Человечность как фактор саморазвития личности
V Международный форум «Cognitive Neuroscience – 2022»
«Души Порывы». 29-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи»
III Международный конгресс девиантологов «Девиантология XXI столетия»
II Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»
XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»
Человечность как фактор саморазвития личности
Автор
«Человечность как фактор саморазвития личности» — под таким названием в Психологическом институте РАО 4 июня прошел Круглый стол в связи с 60-летием слепоглухого доктора психологических наук Александра Васильевича Суворова, обладателя многочисленных регалий и наград:
— действительный член Международной академии информатизации при ООН,
— почётный международный доктор гуманитарных наук в Саскуаханском университете (США),
— ведущий научный сотрудник Лаборатории Психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института гуманитарных технологий Московского Городского психолого-педагогического университета,
— профессор кафедры педагогики Университета Российской академии образования ,
— кавалер медали I степени имени Г.И.Челпанова,
— кавалер почётной золотой медали имени Льва Толстого,
— кавалер памятной медали, посвящённой международному году добровольцев, учреждённому Генеральной Ассамблеей ООН,
— лауреат Всероссийского конкурса «Добрая дюжина»,
— кавалер Почётного юбилейного (80 лет) знака Союза пионерских организаций — Федерации детских организаций,
— рыцарь Свердловского областного Детского ордена милосердия,
— кавалер ОРДЕНА «БУРАТИНО».
Тема этого Круглого стола не случайна – так называлась докторская диссертация юбиляра, которую он защитил в 1996 году, посвятив ее своей матери — Марии Тихоновне Суворовой.
Этот Круглый стол организовала и вела доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института, руководитель научно-исследовательской группы психологии общения и реабилитации личности Наталия Львовна Карпова.
В составе этой группы до сих пор работает Александр Васильевич, лишенный не только слуха и зрения, но и чувствительности ног. Однако этот многолетний букет болезней не мешает ему жить полнокровной жизнью. Брайлевский органайзер, четырехколесные ходунки, постоянный сопровождающий – Олег Гуров и собственная сила жажды жизни – верные спутники Суворова.
Для столь неординарного события были заказаны два прекрасных переводчика жестового языка Марина Котова (слева) и Инесса Беликова.
Также в переводе помогала кандидат психологических наук Ирина Владимировна Саломатина (справа)…
…и Родион Терехов.
Огромное им всем спасибо от глухих, слабовидящих и слепоглухих участников Круглого стола!
Но самая большая доля адского труда в тот вечер выпала на Олега Гурова, который без перерыва переводил (!) почти четыре часа. Ведущая заседания Стола Наталия Карпова представила Гурова как приемного сына Суворова, назвав его «радостью, опорой и надеждой Александра Васильевича».
Это был не сухой, официальный вечер… Суворов – человек известный в профессорских и университетских кругах, с нетипичной судьбой слепоглухого, а потому …
…и гости приехали самые разные.
Молодые волонтеры из Региональной (Мари Эл) общественной организации инвалидов «Детский орден милосердия» спели песню «Моя Россия» на жестовом языке. В этой организации Суворов является одним из авторов создания уникальной методики работы с детьми-инвалидами, направленной на совместную деятельность и совместное общение их со здоровыми детьми.
Слева направо: Н.Кисельникова, А.Суворов, О.Гуров, Н.Карпова:
Приветствие выдающегося русского психолога, академика РАО Алексея Александровича Бодалёва зачитала зав. лабораторией научных основ психологического консультирования и психотерапии ПИ РАО, к.психол.н. Н.В.Кисельникова:
— И самым главным в этом процессе определения своего места в жизни было то, что Вы, Александр Васильевич, на оптимальном уровне решили для себя, что для Вас самое важное – это найти свое призвание. И оно представляется для Вас в том, чтобы себе самому всеми доступными способами вбирать в свой внутренний мир являющие себя по-разному основные ценности жизни и культуры и затем непременно делать их достоянием, прежде всего, тех, кто по разным причинам лишен этой возможности.
Было зачитано и поздравление от ведущего научного сотрудника Психологического института, доктора психологических наук, действительного члена Международной педагогической академии Виля Эмануиловича Чудновского, где были такие слова:
— Когда думаю о том, что сделал в своей жизни психолог и педагог Суворов, возникает мысль о том, что он проявил не меньше воли, мужества, мудрости, чем его полный тезка – знаменитый полководец. Психолог Суворов стал полководцем судеб многих детей, подростков, взрослых.
После оглашения длинного списка регалий А.В. Суворова заместитель директора Психологического института доктор психологических наук, академик РАО Сергей Борисович Малых отметил:
— Александр Васильевич взял новый рубеж – 60 лет! У него много достижений и наград. И в дальнейшем он будет столь же успешным! Руководство института представило Суворова к Золотой медали Российской академии образования.
Наталия Карпова в своем выступлении, говоря, что сотрудничает с А.В.Суворовым уже 20 лет, подчеркнула:
— Суворов всегда являл свою высочайшую РАБОТОспособность и работоСПОСОБНОСТЬ. За прошедшие годы Александр Васильевич не утратил ни одного из своих замечательных качеств: он также много работает, отличается большой отзывчивостью ко всем добрым начинаниям и четкой нравственной гражданской позицией, участвуя в комиссиях по образованию при Государственной Думе, встречаясь со студентами и преподавателями многих вузов, социальными работниками и журналистами.
Председатель Московского отделения Российского психологического общества, доктор психологических наук, руководитель группы диагностики творчества, главный научный сотрудник Психологического института Диана Борисовна Богоявленская:
— Я Сашу знаю более 30 лет. Тема его докторской диссертации лично им выстрадана. Московское психологическое общество сделало А.В.Суворова своим Почетным членом.
Доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ Дмитрий Алексеевич Леонтьев, руководитель научного издательства «Смысл», в своем выступлении провел глубокий анализ соотношения феноменов увлеченности и вовлеченности в зарубежной и отечественной философии психологии. Он подчеркнул, что только вовлеченность позволяет человеку устанавливать связь между миром, собой и тем, что есть в нем самом. Юбиляр – тому яркий пример.
Студентки факультета дефектологии Марийского государственного педагогического университета зачитали приветствие от руководства факультета и вручили подарки от Регионального отделения Детского ордена милосердия.
Из выступления директора Уральского центра дополнительного образования, профессор, доктор педагогических наук Зинаиды Алексеевны Галагузовой:
— На нашем факультете педагогического образования знают и любят Александра Васильевича. Он читал нам лекции о социальной педагогике. От него впервые узнала о Загорской школе. Я специально прилетела из Екатеринбурга, чтобы лично поздравить юбиляра.
Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, создатель «Российского открытого университета», преобразованного позже в «Университет Российской академии образования» Борис Михайлович Бим-Бад:
— Из 60 лет сорок лет я присутствую в судьбе нашего юбиляра. То как преподаватель, то как советник в учебе и творчестве, то как работодатель и издатель, то как помощник в решении житейских проблем. Короче, как старший друг. Сашина мама Мария Тихоновна была удивительной женщиной. Она жалела всех и не умела жалеть себя. Даже не подозревая о том, Мария Тихоновна стала первым и главным учителем Саши, пробудив в нем любовь к книге. Практически непрерывное и интенсивное чтение Саши развило его удивительное языковое чутье. Наряду с ясностью мысли в этом – причина успеха его публицистики.
Никто и никогда не достигал столь высоких результатов в условиях глубокой сенсорной депривации, как Саша Суворов.
Старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, кандидат психологических наук, первый директор организации слепоглухих «Ушер-Форум» Ирина Владимировна Саломатина подчеркнула:
— Мария Тихоновна Суворова на уровне материнской интуиции собирала вокруг сына разных замечательных людей, не только тех, кто интересовался слепоглухотой. Она звонила, приглашала, готовила вкусные пельмени и салаты, пела песни. Невозможно было оставаться равнодушной к судьбе ее сына. Она была участницей всех социальных событий. Саша, ты счастлив! Потому что у тебя была такая мама!
Депутат Государственной думы (Совета федерации), заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, Вице-президент Всероссийского общества слепых, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Олег Николаевич Смолин:
— В жизни всегда есть место подвигу! И у меня была такая же мама как у Суворова, которая сделала всё, чтобы человек состоялся в жизни. Воспитание детей — это самая долгосрочная перспектива на всю жизнь. Образование – это не сфера услуг, а область самореализации. Александр Васильевич неоднократно принимал участие в общественном движении и всегда поддерживал нашу позицию, что образование – не сфера обслуживания, а важнейшее государственное дело. Опыт Загорского детского дома – это опыт мирового значения!
Заведующая кафедрой специальной психологии факультета «Клиническая и специальная психопатия» МГППУ, кандидат психологических наук Татьяна Александровна Басилова:
— Я благодарна судьбе, которая более 40 лет назад привела меня в экспериментальную группу слепоглухих, где Саша Суворов и его товарищи готовились к поступлению в вуз, и где я познакомилась не только с ними, но и с их замечательными учителями, которые вскоре стали и моими. Благодаря общению с Александром Ивановичем Мещеряковым, Раисой Афанасьевной Мареевой, Аллой Яковлевной Акшониной, Галиной Васильевной Васиной, Эвальдом Васильевичем Ильенковым, Феликсом Трофимовичем Михайловым, Людмилой Филипповной Обуховой и многими, многими другими. Мы научились шире смотреть на мир, отстаивать свою точку зрения и помогать друг другу в любых обстоятельствах.
Координатор БАНО «Ушер-форум» Елена Сильянова выступила с презентацией на тему «Путь к самореализации слепоглухих через клубы общения»:
— Для тех, кто вдруг лишился возможности видеть и пользоваться слухом, кто лишился привычных мелочей, очень важен пример того, кто, оказавшись в таком же положении, не остановился, а добился успеха. Александр Васильевич для нас пример, чего может добиться слепоглухой человек в формировании нового менталитета.
Постоянный переводчик жестового языка клуба общения слепоглухих на Якиманке Марина Николаевна Котова:
— Первый раз увидела Сашу Суворова по телевизору 35 лет назад. Про него сказали, что он — единственный из слепоглухих, кто прочитал все 3 тома «Капитала» Маркса. Я очень удивилась и запомнила его тогда.
Но, пользуясь возможностью, хочу также обратить вниманием всех на то, что у нас в стране до сих пор не узаконена категория инвалидов слепоглухих – есть только категории глухих и слепых, что не учитывает специфики двойной сенсорной депривации, а это наглядно даже в работе переводчика.
Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Елена Львовна Гончарова рассказала о годах общения (1971-1976) на факультете психологии МГУ с четверкой выпускников Загорского детского дома (А.Суворов, Ю.Лернер, С.Сироткин, Н.Корнеева):
— В числе сотрудников лаборатории обучения и воспитания слепоглухих НИИ Дефектологии, которой руководил А.И. Мещеряков, мы с Т.А. Басиловой обеспечивали ребят материалами, напечатанными по Брайлю, сопровождали в Университет, переводили на лекциях и разного рода встречах, помогали каждому из студентов в решении разнообразных житейский проблем. Среди этой четверки Александр был самым молодым. Он порой уходил самостоятельно путешествовать по улицам Москвы, в метро, чем вызывал страх и опасение за его жизнь у старших товарищей. Но время показало, что уже тогда он начал свой эксперимент «слепоглухой в мире зрячеслышащих», который неустанно и успешно продолжает и по сей день, подавая пример жизнестойкости и активного участия в жизни не только людям с ограниченными возможностями здоровья, но и всем зрячеслышащим.
Главный редактор журнала слепоглухих «Ваш собеседник» Наталья Борисовна Кремнева:
— Именно Сашу я считаю моим спасителем. Когда оглохла, было очень трудно, вообще не знала, как общаться. А Суворов тогда занимался, осваивал компьютер в библиотеке слепых. И мы стали там встречаться с ним. Он меня «натаскивал» в дактиле, вообще очень поддержал тогда морально. Говорили много и обо всем. Он просто заряжал своим оптимизмом. Вот наглядный пример активной человечности. В то время еще не было «Ушер-Форума».
Преподаватель Московского Института психоанализа, председатель Координационного Совета профессиональной Гильдии психологов, куратор программы по логотерапии Института Виктора Франкла (Вена. Австрия) Светлана Владимировна Штукарёва преподнесла юбиляру удивительный подарок – выпуклую деревянную картину:
— Эту картину можно пощупать руками, а разные породы дерева, из которых она сделана, пахнут по-разному… Руководство Института психоанализа пригласило Александра Васильевича читать лекции студентам, чему я очень рада.
Другим удивительным подарком стала плетенная корзиночка с ландышами, врученная студентами, в которую юбиляр уткнулся головой, вдыхая аромат цветов.
… О чем говорил сам А.В. Суворов в своем выступлении? О многом…
О превращении бесчеловечности в человечность… О разных видах одиночества… О выдающихся слепоглухих личностях мира Элен Келлер (США) и Ольге Скороходовой (Россия)… И интересен был такой его ответ:
— Журналисты мне часто задают глупый вопрос: Какая у меня любимая книга? Я – книгоголик, библиофил. Читаю по 24 часа… Но могу сказать, какая самая добрая книга в моей жизни — А.И.Мещеряков «Слепоглухие дети».
Этим большим янтарным «Орденом Буратино» Александр Васильевич Суворов удостоен за педагогическую доброту к детям. Свою специализацию по диплому МГУ «детская психология, преподаватель детской психологии», полученного в 1976 году, Александр Васильевич Суворов полностью оправдал в течение своей жизни, посвятив ее Загорскому дому слепоглухих детей.
Текст и фото: Александры Базоевой, корреспондента газеты «Мир глухих», члена Союза журналистов Москвы.
Автор
Суворов Александр Васильевич
доктор психологических наук, профессор. Ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета. Научный руководитель Регионального Детского ордена милосердия. Почетный член Московского психологического общества. Президент Сообщества семей слепоглухих.
Москва
Что такое «человечность» в современном понимании, примеры
Слово «человечность» знакомо всем, но каждый вкладывает в него какой-то собственный смысл. У кого-то оно ассоциируется с добротой, у кого-то – с гуманностью, у кого-то – с порядочностью, нравственностью или другими качествами. Сегодня мы устраним эту неоднозначность, разобравшись, что же представляет собой человечность, как она формируется и как проявляется, посмотрим примеры, а также выясним, можно ли развить данное качество в себе самостоятельно.
Что такое человечность?
Человечность – это свойство личности, подразумевающее наличие у неё ряда важнейших морально-нравственных качеств, таких как доброе отношение ко всем живым существам, уважение к окружающим, способность к сопереживанию и состраданию, реализующаяся в помощи и содействии тем, кто в этом нуждается. Человечность является приобретённым качеством, которое формируется в процессе социализации человека.
Важная особенность человечности заключается в её повседневности. То есть, человечная личность не ждёт дня, когда можно будет совершить «героический подвиг», а постоянно поддерживает тех, кто в этом нуждается. Настоящая, не показная человечность проявляется в мелочах.
Человечность подразумевает наличие у человека таких качеств как доброта и доброжелательность, искренность, скромность, честность, великодушие, внимание и уважительное отношение к окружающим, способность сочувствовать и жертвовать своими интересами ради других. Проявление человечности приносит радость, а регулярное проявление делает личность сильнее и повышает самооценку.
Как проявляется человечность?
Любой бескорыстный поступок во благо другого человека или ради какой-то благородной цели является проявлением человечности. Стремление бескорыстно помогать другим высвечивает лучшие из человеческих качеств, такие как доброта, милосердие, сочувствие и сострадание. В этом и заключается суть человечности – в небезразличии к чужой судьбе, даже если это совершенно незнакомый человек.
Практически каждый человек уверен, что обладает такой добродетелью как человечность (и если потребуется, даже сможет привести примеры добрых дел, подтверждающих это). Однако человечность проявляется не в единичных поступках. Она проявляется в том, что человек интуитивно выбирает правильные действия, потому что просто не может поступать иначе.
Стоит отметить и то, что уровень человечности не определяется разницей между плохими и хорошими поступками. Нельзя думать, что плохие поступки перекрываются хорошими делами. Конечно, ошибки совершают все, но человечная личность не станет сознательно поступаться принципами ради заработка или удовлетворения каких-либо иных нужд, оправдывая себя тем, что в остальных-то делах всегда поступает благородно.
Синонимом слова «человечность» считается слово «гуманность». Но при этом первое слово больше ассоциируется с собственными положительными качествами, а второе – со способностью прощать других, не винить и не наказывать их за провинности.
Человечность определяется не только отношением к другим людям, но и отношением к растениям, животным и всему окружающему миру. Иногда именно здесь проводят черту между человечностью и гуманностью, утверждая, что человечность – это доброта по отношению к людям, а гуманность – это доброта по отношению ко всему живому. И всё же в современном русском языке эти слова считаются синонимами, поэтому такое разделение делать не обязательно.
Примеры проявления человечности
Друзья, давайте немного отойдём от теории, и рассмотрим конкретные примеры.
Одним из ярчайших примеров проявления человечности является спасение животных. Давайте вместе посмотрим эти эмоциональные кадры, где неравнодушные люди помогают обессилевшей собаке выбраться из колодца:
Есть и другой пример спасения собаки, где приняли участие не профессиональные спасатели, а обычные люди, которые объединили усилия ради благой цели:
Не менее ярким примером проявления человечности является следующее видео — спасение волка из капкана. Хотя волк является опасным для человека животным, но это не помешало неравнодушным людям помочь волку освободиться из западни:
Есть ещё множество подобных историй, но даже этих нескольких примеров вполне достаточно чтобы понять, что такое человечность и насколько она важна.
Как формируется человечность?
Это происходит в процессе социализации – формирования личности, во время которого ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. Основными источниками человечности являются воспитание и родительский пример. Ребёнок наблюдает за поведением взрослых, замечает, как они относятся друг к другу, к нему, к окружающим людям и к домашним животным.
Иногда родители воспитывают детей очень строго, наказывая их за любой неправильный поступок, даже если раньше им никто не объяснял, что так поступать нельзя. В подобных ситуациях ребёнок интуитивно чувствует какую-то несправедливость, но не может понять, в чём она заключается. И это приводит к возникновению у него внутренних конфликтов, негативно сказывающихся на развитии его человечности.
Важно также, чтобы ребёнок много общался со сверстниками. Это взаимодействие требует от него внимания, участия, дружелюбия и других проявлений человечности. И если он будет делать что-то неправильно, то реакция других детей заставит его скорректировать своё поведение. Так его социализация будет происходить наиболее естественным способом.
Уже в дошкольном возрасте ребёнок начинает усваивать правила взаимоотношений с другими людьми. При этом важную роль играют требования взрослых. Дети стремятся соблюдать их сами и следят за тем, чтобы их соблюдали другие. Если кто-то поступает наперекор этим правилам, дети могут ограничивать своё общение с ним или обращаться с жалобами к взрослым, ожидая, что те подтвердят правило и объяснят непослушному ребёнку, что ему не следует так себя вести.
Важным источником человечности для детей являются мультфильмы. В них описываются различные житейские ситуации, в которых главные герои совершают ошибки и узнают их цену, ссорятся и мирятся, учатся поступать правильно и подают пример юным зрителям.
Особенно активно человечность формируется у ребёнка в период «я сам». В это время ребёнок стремится к самостоятельности и старается без подсказок со стороны взрослых определять, какие поступки неприемлемы, а какие являются желательными. При этом он не всегда делает правильные выводы, но когда взрослые его поправляют, он запоминает правильную модель поведения и впредь придерживается её.
Человечность в современном обществе
Каждый из нас хотя бы однажды задумывался о том, что в современном мире не хватает человечности. Иногда мы сами нуждаемся в поддержке, иногда видим, как в ней нуждается кто-то другой. Но далеко не всегда находится тот, кто готов её предоставить. Одна из причин этого заключается в том, что большинство людей неправильно понимает, что такое человечность, нередко выворачивая это понятие наизнанку.
Дело в том, что в современном обществе принято строго судить других за их ошибки, забывая о понимании и прощении. В результате мы видим, как люди ведут себя жестоко, прикрываясь при этом борьбой за справедливость и человечность. Они с радостью хватаются за возможность жестоко покарать очередного «злодея», не задумываясь о том, что человек мог просто совершить ошибку о которой, вероятно, сожалеет и сам.
Всё это привело к тому, что в современном мире большую популярность приобрела «борьба за справедливость» при помощи травли и прочих не менее жестоких методов. Поэтому важно не забывать, что человечность – это гуманное отношение к каждому (даже к тому, кто действительно виноват). И проявляется она не только в стремлении помочь тому, кто нуждается, но и в способности подавлять в себе «благородный гнев» и прочие звериные инстинкты.
Как развить человечность?
Для начала необходимо правильно понять, что такое человечность, ведь как было отмечено выше, многие люди, которые искренне уверены, что обладают данной добродетелью, совершенно неправильно понимают, что она собой представляет. Человечность состоит из нескольких качеств, и развить её можно, методично работая над развитием каждого из них. Это такие качества как:
- Нравственность. Это система личных ценностей, принципов и правил поведения. От нравственности зависит, как человек относится к окружающим и оценивает их поступки, какие требования предъявляет к ним и к себе. Чем выше нравственный уровень человека, тем проще ему подавлять примитивные инстинкты и эгоистичные желания.
- Сила воли. Человечность подразумевает конкретные действия и волевые усилия, осознанное превозмогание слабостей, принятие сложных решений и совершение действий ради других. Как и нравственность, сила воли помогает нам бороться с примитивными инстинктами и желаниями.
- Стремление сделать мир лучше. Все мы считаем себя хорошими людьми – так уж устроена наша психика. Но человечность подразумевает не только искреннее желание сделать мир лучше, но и конкретные, пусть даже небольшие, шаги в этом направлении.
- Понимание мотивов других людей. У каждого намеренно совершенного поступка, хорошего или плохого, есть мотив. Наша психика устроена так, что нам очень легко обвинять других людей, хотя себе в аналогичных ситуациях мы всегда придумываем отличные оправдания. Человечность подразумевает способность понимать мотивы, толкающие других людей на определённые поступки.
- Адекватное восприятие своего места в мире. Для развития человечности важно также научиться адекватно оценивать своё положение в мире. Часто адекватной оценке мешает эгоцентризм, который мешает человеку осознавать важность чувств и переживаний других людей и всех живых существ.
- Прощение. Способность осознанно прощать чужие ошибки – важнейшая составляющая человечности. А значит, необходимо чаще прикладывать усилия к тому, чтоб научиться этому.
- Уважение. Уважения заслуживает каждый человек, невзирая на его слабости, ошибки, уровень образования, социальный статус и жизненные достижения. Демонстративное презрение к кому-либо – одно из распространённых проявлений отсутствия человечности.
Чтобы развить в себе человечность, необходимо постоянно и целенаправленно работать над собой. Это подразумевает, прежде всего, развитие перечисленных выше качеств и способностей. Кроме того, важно анализировать свои мысли и переживания, особенно в ситуациях, когда чей-то поступок вызвал гнев или презрение к этому человеку. Важно не забывать, что человечность подразумевает способность прощать и уважать каждого, независимо от его поступков и социального статуса.
Заключение
Человечность – осознанная доброжелательность по отношению ко всем людям и других живым существам, ко всему окружающему миру. Это способность сочувствовать каждому, независимо от того, как он выглядит и что собой представляет. Это стремление прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Человечность подразумевает наличие ряда положительных качеств, таких как нравственность, сила воли, бескорыстие, искреннее желание сделать мир лучше и адекватное восприятие своего места в нём.
Человечность — что это такое и в чем проявляется
Человечность – это достаточно сложное понятие. В нём зачастую принято объединять различные явления – такие, к примеру, как гуманность и гуманизм; несмотря на созвучие этих слов, они не связаны друг с другом по смыслу и в ряде случаев противоположны.
Что такое человечность: краткое определение
Человечность – это такое качество личности, которое отражает морально-нравственные принципы, а именно – любовь и уважение к другим людям, не причиняя им зла, предлагая сотрудничество и взаимопомощь.
Явление человечности распространяется не только на других людей, но и на животных, растения и весь окружающий мир в целом. Так, мы часто слышим призывы быть человечными по отношению к диким и домашним животным – не мучить их, не убивать, не разорять птичьи гнёзда.
Человечность – это одно из наиболее высших проявлений человеческого поведения. Такое поведение – осознанное и приобретённое. Человек не рождается человечным, а становится им в процессе воспитания и накопления жизненного опыта. Ну, или не становится, если воспитание и жизненный опыт не подталкивали к этому.
В чём проявляется человечность: черты характера
Человечность, или гуманность, основывается на альтруизме. Это поведение, в основе которого лежит принцип бескорыстной помощи другим, доброта, самоотверженность. В своей высшей степени альтруизм проявляется в жертвенности: человек приносит свои личные интересы, амбиции, а иногда здоровье и жизнь в жертву ради общего блага или же ради блага каких-то конкретных людей. Противоположностью альтруизму является эгоизм – выпячивание своих личных предпочтений, действия, направленные исключительно на достижение личной выгоды, самолюбие. Точно так же гуманности противостоит жестокость – стремление причинить вред окружающим ради неких личных интересов.
Человечность также базируется на нравственности. Это комплекс правил поведения, которые направлены на реализацию альтруизма и подавление эгоизма.
Человечность неотделима и от силы воли, поскольку она предполагает конкретные действия, направленную активность. Данная активность должна способствовать установлению альтруистических принципов и бороться с чужим или собственным эгоизмом.
Важно, что при осуществлении человечности акцент делается на искреннем желании сделать окружающий мир лучше. «Добрые поступки» человек способен совершать и из иных побуждений. К примеру, антисоциальный человек может «хорошо себя вести», если понимает, что за преступление и вообще за вред окружающим он будет наказан. Такое «доброе поведение» осуществляется исключительно из страха, следовательно, в его основе лежит ненависть.
Точно так же и жертвенность. Нередко бывает, что человеком движет лишь желание покончить с собой. Во время крупных войн многие люди рвались в бой не ради того, чтобы защитить свою страну, а лишь по причине того, что им надоела тяжёлая жизнь и они желают погибнуть, выместив перед этим свою злобу на противнике или просто «повеселившись».
Жертвенность или просто услужливость бывают показными. В основе такого поведения в любом случае лежит эгоизм, а не альтруизм. Человек стремится доказать другим свою правоту, исключительную значимость, своё превосходство. В таких случаях ни о какой человечности не может идти и речи.
С другой стороны, человечность далеко не всегда предполагает какие-то крайности и «экстремальные» поступки. Она выражается во всех наших делах, включая повседневные.
Человечность связана с пониманием. Верное отношение к тем или иным людям, явлениям, предметам возможно только тогда, когда мы понимаем подоплёку действий этих людей, особенности явлений. К примеру, возможно ли человечное отношение к преступникам, ведь они совершают зло? Но если рассмотреть каждого преступника по отдельности, то можно столкнуться с любопытными подробностями: этого, например, на воровство толкнула крайняя нужда; другой убил человека, защищая невинного ребёнка… Человечность предполагает знание человеческих слабостей, страхов.
Кроме того, человечность предполагает и адекватную оценку своего положения в мире. Адекватное отношение к другим людям возможно только тогда, когда мы знаем, что не обладаем каким-то существенным превосходством перед ними. Гуманное отношение к животным возможно тогда, когда мы осознаём, что тоже являемся частью животного мира, разве что мы чуть более развиты, чем остальные животные.
Примеры человечности
Мировая литература полна сюжетов, посвящённых «человечному» поведению. Примеры можно перечислять часами. Это и Дед Мазай, спасающий бедных зайцев, и Данко, вырвавший своё сердце для того, чтобы осветить путь другим, и героиня «Аленького цветочка», сумевшая подружиться со страшным на вид чудовищем и даже полюбить его, поборов свой страх. В литературных произведениях чувство любви к конкретному человеку или человечеству в целом толкает персонажей на героические поступки, они рискуют жизнью, но доводят начатое дело до конца.
Человечность культивируется в различных произведениях и памятниках мировой культуры, в религиозных и мифологических произведениях. Так, широко известна буддийская притча о трёх обезьянах, одна из которых не видит зла, другая – не слышит зла, а третья – не говорит (и не совершает) зла. Это, согласно буддийским представлениям, три главные составляющие человечности.
Правда, человечность в религиозных предписаниях зачастую носит непоследовательный и однобокий характер. К примеру, заповеди Ветхого Завета предписывали гуманное и дружественное отношение между «сынами Израилевыми». По отношению к другим народам те же заповеди допускали, а иногда и предписывали необузданную жестокость.
Исключительную гуманность проповедует и индуизм. Зачастую в этой религии этот принцип доводится до абсурда: в некоторых течениях индуизма монахи обязаны ходить с метёлочкой, которой они подметают землю перед собой, чтобы случайно не наступить на какое-нибудь мелкое животное.
Впрочем, религиозные постановления соблюдаются далеко не всегда и не всеми; литературные произведения описывают некие идеалы, которые далеки от действительности. Существуют ли яркие примеры человечности в реальной жизни? Их тоже достаточно много.
В качестве одного из примеров можно привести Турцию. В этой стране с определённого времени культивируется исключительно гуманное отношение к бездомным животным. Уличные кошки и собаки обзаводятся уютными домиками, на которых имеется надпись, призывающая не причинять хозяину домика зла. Во многих турецких городах установлены автоматы, кормящие бездомных животных. Такое отношение к братьям нашим меньшим в «восточной» стране многим может показаться парадоксальным, особенно в сравнении с привычками «цивилизованных» европейцев. В Европе охота, в частности – на редких и исчезающих животных, остаётся одним из самых популярных видов развлечений. Животные убиваются на потеху публике. Конечно, зоозащитники не стоят в стороне, и за последнее время им удалось многое сделать. Дошло даже до того, что в ряде стран стали официально запрещать цирки и некоторые виды зоопарков, поскольку животные в них содержатся в ненадлежащих условиях и нередко подвергаются мучениям – тоже для развлечения досужей публики.
Примеры человечности порой проявляются с неожиданной стороны. Всем известна легенда о Робин Гуде – «благородном разбойнике», который грабил богатых и раздавал награбленное бедным. Реальный прототип Робин Гуда, скорее всего, не был таким благородным, однако в народном сознании родился образ именно такого героя. Подобным персонажем был и Тиль Уленшпигель.
Джек-Прыгун – персонаж мистических городских легенд в викторианской Англии. Это было злобное антропоморфное существо, имевшее пружины на обуви, позволявшие ему высоко прыгать и быстро бегать. Обладал он и другими сверхъестественными способностями. Джек-Прыгун пугал прохожих, грабил одиноких путников и совершал ещё много всякого зла. Однако неожиданную трансформацию этот персонаж претерпел в оккупированной нацистами Чехословакии: здесь на его основе возник народный образ Перака – сверхъестественного существа, который борется с нацистами и помогает несчастным жителям оккупированной страны. Легендарный разбойник снова стал справедливым героем, проявляющим исключительную гуманность.
Проблемы человечности
Как мы показали выше, человечность не всегда проявляется последовательно. Одна из проблем в этом плане – ожидание того, что окружающие оценят твой «добрый поступок». Если человек сталкивается с тем, что адресаты гуманного поведения не оценят оказанной помощи, то зачастую он разочаровывается в людях и в необходимости быть человечным. Эгоистические тенденции берут верх, когда человек чувствует себя уязвлённым.
Происхождение гуманности изучается давно. Многие исследователи убеждены, что такое высшее чувство, как человечность, имеет биологические корни; она или её прообразы наблюдаются и в животном мире; недавние исследования показали, что альтруистические отношения существуют даже среди простейших одноклеточных животных.
Существуют различные биологические предпосылки «человечности». Например, забота о стариках и уважительное отношение к ним появились в обезьяньих стаях, где особи, дожившие до преклонного возраста, играют роль социального резерва: если родители погибнут в схватках с конкурентами или хищниками, то забота об их потомстве переходит именно к старикам.
Также не следует путать гуманность и гуманизм. Последний термин обозначает учение, пропагандирующее превосходство человека, его исключительное положение в природе, в том числе его право изучать и изменять окружающую действительность. Гуманизм давал толчок к всестороннему развитию человека, в том числе расцвет наук и искусств, но он же приводил и к таким печальным последствиям, как уничтожение множества видов животных и растений, порча экологии в угоду достижениям цивилизации.
Источник https://psy.su/feed/3315/
Источник https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/chelovechnost.html
Источник https://psylogik.ru/103-chelovechnost.html