Как создать сайт с нуля. Подробная инструкция

Содержание статьи

Создание веб-сайта. Курс молодого бойца

Как-то меня попросили провести небольшой семинар в лицее, где я когда-то учился, по созданию веб-сайта. В процессе написания речи я подумал, что она может вылиться в материал, который, возможно, будет полезен многим начинающим в области веб-дизайна, вёрстки веб-страниц и пр. Я не претендую на истину в первой инстанции и всё изложенное носит чисто личностный взгляд на работу с дизайном и кодом. Статья даёт поверхностный взгляд на понятия и средства, которые, на мой взгляд, могут стать неплохим стартом для того, кто готов идти дальше.

Условно процесс создания сайта (web-проекта) можно разделить на 3 этапа:

Планирование

Данный этап можно разделить на несколько подэтапов:

  • Создание идеи
  • Разработка структуры проекта
  • Проработка макета проекта

Создание идеи

На данном этапе нам необходимо определиться с тематикой проекта (сайта, сервиса). Далее, в соответствии с выбранной темой, необходимо собрать соответствующие материалы: текстовые, графические.

Разработка структуры проекта

Когда мы определились с темой проекта, подобрали необходимый материал, следующим этапом будет разработка структуры проекта. Структура проекта подразумевает под собой разделы сайта, в соответствии с которыми будет формироваться навигационное меню и строиться дизайн проекта. На данном этапе можно классифицировать материал по темам и разделам.

Проработка макета проекта

После того, как мы определились со структурой проекта можно составить макет проекта (схематично).

Для отрисовки наброска можно использовать бумагу и ручку, Photoshop, любой другой редактор графики (раньше часто использовали Adobe Fireworks). Важно отметить, что данный этап – это не отрисовка готового дизайн-макета, а всего лишь схематичный набросок, выполненный для понимания того, как на сайте будут располагаться основные информационные блоки, графика и прочие элементы дизайна.

Основные элементы страницы

Зачастую основными элементами страницы являются: содержащий блок (wrapper, container), логотип, навигация, контент, футер (нижний колонтитул), свободное пространство (по сути свободное пространство — это не элемент дизайна, но понятие, помня о котором при составлении макета страницы, наш проект не будет выглядеть как нагромождение блоков).

Содержащий блок (контейнер)

Роль контейнера на странице может выполнять непосредственно элемент body или же div. Ширина содержащего блока может быть резиновой (fluid), а может быть фиксированной (fixed).

Логотип

Текстовая или графическая составляющая проекта и выделяющая его среди других. Логотип чаще всего располагается в верхнем левом углу страницы или же посередине (в зависимости от идеи, макета).

Навигация

Основная навигационная панель содержит ссылки на основные разделы сайта. Навигационная панель часто располагается в верхней части страницы (в независимости от того вертикально или горизонтально располагаются элементы навигации).

Контент

Контент – это основная составляющая веб-страницы. Он занимает главенствующую роль в дизайне страницы, поэтому занимает большее пространство, подкреплён, помимо текста, графикой.

Нижний колонтитул (footer)

Данный элемент располагается внизу страницы и обычно содержит информацию о правообладателе, контактные и юридические данные, ссылки на основные разделы сайта (зачастую дублирует основную навигацию), ссылки на социальные сети, форму обратной связи и пр.

Резиновый и фиксированный макет

Фиксированный макет

Фиксированный макет подразумевает под собой, что в независимости от разрешения экрана пользователя ваш сайт всегда будет занимать одинаковую ширину.

Резиновый макет

«Резиновый» макет подразумевает, что страница сайта будет стараться занять всё доступное ей пространство на экране пользователя, подстраиваясь под разрешение.

В данном контексте стоит уяснить такие понятия, как отзывчивый веб-дизайн (Responsive Web Design aka. RWD) и адаптивный веб-дизайн (Adaptive Web Desing aka. AWD). Первое понятие укладывается в концепцию «резинового» и означает, что при изменении размера экрана ваш сайт подстраивается под него, второе понятие подразумевает, что при разработке вы определяете основные разрешения (размеры экрана), под которые будет подстраиваться (адаптироваться) ваш контент. В обоих случаях следует разрабатывать не один, а несколько макетов, которые будут соответствовать разным разрешениям экрана. Часто создаётся 3 макета под разрешения iPhone (Android Phone), iPad (Android Tablet) и Desktop.

На данном изображении показаны оба подхода. Сверху блок «отзывается» на любые изменения размера контейнера, снизу «адаптируется» под определённую ширину

Полезные ссылки по теме:

Почему при «резиновом» дизайне создаётся несколько макетов, а не используется один?

При разработке макета мобильной версии сайта стараются на первый план выносить основной контент, поэтому навигационное меню часто прячется, скрываются большие баннеры и декоративные элементы, блоки контента обычно располагают друг под другом. На заранее составленном макете как раз можно определиться какие элементы мы оставляем на мобильном, а какие прячем.

Модульная сетка

Перед составлением схемы проекта так же необходимо уяснить понятие модульной сетки. Модульная сетка подразумевает под собой разделение страницы на отдельные колонки по вертикали и выстраивание контента, при разработке дизайн макета, именно по этой сетке.

Наиболее популярной системой является модульная сетка 960 Grid System (http://960.gs), которая максимально делит страницу на 12, 16 и 24 колонки. Максимум в ширине сетка имеет 960 пикселей. Данное решение основано на том, что большинство современных мониторов, на момент создания сетки, имели разрешение не меньше 1024 на 768 пикселей. Создание макета на основе данной сетки, в дальнейшем, поможет ускорить процесс разработки (вёрстки).

Так же стоит отметить, что при разработке «резинового» макета страницы существует понятие максимальной ширины. Данное утверждение основывается на удобстве восприятия информации. Если предположить, что наш сайт не имеет максимального значения по ширине, то на больших мониторах информация будет сильно растягиваться и её неудобно будет читать. Чаще всего ограничиваются шириной в 1280 пикселей.

Модульная сетка 960GS отвечает концепции «фиксированного» дизайна, для «резинового» дизайна можно обратить внимание на адаптацию этой же сетки на сайте http://www.designinfluences.com/fluid960gs/ или воспользоваться сеткой, которую предлагает фрэймворк Bootstrap (http://getbootstrap.com/css/#grid).

Благодаря модульной сетке блоки контента и элементы будут располагаться на определённом расстоянии друг от друга, будут иметь удобоваримую ширину, что в дальнейшем визуально будет приятно пользователю и не будет вызывать у него какие-либо неудобства в восприятии сайта.

Модульная сетка, по сути, – это некая визуальная абстракция, визуальное деление страницы на равные по ширине столбцы с равными отступами между ними. Визуализировать данную модель можно посредствам направляющих или отдельного слоя, на котором будут изображены эти столбцы. Именно такое решение вы найдёте в шаблонах сетки 960gs.

Полезные ссылки и материалы:

Макеты веб-страниц

Среди всего многообразия составления макета веб-страницы можно выделить четыре наиболее распространённых:

    Навигация в левом столбце

Mobile First

С учётом тенденций последних лет данный подход плотно занимает свою нишу в разработке и дизайне сайтов. Тенденция такова, что практически около 60% пользователей интернета используют для доступа в сеть мобильные устройства, поэтому правилом хорошего тона становится разработка не только десктопной версии сайта, но и мобильной версии. При использовании данного подхода разработка макета сайта, дизайна и вёрстки начинается с мобильной версии, а затем уже прорабатываются макеты для других разрешений: добавляются блоки, баннеры, дополнительные элементы дизайна и пр.

Данный подход учитывает практически весь цикл разработки, поэтому мы ещё к нему вернёмся.

Усвоив всё вышесказанное можно переходить к следующему этапу – Дизайн.

Дизайн

После создания макета проекта можно переходить непосредственно к созданию дизайн-макета. На данном этапе начать стоит с определения цветовой гаммы проекта.

Один из способов определения основного цвета в проекте – это составление mood board. Для этого необходимо выписать себе все синонимы, связанные с темой проекта, а затем каждый синоним набрать в поиске по картинкам Google или Yandex. На основе найденных изображений выписать себе цвета, которые чаще всего встречаются на них (каких цветов больше). Найденные цвета будут составлять визуальное восприятие нашего проекта и вызывать у пользователя соответствующие чувства.

Для работы с выбранным цветом и составлением палитры цветов нашего сайта можно использовать следующие инструменты:

    Color Scheme Designer 3 (http://colorschemedesigner.com/csd-3.5/). Помимо выбора цветовой схемы данный сервис позволяет посмотреть пример того, как выбранные цвета будут смотреться на сайте

При работе над дизайном главной и внутренних страниц стоит помнить о некоторых основных принципах.

Элементы Call to Action

Понятие призыва к действию относится к интерактивным элементам сайта: кнопки, баннеры и пр. Данные элементы оформляются таким образом, что пользователю должно хотеться непременно на них нажать. Например, это может быть кнопка с призывом к действию (Нажми, Купи, Сэкономь), яркий баннер с заманчивым предложением, яркой картинкой и пр.

Данное понятие хорошо вписывается в принцип AIDA (Attraction Interest Desire Action).

Данное понятие применяется чаще при дизайне главных страниц, страниц акций и пр., где необходимо подтолкнуть пользователя к тому или иному действию: подписка, покупка и пр. Если перевести данный акроним на русский, то мы получим следующие понятия:

Таким образом становится понятен принцип построения дизайна, опирающегося на данное понятие: например, яркая картинка, баннер должны привлечь внимание пользователя, сопутствующий посыл в тексте должен вызвать в нём интерес и желание, а завершающим аккордом должна стать, например, кнопка с призывом к действию.

Но и данный принцип не работает сам по себе без некоторых других: схема просмотра страницы (наиболее, естественный путь движения глаз по странице), визуальные направляющие.

Схема просмотра страницы

Довольно часто встречается Z-схема просмотра страницы. В соответствии с этим элементы страницы обычно располагают следующим образом: логотип слева вверху, меню справа вверху, информационные блоки, картинки слева внизу, кнопка с призывом к действию справа внизу.

Визуальные направляющие

Визуальными направляющими называют декоративные элементы страницы, которые перенаправляют взгляд пользователя на те или иные элементы дизайна, формы, кнопки и пр. В качестве визуальных направляющих могут выступать стрелка, направление взгляда человека на изображении, направление указательного пальца, в общем всё, что может как-то указывать в ту или иную сторону.

На первом изображении взгляд невольно следует за указательным пальцем мужчины, а его прямой взгляд невольно привлекает внимание к себе при первом взгляде на страницу.

Тот же эффект продемонстрирован на втором изображении с наложенной тепловой картой: в первом случае нас привлекает в основном прямой взгляд ребенка (прямо в глаза), во втором случае направление взгляда ребенка и его поза невольно обращают взгляд пользователя на блок справа.

Фрэймворки

Стоит так же отметить, что иногда, при разработке дизайна страницы, используют фрэймворки Bootstrap, Foundation, Material Design Lite, которые, помимо готовых элементов дизайна (кнопки, формы ввода и пр.), предлагают свою модульную сетку, CSS сниппеты (часть кода, разметки, которая может неоднократно использоваться) для вставки элементов в страницу (тех же кнопок, элементов форм и пр.) и классы разметки, а так же JS скрипты для соответствующих интерактивных элементов.

Использование данных библиотек может в значительной мере сэкономить время при разработке проекта (дизайне, вёрстке), правда в то же время может сделать ваш сайт похожим на другие, если использовать элементы дизайна фрэймворков как есть. На основе каждого фрэймворка можно найти огромное количество платных и бесплатных тем и страниц, а так же разработать свои.

Готовые элементы дизайна из Bootstrap, Foundation и Material Design Lite (MDL)

Трэнды

Нельзя не упомянуть о некоторых наметившихся трендах последнего времени в качестве компоновки и дизайна страниц.

Во-первых, стоит упомянуть о так называемых лэндинговых страницах, которые подразумевают под собой длинную страницу, разделённую на соответствующие секции и знакомящие пользователя с основным контентом сайта. Часто лэндинг является единственной страницей, на которой сразу удаётся показать всю необходимую информацию, не заставляя пользователя переходить по страницам. Лэндингам обычно сопутствует хороший дизайн, выверенная и продуманная подача информации, элементы call-to-action, интерактивность (счётчики, анимация и пр.).

Стоит так же сказать о внешнем виде страниц и вспомнить такие понятия как скевоморфизм и плоский дизайн.

Скевоморфизм

Скевоморфизм уже продолжительное время уступает свои позиции плоскому дизайну. Данное понятие означает наделение интерактивных элементов качествами реальных. Например, оформление страницы с книгами в виде книжной полки, оформление кнопки на подобии настоящей с соответствующей имитацией нажатия, использование реальных текстур и пр. Данный принцип активно использовался при создании страниц буквально пару лет назад, но затем тенденции сменились и на первый план вышел плоский дизайн (Flat, Material).

Плоский дизайн

Плоский дизайн использует минимум текстур и оформление, создание дизайна базируется на понятиях контраста, соотношения цветов и размеров.

Не маловажную роль на тренды в веб-дизайне оказало развитие мобильных операционных систем. Чаще всего двигателем прогресса становятся решения от компании Apple, которая в своих дизайн-решениях iOS сначала использовала имитацию реальных объектов, а затем всё упростила до плоского дизайна (Flat UI). Сейчас в вебе главенствует Flat дизайн и Material дизайн, который активно развивает Google.

Неплохой сайт-сравнение двух концепций: http://www.flatvsrealism.com/

По основам веб-дизайна и прототипированию неплохим подспорьем может стать данная книга: Джейсон Берд: Веб-дизайн. Руководство разработчика.

Разработка

Итак, процесс дизайна макета страницы плавно перетекает в процесс «оживления» сделанного на предыдущих этапах. Прежде чем сразу начинать писать HTML, CSS и JS стоит немного поговорить о редакторах кода и структуре проекта.

Редакторы кода

Из наиболее популярных редакторов кода на сегодня можно выделить три:

От части, все эти редакторы похожи по принципу работы, когда при установке мы получаем редактор, в который затем можем «доставить» необходимые модули и плагины, так сказать, «редакторы на стероидах». Разница лишь в технологиях, которые были использованы при написании редакторов, если Sublime Text написан при помощи C++ и Python, то 2 других используют JavaScript, HTML, CSS (Less). За счёт этой разницы Sublime Text может работать чуть быстрее своих коллег.

Читать статью  Как сделать жизнь ребенка счастливой и насыщенной?

Существуют так же более продвинутые IDE (студии) такие, как Web Storm, PHP Storm и пр., но для вёрстки проекта вполне подойдёт редактор кода, а не целая студия (IDE).

Чтобы определиться, что подходит лично вам для разработки, стоит самим покопаться в многообразии средств и выбрать то, что больше всего удовлетворяет вашим потребностям.

Обзоры текстовых редакторов:

Структура проекта

Под структурой проекта понимается хранение файлов проекта в его директории. Часто приходится видеть, когда все файлы «свалены» вместе, названия файлам даны «капсом», цифрами или русскими буквами и пр. Во-первых, это банальное неуважение к тому, кто будет работать с вашим проектом далее, во-вторых, чем больше будет ваш проект, тем больше будет становиться файлов и, в конце концов, вы просто запутаетесь, что к чему относится и что нужно, а что нет.

Лучше всего отдельные категории файлов помещать в свои папки: картинки в папку images или img, css в папку css, javascript в папку js. В корне будет лежать только index.html и страницы сайта, либо только index.html, а страницы в отдельной папке pages. Соблюдая эти правила вы никогда не запутаетесь в проекте.

Так же стоит сказать и об именовании файлов проекта. Чаще всего применяются следующие имена: главная страница – это index.html, стили проекта styles.css, скрипты scripts.js или app.js, минимизированные версии файлов имеют префикс .min, картинки носят не пространные названия на русском языке или набора цифр, а отражают то, что на них изображено, например, button.png, download-icon.png, logo.png и т.д.

Работа над проектом

Итак, определившись с редактором кода, структурой мы можем приступать к разработке. Прежде всего стоит отметить, что вёрстка страницы делается поэтапно: сначала пишется HTML-структура (HTML-код), затем добавляются стили, а после, если необходимо, пишутся скрипты (JS), добавляются необходимые плагины и библиотеки.

Учитывая вышесказанное, мы можем условно разделить работу над проектом на следующие этапы:

Написание HTML

Сейчас при написании HTML кода уже смело можно использовать тэги и элементы разметки, которые появились вместе с стандартом HTML5, если вам необходимо поддерживать старые браузеры, то можно использовать, например, плагин html5shiv (https://github.com/afarkas/html5shiv), который обеспечивает поддержку новых стандартов в старых браузерах или библиотеку Modernizr (https://modernizr.com/) (html5shiv входит в сборку Modernizr), которая определяет возможности браузера, с помощью которого просматривается сайт.

При вёрстке сайтов в настоящее время, априори, используется блочный подход, никаких таблиц, iframe’ов и пр. Таблицы выполняют только свою прямую роль – представление информации в виде таблицы. В вёрстке таблицы используются лишь при работе с электронными письмами.

На этапе написания HTML мы, как бы, создаём скелет страницы, её абстрактную модель при помощи тэгов (языка разметки HTML). Стоит отметить, что структуру может быть проще написать, если у нас есть прототип, составленный на первом этапе или же, если мы сами, глядя на дизайн-макет, на бумаге схематично разрисовали себе все блоки страницы.

При написании разметки мы так же сразу можем прописывать элементам классы и идентификаторы.

Правила именования классов

В проекте во всём должен быть порядок: от структуры проекта до имен классов, разметки и написания кода. Если при разметке важно следить за типом информации и размещением её в соответствующих блоках (заголовок, список, ссылка, строчный элемент, параграф и пр.), то при именовании классов и идентификаторов важно соблюдать здравый смысл. Классы должны давать абстрактное понятие о блоке, к которому они относятся, чтобы код было легче читать, а затем и писать стили. В принципе здесь не должно быть ничего сложного, если мы размечаем меню, то логично содержащему блоку дать класс .nav или .navigation, если это блок с текстом, то можно дать ему класс .block-text и т.д.

На сегодняшний день есть один популярный подход, который касается принципов построения проекта в целом, но на данном этапе нас интересует именно именование классов. Подход называется БЭМ и расшифровывается, как Блок Элемент Модификатор.

Вкратце можно описать данный подход, как некое соглашение по именованию классов и представлению разметки страницы. Каждый элемент страницы являет собой сущность, которая может существовать независимо от контекста, тогда мы говорим о Блоке (.block) или же только в контексте другой сущности, тогда мы говорим об Элементе (.block__element). Каждый Блок или Элемент могут иметь различные модели представления: цвет, форму, прозрачность и пр. За подобные свойства будет отвечать Модификатор (.block__element_mod).

Таким образом мы представляем наш код, как композицию блоков, элементов и их модификаций.

Более полная информация о методологии: https://ru.bem.info/

SMACSS

Так же существует подход SMACSS (расшифровывается данный акроним как Scalable and Modular Architecture for CSS – Масштабируемая и Модульная Архитерктура для CSS), который разделяет понятие о классах и разметке на несколько уровней: базовый, макет, модуль, состояние, тема.

  • К базовому уровню будет относиться всё, что касается непосредственно тэгов html.
  • К уровню макета мы будем относить всё, что касается основных составляющих страницы: секции.
  • К уровню модуль мы будем относить всё, что касается переиспользуемых элементов страницы: баннеры, навигация, списки, блоки информации и пр.
  • Уровень Состояние описывает как будут выглядеть модули и секции в том или ином состоянии: отображаются или не отображаются, сжатые или раскрытые, активны или неактивны и пр.
  • Уровень темы чем-то схож с уровнем Состояния и отражает как модули или секции могут выглядеть.
  • Макет: .l- или .layout-
  • Так как модули составляют основную часть проекта именовать их, используя префикс module- избыточно. Поэтому для них используются имена как есть, например: .example >, .afisha <> и пр.
  • Состояния имеют префикс .is-, например .is-hidden <>
  • Уровень Темы именуется подобно модулям.

Информация о методологии и онлайн книга: https://smacss.com/
Русскоязычный перевод книги по SMACSS: https://github.com/andrew—r/smacss

Важно помнить, что любое соглашение по именованию призвано создать определённый уровень абстракции, благодаря которому работать с проектом будет удобно и он не будет перегружен излишним кодом и прочими артефактами.

Небольшой курс по основам HTML: Смотреть

Написание CSS

Правила именования классов подводят нас к следующему этапу. Когда написана html структура проекта, определены классы можно переходить к написанию CSS стилей и нарезке макета.

Стоит упомянуть о 2-х CSS файлах-дополнениях: normalize.css и reset.css.

Reset.css

Изначально в проектах повсеместно использовался reset.css, написанный Эриком Мейером. Цель данного свода правил – сбросить стили браузера, которые он по умолчанию использует для отображения элементов разметки. Таким образом при использовании reset.css нам не нужно переписывать стили браузера, по сути мы работаем с «чистым листом» и можем сосредоточиться на написании собственных стилей с нуля.

Normalize.css

Normalize.css наоборот, не сбрасывает все стили «в ноль», а нормализует их, приводит отображение стилей проекта к более-менее однообразию во всех современных браузерах.

У обоих сводов правил есть свои плюсы и минусы, на данный момент популярен normalize.css. Популярность данного свода правил обусловлена ещё и тем, что вам не приходится при разработке заново прописывать основные свойства для базовых элементов страниц, а лишь модифицировать их по необходимости.

Так же стоит упомянуть о, так называемом, «быстром сбросе», когда мы абсолютно для всех элементов страницы с помощью селектора * прописываем свойства . Таким образом мы сбрасываем все внутренние и внешние отступы для всех элементов страницы. Но данную технику не рекомендуется использовать, так как она замедляет процесс отрисовки страницы, да и по сути имеет мало смыла (на мой взгляд).

Так же стоит отметить, что все размеры и отступы берутся непосредственно из дизайн-макета. Для получения данных значений нам необходимо использовать инструмент «линейка» и направляющие (речь про инcтрументарий Adobe Photoshop), а затем переносить полученные значения в код. Если мы работаем с фиксированным макетом, то значения переносятся в пикселях как есть, если же у нас «резиновый», то значения нужно переводить в проценты. Основная формула – это ширина элемента, делённая на ширину контекста (ширина содержащего блока). Например, если блок, содержащий текст и картинку имеет на макете ширину 400px, а блок с текстом в нём должен иметь ширину 340px, то в процентном выражении это будет (340 / 400) * 100%, то есть 85% будет занимать блок с текстом.

Не стоит перегружать ваши стили чрезмерной специфичностью, например, если мы хотим, чтобы ссылка внутри списка имела красный цвет, то не обязательно записывать всю линейку классов и тэгов: .main –nav ul li a, достаточно просто указать .main-nav a. Слишком «специфичные» правила делают правила контекстно зависимым и заставляют вас писать лишний код, а так же влияют на скорость отрисовки страницы, так как при разборе правил CSS парсер читает их справа налево и ему сначала, если брать описанный выше пример, нужно взять все ссылки (a), затем отбросить все ссылки, которые не лежат в li и т.д. пока он не доберётся до содержащего класса.

Специфичность кода, так же означает чрезмерную привязку к базовым тэгам. Например, если мы хотим, чтобы элемент внутри .block был синим и при разметке использовали элемент span (в правилах мы написали .block span ), то при замене его на div, например, нам нужно будет написать новое правило уже для div внутри .block. Таким образом наш код будет обрастать ненужными правилами, которые по сути дублируют друг друга. Гораздо проще определить всего лишь один класс (класс элемента), который при присвоении внутренним элементам будет приводить нас к желаемому результату.

Ещё один пример контекстной зависимости кода – это использование имен тэгов вместе с именами классов, например, div.block . Если мы захотим тот же класс применить к span, то нам придётся написать опять span.block или span.block, div.block , что в любом случае приведёт к увеличению кода на лишнюю строчку.

Почему это важно? Во-первых, вы не делаете лишнюю работу, во-вторых, вам не нужно потом среди 10000 строк искать нужное правило и, наконец, чем больше строк кода, тем больше размер файла, а большие по объему файлы медленнее передаются по сети, что в свою очередь может быть причиной долгой загрузки, а излишняя специфичность причиной долгой отрисовки вашей страницы.

Если, вы используете правила, относящиеся к спецификации CSS3, то не поленитесь проверить необходимость использования браузерных префиксов на сайте http://caniuse.com.

Возвращаясь к Mobile First, стоит сказать, что при работе в данной концепции написание стилей стоит начинать с мобильной версии, а затем с помощью медиа запросов добавлять правила, которые будут работать на других разрешениях. Зачастую, при расширении правил от мобильной версии к десктопной, приходится писать гораздо меньше кода, чем при работе наоборот: от десктопной версии к мобильной.

Полезные ссылки и материалы:

  • Книга Сначала мобильные
  • Книга CSS. Рецепты программирования
  • Книга Большая книга CSS3
  • Книга CSS3. Руководство разработчика
  • Небольшой курс по основам CSS: Смотреть

Написание JS

Итак, заключительным этапом является написание JS скриптов. При создании веб страниц стало, практически, стандартом использование библиотеки jQuery, которая позволяет с лёгкостью манипулировать элементами web-страницы (DOM узлами), навешивать прослушку событий, отправлять запросы на сервер, обрабатывать результат выполнения и пр. Но не стоит слепо доверять трендам, на сегодняшний день нативный JavaScript достиг такого уровня, что вам возможно уже не нужен jQuery. Поэтому, прежде чем слепо прикреплять jQuery, стоит задуматься, так ли он нужен для ваших задач и не достаточно ли встроенных возможностей языка JavaScript.

Есть неплохой ресурс, который приводит альтернативы одних и тех же манипуляций на языке JavaScript и с помощью библиотеки jQuery: http://youmightnotneedjquery.com/, так же неплохим подспорьем является сайт https://developer.mozilla.org/ru/, на котором, помимо описания методов и свойств JavaScript, можно найти полифиллы для тех или иных методов (библиотека или часть кода, которая добавляет в старые браузеры поддержку возможностей современных функций и методов JavaScript).

Важно отметить, что не рекомендуется использовать JavaScript для стилизации, то есть не стоит для того или иного объекта DOM (элемента страницы) добавлять портянку CSS свойств с помощью JavaScript, чтобы выделить его состояние и пр. Рекомендуется использовать классы, то есть заранее в CSS определить классы-состояния (активный, не активный, скрытый, использованный и пр.) и при манипуляции элементами просто добавлять или убирать соответствующие классы.

Например, у нас есть элемент списка с классом .list__item, для того, чтобы показать активный элемент в данный момент (выбран пользователем) или нет, можно просто добавить класс (.list__item—active), а не прописывать все стили, присущие этому классу в JS:
и т.д.
Небольшой пример с возможными способами присваивания класса (присвоение модификатора происходит при нажатии на зелёный квадрат): http://jsbin.com/.

Не рекомендуется решать задачи, которые явно относятся к уровню CSS с помощью JavaScript, пытаясь как-то выровнять объект или добавить ему стили при наведении и пр.

Опять-таки, возвращаясь к теме Mobile First, нельзя не упомянуть о 2-х концепциях, которые коррелируют с данной техникой. Progressive Enhacement и Graceful Degradation, что переводится как прогрессивное улучшение и последовательное ухудшение. Данные принципы описывают 2 разных подхода к разработке: в первом случае мы разрабатываем наш сайт, пишем скрипты с учётом старых браузеров и систем или же определяем поведение при невозможности запуска скриптов, а затем постепенно улучшаем скрипт, вводя современные функции и методы, таким образом мы получаем сайт, который будет одинаково хорошо работать в старых и новых браузерах и средах (то же касается и css).

При Graceful Degradation подход противоположный – мы разрабатываем для современных браузеров и, лишь, потом начинаем вносить доработки и изменения с учётом старых версий.

Подход Mobile First чем-то схож с Progressive Enhacement.

Проверка кода

После написания html, css и js для нашей страницы необходимо проверить всё ли сделано верно. Для этого можно использовать online средства:

  • Для проверки html: https://validator.w3.org/
  • Для проверки CSS: http://jigsaw.w3.org/css-validator/
  • Для проверки JS: http://www.jslint.com/

Статьи с рекомендациями по написанию JS, HTML и CSS:

Средства автоматизации

На сегодняшний день практически все рутинные процессы разработки (за исключением дизайна) можно в той или иной степени автоматизировать.

960GS

Мы уже говорили об этом средстве разработки в разделе про модульные сетки и дизайн. Нужно сказать, что 960GS предлагает не только макеты для создания дизайна, но и свою систему именования классов. Используя предлагаемые классы при вёрстке и при подключении css файла системы в проект, блоки сайта будут выстроены по этой сетке, что сэкономит время на написании практически того же самого самостоятельно.

Emmet

Emmet – это средство работы с html и css (http://emmet.io/). Плагин для работы с данным средством можно установить, например, в Sublime Text, тогда у вас появляется возможность не писать громоздкие куски кода на html и css, а записывать их в строчку, раскрывая затем в полноценную разметку. Например, строка .block>ul.list>li.list__item*3, может быть раскрыта в полноценный код:

Затем вам просто необходимо вписать текстовые значения в элементы списка. То же касается и css: строка w:100px+h:150px+bgc:#ff0 раскрывается в:

Благодаря данным средствам писать код становится быстрее и приятнее, так как вы меньше времени тратите на написания закрывающих блоков, переходам по строчкам, а так же уменьшается возможность, касательно html, не закрыть тот или иной элемент разметки. В плане CSS, например, становится легче работать с браузерными префиксами, так как одна строчка с CSS3 свойством может быть раскрыта в несколько с добавлением необходимых префиксов.

Далее стоит упомянуть и о таком языке работе с шаблонами, как jade (http://jade-lang.com/). Опять-таки, с помощью jade писать html становится быстрее и удобнее, а так же появляется возможность создания переиспользуемых блоков кода и миксинов, передавая которым на вход те или иные параметры мы будет получать нужную нам разметку. Благодаря jade в проекте, касательно разметки и написания страниц, может поддерживаться модульность, а часто используемые названия и блоки кода могут выноситься в качестве переменных (названия, имена страниц и пр.) или миксинов в отдельные файлы настроек и файлы, соответственно. Для работы с jade, а точнее для преобразования написанного кода из jade в html, необходимо использовать командную строку, а так же установить на ваш компьютер платформу nodejs (https://nodejs.org/en/, http://nodejs.ru/).

Командная строка

Работа в командной строке так же может ускорить некоторые этапы работы над проектом, например, создание папок и файлов. Запустив консоль в директории проекта и набрав в ней всего лишь одну строку:

После нажатия enter мы получим папку project в которой будут находиться папки css, images, js, в папках css и js файлы styles.css и app.js, соответственно, а в корне project лежать файл index.html. Таким образом мы сэкономили время на создание папки, написание её названия, создание файлов и пр. Так же командная строка используется для работы с остальными средствами автоматизации.

Далее стоит поговорить о таком языке как Sass (http://sass-lang.com/). Данный язык упрощает работу с css. Благодаря Sass можно записывать вложенные классы, проводить математические вычисления прямо в коде, выносить переиспользуемые величины в качестве переменных в отдельные файлы или в начало файла, что в значительной степени упрощает дальнейшую работу со стилями и упрощает изменение тех или иных величин, так как они все будут храниться в одном месте и не нужно будет «ходить» по всему проекту и вносить соответствующие правки. Так же, благодаря Sass в проекте можно придерживаться принципа модульности, храня части разметки в соответствующих файлах и подключать их все в основной, затем с помощью консольной команды можно собрать весь код в один css файл, так же поддерживается сборка результирующего файла на лету по мере написания стилей. Опять-таки для работы с Sass потребуется командная строка. Процесс установки пакета можно изучить здесь: http://sass-lang.com/install.

HTML5Boilerplate

HTML5Boilerplate (https://html5boilerplate.com/) представляет собой заранее скомпонованный проект, в котором уже есть index.html, normalize.css и пр. В index.html, например, уже заранее прописаны основные куски кода, которые необходимы при написании html страницы. Проект позволяет скачать архив со всеми файлами как есть или же использовать кастомную сборку: http://www.initializr.com/. Опять-таки, принцип прост: зачем тратить время на написание одних и тех же строк или на проделывание одних и тех же манипуляций, если мы сразу можем сосредоточиться непосредственно на работе с проектом.

Gulp и Grunt

Gulp (http://gulpjs.com/) и Grunt (http://gruntjs.com/) представляют собой сервисы запуска задач, которые описываются в основных файлах данных сервисов, выполняются с помощью совместимых модулей и запускаются на выполнение с помощью консоли.

Данные сервисы помогают использовать в разработке, например, вышеописанные средства Jade и Sass, автоматически преобразовывать их в соответствующие файлы html и css, сжимать их, если необходимо, а так же проверять, например css свойства, на необходимость использования браузерных префиксов и подставлять их в автоматическом режиме.

Оба сервиса используют различный подход в описании выполнения задач, но суть их работы одинакова. Полезным будет данное сравнение: http://frontender.info/gulp-grunt-whatever/

Так же многие сервисы вроде autoprefixer (автоматическая простановка браузерных префиксов), jshint (проверка JS кода на валидность) могут быть установлены как сторонние плагины в текстовом редакторе (Sumblime Text, Atom, Brackets) и инициализированы при нажатии определённого сочетания клавиш.

Bootrstrap, Foundation, Material Design Lite

Данные фрэймворки уже упоминались в разделе про дизайн. Но стоит опять вспомнить о них, так как они, в определённой степени, помогают автоматизировать процесс разметки веб-страницы и работы с ней.

При подключении файлов фрэймворков в проекте мы можем использовать определённые в них классы и сниппеты разметки, которые будут работать по уже описанным правилам и иметь установленный внешний вид (например, кнопки, поля ввода, таблицы и пр.). Таким образом мы экономим время, например, на описание расположения блоков дизайна, их размеров в зависимости от разрешения, внешний вид полей формы, кнопок и их состояния.

Со всеми возможностями и примерами можно ознакомиться на соответствующих сайтах:

  • Bootstrap: http://getbootstrap.com/
  • Foundation: http://foundation.zurb.com/
  • Material Design Lite: http://www.getmdl.io/

Надеюсь, что все описанные вещи будут полезны вам в изучении темы веб-дизайна и фронтенд разработки.

Как создать сайт с нуля. Подробная инструкция

В 2020 году выяснилось, что в онлайн-формате можно оказывать почти все услуги. А значит, для развития бизнеса без хорошего сайта не обойтись. Как его сделать, с чего начать и к кому обратиться за помощью — рассказываем в нашей статье.

Девушка смотрит в монитор

Поделимся статьями, расскажем новости и подарим скидку в один из магазинов с товарами для себя, семьи и дома. Осталось только подписаться!

Кажется, что все товары и услуги сейчас продаются через соцсети. Во ВКонтакте и в Инстаграме можно найти как небольшие магазины рукодельных свечей, украшений или десертов, так и компании, торгующие сборными домами. Но если вашему бизнесу становится там тесно — стоит задуматься о создании сайта. На нём можно собрать всю информацию о вашем товаре или услугах, рассказать о главных преимуществах, показать фото и отзывы покупателей.

Создание сайта — трудоёмкое дело. Мы расскажем, через какие этапы придётся пройти и на какие нюансы стоит обратить внимание.

Перед тем как создать сайт, проанализируйте конкурентов, поймите, как они продают. Создание сайта не поднимет продажи автоматически. Если у вас небольшой салон красоты или маленькая пиццерия, вам больше подойдут странички в соцсети, которые легче продвигать, и затраты на них меньше.

Созданием сайтов занимаются несколько специалистов: дизайнер, верстальщик, программист. Наполняют сайты текстами копирайтеры и контент-менеджеры, а продвигают готовые странички маркетологи. Руководит всем процессом менеджер проекта.

Вы можете обратиться к специалисту, который соберёт вам сайт под ключ — и даже найдёт всех сотрудников. Или попробовать самому стать руководителем проекта и нанять команду специалистов.

  • Шаг 1. Определяем цель создания сайта
  • Шаг 2. Выбираем тип сайта
  • Шаг 3. Придумываем название и доменное имя
  • Шаг 4. Выбираем хостинг
  • Шаг 5. Выбираем платформу, или движок сайта
  • Шаг 6. Собираем семантическое ядро сайта
  • Шаг 7. Продумываем структуру сайта
  • Шаг 8. Готовим контент сайта
  • Шаг 9. Проверяем юзабилити, или удобство использования сайта
  • Шаг 10. Создаём дизайн
  • Шаг 11. Приступаем к вёрстке
  • Шаг 12. Запускаем сайт
  • Бонус: индексация в поисковых системах

Шаг 1. Определяем цель создания сайта

Для начала стоит определиться с целью создания сайта. Они обычно бывают двух видов — коммерческие и некоммерческие.

Если вы планируете привлекать клиентов через сайт, то ваша цель определённо коммерческая. Значит, и функционал сайта должен быть соответствующий: придётся разработать форму заказа, каталог товаров и корзину.

Если же основной поток заказов поступает к вам не через сайт — скорее всего, у вас некоммерческие цели. Тогда из сайта можно сделать, например, новостной портал или блог, которые будут рассказывать об интересных событиях, так или иначе связанных с вашим продуктом.

Затем попробуйте определить задачи, которые сайт должен решить. Например:

Шаг 2. Выбираем тип сайта

Тип сайта зависит от того, какие функции он выполняет — продаёт, знакомит с продуктом или же просто развлекает ваших покупателей, работая на имидж компании.

Интернет-магазин

Его главное отличие — товар можно выбрать, добавить в корзину и купить прямо на месте. Для этого на сайте должна быть возможность регистрации и создания личного кабинета. Так покупатели смогут не только комфортно оплатить заказ, но и отследить его. А спустя какое-то время совершить повторную покупку.

Каждому товару понадобится карточка с фото и описанием. Чтобы оплачивать заказы картой, нужно будет подключить платёжные системы. Также можно добавить возможность назначать скидки — например, чтобы устроить распродажу к празднику.

Сайт услуг

Если вам не нужно продавать товары, то можно ограничиться небольшим сайтом с несколькими страницами. Такой тип подойдёт для салона красоты, кафе, медицинской клиники. На нескольких страничках будут расписаны основные услуги компании, может быть, выложен прайс-лист.

Сайт-визитка

Небольшой сайт, часто одностраничник, который содержит самую основную информацию о компании и контакты. Это может быть портфолио специалиста, например юриста или фотографа. Или же презентация одной краткой и понятной услуги: соляной комнаты, солярия или даже разового мероприятия — выставки или концерта.

Сайт компании, или корпоративный сайт

В отличие от визитки, состоит из нескольких страниц: меню может включать страницы второго и третьего уровня. Подходит для размещения большего количества информации. Может содержать каталог товаров, новости компании, информацию о выполненных проектах и партнёрах.

Порталы, новостные блоги

Главная цель — интересная подача информации. На таких сайтах обычно можно встретить множество статей, тестов, фото и видео.

Форумы

Будут полезны, если у клиентов возникает множество вопросов, связанных с вашими товарами и услугами. Постепенно вокруг вашего бизнеса может даже сформироваться небольшое сообщество. Правда, сейчас форумы часто заменяются группами и чатами в соцсетях.

Адресная строка браузера

Шаг 3. Придумываем название и доменное имя

Доменное имя для сайта — это название сайта, которое вбивается в адресную строку, например profi.ru. Название должно отражать имя бренда, но при этом быть запоминающимся и легкочитаемым. В идеале вы должны суметь его легко продиктовать — без всяких «эс как доллар». Не стоит выбирать и слишком длинные имена — желательно ограничиться 12 символами. Также стоит избегать цифр и символов. И, конечно же, ошибок — всё это ассоциируется с мошенническими ресурсами.

Домен верхнего уровня, или доменная зона — это те буквы, которые стоят в конце адреса после точки: .ru, .com или .org. Благодаря им можно понять, где находится организация или в какой стране она ведёт свою деятельность. Самый популярный домен — .com, но его нет смысла использовать, если вы работаете только в России. Больше подойдёт привычный .ru. К тому же за использование доменов других стран поисковые системы могут применять к вашему сайту штрафные санкции.

В последнее время кроме географических доменов стали появляться профессиональные: agency, .media, .travel. Они сразу обозначают сферу вашей деятельности.

Доменное имя вы покупаете не навсегда, а лишь арендуете. Поэтому платить за него придётся регулярно, например раз в год. Выбирая доменное имя для сайта, обязательно проверьте, не совпадает ли оно с адресом конкурента. Если имя уже занято, добавьте к названию короткое слово, которое относится к вашей сфере деятельности. Например, к названию магазина можно добавить shop, а к игрушкам — toys. Купить доменное имя для сайта, подобрать и зарегистрировать домен можно, например, на сайтах WebNames, REG.RU, NIC.RU.

Профи для любой задачи

Шаг 4. Выбираем хостинг

Хостинг — это место на сервере, где будут храниться все материалы вашего сайта. При его выборе обратите внимание на показатель Uptime — время бесперебойной работы. Оно должно быть максимально приближено к 100%. Также желательно выбирать хостинги с понятным функционалом и русской службой поддержки. Именно к ней вы будете обращаться, если сайт перестанет работать.

Как и доменное имя, хостинг арендуют. Цена аренды зависит от объёма хранилища. Поэтому если вы не планируете создавать крупный портал, то дорогой хостинг вам не понадобится. Но и пользоваться бесплатными хостингами для сайта тоже не стоит — это ненадёжно. Сервер может внезапно «упасть», и все материалы с вашего сайта пропадут на неопределённое время.

Шаг 5. Выбираем платформу, или движок сайта

Платформа для сайта — это примерно то же, что операционная система для компьютера. От неё зависит, сколько функций вы сможете добавить на свой сайт и насколько удобно будет им пользоваться.

Платформу можно создать тремя способами:

Конструкторы сайтов

Вариант, который больше всего подходит для новичков. Создать сайт на конструкторе почти так же легко, как зарегистрироваться в социальной сети. По умолчанию вам будет присвоено доменное имя конструктора, то есть название_вашего_сайта.wix.com. Но многие сервисы дают возможность доплатить и убрать название конструктора из адреса.

Сайт на конструкторе я советую делать только в том случае, если нужно получить результат максимально быстро и дёшево. Например, необходимо протестировать новый сегмент рынка или продать билеты на мероприятие. Для капитальных сайтов конструкторы не подходят. Такие ресурсы тяжелее продвигать.

Примеры конструкторов: Tilda, Mobirise, Wix, Nethouse.

сайт wordpress на планшете

СMS-системы

СMS, или Content Management System — это система управления сайтом, также называемая админкой. Они бывают платные и бесплатные.

Самая известная бесплатная система администрирования — WordPress. На ней создано около четверти всех сайтов в интернете. Она отлично подходит для блогов, сайтов-визиток, портфолио, корпоративных сайтов. Для новичков это идеальный вариант: управление админкой интуитивно понятно и не требует специальных знаний.

Платные платформы предоставляют больше возможностей для персонализации. Но, чтобы ими пользоваться, придётся немного подучить HTML или позвать на помощь программиста.

Самая известная платная CMS — «1С-Битрикс». Она позволяет создавать крупные сайты и может интегрироваться с системой 1C — это особенно важно для интернет-магазинов.

Программный код на ноутбуке

Самостоятельное написание кода сайта

Чтобы создать сайт с нуля, нужно будет пройти три основных этапа:

  1. Отрисовка макета сайта. На этом этапе дизайнер продумывает, как будут выглядеть основные элементы сайта — «шапка», меню, блоки с информацией, баннеры. Обычно для этого используют Adobe Photoshop или другие графические редакторы.
  2. Вёрстка. На этом этапе пишется код, а созданные элементы вшиваются в сайт.
  3. Внедрение PHP. Сайт перестаёт быть просто картинкой, пользователи могут взаимодействовать с ним, например оставлять заказы.

У самостоятельно созданного сайта больше возможностей как в дизайне, так и в продвижении. Но работа с ним потребует гораздо больше времени и навыков. Вносить изменения в него будет труднее.

Шаг 6. Собираем семантическое ядро сайта

Семантическое ядро сайта — это набор ключевых запросов, по которым пользователи будут находить ваш сайт в поисковых системах — Гугле и Яндексе. Например, «купить мебель тверь», «торты на заказ москва» или «сшить шторы на заказ сокол». Составив список таких запросов, вы поймёте, какие статьи и новости потребуются для продвижения сайта. Если на сайте будет большое количество экспертной, хорошо структурированной и часто обновляемой информации по определённой теме, поисковики будут чаще показывать сайт в выдаче. Так клиенты смогут попадать к вам прямо из поисковиков.

Подобрать запросы по вашей теме, или «ключи», можно с помощью бесплатного сервиса Яндекс.Wordstat. В нём нужно вбить слова, связанные со сферой деятельности компании, и посмотреть, как часто люди ищут их в интернете. Чем больше цифра, тем популярнее запрос. Не стоит писать статьи только на популярные темы — так вы не сможете продвинуться. Ориентируйтесь и на запросы средней популярности.

wireframe сайта

Шаг 7. Продумываем структуру сайта

Теперь, когда вы разобрались с типом сайта и семантическим ядром, можно набросать структуру. Это своеобразная схема страниц сайта. Сделать её можно даже на бумаге. Чтобы поисковики показывали сайт в начале поисковой выдачи, соблюдайте такие рекомендации:

  1. Сделайте возможность попадать на главную с любой страницы. Например, с помощью шапки сайта и логотипа, на которые всегда можно кликнуть.
  2. Не забудьте «хлебные крошки». Это кнопки, с помощью которых можно вернуться на шаг назад с любой страницы сайта. Например, в магазине одежды уйти со страницы конкретного платья обратно в общий каталог.
  3. Не создавайте более 4 уровней страниц. Стоит остановиться на: Одежда —> Платья —> Праздничные платья —> Платья для свадьбы.

Шаг 8. Готовим контент сайта

Перед запуском сайта стоит подготовить содержимое, то есть тексты, фото и видео, чтобы страницы не были пустыми. Вы можете делать это сами или доверить специалистам — копирайтерам и контент-менеджерам.

Вот на что стоит обратить внимание:

  • Тексты должны быть уникальными. Не стоит копировать статьи с сайтов конкурентов или перепечатывать странички из Википедии.
  • Фотографии и видео не должны много весить. Например, вес одной фотографии не должен превышать 1 Мб. Некоторые CMS автоматически ужимают фотографии или позволяют это сделать при загрузке. Если такой опции нет, оптимизировать фото можно онлайн с помощью разных конвертеров или в графических редакторах типа Adobe Photoshop.

Шаг 9. Проверяем юзабилити, или удобство использования сайта

Анализ юзабилити можно проводить и после запуска сайта, чтобы делать его всё более удобным для пользователей. Но ещё до запуска стоит убедиться в следующем:

  • Шрифт сайта не слишком мелкий.
  • Нет большого количества всплывающих окон, которые мешают пользователю видеть основную информацию на странице.
  • Есть «хлебные крошки», благодаря которым пользователь в любой момент может вернуться на предыдущую страницу.
  • С главной страницы пользователь может легко попасть на второстепенные страницы, например с каталогом товаров.
  • Пользователь может найти всю необходимую информацию об оплате, доставке, возврате и контактах.

Сейчас в тренде максимальная простота. Считается, что пользователь должен сделать не больше 2 кликов от момента входа на сайт до целевого действия, например нажатия кнопки «Добавить в корзину». Если путь длиннее, вы можете потерять клиентов.

Шаг 10. Создаём дизайн

Если вы используете конструкторы или системы типа WordPress, то можете выбрать дизайн из готовых бесплатных шаблонов — сделать это так же легко, как сменить заставку на телефоне. Если же вам хочется добавить сайту индивидуальности, придётся вникнуть в основы HTML и СSS. Тогда шаблон можно будет доработать под свои нужды: изменить шапку сайта, поменять цвета.

Важно: проверьте, как сайт будет выглядеть на различных устройствах — обычных компьютерах, планшетах и мобильных телефонах. Если вашу страницу будет неудобно просматривать со смартфона, вы можете потерять часть продаж. Хорошая новость: шаблонные сайты, как правило, уже содержат мобильные версии.

Шаг 11. Приступаем к вёрстке

Если макет сайта вы разрабатывали самостоятельно, нужно будет сделать под него код. Этим занимаются верстальщики и программисты. Принимая работу, проверьте, соответствует ли результат макету.

Самостоятельно сверстать сайт можно в программах Atom, Sublime и Visual Studio Code.

Шаг 12. Запускаем сайт

Перед запуском нужно протестировать в браузере, всё ли работает правильно, и только после этого открывать доступ для всех.

Когда домен зарегистрирован, хостинг оплачен, сайт проверен на работоспособность, его переносят на сервер. Для этого используют программы-проводники типа FileZilla — они переносят файлы с вашего компьютера на хостинг.

Главная страница Google на планшете

Бонус: индексация в поисковых системах

Чтобы сайт попал в поисковые системы Google и Яндекс и отображался по разным запросам, нужно, чтобы поисковые машины его проверили. Этот процесс можно ускорить, если создать файлы robots.txt и sitemap.xml и отправить их в Яндекс.Вебмастер и Google Search Console.

Файл robots.txt создаёт программист, который пишет код сайта. В этом файле указаны рекомендации для поисковиков — что им можно сканировать, а что нет. Например, стоит запретить поисковику просматривать содержимое корзины клиента и системные файлы.

Файл sitemap.xml — это карта сайта. В ней указано, как организованы страницы на сайте и как обновляется информация на них. Это нужно, чтобы поисковик запомнил, как часто нужно сканировать ваш сайт и обновлять результаты в выдаче.

Важно время от времени проводить анализ индексации. Особенно если на вашем сайте много страниц и они часто обновляются. Узнать, индексируют ли вас поисковики, можно несколькими способами:

  1. Ввести в поиске site: и название вашего сайта, например site: profi.ru. Количество результатов будет равняться количеству одобренных поисковиком страниц.
  2. Посмотреть Google Search Console в разделе «Индекс Google — Статус индексирования» и в Яндекс.Вебмастере в разделе «Индексирование — Страницы в поиске».
  3. Воспользоваться расширениями для браузера RDS Bar, который отобразит, была ли проиндексирована конкретная страница.

Есть несколько причин, по которым поисковики могут индексировать не все страницы:

Как создать сайт самому? 7 Рабочих правил и пошаговый план, которые помогут создать качественный сайт

Вас тошнит от скучной работы и вы хотите заниматься чем-то творческим и действительно полезным? Или вы хотите привлечь больше клиентов в ваш бизнес? Боитесь, что создать сайт самому — это все равно, что построить ракету? Читайте статью, как создавать сайты, и благодаря этому найти новую работу или увеличить продажи в вашем бизнесе!

  • 22.09.2022
  • 7 минут на чтение
  • 2 комментария

как создать сайт самому

«Это нереально, если я не программист!» — скажете вы. Я вас обрадую. Не обязательно писать код, чтобы создать сайт!

Вам всего лишь нужно запастись желанием, компьютером с выходом в Интернет и сделать первый шаг. Начните с этой статьи. Дочитайте её до конца. Может, она станет вашим билетом в новую жизнь?

Из статьи вы узнаете:

Веб-разработчик и руководитель частной мастерской сайтов с опытом работы 6 лет Дарья Вовкодав и генеральный директор компании Progress Engine по разработке веб- и мобильных проектов для стартапов и корпораций Алексей Поимцев рассказали обо всём, что нужно знать, если вы хотите научиться создавать крутые сайты!

как создать сайт самому

Зачем нужен сайт?

Компания без сайта теряет потенциальных клиентов, а значит, прибыль. Она не сможет найти новых покупателей и продавать людям из разных уголков планеты.

Согласитесь, за ответами мы все бежим в Интернет. Заказать пиццу? Купить курс? Записаться в школу французского? Два клика, и мы на нужном сайте. Мы неосознанно оцениваем качество сайта и решаем: купить продукт или закрыть страницу.

Если сайт удобный, красивый, в нём есть ответы на наши вопросы, мы доверяем компании и кликаем на кнопку «заказать».

Останется клиент на сайте или уйдёт, зависит не только от продукта, но и от веб-разработчика.

Онлайн-курсы по созданию сайтов

выбрать

Онлайн-Курсы по веб-дизайну

Онлайн-Курсы веб-разработки

Курсы графического дизайна

Курсы дизайна интерьера в СПб

Курсы дизайна в Петербурге

Какой конструктор сайтов выбрать?

Вы можете создать сайт двумя способами: самостоятельно писать код или собирать сайт на конструкторе. Главное отличие — функции и возможности.

Сайты, которые создают с помощью кода, имеют широкий функционал.

как создать сайт самому

Программы, которые потребуются создания сайта с помощью кода:

  1. Редактор кода. Именно в нём происходит работа над сайтом. Пробуйте и выбирайте любой из 6 лучших редакторов кода: Sublime, Notepadd++, NetBeans, Visual Studio Code, Brackets.
  2. Браузеры : Chrome, Safari, Mozilla Firefox. С их помощью вы проверите, как отображается и загружается сайт на разных браузерах.
  3. Графический редактор для создания макета сайта: Photoshop или Figma.

Конструкторы — это программы, которые сами генерируют код.

Вы просто вставляете фотографии, текст и кнопки. С их помощью создать сайт самому проще, но вам будут доступны лишь базовые функции.

Последнее отличие конструкторов от программ для записи кода — типы сайтов, которые можно создать. На конструкторах легко собрать лендинг, но многостраничные сайты сделать не получится.

Топ-3 конструктора сайтов:

1.Tilda — конструктор, который поможет создать сайт. Главный плюс — простота использования. Даже если вы открываете конструктор впервые, вы сможете сразу собрать свой дизайн лендинга. В нём уже есть и шаблоны, и готовые блоки, и возможность начать сайт с чистого листа.

Сколько стоит? Вы можете пользоваться бесплатной версией с ограниченным функционалом, а можете купить расширенную за 750-1 250 рублей в месяц.

2. Wix — платформа для создания и публикации сайтов. Яркие шаблоны, интерактивные элементы, анимация, формы опроса и обратного отсчёта — всё это есть на Wix. Однако он не так прост в освоении, как Tilda. Вам потребуется чуть больше усидчивости и времени.

Сколько стоит? Создать сайт самому на Wix можно бесплатно, но если вы хотите получить доступ ко всем функциям и подключить свой домен (придумать свой адрес сайта), придётся заплатить от 90 до 1 000 рублей в месяц.

3. LPgenerator — самый мощный конструктор для создания лендингов. В нём есть дополнительные функции, например, инструменты раскрутки, подключение скриптов, интеграция с другими приложениями. Всё это поможет сделать сайт ещё качественнее.

Однако новичкам лучше начинать с конструктора попроще — есть риск заблудиться в множестве функций. Но если вы уже «продвинутый» в создании сайтов, LPgenerator станет отличным вариантом.

Сколько стоит? В LPgenerator бесплатно поработать можно только 7 дней. Цена подписки — 799-15 730 рублей в месяц.

конструктор сайтов

Создать сайт на конструкторах проще и быстрее, чем писать код. Этот способ прекрасно подойдёт для новичков! Но если вы решили заниматься сайтами всерьёз, не бойтесь учиться новому. Писать код — это навык, который вы легко освоите, если захотите.

конструктор сайтов

Что такое лендинг?

Лендинг — это одностраничный продающий сайт . Он переводится как «посадочная страница», то есть лендинг призывает сделать одно действие: заказать химчистку, оставить контакты или забронировать билет на выставку.

Лендинг эффективен потому, что клиент сфокусирован на главном. В нём нет ссылок на другие сайты, длинных рассказов и предложений нескольких услуг.

создать лендинг

Лендинг состоит из нескольких блоков, но все они располагаются на одной странице. На первом экране мы показываем услугу или продукт и сразу предлагаем совершить действие.

как создать сайт самому

«Хмм… интересно! Но почему я должен обратиться именно к ним?» — думает клиент и листает вниз, чтобы найти ответы на свой вопрос.

Блоки рассказывают о продукте подробнее. В чём преимущества продукта? Чем вы лучше других? Сколько стоит? Вам точно можно верить?

Приведу пример. На первой странице лендинга мы предлагаем бесплатно скачать чек-лист «10 правил, без которых вы не выучите английский». Загвоздка в том, что клиент взамен оставляет свои контакты. Менеджеры школы английского набирают номер клиента и предлагают купить курс. Вуаля! Лендинг решил свою задачу: собрал контакты, и компания продала услугу.

Чтобы определиться с наполнением сайта, блоками и призывом к действию, решите, какую потребность клиента будет закрывать ваш сайт.

В зависимости от потребности клиента, лендинги делятся на 2 типа:

  1. Коммерческие. Это могут быть лендинги, где продаётся один товар или одна услуга, а может быть лендинг с каталогом товаров.
  2. Информационные. На таких лендингах клиент узнаёт информацию о продукте.

Как создать сайт самому?

Мы собрали для вас 6 самых важных советов и пошаговый план, которые помогут создать сайта самому:

1. Составьте портрет потенциального клиента

Веб-разработчик должен встать на место покупателя и научиться мыслить, как он.

Представьте, что вы — это клиент. Какой вы? Какой у вас возраст? Какую сумму вы сможете заплатить? Чем ярче вы представите клиента, тем больше шансов попасть в яблочко! Задавайте себе вопросы от лица клиента, чтобы разместить на сайте самое важное.

2. Проанализируйте конкурентов.

Анализ конкурентов поможет понять структуру лендинга, учесть все сильные и слабые стороны других сайтов и создать лучший сайт в тематике.

Ловите лайфхак, как легко провести конкурентный анализ! Откройте Яндекс и Google и просмотрите ТОП-5 сайтов из каждого поисковика, которые подходят вам по теме.

Затем проанализируйте сайты конкурентов по 5 критериям:

  1. Какие блоки используют конкуренты?
  2. В какой последовательности располагаются блоки и что это даёт?
  3. Как звучит призыв к действию?
  4. Удобен ли сайт? Что делает его удобным, а что усложняет?
  5. Какие крутые фишки используют конкуренты?

В конце статьи мы оставим ссылку на видео, как правильно располагать блоки на сайте, поэтому дочитайте статью до конца.

3. Пишите кратко, но сильно

Если вы откроете сайт, а на нём бескрайнее полотно текста, вы его тут же закроете. Клиент не будет напрягаться и вычитывать текст. Во-первых, у него мало времени. Во-вторых, он за 2 секунды может просто зайти на другой сайт — к конкуренту.

как оформить сайт

Текст будут читать, если он простой, понятный и разделён на смысловые блоки. И, конечно, если текст цепляет.

Умеете писать ярко и ёмко, но грамматика хромает, а правила пунктуации вы не вспоминали со времён школы? Воспользуйтесь бесплатным сервисом по проверке текста на грамотность и оригинальность.

4. Сфокусируйте внимание в одной точке

Задача лендинга — убедить клиента сделать действие. Помните? Ключевое слово: действие.

Для этого следуйте 3 главным правилам:

  • Чтобы клиент не отвлекался от сайта, не размещайте ссылки на другие продукты.
  • Напоминайте о действии. Вставляйте кнопки с призывом не только на первом экране, но и между блоков сайта.
  • Не размещайте кнопки с разными призывами к действию, чтобы клиент не запутался.

5. Первый экран — лицо сайта

Увидев первый экран, клиент решает, остаться на сайте или нет, поэтому над первым экраном нужно особенно постараться.

«Где я? Что я должен сделать?» — первые вопросы клиента, когда он открывает сайт. На них должен ответить первый экран. Название магазина, адрес, конкретное предложение и призыв к действию — всё это должно размещаться на первом экране.

6. Наполняйте сайт со вкусом

Сайт должен быть одним целым. Кнопки, фотографии, шрифты, цвета, формы — всё должно гармонично сочетаться и дополнять друг друга. Элементы сайта, словно ноты, которые вместе превращаются в красивую мелодию, только если стоят в нужном месте. Люди любят глазами, поэтому подбирайте качественные картинки в одном стиле.

Не опускайте руки, если вы не дизайнер! Вкус можно развить, например, записаться на курсы .

Смотрите хорошие сайты, анализируйте цветовые решения и элементы, запоминайте фишки. Поверьте, вкус в сайтах зависит от насмотренности. Зарегистрируйтесь на Behance или Pinterest и вдохновляйтесь!

Сделать сайт стильным помогут бесплатные стоковые фотографии на разные тематики — воспользуйтесь сервисом Depositphotos . Так вы не нарушите ничьё авторское право и получите отличные кадры, чтобы наполнить сайт.

Пошаговый план создания сайта:

  1. Определите задачу сайта.
  2. Соберите материалы о продукте или услуге, которые хотите продвигать на сайте.
  3. Проанализируйте конкурентов.
  4. Сделайте прототип сайта. На листе бумаги или в заметках компьютера пропишите текст сайта и продумайте его наполнение. Не торопитесь собирать сайт на конструкторе. Правильные смыслы — это 80% успеха,
  5. Соберите сайт на конструкторе.
  6. Подключите к сайту Яндекс.Метрику или Google Analytics. Эти сервисы нужны, чтобы отслеживать трафик и конверсию сайта. На них можно посмотреть, как клиент смотрит сайт: на какие кнопки нажимает, какие блоки пролистывает, где останавливается и на каком блоке закрывает сайт.

Посмотрите 10-минутное видео, как подключить Яндекс.Метрику:

7. Добавьте сайт в сервисы Яндекс.Вебмастер и Search Console , чтобы поисковики знали о существовании сайта и выдавали его по запросу. Просто зарегистрируйтесь на сервисах, добавьте сайт и подтвердите владением доменом.

Посмотрите видео с полным разбором сервиса Яндекс.Вебмастер:

8. Проверьте скорость загрузки сайта.

Если время отображения всех элементов будет дольше 4 секунд, то лендинг не попадёт на первые страницы в Google и Яндекс, а значит, конверсия сайта будет низкой.

Чтобы проверить сайт, загрузите его в сервисы PageSpeed Insights , WebPageTest.org или GTmetrix.com . Эти сервисы покажут, какая картинка много весит и мешает загрузке.

как создать сайт самому

Создать сайт самому возможно, но у вас должен быть огромный запас мотивации, терпения и упорства. Вы должны быть готовы тратить время, чтобы изучать информацию, развивать вкус и практиковаться.

Но есть способ проще — записаться на курсы и сделать «путь проб и ошибок» короче в сфере создания сайтов.

На что обратить внимание при выборе курсов?

  1. Портфолио преподавателя. Нравятся ли вам сайты, которые он создаёт? Он будет рассказывать только теорию, или покажет, как работать на практике?
  2. Ваше портфолио во время обучения. Во время курса вам нужно научиться делать сайты своими руками, а в этом поможет только практика. На хороших курсах на выходе у ученика будет своё портфолио.
  3. Программа курса. Вы хотите создать сайт с помощью кода или на конструкторе? Сколько теоретических и практических уроков будет на курсе? Если вам обещают изучить все программы и темы за короткий срок, будьте осторожны. Там вы узнаете всего по чуть-чуть, но получите лишь поверхностные знания.
  4. Отзывы студентов.

Стоимость курсов по созданию сайтов начинается от 5 000 рублей и доходит до 35 000 рублей. Такое обучение длится от 12 до 75 академических часов.

Создать сайт самому — не яичницу пожарить. Но чем больше вы вложите сил, тем больший успех вас ждёт! Не бойтесь узнавать новое, у вас всё получится (и я не только о яичнице)!

Ловите видео, как правильно располагать блоки на сайте:

Вам может подойти это обучение:

  1. 10 Лучших Курсов Обучения Созданию Сайтов
  2. 10 Лучших Онлайн-Курсов Веб-Дизайна
  3. Лучшие Курсы Дизайна в Санкт-Петербурге
  4. 10 Лучших Онлайн-Курсов Веб-Разработки
  5. Лучшие Курсы Обучения Маркетингу от 990 Рублей

Расскажите в комментариях, вы уже пробовали создать свой сайт? С какими трудностями столкнулись? Сделайте репост, и у вас под рукой всегда будут советы по оформлению качественного сайта!

Источник https://habr.com/ru/post/273795/

Источник https://profi.ru/media/kak-sozdat-sajt-s-nulja-podrobnaja-instrukcija

Источник https://courseburg.ru/news/kak_sozdat_sajt_samomu_7_rabochih_pravil-p17274.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: