Самообразование самовоспитание как факторы самосовершенствования педагогического мастерства
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, приобретает особое значение в условиях развития профессионального образования. Сама жизнь поставила на повестку дня задачу его непрерывности. Немецкий педагог XIX в. А. Дистервег писал, что учитель способен воспитывать и образовывать только в том случае, если продолжает работать над своим собственным воспитанием и образованием.
Выдающийся педагог А.С. Макаренко говорил, что в педагогику он пришел случайно, без всякого на то призвания, но научился, сделался мастером своего дела. Такого результата может добиться каждый, если ему помогут, и если он будет работать над собой. Пресс цивилизации, по утверждению современного философа Л.Ю. Писарчика, оказывает мощное воздействие на молодого человека, предлагая ему реализовать свои творческие потенции в рыночной деятельности, в борьбе с конкурентами, в погоне за наживой, в достижении успеха любой ценой, в господстве над природой, в преодолении традиционной культуры, в модернизации производства, т.е. в создании еще более мощной техники, производящей еще больше негативных изменений в природе. Молодому человеку приходится делать выбор: принять идеологию общества, пронизанную категориями «обладать», «присвоить», «потребить», но при этом чаще всего остаться, по выражению известного философа И.А. Ильина, «духовно никем» или прислушаться к мнению философов, художников, деятелей культуры и пойти по пути духовного развития. Первый путь легкий, общепризнанный. По нему сегодня идут многие, потому что это дает человеку ощущение приобщенности к современным формам жизни, достижениям цивилизации, включенности в большие массы единомышленников, ощущение комфорта от солидарности с подобными себе. Такие люди почти всегда равнодушны к проблемам, которые выходят за пределы их «частных», «индивидуальных», «личных» интересов. Фундаментальные основания жизни и культуры они обосновывают не обращением к духовным критериям и истокам, а ссылкой на биологические инстинкты, которыми, по их мнению, являются самосохранение, материальное благополучие, потребительство, желание опередить конкурентов, занять «место под солнцем». Послушать этих людей – и мы больше не найдем в истории человеческой цивилизации никаких духовных исканий и устремлений человека, творческих мук, поиска смысла жизни, самопожертвования и нравственного самоусовершенствования.
Другая и очень важная задача – формирование личности нового социокультурного типа: гуманной, постигающей и понимающей высокую ценность человеческой жизни; духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности; самосовершенствующейся, находящейся постоянно в поиске смысла жизни и жизненной позиции, общении с искусством, самопознании, понимании собственного «Я» и своего внутреннего мира; творческой, с развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности, обладающей чувством нового, способной к активной жизни и творчеству; прагматической, владеющей новейшими технологиями и умениями, необходимыми для реализации профессиональных знаний в новой экономической и социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, языкознание), профессиональной мобильности.
В связи с этим роль самообразования и самовоспитания педагогов чрезвычайно велика.
Самообразование и самовоспитание в профессиональной деятельности педагога
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность – проблема для большинства людей. Очень многое зависит от того, какие возможности представит окружение для реализации личностного потенциала.
Самообразование – основа роста будущего специалиста. Самообразование представляет собой специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей; непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека.
Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способствуя творческому подходу к делу.
Воспитание и самовоспитание – две стороны единого процесса формирования личности.
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов – объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Формирование личностных качеств не может происходить без стремления самой личности к учению, без проявления ею учебно-познавательной активности. Благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой человек развивает у себя лучшие личностные качества. Известный французский философ Ж.П. Сартр утверждал, что человек есть только то, что он сам из себя делает, подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии. Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в формировании личности.
Работа над собой – это самовоспитание, начинающееся с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка человеком определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана действий на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями – как объективными, так и субъективными.
Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но и цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек становится воспитателем.
Самовоспитание, отмечает И.П. Подласый, это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.
Согласно H.A. Березовину, самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей; находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования и совершенствования личности.
По утверждению отечественного педагога Ю.К. Бабанского, процесс воспитания при его хорошей организации перерастает в процесс самовоспитания и предполагает: самостоятельное планирование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера; самоорганизацию деятельности – рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятельности; саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение необходимых поправок; самоконтроль в деятельности – анализ ее конечных результатов, сопоставление их с намеченными целями, выявление расхождений и их причин, проектирование новых перспектив и задач.
Педагог А.И. Кочетов определяет следующие параметры самовоспитания:
- направленность, т.е. мотивы работы над собой;
- содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);
- устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);
- эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).
Доминантой в самовоспитании становится формирование таких качеств, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.
Профессиональное педагогическое самосознание
Весомую роль в личностной характеристике педагога играет профессиональное педагогическое самосознание, в структуру которого входят:
- осознание педагогом норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции педагогического труда;
- соотнесение себя с некоторыми профессиональными эталонами, идентификация;
- оценка себя другими, профессионально референтными людьми;
- самооценка, в которой выделяются: когнитивный аспект, осознание самого себя, своей деятельности; эмоциональный аспект.
Ученые В.А. Мижериков и Т.А. Юзефавичус полагают, что педагог должен уметь выявлять у себя наличие этих образований на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных.
Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, необходимые не только для жизни, но и для профессионально-педагогической деятельности.
Содержание самовоспитания
Содержание самовоспитания раскрывается через его функции:
- компенсаторная: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;
- адаптирующая: позволяет преподавателю постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности;
- развивающая: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности.
Принципы самовоспитания
- Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:
- установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;
- установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение;
- установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно-значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).
- Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки:
- на целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием;
- на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;
- на самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, мотивационная и познавательная сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.
- Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:
- на самоконтроль;
- на саморегулирование;
- на индивидуализацию самообразования и самовоспитания;
- на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;
- на коррекцию запланированных результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами.
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
Основные методы самовоспитания отражены в рисунке 1.
Рис. 1 Методы самовоспитания
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность — проблема для большинства людей.
Как известно, творцом, так же как интеллектуалом не рождаются. Очень многое зависит от того, какие возможности представит окружение для реализации личностного потенциала.
Поэтому педагоги сталкиваются с непривычными для них формами работы – самообразованием и самовоспитанием.
Самообразование – основа роста преподавателя как специалиста. Как показал анализ литературы, проведенный Ю.П. Фатневой, самообразование представляет собой специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей; непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека.
Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способствуя творческому подходу к делу.
Несколько советов занимающимся самообразованием:
ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Профессионализм характеризуется как общая способность педагога мобилизировать свои знания, умения, а также обобщённые способы выполнения действия. Стабильно высокий уровень профессионализма, может быть, достигнут при условии непрерывного образования, развития профессионального сознания и мотивации педагогической культуры, индивидуального стиля деятельности.
Самообразование педагога
Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства
Подготовила: Корнеева Наталья Михайловна, учитель английского языка МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №17»
«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»
1. Условия возникновения и становления опыта
Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.
Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:
— развивающиеся потребности личности, общества, государства;
— расширение пространства образования современных педагогов;
Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов — это самообразование.
2. Актуальность
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.
На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях — очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе с педагогами.
Инновационные направления методической работы
· маркетинговое: изучение спроса педагогов
· информационное: создание единой информационной, организационной, методической учебно-воспитательной среды в ОУ;
· научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно — экспериментальную работу ОУ
· психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов
· управленческое: повышение компетентности педколлектива
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.
3. Теоретическое обоснование
По словам К.Ю. Белой, канд. пед. наук, самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Учитель начальных классов должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
4.Организация самообразования
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности
Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п)
Тематикой самообразования может являтся:
— одна из годовых задач ОУ;
— проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
— пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Педагог в течении учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
5. Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Семинары и конференции
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
6. Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Продуктивность процесса самообразования :
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также стало необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.
Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.
Самообразование учителя: как и чему учиться
Что это? Самообразование учителя – это процесс получения новых знаний как общих, так и узкопрофессиональных по его собственной инициативе на занятиях, которые организованы самостоятельно. Важными условиями являются целеполагание, определение тем и следование плану.
Зачем? Профессиональный рост педагога невозможен без самообразования. Это влияет и на развитие учеников, для которых важен личный пример авторитетного взрослого. Чем больше знает учитель, тем больше знают его воспитанники.
Определение самообразования учителя
Педагогическая деятельность играет важнейшую роль в формировании личности школьника, процессе его интеграции в общество, раскрытии творческого потенциала. Именно поэтому значение педагога для школьников трудно переоценить. Он должен иметь особый склад ума, чтобы находить общий язык с подрастающим поколением, сочетать развитые профессиональные навыки с творческим подходом к своей работе.
Авторитет педагога вытекает из его компетентности, способности ориентироваться в актуальных проблемах, стоящих как перед педагогическим составом образовательного учреждения, так и перед учениками. Он должен быть готов не только обучать других, но и повышать собственный уровень образования.
Трудно спорить с тем, что знания, получаемые учениками, напрямую зависят от самообразования учителя. Он не может передать ученикам то, чего не знает сам. В процессе подготовки к урокам педагог должен постоянно получать актуальную информацию, которая соответствует уровню развития преподаваемой им науки. Уделяя внимание собственному самообразованию, педагог становится наглядным примером для учащихся, которые также стремятся к выходу за рамки базовой программы и самостоятельно изучают дополнительный материал.
В научном обиходе под самообразованием подразумевают процесс, актуальный как для личностного, так и профессионального статуса, в ходе которого субъект выполняет эффективное целеполагание, рациональный выбор способов достижения поставленных целей, осознанно осуществляет действия, направленные на его собственное развитие и способствующие повышению качества соответствующей деятельности.
В ходе собственного образования педагог получает возможность реализовать свои творческие амбиции, развить необходимые личные качества, закрепить имеющиеся и получить новые навыки. Данный процесс характеризуется высокой степенью осознанности и личной заинтересованностью субъекта.
Преподаватель, который постоянно повышает собственный профессиональный уровень, способен на собственном теоретическом фундаменте осуществлять исследовательскую деятельность, к которой в ходе учебных занятий привлекаются и школьники. Помимо этого, педагог обязан владеть приемами установления психологического контакта с учащимися, выбирая те средства, которые соответствуют уровню психоэмоционального развития соответствующей возрастной группы.
Особое значение здесь приобретают современные технологии обучения. Однако на практике можно часто видеть, что таковыми владеет далеко не каждый педагог, испытывая сложности в установлении диалога с детьми. Подобные пробелы восполняются в рамках самообразования.
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Стать online репетитором намного проще, чем вам кажется. Главное — правильно организовать учебный процесс. Чек-лист поможет вам избежать 90% ошибок, с которыми сталкиваются педагоги, совершая свои первые шаги в сфере online образовании.
Как стать онлайн-репетитором
Получить чек-лист бесплатно
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Собственное образование педагога предполагает его потребность в освоении современных принципов культуры и технологий интеллектуальной деятельности, способности справляться с возникающими препятствиями, стремлении к развитию как морально-волевых, так и сугубо профессиональных качеств. Этот процесс изменяет личность и является необходимым условием успешной педагогической деятельности.
Мотивация для самообразования учителя
Рассмотрим основные факторы, определяющие стремление педагога к самообразованию.
- Постоянная работа с актуальной информацией. В ходе подготовки к любому учебному мероприятию, как в рамках уроков, так и в рамках взаимодействия с родителями, педагог должен оперировать актуальными данными, которые позволяют делать обоснованные выводы.
- Стремление к реализации творческого потенциала. Бесспорно, профессия педагога немыслима без творчества. Оно необходимо как в силу разности характеров и склада ума учеников, к каждому из которых нужно найти подход, так и личности преподавателя, который, работая из года в год по одному шаблону, неизбежно столкнется с падением собственной эффективности.
- Взрывообразное развитие науки и новых технологий. Согласитесь, что, например, доска с мелом – давно уже моветон, ведь существует множество эффективных интерактивных средств обучения.
- Социальные, экономические, политические изменения. Школьники не живут в вакууме, они смотрят телевизор, читают новости и прекрасно знают о том, что происходит вокруг. Педагог, особенно советской закалки, далеко не всегда вписывается в их представления о том, каким должен быть современный учитель.
- Конкуренция с коллегами. Часто родители при поступлении ребенка в школу уделяют особое внимание тому, какой педагог будет вести занятия. Популярность, востребованность учителя повышают его статус, дает ему дополнительные рычаги для отстаивания своих интересов и построения учебной программы в том виде, в котором он считает ее наиболее правильной.
- Репутация. Любой педагог достаточно чувствительно реагирует на негативное отношение к нему со стороны учеников, а также их родителей, собственных коллег.
- Материальная выгода. Как и любой другой работник, педагог хочет хорошо зарабатывать и достойно жить. Школьные, ведомственные премии, награды, обусловленные категорией учителя и его признанием профессиональным сообществом, трудно получить без постоянного самосовершенствования.
- Заинтересованность. Трудно не согласиться с тем, что образовательная деятельность –увлекательное занятие, если оно соответствует интересам обучающегося.
Направления самообразования учителя
Эффективная педагогическая деятельность немыслима без глубоких знаний преподаваемой науки, владения педагогическими и психологическими приемами, высокого уровня интеллекта, ораторского мастерства, самоорганизации. Для повышения профессионального уровня разрабатывается план самообразования, которому учитель поэтапно следует. Конечно, это лишь часть навыков, которыми должен обладать педагог, но они составляют основу эффективного обучения.
Выделяют несколько приоритетов, на которые педагог должен ориентироваться при повышении собственного уровня образования.
- Профессиональный (соответствующая учебная дисциплина).
- Психолого-педагогический (установление контакта со школьниками и их родителями).
- Психологический (повышение авторитета, способность мотивировать учащихся).
- Методический (технологии обучения, использование научных методов в образовательной деятельности).
- Юридический (соответствие правовым нормам).
- Эстетический (связан с развитием позитивных свойств личности).
- Исторический.
- Иностранные языки.
- Политический (формирование у учащихся активной гражданской позиции).
- Использование современных цифровых технологий.
- Безопасность.
- Собственные предпочтения.
Данный список составляет основу, соответствующую должностным обязанностям педагога. Квалифицированный учитель внесёт в него свои приоритеты, помогающие эффективно построить план самообразования.
Организация процесса самообразования
Самообразование педагога контролируется множеством лиц. К их числу относятся директор образовательного учреждения, заведующие по учебной части, руководители методических отделов, школ молодого учителя, сотрудники подразделений по линии Министерства образования и муниципальных контролирующих органов. Но главным контролирующим субъектом всегда остается сам педагог.
Администрация школы и методисты отвечают за определение педагогом темы работы, составление им графика мероприятий по повышению собственной квалификации и его соблюдение. К их компетенции относится и проведение отчётных мероприятий, различных совещаний, конференций по обмену опытом и т.д.
Педагогический коллектив составляет рекомендации о публикации результатов самообразования наиболее преуспевших педагогов вне школы.
Результаты самообразования подлежат обсуждению, по итогам которого принимается решение о повышении категории учителя, его материальном и ином поощрении.
Педагогический состав в начале учебного года совместно определяет тему для работы преподавателя, закрепляя итоги обсуждения в методическом плане.
Могут быть выбраны следующие темы.
- Поэтапный контроль усвоения материала на уроках математики.
- Обучение школьников с экстраординарными способностями.
- Совместные занятия по чтению.
- Нетиповые мероприятия и наглядные опыты на уроках изучения окружающего мира.
- Составление программы для самострельного изучения школьниками математики.
- Игровая деятельность в рамках уроков математики.
- Формирование ораторских навыков на уроках литературы.
- Использование интерактивных инструментов на уроках в начальных классах.
- Составление программы дидактики и наглядности по соответствующему предмету.
- Практические задания на уроках арифметики.
- Опережающее преподавание.
Как пройти проверку в 2023 году
Родительское собрание без конфликтов
Новый формат открытого урока
Чтобы получить доступ к чек-листам
нажмите на кнопку ниже.
В данный перечень можно включить любые иные темы, разработка которых будет способствовать росту эффективности преподавания, воспитанию школьников, формированию нового методического инструментария, развитию исследовательской деятельности школьников и педагогов.
Программа самообразования учителя
Отправной точкой самообразования учителя, будь то преподаватель истории, химии, географии или любой иной учебной дисциплины, является осознание им пробелов и трудностей в собственной подготовке. Педагог должен выбрать программу, которая поможет приобрести ему недостающие навыки. Такая программа может быть персональной либо коллективной, действие которой распространяется на весь педагогический состав.
Методическая подготовка к формированию плана самообразования учителя включает ряд мероприятий.
- Определение методической программы. Оценке подвергается практика соответствующего педагога. Необходимо выявить проблему и оценить ее значимость, эффект от ее решения, требуемые для такого решения ресурсы. Также нужно спланировать ожидаемый итог реализации программы самообразования и методы, которые непосредственно будут использованы в данном процессе.
- Диагностика и прогнозирование. Здесь основная задача сводится к определению препятствий, которые могут возникнуть в ходе самообразования, подбору необходимой методической и учебной литературы, прогнозированию фактического итога.
- Организационно-практический этап. Определение конкретных мероприятий, подготовка необходимых для их реализации ресурсов и методик, практическое выполнение намеченных мероприятий, мониторинг итогов каждого из них.
- Коррекционно-обобщающий этап. Определение эффективности реализованных мероприятий, внесение необходимых изменений в план, сопоставление итогов с заданными целевыми параметрами, составление отчета.
- Итоговый этап. Результаты выполнения намеченных мероприятий внедряются в учебную деятельность, при наличии положительной практики применения они используются остальными педагогами.
Результат самообразования
Любая деятельность направлена на достижение определенного результата, иначе она не имеет смысла. То же относится и к самообразованию учителя. Составляется график с указанием промежуточных результатов и сроков их достижения. К ним можно отнести:
- рост эффективности преподавания (необходимо установить критерии, на основании которых она будет оцениваться);
- написание учебной литературы, методических материалов;
- создание оригинальных методик и приемов преподавания;
- публикации в профессиональных изданиях, участие в конференциях с докладом о результатах проведенной работы;
- создание дидактических пособий, тестов, наглядных материалов;
- проведение открытых занятий по оригинальным программам.
Все сказанное позволяет заключить, что самообразование учителя по любому предмету – это необходимая предпосылка повышения им своего профессионализма. Оно напрямую влияет на эффективность обучения школьников, побуждая их активнее узнавать новое и участвовать в исследовательской и внеклассной деятельности.
Источник https://znanio.ru/pub/51
Источник https://ped-kopilka.ru/pedagogika/samobrazovanie-pedagoga.html
Источник https://solncesvet.ru/blog/povyshenie-kvalifikacii/samoobrazovanie-uchitelya/