действия ребят кажутся ошибочными; стараться разъяснять, убеждать; научиться видеть не только внешнюю сторону, явные проявления всех и каждого, но и узнавать ценностные представления, по-будительные мотивы, ожидания, интересы, настроения для создания условий самореализации и саморазвития подростков.
Существуют различные стили поведения взрослого в под¬ростковой и юношеской организации. Наиболее эффективным будет участие педагога, если он в зависимости от данной конкретной ситуации продемонстрирует адекватный стиль руководства и проявит необходимые качества личности.
Педагог, который собирается работать со школьным самоуправлением, должен:
• обеспечить комфортную среду для учащихся;
• определить правила поведения, которые принимают учащиеся;
• показывать детям свое уважение к ним как к личностям;
• требовать взаимоуважения между собой;
• воспитывать уважение у учащихся к самим себе;
• учить их быть независимыми и ответственными за свои поступки;
• знать, как понравиться подросткам;
• постоянно изучать их, определить для себя ведущий вид деятельности;
• быть способным увлечь ребят этой деятельностью;
• объединить вокруг этой деятельности актив учащихся;
• поставить перед ребятами яркую как далекую, так и близкую цель;
• утвердить определенный стиль общения, отношений между ребятами;
• частично передать управление деятельностью ребятам, научить их самоуправлению;
• предложить ребятам разработать символику, традиции, ритуалы;
• должен обеспечить всем надежное чувство защи¬щенности;
• должен сделать коллектив открытым;
• помочь учащимся найти друзей из других школ или городов;
• нужно быть готовым к тому, что, может, понадобится сменить основной вид деятельности или усложнить имеющуюся деятельность, ее способы органи¬зации, а может, даже распустить данный коллектив и создать новый.
Нам представлены идеальные органы самоуправления в классных коллективах. Но наверняка идя к этим идеалам мы столкнемся с рядом трудностей. Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути.
Самые распространенные проблемы при формировании органов:
1. Восприятие ученического самоуправления как игры
2. Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД).
3. Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления.
4. Слабая методическая подготовка педагогов.
5. Формализация внедрения ученического самоуправления
6. Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность
7. Использование формальных выборов органов ученического самоуправления
Коллектив, основанный на принципах самоуправления, — это цельный организм, живущий по своим законам, постоянно развивающийся, деятельность которого подчинена общей, интересной для всех цели, к которой можно приблизиться только тогда, когда сам придумываешь, сам и осуществляешь задуманное, надеясь только на самого себя. Деятельность его должна быть построена на демократической основе.
Классный руководитель — не наставник, а друг и помощник, способный проникнуться идеями ребят, поддержать и способствовать их осуществлению, понимать, что нужно детям. Это тот же член коллектива, только старше по возрасту и, соответственно, обладающий большими знаниями и опытом.
2. Проблемы создания ученического самоуправления и актуальность его в современных условиях – круглый стол (выступления прилагаются).
3. Работа с листами обратной связи. После обсуждения каждая группа заполняет листы обратной связи.
Общее резюме групп
Принимается (из того, что было предложено):
Исключить авторитарный стиль в общении с детьми.
Классный руководитель должен быть не «над учащимися», а рядом с ними.
Создать условия для реализации способностей каждого учащегося.
Поддерживать инициативу учащихся
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Классным руководителям изучить технологию сотрудничества.
По вопросам самоуправления использовать дополнительные источники информации
РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА
Администрации гимназии:
1. Изыскивать материально-технические возможности для поддержки ученического самоуправления
2. Заместителю директора по ВР согласно плану работы гимназии постоянно проводить школу гимназического актива
3. Продумать систему поощрения педагогов и учащихся гимназии, активно участвующих в гимназическом самоуправлении
Классным руководителям:
1. Постоянно изучать методическую литературу, НПА по самоуправлению
2. Применять в работе с классом алгоритм формирования и развития ученического самоуправления
3. Обеспечить участие своего класса в работе гимназического самоуправления и выполнение его решений
4. Разнообразить формы работы ученического самоуправления
Президентскому совету гимназии:
1. Разнообразить формы работы с классами
2. Создать банк идей и предложений учащихся по совершенствованию работы Президентского совета гимназии
3. Один раз в четверть отчитываться о проделанной работе на ученической конференции и на совете Управляющего совета гимназии
4. Проводить учебу актива
5. Совету научного общества гимназии «Кредо» шире вовлекать гимназистов в научно-исследовательскую работу
Сущность и особенности самоуправления личности Казанская Лариса Анатольевна
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью общетеоретической и научно-практической разработки основных направлений развития и преобразования различных сфер общественной жизни. В условиях трансформации нашего общества возрастает роль личности в социально-экономических, политических, культурных преобразованиях. Объясняется это тем, что одной из отличительных черт современной эпохи является повышение уровня субъективизации всех общественных процессов, возрастание значения всех проблем, связанных с человеком.
Вступив в новое тысячелетие, человечество переосмысливает актуальные проблемы современности, порождает новые мировоззренческие идеи и теории. Одной из основных особенностей современности является рост научного потенциала человечества. Одновременно возрастает зависимость человека от стихийности природных, социальных и экономических потрясений. Мир становится с каждым годом все сложнее, увеличивается поток информации, растут нагрузки на психику человека. Кризисные явления, происходящие в мире, являются наиболее стрессогенными факторами личностного развития человека.
Современная цивилизация ярко демонстрирует противоречивость основных тенденций развития. С одной стороны, во все большей степени проявляется дегуманизация человеческих отношений. Ситуация усугубляется резкой сменой ориентиров и направленности общественного развития, вызванной стремлением в одночасье модернизировать российское общество. Непонимание сути перемен, кардинальное изменение привычной системы ценностей порождает у людей чувство страха и неуверенности, потери ощущения полноты и осмысленности жизни, стабильности и привычных
социальных ориентиров, что приводит к серьезным личностным и социальным деформациям. С другой стороны, в современном мире, сверхсложном по своему устройству и сверхмощном по своим возможностям, возрастает значимость личности как субъекта социальных отношений.
В связи с этим особо актуализируется проблема взаимодействия социальной системы и личности. Снять острый конфликт между двумя обозначенными тенденциями, смягчить социальные последствия проводимых реформ, гармонизировать жизнь современного человека, и, тем самым, обеспечить стабильное развитие общества, призвана современная наука.
Опыт общественной жизни свидетельствует о том, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения. Вместе с тем, как показывает практика социологических и психологических служб в нашей стране, педагоги и руководители организаций ощущают нехватку знаний, необходимых для реализации этих положений на практике, а также недостаток фактического материала, необходимого для разработки мероприятий и программ по формированию личности в учебных и производственных коллективах.
В современных условиях значительно возрастают потребности каждого человека самостоятельно принимать решения, вырабатывать формы поведения, регулировать отношения с другими людьми. Одной из наиболее актуальных проблем современной социологической науки является изучение способности самоуправления личности, особенно в учебных коллективах: школах, колледжах, высших учебных заведениях. Именно в этот период жизни человека в основном формируется его нравственный облик, стиль поведения в системе социальных отношений, формируются его моральные и
деловые качества. Для современной молодежи требуются такие качества как активность, мобильность, самостоятельность, умение ориентироваться в условиях социальных перемен и т.п. Исходя из этого, возникает необходимость формирования способности личности к самоуправлению.
Степень разработанности темы исследования. Результаты исследований социальных качеств личности достаточно подробно отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.П. Буевой, Б.Ф. Ломова, И.С. Кона, Б.Д. Парыгина, К.К. Платонова, Е.В. Шороховой, Г.К. Чернявской, В.А. Ядова и многих других авторов, в которых сформулированы принципы активности, деятельности, самостоятельности и саморазвития личности. Однако в этих работах не отражены в четко сформулированном виде категории «способность к самоуправлению» и «стиль самоуправления» личности в социологическом плане.
Исследованием проблемы личности в процессе социального управления занимались многие зарубежные авторы: Й. Кхол, Д. Кэмпбелл, М. Мескон, Т. Питере, Л. Планкетт, Р. Робер, Дж. Г. Скотт, Ф. Тильман, Р. Уотермен, Ф. Хедоури, Г. Хейз, и др., а в отечественной социологии: А.Н. Аверин, Ю.П. Аверин, В.Г. Афанасьев, Д.М. Гвишиани, Ю.М. Козлов, Ю.Д. Красовский, П.Н. Лебедев, A.M. Омаров, Г.Х. Попов, В.М. Шепель и другие.
Специальным вопросам способности самоуправления посвящены работы Г.Ш. Габдреевой, Н.М. Пейсахова, Н.К. Тутышкина и ряда других авторов, в которых рассматривается взаимосвязь саморегуляции и самоуправления личности. Целенаправленные исследования в данной области позволяют констатировать, что изучение проблемы самоуправления личности до последнего времени осуществлялось преимущественно в рамках психологической науки.
Тем не менее, социологов в этой области ожидает необъятное поле деятельности. В частности, недостаточно изучена динамика формирования способности личности к самоуправлению, возрастные особенности
способности к самоуправлению, влияние социальных условий и факторов на формирование способности к самоуправлению, зависимость способности личности к самоуправлению от определенного стиля управления и т.д.
Недостаточная научная разработанность, теоретическая и практическая значимость проблемы самоуправления личности привели нас к выбору данной темы исследования.
Объектом исследования является процесс самоуправления личности, а предметом — сущность и особенности формирования и развития самоуправления личности.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении сущности и особенностей самоуправления личности.
Цель диссертационного исследования обусловила постановку и решение следующих задач.
Разработать теоретико-методологические основы исследования способности к самоуправлению и стиля самоуправления личности.
Выявить сущностные характеристики понятий «способность к самоуправлению» и «стиль самоуправления» личности.
Обосновать целостный процесс самоуправления личности.
Определить особенности самоуправления учащихся старших классов на основе эмпирического социологического исследования.
Выявить роль социальных факторов в процессе формирования самоуправления личности.
Научно-теоретической и методологической основой исследования являются принципы материалистической диалектики, комплексный, структурный, системный, деятельностный, активно-субъектный подходы к анализу исследуемых явлений. При сборе эмпирического материала, а также в процессе его обработки применялись опросы, анкетирование, эксперимент, наблюдение и методы сравнительного анализа.
Эмпирической основой исследования выступают следующие источники:
1. Материалы научных изданий и периодической печати, ресурсы
системы Интернет, результаты социологических исследований в различных
регионах страны.
2. Результаты эмпирического исследования учащихся старших классов.
Панельные сравнительные исследования были проведены с 1992 по 2002 гг.
диссертантом в общеобразовательных школах г. Казани и г. Миасса,
Челябинской области. Исследования были проведены в три этапа: в 1992, в
1995 и в 2002 годах.
1-й этап исследования. В 1992 году исследования были проведены в 10 школах среди учащихся 9 — 11-х классов. Общее количество респондентов составило 950 человек. На данном этапе была изучена взаимосвязь способности к самоуправлению и стиля самоуправления школьников.
этап исследования. В течение 1995 г. исследование способности к самоуправлению проводилось среди старшеклассников и родителей. Общее количество респондентов составило 450 человек. На данном этапе основное внимание было сосредоточено на изучении влияния стиля воспитания в семье на формирование способности школьников к самоуправлению.
этап исследования. В 2002 году исследование проводилось среди учащихся 9-11-х классов. Общее количество респондентов — 378 человек. Основной задачей исследования на данном этапе являлось изучение влияния социальных факторов на формирование способности к самоуправлению и стиля самоуправления школьников.
На основе обобщения данных трех этапов исследования были сформулированы общие выводы о сущности и особенностях самоуправления личности.
Эмпирический материал, используемый в диссертации, носит репрезентативный характер, и ошибки не превышают 2%.
Научная новизна исследования заключается в следующих положениях и выводах:
1. Конкретизирована категория самоуправления личности.
Самоуправление рассматривается как намеренное, осознанное, планомерное,
саморегулируемое изменение человеком своего поведения, деятельности,
общения. Потребность в самоуправлении возникает, когда привычные
способы и средства общения, поведения, деятельности не приводят к успеху.
В этой ситуации возникает необходимость перейти к рациональному анализу
сложившейся ситуации, выработке цели и в целенаправленном изменении —
самоуправлении. Установлено, что способность к самоуправлению является
важнейшей характеристикой личности и реализуется во всех формах
активности личности.
2. Раскрыто содержание целостного процесса самоуправления, описаны
и систематизированы уровни самоуправления личности. Выделено восемь
уровней самоуправления: анализ противоречий, прогнозирование,
целеполагание, планирование, принятие решения, критерии оценки,
контроль, коррекция. Эти циклы повторяются до тех пор, пока не отпадет
потребность в совершенствовании отдельных этапов самоуправления и не
произойдет переход к саморегуляции, т.е. привычным поступкам и
действиям, совершаемым на основе найденных в процессе самоуправления
целей, планов, критериев. Особенности индивидуального стиля
самоуправления заключаются в том, что личность организует свою
деятельность в соответствии рассмотренными выше этапами цикла
самоуправления.
3. Выявлена взаимосвязь между уровнем сформированности системы самоуправления и стилем самоуправления личности. Стиль самоуправления, представляющий собой определенный способ изменения человеком своего поведения, деятельности и общения, проявляется в виде трех типов: управляемый — имеющий преимущественно внешний источник изменений,
которые совершаются человеком под давлением или контролем извне; самоуправляемый — изменения осуществляются осознанно, последовательно; неуправляемый — человек не способен осуществлять контроль над своим поведением, деятельностью в меняющейся, новой ситуации. Формирование стиля самоуправления зависит от того, в какой степени личность овладела содержанием этапов цикла самоуправления и как она использует свои практические навыки в деятельности, поведении, общении и т.п.
4. Определены объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование способности личности к самоуправлению. На формирование самоуправления личности существенное влияние оказывает система факторов, включающих как сознательные процессы (воспитание, образование), осуществляемые в соответствии с определенной целью, программой, так и стихийные, непредусмотренные воздействия на личность. Механизмы формирования самоуправления личности связаны с деятельностью социальных институтов (семья, различные организации, образовательные учреждения и т.п.), а также специальных средств социального влияния и контроля (норм, принципов поведения, традиций, обычаев, санкций и т. п.). На формирование самоуправления личности значительное влияние оказывает микросреда (местожительство), социально-экономический статус семьи, а также стиль семейного воспитания. Субъективными факторами, оказывающими влияние на формирование самоуправления личности, являются психологические качества субъекта, система ценностных ориентации, установок, субъективный жизненный опыт и др.
Основные научные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту
1. Самоуправление является важнейшей характеристикой личности и реализуется во всех формах активности личности как намеренное,
осознанное, планомерное, саморегулируемое изменение человеком своего поведения, деятельности, общения, отношений.
2. Модель целостного процесса самоуправления включает восемь уровней: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, планирование, принятие решения, критерии оценки, контроль, коррекция. 3. Существует взаимосвязь между уровнем сформированности системы самоуправления и стилем самоуправления личности.
4. На формирование самоуправления личности важное влияние оказывают объективные и субъективные факторы: социальная среда, семья, различные организации, воспитание, образование и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке категории «самоуправление личности», в выявлении взаимосвязи способности к самоуправлению и стиля самоуправления, в определении роли социальных факторов в развитии целостной системы самоуправления личности.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов диссертационного исследования для разработки новых программ исследований личности, в процессе воспитания и образования молодого поколения, а также в процессе управления организациями. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курсов социологии, социальной философии, теории управления и других дисциплин.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается фундаментальностью исходных позиций, основательностью источниковой базы, адекватностью методов исследования его предмету, целям и задачам, преемственностью с результатами современных исследований в области социологии управления, репрезентативными социологическими исследованиями.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования.
Основные научные результаты и выводы исследования отражены в 11 публикациях автора в центральных, региональных и республиканских научных изданиях. О результатах исследования докладывалось на всероссийских и региональных научно-практических конференциях и симпозиумах: «Интеллект XXI века» (Казань, 1992), «Взаимосвязь концепции развития человеческого потенциала и концепции устойчивого развития» (Уфа, 2002), «Социальные реформы и их последствия» (Уфа, 2003), «Современные проблемы и средства повышения качества университетского образования» (Челябинск, 2003) «Гуманитарное образование и наука в техническом вузе: прошлое, настоящее, будущее» (Уфа, 2004).
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Методологические основы исследования личности как субъекта самоуправления
Необходимость всестороннего изучения личности как уникального по своим качествам феномена, субъекта и объекта общественных отношений, функционально-ролевой системы, способной к саморегулированию, сознательному и свободному нравственно-эстетическому, политическому и мировоззренческому выбору, — все более полно осознается современными общественными науками. Так, в русле социальной философии человек есть индивид; общество — упорядоченное множество индивидов. Природа того и другого биосоциальна, но в первом случае — это биология индивида, во втором — сообщества (вида, популяции). Различия в социальной природе вытекают из различия взаимной роли человека и общества по отношению друг к другу. Человек по отношению к обществу выступает как: — активный реализатор его объективных тенденций и проектов; — «ключ» для раскодирования социокультурных программ и смыслов деятельности общества и её результатов; — носитель собственной творческой активности, так или иначе индивидуализирующий социальную жизнь. Общество по отношению к человеку выступает как: — необходимое условие его жизни в качестве социального существа (социализации и вытекающего из неё образа жизни); — совокупность возможностей, способствующих индивидуализации; — совокупность требований, стандартов социализации, которые могут входить в противоречие с тенденциями индивидуализации. Индивидуальность есть неповторимая, уникальная реализация общеродовой природы человека в данном конкретном индивидууме. Она возможна лишь в результате «встречи» одного человека с другим, понимания человеком человека, преодоления одной индивидуальности другой индивидуальностью. Человек в социальной философии понимается, таким образом, не как чисто природное существо и не как чисто социальное, а как существо трёхстороннее — био-социо-культурное. Для социологии и социальной психологии важно выявить, как происходит формирование личности, ее гуманистическое самоопределение и развитие. Необходимо выявить пути превращения «не-личности», «предличности» в полноценную социальную личность, в разумно мыслящего и нравственно действующего субъекта, обладающего, наряду с общечеловеческими, только ему присущими уникальными свойствами и особенностями. Кроме того, важно определить условия, при которых происходят процессы обособления, отделения индивидуума от господствующей над ним среды; выявить объективные и субъективные факторы, определяющие становление сознания и направленность поведения, стимулы и мотивы деятельности формирующейся личности, ход и результат этого процесса. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него системоформирующее воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность во всем ее многообразии, т. е. как продукт природы, а изучает ее как совокупность общественных отношений, т. е. как продукт общества.
Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерностей связей личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения.
На социологическую теорию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Однако философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает его биологическую, ментальную и культурную природу, а психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Социология рассматривает прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития как непосредственный продукт сосуществования с другими, несколько абстрагируясь от всего остального, то есть исследует в людях социально типическое. Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке «человек-личность-индивид» отражено своеобразное разделение труда философа, психолога, социолога, хотя каждый из них, изучая свое, может использовать любой из этих терминов.
Понятие «личность» отражает продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированных конкретно-историческими условиями жизни общества; предполагает целостность социальных свойств человека. Понятие «индивид» обозначает принадлежность к человеческому роду, включая конкретные социальные или психологические характеристики. Понятие «индивидуальность» обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психологических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.
Поэтому для определения категории «личность» необходимо провести теоретический анализ, посмотреть, как проблема личности анализируется в социологической и социально-психологической литературе, насколько это способствует практическим запросам жизни и как общественная практика реализует достижения социологической мысли. Необходимо выяснить социологическое толкование таких основных понятий, как «человек», «личность». От толкования этих исходных позиций во многом зависит отличие социологического анализа проблем личности от любого другого социологического направления. Но и в современной социологии именно различие в понимании сути человека и личности приводит к различным подходам в социологии личности.
Первым в этом ряду идет понятие «человек». Его первенство определено исторически, так как среди представленных понятий это самое древнее. Оно возникло тогда, когда «общественное животное» начинает выделять себя из окружающей действительности как совокупную особь. С тех пор человечество пытается дать адекватное представление этой реальности, описать ее с помощью этого понятия.
В современной социологии человек трактуется как высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. В этом описательном определении представлены две стороны существования человека — биологическая и социальная, которые уже по своей внутренней противоположности формируют проблемную ситуацию, связанную с их взаимодействием. Эта проблема позволяет исследователям определять предпочтения, занимать ту или иную позицию, пытаться соединить их в одно целое. Соотношение социального и биологического в человеке показывает, что человек — это комплексный объект исследования. Он изучается различными науками.
Особенности самоуправления личности
Как известно, социология изучает закономерности, в соответствии с которыми строится совместная жизнь и деятельность людей (независимо от содержания этой деятельности), и как эта совместность влияет на их поведение. Поэтому специфика социологического подхода заключается прежде всего в том, что в центре внимания оказываются механизмы взаимодействия людей, которое возникает при их совместной жизни и деятельности и порождает особую сферу общественной жизни — социальную, своеобразную «социальную ткань», пронизывающую все виды человеческой жизнедеятельности.
В любых видах деятельности и во всех масштабах социальной среды происходит взаимодействие между людьми — даже если они и не находятся в непосредственном, личном контакте. Какими бы ни были различия во взглядах ученых-социологов о предмете своей науки и специфике социологического осмысления общественных явлений (существует множество различных концепций), роль социального взаимодействия как основы социальной жизни общества, социума представляется бесспорной. Социологический подход к общественным явлениям раскрывает социальные факторы, детерминирующие деятельность людей, посредством которой они вступают в социальное взаимодействие.
Исходя из этого, следует подчеркнуть, что для социологии управления существует два наиболее важных элемента в механизме детерминации человеческого поведения.
Во-первых, исходным фактором, побуждающим человека — а также и массы людей и различные их объединения, организации — действовать, являются потребности. Управленческая деятельность всегда направлена на удовлетворение какой-то потребности или нескольких потребностей. Этим определяется цель конкретной управленческой деятельности и последующие действия, ведущие к ее достижению. Во-вторых, характер деятельности субъекта, а, следовательно, и его взаимодействия с другими детерминируется его социальным статусом и выполняемыми им социальными ролями. Этими различиями определяются действия каждого человека в тех социальных взаимодействиях, которые складываются между людьми в процессе управления.
В обществе функционирует множество различных общественных систем, состоящих из людей, связанных между собой устойчивым социальным взаимодействием. Это не обязательно должно быть объединением «множества индивидов», как определял общественные системы Т. Парсонс. Общественная система может состоять и из двух-трех постоянно взаимодействующих между собой индивидов. Общественными системами являются социальные группы и другие социальные общности. Другим типом общественных систем выступают организации. Управление в обществе осуществляется главным образом, в рамках или посредством систем этого типа — организаций. В любой организации есть управляющая и управляемая системы. Поскольку организация в целом выступает в качестве системы, они являются ее подсистемами. Социологический подход к анализу управляющей системы в той или иной организации предполагает выяснение того, насколько функциональными являются ее построение, взаимосвязи между образующими ее элементами и ее деятельность. Социальное взаимодействие, возникающее в процессе управленческой деятельности, складывается между управляющей и управляемой подсистемами организации, а также и внутри каждой из них. Социологический анализ этих взаимодействий с позиций системной методологии позволяет наиболее глубоко проникнуть в соответствующую реальность.
Социальное управление как регулирование процессов развития систем, образующих социальную сферу общественной жизни в любых ее масштабах, складывается из своих, присущих именно данному виду деятельности функций. Их набор и система определяется совокупностью процессов, образующих объект управленческой деятельности.
Все процессы социальной сферы можно свести в следующие три группы, которым соответствуют и три группы конкретных функций социального управления: а) изменения в условиях жизни людей, которые в повседневной жизни и имеются в виду, когда говорится о социальных проблемах и их решении, б) формирование и развитие социальных качеств людей и обусловленные этим изменения в их образе жизни, в) формирование, функционирование и развитие социальных систем как целостных образований (социальных общностей, организаций). Социальное управление направлено, прежде всего, на создание благоприятных условий жизни людей. Личность — основной структурный компонент в системе общественных отношений. Поэтому главным элементом в процессе управления обществом является именно управление как отдельной личностью, так и группами, коллективами, общностями людей. Таким образом, человек в обществе является так же объектом управления.
Управление человеком (группой) — это прежде всего рациональная организация труда, экономической, социально-политической, духовной жизни людей. Управлять человеком — значит, прежде всего, определить место человека в общественной системе, его функции, права и обязанности, его социальную роль, а также подготовить его к реализации своих социальных функций и ролей в общественной жизни.
Существует множество единичных циклов управления в обществе, каждый из которых характеризуется своими пространственными, временными рамками, а также целями, задачами, путями и средствами их решения. Эти конкретные циклы образуют иерархию, в которой каждый данный цикл, будучи элементом более общего цикла, в свою очередь, включает в себя множество циклов меньшего значения. Все эти циклы взаимосвязаны, координированы и субординированы, взаимно дополняют друг друга. Все эти циклы объединяет то обстоятельство, что все они представляют собой деятельность субъекта управления — личности или коллектива.
Сменяющим друг друга стадиям управленческого цикла соответствуют определенные функции управления. В трактовке функций, рассматриваемых со стороны субъекта управления, с позиций управленческого цикла, исследователи придерживаются различных точек зрения.
Смыслом управления является обеспечение достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и непосредственная трактовка содержания управленческого труда: если смыслом, желаемым эффектом управленческой деятельности является достижение поставленной цели или необходимого состояния, то содержанием управленческого труда являются действия по достижению этого состояния, а также комплекс соответствующих меро-приятии. И. Кхол расчленяет этот комплекс на две группы: 1) управленческие решения; 2) управленческие действия. В целом И. Кхол определяет управленческий труд как «совокупность видов деятельности работника управления, которые ограничены во времени возникновения управленческой ситуации и ее окончанием путем принятия и реализации решений» [78; с. 74].
Роль социальных факторов в формировании самоуправления личности
Формирование целостной системы самоуправления личности является неотъемлемой частью процесса социализации. «Социализация личности, — пишет И. С. Кон, — это процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность» [67; с. 22].
Содержанием процесса социализации является весь многогранный процесс становления и развития человека как в онтогенезе, так и в филогенезе, посредством приобщения человека ко всем элементам материальной и духовной культуры общества через познание, общение и практическую деятельность, соответствующие механизмы передачи социального опыта с целью формирования человека для его нормального функционирования в обществе.
Процесс социализации имеет следующие особенности. Становление человека происходит в результате факторов как объективного, так и субъективного порядка. Причем объективные факторы следует понимать достаточно широко. Они включают как природные (в том числе и биологические предпосылки), так и социальные моменты, как материальные, так и духовные образования. Внешние природные условия и внутренняя биологическая природа человека также являются факторами, детерминирующими единый процесс социального становления человечества и отдельной личности.
Поэтому на формирование самоуправления личности существенное влияние оказывает система факторов, включающих как социально-контролируемые процессы (воспитание, образование), осуществляемые в соответствии с определенной целью, программой, так и стихийные непредусмотренные, спонтанные воздействия на личность. Следовательно, механизмы формирования самоуправления личности связаны с деятельностью социальных институтов (семья, различные организации, воспитание, образование и т. п.), а также специальных средств социального влияния и контроля (норм, принципов поведения, традиций, обычаев, санкций и т. п.).
Таким образом, формирование системы самоуправления личности осуществляется под воздействием всех факторов, условий, влияний на нее: объективных и субъективных, макро- и микроусловий, внешних и внутренних, непосредственных и опосредованных и т. д.
Безусловно, социальная среда является основным условием и источником формирования и развития системы самоуправления личности. Социальную среду можно определить как всю совокупность общественных условий, факторов, отношений и т.д., в которых существует личность, которые ее окружают и оказывают то или иное воздействие на ее сознание и поведение. Понятие «социальная среда» предполагает и подчеркивает существование определенного объективного окружения, совокупности социальных условий по отношению к определенному социальному субъекту — личности, группе, коллективу, классу и т. Поэтому для каждого из них содержание социальной среды будет различным.
Поскольку формирование системы самоуправления личности представляет собой процесс активного взаимодействия всех условий, факторов, отношений социальной среды и самого человека, то, естественно, что среда выступает в качестве фактора этого формирования в зависимости от того объективного положения, которое занимает личность в структуре общественных отношений. Воздействие среды на личность происходит через ближайшие условия и факторы непосредственного окружения человека, через микросреду, которая является определенным элементом общей социальной среды.
В условиях микросреды, где личность выступает представителем какой-либо группы или ряда групп и коллективов, формируются индивидуальные качества личности, ее индивидуальное своеобразие. Не следует противопоставлять воздействия на личность макро- и микросреды. Социальная макросреда воздействует на формирование и развитие личности через влияние различного рода социальных микросред, в которых действует личность. Разделительным признаком, отличающим макросреду от микросреды, является непосредственность взаимодействия с личностью. Поэтому макросреда оказывает свое регулирующее, формирующее воздействие на личность через условия ближайшего окружения. А для этого содержание макросреды, социальная информация, содержащаяся в ней, должна быть транслирована в микросреду.
К важнейшим особенностям социальной среды можно отнести уровень и характер предоставленных социальной средой возможностей для проявления индивидуальных способностей и творческих потенций личности. Это, в свою очередь, зависит от таких параметров среды, как наличие или отсутствие экономического, социально-политического и других видов равенства, уровня социальной справедливости в обществе и др.
Элементы социальной среды могут влиять на человека прямо или опосредованно (косвенно), стихийно или целенаправленно. Ее воздействие может быть случайным или закономерным, носить постоянный, устойчивый или временный (кратковременный) характер. Различные элементы среды действуют на сознание и поведение личности с разной степенью эффективности.
Процесс воздействия социальной среды нельзя понимать и ограничивать только внешним влиянием объективных условий. Воздействие социальной среды — это всегда процесс взаимодействия ее с личностью. Внешние воздействия всегда опосредованы индивидуальным сознанием человека. Поэтому одни и те же внешние условия и факторы по-разному отражаются на формировании различных людей. Особенности внутреннего мира личности, интегрирующие физические, психологические, биологические его элементы, выступают относительно самостоятельным фактором социальной детерминации сознания и поведения конкретной личности, которые обуславливают качественное своеобразие, индивидуальность преломления в сознании личности внешних условий как объективного, так и субъективного порядка.
Влияние внешних условий объективной действительности (как макро-так и микросреды) приобретает характер факторов формирования личности, становится стимулом духовного развития личности только в том случае, когда их тенденции, требования соответствуют системе внутренних психологических факторов личности, ее потребностям, интересам, направленности, физическим и биологическим особенностям. С другой стороны, поскольку сознание личности является отражением действительности, то реализация требований общества в поведении человека, формирование его морально-психологических качеств происходит эффективно только тогда, когда необходимость реализации социальных требований является подтверждением объективных условий жизнедеятельности человека, вытекает из них, опирается на эти условия, является результатом восприятия, осознания и переживания этих условий.
Развитие способности к самоуправлению является неотъемлемой частью процесса формирования личности. Самоуправление личности во многом зависит от условий и факторов социальной среды.
Способность личности к самоуправлению во многом определяется ценностными ориентациями. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.
Психология саморазвития: жизнь – это процесс. Выбираем направление!
Психология саморазвития приобретает все большую популярность за счет эффективных техник становления характера, формирования уверенной в себе личности, открытой для новых знаний и впечатлений, способной легко найти общий язык с другими людьми. Возможен ли процесс постоянного развития и ощущение комфорта на протяжении всего пути?
Основные психические процессы
Развитие – это изменение внутреннего мира человека под действием внешних факторов и собственных действий, целенаправленная деятельность по достижению результата. Это сознательная работа, требующая количественных и качественных изменений. Саморазвитие, согласно психологии, — это развитие, которое происходит благодаря высокой активности самого человека.
С раннего возраста родители направляют детей с помощью обучения и воспитания. Под действием внешних и внутренних факторов формируется личность , появляются интеллектуальные, нравственные, физические качества.
Развитие проходит по-разному. Одни переходят из класса в класс, затем поступают в университет, потому что «так нужно», идут на работу по специальности. Другие пробуют себя в разных сферах, меняют направление деятельности, ищут новизну.
Откуда берется активность? Из взаимодействия человека и внешнего мира. Посредником выступает человеческое познание и его основные психические процессы:
- ощущение – то, с чего начинается жизнь, воздействие теплого, холодного, твердого и мягкого;
- восприятие – сопоставление характеристик объектов для составления целостной картины;
- мышление – это процесс установления связи между объектами или их характеристиками, а также анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование, получение новых знаний о мире; – это преобразование знаний об объектах внешнего мира, способах взаимодействия с ними;
- память – это процесс накопления знаний об окружающей реальности, собственных переживаний, мыслей и умозаключений касательно объектов и процессов;
- внимание – это избирательное направление сознания на решение проблемы.
Большинство людей наделены одинаковыми органами чувств, но остальные психические процессы – это отражение или переработка информации, полученной на этапе ощущения.
Восприятие избирательно. Зависит от силы раздражителя, интереса, опыта и направленности. Мышление направлено на решение задачи, а задача выходит из проблемы или проблемной ситуации, той, которая заставляет искать нестандартное решение. Воображение – это процесс создания образов, отражающих действительность и ее процессы – опыт. Способность напрямую зависит от опыта. Память – отбор и фиксация значимой информации, что опосредованно эмоцией, интересом, целью. Внимание связано с чувствами, интересами, опытом.
Для чего человеку даны все перечисленные способности? Для выживания. Возможность личности приспособиться к новым обстоятельствам зависит от ее развития. Потребность в адаптации выступает одним из механизмов личностного развития и роста в психологии. Ее срыв – это тот самый кризис саморазвития.
Психология саморазвития
Человек, открытый к саморазвитию, – это ученый, который при столкновении с проблемой собирает факты, формирует гипотезы и действует, чтобы воплотить их в реальность.
Психология саморазвития личности имеет два направления:
- Внешнее. Нацелено на выбранную деятельность и ее улучшение. Это постановка целей, разработка плана, мотивация и контроль.
- Внутреннее. Развитие внутреннего мира, анализ и самоанализ событий, оценка и совершенствование.
Прогресс в саморазвитии наблюдается тогда, когда человек:
- ориентируется на общечеловеческие ценности, стремится копить знания, чтобы быть полезным обществу (бесполезно копить знания исключительно для себя);
- умеет планировать и действовать согласно плану;
- способен мобилизовать себя, преодолевать трудности;
- оценивает собственные сильные и слабые стороны, осознает готовность к новой деятельности.
Саморазвитие в психологии — это целенаправленные действия, сосредоточенные на изменении реальности, картины мира и себя с помощью выбора целей, средств их достижения, жизненным принципов.
Что мешает развиваться? Страх ответственности, лень, эгоцентризм, позиция жертвы. Эти качества нужно заменить теми, которые будут способствовать самосовершенствованию:
- Осознанность. Это умение переживать текущие эмоции, не углубляясь в переживания прошлого или будущего.
- Познание. Это то, что делает человека человеком. Определяется в умении не только ощущать, но и воспринимать, обдумывать, запоминать.
- Действие. Выбор деятельности, в которой хотелось бы совершенствовать навыки и умения, ставить цели и задачи.
- Жизненные идеалы (идеи). Это высшие цели, поставленные перед собой, как человеком, и перед обществом.
- Ответственность. Умение принимать тот факт, что происходящее вокруг – результат собственных поступков или их отсутствия.
Не стоит забывать и о здоровье. Болезни, слабость и усталость мешают саморазвитию, поэтому нужно вести правильный образ жизни, поддерживать работоспособность тела.
Мотивация
В психологии саморазвития мотивация – это топливо для действий, решений. Многие люди тратят время на поиск мотива, причины, довода, «пинка». Однако мотивация есть у каждого, но с ошибочным вектором. Достаточно сменить минус на плюс.
Мотивы могут быть внутренними (успех в работе, потребность в учебе), или внешними (престижное авто, высокий заработок).Но не это является побудительной силой или преградой к действию.Есть люди, ориентированные на успех и на неудачу. «Я так и знал! У меня ничего не получается. Это моя судьба». Чтобы переориентироваться на успех, надо воспринимать неудачу, как вызов:
- пересмотреть цели, раздробить их на более мелкие;
- учесть риски, создать варианты плана;
- найти партнеров;
- постоянно учиться, расширять арсенал средств для достижения целей.
Конструктивная реакция на неудачи – это источник мотивации.
Результат
Теория Карла Роджерса в психологии определяет саморазвитие, как реализацию человеком своего потенциала. Это стремление стать полноценно функционирующей личностью, жизнь которой наполнена смыслом, поисками и волнениями. Считается, что саморазвитие доступно только в духовном плане как высшее звено потребности. Это далеко не так. Саморазвитие происходит на любом этапе, в любой деятельности.
Как добиться результата? Поставить цель. Она должна находиться в плоскости, которая находит отклик во внутреннем мире, и позволяет развиваться внешне, воплощается в действие, в практику, формирует социальную роль человека.
План саморазвития
Адаптация происходит только тогда, когда в этом есть необходимость. Потому саморазвитие, как сознательная активность, возникает в ответ на конкретную практическую проблему. При этом она должна относиться к области, изучение которой человеку интересно.
План в психологии саморазвития для творчества, бизнеса строится так:
- Выбрать области для развития – темы, о которых интересно читать, размышлять.
- Обозначить мотивы (повышение самооценки, самоуважение; самообучение, рост профессионализма).
- Поставить цели. Их может быть несколько (но в пределах возможностей).
- Описать свои сильные стороны. Это знания, возможности, качества, которые помогут в достижении цели.
- Определить риски и недостатки, то, что может помешать.
- Выбрать навыки и знания, которые нужно получить.
- Создать план на неделю. Он включает цели, ресурсы для их достижения, возможные риски и время на обучение.
Даже если план самосовершенствования примерный, по ходу действия его можно скорректировать.
Идейность и восприятие
Когда каждый шаг в деятельности посвящен важным для личности идеям, то и восприятие подсознательно будет ориентировано на получение информации в данной области.
Идейность – это подчинение деятельности принципам, которые отвечают нравственным, социальным или эстетическим идеалам, точке зрения. Защита собственного мнения – то, что движет человеком, дает силы. Идейному человека любая деятельность дается проще.
Основные этапы самосовершенствования личности
Саморазвитие у всех проходит по-разному. Но есть и общие этапы.
Потребность в переменах
В какой-то момент человек понимает, что нужно меняться. Он больше не видит логики в действиях окружающих, теряет вкус к жизни и навыки, чувствует неудовлетворенность собой и своим окружением. Важные дела постоянно откладываются на потом, а при их выполнении не получается сосредоточиться и собраться с мыслями.
Если есть хотя бы один из описанных «симптомов», нужно что-то менять.
Представление об идеальном «Я»
Итак, решено: переменам быть. Вместе с этим осознанием приходит понимание, что нужно изменить. Этот этап требует постановки целей. Не обязательно сразу больших.
Для примера можно привести улучшение финансового положения. Это абстрактная цель. Ее следует конкретизировать. Для чего нужны день? Может быть, для приобретения машины? Или для отдыха за границей?
Поиск сильных и слабых сторон
Их нужно искать после того, как определены цели. Не стоит расстраиваться, если есть недостатки. В какой-то мере они также могут поспособствовать саморазвитию. К примеру, критическое мышление поможет оценить ситуацию со всех сторон. А медлительность и вдумчивость защитят от досадных ошибок, возникших из-за спешки.
Составление плана действий
Следующий этап – составление четкого плана. Его нужно разбить на несколько частей. Так будет легче идти к главной цели. Не отступать от нее помогут тренинги, мастер-классы и истории людей, которые смогли добиться успеха.
Активные действия
Начинать нужно как можно быстрее. Не стоит оглядываться на тех, кто не верит в успех задуманного и отговаривает от движения вперед. Лучше ориентироваться на активных и успешных людей.
На этом этапе нужно не только получать знания, нор и применять их на практике.
Советы специалистов: путь к саморазвитию
Людям, которые занимаются саморазвитием, подчинили жизнь конкретной идее, которую усиленно проводят через практику, некогда скучать, тратить время на сравнение, зависть. Они не глушат собственное сознание. Они заняты и увлечены.
Возможно, высокий уровень стресса немного тормозит их развитие. Но это не проблема. Ситуация изменится, стоит лишь привести жизнь в порядок. Техники саморазвития личности в психологии касаются изменений в физическом, эмоциональном и умственном состоянии.
Достаточно времени на сон
Сокращать количество сна ниже положенных 6-7 часов не стоит, ведь это путь к стрессу из-за повышения уровня кортизола. Нужно оптимизировать режим: ложиться не позднее 23:00. Выработка гормона роста поможет концентрации внимания, памяти.
Любимое утро
Утром отдохнувшая нервная система готова воспринимать информацию. Считается, что это лучшее время для запоминания. Используйте его до того, как накопится стресс. Утром приходят важные решения.
Полюбите полезные ритуалы: вода с лимоном, полезный завтрак. На работу ходите пешком, одновременно прослушивая аудиокниги. Поддерживать здоровье важно для мозга.
Расставляем приоритеты
«Мне некогда» — это желание угодить кому-то, но не себе. Отдайте приоритет тому, что даст задел на будущее – реализации идеи. Продвигайтесь к цели, а не жертвуйте в угоду однодневным выгодам и заботам. Они никуда не денутся.
Позитивные мысли
Покориться событиям, считать уроки? Нет, лучше извлекать из происходящего пользу. Нет смирению, да возможностям. Заменить вопрос «За что?», вопросом «Для чего?». Анализировать, задавать вопросы, ставить цели.
Это пример мышления и поведения человека, стремящегося стать лучше.
Улыбка
Вынужденная улыбка красива только внешне. Заставлять себя улыбаться постоянно не получится. Поэтому нужно слушать себя, замечать не только плохое, но и хорошее. Таких ощущений предостаточно. Это теплый душ после прогулки в холодную пору, чашка любимого чая, неожиданная идея. Замечайте приятности, наблюдайте за природой, за людьми на улице. Улыбнитесь прекрасному.
Проектирование
Нет предела совершенству. Проект по саморазвитию включает шаги необходимые для самореализации. Дополняйте или меняйте их по мере достижения поставленных целей.
Вывод
Невозможно развиваться, ориентируясь только на действие, не получая отклика во внутреннем мире. Это быстро приводит к психологическому выгоранию. На самоконтроле далеко не вытянуть.
Дело, занятие, работа должны дополнять картину внутреннего мира, улучшать самооценку, помогать совершенствоваться. Понимая это, многие видят ошибку в выборе профессии. Но не отчаивайтесь. Развиваться никогда не поздно.
Источник http://www.elista-mg.ru/school_life/uchenicheskoe-samoupravlenie.php
Источник http://www.dslib.net/sociologia-upravlenia/suwnost-i-osobennosti-samoupravlenija-lichnosti.html
Источник https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/psihologiya-samorazvitiya