Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенцииматериал на тему

Содержание статьи

Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции
материал на тему

Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции.

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  6. Обобщение собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

самоанализ и осознание необходимости;

планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя является «Портфолио».

Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, а также понятен не только специалистам, но и гражданам.

Основание для аттестации педагогического работника. Портфолио — предмет экспертизы при аттестации педагогического работника;

Основание для отнесения педагогического работника к той или иной педагогической квалификационной категории.

Основание для назначения стимулирующих выплат

Основание для назначения денежного вознаграждения

Портфолио – это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде.

Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.

Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель, руководитель образовательного учреждения.

  1. Структура портфолио.

Раздел 1. «Общие сведения об учителе».

В этом разделе фиксируются:

  1. фамилия, имя, отчество, год рождения;
  2. образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);
  3. трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
  4. повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  5. копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  6. правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
  7. дипломы различных конкурсов;
  8. другие документы по усмотрению аттестуемого.

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности»

В этот раздел помещаются :

  1. материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
  2. сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
  1. контрольных срезов знаний;
  2. участия воспитанников в школьных региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах;
  3. результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  4. наличия медалистов;
  5. поступления выпускников в вузы на бюджетной основе.
Читать статью  Как удовлетворить потребность в самореализации

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

Раздел 3. «Научно-методическая деятельность»

В этот раздел входят:

  1. материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы;
  2. материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий;
  3. материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  4. материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
  5. методические технологии обучения детей с проблемами развития;
  6. материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;
  7. отчетные материалы по:
  1. участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  2. участию в методических и предметных неделях;
  3. организации и проведению семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
  4. проведению научных исследований;
  5. разработке авторских программ;
  6. написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации;
  7. подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи.

Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»

В этот раздел входят:

  1. список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
  2. список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
  3. сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
  4. программы кружков и факультативов;
  5. другие документы.

Раздел 5. «Учебно-материальная база»

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):

  1. наличие словарей и другой справочной литературы по предмету;
  2. наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
  3. наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
  4. наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
  5. аудио и видеопособия;
  6. наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
  7. измерители качества обученности учащихся;
  8. другие документы по желанию учителя.

Существенной характеристикой портфолио учителя является то, что он служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.

6. Выполнение функции классного руговодителя.

  1. Диагностика сформированности и развития коллектива класса. Определение уровня воспитанности.
  2. Работа с родителями ( тематика родительских собраний, подборка советов) для родителей)
  3. Достижения классного коллектива
  4. Личный план профессионального самообразования
  5. Отзыв педагогического коллектива о работе учителя

1. Подготовка портфолио

При подготовке портфолио практикующий учитель составляет индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет:

  1. цели и задачи своего профессионального роста,
  2. умения, которые ему необходимо приобрести,
  3. тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года.

Цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с тремя вещами:

  1. профессиональными стандартами преподавания предмета
  2. успеваемостью учеников
  3. стратегическим планом школы

3. Оценка портфолио

При оценке портфолио рассматриваются следующие показатели :

  1. Профессиональные навыки, знания, обязанности учителя – обязательно
  2. Достижения учащихся – как правило
  3. Общие результаты школы при аттестации – возможно

Профессиональные достижения учителя, вновь приобретённые умения рассматриваются с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников.

В портфолио учитель представляет различные свидетельства своего профессионального роста:

  1. педагогическая концепция;
  2. награды и сертификаты;
  3. тренинги и курсы;
  4. публикации;
  5. авторские либо коллективные программы;
  6. проекты и исследования;
  7. планы уроков;
  8. примеры заданий;
  9. достижения учеников;
  10. отзывы и оценки учеников, коллег, администрации

Этот набор материалов отличается тем, что на первое место выступает осмысление учителем своей деятельности (педагогическая концепция или философия) и в целом его рефлексивная позиция.

Критерии оценки составляющих портфолио учителя:

  1. позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;
  2. позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам;
  3. позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя;
  4. использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;
  5. обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);
  6. участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах;
  7. повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

4. Представление информации в портфолио

Для того чтобы всё разнообразие материалов было представлено, с одной стороны полно и объёмно, а с другой, структурировано и легко доступно для рассмотрения целесообразно выделить четыре раздела портфолио учителя:

  1. Документы, которые подтверждают те или иные достижения педагога;
  2. Работы, которые демонстрируют продукты его преподавательской деятельности и учебной деятельности учеников;
  3. Отзывы, которые презентуют результаты внешнего и самооценивания;
  4. Планы – раздел, представляющий план индивидуального профессионального развития (повышения квалификации), построенный педагогом, этапы его выполнения и формы реализации в педагогической деятельности.

Примерный перечень документов для включения в портфолио:

  1. Авторская программа изучения предмета или темы (с приложениями).
  2. Авторская концепция усовершенствования государственной программы.
  3. Авторская дидактическая система.
  4. Концептуальная модель воспитательного пространства класса.
  5. Программа экспериментальной работы.
  6. План реализации эксперимента (по годам или этапам).
  7. Краткое описание используемых методов исследования.
  8. Методические разработки тем.
  9. Планы уроков (выборочно)
  10. Письменный самоанализ уроков, внеклассных мероприятий и эффективности используемых методов
  11. Тематика творческих работ для выбора учащихся
  12. Тематика проектов
  13. Образцы тестов, контрольных работ, олимпиадных заданий (авторские)
  14. Инновационные проекты (с указанием соавторов)
  15. Документы, подтверждающие учебные и творческие достижения учащихся
  16. Сравнительные таблицы обученности и воспитанности учащихся
  17. Аналитические записки и справки по итогам экспериментальной работы
  18. Дневники и таблицы здоровья учащихся экспериментальных классов
  19. Планы и сценарии внеклассных мероприятий по предмету
  20. Творческие отчёты. Доклады. Статьи
  21. Рекомендации учащимся и родителям
  22. Анкеты и их анализ
  23. Аннотированный список прочитанной литературы
  24. План самообразования
  25. Другие материалы и документы, подтверждающие эффективность процесса и результатов экспериментальной работы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро.

ПРОГРАММА повышения уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования

Структура программыПрограмма методической работы состоит из 4 разделов.В 1 разделе: Организация работы МО — определены объекты методической работы- педагоги дополнительного образования и основные напр.

Сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов как средство повышения качества образования.

В статье проанализирована деятельность по сопровождению развития профессиональной компетентности педагогов в образовательном учреждении. Материал может быть интересен начинающим упра.

Читать статью  Учитель и саморазвитие: три кита педагогики и психология

Портфолио педагога как средство повышения профессиональной компетентности

Развитие профессиональной компетентности – это формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, развитие творческой индивидуальности, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической с.

Портфолио педагога как средство рефлексии и самооценки профессионального развития.

В статье ставится цель посмотреть на портфолио педагога с точки зрения образовательной технологии, в рамках формирующего оценивания. Что же считают учителя своими основными профессиональными достижени.

Презентация «Через самообразование педагога к повышению его профессиональной компетенции»

Презентация знакомит с этапами работы над темой по самообразованию, даются практические советы по формулированию темы по самообразованию и т.д.

Что такое педагогическое портфолио и как его правильно составить


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Педагогическое портфолио необходимо, в первую очередь, администрации школ — помогает оценить работу преподавателей. Но и учителям оно несет выгоды: позволяет претендовать на большую премию, проще пройти аттестацию, стать участником престижных конкурсов. Разбираемся, как правильно составить и оформить педагогическое портфолио.

Что такое педагогическое портфолио

Портфолио педагога — пакет документов, которые подтверждают успехи преподавателя и отражают темп и качество его профессионального развития.

Портфолио позволяет показать достижения, с успехом аттестоваться, а при смене работы и переходе в другую школу будет визитной карточкой и рекомендательным письмом одновременно.

Портфолио может быть как электронным, так и бумажным. Форма зависит от того, для каких целей его будут использовать. Цифровая версия — личный сайт — пригодится в конкурсах и грантах. Бумажный вариант удобно показывать на собеседовании. Удобно иметь портфолио в двух видах, чтобы демонстрировать его администраторам вживую и отправлять на конкурсы по электронной почте.

Зачем учителю педагогическое портфолио

Повысить доход

Педагогические портфолио стали популярными, когда у директоров и завучей появилась обязанность отслеживать эффективность работы учителя. Так администрация упрощает аккредитацию и лицензирование, расширяет методический диапазон школы и определяет размер премий учителям. Чем больше образовательных мероприятий провел педагог, чем больше наград получили его ученики, тем больше оснований претендовать на премию.

Пройти аттестацию

Педагогическое портфолио — основание для аттестации. Заместитель руководителя педагогического форума «Открытый урок» Белла Крупская указывает, что стоит заранее проверить, есть ли портфолио в перечне документов, которые требуются для прохождения аттестации в конкретном образовательном учреждении.

Участвовать в конкурсах

С портфолио учитель без лишней подготовки сможет участвовать в конкурсных и грантовых программах. Например, основной критерий для участия в главном Всероссийском конкурсе для педагогов «Учитель года России» — наличие педагогического портфолио.

Чем больше материалов в портфолио, тем вероятнее педагог победит в престижном конкурсе или лучше пройдет аттестацию. А их результаты тоже войдут в портфолио и повлияют на размер премии.

Хотите выстроить свой личный бренд как преподавателя, научиться сокращать финансовые риски и начать зарабатывать больше? А может, вам хочется вести совсем другой предмет в школе?

Что будет?
— уроки по основам психологии, педагогики, методик преподавания и финансовой грамотности
— узкоспециализированные направления: вы можете выбрать курс переквалификации и освоить дополнительную профессию

А что в итоге?
Востребованная специальность и диплом установленного образца.

Доступна рассрочка.

Как составить педагогическое портфолио

Ольга Агуреева, директор Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки, рассказала, что включить в портфолио, чтобы оно выглядело наиболее презентабельно:

  • Визитная карточка.
    В ней стоит указать полные ФИО, год рождения, образование, специальность, стаж работы, перечень учительских наград, грамот, благодарственных писем. Стоит подкрепить информацию копиями документов о базовом образовании, профессиональной переподготовке, повышении квалификации за последние пять лет, копией аттестационного листа предыдущей аттестации. Полезно прикрепить личную фотографию.
  • Методическая работа.
    В этой части стоит описать, какие методики использует учитель, и обосновать их выбор. Плюсом в этом разделе будут публикации в профессиональных или научных изданиях, документы об участии в мастер-классах, круглых столах, конференциях, стажировках.
  • Результаты обучения и воспитания.
    Здесь стоит указать динамику успеваемости учеников, проанализировать соответствие знаний и умений ФГОСам. Полезно приложить грамоты учеников за участие в олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях муниципального, регионального и российского уровней.
  • Результаты внеурочной/проектной деятельности.
    Здесь будут уместны грамоты, отчеты, фотографии с мероприятий. Стоит также расписать систему внеурочной деятельности: указать компоненты, содержание, используемые технологии.
  • Отзывы о педагогической деятельности.

В этом разделе следует прикрепить характеристику со стороны завучей и директора, рецензии на статьи, отзывы на семинары и выступления, методические бюллетени по итогам открытых уроков, занятий. Кроме того, пригодятся рекомендательные письма от родителей и собственное резюме с оценкой профессиональных достижений.

Как оформить

Самое важное — выбрать площадку, на которой учитель создаст и разместит портфолио, считает педагог дополнительного образования Марина Голобородько из «Томилинского молодежного клуба».

«Какими бы ни были достижения — комиссии, в первую очередь, бросится в глаза оформление и структура», — говорит педагог.

Удобнее всего создать сайт на бесплатных хостингах app.site123.com, www.jimdo.com и внести данные в готовый шаблон. Затем стоит зарегистрировать свой методический материал в Банке интернет-портфолио учителей (www.bank-portfolio.ru) и получить сертификат.

В аналоговом виде портфолио выглядит как папка с файлами или брошюра. Каждый документ в ней необходимо датировать. В оглавлении портфолио важно представить полный перечень материалов по разделам.

Во время анализа портфолио комиссия смотрит, насколько систематично и регулярно педагог заполнял документ, насколько эстетично, логично и лаконично представил информацию. Также оценивают наглядность: чем больше разноплановых фотографий, отзывов и грамот, тем выше шансы получить повышение или победить в конкурсе.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Презентация на тему «Формирование портфолио педагога»

Презентация: Формирование портфолио педагога

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «Формирование портфолио педагога» по педагогике. Презентация состоит из 18 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.1 Мб.

Содержание

Презентация: Формирование портфолио педагога

ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА

(Рекомендации по составлению и оформлению) pptcloud.ru

Слайд 2

Что такое портфолио?

Любой детский сад на современном этапе должен представлять собой учреждение, постоянно находящееся в поиске путей и средств, которые бы повышали эффективность, оптимизировали, содействовали развитию учреждения. Дошкольное учреждение должно стремиться к модели в образовании именуемое, как «3 «Т» (технологичность, толерантность, творчество), которая возникла в период перехода к рыночной экономике и определяет успешность образовательного учреждения. Нельзя забывать, что дошкольное образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем, которые должны быть готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако часто можно наблюдать, что работа педагогов годами сводится к формальному выполнению своих должностных обязанностей. Поэтому для непрерывного профессионального самосовершенствования у педагогов должна быть сформирована устойчивая мотивация. Мотивация может быть, как материальная, так и моральная, ведущие лишь к эпизодическим всплескам творческого отношения педагога к работе. Портфолио – одна из технологий профессионального развития педагогов, способствующая отходу от формального «накопления» материала. Данный вид деятельности способствует развитию умений планировать свое развитие, анализировать собранную информацию. Эта технология решает задачи по развитию мотивации педагогов к самостоятельному исследованию, способствует пробуждению у них интереса к организации обозначенного вида деятельности в личной педагогической практике, видеть собственные изменения в работе и устанавливать связи между «предыдущим знанием» и «новым знанием».

Читать статью  ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС ОО). Андриевских Наталья Владимировна

Слайд 3

Портфолио в образовании можно рассматривать как:

собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца; форму целенаправленной систематизации и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений; технологию саморазвития и самосовершенствования; средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования; средство самопрезентации и карьерного роста; показ достижений в управленческой и педагогической деятельности; средство мониторинга и оценки профессионального развития.

Слайд 4

Основной смысл портфолио:

показать все, на что способен его владелец; проиллюстрировать все, чего достиг; раскрыть эффективность пути от цели к результату; показать потенциальные возможности для дальнейшего личностного и профессионального развития.

Слайд 5

Основные цели ведения портфолио:

систематизация управленческого или педагогического опыта; определение направлений профессионального развития; более объективная самооценка (оценка) профессиональных умений; помощь при самоанализе и самооценке управленческой или педагогической деятельности.

Слайд 6

Виды портфолио

1. Портфолио документов как витрина достижений: лицензии; сертификаты; дипломы; свидетельства и т.д. 2.Портфолио отзывов (оценок): рецензии; характеристики; благодарности; отзывы; резюме и т.д. 3.Портфолио процесса как набор материалов и творческих работ: авторские разработки; управленческие концепции и технологии; авторские программы и проекты; методические рекомендации и т.д.

Слайд 7

Комплексный портфолио состоит из:

набора документов; набора отзывов; набора авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением.

Слайд 8

Разделы любого портфолио должны содержать:

1. Данные о педагоге(визитная карточка). 2. Нормативно-правовую базудеятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов). 3. Сведения о повышении уровня квалификации: самодиагностика (изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов); работа по самообразованию (тема, этапы работы); проведение мероприятий (подтверждающие документы, например, сертификаты); глоссарий (словарные статьи, определения педагогических, психологических и медицинских терминов); методическая копилка (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.). 4. Материалы по обобщению передового педагогического опыта(создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома, видеофильма и т.д.)

Слайд 9

Разделы любого портфолио должны содержать:

5. Рейтинг педагога(отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников; результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы). Примечание:вся информация может быть размещена в презентации в сопровождении фотографий. Таким образом, каждый раздел портфолио наполняется соответствующей названию информацией и материалами, отражающими основные достижения профессионально педагогической деятельности воспитателя ДОУ, представленные в форме информационно-аналитических справок, эссе, документов, подтверждающих уровень его профессионализма и пр. (подробное описание содержания разделов см. в «Положении о портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения»).

Слайд 10

Основные принципы составления и использования портфолио:

принцип добровольности; принцип преемственности; принцип непрерывного развития; принцип индивидуализации; принцип субъективности: принцип взаимозависимости и взаимодополняемости.

Слайд 11

Вопросы, на которые необходимо ответить перед началом пользования системы портфолио:

мотивация, каковы цели и назначение портфолио; из каких компонентов будет состоять портфолио (вид и структура); определить виды рефлексии и критерии самооценки.

Слайд 12

При формировании и работе с портфолио необходимо соблюдать следующие требования:

материалы и документы отбираются автором самостоятельно, располагаются в определенном порядке, составляется перечень или оглавление; портфолио должен содержать образцы лучших авторских работ; документы обязательно датируются, в них указываются должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций; периодически материалы пополняются, систематизируются и анализируются; результаты работы отслеживаются в соответствии с поставленными целями; регулярно пишутся рефлексивные записки.

Слайд 13

Портфолио педагога для аттестации

Раздел 1. Общие сведения об учителе. Ф.И.О. Год рождения. Образование. Педагогический стаж, стаж работы в должности. Повышение квалификации. Награды.

Слайд 14

Раздел 2.Результаты педагогической деятельности. Материалы с результатами освоения учащимися образовательной программы и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету. Сравнительные таблицы уровня обученности и воспитанности учащихся. Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся Документы, подтверждающие учебные и творческие достижения учащихся. Самоанализ педагогической деятельности учителя по годам обучения.

Слайд 15

Раздел 3.Деятельность, связанная с совершенствованием профессионального мастерства. Материалы, в которых обосновывается выбор используемых технологий и методик. Материалы участия в работе методического формирования, сотрудничество с методическими службами. Программа и результаты инновационной деятельности. Авторская программа изучения предмета. Авторская дидактическая система. Планы уроков. Методические разработки тем. Тематика творческих работ для учащихся. Тематика проектов. Образцы тестов, контрольных работ и олимпиадных заданий. Список проведенных внеклассных мероприятий. Планы и сценарии внеклассных мероприятий. Авторские программы факультативов, спецкурсов. Перечень проведенных семинаров, мастер-классов и др. Материалы творческих отчетов Выступления перед педагогической общественностью. План индивидуального профессионального роста Материалы участия в профессиональных конкурсах. Диагностические материалы. Рефлексивные записки. Анализ методических материалов и авторских разработок.

Слайд 16

Таким образом, портфолио воспитателя – способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих, во-первых, уровень профессионализма педагога и умение решать задачи своей профессиональной деятельности, который демонстрирует, в свою очередь, уровень подготовленности педагога, уровень его активности как на работе, так и в общественной жизни образовательного учреждения, города и т.д. Во-вторых, систематизация педагогом личных достижений в той или иной сфере деятельности. В связи с чем деятельность для педагога должна быть актуальной, известной ему, личностно принятой, а само портфолио может носить тематическую или проблемную направленность. В-третьих, деятельность по оформлению портфолио должна быть заранее спланированной, продуманной и осмысленной (осознание конечного результата и определение того, для чего осуществляется данная деятельность, планирование системы действий по организации работы над портфолио, определение вспомогательных материалов, итоговой формы предоставления защиты портфолио и т. д.). Следовательно, работа над портфолио может быть рассмотрена в аспекте технологии обучения, в том числе и профессионального.

Слайд 17

Советы коллегам на этапе подготовки к созданию «портфолио»:

готовясь к выступлению на педсовете или семинаре, делайте записи; находите возможность оформить их связным текстом и в печатном варианте; заведите тематические папки-накопители, в которые можно поместить созданные вами материалы; составляйте картотеки имеющихся материалов и информации, что позволит вам качественно готовиться к учебной и внеучебной деятельности (работа с родителями); учитывайте и контролируйте процесс и результаты своего труда, так как без этого немыслимо своевременное исправление работы, её оценка и совершенствование; составьте план по самообразованию – это поможет вам своевременно вносить в образовательный процесс элементы нового, прогрессивного и обеспечит систематический рост педагогического мастерства; используйте любую возможность поделиться опытом работы, имеющим наилучший результат, независимо от того, будет ли это устное выступление или в печатном издании; если вам есть что сказать – говорите; найдите возможность использовать компьютер в своей практической деятельности; посетите курсы обучения работе на компьютере.

Слайд 18

Не лишайте себя возможности получать ещё большее удовлетворение от процесса самообразования, обучения своих воспитанников, взаимодействия с родителями! Портфолио позволит идти в ногу со временем, меняться вместе со всем образовательным сообществом. Удачи всем!

Источник https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/01/09/portfolio-pedagoga-kak-sredstvo

Источник https://pedsovet.org/article/cto-takoe-pedagogiceskoe-portfolio-i-kak-ego-pravilno-sostavit

Источник https://pptcloud.ru/pedagogika/portfolio-v-obrazovanii

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: